Экзистенциальные смыслы игровых практик в современном спорте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Береснев Илья Михайлович

  • Береснев Илья Михайлович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 156
Береснев Илья Михайлович. Экзистенциальные смыслы игровых практик в современном спорте: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2021. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Береснев Илья Михайлович

Введение

Глава 1. Игра как экзистенция человека

1.1. Смысловое поле игры

1.2. Игра и спорт: анализ взаимосвязей и границ

1.3. Спортсмен в ситуации «проживания» игры

Глава 2. Имитация или подлинность спортивной деятельности: экзистенциальные смыслы

2.1. Игровые имитационные практики в повседневной жизни спортсмена

2.2. Экзистенциальная интерпретация взаимоотношений спортсмена и зрителя в обществе потребления

2.3. Концепты любви, страдания и смерти в спортивном дискурсе

2.4. Событие как экзистенциальная ситуация профессионального спортсмена

Глава 3. Телесный труд как экзистенциальный опыт спортсмена

3.1. Тело и телесность спортсмена

3.2. Экзистенциальные и социальные координаты «телесного подвига» в пространстве спорта

Заключение

Список литературы

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экзистенциальные смыслы игровых практик в современном спорте»

Актуальность

Современный спортсмен находится в сложной ситуации, связанной с особенностями профессионального спорта. Атлет функционирует в мире труда и в то же время сохраняет присутствие игрового элемента в своей деятельности. Основной конфликт сосредоточен в экзистенциальной сфере, в которой происходит осмысление и принятие спортсменом ситуации нахождения в игре и вне игры. Атлету сложно различить границу между игровым и повседневным мирами, которые смешались в профессиональном спорте. Поэтому в центре внимания нашего исследования - личность спортсмена в ситуации изменения смысла спортивной деятельности, развития имитационных игровых практик.

В спорте достижений понятие «игра» обрело функциональное, подчиненное по отношению к трудовой деятельности значение. Но на индивидуальном уровне продолжает быть значимым, по крайней мере, как стихия, позволяющая атлету комбинировать навыки и технико-тактические элементы, что в итоге формирует неповторимый стиль игры спортсмена. Тем не менее игровая деятельность, являвшаяся основой спорта, сегодня:

1)вторична по отношению к спортивному результату (рекорду, выдающемуся достижению);

2)является вспомогательной функцией телесного труда атлета;

3)вследствие необходимости соответствовать коммерческим интересам и визуальной составляющей (зрелищности) приобрела имитационный характер в спорте.

Уникальность ситуации каждого отдельного спортсмена, заключенного в ситуацию выбора между игрой и не-игрой, отражает общие для профессионального спорта тренды. В мире спортивной игры атлет усваивает новый опыт и, возможно, начинает смотреть на повседневный мир через обретенные конструкты, которые не всегда оказываются действенными в

3

реальности, что вызывает различного рода социальные напряжения и столкновения. С другой стороны, повседневность, проникая в игровое пространство, искажает его, лишая атлета подлинной свободы игровой реализации. Так, в сфере игры атлета вынуждают подчиняться правилам, сформированным извне - в повседневневной действительности. Поэтому, чтобы выстроить баланс во внутреннем мире, атлету необходимо постоянно искать компромиссы в конфликтной ситуации выбора между игрой и не-игрой.

Степень разработанности проблемы

В исследовании затрагивается проблемный вопрос определения роли игры в профессиональном спорте. Понятие «игра» имеет обширную базу исследований (Й. Хейзинга, Р. Кайуа, Х.-Г. Гадамер, Э. Финк и др.). Классические работы дают подробную классификацию игр и отчасти раскрывают содержательный смысл игры как таковой, что, однако, не дает прочных оснований для описания пространства современного спорта. Важной составляющей игры - психологической - вышеупомянутые авторы уделяют недостаточно внимания. Теоретическую разработку психологии игры осуществили Д.Б.Эльконин (ролевые игры), Э. Берн (социальные игры). Среди российских исследователей заметную роль в разработке понятия «игра» в условиях Постмодерна сыграли труды Т.М.Шатуновой, Н.А. Терещенко; также в концептуализации понятий, связанных с игрой, важна роль некоторых работ А. К. Секацкого.

Настоящая диссертация соотносится с новым направлением философии спорта, которая только начинает формироваться в качестве научной дисциплины в России (первый учебный курс был прочитан в МГУ в 2013 году). К современным российским авторам, исследующимпроблематику философии спорта, относятся А. Кыласов, И. Сазонтов, В. Нишуков, О. Кильдюшов, Д. Козлов, В. Зверева. Между тем в США и Европе первые серьезные работы по философии спорта начинают публиковаться с 1960 годов. Мы опирались на

труды У. Моргана, А. Гуттмана, К. Лэша, Г. Плесснера, Р. Хитцлера, Н.

4

Катцера. Несмотря на скептическое отношение к философии спорта, современная проблематика требует философского осмысления этой составной части физической культуры; с этих позиций в ряде статей ее исследуют Ж. Бодрийяр, У. Эко. Однако для популярных работ по философии спорта (Х.У. Гумбрехт, С. Кричли) спорт служит скорее подспорьем для новых эстетических и теоретических изысканий, чем полноценным предметом исследования. В тоже время есть авторы, работающие на стыке философского, социологического и антропологического исследования (Л. Вакан). Необходимо отметить, что в большинстве рассмотренных нами работ по философии спорта нет системных исследований экзистенциального опыта атлета, выявляющих тесные связи с игровым компонентом.

