Нравственное воспитание учащихся на педагогических традициях таджикского народа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ашуралиев, Муродали Имомалиевич

  • Ашуралиев, Муродали Имомалиевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 147
Ашуралиев, Муродали Имомалиевич. Нравственное воспитание учащихся на педагогических традициях таджикского народа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2007. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ашуралиев, Муродали Имомалиевич

Введение.3

Глава I. Социально-педагогические основы воспитания школьников на прогрессивных народных традициях.

1.1.Роль народных традиций в формировании подрастающего поколения.16

1.2.Педагогические традиции и их место в духовной культуре подрастающего поколения.35 1.3. Нравственно-педагогические ценности ислама.51

Глава II. Пути.использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в воспитании школьников.

2.1. Использование традиционных духовно-нравственных ценностей в учебном процессе.71

2.2. Приобщение школьников к прогрессивным. народным традициям во внеклассной работе.104

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственное воспитание учащихся на педагогических традициях таджикского народа»

Сегодня перед педагогической наукой стоит великая, ответственная задача - вернуть народу его традиции, веру отцов, а также стоят\)бщие цели

- формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению всё более усложняющихся задач, которые ставит жизнь.

Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций. Президент страны Эмомали Рахмон отметил, что «.та нация, которая не уважает национальные традиции, обычаи и обряды предков, не может воспользоваться достоянием независимости внести вклад в построение нового государства и государственности. Таджикская нация благодаря соблюдению национальных традиций, добрых обычаев и обрядов снискала ! С

I себе уважение в мировом сообществе».\.Поэтому необходима углублённая разработка нового содержания образования. Чтобы на всемирно» состязании народов таджики смогли явить всё богатство своих дарований, людям нужно возвратиться к самим себе, к сокровищам, погребённым в собственном сердце. Предприимчивость и разумный почин только там принесут пользу, где в основе жизни лежат незыблемые нравственные принципы, где не презираются честность во взаимных отношениях и добросовестность в труде.

В трудных исторических обстоятельствах, когда продолжает вестись пропаганда ненависти и насилия, когда пытаются нравственно разложить и даже растлить молодёжь, наука должна свидетельствовать о высших идеалах, о непреходящих духовных ценностях.

Сегодня в государственных школах самое слабое место - воспитание детей, но продолжают появляться инструкции с предписаниями "запретить в

I Р -V

I школах как религиозное, так и атеистическое воспитание } Если в школе нет ни религиозного, ни атеистического воспитания, тогда там просто никакого воспитания нет.

Без духовного развития и углубления личности, без высоких идеалов служения истине, добру и красоте, человек всё больше закабаляется и становится рабом вещей, им созданных. Для человека, утратившего нравственные ориентиры, всё представляется допустимым и приемлемым - и получившее невиданный, поистине индустриальный размах уничтожение детей в утробе матери, и бездумные эксперименты с наследственностью живых особей, и развращение малолетних, и осквернение всего светлого и чистого.

Народное и религиозное воспитание и образование испытано многовековым опытом народа, засвидетельствованным педагогами, поэтами, писателями и святыми, лучшими людьми земли. Оно сформировало великий народ, создавший могучее государство, великую культуру и литературу, особый неповторимый строй душевной жизни.

Было бы хорошо всем вместе, совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания и возможность их приложения в современных обстоятельствах жизни, попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения Таджикистана. Задача образования всегда была одной из важнейших общественных задач.

Актуальность темы обусловлена также потребностями общественной практики, требующей научного осмысления процессов, происходящих в духовной жизни общества. В современных условиях ширится и становится более глубоким интерес граждан к имеющимся в распоряжении общества возможностям духовного возрождения общества. Минувшие годы показали, что теоретическое религиоведение не смогло в достойной мере удовлетворить растущий интерес к его проблематике.

Степень разработанности проблемы.

Научное исследование проблем народной педагогики и системы народного воспитания началось в годы Советской власти (Г.Н.Волков, Я.И.Ханбиков, В.Ф.Афанасьев, Е.Н.Мединский, Н.А.Константинов, В.З.Смирнов, И.Ф.Шабаева). Народная педагогика в традициях Советского Востока, и тем более Центральной Азии, по существу начала исследоваться только несколько десятилетий назад, о чём свидетельствует направленность многих диссертационных работ и других публикаций (А.Ш.Гашимов, А.Ф.Хинтибидзе, В.Х.Арутюнянц, Р.М.Шоров, З.М.Магомедова, Н.Битяева, Т.Таджибаев, И.Оршабаков, К.Камалиева, И.Б.Гуртуева, С.Темурова, А.Тагиев и др.).

Несомненный интерес представляют исследования К.Сецсамбаева, А.Муминова, М.А.Муратовой, Б.Кадырова и других, в которых рассматриваются проблемы использования устного народного творчества казахского и узбекского народов в семейном, патриотическом, нравственном, трудовом воспитании. В книге А.Э. Измайлова в популярной форме рассматриваются просветительские идеи в Средней Азии и народная педагогика.

В бывших национальных республиках СССР встречаются исследования такого характера. В кандидатской диссертации И.Б.Гашимова можно найти некоторые народные педагогические идеи о нравственном воспитании детей школьного возраста.

Характеризуя в целом работы, выполненные в разное время по этнопедагогике, мы должны отметить их важное значение в ликвидации пробела в этнопедагогических исследованиях, а также в решении конкретных задач воспитания определённых возрастных групп школьников в специфической социально-культурной среде и в конкретном национальном пространстве.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н.Волков, автор монографий «Чувашская народная педагогика» и «Этнопедагогика». Труды этого исследователя выходят далеко за пределы региональной чувашской народной педагогики, они сыграли большую роль в формировании концепции народной педагогики вообще, в определении предмета, педагогических основ, методов и средств воспитания, в частности.

Впервые дети как объект народного воспитания рассматриваются в книге В.Ф. Афанасьева, где автор характеризует народные традиции воспитания детей в семье, функции детской среды, взаимоотношения детей и взрослых, особенности воспитания девочек.

Научный интерес к проблеме нравственного воспитания проявил Нуров А. В своей докторской диссертации «Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения», он выявил общие закономерности общечеловеческих нравственных ценностей и на их основе построил педагогическую концепцию воспитательных идей, отраженных в национальных и общечеловеческих нравственных ценностях.

В докторской диссертации Маджидовой Б. «Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье» рассмотрен ход становления, развития и особенностей прогрессивных народных традиций и обычаев в таджикской семье в разные исторические периоды, раскрыт механизм передачи передовых традиций и обычаев из поколения в поколение, обоснована органическая связь традиций и обычаев с общими проблемами воспитания нравственности и педагогической культуры родителей, выявлены положительные и отрицательные стороны традиционной, этнопедагогической системы воспитания и тенденции развития, изменение традиций; также рассмотрены повышение педагогической культуры родителей и развитие научной основы педагогики семейного воспитания, т. е предметом её исследования стали народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье. Что касается образовательного аспекта нравственного воспитания с использованием воспитательной традиции в школе, она не рассматривает, т.е объектом её исследования послужили дети, воспитывающиеся в условиях только полноценной семьи.

