Экзистенциальный эскапизм как социокультурный феномен современного общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Литинская, Джинна Григорьевна

  • Литинская, Джинна Григорьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 171
Литинская, Джинна Григорьевна. Экзистенциальный эскапизм как социокультурный феномен современного общества: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2012. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Литинская, Джинна Григорьевна

Введение.

Глава 1. Экзистенциальный эскапизм и проблемы социальной и культурной идентичности.

1.1 Типы современного эскапизма и специфика экзистенциального эскапизма.

1.2 Экзистенциальный эскапизм как проблема идентичности личности и ее культурной заданности.

1.3 Ксенофобия как условие и конститутивный момент экзистенциального эскапизма

1.4 Проблема культурной маргинальности и эскапизм.

Глава 2. Реализации социальных утопий XX века как предпосылка экзистенциального эскапизма.

2.1 Классический либерализм как условие появления современного эскапизма.

2.2 Кризис самоидентичности в условиях тоталитарных режимов

XX века как предпосылка эскапизма.

2.3 Эскапизм как стратегия реализации свободы в современной культуре.

Глава 3. Экзистенциальный эскапизм в перспективе проблемы смыслоутраты.

3.1 Проблема «смысла жизни» и экзистенциальный эскапизм .л.

3.2 Экзистенциальный вакуум и эскапизм.

3.3 Феномен эскапизма в перспективе отношения к проблеме смерти современного человека.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экзистенциальный эскапизм как социокультурный феномен современного общества»

Актуальность темы исследования в^ значительной мере определяется тенденциями развития современного общества, связанными с глобализацией, информатизацией, трансформацией существующих социокультурных моделей. Изменение существующих парадигм развития социальных систем приводит к сложностям адаптации и идентификации, где интенсификация социальных изменений естественным следствием имеет нарушение механизмов включения человека в социальные сообщества, а частота смены информационных систем и увеличение количества самой информации приводит к трудностям ее усвоения и необходимости выработки новых механизмов восприятия, архивирования и актуализации информационных баз данных. Дробление общества' на локалии, требующие подключения к самым различным смыслам и ценностным системам, ориентация в социальных практиках на смену образа деятельности и образа жизни требуют от человека особой социальной мобильности и социокультурной адаптивности. Данная ситуация приводит к смещению представлений человека о себе самом и об окружающем его мире, учитывая, что в рамках даже одной социокультурной системы могут присутствовать различные, противоречащие друг другу тенденции, создающие трудности социокультурной адаптации для человека современного открытого общества; она создает ощущение социальной и информационной фрустрации, что приводит к бегству человека от существующей реальности и его ориентации на стратегии экзистенциального эскапизма. Этот факт свидетельствует об актуальности исследования экзистенциального эскапизма как феномена, характеризующего развитие современного общества.

Кроме того, здесь существуют и причины гносеологического порядка, связанные с недостаточной изученностью уже не только - самого социокультурного явления эскапизма, но и эскапизма как понятийного конструкта. Эскапизм - понятие, достаточно часто используемое как в обыденной речи, так и в научной литературе, однако в качестве термина, обозначающего характеристику современного образа жизни, он остается недостаточно изученным. Обычно эскапизм рассматривают как мировоззрение или стиль жизни, подменяющий реальные отношения с миром воображаемым. Современные исследования сосредоточены на анализе эскапизма как формы бегства от повседневной реальности с ее все усложняющимся набором социальных требований к индивиду (в этом качестве эскапизм рассматривается как одна из отличительных характеристик отношения к миру современного человека наряду с другими его типичными чертами - такими, как консыомеризм, индивидуализм, виртуализация мировосприятия и др.). Однако в настоящее время остается недостаточно проработанным экзистенциальный смысл современного эскапизма, что составляет предмет исследования настоящей работы. Особая актуальность его изучения определяется, в том числе, необходимостью анализа феномена самоубийств, совершаемых без видимых причин и вне связи с явной- патологией, рост числа которых является одной их социальных проблем современности. Сегодня становится очевидным, что все существующие исследования, связанные с данной проблематикой и представляющие определенные модели как анализа, так и философского разрешения данного феномена, явно нуждаются в дополнении и уточнении, что и определяет актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной философской литературе эскапизм упоминается в работах ряда авторов (М.А. Греков, П.С. Гуревич, Ю.А. Замошкин, A.B. Кукаркин, Р.Я. Подоль, В.П. Шестаков, E.H. Шапинская). Таюке это явление затрагивается в контексте психологических исследований (Д.А. Кутузова). В литературе советских лет эскапизм рассматривается как признак «разложения буржуазного общества» и связывается с нигилизмом и упадком, в современном же прочтении выступает как явление инструментарное, как форма бегства от повседневной реальности с ее все усложняющимися социальными требованиями.

Эскапизм представлен в качестве глобального явления современности и в ряде культурно-философских исследований западных авторов (А. Эванс, П. Холлэндер, Е.Ф. Туан, Д. Келльнер, К. Гамельтон, Е. Мэйл, М.Р. Нельсон). В работах Эванса и Холлэндера понимание явления эскапизма ограничивается представлением о нем как об «отклонении от нормы»; в работе Туана идея эскапизма рассматривается в связи с парадоксальностью культуры. Само различие подходов к пониманию эскапизма показывает, что в современной культуре эскапизм существует как сложный социокультурный феномен. Он отражает такие процессы в культуре современности, которые выражаются в кризисе самоидентификации и других явлениях - росте консыомеризма, индивидуализме, виртуализации восприятия реальности и др.

Тема одиночества, имеющая большое значение для понимания феномена экзистенциального эскапизма, раскрывается в философских работах многих авторов (H.A. Бердяев, А.Э. Воскобойников, A.A. Горелов, Э. Левинас, А. Лэнгле, В.А. Сакутин Ж.П. Сартр, Р. Сейденберг). Однако было бы неверно отождествлять одиночество и эскапизм, поскольку, во многом обладая схожими чертами, эти явления онтологически различны.