Объектом исследования являются игровые практики в спорте.

В качестве предмета выступают экзистенциальные смыслы, которые порождает атлет, находящийся в ситуации выбора между игровой и неигровой реальностью.

Цель исследования - представить экзистенциальный опыт спортсмена через интерпретацию спорта как сложного взаимодействия игровой реальности и неигровой повседневности.

Основные задачи исследования:

- определить смысловое поле понятия «игра» в современном знании и установить взаимосвязи и границы между понятиями «игра» и «спорт»;

- рассмотреть ситуацию «проживания» игры спортсменом;

- определить роль игровых имитационных практик в повседневной жизни спортсмена;

- осуществить экзистенциальную интерпретацию взаимоотношений спортсмена и зрителя в современном обществе потребления; провести анализ события как экзистенциальной ситуации профессионального спортсмена;

- разработать концепт «телесный подвиг» в пространстве спорта.

Методологические и теоретические основаниями исследования.

Методологическую основу исследования составляют труды Ж.-П. Сартра, А. Камю, описывающие экзистенциальные ситуации, возникающие в процессе существования человека, и его переживание своей экзистенции. Понятие «Другой» используется в интерпретации взаимоотношений зрителя и атлета. Самообман как личностный способ принятия игры в качестве имитации описывает сложность выбора между ситуациями игры и вне игры. Идеи тела и телесности, развитые философами-экзистенциалистами, стали методологической основой концепта «телесный подвиг», разработанного в данном исследовании.

Для интерпретации и описания спортивных событий, институциональных и неинституциональных, нами были использованы драматургический метод И. Гоффмана и его концепт «потери лица», а также теоретические разработки Ю. Левады в его труде «Игровые структуры в системах социального действия»1.

Для нашего исследования было важно установить взаимосвязи между телесностью атлета, его внутренними переживаниями и игровым элементом. С этой целью мы рассматривали атлета в двух различных ситуациях - в повседневности (вне игры) и в момент состязания (в игре). Для описания ситуаций первого рода были использованы работы по социологии повседневности В. С. Вахштайна и А. Шютца. Анализ понятия «телесность» производился в двух аспектах: историческом (Ж. Ле Гофф, Трюоон Н., У. Эко, А. Корбен, Ж.-Ж. Куртин, Ж. Вигарелло) и экзистенциальном (В.Л. Круткин, В. Летуновский).

1 Левада Ю. Игровые структуры в системах социального действия // Памяти Юрия Александровича Левады / [сост. Т.В, Левада]. - М.: Издатель Карпов Е.В., 2011. -С. 381-409.

В работе использованы положения концепции образа жизни М. Вебера и «демонстративной праздности» Т. Веблена, а также концепции стилей жизни и капитала П. Бурдьё. Комплексные исследования проблем человека, содержащиеся в работах Э. Фромма, А. Уоттса, Н. Бердяева, также оказали существенное влияние на характер нашего исследования.

Научная новизна исследования:

- В диссертации представлена амбивалентная природа игры в профессиональном спорте, которая выражается в противоречии между экзистенциальной подлинностью свободного самовыражения атлета и «игровым разумом», который формализует действия игрока.

- Выявлено, что одним из основных противоречий экзистенции спортсмена является двойственность его положения в игре и вне игры в рамках спортивной деятельности. Атлет сталкивается с пограничной ситуацией, в которой он преодолевает противоречие между спонтанностью игры и рутинностью спортивной деятельности.

- Установлено, что игровые практики в современном спорте могут иметь

форму имитации, выполняющей функцию зрелищности, драматизации и театрализации, представляющую спортивную деятельность в символической форме. Игровая имитация есть способ преодоления атлетом чувства абсурдности, возникающего в границах осознания несоизмеримости тяжелого, монотонного труда спортсмена и символического спортивного результата.

- Во взаимоотношениях зрителя и спортсмена зритель выступает в качестве Другого, под взглядом которого жизнь спортсмена становится объектом потребления, ориентированным на зрительский «запрос».

- Раскрыт смысл концепта «потеря лица», обозначающий событие,

обнаруживающее временность повседневного порядка формальных

правил соревнований и раскрывающий пространство

7

экзистенциальных переживаний «стыда», связанного с потерей репутации (лица), а также «страха смерти», вызванного угрозой для жизни и здоровья спортсмена.

- Вводится концепт «телесного подвига» спортсмена, отличный от принятых понятий «рекорд» и «спортивный результат»; данный концепт означает выход за пределы физических возможностей, где спортсмен проявляет неординарную волю, воплощающую свободу человеческого сознания. «Телесный подвиг» предстает как жизненный проект атлета, включающий в себя такие экзистенциалы, как «страдание», «жертвенность», «героизм» и «красота».

Положения, выносимые на защиту:

1. Игра как свободная стихия выражения телесных навыков и умений исчезает из спорта и приобретает имитационные формы, схожие с ритуалом и драмой, усиливающие зрелищность спортивного состязания. В свою очередь, зрелищность как игровая функция спортивной деятельности используется в целях капитализации и коммерциализации спорта. Однако для атлета остаётся значимым внутреннее чувство игры, позволяющее выявить экзистенциальные смыслы спортивной деятельности: конечность, неопределённость и пограничность.

