Единство индивидуального и коллективного в идентичности: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Давыдов, Олег Борисович

  • Давыдов, Олег Борисович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2012, Хабаровск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 176
Давыдов, Олег Борисович. Единство индивидуального и коллективного в идентичности: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Хабаровск. 2012. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Давыдов, Олег Борисович

Введение.

Глава 1. Становление концепта «идентичность» в социально-философском контексте.

1.1 Генезис и эволюция концепта «идентичность» в философии.

1.2 Плюрализм понимания современной идентичности.

1.3 Становление российской идентичности и проблематизация этого процесса

Глава 2. Социально-историческая динамика идентичности.

2.1 Индивид как квинтэссенция смыслообразования: партикулярная трактовка идентичности.

2.2. Приоритет коллективных форм развития социального: идентичность как универсальность.

2.3. Диалогичность в социальном развитии: идентичность как участие

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Единство индивидуального и коллективного в идентичности: социально-философский анализ»

Актуальность исследования

Современное социальное бытие характеризуется открытостью, подверженностью влиянию множества противоречивых факторов, нестабильностью и неустойчивостью развития. Интенсификация социальных изменений, свойственная информационному обществу, приводит социальное бытие в кризисное состояние, в условиях которого те или иные действия, предпринимаемые людьми для достижения жизненно важных целей, оказываются неадекватными вызовам. Кризисы становятся постоянной характеристикой социальной жизни, но, в то же время, они не могут стать обыденным ее элементом. В силу этого возникает общий климат неопределенности, негативно влияющий на стабильность коллективной и индивидуальной идентичности. «Можно сказать, что герменевтический цикл стабильной идентичности взломан и превращен в спираль, центр которой всюду, а окружность нигде»1

Кризис идентичности, который наблюдается в современном мире, отличается от происходивших ранее кризисов смены традиционного жизненного уклада. В начале XXI века мировое сообщество находится в состоянии активизации процессов конструирования, изменения и реактуализации идентичностей. Interregnum, или междуцарствие; так назвал этот переходный этап польский социальный мыслитель 3. Бауман2. Данная характеристика отражает ситуацию, в которой прежние социальные механизмы идентификации уже не соответствуют потребностям социума, а новые еще не сформировались или недостаточно эффективны для решения возникающих проблем. В начале нового века происходит формирование типа социальности, который базируется на сложной сети микросообществ, тесно связанных между собою постоянно развивающимися информационными связями; этот феномен получил название трайбализма. В то же время,

1 Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры/ Ж. Бодрийяр. - М.: Культурная революция, 2006.-С.117

2 См: Бауман, 3. Текучая современность/ З.Бауман. - СПб.: Питер, 2008.-238 с. 3 процессы глобализации, которые вовлекают во взаимодействие представителей разных обществ и культур, инициируют «взрывное» развитие идентичностей, являющееся диалектической противоположностью социальной унификации.

Потребность в философском осмыслении идентичности связана с проблемой выбора и самоопределения индивида в условиях общества риска. В глобализирующемся мире важнейшими условиями социального бытия становятся релятивизация традиционных ценностей, диверсификация направлений развития и дестабилизация фундаментальных структур общества. Свобода выбора становится условием доступа к различным ценностям: прошлым, нынешним и даже тем, которые только лишь появятся в будущем. Основными характеристиками социального бытия становятся толерантность, плюрализм, космополитизм, глобализм. Таковы условия транспарентного общества, совпадающего с самим собой вне всякой символической соотнесенности и конкретной типичности. В общественном сознании возрастает неуверенность; люди, сталкиваясь с необходимостью выбора, испытывают трудности при решении конкретных жизненных проблем. Увеличивающаяся неопределенность порождает обоснованные опасения, что предпосылки кажущейся стабильной идентичности не будут таковыми даже спустя короткое время. Сознательное ограничение своих потребностей ради будущего, являющееся необходимым условием всякого развития, становится трудной задачей. Индивид переживает разрыв единства своей идентичности, распад ее на различные элементы. В результате возникает ситуация кризиса индивидуального и коллективного сознания, а также возрастает опасность возникновения аномии. Таким образом, в сфере конструирования идентичности складывается ситуация, когда индивиды вынуждены находить собственные решения в ответ на возникающие коллективные противоречия. Именно поэтому автор уделяет особое внимание

3 См: Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации/ Э. Гидденс. - М.: Академический проект, 2003.-528 с. исследованию взаимодействия индивидуальной и коллективной идентичностей, а также солидарен с американским социальным философом А. Этциони, который утверждает, что если XX век характеризовался борьбой идеологий, то важнейшие социальные процессы XXI века будут определяться вызовами идентичности.4

Теоретическая и практическая значимость концепта идентичности состоит в том, что он позволяет удерживать единство действующего субъекта в условиях социально-гуманитарных противоречий. Интегральность данного концепта выходит на первый план при изучении современного общества, важнейшими чертами бытия которого становятся разнонаправленность и противоречивость процессов развития, а также проблематичность их прогнозирования и регулирования.

Актуальность исследования идентичности в указанных условиях инициирует необходимость в проведении исследования с привлечением системы понятий, соответствующих специфике описанной ситуации. Особое внимание при рассмотрении феномена идентичности в рамках современного социально-философского знания уделяется анализу социального происхождения норм и ценностей, формирующих образ человека и социума. Философская мысль концентрирует свои усилия на проблематике идентичности с тех пор, как наука трактует индивида вне его социальной соотнесенности. Изучающие проблематику идентичности исследователи говорят не просто об индивидуализации, но о «массовом субъективном повороте»5 в обществе модерна, выражающемся в стремлении людей найти собственный путь к самоосуществлению. Существующая в европейской цивилизации социальная инфраструктура рассматривается в современной социальной философии как система, основанная на идее тождества субъекта и его идентичности. В связи с этим в фокусе внимания научной аналитики находятся множественные аспекты идентичности: территориальный,

4 См: Этциони, А. От империи к сообществу. Новый подход к международным отношениям/ А. Этцгони. -М.: Ладомир, 2004. - 384 с.

5 Taylor, Ch. 1989: Sources of the Self: The Making of the Modern Identity/ Ch. Taylor. - Cambridge: Cambridge University Press. - p. 108 политический, этический, религиозный, лингвистический, тендерный, возрастной, профессиональный и др.

Еще одним стимулом активизации исследований диалектики индивидуального и коллективного аспектов идентичности является ускорение темпов изменения исторической ситуации. Глобализация, по мнению Э. Тоффлера6, стремительно входит в жизнь, внося новые отношения к труду и досугу, семейные отношения, появление новой экономики и политических реалий; все это усложняет процессы поиска идентичности. Состояние неопределенности перспектив развития общества, когда входящие в него субъекты находятся в разных социальных реальностях, живут в разных нормативно ценностных координатах или в состоянии аномии, порождает кризис индивидуальной и коллективной идентичности. Преодоление этого кризиса представляет собой важнейшую теоретическую и практическую задачу.

