Эколого-культурная миссия искусства в экстремальной ситуации войны: на примере западноевропейской музыки 1933-1945 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Курасова, Тамара Ивановна

  • Курасова, Тамара Ивановна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 174
Курасова, Тамара Ивановна. Эколого-культурная миссия искусства в экстремальной ситуации войны: на примере западноевропейской музыки 1933-1945 гг.: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2007. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Курасова, Тамара Ивановна

Введение.

Глава 1. ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ВОЙНЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ.

1.1. Экология культуры и нравственно-этические ценности.

1.2. Война как культурно-историческая категория.

Глава 2. ЭКОЛОГО-КУЛЬТУРНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЕВРОПЫ В ПЕРИОД 1933-1945 гг.

2.1. Музыкальное искусство стран Европы в контексте экстремальной ситуации.

2.2. Аксиологические основы европейской музыки 1933-1945 гг.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эколого-культурная миссия искусства в экстремальной ситуации войны: на примере западноевропейской музыки 1933-1945 гг.»

Актуальность исследования. На пороге XXI века российское общество переживает трансформацию системы ценностей. Процессы глобализации в политической, экономической, культурной сферах приводят к усложнению структурных связей общества, неизбежно возникает напряженность, сопровождающаяся конфликтами, усилением жестокости действий экстремистов, следствием чего являются многочисленные террористические акты на территории России (1995 - Буденовск; 1996 - Кизляр; 2003 -«Норд-Ост»; 2004 - Беслан и т.д.). Социальные и военные конфликты не прекращаются в современном мире, о чем свидетельствуют военные действия в Афганистане, Сербии, Иране, на Северном Кавказе и т.п.

Приходится констатировать факт, что в обществе стали проявляться тревожные симптомы социально-политической нестабильности, воинствующего национализма, дискредитации культурных и духовных ценностей. Принципиально важно подчеркнуть, что фашизм как страшное антигуманное явление существует сегодня в Европе и в нашей стране. В настоящее время неофашизм усиливает свою активность, принимая различные формы в зависимости от конкретно-исторических условий, от особенностей той или другой страны. По своим методам он отличается агрессивностью, демагогией, обманом масс, применением насилия, в том числе террора.

Важной особенностью современного неофашизма является попытка объединить свои действия в международном, и прежде всего в европейском, масштабе. Эта политическая тенденция отражает стремление современной реакции к консолидации своих сил, поэтому обращение к теме, связанной с противодействием культуры Европы фашизму, является в данный момент актуальным.

Необходимо также отметить, что история человечества в XX в. подошла к такому этапу, когда выживанию человека угрожают как экологические факторы - уничтожение окружающей среды, так и угроза военного характера - ядерная война, что констатируют ученые разных стран (Дж. Бест, Б. Брок-Утие, Р. Марш, Д. Рубин, К. Стоун, А. Уэстинг, В. Фолк, В. Хелд, Г. Хозин и др.), и что делает необходимым изучение феномена войны как культурно-исторической категории и роли музыкального искусства в сохранении общечеловеческих ценностей.

Кроме того, в русской и зарубежной научной литературе почти полностью отсутствуют интегрированные глубокие и серьезные исследования специфики функционирования различных сфер европейской культуры в период 1933-1945 гг. Между тем изучение этой темы настоятельно диктуется временем: знакомство с национальной природой, народными истоками, гуманистической и патриотической направленностью содержания художественной культуры периода Второй мировой войны представляется важной и злободневной задачей современной культурологии.

Для парадигмы культуры исследуемого периода музыкальное искусство играет доминантную роль. Особое место занимает деятельность музыкантов, композиторов, исполнителей, которые своим творчеством не только противостояли фашизму, но и сохраняли духовные идеалы культуры Европы. Среди них выдающиеся композиторы разных стран и национальностей: Б. Барток (Венгрия), Д. Мийо (Франция), Б. Мартину (Чехословакия), А. Онеггер, Ф. Пуленк (Франция), П. Хиндемит (Германия), Г. Эйслер (Австрия), Дж. Энеску (Румыния) и др. Способность в условиях тоталитарного режима и военного положения возродить лучшие национальные традиции в музыке и акцентировать ее нравственно-этическое содержание привела к созданию шедевров мировой музыкальной культуры.

Несмотря на то, что экология культуры, охрана и сохранение культурного наследия, выступающего как общее достояние всего человечества, играют значительную роль в жизни современного общества, до настоящего времени в гуманитарных науках (культурологии, истории, теории культуры и т.п.), а также в специальной музыковедческой литературе, посвященной вопросам искусства XX в., не была тщательно проанализирована эко-лого-культурная миссия музыкального искусства Европы в экстремальной ситуации Второй мировой войны. Как правило, музыка этого периода рассматривалась в контексте направлений, жанров, творчества отдельных композиторов. Однако внимательное исследование вопроса о современном состоянии культуры позволяет говорить об актуальности именно эколого-культурной ценности музыкального искусства данного периода.

Степень разработанности проблемы.

Исследование эколого-культурной функции музыкального искусства в экстремальной ситуации рассматривается в диссертации в трех аспектах: историческом, теоретическом и эмпирическом. Сложность и многомерность данной темы дает неисчерпаемые возможности для научных изысканий. Поскольку проводимое исследование носит междисциплинарный характер, необходимо коснуться вопроса о разработанности проблемы в различных аспектах.

К вопросам рассмотрения экологии как науки и, в частности, экологии культуры обращались многие ученые в России и за рубежом: Н.Г. Апухтина, А.А. Аронов, JI.C. Астафьева, А.Г. Банников, А.А. Горелов, Н.Б. Игнатовская, Ю.А. Израэль, В.А. Красилов, Е.П. Кузубава, Д.С. Лихачев, К.С. Лосев, В.А. Лось, Г.И. Марчук, Д.П. Никитин, К.Н. Петров, Л.Ф. Ра-зенкова, В.А. Ремизов, С.Я. Юсупова, Р. Гудмен, Д. Калликотт, Д.Х. Медо-уз, Д. Рассмор, Д. Скарфф, Л. Уайт, А. Уэстин и др.

Важным источником диссертационного исследования явились исто-рико-социалъные труды, посвященные рассмотрению структуры социальных и военных конфликтов в обществе и государстве. К этой теме обращались Платон и Аристотель, С. Кьеркегор, Г.Б. Мабли, Т.Мор, Ш. Фурье.

В XX веке - П. Аспер, Б. Апиц, Б. Брехт, М. Бубер, М. Вебер, Г. Зиммель, JI. Козер, А. Тойнби, М. Хайдеггер, П. Штомпка, К. Ясперс; российские ученые - А.А. Галкин, П.К. Гречко, А.В. Гулыга, Б.С. Ерасов, Л.Г. Ионин, Б. Лопухов, Ю. Лубченков, К.Х. Момджян, М. Румянцева, П.А. Сорокин, К.В. Хвостова, Ю. Яковец.