2. Необходимо отделить применительно к спорту больших достижений

понятие «телесный подвиг» от привычных понятий «рекорд» и

«спортивный результат». Если рекорд и спортивный результат в

современном мире связываются с хорошо организованной спортивной

индустрией, то телесный подвиг оценивается, прежде всего, через

внутренние экзистенциальные смыслы «страдание», «жертвенность»,

«героизм», «труд» и «красота». Все эти понятия описывают

экзистенциальный опыт спортсмена, преодолевающего границы и

возможности собственного физического тела. Обозначение

8

выдающихся спортивных результатов понятием «телесный подвиг» может позволить свести к минимуму такие явления, как допинг, нечестную игру, договорные матчи. В видах спорта, где результат напрямую связан с телесным подвигом атлета, могут быть пересмотрены ключевые принципы организации соревновательного процесса с целью минимизации рисков для здоровья и качества жизни атлета.

3. Некоторые ситуации в мире профессиональных единоборств могут быть интерпретированы как ситуации потери лица (И.Гофман). Причем приемы сохранения лица действуют одинаково как в мире повседневности, так и в спортивной реальности. Однако в пространстве спорта это может стать событием, так как происходит через нарушение институциональной структуры спортивного состязания, а также через выбор между реальностью и игрой.

4. Возросшая роль зрелищной составляющей в спорте и необходимость соответствовать предпочтениям болельщиков ограничивают творческую составляющую деятельности спортсмена, превращая его игру в технологию.

5. Современный спортсмен в условиях постмодерна оказывается неспособен различать границы игрового и повседневного мира. Атлет оказывается в ситуации неопределенности, для которой характерно отсутствие каких-либо рациональных критериев различения реальностей.

Практическая значимость исследования

Материалы кандидатской диссертации могут стать основой практики

философского консультирования профессиональных атлетов, стремящихся

улучшить чувство игры, технико-тактическое мастерство, а также пройти

ментальную подготовку к соревнованиям. Ряд теоретических положений может

быть использован при подготовке учебных пособий, методических разработок,

9

материалов лекций и семинаров по учебным дисциплинам «Социальная философия» и «Философия спорта».

Апробация диссертации

Основные положения работы и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на профильных научно-практических конференциях и были опубликованы в виде тезисов и научных статей в соответствующих сборниках.

Глава 1. Игра как экзистенция человека 1.1. Смысловое поле игры

Игра и культура - связанные понятия. Игра создает культуру, равно как культура создает игру. С одной стороны, игра дана человеку от рождения, это дар и основной вид деятельности, из которого возникает человек как культурный феномен. Игра предшествует культуре, утверждает Й. Хейзинга, она «старше культуры, человеческая цивилизация не добавила никакого существенного признака к общему понятию игры»2. Это значит, что игра всегда существовала как спонтанная, стихийная, иррациональная, самоценная деятельность, не подразумевающая рефлексию. «Игра - это деятельность на пороге рефлексии» . С другой стороны, в отличие от животного человек способен осознать игру и свое место в ней. Культура - механизм осмысления человеком своего положения в реальном мире и в сфере игры. Как искусственное образование культура создает цивилизованные формы игровых практик. Многие исследователи ссылаются на первичность эмоционального интеллекта по отношению к рациональному мышлению, что наводит нас на мысль, что помимо базовых реакций - гнева, страха, удовольствия и чувства безопасности - существует на уровне данности природой способность играть. По крайней мере, эту способность демонстрируют высшие млекопитающие и человек. Животные на уровне инстинкта определяют рамки игровой ситуации: тигрята в шуточной борьбе не причиняют друг другу физического вреда. Возможно, существует природный механизм, позволяющий человеку и животному распознавать игру и действовать определенным образом.

Но в отличие от игр животных человеческая игровая деятельность наделена культурно-символическими смыслами и может воспроизводить элементы, созидающие культуру.

2 Ивина А.А. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с. URL: http://terme.ru/termin/igra.html#item-11454 (дата обращения: 26.09.2020).

3 Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. Постмодерн как ситуация философствования. - СПб.: Алетейя, 2003. - С. 93.

Культура создает и видоизменяет человеческие игры и игровые практики, добавляя к ним собственные значения. Например, римская цивилизация создала гладиаторские бои, современная американская цивилизация - бои без правил, но современные бои носят в сравнении с римской традицией более гуманный характер. Значения культуры - это определенные маркеры, отражающие мировоззрение, социальную структуру общества и исторические традиции. Например, современный гуманизм в его культурном выражении не допускает убийства в массовых атлетических зрелищах, в отличие от римской культуры. Однако в основе обеих состязательных практик заложена одна и та же игра - бой противников на арене в присутствии зрителей. Ее можно обозначить следующим образом: первичная игра или матрица игры.

Й. Хейзинга указывает, что «культура возникает в форме игры, культура первоначально разыгрывается»4. Игровой элемент в культурах преобладал, но с ростом цивилизации как бы уходил на задний план. Игровая деятельность стала серьезным занятием. В «Homo Ludens» игре присвоен «некий имматериальный элемент», который не позволяет относиться к ней только как к биологической или физической деятельности. В простейших играх животных «обнаруживает себя некий имматериальный элемент в самой сущности игры»5. На этом уровне игра выходит за рамки физиологического явления - «всякая игра что-то значит». Одно из важнейших свойств игры по Й. Хейзинге - способность «приводить в исступление» (интенсивность), когда зритель с восторгом следит за процессом, а игроки полностью погружены в мир игры. В то же время сущность игры определяется элементом «fun» (шутка, веселье, забава). Наличие этого компонента создает особую магию: «поймать кураж», «быть на драйве», «уйти в отрыв» - это состояние не поддается рациональному объяснению. «Она

4 Хейзинга Й. Homo Ludens. С. 83.

