Абсурдизм как общественное явление современности: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Лобанова, Екатерина Ивановна

  • Лобанова, Екатерина Ивановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 145
Лобанова, Екатерина Ивановна. Абсурдизм как общественное явление современности: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2013. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лобанова, Екатерина Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

РАЗДЕЛ I. СУЩНОСТЬ АБСУРДИЗМА КАК СОЦИАЛЬНОГО

ЯВЛЕНИЯ.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АБСУРДИЗМА В СОЦИУМЕ.

РАЗДЕЛ III. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ АБСУРДИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Абсурдизм как общественное явление современности: социально-философский анализ»

Проблема абсурда не новая в истории человечества: еще древние греки в поисках гармонии и стремлении к прекрасному остро ощущали присутствие феномена дисгармонии, рассогласованности. Но именно в XX веке проблема абсурда начинает занимать особое место в общественном сознании. В это время на базе социальных потрясений первой и второй мировых войн возникает экзистенциальная философия абсурда. Угроза мировой атомной войны воспринимается как абсурд в развитии человечества, поскольку несет в себе угрозу самоуничтожения, что не свойственно ничему живому на Земле.

Анализ противоречивой социальной действительности приводит философов экзистенциализма к идее абсурдности существования как такового. «Философия абсурда» стремительно подхватывается молодым поколением, а противоречивость начинает обнаруживаться во всех сферах общественной жизни. Возникают экзистенциальные кружки и разнообразные молодежные движения, такие как Angry Young Men1. Зарождается и процветает такое самобытное и противоречивое явление, как Театр абсурда2. Целая волна писателей, художников, режиссеров, драматургов, таких как С. Беккет, Э. Ионеско, И. Бергман, А. Тарковский и многие другие, культивирует идею абсурда средствами искусства.

Интерес к философии абсурда, достигший своего пика в 60-70-е гг. и вылившиися в такой феномен, как \\5j нтующая молодежь» («Я бунтую,

1 Angry Young Men («Рассерженные молодые люди») - группа писателей, режиссеров, возникшая в Великобритании в 1950-е годы; главной темой их творчества являлся протест против социальной действительности. (См.: Ивашева В. В. Английская литература XX века, - М., 1967.)

2 Театр абсурда - абсурдистское направление в западноевропейской драматургии, возникшее в середине XX века. (См.: Эсслин М. Театр абсурда. Пер. с англ. Г. Коваленко. - М.: Издательство Балтийские резоны, 2010.)

3 См.: Рябов П.В. Человек бунтующий - философия бунта у Михаила Бакунина и Альбера Камю // Возрождение России: проблема ценностей в диалоге культур. Материалы 2-й Всероссийской научной конференции. 4.1. - Нижний Новгород, 1994. С.74-76. следовательно мы существуем»4), не иссяк и к настоящему времени. До сих пор можно обнаружить отдельные группы, в том числе и в России, сформированные на основе идеи абсурдности жизни.

Актуализация идеи абсурда в современном обществе требует исследования феномена на социально-философском уровне, поиска основания возникновения реальных противоречий в социальной действительности и анализа рефлексии этих противоречий в индивидуальном и общественном сознании.

Актуальность настоящего исследования определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, значительностью проявления абсурдизма во всех сферах общественной жизни и потребностью социально-философского анализа на сущностном уровне этого феномена современности.

Во-вторых, необходимостью пересмотра складывающейся негативной оценки этого явления в смежных дисциплинах. Безусловно, с абсурдизмом связаны многие отрицательные явления, в том числе «бегство» от реальности людей, особенно представителей молодежи и дезориентированных социальных групп, тем не менее, в нем можно выделить и положительные функции, попытка рассмотрения которых будет представлена в настоящем диссертационном исследовании.

В-третьих, важностью учета общественно-гуманитарной практики форм проявления и особенностей феномена абсурдизма для понимания современного социального бытия.

В-четвертых, необходимостью прогноза дальнейшего развития абсурдизма и поиска возможных способов преодоления абсурдизма в социальной действительности.

Таким образом, проблема изучения современного абсурдизма, его генезиса, сущности, структуры, роли в процессах, происходящих в

4 Камю А. Бунтующий человек. // Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. - М.; Харьков, 1998. С. 523. общественной жизни, форм проявления, функций и направлений развития в настоящее время приобретает особое значение.

Степень научной разработанности проблемы.

К первой группе относятся исследования абсурда в разных областях знания и классификации типов абсурда. Различные подходы к дефиниции абсурда, а также классификации были представлены в работах нескольких исследователей. А. П. Огурцов, Е. Косилова, М. Дюпонтье5 выделяют два принципиально разных типа абсурда: экзистенциальный и лингвистический. О. Буренина6, исследовавшая феномен абсурда и его проникновение в литературную сферу, определяет три значения, в которых еще со времен античности используется абсурд: как эстетическая категория, выражающая отрицательные свойства мира, как отрицание логики, как метафизический абсурд, определяющий выход за пределы разума. О.В. Вдовиченко7 говорит о 4 подходах к пониманию абсурда: эстетическом, метафизическом, философском, театральном. В искусствоведении и в литературе в частности абсурд определяется как художественный прием введения в текст «откровенной несуразности»8. Лингвистический аспект абсурда широко рассматривался в философии постмодернизма - в трудах Ж. Делеза, Л. Витгенштейна, Ж. Деррида9 и др. Проблемы соотношения абсурда, текста

5 См.: Косилова Е. Абсурд как задача, которую философия ставит перед математикой [Электронный ресурс]. URL: fege.narod.ru; Огурцов А.П. Абсурд. Философская энциклопедия, т. 1. Duponthieux M. Absurde // Encyclopédie philosophique universelle. Les Notions, v. 1

6 Буренина О. Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина // Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004.

7 Вдовиченко О.В. К ультурфилософский контекст абсурда в художественном сознании России рубежа XX - XXI вв.: на материале творчества В. Пелевина, Д. Липскерова: Автореф. дис. . канд. культурологии. - Саранск, 2009.

8 См.: Левит С. Культурология. XX век. Энциклопедия. - М., 1998; Бычков В. Абсурд / Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века, под редакцией В.В. Бычкова. - М., 2003; Яценко U.E. Толковый словарь обществоведческих терминов. -М., 1999.

9 Делез Ж. Логика смысла. - М.: Издательский Центр «Академия», 1995; Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. Добронравова и Лахути Д.; Общ. ред. и предисл. Асмуса В. Ф. - М.: Наука, 1958 (2009); Деррида Ж. Эссе об имени / Пер. с франц. Н. А. Шматко. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейа, 1998. и реципиента также рассматривали такие философы, как А. Камю, Е.С. Коидюкова, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Н.Д. Арутюнова и др.10 В этих исследованиях можно наблюдать достаточно узкое понимание абсурда и его применимость, как правило, к мышлению человека и духовной сфере общественной жизни.

Абсурд в контексте иррационального рассмотрен в философских трудах Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Фромма, М. Фуко, С.А. Франка п; в современных исследованиях И. Куликовой, Б. Смирнова, Л.Г. Антипенко и др.12 Экзистенциализм выводит абсурд в онтологический план, где он рассматривается как характеристика мира и существования человека, его разрыв с этим миром: А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Л. Шестов13. Представление о мире как об абсурдном, иррациональном являлось результатом реальных противоречий в социальной действительности, но в трудах экзистенциалистов онтологическое основание

10 Камю А. Миф о Сизифе // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. - М.: OJIMA-ПРЕСС, 2001; Кондюкова Е.С. Феномен абсурда: Пробл. эстет.-филос. анализа: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Екатеринбург, 1995; Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. — М.: Русское феноменологическое общество, издательство «Логос», 1997; Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. / Пер. с фр. Н.А.Шматко - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998; Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык: К проблеме языковой «картины мира» // Вопросы языкознания. 1987. № 3.

