Эстетика феномена абсурда в философии искусства на примере драмы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Рахимикахмини, Мохаммадхасан Нуроллах

  • Рахимикахмини, Мохаммадхасан Нуроллах
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 137
Рахимикахмини, Мохаммадхасан Нуроллах. Эстетика феномена абсурда в философии искусства на примере драмы: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Душанбе. 2015. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Рахимикахмини, Мохаммадхасан Нуроллах

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МОРФОЛОГИЯ И СЕМАНТИКА ПОНЯТИЯ АБСУРДНОСТИ

§1. Определение общих понятий

§2. Генеалогия эстетических теорий философии искусства

ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЭСТЕТИКА ПОНЯТИЯ АБСУРДА В ИСКУССТВЕ

§1. Характеристика понятий смысла и абсурдности в

Лингвистике и философии

§2. Эволюция теорий о смысле жизни и её абсурдности в

экзистенциализме и нигилизме

§3. Эстетика феномена абсурда в искусстве на примере

западной и восточной драмы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетика феномена абсурда в философии искусства на примере драмы»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Идеологическое противостояние материализма и идеализма способствовало появлению в философии ряда авангардных течений, в частности экзистенциализма. Философское мышления испытало нечто схожее с потрясением. Причем трансформация мышление началась не только в развитых цивилизациях с христианскими корнями, в недрах которых, казалось бы, и зародился экзистенциализм, как осознанная теория, но и, как это ни парадоксально, в таких обществах, которым присущ патриархальный уклад жизни (например, в исламской).

Конечно, процесс проникновения абсурдизма в традиционную цивилизацию был далеко не простым. Он был связан с более тонкими явлениями, о которых мы можем лишь догадываться и судить гипотетически.

В свете всего этого и возникает необходимость рассмотрения онтологии и гносеологии, генезиса и эволюции, трактовки феномена абсурда на уровне лингвистики, философского осмысления сути этого понятия в его «классическом» виде.

Автор особо отмечает, что ни в Афганистане, ни в Иране, ни в Таджикистане проблема феномена абсурда до сих пор не разрабатывалась - ни с позиции социологии, ни с точки зрения философии культуры. Между тем такое исследование имеет чрезвычайное значение и для Таджикистана, и для Ирана, и вообще для стран третьего мира, поскольку, как считают эксперты, последние охвачены терроризмом. Терроризм же является одним из видов абсурда, он по своей сути является реальным воплощением философии абсурда.

Диссертант пытается анализировать этот феномен с учетом реалией Центрально Азиатского региона.

По мнению автора теория абсурда имеет значение для понимания смысла жизни. В условиях глобализации современное общество все чаще испытывает на себе разрушительную силу нигилизма и ряда других антигуманных идеологий, негативно воздействующих на психику и сознание людей. Подобные идеологии являются основными источниками ненависти, вражды, страха, недоверия и других экстремальных чувств, из - за которых человеческая жизнь теряет свой смысл и становится невыносимой. В таких условиях анализ проблемы смысла жизни в свете философской, психологической, религиозной и эстетической мысли имеет огромное значение для духовного обновления и морального оздоровления общества. Изучение смысла в свете философии искусства и эстетических теорий путем анализа значения прекрасного и безобразного позволяет выявить теоретические и практические пути очищения нравов и утончения вкусов членов общества.

В работе большое внимание уделяется анализу некоторых аспектов драматургии, прозы и поэзии. Так, посредством драмы, автор стремится продемонстрировать различия и противоречия между добром и злом, красивым и уродливым, хорошим и плохим в жизни человека и общества.

Безусловно, драма является одним из важнейших видов искусства, она репрезентирует и подкрепляет типы социального поведения и роли, на основе которых человек осуществляет свои устремления и мечты. Таким образом драма способна оказать влияние на общественное сознание и различные сферы жизни общества, человека, государства в целом.

Степень изученности темы исследования. Специальные научные работы по теме настоящего исследования отсутствуют, но некоторые ее

аспекты достаточно хорошо освещены в научной литературе. Среди европейских ученых значительное внимание проблеме смысла жизни и её изучению в рамках западной философской и эстетической мысли и искусства особое внимание уделили в Дж. Хасперс, JI. Витгенштейн, Р. Гей, Р. Гарнер, У. Куайн, К. Нельсен, Р. Палмер, Р. Скратон, М. Холлидей1 и др.

Изучению проблемы смысла в рамках философии посвятил свою работу британский ученый JI. Витгенштейн. По его мнению логическим изображением реальности является суждение, но это изображение может быть или истинным, или ложным.2

Американский ученый У. Куайн в свою очередь утверждает, что в суждении не может быть ничего, что не было бы доступно пониманию, т.е. суждение лишено скрытого и непознаваемого смысла, так как любое значение может быть обнаружено и опознано посредством тщательного анализа и наблюдения.3

Особый интерес в рамках исследуемой темы вызывают труды ученых-лингвистов. По их справедливому утверждению, язык представляет собой систематический и закономерный процесс перевоплощения друг в друга знаков - символов и смыслов. Так, по мнению Р. Карнапа, основная цель семантики - поиск и определение связей и отношений языка с внешним, объективным миром. 4 М. Холлидей говорит о необходимости различения двух типов анализа смысла: а) идеального, который используется в семантике; б)

'См.: Wittgenstein L. Logisch-philosophi sehe Abhandlung [Tractatusl ogico-phil

osophocus ] / With new translation by D. F. Pears and B. F. Mc Guinnes. L., 1978; Gay

P. The Enlightenment. The Science of Freedom. New York, 1977. P. 408- 411; Nielsen

K. Linguistic philosophy and, ,The Meaning of Life. Rev. version. Inklemke, 1981. C.

13, P. 181-94; Пальмер Ричард. Наука герменевтика. -Тегеран, 1377. (наперс. яз.);

HallidayM. А. К. Introduction to Functional Grammar. London, 1985.

