Этические основания кросскультурных коммуникаций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Петрова, Ирина Сергеевна

  • Петрова, Ирина Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 176
Петрова, Ирина Сергеевна. Этические основания кросскультурных коммуникаций: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Санкт-Петербург. 2008. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Петрова, Ирина Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КРОССКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

1.1. Эволюция философско-этических теорий межкультурных коммуникаций.

1.2. Кросскультурная коммуникация как объект этического исследования.

ГЛАВА 2. АКСИОЛОГИЯ КРОССКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

2.1. Ценностные основания кросскультурных коммуникаций.

2.2. Системообразующая роль нравственных ценностей в формировании кросскультурных коммуникаций.

ГЛАВА 3. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРОССКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

3.1. Актуальные тенденции формирования кросскультурной компетентности в образовательном пространстве вуза.

3.2. Гуманитарные технологии в формировании кросскультурной компетентности (на примере РГПУ им. А.И. Герцена).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этические основания кросскультурных коммуникаций»

Обоснование темы исследования и ее актуальность

Проблемы, связанные с усилением глобализационных процессов современного социума, наиболее остро стоят в контексте кросскультурного диалога как необходимого условия существования людей в поликультурном мире. В этих обстоятельствах возникает необходимость уточнения и конкретизации универсальных нравственных категорий, составляющих единые этические основания кросскультурных коммуникаций, что определяет социокультурную актуальность исследования. Изучение понятия «кросскультурные коммуникации» носит междисциплинарный характер, но именно философско-этическое осмысление указанного явления, предполагающее обращение к фундаментальным ценностным доминантам, позволяет уточнить и обосновать наиболее эффективные регуляторы кросскультурного взаимодействия.

Кросскультурные коммуникации - это процесс взаимодействия субъектов (индивидов, групп, организаций), принадлежащих различным культурам, в целях обмена ценностно-значимой, опосредованной нормами и традициями информации с помощью принятых в культуре знаковых систем, правил и техник. Сегодня учеными высказывается мнение о том, что в условиях глобализации кросскультурная коммуникация представляет собой механизм по созданию общих ценностей и формированию единого социокультурного пространства, в котором возможно полноценное существование и развитие представителей различных культур.

Кросскультурная коммуникация носит антропологический характер и включает в себя коммуникацию как между исторически сложившимися общностями (народностями, расами, этносами), так" и между социальными группами (конфессиональными, профессиональными, культурно-историческими). В то же время не подлежит сомнению тезис о том, что современная культура есть достояние всего человечества, поскольку является результатом длительного исторического взаимодействия различных народов, поэтому значение процесса кросскультурной коммуникации в жизни человеческого общества невозможно переоценить. Сказанным определяется практическая значимость настоящего диссертационного исследования.

Теоретическая актуальность исследования обосновывается тем, что, с этической точки зрения, основная проблема кросскультурных коммуникаций — это проблема взаимопонимания и ответственности, а также забота о сохранении многообразия культур в условиях динамично развивающегося мира. Эти проблемы преимущественно были вызваны глобализацией мирового пространства, приведшей к усилению универсализации и стандартизации всех процессов жизнедеятельности современных обществ и культур. Этому способствовало, с одной стороны, распространение Интернета, устраняющего формальные границы общения и идентификацию физического субъекта коммуникации; с другой - распространение единых стандартов на технологии производства, моду, рекламу, речевую культуру и поведение, ведущие к утрате своеобразия* субъектов коммуникации. Возрастание роли вербального общения посредством знаков, символов, текстов вытесняет значимость живого общения, технологизирует коммуникативное взаимодействие, низводит его до уровня интерпретации информации. При этом современное общество сталкивается с проблемой неготовности к осознанию своей ответственности за ее распространение и использование. Сказанным обосновывается значимость задачи формирования нравственных ценностей общения.

Решение поставленной задачи требует научного осмысления специфики формирования кросскультурной компетентности, которая позволит представителям любой культуры вести созидательный диалог. Полифоническое многообразие состава участников межкультурного взаимодействия, в котором каждый является носителем определенной культурной традиции и системы нравственных ценностей, обусловливает необходимость повышения эффективности процесса коммуникации, что предполагает адекватность в понимании морально-нравственных мотивов поступания. Процесс идентификации этих мотивов носителями информации, выявление общих этических оснований в различных позициях субъектов коммуникации чрезвычайно сложен и требует наличия специальной кросскультурной компетентно сти.

В процессе исследования вопросов содержания кросскультурной компетентности и оценки результативности межкультурного взаимодействия был проведен анализ ряда международных документов, содержащих общие нравственные основы выживания человечества. Среди них Декларация тысячелетия ООН, решения Международной конференции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), документы Римского клуба о нравственных качествах современного человека, Окинавская Хартия глобального информационного общества. Это позволило выделить следующие критерии эффективности кросскультурных коммуникаций:

4 □ взаимная толерантность субъектов коммуникации; единство понимания и интерпретации нравственных понятий и норм; соблюдение прав и свобод личности; достижение целей коммуникации; наличие долговременной устойчивой связи; сохранение самобытности носителей культуры.