Не менее важны для исследования феномена экзистенциального эскапизма проблемы самоидентификации человека в современном обществе. Они являлись предметом исследования многих специалистов из разных областей гуманитарного знания. В философском дискурсе эта тема нашла отражение, в частности, в работах западных авторов (Ж. Бодрийяра, Р. Бультмана, Б. Вальденфельса, Р. Гвардини, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Э. Левинаса, Г. Марселя, М. Мерло-Понти, П. Тейяр де Шардена, П. Тиллиха, П. Рикера, Ж.П. Сартра, М. Фуко, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера, В. Хесле, Н. Элиаса, Д. Юма, К. Ясперса и др.), а также отечественных авторов (М.В. Заковоротной, П.С. Гуревича, Е.Г. Трубиной, А.Ю. Шеманова и др.). Комплекс проблем самоидентичности неоднократно подвергался анализу и в психологическом дискурсе (A.B. Антонова, Е.П. Белинская, JI.C. Выготский, И. Кон, Ж. Лакан, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, В. Франкл., Э. Эриксон, К.Г. Юнг), и социологическом (X. Беккер, П. Бергер, 3. Бауман, Э. Гидденс, И. Гофман, Дж. Мид, Ч. Кули, и др.).

Для понимания механизмов, особенностей и структуры формирования самоидентичности человека в контексте феномена эскапизма крайне важно изучение трансформаций современного общества. Это и развитие информационных технологий, и проблема массового общества, и виртуализация жизни человека. Все эти темы рассматриваются в работах Г.К. Ашина, Р. Барта, Ж. Батая, З.Баумана, Ж. Бодрийяра, Ф. Гваттари, Э. Гиденса, Э. Геллнера, Х.У. Гумбрехта, Ю.Н. Давыдова, Ж. Деррида, С. Жижека, М.В. Заковоротной, Д.В. Иванова, М. Кастельса, A.B. Костиной, Вал.А. Лукова, А.И. Шендрика, В.П. Шестакова, А.Я. Флиера, М.А. Хевеши, Ф. Уэбстера, У. Эко и других.

Неизбежным при феноменологическом исследовании экзистенциального эскапизма становится обращение к теме Другого, разработанной в русле феноменологии в работах М.М. Бахтина, М. Бубера, A.A. Грякалова, Б. Вальденфельса, А. Камю, Э. Левинаса, Г. Марселя, П. Рикера, П. Тиллиха, Ж.-П. Сартра В. Франкла, Ю. Хабермаса и др.

Экзистенциальные аспекты бытия человека, необходимые для понимания эскапизма, находим в работах таких мыслителей как, Н. Аббаньяно, С. де Бовуар, М. Босс, Л. Бинсвангер, А. Камю, С. Кьеркегор, Э. Левинас, А. Лэнгле, Р. Мэй, Г. Марсель, П. Рикер, Ж.-П Сартр, П. Тиллих, В. Франкл, М. Хайдеггер, К. Ясперс и других.

Крайняя форма эскапизма - самоубийство имеет давнюю философскую и социологическую традицию изучения, представленную работами С.С. Аванесова, H.A. Бердяева, Ф.М. Достоевского, И.И. Евлампиева, Э. Дюркгейма, А. Камю, И.П. Красенковой, И. Паперно, Д. Юма, а также традицию психологической интерпретации (А.Г. Амбрумова, B.C. Ефремов, В.И. Красиков, И.Л. Полотовская, Л.И. Постовалова, В. Франкл, Э. Шнейдман). В представленной диссертации основное внимание уделяется работам, в которых суицид берется в его экзистенциальном измерении, в контексте осмысления человеком собственной жизни. Это, в свою очередь, невозможно без анализа философского осмысления парадигмы смерти в современном обществе, который представлен в работах Б.С. Братуся, П.С. Гуревича, A.B. Демичева, И.С. Кона, В.В. Подороги, B.JI. Рабиновича, Ж.-П. Сартра, Б.А. Старостина, М. Хайдегера, Ю.В. Хен, К. Ясперса и других.

Объект исследования - эскапизм как феномен современного общества в его социокультурном измерении.

Предмет исследования - экзистенциальный эскапизм как особый феномен осознания человеком собственной идентичности, т.е. особенности самоидентичности, мы-идентичности и представлений о мире людей, которые ведут человека к разрыву связей с другими и миром, делают его эскапистом.

Цель исследования - разработка концепции экзистенциального эскапизма как феномена бытия человека в социокультурном контексте современного общества.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

- создать типологию эскапизма на основе функциональной природы его проявлений;

- определить специфику проявления экзистенциального эскапизма в контексте процесса самоидентификации;

- выявить факторы, обуславливающие массовость проявлений эскапизма в современном обществе;

- провести анализ культурно-исторических предпосылок возникновения ситуации эскапизма как массовой тенденции современного общества;

- проанализировать специфику функционирования современного либерального общества как условия развития феномена экзистенциального эскапизма;

- выделить культурные тенденции развития современного общества, побуждающие к экзистенциальному эскапизму как разрыву связей с Другим, миром, своей социальной группой;

- выявить альтернативные пути самоидентификации человека в современном виртуализированном обществе.

Методологические основы исследования. Автором работы использованы феноменология и герменевтика как специфические методологии исследования общества; его феноменов, происходящих в нем процессов.

Исследование выполнено в соответствии с базовыми посылками феноменологического метода, основанного Гуссерлем и в дальнейшем по-разному переосмысленного, - в представленной работе наиболее важны интерпретации А. Шюца, Э. Левинаса и П. Рикера. Феноменологический подход позволяет избежать гносеологической дихотомии субъективного и объективного понимания феномена, сохраняя различие экзистенциально-личностной и социально-феноменологической установок его описания.

Так же важен в данной работе подход герменевтический. Как явление и социальное и духовное, требующее, вследствие своей парадоксальности, и эмпирической и экзистенциальной интерпретации, эскапизм не может анализироваться без рассмотрения философской рефлексии ситуации существования современного человека. Еще одним существенным элементом герменевтической методологии является обращение в работе к философским текстам авторов от нового времени до 60-70 годов XX века, которые выступают, как свидетельства культуры и процессов развития общества определенной эпохи, что позволяет нам рассматривать те или иные воззрения данных авторов в контексте их восприятия представителями данной культуры: в контексте популярной культуры, как характерные репрезентации культуры определенного социального слоя и т.п.

