Э. Т. А. Гофман: философия жизненного и творческого континуума тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Лаптева, Ирина Валерьевна

  • Лаптева, Ирина Валерьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, СаранскСаранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 170
Лаптева, Ирина Валерьевна. Э. Т. А. Гофман: философия жизненного и творческого континуума: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2001. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лаптева, Ирина Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. КОНТЕКСТ ЭПОХИ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОФМАНА.

1.1. Романтическая доктрина и эстетика писателя.

1.2. Универсальность дарования Гофмана.

ГЛАВА 2. ОТ РОМАНИЗМА К МИСТИЧЕСКОМУ РЕАЛИЗМУ И МОДЕРНИЗМУ.

2.1. Фантасмагория жизни и проблема зеркальности в творчестве Гофмана.

2.2. Проповедь иррационального познания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Э. Т. А. Гофман: философия жизненного и творческого континуума»

Актуальность исследования. Интерес к творчеству Гофмана сегодня выражается в многочисленных дискуссиях и публикациях. Это не случайно, так как Гофман всегда воспринимался лишь как писатель, творчество которого сложилось в русле романтизма. Его наделяли самыми невообразимыми характеристиками: «человек - сжатая пружина», «странный чудак», «несовместимые крайности бурлили в нем, как в котле», «отличался обостренной впечатлительностью». В его душе действительно жили и инфантильный Ан-сельм, и почтенный Линдгорст, и странствующий подвижник Крейслер, и старательный чиновник, и провидец, волшебник, «властитель огненных духов».

Настало время раскрывать многогранный талант Гофмана, постепенно поднимая завесу над его «тайнами», воспринимать мир Гофмана как смешение реального и ирреального, мистики, образов-двойников, поэзии кошмаров и ужасов, как жизненного и творческого континуума писателя и человека.

Гофман - персонифицированный синтез искусств: писатель, поэт, композитор, живописец, график, музыкальный драматург, критик, оперный и симфонический дирижер, режиссер, певец, театральный декоратор и художник. И везде - новатор, непревзойденный по силе художественного воображения, художник, предвосхитивший принципы Станиславского и Мейерхольда, музыкальные опыты Вебера и Шумана, «модернизм театра абсурда, экспрессионизм Кафки» (И. Гарин). В связи с 200-летним юбилеем художника многие из его шедевров увидели свет.

Проблематика данной диссертации возникла именно из стремления автора осмыслить творчество Гофмана с позиций нового постмодернистского видения, в русле которого Гофман раздвинул границы искусства еще в XIX веке, предвидя развитие науки и техники, обогащение художественно-выразительных средств искусства, создание новых видов, жанров, синтетических искусств.

Философия его искусства рождалась не из страха, небытия, а, наоборот, из слишком тесного контакта с жизнью, из столкновения внутреннего мира поэта с внешним миром жизни. Щедрыми мазками он кладет на полотно фантастическое и реальное, веселое и трагическое, мечтательное и действительное, поэтическое и прозаическое, сказочное и правдивое. За прихотливой игрой скрывается трепетность душевных порывов и проникновенная глубина. Его герой всегда многозначен как и сам автор, всегда сочетает в себе взаимоисключаемые качества.

Вступив в общество имени Гофмана в немецком городе Бамберг, автор имел возможность ознакомиться с деятельностью гофмановедов, их организацией, их новыми приобретениями, составом этого общества, ежегодными собраниями и публикациями.

Председателем этого общества является директор государственной библиотеки Бамберга, профессор доктор Бернгард Шеммель, который помог автору диссертационного исследования получить последние статистические данные, дающие представление о работе организации: в 2000 году общество включало в себя 371 гофмановеда из 18 стран мира, в том числе и из России.

Из статистики видно, что интерес к гениальному писателю до сих пор не иссякает. Каждый конкретный ученый рассматривает те стороны жизни Гофмана, которые являются для него особенно значимыми. К примеру, H.A. Корзина считает, что «уникальность художественного мира Гофмана - в необыкновенной полноте, мощности и целенаправленности претворения принципов романтической идеи универсализма, частным проявлением которой была идея синтеза искусств» (86.110). Н. Я. Берковский считает одним из открытий Гофмана «прозу, доведенную до предела и после того переходящую в область фантастики» (22.476).

Диссертант же видит его уникальность в отсутствии границы творчества (между реальным и ирреальным), в наличии теоретических знаний философии и многих видов искусства, психологизма, рожденного на почве романтического двойничества, в особом методе, который раскрывает индивидуалъностъ и субъективный подход к предметам и явлениям жизни, в его иррациональности и отсюда виртуальности. Мы поддерживаем точку зрения Д.Л. Чавчанидзе о том, что у Гофмана «субъективное доведено до полнейшего художественного воплощения» (152.303).

Сложнейший и своеобразнейший художник, самобытность которого ускользнула от современников, и сегодня остается не до конца открытым. Задача диссертанта - восполнить некоторые пробелы в актуализации творчества Гофмана в современном культурфилософском пространстве.

