Экзистенциальный анализ в психологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Летуновский, Вячеслав Владимирович

  • Летуновский, Вячеслав Владимирович
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2003, Б. м., Б. г.
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 222
Летуновский, Вячеслав Владимирович. Экзистенциальный анализ в психологии: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Б. м., Б. г.. 2003. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Летуновский, Вячеслав Владимирович

ВВЕДЕНИЕ

Методология исследования

1. Исторические корни - экзистенциальная философия и феноменологи- 12 ческая психология

1.1. Феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля. Априорные структу- 12 ры психического опыта. Концепция Жизненного мира

1.2. Карл Ясперс. Феноменологическая психопатология

1.3. Герменевтическая феноменология Мартина Хайдеггера. Метод Dasein 23 аналитики. Смысл и подлинность бытия

2. Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера. Экзистенциально 34 априорные структуры

2.1. От феноменологической психопатологии к герменевтике Dasein анализа

2.2. Экзистенциально-априорные структуры

2.3. Экзистенциальный анализ как метод научного исследования

2.4. Экзистенциальный анализ и психоанализ

2.5. Бинсвангер и Хайдеггер. Любовь и Забота

2.6. Экзистенциальный анализ и психотерапия

2.7. Ученики и последователи

3. Dasein анализ Медарда Босса. Учение о базовых экзистенциалах. Экзи- 78 стенциальный базис новой психологии

3.1. Теоретическая концепция Медарда Босса

3.1.1. Базовые экзистенциалы

3.1.2. Экзистенциальный базис новой психологии

3.2. Daseins анализ и психоанализ

3.3. Daseins анализ и психотерапия щ 3.4. Медард Босс и Людвиг Бинсвангер

3.5. Современное состояние Dasein анализа

4. Экзистенциальный анализ Виктора Франкла. Духовная экзистенция

4.1. Экзистенциальный анализ

4.1.1. Духовная экзистенция

4.1.2. Экзистенциальный анализ Франкла и Dasein анализ

4.2. Психолог в концлагере

4.3. Экзистенциальный анализ и логотерапия на практике

5. Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнглс. Учение о духовно- 162 экзистенциальной мотивации

5.1. Лэнгле и Франкл

5.2. Учение о духовно-экзистенциальной мотивации

5.3. Экзистенциальный анализ на практике

6. Сравнительный анализ рассмотренных версий экзистенциального ана- 174 лнза. Выделение инвариантов

6.1. Методология

6.2. История

6.3. Практика

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экзистенциальный анализ в психологии»

В последние годы уходящего века, а вместе с ним и тысячелетия психология как наука переживает кризис. Кризис, который распространяется, в том числе и на ее методологические основания. Это выражается в спорах о предмете психологии, а также в размывании ее границ как науки. Уже не так очевидны казавшиеся ранее незыблемыми бинарные оппозиции: «житейская психология - научная психология», «академическая психология - прикладная психология», «глубинная психология - вершинная психология» и др. (Д.А.Леонтьев, 1999).

На Западе попытки поиска новых методологических оснований, находящихся в оппозиции традиционному естественнонаучному подходу, нашли свое выражение в работах представителей гуманистической (Гордон Олпорт, Генри Мюррей, Джордж Келли, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс), экзистенциальной (Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Ролло Мэй, Ирвин Ялом, Томас Грининг, Виктор Франкл, Джеймс Быоджентал), а также трансперсональной психологии (Кен Уилбер, Майкл Мерфи, Чарльз Тарт, Джон Лии, Торенс Ма-кенна).

В нашей стране данное движение нашло свое выражение в возрождении принадлежащей Л.С.Выготскому идеи неклассической психологии (Б.Д.Эль-конин; А.Г.Асмолов; Л.Я.Дорфман,), органической психологии (В .П. Зинченко), иконической психологии (О.И.Генисаретский), в попытках возрождения христианской психологии (Т.А. Флоренская, Б.В.Ничипоров), а также гуманитарной парадигмы в психологии (Б.С.Братусь, Т.М.Буякас, Ф.Е.Василюк, Л.И.Воробьева, В.М.Розин, А.А.Пузырей). Активно возрождается и экзистенциально-ориентированные подходы (Д.А.Леонтьев,

B.В.Знаков, Л.Я.Дорфман, В.А.Лаврухин, О.В.Никифоров), о чем свидетельствует организация и проведение в конце марта 2001 года Первой Всероссийской научно-практической конференции по экзистенциальной психологии.