Большое значение для данной диссертации имели работы по истории антифашистского движения в Европе. Среди них следует отметить работы таких российских и зарубежных исследователей, как В. Андреев, Р. Батталья, А. Бесси, А.С. Бланк, Ф.Д. Волков, Л.И. Гинцберг и Я.С. Драб-кин, Н.Н. Егорычева и A.M. Кузнецов, А.А. Жарова, А.Г. Золотухин, Н.А. Ковальский, Ц. Кристанов, В.А. Куманев, Э. Листер, Л. Лонго, И. Маряно-вич, Л. Песталоцца, П. Секкья и Ч. Москатели, М.И. Семиряга, А. Узульяс, А.С. Хазанов, Р. Чолакович.

Следует отметить, что в гуманитарной проблематике слабо разработана проблема развития культуры в условиях экстремальных ситуаций, в частности, такого сложнейшего социально-исторического периода XX века, как Вторая мировая война и предшествующие ей годы становления фашизма, когда, по словам немецкого композитора М. Буттинга, культурные учреждения превратились в принадлежность нацистской партии и когда, «не имея подлинных культурных познаний и целей и ставя на их место расовую нетерпимость и культурную ограниченность, нацисты уничтожили возможность прогрессивного развития»1.

Данная тема не нашла достаточного рассмотрения в научной литературе, что делает диссертационное исследование необходимым и актуальным, поэтому наряду с культурологическими и историческими работами были использованы материалы по истории музыки, книги, посвященные конкретным композиторам и исполнителям, чье творчество содействовало защите и сохранению духовных идеалов культуры. Это работы Л.Н. Алек

1 Бутгинг М. История музыки, пережитая мной. - М.: Музгиз, 1959. - С. 257. сеевой и В.Ю. Григорьева, С.Н. Богоявленского, Н.С. Бонди, Ф. Буша, И.Ф. Бэлзы, Я. Ваницкого, М.Г. Володиной, Н.А. Гавриловой, А.А. Гозен-пуда, МС. Друскина, Р. Дюмениля, В.А. Екимовского, Д.В. Житомирского, Э. Журдан-Моранжа, М.Е. Зелениной, А. Канн, Э. Клемм, JI.M. Кокоревой, В.Д. Конен, Р.Г. Косачевой, Б.Я. Котлярова, Э. Краузе, Ю. Крейна, Ю.А. Кремлева, М. Куны, О.Т. Леонтьевой, И.И. Мартынова, И.А. Медведевой, Я. Мигули, Ш. Мюнша, И.В. Нестьева, С.С. Павлишина, Ф. Пулен-ка, Л.Г. Раппопорт, П. Робинсона, М.В. Смирновой, И.И. Соллертинского,

A.M. Ступель, Ж. Тьерсо, Г.Т. Филенко, Ф. Хенненберга, С.М. Хентовой,

B.Н. и Ю.Н. Холоповых, И. Черновой, Г.М. Шнеерсона.

Исследования, посвященные воплощению нравственных идеалов в музыкальном искусстве, не могли не базироваться на трудах крупнейших музыковедов и искусствоведов. К ним могут быть причислены В.В. Аксенов, Э. Ансерме, В.Г. Арсланов, Ж. Базен, Н.Г. Бать, В.П. Бобровский, П. Валери, В.В. Задерацкий, Г. Залинг, Ю.Г. Кон, В. Кухарский, Я. Мукар-жовский, Г.А. Недошивин, С. Раппопорт, Е.И. Российская, А.Н. Сохор, И.М. Тайманов, Т.В. Чередниченко, Б.М. Ярустовский.

На процесс, методологию и результаты исследования оказали большое влияние научные труды по культурологии: А.И. Арнольдова, А. Ар-тановского, М.М. Бахтина, B.C. Библера, В.А. Вазюлина, Г.П. Выжлецова, П.С. Гуревича, А.Б. Есина, Л.С. Зориловой, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, Н. Лейзерова, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Б.М. Мейла-ха, А.С. Мигунова, Д.А. Силичева, А.А. Соколовой, А.И. Уварова, А.Я. Флиера, М.М. Шибаевой.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологической определяющей основой диссертации стала концепция нравственной природы экологии культуры, представленная трудами академика Д.С.Лихачева. Кроме того, в настоящее время комплексное и одновременно детальное изучение любых сложных процессов и явлений требует привлечения всего арсенала научных знаний и синтеза теоретических построений, разработанных в разных научных дисциплинах, т.е. междисциплинарного системного исследования, преимущество которого состоит в том, что целостность взгляда на изучаемый объект позволяет выявить более глубокие и существенные его особенности. Системный подход, отражающий существование самоорганизации и структурности как всеобщего свойства систем окружающего мира, является методологически наиболее актуальным для данного исследования, так как в этом случае его предмет (эколого-культурная функция) подробно рассматривается в качестве важнейшего организующего элемента художественного целого (<европейской музыкальной культуры 1933-1945 гг.), тесно связанного со всеми уровнями его функционирования и всеми аспектами художественной образности. Методологической основой исследования стали также эпистемологические идеи герменевтики, позволившие глубоко вникнуть в смысл анализируемого и интерпретируемого музыкального искусства Европы.

Методы исследования.

В данной диссертации применены методы, соответствующие пониманию системного подхода в культурологии: изучение и анализ специальной философской, исторической, культурологической, музыковедческой литературы; категориальный анализ культурфилософских понятий; методика сравнительно-исторического анализа; синхронный и диахронный (эмпирико-культурологический) анализ музыкальных произведений исследуемого периода; методы контент-анализа, обеспечившего возможность углубленного понимания ценностных ориентаций композиторов, а также историко-культурной реконструкции и выявления культурных доминант. Выбор перечисленных подходов и методов исследования детерминировался объективной необходимостью целостного подхода к рассмотрению музыкального искусства Европы как системы.

Цель исследования.

Выявление и анализ эколого-культурного компонента музыкального искусства Европы в годы фашизма (1933-1945). Объект исследования.

Музыкальное искусство Европы в экстремальных условиях Второй мировой войны.

Предмет исследования.

Эколого-культурная функция музыки европейских композиторов 1933-1945 гг.

Цель, объект и предмет исследования позволяют сформулировать следующие задачи исследования:

• проанализировать социально-исторические причины, повлиявшие на развитие и специфику художественной культуры Европы в 1933— 1945 гг.;

• проследить и рассмотреть механизмы самосохранения музыкальной культуры в экстремальной ситуации войны;

• выявить и раскрыть эколого-культурную специфику художественно-творческих процессов в Европе 30-40-х годов;

• обосновать в эколого-культурном аспекте появление шедевров мирового музыкального искусства в экстремальных условиях Второй мировой войны и их нравственно-этическую ценность.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

- социально-политическая ситуация военного конфликта в Европе 1933-1945 гг. анализируется в качестве экстремальной ситуации войны;

- впервые выявляется и акцентируется ценностно-смысловое единство музыкального искусства разных стран Европы, объединенных общими духовными устремлениями;

- этический аспект музыкального искусства, которое является культурно-историческим и нравственным документом эпохи, рассматривается на нескольких уровнях в соответствии с его образно-содержательным смыслом: антивоенная, антифашистская направленность; обращение к темам исторического прошлого и героического подвига; доступности и воспитательной роли искусства и др.;

- впервые в диссертации рассматривается проблема экологии культуры и ее нравственной природы как нечто цельное и жизненно важное;

- впервые обосновывается появление нового общественного слоя творческой интеллигенции Европы, объединенной общими духовно-нравственными идеалами;

- на основе методов культурологии разработана параметральная система ценностей, определяющая эколого-культурную функцию содержания искусства данного периода: гуманизм как высшая культурная и нравственная парадигма; долг сопротивления злу, защита добра как основной моральной ценности; свобода как детерминированность человека своим духовным призванием и др.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что результаты данного исследования расширяют теоретическую и эмпирическую базу для комплексного анализа проблемы смыслового содержания музыкальной культуры XX века. Материалы, представленные и проанализированные в диссертации, помогают конкретнее осмыслить эколого-культурный аспект музыки периода 1933-1945 гг. и его роль в структурировании системы художественных образов. Такой специализированно культурологический ракурс изучения музыки в ее контекстуальном бытовании и функционировании расширяет представление об уникальных возможностях художественной культуры, её бесконечном полисемантизме и потенциальных путях развития.