2См. :Витгенштейн JI. Логический и философский трактат / Пер. Шамсиддина

Адиба Султани. Тегеран: «Амири Кабир», 1386 х. С. 65.

3См. :Саиди Мехр Мохаммед. Семантические теории и личные имена. С. 27.

4См.: Carnap, R. Introduction to Symbolic Logic and its Applications. New York:

Dover Publications, 1958. P. 79.

межличностного (интерперсонального), свойственного функционализму. 1 Дж. Бермуд полагает, что вещи, описанные в суждениях и произведениях, могут быть абстрактными и не подразумевать реальность.2

В Иране традиция изучения сущности смысла имеет многовековую историю, об этом писали средневековые мусульманские авторы в трудах по логике, философии, языку, литературе. Автор посчитал необходимым ограничиться здесь указанием некоторых трудов современных иранских ученых, которые непосредственно касаются темы настоящего исследования. К ним относятся работы Ф. М. Абдини, Б. Ахмади, А. Вагизи, М. Махамиди, Р. Сеидхосейни, С. X. Мехди, А. Насри, Ф. Сасани, Ф. Суджуди, М. Фаали, Й. Хаири и других ученых, в которых рассматриваются лингвистические, семантические, эстетические, философские, психологические и другие аспекты понятия смысла и абсурдности.3

Среди русских мыслителей предельно масштабно раскрыл эту проблему Ф. М. Достоевский. В своих произведениях он развивал мысль о том, что человек является феноменом не только сложным, но и противоречивым, далеко не познанным. Человек, по его мнению, должен осмыслить себя и свое назначение в мире - быть личностью, нравственным - вот суть смысла жизни, по Достоевскому. При этом жизнь человека должна быть идейно насыщенной.

Юм. :Halliday M. А. К. Op. cit. Р. 88-89.

2См.: Palmer F. R. Semantics: a new outline. London: Cambridge university press,1976. P. 3.

3 <jj .: Фархад Сасани. От поиска смысла к семантике. Тегеран, 1389 (на перс, яз.); Мехди Сайкалани Хосейн, Мохаммад Реза Пянджебанд. Век печали и самоотчужденный человек. Тегеран: Колапошт, 1389 (на перс, яз.); Суджуди Фарзан. Функциональная семиотика. Тегеран, 1387 (на перс, яз.); Ахмади Бабек. Структура и содержание текста. Тегеран, 1372 (на перс, яз.); Вагизи Ахмад. Введение в герменевику. Тегеран, 1380 (на перс, яз.); Махамиди Маниже. Драмотерапия. Тегеран, 1386 (на перс, яз.); Насри Абдулла. Секрет текста. Тегеран, 1381 (на перс, яз.); Хаири Йезди. Аналитическая философия. Тегеран, 1379 (на перс, яз.); Фаали Мохаммад Таки. Критерий значимости. Тегеран, 1377 (на перс, яз.) и др.

Известный российский философ Ю. Г. Кудрявцев выдвинул свою оригинальную концепцию смысла жизни человека. Его главная идея сводится к следующему: каждый человек наполняет свою жизнь своим смыслом. При этом на первый план выдвигается желание общности, чтобы этот смысл каждый видел в высоком, а не в низком. Под «высоким» он понимает прежде всего нравственность, справедливость, честность, идейность и другие позитивные качества личности.1

Среди таджикских ученых, затрагивающих проблему смысла в философии и искусствоведении, можно отметить известного ученого Ш. Шукурова, труды которого охватывают широкий круг вопросов, касающихся смысла художественных образов, форм их выражения и их соответствия реальности.2

Философские и эстетические аспекты наследия зороастрийской культуры, таджикско-персидской средневековой поэзии и литературной прозы, исламской архитектуры и искусства, широкий круг других вопросов, связанных с темой диссертации, рассматриваются также в научных статьях и монографиях многих современных таджикских ученых-философов и искусствоведов, в том числе К. Олимова, А. Шамолова, Н. Одилова, С. Рахимова и др.

Однако при всей значимости проанализированных работ проблема философской и эстетической сущности понятия абсурдности в искусстве до сих пор не подвергнута комплексному философскому анализу. Предполагается, что настоящее диссертационное исследование заполнит данный пробел.

'См.: Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. М., 1979. С. 38.

2См.: Шукуров Ш. Художественное творчество и проблема теодицеи // Смысл, образ, форма. Статьи разных лет. -Алматы: Дайк -Пресс, 2008. -С. 114; Его же. Дискурс мерный и дискурс мятежный (Основания поэтологии искусства и архитектуры Ирана) // Искусствознание. Журнал по истории и теории искусства. 2004. № 1 (2); Его же Теория двух каламов (о семито-арийской и суннито-шиитской дилеммах в искусстве ислама) //Искусство Востока. Проблемы эстетического своеобразия. СПб., 1997.

Цели и задачи исследования. Целью работы является детальное и всестороннее описание эстетического содержания понятия абсурдности в искусстве на примере художественного произведения и драмы.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- общая характеристика основных понятий и категорий философии культуры; -

- интерпретация понятий смысла и абсурдности;

- научный анализ эволюции понятия смысла в философии и эстетике;

сопоставительный анализ экзистенциалистского и нигилистического подходов к определению понятий смысла и абсурдности;

- сопоставление западной и восточной драмы и выявление их различий;

-философская интерпретация эстетической сущности понятия абсурдности на основе анализа произведений западных и восточных драматургов.

Методологическую основу диссертации составляет принцип сочетания философско-исторического и системного анализа.

Материалом для данного исследования послужили труды античных, средневековых и современных философов, искусствоведов, языковедов и ученых других специальностей, посвященных проблемам искусства и связанных с темой диссертации.

Научная новизна исследования обусловлена новизной самой задачи - представить комплексный анализ понятия абсурдности в философии искусства на примере художественных произведений и драмы в целях определения его эстетической сущности.