В описанных условиях проясняется особая актуальность изучения идентичности, а также факторов, влияющих на ее конституирование. Настоящее исследование, проводимое с позиций социальной философии, с использованием современного методологического инструментария, , позволяет не только углубить понимание причин кризиса, который переживает мировое сообщество, но и наметить пути его преодоления. Степень научной разработанности проблемы

Осмысление проблем идентичности имплицитно присутствует во многих работах, посвященных социально-философской проблематике. Исследование идентичности имеет длительную традицию в истории философской мысли. Разработка этой проблематики берет начало в античной

7 8 9 философии, в работах Платона , Аристотеля , Плотина . В трудах этих мыслителей идентичность рассматривалась как проблема тождества в

6 Тоффлер, Э. Футурошок/ Э. Тоффлер. - СПб.: Лань 1997 . - 464 с.

7 Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т.З / Платон. - М.: Мысль, 1990. - 860 с.

8 Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4./ Аристотель - М.: Мысль, 1984. - 530 с.

9 Адо, П. Плотин или простота взгляда/ П. Адо. -М.: Греко-латинский кабинет Ю.Шичалина, 1991. -144 с. контексте метафизических и онтологических оснований мироздания и общества. Идентичность артикулировалась как соотношение тождественного и иного - индивидуального и коллективного. Из философского контекста античности идея тождества, в числе других фундаментальных концептов, перешла в патристику и схоластику. В частности, переоценка проблемы тождества предполагает изменение стиля мышления, которое имело место в сфере античного философского исследования. Учение о творении мира ех тЫИо обязывало мыслителей ввести в круг используемых понятий онтологическое различие в дополнение к категории тождества, позаимствованной ими из античной философской традиции. В схоластической философии человеку полагалось принять новые формы персональной и социальной ответственности. Августин Аврелий синтезировал христианское обращение к индивидуальности с античными философскими методами исследования в целях создания нового вида нравственной интроспекции. Особый пафос схоластической философии предает то обстоятельство, что в ней исследуется различие между индивидом, механически включенным в социум, и субъектом, обладающим самосознанием и способным осуществлять осмысленный выбор собственной идентичности.

Эксплицитно оформившейся философской проблемой идентичность становится в эпоху модерна. Она приобрела такой характер вследствие распространения ощущения неопределенности, порожденного разрушением традиционных социальных структур, которое затем выразилось в автономности индивидуума и социального контекста. В этот период в философии решается задача обоснования субъективной самодостаточности в выборе и решениях, а также в нахождении онтологического фундамента когнитивных процедур. Индивидуальность становится таковой основой в философии Р. Декарта10, чей метод является классическим в понимании идентичности человека. Декарт сформулировал фундаментальное для

10 Декарт, Р. Сочинения в двух томах, Т 1./ Р. Декарт. - М.: Мысль, 1989. - 480 с. позднейших концепций понятие субъекта, что явилось результатом радикализации античного антропологического дуализма и синтеза томистского понимания бытия с индивидуалистически-понимаемой субстанцией, разработанного Боэцием. С развитием индивидуализма преобладание коллективной стороны идентичности уступает место доминированию типа личности, не привязанному столь жестко, как ранее, к элементам социальной структуры. В ходе развития картезианских идей в осмыслении идентичности сформировались различные направления ее интерпретации, связываемые с философскими системами Д. Юма11, Д.

11 д

Локка и В. Лейбница .

Новую трактовку проблема единства идентичности получает в работах представителей немецкой классической философии. В трудах И. Канта14, И. Фихте15, Ф.В.И. Шеллинга16 и Г.В.Ф.Гегеля17 представлена идеалистическая концепция идентичности. В системе Гегеля она достигает своего высшего выражения среди метафизических трактовок идентичности. В ней идентичность субъекта понимается как развивающаяся от состояния первичного тождества через самоотчуждение, достигающая самопознания.

Несмотря на постоянное присутствие вопросов идентичности в различных системах классической философии, аутентичной проблемой социальной философии идентичность стала лишь в рамках постклассической философии и социальной теории, преодолевающих ее сугубо метафизическое рассмотрение и обращающихся к исследованию ее социальных оснований. Постклассические методологии ставят в центр исследовательского внимания те стороны человеческой идентичности, которые до этого были маргинализованы. В ходе углубления и расширения предметной области,

11 Юм, Д. Собрание сочинений в 4х т. Т.2./ Д. Юм - М.: Мысль, 1996. - 733 с.

12 Локк, Дж. Сочинения в трех томах. Т.1/ Дж. Локк - М.: Мысль, 1985. - 621 с.

13 Лейбниц, В. Собрание сочинений в двух томах. Т.1/ В. Лейбниц- М.: Мысль, 1982. - 382 с.

14 Кант, И. Критика чистого разума/ И.Кант - СПб.: Наука, 2008. - 662 с.

15 Фихте, И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение/ И. Фихте. - Минск.: Харвест, М.:АСТ, 2000. - 784 с.

16 Шеллинг, Ф. В. И. Сочинения в двух томах. Т. 1./ Ф. В. И. Шеллинг. - М.: Мысль, 1987 - 679 с.

17 Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии в трех томах. T.1 / Г.В.Ф. Гегель - Спб.: Наука 2006 - 348 е.; Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики./ Г.В.Ф. Гегель - М.: Мысль, 1974 - 540 с. 8 охватываемой проблематикой идентичности, в философии оформились многообразные и разнопорядковые подходы к ее изучению. Каждый из них предоставляет широкий спектр вариаций относительно понимания сущности идентичности, что указывает на сложность, многогранность феномена и связанную с этим опасность редукционизма в построении теоретических систем. Все многообразие методологических подходов к изучению феномена идентичности объединяется в несколько социально-философских направлений, различающихся теоретическими взглядами на сущность и природу идентичности.

В XX веке идентичность человека становится предметом пристального внимания философов, психологов и социологов в связи с появлением признаков кризиса индивидуальной идентичности. В работах мыслителей

1 о 1 о 9П психоаналитического направления 3. Фрейда , Э. Эриксона , Ж. Лакана ,

Л1

К-Г. Юнга , А. Маслоу , С. Жижека данный феномен рассматривается как сложный и противоречивый, в обосновании которого решающую роль играет процесс идентификации индивида с подлинным Я. Представители символического интеракционизма Дж. Мид24 и Э. Тэджфел25 понимают идентичность как ролевую концепцию, формирующуюся в результате взаимодействия социальных агентов.

В коммуникативном и интерсубъективном аспектах идентичность изучают исследователи, тяготеющие к идеям франкфуртской школы и социетальному анализу. Наиболее полную картину применения данного

18 Фрейд, 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я»/ Психология масс. Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Рейгородского. - Самара: БАРАХ - М, 2001. - С. 132 -185.