Степень научной разработанности проблемы. Разносторонность проблем, отражающих философию жизнетворчества писателя, указывает на «многогранность художественности» (И. Гарин). Основанием обращения автора к столь неординарному художнику послужили актуальные оригинальные источники, отражающие проблемы его мировидения, которые получены от общества имени Гофмана в Бамберге. На основе новых данных стало возможным выявление портрета Гофмана-художника, Гофмана-новатора, Гофмана-модерниста.

Автором использовались:

- современные исследования русских гофмановедов (А.Б. Ботникова, Н.М. Берновская, И.И. Гарин, Н.И. Корзина, A.A. Морозов, Л.Э. Скородумова, Ф.П. Федоров, Д.Л. Чавчанидзе), а также неадаптированные работы немецких гофмановедов (В. Зегебрехт, Р. Гейнритц, Р. Левандовски, Б. Шеммель) в переводе автора, которые содержат актуальные на сегодняшний день проблемы понимания мировидения писателя;

- исследования по эстетике романтизма (Н.Я. Берковский, Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, В.М. Жирмунский, A.B. Карельский, И.В. Клюева, Е.А. Маймин, А. и Ф. Шлегели), а также по музыкальной эстетике романтизма (Е.Ф. Бронфин, И.Ф. Бэлза, A.B. Михайлов, В.П. Шестаков), в которых рассматриваются философские и эстетические основы романтизма как направления в искусстве;

- теоретические исследования по эстетике модернизма и постмодернизма (Н.И. Воронина, И.П. Ильин, Ю.А. Кондратенко, М.В. Логинова, Н.Б. Маньковская, В. Подорога, М.Б. Ямпольский), дающие характеристику этим явлениям современного искусства конца XX века и позволяющие сопоставить эстетическое мировидение Гофмана с модернистским миропониманием;

- общетеоретические исследования по эстетике и философии искусства (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, JI.C. Выготский, Г. Гегель, А .Я. Гуревич, М.С. Каган, И. Кант, Ю.М. Лотман, A.A. Потебня, Б.А. Успенский, Т.С. Элиот), в которых рассматриваются проблемы содержания, формы и принципы художественности в произведениях искусства;

- теоретические работы анализа синтеза искусств (Аристотель, Ю.Б. Бо-рев, В.В. Ванслов, А.Я. Зись, М.С. Каган), раскрывающие сущность и различные классификации синтеза видов искусства;

- работы известных литературных деятелей (В.Г. Белинский, A.A. Блок,

A.A. Вознесенский, Р. Вагнер, И.В. Гете, А.И. Герцен, А. Зегерс,

B.Ф. Одоевский, В. Пелевин, У. Шекспир), характеризующие мировидение художника, природу таланта и уникальные способности креативного сознания Гофмана;

- современные словари по философии и культуре XX века (под ред. Е.Ф. Губского, Вл.С. Соловьева, A.A. Радугина, В.П. Руднева), помогающие адаптировать творчество Гофмана в современный контекст философии культуры в целом;

- воспоминания о Гофмане его современников (Ю. Хитциг, Т.Г. фон Гиппель, А. Годен), характеризующие отдельные периоды жизни писателя, его мировосприятие;

Таким образом, накоплен обширный источниковедческий материал, который позволил выделить малоисследованные аспекты жизнетворчества Гофмана, рассмотреть эволюцию мировидения писателя от традиций романтизма к мистическому реализму, сделав первую попытку определения его творчества предтечей постмодернизма, а самого Гофмана модернистом.

Цели и задачи исследования. Цель диссертации - рассмотреть философию жизненного и творческого континуума Гофмана.

В соответствии с целью диссертации ставятся следующие задачи:

- выявить эстетическую концепцию творчества Гофмана;

- рассмотреть универсальность дарования Гофмана, опираясь на романтический синтез искусств;

- исследовать фантасмагорию жизни в его творчестве и проблему зеркальности;

- выявить аспекты иррационального мировидения писателя, обозначив взаимопересечения с направлениями философии культуры и искусства XX века.

Методологическая база исследования. Предложенный автором ракурс рассмотрения культурфилософской сущности творчества Гофмана обусловил выбор теоретических оснований как философских, так и культурологических, искусствоведческих и психологических исследований М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, Ю.Б. Борева, Б.Э. Быховского, В.В. Ванслова, Н.И. Ворониной, JI.C. Выготского, М.С. Кагана, A.B. Карельского, Ю.М. Лотмана, A.A. Потебни, Ф.П. Федорова, Б. Шеммеля. Источниковедческой базой стали прежде всего художественные произведения, размышления об искусстве, письма самого Гофмана, прочитанные как в оригинале, так и в различных переводах.

В диссертации использованы следующие методы, обусловленные спецификой данной работы:

- сравнительно-исторический метод, на базе которого определяются эстетические основы и характерные черты творчества Гофмана, отличающие его от других романтиков и позволяющие представить эволюцию мировидения писателя от романтического идеализма до мистического реализма;

- метод логической реконструкции, открывающий миропонимание Гофмана сквозь призму культурфилософского знания;

- интегративный метод, позволяющий применить знания, полученные различными науками, к разрешению задач, поставленных в настоящем исследовании.