Так как речь в представленной работе идет, в первую очередь, о человеке в ситуации отчуждения, для нас важен экзистенциальный подход к пониманию проблемы, заявленной в исследовании, связанной с рассмотрением способа бытия общества и человека в нем.

Существенное значение имеет диалектическая методология как подход к анализу парадоксальности явления эскапизма, соединяющего в себе свободную самодетерминацию к отказу от Другого с культурной детерминированностью подобного отказа, а также к использованию понятий нормы, чуждого, маргинального и т.п.

Гипотеза исследования. В работе выдвигается и обосновывается гипотеза о том, что в обществе, по мере его развития от Нового времени до сегодняшних дней развивались социокультурные процессы, ставшие причиной того, что эскапизм (включая его крайнее выражение - суицид) становится значимой тенденцией современности. Идея свободы как высшей ценности получила гипертрофированное развитие, после того как потерпели крах другие попытки построение утопических систем. В связи с модернизацией общества и всеобщей доступностью к почти, безграничному информационному полю, нарастанием массового производства, переносом основного модуса бытия человека в виртуальное пространство, стали доступны новые пути самоидентификации, не требующие «Встречи» с Другим (Э. Левинас). Возможность множественной идентификации, в частности, идентификации внутренне противоречивой, привела к трудностям в восприятии мира как целостности и к созданию тесных социальных связей, а также к массовому кризису смыслоутраты. В результате идея свободы абсолютизировалась до свободы от Другого, и даже от себя самого - экзистенциального эскапизма. При этом принципиальная осознанность для человека такого выбора, сама возможность делать этот выбор и многократно менять его содержит в себе ресурс разрешения кризиса - возможность осознанного обращения к Другому.

Научная новизна исследования:

- на основе функциональной природы эскапизма предложена типология эскапизма, описан тип экзистенциального эскапизма, включая его крайнюю форму - самоубийство;

- эскапизм, рассмотрен как социокультурный феномен, отражающий проблему самоидентификации;

- феномен экзистенциального эскапизма показан как характеризующийся парадоксальностью, способный одновременно'Выступать в качестве воплощения свободы и не-свободы человека;

- выявлена обусловленность возникновения стратегий самоидентичности, приводящих к массовым проявлениям эскапизма в современном обществе, культурными процессами, инициированными Французской революцией;

- прослежена историческая канва трансформации идеи свободы - от ее манифестации в лозунгах Французской революции до абсолютизации в ответ на развитие тоталитарных режимов XX века;

- показано как виртуализация реальности ведет к деконструкции утопического идеала свободы, увеличивая количество возможных для реализации идентичностей и снижая возможность самоидентификации через Другого;

- определена точка бифуркации, в которой экзистенциальному эскапизму альтернативой становится восстановление возможности экзистенциальной встречи с Другим, что неизбежно ставит данный выбор в плоскость этической проблематики.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в дальнейшей разработке проблемы социального эскапизма. Теоретическая значимость работы становится особенно важной в связи с тем, что до сегодняшнего дня в теоретических и практических разработках эскапизм рассматривался главным образом как инструментальная стратегия социального поведения, служащая «бегству от.» давления рутин повседневности. Анализ феномена экзистенциального эскапизма практически не проводился. Комплексное, углубленное изучение данного феномена поможет пониманию определенных тенденций, характерных для современного общества, решению как сугубо прикладных проблем,- таких, как рост суицидальности, так и фундаментальных,- таких, как введение феномена экзистенциального эскапизма в сферу научного обсуждения. Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла студентам вузов философских, культурологических, социологических, психологических специальностей и аспирантам того же профиля.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Содержание диссертационного исследования соответствует специальности 09.00.13 -Философская антропология, философия культуры. Содержание различных глав и параграфов диссертационного исследования соответствует следующим пунктам области исследования: п. 2.7. Философия личности и проблема идентичности; п. 2.8. Феномены человеческой субъективности; п. 2.14. Экзистенциальная антропология; п. 2.19. Психоаналитическая антропология; п. 3.27. Культура и социум; п. 3.30. Аксиология культуры; п. 3.31. Герменевтические проблемы исследования культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На основе функциональной природы эскапизма можно выделить два его типа: инструментальный (служащий целям адаптации человека в социуме) и экзистенциальный (проявляющий себя в осознанном разрыве связей с другими и миром в ситуации смыслоутраты). Момент осознания отказа от Другого выступает в качестве «точки бифуркации» в ситуации поиска выхода из экзистенциального кризиса, которая открывает возможность реализации либо открытости Другому, либо отказу от него. Крайняя форма эскапизма -самоубийство - одновременно является свидетельством экзистенциальной нужды в подлинной встрече с Другим.

2. В современном обществе человек является наследником культурной ситуации, в которой выбор своей индивидуальной идентичности является экзистенциальной проблемой, адресуемой ему образом жизни. Добровольность выбираемой стратегии избегания как отказа человека от других показывает, что эскапизм является способом самоидентификации.

3. Экзистенциальный эскапизм как следствие пребывания человека в границах сложной и противоречивой современной культуры характеризуется парадоксальностью: с одной стороны, будучи добровольным разрывом социальных связей, он представляет собой экзистенциальную реализацию свободы человека как одного из ключевых идеалов европейской культуры, с другой стороны, эскапизм изначально задается виртуализированной реальностью современного общества, определяющей его не-свободу и актуализирующей процессы отчуждения.

4. Культурная ситуация, сложившаяся в Новое время и выраженная в лозунге Французской революции «Свобода, равенство, братство», определила потребность в новых координатах самоидентификации человека, придав им статус достижимой цели. Тем самым была инициирована социальная активность, направленная на изменение существующих социальных структур, итогом чего стала последовательная деструкция традиционного общества.