19 См: Эриксон, Э. Трагедия личности/ Э. Эриксон - М.: Эксмо-Алгоритм-книга 2008. - 320 е.; Эриксон, Э. Детство и общество /Э. Эриксон - Спб.: Ленато, 1996.-243 с. ; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1999. - 374 с.

20 Лакан, Ж. Я в теории Фрейда и технике психоанализа/ Ж. Лакан. - М.: Протей, 1999. - 390 с.

21 Юнг, К. Г. Концепция коллективного бессознательного // Человек и его символы. Сб. статей / Под общ. Ред. С.Н.Сидоренко. - М.: Серебряные нити, 1997.-450 с.

22 Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы/А. Маслоу - М.:Альпина, 2011.- 327 с.

23 Жижек, С. Устройство разрыва: Параллаксное видение/ С. Жижек - М.: Европа, 2008. - 516 с.

24 Мид, Д. От жеста к символу. Интернализованные другие и самость//Американская социологическая мысль. М.,1994. -235 с.

25 Тэджфел, Э. Социальная идентичность и межгрупповые отношения/ Э. Теджфел. - М.: Символ-Плюс 2002.-224 с. методологического инструментария содержат работы Ю. Хабермаса, А. Гидденса и М. Кастельса26.

Оригинальный философский анализ проблематики социальной идентичности с позиции «жизненного мира» представлен феноменологией

27

Э. Гуссерля и А. Щюца , а также социологией знания П. Бергера и Т.

28

Лукмана . В основе их взглядов лежит представление об осознанности социальной коммуникации и взаимодействии людей как основе идентичности.

В результате усложнения социальных процессов во второй половине XX века появляется значительное число работ, посвященных философскому, социологическому, культурологическому и антропологическому анализу кризиса идентичности, особое внимание в которых уделяется необходимости междисциплинарного взаимодействия в ходе изучения данного феномена. Так, концепции трансформации идентичности в результате развертывания процессов глобализации и космополитизации содержатся в работах 3. Баумана29, У. Бека30, Д. Белла31, Э. Гидденса32, И. Гофмана33, Г. Дебора34, Ч. тг "î/л 17 то

Кули , Н. Лумана , М. Маклюэна , Н. Элиаса . Особое внимание указанные авторы уделяют исследованию трансформации и деконструкции

26 См: Хабермас, Ю.Философский дискурс о модерне/ Ю. Хабаермас - М.: Весь Мир, 2003; Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы / Ю. Хабермас. - М.: Весь мир, 2002.; Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации/ Э. Гидденс. - М.: Академический проект, 2003.- 528 е.; Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе/ М. Кастельс. - Екатеринбург.: У-Фактория, 2004.-328 с.

27 Гуссерль, Э. Избранные работы / Э. Гуссерль - М.: Территория будущего, 2005. - 464 е.; Щюц, А. Избранное: Мир, светящийся смыслом/ А. Щюц - М.: РОССПЭН, 2004. - 1056 с.

28 Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/ П. Бергер, Т. Лукман. - М.: «Медиум», 1995. - 323 с.

29 Бауман, 3. Текучая современность/ З.Бауман. - СПб.: Питер, 2008. - 238 с.

30 Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну/ У. Бек. - М. Прогресс-Традиция, 2000. - 322 с.

31 Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования/ Д. Белл. - М.: Academia, 1999.-420 с.

32 Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации/ Э. Гидденс. - М.: Академический проект, 2003.-239 с.

33 Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни/ И. Гофман. - М.: Канон-пресс, 2000. -622 с.

34 Дебор, Г. Общество спектакля/ Г. Дебор - М.: Логос-Радек, 2000. - 184 с.

35 Кули, Ч.Г. Социальная самость/ Ч.Г. Кули. - М.: Прогресс, 1994. - 355 с.

36 Луман, Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества/ Н. Луман. - М.:СоциоЛогос, 1991-218 с.

37 Маклюэн, Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека/ Г.М. Маклюэн. - М.: Кучково поле, 2011-446 с.

38 Элиас, Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования/ Н. Элиас -Спб.: Университетская книга, 2001 - 372 с. механизмов и структур конституирования идентичности, типичных для общества модерна.

Особое место занимают работы по социальной философии и методологии общественных наук П. Бурдье, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Дебора, Т. Куна, Р. Рорти, М. Санделя, А. Турена39. Они формируют дискурсивное пространство, в котором обсуждается проблема идентичности.

В общефилософском контексте фундаментальное осмысление проблематики идентичности присутствует в трудах Дж. Агамбена, В. Беньямина, М. Бланшо, Ж. Бодрияра, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ю. Кристевой, Э. Левинаса, Г. Марселя, А. Рено, П. Рикера, Ж.-П. Сартра, Ч.Тейлора, П.Т ейяр де Шардена, П.Тиллиха, Д. Харта, В. Хесле, М. Хайдеггера, К. Ясперса40

В российской философской науке, с начала 90х годов XX века наблюдается рост интереса к проблематике идентичности. Значительная часть исследований, посвящена критическому осмыслению ситуации идентичности в современном, в том числе, российском обществе. Среди них присутствуют и отличающиеся широким охватом проблем, связанных с исследуемым феноменом, к ним относятся исследования М.В Заковоротной41, H.A. Бороноевой42, JI.H. Гудкова43, Е.В. Кармазинной44, В.А

39 Бурдье, П. Начала/ П. Бурдье - M.: SocioLogos, 1994. - 288 с; 181; Вебер М. Основные социологические понятия. Западно-европейская социология XIX-XX вв. -М.: МНПУ, 1996. - С. 455-491; Сандель М. Новые сообщества/ М. Сандель - Спб.: Алетейя, 2009. -127 е.; Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии/ А. Турен - М.: Научный мир, 1998. - 204 с.

40 Агамбен, Дж. Грядущее сообщество/ Дж. Агамбен - M.: Три квадрата, 2008. - 230 е.; Бланшо, М. Мишель Фуко каким я его представляю/ М. Бланшо - Спб.: Machina, 2002,- 96с.; Бодрияр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры/ Ж. Бодрийяр - M.: Культурная революция.,2006. - 269 е.; Делез, Ж. Различие и повторение/ Ж. Делез - СПб.: Петрополис,1998. - 384 с; Деррида, Ж. Диссеминация/ Ж. Деррида - Екатеринбург.: У-Фактория 2007. - 608 е.; Кристева, Ю. От одной идентичности к другой/ Ю. Кристева. -Минск.:Лито,1997. - 180 е.; Левинас, Э. Тотальность и бесконечность/ Э. Левинас - Спб.: Университетская книга, 2000. - 416 е.; Тейлор, Ч. Мультикультурализм и «политика признания»/ Ч. Тейлор - Киев: Альтерпрес, 2004. - 68 е.; Рено, А. Эра индивида. К истории субъективности/ А. Рено - СПб.: «Владимир Даль», 2002. - 473 е.; Рикер, П. Я сам как другой. / П. Рикер, пер.с фр - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008.-416 е.; Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии/ Ж.-П. Сартр -M.: Республика, 2000. - 639 с.

