Этноконфессиональная ситуация в Удмуртии на рубеже XX - XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Чуракова, Екатерина Алексеевна

  • Чуракова, Екатерина Алексеевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2010, Ижевск
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 241
Чуракова, Екатерина Алексеевна. Этноконфессиональная ситуация в Удмуртии на рубеже XX - XXI вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Ижевск. 2010. 241 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Чуракова, Екатерина Алексеевна

Введение.

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования.

§ 1. Историография вопроса.

§ 2. Методология и понятийный аппарат исследования.

§ 3. Уровни этнического и религиозного сознания.

Глава II. Этноконфессиональное пространство Удмуртии.

§ 1. Конфессии Удмуртской Республики.

§ 2. Этноконфессиональный фактор в деятельности национально-культурных объединений.

Глава III. Этноконфессиональные отношения в Удмуртии.

§ 1. Типы верующих.

§ 2, Этноконфессиональная идентичность глазами населения республики.

§ 3. Тендерный и возрастной аспекты этноконфессиональной идентичности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этноконфессиональная ситуация в Удмуртии на рубеже XX - XXI вв.»

Актуальность темы исследования. Социально-экономическая трансформация общества в 90-е гг. XX — начале XXI в. создала абсолютно новую ситуацию в этноконфессиональном пространстве страны. Всплеск этничности, активизация конфессий, национально-культурных движений способствовали актуализации этнокультурных и религиозных традиций, но одновременно вызвали межэтнические, межконфессиональные противоречия. От их своевременного и оптимального решения зависела стабильность социума, его поступательное развитие. Манипулирование этническими и религиозными идеями в сложной социально-экономической обстановке усиливает этномобилизациопные тенденции и служит катализатором межконфессиональных, межэтнических конфликтов. Распад Советского Союза среди всего прочего был связан и с нерешённостью этноконфессиональних вопросов на его территории.

Таким образом этноконфессиональная безопасность представляет собой наиважнейший аспект государственной политики. Часто можно слышать о таких явлениях как ксенофобия, исламофобия, различного вида этнофобии. Урегулирование спорных моментов, воспитание толерантности среди подрастающих поколений является ведущей задачей государства. Намного эффективнее регулярно проводить профилактические мероприятия, нежели разрешать вспыхнувший межнациональный, межрелигиозный конфликт. Государственная целостность России, её этноконфессиональное многообразие во многом зависят от сохранения этнополитической стабильности, поддержания толерантных межэтнических и межконфессиопальных отношений. Поэтому для реализации грамотной государственной национальной и конфессиональной политики необходимы регулярные исследования этноконфессионального пространства.

Противодействуя экстремизму, в многонациональной и поликонфес3 сиональной России чрезвычайно важно задействовать миротворческий, гуманистический потенциал национально-культурных организаций и традиционных конфессий, которые в свою очередь активно работают с молодёжной средой и оказывают на своих приверженцев значительное умиротворяющее воздействие, влияя на формирование их культуры -бытовой и политической.

Изменение государственной политики в постсоветский период в отношении межнациональных и межрелигиозных вопросов шло параллельно с глубокой трансформацией общественного сознания населения страны. Мобилизация этнического и религиозного факторов в обществе в 90-е гг. XX в. создала абсолютно новую ситуацию в этой сфере, оказывая большое влияние на жизнь, культуру народов, населяющих регионы России. Новые тенденции в развитии российского общества в 1990-е гг. коренным образом перекроили мировоззренческую, ментальную основу населения страны. Непоколебимые советские догмы рухнули, оставив после себя вакуум. Молодая демократия была не способна быстро создать новый ценностный идеологический костяк. В этот период общей дестабилизации реанимируются идеи этнического и религиозного характера, позволяющие личности опереться на традиционные ценности.

Происходит пересмотр государственной политики в отношении общественных и религиозных организаций - от предоставления полной свободы действий данным организациям в начале 1990-х. гг. XX в. до возвращения государству контрольных функций. Изменяется и само этноконфессиональное пространство. Расширяется сфера деятельности религиозных организаций. Идёт поиск решений проблем, связанных с функционированием конфессий в полиэтничном, поликонфессиональном регионе. Одним из вопросов, вызвавших широкую дискуссию, является взаимодействие религии и образования: каким должно быть религиозное образование сегодня, может ли присутствовать религиозный компонент в светской школе, если да, то в каком виде и т. д.