5 Там же. С. 10.

Человек играющий / Пер. с нидерл. В.В. Ошиса. -

М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. .-

[игра] не может опираться на какой-либо рациональный фундамент, поскольку разумные основания ограничивали бы ее пределы только миром человеческим»6.

Й. Хейзинга пишет, что «игра - содержательная функция со многими

1

гранями смысла» . Для Й. Хёйзинги игра является проявлением доброй воли участника: хочешь - играй, не хочешь - ни играй. Но еще игра есть вызов. Играющий проживает жизнь, принимая вызов, а тот, кто от игры отказывается, пытается избежать сложностей и противоречий, возникающих на стыке реальности и сферы игры. Вызову сопутствует азарт, он может проявиться как удовольствие или наслаждение, как побуждающий к действию мотив, как напряжение. В связи с этим российский философ и публицист А. К. Секацкий пишет, что азарт может привести в «самую сердцевину человеческой экзистенции» . По его мнению, азарт переживается человеком как сильная эмоция, связанная с предвкушением успеха и высвобождающая инстинктивные начала. Находясь в состоянии безудержного проявления азарта, игрок способен утратить связь с реальностью, забыть о границах собственной социальной роли и выйти за моральные ограничения. В состоянии азарта, так же как в состоянии игры, человек может ощутить подлинную свободу. Играя с азартом, можно обнаружить скрытые внутренние потенции, о которых человек даже не подозревает. Когда азарт овладевает спортсменом, мы наблюдаем невероятную по выразительности манеру игры, волю к победе, повышенную агрессию и гипнотическую харизму атлета. Природа этого явления не поддается законам логики. Азарт испытывает и искушает человека. Поставить все на кон и проиграть, имея возможность выхода из игры, - такова иррациональная составляющая азартной игры. «Сегодня "азартное" - это бессознательное, продолжающее, однако, из глубины совершать свою работу»9.

6 Там же. С. 13.

7 Там же. С. 10.

8 Секацкий А. Стихия азарта: первое погружение // Логос. - 2013. - № 5. - С. 242.

9 Там же. С. 245.

Выше мы отметили, что игре свойственна спонтанность, что «игра - это деятельность на пороге рефлексии». Бессознательное азарта и бессознательное игры близкие по природе понятия - «играют с азартом». В обыденной речи человек, описывая увлеченного игрока, приписывает ему такие характеристики, как «азартный», «рисковый», «удачливый». Противоположностью азарта являются апатия и безразличие. Азарт также связан с напряжением, которое в игре «означает неуверенность, неустойчивость, некий шанс или возможность»10. Азарт занимает положение внутри игрового процесса. Это импульс, который может возникнуть лишь в ситуации игры. Для пробуждения этого чувства существуют особые ритуалы, например, заключение пари. Однако сегодня остался «лишь осколочный поэзис азарта», пишет А. Секацкий. Усилиями религии, экономики, образования азарт был укрощен. Рациональность вышла на передний план, отодвинув назад бессознательное начало, которое напрямую соотносится и с игрой, и с азартом.

«В эпоху модерна складываются виды деятельности, поглощенные рациональностью и техничностью, в которых игра становится профессией: актер, музыкант, спортсмен»11. Профессионалы не столько играют, сколько исполняют. Мы наблюдаем кризис игрового начала в видах деятельности, для которых игра выступает в роли базиса. По этой причине приобретают широкое распространение профессии или даже ремесла, основанные на игровом начале: шоумены, комедианты, актеры. Их деятельность уже не носит характера спонтанной игры, возникающей из их внутреннего творческого начала, а становится продолжением проработанного технического плана, требующего для достижения успеха действовать согласно принятым шаблонам. С другой стороны, игровое начало усиливается в мире повседневности, который приобретает все больше игровых признаков. Обычному человеку присваивают

10 Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий / Пер. с нидерл. В.В. Ошиса. - М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. -С. 25.

11 Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. Постмодерн как ситуация философствования. - СПб.: Алетейя, 2003. - С. 94.

рейтинг (кредитный, трудовой, образовательный), статус победителя или проигравшего, возводят его на пьедестал, для него же создают такие массовые соревновательные практики, как, например, «Кросс нации» или «Гонка героев». Так повседневная жизнь превращается в пространство игры и азарта, что позволяет сохранить некий порядок в условиях распадающегося на части мира Постмодерна.

Специалисты по культуре Постмодерна Н. А. Терещенко и Т. М

12

Шатунова отводят игре роль метапринципа культуры . По мысли исследователей, игра способна объединять «распавшееся фрагментированное культурное пространство в некоторую относительную временную целостность - целостность разрозненного». Так, одной из функций игры является восстановление культурного баланса. В условиях постсовременности культура как бы распадается на отдельные островки, ее целостность разрушается. Но игра способна совместить несовместимое, создавая новые культурные формы. Н. А. Терещенко и Т. М Шатунова пишут: «профессиональная игра позволяет

13

вывести игровой момент и принцип в целую культурную парадигму» . В современности грань между ситуациями игры и вне игры практически неразличима. Игра, являясь культурообразующим принципом, захватывает все большее культурное пространство. Культура становится игрой. Перевоплощение отчетливо наблюдается в эпохах Модерна и Постмодерна, в которых игровое начало проникает во все сферы жизни. Э. Тоффлер, описывая в книге «Шок будущего» такие явления, характеризующие постиндустриальное общество, как частая смена работы и профессии, популярность личностного роста, предугадал, что человек будущего откроет для себя жизнь в качестве игры.