41 Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М.В. Заковоротная. - Р-На-Дону, ,1999. - 176 е.; Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности// Вопросы философии. 1994. № 10, С.112-126; Хайдеггер, М. О существе понятия «fusis» в «Физике» Аристотеля/ M. Хайдеггер - М.: «Слово», 1997, - 137 е.; .Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991.-230 с.

42 Бороноева, Н. А. Человек в мире глобальных изменений/ Н. А. Бороноева; науч. ред. M. А. Арефьев — Красноярск: Изд-во «Литера-принт», 2009. - 224 с

Лекторского45, B.C. Малахова,46 А.Г.Смирновой47, В.В.Степина48, В.Г. Федотовой49, В.В.Шаронова50, Д.К. Танатовой51

За последние годы в России написан ряд диссертаций, в которых исследуется феномен идентичности в различных аспектах и с привлечением многообразных методологических подходов. В работе A.B. Шабага52 идентичность рассматривается в аспекте ее связи с историческим становлением субъективности. A.B. Бадыков53 и А.Ю. Хамнаева54 проводят анализ феномена с учетом семантической трансформации в историко-философской традиции. А.Ю. Шеманов55 изучает идентичность как антропогенетический феномен. В исследовании А.Ю. Телухина56 анализируется идентичность в аспекте социализации и интернализации индивидом общественных механизмов воспроизводства идентичности. Екатеринбургский исследователь Е.Г. Трубина , с привлечением герменевтической методологии анализирует формы конституирования идентичности и их онтологическую референцию. С.Н. Боголюбова58 в своей диссертации развивает социально-деятельностный подход, трактующий идентичность как способ самоопределения и самоутверждения личности или группы.

43 Гудков, JI. Негативная идентичность. Статьи 1997 - 2002 годов/ Л. Гудков - М.: НЛО, 2004 - 816 с.

44 Кармазина, Е. В. Философия свободы и проблема идентичности /Е. В. Кармазина. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006.-235 с.

45 Лекторский, В.А Проблема идентичности в современном российском обществе и школа/ В.А. Лекторский - М.:2009. - 349 с.

46 Малахов, B.C. Неудобства с идентичностью// Русский архипелаг.2005, № 3, С. 38-55

47 Смирнова, А.Г. Идентичность в меняющемся мире/ А.Г. Смирнова - Ярославль: «Принт М», 2002. - 130 с.

48 Степин, В. С. Цивилизация и культура/ В. С. Степин - СПб. СПбГУП, 2011. - 408 с.

49 Федотова В.Г. Хорошее общество/ В.Г. Федотова-М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 544 с.

50 Шаронов, B.B. Основы социальной антропологии/ В.В. Шаронов - СПб.: «Лань», 1997, -131 с.

51 Танатова, Д.К. Антропологический подход в социологии / Д.К.Танатова. - М.: Дашков, 2006. - 267 с.

52 Шабага, A.B. Проблемы идентичности исторического субъекта.: автореферат дисс. Д-ра.филос.наук/ A.B. Шабага - М.: Российский университет дружбы народов, 2010 - 50 с.

53 Бадыков, А.Ф. Диалектика методологических подходов в исследовании взаимоотношений индивида и общества.: автореферат дисс. к.филос.наук/ А.Ф. Бадыков. - Уфа, 1994.-27 с

54 Хамнаева, А.Ю. Идентичность как социально-философская проблема.: автореферат дисс. к.филос.наук/ А.Ю. Хамнаева -Улан- Удэ - 2007 - 21 с.

55 Шеманов, А.Ю. Самоидентификация человека как антропогенетический феномен. .: автореферат дисс. д-ра. Филос. наук/ А.Ю. Шеманов -M.: МГУ им М.В,Ломоносова,2008 - 39 с.

Телухин, А.Ю. Идентичность человека в современном обществе как социально-философская проблема.: автореферат дисс. к.филос.наук/А.Ю. Телухин - Нижний Новгород. 2009.-20 с.

57 Трубина, Е. Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности / Е. Г. Трубина-Екатеринбург: Стилос, 1995.-318 с.

58 Боголюбова, С.Н. Повседневность: пространство социальной идентичности: автореферат дисс. к.филос.наук/ С.Н. Боголюбова- Ростов-на-Дону.: ЮФУ, 2011- 58 с.

Обобщая, автор делает вывод, что российская социально-философская мысль исследует идентичность в двух контекстах. Во-первых с использованием социологических подходов, которые исходят из идеи социально-формируемой идентичности. Во-вторых, идентичность изучается в русле развития психологических подходов, которые рассматривают идентичность как результат индивидуальной психологической деятельности и включения в определенные социальные структуры.

Феномен множественности идентичности, существующий в современном обществе, требует научной категоризации и компаративистского исследования для разрешения неопределенности социальной ситуации, находящейся в перманентном взаимодействии со всевозможными процессами. Актуальность исследования идентичности в российском контексте возрастает в связи с тем, что в российском обществе тесно переплетаются общемировые глобализационные тенденции и сложные, нелинейные по своему характеру процессы социального воспроизводства. Возникают новые траектории социальной трансформации, явившиеся результатом кардинальной смены социального устройства. Указанные факторы, в числе других, порождают многочисленные проблемы, усложняющие процесс конструирования идентичности.

Для данного исследования в качестве ближайших философско-методологических предпосылок послужили идеи, развиваемые в работах А.Бенуа, А.Макинтайра, М.Сандела, Ч.Тейлора, М.Уолзера, А.Этциони59, в которых излагаются принципы конституирования идентичности в условиях ее современного кризиса. Принципиальным является тезис о том, что лишь выступая членом сообщества, индивид обладает возможностью сформировать и сохранить фундаментальные принципы собственной

59 Бенуа, А. Сущность либерализма/ А. Бенуа - Спб, Амфора,2009. - 476 е.; Макинтайр, А. После добродетели. Исследования по генеалогии морали/ А. Макинтаир. - М.: Изд «Академический Проект», 2000. - 384 с; Сандель, М. Новые сообщества/ М. Сандель. - Спб, Алетейя, 2009. -127 е.; Тейлор Ч. Мультикультурализм и «политика признания»/ Ч. Тейлор. - Киев: Альтерпрес, 2004. - 68 е.; Тейлор, Ч.Атомизм/ Ч. Тейлор - Киев: Смолоскип, 2002. - С. 235-254.; Уолзер, М. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия XX века/ М. Уолзер. - М:, Идея пресс, 2000. -356 е.; Этциони, А. От империи к сообществу: Новый подход к международным отношениям/ А. Этциони - М.: Ладомир, 2004. -384 с. идентичности. В этом качестве идентичность представляет собой не то, что никогда не меняется, но то, что удерживает специфику единства индивидуального и коллективного.