Кросскультурные коммуникации есть комплексный и сложноструктурированный феномен, содержание и формы которого стали предметом анализа многих наук, в том числе философии, социологии, психологии, социолингвистики, теории коммуникации, менеджмента. Однако уровень теоретической разработанности нравственных аспектов темы кросскультурных коммуникаций представляется недостаточным. Это свидетельствует о том факте, что роль этики в предотвращении и урегулировании конфликтов, возникающих в процессе межкультурного взаимодействия, является недооцененной.

Степень научной разработанности проблемы

Понятие «кросскультурная коммуникация» происходит от англ. cross-culture communication, что буквально означает «пересекающаяся культурная коммуникация». В литературе оно часто используется как идентичное понятию «межкультурное взаимодействие». Научное изучение кросскультурных коммуникаций началось на Западе, что связывают с появлением в 1954 году книги Холла Э. и Трагера В. «Культура как коммуникация» (Culture as Communication), в которой впервые был употреблен этот термин.

С конца XX века исследованиями в области кросскультурной коммуникации активно занимаются не только культурологи и философы, но и социологи, психологи, педагоги. Проблематика кросскультурной коммуникации занимает важное место в трудах отечественных ученых Головлева Е.Л., Грушевицкой Т.Г., Гудкова Д.Б., Дулгановой В.Н., Иконниковой С.Н., Леонтовича О.А., Сабуровой Н.А., Садохина А.П., Тер-Минасовой С.Г., Черникова В.Е. и др.

В истории моральной философии вклад в выявление этических оснований межсубъектного взаимодействия представителей различных культур внесли труды философов Апресяна Р.Г., Гусейнова А.А., Далмара Ф., Дробницкого О.Г., Зимбули А.Е., Иванова В.Г., Кагана М.С., Капке В.А., Лихачева Д.С., Швейцера А. и др. Этические основания общения в контексте использования гуманитарных технологий в смыслодеятельностной практике рассматриваются в трудах Г.П. Щедровицкого.

Среди культурологов и философов, внесших значительный вклад в развитие теории кросскультурной коммуникации, следует выделить Аверинцева С.С., Бахтина М.М., Бубера М., Дюркгейма Э., Кагана М.С., Кассирера Э., Лотмана Ю.М., Малиновского Б.К., Мамардашвили М.К., Мида M., Мосса М., Сепира Э., Уайта Л., Уисслера К., Фукуяму Ф. и др.

Процессы освоения индивидом норм общественной жизни и культуры, вопросы социализации и инкультурации изучаются социологами с помощью традиционных методов анализа: наблюдения, эксперимента, анкетирования, тестирования, собеседования и пр. Эти исследования нашли отражение в работах

Араб-Оглы Э.А., Моля А., Маркузе Г., Масуды И., Ракитова А.И., Степина B.C., Тхакушинова А.К., Южаниной Н.С.

Влияние культурных различий на процессы интерпретации и категоризации языковых высказываний, онтология соответствующих поведенческих стереотипов стали предметом внимания психологов в области межкультурной коммуникации, таких как Бергер JL, Берри Д., Дасен П., Лангер С., Олпорт Г., Роджерс К., Сигал М. и др.

Проблемам современного мира как коммуникативного пространства, этноязыковой самобытности, обучения иностранным языкам и другим вопросам, связанным с темой нашего исследования, посвящены работы отечественных ученых Волова JI.A., Дулганова В.Н., Габуниа З.М., Гришаева Л.И., Коптельцева Г., Рот Ю., Тхорик В.И., Тымчук Е.В., Фурманова В.П., Черникова В.Е. и др.

Выявлением и анализом взаимосвязи между понятиями «межкультурная коммуникация», «общение» и «диалог» занимались Выготский Л.С., Каган М.С., Курбатов В.Н., Леонтьев Д.А., Парсонс Т., Парыгин Б.Д., Прилюк Ю.Д., Соколов A.B., Трагер Д., Холл Э., Черри К. и др.

Изучению проблематики межкультурного взаимодействия в аспекте экономической и хозяйственной деятельности организаций, бизнес-коммуникаций посвящены работы зарубежных и отечественных исследователей Борисовой Е.А., Гестелана Р., Захарова Д.К., Кибанова А .Я., Лобанова И.Б., Льюиса Р.Д., Мясоедова С.П., Панфиловой А.П., Персиковой Т.Н., Пивоварова С.Э., Покровской Е.А., Почепцова Г.Г., Холдена Н. Дж.

Российскими учеными активно обсуждаются вопросы формирования кросскультурной компетентности как фактора модернизации высшей школы. Специфика подготовки современных специалистов, обновление социально-нравственной практики взаимодействия в новом поликультурном обществе исследуются Бордовской Н.В., Валицкой А.П., Вербицкой Л.А., Громовой Л.А., Козыревым В.А., Набок И.Л., Трапицыным С.Ю., Тряпицыной А.П.