Весь спектр произошедших изменений в этноконфессиональных отношениях за период с начала 1990-х гг. XX в. до 2008 г., недостаток исследований по данной тематике свидетельствует о востребованности теоретической разработки данной научной проблематики.

Особо это касается регионов, на территории которых традиционно проживают этносы, принадлежащие к разным религиозным традициям. К числу таких относится Удмуртия. На её территории тесно контактируют представители трёх наиболее многочисленных этносов с разными этнокультурными традициями - русские, удмурты, татары. В работе сделана попытка проследить деятельность ряда копфессиональних организаций, а также национально-культурных объединений русских, удмуртов, татар и их позицию в процессе этноконфесионального взаимодействия в республике. При этом будут задействованы полевые материалы, собранные в 2005 - 2008 гг.

Объектом исследования является этноконфессиональная ситуация как сложное системное явление.

Предмет исследования - специфика этноконфессиональной ситуации в I

Удмуртской Республике, на территории которой взаимодействие этнического ь ( и религиозного факторов проявилось в жизнедеятельности трёх наиболее

V1 многочисленных этносов Удмуртии - русских (60,1%), удмуртов (29,3%), татар (6,9%)'.

Хронологические рамки исследования охватывают рубеж ХХ-ХХ1 вв. (1990-е гг. XX в. - 2008 г.), т. е. период развёртывания постсоветских социальных трансформаций, выразившихся, среди прочего, в коренном измене

1 Данные всероссийской переписи населения 2002 г. Население Удмуртской Республики по национальности и родному языку // Федеральная служба государственной статистики. Комитет государственной статистики УР. Ижевск, 2004. нии позиции государства в этнических и конфессиональных вопросах, в преобразовании коллективных ментальных основ этносов России.

В логике развития этноконфессиональных отношений с начала 1990-х гг. до сегодняшнего дня можно выделить два периода. Первый был связан с государственной политикой, нацеленной на невмешательство в этноконфес-сиональную сферу, и хронологически охватывал 1991-2000 гг. Второй период — 2000-2008 гг. - характеризуется противоположной тенденцией, проявляющейся в дифференцированном подходе руководства страны к этнокон-фессиональной сфере, в выделении традиционных и нетрадиционных конфессий. Если в 1990-е г. наблюдался активный рост национальных, религиозных организаций путём их экстенсивного количественного увеличения, то после 2000 г. этот процесс замедляется. 11КО, но особенно конфессии переходят на качественно иную ступень работы с населением: налаживается система этнокультурного духовного образования, социального служения, развивается диалог в сфере взаимодействия этнического и религиозного начал.

Территориальные рамки исследования охватывают Удмуртскую Республику как субъект Российской Федерации, выделяющийся специфическим полиэтническим и поликонфессиональным составом населения.

Степень научной разработанности темы: Тематика, касающаяся У этноконфессиональных отношений рубежа ХХ-ХХ1 вв., на общероссийском

И * уровне находится в стадии активной разработки. Достаточно нова она и для

Удмуртии. В предшествующий период в региональной историографии разрабатывались проблемы развития ведущих конфессий в различные исторические периоды, межконфессионального взаимодействия в дореволюционный период, государственно-конфессиональных отношений, вопросы влияния религиозного фактора на этнические отношения, а также формирование национального характера. Мобилизация этнического и религиозного факторов в общемировом, внутрироссийском пространстве б актуализировала необходимость изучения современного состояния этноконфессионального пространства Удмуртии. Чтобы показать многогранность изучаемой проблематики подробный историографический анализ даётся в первом параграфе первой главы.

Целыо исследования является анализ этноконфессиональной ситуации в Удмуртии, проявляющейся во взаимоотношении русских, удмуртов, татар в постсоветский период.

Достижение цели требует решения следующих исследовательских задач:

- определить методологические основы, понятийно-категориальный аппарат исследования этноконфессиональных отношений;

- охарактеризовать действующие конфессии республики и проследить роль конфессионального фактора в деятельности национально-культурных объединений; проанализировать этноконфессиональную идентичность населения республики, выявить её тендерный и возрастной аспекты.

Источниковая база исследования. В диссертации был использован комплекс источников исторического, этнографического, социологического, j правового характера, которые можно разделить на несколько групп. 1

II г!•.