В современной социальной философии присутствует ряд трактовок идентичности, Автор опирается в данном исследовании на дефиницию, данную А. Туреном: «идентичность - это осознанное самоопределение социального субъекта»60. Данный феномен, по мнению автора настоящего исследования, представляет собой результат самоотождествления индивида или коллектива с иным человеком либо коллективом, достигаемый посредством механизмов социализации.

Объектом исследования является идентичность как социальный феномен.

Предметом исследования является единство индивидуального и коллективного как основание конституирования и проявления идентичности.

Целью диссертационного исследования является изучение мировоззренческих оснований, смысла и тенденций развития идентичности как единства индивидуального и коллективного.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

- проводится сравнительное исследование социально-философских подходов к проблеме идентичности, выявляется специфика каждого из них в аспекте единства индивидуального и коллективного;

- анализируется онтология социально-антропологического феномена идентичности;

- демонстрируется значимость социальной феноменологии для теоретического осмысления идентичности;

- выявляются основные характеристики кризиса идентичности в современном социуме;

60 Турен, А. Возвращение человека действующего - М.: Научный мир, 1998. - С. 83

14

- показывается конституирующая роль диалектического единства индивидуального и коллективного в природе идентичности;

- в ходе исследования диалектики индивидуальных и коллективных факторов построения идентичности определяется роль сообщества как основания единства

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Исследование такого многомерного феномена как идентичность, требует использования разнообразного познавательного инструментария философии и социальных наук, в первую очередь, общих методов научного познания - анализа и синтеза, системного и компаративистского методов.

В работе используются также элементы методологии феноменологической герменевтики П. Рикера, Г. Гадамера и М. Хайдеггера. Герменевтический инструментарий позволяет интерпретировать смысловое содержание исследуемых источников, опираясь на исторический и социокультурный контекст рассматриваемых этапов становления идентичности. Гадамеровское понимание философии как истории понятий предоставляет возможность для анализа развития концепта идентичности в истории философии. Аналитика человеческой идентичности, присутствующая в работах П. Рикера, также находится в русле данного исследования. Автор опирается на мощный методологический ресурс диалектики и материалистического понимания истории.

Большое значение для решения исследовательских задач имеют положения, присутствующие в методологии, разрабатываемой в русле коммунитарной социальной философии. Совокупное использование указанных методов и теоретических подходов способствует более углубленному рассмотрению тех аспектов идентичности, которые недостаточно изучены в социально-философской науке.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Выявлена диалектика индивидуального и коллективного в природе идентичности и ее проявления в различных типах социума.

2. Выделены, соответственно: античный, средневековый, нововременной и современный периоды в развитии идентичности. Прослежено отражение этой тенденции в развитии теоретических подходов к пониманию идентичности.

3. Обосновано положение о том, что кризис идентичности является результатом исчезновения локальных форм социальности.

4. Эксплицированы причины крайней индивидуализации идентичности.

5. Впервые феномен идентичности исследован с позиций коммунитаристской философии.

Теоретическая и практическая значимость

Данное исследование вносит вклад в углубление и расширение научных знаний об идентичности, ее структуре, об изменениях в ее теоретическом осмыслении и практическом воплощении. Результаты исследования могут быть использованы при чтении курса философии в разделе «Социальная философия»; при проведении социологических исследований; в планировании работы по патриотическому воспитанию населения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследование идентичности с применением социально-философской методологии позволяет изучить данный феномен в его многообразии. В ходе генезиса концепта «идентичность» в философии выделяется четыре содержательных этапа: античный, на котором идентичность исследовалась в рамках метафизики; средневековый, когда идентичность понималась как результат соотнесения с трансцендентным; новоевропейский, где идентичность полагалась как характеристика индивидуума; современный, характеризующийся преобладанием плюралистического понимания идентичности.

2. Онтологическим основанием идентичности является диалектическое единство индивидуального и коллективного, осуществляемое через включение индивидов в процесс воспроизводства совместных условий бытия. Формы типизации опыта и социальной субъектности определяют соотношение индивидуального и коллективного в ходе конструирования идентичности.

3. Разнонаправленные процессы глобализации и локализации, во взаимодействии с которыми в настоящее время находятся все социумы и социальные группы, формируют нестабильную и неопределенную среду для конституирования идентичности. Идентичность, возникающую в условиях активизации социальных процессов, необходимо рассматривать в динамике, в процессах ее изменения и становления.

4. Кризис идентичности и аномия, характеризующие современную социальную реальность, обусловлены ослаблением коммунитарных параметров бытия, происходящим под воздействием диффузных тенденций в информационном обществе. Под угрозой социальной унификации необходимо развивать вариативность идентичностей, которые должны быть стабильными, что возможно лишь в условиях коммунитарного бытия.

5. Формируется новый тип социальности, представляющий собой сеть микросообществ, он является средой возникновения устойчивых форм идентичности. Экзистенциальная ситуация осознания бытия-с-другими является основой идентичности, способной преодолеть кризис существующий в современном социуме.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Данное исследование вносит вклад в углубление и расширение научных знаний об идентичности, ее структуре, об изменениях в ее теоретическом осмыслении и практическом воплощении. Результаты исследования могут быть использованы при чтении курса философии в разделе «Социальная философия»; при проведении социологических исследований; в планировании работы по патриотическому воспитанию населения.

Апробация диссертации

Результаты диссертационного исследования были представлены в выступлениях на научных конференциях и изложены в статьях, опубликованных в сборниках статей конференций и научных журналах: Альманах современной науки и образования (Тамбов, 2009), «Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке» (Хабаровск, 2009), «Российская национальная идентичность в лабиринтах модернизации и глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы» (Невинномысск, 2010), «Актуальные проблемы современной науки и образования» (Уфа, 2010), «Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке» (Хабаровск,2011). А также в 5 статьях, опубликованных в журналах, входящих в список ВАК

Структура и объем диссертационной работы

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка на русском и английском языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Давыдов, Олег Борисович

Заключение

Фундаментальные трансформации, происходящие как в мировом, так и в российском социуме, актуализируют проблематику идентичности, делая ее краеугольным камнем не только в области социально-философского теоретизирования, но и в сфере решения конкретных проблем социального бытия. Начало XXI века характеризуется состоянием неопределенности путей развития общества, когда субъекты находятся в разных социальных реальностях, живут в разных нормативно ценностных координатах или вообще в состоянии аномии, что порождает кризис социальной и индивидуальной идентичности. Необходимо преодоление назревшего кризиса, чему будут способствовать:

- изучение структур идентичности, а также факторов, влияющих на ее конституирование;

- оценка влияния исторических и культурных трансформаций;

- анализ изменений восприятия субъектом образов себя и Другого.

Задачей данной работы явилось исследование феномена идентичности по всем указанным аспектам, произведенное с теоретических позиций социальной философии, с использованием современного методологического инструментария.