В диссертации впервые в таджикско-персидской философско-культурологической науке комплексно рассматриваются генезис,

эволюция, история понятия абсурда в лингвистике и философии и искусстве, раскрывается его эстетическая сущность.

Впервые доказывается, что феномен абсурда не является сугубо эстетической проблемой, только феноменом драмы и театра. Он -явление социальное, и имеет место во всех типах обществ, в том числе в традиционных обществах Ирана, Афганистана, Ирака, Египта, Йемена, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и др.

Опираясь на научно-философские, культурологические и филологические исследования, автор впервые попытался выявить важнейшие специфические аспекты феномена абсурда.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Для понимания сути понятий смысла и абсурдности и их исторической эволюции в мире идей необходимо исследовать их в рамках философии, культурологи, и эстетики и лингвистики, ибо анализ современного искусства без учета гносеологических и языковых корней и родословной категорий и понятий искусства становится невозможным.

2. Понятие «абсурдизм» означает некую философско -литературную школу, распространенную в литературе, искусстве, этике и других сферах культуры, целью которой является борьба против духовного порабощения и кризиса человеческой морали. Указанная цель предполагает сопротивление человека господствующим в обществе нормам и порядкам и их источникам, провоцирующим отчуждение смысла жизни, духовный кризис человека, ограничивающих его свободу.

3. Абсурдизм стал особым направлением мысли в XX в. в Европе, результатом трагического осознания отсутствия рациональных обоснований для различных систем ценностей, например религиозных. В школе абсурдизма многие традиционные ценности и убеждения, из-за невозможности их рационального восприятия, лишаются своего смысла

и воспринимаются как абсурд. Особенно это касается религиозных ценностей и убеждений.

4. Теория абсурда появилась в лоне экзистенциальной философии, проповедующей идеи индивидуальной свободы. Каждый человек ответственен за свою собственную судьбу. В этом движении существуют религиозное крыло и атеистическое, между которыми имеются существенные различия и противоречия.

5. Понятие абсурда в смысле утрачивания смысла не должно отождествляться с понятием нигилизма. Последнее означает деградацию и деморализацию мысли, охватившую человечество в современный период в результате игнорирования религии и истины откровения. Если человек, потеряв смысл жизни, не сможет открыть её нового смысла или значения, то в таком случае может произойти «отчуждение»-дезинтеграция человека. Кроме этого, к отчуждению приводят разрушительные войны и тяжкие социальные катастрофы, негативно влияющие на психику и сознание человека.

6. В теории абсурда Жана Поля Сартра и Альбера Камю обосновывается идея об отсутствии устойчивости в жизни и её изменяющемся характере, об изначальной отчужденности человека от окружающего мира. Эта идея послужила основанием для создания театра абсурда.

7. Абсурдность (или отчуждение смысла) является плодом воображения индивида или общества, потерявшего связь со своими духовными и религиозными субстанциями. Одно из главных отличий восточной (персидско-таджикской) драмы от западной состоит именно в том, что восточная драма до сих пор сохраняет верность общим духовным и религиозным источникам и ценностям национальной культуры. Тем не менее зыбкое влияние «западной» модели абсурда здесь все же можно проследить.

8. Проблема абсурда имеет место во всех типах обществ, в том числе и в традиционных обществах Ирана, Афганистана, Ирака, Египта, Йемена, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и др.

9. Проявление этого феномена в восточной цивилизации поначалу может показаться парадоксальным. При тщательном же изучении восточных философско-теологических теорий выясняется, что экзистенциализм, вернее его имплицитные зачатки имели место в различных учениях. Восточная философия и теология в формате художественно-эстетических концепций рассматривали проблему человека и общества в утопических контентах. И в свете этого ситуация абсурда возникала тогда, когда идеальное или утопическое представление о норме жизни не совпадало с реальностью. Поэтому возникали иррациональные учения. В частности, одним из таких направлений был мистицизм, который рассматривал реальную жизнь человека, как временное существование, как испытание.

10. Вместе с тем при строго классическом рассмотрении проблем смысла и абсурда, с учетом того, что в современном восточном обществе духовность по-прежнему является важным элементом идентичности личности и общества, мы все же редко встречаемся с феноменом абсурдности в культурах Востока. Те немногочисленные театральные представления, кинопроизведения, живопись, модернистская поэзия и т. д., в которых в той или иной степени присутствует «дух абсурда», являются результатом влияния западной мысли и культуры.

Проявление идей абсурд можно заметить, в частности, в новом модернистском поэтическом течении «шеъри нов» («новая поэзия»), «новой волне» в иранском и афганском кинематографе, в театральных постановках таджикских режиссеров, в иранском и таджикском изобразительном искусстве.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы диссертации могут способствовать углублению научного понимания

понятий философии искусства, роли художественного творчества и в целом изящных искусств в формировании у людей эстетического и осмысленного отношения к жизни. Материалы работы могут быть использованы для написания учебников, монографий и спецкурсов по истории и философии искусства, а такте в учебном процессе - при разработке лекций, специальных курсов, методических рекомендаций в помощь преподавателям и студентам учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на заседании Отдела философии культуры Института философии, политологии и права им. А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан (протокол №7, от 7 ноября 2014г.). Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в статьях автора, опубликованных в «Известиях» Академии наук Республики Таджикистан.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. МОРФОЛОГИЯ И СЕМАНТИКА ПОНЯТИЯ АБСУРДНОСТИ