Если под классической психологией понимать традиционную академическую, ориентированную на естественнонаучный идеал знания, науку, то все перечисленные выше направления можно назвать неклассическими. Следовало бы также обозначить общий вектор движения от классической психологии к неклассической: от изучения человека в качестве изолированного объекта к осознанию неразрывной связи человека с миром, в котором протекает его жизнедеятельность.

Попытки поиска новых методологических оснований заставляют пристальнее всматриваться в прошлое. Одним из первых отечественных психологов, заострившим свое внимание на неразрывной связи человека с миром был

C.Л.Рубинштейн (Рубинштейн, 1976), пристальный интерес к этой теме также проявлял М.М.Бахтин (Бахтин, 1979). Оба мыслителя в движении своей мысли двигались от антропологического ракурса рассмотрения к онтологическому, т.е. от человека к бытию. В Европе тема неразрывной связи человека с бытием активно развивалась в 20-х -— 30-х годах прошлого столетия в философских работах Г.Марселя (Марсель, 1995) и М.Хайдеггера (Хайдеггер, 1993), а применительно к психологической практике Л.Бинсвангером и М.Боссом, и несколько позже Р.Лэнгом и В.Франклом. В Америке эти идеи были подхвачены А.Маслоу, Р.Мэем и Ж.Крейгом. Исследовательская составляющая психологической и психотерапевтической практики этих авторов наиболее ярко отразилась в концепции экзистенциального анализа. Стоит, однако, отметить, что экзистенциальный анализ в большей степени явление европейское, нежели американское. На американскую ветвь экзистенциальной психологии гораздо большее влияние оказали такие авторы как С.Киркегор, Ж.П.Сартр, М.Мерло-Понти.

Экзистенциальный анализ как таковой возник в 20-х - 30-х годах проф шлого столетия и связан, в первую очередь, с именами Л.Бинсвангера,

М.Босса и В.Франкла. Продолжает он свое существование в различных институциональных образованиях и в настоящее время. В России, однако, экзистенциальный анализ как явление до сих пор практически не известен. За исключением нескольких фрагментарных работ О.В.Никифирова (Никифоров, 2001), А.А.Михайлова (Михайлов,2001), Г.М.Кучинского (Кучинский, 2001), а также довольно тенденциозной работы А.М.Руткевича «От Фрейда к Хайдеггеру» (Руткевич, 1985) серьезных исследований по экзистенциальному анализу практически не проводилось.

Между тем, в настоящее время у нас в стране наблюдается возрастание интереса к экзистенциальной психологии, вообще, и к экзистенциальному анализу, в частности. Термин экзистенциальный анализ в психологической и психотерапевтической литературе появляется все чаще и чаще, при чем понимаются под ним разные, а иногда и противоречащие друг другу вещи.

Анализ зарубежной литературы по данной теме также говорит о том, что ^ на Западе хотя и существуют достаточно подробные исследования различных вариантов экзистенциального анализа, целостные и систематические исследования там также отсутствуют. Таким образом, проблему, поднятую в данной диссертационной работе, можно описать следующим образом: термин и само явление экзистенциальный анализ (ЭА) существует, имеются различные школы, обозначающие себя этим термином, а целостного, систематического и последовательного исследования самого явления экзистенциального анализа до сих пор нет. Поэтому свою основную задачу автор видит в систематическом исследовании различных вариантов экзистенциального анализа с точки зрения истории их развития, основных теоретических положений и методологических основ практики. Эта задача нашла свое отражение в названии темы: «Экзистенциальный анализ в психологии».

Актуальность работы обусловлена, во-первых, стабильным ростом интереса к экзистенциальному направлению в психологии, который появляется с конца 50-х годов и продолжает развиваться по сей день во всем мире. Следует ■л отметить, что в последнее десятилетие возрастание интереса к экзистенциальной психологии, вообще, и к экзистенциальному анализу, в частности, наблюдается и у нас в стране, о чем свидетельствует, как уже выше отмечалось, проведение в марте 2001г. Первой всероссийской научно-практической конференции по экзистенциальной психологии. Термин экзистенциальный анализ в психологической и психотерапевтической литературе появляется все чаще и чаще, однако, понимаются под ним зачастую разные, а иногда и противоречащие друг другу вещи. Во-вторых, актуальность темы обусловлена особого рода ситуацией, которую в последние 10-15 лет переживает наша страна, ситуацией, которую вполне можно назвать пограничной. Напомним, что именно в пограничных ситуациях (Ясперс, 1997), например, таких как ситуация жизненного кризиса, ярче всего проявляется человеческая экзистенция. Последние события в мире (точкой отсчета которым послужило 11 сентября 2001г.) свидетельствуют в пользу того, что в пограничной ситуации сегодня находится не только Россия, но и весь мир.