В( первую группу включены нормативно-правовые документы, состав-ляющие''законодательную базу функционирования конфессий и национально-культурных объединений в изучаемый период. В сравнительном аспекте были использованы Конституции СССР 1977 г. (ст. 36,52), РСФСР 1978 г., РФ 1993 г. (ст. 26, 28), У АССР 1978 г., УР 1994 г2. Это позволило отразить

2 Конституция СССР от 7 октября 1977 г. // [Сайт конституции РФ]. URL: http://constitution.garant.ru/history/ ussr-rsfsr /1977/redl 977/1549448/ (дата обращения

20.07.10); Конституция РСФСР oí 12 апреля 1978 г. // URL: http://ru.wikisource. org/wiki/KoHCTHTymiHPC0CP(I978); Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // [Сайт конституции РФ]. URL: http://constitution.garant.ru/ (дата обращения 20.07.10); Конституция Удмуртской Респ> блики от 7 декабря 1994 г. // [Сайт конституции РФ]. 7 изменение государственной политики в этноконфессиональной сфере, и формирование в ней абсолютно новой правовой ситуации. Законы СССР от 1.10.1990 № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях», РСФСР от 25.10.1990 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» определили либеральные нормативно-правовые рамки работы религиозных, национально-культурных организаций и их взаимодействие с государственной властью3. Участие последней в этноконфессиональной сфере общества было доведено до минимума. Мобилизация этнического и религиозного факторов в жизни общества в 90-е гг. XX в. привела к необходимости пересмотра государственного присутствия в регулировании этно-конфессиональных отношений. Следствием этого стал новый Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", разграничивающий традиционные и нетрадиционные конфессии"4. Федеральным законом от 17 июня 1996 г. «О национально культурной автономии» народам России было предоставлено право создавать общественные организации типа НКА для развития своих этнических культур и языков. «Концепция государственной национальной политики РФ» (§3 п.З), «Концепция государственной национальной политики УР» также подчеркнули значимость развития национальной культуры народов страны и республики их тесную связь с религиозными традициями и конфессиями3.

URL: http://consti tution. garant. ru/region/consudmurt/ (дата обращения 20.07.10); Конституция У АССР от 31 мая 1978 г. Ижевск, 1980.

3 Закон СССР от 1.10.1990 № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях // URL:http://vvww. zaki.ru/pagesne\v.php?id=1688. (дата обращения 16.12.09); закон РСФСР от 25.10,1990 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» // URL: http://www.consultant. ru/online/base/?req=doc:base=LAW;n=S376. (дата обращения 20.07.10) 1 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марга 2000 к, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) // URL: http://legalitem.ru/fzrely. (дата обращения 16.12.09).

5 Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" // URL: http://base. garant.ru/135765/l/Caaia обращения 16.12.09); Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" // http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm. (дата 8

По Уставам национально-культурных, в том числе молодёжных объединений, выявлена степень проявления религиозного фактора в деятельности организаций. Важную роль в исследовании имели официальные документы конфессий, определяющие характер и основы их взаимодействия с обществом6.

Ведущую группу источников составили полевые материалы автора (ПМА), собранные в 2004-2008 гг. в городах Ижевск, Воткинск, Глазов, Сарапул,,Можга, Камбарка и районах - Алнашском, Глазовском, Игринском, Боткинском, Завьяловском, Можгинском. Опросом были охвачены представители русского, удмуртского, татарского этносов в возрасте от 18 до 60 лет и старше. Материал представлен в виде экспертных оценок государственных служащих городов, районов, курирующих религиозные и национально-культурные организации, руководителей НКО, священнослужителей. Беседы с представителями исследуемых этносов об опыте жизни, семье, личных религиозных ценностях, мировоззренческих предпочтениях отразили диапазон мнений о тех или иных обрядах, конфессиях. Кроме того, проведено этносоциологическое исследование в виде анкетирования, охватившее 1741 респондента, в том числе 519 - из сельской местности, 1202 - из городов; 20 ад , , человек не указали место проживания, нацеленное на выявление общих закономерностей и особенностей этноконфессиональной ситуации в республике. Исследование показало степень значимости этноконфессиональной принадлежности для городских и сельских жителей Удмуртии, возрастную специфику этнического и религиозного идентитета; определить тендерные особенобращения 20.07.10); Постановление Госсовета УР от 06.02.1998 № 584-1 «О Концепции государственной национальной политики Удмуртской Республики» (вместе с Концепцией) // Официальный сайт Центра эчнополитических и региональных исследований //URL: http://minorities.ceprs.indem.ru/Udmu/Konce.htm. (20.07.10).

6 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Официальный документ Русской Православной Церкви, утвержденный на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. // Официальный сайт Московского Патриархата // URL: http://vvww.patriarchia. ru/db/text/141422.html. (дата обращения 20.01.10). ности этноконфессиональной идентичности, а также уровень межэтнической и межрелигиозной толерантности.