§1. Определение общих понятий

Анализ общих понятий, используемых в исследовании, конкретизация их значений имеют весьма важное значение, поскольку позволяют устранить в них неясность и неопределенность. Таким образом формируется единое, одинаковое понимание смысла каждого термина как самим исследователем, так и темы читателями, которые обратятся к его работе в процессе своей научной деятельности. Обзор используемых нами понятий следует начать в пространстве эстетики. Как специальная отрасль знаний, как полноценная наука, эстетика начала складываться к ХУШв. Ученые в этот период изучали вопросы эстетики с помощью методов, используемых в естествознании. Однако, с выяснением смысла чувственного восприятия оказалось, что многие вещи и явления можно воспринять только внешними и внутренними чувствами, не как на практике или экспериментально. То есть знания о чувственно воспринимаемых вещах и явлениях в большинстве своём экспериментально не объяснить и не подтвердить. Почему с одной стороны, эстетика, как и психология, имеет дело с такими состояниями внутреннего мира человека, как восприимчивость и перцепция, горе и радость, доброта и милосердие, свобода, чувства прекрасного, справедливого, другие врожденные чувства и качества. С другой стороны, эстетические понятия относительны, в том смысле, что каждый человек интерпретирует и рассматривает их по своему усмотрению. Мнения исследователей по многим вопросам эстетики расходятся,

однако все они единогласно считают эстетичным все то, что имеет естественную или искусственную основу. Человек, в отличие от животных всегда и во все времена ощущал красоту, испытывал её притягательную силу и под впечатлением этого стремился воспроизвести ее в силу своих возможностей и своего восприятия. Поэтому эстетика, как способность познания и восприятия красоты, является неизменной привилегией человека. Таким образом, эстетика вместе со связанными с ней этикой и правилами логики, изучая сущностные ценности человека, определяет круг духовных и эстетических интересов общества. Целю этой науки является познание и описание сущностной красоты внутреннего мира человека и общества. При анализе вопросов, связанных с темой диссертационного исследования, мы по необходимости обращались к труду иранского ученого Абадани Фарид Мортазаи под названием «Введение в эстетику Витгенштейна», изданного на персидском языке в Тегеране в 2000г. 1

Смысл какого-либо явления формируется на основе жизненного опыта индивида,его восприятия. Именно опыт позволяет ему выявить значимые и сущностные признаки явления, т.е. его смысл. После индивидуального постижения значимых и сущностных признаков явления, в сознании индивида формируется его смысл, который в дальнейшем воспринимается к обществом. Разумеется, каждое слово содержит в себе признак определенной вещи или явления, который возникает в нашей памяти при их видении или вспоминании. Вспоминание есть наша предварительная осведомленность о явлениях, которая вспоминается в связи с последующим видением или вспоминанием этих же явлений. В том случае, если мы впервые сталкиваемся с тем или иным явлением, ранее неопознанным, для нас незнакомым, то мы не получаем какого-либо осведомления, так как наша память не содержит какого-либо вспоминания о нем. Таким

'Абадани Фарид Мортазаи. Введение в эстетику Витгенштейна. Тегеран, 1382 х.

образом, наша осведомленность про явлениях основывается на наших прежних отношениях с явлениями и на наших воспоминаниях о них.

Значительную часть словарного фонда языка эстетики и её терминологии составляют слова и термины, которые заимствованы из других национальных языков, и они, конечно не могут иметь своих эквивалентов во всех языках. Причина отсутствия эквивалентов таких слов и терминов в том или ином национальном языке кроется в том, что его носители в процессе своей жизни не сталкивались с подобными явлениями или понятиями. То есть ранее им были чужды явления, выражающиеся в этих словах и терминах.1

Практически всегда, в каждом нашем разговоре мы сталкиваемся не со сформировавшимся ранее и находящимся в нашей памяти смыслом, а со смыслом зарождающимся, новым. Зарождение и проявление смысла, его восприятие, описание и чтение происходят в последовательном порядке. Сначала тот или иной человек в определенных естественных, психологических, социальных и культурных условиях выявляет либо порождает какое-либо явление; затем это же явление, или схожее с ним в аналогичных или иных естественных, психологических, социальных и культурных условиях воспринимают другие люди. Не исключены случаи, когда тот или иной смысл, ранее известный тому или иному народу, вдруг забывается или же теряется при определенных социально-культурных условиях, а затем вновь возникает и прочитывается, но уже на другом языке, в другое время, в другом социально-культурном и этническом пространстве.

Таким образом, как видим, смысл является результатом влияния множества факторов, воздействующих на субъекта восприятия. Эти факторы, с учетом существующих между ними сходств и различий, делятся на четыре группы: факторы, создающие или порождающие смысл; воздействующие на восприятие и осознание смысла;

1 См.: Ясна Йакуб. Понимание смысла / WWW. GAWEDANnius. com

15

воздействующие на отражение или описание смысла; факторы, воздействующие на чтение смысла.1

Абсурд- в широком смысле - нечто нелогичное, нелепое, бессмысленное; театр абсурда - направление в западноевропейской драматургии. Впервые термин абсурд был использован в 60-е годы прошлого века Мартином Эсслином в отношении тех сценариев, которые хотя и имели формальные различия, однако по сути все были элементами авангардной драматургии времен после второй мировой войны. Этим термином обозначались их общие признаки. Примером драматургии абсурда являются, например пьесы таких драматургов, как А. Адамов, С. Беккет, Э. Ионеско и Ж. Жено во Франции, Г. Пинтера в Англии, Э. Элби в Америке и др.

Литература абсурда - это стиль или лейтмотив в литературе, характерной особенностью которого является демонстрация бессмысленности, парадоксальности, нелепости и даже комизма привычных, жизненных условностей, правил и законов, при помощи игры логическими значениями, описаний механистичности, бесцельности существования человека, обличения недопонимания между отдельной личностью и обществом. Возможны и другие способы выражения. Литература абсурда затрагивает самые разные сферы и проблемы- психологию, социум, кризис духовности, духовные ценности, тоталитаризм государства как такового, онтология внутреннего и не связанного с надындивидуальным или идеальным. Логика абсурда порождает уникальные образы и категории: насилие и смех, юмор и святость, жизнь в чуде, недочеловек. С философской точки зрения литература абсурда более всего близка к экзистенциализму. Среди современных авторов, пишущих в жанре абсурда, можно отметить нидерландского писателя Тоона Теллегена, а также польского драматурга и прозаика Славомира Мрожека.