В исследовании Раджабова М. «Формирование нравственных качеств личности в «Шахнаме» Фирдоуси» на основе конкретного социологического исследования показана отражение педагогических идей «Шахнаме» Фирдоуси на формирование нравственных качеств личности в образовательной системе суверенного Таджикистана. Показаны формы, методы и приёмы формирования нравственных качеств личности на уроках таджикской литературы и предметах гуманитарного цикла.

Концепцию народной педагогики, в известной мере, дополняет книга Ш.А.Мирзоева, в которой рассматриваются народные словесные методы воспитания, особо выделяется роль родного языка как важнейшего фактора воспитания.

Анализ педагогических идей великих просветителей, учёных, поэтов, педагогов убеждает, что гуманистические народные идеи воспитания широко отражены в их трактатах о воспитании человека. В книге Авиценны «Ва Тадбири манзел», в разделе «Обучение и воспитание детей», много примеров из практики семейного воспитания; в «Памятниках минувших поколений» Бируни речь идёт о традициях разных народов; в «Большой книге музыки» аль-Фараби приводит примеры из народной музыки; в «Книге просветления» и «Книге счастья» Носири Хусрав прославляет труд простых людей; творчество-- -з Абдулло Рудаки полностью перекликается с народным поэтическим творчеством.

Педагогические воззрения классиков таджикско-персидской литературы получили освещение в исследованиях Лутфуллоева М., Арипова М., Рахимзода X., Рахимова Б., Кадырова К.Б., Каримовой И.Х., Шарипова Ф., а отдельные вопросы, педагогические и культурные традиции и обычаи, отражены в работах Сулаймони С., Давлатова М., Юлдашевой М.Р и других таджикских учёных.

Особый интерес представляет ряд трудов и диссертационных работ по исламской педагогике. Это работы Миртурсунова 3., Хусанходжаева И., Сабирова М., Ганиева А., Фаттаева М., Орифи М., Джалиловой Дж., Хайдарова Т., Ходжибекова Э., Назарова А., Пудинаева А., Абдуллаева, которые являются первой попыткой систематизировать мысли видных мусульманских философов, педагогов, писателей о воспитании и образовании.

Плодотворными, отвечающими духу, концепции современной гуманистической школы являются педагогические исследования, посвященные воспитанию подрастающего поколения на традициях, опыте старших поколений, так или иначе затрагивающих вопросы использования и религиозно-культурологических традиций (Юнусова В.Н., Нигматова З.Г., Ханбикова Л.Й., Гатилова А.Ш., Камалова Т.Р., Хайрутдинова А.Г.).

Религиозная культура, являясь многозначным социальным феноменом, естественно, предрасполагает к её изучению с самых разных сторон. Интерес, в частности, может быть связан с изучением определённой конфессии.

В нашем исследовании мы обратились к богатому источнику прогрессивной педагогической мысли, содержащейся в традиции таджикского народа. На наш взгляд, есть ряд моментов, которые остались несправедливо обойдёнными вниманием со стороны педагогов-исследователей, когда-либо обращавшихся к изучению их воспитательных возможностей. В частности, это можно отнести к неизученности опыта работы в религиозных школах, содержащего немало интересного и полезного в плане подходов к воспитанию личности. В связи с этим можно говорить о назревшей необходимости проведения целостного историко-педагогического анализа развития системы воспитания человека на базе нравственного учения Ислама.

Анализируя степень разработанности исследуемой темы, ещё раз отметим, что в современной историко-педагогической науке она ещё не изучена достаточно полно, а в советское время считалось нецелесообразным её изучать, так как существовали идеологические запреты, требовавшие только критического рассмотрения этого опыта. Религия оценивалась только с отрицательной стороны. Традиции, связанные с созданием семьи и семейно-бытовым укладом были отнесены к разряду «пережитков прошлого», поскольку они не соответствовали коммунистическим идеалам.

Сегодня ситуация коренным образом изменилась в сторону большей открытости системы школьного воспитания по отношению к различным видам культуры, в том числе и религиозной, как источнику, способствующему утверждению духовных ценностей в сознании людей. Духовно-нравственный потенциал во многом присущ и исламу. В результате обнаруживается противоречие между возможностями благотворного влияния на духовное развитие детей, заложенными в нравственно-педагогической культуре Ислама, и неподготовленностью школы к их разумному применению в рамках ценностей своей воспитательной системы. Все сказанное позволяет дать следующую формулировку проблемы. Каковы тенденции развития и условия использования прогрессивной мысли, содержащейся в учении ислама, в современной школе? Объективная оценка, понимание истинной ценности воспитательного потенциала ислама потребовали проведения анализа и синтеза педагогических знаний, накопленных к настоящему времени в педагогической науке по данному вопросу.

При всём этом проблема использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы решена только частично. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования - "Нравственное воспитание учащихся на традициях таджикского народа".

Цель исследования- выявить пути и средства системного использования прогрессивных народных традиций в учебной и внеклассной работе школы в целях повышения эффективности процесса нравственного воспитания учащихся.

Объектом исследования выступает нравственное развитие учащихся школ на основе воспитательной традиции таджикского народа.

Предметом исследования является влияние целенаправленного и активного использования народных и религиозных традиций на формирование нравственного воспитания школьников.

В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования: вычленить наиболее актуальные проблемы формирования нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных школах; определить степень научной разработанности проблемы формирования духовно-нравственного воспитания учащихся; обосновать ведущие социально-педагогические факторы формирования духовно-нравственного воспитания учащихся; исследовать объективные возможности формирования духовно-нравственного воспитания учащихся; разработать систему воспитательной деятельности, обеспечивающую формирование у учащихся духовно-нравственного воспитания на традициях таджикского народа, и определить пути её осуществления.

Экспериментальная база исследования. Исследованием были охвачены главным образом общеобразовательные школы г. Душанбе, район Рудаки. Выборочные аспекты эксперимента осуществлялись и в других школах республики. Базой сравнительного анализа явились общеобразовательные школы №77 и 78 г.Душанбе.

Исследование охватывает три периода:

Первый период (2000-2002) - сбор материалов, наблюдения, опросы, анкетирование и опытно-экспериментальная работа в школах.

Второй период (2003 - 2004) - определение условий учёбы, воспитания и работы школ, различных учреждений народного образования в связи с осуществлением духовно-нравственного воспитания учащихся.