Подводя итоги исследования, проведенного в рамках данной работы, мы можем обобщить полученные результаты. Прежде всего, исследование обнаруживает, что в теоретическом плане разработка понятия идентичности и его семантическая трансформация часто приводили к появлению новых интерпретаций, которые позднее становились основой теоретических разработок. Для осмысления данного процесса, а также для выяснения условий и возможностей для проведения дальнейшего анализа предпринята попытка исследования семантической трансформации понятия идентичности в теоретическом контексте, начиная с античной философии и заканчивая философскими направлениями XX века.

В ходе анализа выявлена периодизация развития проблематики идентичности, которая перманентно присутствует в философском контексте, но в разные периоды истории может быть имплицитно либо эксплицитно представлена в теоретических системах. Речь идет о неотделимости проблематики идентичности от метафизического и теологического контекстов философствования соответственно в античной и средневековой мысли. В философии нового времени она выходит на одну из ведущих позиций среди всего круга проблем, которые разрабатывались в теоретическом аспекте.

Второе направление, в рамках которого осуществлен поиск, связано с исследованием современной социальной реальности и ее проблематизации в философском контексте. Речь идет о фундаментальности проблемы идентичности, которая стала осознаваться после общемировых социальных катастроф и потрясений XX века. Результатом явилось обнаружение следующей закономерности: основная причина пересмотра фундаментальных социо-антропологических констант в новейших теориях, к которым относится и идентичность, состоит в том, что концепция индивида -после разочарования в проектах усовершенствования социального - стала1 трактоваться в духе крайнего партикуляризма, вне всякой соотнесенности с социальной реальностью. Многие современные социальные философы делают вывод о наличии непреодолимой пропасти между индивидуальным и социальным, в чем особенно убеждают социальные, политические и культурные практики конца XX века.

Теории идентичности, которые интерпретируют этот феномен современной социальной реальности, указывают на тенденцию к все большей партикуляризации, разрушению присутствовавших ранее связей, которые были конституирующими для общества эпохи модерна. В этих условиях на первый план выступают факторы, необходимые для конструирования новых форм идентичности, обеспечивающих более адекватную вызовам времени субъективную приемлемость.

Важным итогом анализа современной идентичности в российском обществе является выявление перспектив построения новой российской идентичности. Отметим особую важность идентичности среди условий рационального проектирования новых форм социальности. Все рассмотренные проблемы, присутствующие в глобальном контексте, отражаются в российских социальных реалиях, где, в некотором смысле, они усложняются, так как российский социум на протяжении более двух десятилетий находится в переходном состоянии. Новые реалии заставляют иначе осмысливать проблему идентичности и соотношение индивидуального и социального уровней при ее конституировании. Можно утверждать, что время представлений об идентичности как о полностью социально детерминируемой реальности, существующей практически независимо от воли индивидов, ее составляющих, безвозвратно ушло в прошлое.

Полагаем: если отдельный человек не осмыслил себя как индивидуальный социальный субъект, интересы которого лежат не только в плоскости личных забот, но относятся к некоторым общественным проблемам, то совокупный субъект не может сформироваться автоматически как реакция на объективные условия. Решение: действовать или нет, - в конечном счете, принимает отдельный человек.

Важным итогом исследования является определение перспективного направления конструирования идентичности, наиболее адекватной изменяющейся социальной реальности. Сталкиваясь в постсовременном обществе с новой формой социальной реальности, равно как и с новыми формами самоидентификации, социальная теория получает возможность реализовать себя не только как дискурс о тотальном, но и как дискурс о партикулярном. Образ идентичности может быть соотносящимся с меняющейся социальной реальностью. Эта реальность представляет собой не только общество как таковое либо индивидуального актора, но и разнообразные ограниченные и локальные практики с нередуцируемыми особенностями.

В работе показывается: понимание того, что индивид может быть носителем различных идентичностей, и методология исследования должны быть основаны на признании многообразия социальных субъектов, функционирующих в различных дискурсивных режимах и практиках. Это становится доминантой при исследовании многообразного и полилокального социума современности. Конструирование сообществом своей идентичности в мире, «уплотненном» коммуникацией, становится невозможным вне сопоставления, вне взаимодействия. Скорость изменений беспрецедентно повышает ответственность каждого индивида за выбор той или иной идентичности. Никто не может оставаться по-прежнему абсолютно самодостаточным, но все вовлечены в жизни друг друга. Идентичность выступает как символическое средство объединения с одними и отмежевания от других, и в этом ее процессуальность и неуловимость для исследователя.

Многообразие современной идентичности делает невозможным исчерпывающее объяснение данного феномена на любом уровне. Это придает особую актуальность задаче преодоления кризиса идентичности, поскольку только в случае нахождения оптимального соотношения индивидуального и социального начал идентичности можно будет рассчитывать на позитивные изменения. Усиливающееся размывание паттернов идентичности, порождающееся разнонаправленными внутренними и внешними тенденциями, инициирует необходимость конструирования новой идентичности. Фундаментальная открытость глобализирующегося мира, общества риска и спектакля характеризуется тем, что социальное и индивидуальное взаимодействуют на пределе возможного. Это является, с одной стороны, серьезным вызовом для каждого индивида и сообщества. Однако, с другой стороны, эта ситуация открывает возможности для совместного конструирования условий будущего, эффективного интерсубъективного взаимодействия и перехода социума в новую фазу цветущей сложности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Давыдов, Олег Борисович, 2012 год

1. Абельс, X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / X. Абельс. СПб. Алетейя, 2000. - 272 с.

2. Аберкомби, Н. Социологический словарь/ Н. Аберкомби, С.Хилл, В.С Тернер М.: Экономика, 2004. - 620 с.

3. Автономова, Н.С. Постмодернизм //Современная западная философия / Малахов B.C., В. П. Филатов, М, 1991. 527 с.

4. Агамбен, Дж. Грядущее сообщество / Дж. Агамбен М.: Три квадрата, 2008. - 230 с.

5. Адо, П. Плотин или простота взгляда / П. Адо М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина,1991. - 144 с.

6. Адорно, Т. Исследование авторитарной личности / Т. Адорно -М.: Серебряные нити, 2001. 416 с.

7. Аквинский, Ф. Сумма против язычников / Ф. Аквинский М.: Изд-во «Вестком», 2000.- 264 с.

8. Альтюссер, JI. За Маркса /Л. Альтюссер М.: Праксис, 2006 -392 с.

9. Антонова, И.В. Проблема личностной идентичности / И.В. Антонова // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ - М», 2003. - С. 471-487.

10. Арендт, X. Истоки тоталитаризма / X. Арендт М.: ЦентрКом, 1996.-385 с.

11. Ареопагит, Д. О небесной иерархии / Д. Ареопагит Спб., Алетейя, 2002. - 120 с.

12. Армстронг, А.Х. Введение в античную философию / А.Х. Армстронг Спб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. - 256 с.

13. Арон, Р. Избранное: введение в философию истории /Р.Арон -СПб.: Университетская книга, 2000. 543 с.