Практическая значимость диссертации.

Материалы, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы в культурологии и искусствоведении для дальнейшего анализа музыкальной культуры западноевропейских стран. Практическая значимость диссертационного исследования выражается в том, что его положения и результаты могут быть учтены при разработке учебных программ, пособий, лекционных курсов, семинаров по проблемам культурологии, истории культуры, музыковедения, а также в спецкурсах, посвященных музыкальному искусству Европы, в системе среднего, специального и высшего образования. Результаты исследования и аналитические выводы, полученные по его результатам, могут способствовать дальнейшей разработке проблем, связанных с развитием культуры, в частности, музыкального искусства, в экстремальных ситуациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Война как культурно-историческая категория, характеризующаяся обязательным наличием экстремальных условий, может рассматриваться в науке как контекстуальное «поле» проверки ценностей культуры и отношения к ним.

2. В экстремальной ситуации войны доминирующими среди дефиниций музыкального искусства становятся аксиологические и нравственно-патриотические модусы, что подтверждает необходимость его изучения и охраны как наиболее ценного явления мирового культурного наследия.

3. Одной из важнейших функций музыкального искусства Европы в 1933-1945 гг. является эколого-культурная, наиболее соответствующая ее нравственно-этическому и патриотическому характеру.

4. Эколого-культурная функция музыкального искусства Европы периода Второй мировой войны определяется рядом ценностных факторов, в целом характерных для выживания и самоидентификации культуры в экстремальной ситуации войны. К ним относятся: гуманизм; понимание человеческой жизни как высшей ценности; патриотизм как любовь к своей стране, народу, родине; "любовь к дальнему"; активное неприятие зла.

5. Возникновение и развитие контркультуры или культурный резистанс, создаваемый творческой интеллигенцией Европы в рамках музыкального искусства в исследуемый период, следует расценивать как протест против официальной культуры нацизма и как эколо-го-культурный фактор, способствующий сохранению национальных культур и духовных идеалов общества.

6. Гражданственную позицию композиторов Европы можно рассматривать по нескольким модусам: их личностной позиции, антивоенным и антифашистским выступлениям, борьбе за свободу и справедливость, эмиграции как протесту против фашизма и др. Апробация основных результатов исследования осуществлена в следующих формах:

1. В выступлениях автора на международных, республиканских и межвузовских конференциях: III секция фортепиано Научно-методического Совета ГУУЗ Министерства культуры РСФСР (Горький: Гос. консерватория им. М.И. Глинки, 1988); XIII международный симпозиум Европейской ассоциации педагогов-пианистов /ЕРТА/ (М.: Гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 1991); Республиканская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы возрождения духовности, развития народного художественного творчества и подготовки кадров в вузах культуры" (М.: МГУКИ, 1991); Межвузовская научно-педагогическая конференция "Музыкальная панорама XX века" (М.: МГУКИ, 1997); Межвузовская научно-практическая конференция "Мир музыки - музыка мира" (М.: МГУКИ, 2006); Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы воспитания молодежи на современном этапе" (М.: МГУКИ, 2007);

2. В публикациях научных статей, тезисов докладов, методических указаний, учебного пособия;

3. Материалы и выводы исследования использовались при разработке и чтении лекционных курсов "История отечественной культуры", "История мировой культуры", "История театра";

4. Ряд музыкальных произведений исследуемого периода 1933-1945 гг. был исполнен автором в центральных концертных залах Москвы и других городов России, в Литве, Эстонии, Латвии, Молдавии, Узбекистане, Украине и др., а также сделаны их фондовые записи на Гостелерадио СССР (см. Приложение №1);

5. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры истории культуры Московского государственного университета культуры и искусств 25 апреля 2007 года (протокол № 6).

Структура диссертации подчинена логике изучения предмета исследования, его целям и задачам и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы на русском и иностранных языках (326 наименований), три приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Курасова, Тамара Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги нашего исследования эколого-культурной функции музыкального искусства Европы в годы фашизма (1933-1945), хотелось бы отметить, что ее основой стала система незыблемых культурных (нравственно-этических, патриотических и т.п.) ценностей, явленная как данность и важнейший компонент человеческого сообщества. Музыкальная картина мира, данная посредством художественных образов, оказалась одним из самых действенных средств борьбы культуры с фашизмом и тоталитаризмом. Собственно, лучше всего об этом говорят сами музыканты. Гидон Кремер в своей книге приводит замечательные слова дирижера Николауса Харнонкура: «Красота всегда рождается в пограничной ситуации. только готовность к риску позволяет нам приблизиться к ней, почувствовать ее дыхание»1.

Д.С. Лихачев впервые выявил проблему нравственной природы экологической науки, отмечая, что вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто цельное и жизненно важное для человека. Нравственность с философской точки зрения традиционно рассматривается в качестве одного из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Нравственность заключается в добровольном согласовании чувств, стремлений, действий члена общества с достоинством, интересами, действиями как сограждан, так и всего общества в целом.

В культурологии рассматривается ряд способов самозащиты личности от давления официальной власти. Это, во-первых, причастность личности к народной культуре, а во-вторых, средством культурной защиты личности можно назвать культурный резистанс, или иначе создание контркультуры. Контркультура сознательно вырабатывалась как противовес

1 Цит. по: Кремер Г. Обертоны. - M.: Аграф, 2001. - С. 160. официальной системе ценностей. Главную роль в создании культурного резистанса играла интеллигенция, прежде всего творческая, настроенная оппозиционно. Именно она сознательно противопоставляла ценностям официальной культуры свою систему ценностей.

Поэтому, по мере возможностей, мы старались использовать в своей работе культурологическую, а не музыковедческую методику, системный подход и эмпирико-культурологический анализ, стараясь помнить при этом, что живая ткань художественной культуры глубже и разнообразнее любого научного метода.

В начале работы мы ставили целью выявление и анализ эколого-культурного компонента музыкального искусства Европы в годы фашизма (1933-1945). Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

• проанализировать социально-исторические причины, повлиявшие на развитие и специфику художественной культуры Европы в 1933-1945 гг.

• рассмотреть механизмы самосохранения музыкальной культуры в экстремальной ситуации войны;

• раскрыть эколого-культурную специфику художественно-творческих процессов в Европе 30-40-х годов;

• обосновать в эколого-культурном аспекте появление шедевров мирового музыкального искусства в экстремальных условиях Второй мировой войны.