Методология исследования. Основной метод работы, используемый автором в данном исследовании - это феноменологическая герменевтика, подход теоретически обоснованный в работах М.Хайдеггера, Х.Г.Гадамера и П.Рикера. Данный метод предполагает следование феноменологической установке в процессе исследования, т.е. отказу от каких-либо предварительных схем, догм и шаблонов, структурирующих процесс исследования (Гуссерль, 1994). Следуя феноменологической установке, автор отказывается от выдвижения предварительных гипотез как установок, заранее предопределяющих результат исследования (либо положительный, либо отрицательный).

В техническом плане автор опирается на феноменологический метод К.Ясперса, описанный им в «Общей психопатологии» (Ясперс, 1997, с.55-81). Согласно Ясперсу, любое исследование различает, разделяет, делает своим предметом особенное и отдельное и пытается найти в нем всеобщее. На первом этапе производится «схватывание» отдельных фактов, затем исследование взаимосвязей (понимание и объяснение) и далее постижение целостностей. Кроме того, в своей работе автор опирается на принципы герменевтического истолкования текста, теоретически разработанные и обоснованные Эмилио Бетти (Реале, Дарио, 1997) и Полем Рикером (Рикер, 1995а).

Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы раскрыть явление экзистенциального анализа в его диахроническом (история развития) и синхроническом (разнообразие вариантов и версий) ракурсах рассмотрения. Выполнение данной цели виделось автору в реализации трех последовательных задач:

Исследование философских и психологических концепций, оказавших определяющее влияние на возникновение и становление экзистенциального анализа.

Последовательный анализ каждой из указанных ниже версий экзистенциального анализа:

• ЭА Людвига Бинсвангера

• Dasein анализ1 М.Босса

• ЭА В.Франкла

• ЭА А.Лэнгле

• Экзистенциально-инициальная психотерапия К.Дюркхайма.

Сравнительный анализ и выделение инвариантов.

Соответственно предметом диссертационного исследования выступили подходы и школы, обозначающие себя как варианты экзистенциального анализа или бытийного (Dasein) анализа. При этом речь идет, прежде всего, о европейской ветви экзистенциальной психологии, вытекающей из философии Э.Гуссерля и М.Хайдеггера. В качестве объекта исследования автор рассматривал теоретические работы представителей экзистенциального анализа, биографические данные и описания клинических случаев. За пределами настоящего исследования остались другие подходы в русле экзистенциальной психологии и психиатрии, опирающиеся преимущественно на другие философ

1 В данной работе термины экзистенциальный и Dasein анализ следует рассматривать как синонимы. ские идеи и не использующие понятие экзистенциального анализа для самообозначения.

Научная новизна и теоретическая значимость работы

В данной работе автором был впервые осуществлен сопоставительный анализ всех основных версий экзистенциального анализа. На основании полученных результатов различные версии ЭА были разведены на два основных направления: антропоцентрическое, т.е. принимающее за точку отсчета человека, и онтоцентрическое, принимающее за точку отсчета бытие. Указанное разделение может претендовать на новизну, поскольку ранее, по крайней мере, по известным автору источникам, такого разделения не проводилось. Данное разделение способствует более глубокому пониманию явления экзистенциального анализа как такового. Именно по этому основанию разводятся считавшиеся прежде родственными версии экзистенциального анализа М.Босса и Л.Бинсвангера, а также, хотя и с небольшими оговорками, версии экзистенциального анализа В.Франкла и А.Лэнгле. Оговорки касаются присутствия в концепциях Бинсвангера и Лэнгле некоторого методологического смешения.

Указанное методологическое деление может быть применено не только к экзистенциальному анализу, но и ко всем экзистенциально ориентированным подходам в психологии и философии. Как о новых можно говорить и обо всех других выводах, в которых идет речь о методологических источниках различных версий экзистенциального анализа, а также об их практическом приложении. Кроме того, проведенное исследование достаточно ясно иллюстрирует феноменологические и экзистенциальные источники экзистенциального анализа, в противоположность мнению о том, что экзистенциальный анализ есть продолжение либо версия психоанализа Зигмунда Фрейда.