11 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / пер. с нем. Г.А. Рачинского. - СПб.: Азбука-классика, 2005; Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, Т.2 / Пер. с нем. -Мн.: ООО «Попурри», 1999; Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990; Фуко М. История безумия в классическую эпоху. -Спб., 1997; Франк С.А. Сочинения. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.

12 Куликова И.С. Абсурд вместо логики / И.С. Куликова. Философия и искусство модернизма. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1980; Смирнов И. Абсурдная социальность. // Абсурд и вокруг: сб. ст. / отв. Ред. Ольга Буренина. - М.: Языки славянской культуры. 2004; Антипенко Л.Г. «Черные дыры» как символ грядущей катастрофы мирового сообщества. Взгляд на проблему с позиции русской цивилизации // Экономическая и философская газета, № 52, 2008.

13 Камю А. Миф о Сизифе // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2000; Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. Л.О. Акопяна. - Москва: Практика, 1997; Кьеркегор С. Или-или. СПб.: Издательство Русской Христианской Гуманитарной Академии: Амфора, 2011; Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. - СПб., 2001; Шестов Л. Киргегард -религиозный философ // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Ростов н/Д, 1998. абсурдизма переносится из социального бытия в бытие как таковое, что на наш взгляд неправомерно.

Во вторую группу входят научные статьи, монографии, диссертации, документы, рассматривающие противоречивость социальной действительности; проблемы, возникающие в современном обществе, которые по сути представляют собой формы проявления абсурдизма. Проблема абсурда в современной социальной действительности поднята исследователем О. Ю. Зениной14, но она связывается с проблемой понимания. Противоречивость современной социальной действительности, отдельные аспекты этой противоречивости рассматривали разные исследователи: Р. Барт, М.М. Бахтин, А.Я. Гуревич, В.И. Карасик, Я.В. Зубкова, Е.В. Клюев, Ж. Липовецки, H.JI. Мусхелишвили, A.B. Суховский и др.15. Важным в их исследованиях предстает понимание источников противоречивости социальной действительности в аспекте двойственности человеческой натуры. Однако двойственность связывается с проблемой «смысла», а не с практической деятельностью человека.

Многие исследователи посвятили свои работы анализу отдельных форм проявления абсурдизма в разных сферах общественной жизни: в материально-производственной сфере (Т.В. Адорно, P.A. Аргонов, Ж. Эллюль, К. Ясперс, Ю.В. Буртаев, П. Вайнгарт16 и др.), в духовной сфере

14 Зенина О.Ю. Ситуации абсурда в социальной действительности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009, №108

15 Барт Р. Мифологии. /'/' Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994; Бахтин М. М. Эпос и роман. - СПб.: Азбука, 2000; Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla, XIII в. - М.: Искусство, 1989; Карасик В.И., Прохвачева О.Г., Зубкова Я.В., Грабарова Э.В. Абсурд как регулятивный концепт // Иная ментальность. М.: Гнозис, 2005; Клюев Е.В. Теория литературы абсурда // Е.В. Клюев: Ун-т Рос. Аккад. Образования. - М.: Изд-во УРАО, 200; Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. - Спб.: «Владимир Даль», 2001; Суховский A.B. От абсурда к смыслу: герменевтика события. [Электронный ресурс]. URL: www.porlalus.ru; Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо абсурдно. К эвристике абсурда. // «Человек», 1998, № 6.

16 Адорно Т.В. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989; Аргонов P.A. Театр абсурда: нужен ли он современной физике? // Вопросы философии. -М., 1997. № 12; Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек. Антология. - Москва:

Р. Инглхарт, В.В. Лях, С.А. Нижников, И.С. Куликова17), в социальной сфере (Л.Г. Антипенко, В.Н. Никитин, А. Бурьяк и др.18), абсурду в политической сфере посвящены многочисленные статьи в интернет-изданиях (Ю. Юм, В. Хамрев, Е. Холмогоров и др.19). Показательными являются оценочные суждения, высказываемые авторами исследований, статей. Как правило, эта оценка резко негативная (А. Бурьяк, Иеромонах Серафим и др.20), и лишь немногие авторы выделяют положительные функции абсурда: в частности абсурд как юмористическое средство разоблачения рассматривается В.О. Пигулевским21, абсурд как возможность выхода за пределы стандартного мышления и как познавательный инструмент представлен в статье М. Стафецкой.22

Исследования второй группы стали важным социально-философским фундаментом для выявления и раскрытия форм проявления абсурдизма в разных сферах общественной жизни, позволили провести системное

Высшая школа», 1995; Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986; Буртаев Ю.В. АБСФИЗИКА. АБСолют АБСтракции => АБСурд. Изд-во: «Ю.В. Буртаев», 2000; Вайнгарт П. Отношение между наукой и техникой: социологическое объяснение // Философия техники в ФРГ. - М.: Прогресс, 1989.

17 Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис, 1997, № 4; Лях В.В. Рационализм и иррационализм в современной буржуазной социальной философии. Киев: «Наукова думка», 1986; Нижников С. А. О мировоззренческом здоровье // Философия науки. - Вып. 13: Здоровье как проблема естественных и биомедицинских наук. - М.; ИФ РАН, 2008; Куликова И. С. Абсурд вместо логики // Философия и искусство модернизма. -М.: Политиздат, 1980.

18 Антипенко Л.Г. «Черные дыры» как символ грядущей катастрофы мирового сообщества. Взгляд на проблему с позиции русской цивилизации // Экономическая и философская газета, № 52, 2008; Никитин В.Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд / В.Н. Никитин. - М.: Когито-Центр, 2006; Бурьяк А. Абсурдизм как глобальная угроза [Электронный ресурс]. URL: absurdism.narod.ru

19 Юм Ю. Национальный абсурд [Электронный ресурс]. URL: www.echomsk.spb.ru; Хамрев В. Клубы «Единой России» обсуждают закон о полиции // Комерсант [Электронный ресурс]. URL: www.kommersant.ru; Холмогоров Е. Абсурд квазидемократии [Электронный ресурс]. URL: www.rus-obr.ru

20 Бурьяк А. Абсурдизм как глобальная угроза [Электронный ресурс]. URL: absurdism.narod.ru; Иеромонах Серафим (Роуз). Философия абсурда // Литературная учеба, кн. 4-я, июль-август 1996.

21 Пигулевский В.О. Абсурд и юмор // Философия истории: диалог культур. - М., 1989.

22 Стафецкая М. Феномен абсурда / М. Стафецкая // «Мысль изреченная.»: Сб. науч. ст. / АН СССР, Ин-т филос.-М., 1991. исследование абсурдизма как целостного явления со своими формами и содержанием, что не было представлено в упомянутых работах.

Третья группа представлена работами, в которых осуществляется поиск путей преодоления абсурдизма. Здесь можно выделить философские (А. Бергсон, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Ф. Ницше, А. Булгаков и др.23), социально-психологические (В. Франкл, Ф.Е. Василюк, Д. Карнеги, Р. Кочюнас, Н. Пезешкиан и др.24), логические пути (JI. Витгенштейн, A.B. Суховский, H.J1. Мусхелишвили, Ю.А. Шрейдер, М.М. Новоселов и др.25). Наиболее интересными для обоснования способов снижения уровня абсурдизма в социальной действительности представляются теории социальных философов, таких как О. Конт («гармонизация общества»), М. Вебер («идеальные типы»), A.M. Гендин («научное прогнозирование»)26. Отдельного упоминания требуют статьи, посвященные формированию рационального сознания в современном обществе: И.Т. Касавина, М.А. Кузнецова, Н. Моисеева и др.27. Работы третьей группы представляют

23 Бергсон А. Смех. Сартр Ж.-П. Тошнота. Роман. Симон К. Дороги Фландрии. Роман. / сост. О. Жданко, послесл. Н. Пахсарьян и JI. Андреева. - М.: Панорама, 2000;

Булгаков С. Некоторые черты религиозного мировоззрения JI. И. Шестова // Сочинения. В 2 т. Т. 1.-М., 1993.