Культура как искусственное образование противопоставляется естественной способности человека к игре. Согласно одному из определений,

12 Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. Постмодерн как ситуация философствования. - СПб.: Алетейя, 2003. - С. 92.

13 Там же. С. 94.

культура14 представляет собой «объективацию результатов творчества отдельных личностей и народов в социальной жизни, в системе духовных и материальных творений, в традициях, обрядах, ритуалах, в морали». С другой стороны, культура может являться результатом объективации игры, ее выражением. Этим может объясняться неспособность определить природу игры - в объективации игра утрачивает первоначальный смысл, который остается неуловимым для человека. Цивилизация, имеющая в основе игровое начало, включает в себя и игровую культуру, возникающую в естественном историческом процессе формирования и развития субъектов игры: личности, группы, общества. Под игровой культурой в данном исследовании мы подразумеваем совокупность игровых практик в спортивных состязаниях, выражающих особые способы организации, проведения и оценки игровых действий, характерных для определенного социума. В данном случае игровая культура выражает специфику отношений человека и мира так же, как и культура труда, культура чаепития или культура спорта.

Между понятиями «спорт» и «игра» зачастую ставят знак равенства, подчеркивая их близкое родство. Английское слово «sport», как и старофранцузское «desport», обозначает игру или приятное времяпровождение. Учитывая родственность понятий, их общие смыслы, мы можем представить спорт как результат объективации игры. Процесс опредмечивания игры можно рассмотреть в разрезе истории развития спорта. Институционализация игровых практик происходила постепенно. Игра со временем обрела соревновательные правила и особую технику исполнения. Проявляясь в спорте, «имматериальный элемент» игры порождает различные смыслы. Возможно, наличие скрытого элемента, наличие загадки, которую невозможно разгадать, делает современный спорт одним из самых зрелищных видов человеческой деятельности.

14 Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http ://terme. ru/termin/kultura. html. (дата обращения: 26.09.2020).

Для спорта характерны массовость и масштабность. На арене зритель и игрок проживают особую реальность, которую, несмотря на ее условную природу, можно соотнести с реальной жизнью. «Когда игра порождает (levert) красоту, то ценность этой игры для культуры тотчас же становится очевидной»15. Болельщики в любимых видах спорта обнаруживают нечто прекрасное и необъяснимое в движениях игроков. Х. У. Гумбрехт отводит эстетической привлекательности главную роль, объясняющую широкую популярность спорта16. Он подчеркивает значимость элемента «напряженной сосредоточенности» спортсмена как составной части «очарования спортивного

17

зрелища и мотивацию для самого спортивного выступления» . В упрощенном виде зритель наблюдает за человеком, который играет. Само по себе спортивное зрелище, если исключить анализ и обогащение смыслами со стороны как атлета, так и зрителя, может выглядеть как набор телодвижений. Но спорт как культурное явление неотделим от присутствия смыслосодержащих элементов, характеризующих цивилизованный мир. В спортивном состязании обнаруживаются различные культурные символы борьбы, красоты, эстетики, драмы. Таким образом, игра, выраженная через спорт, обладает всеми признаками цивилизации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Береснев Илья Михайлович, 2021 год

Список литературы

1. Wacquant, LoTcJ. D. Body & Soul: notebooks of an apperentice boxer/ by Loi'c Wacquant. p. cm. Oxford Univercity Press, 2004.

2. Алашеева Р.В., Макакенко Я.А. Постановка вопроса о бытии у М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра как основание для раскрытия смысла и значения образов повседневности // Вестник челябинского государственного университета. № 4 (259). Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2012. - С. 101-110.

3. Албаева И.В. Сущность повседневного бытия в философии Ж.-П. Сартра // Научные проблемы гуманитарных исследований. № 3. Издательство: Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, 2010. - С. 262-266.

4. Алкемайер Т. Социология спорта. Телесные практики субъективации и самоинсценировки //Логос. - 2006. - № 3 (54). - С. 141-146.

5. Б. Томас. Брюс Ли: сражающийся дух. / Пер. с англ. - К.: София, Ltd., 1997. - 320 с.

6. Баджини Д. Свинья, которая хотела, чтобы ее съели. Занимательные философские загадки / Джулиан Баджини; пер. с англ. О.С. Епимахова. -М.:РИПОЛ классик, 2007. - 304 с.

7. Бердяев Н..А. Смысл творчества // Миросозерцание Достоевскогого. Бердяев Н.А. - М.: АСТ, 2002. - С. 381 - 528.

8. Бердяев Н..А. Смысл творчества // Смысл творчества. Бердяев Н.А. - М.: АСТ», 2002. - С. 15 -334.

9. Береснев И.М. Игра и спорт в обществе потребления: реальность и имитация // Тамбов: Грамота, 2020. - Т. 13. - Вып. 4. - C. 111-114.