В результате нам удалось доказать, что эколого-культурная функция музыкального искусства Европы периода Второй мировой войны определяется рядом ценностных факторов, в целом характерных для выживания и самоидентификации культуры в экстремальной ситуации войны. К ним относятся: гуманизм; понимание человеческой жизни как высшей ценности; патриотизм как любовь к своей стране, народу, родине; «любовь к дальнему»; активное неприятие зла; защита добра как основной моральной ценности; признание свободы и независимости личности как обязательной составляющей духовной культуры.

Вышеперечисленные ценностные факторы были подвергнуты проверке на материале творчества деятелей музыкальной культуры Европы. Проанализированные материалы подтвердили гипотезу о целостном характере эколого-культурной миссии музыкального искусства 1933-1945 годов. Можно утверждать, что способность в условиях тоталитарного режима и военного положения возродить лучшие национальные традиции в музыке и акцентировать ее нравственно-этическое содержание привела к созданию шедевров мировой музыкальной культуры, актуальных и сейчас в контексте современного постмодернистского общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Курасова, Тамара Ивановна, 2007 год

1. Азаров А.С. Дело государственной важности. М.: Политиздат, 1978. -142 с.

2. Азаров А.С. На острие меча. М.: Политиздат, 1975. - 150 с.

3. Азаров А., Анохин Ю. А до смерти четыре шага.- М.: Политиздат, 1970.- 63 с.

4. Аксенов В.В. Западноевропейская симфония 1920-1930 гг. в свете стилистических тенденций времени: Автореф. канд. дис. М.: МГДОЛК им. Чайковского, 1979.- 26 с.

5. Алексеева Л.Н., Григорьев В.Ю. Зарубежная музыка XX в.- М.: Знание, 1986.- 101 с.

6. Андреев А. Место искусства в познании мира.- М.: Издательство политической литературы, 1980.- 235 с.

7. Андреев В. Умирали бессмертными // Партизанский эпос.- София: Б-ка «Болгария», 1974.- 160 с.

8. Ансерме Э. Беседы о музыке. Л.: Музыка, 1985.- 104 с.

9. Антифашистское движение Сопротивления в странах Европы в годы второй мировой войны. М.: Соцэкгиз, 1962.- 733 с.

10. Ю.Апухтина Н.Г. Отечественные истоки глобально-экологического мышления. Челябинск: ЧГИИК, 1999. - 172 с.

11. П.Аронов А.А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917-1939): сущность, предпосылки, результаты. М.: МГУКИ, 1999.189 с.

12. Арсланов В.Г. Формальная школа в западном искусствоведении. М.: Искусство, 1992. - 134 с.

13. З.Астафьева Л.С. Формирование экологической культуры студентов технических колледжей. М., 2001. - 173 с.

14. Баглюк С.Б. Социокультурная обусловленность творческой деятельности: Дис. канд. филос. наук.- М., 2001. 193 с.

15. Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней.- М.: Прогресс-Культура, 1994. 475 с.

16. Балашов Н.И. Аполлинер и французская поэзия // Гийом Аполлинер. -М.: Наука, 1967. 335 с.

17. Батталья Р. История итальянского движения Сопротивления. М.: Издательство иностранной литературы, 1954. - 659 с.

18. Бать Н.Г. Полифония П. Хиндемита: Автореферат канд. дис.- М.: 1978. -24 с.

19. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.-480 с.

20. Бережков В.М. Годы дипломатической службы. М.: Международные отношения, 1972. - 367 с.

21. Бесси А. Люди в бою. И снова Испания. М.: Прогресс, 1981.- 400 с.

22. Бланк А.С. В сердце «третьего рейха»: Из истории антифашистского Народного фронта в подполье. М.: Мысль, 1974. - 237 с.

23. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы: Автореферат докт. дис. М.: Институт истории искусств М-ва культуры СССР, 1975. - 32 с.

24. Богоявленский С.Н. Итальянская музыка первой половины XX в.: Очерки. Л.: Музыка, 1986. - 141 с.

25. Божович В.И. Современные западные тенденции, идеи, образы // Современное западное искусство. Идейные мотивы. Пути развития. Театр. Кино. Живопись. Музыка.- М.: Наука, 1971. С. 109-195.

26. Бонди Н.С. Творчество Даниэля Лесюра. Эстетические взгляды. Черты стиля: Автореф. канд. дис. М.: МГДОЛК им. Чайковского, 1984. - 15 с.

27. Буттинг М. История музыки, пережитая мной. М.: Музгиз, 1959. - 335 с.

28. Бухенвальд: Документы и сообщения. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. - 590 с.

29. Буш Ф. Из жизни музыканта.- Л.: Музыка, 1983.- 183 с.

30. Бэлза И.Ф. Современная английская музыка. М.: Лекционное бюро при Комитете по делам высшей школы при СНК СССР, 1945.- 17 с.

31. Бюро доктора Делиуса. М.: Политиздат, 1970. - 158 с.

32. Вазюлин В.А. Диалектика исторического процесса и методология его исследования. М.: Знание, 1978. - 64 с.

33. Вайсборд М.А. Федерико Гарсия Лорка музыкант. - М.: Сов. композитор, 1970.-71 с.

34. Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. - 507 с.

35. Ваницкий Я. О чешской музыке. М.: Музыка, 1965. - 334 с.

36. Варунц В.П. Исторический аспект проблемы неоклассицизма: Автореф. канд дис. М.: МГДОЛК им. Чайковского, 1984. - 24 с.

37. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1.- М.: Гнозис, 1994.- 520 с.

38. Волков Ф.Д. За кулисами второй мировой войны. М.: Мысль, 1985. -304 с.

39. Володина М.Г. Певец-антифашист Эрнст Буш. М.: Музыка, 1979. -62 с.

40. Волынский Э.И. Джордж Гершвин. Л.: Музыка, 1980. - 93 с.

41. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры. М.: МГУКИ, 1996.-288 с.

42. Воспрянет род людской: Краткие биографии и последние письма борцов антифашистского Сопротивления. М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. - 705 с.

43. Всемирная история. Т. 22: Канун второй мировой войны. Минск: Современный литератор, 1999. - 526 с.

44. Всемирная история. Т. 23: Вторая мировая война. Минск: Современный литератор, 1999. - 590 с.

45. Вторая мировая война: Краткая история.- М.: Наука, 1984. 590 с.

46. В фашистских застенках. Минск: Госиздат БССР, 1958. - 279 с.

47. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996. - 148 с.

48. Гаврилова Н.А. Богуслав Мартину. М.: Музыка, 1974. - 261 с.

49. Галкин А.А. Социология неофашизма.- М.: Наука, 1971. 198 с.

50. Герои единого фронта /Сост. Г.В. Алифанов. М.: Физкультура и спорт, 1985.- 160 с.

51. Гинцберг Л.И., Драбкин Я.С. Немецкие антифашисты в борьбе против гитлеровской диктатуры (1933-1945). М.: Академия наук СССР, 1961. -152 с.

52. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.- 495 с.

53. Гозенпуд А.А. Леош Яначек и русская культура. Л.: Сов. композитор, 1984. - 198 с.

54. Голль, Шарль де. Военные мемуары. Пер. с фр.- М.: Иностранная литература, 1960. Т.1:1940-1942 гг.-822 с.Т.2: 1942-1944 гг.-864 с.

55. Гомбрих Э. История искусства. М.: ACT, 1998. - 688 с.