24 Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. - М., 1990; Василюк Ф.Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 6; Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. - М.: Попурри, 2011; Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. - М.: Академический Проект, 2000; Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи. Пер. с нем. М.: Медицина, 1995.

25 Мусхелишвили H.JL, Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо абсурдно. К эвристике абсурда. // «Человек», 1998, № 6; Новоселов М.М. Абстракция множества и парадокс Рассела // Вопросы философии. - М., 2003. №7.

26 Конт О. Дух позитивной философии. СПб, 1910; Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. Вып. 2.- М.: ИНИОН, 1991; Гендин A.M. Проблемы социального прогнозирования. Вып. XI. Красноярск, 1986.

27 Касавин И. Т. О социальном содержании понятия рациональность // Философские науки, 1985, №6; Кузнецов М. А. Философские основания ноосферного мировоззрения: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. - М., 2001; Моисеев Н. Рациональное общество и экология // Социально-политический журнал, 1993, №3. собой разрозненные исследования различных путей преодоления либо реальных социальных противоречий, либо эмоционально-чувственного разрыва с обществом («чувства абсурда»), тем не менее в этих исследованиях причины возникновения противоречий (в системе «человек-общество») не рассматриваются или рассматриваются лишь в отдельных аспектах, не представляя целостного исследования.

Таким образом, можно сделать вывод, что концептуально в социально-философском аспекте абсурдизм как социальное явление не исследован. Исходя из этого, объект, предмет, цель и задачи исследования формулируются следующим образом:

Объектом диссертационного исследования является современное социальное бытие.

Предметом исследования выступает феномен абсурдизма как специфическое общественное явление действительности.

Цель исследования состоит в рассмотрении с социально-философских позиций сущностных черт и основного содержания абсурдизма, его негативных и позитивных форм проявления в современном обществе, выявлении источников развития, путей и способов преодоления отрицательных проявлений абсурдизма в социуме.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных конкретных задач'.

1. Уточнить сущность абсурдизма и рассмотреть его природу как социального феномена.

2. Вскрыть философские основания современного абсурдизма как социального явления.

3. Выявить и рассмотреть основные формы проявления абсурдизма в социальной действительности.

4. Определить направления развития абсурдизма и обосновать возможные пути преодоления негативных форм его проявления.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения отечественных и зарубежных мыслителей, которые исследуют противоречивые явления общественной жизни, феномены общественного и индивидуального сознания; труды представителей философии экзистенциализма, философии жизни, религиозной и позитивистской философии. В работе также широко представлены научно-методические материалы различных социальных институтов, научно-практических конференций и семинаров, диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации по теме исследования и другие литературные источники.

В качестве методологической основы диссертации выступают базовые положения социально-философской науки, ее категориально-понятийный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе на основе деятельностного подхода используются и реализуются принципы философского диалектико-материалистического анализа: системный, структурно-содержательный, аксиологический, принципы социального детерминизма, единства логического и исторического, методы классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания, контент-анализ и другие. В данном исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания, миропонимания и восприятия.

Эмпирическую базу исследования составили: результаты и выводы исследований, посвященных состоянию абсурда как в отечественном, так и зарубежном социальном бытии, материалы публикаций периодической печати, Интернет-сайтов, личный опыт работы в литературно-театральной среде.

Научная новизна исследования выражается в: - выявлении на основе социально-философского подхода сущностных признаков абсурдизма как специфического социального феномена;

- раскрытии философских оснований феномена абсурдизма применительно к социальному бытию;

- представлении основных форм проявления абсурдизма, его положительных и отрицательных функций;

- определении путей преодоления абсурдизма в современном социуме.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Абсурдизм представляет собой общественное явление, отражающее реальные противоречия в социальной действительности и их рефлексию, выражающееся в нарушении логической цепочки цель-средства-результат и проявляющееся во всех сферах общественной жизни через несоответствие результата деятельности потребностям развития социума.

2. Абсурдизм как феномен социальной действительности базируется на многоуровневых философских основаниях, включающих в себя онтологическую, гносеологическую и социальную составляющие.

3. Абсурдизм пронизывает все сферы общественной жизни, обретая в каждой из них свои специфические черты и формы, обусловленные фундаментальными особенностями подсистемы.

4. В современных условиях основные пути преодоления абсурдизма в социальном бытии следует рассматривать на трех уровнях: онтологическом, гносеологическом и поведенческом.

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Лобанова, Екатерина Ивановна

- выводы диссертации рекомендуются для проведения научно-практических конференций по проблемам развития абсурдизма как социального явления, снижения действия его отрицательных сторон на процессы, происходящие в обществе;

- представляется целесообразным организовать научно-исследовательскую работу по дальнейшему изучению абсурдизма и влияния его на современное российское общество.

Предложенные выводы и практические рекомендации не являются бесспорными и окончательными, некоторые положения имеют дискуссионный характер, но их учет в понимании сущности и причин возникновения и развития феномена абсурдизма, выявление его содержания, основных тенденций развития, поможет определить степень значимости его для социума и определить основные пути преодоления негативных форм его проявления.

Заключение

Социальная реальность как сложная самоорганизующаяся система содержит в себе противоречия. Часто процессы, явления, направленные на улучшение общественной жизни, становятся разрушительной силой. Эти противоречия возникают в процессе культурно-исторического развития и существуют в формах как о бъективных, так и субъективных проявлений. Абсурд предстает частным случаем противоречия, выражая собой момент столкновения субъекта с объективным противоречием в социальной действительности. Как особый случай противоречия, абсурд включается в единый диалектический процесс, является неотъемлемой частью основных законов развития - единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания и перехода количественных изменений в качественные, и проявляется во всех сферах социума.

Присутствие и обнаружение абсурда в социальной действительности представляет собой особое явление - абсурдизм. Именно объективный абсурдизм стал причиной возникновения идеи абсурдности жизни, которая сформировалась в философии абсурда, а в дальнейшем оказала сильнейшее влияние на формирование молодежных и иных общественных движений. Тем не менее, этот феномен в современной системе знаний предстает концептуально неизученным в социально-философском аспекте. Проведенный в данном диссертационном исследовании социально-философский анализ сущностных характеристик абсурдизма, оснований и форм проявления позволил выявить его многоуровневость, которая в определенной мере объясняет особую популярность проблематики абсурдизма в духовной сфере, а также распространение в социальной сфере, в особенности среди молодого поколения интеллигенции второй половины XX века. Рассмотрение абсурдизма как социального феномена позволяет вывести его за рамки одной сферы, показать его универсальность и принципиальную неустранимость, а также обозначить особую роль в существовании и развитии общества.

Достижение целей социально-философского исследования абсурдизма как социального явления, осуществленное в диссертационной работе в соответствии с разработанным замыслом, позволяет заключить следующее.

