Эстетизация безобразного в арт-практиках постмодерна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат наук Медведев, Алексей Александрович

  • Медведев, Алексей Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 152
Медведев, Алексей Александрович. Эстетизация безобразного в арт-практиках постмодерна: дис. кандидат наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2016. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Медведев, Алексей Александрович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА И СМЕЩЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ В СОВРЕМЕННЫХ

АРТ-ПРАКТИКАХ

Специфика эстетической аксиологии, возникновение и современные

тенденции

1.2. Постмодерн в контексте реализации арт-практик: сущность, особенности

и критерии эстетической оценки

Глава 2. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ БЕЗОБРАЗНОГО В КОНТЕКСТЕ АРТ-ПРАКТИК ПОСТМОДЕРНА

2.1. Безобразное в теории ценностей: историческая трансформация и современная эстетизация

2.2. Отвратительное как актуальная форма эстетизации безобразного

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы:

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетизация безобразного в арт-практиках постмодерна»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Картина современного мира отличается глубокими трансформациями. Кризис ее классической парадигмы, вызванный скачком научно-технической революции, техногенными изменениями окружающей среды и расширением информационного поля, обострил проблему эстетизации социокультурной реальности. Термин «эстетизация» употребляется для обозначения определенного отношения к действительности, при котором предметы рассматриваются с эстетической точки зрения, и основным фактором эстетической оценки предмета становятся свойства его формы с уменьшением внимания к внутреннему содержанию. При этом, вместе с признанными положительными сторонами, такими, как эстетизация городского пространства и промышленная эстетизация, это явление имеет и неоднозначно воспринимаемые аспекты. Одним из таких аспектов является включение в процесс эстетизации феноменов, которые с позиций классической эстетики понимаются как безобразные. Вместе с подобной тенденцией отчетливо прослеживается и другая, когда в современной культуре по определенным причинам прямо обращают внимание на негативные явления, безобразные, ужасные и отвратительные особенности окружающего мира и делают их предметом эстетического наслаждения. Это позволяет говорить о том, что безобразное занимает особое место в современной эстетике.

Вместе с тем современная эстетика связана с рядом неоднозначных процессов и явлений в том виде деятельности, которая определяется исследователями как «арт-практика». В арт-практиках процесс эстетизации безобразного проявляется в наиболее выраженной форме. Процесс эстетизации безобразного в арт-практиках обнаруживает его крайние формы, такие, как отвратительное, ужасное, шокирующее, которые, на наш взгляд, нуждаются в философском осмыслении. Это говорит об изменении определенных

ценностных ориентаций личности и критериев оценки современного искусства. Таким образом, эстетизация безобразного в арт-практиках, до превращения его в предмет эстетического наслаждения, делает актуальным и необходимым анализ таких процессов.

Вопрос об эстетизации безобразного в арт-практиках оказывается вполне закономерным и в контексте широкого интереса к проблемам постмодернизма. Эстетическая оценка постмодернизма — актуальная проблема, недостаточно исследованная в отечественной и зарубежной эстетике. Это определяет обращение в данной работе к зарубежным исследованиям в области эстетической аксиологии.

Эстетизация безобразного в современной культуре приводит к тому, что данная категория приобретает множество новых форм, которые обладают своими отличительными признаками. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена неоднозначностью процессов связанных с современной эстетикой, а также многообразием и сложным характером проявления безобразного как категории, которая нуждается в уточнении по отношению к другим эстетическим категориям, таким как отвратительное, страшное, ужасное и т.д.

Степень научной разработанности проблемы

Традиционно сфера аксиологических исследований находится в русле интересов классической философии. Но, несмотря на большой объем библиографии по данной проблематике, исследование аксиологических оснований арт-практик постмодерна остается мало разработанным. Между тем, в данном поле исследований такие проблемы, как соотношение видов ценностей (эстетической, художественной, этической) друг к другу и возможность эстетической оценки безобразного и отвратительного, являются ключевыми.

Разработкой сущности эстетического занимались Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, A.B. Гулыга, М.С. Каган, И. Кант, А.Ф.Лосев, В.П. Шестаков.

Поскольку понятие эстетического само по себе носит ценностный характер, это требует рассмотрения сущности эстетического с позиций теории ценностей. Среди исследователей, занимавшихся проблемами аксиологии, можно назвать Б. Бозанкета, Э.Ш. Брайтмана, Г. Лотце, Г. Риккерта, В. Виндельбанда, К.И. Льюиса, Р. Перри, А. Маслоу, В.П. Шохина.

Разработка общей теории ценностей в том числе подразумевает решение частных вопросов эстетической аксиологии. Здесь ценнейший вклад внесли как отечественные, так и зарубежные ученые: Н.Д. Арутюнова, Л. В. Баева, В.П. Барышков, Ю.Б. Борев, А.П. Воеводин, Н. Гартман, A.B. Гулыга, О.Г. Дробницкий, Б.И. Додонов, И.И. Докучаев, Р. Ингарден, М.С. Каган, Н.О. Лосский, Н.Б. Мечковская. Л.А. Микешина, Я. Мукаржовский, Ф. Ницше, Л.Н. Столович.

В решении вопросов эстетической аксиологии необходимо учитывать специфические особенности искусства. Здесь надо отметить работы: Л.-Б. Альберти, В.Ф. Асмуса, Х.-Г. Гадамера, Г.-В.-Ф. Гегеля, Э.Бёрка, В.П. Бранского, И. Канта, А.Ф.Лосева, Ю. Мильтарера.