1 Сасани Фархад. Указ. раб. С. 8-6.

Фактически, литературой абсурда являются многие литературные направления эпохи постмодерна. Не исключение - такие ответвления, как метафизический реализм, новый реализм и даже фантастика, которая с уходом модерна потеряла прогрессистскую идеологическую окраску.

Теория абсурда, как идеология и философия, появилась во Франции. В 1943 г. Жан Поль Сартр написал статью под названием «Бытие и ничто», в которой обосновал идею об отсутствии устойчивости в жизни и её изменяющемся характере, об изначальной отчужденности человека от окружающего мира. Ранее (в 1942 г.) Альбер Камю в одной из своих работ изложил идею создания театра абсурда, призванного представить всю бессмысленность жизни. Социальные условия французского общества того времени, испытавшего на себе все последствия разрушительных войн и агрессий, по мнению Сартра и Камю, должны были последовать созданию некоей «протестующей» литературы.

Главным героем в театрализованных «абсурдных» представлениях должен был стать человек, играющий свою определяющую роль в абсурдной жизни, но и имеющий врожденное и неотчуждаемое право на абсолютную свободу.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рахимикахмини, Мохаммадхасан Нуроллах, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абидини Фард Муртаза. Введение в эстетику Витгенштейна. Тегеран, 2010. 128 с.

2. Адамов Артюр. Таким, каким были. Перев. Реза Карам Резаи. Тегеран, 1970. 349с.

3. Аристотель. Поэтика. Перев. А. Зарринкоб. Тегеран: «Амири кабир», 1990. 220с.

4. Арйанпор М. и др. Англо-персидский словарь. Т. 2. Тегеран: «Джахан-е райана», 2006.492с.

5. Артур Энтони. Театр и её ровесница. Перев. Насрин Хаттат. Тегеран: «Катра», 2004.191с.

6. Аскари Сулейман Амири. Абсолютное совершенное существо // Журнал «Маарифат», №29, лето 1999. С. 71-73.

7. Ахмади Бабек. Структура и интерпретация текста. Тегеран: «Марказ», 1993. 809 с.

8. Ахмед Амин, Свет ислама. Перевод Аббас Халили. Тегеран, 1957. С. 333- 334.

9. Беккет Семюэль. «В ожидании Годо». Перев. Наджаф Дарйабандари. Тегеран, 1997. 155с.

10. Беккет Семюэль. Ах! Эти прекрасные дни! Перев. Наджаф Дарйабандари. Тегеран, 1997.114с

11. Беккет Сэмюель. «Банг». Перев. Манучехр Рабеи // Журн. «Самарканд», № 6. 2004. 73-86 с.

12. Браун П. Смерть создателя (согласно воззрениям Ионеско). Перев. Мазяр Мохеймани. Тегеран, 2000. 208 с.

13. Вагизи Ахмад. Введение в герменевтику. Тегеран: «Современная мысль», 2001. 524с.

14. Витгенштей Людвиг. Логический и философский трактат. Перев. М.Ш. Адибсултани. Тегеран, 1992. 287с

15. Витгенштейн Людвиг. Логический и философский трактат. Перев. М.Ш. Адибсултани. Тегеран: «Амири Кабир», 2007.

16. Гуревич П. С. Спасет ли мессия? "Христомания" в западном мире. У, 1981.

17. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3.

18. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

19. Девятова С. В. Религия и наука: шаг к примирению? М., 1993.

20. Девятова С. В. Современное христианство и наука. М., 1994.

21. ДжеймсУ. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993. 578с.

22. Джон Хасперс, Роджер Скратон. Философия искусства и эстетики. Перев. Я. Ажанд. Тегеран, 2000. 146 с.

23. Дорос Маргарет. Написать, и это всё. Перев. Касим Рубин. Тегеран, 1997.103 с.

24. Дорос Маргарет. Он сказал, что это первое повреждение. Перев. Касим Рубин. Тегеран, 2002. 147 с.

25. Достоевский Ф. М. Письма. М., 1959. Т. 4.

26. Достоевский Ф. М. Собр. соч. В 10-и т. М., 1957. Т. 8.

27. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995.

28. Зиммель Г. Социология религии // Зиммель Г. Избранное. Философия культуры. М., 1995. Т. I.

29. Знер Си Р.Зурван или проблемы зороастризма. Перев. Тимур Кадири. Тегеран: «Фикри руз», 1995. С. 361-364.

30. Ибер Рене Райц. «Проникновение банга». Перев. Манучехр Рабии // Журн. «Самарканд», № 6. 2004. С.79-89.

31. Ибн Надим. Ал - фехрист. Пер. М.Ризотаджаддуд. Тегеран: «Ибн Сино», 1964. С. 539-540.

32. Ибрахими Макки. Познание факторов представления. Тегеран: «Суруш», 1992. 247 с.

33. Иглтон Т. Предисловие к литературной теории. Перев. Аббас Мохбир. Тегеран: «Марказ», 2001.188с.

34. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. Т. I - II.

239с.

35. Иоганн Юрген Денис, Сандрик Кларсон. Что такая семиотика? Перев. Али Миримади. Тегеран: «Варджованд», 2009. 137с.

36. Камяби Маек Ахмед. Последняя встреча с Беккетом. Перевод Кейкавус Камяби Маек. Париж, 1991.166с.

37. Камяби Маек Ахмед. Театр позитивности (театри маукеийат) // Журн. «Намайеш», № 78,1995. С. 64-69.

38. Каплстон Фридрих. История философии. Перев. Джалалиддин Моджтабави. Тегеран: «Суруш», 1996. 491с.