В диссертации были использованы результаты этносоциологических исследований начала 2000-х гг. Так, в 2000 г. по заказу Министерства национальной политики УР были проведены исследования по теме «Удмуртия - 2000» и «Этнокультурные характеристики и межнациональные отношения в среде студенческой молодёжи Удмуртской Республики», где среди прочего выявлялась и роль этноконфессионального фактора в жизни населения республики. В марте 2002 г., 2007 г. были осуществлены этносо-циологические исследования в рамках проектов «Электрокардиограмма социальных трансформаций»7, «Этносоциальная и этнокультурная ситуация о в Удмуртии» . Сравнение опубликованных материалов этих исследований с результатами собственного анкетирования позволило отследить основные тенденции развития этнической и конфессиональной идентичности населения Удмуртии с 2000 по 2008 гг.

В следующую группу источников вошли делопроизводственные документы государственных учреждений, представленные архивными материалами, • выполняющими в диссертационном исследовании вспомогательную функцию. Использовались материалы Центра документации новейшей исто

Г'Г рии УР (ЦДНИ УР. Ф. 16. On. 1.), представленные информационными отчё

I' там и,1' справками уполномоченного совета по делам религии при Совете Министров СССР по УАССР. В документах отражено развитие религиозных организаций во второй половине 70-80-х гг. XX в. В них зафиксирован переход от политики жёсткого атеизма к плюрализму и либерализму второй половины 80-х гг. XX в., когда складываются предпосылки для свободного функ

7 Смирнова С.К. Феномен Удмуртии. Этнополитическое развитие в контексте постсоветских трансформаций. М. - Ижевск, 2002. о

Воронцов C.B. Ильинский С.И., Семёнов Ю.В. Трансформация этноконфессионального пространства Удмуртии //Вестник Удмуртского университета. - 2010. - Вып. 3. - С. 121129. ционирования религиозных и этнических объединений. Архивные источники охарактеризовали предысторию изучаемого периода, выявили причины последующего усиления влияния этноконфессионального фактора в обществе.

В работе также использованы материалы текущего архива отдела по взаимодействию с общественными объединениями Управления по внутренней политике Администрации Президента и Правительства УР за 2008 г. В частности, рассмотрен «Годовой отчёт за 2007 г. г. Ижевск» Ижевской и Удмуртской Епархии Московской Патриархии, из которого были получены сведения о состоянии и текущей работе православной церкви.

Материалы СМИ составили пятую группу источников. В исследовании активно была использована республиканская («Удмуртская правда», «Удмурт дунне», «Совершенно конкретно», «АИФ в Удмуртии», «День») и районная пресса («Красное Прикамье»), а также печатные издания национально-культурных организаций («Русская газета в Удмуртии», «Герд»), и конфессий («Православные Вести Ижица», «Муслим», «Саф Ислам», «Дело Веры», «Ихлас» (Ихсан), «Сретение-Встреча»,). Благодаря материалам печатных СМИ, получена информация о главных событиях в этноконфессиональ-ном пространстве Удмуртии, например, национальных, религиозных праздниках^ 'открытии церквей, работе национально-культурных организаций,

1 ! * конференциях, конгрессах с участием НКО и конфессий. Печатные издания 1 религиозных организаций и НКО позволили извлечь факты об их общественной, миссионерской, просветительской деятельности. В незначительной степени использовалась общероссийская пресса для сравнения процессов, протекающих на общегосударственном и республиканском уровнях.

В шестую группу источников вынесены интернет-ресурсах. Из них в работе использованы сайты конфессий (Официальный сайт Московского Патриархата - www.patriarchia.ru/db/text/674876.html; сайт храма Преображения Господня с. Ягул Завьяловского района УР — www.yagul.orthodoxy.ru; газета регионального духовного управления мусульман Удмуртской Респуби I

1 1 )

1 » 1 г 1 лики «Муслим» - http://muslimpress.ru; церкви «Филадельфия» - www. filadelfia.ru; Лютеранство в России - www.luther.ru; Церковь «Дело веры» -www.delovery.ru) и Национально культурных обществ (Общество русской культуры УР - http://ork-iz.ucoz.ru; Межрегиональная общественная организация «Всеудмуртская ассоциация «Удмурт кенеш» - http://www. udmkenesh.ru, Татарский общественный центр УР - http://tocur.do.am). Данный вид источников привлекался для пополнения фактологического материала, анализа этноконфессионального взаимодействия. На сайтах конфессий встречается материал, отражающий их позицию по отношению к другим религиозным организациям, что позволяет отследить межконфессиональные противоречия.