Осмыслению сущности постмодерна посвящены труды Р. Барта, В. Беньямина, М. Бердсли, Т. Бинкли, Ж. Бодрийяра, П. Гваттари, К. Гринберга, A.A. Грицанова, Б. Гройса, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Дж. Дики, Б. Дземидока, Ч. Дженкса, С. Зонтаг, X. Кевина, М. Куплен, H.A. Крючковой, Ж.Ф. Лиотара, A.C. Мигунова, Н.Б. Маньковской, И.П. Никитиной, Ж. Рансьера, Н.В. Романовой, A.B. Рыкова, Ф. де Соссюра, У. Сепанмаа, Т.Н. Суминовой, Ж.-Д.-Д. Юбермана, Д. Феннера, З.Фрейда, У. Эко, М.Н. Эпштейна и др.

В современной эстетике категория безобразного занимает особое место в связи с трансформацией ценностных ориентиров и провокационного характера художественной практики постмодернизма. Анализу безобразного посвящены работы Т. Адорно, Аристотеля, Н.Д. Арутюновой, И. Канта, П.Н. Кондрашова,

Ю. Кристевой, М. Куплен, С.А. Лишаева, Ф. Ницше, В.И. Самохваловой, К.Розенкранца, A.A. Рябова, М. А. Шкепу, Е.Я. Шмелевой, Н.Г. Чернышевского, У. Эко, К.-Г. Юнга.

Исследованию отвратительного в рамках таких наук, как психология и антропология, посвящены работы М. Дуглас, А. Колнаи, П. Розина, П.В.Симонова, В.Д. Шадрикова, П.Экмана.

Среди отечественных ученых, занимавшихся разнообразными аспектами художественного творчества, необходимо отметить A.A. Аронова, М.Н. Афасижева, В.В. Бычкова, A.A. Грицанова, A.C. Мигунова, В.А. Ремизова, В.М. Розина, Н.В. Романову, H.A. Хренова, М.М. Шибаеву.

Решению проблем художественной коммуникации в контексте культуры и вопросам своеобразия творческой личности посвящены работы Л.Н. Воеводиной, Л.М. Гаврилиной, Г.В. Гриненко, Ю.М. Лотмана, И.В. Малыгиной, A.A. Пелипенко, Т.Н. Суминовой.

Несмотря на имеющиеся исследования безобразного в классической и неклассической эстетике, до сих пор анализу его современной специфики не было уделено достаточного внимания. Между тем безобразное начинает занимать одно из ведущих мест в эстетике постмодернизма. Несмотря на очевидный интерес к осмыслению феномена безобразного в художественной культуре постмодернизма, опыт эстетических исследований его современной специфики можно считать явно недостаточным. Кроме того, по нашему мнению, в исследовательской (научно-теоретической) практике недостаточно изученным остается вопрос об эстетической оценке безобразного.

Объект исследования - арт-практики в контексте эстетической аксиологии.

Предмет исследования — безобразное как эстетически актуальное в арт-практиках постмодерна.

Цель работы - выявить отличительные характеристики эстетизации безобразного в современных арт-практиках.

Задачи исследования:

1. Выявить специфику эстетической аксиологии, проследить тенденции ее развития от возникновения до современности.

2. Проанализировать сущность, особенности и критерии эстетической оценки, свойственной постмодерну, в контексте реализации арт-практик

3. Определить вектор трансформации безобразного в теории ценностей и специфику эстетизации категории в современности.

4. Обосновать отвратительное как актуальную форму эстетизации безобразного.

Гипотеза исследования

В современных арт-практиках постмодерна происходит усиление процесса эстетизации безобразного, которое в процессе эстетической оценки позволяет выделить категорию «отвратительное» как актуальную форму проявления «безобразного», обладающую специфическими характеристиками.

Теоретико-методологические основы исследования

Методология исследования является комплексной и определяется спецификой предмета исследования, его целью и задачами. Ведущими при этом являются методологические принципы современной аксиологии и истории эстетики, в частности принципы историзма, системного подхода и компаративистики, а также принцип единства гуманитарного знания. Методология исследования была выбрана в соответствии с проблематикой.

Анализ эстетического основан на концепции А.Ф. Лосева, согласно которой эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений.

При исследовании процесса эстетизации социокультурной реальности базовой являлась философско-антропологическая концепция A.A. Рябова и П.Н. Кондрашова.

При анализе эстетической аксиологии методологической основой стали концепции М. Бердсли, Э. Берка, А.П. Воеводина, Вольтера, Н. Гартмана, Б. Грасиана, Р. Ингардена, И. Канта, М.С. Кагана, Я. Мукаржовского, Ф.Ницше, JI.H. Столовича, В.П. Шохина, Д. Феннера, в которых освещаются ценностные аспекты, рассматривается понятие ценности, оценки и исследуются основные аспекты и функциональные значения понятий ценности и оценки.

При рассмотрении общих вопросов постмодерна базовыми были концепции Р. Барта, Ж.Делеза, X. Кевина, Ю. Кристевой, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Рансьера, И.С. Скоропановой, У. Эко, М.Н. Эпштейна.

Большое влияние на наше исследование оказали работы Т.Бинкли, В.В. Бычкова, Б. Гройса, С. Зонтаг, H.A. Крючковой, Н.Б. Маньковской, И.П. Никитиной, Н.В. Романовой, A.B. Рыкова, Б. Тейлора, Д. Хопкинса, H.A. Хренова, в которых затрагиваются проблемы арт-практик постмодерна.

Важную часть методологической базы диссертации составили исследования, касающиеся проблемы безобразного в эстетике и его оценки в искусстве. Это работы Т. Адорно, Аристотеля, М. Бердсли, В. Беньямина, Т. Бинкли, И. Канта, П.Н. Кондрашова, М.Куплен, С.А. Лишаева, Ф. Ницше, К. Розенкранца, A.A. Рябова, М. Шкепу, Ж.-Д.-Д. Юбермана, Д. Феннера.