5. Классический либерализм, берущий начало от идеалов Французской революции утверждал примат реальности над утопическим идеалом. Трансформация либерализма в ответ на вызов популистских идеологий тоталитарных режимов XX века выразилась в абсолютизации идеи свободы, доведении ее до абсурда: идеи свободы от Другого.

6. В современном мире человек оказывается перед сложной экзистенциальной задачей: найти баланс между свободой своих действий и ответственностью перед другими. Однако виртуализация реальности ведет к потере Другого. В результате этого процесса отчуждения нарастает ощущение смыслоутраты и возникает экзистенциальный вакуум. Невозможность идентифицироваться через Другого приводит к закономерному результату -эскапизму, в том числе, в крайних формах.

7. Наряду с ранее известными стратегиями выборов самоидентичности -конформизмом (нахождение человека в поле выбора других) и тоталитаризмом (отказ человека от самого акта выбора и предоставление его другим) -существует третий вариант - экзистенциальный эскапизм (отказ человека от возможности бытия Другого), включая его крайнюю форму - добровольный уход из жизни. Альтернативой эскапизму становится восстановление возможности экзистенциальной встречи с Другим. Таким образом стратегии самоидентификации воспроизводят внутреннюю амбивалентность отношения к Другому в построении самоидентичности, а именно: Другой может быть и помехой, и опорой в поиске человеком собственной идентичности. Эта амбивалентность наиболее явно проявляется в точке бифуркации, когда происходит выбор: ориентируется ли индивид на экзистенциальную встречу с Другим, или на отказ от возможности бытия подлинного Другого.

Апробация результатов исследования:

1. Основные положения и результаты исследования получили отражение в 13 публикациях, статьях и текстах тезисов научных докладов (из них 3 - в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, а также 6 в сборниках материалов международных и всероссийских конференций).

2. Отдельные тезисы и выводы докладывались и обсуждались на 8 международных, региональных, межвузовских конференциях: Международной конференции V чтения памяти Л.С. Выготского «Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации» (Москва, 2004), II Международной научно-практической конференции «Девиация семьи и семейных отношений: социальный контроль в образовательном учреждении» (Москва, 2008), III Международной научно-практической конференции «Девиация и ее креативный потенциал в развитии социальных процессов: образовательное учреждение как институт реализации принципа равных возможностей» (Москва, 2009), VI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: социокультурный ресурс национальной инициативы «Наша новая школа» (Москва, 2010), VI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: социально-культурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»» (Москва, 2010), V Международной научно-практической конференции «Девиация и обеспечение интеллектуальной безопасности образовательного пространства» (Москва, 2011), XII Международных чтениях памяти Л.С. Выготского «Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры» (Москва, 2011), VI Международной научно-практической конференции «Девиация и информационное пространство образования» (Москва, 2012).

3. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии, культурологии и политологии Факультета философии, культуры и искусства АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», где получила положительную оценку и рекомендована к защите.

4. Полученные результаты проведенного исследования были внедрены:

- сотрудниками ФБГНИУ «Российский институт культурологии» в работе над темой «Анализ историчности человеческого существования в контексте практик субъективности»;

- автором в учебном процессе на кафедре нейро- и патопсихологии факультета медицинской психологии ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» при разработке учебных программ и чтении курсов студентам: «психология отклоняющегося поведения», «психология коррекции девиантного и делинквентного поведения», «особенности самосознания при пограничных личностных расстройствах».

- автором в учебном процессе при чтении лекций студентам ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет» по учебным дисциплинам «Теория культуры», «Философия культуры», «Культура массового и элитарного» на факультете международных отношений культурологии и туризма.

Структура работы обусловлена логикой раскрытия темы и состоит из введения, трех глав, включающих 10 параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Литинская, Джинна Григорьевна

Заключение

В диссертации впервые представлен подход к явлению экзистенциального эскапизма как к противоречивому социокультурному феномену. Представление об эскапизме как «бегстве от.» повседневного бытия в альтернативную реальность, принятое ранее, не может охватить реально существующее явление, так как такой подход делает акцент только на одной стороне данного феномена. Явление экзистенциального эскапизма, в том числе в его крайних проявлениях, вырастает на почве тех изменений в образе жизни, которые стали значимой тенденцией для современной постиндустриальной культуры и наиболее полно воплощена в организации жизни современного общества.

Показано, что экзистенциальный эскапизм в отличие от других его типов является не формой адаптивного поведения индивида к условиям жизни в современном обществе с его рутинами повседневности и формами социального контроля, выполняющей функцию бегства от их давления, а стратегией его осознанной самоидентификации. Феномен эскапизма следует дифференцировать от ряда явлений, приближающихся к эскапизму и могущих-служить его проявлениями: эскапада (совершение поступков отделяющих человека от общества, создающих дистанцию между совершающим поступки и обществом), выход (разрыв связи со своей социальной группой, без перехода в какую-либо другую), отторжение - крайняя форма эскапизма (полное отторжение какой-либо социальной идентичности, самоотчуждение, философский суицид).

Начавшийся в Новое время процесс социальных и культурных изменений, приведший к кризису традиционной сословной структуры европейских обществ и формированию нового деления социума, к концу XVIII века потребовал формулировки новой, отличной от ранее существовавших самоидентификационной стратегии. В этой новой, существенно нетрадиционной стратегии самоидентификации определение своего социального, экономического и личного статуса стало задачей, которую пришлось решать каждому индивиду. Классический либерализм предложил новую формулу координат самоидентификации, которая задавала не конечные социальные страты, в которые каждый был вписан от рождения (как в три сословия

157 средневекового общества), а условия личного выбора своей идентичности. Новые координаты самоидентификации были сформулированы в частности в Декларации прав человека и гражданина, провозглашенной Французской революцией и ее лозунгах (Свобода, Равенство, Братство): они же стали принципами классического либерализма. В этих условиях самоидентификация стала экзистенциальной проблемой, что породило проблематизацию вопроса о смысле жизни, невозможную в традиционном обществе. Более того, радикальная смена картины мира привела к смене онтологических категорий формулировки этого вопроса экзистенциальными. В этой ситуации различные проявления разрыва индивида с социумом (эскапада, внутренняя эмиграция, отторжение) по мере нарастания индивидуализации самоидентичности человека, его рефлексии и нарастания явлений внутреннего самоотчуждения стали приобретать характер выражений эскапизма.