10. Береснев И.М. Игровые практики как способ преодоления повседневности // Революция и традиция. V Садыковские чтения. Материалы Международной научно-образовательной конференции.

Молодежная секция (Казань, 16-18 ноября 2017 г.) / под. ред. Г.К. Гизатовой, О.Г. Ивановой, А.Р. Каримова и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 17-22.

11. Береснев И.М. Проблема соответствия экзистенциального и социального в телесности человека // Призраки Маркса: между будущим и грядущим (к 200-летию со дня рождения Карла Маркса). VI Садыковские чтения. Материалы международной научно-образовательной конференции (Казань, 16-17 ноября 2018 г.) / под. ред. Г.К. Гизатовой, О.Г. Ивановой, А.Р. Каримова и др. - Казань: Издательство Казанского университета, 2019. - С. 39-47.

12. Береснев И.М. Экзистенциальные и социальные координаты «телесного подвига» в пространстве спорта // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2019. - Т. 8. - № 3А. - С. 87-94.

13. Береснев И.М., Нигоматуллина Р.М. «Потеря лица»: из опыта применения драматургического метода И. Гофмана к интерпретации спортивной реальности // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2019. - Т. 8. - № 5А. - С. 58-66.

14. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Эрик Берн ; [пер. с англ. А. Грузберга]. - М.: Эксмо, 2014. - 576 с.

15. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с. с ил.

16. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. - М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.

17. Бодрийяр Ж. Соблазн. - М.: Издательство АёМа^теш. Москва, 2000 -320 с.

18. Бурдье П. Как можно быть спортивным болельщиком? // Логос. - 2009. -№ 6. - 2009. - С. 99-113.

19. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. - СПб.: Алетейя, 2001 г. - 562 с.

20. Вакан Л. Бойцы за работой: телесный капитал и телесный труд профессиональных боксеров // Логос. - 2013. - № 5. - С. 61-95.

21. Вакан Л. Социальная логика бокса в черном Чикаго: к социологии кулачного боя // Логос. - 2006. - № 3 (54). - С. 104-140.

22. Вахштайн В.С. Социология повседневности и теория фреймов / Виктор Вахштайн. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. - 334 с.

23. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Издательство Прогресс, 1984. -367 с.

24. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. Пер. с нем./Составл., вступ. статья, примеч. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. - М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 612 с.

25. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. - Спб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - с. 298.

26. Гарфинкель Г. Исследования привычных оснований повседневных действий // Социологическое обозрение, т.2., № 1, 2002. - с. 42-70.

27. Гарфинкель Г., Сакс. Х. О формальных стурктурах практических действий, пер. с англ. В.Г. Николаева, Социальные и гуманитарные науки. Серия 11: Социология, 2003. - с. 337-366.

28. Гашков С. К проблеме телесности во французской постфеноменологии / Г. Сергей // Логос. - 2010. - № 5. - С.231-244.

29. Гинзбург Л.Я. Записки блокадного человека / Лидия Гинзбург. - М.: Издательство «Э», 2018. - 640 с.

30. Гиршон А.Е. Истории, рассказанные телом. Практика Аутентичного Движения. Изд. 2-е, расширенное и дополненное. - СПб: Речь, 2010. -158 с.

31. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. - 6-е изд. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 544 с.

32. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой; вступ. статья Г.С. Батыгина, М.: Институт социологии РАН, 2003. - 752 с.

33. Гофман Э. О работе лица. Анализ ритуальных элементов социального взаимодействия //Гофман Э. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу / Пер. с англ.; под ред. Н.Н. Богомоловой, Д.А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2009. - с. 18-64.

34. Гофман Э. Символы классового статуса // Логос. - 2003. - № 4-5 (39). -С. 42 - 53.

35.Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. Статья А.Д. Ковалева - М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000. - 304 с.

36. Гумбрехт Х.У. В 1926 году: На острие времени / Пер. с англ. Е. Канищевой. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 568 с.

37. Гумбрехт Х.У. После 1945. Латентность как источник настоящего / Ханс Ульрих Гумбрехт; пер. с англ. и предисл. К. Голубович. - М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 328 с.

38. Гумбрехт Х.У. Похвала красоте спорта / Пер. с англ. В. Фещенко. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 176 с.

39. Гура, Эйн-Я, Майкл Машлер. Экскурс в теорию игр: нетипичные математические сюжеты / Эйн-Я Гура, Майкл Машлер; пер. с англ. С. В. Бусыгина; под науч. ред. В. П. Бусыгина, М. И. Левина. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. - 320 с.

40. Гуттман А. От ритуала к рекорду // Логос. - 2009. - № 6 (73). - С. 147187.

41. Гуттман А. От ритуала к рекорду: Природа современного спорта / пер. с англ. под ред. В. Нишукова. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. - 304 с.

42. Гуттман А. Протестантизм, капитализм, современный спорт // Логос. -

2013. - № 5 (95). - С. 1-42.

43. Даттон К. Мудрость психопатов / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2014. - 304 с.

44. Дивисенко К.С. Социальные исследования жизненного мира // Социологический журнал. № 1. М.: Издательство «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук»,

2014. - С. 6-20.

45. Докинз Р. Эгоистичный ген: Пер. с англ. - М.: Мир, 1993. - 318 с.

46. Ефремов И.А. Час Быка: Научно-фантастический роман. - 2-е изд. доп. / Послесловие Ю.М. Медведева. - М.: Изд-во МПИ. 1988. - 528 с.