В области общих вопросов изучения своеобразия и аксиологических аспектов отвратительного основой для диссертационного исследования послужили труды С. Зонтаг, И. Канта, М. Куплен, Н.Г. Чернышевского, П. Экмана.

Несмотря на то, что безобразному были посвящены отдельные исследования, на наш взгляд, недостаточно изученными остаются особенности эстетизации безобразного в современных арт-практиках. Кроме того, недостаточно изучены такие крайние формы безобразного, как отвратительное,

ужасное, шокирующее и т.д. Проблема эстетической оценки безобразного и отвратительного также не получила должного осмысления. Между тем осмысление проблемы особенностей безобразного и отвратительного по основанию эстетической оценки требует проведения комплексного исследования, в котором объединялись бы данные классической и современной эстетики.

Методы исследования

В процессе исследования были использованы научные методы, адекватные комплексу исследовательских задач, обусловленные его предметом и целью:

- сравнительно-исторический метод, применяемый как в диахроническом, так и в синхроническом планах;

метод системного анализа, учитывающий взаимосвязь и взаимодополняемость различных элементов художественной культуры;

- метод восхождения от абстрактного к конкретному;

- метод типологизации;

- междисциплинарная компаративистика.

В ходе работы автором были проведены непосредственные полевые исследования, связанные с изучением оценочных суждений субъектов творчества и восприятия об арт-объектах современного искусства.

Научная новизна исследования

1. Выявлено что, философская теория ценностей является базовой

для формирования сущности эстетической аксиологии. Доказано, что возникновение аксиологии связано с увеличением роли субъекта в субъект-объектных отношениях. Показано, что в XX веке отмечается усиление интереса к аксиологической проблематике, вызванное, с одной стороны, обострением внимания к понятиям «ценность» и «оценка», с их тенденцией к

нивелированию в художественной практике, а, с другой стороны, с расширением области эстетического.

2. Проанализирована сущность эстетической оценки постмодерна в контексте реализации арт-практик, где наблюдаются признаки трансформации классической эстетической парадигмы. Особенностью эстетической оценки арт-практик является плюрализм вкусов и отсутствие общей эстетической нормы. Доказано, что при отсутствии общих критериев оценки наблюдается приоритет субъективных эстетических точек зрения, обусловленный спецификой эстетического опыта периода постмодерна.

3. Определен вектор трансформации безобразного: от противоположности прекрасного в классической эстетической аксиоматике, до самостоятельной и самоценной эстетической категории в современности, имеющей особую актуальность для арт-практик постмодерна.

4. Обосновано положение, согласно которому отвратительное является актуальной формой безобразного. Проанализировано место отвратительного в современной эстетической аксиологии. Представлена сравнительная характеристика безобразного и отвратительного. Показана специфика проявления отвратительного в искусстве и арт-практиках. Введены в отечественный научный контекст зарубежные концепции, ранее неизвестные в отечественной эстетической теории.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании автором принципиальной последовательной трансформации научных взглядов на аксиологическую составляющую художественно-творческой деятельности, позволяющую рассматривать аксиологические особенности эстетического восприятия как основание для различения понятий безобразного и отвратительного. Материалы и результаты исследования способствуют углубленному осмыслению места безобразного и отвратительного в арт-практиках постмодерна, и ее эстетической оценки в частности. Выводы,

сделанные в диссертации на основании аналитического, описательного и сравнительного изучения арт-практик постмодерна, могут стать значительным вкладом в исследования, посвященные эстетике постмодернизма.

Практическая значимость исследования

Выводы и результаты данной работы могут быть применены в практике преподавания эстетики, истории изобразительного искусства, истории культуры и использованы для разработки спецкурсов по эстетике, а также в научных исследованиях, посвященных арт-практикам постмодерна и эстетической оценке искусства. Внедрение материалов данного диссертационного исследования в современный образовательный процесс позволит разработать новые аспекты подготовки специалистов в области эстетики, культурологии и искусствознания.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности

Диссертационное исследование, посвященное аксиологическому исследованию арт-практик постмодерна, соответствует п.1. «Предмет эстетики и сфера ее интересов, ее функции и место в процессах культурного развития индивида, личности и общества», п. 3. «Методы эстетического исследования. Эстетика как система законов, категорий и понятий. История становления эстетических категорий», п.4. «Эстетическое отношение человека к действительности: эстетическое познание мира человеком и эстетическое содержание всех видов деятельности и способов жизнедеятельности человека», п.9.«Аксиологические проблемы эстетики», п. 10. «Эстетика как философия искусства», п. 13. «Эстетические проблемы художественной критики», п. 14. «Эстетическое сознание и его проблемы», п. 16. «Эстетическое и художественное творчество», п. 17. «Эстетическая и художественная культура», п. 18. «Социология искусства», п. 19. «Социальные функции искусства», п.20. «Народное, массовое и элитарное искусство», п.21. «Эстетическое воспитание и

его проблемы», п.22. «Эстетическое образование», п.24. «Место эстетики и искусства в культурных и цивилизационных процессах», п.27. «Эстетические аспекты истории искусства» паспорта специальности 09.00.04 «Эстетика» (философские науки).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Философская теория ценностей является базовой теорией для формирования сущности эстетической аксиологии, так как здесь были определены такие ключевые понятия, как ценность, оценка, способность к оценке. Феномен ценности раскрывает субъекта как носителя особых социокультурных качеств, способного чувствовать, мыслить и переживать, что имеет непосредственное отношение к эстетическому. Одним из основных факторов, влияющих на современную культуру, является процесс усиления эстетизации социокультурной реальности. В изучении этого фактора становится необходимым обращение к методам эстетической аксиологии. Применение методов современной эстетической аксиологии позволяет глубже понять актуализированный современностью процесс эстетизации бытия, который затрагивает все сферы общественного сознания и особым способом проявляет себя в искусстве.