39. Касирьер Э. Философия просветительства. Перев. Я. Муваккан. Тегеран, 1991. 543 с.

40. Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М.: Наука, 1996. 299с.

41. Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. М.: Издательство Московского государственного университета, 1979. 92 с.

42. Куцнер Дэвид. Критический цикл. Перев. Морад Фархадпор. Тегеран: «Гил», 1992. 371с .

43. Кэннон Раймонд. Компонент времени в повествовании. Перев. Абулфазл Хурри // Журн. «Искусство», № 53, 2002. С. 8-22.

44. Лёзов С. В. История и герменевтика в изучении Нового Завета. М., 1996.

45. Луидж Дэвид. Язык модернистской художественной литературы: метафора. Перев. Марям Хузан // Сборник статей по лингвистике и критике. Тегеран: «Най», 2002. 269с

46. Махамиди Маниже. Драмотерапия. Тегеран, 2007. 168с.

47. Махдави Сайкалани Хусайн, Мухаммадреза Панджабанд. Век печали и само отчужденный человек. Тегеран: «Колапошти», 2010. 131 с.

48. Мехди Сайкалани Хосейн, Мохаммад Реза Пянджебанд. Век скуки и самотчужденный человек. Тегеран: «Колапошти», 2010. 104с.

49. Мец Тедеос. Может ли цель Бога быть источником смысла жизни? Перев. Мохаммад Сайд Мехр // Журн. «Накд ва назар», № 29-30, весна - лето 2003. 109с

50. Мирча. Иллиада, перспективы мифологии. Перев. Джалал Саттари. Тегеран, 2007. 220 с.

51. Мутаххари М. Совершенный человек в исламе. СПб. : «Петербургское Востоковедение», 2008. 165с.

52. Наршахи Абубакр Мухаммад ибн Джафар. Таърихи Бухоро (История Бухары / Под ред. Модаррека Разави. Тегеран: Туе, 1984. 239с.

53. Насри Абдулла. Секретный текст // Газета «Этимад», № 3239. !9 мая 2002.

54. Нигель Томас. Пустота. Перев. Хамид Шахрияри // Журн. «Накд ва назар», № 29-30, весна-лето 2003. 107 с.

55. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990.

56. Ницще У. Ф. На той стороне добра и зла. Перев. Дариюш Ашури. Тегеран, 1992. 302с.

57. Нурджанов Н. Таджикская народная драма. Душанбе: «Дониш», 1985.

58. Нурджонов Н. В мире балета. Душанбе: «Дониш», 1975.

59. Олби Эдвард. Кто боится Вирджинии Вульф? Перев. Абдулреза Халили. Тегеран, 1999. 181 с.

60. Остен Вольтер. Религия и новая литература. Перев. Реза Халили. Тегеран: «Хикмат», 1998.191 с.

61. Остин Вольтер. В абсурде существует смысл. Перев. Азам Поя // Журн. «Накд ва назар», № -2, весна-лето 2003.123с.

62. Пальмер Ричард.Наука герменевтики. Перев. Ханаи Кашани Мохаммад Сайд. Тегеран: «Ормуз», 1998. 182с.

63. Пинтер Г. Две пьесы. Пер. Големреза Сарраф. Тегеран, 2003. 96

с.

64. Пирния Хасан. Деревний Иран. Том 1. Тегеран: «Бино», 1952. 556 с.

65. Платон. Собрание сочинений. Перев. Абдулла Муваккан. Тегеран, 1991.

66. Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987.

67. Рене Волк. История современной критики. Перев. Арбаб Ширани. Тегеран, 1994. 490 с.

68. Розен Джеймс. Экспериментальная теория. Перев. Мостафа Ислами. Тегеран, 1997.189с.

69. Руткевич А. М. Социально-психологические аспекты критики религии. Л., 1986.

70. Саиди Мехр Мохаммед. Семантические теории и личные имена// Журнал «Кейхан», №69, декабрь 1996. С. 25-42.

71. Сарт Жан Пол. Что такая литература? Перев. Абулхасан Наджафи и Мустафа Рахими. Тегеран: «Нилуфар», 2009.

72. Сартр Жан Пол. Дьявол и Господь Бог // Сартр Ж- П. Пьесы. М., 1967.

73. Сартр Жан Пол. Экзистенциализм. Перев. Мустафа Рахими. Тегеран: «Нилуфар», 2001. 376с

74. Сасани Фархад. От поиска смысла к социальной семиотике. Тегеран: «Наука», 2010. 257 с.

75. Саттари Джалал . Чары Шахерзада. Туе, 1989. 335с.

76. Свободомыслие и атеизм в древности, Средние века и эпоху Возрождения. М., 1986.

77. Сейид Хосейни Реза. Литературные школы. Тегеран: «Нигах», 1997.1209 с.

78. Сорот Нетели. Век сомнений. Перев. Исмаил Саадат. Тегеран, 2002.

79. Суджуди Фарзан. Функциональная семиотика. Тегеран: «Илм», 2008. 382с.

80. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

81. Тихрани Ходави. Основы интеллектуального мышления в Священном Коране. Кум: «Дом мудрости», 1998.

82. Толстой Лев. Что такое искусство? Перев. Кави Дихган. Тегеран, 1985.270 с.

83. Трофимова 3. П. Гуманизм. Религия. Свободомыслие. М., 1992.

84. Угринович Д. М. Искусство и религия. М., 1982.

85. Угринович Д. М. Психология религии. М., 1986.

86. Унамуно Мигель де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. Агония христианства. М., 1997.25-42

87. Фаали Мохаммад Таки. Критерий значимости. Тегеран, 1998.

88. Фрай Н. Формировавшее представление. Перев. Сайд Арбаб Ширани. Тегеран, 1993. 99с.

89. Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в историю религии. М., 1990.

90. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. М., 1992.

91. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

92. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.