Третий период (2005 - 2006) - обобщение собранных материалов, их сопоставление, подготовка диссертации, формулировка выводов, рекомендаций, определение научных гипотез.

Изучение истории и теории вопроса, подкрепленное осуществленным нами поисково-констатирующим исследованием, позволило сформулировать рабочую гипотезу исследования, исходящую из того, что нравственное воспитание учащихся станет более результативным и предсказуемым, если школа, семья и общественность будут действовать в одном и том же направлении;

- духовно - нравственное формирование подрастающего поколения невозможно без обеспечения преемственности нравственного опыта, выработанного народом в процессе своего исторического развития;

- использование средств этнопедагогики, тесно связанных с укладом жизни, ценностями психологии народа в учебно-воспитательном процессе школы не только возможно, но необходимо и целесообразно; только системное использование прогрессивных народных традиций в учебной и внеклассной работе может привести к значительному и ожидаемому результату.

Интенсивное возрождение и распространение ислама в Таджикистане требует, чтобы школа формировала у своих воспитанников объективное, непредвзятое отношение к народным традициям и религии и в то же время максимально использовала в своих целях их богатый педагогический потенциал.

Методологической основой исследования стало духовное наследие выдающихся мыслителей таджикского народа; идеи-и взгляды крупнейших российских учёных в области педагогики, аксиологии, культурологи на роль нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ, на необходимость реализации педагогического потенциала этнопедагогики и исламских культурных ценностей. Ценными явились.выдвинутые положения о реформировании системы образования и воспитания, модернизации их содержания с учётом требований суверенного государства и сложившихся на сегодня нравственно-педагогических ценностей. Закон РТ «Об образовании», Закон Республики Таджикистан «О религии и религиозных организациях», Концепции национальной школы Республики Таджикистан, основные положения концепций ведущих исследователей в области нравственного воспитания; принципы единства логического и исторического, системности, культуры прошлого. В диссертации использованы материалы социологических исследований, проведённых кафедрой общей педагогики ТГПУ им. С.Айни.

Цель, задачи и характер исследования предопределили его методику и организацию.

В первую очередь она строилась на разностороннем анализе и синтезе более 1000 документов, научных публикаций и иных объективных материалов, позволивших выявить историко-культурные, социально-педагогические и аксиологические аспекты проблемы.

Исследование базировалось на системе взаимодополняющих методов исторического, социологического и педагогического анализа, среди которых особое место заняли: наблюдения, педагогический эксперимент, интервью, собеседование, анкетирование, опрос и др. Предметом научного анализа было охвачено около 100 занятий у более 40 учителей. Было проанализировано около 200 анкет и собраны результаты индивидуальных экспериментов, внедрены факультативные программы, в содержании которых были материалы по нравственному воспитанию. Существенную роль сыграли участие и личные наблюдения автора за учебной и внеучебной работой; изучение, обобщение и систематизация передового опыта работы учителей общеобразовательных школ. Основным методом послужило многолетнее монографическое исследование проблемы по месту работы автора - в общеобразовательных школах района Рудаки и гимназиях г. Душанбе.

Исследование проводилось с 2004 по 2006 годы. Его основу составил педагогический эксперимент, в процессе которого, по инициативе диссертанта, в ряде школ г. Душанбе и района Рудаки внедрялась система нравственного воспитания, основывающегося на традициях народа и исламских ценностях.

Опытно-экспериментальная работа была подчинена задачам этнопедагогического анализа социальной практики, выявления сущности нравственного воспитания в её взаимосвязи с исламской ценностью.

Опытно-экспериментальная работа включала также внедрение учебных программ, предусматривающих систему нравственного воспитания, способствующую преобразованию знаний о народных традициях и исламских ценностях в жизненную позицию, основанную на национально -культурных ценностях и глубоком уважении ценностей исламской культуры.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводились путём выступления автора на заседаниях методического объединения учителей школы, на районных и республиканских семинарах, конференциях, педагогических чтениях. Опубликован ряд статей в центральных научных журналах и в вузовских изданиях.

Существенным фактором апробации результатов исследования стала экспертная оценка и общественное обсуждение статей, монографий и выступлений среди учёных - исламоведов, педагогов и т.д.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

1) выявлении и систематизации историко-педагогических знаний, созданных в рамках педагогических традиций таджикского народа;

2) традиции таджиков рассматриваются в их органической связи с исламскими ценностями, раскрывается позитивная роль религии в духовно - нравственном становлении личности;

3) обоснована необходимость и определены пути комплексного использования народных традиций в учебном процессе и внеклассной работе школы, а также в совместной работе школы, семьи и общественности. .

Значимость исследования нашла своё отражение в обосновании концепции формирования нравственного воспитания учащихся, которая интегрирует в себе выработанные веками принципы народной педагогики, нравственные начала ислама и феномена взаимодополняющего единства народных традиций и исламских ценностей в нравственном воспитании.

В ходе исследования выявлена органическая взаимосвязь народных традиций и исламских ценностей воспитания, которые унаследовали непреходящие ценности культуры Древнего Востока, ислама, независимости Таджикистана, способные конструктивно влиять на нравственное воспитание учащихся общеобразовательных школ.

Источниковедческую базу диссертации составили: работы мыслителей средневековья и труды современных исследователей; выступления представителей мусульманского духовенства на страницах педагогических и научно-аналитических журналов и газет; тексты священных книг Корана и Сунны; исследования истории общественной мысли таджикского и других народов; многочисленные труды по культуре религии; труды российских и таджикских востоковедов, исламоведов, философов и педагогов. Изучению зарубежных источников-оригиналов способствовало знание автором английского и арабского языков.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по использованию народных традиций в учебно-воспитательном процессе школы для учителей, классных руководителей и организаторов воспитательной работы. Рекомендации могут быть применены в подготовке студентов высших и средних учебных заведений педагогического профиля.

Достоверность и обоснованность научных результатов обусловлены тем, что автор руководствовался научной методологией, свободной от идеологических установок. В работе полностью использованы средства народной педагогики, которые служат фундаментом нравственной культуры, обеспечивающей им известную в истории жизнестойкость. Практические рекомендации проверены и одобрены в общеобразовательных школах.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Нравственное воспитание - это процесс, происходящий под воздействием педагогической деятельности, направленной на формирование духовного мира подрастающего человека. Обращение к истокам культуры своего народа - основа духовно-нравственного воспитания современной личности.

2.Нравственное воспитание учащихся в новых социальных условиях является сложным интегральным процессом, где формирование самосознания развивающейся личности является главным фактором его целостного развития. Определение педагогических условий,' факторов, способствующих духовно-нравственному воспитанию учащихся.

3.Тезис об органическом единстве народных традиций таджиков и исламских ценностей.