2. Сущность эстетической оценки в контексте реализации арт-практик постмодерна усматривается в изменении классической эстетической аксиологической парадигмы. Это проявляется в отказе арт-практик от эстетического идеала, зависимости эстетического суждения от интенсивности эстетического опыта, а также в нивелировании классических критериев эстетического вкуса и эстетического воспитания. Новые критерии эстетической оценки арт-практик определяются институционально (кураторство), они коммерчески и конвенционально обусловлены, располагаются в контексте

определенных установок эстетического восприятия и эстетической точки зрения на арт-объект.

3. Развитие категории «безобразное» позволяет обнаружить вектор трансформации данной категории в эстетической теории. Безобразное перестает быть противоположностью прекрасному, усиливается его способность символически выражать внутреннее содержание. Утрата критического начала и расширение поля эстетической оценки приводят к тому, что безобразное в постмодернизме становится самодостаточной категорией. В современных арт-практиках наблюдается усиление эстетизации безобразного. Суть такой эстетизации определяется социальными и экономическими факторами жизни современного общества, а также ориентированностью современной культуры на потребление. При этом на периферии эстетического отношения к действительности оказываются безобразные стороны человеческой жизни, которые все более подвергаются эстетизации.

4. Современный анализ эстетизации безобразного позволяет выявить такую его актуальную форму, как отвратительное. Сравнительный анализ отвратительного и безобразного показывает, что они имеют отличительные особенности, обнаруживающиеся в процессе эстетической оценки предмета. В арт-практиках постмодерна подобные отличия становятся наиболее очевидными. Безобразное относится к особенностям формы предмета, фиксация предмета как безобразного - результат эстетической оценки. Отвратительное относится к определенным идеям, которые останавливают эстетическую оценку предмета. Способность остановки эстетической оценки предмета обнаруживает специфику отвратительного, однако не останавливает последующей эстетизации безобразного. Анализ последующей эстетизации безобразного позволяет обнаружить и другие специфические самостоятеьные формы, такие как страшное и ужасное, которые еще нуждаются в дальнейшем изучении.

Апробация результатов исследования

По теме диссертационного исследования опубликованы 5 статей (в том числе три - в двух журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для кандидатских и докторских диссертаций).

Основные положения диссертационного исследования были представлены в виде докладов на различных научных мероприятиях, в том числе: «круглом столе» «Система ценностей как основа духовного развития» (МГУКИ, 2013), Международном форуме культуры - 2014 (МГУКИ, 2014), а также апробированы в ходе лекций и семинарских занятий.

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного института культуры.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного института культуры 29 июня 2015 года (протокол № 16).

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих соответственно каждая из двух параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА И СМЕЩЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ В СОВРЕМЕННЫХ АРТ-ПРАКТИКАХ

Специфика эстетической аксиологии, возникновение и современные тенденции

Ценностное осмысление человеком окружающей действительности невозможно без обращения к аксиологически значимым феноменам. Осмысление аксиологической проблематики особенно актуально, так как оно является выражением ценностных ориентиров личности и способно оказывать влияние на мировоззрение человека и формирование сферы его жизненных ориентиров. Это становится особенно важным, когда мы оказываемся в пространстве современной художественной культуры: пространстве неоднозначном, многоликом и динамичном, поэтому особую важность приобретает изучение эстетической специфики современной арт-деятельности и ее ценностных характеристик. В последнее время отчетливо прослеживается тенденция возрастающего интереса к критериям эстетической ценности современного искусства, которые позволяют личности ориентироваться в широкой и труднопонимаемой сфере современной художественной практики.

Как известно, существенной особенностью современной культурной ситуации является феномен эстетизации - процесс сообщения эстетических характеристик предметам или рассмотрения таких предметов с эстетической точки зрения. Возрастает значение эстетического восприятия тех сторон и особенностей современной жизни, которые не являлись предметом классической эстетики: это, прежде всего, такие области человеческой деятельности, как реклама, дизайн и спорт. Эстетическое приобретает статус значимого фактора социальной жизни. Вместе с признанными положительными сторонами, такими, как эстетизация городского пространства и промышленная эстетизация, это явление имеет и негативные стороны. Это,

прежде, всего связано с консьюмернзмом, когда эстетизации начинают подлежать феномены, не предназначенные для широкого обсуждения. Интимные подробности человеческой жизни, заболевания, насилие включаются в универсум товарного обмена и начинают пониматься как знаковые ценности, как то, что подлежит выведению в привлекательной форме для последующего потребления. Вместе с подобной тенденцией отчетливо прослеживается и непосредственная эстетизация безобразного, когда участники современной культуры в качестве протеста против техногенного изменения окружающей действительности и утраты человеком личностного начала, прямо обращают внимание на ужасные явления, мерзкие и отвратительные особенности окружающего мира. Таким образом, безобразное занимает особое место в современной эстетике. Это заставляет обратиться к категории безобразного с точки зрения ее эстетической ценности для современного человека. Эстетическая аксиология имеет начало в философской теории ценностей, поэтому мы считаем необходимым обратиться сначала к этому вопросу.