93. Хаири Йезди. Аналитическая философия. Тегеран, 2000.

94. Швечиков А. Н. Либерализм как идеология секуляризации //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2009, №89. - с. 19-26.

95. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. М., 1994.

96. Шукуров Ш. Теория двух каламов (о семито-арийской и суннито-шиитской дилеммах в искусстве Ислама) // Искусство Востока. Проблемы эстетического своеобразия. СПб, 1997.

97. Шукуров Ш. Архитектура Великого Хорасана. Идея, форма, конструкция, стиль // Искусствознание. Журнал по истории и теории искусства, 2004, № 2.

98. Шукуров Ш. Дискурс мерный и дискурс мятежный (Основания поэтологии искусства и архитектуры Ирана) // Искусствознание. Журнал по истории и теории искусства. 2004,№ 1 (2)

99. Шукуров Ш. Навруз // Дружба народов, 1992, № 2.

100. Шукуров Ш. Образ и дискурс// Искусствознание. Журнал по истории и теории искусства, 2003, № 1 (2).

101. Шукуров Ш. Смысл, образ, форма. Статьи разных лет. Алматы: Дайк - Пресс, 2008.

102. Шукуров Ш. Совершенный человек и богочеловеческая идея в Исламе // Совершенный человек. Теология и философия образа. Ред. Ш. М. Шукуров. М., 1997.

103. Эйнштейн А. Религия и наука // Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1988.

104. Эльстон Уильям Пай. Философия языка. Перев. Ахмад Иранманиш и Реза Джалили. Тегеран: «Сухраварди», 2002. 278 с.

105. Эсслин Мартин. Анализ произведений Пинтера. Перев. Фаршид Ибрахимиян и Лейла Имрани. Тегеран, 2007. 114 с.

106. Эсслин Мартин. Мир драмы. Перев. Мохаммад Шахбаз. Тегеран, 2003. С.71-83.

107. Юм Д. Эссэ. О норме вкуса // Сочинения. Т. 2. М., 1965.

108. Яблоко И. В. Социология религии. М., 1979.

109. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. М., 1985.

110. Ясно Иакуб. Понимание напротив смысла / WWW. GA WED ANNE WS. СОМ, воскресенье 15 мая, 2013.

111. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994

Список литературы на английском языке

112. Abrams M. A Glossary of Literary Terms. London &NewYork: Harcourt brace college publishers, 1993.

113. Acton H. B. The Philosphy of Fine Art, translated by F. P. B. Osmaston Vol,4,London 1920. 714 p.

114. Aristotle. The Nicomachean Ethics, trad. Roos. Oxford Up, 1991.201c

115. Baier Kurt. The Meaning of Life. InKlemke 2000 ,chap. 11. 1957. 235 p.

116. Baumgarten A. G. Esthetique, tra J-Y. Prancher. Paris, 1988. 1750 p.

117. Baumgarten. Aesthetic. Hall, 1928. 237 p.

118. Beckett Samuel. Collected works. Six teen Volumes New York: Grove Press, 1970. 242 p.

119. Beckett Samuel. Theatre I:En attendant Godot, Ed. Minuit, Paris, 1971.161p.

120. Bett R. Plato and His Predecessors, in: Philosophy of language and linguistics, ed. Alex Barber and Robert J. Stainton. 2010. 300 p.

121. Chap. 10 in the Meaning of Life. New York :Charles Scribner's Sons. 360 p.

122. Chouillet J. L esthétique des Iumieres. Paris, 1974. 479 p.

123. Clayes Stanley, editoo. Drama and Discussion. New York: Grove Press, 1967. 110 p.

124. Craig William. The Absurdity of Life without God // In klemke, chap. 454-55. 2000.297p.

125. Dahi Norman. Morality and the Meaning of Life // Some First Thoughts. Canadian Journal of Philosophy Ayer, A. J. 1990. 207p.

126. Davis William. The Meaning of Life. Metaphilosophy. London, 1987. 305 p.

127. de Saussure F. Cours de Linguistiquegenerale, ed. T. Mauro. Paris, 1979. 267 p.

128. Ellin Joseph. Chap . 10 inMorality and the Meaning of Life . Ft. Worth, Tex:Harcourt Brace. 1995. 186 p.

129. Esslin Martin, editor. Samuel Beckett: A Collection of Critical Essays. Englewood Glisfs. N. J. Prentice - Hall, 1965. 151 p.

130. Ferry L. Homo Aestheticus. Paris, 1991.

131. Feydeau Georges. Feula mere de M adame, (Piece en un acte), LibraireTheatrale, Paris. 1977.

132. Finter Helga. "Antonin Artaud and The Impossible Theatre: The legacy of the theatre of cruelty" In Antonin Artaoud; edited by Edward Scheer. London &NewYork: Routledge. 2004.116 p.

133. Foulquie P. Dictionnaire de la langue philosophique. Paris, 1982.140 p.

134. Garner Richard. The Meaning of The Meaning of Life. Typescript by Hartshorne Charles. 1996. The Meaning of Life. Process Studies 25:1018.159 p.

135. Gay P. The Enlightenment, The Science of Freedom. New York, 1977.217 p.

136. Gerhard Gloege. Nihilismu Der Nihilismus als phanomen der Geistesgeschichte in der, wissen schaftlichen Diskussion unseres Jahrhund erts, hrg von Dieter Arendt, Darmstadt, 1974.

137. Gewirth Alan. Chap. 5 in Self - Fulfillment. Princeton , N. J. :PrincetOn University Press. 16 p.

138. Gianni Vattimo. Esperercroire, trad, par Jacques Rolland, seuil. Paris, 1998. 498 p.

139. Gordon Jeffrey. Is the Existence of God Relevant to the Meaning of Life?//Modern Schoolman, №60. 1983. 122 p.

140. Hartshorne Charies. God and the Meaning of Life. Chap. 10 in On Nature, ed . 1984. 186 p.

141. Hartshorne Charles. The Meaning of Life // Process Studies, №25. 1996.159 p.

142. Hofman Frederick J. Samuel Beckett: The Langvage of Self.

Carbondale, ILLI Southern Illinois University Press, 1962.196 p.