Научная новизна исследования. Культурфилософская реконструкция мировидения Гофмана позволила сформулировать новые положения, выносимые на защиту:

1. Выявлено большое влияние работ Ф. Шеллинга (субъективный идеализм) и работ по сомнамбулизму и магнетизму на эстетическое мирови-дение Гофмана, которое наряду с влиянием немецких классических философов (дуализм И. Канта, индивидуализм И. Фихте) привело к эволюции от романтического идеализма к мистическому реализму (модернизму) в его творчестве.

2. Показана «многогранность художественности» писателя, объясняемая универсальностью его дарования, впервые в истории достигшего как понимания, так и конкретного воплощения синтеза искусств.

3.Впервые проблема зеркальности в творчестве Гофмана рассматривается как проблема идентитета своего «Я», а также экзистенциальное направление в философствовании Гофмана, и его зеркального отражения в произведениях.

4. Выявлено новаторство Гофмана во всех синтезирующихся в его творчестве видах искусства через проповедь иррационального познания:

- неуверенность: осознание бренности человеческого бытия, безличный мир «man» без субъекта действия, как предтеча экзистенциализма;

- безысходность и фатализм, трагическое бессилие человека перед абсурдностью мира, впоследствии развитые Ф. Кафкой;

- идеи «муррианы», как художественная парафраза к идеям С. Кирке-гора: бессмысленное бытие мира, вызывающее страх и отчаяние (Кот Мурр -символ краха романтизма, пародия на романтическое мироощущение);

- глубинные познания человеческой души, бессознательные порывы души его персонажей - как предтеча психоанализа 3. Фрейда;

- художническая возвышенность и индивидуалистический эгоизм - две стороны души, впоследствии развитые Ф.М. Достоевским;

- темные стороны гофмановской жизни и жизни его героев, наполненные дьяволизмом (цикл «Ночные рассказы»), его «патология» как предтеча гоголевских образов.

Эти основания дают право впервые утверждать, что Гофман - модернист, на столетие опередивший появление нового мышления в культуре и искусстве; он же выступил предтечей экзистенциализма, предвосхитив главные опасности массовых, тоталитарных обществ, механизацию жизни, синдром подражания, ролевой характер жизни.

Практическая значимость исследования. Актуальность темы исследования позволяет использовать материалы и выводы диссертации в общих и специальных курсах культурологии, истории и теории культуры, философии культуры, зарубежной литературы, страноведения, а также в практике обучения студентов романо-германским языкам.

Апробация работы. Основные идеи и результаты настоящего исследования были использованы в выступлениях на Огаревских чтениях (Саранск, 1997-2000), на конференциях молодых ученых (Саранск, 1997-2000), на межрегиональной научной конференции «Язык, культура, коммуникация: контексты современности» (Саранск, 2000).

Основные положения изложены в 8 публикациях автора.

Структура работы. Диссертация изложена на 167 страницах, состоит из введения, двух; глав, заключения, 2 приложений. Библиографический список включает 185 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Лаптева, Ирина Валерьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гофман рассматривается в нашем исследовании как новатор, на столетие опередивший идеи модернистского направления XX века и предвосхитивший идеи постмодернизма. Его творчество вместило в себя многие характеристики, отражающие основные черты модернизма:

Проявление эстетизма имеет место и в романтизме, и в модернизме, как эстетический изоляционизм, эскапизм: от романтического тезиса «искусство ради искусства до утверждения автономности области эстетического. Отсюда глобальная задача искусства: раздвинуть свои границы и не быть заказанным для общества.

Проблема предназначения поэта как романтическая категория, является одной из основных в эстетике модернизма. Проблема творчества (А. Бергсон), на которой строится все модернистское искусство XX века, отражает сущность творческой деятельности Гофмана: его творческая эволюция проявилась в индивидуальности его искусства.

Мифологизация творчества, модернистская черта, присутствует и в произведениях Гофмана. Об этом подробно пишет в своей работе В.Х. Гиль-манов.

Идея автономности литературного текста проскальзывает сквозь страницы его произведений, в которых Гофман выступает лишь как посредник между читателями и своими персонажами, выбрав для себя безличное местоимение "man". Он не высказывает своего мнения по поводу происходящего, не показывает своих символов, присутствие которых у каждого автора обязательно. Это так же один из приемов в русле модернизма.

Отсутствие границы между реальным и ирреальным - модернистский прием, характерный для творчества Гофмана. Не случайно немецкий гофма-новед Р. Левандовски, указывает на его особый литературный метод: реальное в форме нереального или, наоборот, нереальное в форме документального.

Проблема зеркала, модернистская проблема, очень четко прослеживается в произведениях Гофмана. Кабинет зеркальных отражений города Бам-берга лишь подчеркивает правоту выбора проблемы зеркальности, определяющую его миропонимание.

Элемент иррациональности выявляет новаторство Гофмана-постмодерниста XIX века во всех синтезирующихся в его творчестве видах искусства. Его фантасмагория жизни объясняется «эффектом гравитации» (H.A. Носов) - ощущением тяжести и неприятности нахождения в виртуальной реальности («гратуале»). Несмотря на спонтанность виртуала Гофмана, мы выделяем следующие виртуализаторские возможности художника: первая возможность - это музыка. Слушая музыку, Гофман мог грезить обо всем, что было близко его душе, что его мучило или приносило радость; вторая возможность - литература, которой он начал заниматься именно в Бамберге; третья возможность - уход в нереальность с помощью своих рисунков, стиль многих напоминает Калло и Босха. Из них он черпал иронию, гротеск, мощь своих капричиос; четвертая возможность - виртуальный сон, под которым мы понимаем «сон» в прямом и переносном значении; пятая и самая главная (особенно во время его пребывания в Бамберге) возможность виртуализации - его большая влюбленность в свою ученицу Юлию, оставившую самые неизгладимые впечатления на всю его оставшуюся жизнь, явившуюся предметом фантасмагорий.