В истории философии от античности до Нового времени существует множество суждений о различных видах ценностей (например, о красоте, добре), но совершенно очевидным является то, что до XIX века в философских системах «отсутствует целостное обобщающее понятие ценности как таковой и закономерности ее проявления в различных конкретных формах» [53. с.9]. Это связано с основными принципами классической философии «конструированию онтологической и гносеологической концепций» [53. с. 13]. Они предполагают существование реальности, бытия, существующего по объективным законам, которые необходимо познать с помощью разума. Таким образом, возникновение философской теории ценностей и проблема ценности связаны с проблемой субъект-объектных отношений.

Хотя ценность как философское понятие начинает формироваться только в XIX веке, проблема ценности обозначается уже в античности.

Прежде всего, необходимо отметить, что здесь философское осмысление

окружающего мира обусловлено мифологией и обыденным сознанием, которое воспринимает этот мир как целостный. Взаимосвязь чувственного и мифологического, идеального и материального, индивидуума и общества обуславливает философские проблемы античности. Это первоэлементы мира, космоса, их связь. Человек включен в этот космос и един с ним. Согласно учению Демокрита, человек должен действовать согласно законам космоса. Случаи отклонения в человеческом поведении приводят к возникновению проблем меры, пропорциональности и гармонии. Избыток или недостаток в каких-либо человеческих качествах, мера радости и горя, бедности или богатства находятся не в окружающем мире и не в физическом положении человека, а в его точке зрения на окружающий мир. Животным дано чувство меры, человеку - нет. Оно зависит от человека: «Если перейдешь умеренность, то приятнейшее станет неприятнейшим; не надо переходить меру ни в пище и платье, ни в наслаждениях любви... если ты будешь держаться этого образа мыслей, то будешь жить в более хорошем расположении духа и избавишь себя в жизни от немалых зол: зависти, соперничества и вражды» [Цит. по: 67. Т.1. с.507]. Ценностные ориентиры не следуют из вечных законов космоса, но зависимы от человека. Мнение человека противопоставляется законам космоса, но неразрывно связано с ним - если не будешь соблюдать меры, не сможешь достойно жить по законам космоса. Здесь Демокрит соединяет чувственно постигаемое и постигаемое умом: «О мышлении же он сказал лишь то, что оно бывает при гармоническом состоянии души относительно составляющей ее смеси. ...Таким образом ясно, что мышление он ставит в зависимость от смеси, образующей тело, что, может быть, и последовательно для него, делающего душу телом. Такие легкие исследования сообщают душам стройное и полезное движение, речей же спорщиков и мастеров на софизмы следует избегать» [Цит. по: 67. Т.1. с.508]. Демокрит отмечает, что первоначала не познаются обычными чувствами, но постигаются с помощью разума.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Медведев, Алексей Александрович, 2016 год

Список литературы:

1. Адорно, Т. Эстетическая теория./Т. Адорно. - М.: Республика, 2001

2. Асмус, В.Ф. Немецкая эстетика 1В века./В.Ф. Асмус. - М.: Искусство, 1963.-310с.

3. Аристотель. Собр. соч.: в 4 томах./Аристотель. - М.: Мысль, 1976.

4. Афасижев, М.Н. Западные концепции художественного творчества./М.Н. Афасижев. - М.: высшая школа, 1990. - 176с.

5. Баева, Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия. Опыт экзистенциальной аксиологии: монография./Л.В. Баева. - М.: Прометей, МПГУ, 2003.- 240с.

6. Баева, Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории: монография./Л.В. Баева. - М.: Изд-во АГУ, 2004. - 274с.

7. Барабанов, Е. Искусство на рынке или рынок искусства./Е. Барабанов// Художественный журнал. 2004. №46. (http://xz.gif.ru/numbers/46/ гупок /)( Дата обращения 18.03.13).

8. Бинкли, Т. Против эстетики./Т. Бинкли//Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века: антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм: антология. -Екатеринбург: Деловая книга, Бишкек: Одиссей, 1997.

9. Барт, Р. Нулевая степень письма/Р.Барт. — М.: Академический проспект, 2008.- 431с.

Ю.Барышков, В.П. Аксиология личностного бытия/В.П.Барышков. - М. Логос, 2005.

П.Барышков, В.П. Аксиология/В.П. Барышков. - СПб.: Наука, 2009. - 65с.

12.Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости./В.Беньямин. -М.: Медиум, 1996. -241с.

13.Беньямин, В. Происхождение немецкой барочной драмы./В. Беньямин. -М.: Аграф, 2002.-288с.

14.Бердсли, М. Эстетическая точка зрения/М. Бердсли//Американская

философия искусства: основные концепции второй половины XX века: антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм: антология. -Екатеринбург: Деловая книга, Бишкек: Одиссей, 1997.

15. Бердяев, H.A. Самопознание / H.A. Бердяев. -М.:Эксмо, 1990.

16.Бёрк, Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного / Э.Бёрк. - М.: Искусство, 1979.

17.Бранский, В.П. Искусство и философия / В.П. Бранский. - Калининград: Янтарный сказ, 1999.

18.Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. - М. Высшая школа, 2002.

19.Бычков, В.В. Проблемы и "болевые точки" современной эстетики/В.В. Бычков // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 1. - М.: ИФРАН, 2005.

20.Бычков, В.В. Триалог: Разговор первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.В. Иванов. - М.: ИФРАН, 2007.

21. Бычков, В.В. Эстетика: учебник / В.В. Бычков. — М .: КНОРУС, 2012. — 528 с.

22.Бычков, В.В. Эстетика отцов церкви / В.В. Бычков. - М. Ладомир, 1995.

23.Воеводина, Л.Н. Мифология и культура./Л.Н. Воеводина. -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 356 с.

24.Воеводина, Л.Н. Социально-психологические механизмы мифотворчества / Л. Н. Воеводина // Вестник Московского гос.университета культуры и искусств. 2007 . -N4 . - С. 16-22 .