47. Зверева В. Телевизионный спорт // Логос. - 2006. - №3 (54). - С. 63-75.

48. Ивина А.А. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с. URL: http://terme.ru/termin/igra.html#item-11454 (дата обращения: 26.09.2020).

49. Йеспер Ю. Рассказывают ли игры истории? Краткая заметка об играх и нарративах // Логос. - 2015. - № 1 (103). - С. 61-79.

50. История Красоты / под редакцией Умберто Эко; перевод с итал. А.А. Сабашниковой. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2010. - 440 с.

51. История тела: в 3-х т. / Под редакцией Алена Корбена, Жан-Жака Куртина, Жоржа Вигарелло. Т. 1: От Ренессанса до эпохи Просвещения / Перевод с французского М.С. Неклюдовой, А.В. Стоговой. - М.: Новое «литературное обозрение, 2012. - 480 с.

52. История тела: в 3-х т. / Под редакцией Алена Корбена, Жан-Жака Куртина, Жоржа Вигарелло. Т. 2: От Великой французской революции до

Первой мировой войны / Перевод с французского О. Аверьянова. - М.: Новое «литературное обозрение, 2014. - 384 с.

53. История тела: в 3-х т. / Под редакцией Алена Корбена, Жан-Жака Куртина, Жоржа Вигарелло. Т. 3: Перемена взгляда: XX век. Перевод с французского А. Гордеевой (введение, части 2.2, 2.3, 3), Ю. Романовой (часть 1.1, 2.1), Д. Николаева (части 1.2, 4), Д. Жукова (часть 5). - М.: Новое «литературное обозрение, 2016. - 464 с.

54. Кайуа Р. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры / Роже Кайуа; Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. - М.: ОГИ, 2007. - 304 с.

55. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. Пер. А.М. Руткевича // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод. - М.: Политиздат, 1990. - С. 222-319.

56. Кандель Э. Век самопознания: поиски бессознательного в искусстве и науке с начала XX века до наших дней / Эрик Кандель; пер. с англ. П. Петрова. - М.: Изд-во АСТ: CORPUS, 2016. - 720 с.

57. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2011. - 864 с.

58. Катцер Н. Спорт как идеальный социальный порядок: к вопросу о советской концепции физической культуры // Социология власти. - Т. 30.

- № 2, - 2018. - С. 206-230.

59. Кильдюшов О. Советская спортивная телесность глазами американской культурной теории // Логос. - 2013. - № 5. - С. 264-272.

60. Кильдюшов О. Спорт как дело философии // Логос. - 2013. - № 5 (95). -С. 43-60.

61. Козлов. Д. Пространство спорта. Стадионы советской Казани / Д. Козлов.

- Казань: Смена, 2017. - 98 стр.: ил.

62. Кондрашов П.Н. Категория телесности в философии К. Маркса. В кн.: Контуры будущего в контексте мирового культурного развития: XVIII

Международные Лихачевские научные чтения, 17-19 мая 2018 г. - СПб.: СПбГУП, 2018. - С. 318 - 320.

63. Костомаров А.С. Существование другого в «Бытие и Ничто» // Ничто и порядок. Самарские семинары по французской философии. - Самара: изд-во «Универс-групп», 2004. - с. 195-201

64. Кричли С. О чем мы думаем, когда думаем о футболе / Саймон Кричли; [пер. с англ. В.А. Колосова]. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018. - 208 с.: ил.

65. Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности / В.Л. Круткин. -Ижевск, 1993. - 172 с.

66. Круткин В.Л. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность. - 1997. - № 4. - С. 143-151.

67. Кыласов А. Этноспорт. Конец эпохи вырождения [Текст]. - М.: Территория будущего, 2013. - 144 с.

68. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века / Жак Ле Гофф, Николя Трюон; Пер. с фр Е. Лебедевой. - М.: Текст, 2008. - 189, [3] с.

69. Левада Ю. Игровые структуры в системах социального действия // Памяти Юрия Александровича Левады / [сост. Т.В, Левада]. - М.: Издатель Карпов Е.В., 2011. - С. 381-409.

70. Летуновский В. Работа с телом в экзистенциальной терапии. Онтоцентрический подход // Московский психотерапевтический журнал. - 2002. - № 4. - С. 54-77.

71. Лехциер В.Л. Новые контуры проблемы другого. апология взгляда как основы социальных отношений // Ничто и порядок. Самарские семинары по французской философии. - Самара.: изд-во «Универс-групп», 2004. -С. 202-208.

72. Лэш К. Вырождение спорта // Логос. - 2006. - №3 (54). - С. 23-40.

73. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. - М.: Жуковский: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. - 464 с.

74. Мандзяк А.С. Боевые искусства Европы / А.С. Мандзяк. - Мн.: Соврем. слово, 2005. - 352 с.

75. Метелев А.В. Экзистенциальные основания экстремального туризма (опыт интерпретации и применения философских концепций Ж.-П. Сартра и А. Камю) // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. - № 8, Изд-во: Алтайский государственный университет (Барнаул), 2018. - С. 12-17.

76. Морган У. Философия спорта: исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос. - 2006. - № 3 (54). - С. 147-158.

77. Морозова О. О. Телесность человека - соединение социального и экзистенциального // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 6-1 (68). - С. 131-135.

78. Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http : //terme. ru/termin/kultura. html. (дата обращения: 26.09.2020).

79. Нишуков В. Понятие спорта // Логос. - 2014. - № 3 (99). - С. 181-190.

80. Нишуков В., Горюнов М. Тело качка // Логос. - 2013. - № 5. - С. 108118.

81. О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О'Коннор и Иан Макдермотт; Пер. с англ. - 7-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 254 с.

82. П. де Кубертен. Ода спорту. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 125 с.

83. Парсонс Т. О структуре социального действия. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2002. - 880 с.

84. Пейли В.Г. Мальчик, который хотел быть вертолетом [Текст] / пер. с англ. А.А. Архиповой; под науч. Ред. С.Р. Филоновича; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 224 с.

85. Пилипенко Д. Преступления в спорте / Денис Пилипенко. - М.: Гелиос, 2007. - 256 с.

86. Плесснер Г. Функции спорта в индустриальном обществе// Социология власти - 2018. - №30 (2). - С. 195-205.

87. Ремник Д. Мухаммед Али / Дэвид Ремник; пер. с англ. С. Шульженко. -М.: Колибри, 2008. - 512 с.

88. Романецкий Н. М. Просто игра / Николай Романецкий. - 2-е изд . - СПб.: Страта, 2017. - 216 с.

89. Самойлов А.П. Единственная игра, в которую стоит играть. Книга не только о спорте (сборник) / А.П. Самойлов - «ИП Князев», 2014. - 840 с.

90. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

91. Секацкий А. Стихия азарта: первое погружение//Логос. - 2013. - № 5. -С. 241-26.

92. Станкевич Л.П., Полякова И.П. Феномен повседневности: сущность, содержание и целостность // Философия и общество. № 2 (54), Волгоград: Изд-во «Учитель», 2009. - С. 72-81.

93. Тема «живого тела» в истории философии: Материалы научной конференции (Институт философии РАН, май 2015 г.). М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 288 с.

94. Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. Постмодерн как ситуация философствования. - СПб.: Алетейя, 2003. - 192 с.

95. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 557, [3] с.

96. Уоттс А. «Бунтарский» дзэн, «авторитарный» дзэн и просто дзэн. Пер. с англ. С. Плотниковой / Что такое дзэн? Сборник: Пер с англ. - Львов: Инициатива, К.: АЫапё, 1994. - С. 139-158.

97. Уоттс А. Инстинкт, интеллект и тревожность. Пер. с англ. С. Плотниковой / Что такое дзэн? Сборник: Пер с англ. - Львов: Инициатива, К.: АЫапё, 1994. - С. 112-123.

98. Уоттс А. Это - ТО. Пер. с англ. С. Плотниковой / Что такое дзэн? Сборник: Пер с англ. - Львов: Инициатива, К.: АШапё, 1994. - С. 123-139.

99. Фельденкрайз М. Искусство движения. Пер. с англ. - М.: ИОИ, 2017. -316 с.

100. Франкль В.Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерпия [Текст] / Виктор Эмиль Франкль; пер. с англ. С.С. Панкова. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2015. - 95 с.

101. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм -«АСТ», 1973 - 635 с.

102. Фромм Э. Душа человека / Душа человека. Фромм Э. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - С. 21-170.

103. Фромм Э. Душа человека / Из плена иллюзий. Фромм Э. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - С. 471-584.

104. Фромм Э. Душа человека / Искусство любить. Фромм Э. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - С. 171-282.

105. Фромм Э. Душа человека / Концепция человека у К. Маркса. Фромм Э. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - С. 585-646.

106. Фромм Э. Искусство любви. Пер. с англ. Чернышева Л.А. - М.: Знание, 1990. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия и жизнь»; №8).

107. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем./ Под ред. А. Л. Доброхотова. - М.: Высш. Шк., 1991. - 192 с.

108. Харченко Ю.В., О.Ю. Гурова. Спортинг: спорт, досуг и стили потребления в современной России // Экономическая социология. - Т. 11. - № 2. - Март 2010. - С. 73-90.

109. Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий / Пер. с нидерл. В.В. Ошиса. - М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. - 352 с. (серия «Психология без границ»).

110. Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Пер. Д.В. Сильвестрова. - М.: Изд-во «Наука», 1988. - 545 с.

111. Хитцлер Р. Является ли спорт культурой? // Логос. - 2013. - № 5 (95). - С. 223-240.

112. Худаведрова Н. П. Комическое и смех в истории мировой эстетической мысли / Н. П. Худаведрова // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2012. - Вып. 2-3. - С. 95-113.

113. Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности / Пер. с фр. С.Н. Зенкина. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 392 с.

114. Шмид В. Событийность, субъект и контекст // Событие и событийность: сборник статей / Под ред. В. Марковича и В. Шмида. - М.: Издательство Кулагиной - intrada, 2010. - С. 13-23.

115. Штейнбах В. Последний раунд. - М.: МПО «Первая образцовая типография», 1991. - 286 с.

116. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Научн. ред. перевода Г.С. Батыгин. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. - 336 с.

117. Эко У. Болтовня о спорте // Логос. - 2009. - № 6 (73). - С. 188-193

118. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., Педагогика, 1978. - 304 с.

119. Эмерсон Р. Нравственная философия. - Мн.: Харвест, М.: АСТ,

2001. - 384 с. - (Классическая философская мысль).

156

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.