В XX веке классический либерализм столкнулся с вызовом двух типов тоталитарных режимов, положивших в основу своей идеологии один из принципов либерализма (социальное «равенство» или расовое «братство»), но использовавших эти принципы для насильственного создания социальной идентичности, главной характеристикой которой стала ксенофобия (страх Другого - классово или расово чуждого - и враждебность к нему). В демократических обществах идеологическим ответом на вызов тоталитаризма стала, с одной стороны, абсолютизация принципа свободы индивида, а с другой — ориентация на создание социального государства, построенного на стимуляции потребления и системе участия в прибылях. Оба эти фактора способствовали виртуализации реальности в системе производства, основанной на превращении вещей в знаки желания потребителя.

Результатом стала новая анонимность, отчужденность социальной и экономической жизни, в которой массовым явлением выступила смыслоутрата как проявление экзистенциального кризиса. Экзистенциальный вакуум как массовая тенденция в современном обществе приводит к тому, что человек во многих случаях утрачивает экзистенциальный смысл бытия. Наряду с известными формами стратегиями выборов самоидентичности, таких как конформизм (когда человек находится в поле выборов других) и тоталитаризм

158 когда человек отказывается от самого акта выбора, предоставляя его другому), к сегодняшнему дню мы можем назвать третий вариант выбора жизненной стратегии, обусловленный смыслоутратой в ситуации экзистенциального кризиса - отказаться от понятия другого как такового, пытаясь поместить себя в мир вне хотения как такового - эскапизм. Невозможность идентифицироваться через другого приводит к самоотчуждению, то есть, к тому, что человек становится чужим сам себе, иначе говоря, к крайнему варианту эскапизма -«отторжению», а иногда и к философскому суициду.

Подобный крайний эскапизм как отказ от поиска другого в обществе, в котором стала невозможной подлинная встреча с другим, - это не просто реакция на саму структуру общественной парадигмы, а экзистенциальный выбор в рамках социально обусловленной стратегии и полностью лежащий в ее русле. Однако именно в формах эскапизма сейчас мы имеем дело не просто с деструктивной стратегией выхода из экзистенциального кризиса, а в условиях современного анонимного, отчужденного общества - с нормальной для данной социокультурной ситуации фазой рефлексивного существования индивида. Позитивный смысл эскапизма состоит, таким образом, в том, что эскапизм является осознанной стратегией поведения в экзистенциальном вакууме, характерной для жизни обитателя современного европейского общества. Осознанность этого кризиса в эскапизме делает последний феноменом, проявляющим точку бифуркации, в которой возможна открытость Другому или отказ от него. Крайняя форма эскапизма - самоубийство - одновременно является свидетельством экзистенциальной нужды в подлинной встрече с Другим. В этом смьюле, феномен эскапизма ставит проблему подлинности существования в современном мире и изучение его истоков является сейчас одной их фундаментальных проблем философии и социогуманитарного знания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Литинская, Джинна Григорьевна, 2012 год

1. Аббаньяно И. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. СПб., 1998.

2. Аванесов С.С. Основания философской суицидологи. Томск, 2003. 4.1

3. Альсберг К. Больное место. Еврейство, желание и язык у Сартра // Ж.-П. Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и политике. СПб., 2006.

4. Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения. Формы суицида. М., 1980.

5. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1.

6. Адорно Т. В. Негативная диалектика. М., 2003.

7. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

8. Арендт X. Скрытая традиция. М., 2008.

9. Ашин Г.К. Доктрина "массового общества". М., 1971.

10. Барт Р. Избранные работы. М., 1989.

11. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного, М. 1999

12. Бачериков Н.Е. Клиническая психиатрия. Киев, 1989.

13. Бауман 3. Актуальность Холокоста. М., 2010.

14. Бауман 3. Город страхов, город надежд // Логос. М., 2008. № 3

15. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002.

16. Бахтин М.М. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского // Психология личности: Тексты М., 1982.

17. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М., 1986.

18. Белая Г. Экзистенциальная проблематика творчества М. Зощенко // Литературное обозрение. М., 1995. № 1

19. Белинская Е.П. Временные аспекты «Я»-концепции и идентичности // Идентичность. Хрестоматия, М.,-Воронеж, 2003.

20. Бердяев Н. А. Духовные основы русской революции // Истоки и смысл русского коммунизма. М., 2006.

21. Бердяев H.A. О самоубийстве: Психологический этюд. М., 1992.

22. Бердяев ILA. Я и мир объектов. М., 2002.160

23. Богатырева Е.А. Проблема субъективности в координатах разноречия // Антропология субъективности и мир современной коммуникации. М., 2010.

24. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

25. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

26. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

27. Братусь Б.С. Смерть и смысл жизни // URL:http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?c=l 34 (дата обращения 10.01.2012)

28. Брентано Ф. Избранные работы. — М., 1996.

29. Брутян Г.А. Язык и картина мира // НДВШ. Философские науки. 1973. № 1

30. Бубер М. Я и Ты // Два образа веры. М., 1995.

31. Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. М., 2004.

32. Вальденфельс Б. Жало Чуждого // Метафизические исследования. СПб, 1998. Вып. 5

33. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о чужом //Логос. М., 1995. №6

34. Варавва В.В., Рахманин B.C., Глухова A.B., Гришаева Л.И., Бойко М.А., Дворникова В.Ю., Новикова H.A., Байрак М.В. Диспозиция «свой чужой» в культуре. - Воронеж, 2007.

35. Вдовина И. С. Поль Рикёр: Герменевтический подход к истории философии // Поль Рикёр философ диалога. М., 2008.

36. Вебер М. Избранные произведения. М., 2004.

37. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М. 2001.