56. Горелов А.А. Человек гармония - природа.-М.: Наука, 1980.- 192 с.

57. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М.: Логос, 1995. - 138 с.

58. Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарики, Лит.-пед. агентство «Кафедра», 1999. - 288 с.

59. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1995.- 286 с.

60. Движение Сопротивления во Франции 1940-1944: Библ. указатель. М.: Политиздат, 1981. - 89 с.

61. Документы стойкости и героизма: Переводы. М.: Политиздат, 1986. -220 с.62.«Дранг нах остен» и историческое развитие стран Центральной, Восточной и Юго-восточной Европы. М.: Наука, 1967. - 279 с.

62. Друскин М.С. О западноевропейской музыке XX в. М.: Сов. композитор, 1973.-271 с.

63. Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шести»,- Л.: Музыка, 1964. 132 с.

64. Егорычева Н.Н., Кузнецов A.M. Интернациональный характер антифашистского движения Сопротивления в Европе в годы Второй мировой войны 1939-1945: Библ. указатель.- М.: ВГБИЛ, 1981.- 103 с.

65. Екимовский В.А. Оливье Мессиан. Проблемы эстетики и стиля: Авто-реф. канд дис. Л.: ЛОЛГК им. Римского-Корсакова, 1982. - 19 с.

66. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 1994. 4.1. -379 с.;Ч. 2.-238 с.

67. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении. М.: Академия, 1999. - 215 с.

68. Жарова А.А. Антифашистское движение Сопротивления в Италии 1943-1945 гг. М.: ВГБИЛ, 1977.- 114 с.

69. Житомирский Д.В. К изучению западноевропейской музыки XX века // Современное западное искусство. Идейные мотивы. Пути развития. Театр. Кино. Живопись. Музыка. М.: Наука, 1971.- С. 195-275.

70. Иванов Д.Д. Народная республика Болгария: Историческая библиография. Т.1.1944-1947 гг. М.: Академия наук СССР, 1954. - 675 с.

71. Игнатовская Н.Б. Природа как ценность культуры. М.: Знание, 1987. -64 с.

72. Из истории музыки XX века: Сб. статей.- М.: Музыка, 1971.- 255 с.

73. Из истории зарубежной музыки. Вып. 1. М.: Музыка, 1971. - 232 с.

74. Из истории зарубежной музыки. Вып. 2.- М.: Музыка, 1977. 182 с.

75. Из истории зарубежной музыки. Вып. 3. М.: Музыка, 1979. - 207 с.

76. Из истории зарубежной музыки. Вып. 4. М.: Музыка, 1980. - 239 с.

77. Из истории музыки социалистических стран Европы / Ред. Л.В. Полякова. М.: Музыка, 1975. - 176 с.

78. Интонация и музыкальный образ /Под ред. Б.М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. - 355 с.

79. Ионин Л.Г. Социология культуры.- М.: ГУ ВШЭ, 2004. 437 с.

80. Искусство и общество. Тенденции политизации в современном западном искусстве. М.: Наука, 1978.- 219 с.

81. Исследование исторического процесса классической и современной зарубежной музыки: Сб. трудов МГДРЖ им. Чайковского. М.: Музыка, 1980. - 192 с.

82. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.: Т. 6. Итоги Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1965. -621с.

83. История зарубежной литературы XX века 1917-1945. М.: Прогресс, 1990. - 430 с.

84. История зарубежной музыки. Вып. 5. СПб.: Композитор, 2001.- 626 с.

85. История зарубежной музыки. Начало XX века середина XX века. Вып. 6. - СПб.: Композитор, 2001.-630 с.

86. История и современность. JL: Сов. композитор, 1981. - 287 с.

87. История мировой культуры: Курс лекций. М.: РГГУ, 1998. - 425 с.

88. История мировой культуры (мировых цивилизаций): Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 533 с.

89. Казак В.Н. Побратимы: Советские люди в антифашистской борьбе народов балканских стран (1941-1945). М.: Мысль, 1975. - 176 с.

90. Каган М.С. Культура философия - искусство. - М.: Знание, 1988.68 с.

91. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997.- 205 с.

92. Канн А. Радости и печали: Размышления Пабло Казальса. М.: Прогресс, 1977.-231 с.

93. Кананов П.Х. Зарубежная литература о музыке. Вып.1.- М.: Сов. композитор, 1972.- 604 с.

94. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. -784 с.

95. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Академический проект, 2001. - 316 с.

96. Киреев В.П. Антифашистское движение в Германии в годы Второй мировой войны 1939-1945: Аннотированный указатель советских и зарубежных книг по истории. М.: ВГБИЛ, 1975. - 105 е.; 2-е изд.: 1976. -299 с.

97. Клемм Э. Ганс Эйслер: Творческий портрет. М.: Музыка, 1979. - 64 с.

98. Ковальский Н.А. Итальянский народ против фашизма: Из истории освободительной борьбы в годы Второй мировой войны. М.: Госполитиздат, 1957. - 184 с.

99. Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, 2000. -205 с.

100. Кокорева Л.М. Дариус Мийо: Жизнь и творчество.- М.: Сов. композитор, 1986. 336 с.

101. Кон Ю.Г. О некоторых общих основах языка тональной музыки XX века: Автореф. докт дис. М.: ВНШИ, 1987. - 41 с.

102. Конен В. Пути американской музыки: Очерки по истории музыкальной культуры США. М.: Сов. композитор, 1961. - 384 с.

103. Конен В.Д. Этюды о зарубежной музыке. М.: Музыка, 1975. - 479 с.

104. Корф Г. Критика теорий культуры Макса Вебера и Герберта Марку-зе. М.: Прогресс, 1975. - 64 с.

105. Коршунов A.M., Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: Изд-во Моск. университета, 1974. - 215 с.

106. Косачева Р.Г. О музыке зарубежного балета 1917-1939: Опыт исследования. М.: Музыка, 1984. 301 с.

107. Котляров Б.Я. Алан Буш. М.: Сов. композитор, 1981.- 96 с.

108. Котляров Б.Я. Джордже Энеску (1881-1955). М.: Музыка, 1965.132 с.

109. Котляров Б .Я. Об опере Джордже Энеску «Эдип» // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 5. Л.: Музыка, 1967. - 264 с.

110. Кравченко А.И. Культурология. М.: Академический Проект, 2001. -495 с.

111. Краткий биографический словарь зарубежных композиторов / Сост. М.Ю. Миркин. М.: Сов. композитор, 1969. - 267 с.

112. Краузе Э. Рихард Штраус: Образ и творчество. М.: Музгиз, 1961. -611с.

113. Крейн Ю. Говорит Дариус Мийо.- М.: Советская музыка. 1962. № 9. -130 с.

114. Кремер Г. Обертоны. М.: Аграф, 2001. - 352 с.

115. Кремлев Ю.А. Очерки творчества и эстетики новой венской школы. -Л.: Музыка, 1970.- 136 с.

116. Кривуля В. Он ненавидел войну. М.: Мысль, 1966. - 213 с.

117. Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып 1. М.: Музыка, 1972.288 с.

118. Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 2. М.: Музыка, 1973. -245 с.

119. Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 3. М.: Музыка, 1976.208 с.

120. Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 4,- М.: Музыка, 1983. -236 с.

121. Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 5.- М.: Музыка, 1983.216 с.

122. Кристанов Ц. За свободу Испании.- М.: Прогресс, 1969. 331 с.

123. Критика идеологии неофашизма. -М.: Мысль, 1976. -464 с.

124. Кровью сердца: Документы, письма и стихи казненных греческих антифашистов. М.: Изд-во иностранной литературы, 1950.- 144 с.

125. Кулова Е.К. Фортепианное искусство США: Автореф. канд. дис.-М.: 1979.- 22 с.

126. Культурология. История мировой культуры. М.: Единство, 2003.743 с.

127. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. - 224 с.

128. Культура и искусство в Польше: Информ. бюллетень.- 1952. № 1. -26 с.

129. Культура и общество: возникновение новой парадигмы. Ч. 1. Философия. Гуманизм. Культура.- Кемерово: 1995. 240 с.

130. Культурология. М.: Высшая школа, 2004. - 709 с.

131. Куманев В.А. Деятели культуры против войны и фашизма: Исторический опыт 20-30-х гг.- М.: Наука, 1987. 294 с.

132. Куна М. Непобежденная чешская музыка // Музыка в борьбе с фашизмом. М.: Сов. композитор, 1985. - 246 с.

133. Леонтьева О.Т. Западноевропейские композиторы середины XX века. М.: Музыка, 1964. - 126 с.

134. Листер Э. Наша война.- М.: Политиздат, 1969.- 327 с.

135. Литература и музыка. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1975.-227 с.

136. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. Л.: Сов. писатель, 1989. - 605 с.

137. Лихачев Д.С. Раздумья.- М.: Детская литература, 1991. -217 с.

138. Лонго Л. Народ Италии в борьбе. М.: Изд-во иностранной литературы, 1952. - 395 с.

139. Лопухов Б. Неофашизм: опасность для мира.- М.: Молодая гвардия, 1985.- 175 с.

140. Лось В.А. Человек и природа: социально-философские аспекты экологических проблем. М.: Политиздат, 1978. - 224 с.

141. Лубченков Ю. Полководцы. Битвы и сражения: Энциклопедия. М.: РОСМЭН, 2000.-351 с.

142. Лукьянов В.Г. Критика основных направлений современной буржуазной философии музыки.- Л.: Музыка, 1978.- 62 с.

143. Маевский В.В. Крепкие люди. М.: Сов. Россия, 1974. - 160 с.

144. Майер Э. Контрасты. Конфликты. Л.: Музыка, 1984.- 216 с.

145. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. М.: Экзамен, 2003. -192 с.

146. Мартынов И.И. История зарубежной музыки первой половины XX века: Очерки.- М.: Музгиз, 1963. 304 с.

147. Мартынов И.И. Музыка Испании. М.: Сов. композитор, 1977. - 360 с.

148. Мартынов И.И. Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века. М.: Музыка, 1970. - 540 с.

149. Марянович И. Освободительная война и Народная революция в Югославии. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. - 126 с.

150. Матвеев B.C. Эволюция музыкального «авангарда»: от элитарной к массовой культуре (критический анализ): Автореф. канд. дис. М.: МПИ, 1986.- 197 с.

151. Матонис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. - 88 с.

152. Медведева И.А. Франсис Пуленк. М.: Сов. композитор, 1969. - 240 с.

153. Международная солидарность трудящихся в борьбе за мир и национальное освобождение против фашистской агрессии, за полное уничтожение фашизма в Европе и Азии (1938-1945) // Сост. Л.С. Беляева, А.Д. Вартаньян. М.: Сов. Россия, 1962,- 800 с.

154. Методологические и философские проблемы истории. Новосибирск: Наука, 1983. - 352 с.

155. Мигуля Я. Богуслав Мартину. М.: Музыка, 1981. - 232 с.

156. Молодые антифашисты. -М.: Молодая гвардия, 1978. -238 с.

157. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. - 238 с.

158. Морально-этические нормы. Война. Окружающая среда // Ред. А. Уэстинг. М.: Мир, 1989. - 254 с.

159. Музыка в борьбе с фашизмом. М.: Сов. композитор, 1985. - 246 с.

160. Музыка Венгрии. М.: Музыка, 1968. - 288 с.

161. Музыка в социалистическом обществе. Вып. 3. JL: Музыка, 1977. -256 с.

162. Музыка XX века: Очерки.- М.: Музыка, 1980. 589 е.; Ч. 2, кн. 4. 1984. - 510 е.; 4.2, кн. 5. 1987. - 343 с.

163. Музыка и современность. Вып. 1.- М.: Музгиз, 1962. 474 с.

164. Музыка и современность. Вып. 6. М.: Музыка, 1969. - 526 с.

165. Музыка и современность. Вып. 10. М.: Музыка, 1976.- 256 с.

166. Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М.: Сов. энциклопедия., Сов. композитор, 1976. - 1102 с.

167. Музыкальное искусство социалистического общества.- Киев: Нау-кова думка, 1982. 86 с.

168. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства.-М.: Искусство, 1994.- 606 с.

169. Мюнш Ш. Я дирижер.- М.: Музыка, 1982.- 63 с.

170. Недошивин Г.А. К методологии изучения современного искусства // Современное западное искусство. Идейные мотивы. Пути развития. Театр. Кино. Живопись. Музыка. М.: Наука, 1971.- С. 7-34.

171. Некоторые проблемы исследований современной культуры. М.: НИИК, 1987.- 203 с.

172. Нестьев И.В. Бела Барток.- М.: Музыка, 1969.- 798 с.

173. Нестьев И.В. Век нынешний и век минувший: Статьи о музыке. М.: Сов. композитор, 1986.- 386 с.

174. Нестьев И.В. Ганс Эйслер и его песенное творчество. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. - 167 с.

175. Нестьев И.В. Ганс Эйслер. Его время, его песни.- М.: Музыка, 1981. -318с.

176. Ни давности, ни забвения: По материалам Нюрнбергского процесса. М.: Юридическая литература, 1983.- 400 с.

177. Новак Т.Ф. Лесная быль / Литературная запись А.А. Стася. М.: Воениздат, 1962. - 206 с.

178. Новейшая история 1918-1939 гг.- М.: Высшая школа, 1974. 640 с.

179. Норвежские были: Воспоминания о борьбе против фашизма. М.: Международные отношения. 1964. - 303 с.

180. Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. Т. 1. М.: Юридическая литература, 1955. - 935 с.

181. Онеггер А. О музыкальном искусстве.- Л.: Музыка, 1979.- 264 с.

182. Освободительная борьба против фашизма 1939-1942 гг. М.: Наука, 1983.-300 с.

183. О чем не говорилось в сводках: Воспоминания участников движения Сопротивления.- М.: Госполитиздат, 1962. 455 с.

184. Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века. М.: Музыка, 1970.- 502 с.

185. Очерки по истории зарубежной музыки XX века: Сб. статей. Л.: Музыка, 1983.-120 с.

186. Пабло Казальс. Радости и печали // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 8.- М.: Музыка, 1977. 280 с.

187. Павлишин С.С. Зарубежная музыка XX века. Пути развития. Тенденции. Киев: Музична Украина, 1980.- 212 с.

188. Память сердца. Воспоминания участников антифашистского Сопротивления в Европе. М.: Политиздат, 1965. - 95 с.