Жизнь художника, говорит Гофман в «Кавалере Глюке», - есть путь на Голгофу: «Я обречен себе на горе, блуждать здесь в пустоте, как душа, отторгнутая от тела» (7.Т.1.41). Одна из непростительных идей Крейслера: оправдание духовного избранничества и обособленности поэта в душном мире «человеческих джунглей». Гофман ненавидел безликость толпы, и весь свой талант, всю иронию души излил в обличение бездуховности и снобизма человеческих масс.

Гофман был одним из зачинателей того мистического реализма, которым сегодня «виртуозно» владеют многие современные художники, который неизмеримо полнее действительности и истории, ибо содержит в себе не факты, а нечто более важное - их человеческую подоплеку, то «восхитительное баснословие» (И. Гарин), которое единственно и есть подлинность действительности.

В творчестве Гофмана слились философское осмысление бытия с богатейшей фантазией и многогранным талантом, острейшее чувство времени с предвидением перемен в культуре и цивилизации. Даже если его демонизм и дерзновенность преувеличены, то его откровенность в раскрытии глубин души и психологизм не вызывают сомнения. Т. Манн писал, что каждый подлинный художник до определенной степени отождествляет себя со своими персонажами, всю свою жизнь рассказывая только одну историю: историю своего духа, т.е. в творчестве не может быть того, чего нет в творце. Творчество есть сублимация переживаний. В гофмановской сублимации фантасмагории, зеркальности, мистики, виртуальности заключен глубокий смысл. Он не творил злодейство, а сублимировал темные стороны человеческой души в персонажей.

Таким образом, Гофман - не только писатель, художник, музыкант, актер, он - мудрец, сумевший своим философствованием в художественных формах достичь культуры невероятной психологической сложности и глубины, открытой сегодня современному читателю.

Творчество Гофмана - это не до конца прочитанная (и потому полностью не исследованная) страница культурфилософского анализа. Данная диссертация положила начало переосмыслению эстетического миропонимания немецкого романтика. Следовательно, следующему поколению ученых предстоит открыть своего Гофмана, отражающего в своем наследии искусство и общественную регуляцию XXI века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лаптева, Ирина Валерьевна, 2001 год

1. Гофман Э. Т. А. Новеллы и повести. Л.: Гослитиздат, 1936. 799 с.

2. Гофман Э. Т. А. Серапионовы братья: В 4 т. М.: Гослитиздат, 1984.

3. Гофман Э. Т. А. Собр. соч.: В 8 т. М.: Недра, 1929.

4. Гофман Э.Т.А. Избр. произведения: В 3-х т. М.: Худ. лит., 1962.

5. Гофман Э.Т.А. Новеллы / Сост. H.A. Жирмунская. М.: Худ. лит., 1990. 607 с.

6. Гофман Э.Т.А. Новеллы. М.: Московский рабочий, 1983. 448 с.

7. Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. / Сост. А. Ботниковой и А. Карельского. М.: Худ. лит, 1991.

8. Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Гослитиздат, 1994.

9. Гофман Э.Т.А. Эликсиры сатаны. Пер. H.A. Славятинского. Л.: Гослитиздат, 1984. 286 с.

10. Э.Т.А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы /

11. Сост. К. Гюнцель. М.: Радуга, 1987. 464 с. П.Аникст A.A. Э.Т.А. Гофман // Теория драмы на Западе в перв. пол. XIX века. Эпоха романтизма. М.: Наука, 1980. С. 82-102.

12. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Мысль, 1957. 183 с.

13. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Искусство, 1970. 611с.

14. АрхиповИ.А. Э.Т.А. Гофман//Собр. соч.: В 3 Т. М.: Госполитиздат, 1995. Т. 1.С. 3-13.

15. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. М.: Худ. лит., 1972. 470 с.

16. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит., 1986. 523 с.

17. Белинский В.Г. Две сказки Гофмана // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. IV. М.: Изд. АНССР, 1953. С. 93-94.

18. Бент М. Поэтика сказочной новеллы Гофмана как реализация общеромантической эволюции // В мире Э.Т.А. Гофмана. Сб. статей. Вып. 1 / Гл. ред. В.И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994. С.75-87.

19. Бенуа А. Мои воспоминания: В 5 юн. Изд. 2-е, доп. М.: Наука, 1990. Кн. 1, 2,3.711с.

20. Бергсон А. Собр. соч.: В 3 т. М.: Искусство, 1992. Т. 1. 534 с.

21. Бердяев H.A. Кризис искусства (репринтное издание). М.: СП Интерпринт, 1990. 48 с.

22. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии / Вст. статья А. Аникста. Л: Худ. лит., 1973. 567 с.