Методологической основой работы стал междисциплинарный подход, обеспечивающий целостный анализ этноконфессиональной ситуации республики. Для раскрытия отдельных сторон объекта исследования - этнического и конфессионального уровней сознания наиболее результативны были методы этнопсихологии (интервью, беседы). Их обоснование дано во втором параграфе первой главы. Из совокупности используемых общенаучных методов были применены анализ, наблюдение, описание. Отдельные аспекты I проблемы рассматривались методами таких дисциплин как этнология, религиоведение, философия, социология. Использовался принцип системности

I f

Г „' ; исследования, дабы показать многогранность проявления этпоконфессио1 нального' фактора в современном обществе. Широко были задействованы специально научные методы в форме полевых исследований, этносоциоло-гического и экспертного опросов.

Научная новизна исследования и результаты, полученные в ходе работы. Научная новизна исследования заключается в анализе современной этноконфессиональной ситуации Удмуртии. Автором впервые проведено междисциплинарное изучение взаимодействия религиозного и этнического факторов в городской и сельской средах проживания русских, удмуртов и

12 1 t < татар. Отслежена динамика религиозности этносов республики в постсоветский период, раскрыты причины, особенности данного процесса, рассмотрен уровень конфликтогенного потенциала. В научный оборот введён значительный объём новых источников.

Практическая значимость исследования. Работа позволяет восполнить дефицит знаний по современной этноконфессиональной ситуации в республике. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной и муниципальной власти в рамках разработки и реализации практических программ гармонизации этноконфессиональных отношений в республике, предотвращения межэтнических и межрелигиозных конфликтов, роста толерантности среди населения. Результаты исследования могут быть востребованы в лекционных курсах, спецкурсах. Они важны также для самих конфессий и НКО республики: фактологический материал и выводы исследования могут быть учтены в их деятельности, направленной на взаимодействие с обществом и государством.

Апробация работы осуществлена на I Межрегиональной конференции и VIII Международной школе молодого фольклориста «Русский Север и восточные финно-угры: проблемы пространственно-временного фольклорного диалога» (Ижевск, 2005 г.); Всероссийской научной конференции, посвящён-ной 1,50-летию со дня рождения профессора И. Н. Смирнова «Этнография восточно-финских народов: история и современность» (Ижевск, 2006 г.); Общероссийском молодёжном форуме «Мы - россияне» (Ижевск, 2008 г.) «Молодёжь и межкультурный диалог»; 1-ом Республиканском конгрессе «Конфессиональное пространство Удмуртии» (Ижевск, 2009 г.); Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения К. И. Шибанова «Шибановские чтения» (Ижевск, 2009 г.); Всероссийской научной конференции с международным участием «Финно-угры -славяне - тюрки: опыт взаимодействия (традиции и новации)» (Ижевск, 2009 г.); Республиканской научно-практической конференции «Конфессиональное

• - 13 пространство Ижевска: прошлое, настоящее, будущее». (Ижевск, 2010 г.); на заседаниях отдела исторических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН.

Положения выносимые на защиту: На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в общественном сознании происходит трансформация этнического и религиозного начал. Постмодернистская эклектика отодвигает на второй план традиционную систему восприятия. Городская среда предоставляет большее количество альтернатив для формирования эклектичного сознания, как в этническом, так и религиозном плане.

Этнический и религиозный факторы в общественном сознании, как у городских, так и у сельских жителей, тесно взаимосвязаны. Религия обретает функцию этнического маркера, способствующего сохранению национальной культуры и препятствующего ассимиляции. Чем меньше численность этноса, тем выше значимость этнической и религиозной идентичности. Так, для татар ислам - этноконсолидирующий фактор, способствующий росту их этноконфессионального самосознания, для удмуртов язычество -национально-культурный символ, для русских - православие не только религиозно-нравственная основа, но и исторически сложившаяся культурная среда функционирования.

Этническая идентичность более значима для мужчин, нежели для женщин. У женщин религиозность значительно выше, чем у мужчин. Молодёжная среда эклектична, люди старшего поколения более консервативны и придерживаются традиционной религиозности. Молодёжь выступает группой риска, наиболее подверженной радикализации взглядов в вопросах межэтнических и межрелигиозных отношений.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения (таблицы).