189. Пауль Хиндемит: Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1979. -422 с.

190. Перед лицом смерти. Письма приговоренных к смерти итальянского Сопротивления. М.: Госполитиздат, 1962. - 207 с.

191. Перекрестки эпох: История и литература как зеркало социокультурных изменений. М.: Коренев, 2003. - 398 с.

192. Периодизация Всемирной истории. Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. - 224 с.

193. Песталоцца Л. Игра и война: Автобиографические заметки 19351943. М.: Прогресс, 1985. - 128 с.

194. Петров К.Н. Экология и культура. СПб, 2001.- 366 с.

195. Полторак А.И. Нюрнбергский эпилог. М.: Юридическая литература, 1983.-416 с.

196. Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть XX века: Сб. трудов. Вып. 70.- М.: МГМПИ им Гнесиных, 1983.- 159 с.

197. Проблемы музыки XX века: Сб. статей Горьковской государственной консерватории. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1977. - 320 с.

198. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке / Сост. А. Гольцман.- М.: Сов. композитор, 1982. 232 с.

199. Проблемы философской герменевтики. М.: Наука, 1990. - 219 с.

200. Проблемы формирования творческой личности в музыкальном вузе. Мировоззренческая подготовка в специальном классе. М.: МГДОЛК им. Чайковского, 1983. - 135 с.

201. Пуленк Ф. Я и мои друзья-.: Музыка, 1977. 158 с.

202. Развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-восточной Европы. М.: Наука, 1979. - 423 с.

203. Разенкова Л.Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования. М., 2001. - 150 с.

204. Раппопорт Л.Г. Артур Онеггер. Л.: Музыка, 1967. - 304 с.

205. Раппопорт Л.Г. Витольд Лютославский. М.: Музыка, 1976. - 136 с.

206. Раппопорт С. Природа искусства и специфика музыки. Эстетические очерки.- М.: Музыка, 1980. 254 с.

207. Раппопорт С. Художественное представление и художественный образ // Эстетические очерки. Вып. 3. М.: Музыка, 1973. - С. 45-94.

208. Ремизов В.А. Социальная экология культуры личности. М.: Академия гражданской защиты, 2004. - 164 с.

209. Робинсон П. Караян. М.: Прогресс, 1981. - 168 с.

210. Роллан Р. Публицистика // Роллан Р. Собр. соч. Т. 13. М.: Худож. литература, 1958. - 511 с.

211. Российская Е.И. Искусство как средство общения (коммуникативная функция искусства). М.: Знание, 1985. - 63 с.

212. Рубакин А. В водовороте событий: Воспоминания о пребывании во Франции в 1939-1943 гг. М.: Соц.-экон. литература, 1960. - 271 с.

213. Румянцева М.Р. Теория истории: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2002. - 316 с.

214. Сборник статей болгарских музыковедов. М.: Музгиз, 1962. - 228 с.

215. Секкья П., Москатели Ч. Монта-Роза спустилась в Милан: Из истории движения Сопротивления в Италии. М.: Госполитиздат, 1961. -403 с.

216. Семиряга М.И. Антифашистские народные восстания: Очерки. М.: Наука, 1965. - 267 с.

217. Серебряные звезды /Сост. С. Реперович. М.: Воениздат, 1973. - 344 с.

218. Силичев Д.А. Культурология,- М.: Приор, 1988. 352 с.

219. Сильнее смерти: Воспоминания, письма, документы. М.: Госполитиздат, 1963.- 128 с.

220. Скатерщиков В. Общественно-эстетическая сущность искусства социалистического реализма // Эстетические очерки. Вып. 3. М.: Музыка, 1973. - С. 5-44.

221. Смирнова М.В. Артур Шнабель.- Л.: Музыка, 1979.- 96 с.

222. Современное западное искусство. Идейные мотивы. Пути развития. Театр. Кино. Живопись. Музыка. М.: Наука, 1971.- 360 с.

223. Соколова А.А. Исследование ментальности: генетико-методологический аспект: Дис. канд. филос. наук. М.: МГУКИ, 2002. -155 с.

224. Соллертинский И.И. Исторические этюды. Л.: Музгиз, 1963. - 394 с.

225. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики права и общественных отношений. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. 1054 с.

226. Состояние и перспективы изучения искусства европейских социалистических стран: Сб. статей / Отв. ред. И. Светлов. М.: ВНИИИ, 1984. -402 с.

227. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1983. 304 с.

228. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства // Вопросы социологии и эстетики музыки. Т. 2. М.: Сов. композитор, 1981. - 294 с.

229. Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. научных трудов. Вып. 1. М.: АН СССР, НИИ культуры, 1991.- 253 е.; Вып. 6. 1995.- 183 с.

230. Сохранение и приумножение культурного наследия в условиях глобализации: В 2 ч. М.: МГУКИ, 2002. Ч. 1. -139 е.; Ч. 2. - 83 с.

231. Социалистическая музыкальная культура. Традиции, Проблемы. Перспективы: Сб. статей. М.: Музыка, 1974. - 375 с.

232. Социология культуры. Проблемы социальных показателей развития культуры: Сб. научных трудов. № 108. М.: НИИ культуры, 1982.- 160 с.

233. Страницы истории румынской музыки. М.: Музыка, 1979. - 352 с.

234. Ступель A.M. Рихард Штраус: Краткий очерк жизни и творчества. -JL: Музыка, 1972. 95 с.

235. Тайманов И.М. Концерт для двух фортепиано с оркестром: История жанра. Автореф. канд. дис. Л.: ЛОЛГК им. Римского-Корсакова, 1982. -20 с.

236. Теоретические проблемы классической и современной зарубежной музыки: Сб. трудов. Вып. XXXV. М.: МГМПИ им. Гнесиных, 1977. -235 с.

237. Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 2. М.: Музыка, 1978.-200 с.

238. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1990. -730 с.

239. Тьерсо Ж. История народной песни во Франции.- М.: Сов. композитор, 1975. 463 с.

240. Уваров А.И. Философские и методологические проблемы исторического познания. М.: ИНИОН, 1982. 71 с.

241. Узульяс А. Победить и жить (О героях французского Сопротивления). М.: Воениздат, 1970. - 432 с.

242. Уткина И.Б. Движение сопротивления во Франции 1940-1944: Аннотированный указатель литературы.- М.: ВГБИЛ, 1976. 343 с.

243. Филенко Г.Т. Французская музыка первой половины XX века. Очерки. Л.: Музыка, 1983. - 232 с.

244. Философия истории в России: Хрестоматия. М.: Наука, 1969. 319 с.

245. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. 375 с.

246. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический Проект, 2000. 496 с.

247. Хазанов А.С. Это случилось в Айяиже: Движение Сопротивления во Франции 1941-1944 гг.- М.: Молодая гвардия, 1962. 120 с.

248. Хвостова К.В., Финн В.К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки: Учебное пособие. М.: Наука, 1995. - 174 с.

249. Хенненберг Ф. Пауль Дессау: Творческий портрет. М.: Музыка, 1979. - 49 с.

250. Хентова С.М. Подвиг Тосканини. М.: Музыка, 1972. - 39 с.