143. Hurka Thomas. Perfectionism. New York:Oxford University Press, pt. 1. 1993.222 p.

144. Ionesco Eugene Decovertes, Les Sentiers de la Cration, Skira, Geneva. 1969. 181p.

145. Jacquette Dale. Chap. 1 in Six philosophical Appetizers. Boston : McGraw - Hill. 2001. 254 p.

146. Jean Wahl. Etudes Kierkegaardiennes. J. Vrin, Paris, 1974.640-642 p.

147. Jerome Stolnit. Beauty: Some Stages in the History of an Idea, Journal of the History of Ideas, Vol, 22, April, 1961. 106 p.

148. John Dewey. Theory ofValution. Chicago, 1939. 22 p.

149. Kant I. Critique de la faculté de juger, edF. Alquie, Paris, 1985.4 p.

150. Kkes John. The Meaning of Life. In Life and Death :Metaphysics and Ethics ,ed. Peter French and Howard Wettstein. Midwwst Studies in Philosophy, vol. 24. 2000. 480 p.

151. Kurtz Paul. Chap. 1 in Embracing the power of Humanism. Lanham,Md. :Rowman&Littlefield Publisher,. 2000. 189 p.

152. Lalande A. Vocabulaire technique et critique de la philosophy. Paris, 1985. 616 p.

153. Latour, Genvieve (ed) Petites scenes, grand theatre, le theatre de creation de 1944 a 1960, action culturelle de lavill de Paris. 1989. 464-474 p.

154. Leitch Vincent. B. The Norton Anthology of Theory and Criticism, w. w. London & New York: Norton & Company, 2001. 72 p.

155. Literary Movements for Students, vol. 1; 2009, Gale, Cengage Learning. 963 p.

156. Martin Raymond. A Fast Car and a Good Woman. Chap. 67 in The Experience of philosophy, ed. DanielKolak and Raymond Martin. 2d ed. Belmont, Calif. : Wadsworth publishing Co. 1993. 6 p.

157. Metz Thaddeus. The Concept of a Meaningful Life // American philosophical Quarterly, №38. 2001. 180 p.

158. Miller W. J. Samuel Becckt,s Waiting for Godo. New York: Simon Schuster, 1971. 82 p.

159. Monroe C. Beardsley, Aesthetics From Ancient Greece to the present, New York, 1965. 131 p.

160. Moreland J. P. Chap. 4 in Scaling the Secular City :A Defense of Christianty. Grand Rapid , Mich. :Baker Book House. 1987. 331 p.

161. Munitz Milton. Does Life Have a Meaning? Buffalo: Prometheus Books. 1993. 198 p.

162. Murphy Jeffrie. Chap. 1 in Evolution, Morality and the Meaning of Life. Totowa, N. J. :Rowman& Littlefield. 1982. 267 p.

163. Nielsen Kai. Linguistic philosophyand „The Meaning of Life. Rev. version. Inklemke. 1981. 333 p.

164. Nores Dominique. Les critiques de notre temps et Beckett. Ed. GarnierFreres, Paris. 1971. 183-189 p.

165. Norrish, Peter(ed) Adamov: Ii ProfesseurTaranne et Arrabal: Pique-nique en compagne, Routledge, London. 1988. TynbiraA. B. HeMeijKa5iKjiaccHHecKa5î(J)Hi[oco4)HH. M., 1986. 206-335 p.

166. Nozick Robert. Chaps. 15-16 in The Examined Life. New York : Simon &Schuster. 1989. 167 p.

167. Parflt Derek. Reasons and persons . New York : Oxford University press. 1984. 27 p.

168. Religious Belief, London, 1989. 62 p.

169. Ricoeur, Paul: Hermeneutics and the Human Sciences, Trans. By John Thompson, Cambridge, 1990. 152 p.

170. Roubine Jean-Jacques Introdution aux grandes theories du Theatre, Ed Bordas, Paris, 1990. 238 p.

171. Sartre Jean - Paul. 1948. Existentialism andHumanism. Translated by Philip Mairet, London Methun& co. 388 p.

172. Schleiermacher, Friedrich D. E., Hermeneutics and Criticism, Andrew Bowie (trans. & Ed.), Cambridge, university press, 1998. 193 p.

173. Schrikel H. G. Aesthetic. London, 1937. 24 p.

174. Singer Irving. 1996. Meaning in Life. Vol. 1 , The Creation of Value. Baltimore Johns Hopkins University Press, 1998. 112 p.

175. Smith Huston. The Meaning of Life in the World ,s Religions //In Runzo and Martin. 2000. 144 p.

176. Tindall William: Samuel Beckett. Columbia University, 1964.150 p.

177. Valdes, Mario J. (Ed), A Ricoeur Reader: Reflection & Imagination, University of Toronto press, 1991. 531 p.

178. Weitz M. "The Role of Theory in Aesthetics", in: Journal of Aesthetics and Art Criticism, 15/1,September 1956. 233 p.

179. Wiggins David. Truth, Invention, and the Meaning of Life. Chap 7 in Essays on Moral Realism, ed. Geoffrey Sayre-McCord. Rev. version. Ithaca, N. Y,:Cornell University press. 1988. 79 p.

180. Williams R. Culture and Society 1780-1950. London, 1977.1-28 p.

181. Wittgenstein L. Notes for Lectures on" Private Experience " and " Sens Data", 1934-1936. The philosophical Review, 77 (1968). 107 p.

182. Wittgenstein L. Philosophical Investigations, London, 1989. 69 p.

183. Wollemi R. Art and its Objects, London, 1968. 209 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.