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Чуракова, Екатерина Алексеевна

Заключение

Анализ этноконфессиональной ситуации в Удмуртии в 1990-е гг. XX -начале XXI в. показал её многогранность и специфичность, которая сложилась в рамках длительной исторической традиции сосуществования этносов (русских, удмуртов, тагар) с разными культурно-религиозными компонентами (православие, язычество, ислам). Процесс межкультурного взаимодействия этих народов был тесно связан с базовыми ментальными установками, благодаря которым межэтническое взаимодействие носит преимущественно мирный характер.

Интегрированность всех трех вышеназванных этносов в рамках единого государства, способствовало с одной стороны, формированию схожих ментальных установок, с другой — этносы как исторически сложившиеся общности продолжают сохранять свои ментальные особенности. Именно этим объясняется своеобразное сочетание этнического мировоззрения и поведения с наднациональным. Длительное сосуществование народов создало толерантную основу их взаимоотношений, которая в свою очередь закрепилась в менталитете.

В ментальной структуре этносов одну из центральных позиций занимает религиозный компонент, на основе которого закрепляются (порой бессознательно) наиболее консервативные черты национального характера. Религия выражает внутреннее кредо народа, становится частью его культуры, этническим маркером. Любой этнос проходит период определённой адаптации к религии на первоначальных этапах её утверждения в этническом пространстве. Именно на этой почве сформировались «русское» и удмуртское» православие, «татарский» ислам. Этнические и ti конфессиональные особенности тесно переплетаются в пространстве i межкультурного диалога. Исследование показало, что конфессиональный фактор активно мобилизуется в моменты актуализации этнической

168 идентичности, и что в этноконфессиональной сфере в латентной форме сохраняется конфликтогенный потенциал.

Тема и объект (этносы: русские, удмурты, татары) исследования определили методологию исследования, которая позволила многостороннее изучение наблюдаемого явления. Ведущими методами изучения объекта стали психологические подходы, максимально раскрывающие личностный аспект этнической и конфессиональной идентичности, а также феномен веры - его востребованность. Данная методология нова и применялась в изучении этнического, религиозного пространства Удмуртии лишь незначительным числом учёных.

Социальные трансформации рубежа ХХ-ХХ1 вв. неизбежно повлекли за собою трансформацию в общественном сознании этнического и религиозного начал. Растёт число людей, сознательно выбирающих собственную этническую и религиозную принадлежность, что, впрочем, не умаляет роль семьи в передаче основных этноконфессиональных ценностей и традиций. Она по прежнему остаётся ведущим субъектом-хранителем этнического и религиозного компонентов.

Сами конфессии, в первую очередь традиционные, осознают важность сохранения этнокультурного наследия народов, на социальной основе которого они функционируют. Именно поэтому достойно одобрения активное развитие национальных служений (православие, протестантизм), перевод религиозной литературы на национальные языки. Общество, прошедшее через глобальную ломку этноконфессиональных традиций, осознаёт необходимость восстановления этнокультурной преемственности. Сохранение этноконфессиональной традиции позволяет воссоздавать в поколениях культурно-нравственные основы общества; базовые ценности семьи, воспитания детей, уважения к старикам и слабым, межэтнического диалога, толерантности. Без них поступательное развитие социума проблематично.

Традиционные конфессии Удмуртии в современных условиях развиваются стабильно, выходят на новый, более открытый, уровень взаимодействия с обществом. Происходит постепенное освобождение от советского опыта партнёрства с государством, в рамках которого религиозные организации находились под строжайшим контролем государственных органов. В начале XXI в. востребованной становится оказывается активная позиция традиционных конфессий, способных нести в социум основополагающие ценности семьи, здоровья человека и нации, духовного самосовершенствования.

Православная Церковь Удмуртии в лице многих своих священнослужителей демонстрирует готовность идти «за церковную ограду» к людям, нести им культурное наследие, хранящееся в недрах православной культуры. Основой дальнейшего развития православия становится* работа с молодёжью, активная миссионерская позиция, призванная привлекать людей к интеллектуальным и культурным богатствам православия, гибкий подход к работе с разными категориями населения, уважение и сохранение этнических традиций. В Удмуртии православие сохраняет свою полиэтничную основу. В состав как священнослужителей, так и паствы, входят русские, удмурты, в меньшей степени - татары и другие этносы. Оно' сохраняет за собой первенство в конфессиональном пространстве.