251. Холопова В.Н., Холопов Ю.Н. Антон Веберн: Жизнь и творчество. -М.: Сов. композитор, 1984.- 319 с.

252. Холст И. Бенджамин Бриттен.- М.: Музыка, 1968.- 99 с.

253. Художественное восприятие. JL: Наука, 1971. - 387 с.

254. Человек и экология. М.: Знание, 1991.- 94 с.

255. Человек, эстетика и природа. М.: Знание, 1991. - 94 с.

256. Чередниченко Т.В. Кризис общества кризис искусства: Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии,- М.: Музыка, 1985.- 191 с.

257. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке.- М.: Музыка, 1989. 223 с.

258. Чернова И. К проблеме героического в музыке // Музыка в социалистическом обществе. Вып. 3. Д.: Музыка, 1977.- 256 с.

259. Чолакович Р. Записки об освободительной войне в Югославии. М.: Прогресс, 1965.- 94 с.

260. Шахназарова Н.Г. «Авангард» в современной западной музыке. // Современное западное искусство. Идейные мотивы. Пути развития. Театр. Кино. Живопись. Музыка.- М.: Наука, 1971.- С. 275-316.

261. Шибаева М.М. Введение в философию культуры (западноевропейская мысль о культуре).- М.: МГУКИ, 1998.- 183 с.

262. Шишкин В.И. Антифашистское движение Сопротивления в странах Европы в годы Второй мировой войны: Указатель литературы, опубликованной в СССР на русском языке в 1939-1968 гг.- Казань: Изд-во. Казанского гос. университета, 1969. 46 с.

263. Шишов Н.И. В борьбе с фашизмом 1941-1945 гг. М.: Мысль, 1984.270 с.

264. Шнеерсон Г.М. Американская песня.- М.: Сов. композитор, 1977. 182 с.

265. Шнеерсон Г.М. Борьба направлений в современном музыкальном искусстве Запада. М.: Знание, 1961.- 40 с.

266. Шнеерсон Г.М. Музыкальная жизнь за рубежом // Советская музыка. 1939. №5.-С. 106.

267. Шнеерсон Г.М. Музыка на службе реакции. M.-JL: Музгиз, 1950.99 с.

268. Шнеерсон Г.М. О музыке живой и мертвой. М.: Музыка, 1964. - 435 с.

269. Шнеерсон Г.М. Портреты американских композиторов.- М.: Музыка, 1977.- 232 с.

270. Шнеерсон Г.М. Статьи о современной зарубежной музыке: Очерки. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1974. - 357 с.

271. Шнеерсон Г.М. Французская музыка XX века.- М.: Музыка, 1970.576 с.

272. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой культуры. Т. 1. Образ и действительность.- М.: Попурри, 1998.- 688с.

273. Штраус Рихард и Роллан Ромен: Переписка. Выдержки из дневника.-М.: Музгиз, 1960.-216 с.

274. Эйслер Г. Избранные статьи. Беседы о музыке. М.: Музыка, 1973. -270 с.

275. Энтелис JI.A. Встречи с современной музыкой. Л.: Музыка, 1978. 143 с.

276. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Раду-гина,- ь М.: Центр, 1997.- 478 с.

277. Эстетика и теория искусства XX века. М.: Прогресс-Традиция, 2005.- 520 с.

278. Эстетические очерки. Вып. 3. М.: Музыка, 1973. - 254 с.

279. Эстетические очерки. Избранное / Сост. Н.А. Константинов, С.Х. Раппопорт. М.: Музыка, 1980.- 254 с.

280. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования.-М.: Мысль, 1981.-248 с.

281. Юрьева И.А. Антифашистское движение Сопротивления польского народа в годы Второй мировой войны: Научно-вспомогательный библиографический указатель. М.: ВГБИЛ, 1978. - 246 с.

282. Юрьева И.А. Народно-освободительная война в Югославии 19411945 гг.: Аннотированный указатель литературы (за 1941-1971 гг.). М.: ВГБИЛ, 1976. 288 с.

283. Юсупова С.Я. Природа как проблема теории культуры.- М.: Наука, 1998. 142 с.

284. Ярустовский Б.М. Симфонии о войне и мире. М.: Наука, 1966. - 368 с.

285. Allport G.W., Vernon Р.Е., Lindzey G.A. Stady of Values.- Boston, 1960.

286. Aschenbrenner K. The Concepts of Value. Foundations of Value Theory. Dordrecht., N.-Y., 1971.

287. Battajlia R. Storiadella Resistenza Italiana. Giulio einaudi editore. -1953. -660 s.

288. Bartok B. Race purity in music.- Modern music, March-April 1942.

289. Bruyr J. Honegger et son ce uvre.- Paris, 1947.- 182 s.

290. Callicott B. Traditional American Indian and Traditional West European Attitude towards Nature // Environmental Philosophy. N.-Y. 1983.- 234 s.

291. Delannoy M. Honegger.- Paris, 1959. 237 s.

292. Diogenes the Younger: From my Tub.- MO 745: 9-10, Oct. 39.

293. Gavoty B. Les souvenirs de Georges Enesco.- Paris. 1955.- 290 s.

294. Grenier F. C'etait ainsi.- Paris: Editions socials, 1959. 207 s.

295. Griffiths P. A concise history of Modern music from Debussy to Boulez.-London: Thames and Hudson, 1980. 216 s.

296. German Music in War time: La Main Gauche. //On the Other Hand. MO. 746: 56. Nov. 39.

297. Hughes D. Ecology in Ancient Civilizations.- New Mexico, 1975. 149 s.

298. La Main Gaucke. //On the other Hand: German Music in War-time MO 746: 56.-Nov 39.

299. La Main Vauche: The Classics in the Crisis. //On the Other Hand MO 745:8. Oct. 39.

300. Mercier A. Hat uns der Fortshritt weitergebracht // Was ist Fortshritt. Bern.: 1979.-S. 183-203.

301. Music in War time : La Main Qauche. //On the Other Hand. MO 747:101. Dec. 39.

302. Music in War-time.//MO: 750: 253. March 40.

303. Roy J. Fransis Poulenc. Paris: 1964. -Ills.

304. Schott H. Interpretation style, attribute to H Ferguson. Early music: 1979. № 11. S. 70-75.

305. Schtuckenschmidt G. Musique nouvelle. Paris: 1956. - 144 s.

306. Sondererheft. Hanns Eisler. Sinn und Form. Berlin, 1964. - 107 s.

307. Szabolesi Bence. Bartok Bela. Leben und Werk.- Leipzig. Reclam. 1961. -64 s.

308. Steiner Herbert. Zum Tode Verurteilt Osterreicher Gegen Hitler: Eine do-kumentatien. Wien: Europa Verlag, 1964. - 248 s.

309. The journal of Aesthetics and Art Criticism. 1982, Vol 40.- 382 s.

310. Thomas Beecham and others // MO 747: 101 Dec. 39.

311. Toynbee A. The religious background of the present environmental crisis. // Ecology and Religion in History.- N.Y., 1974. 144 s.

312. Wells Ansell R. Perspective // MO 749: 201-202. Jan. 40.

313. Werth A. France 1940-1955. London, 1956. -615 s.

314. White L. The historical roots of our ecological crisis // Ecology and Religion in History / Ed. by D. and E. Spring. N.Y., 1974. - S. 15-30.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.