25.Воеводин, А.П. Эстетическая оценка // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернандского 2010. Том 23. (http://www.science.crimea.edu/zapiski/2010/philos kulturol/uch 23 2kult/ 05 voevodin.pdf) (дата обращения 29.05.2015)

26.Вольтер. Эстетика. / Вольтер. -М.: Искусство, 1974. - 392с.

27.Гаврилина, Л.М. Эстетическая коммуникация в пространстве культуры (на примере Калининградской региональной субкультуры) / Л.М. Гаврилина // Вестник МГУКИ. - 2015. - № 4. - с. 105-111.

28.Гаврилина, Л.М. Эстетический поворот конца XX века и проблема

129

р

самоопределения эстетики: рецепция кантовских идей / JI.M. Гаврилина // Культура и образование. - 2015. - № 2(17). - С.78-86.

29.Гаврилина, JI.M. Калининградский текст в семиотическом пространстве культуры / JI.M. Гаврилина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2011. - №6. - С.75-83.

30.Гадамер, Х.-Г. Истина и метод / Х.Г. Гадамер. - М.: Прогресс, 1988.

31.Гадамер, Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.Г. Гадамер. - М.: Искусство, 1991. - 367с.

32.Гартман, Н. Эстетика / Н.Гартман. - Киев: Ника-центр, 2004. - 635с.

33.Гегель, Г.В.Ф. Эстетика/Г.В.Ф. Гегель. Собр. соч.: в 4 томах. ~М.: Искусство, 1969.

34.Гилберт, К. История эстетики / К. Гилберт, Г. Кун. — СПб.: Алетейя, 2000. -653с.

35.Грасиан, Б. Карманный оракул / Б.Грасиан. - М.: Наука, 1981.

36.Гринберг, К. Авангард и китч / К. Гринберг //Художественный журнал. 2005. - №60. (http://xz.Rif.ru/numbers/60/avangard-i-kitchA)

37.Гриненко, Г.В. Наука и культура. Парадоксы взаимодействия / Г.В. Гриненко // Полигнозис. 2009. №4(37). С.97-110.

38.Гройс, Б. Комментарии к искусству / Б.Гройс. - М.: Издательство Художественный журнал, 2003.

39.Гройс, Б. Политика поэтики / Б.Гройс. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. -400с.

40.Гулыга, A.B. Эстетика в свете аксиологии / A.B. Гулыга. - СПб.: Алетейя, 2000.-447с.

41.Гумбрехт, Х.У. Производство присутствия: чего не может передать значение / Х.У. Гумбрехт. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. -184с.

42. Декарт, Р. Собр. соч.: в 2 т. / Р. Декарт. - М.: Мысль, 1994.

43.Делез, Ж. Кино / Ж. Делез. - М.: Ад Маргинем, 2004. - 626с.

44.Делез, Ж. Логика смысла / Ж.Делез. - М.:Академический проект, 2011.

130

45.Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. До донов. - М.: Политиздат, 1978.-272 с.

46.Докучаев, И.И. Ценность и экзистенция / И.И. Докучаев. - СПб.: Наука, 2009. - 595с.

47.Дробницкий, О.Г. Мир оживших предметов / О.Г. Дробницкий. - М.: Политиздат, 1967.

48.Дуглас, М. Чистота и опасность / М. Дуглас. - М., Канон-пресс, 2000. -288с.

49.Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс. - М.: Стройиздат, 1985. - 133с.

50.3онтаг, С. Мысль как страсть / С. Зонтаг. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. -208с.

51.Ильин, И.А. История искусства и эстетика / И.А. Ильин. - М.: Искусство, 1983.-288с.

52.Ингарден, Р. Исследования по эстетике / Р. Ингарден. — М. Издательство иностранной лит-ры, 1962.

53.Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997.

54.Каган, М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997.

55.Каган, М.С. Человеческая деятельность / М.С. Каган. - М.: Издательство политической литературы, 1974. - 328с.

56.Кант, И. Собр.соч.: в 6 томах / И. Кант. — М.: Мысль, 1966.

57.Кевин, X. Постмодернизм / X. Кевин. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 272с.

58.Коллектив авторов. Проблема субъекта и объекта в истории философии и в современной философии // Субъект и объект как философская проблема. - К.: Наукова думка, 1979. - С. 13-54.

(http://psylib.org.ua/books/probsub/index.htm) (Дата обращения 15.06.14).

59.Коллектив авторов. Проблема ценности в философии / под ред. А.Г. Харчева. -М.: Наука, 1966.

60.Коллектив авторов. Языки эстетики: концептуальные поля прекрасного и безобразного / под ред. Н.Д. Арутюновой. - М.:Индрик, 2004. - 720с.

61.Колнаи, А. Психоанализ и социология / А. Колнаи. - М.: Эрго, 2014.

62.Кристева, Ю. Силы ужаса (эссе об отвращении) / Ю. Кристева. - СПб.: Алетейя, 2003.

63.Крючкова, H.A. Антиискусство. Теория и практика авангардистских движений / H.A. Крючкова. - М.: Изобразительное искусство, 1984. -304с.

64. Левашов В. Критерий качества художественного произведения / В. Левашов // Художественный журнал 2004. - №55. (http: // xz.gif.ru/)

65.Лекторский, В.А. Субъект. Объект. Познание / В.А. Лекторский. - М.: Наука, 1980.

66.Лексикон нонклассики / под ред. В.В. Бычкова, М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003.

67. Лосев, А.Ф. История античной эстетики // А.Ф. Лосев. Собр. соч.: в 8 т. — М.: Издательство ACT; Харьков: Фолио, 2000.

68. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1998. -750с.