Гипотеза исследования. Проблематизация, конкретизация и типологизация этических понятий и норм способствует их включению в контекст межкультурного взаимодействия и содействует гармонизации и оптимизации кросскультурных коммуникаций. Важным условием повышения эффективности кросскультурных коммуникаций является наличие у ее субъектов кросскультурной компетентности, формирующейся в процессе социализации личности, ее обучения и воспитания.

Цель исследования - на основе комплексного междисциплинарного исследования выявить, конкретизировать и типологизировать круг нравственных категорий, норм и ценностей, необходимых для гармонизации и оптимизации кросскультурных коммуникаций в современных условиях.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

- рассмотреть на основе философско-этического анализа эволюцию теорий межкультурных коммуникаций; проанализировать кросскультурную коммуникацию как объект этического исследования; типологизировать ценностные основания кросскультурных коммуникаций и выявить роль нравственных ценностей в их формировании;

- определить систему критериев эффективности и механизмы регуляции кросскультурных коммуникаций;

- построить и обосновать систему универсальных этических ценностей, необходимых для оптимизации и гармонизации кросскультурных коммуникаций в эпоху глобализации;

- определить содержание понятия кросскультурной компетентности и механизмы ее формирования в образовательном пространстве вуза;

- исследовать условия формирования кросскультурной компетентности средствами инновационной программы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий.

Объект диссертационного исследования - кросскультурные коммуникации. Предмет - этические основания кросскультурных коммуникаций.

Теоретической и методологической базой исследования являются фундаментальные идеи философско-этической мысли, данные этнопсихологии, культурологии, теории коммуникаций, исследования в области международных отношений, работы по педагогике, лингвистике и др. В основу исследования положен философско-этический анализ, сопряженный с комплексным и междисциплинарным подходами, метод контент-анализа. В качестве методологических средств исследования выступают феноменологический, культурологический, историко-типологический и системный анализ.

Научная новизна исследования состоит в следующем: проблема гармонизации кросскультурного диалога рассмотрена как предмет этического анализа; впервые предложена комплексная методология конкретизации нравственных оснований решения проблем межкультурной коммуникации.

Новизна полученных автором результатов заключается в следующем:

- выявлена специфика этических оснований кросскультурных коммуникаций (универсальность нравственных норм, добровольность их исполнения, ответственность за результаты);

- исследованы и типологизированы нравственные V ценности, способствующие оптимизации и гармонизации кросскультурных коммуникаций;

- дифференцированы уровни кросскультурных коммуникаций в зависимости от типа межсубъектного взаимодействия и характера нравственных проблем;

- уточнены и обоснованы критерии эффективности кросскультурных коммуникаций;

- разработана модель этических оснований кросскультурного взаимодействия, базирующаяся на нравственных качествах доверия, толерантности, лояльности и ответственности;

- исследовано и обосновано содержание нравственной составляющей кросскультурной компетентности современного человека; раскрыта сущность механизмов формирования кросскультурной компетентности гуманитарного технолога в образовательном пространстве вуза.

Теоретическая значимость диссертации

Полученные в ходе теоретического анализа результаты позволяют представить концептуальную модель системы этических оснований кросскультурных коммуникаций с учетом содержания нравственных норм и принципов, соответствующих типологии и уровням межсубъектной коммуникации. Обоснована дифференциация уровней коммуникации по характеру нравственных проблем, по составу коммуникантов, их нравственным характеристикам и целевым установкам. Систематизированы универсальные критерии оценки эффективности межкультурного взаимодействия, позволяющие учитывать их при формировании кросскультурной компетентно сти.

Выводы и материалы диссертации могут послужить дальнейшему исследованию роли этического ресурса в регуляции кросскультурных коммуникаций и повышении их эффективности. Разработанная методология этического исследования, основанная на проблематизации, типологизации и конкретизация нравственных оснований кросскультурных коммуникаций, может найти широкое применение в современной теоретической и прикладной этике, в теории и практике современного образования.

Научно-практическая значимость диссертации

Выводы диссертации могут быть использованы при проведении лекционных и семинарских занятий по дисциплинам прикладной этики, этики общения, этики бизнеса, управления конфликтами, а также послужить основой для спецкурса «Этика кросскультурных коммуникаций». Теоретические положения могут быть включены в разработку и внедрение в образовательный процесс механизмов формирования кросскультурной компетентности на основе гуманитарных технологий.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На протяжении всей истории становления кросскультурной коммуникации предпринимались постоянные попытки найти универсальные регуляторы процесса межсубъектного взаимодействия представителей различных культур, в частности, посредством усовершенствования законодательной базы в области международного сотрудничества и прав человека, создания экономических и политических регуляторов при разрешении проблем, которые, по существу, носят нравственную проблематику. Решение нравственных проблем, обретение взаимопонимания и согласия участников кросскультурного взаимодействия друг с другом и миром в целом невозможно без обращения к этике, позволяющей обосновать единство универсальных моральных ценностей для всех культур.