Ислам развивается в преимущественно татарской этнической среде, в

I [ меньшей степени - среди выходцев из Средней Азии и Кавказа. В рядах последователей ислама появляются представители других этносов, I традиционно не исповедующих ислам (например, русские), но резкое увеличение этой категории мусульман в ближайшей перспективе не прогнозируется. Скорее всего, такие факты останутся единичными.

Главными задачами религиозной организации мусульман сегодня являются более глубокое проникновение в традиционную татарскую среду функционирования, преодоление последствий советской эпохи массовой

170 атеизации и возвращение народам, исповедующим ислам, его богатого культурного наследия, предотвращение негативных последствий, связанных с радикализацией ислама в ряде регионов России.

Протестантизм перешёл от активной фазы функционирования в 90-е гг. XX в. к относительно спокойному развитию. Главным для этой конфессии является сохранение социальной базы, которая была задействована в ходе активной миссионерской деятельности предыдущих лет. Протестантские общины стараются аккумулировать этнические традиции местного населения, развивают национальное служение. По мнению автора, идёт формальная адаптация харизматических деноминаций протестантизма к менталитету местного населения, протестантской идеологии - к местной1 национальной специфике.

Новые религиозные движения в регионе не имеют особого распространения, их деятельность носит локальный' характер. Социальная база НРД полиэтнична; в данные структуры зачастую попадают люди с эклектичным сознанием. Большого притока новых последователей в данные религиозные движения, по данным исследования, не предвидится. Респонденты достаточно настороженнр относятся ' к подобного рода организациям.

-•(Составной частью этноконфессионального диалога выступают "! национально-культурные объединения. Полем их деятельности является 4 сохранение, развитие этнокультурного богатства народов республики. Их работа тесно взаимосвязана с конфессиями, традиционно близкими тому или иному этносу. Национально-культурные объединения и религиозные организации объединяют усилия для решения общих вопросов развития культуры, повышения нравственности населения, восстановления церквей, мечетей, развития национальных языков. Религиозный фактор в ряде случаев выступает своеобразным маркером, дополняющим этническую идентификацию. Взаимодействие различных НКО между собой и их связь с ; 171 религиозными организациями традиционного направления — православием и исламом - повышает устойчивость межэтнического пространства республики.

Исследование этноконфессионального пространства Удмуртской Республики выявило особенности этнической и религиозной идентичности, толерантности ведущих этносов региона — русских, удмуртов, татар. Так, значимость этнической принадлежности высока и важна для представителей татарского и удмуртского этносов. Степень актуализации религиозной идентичности у всех трёх этносов ниже национальной. Но её динамика схожа с ситуацией, проанализированной ранее по-этническому критерию: чем более многочисленен этнос, тем меньше значимость конфессионального фактора, и наоборот.

Православными себя считают 2/3 русских, удмуртов и приблизительно 1/10 часть татар; 2/3 опрошенных татар исповедуют ислам. На селе приверженцев православия зафиксировано больше, чем в городе. Идентификация с вероисповеданием в большинстве случаев происходит по критерию принадлежности к православной христианской или мусульманской культуре. Процент людей с высокой степенью религиозности среди всех этносов незначителен. Протестантами себя признали незначительное, количество опрошенных (русских и удмуртов, среди татар таковых не Ь выявлено), что не- позволило проследить специфику религиозности в протестантской среде. Это также свидетельствует о незначительном влиянии, г ' I популярности протестантских конфессий у населения республики.

Отношение к неверующим среди основных этносов республики достаточно лояльное, можно сказать — «понимающее», лишь незначительный процент населения подвергает их критике. Основная часть опрошенных считает излишним навязывать другим людям свою точку зрения в вопросах религии (как в городе, так и на селе). Русские терпимее к инакомыслящим, нежели удмурты и татары, что связано с более низкой религиозностью русских.

В ходе исследования была отслежена степень толерантности основных этносов Удмуртии. Значительных отличий среди опрошенных не выявлено, почти половина из них потенциально готова вступить в брак с человеком другой религии. Процент положительных ответов на вопрос о браке с человеком другой национальности выше, чем на вопрос о браке с человеком другой религии. Это свидетельствует о том, что в вопросах межэтнического взаимодействия религия выступает более сильным сдерживающим фактором, нежели этническая принадлежность. В городе, благодаря высокой плотности межэтнических контактов положительных ответов больше, нежели на селе. 1/3 респондентов среди опрошенных этносов не готовы вступать в личные взаимоотношения с людьми другого вероисповедания и этнической принадлежности. У молодого поколения толерантность выше, с возрастом люди становятся консервативнее во взглядах.