38. Визгин В.П. Менталыюсть // Теоретическая культурология. М., 2005.

39. Визгин В. П. Философия Габриэля Марселя. СПб., 2008.

40. Воскобойников А. Э. Монолог о Диалоге и Понимании // Знание. Понимание. Умение М., 2010. № 1

41. Воскобойников А. Э., Рашидова Т. Р. Понятие «одиночество» сквозь призму философских категорий // Знание. Понимание. Умение М., 2010. № 2

42. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т.З.

43. Гвардини Р. Конец Нового времени. Попытка найти свое место//Самосознание культуры и искусства XX века. М.; СПб., 2000.

44. Гегель Г. Собр. Соч., т. 4, М., 1959.

45. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

46. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его историческиесоперники. М., 1995.

47. Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб., 2004а.

48. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М., Весь мир, 20046.

49. Гидденс Э. Социология. М., 2005.

50. Голосовкер Я.Э. Засекреченный секрет. Философская проза. Томск, 1998.

51. Горелов А.А. Индивидуальность и эволюция. М., 2006

52. Греков М.А. Современные компьютерные игры как симуляция реальности // Вестник Курганского государственного университета. — Серия «Гуманитарные науки». Вып. 3. Курган, 2007.

53. Греков М.А. Что такое эскапизм. К постановке проблемы // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. Вып. 8. Курган, 2006.

54. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М., 2004.

55. Грякалов А. А. Третий и философия Встречи // Михаил Михайлович Бахтин: pro et contra. СПб, 2001.

56. Гумбрехт Х.У. В 1926: На острие времени. М., 2005.

57. Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1., М., 1989.

58. Гуревич П.С. Культурология. М., 2000.

59. Гуревич П.С. Экзистенциализм Бубера // Квинтэссенция. М., 1992.

60. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. М., 2004.

61. Даутов Т.М. Личность как социальная проблема. Алма-Ата, 1970.ч

62. Декарт Р. Избранные произведения. М., 2000.

63. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.

64. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия?, М.-С-Пб, 1998

65. Делез Ж. Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. М. -Екатеринбург, 2010.

66. Демичев А.В. Бейшейленд // Фигуры Танатоса: Искусство умирания. СПб., 1998.

67. Деррида Ж. Невоздержанное гегельянство // Таиатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.

68. Джеймс М. Рождённые выигрывать. Трансакционный анализ сгештальтупражнениями. М., 1993.

69. Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.

70. Дильтей В. Собрание сочинений. 2 т. М., 2000.

71. Достоевский Ф.М. Дневник писателя, 1876 // Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч.: В 30 т. Ленинград, 1981. Т. 22-24.

72. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в Истории М., 1991.

73. Дюркгейм Э. Самоубийство// Суицид. Хрестоматия по суицидологии. М., 1988.

74. Евлампиев И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского//Вопросы философии. М., 1998, № 3

75. Ефремов В. С. Основы суицидологи СПб., 2004.

76. Жаворонкова Ю. Частушки в контексте вялотекущей шизофрении // URL:hitp://\\^v.pchela.ru/podshiv/30/chastusliky.htm#top2 (дата обращения 10.01.2012)

77. Жижек С. 13 опытов о Ленине М., 2003.

78. Жижек С. Кукла и карлик. Христианство между ересью и бунтом. М., 2009.

79. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты Ростов-на-Дону, 1999.

80. Замошкин 10. А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. М., 1966.

81. Золотоносов М. Содержание немого дискурса. СПб., 1999.

82. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб., 2002.

83. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999.

84. Каган В. HOMO XENOPHOBICUS: Психология "Своего и чужого" // URL:http://\\w\v.lebed.conVart2121 .htm (дата обращения 10.01.2012)

85. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

86. Камю А. Избранное. М., 1969.

87. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1989.

88. Камю А. Посторонний. М.-Харьков 1999.

89. Кант И. Сочинения в 6-ти тт., М., 1966. Т.2.

90. Кант И. Сочинения в 6-ти тт., М., 1966. Т.6.

91. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. "Проблемы неклассической теорий познания. СПб., 1998.

92. Кельберг A.A. Ксенофобия как социально-психологический феномен // Вестник СпбГУ. 1996. Серия 6. Вып. 2 (№13).

93. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе иобществе. Екатеринбург, 2004.

94. Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975.

95. Кон И.С. 80 лет одиночества. М., 2008.

96. Кои И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

97. Кон И.С. Из истории статьи 121 // URL:http:/Aw7\A'.neuro.netru/sexology/info09l.html (дата обращения 10.01.2012)

98. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви, М., 1998.

99. Кони А.Ф. Собрание сочинений, т. 8. М., 1967.

100. Константа юв НА., Медынский E.H., Шабаева М.Ф., История педагогики. М., 1982.

101. КосиловаЕ. Ясперс о самоубийстве. // URL:htípy/krotov.mfa1for^^ (дата обращения 10.012012)

102. Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2005.

103. Красиков В.И. Синдром существования. Томск, 2002.

104. Красненкова И.П. Философский анализ суицида // Идея смерти в российском менталитете. СПб., 1999.

105. Кукаркин A.B. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. М., 1978.

106. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2001.

107. Кутузова Д. А. Эскапизм как форма самоопределения в подростковом и юношеском возрасте // Материалы Международного молодежного научного форума ЛОМОШСОВ-2010 М., 2010.

108. Кьеркегор С. Или-или. М., 1993.

109. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов-на-Дону, 1998.

110. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

111. Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции я в том виде, в каком она предстает нам в психоаналитическом опыте. // Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/1955). М.,1999.

112. Левада Ю. От мнений к пониманию // Статьи 1993-2000 гг. М., 2000.

113. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1994.

114. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм Другого Человека. СПб., 1998.

115. Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.-СПб., 2000.

116. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 1999.

117. Литинская Д.Г. Стигматизация: к проекту анализа // Культурно-историческийподход и исследование процессов социализации: Материалы пятых чтений памяти Л.С.Выготского / РГГУ, Междунар.коиф. М.: РГГУ, 2005

118. Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997.

119. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. // Семиосфера. СПб., 2001.

120. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России. // Социологические исследования. 2002. №10.

121. Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997.

122. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М., 2002.

123. Лэнгле А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как социально-антропологический эксперимент // Московский психотерапевтический журнал. М., 2002. №2.

124. Макарова Л.М. Идеология нацизма. Сыктывкар, 2005.

125. Малахов B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии М., 1998 №2.

126. Маншв P.E. Виды эскапизма и современное искусство: На материале кинематографа. //Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. М., 2002.

127. Маркс К. Экономическо-фнлософские рукописи 1844 года / / Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

128. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. М., 1938.

129. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994.

130. Марсель Г. Опыт конкретной философии М., 2004.

131. Маслов О. Новая «внутренняя эмиграция» в России начала XXI века // URL:http://mwv.polit.nnov.ru/2006/05/23/emigration/

132. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.

133. Мартынов В.И. Зона Opus Posth или рождение новой реальности М., 2008.

134. Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики. М., 2003.

135. Мельничук A.B. Ответственность личности и ее социальная детерминация. Автореферат. М., 1993.

136. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. М., 2006.

137. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М., 1996.

138. Молчанов В.И. Гуссерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время // Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

139. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1999.

140. Нагорная О.В. Теоретические аспекты ксенофобии и межнациональных конфликтовhttpy/w^v.orcnburg.m/culture/credo/now/T.htinl (дата обращения 10.01.2012)

141. Нарицьтн H.H. Suicide // URL:http://pagesofpain.com/suicide/psycholog у/suicide/ (дата обращения 10.01.2012)

142. Неретина С.С., Огурцов А.П. Реабилитация вещи. СПб., 2010.

143. Огапов АЛ. Феномен марпинатьносш в культуре//Марпл ¡алы ioe искусство. М.: Изд-во МГУ, 1999.

144. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М.: Ин-т философии РАН, 1993

145. Огурцов А.П. Отчуждение. // Философская энциклопедия Т.4 М. 1967.

146. ОлпортГ. Личность в психологии. М-СПб., 1998.

147. ОлпортГ. Становление личности: Избранные труды. М., 2002.

148. Орлов Д. Закат идентичности и игры в другого. // Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. СПб., 1998. вып. 6.

149. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

150. Оруэлл Дж. Заметки о национализме // Англичане // URL:http://orvvell.ru/library/essays/English People/index.htm (дата обращения 10.01.2012)

151. Осин E.H., Леонтьев Д. А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психология. М., 2007. №4.

152. Павленко В.И. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000. № 1.

153. Панн Э.А. Почему помолодела ксенофобия. О масштабах и механизмах формирования этнических предрассудков // URL:http://\v\vw.ng.m/ideas/2003-10-14/11 xenofobia.html (дата обращения 10.01.2012)

154. Паперно И. Самоубийство как культурный инстинкт. // Новое литературное обозрение. М., 1999.

155. Подоль Р.Я. Эскапизм как нравственная проблема отечественной социальной философии начала XX века// Человек в современных философских концепциях В 4 т. Т. 2. Волгоград, 2007.

156. Подорога В.А. Выражение и смысл. М., 1995.

157. Подорога В.А. Мимесис. М., 2006.

158. Полотовская ИЛ. Смерть и Самоубийство. СПб., 2010.

159. Поппер К. Неоконченный поиск. Интеллектуальная автобиография. М., 2000. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1 : Чары Платона. М., 1992

160. Постовалова Jl. И. Формирование криминального и суицидального поведения у подростков // Комплексные исследования в суицидологи М., 1986.

161. Прокопенко A.C. Безумная психиатрия // Карательная психиатрия. Минск, 2005.

162. Рабинович В.Л. Зеркало и смерть // Фигуры Тапатоса: Искусство умирания. СПб., 1998

163. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М., 2008.

164. Рикёр П. Я-сам как другой М., 2008.

165. Розанов В.В. Несовместимые контрасты бытия. М., 1990.

166. Рокиеянский В. Время встречи. Этнограф и «другой»: логика развития этнографического самосознания в XX веке// URL:hüp:/A\^\^\^rcgionfon^ri.m/secüon/policy/vila./malerials/9/ (дата обращения 10.01.2012)

167. Румянцев O.K. Манеры целеполагания как проекты времени культуры // Теоретическая культурология М., 2005.

168. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. М., 1938.

169. Сайко Э.В. Город как особый организм и фактор социокультурного развития // Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995.

170. Самнер У. Г. Протекционизм, или теория происхождения богатства от непроизводительного труда. М., 2006

171. Сакутин В.А. Феноменология одиночества. Владивосток, 2002.

172. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., 2009.

173. Сас Т. Фабрика безумия. Екатеринбург, 2008.

174. Сейденберг Р. Одинокий брак в корпоративной Америке // Лабиринты одиночества М., 1989.

175. Серебренников Б.А. Как происходит отражение картины мира в языке? // Роль человеческого фактора в языке. М., 1988.

176. Сильвестров В. В. Культура. Деятельность. Общение. М., 1998.

177. Синаевская O.P. Человек в сетях полипарадигмальности: кризис смыслоутраты XXI века. Екатеринбург, 2010.

178. Снежневский A.B. Общая психопатология. Курс лекций. М., 2008.

179. СлотердайкП. Критика цинического разума. Екатеринбург, 2001.

180. СмитА. Богатство наций. М., 2009.

181. Сокулер З.А. Герман Коген и философия диалога. М., 2008.

182. Спенсер Г. Научные основания нравственности М., 2008.

183. Старостин Б.А. Пафос самоуничтожения в русской литературе 20-30-х гг.// Идея смерти в российском менталитете. СПб., 1999.

184. Стогов И. Анархия в РФ. М., 2007.

185. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995.

186. Тиллих П. Кьеркегор как экзистенциальный мыслитель. // URL:http:/Av^v.kicrkegaard.ne\\iTiail.ru/biblioArillih.hiiiil (дата обращения 10.01.2012)

187. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

188. Толкиен Дж.Р.Р. Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки. М.,1991.