4.Научно обоснованные и экспериментально проверенные методические рекомендации по системному использованию народных традиций и традиций ислама в учебно-воспитательном процессе школы и в совместной работе школы, семьи и общественности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ашуралиев, Муродали Имомалиевич

ЗАКЛ ЮЧЕНИЕ

Новое звучание обретают сегодня вопросы воспитательных, ценностно-ориентационных возможностей этнопедагогики. В системе активного возрождения и последовательного изучения сферы национального самосознания роль народных традиций и исламские ценности трудно переоценить. Они усиленно повышают свой престиж в общем контексте нравственного воспитания. Средства их широко используются в целях стол важного в кризисные периоды сплочения нации, укрепления всенародной солидарности, единства. Здесь много того, чем можно не только восхищаться, но и гордйться. Это живое проявление взаимосвязи и единства поколений, передающих друг другу накопленный духовно- нравственный опыт, выработанную веками мудрость. Народ выражает здесь отношение к миру по всем наиболее важным мировоззренческим, нравственным, эстетическим позициям. На этой основе формируются такие социопсихологические и социопедагогические феномены, как традиция, общественное мнение, народная педагогика. Из инкрустирования народных педагогических элементов образуется слой навыков, составляющих своего рода арсенал средств технологии воспитания и образования, а вместе с тем источник неуловимого словами нового воспитательного воздействия.

По своему объективному содержанию этнопедагогическая информация способна оказывать сильное влияние на решение задач гуманитарного воспитания, формирования толерантных качеств личности, выработки навыков конструктивного поведения. Возрождение и развитие воспитательных традиций имеет большое значение для сохранения национальной культуры Таджикистана. В условиях глобализации, которая затрагивает сегодня практически все стороны жизни нашей страны, г проблемы духовно-нравственного воспитания приобретают новую актуальность. - . ^ ' «

Исходя из такого понятие, в диссертации сделано следующее заключение:

1. Исследование показало, что в педагогическом наследии таджикского народа, как и любого другого народа, наряду со специфическими моментами, которые вырабатывались и отбирались на протяжении многих столетий на основе собственного педагогического опыта в конкретной исторической среде, имеется также много общих, общечеловеческих ценностей.

2. Как показали результаты констатирующего эксперимента, большинство учителей и родителей испытывают затруднения как в различении прогрессивных, полезных и ошибочных, отрицательных, вредных традиций народной педагогики, воспитательных и образовательных ценностей ислама, так и их использовании в современной практике учебно-воспитательной работы с учащимися общеобразовательных школ.

3. На основе исследования установлено, что если, с одной стороны, объясняется недостаточного опыта и умения, или нежеланием некоторых учителей применять на практике воспитательные традиции народа и религиозные ценности, нигилистическим отношением части учителей и родителей к традициям и склонностью их полностью освободиться и освободить от них детей, то, с другой стороны, объясняется упущениями и недочётами учебно -- воспитательного процесса учебных заведений, готовящих учителей. А это в свою очередь объясняется недостаточной осведомлённостью части самих вузовских педагогов об этнопедагогике, об исламских воспитательных ценностях её традиций в учебно -воспитательной деятельности, отсутствием научно- обоснованной концепции по этой весьма актуальной и сложной проблеме.

4. Кроме основной задачи исследования, мы попутно попытались оказать помощь вузовским преподавателям по оснащению студентов методикой изучения этнопедагогических и исламских ценностей и её влияние на учащихся в современном образовательном и воспитательном процессе.

5. В диссертации мы учли и упущения ранее выполненных этнопедагогических исследований, что заключалось в отсутствии системного подхода к использованию традиций народной педагогики с интеграцией воспитательных и образовательных ценностей ислама по нравственному воспитанию учащихся.

6. Диссертация даёт полное основание проследить и выявить до сих пор существующие стереотипы и трансформации, произошедшие и происходящие в воспитательных традициях, что очень важно для правильной постановки практической работы по использованию традиций в учебно- воспитательной деятельности с учащимися. •

7. Намечая пути использования духовного потенциала религии в воспитательной практике современной школы, мы пришли к выводу о том, что давно назрела необходимость включения в учебный процесс предметов религиоведческого содержания, как основного способа реализации этого потенциала в условиях светского образовательного учреждения.

8. Обострение проблем семьи как главного места воспитания детей повышает роль религиозных традиций, в частности, ислама с его развитой семейной этикой, основанной на взаимоуважении и высокой ответственности за воспитание детей.

9. Для социокультурной жизни последних десятилетий стали привычными праздники и обряды религиозного происхождения («Иди фитр», «Иди Курбан », «Науруз», «Маулюд» и другие). Следование религиозным обрядам и предписаниям способствует физическому и духовному здоровью народа стремлению личности к самосовершенствованию, выступает средством экологии души.

Опираясь на эмпирические данные, полученные в ходе нашего исследования, позволяющие констатировать определенное состояние готовности учащихся к освоению традиционной и .религиозной культуры, желание познакомиться с религией, а в дальнейшем её изучение, мы пришли к определенным выводам о направлениях духовно-нравственного обогащения школьников на основе применения .педагогической мысли ислама.

1. Необходимо проводить с учащимися этические беседы с использованием специально подготовленного материала, содержащегося в исламских источниках (Коране, хадисах, сунне) при изучении тем, затрагивающих вопросы морали, воспитания, семьи, общества. При этом беседа не должна исключать дискуссий, всесторонней аргументации по обсуждаемым темам.

2. Стремиться к тому, чтобы учащиеся и студенты были достаточно осведомленными в вопросах особенностей религиозно-культурной среды нашего общества, в частности, о духовной деятельности мечетей, об основах вероучений, обрядах, культах. Ясная и упорядоченная информация об этом может помочь учащимся избежать нежелательных знакомств и пагубных влияний различных сект и организаций нетрадиционной направленности.

3. Необходимо в пропорциональной мере уделять внимание как вопросам обучения, так и воспитания. Особенно важно проследить, чтобы учащиеся осуществляли свободное и сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, научились грамотно вести мировоззренческий диалог, овладели искусством понимания других людей, чей образ мыслей и действий являются иными.

Анализ содержания учения ислама в его нравственно-этической составляющей показывает глубокую гуманистичность предлагаемых педагогических мыслей, постулатов и направленность на формирование нравственно здоровой, трудоспособной, активной и ответственной личности, что вполне созвучно целеустановочной стратегии, на которую сориентирована современная школа.