2. Достижение целей гармонизации и оптимизации процесса кросскультурной коммуникации, создание обстановки взаимного уважения, понимание необходимости сохранения полифонического многообразия мировых культур - все это требует соблюдения специфических нравственных требований, формализованных в виде универсальных нравственных качеств. До настоящего момента нравственные качества доверия, толерантности, лояльности и ответственности не были систематизированы и конкретизированы в этическом поле исследования кросскультурных коммуникаций. Этические основания кросскультурного взаимодействия содержат в себе указанные нравственные качества, механизмы их формирования и регуляции, типологизированные по ценностям, мотивам, средствам и целям.

3. В системе кросскультурных коммуникаций можно выделить пять уровней: антраперсоналъный, межличностный, внутригрупповой, межгрупповой и глобальный. Предложенная типология уровней кросскультурных коммуникаций основана на способности человека к субъективному интраперсональному диалогу, в основе которого лежит способность к рефлексивному мышлению и осознанию внутренних морально-нравственных мотивов. Уровни межличностной, внутригрупповой, межгрупповой кросскультурной коммуникации тесно взаимосвязаны и различаются по характеру коммуникантов и контенту информации. Глобальный уровень носит собирательный характер. Решение проблем, связанных с барьерами в кросскультурной коммуникации, требует комплексного подхода, основанного на механизмах моральной оценки, с позиции универсальных нравственных ценностей с учетом механизмов гражданского и уголовного права.

4. Необходимым условием нравственного совершенствования субъектов межкультурной коммуникации является формирование кросскультурной компетентности. Названная компетентность является ключевой составляющей профессиональной компетентности гуманитарного технолога, позволяет обеспечивать реализацию жизненных интересов и целей человека в условиях современного поликультурного мира.

Апробация материалов по тематике работы

Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались автором в ходе выступлений на международных, научно-практических конференциях и семинарах, среди них: «VIII Санкт-Петербургская Ассамблея молодых ученых и специалистов» (СПбГУ., 2003); «Россия и интернационализация высшего образования» (МГУ, 2005); «Студенческие инициативы и исследовательские проекты в области менеджмента, экологии, политики и культуры» (СПб., 2005); «Современные проблемы межкультурных коммуникаций» (СПб., 2005); «Ребенок в современном мире» (СПб., 2006) и др.

Структура диссертационной работы определена характером и объемом научного исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, насчитывающий 162 наименования и приложения. Общий объем работы составляет 176 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Петрова, Ирина Сергеевна

ВЫВОДЫ

Исследование нравственной составляющей кросскулътурной компетентности гуманитарного технолога, формирование которого является целью подготовки выпускников Герценовского университета согласно внедряемой инновационной образовательной программе «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере 2007-2008 г.» показало, что этика является фундаментальным ресурсом формирования кросскулътурной компетентности при подготовке современных специалистов.

Инновационная программа выступает самоорганизующей системой обновления методов, форм и технологии обучения в вузе на современной научно-методологической основе, учитывающей и развивающей новейшие отечественные и зарубежные междисциплинарные исследования в сфере теории коммуникации и коммуникативных стратегий, философской антропологии, культурологии, семиотики, социопсихологии и т.д. Посредством данной программы создается система, которая вырабатывает новую технологию образования, построенную на принципах деятельностного подхода, и качественно новый аналитический алгоритм мыследеятельности на основе понимания принципов порождения, производства и потребления идей и смыслов, понимания человеческого фактора и контекста его пребывания в той или иной ситуации. Программа формирует методологию рефлексии изменяющегося сознания в изменяющейся жизненной среде по отношению к другому человеку, социуму и властным структурам. Сформулированные положения обосновывают утверждение о том, что инновационная образовательная программа РГПУ им. А. И. Герцена - это качественно новый этап в разработке инновационных образовательных программ и систем подготовки специалистов нового поколения, она имеет большую социальную значимость и перспективу применения.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Рассматривая модульную образовательную программу как систему формирования определенных компетенций гуманитарного технолога, мы утверждаем, что именно этика является фундаментальной основой его личной и профессиональной компетенции. При этом актуальные потребности современного рынка труда, постепенно осознающего необходимость в специалистах такого рода, рождаются из проблем современного общества: поликонфессиональности, вхождения на мировые рынки, глобализации информационного пространства и т.д. Названные проблемы носят-межкультурный характер и выражаются в нехватке новых квалификационных требований, одним из которых, на наш взгляд, является кросскультурная компетентность, основанная на нравственных принципах.

2. На основе контент-анализа программы «Гуманитарные технологии в социальной сфере», реализуемой в Герценовском университете, удалось выявить актуальность этической составляющей, которая тесно связана с формированием этических оснований как межсубъектной, так и кросскультурных взаимодействий. Это доказывается наличием в перечне модулей анализируемой образовательной программы высокого процента дисгщплин (67%), ориентированных на нравственную подготовку гуманитарного технолога и требующих раскрытия этических аспектов коммуникационной компетентности. Однако фактическое содержание дисциплин, непосредственно затрагивающих вопросы этики, только 5.26%.