23. Берновская Н.М. О романтической иронии в творчестве Э.Т.А Гофмана / Дисс. канд. фил. наук. М., 1971. 216 с.

24. Блок A.A. Об искусстве. М.: Искусство, 1980. 503 с.

25. Борев Ю.Б. Роль литературной критики в художественном процессе. М.: Знание, 1979. 63 с.

26. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск: Русич, 1997. Т. 1. 576 с. Т. 2. 638 с.

27. Борев Ю.Б. Художественные направления XX века: Борьба реализма и модернизма. Киев: Мистецво, 1986. 131 с.

28. Борухов Б.Л. Зеркальная метафора в истории культуры // Логический анализ языка: Культурные концепты. М.: Наука, 1991. С. 109-116.

29. Боткин В.П. Письма из Испании. Л.: Наука, 1976. 343 с.

30. Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература первой половины XIX века / К проблеме русско-немецких литературных связей. Дисс. д. фил. наук. М., 1977. 383 с.

31. Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература XX века // В мире Э.Т.А. Гофмана: Сб. статей. Вып. 1 / Гл. ред. В.И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 158-166.

32. Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература: К проблеме русско-немецких связей. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та., 1977. 206 с.

33. Брандес Г. Литература XIX века в ее главных течениях. Немецкая литература. СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1900. 307 с.

34. Бронфин Е.Ф. Мысль о музыке во Франции XIX века // Музыкальная эстетика Франции XIX века: Сборник / Сост. Е.Ф. Бронфин. М.: Музыка, 1974. С. 5-51.

35. Быховский Б.Э. Шопенгауэр. М.: Мысль, 1975. 206 с.

36. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1977. Т. 1. 357 с.

37. Бэлза И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыки: Очерки. М.: Музыка, 1985. 200 с.

38. В мире Э.Т.А. Гофмана: Сб. статей / Гл. ред. В.И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994. Вып. 1. 224 с.

39. Вагнер Р. Избранные труды. М.: Искусство, 1978. 695 с.

40. Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобр. искусство, 1988. 326 с.

41. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. 403 с.

42. Ветрова Н.В. Миф и художественное творчество. Дисс. к. фил. наук. М.,1984. 353 с.

43. Вознесенский A.A. На виртуальном ветру. М.: Вагриус,1998. 477 с.

44. Воронина Н.И. От модернизма к постмодернизму // Онтологизм искусства на рубеже веков: Материалы к курсу "Философия искусства". Саранск: Тип. "Рузаев. печатник", 2000. С. 37-46.

45. Воронина Н.И. Становление проблематики философии музыки в русском общественном сознании середины XIX века (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.В. Станкевич, В.П. Боткин) Дисс. д. филос. наук. Саранск, 1992. 303 с.

46. Воронина Н.И. Творцы нового дискурса // Онтологизм искусства на рубеже веков: Материалы к курсу "Философия искусства". Саранск: Тип. "Рузаев. печатник", 2000. С. 47-52.

47. Выготский JI.C. Психология искусства. 3- е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.

48. Габитова P.M. Эстетика немецкого романтизма // История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6 т. М.: Искусство,1985. Т. 3. С. 56-83.

49. Гарин И. Многоликий Достоевский. М.: ТЕРРА, 1997. 396 с.

50. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике // Сочинения: В 14 т. М.: Соцэкгиз, 1938.Т. 14. С. 14-226.

51. Герцен А.И. Мысли об искусстве и литературе: Сборник. Киев: Мистецво, 1987. 351 с.

52. Гете И.В. Об искусстве. Л.-М.: Искусство, 1936. 327 с.

53. Гиждеу С.П. Э.Т.А. Гофман // Краткая литературная энциклопедия: В 2 т. М.: Наука, 1964. Т. 2. С. 307-309.

54. Гильманов В.Х. Мифологическое мышление в сказке Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок» // В мире Э.Т.А. Гофмана: Сб. статей. Вып. 1 / Гл. ред. В.И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 27-40.

55. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Худ. лит., 1980. 365 с.

56. Грешных В.И. Структура мышления Э.Т.А. Гофмана в ноъелле «Кавалер Глюк» // В мире Э.Т.А. Гофмана: Сб. статей. Вып. 1 / Гл. ред. В.И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 17-26.

57. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 323 с.

58. Дейч А. Судьбы поэтов: Гельдерлин, Клейст, Гейне. 3-е изд. М.: Худ. лит., 1987. 556 с.

59. Демченко В.Д. Музыкальная новелла романтиков и «Sanctus» Гофмана // Немецкая романтическая новелла перв. четверти XIX века. Днепропетровск: Музыка, 1975. С. 44-54.

60. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 108-142.

61. Дмитриева H.A. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. 314 с.

62. Европейский романтизм: Сборник. М.: Наука, 1973. 506 с.

63. Еремеев А.Ф. Границы искусства: Социальная сущность худ. творчества. М.: Искусство, 1987. 317 с.

64. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы / Вст. статья Л. Тройской. Л.: Худ. лит., 1972. 495 с.

65. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур: Избранные труды. Л.: Наука, 1981. 303 с.

66. Житомирский Д.В. Гофман и музыкальный театр // Художественный мир Гофмана: Сб. статей. М.: Музыка, 1982. С. 107-128.67.3ись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1978. С. 5-19.