В связи с этим в исследовании определяющими явились следующие педагогические условия использования прогрессивных педагогических мыслей ислама в современной школе:

• проведение систематизации источников ислама (текстов Корана, хадисов, художественных текстов, научных работ) с целью популяризации и усиления воспитательных смыслов, содержащихся в учении;

• создание специальных курсов нравственно-просветительского характера с применением воспитательных смыслов ислама;

• приоритетное внимание в организации воспитания на устоях ислама в формах совместной деятельности школы и семьи во внеурочное время (коллективное чтение текстов Корана и хадисов с комментированием, воспитание на примере личности пророка Мухаммада, праздников, связанных с исламскими канонами, и других);

• установление интеграционных связей в системе изучения школьных знаний о человеке (история, литература, музыка) с образной и этической парадигмой воспитания на ценностях ислама;

• следование в приобщении детей к нравственной культуре ислама принципу индивидуально-личностных особенностей, отслеживание динамики личностно-духовных изменений под влиянием культуры ислама.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что эффективное применение прогрессивной педагогической мысли народных традиций и ислама в практике воспитания и обучения в школе возможно, если создать вышеперечисленные педагогические условия.

По результатам исследования необходимо рекомендовать следующее:

- создать условия эффективного и систематического изучения учащимися воспитательных традиций таджикского народа в учебное и внеучебное время;

- повышение эффективности воспитания и обучения учащихся требует отбора в программы обучения и воспитания школьников материала, отражающего особенности и специфику формирования нравственных качеств личности, в частности, отрывков из произведений классиков по духовному воспитанию учащихся;

- для всестороннего и глубокого анализа и изучения педагогического наследия по нравственному воспитанию необходима организация научных конференций, семинаров, круглых столов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ашуралиев, Муродали Имомалиевич, 2007 год

1. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека.-Махачкала, 1968.

2. Антология педагогической мысли Узбекской ССР, М, 1986. -231 с.

3. Анталогия таджикской поэзии/Ред. колл. И.Брагинский, М.Рахими, Н.Тихонов, М.Турсун-заде, С.Улуг-заде. Вступит. Статья Р.Алиева, И. Брагинского, Н.Османова. Под ред. А.Бертельса и С.Шервинского. М.: Гослитиздат, 1957.- 854 с.

4. Арутюнянц В.Х. Идеи воспитания в армянских народных сказках. -Ереван, 1962.

5. Аудитория печатных СМИ Республика Таджикистан: потребности, интересы и возможности / Информационно-аналитический бюллетень.-Душанбе: Зеркало, 2003.-№1.-32с.

6. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. М., 1979.

7. Афзалов Х.С. Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX-начале XX вв.-Душанбе: Ирфон, 1992.-231 с.

8. Бальшаков О.Г. Ислам и изобразительное искусство//Труды Государственного Эрмитажа.-Л.,1969.-Вып.Х.-С.148.

9. Битиева Н.Б. Прогрессивные педагогические идеи и традиции в чечено-ингушском устном народном творчестве и их применение в трудовом и нравственном воспитании учащихся 1У-УШ классов общеобразовательных сельских школ. Тбилиси, 1983.

10. Вебер М. Социология религии.-М.: ИНИОН,1991.

11. Верб Э.А. Эстетическая культура личности школьника как педогогическая проблема. Спб., 1997.

12. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших пед.учебн.заведений. М.,2004.-221 с.

13. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-М.:Изд.центр «Академия», 1999.

14. Восифи 3. Удивительные события/Перевод с таджикского С.Ховари. Стихи в перев. М.Фофановой.- Душанбе: Ирфон, 1984.- 160 с.

15. Гайнутдин Р. Ислам: вера, милосердие, терпимость,- М., 1997.

16. Гашимов И.Б. Влияние народно-воспитательных идей, обычаев и традиций на формирование Азербайджанской педагогической мысли и их использование в современной школьной практике: Автореф. канд.пед.наук.-Баку, 1987.-24с.

17. Гильмутдинов" Б.Р. Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе: Дис. канд. пед. наук .-Казань: КГПУ,2002.-189 с.

18. Гуртуева М.Г. Идеи воспитания в балкарском фольклоре и их отражение в практической деятельности народа. Баку, 1969.

19. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам: Очерк истории (6001258).- М.: Главная редакция восточной литературы , 1986.-216с.

20. Давлатов М. Проблемы систематизации обрядов ислама// Вестник культуры.-2003 .-№9.-С.26-43.

21. Джалилова Дж. Социокультурная традиция ислама в контексте этнопедагогики / Под общ. ред. Сулаймони С.И. -Душанбе: Ирфон, 2006.-145 с.

22. Джалилова Дж. Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама.-Дис. .канд.пед.наук.-Душанбе: АПН РТ,2006.-178

23. Джами. О значение воспитания/Пер. С.Липкин. ТИ, 18.12.1964.

24. Джами. Лирика. О слове и поэтах. Притчи и рассказы из Месневи/ Сост., вступит, ст. и комм. К.Айни. Под ред. К.С.Айни, М.И.Занда и С.И.Липкина,- Душанбе: Ирфон, 1964.- 338 с.

25. Джами Абдурахмон. Весенний сад Бахаристан. [Пер. с тадж.] фарси. Вступит, статья и прим. М.Занда. Стихи в пер. А.Адалис и С.Липкина. Под общей ред. К.С.Айни].- Душанбе :Ирфон, 1964.-250 с.

26. ДЖО-Анн Гросс. Мусульманская Центральная Азия: религиозность и общество / Пер. с англ. Додхудоевой Л.- Душанбе, 2004,-175с.

27. Дмитриева Л.М. Религия в системе духовных ориентации. М.,1996.

28. XXI век: Духовно-нравственное и социальное здоровье человека: Сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции / Науч. ред. А.И. Арнольдов, В.И. Черниченко,- М.: МГУКИ.-2001.-275с.

29. Духовный мир человека: проблемы формирования и развития. Научно-методический сборник. М.,2006.-Вып.1.189 с.

30. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления.- М.: Политиздат, 1990.-288с.,

31. Ерешеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

32. Ефименко М.Н. Религиозная традиция как предмет социально-философского анализа.- Дисс. док. филос. наук.- М, 2001.-256с

33. Жакина А.К. Общечеловеческие ценности как платформа сотрудничества верующих и неверующих. М., 1991.

34. Жданов Д.Н., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века.- М.: Политздат, 1989.- 352с.

35. Женщина в исламе / Под. ред. Гулнара Нуруллина,- М., 2004.- 384с.

36. Иванова З.Н. Использование культурного потенциала региона в нравственно-этическом воспитании детей. Спб., 1998.

37. Избранные четверостишия персидско-таджикских поэтов-классиков/ Пер. Вл.Державина: Сост. предисл. и комм. Р.Хади-заде,-Душанбе: Ирфон, 1965.- 216 с.

38. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256с.

39. Ислам: Энциклопедический словарь-М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.-315с.: ил.

40. Исламские мораль и манеры: Руководство по исламскому адабу. -Казань, 1994.

41. Исмоилов Ш.Общепедагогические и дидактические идеи ученых-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи Средневековья.-Ташкент: Фан, 1989.