14. Ахиезер, A.C., Ильин B.B. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. / A.C. Ахиезер, В.В. Ильин М.: ГУ ВШЭ, 2000. -120 с.

15. Ахиезер, A.C. Россия: критика исторического опыта. От прошлого к будущему / A.C. Ахиезер М.: Эксмо, 2008. — 308 с.

16. Бадыков, А.Ф. Диалектика методологических подходов в исследовании взаимоотношений индивида и общества / А.Ф. Бадыков, Автореферат дисс. к.филос.н, Уфа, 1994. 27 с.

17. Балибар, Э., Валлерстайн, И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Э.Балибар, И. Валлерстайн М.: Логос, 2004. - 288 с.

18. Батай, Ж. Проклятая часть Сакральная социология / Ж. Батай -Пер с франц. М.:Ладомир, 2006. 742 с.

19. Бауман, 3. Индивидуализированное общество. / 3. Бауман. М.: Логос, 2001.- 321 с.

20. Бауман, 3. Философия и постмодернистская социология// Вопросы философии. 1994. №3. С.46 -61

21. Бауман, 3. Свобода / 3. Бауман. М.: Новое изд-во, 2006. - 132 с.

22. Бауман, 3. Текучая современность/ 3. Бауман. пер. с английского Ю.В. Асочакова - СПб: Питер, 2008. - 240 с.

23. Бауман, 3. Законодатели и толкователи. URL: http://magazines.russ.rU/nz/2003/l/baum.html (дата обращения: 12.02.2011)

24. Бауман, 3. Идентичность в глобализирующемся мире. URL: http://simulacres.by.ru/texts/ztk/bauman 1 gl.htm (дата обращения: 04.09.2010)

25. Бенуа, А. Сущность либерализма / А. Бенуа. Спб, Амфора, 2009.-476 с.

26. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. 383 с.

27. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М.:Academia, 1999.-420 с.f "

28. Белл, Д. Эпоха разобщенности. Размышления о мире XXI века / Д. Белл. М.: Свободная мысль, 2007. - 472 с.

29. Белявский, И.Г., Шкуратов В.А. Проблемы исторической психологии / И.Г.Белявский, В.А. Шкуратов.-Ростов-на-Дону, 1988.-240 с.

30. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/ П. Бергер, Т. Лукман. М.: «Медиум», 1995. - 323 с.

31. Бердяев, Н. А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев. — М.: ЭКСМО, 2001.-552 с.

32. Бинсвангер, Л. Бытие-в-мире / Л. Бинсвангер. М.: Рефл-Бук, 1990.-385 с.

33. Бланшо, М. Мишель Фуко каким я его представляю / М. Бланшо. Спб.: Machina, 2002. - 96 с.

34. Бодрийяр, Ж.Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж.Бодрийяр. -М.: Культурная революция., 2006. -269 с.

35. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж.Бодрийяр. Екатеринбург, «У- фактория» 2000. - 179 с.

36. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж.Бодрийяр. М.: «Добросвет», 2000. - 387 с.

37. Бороноева, Н. А. Человек в мире глобальных изменений/ Н. А. Бороноева. Красноярск: Изд-во «Литера-принт», 2009. - 224 с.

38. Брандт, З.В. К истории термина «идентичность» / З.В.Брандт. -М.: Слово, 2000.-44 с.

39. Бубер, М. Два образа веры / М.Бубер. М.: ACT, 1999. - 592 с.

40. Бурдье, П. Начала / П. Бурдье. M.: SocioLogos, 1994. - 288 с.

41. Бурлака, Д.К. Мышление и откровение. Систематическое введение в метафизику / Д.К. Бурлака. Спб.: РХГА, 2007. - 448 с.

42. Бхагвати, Д. В защиту глобализации/ Д. Бхагвати М.: Ладомир, 2005.-448 с.

43. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира. Социология XXI века / И. Валлерстайн М.: Юниверс, 2003. - 404 с.

44. Вебер, М. Основные социологические понятия // Западноевропейская социология XIX-XX веков / Под ред. В.И. Добренькова. М.: МНПУ, 1996.-с. 455-491.

45. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. М.: Прогресс, 1994.-340 с.

46. Видоевич, П. Введение в философию религии/ П. Видоевич. -Спб.: Амфора. 2005. 325 с.

47. Водичев, Е.С. Россия и объединенная Европа: социокультурные вызовы европейской интеграции.//Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М.,ИФ РАН, 2003, С. 106-107

48. Волков, Ю.Г. Идеология гуманизма и становление российской идентичности/ Ю.Г.Волков //Социально гуманитарные знания. 2009. №2. С.3-15.

49. Волков, Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления/Ю.Г.Волков //Социологические исследования. 2009. №7.С. 15-22.

50. Всеобщая декларация прав человека ООН. Хабаровск.«Пресс премьера», 2008. 20 с.

51. Гадамер, Г-Г. Актуальность прекрасного / Г. Гадамер. М: Искусство, 1991. - 367 с.

52. Гадамер, Г-Г. Истина и метод. / Г. Гадамер. М.: Юниверс, 2000. -464 с.

53. Гарфинкель, С. Leaderless Resistance. Сопротивление без лидера URL: http://www.ateney.ru/LeaderlessR.htm (дата обращения: 25.01.2011)

54. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии в Зх т. Т 1/ Г.В.Ф. Гегель. Спб.: «Наука» 2006. - 350 с.

55. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1 Наука логики. / Г.В.Ф. Гегель. М.:«Мысль», 1974. - 452 с.

56. Генис, А. Мандельштам и органическая эстетика. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/genis metabolpoez (дата обращения: 24.01.2011)

57. Гидденс, Э. Устроение общества / Э.Гидденс. М.: Академический проект, 2005. - 528 с.

58. Глядков, В. А. Феномен марксистской философии / В.А. Глядков. М.: ИФ РАН, 2001. - 295 с.

59. Горшков, М.К. Российская идентичность в социологическом измерении/М.К. Горшков/ЯТолитические исследования,2008, №1 С.67-90

60. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И.Гофман. -М.: Канон-пресс. 2000.-315 с.

61. Гоше, М. Исторические предпосылки прогресса / М. Гоше. -М.: ACT, 2004.-430 с.

62. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Под ред. B.C. Магун. М., 2006. 340 с.

63. Гречко, П.В. Предмет социальной философии: опыт рефлексии // Личность. Культура. Общество. Вып 1. 2004. С. 93-107

64. Григорьев, С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии: новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже XX-XXI в / С.И. Григорьев, А.И. Субетто. М.: Русаки, 2000. - 208 с.

65. Грицанов, A.A. История Философии. Словарь./ A.A. Грицанов. -М, Астрель, 2002. 580 с.

66. Гудков, Л.Н. Негативная идентичность / Л.Н. Гудков. — Статьи 1997-2000 годов. М., НЛО , 2004 816 с.

67. Гуссерль, Э. Избранные работы / Э. Гуссерль. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - 464 с.

68. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор. М.: Логос-Радек, 2000.-184 с.

69. Декарт, Р. Сочинения в 2х т., Т 1. / Р. Декарт. М, Наука,1989. -480 с.

70. Делез, Ж., Гваттари Ф. Антиэдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари. Екатеринбург «У-Фактория», 2008. - 672 с.

71. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж. Делез. — Спб.: «Петрополис», 1998. 384 с.

72. Деррида, Ж. Диссеминация / Ж. Деррида. Екатеринбург, У-Фактория, 2007. - 608 с.

73. Дюркгейм, Э. Метод социологии //Западно-европейская социология Х1Х-ХХ веков. М.: «Европа», 1996. С. 256—309 с.

74. Жижек, С. Устройство разрыва: Параллаксное видение / С. Жижек. М.: Изд «Европа», 2008. - 516 с.

75. Жижек, С. Добро пожаловать в пустыню Реального II: Размышления о Всемирном торговом центре 1ЖЬ: http://anthropology.ru/ru/texts/zizek/reflections.html (дата обращения: 24.05.2011)

76. Жижек, С. 13 опытов о Ленине / С. Жижек. М: Ад Маргинем, 2003.-256 с.

77. Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты/М.В. Заковоротная-Р.-на-Дону., 1999 176 с.

78. Зелинский, В.В. Личность как диалог о бессмертии // Человеческая целостность и встреча культур. Киев,: Дух и литера, 2007. — 408 с.

79. Зизиулас, Д. Личность и бытие / Д. Зизиулас. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2002.-275 с.

80. Иванова, Н.И. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов// Идентичность и толерантность. М.: ИС РАН, 2002. С. 135-150

81. Каллиникос, А. Антикапиталистический манифест / А. Калиникос. М.: Праксис, 2005. - 109 с.

82. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант М.: Мысль, 1994. — 504 с.

83. Каныыин, А.Н. Российская цивилизация во взаимодействии поколений: социально-философская концепция / А.Н. Кмныпин М.: Логос, 2004. - 230 с.

84. Кагарлицкий, Б.Ю.Восстание среднего класса / Б.Ю. Кагарлицкий М.: ИС РАН, 2002. -174 с.

85. Кармазина, Е. В. Философия свободы и проблема идентичности / Е. В. Кармазина. Новосибирск: НГПУ, 2009. -166 с.

86. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. Екатеринбург, «У-Фактория», 2004. -328 с.

87. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 430 с.

88. Касториадис, К. Воображаемое установление общества / Я. Касториадис. М.: Гнозис Логос, 2003 - 480 с.

89. Качанов, Ю.Л., Шматко Н.А. Социальная идентичность как базовая метафора рефлексивного жизнеописания/ Ю.Л. Качанов, Н.А. Шматко М.: ИФ РАН, 1993.- 208 с.

90. Керн, К. Антропология Св.Григория Паламы / К. Керн. — М.: Паломник, 1996.-232 с.

91. Кимлика, В. Идентичность эпохи модерна / В. Кимлика. Киев, Дух и Литера. 2001- 205 с.

92. Кимлика, В. Современная политическая философия: ведение / В. Кимлика. М.: ГУ ВШЭ. 2010.- 592 с.

93. Климова, С.Г. Изменения ценностных оснований для идентификации // Социологические исследования. 1999.№1. с.56 67

94. Клиффорд, Дж, Бхабха X. Мультикультурная парадигма современной социологии.//Социс, 1999 №1 С.19-95

95. Клоссовсски, П. Ницше / П. Клоссовсски. Спб.: Алетейя, 2007. -430 с.

96. Козин, Н.Г. Идентификация. История. Человек. // Вопросы философии. 2011., № 1. С. 37-49

97. Козлова, H.H. Сцены из жизни «освобожденного работника» // Социс. 1998. № 2. С. 108-119

98. Корецкая, М.А. Эффект реальности и пустыня Реального: цинизм и тоска на обломках онтологии//М.А. Корецкая/ Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология» 2006. — № 1 (4) с.42-57

99. Котельников, М.Е Маркс и XXI век. К итогам научной конференции в честь 190-летия со дня рождения К. Маркса //Вопросы философии,2008 №11 С. 38-58

100. Красиков, В.И. Человеческое присутствие / В.И. Красиков. — М.: ACT, 2003.-88 с.

101. Кристева, Ю. От одной идентичности к другой // От Я к Другому: Сб. пер. Минск, Лито. 1997 - С. 133-147

102. Кули, Ч.Г. Социальная самость.// Американская социологическая мысль. М., 1994. -355 с

103. Кутырев, В.А. Они пришли.(о деэволюции человека к трансгуманизму)// Философия хозяйства. 2009. №2. С. 104-119

104. Лакан, Ж. «Я» в теории Фрейда и технике психоанализа. / Ж. Лакан. М.: Протей 1999. - 332 с.

105. Лакруа, Д. Новый порядок идентификации человека в обществе// Социальные исследования, 2003. № 4, С.38-43

106. Ламашева, Ю.А Факторы формирования скандинавской транснациональной идентичности // DIXI 2010: идеи, гипотезы, открытия всоциально гуманитарных исследованиях: сб. науч. трудов/ под ред. А.Ю.Завалищина. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП 2010 С.216-221

107. Ламизе, Б. К истории конструирования социальной реальности//Полис, 2001 № 2 С.88-97.

108. Лаэртский, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Д. Лаэртский. М.: «Мысль», 2008. - 427 с.

109. Левинас, Э. Тотальность и бесконечность / Э. Левинас. Спб.: Университетская книга. 2000. - 416 с.

110. Левинас, Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека/ Э. Левинас СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. - 308 с.

111. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. — М.: Академический проект, 2008. 551 с.

112. Лега, В.П. Философия Плотина и патристика / В.П Лега М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. - 120 с.

113. ИЗ. Лекторский, В.А Проблема идентичности в современном российском обществе и школа / В.А. Лекторский М.: ИППО, 2008. -172 с.

114. Лещев, С.В. Коммуникативное, следовательно, коммуникационное / С.В. Лещев. М.: Эдиториал, 2002. - 128 с.

115. Лиотар, Ж-Ф. Состояние постмодерна / Ж-Ф. Лиотар. -Спб.: Алетейя, 1998.-280 с.

116. Липовецки ,Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме / Ж. Липовецки Спб.: «Владимир Даль», 2001. — 230 с.

117. Лосев, А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре / А.Ф. Лосев. -М.: М., 1985. 160 с.

118. Лосев, А. Ф. Страсть к диалектике. Литературные размышления философа / А.Ф. Лосев. -М.: Сов. писатель, 1990.-320 с.

119. Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви / В.Н. Лосский. М.: ББИ, 1999. - 480 с.

120. Лосский, Н.О. История русской философии / Н. О. Лосский. — М. Академический проект. 2008. 551 с.г\

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.