1. Ключом к пониманию абсурдизма как социального явления является постижение категории абсурда, которая предстает центральной и системообразующей. Анализ интерпретаций абсурда позволил выявить несколько подходов к его пониманию, выработавшихся в разных областях знания, начиная со времен Античности:

- эстетический подход: абсурд как эстетическая категория, связанная с понятием хаоса в древнегреческой философии и противопоставленная прекрасному и возвышенному, гармонии.

- логический подход: абсурд как логическое противоречие в высказывании, обозначающее, что некий элемент не имеет никакого смысла в определенной системе, но может наполняться смыслом в другой.

- религиозный подход: абсурд как форма постижения Божественного. Этот подход характерен для религиозной средневековой мысли («верую, ибо абсурдно»).

- гносеологический подход: абсурд как выход за пределы возможностей человеческого разума.

- онтологический подход: абсурд как характеристика мира и человеческого существования, разрыв между бытием и сознанием, противоречие между желаниями и возможностями.

- лингвистический подход: абсурд как нечто иррациональное, лишенное логической связи с текстом, вырождение языка как средства коммуникации.

2. В данном исследовании был выявлен и обоснован социальный подход к абсурду, представляющему собой реальные противоречия в социальном бытии. Руководствуясь социальным подходом к абсурду и выводя феномен абсурдизма на социально-философский уровень, можно дать следующее сущностное определение абсурдизма. Абсурдизм - это общественное явление, отражающее реальные противоречия в социальной действительности и их рефлексию, выражающееся в нарушении логической цепочки цель-средства-результат и проявляющееся во всех сферах общественной жизни через несоответствие результата деятельности потребностям развития социума.

Выявить сущность абсурдизма как социального явления помогает деятельностная методология, позволяющая исследовать феномен с точки зрения результата деятельности человека, в том числе совместной деятельности отдельных индивидов и групп. Как показал проведенный анализ, источник абсурда коренится в человеке, в человеческом сознании, действиях индивидов. Деятельность человека в функциональном аспекте предстает в отношениях: цель - средства (способы) реализации - результат. Абсурд появляется в особых случаях нарушения деятельностной цепи отношений, когда не верно (умышленно или же нет) поставленные цели или неправильно выбранные средства их достижения приводят в результате к противоречию, которое не соответствует логике и смыслу общественного развития. Данное противоречие и выступает онтологическим основанием абсурда, причиной его существования. Абсурдизм как социальное явление предстает совершенно естественной, имманентно присущей человеку особенностью, которая простирается от конкретных поступков через деятельность к тотальному наделению свойства абсурдности всему бытию, но опять же с позиции самого человека, и в этом отношении абсурд всегда был и есть исключительно антропологическим атрибутом.

Таким образом, можно заключить, что абсурдизму как социальному феномену присущи следующие сущностные черты:

- генезис, функционирование, проявление и развитие абсурдизма имеют деятельностную детерминацию; абсурдизм обладает антропологической атрибутивностью, имплицитно присущий человеку, он не мыслится вне индивида, его бытийности;

- явления абсурдизма социально обусловлены и находятся в прямой зависимости от общественно-исторической практики;

- абсурдизм отражает нарушение определенных социальных норм, составляющих основу общественной жизни, при этом абсурдизму присуща относительность: то, что является нормой в одной социальной системе, представляет собой противоречие, ведущее к абсурду - в другой; абсурдизм имеет конкретно-историческую характеристику (восприятие тех или иных социальных явлений, событий, процессов) обусловлено конкретной эпохой, особенностями социального и культурного развития того или иного общества.

3. Абсурдизм объективно присутствует в социальной действительности. Абсурд есть только потому, что есть человек, который сам создает его в результате своей деятельности и сам же в процессе анализа, наблюдения характеризует ее в качестве абсурдной, продуцируя особую форму бытия в виде абсурда.

Абсурдизм как социальное явление базируется на нескольких основаниях:

Онтологическое основание: противоречивость социальной действительности как результата деятельности человека.

Гносеологическое основание: несовпадение субъективного и объективного как ограниченность возможностей человеческого разума, феномен «непонимания».

Социальное основание: развитие общества как противоречивый процесс изменения социального устройства, роли человека в обществе, мире культуры.

4. В структурном отношении абсурдизм - это сложное, многоаспектное явление, в котором можно выделить несколько уровней:

- объективные противоречия в самой социальной действительности;

- обнаружение и формулировка идеи об абсурдности социальной действительности;

- институализация абсурдизма в социуме, распространение идей об абсурдности в культуру общества и культивирование абсурда как самоцели.

5. Абсурдизм пронизывает все сферы общественной жизни: материально-производственную, духовную, политическую и социальную. В каждой сфере данное явление обретает свои специфические черты, связанные с фундаментальными особенностями подсистемы, имеет соответствующие характеристики и формы. Абсурдизм может проявляться как в процессе анализа относительно замкнутой системы, представленной одной сферой общества или конкретно-историческим обществом в целом, так и во взаимодействии, в том числе в проникновении элемента одной системы в другую. Представления о социальной (в широком смысле) норме и отклонении от нее, об абсурде являются результатом продолжительного общественно-культурного становления, сложного процесса самоидентификации и заимствования, что проявляется в менталитете определенного общества в целом.

При этом следует подчеркнуть конкретно-исторический и относительный характер абсурдизма: то, что в одной социальной системе будет естественным, гармоничным, в другой может быть противоречивым, абсурдным, а понятие истинности в каждом конкретном социуме, его отдельно взятой подсистеме предстает в относительной форме. Приемлемость каких-либо социальных отношений, действий, органичность функционирования той или иной системы во многом определяется привычкой, традицией, совокупностью установленных обществом норм. Тем не менее, обнаружение объективно существующих в социальной действительности противоречий неправомерно трактовать как принципиальную абсурдность мира. Онтологический абсурдизм, представленный в экзистенциальной философии абсурда, может быть снят посредством человеческой деятельности, которая в то же время выступает в качестве источника социальных противоречий.

6. Рассмотрение форм проявления абсурдизма как социального феномена позволило, с одной стороны, выявить проявление противоречий в обществе, а с другой, - в очередной раз доказать их социальную этимологию во всех сферах.

В материально-производственной сфере анализ социокультурной обстановки позволили выявить несоответствие, в котором процесс удовлетворения материальных потребностей вместе с возрастающим комфортом приводит к противоречивым последствиям. Несоответствие цели и способов ее достижения привело в материально-производственной сфере к таким формам как технический абсурд, экологический абсурд, абсурд потребления и производства и т.д.

Представляется возможным выделить два уровня проявления феномена абсурда в материально-производственной сфере: с одной стороны, объективный абсурд, возникающий в процессе исторического развития взаимоотношений в системе «человек-техника», «человек-природа», совершенствования орудий и способа производства, абсолютизации некоторых форм хозяйствования без учета конкретных условий, и, с другой стороны, субъективный абсурд: сознательное использование человеком абсурда в материально-производственной сфере для получения нового.

7. В духовной сфере обнаружено наибольшее разнообразие форм проявления абсурдизма как социального явления. Здесь абсурд функционирует в виде концепций, идей, теорий и форм мышления. Абсурд не просто пронизывает все области духовной деятельности людей, но и в некоторых случаях становится основополагающим, фундаментальным ядром, на котором основываются целые философские и художественные течения. Абсурд может проявляться на уровне общественного (идеологическом и общественно-психологическом) и индивидуального сознания; а также в разных формах общественного сознания: наука (поиск воды на Марсе вместо решения проблемы чистой воды в бедных районах Африки), религия (обращение к священнику вместо профессиональной медицинской помощи), искусство (абсурд как самоцель художественного произведения), философия (философия абсурда), мораль (двойные стандарты).