69. Лосев, А.Ф. История эстетических категорий / А.Ф. Лосев., В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1965. - 376с.

70. Лосский, Н.О. Ценность и бытие / Н.О. Лосский. - Париж: YMCA Press, 1931.- 136с.

71.Лотман, Ю. М. Избранные статьи: В 3 томах / Ю.М. Лотман. - Таллин: Александра, 1992.

72.Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М. Лотман. - СПб: Академический проект, 2002. - 544с.

73.Лотце, Г. Микрокосм. Опыт антропологии / Г. Лотце. - Либроком, 2012. — 184с.

74. Лиотар, Ж.-Ф. Постмодерн в изложении для детей: Письма /Ж.-Ф. Лиотар. -М.: РГГУ, 2008.- 145с.

75.Лишаев, С. А. Эстетика Другого: Эстетическое расположение и деятельность / С.А. Лишаев. - СПб.: Алетейя, 2012.

76.Лифшиц, М. Кризис безобразия. От кубизма к поп-арту / М. Лифшиц, Л. Рейнгардт. - М.:Искусство, 1968.

77.Малыгина, И.В. Свобода как доминанта национального культурного развития / И.В. Малыгина //Аналитика культурологии. - 2007. — №7. /http://cvberleninka.ru/article/n/svoboda-kak-domirianta-natsionalnogo-kulturnogo-razvitiya

78.Маньковская, Н.Б., Современное искусство как феномен техногенной цивилизации / Н.Б. Маньковская, В.В. Бычков. - М.: ВГИК, 2011. - 208с.

79.Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347с.

80.Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. — М.: Смысл, 1999. —425 с.

81 .Мареев, С.Н. В чем ценность ценностей / С.Н. Мареев. // Система

ценностей как основа духовного развития: сборник статей. - М.: МГУКИ, 2013.

82.Мигунов, A.C. Художественный образ. Эстетический анализ / A.C. Мигунов. -М.: Изд-во Моек: гос. ун-та, 1980. - 97с.

83. Микешина, Л.А. Эпистемология ценностей / Л.А. Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 439с.(серия «Humanitas»).

84.Мильтарер, Ю. Что такое красота? / Ю. Мильтарер. - М.: КомКнига, 2007. - 120с.

85.Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Я. Мукаржовский. — М.: Искусство, 1994. — 606с.

86. Никитина, И.П. Философия искусства / И.П. Никитина. - М.: Омега-Л, 2010.-559с.

87. Ницше, Ф. Собр. соч.: в 5 томах / Ф. Ницше. - СПб. Азбука, 2011.

88.Новейший философский словарь. Постмодернизм / под ред. Грицанова A.A. - Мн.: Современный литератор. 2007 - 816с.

89.Осмоловский, А. Новая фаза искусства? (http:

//www.culturalproject.org/storage/press/spectacular_practices.pdf)

90.Платон. Собр. соч.: в 4 томах / Платон. -М.: Мысль, 1990.

91.Подорога, В. Произведение и качество / В. Подорога // Художественный журнал. - 2004. №55. (http: // xz.gif.ru/).

92.Рансьер, Ж. Разделяя чувственное / Ж. Рансьер. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. - 264с.

93. Рансьер, Ж. Эстетическое бессознательное / Ж. Рансьер. — СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2004.

94.Ремизов, В.А. Социальная экология культуры личности / В.А. Ремизов. -Новогорск: АГЗ МЧС, 2004.

95.Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. - М.: Республика, 1998.

96.Риккерт, Г. Философия жизни / Г. Риккерт. - Киев: Ника-центр, 1998.

97.Розин, В. Природа и генезис европейского искусства / В. Розин. - М.: Голос, 2011.

98.Романова, Н.В. Эстетическое своеобразие театра как игровой деятельности / Н.В. Романова. - М, МГИК, 1993(НИО Информкультура Российской Гос.библ., 27.12.93., № 2803).

99.Романова, Н.В. К вопросу об исторической эволюции цветового восприятия / Н.В. Романова // Ученые записки МГИК. - 1994. -№3.

100. Романова, Н.В. Гносеологические аспекты семиотики / Н.В. Романова // Науки о культуре: актуальные проблемы: Межд. научно-практич. конф. молодых ученых. - М., МГУКИ, 2004.

101. Романова, Н.В. Семиотические аспекты гуманитарного знания / Н.В. Романова // Культура: философско- исторические аспекты изучения и развития: Сб. научн. тр. Вып.2. - М.: МГУКИ, 2004.

102. Романова, Н.В. К проблеме взаимоотношения научного и художественного творчества / Н.В. Романова // «Творчество как социокультурное явление», - М.: МГУКИ, 2005. - С.9-17.

103. Романова, H.B. Homo automaticus как эстетический феномен Нового

времени: французский след и русское эхо / Н.В. Романова // Россия-Франция: диалоги на границах культурных миров. - М.: МГУКИ, 2010. -С. 61-71.

104. Романова, Н.В. Кукла в культуре постмодернизма: сущность эстетической эволюции / Н.В. Романова // Преподаватель XXI век. - М.: МПГУ «Прометей», 2010. - №4. - С.236-244.

105. Романова, Н.В Эстетическое в контексте гносеологии: методологические ориентиры современности / Н.В. Романова // Философия в контексте культуры - Брянск: БГУ им.И.Г.Петровского, 2011.- С. 224-228.

106. Романова, Н.В. «Эстетический текст культуры» как теоретико-методологический концепт и проблемы его актуализации в современности / Н.В. Романова // Вестник МГУКИ.-2011. - №5.-С.71-75.

107. Рыков, A.B. Постмодернизм как радикальный консерватизм / A.B. Рыков. - СПб.: Алетейя, 2007.- 376с.