42. Исрофилов P.C. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана: Автореф.канд.пед.наук.-Махачкала,2000.-22 с.

43. Каримова И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы.-Дис. док.пед.наук.-Душанбе,2000.

44. Кадиров К. Педагогические и дидактические идеи суфизма: социальные и идейные истоки формирования и развития.-Дис. док.пед.наук.-Душанбе, 2002.

45. Кадиров К. Педагогика и дидактика суфизма.-Душанбе: Маориф, 2000.-167 с.

46. Кадиров К. Суфийско- нравственные поучения Джалалиддина Руми.-Душанбе: Маориф, 2000.

47. Кадиров К.Б. История педагогической мысли таджикского народа (с древнейших времен до возникновения ислама).-Душанбе:Ирфон,1998.

48. Калдыбаева А.Т. Идеи народного воспитания в творческом наследии Калыка Акиева и их использование в современной педагогической практике школ Киргизии: Автореф.канд.пед.наук.-Алма-Ата, 1988.-23 с.

49. Каменский Я.А.-М.;Изд.Дом Ш. Амонашвили.-1996.-Антология гуманной педагогики.

50. Крикун Е.В. Особенности познавательных процессов в религиозном познании.- М., 1990.

51. Круглое Б.С. Роль ценностных ориентации в формировании личностинГкольника. М., 1983.

52. Кудаева Л.А. Влияние религиозно-нравственных представлений на духовную сферу личности младшего школьника. М., 1998.

53. Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Учебно-метод. пособ.СПб.,1998.

54. Климович Л.И. Ислам.- М.: Изд. Наука, 1965.-333 с.

55. Кубесов А.К. Педагогическое наследие ал-Фараби.-Алма-Ата: Мектеп,1989.

56. Кучер О.Н., Семетюх О.П. Ислам,- Ростов н/д: Феникс.- Харьков: Торсинг, 2004.-488с.

57. Кокуева J1.B. Духовно-нравственное воспитание на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.-М.: Издательство АРКТИ, 2005.-143 с.

58. Кутлугильдина Ю.З. Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике и их использование в современной школьной практике. -Казань, 1984.-24 с.

59. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. -Екатеринбург,1997.

60. Лори С.М. Западная цивилизация глазами мусульманина.- Баку, 1994.-240с.

61. Маджидова Б. Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье: Дис.док.пед.наук.-Душанбе:ТГПУ им.К.Джураева, 2004.-360 с.

62. Малашенко A.B. Исламское возрождение. Указ. соч., с.57.

63. Мальцева В.М.Заметки православного педагога// Педагогика.-1995.4.

64. Махмутов М.И. Духовная сила Карана// Народное образование.1999.

65. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика. М., 1984.

66. Морис Букель. Коран и современная наука. Казань, 1993. - 1-16.

67. Мосейко А.И. Мусульмане в Российских городах. С.-П., 1990.

68. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики.-Элиста: Джангар, 1995.

69. Митрохин Л. Религия, нравственность, возрождение. М., 1995.

70. Мусульманские обряды и обычаи// Идеаль.-1992.-№9-10.

71. Мухамед А.Б. Мусульманское воспитание. Центр исламской культуры "Зухра".-М., 1993.

72. Мухаметгалиева С.Х. Ислам в современном социокультурном развитии Татарстана.-Казан: КазГУ.- 1999.

73. Мухамеджанова Н.М. Духовный кризис личности как социокультурный феномен,- М., 1997.-20.

74. Мухтарова Г.Г. Трудовое воспитание в таджикской народной педагогике и современные проблемы детского труда в Таджикистане.-Дис. канд.пед.наук.-Душанбе;АПН РТ,2006.-178 с.

75. Муфти Зияуддинхан ибн Ишан Бабахан. Ислам и мусульмане в стране Советов. Ташкент, 1980.

76. Мухаметшин P.M. Ислам и национальное самосознание // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татар А □ □ □.- Казань, 1993, с. 151.

77. Назаров А.Х. История религиозной жизни мусульман . Таджикистана в 1941-1991 гг./Дис.канд.ист.наук.-Душанбе:АН РТ.-2004.-154 с.

78. Налетова И.В. Социокультурные основы духовности: традиции и иновации.-М., 1998.- 17.

79. Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии.- Душанбе: Ирфон, 2000.- 296с.

80. Нуров А. Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения.- Дис.док.пед.наук,-Душанбе: ТГПУ,2004.

81. Обидов И.О. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917-1967гг.).-Душанбе,1968.

82. Отечественные традиции образования, духовного и нравственного воспитания школьников.-М.,1998.

83. Пахлавонов А. Педагогичекая мысль таджикского народа в ХУ1-ХУ11 вв.-Дис. док.пед.наук.-Душанбе, 1996.

84. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике. М., 1972 и мн. другие.

85. Педагогическая культурология/ Под ред. JI.A. Воловича.-Казань:КГПК,1995.

86. Петровский А.В. Образование и религия//Педагогика.-1998.-№5.

87. Пирлиев К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников (На материалах Туркменской ССР): Авторев.док.пед.наук -Ташкент, 1991.-1991.-65 с.

88. Писманник М.Г. Светская школа и религия//Соц.гуманит.знания.-2000.-№4. '

89. Попов Л.А.Нравственное воспитание и религия в современных условиях//Педагогика.-1999.-№6.

90. Положение женщин и детей: Таджикистан, 2000.- мульти-индикаторное кластерное исследование- Детский фонд Организации Объединенных Наций, 2000.- 88.

91. Программы педагогических вузов на основе русских художественных традиций.-М.:Шуя, 1995.

92. Рахимзода X. Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейней жизни.-Дис. док. наук.-Душанбе,2002.

93. Рахмон, Э. Сфера образования -стратегические направление государственной политики//Народная газета,2006.-28дек.

94. Рахмон, Э.Ш. Об упорядочении народных обрядов и обычаев.-Душанбе:Ирфон, 1999.-31 с.

95. Родник жемчужин: Персидско-таджикская классическая поэзия / Сост. М.-Н.Османов; Предисл. М.Дробышева.- Душанбе:Маориф,1986.-С.20-23.

96. Романов И.Н. Религия в системе культуры // Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник.- М.: МГУКИ, 2000.- С 159-174.

97. Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции в современном информационном пространстве: Учебно-методическое пособие.- М.: МГУКИ, 2000.- 134с. "

98. Рудаки. Стихи. Ред.и комм. И.С.Брагинского (Сост. Д.С.Комиссаров. Перев. В.В.Левика и С.И.Липкина. Ред. пер. С.В.Шервинский. М., «Наука», 1964, 512 с.

99. Сайдашева М.А. Ислам среди татар в 20-30 годы // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. Часть 2. Казань, 1993.

100. Саласкина З.И Становление духовно-нравственной педагогики.- Саратов, 1998.