3. Отсутствие этики как дисциплины в большинстве модулей, на наш взгляд, связано с пониманием ее как теоретической, формирующей мировоззренческие и идеологические позиции студента дисциплины. Однако этика является прикладной наукой, не существующей без тесной взаимосвязи с предметом деятельности в решках межсубъектного и кросскультурного взаимодействия. Уже давно сложились такие отрасли этического знания как медицинская этика, этика педагога, этика бизнеса и бизнес-этикет. Поэтому нам представляется, что формирование кросскультурной компетентности гуманитарного технолога тесно связано с поиском взаимосвязи предмета его профессиональной деятельности и нравственных принципов, леэ/еащих в основе данного взаимодействия.

4. В результате ранжировании по степени значимости комплекса морально-этических качеств, выявленных в ходе анкетного опроса, была построена иерархия базовых ценностей, которая показала, что и российские, и иностранные студенты высоко оценивают значимость нравственных качеств в процессе межсубъектного взаимодействия. Исследование показало, что у студентов существует потребность в этическом ресурсе регуляции кросскультурных коммуникаций, который позволяет преодолевать когнитивный и коммуникативный барьеры как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что проблема гармонизации и оптимизации процесса кросскультурных коммуникаций как на глобальном, так и на межличностном уровнях не только является актуальной, но и обладает тенденцией к развитию. Вот почему разработка содержательных характеристик названного феномена приобретает сегодня особую значимость, что предусматривает пристальное рассмотрение этических оснований кросскультурных коммуникаций.

С этой целью в диссертации была проанализирована эволюция теорий межкультурных коммуникаций в истории философско-этической мысли. Вследствие этого было сформулировано определение этики кросскультурных коммуникаций, основной целью которой является создание оптимальных условий для самосохранения и развития системы человеческих коммуникаций посредством различения и понимания специфики норм, правил и ценностей другой культуры.

Исследуя в теоретической части разнообразные подходы (социологический, исторический, лингвистический, управленческий и др.) к изучению указанного феномена, а также изучая значение этического ресурса в структуре кросскультурного диалога, было выяснено, что он в первую очередь помогает коммуникантам согласовать ценностные ориентации и уточнять содержание их нравственных позиций. Кроме того, он позволяет решать проблемы выбора способов, средств, правил, форм взаимодействия, обеспечивая тем самым устойчивость системы взаимных обязательств.

При этом, не смотря на отличия в понимании содержания нравственных ценностей в различных культурах, возможно, построить модель этических оснований, базирующуюся на обобщенном, но общедоступном представлении о понятиях доверия, толерантности, лояльности и ответственности. В сочетании с механизмами внутренней и внешней регуляции поведения субъектов кросскультурного взаимодействия, формами, мотивами и целями поступания субъекта, данные моральные ценности способны гармонизировать и, что не мало важно, оптимизировать процесс кросскультурных коммуникаций.

Особое значение построенная модель этических оснований приобретает при решении таких проблем, как, например, проблема межконфессиональных войн, террористических актов, политических конфликтов или угрозы экологической катастрофы. Реализация принципов положенных в основу данной модели возможна посредством формирования кросскультурной компетентности.

От уровня и степени кросскультурной компетентности современного специалиста зависит решение многих серьезных и сложных проблем, которые особенно остро обозначились в последнем десятилетии. Очевидно, что решать эту задачу должны образовательные учреждения, однако следует учитывать, что кросскультурная компетентность, а значит, толерантность и справедливость в отношении к представителям других национальностей, строится на базе системы ценностей, которые формировались в ходе развития всей человеческой культурой внутри каждой нации и этноса.

Бесспорным остается тот факт, что крепкая семья, крепкие дружеские отношения, добропорядочные деловые отношение - все это в основании своем имеет глубокое уважение и человеколюбие, которые и могут стать подлинным основанием и целью не только кросскультурной, но человеческой коммуникации в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Петрова, Ирина Сергеевна, 2008 год

1. Аннан К. Сохранились ли у нас всеобщие ценности? Электр, ресурс. -Режим доступа: http://undp.by/news/world/2003/12-12-03.html

2. Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В.В. Соколов // Философия древности и средневековья. М.: Мысль, 1969. - Т. 1. 4.1. - 576 с.

3. Антонов А.И., Архангельский В.Н., Медков В.М. Демографические процессы в России XXI века / Под ред. А.И. Антонова. М.: ИД «Грааль», 2002. - 168 с.

4. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. -М.: ИНФРАН, 1995. 353 с.

5. Аристотель. Большая этика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. Т. 4. - 830 с.

6. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. - Т. 4. - 830 с.

7. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Гражданское общество: новая этика. Тюмень: НИИ ПЭ, 2003. - 224 с.

8. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика: опыт университетского словаря. Учебное пособие. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ; Центр прикладной этики, 2001. - 268 с.

9. Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Под ред. А.Ф. Филиппова. М.: Аспект Пресс, 1996. - 255 с.

10. Ю.Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. К столетию рождения М.М. Бахтина / Сост. и ред. К.Г. Исупов. СПб.: Алетейя, 1995. -372 с.

11. П.Бачманова Ю.Ю. Культурология. Теория культуры. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000.-46 с.

12. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 176 с.

13. З.Бердяев H.A. Философия свободы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351 с.

14. Библер B.C. Интервью: о морали и нравственной ситуации в стране // Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения / Под ред. A.A. Гусейнова, И.С. Кона, Ю.В. Согомонова и др. М.: Политиздат, 1988. - 392 с .

15. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

16. Бидни Д. Концепция культуры и некоторые ошибки в ее изучении // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - С. 57-90.

17. Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

18. Болонская декларация: Европейское пространство высшего образования: Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года // Вестн. Рос. филос. общества. 2005. - № 1 (33). -С. 74-77.

19. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования. СПб.: «Книжный дом», 2007. - 408 с.

20. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина A.A. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред.В.А. Кувакина, А.Г. Круглова. М.: РГО, 2002. - 350 с.

21. Брутян Г.А. Гипотеза Сепира-Уорфа. (Лекция, прочитанная в Лондонском университете в 1967 г.). Ереван: Полиграфкомбинат им. А. Мегапарта, 1968. -68 с.

22. Валицкая А.П. Культурные стратегии российской школы // Человек и образование в современном мире. Материалы научно-практической конференции. СПб, 1996. - С. 10-11.

23. Валицкая А.П. Образование в России. Стратегия выбора. Монография. -СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 128 с.

24. Валицкая А.П. Как возможна общая теория образования, или о междисциплинарном статусе понятия «диалог»// Диалог в образовании.

25. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium". СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - Выпуск 22. - С. 9-16.

26. Великая Хартия университетов. Болонья, сентябрь 1988 // Болонский процесс. Основополагающие материалы / Сост. А.К. Бурцев, В.А. Звонова. -М.: Финансы и статистика, 2007. С. 4-6.

27. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы / Под ред. Ю.С. Степанова. М.: Индрик, 2005. - 1040 с.

28. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.-271 с.

29. Всеобщая декларация прав человека Электр, ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm

30. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии Электр, ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/declarat/ decl diversity.pdf

31. Вязовский А. О морали Электр. ресурс. Режим доступа: http://www.atheism.ru/old/VyzAthlO.html

32. Гоббс Т. О человеке // Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1964. - Т.2. - 748 с.

33. Гореликова М.В. Философия как фундамент педагогического образования. К вопросу о единстве образования и воспитания студентов педвузов // Философский век. Альманах. Вып.ЗО. СПб., 2005. - С. 104-112.

34. Громова JT.A. Этика взаимоотношений поколений. Л.: Знание, 1989. -32 с.

35. Громова JI.A. Этика управления. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. -183 с.

36. Громова JT.A. Этические модели экономического поведения: Автореф. с. .> д. филос. н. СПб., 1995.- 38 с.

37. Громова JI.A., Трапицин С.Ю., Тимченко В.В. Качество образования в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение:

38. Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 72 с.

39. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.

40. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Гнозис, 2003.-286 с.

41. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. - 351 с.

42. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. М.: Мол. Гвардия, 1988. - 269с.

43. Гусейнов A.A. Об идее абсолютной морали // Вопросы философии. 2003. -№ 3. - С. 3-12.

44. Гусейнов A.A. Этика и мораль в современном мире Электр, ресурс. -Режим доступа: http: //ethics. iph. г as. г u/em/em 1 /1. h tml

45. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. -472 с.

46. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. -589 с. ; .

47. Далмар Ф. Глобальная этика: преодоление дихотомии «универсализм» -«партикуляризм»// Вопросы философии. 2003. - № 3. - С.13-29.

48. Декларация принципов международного культурного сотрудничества Электр, ресурс. Режим доступа: http: //ww w. un. or g/russi an/do cumen/ declarat7culture.htm

49. Декларация принципов терпимости Электр, ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/declarat/toleranc.htm

50. Декларация принципов терпимости Электр, ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/deciarat/toleranc.htm

51. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций Электр, ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/deciarat/summitdecl.htm

52. Долгов K.M. От Кьеркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX в. М.: Искусство, 1990. - 399 с.

53. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. труды / Сост. Р.Г. Апресян. М.: Гардарики, 2002. - 532 с.

54. Зубец О.П. Ценностное границеполагание и мораль // Этическая мысль. -М.: ИФ РАН, 2005. № 6. Электр, ресурс. - Режим доступа: http://ethics.iph.ras.ru/em/em6/10.html

55. Иванов В.Г. Этика. СПб.: Питер, 2006. - 176 с.

56. Иконникова С.Н. Антропологическое измерение глобализации: вызовы и ответы // Дни Петербургской Философии 2005. Материалы круглого стола «Философия культуры и культурология: вызовы и ответы». СПб., 2006.

57. Инновационная образовательная программа Герценовского университета «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» 2007-2008гг. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 102 с.

58. История философии: В 4 т. / Под ред. М.А. Дынника, М.Т. Иовчука, и др. М.: АН СССР, 1957. -Т.1.-718 с.

59. Каган М.С. Введение в культурологию: Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. - 167с.

60. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

61. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416 с.

62. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.

63. Канке В.А. Современная этика: учебник. 2-е изд. - М.: «Омега-JI», 2008.- 394 с.

64. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения в 6 т-х. / Под ред. В.Ф. Асмуса, A.B. Гулыги, Т.Н. Ойзермана. М.: Мысль, 1965. - Т.4. - 4.2. - 478с.

65. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения: В 6 т. / Под ред. В.Ф. Асмуса, A.B. Гулыги, Т.П. Ойзермана. М.: Мысль, 1965. - Т.4.- 4.1.-544с.

66. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. - 285 с.

67. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. Л.: Лениздат, 1991. - 708 е.

68. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996. - 41 с.

69. Кессиди Ф.К. Глобализация и культурная идентичность// Вопросы философии. 2003. -№1. - С. 76-79

70. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. -М.: ИНФРА-М, 2002. 368 с.

71. Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда: языковая культура: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 107 с.

72. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1997. - 304 с.

73. Костюк О.В. Межкультурная коммуникация в процессе глобализации современного мира: Автореф. <.> к.филос.н. Ставрополь, 2002. - 18 с.

74. Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность. М.: Наука, 2000. - 64 с.

75. Кули Ч. Общественная организация // Тезисы по истории социологии XIX-XX веков: Хрестоматия. М., 1994. - 379 с.

76. Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. - Т. 1. - 447 с.

77. Ласло Э. Пути, ведущие в грядущее тысячелетие. Проблемы и перспективы // Вопросы истории, естествознания и техники. 1998. - №1. Электр. ресурс. - Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/fflSTORY/ERVIN2.HTM

78. Левикова С.И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры) // Вопросы философии. 2006. - № 4. - С. 71-79

79. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. - 536 с.

80. Лекторский Вл. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация / Под. Ред. В.В. Казютинского. М., 1999. -302 с.

81. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. 2-е изд. - М.: Смысл, 1997. -64 с.

82. Лерой Г. Мир на земле через глобальную этику Электр, ресурс. Режим доступа: http://scienceandapologetics.org/text.htm

83. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.: «Logos», 2006. - 256 с.

84. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М.: «Восточная литература», 2001. - 142 с.

85. Локк Дж. Мысли о воспитании // Локк Дж. Сочинения: В 3 т. / Ред. и сост. А.Л. Субботин. М.: Мысль, 1988. - Т. 3. - 668 с.

86. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -525 с. - (Серия «Мыслители XX века»)

87. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло / Сост. А. Поляков, П. Алексеев, А. Яковлев. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999. - 432 с. - (Серия «Библиотека философской мысли»)

88. Лотман Ю.М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры // Тезисы докладов IV Летней школы по вторичным моделирующим системам, 17-24 авг. 1970. Тарту, 1970. - С. 98-101.

89. Макбрайд У. Глобализация и межкультурный диалог // Вопросы философии. 2003. - №1. - С. 80-88

90. Мёрдок Джордж П. Фундаментальные характеристики культуры// Антология исследований культуры: В 2 т. СПб.: Университетская книга, 1997. Т.1.-С. 49-56

91. Модернизация образования: хрестоматия / Под. ред. A.B. Козырева. -СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. Ч. 2. - 68 с.

92. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. - 406 с.

93. Монтень М. О трех видах общения // Монтень М. Опыты. Избр. произв.: в 3 т. М.: Голос, 1992. - Т. 3. - 416 с.

94. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. / Сост., ред. и авт. примеч. К.А. Севастьяна. М.: Мысль, 1996. - Т.2. - 829 с.

95. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла// Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. / Сост., ред. и авт. примеч. К.А. Севастьяна. М.: Мысль, 1996. - Т.2. - 829 с.

96. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое / Вступ. ст., коммент. К.А. Свастьяна. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 383 с.

97. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Азъ, 1995. - 907 с.

98. ЮО.Окинавская хартия глобального информационного общества Электр, ресурс. Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/okinhar.htm

99. Ю1.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Сост. В.Е. Багно. М.: Искусство, 1991. - 588 с. -(Серия «История эстетики в памятниках и документах»)

100. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. 2-е изд. - СПБ.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. - 495 с.

101. ЮЗ.Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.

102. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2002. - 224 с.

103. Печчеи А.Человеческие качества / Под ред. Д.М. Гвишиани. М.: Прогресс, 1980. -302 с.

104. Платон. Государство // Платон. Сочинения: В 3 т. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1971. - Т.З. - 4.1. - 687 с.

105. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. - 656 с.

106. Приоритетный национальный проект «Образование» Электр, ресурс. -Режим доступа: http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/ pnpe/about/about project

107. Проект стратегии ЮНЕСКО по правам человека Электр, ресурс. -Режим доступа: http://www.unesco.ru/files/docs/draft unesco strategyon human rights rus.pdf

108. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -415 с.

109. З.Рассел Б. Почему я не христианин // Рассел Б. Избранные атеист, произведения. М.: Политиздат, 1987. - 334 с.

110. Резолюция «Единство в пользу мира» Электр, ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/Depts/dhl/landmark/pdf/ares377r.pdf

111. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Под общ. ред. А.Ф. Зотова. -М.: Республика, 1998. 413 с.

112. Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. Курс лекций. — Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. 360 с.

113. Российская педагогическая энциклопедия / Под. ред. В.Г. Панова. М.: «Большая российская энциклопедия», 1993. - 865 с.