Исследование выявило особенности женской и мужской религиозности. Так, в женской среде она ситуативна, проявляется время от времени и зависит от обстоятельств, в которые попадает человек. В мужской> среде больше представителей с традиционной ортодоксальной религиозностью, требующей ежедневного посещения церкви, молитвы и т.д. Женщины к традиционной религиозности не склонны. При этом верующих женщин

I ) бол£ше, чем верующих мужчин. Среди мужчин зафиксировано небольшое, 1 но тем не менее превышение числа респондентов готовых навязывать веру неверующим людям, что свидетельствует об их радикальных взглядах. I

Основная масса мужчин, участвующих в исследовании, нейтрально 1 относится к религии и не придаёт ей особого значения. Этнический идентитет в мужской среде ценится выше, чем в женской.

Возрастной показатель выявил высокую степень традиционной религиозности, воцерквлённости у возрастных групп от 50 лет и старше.

173

Молодёжь чаще колеблется между верой и неверием, реже молится, посещает духовные заведения, читает религиозную литературу.

Этническая и религиозная идентичность наиболее важна для опрошенных 18-24 лет и людей старше 50 лет. Учитывая эти результаты исследования, а также и то, что молодёжь менее религиозна, воцерквлена, более эклектична в этноконфессиональных воззрениях, есть потенциальная вероятность при определённых внешних условиях радикализации её взглядов. Чтобы этого не произошло, необходимы регулярные мониторинга в молодёжной среде и грамотная просветительская работа религиозных, национально-культурных организаций.

Населением республики религия воспринимается как составная часть национальной культуры, способствующая её сохранению. В Удмуртии высок уровень толерантности, незначителен конфликтогенный потенциал в этноконфессиональных отношениях. Опрошенные достаточно лояльно относятся к инакомыслящим, и считают, что каждый человек имеет право на свою точку зрения. Эклектика общественного сознания проявляется в смешении различных религиозных традиций, в распространённости различных суеверий, характерных для всех исследуемых этносов. Особенно ярко это выражено в городской среде, сельская среда более традициопна.

Перспективы дальнейшего изучения этноконфессиональной ситуации в Удмуртии связаны с проблемами современного старообрядчества, появлением и функционированием в республике новых религиозных движений и протестантских общин. Специального научного внимания требует история ислама и его современное состояние.

I «

1 1'. I

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Чуракова, Екатерина Алексеевна, 2010 год

1. Неопубликованные источники

2. Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики

3. Ф. 16. Удмуртский обком КПСС. Оп. 1. Д. 12170, 12752, 13860, 14378.

4. НОА УИИЯЛ УрО РАН. Ф. РФ. Оп. 24. Д. 1580.

5. Годовой отчёт за 2007 г. г. Ижевск. Московская Патриархия. Ижевская и Удмуртская Епархия // Текущий архив отдела по взаимодействию с общественными объединениями Управления по внутренней политике Администрации Президента и правительства У Р. 2008 г.

6. Опубликованные источники Нормативно-правовые акты

7. Декларация прав народов России» 2(15) ноября 1917 г. // Декреты Советской власти. Т. I. М., 1957. С. 39^41.

8. Закон СССР от 1.10.1990 № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.zaki. ru/pagesnew.php?id=1688. (дата обращения 16.12.09).

9. Закон РСФСР от 25.10.1990 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» // URL: http://www.consultant. ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=8376. (дата обращения 20.07.10)

10. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Сайт конституции РФ. URL: http://constituti on.garant.ru/ (дата обращения 20.07.10).

11. Конституция СССР от 7 октября 1977 г. // Сайт конституции РФ. URL: http://constituti on.garant.ru/history/ ussr-rsfsr /1977/red 1977/1549448/ (дата обращения 20.07.10).

12. Конституция УАССР. Ижевск: Удмуртия, 1980.

13. Конституция Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. // Сайт конституции РФ. URL: http://consti tution. garant. ru/region/consudmurt/ (дата обращения 20.07.10).

14. Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" // http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm. (дата обращения 20.07.10).

15. Устав Общества русской культуры Удмуртской Республики // Смирнова

16. С. К., Губогло M. Н. и др. Феномен Удмуртии. Т.З. Идеология и технологияэтнической мобилизации. Кн. 1. Единство и многообразие этнических176мобилизаций: уроки пройденного пути. М. Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 2002, С. 92.

17. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" // URL: http://base. garant.ru/135765/1/ (дата обращения 16.12.09).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.