101. Салихжан X. Ислам в контексте культуры мира.-Казань: ФЭН,2000.

102. Самир Али Сайд. Мусульманская модель национального воспитания.-Казань, 1993.

103. Самир Али Сайд. Общепедагогические и гуманистические идеи Фараби.- Казань, 1996.

104. Сборник документов и материалов / Под ред. М.Вольфовича и С.Гафурова.- Казань, 1933, с.278.

105. Сергеев А.О. Социально- педагогическая деятельность современных христианских приходов.- М., 1998.

106. Солдатенков А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников. Дис. в виде науч. Докл. На соиск. Учен. Степ. Д-ра пед. Наук. Моск. Гос. Открытый пед. Унив.- т. М., 1998. 47.

107. Социальный портрет молодежи Таджикистана в аспекте обеспечения государственной и региональной безопасности Центральной Азии.- Душанбе: Зеркало, 2002.- 67с.

108. Социологический энциклопедический словарь. М.: Издательство НОРМА, 2002.- 488с.

109. Социалистическая обрядность.- Киев: Главное изд. Объединение Высшая школа, 1996.-343с.

110. Тарасова JI.H. Нравственно психологические аспекты духовного развития личности.- Саранск, 1997.- 22.

111. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа.-М.:ИГОПУ,1999.

112. Терехова О.Н. Формирование нраветвевной культуры и нравственности у учащихся в Симбирской чувашской школе// Школа духовности.-2000.-№ 1.

113. Тодоров Jl.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования// Педагогика,-1999.-№8.

114. Традиции, культура, образование: Научный сборник/Под ред. А. Д.Червякова.-М., 1996.

115. Троцкий В.Ю. Национальные и духовные традиции и будущее русского образования// Педагогика.-1998.-№2.

116. Тэнасе А. Культура и религия/Пер. с рум.-М.:Политиздат,1978.

117. Томпсон М. Философия религии.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001,- 384с.

118. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений/ Под ред. А.Н.Еголина.-М.;Л.:Изд-во АПН РСФСР, 1948.-Т.2.

119. Федова Л.М. Воспитание духовности учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в современных условиях.- М., 1998.

120. Филипов Б. Религия и школа// Свободная Мысль, №6, 1993.

121. Филыитинский И.М. Очерк арабо-мусульманской культуры,- М.,1971.

122. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе урочной и неурочной деятельности.- М., 1994.

123. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура.-М.:Прогресс, 1992.

124. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли. Казань, 1967.

125. Хинтибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном творчестве. Тбилиси, 1967.

126. Ханыков Н. В. Описание Бухарского ханства. СПб, 1843. -279 с.

127. Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании образования,-М.: Просвещение,2002.-336 с.

128. Ходжибеков Э. Исмаилитские духовные наставники (пиры) и их роль в общественно-политической и культурной жизни Шугнана(вторая половина Х1Х-30-е годы XX вв.).-Дисс. .канд.ист.наук.-Душанбе:ТГНУ,2002,-178 с.

129. Хотами С.М. Традиция и мысль во власти авторитаризма.- М.: Изд-во Моск. Университет, 2001.- 288с.

130. Христова E.J1. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы.- М., 1998.

131. Хромова К.А. Поиски путей реформации в исламе. Опыт Ирана.-М., 1991.

132. Худа X. Справочник мусульманской женщины.- М., 2003.- 136с.

133. Хусейн Р. Мухаррам и Ошуро в Хорасанском фольклере Ирана: Автореф. дис. канд. филол. наук.-Душанбе: Институт языка и лит.им.Рудаки АН РТ,2003. 22 с.

134. Читтад. Духовное воспитание детей.-М.:Ника-Цент;Старклайд,2004.-184 с.

135. Шарипова P.M. Концепции "Национального просвещения в мусульманских странах".- М., 1991.

136. Шейх Юсуф Пардави. Дозволенное и запретное в исламе.- М., 2004.- 335с.

137. Шестун Е. Православная педагогика.-Самара:СИК, 1998.

138. Юнусова В.Н. Ислам и музыкальная культура. Современное образование в России.:Хронограф, 1997.

139. Яковлев Е.Г.Искусство и мировые религии.-М.:Прогресс,1985.

140. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе культурно-историческая педагогика.-М.:ПЕРСЭ, 2000.1. На тадж яз.

141. Абдуллозода Ш. Мувдцима ба Исломшиносй.- Душанбе: Ирфон.-1998.- 133с. (Введение в исломоведение).

142. Абдурах,мони Чрмй. Бах,ористон.-Душанбе: Адиб, 1987.(Весенный сад).

143. Абуали ибни Сино. Осори мунтахаб.-Душанбе: Ирфон,1988.

144. Абул Аъло Мавдуди. Мабоди-ул-ислом. Исломобод.: Академияи даъват, 1998.-176с.

145. Абдулифтихор Окилй. Андарзхо аз фархднги ислом. Хучанд.: Анис, 2006.-128с.

146. Айнй С. Куллиёт.- Душанбе: Ирфон.- Ч,Л\.- Китоби дуюм, 1964.-435с.(Сочинение). Тазх,ибуссибён.

147. А^мади Дониш. Наводирулвакоеъ.-Душанбе:Дониш, 1988.

148. Берунй Абурайх,он. Осорулбощя // Сулаймони С. Фар^ангшиносй.-Душанбе,2004.-С116-155.(Памятники минувших поколений)

149. Дуратулвоъизин. Душанбе, 1992. - 128 с.

150. Заруриёти динй /мураттиб. Зокирй А. Хучанд.:матбааи ба номи Камоли Хучандй;2000.-36с.

151. Имом Мухдммад Еаззолй. Аюхдл валад /Тарчумаи Бокири Fy6opH. Душанбе.: Сунатулло, 2005.-74с.

152. Низомулмулк. Сиёсатнома.-Душанбе: Адиб, 1988(Политические писание)

153. Саъди Шерози. Гулистон.-Душанбе: Девиш.198!?( Sîj с,

154. Унсурулмаолии КайковусДобуснома.-Душанбе: Маориф, 1979(Кабуснаме).

155. Конститутсияи (сарконуни) Ч,умх,урии Точикистон.- Душанбе: Ирфон, 1995.- 80с. (Конституция РТ).

156. К^асасуланбиё.-Душанбе: Ориёно.-1991 (Сказание о пророках).

157. К^онуни Ч,умх,урии Точикистон «Дар бораи дин ва ташкилотх,ои динй», Душанбе.1998.- 17с. (Закон РТ о религии и религиозных организации).

158. К^онуни Чумхурии Точикистон «Дар бораи маориф»//Ахбори Вазорати маорифи Чумхурии Точикистон.-С.4-23. (Закон РТ об образовании).