108. Рябов, A.A. Эстетизация безобразного: Экспликация социально-антропологических оснований / A.A. Рябов, П.Н. Кондратов. -Екатеринбург: ООО «Изд-во УМЦ УПИ», 2012.- 150 с.

109. Самохвалова, В.И. Безобразное: размышление о его природе, сущности и месте в мире / В. И. Самохвалова. - М.: МАКС Пресс, 2010. — 304с.

110. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература / И.С. Скоропанова. - М.: Флинта, 2007. - 608с.

111. Согомонов, А. Художественная вселенная: от сакрального к профанному качеству // Художественный журнал. 2004. №55. (http: // xz.gif.ru/)

112. Симонов, В.П. Эмоциональный мозг / В.П. Симонов. - М.: Наука, 1981.-215с.

113. Столович, JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / JI.H. Столович. -М.: Республика, 1994.

114. Столович, Л. Н. Философия. Эстетика. Смех / Л.Н. Столович. -Спб.-Тарту, 1999.

115. Столович JI. Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение / Л.Н. Столович. - М.: Знание, 1983.

116. Суминова, Т.Н. Ноосфера. Поиски гармонии / Т.Н. Суминова. - М.: Академический проект, 2005. - 448с.

117. Суминова, Т.Н. Художественная культура как информационная система / Т.Н. Суминова. - М.: Академический проект, 2006.

118. Тейлор, Б. Актуальное искусство: 1970-2005 / Б. Тейлор. - М.:Слово, 2006,- 256с.

119. Хатченсон, Ф. Эстетика / Ф. Хатченсон, Д. Юм, А. Смит. - М.: Искусство, 1973. - 480с.

120. Чернышевский, Н.Г. Избранные эстетические произведения / Н.Г. Чернышевский. - М.: Искусство, 1978. - 560с.

121. Чижиков, В.В. Дизайн в системе социокультурных отношений: монография / В.В. Чижиков. - М.: МГУКИ, 2005. - 139 с.

122. Чижиков, В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента /

B.В. Чижиков, В.М. Чижиков. - М.: МГУКИ, 2003. - 608 с.

123. Чухров, К. Деньги и/или бытие // Художественный журнал. 2005. №60. (http://xz.gif.ru/numbers/60/dengi-bytiye/)^aTa обращения 02.05.15)

124. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002. - 156с.

125. Шеллинг, Ф.В.Й. Философия искусства / Ф.В.Й. Шеллинг. - М.: Мысль, 1966. -496с.

126. Шестаков, В. П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля / В.П. Шестаков. -М.: Мысль, 1979.

127. Шибаева, М.М. Интерпретация классических текстов как культурная преемственность // Обсерватория культуры. - 2007. - №1. -

C.18-23.

128. Шибаева, М.М. Русская эстетика: опыт исканий и обретений / М.М. Шибаева. - Москва: МГУКИ, 2012.

129. Шкепу, М. А. Эстетика безобразного Карла Розенкранца / М.А. Шкепу. - Киев: Феникс, 2010.

130. Шохин, В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль: монография / В.К. Шохин. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 457 с.

131. Хренов, Н.А. Кино. Реабилитация архетипической реальности / Н.А. Хренов. - М.: Аграф. 2006. - 704с.

132. Эко, У. История уродства / У. Эко. - М.: Слово, 2007. - 456с.

133. Эко, У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / У. Эко. - СПб.: Симпозиум, 2005. - 502с.

134. Эпштейн, М.Н. Постмодерн в России / М.Н. Эпштейн. - М.: Издание Р. Элинина, 2000.- 368с.

135. Эстетика и теория искусства 20 века: хрестоматия - М.: Прогресс-традиция, 2008. - 688с.

136. Юберман, Ж.-Д. То что мы видим, то, что смотрит на нас / Ж.-Д.Юберман. - СПб.: Наука, 2001. - 234с.

137. Юнг, К. Психоанализ и искусство / К. Юнг. - Киев: Ваклер, 1998. -304с.

138. A Companion to Contemporary Art since 1945 / Edit, by Jones A. Blackwell Publishing Ltd, 2006. - 628p.

139. Bosanquet, B. The principal of individuality and value. London: Macmillian and Co. 1912. - 403p.

140. Brightman, E, S. Nature and values. NY. Abingdon-Cokesbury press, 1945.- 166p.

141. Diaconu, M. Reflections on an Aesthetics of Touch, Smell and Taste (http://www.contempaesthetics.org/newvolume/pages/article.php?articleID=38 5) (Дата обращения 15.06.15)

142. Ekman, P. Emotions revealed /Times books Henry Holt and Company, 2003.-285p.

143. Hopkins, D. After modern art 1945-2000 /Oxford University Press, 2000. - 282p.

144. Kuplen, M. Disgust and Ugliness: a Kantian Perspective (http://www.contempaesthetics.org/newvolume/pages/article.php?articleID=61 5)(Дата обращения 15.06.15)

145. Lewis, C.I. Analysis of knowledge and evaluation. The Open Court Publishing, 1946. - 582p.

146. Sepanmaa, Y. Flows, Vortices, and Counterflows: Artification and Aesthetization in Chiasmatic Motion on a Mobius Ring

(http://www.contempaesthetics.org/newvolume/pages/article.php?articleID=64 6&searchstr=value)(Дата обращения 15.06.15)

147. Perry, R. General theory of value.- Harvard university press, 1950. -724p.

148. Fenner, D. E. W. Production Theories and Artistic Value/ http://www.contempaesthetics.org/newvolume/pages/article. php?articlelD= 265 (Дата обращения 20.10.14)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.