67. Иванов Ю.Н. Этот странный, странный мир// В мире Э.Т.А. Гофмана. Сб. статей. Вып. 1 / Гл. ред. В.И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 10-16.

68. Иезуитов А. Проблема психологизма в эстетике и литературе: Сборник // Проблемы психологизма в советской литературе. Л.: Наука, 1970. С. 4344.

69. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: МгаАБА, 1998. 256 с.

70. Индивидуальность // Философский словарь Вл.С. Соловьева. Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 144-145.

71. Иррационализм / Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 188-189.

72. Иссова Л. Э.Т.А. Гофман и И.С. Тургенев // В мире Э.Т.А. Гофмана. Сб. статей. Вып. 1 / Гл. ред. В.И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 141-150.

73. История западноевропейского искусства (III XX вв.): Краткий курс / Под ред. Н.Н. Пунина. М.-Л.: Искусство, 1940. 496 с.

74. История литературы ФРГ / Под ред. Д.В. Затонского и др. М.: Наука, 1980. 687 с.

75. История немецкой литературы: В 5 т. М.: Наука, 1966. Т. 3 (1790-1848). 586 с.

76. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1986. 440 с.

77. Каменский З.А. Русская философия нач. XIX века и Шеллинг. М.: Наука, 1980. 326 с.

78. Карельский A.B. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992. 335 с.

79. Карельский A.B. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. М.: Сов. писатель, 1990. 397 с.

80. Клюева И.В. Феномен панэстетизма: от романтизма к постмодерну // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. Сб. ст. М.: Гос. Инст-т Искусствознания, 1998. С. 74-88.

81. Ковалев Ю. Э.Т.А. Гофман // Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века: Переводы / Сост. И.С. Ковалева. Л., Изд-во ЛГУ, 1985. 493 с.

82. Кондольская Т. Эволюция героя в немецком романтическом романе (Новалис Арним - Гофман) // В мире Э.Т.А. Гофмана. Сб. статей. Вып. 1 /Гл. ред. В.И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 193-196.

83. Кондратенко Ю.А. Игра в универсальное (танец постмодернизма) // Онтологизм искусства на рубеже веков: Материалы к курсу "Философия искусства". Саранск: Тип. "Рузаев. печатник", 2000. С. 15-25.

84. Конен В.Д. История зарубежной музыки. Вып. 3. 5-е изд. М.: Музыка, 1984. 536 с.

85. Корзина H.A. Некоторые принципы воплощения романтической идеи универсализма в прозе Э.Т.А. Гофмана // В мире Э.Т.А. Гофмана. Сб. статей. Вып. 1. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 110-119.

86. Корзина H.A. Стиль прозы Э.Т.А. Гофмана и романтический синтез искусств. Дисс. канд. фил. наук. Калинин, 1985. 216 с.

87. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Искусство, 1983. 344 с.

88. Лейтес Н. Конференция, посвященная великому немецкому романтику // Вопросы литературы, 1976. № 8. С. 310 -312.

89. Литературная теория немецкого романтизма / Под ред. Н.Я. Берковского. Л.: Наука, 1934. 333 с.

90. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Вст. статья и ред. A.C. Дмитриева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 638 с.

91. Литературные манифесты западноевропейского классицизма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 623 с.

92. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 750 с.

93. Логинова М.В. Трансформации искусства постмодернизма // Онтологизм искусства на рубеже веков: Материалы к курсу "Философия искусства". Саранск: Тип. "Рузаев. печатник", 2000. С. 3-14.

94. Логинова O.K. Рисунок Гофмана // Художественный мир Гофмана: Сб. статей. М.: Искусства, 1982. С. 129-150.

95. Локк Дж. Опыты о законе природы / Избранные философские произведения: В 2 т. М.: Наука, 1960. Т. 1. С. 3-53.

96. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.

97. Маймин Е.А. Гофман в России // Вопросы литературы, 1978. № 5. С. 285290.

98. Маймин Е.А. Понятие о романтизме. Русский романтизм // О русском романтизме. М.: Просвещение, 1975. С. 3-24.

99. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. С.-П.: Ателейя, 2000. 347 с."

100. Материалисты Древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955. 238 с.

101. Машкова Л. Аллюзия в романе Гофмана "Эликсиры сатаны" // В мире Э.Т.А. Гофмана: Сб. статей. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 120131.

102. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992. 64 с.

103. Мир глазами фантастов: Метод, рекомендации / Сост. И.В. Семибратова. М.: ГБЛ, 1987. 30 с.

104. Миримский И.В. Гофман // История немецкой литературы: В 5 т. М.: Наука, 1966. Т. 3. С. 209 -230.

105. Миримский И.В. Статьи о классиках: Дефо. Вольтер. Гете. Гофман. Гейне. Немецкие поэты революции 1848 года. Генрих Манн / Предисловие А. Аникста. М.: Худ. лит., 1966. 252 с.

106. Михайлов A.B. Романтизм // Музыкальная жизнь. 1991. № 5. С.20-23. №6. С. 20-23.

107. Михайлов A.B. Этапы развития музыкально-эстетической мысли Германии XIX века // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2 т. / Сост. A.B. Михайлов и В.П. Шестаков. М.: Музыка, 1981. Т. 1. С. 9-73.