На уровне индивидуального сознания было выделено «абсурдное сознание» как форма проявления абсурдизма. Поскольку общественное сознание является отражением общественного бытия, то и абсурд здесь во многом является формой рефлексии объективного абсурда, существующего в социальной действительности.

8. В политической сфере абсурд возникает, когда направленная на обеспечение целостности и целесообразности общества политика не достигает этих задач: если неправильно сформулированы цели, выбраны неподходящие средства или же, что особенно показательно именно для политической сферы, мотивы действий политического характера включают не только рациональные элементы (анализ социальной действительности, учет реальных интересов групп, политические идеологии и др.), но и иррациональные (эмоции, убеждения, верования, предпочтения и др.). Считаем важным назвать такие формы, как внешнеполитический абсурд (угроза ядерного самоуничтожения человечества) и внутриполитический абсурд (абсурдные действия политических деятелей, абсурдные политические программы, идеологии, абсурдные политические акции).

9. В социальной сфере общественной жизни абсурд выступает в форме противоречия между принимаемыми решениями и действиями социальных субъектов и последствиями, противоположными замыслу и не приносящими пользу обществу: жилищно-коммунальный абсурд, социально-экономический абсурд, коррупция как становящаяся социальная норма и т.д. В сферу внимания здесь попадают не только реальные социальные противоречия, но и реакция общества на них - «абсурдный социальный бунт». Так, абсурд может проявляться в борьбе отдельных индивидов и социальных групп со сложившимися нормами, противопоставлением себя им. При этом борьба реализуется не только в горизонтальном срезе (между отдельным людьми, социальными группами), но и в вертикальном (между поколениями).

10. В каждой сфере присутствуют специфические формы проявления абсурдизма: в материально-производственной сфере - экологический абсурд, в духовной - суеверие как элемент общественной культуры, в политической - военный абсурд, в социальной - социальная несправедливость. Данная специфика обусловлена особым характером деятельности по удовлетворению потребностей индивидов и спецификой функционирования социальных институтов общества. Кроме того, в разных сферах могут присутствовать схожие формы проявления, тем не менее, в отдельно взятой сфере, как правило, на первый план выходят те или иные формы. Так в материально-производственной и социальной сфере, как правило, наиболее существенным является объективно-непреднамеренный абсурд, проявляющийся как нереально поставленные цели и неэффективные, не соответствующие действительности, средства ее достижения, а в духовной и политической - субъективно-преднамеренный, предстающий на уровне индивидуального сознания в результате действия личных мотивов.

11. Исследование основных форм проявления абсурдизма позволило выявить как отрицательные, так и положительные стороны данного социального явления. С одной стороны, объективные противоречия в социальной действительности являются тормозящими факторами на пути развития общества, его гармонизации и стабилизации. С другой стороны, абсурд может выполнять креативную функцию по производству новых знаний и явлений в обществе, творческую функцию, функцию самовыражения личности, критическую функцию через выявление собственно противоречий в социальной действительности.

12. Среди мыслителей и исследователей предпринимались различные попытки определить способы преодоления абсурдизма: философские, психологические, научные, религиозные, которые представляют собой либо отказ от борьбы как таковой, либо частичное решение проблемы. Признавая неустранимость абсурдизма как такового, следует подчеркнуть возможность снижения уровня абсурдности в социальной действительности.

Решение этой проблемы, по-нашему мнению, лежит в трех плоскостях - онтологической (сущностной, объективной), гносеологической (субъективной: рациональной и чувственно-эмоциональной), поведенческой. С одной стороны, важно помочь людям избавиться от ощущения абсурдности как собственного существования, так и общественной жизни, всего мироустройства. С другой стороны, представляется необходимым снижение возникновения объективного абсурда в социальной действительности. Решение этой проблемы видится в изменении условий, которые способствуют возникновению абсурда, в соблюдении логической цепочки «цель-средства-результат». При этом целесообразно применять рациональный подход, предполагающий подробный анализ социальной действительности, учет всех обстоятельств, прогнозирование возможных последствий и т.д.

На наш взгляд, снижению уровня социального абсурда может способствовать формирование «антиабсурдного сознания». В антропологическом аспекте это представляется возможным в рамках, прежде всего, образовательных систем. Антиабсурдное образование, воспитание и культура должны способствовать не только формированию ответственного отношения к своей деятельности, но и осознанию себя как части общества, а соответственно и как соучастника всех социальных процессов. В свою очередь развитие антиабсурдного сознания позволит формировать антиабсурдное самосознание, понимание своей деятельности как разумной, что непосредственно должно отразиться на образе жизни членов конкретного общества.

Проведенное социально-философское исследование явления абсурдизма в современном социальном пространстве позволяет предложить ряд рекомендаций, использование которых будет способствовать более взвешенному пониманию мировоззренческих проблем, связанных с особенностями восприятия социальной действительности, позволит учитывать абсурдность процессов, связанных с развитием российского государства, общества и отдельно взятой личности. Всю совокупность имеющихся рекомендаций можно условно разделить на следующие две группы.

Первая группа: рекомендации теоретического характера - включает в себя исследованные в работе методологические положения и подходы к изучению как сущностных и содержательных сторон абсурдизма, так и особенностей их проявления в разных сферах жизни общества. В соответствии с разработанными в диссертации положениями, представляется целесообразным более полно и последовательно исследовать ряд перспективных направлений, значительно расширяющих объем научного знания по данной проблеме: разработка и совершенствование методологии исследования абсурдизма как социального явления;

- анализ возникновения, видоизменения, динамики и тенденций развития абсурдизма в различных сферах общественной жизни;

- социально-философский анализ источников и причин современного абсурдизма;

- разработка подходов к проблеме профилактики, противодействия и ликвидации последствий негативного влияния абсурдизма; исследование форм проявления абсурдизма в современном российском обществе;

- анализ и прогнозирование условий и факторов дальнейшего развития абсурдизма применительно к России и другим странам.

Полученные результаты диссертационного исследования, предложения и рекомендации могут быть также использованы: в более детальном и глубоком исследовании объективных и субъективных детерминант явления абсурдизма в современном российском обществе; в исследовании этапов становления данного феномена применительно к дальнейшему развитию современного социума; в формировании механизма формирования антиабсурдного сознания российских граждан.

Вторая группа: рекомендации практического характера - включает в себя практические предложения, непосредственно направленные на перевод теоретических знаний в методологические, использование результатов исследования для эффективного использования позитивных форм и проявлений абсурдизма и преодоления негативных его сторон: а) ученым и преподавателям высших профессиональных учебных заведений материал диссертации можно использовать в следующих целях:

- для проведения занятий по социальной философии, психологии, социологии, культурологии, искусствоведению;

- для разработки методик изучения особенностей проявления абсурдизма в различных сферах жизнедеятельности общества;

- для выработки практических рекомендаций по преодолению негативных сторон абсурдизма как социального явления;

- для подготовки и издания учебных пособий для студентов и аспирантов: «Феномен абсурдизма в современной действительности», «Абсурдизм в России: сущность, содержание и особенности проявления». б) для активизации исследовательской работы по предложенной проблематике:

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лобанова, Екатерина Ивановна, 2013 год

1. Абсурд и вокруг: сб. ст. / отв. Ред. Ольга Буренина. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 443 с.

2. Автономова Н.С. В поисках новой рациональности: опыт типологической характеристики некоторых тенденций буржуазного сознания. //Вопросы философии. -М, 1981. №3. С. 145-156.

3. Адорно Т.В. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. -М.: Прогресс, 1989. С. 364-372.