114. Россия в XX веке: проблемы национальных отношений. М.: Наука, 1999.-451 с.

115. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

116. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления. -JL: Сов. писатель, 1990. 128 с.

117. Силина И. Сорбоннская и Болонская декларации. Интернационализация в процессе высшего образования Электр, ресурс. Режим доступа: http://chemodan.com.ua/articles/2005/12/148.html

118. Словарь по этике / Под ред. A.A. Гусейнов и И.С. Кон. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

119. Соколов A.B. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: СПбГУП, 1996.-320 с.

120. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции // Социс. М.: Наука, 2003. - № 8 (232). - С. 51-65.

121. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

122. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Сочинения: В 2 т. СПб.: Наука, 1999. -Т.1.-632 с.

123. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово/Slovo, 2000. - 624 с.

124. Тойнби А. Дж. Постижение истории / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М.: Рольф, 2001.-640 с.

125. Толстоухов А.В. Глобальный социальный контекст и контуры эко-будущего // Вопросы философии. 2003. - № 8. - С. 49-63.

126. Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании // Интеграция российского и западноевропейского опыта: сборник статей / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - 285 с.

127. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб.: Алетейя; СПб ГУКИ, 2001. - 294 с.

128. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре / Пер. с англ. М: РОССПЭН, 2004. 960 с.

129. Устав ГОУ ВПО «РГПУ им. А.И. Герцена» (Новая редакция) // Информационный бюллетень ученого совета. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.-№21.-48 с.

130. Устав Организации Объединенных Наций Электр, ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/charter.htm

131. Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 127-ФЗ. (в ред. от 1 декабря 2007). Электр, ресурс. Режим доступа: http ://mon. gov. ru/dok/fz/obr/3986/

132. Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Сочинения: В 2 т. -М.: Наука, 1995. Т.2. - 425 с.

133. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв, и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 816 с.

134. Фромм Э. Психоалализ и этика. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.-568 с.

135. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Перев. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 603 с. - (Серия «Philosophy»)

136. Хоманн К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая этика и этика предпринимательства Электр. ресурс. Режим доступа: http://www.krotov.info/lib sec/ 22 h/hom/an2.htm

137. Художественная жизнь современного общества: В 2 т. / Под ред. А.Я. Рубинштейна. СПб.: Изд-во «Дм. Буланин», 1996. — Т.1. — 238 с.

138. Чадаев А. Путин. Его идеология. М.: Изд-во «Европа», 2006. - 232 с.

139. Шамне H.JI. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. -Волгоград: Волгоградский государственный университет, 1999. 208 с.

140. Швейцер А. Культура и этика / Перев. с нем. Н.А. Захарченко, Г.В. Колшанского. М.: ПРОГРЕСС, 1973. - 344 с.

141. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. / Пер. с нем. И.М. Маханькова. М.: Айрис-пресс, 2003. - Т. 1. - 528 с.

142. Шрейдер Ю.А. Этика. М.: Текст, 1998. - 271 с.

143. Юм Д. Исследование о принципах морали // Юм Д. Сочинения: В 2 т. / Под общ. ред. И.С. Нарского. М.: Мысль, 1966. - Т.2. - 928 с.

144. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - 527 с.

145. A Global Ethic: The Declaration of the Parliament of the World's Religions/ Ed. by H. Kung and K.-J. Kuschel. N.Y., Continuum, 1995. - 134 p.

146. Bennet M. Basic concepts of interkcultural communication. Selected Readings. Varmouth, 1998. - 201 p.

147. Braddock R. An Extension of the «Lasswell Formula» // Journal of Communication. 1998. - №8. - P. 88-93.

148. Dance F., Larson C. The Function of Human Communication: A Theoretical Approach. N. Y., Continuum, 1976. - 67 p.

149. Dunkan S. Face-to-Face Interaction. Hillsdale, 2007. - 175 p.

150. Heyd D. Is toleration a Political Virtue? Internet link.: www.as.huji.ac.il/operation-final.pdf

151. Hoffman W.M., Frederick R., Petry Jr.R. Culture, Business and Ethics: The Public Policy Debate. Washington: Public Literature. - 253 p.

152. Horwitz A.W. Crossculture Ethics: Activists' Accounts in Ethics & Behavior. Oxford: Oxford Press, 1998. - 230 p.

153. Jubei J. Globalizations process for tomorrow: It must be part of the bottom line // EPA Journal. 1995. - №2. - P. 31-33.

154. Kung H. Global Responsibility: In Search of a New World Ethics. New York: Crossroad, 1991.-183 p.

155. Lasswell H. D. The Structure and Function of Communication in society // The Communication of Ideas (Ed. by Bryson). N.Y., 1948. - P. 57-81.

156. MacFargue S. Communications between different cultures: Models of God. -Philadelphia: Fortress, 1979. 218 p.

157. Moltmann J. The Future of Crosscultures communications. Philadelphia: Fortress, 1979. - 493 p.

158. Pelican J. Jesus through the Centuries. His Place in History of Culture. N.Y., 2003.-P. 32-33.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.