108. Михалев В.П. Видовая специфика и синтез искусств. Киев: Наук, думка, 1998. 100 с.

109. Морозов A.A. Сказки Гофмана // Немецкие волшебно-сатирические сказки: Переводы. Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1972. С. 155 -201.

110. Немецкая романтическая повесть / Сост. A.B. Карельский. М.: Прогресс, 1980. 469 с.

111. Нодве Ш. О фантастическом в литературе // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 407412.

112. Носов H.A. Словарь виртуальных терминов. М.: Путь, 2000. 63 с.

113. Одоевский В.Ф. Лучше поздно, чем никогда // Избранные музыкально-критические статьи М.- Л.: Худ. лит., 1951. С. 68-76.

114. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. М.: Современник, 1982. 233 с.

115. Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л., 1975. 317 с.

116. Пелевин В. Generation "П". М.: Вагриус, 1999. 250 с.

117. Пенет ,М.И. Немецкая романтическая новелла. Генезис. Эволюция. Типология. Дисс. д. фил. наук. М., 1988. 418 с.

118. Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 гг. М.: Ad Marginem, 1995. 339 с.

119. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.

120. Пронин В.А. Немецкий романтизм // История зарубежной литературы XIX века: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. М.: Высш. школа, 1991. Ч. 1. С. 104-120.

121. Романтический метод и романтические тенденции в русской и зарубежной литературе: Сб. статей. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1975. 168 с.

122. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. 384 с.

123. Рудницкий M.JI. Фантастическая правда Гофмана (о творчестве немецкого писателя) // Наука и религия, 1972. № 6. С.86-90.

124. Рудницкий M.JI. Э.Т.А. Гофман. // Избранная проза немецких романтиков. / Сост. A.C. Дмитриев. М., 1979. Т.2. С. 408-411.

125. Секст Э. Сочинения: В 2 т. М., 1976. Т. 2. 421 с.

126. Семейкина Н. Э.Т.А. Гофман и А. Погорельский (Из истории сравнительного изучения русского и немецкого романтизма) // В мире Э.Т.А. Гофмана. Сб. статей. Калининград, Гофман-центр, 1994. С. 208211.

127. Синтез искусств // Энциклопедический словарь по культурологии / Под. общ. ред. док. филос. наук, проф. A.A. Радугина. М.: Изд-во «Центр», 1997. С. 348-349.

128. Скородумова Л.Э. «Фантазии в манере Калло» Э.Т.А. Гофмана: своеобразие композиции. Дисс. канд. фил. наук. М., 1996. 234 е.

129. Скотт В. О сверхъестественном в литературе и в частности о сочинениях Э.Т.А. Гофмана // Скотт В. Сочинения: В 20 т. М.,Л., 1965. Т. 20. С. 602-652.

130. Славгородская Л.В. Романы Э.Т.А. Гофмана. Дисс. канд. фил. наук. Л., 1972. 276 с.

131. Славгородская Л.В. Стилевое оформление темы музыки в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» // Литература и музыка. Л.: Музыка, 1975. С. 106-110.

132. Стадников Г. Портрет Гофмана в критических отзывах Генриха Гейне («Письма из Берлина» «Романтическая школа») // В мире Э.Т.А. Гофмана. Сб. статей. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 180 - 185.

133. Стасов В.В. Искусство XIX века: Архитектура // Избр. сочинения: В 3 т. М.: Искусство, 1952. Т. 3. С. 485-506.

134. Стасов В.В. Музыка // Избранные сочинения: В 3 т. М.: Искусство, 1952. Т.2. С. 275-331.

135. Стендаль. Расин и Шекспир // Собр. соч. в 15 т. М.: Правда, 1959. Т.7. С. 5-99.

136. Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Худ. лит., 1971. 167 с.

137. Такварелия Л. А. Проблема художника в творчестве Э.Т.А. Гофмана (на примере образаКрейслера). Дисс. канд. фил. наук. Тбилиси, 1981. 152 с.

138. Тарковский А. Красота спасет мир // Искусство кино. 1989, № 2. С. 144-149.

139. Тураев C.B. Гофман и романтическая концепция личности // Художественный мир Гофмана: Сб. статей. М.: Искусство, 1982. С. 35-44.

140. Удодов Б.Т. Психологизм // Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. С. 115-118.

141. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. 224 с.

142. Федоров Ф.П. Проблемы искусства в творчестве Гофмана. Дисс. канд. фил. наук. Л., 1972. 200 с.

143. Федоров Ф.П. Система точек зрения в художественном мире позднего Гофмана // В мире Э.Т.А. Гофмана. Сб. статей. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 88-109.

144. Флоренский П. Из богословского наследия // Богословские труды. М.: Мысль, 1977. С. 152

145. Фокин П. Один сюжет из истории формирования личности русского романиста (Гофман и Достоевский) // В мире Э.Т.А. Гофмана. Сб. статей. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 151-157.

146. Формирование эстетического сознания в контексте современной массовой культуры // Современные концепции эстетического воспитания: Теория и практика / Под ред. Н.И. Киященко. M.: Наука, 1998. С. 74-105.

147. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. пр-ий / Сост. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. 447 с.

148. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 264-312.

149. Художественный мир Гофмана: Сб. статей / Ред. кол. И.Ф. Бэлза. М.: Искусство, 1982. 295 с.

150. Чавчанидзе Д.Л. Некоторые особенности художественного образа и сюжета Э.Т.А. Гофмана. Дисс. канд! фил. наук. М., 1969. 323 с.

151. Чавчанидзе Д.Л. Только в одном измерении // Вопросы литературы. 1973. №2. С. 281-284.

152. Чаянов A.B. Венецианское зеркало. М.: Современник, 1989. 235 с.

153. Шамрай А.Ф. Эстетические суждения Гофмана // Художественный мир Гофмана: Сб. статей / ред. кол. И.Ф. Бэлза. М.: Искусство, 1982, С. 266282.

154. Шекспир У. Отелло // Поли. собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1960. Т.6. С. 358-492.

155. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 469 с.

156. Шлегель Ф. Эстетика // Сочинения: В 2-х т. М.: Наука, 1987. Т. 1. С. 37259.

157. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / Общ. ред. A.A. Гусейнова. М.: Республика, 1992. 448 с.

158. Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 169-176.

159. Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1987. 733 с.

160. Юм Д. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1966. Т. 2. 655 с.

161. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе / Пер. с нем. Р.Ф. Додельцова. М.: Наука, 1993. 192 с.

162. Ямпольский М.Б. Наблюдатель: Очерки истории видения. М.: Ad Marginem, 2000. 287 с.

163. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

164. Е.Т.А. Hoffmann. Ausgewaehlte Werke. Berlin: DIRECTMEDIA Publiscing GmbH, 1998. 1400 S. (CD)

165. Auheber F. "In einem fernen dunklen Spiegel". E.T.A. Hoffmanns Poetisierung der Medizin. Opladen, 1986. 123 S.

166. Baltrusaitis J. Der Spiegel. Entdeckungen, Taeuschungen, Phantasien. Giesse, 1996. 230 S.

167. E.T.A. Hoffmann / hrsg. von H. Prang. Darmstadt, 1975. 165 S.

168. E.T.A. Hoffmann Jahrbuch: Mitteilungen der E.T.A. HoffmannGesellschaft / hrsg. von H. Steinecke u. a. Berlin: Erich Schmidt Verlag GmbH 8 Co., 2000. 160 S.

169. E.T.A. Hoffmann Jahrbuch: Mitteilungen der E.T.A. HoffmannGesellschaft / hrsg. von W. Segebrecht. Berlin: Erich Schmidt Verlag GmbH 8 Co., 1999. 265 S.

170. E.T.A. Hoffmanns Handzeichnungen in Faksimilelichtdruck nach den Originalen / hrsg. von W. Steffen und H. von Mueller. Berlin, 1979. 485 S.

171. E.T.A. Hoffmanns Spiegelungen / Texte und Erlaeuterungen von R. Heinritz. Bamberg, 1999. 25 S.

172. E.T.A. Hoffmanns Tagebuecher und literarische Entwuerfe / hrsg. von Mueller. Berlin, 1915. 189 S.

173. Goerres I. Gesammelte Schriften. Bd. 3. 440 S.

174. Hegel G. W. F. Werke. Bd. 9. Berlin, 1837. 445 S.

175. Hoffmanns Briefwechsel. Bd. 1-3 / Gesammelt von H.v. Mueller und F. Schnapp. Muenchen, 1967-1969.

176. Holbeche Y.J.K. Optical Motifs in the Works of E.T.A. Hoffmann. Goeppingen, 1975.205 S.139

177. Kremer D. E.T.A. Hoffmann. Erzaehlungen und Romane // Klassiker Lektuere. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1999. Bd. 1. 241 S.

178. Lacan J. Le Seminaire. P., 1973. 244 p.

179. Lewandowski R. Fiktion und Realitaet/ Ueber eine Beziehung zwischen Leben und Literatur. Berlin: Verlag Fraenkischer Tag GmbH 8 Co. KG, 1996. 239 S.

180. Lewandowski R. E.T.A. Hoffmanns Bamberg. Berlin: Verlag Fraenkischer Tag GmbH 8 Co. KG, 1997. 68 S.

181. Lewandowski R. Sie sind auch kein Bamberger, wie ich hoere?: Ein Fantasiestueck in Callots Manier ueber E.T.A. Hoffmann. Berlin: Verlag Fraenkischer Tag GmbH 8 Co. KG, 1997. 136 S.

182. Muelher R. Die Einheit der Kuenste und das Orphisches bei E.T.A. Hoffmann // Stoffe, Formen, Strukturen. Muenchen, 1962. 360 S.

183. Schlegel A.W. Die Kunstlehre // Kritische Schriften und Briefe. Stuttgart, 1963. T.II. S.102-103.

184. Schlegel F. Sammtliche Werke. Wien, 1922. Bd. 1. 230 S.

185. Zimmermann H.D. Der junge Mann leidet an chronischen Dualismus. Zu E.T.A. Hoffmanns Capriccio "Prinzessin Brambilla": E.T.A. Hoffmanns Texte und Kritik. Sonderbd. Muenchen, 1992. S. 97-111.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.