189. Топорков А.Л. Мифы и мифология XX века: традиция и современное восприятие. // URL :http:/Av\vw.ruthenia.ru/folklore/toporkov l.htm

190. Травин Д. Свобода. Равенство. Братство // Как искали идею во Франции. // URL:http://www.idelo.ru/364/l5.html (дата обращения 10.01.2012)

191. ТрубинаЕ.Г. Идентичность в мире множественности: прозрения Ханны Арендт. //Вопросы философии. 19 98. №11. С. 116-131.

192. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

193. Франкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. М., 2004.

194. Фромм Э. Бегство от свободы. -М., 1990.

195. Фромм Э. Из плена иллюзий // Душа человека. М., 1992.

196. Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991.

197. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

198. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

199. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

200. Хааг Л. Горсть пыли. М., 1981.

201. Хабермас Ю. Вовлечение другого: очерки политической теории. СПб., 2001.

202. Хайек Ф.А. фон. Дорога к рабству. М., 2005.

203. Хайдеггер М. Бытие и время. М.,1997.

204. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступление. М., 1993.

205. Хайдеггер М. Тождество и различие. М.,1997.

206. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика. М., 2001.

207. Хеи Ю.В. Современные мифы о смерти. //Идея смерти в российском менталитете. СПб., 1999.

208. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. М., 1994. №10.

209. Хохлов Л.К., Шипов A.A., Горохов В.И. Психическое здоровье населения исовременные экологические, социокультуральные влияния // Педагогический Вестник № 4 Ярославль, 1997.

210. Чаадаев П.Я. Отрывки и разные мысли // Полное собрание сочинений и избранные письма: в 2 т. -М., 1991.

211. Чернышов Ю.Г. Ксенофобия и проблемы становления гражданского общества в России // URL:http://hist.dcn-asu.ru/ashpi/forum ch.html

212. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. М., 2003.

213. Шапинская E.H. Шапинский В.А. Постановка и разработка проблемы культурной маргинальности теоретиками постмодернизма // Посмодернизм и культура. М., 1991.

214. Шапинская E.H. Путешествие на Восток как бегство от повседневности: феномен туристического эскапизма. //Международный журнал исследований культуры. № 4(5). 2011. Культурная география.

215. Шеллинг Ф. Сочинения в двух томах. Том 1, М. 1987.

216. Шеманов А. Ю. Самоидентификация человека и культуры. М., 2007.

217. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека в современной культуре // Теоретическая культурология. М., 2005.

218. Шемякина О. Эмоциональные преграды во взаимоотношении культурных общностей (заметки историка о межгрупповой враждебности) // Общественные науки и современность (ОНС). 1994. №4 .

219. Шендрик А. И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №4 2010

220. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры» М., 1988.

221. Шнейдман Э. «Душа самоубийцы». М., 2001.

222. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Mil, 2005.

223. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия М.-Воронеж, 1996.

224. Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.

225. Шпилышк JI. Разумное животное. Пикник маргиналов на обочине эволюции. -М., 2007.

226. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. -М., 1999.

227. Штемберг A.C. Ксенофобия. Размышления холодного философа // Энергия. 2001. №

228. URL :http :// www.l ibrarv.by/data/O09/073 .htm (дата обращения 10.01.2012)

229. Шугуров M.B. Человек: бытие и отчуждение. Саратов, 1999.

230. Шюц А. Избранное: Мир светящийся смыслом. М., 2004.

231. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. М., 1988.

232. Эдкинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России СПб., 1993.

233. ЭлиасН. Общество индивидов. М., 2001.

234. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.

235. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

236. Юм Д. О самоубийстве. //Диалоги о естественной религии. М., 2008.

237. Юм Д. Трактат о человеческой природе. // Соч.: В 2 т. М., 1965. Т. 1.

238. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Божественный ребенок. М., 1997.

239. Яковелли А. Святой Франциск Ассизский. М., 2003.

240. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

241. Baudrillard, J. Simulacres et simulation. P.: Galilée, 1981.

242. Beauvoir S. de. Pour une morale de l'ambiguité, Paris, 1947.

243. Evans A. This Virtual Life: Escapism and Simulation in Our Media World" Fusion Press UK, 2001.

244. Gehlen A. Der Mensch. Seine Natur und Stellung in der Welt. Frankfurt 1966.

245. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in late Modern Age. Cambridge, 1991.

246. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. (Englewood Cliffs, New Jersey, 1963.

247. Jaspers K. Chiffren der Transzendenz, München, 1971.

248. Jaspers К. Philosophie. Heidelberg, 1948.

249. Hamilton C., Mail E. Downshifting in Australia: A sea-change in the pursuit of happiness. The Australia Institute Discussion Paper No. 50. 2003.

250. Heidegger M., Gesamtausgabe. Bd. 49. Die Metaphysik des deutschen Idealismus. Frankfurt am Main 1991.

251. Hollander P. The Survival of the Adversary Culture: Social Criticism and Political Escapism in American Society New Brunswick, 1991.

252. Kellner D. Ernst Bloch, Utopia and Ideology Critique. URL: httpV/www.uta.edu/liuma/illuminations/kell 1 .htm

253. Lefebvre G. The French Revolution. L.-N.-Y. 1964.

254. Levinas E. Ethique et Infini. Paris, 1982.

255. Maddi S.R. The Existential Neurosis // Journal of Abnormal Psychology, 1967. Vol. 72. No. 4.

256. Nelson, M.R., Paek, H.-J., Rademacher, M.A. (2007). Downshifting Consumer = Upshifting Citizen?: An Examination of a Local Freecycle Community. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science

257. Park R. E. Human Migration and the Marginal Man // The Classic Essays on the Culture of Cities. New York 1969.

258. Riesman D. The Lonely Crowd. N. Y, 1950.

259. Sartre J.-P. L'Être et le Néant «essai d'ontologie phénoménologique» Paris, 1943.

260. Tuan Y.-F. Escapism. Baltimore, 1998

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.