4. Андриевская В. В. Самоубийство как способ бегства от реальности (на материале пьес французского театра абсурда) / В.В. Андриевская / / Научный вестник Волынского нац. ун-та имени Леси Украинский. Серия: Языкознание. Вып. 5. -М.: Башня, 2009. С. 297-301.

5. Антиисторизм «философии существования». М.: Знание, 1980. -62 с.

6. Антипенко Л.Г. «Черные дыры» как символ грядущей катастрофы мирового сообщества. Взгляд на проблему с позиции русской цивилизации // Экономическая и философская газета, № 52, 2008.

7. Аргонов P.A. Театр абсурда: нужен ли он современной физике? // Вопросы философии. М., 1997. № 12. С. 42-44.

8. Арутюнова Н. Д. Аномалии и язык: К проблеме языковой «картины мира» // Вопросы языкознания. 1987. № 3. С. 3-19.

9. Барт Р. Мифологии // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 616 с.

10. Батай Ж. Внутренний опыт / Пер. с фр. С. Л. Фокина. СПб.: АХЮМА / МИФРИЛ, 1997. - 336 с.

11. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. Москва: Художественная литература, 1990. - 279 с.

12. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. - 304 с.

13. Безклубенко С. Природа искусства. М.: Политиздат, 1982.166 с.

14. Беккет С. Моллой. Мэлон умирает / Пер. с англ. И фр. В. Молот. СПб.: Амфора, 2000. - 349 с.

15. Белых А. Страсть к небытию или поэзия как мышление. Интимный дневник наивного читателя Электронный ресурс. URL: www.netslova.ru

16. Бергсон А. Смех. Сартр Ж. П. Тошнота. Роман. Симон К. Дороги Фландрии. Роман. / сост. О. Жданко, послесл. Н. Пахсарьян и J1. Андреева. - М.: Панорама, 2000. - 608 с.

17. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Прогресс, 1990.-806 с.

18. Библер В. К философской логике парадокса // Вопросы философии. М., 1988. №1. С. 28-42.

19. Бирс А. Словарь сатаны и рассказы. М.: Художественная литература, 1966. - 288 с.

20. Булгаков С. Некоторые черты религиозного мировоззрения JI. И. Шестова // Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 517-537.

21. Булыгина Т., Шмелев А. Аномалии в тексте: Проблемы интерпретации // Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста. -М.: Наука, 1990. С. 94-106.

22. Буренина О. Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина // Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 7-72.

23. Буртаев Ю.В. АБСФИЗИКА. АБСолют АБСтракции => АБСурд. Изд-во: «Ю.В. Буртаев», 2000. 144 с.

24. Бурьяк А. Абсурдизм как глобальная угроза Электронный ресурс. URL: absurdism.narod.ru

25. Бутрова Т. Абсурд по-американски // Современная драматургия. 1994. № 1.С. 193-202.

26. Вайнгарт П. Отношение между наукой и техникой: социологическое объяснение // Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989. С. 131-162.

27. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории: Физика в поисках самых фундаментальных законов природы. / Пер. с англ. Изд.2. - М.: Едиториал УРСС, 2008. - 256 с.

28. Василюк Ф.Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 6. С. 48-68.

29. Васильева Т. А. Антиномии деструктивного сознания: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Пермь, 2004. - 23 с.

30. Вдовиченко О. В. Культурфилософский контекст абсурда в художественном сознании России рубежа XX XXI вв.: на материале творчества В. Пелевина, Д. Липскерова: Автореф. дис. . канд. культурологии. - Саранск, 2009. - 19 с.

31. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь: (Репр. воспроизв. 5-го изд.: СПб., 1899). -М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина. 1991.

32. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. Вып. 2. М.: ИНИОН, 1991.-725 с.

33. Великовский С. «Проклятые вопросы» Камю // Камю А. Избр. произв. М, 1993. С. 421-447.

34. Великовский С. Мифология абсурда // Лит. газета. № 72. 18 июня1960.

35. Витгенштейн Jl. Логико-философский трактат / Пер. с нем. Добронравова.и Лахути Д.; Общ. ред. и предисл. Асмуса В. Ф. М.: Наука, 1958 (2009).- 133 с.

36. Гагарин A.C. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От Античности до Нового времени. Екатеринбург, 2001. -372 с.

37. Геллер Л. Из древнего в новое и обратно: О гротеске и кое-что о сэре Джоне Рескине // Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. -М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 92-131.

38. Гендин A.M. Проблемы социального прогнозирования. Вып. XI. -Красноярск, 1986.

39. Гоббс Т. Избранные сочинения, т. 1-2. М. - Л., 1926.

40. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 3-е изд., с изм. и доп. - СПб.: Свет, 1997. - 608 с.

41. Грицанов A.A. Абсурд //История философии. Энциклопедия, составитель и гл. научный редактор Грицанов А. А. М.: ACT, 2002.

42. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М.: Наука, 1982.-256 с.

43. Гуревич А .Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla, XIII в. М.: Искусство, 1989. - 366 с.

44. Гюнтер X. Соцреализм и утопическое мышление // Соцреалистический канон / Ред. X. Гюнтер, Е. Добренко. СПб.: Гуманитарное Агентство «Академический проект», 2000. С. 41-48.

45. Делез Ж. Логика смысла. М.: Издательский Центр «Академия», 1995.-300 с.

46. Делокаров К.Х. Рационализм и социосинергетика// Общественные науки и современность. 1997, №1. С. 117-124.

47. Дергачева Е. А. Техногенное общество и противоречивая природа его рациональной трансформации: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Брянск, 2005. 195 с.

48. Деррида Ж. Эссе об имени / Пер. с франц. Н. А. Шматко. М.: Инт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 192 с.

49. Долгов К. Красота и свобода в творчестве Альбера Камю // Камю А. Творчество и свобода: Сб. М., 1990. С. 5-27.

50. Доценко Е. Г. Абсурд как проявление театральной словности / Е.Г. Доценко // Изв. Урал. гос. ун-та Сер.: гум. науки, 2004. - Вып. 8. -№33. С. 97-112.

51. Захаров А.Л. «Абсурд» в философии Тертуллиана и Шестова // Духовные ценности как предмет философского анализа. М., 1985. С. 129133.

52. Зенина О. Ю. Ситуации абсурда в социальной действительности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009, №108. С. 69-73.

53. Ивин А., Никифорович А. Словарь по логике. М., 2008. - 384 с.

54. Иеромонах Серафим (Роуз). Философия абсурда // Литературная учеба, кн. 4-я, июль-август 1996. С. 152-167.

55. Ильин И.П. Постструктурализм. деконструктивизм. постмодернизм. Москва: «Интрада», 1996. - 256 с.

56. Ильин И.А. Собр. соч. В Ют. Т. 2. Кн. 1.-М., 1993.-496 с.

57. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис, 1997, № 4. С. 18-28.

58. Интервью с Милтоном Фридманом // О чем думают экономисты. Беседы с нобелевскими лауреатами / под ред. П. Самуэльсона и У. Барнетта. М.: Юнайтед Пресс, 2009. С. 155-189.

59. Ионеско Эжен. Трагедия языка. // Как всегда об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост. пер. с франц., коммент. С. Исаева. - М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992. - 288 с.

60. Как всегда об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост., вступит, ст., пер. с франц., коммент. С.А.Исаева. - М.: ТПФ «Союзтеатр», издательство «Гитис», 1992. - 288 с.

61. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. М.: Политиздат, 1990. - 416 с.

62. Камю А. Записные книжки // Камю А. Творчество и свобода: Сб. -М., 1990. С. 193-555.

63. Камю А. Миф о Сизифе // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.-352 с.

64. Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. М.: Радуга, 1990. - 608 с.

65. Камю. А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. М.: Радуга, 1988. - 464 с.

66. Карасик В.И., Прохвачева О.Г., Зубкова Я.В., Грабарова Э.В. Абсурд как регулятивный концепт // Иная ментальность. М.: Гнозис, 2005. С. 44-57.

67. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М.: Попурри, 2011. -416 с.

68. Касавин И.Т. О социальном содержании понятия рациональность // Философские науки, 1985, №6. С. 60-67.

69. Кафка Ф. Избранное: Сборник: Пер. с нем. / Сост. Е. Кацевой; предисл. Д. Затонского. М.: Радуга, 1989. - 576 с.

70. Кемеров В. Философская энциклопедия. М. «Панпринт», 1998.

71. Клюев Е.В. Теория литературы абсурда // Е.В. Клюев: Ун-т Рос. Аккад. Образования. -М.: Изд-во УРАО, 200. 102 с.

72. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития: Пер. с нем. М.: Республика, 1997. -240 с.

73. Кондрашин И. Глоссарий философских терминов. М. 2006.

74. Кондюкова Е. С. Феномен абсурда: Пробл. эстет.-филос. анализа: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Екатеринбург, 1995. - 22 с.

75. Конт О. Дух позитивной философии. СПб, 1910. - 256 с.

76. Коплстон Ф. История философии. XX век. М., 2002. - 269 с.

77. Косилова Е. Абсурд как задача, которую философия ставит перед математикой Электронный ресурс. URL: fege.narod.ru

78. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе: Пер. с польск. М.: Политиздат, 1980. - 360 с.

79. Кравец А. Абсурд как нарушение смысла / А. Кравец // Вестник ВГУ, Серия Гум. науки, 2004. Ж2. С. 133-178.

80. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.: Академический Проект, 2000. 240 с.

81. Кузнецов М. А. Философские основания ноосферного мировоззрения: Автореф. дис. д-ра филос. наук. -М., 2001. 32 с.

82. Куликова И.С. Абсурд вместо логики / И.С. Куликова. Философия и искусство модернизма. 2-е изд., доп. -- М.: Политиздат, 1980. С. 172-200.

83. Культурология. XX век. Энциклопедия / Гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. Т.1. А-Л. СПб.: Университетская книга: 000 «Алетейя»,1998. -447 с.

84. Кьеркегор С. Или-или. СПб.: Издательство Русской Христианской Гуманитарной Академии: Амфора, 2011. 823 с.

85. Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. Н. Исаевой. М.: ТЕРРА-Книжный клуб: Республика, 1998. С. 15-112.

86. Лавренцова Е. В. Проблема абсурда в философии Серена Кьеркегора: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -М., 1999. 31 с.

87. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М.: Русское феноменологическое общество, издательство «Логос», 1997.- 184 с.

88. Лейбниц Г. В. Труды по философии науки. М.: Либроком, 2010.- 178 с.

89. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В. Бычкова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. - 607 с.

90. Летов О. Мир абсурда и бунтующий человек // Коммунист, 1991, №13. С. 35-44.

91. Лец С. Е. Непричесанные мысли. Изд.-во: Прогресс, Москва. 1978.- 149 с.

92. Либиэр А. Чувство абсурда и попытки его преодоления в литературе 20-го века / Либиэр А. По ту и эту стороны существования. Эссе Электронный ресурс. URL: old.newlit.ru

93. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. / Пер. с фр. Н.А.Шматко -М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.

94. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. Спб.: «Владимир Даль», 2001. - 336 с.

95. Ляпустин А.Г. Типология современного философского иррационализма: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Москва, 2003. -22 с.

96. Лях В.В. Рационализм и иррационализм в современной буржуазной социальной философии. Киев: «Наукова думка», 1986. - 190 с.

97. Маклюен Маршал. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека // Искусство кино. 1994, № 2. С. 67-74.

98. Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. М.: Художественная литература, 1969. - 688 с.

99. Медушевская Н.Ф. Иррационализм в современной западной философии: Лекция / Н.Ф. Медушевская, Ю.П. Павленко; М-во внутр. Дел РФ. Моск. юрид. ин-т. М., 1998. - 55 с.

100. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности ее развития. Л.: Лениздат, 1970.-248 с.

101. Мерлин В.В. Пушкинский домик. Алма-Ата, 1992. - 70 с.

102. Моисеев Н. Рациональное общество и экология // Социально-политический журнал, 1993, №3. С. 110-116.

103. Моложанова C.B. Критический анализ экзистенциально-феноменологической трактовки проблемы человека: (На материале англоамер. Философии 60-хх годов XX в.): Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Минск, 1984.-20 с.

104. Москвина P.P. «Метод абсурда» А. Камю как феномен неклассического философствования // Вопросы философии. М., 1974. №10. С. 137-143.

105. Моторина J1.B. Философская антропология. М., 2003. - 256 с.

106. Мудрагей Н.С. Очерки истории западноевропейского иррационализма / Н.С. Мудрагей; Рос. Акад. Наук. Ин-т философии. М.: Наука, 2002.- 109 с.

107. Мусхелишвили H.J1., Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо абсурдно. К эвристике абсурда. // «Человек», 1998, № 6. С. 32-39.

108. Нижников С. А. О мировоззренческом здоровье // Философия науки. Вып. 13: Здоровье как проблема естественных и биомедицинских наук. - М.; ИФ РАН, 2008. С. 49-66.

109. Никитин В.Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд / В.Н. Никитин. М.: Когито-Центр, 2006. - 318 с.

110. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / пер. с нем. Г.А. Рачинского. СПб.: Азбука-классика, 2005. - 208 с.

111. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Пер. С нем. В.М. Баку сева, Ю.М. Антоновского, Я.Э. Голосовкера и др.; Ред. совет: A.A. Гусейнов и др.; Ин-т философии РАН. М.: Культурная революция, 2005.

112. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. М.: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

113. Новикова В. Ю. Семантика абсурда / В. Ю. Новикова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Кубан. гос. ун-т, Науч.-исслед. ин-т лингвистики. Краснодар: Кубанькино., 2005. - 149 с.

114. Новоселов М.М. Абстракция множества и парадокс Рассела // Вопросы философии. -М., 2003. №7. С. 67-77.

115. Огурцов А.П. Абсурд. Философская энциклопедия, Т.1. М., 2000. С. 21-24.

116. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. М., 1989. №3. С. 119-154.

117. Паньковский С.И. Концепция абсурда в философии Альбера Камю: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Минск, 1991. - 19 с.

118. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи. Пер. с нем. М.: Медицина, 1995. -336 с.

119. Печчеи А. Человеческие качества.- М.: «Прогресс», 1985. —312 с.

120. Пигулевский В.О. Абсурд и юмор // Философия истории: диалог культур.-М., 1989. С. 122-125.

121. Померанц Г. Язык абсурда // Померанц Г. Выход из транса. М., 1995. С. 435-480.

122. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.-432 с.

123. Причины, условия и перспективы построения рационального общества. Роль личности в рациональном обществе Электронный ресурс. URL: www.phiexperts.ru

124. Проблемы современной буржуазной философии и социологии / Редкол.: Н.Ф. Тарасенко, д-р философ. Наук, проф. (отв. Ред.) и др. Киев: Лыбидь, 1990.- 135 с.

125. Проскурникова Т. Б. Театр Франции. Судьбы и образы: Очерки истории французского театра второй половины XX века: Науч. изд. / Т. Б. Проскурникова; Гос. ин-т искусствознания (М.). СПб.: Алетейя, 2002. -471 с.