Практическую значимость исследования, как уже было указано ранее, целесообразно рассматривать с учетом введенного нами методологического разделения. В этом смысле, антропоцентрический экзистенциальный анализ (прежде всего, версия Л.Бинсвангера) может рассматриваться как полноценный метод научного исследования феноменов психической жизни человека.

Приложение же антропоцентрических версий экзистенциального анализа непосредственно к сфере психологической практики ограничивается, в основном, исследовательскими и диагностическими функциями, способствуя лучшему пониманию исследуемых феноменов.

Онтоцентрические версии экзистенциального анализа, в противоположность антропоцентрическим, являются не столько методом исследования, сколько самой практикой, направленной на то, чтобы способствовать максимально полного осуществления человеком выпадающих на его долю возможностей (М.Босс), обретение и реализацию главных смыслов в жизни человека (В.Франкл), обретение адекватного и аутентичного с точки зрения бытия способа личного существования (К.Дюркхайм). Проведенное нами исследование показало, что онтоцентрические версии экзистенциального анализа обладают большим терапевтическим и творческим потенциалом и приложимы не только к сфере психотерапии, но также и к другим сферам человеческой деятельности, например таким, как педагогика, медицина, политика, экология, а также социальная сфера. Так, в качестве перспективных мы можем рассматривать оба направления экзистенциального анализа, причем антропоцентрическое - в большей степени в сфере научного исследования, онтоцентрическое - в сфере психологической практики. Методология и технический инструментарий экзистенциального анализа может быть полезен не только в работе психолога, но и любого другого человека, связанного в своей сфере деятельности с другими людьми.

Положения, выносимые на защиту:

1. В феномене экзистенциального анализа мы сталкиваемся с двумя коренным образом различающимися подходами, названными нами соответственно: антропоцентрическим, т.е. принимающим за точку отсчета человека и онто-центрическим, т.е. принимающим за точку отсчета бытие.

2. Историческим источником методологии экзистенциального анализа обеих версий следует считать не психоанализ Зигмунда Фрейда, а феноменологию Эдмунда Гуссерля. Экзистенциальный анализ не является родственным психоанализу, ни в смысле продолжения психоаналитической традиции, не в смысле ее критического осмысления.

3. В качестве метода научного исследования, в традиционном его понимании, можно признать только антропоцентрические версии экзистенциального анализа, поскольку они сохраняют как таковые субъект и объект исследования.

4. Онтоцентрические версии экзистенциального анализа, ставящие своей целью преодоление разделения между субъектом и объектом, в традиционном понимании науки, научными методами исследования считаться не могут. Однако они могут служить основанием психологической практики, и по своей сути такого рода практикой уже являются.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Летуновский, Вячеслав Владимирович

Заключение

Таким образом, по завершению проведенного исследования, мы можем говорить о том, что главная его цель - раскрыть феномен экзистенциального анализа в его синхроническом и диахроническом аспектах достигнута. Впервые выполнено систематическое исследование всех наиболее известных версий экзистенциального анализа. Проведен последовательный анализ их методологии, теоретических оснований и истории развития. Проделанная работа привела к следующим выводам:

В феномене экзистенциального анализа мы по сути дела сталкиваемся с двумя коренным образом различающимися в методологическом смысле подходами, названными нами соответственно антропоцентрическим, принимающим за точку отсчета человека и онтоцентрическим, принимающим за точку отсчета бытие.

Историческим источником методологии обеих версий экзистенциального анализа, следует считать не психоанализ Зигмунда Фрейда, а феноменологию Эдмунда Гуссерля. Экзистенциальный анализ не является родственным психоанализу, ни в смысле продолжения психоаналитической традиции, не в смысле ее критического осмысления.

Феноменологическая установка и эйдетическая редукция Гуссерля легла в основу методологии антропоцентрированных версий экзистенциального анализа, к которым можно отнести Ж.П.Сартра, а также, с некоторыми оговорками, Л.Бинсвангера и К.Ясперса. Определенную тягу к антропоцентриро-ванным подходам испытывает экзистенциальный анализ А.Лэнгле.

В основу методологии онтоцентрической версии экзистенциального анализа Медарда Босса легла фундаментальная онтология Мартина Хайдегге-ра, являющаяся развитием и одновременно радикальным преобразованием феноменологического метода Гуссерля.

Считавшиеся родственными версии экзистенциального анализа Л.Бинсвангера и М.Босса, на самом деле, несмотря на сходную терминологию, имеют различные методологические основания, а именно Л.Бинсвангер про

•) должает преимущественно методологическую линию Э.Гуссерля, а М.Босс

- Мартина Хайдеггера.