159. КУръони Мачид / Тарч. Абдулхдмиди Оятй.-Душанбе, 2003.-504с.(Каран)

160. Лутфуллоев М. Педагогикаи шафкат.-Душанбе: Маориф, 1994.(Педагогика милосердие).

161. Лутфуллоев М. Эх,ёи педагогикаи ачам.-Душанбе: Маориф, 1997.(Возрождение педагогики Аджама).

162. Мухдммадаминов А. Арзишх,ои «Заруриёти динния» китоби Садриддинхочаи Айнй // Анис. 2000. - №2-4. - 13-20.

163. Мухдммадалй Алхошимй. Шахсияти мусулмон,- Душанбе: Нодир.- 2003.-386с.(Личность мусулманина).

164. Одобу ахлоки исломй /Аз арабй тарчумаи Орифй А. Душанбе: Х,умо,2006.-113с.

165. Расулов Д. Акидахои педагоги дар «Кобуснома»-и Унсурулмаолии Кайковус.-Душанбе,1994.(Педагогические идеи в «Кабуснаме»).

166. Рахмонов И. Маърифат ва маънавият чавхдри хдкикии инсон аст/Суханронй Президента Ч,Т Э.Ш.Радмонов дар сессияи генералии XXXI11 ЮНЕСКО// Садои мардум,2005.-15 окт.

167. Ра^монов Э. Маориф-омили мухимтарини тахдшми давлат ва начоти миллат/Суханроии Президента Ч.Т Э.Радмонов дар мулокот бо кормандони сохаи маорифи кишвар,Душанбе,22 декабри соли 2005//0музгор, 2006.-№ 10,-1 январ.

168. Рачабй М. Ислом: Ч^адидия ва инкилоб (мачмуаи маколах,о).-Душанбе: Дониш, 1997,-245с.(Ислам: джадидизм и революция).

169. Сулаймонй С. Фархднгшиносй.- Душанбе: Ирфон, 2002.-25с.(Культурология)

170. Сулаймонй С. Консепсияи фархднги Ч,умх,урии Точикистон.-Душанбе: Пажух,ишгох,и фархднг ва иттилоот, 2004,- 62с.(Концепция культуры РТ).

171. Сулаймони С. Накдш рухоният дар густариши фархднги исломй//Сафинаи умед: Мачаллаи илмй, ичтимой ва фархднгй.-Душанбе,2006.-№ 10(65).-С. 1 -6.

172. Табари. Хршияи Сах,ехулбухорй. -Покистон.-Девбанд; Матбаи Мучтабой.- Т.2.-С.880 (Комментарий на книгу «Сахехулбухари»).

173. Танбе^-ул-гофилин /Тарчумаи Вориси Му^аммад Душанбе: Сунатулло,2004.-158с.

174. Хрчй Абдурауф Фитрати Бухорой. Мавлуди шариф ё худ миръоти хайр-ул- башар.- Душанбе; Сино, 1997.

175. Хрчй Мирзоибро^им Саидзоди Хучандй. Ахлоки *амида. Хучанд.: матбааи ба номи Камоли Хучандй,2002.-153с.

176. Хотами С.М. Гуфтугуи тамаддун^о ва фар^анги эронй.-Душанбе.- 2002.- 213с.(Диалог цивилизаций и иранская культура)

177. Чаадркитоб. Тошканд: Матбааи Обидчонов, 1890.1. На анг. языке.

178. Islam in the Foreign Policy of the Soviet Union: A Double Edged Sword? In: Islam in Foreign Policy. - Ed. By C.Dawisha. Cambridge. England. 1983, p. 164; 166-167.

179. Oliver Roy. The New Central Asia: The Creation of Nations. London: I. B. Tauris Publisher, 1997.1. На персидс. яз.

180. Авесто: Кухантарин ганчинаи мактуби Иронии бостон/ Тарчума ва пажух,иши Х,ошими Ризо.-Техрон: Интишороти Бе*чат.-1383/ 20004.(Авеста).

181. Давони Чдиолиддин. Нур-ул-хдцоя.-Кум, 1955.-210 с. (Сияние руководства).

182. Орои донишмандони мусалмон дар таълиму тарбият ва мабонеи он/Зери назариАлиризои Ирокй.-Тедрон: Дафтари хдмкории хдвза ва донишпд, 1377/1998.-306 с.(Мусулмански ученые о воспитания, образования и ее источников).

183. Ироъаи мураббиёни бузурги мусалмон дар бораи тарбияти кудак(Ибни Сино,Разолй ва Хоча Насриддини Тусй).-Те^рон: Вазоратиомузиш ва парвариш, 1368/1989.-146 с.(Взгляд великих исламских учителей об воспитании детей)

184. Изатй Абулфазл. Омузиш ва парвариши исломй.-Тех,рон:Интишороти беъсат.-1366/1987.-460с.(Исламское воспитание и образование)

185. Кримй Алй. Ислом ва тарбияти духтарон.-Те^рон:Интишороти " Амирй бо хдмкории интишороти динй, 1367/1988.340с.(Ислам о воспитании девочек)

186. Омузгор Мухдммад Хдсан. Ислом ва тарбияти аклонй ва ичтимой.-Те?фон:Интишороти Анчумани авлиё ва мураббиёни Ч,умх,урии исломии Ирон.-1376/1997.-227с.(Ислам об интеллектуальном и социальном воспитании).

187. Бих,иштй, Ах,мад. Ислом ва тарбияти кудакон,-Те*рон:Созмони таблиготи исломй, 1370/2000.-430 с.(Ислам и воспитание детей)

188. Х,уччатй, Сайд Мухдммад. Ислом ва таълиму тарбият,-Те^рон, 1368/1989.-276 с.(Ислам о воспитании и образовании)

189. Муртазавй, Сайд Му^аммад. Усул ва равиши тарбияти исломй.-Маидад, 1375/1996.- 247 с.(Принципы и методы исламской воспитания)

190. Шалабй, Ах,мад. Торихи омузиш дар ислом.-Те^рон: Дафтари нашри фархднги исломй.^-1361/1982.-414с. (История образования в исламе).

191. Шамолов A.A. Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насриддина Туси-Душанбе: Ирфон, 1994-180с

192. Шамолов A.A. Философско-теологические воззрения Газали.-Душанбе: Дониш, 2002.-368 с.1. XX Xрукописи:

193. Антология педагогической мысли таджиков.-В 3-х томах.-Душанбе: НИИ педагогических наук РТ,2007.-Т. 1.-300 с.

194. Антология педагогической мысли таджиков.-В 3-х томах,-Душанбе: НИИ педагогических наук РТ,2007.-Т.2.-250 с.

195. Антология педагогической мысли таджиков.-В 3-х томах.-Душанбе: НИИ педагогических наук РТ,2007.-Т.З.-270 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.