126. Рассел Б. История западной философии. Том 2. Новосибирск, 1994.-400 с.

127. Родионов JI. Путь к социальной гармонии. М.: Контако, Великий Север, 2010. - 132 с.

128. Руткевич А. Философия А. Камю // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. -М., 1990. С. 5-22.

129. Рэдклифф Т. Неистощимый источник надежды // Новая Европа. 1996. №9. С. 3-16.

130. Рябов П. В. Человек бунтующий философия бунта у Михаила Бакунина и Альбера Камю // Возрождение России: проблема ценностей в диалоге культур. Материалы 2-й Всероссийской научной конференции. 4.1. Нижний Новгород, 1994. С. 74-76.

131. Савицкий С.А. Абсурдизм как художественная идеология (На материале неофициального искусства Ленинграда второй половины 1969-х годов): Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 1999. - 23 с.

132. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2000. - 638 с.

133. Сартр Ж.-П. Тошнота // Сартр Ж.-П. Стена: Избр. произв. М., 1992. С. 15-176.

134. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм- это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. лит., 1953. - 93 с.

135. Сент-Экзюпери А. де. Сочинения : Пер. с фр. / Сост. Э. Кузьмина, В. Боровинский; Коммент. Д. Кузьмина, С. Зенкина. М. : Кн. палата, 2000. -991 с.

136. Смирнов И. Абсурдная социальность. // Абсурд и вокруг: сб. ст. / отв. Ред. Ольга Буренина. М.: Языки славянской культуры. 2004. С. 135148.

137. Солодова И.Е. Тема абсурда в философии экзистенциализма. Вестник ВГУ, Серия Гум. науки. 2006, J2, ч. 2. С. 17-23.

138. Социология: энциклопедия / сост. A.A. Грицанов, B.J1. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003. -1312 с.

139. Спыну JI.M. Феноменология абсурдного в творчестве А. Камю: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Москва, 2001. - 27 с.

140. Стафецкая М. Феномен абсурда / М. Стафецкая // «Мысль изреченная.»: Сб. науч. ст. / АН СССР, Ин-т филос. -М., 1991. С. 139-146.

141. Столович J1.H. Философия и юмор // Вопросы философии. М., 2011. №7. С. 58-68.

142. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1990. - 398 с.

143. Суховский A.B. От абсурда к смыслу: герменевтика события. Электронный ресурс. URL: www.portalus.ru

144. Тарле Е.К. Депо Бабефа. Очерк по истории Франции. Из литературного наследия академика Е.В.Тарле. М., 1981.

145. Тертуллиан. Избранные сочинения. / Пер. И. Маханькова, Ю. Панасенко, А. Столярова, Н. Шабурова, Э. Юнца. Сост. и общ. ред. А. А. Столярова. М.: Прогресс-Культура, 1994. - 448 с.

146. Тертулиан. О плоти Христа // Тертулиан. Апология / Тертулиан. -М.: ООО «Издательство ACT», СПб.: «Северо-Запад Пресс», 2004. 423 с.

147. Токарев Д. В. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета / Д. В. Токарев М.: Новое лит. обозрение, 2002. - 336 с.

148. Трифонов А. Г. Абсурд / Культурология. XX век. Энциклопедия, Университетская книга. Санкт-Петербург, 1998. С. 8-9.

149. Тухтиева Г. Т. Альбер Камю: абсурд и ценности / Тухтиева Г. Т. Нижневартовск: Нижневартовский государственный гуманитарный университет, 2007. 11 с.

150. Фейнман Р. Вероятность и неопределенность квантово-механические взгляды на природу // Фейнман Р. Характер физических законов. Нобелевская и Мессенджеровские лекции. - М., 2004.

151. Федотова В.Г. Критика социокультурных ориентаций в современной буржуазной философии: сциентизм и антисциентизм. М.: Наука, 1981.- 192 с.

152. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: ИНФРА, 1998. - 576 с.

153. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. М., 1990. - 368 с.

154. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

155. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Спб., 1997.576 с.

156. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001. - 445 с.

157. Хамрев В. Клубы «Единой России» обсуждают закон о полиции // Комерсант Электронный ресурс. URL: www.kommersant.ru

158. Холмогоров Е. Абсурд квазидемократии Электронный ресурс. URL: www.rus-obr.ru

159. Христианство как форма преодоления современного абсурда Электронный ресурс. URL: engiishschooll2.ru

160. Чунина A.A. Парадоксы в науке. М.: Инфра-М, 2008. - 115 с.

161. Шабалина Т. Абсурдизм Электронный ресурс. URL: bruma.ru

162. Швырев B.C. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и современность. 1997, №1. С. 105-117.

163. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. - 216 с.

164. Шестов JI. Киргегард -религиозный философ // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов н/Д, 1998. С. 384-411.

165. Шичко Г.А. Против абсурдизма в антиалкогольной пропаганде Электронный ресурс. URL: www.spast.ru

166. Шолтысек А. Культурное простарнство как пространство абсурда // Философия культуры: сб. статей. Самара: Изд-во Сам. ун-та, 1995. С. 3440.

167. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, Т.2 / Пер. с нем. -Мн.: ООО «Попурри», 1999. 832 с.

168. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология XX век. Антология. -М.: Юристъ, 1995. С. 454-497.

169. Экзистенциализм в философии XX века: учебно-методическое пособие / Вольнякова O.A.; Федеральное агентство по образованию, Московская гос. акад. Тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова. Москва: МИТХТ им. М,В, Ломоносова, 2007. - 73 с.

170. Экзистенциальная философия и психология: хрестоматия / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Южно-Уральский гос. ун-т, Каф. общ. психологии. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. 140 с.

171. Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек. Антология. -Москва: «Высшая школа», 1995. С. 265-294.

172. Эсслин М. Театр абсурда. Пер. с англ. Г. Коваленко. М.: Издательство Балтийские сезоны, 2010. - 527 с.

173. Юлина Н.С. Бунтующая молодежь в поисках идеологии //США. Экономика. Политика. Идеология. № 9, М., 1971. С. 53-63.

174. Юм Ю. Национальный абсурд Электронный ресурс. URL: www.echomsk.spb.ru

175. Юнгер Ф. Г. Совершенство техники. Машина и собственность. -СПб.: Владимир Даль, 2002. 564 с.

176. Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. Л.О. Акопяна.-Москва: Практика, 1997. 1056 с.

177. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. -М.: Прогресс, 1986. С. 119-146.

178. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. -М., 1999. 524 с.

179. Absurdism Электронный ресурс. URL: www.newworldencyclopedia.org/entry/Absurdism

180. Communication from the commission Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth Электронный ресурс. URL: ec.europa.eu/eu2020/pdf

181. Corner R. Die Kunst des Absurden. Ubereinliterarisches Phanomen. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1996.

182. Duponthieux M. Absurde // Encyclopédie philosophique universelle. Les Notions, v. 1, pp. 13-14.

183. Feynman R. The Strange Theory of Light and Matter. Princeton, 1988. 176 p.

184. Ionesco E. Notes et contre Notes. P., 1962.

185. Onions Ch. T. {éd.). Oxford Dictionary of English Etymology. Oxford: Clarendon Press, 1966.

186. Park J. Our Existential Predicament: Loneliness, Depression, Anxiety & Death // Электронный ресурс. URL: www.existentialbooks.com

187. Rosenkranz C., Àesthetik des Hablichen, Kôenigsberg, 1853.

188. Situation and human existence: Freedom, subjectivity a. soc./ Sonia Kruks. London: Unwin Hyman, 1990. - XV, 215 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.