6. Подобным образом значительно различаются в методологическом плане, рассматриваемые ранее как одно направление, версии экзистенциального анализа А.Лэнгле и В.Франкла. Если для Франкла экзистенциальный анализ и логотерапия - это одно и тоже, а именно поиски смысла существования, то для Лэнгле поиски смысла - лишь один из четырех экзистенциальных мотивов. В самом же понимании смысла как такового их позиции заметно расходятся.

7. В качестве метода научного исследования, в традиционном его понимании, мы можем признать только антропоцентрические версии экзистенциального анализа, поскольку они сохраняют как таковые субъект и объект исследования. Примерами такого рода исследования могут служить описания психопатологических нозологий Л.Бинсвангером, К.Ясперсом, Э.Минковским и Р.Куном.

8. Онтоцентрические версии экзистенциального анализа, ставящие своей целью преодоление разделения между субъектом и объектом, в традиционном понимании науки, научными методами исследования считаться не могут. Однако они могут выступить в качестве эвристических моделей для разработки новых не традиционных методов исследования.

9. Онтоцентрические версии экзистенциального анализа в большей степени, чем антропоцентрические, могут служить основанием психологической практики, более того, они уже являются в своей сути такого рода практикой, которая может быть реализована в психотерапии, педагогике, экологии, а также в социальной сфере.

В плане перспектив дальнейшего исследования особый интерес вызывают практические применения концепции времени Мартина Хайдеггера в рамках психотерапевтического процесса - тема лишь отчасти освященная Ме-дардом Боссом. Речь идет о предвосхищениях, преперцептах и предпонима-(#> нии открывающихся человеку в набросках смысла, то есть о будущем уже реально и непосредственно присутствующем в настоящем. Кроме того, особый интерес вызывают техники экзистенциально-инициальной психотерапии, выходящие за рамки «говорящего мира», а именно техника Ье1ЬагЬакеп К.Дюркхайма.

Экологичная и гуманная идеология экзистенциального анализа, четко артикулирующая неразрывную связь людей друг с другом, а человека с природой и миром, приобретает особую значимость в стремительно меняющихся реалиях наступившего XXI века, когда манипулятивные технологии, с одной стороны, и техногенные катастрофы, с другой, становятся повседневной реальностью.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Летуновский, Вячеслав Владимирович, 2003 год

1. Арендт X. Vita activa, или о деятельной жизни. - СПб.:Алетея 2000г. - 437с.

2. Арсеньев A.C. Размышления о работе С.Л.Рубинштейна «Человек и Мир» // Вопросы философии. 1993. №5, с. 130-143

3. Башкирцева Мария. Дневник. М.,1991. - 318с.

4. Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995. - 144с.

5. Бинсвангер Людвиг. Бытие-в-мире. M., 1999. — 300с.

6. Бубер Мартин. Два образа веры. М:. Республика, 1995 - с.418-421., с. 15-84, 233341

7. Булгаков Сергей. Человекобог и человекозверь (по поводу посмертных произведений Л.Н.Толстого «Дьявол» и «О.Сергий») Культуралогия. XX век.: Антология. Том 1 -М.: Юрист, 1995.с.259-276

8. Быодженталь Дж. Искусство психотерапевта СПб.:Питер, 2001. - 304 с.

9. Виндельбаид Вильгельм. Философия культуры и трансцендентальный идеализм. // Культуралогия. XX век.: Антология - М.: Юрист, 1995. с.57-6910. 648.

10. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во «Феникс» 1998. -480 с.

11. Выготский Л. С. Собр. Соч. в 6-ти томах, М., т.1, 1982

12. Гуссерль Эдмунд. Амстердамские доклады. // Логос 1992, №3. - с. 62-80

13. Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Новочеркасск: «Сагуна», 1994. -353с.

14. Деринг Э. К проблеме анализа «Dasein» // Dasein анализ в философии и психологии. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001. С. 23-39.

15. Деринг Э. Философские аспекты вопроса о смысле жизни и смерти. // Dasein анализ в философии и психологии. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001. С. 39-51.

16. Джованни Реале, Анисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. Том.4. Санкт-Петербург, 1997.-c.3-l07,137-183, 278-323, 331-446,489-521,552-640, 701-733.

17. Дилыпей Вильгельм Понимающая психология // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 258-285

18. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997. 424с

19. Дробницкий Понятие морали. М., 1974, с. 183-212

20. Дюркхайм Калфрид. О двойственном происхождении человека. Спб., -Импакс, 1992. - 156 с.22.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.