Этнокостюм в современной культуре адыгов: социокультурные аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Хокон, Саида Энверовна

  • Хокон, Саида Энверовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Саратов
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 178
Хокон, Саида Энверовна. Этнокостюм в современной культуре адыгов: социокультурные аспекты: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саратов. 2014. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хокон, Саида Энверовна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования этнического костюма

1.1. Концептуализация понятия «этнокостюм» в дискурсе культурологического анализа

1.2. Структурно-функциональный подход к анализу костюма

как культурной универсалии

1.3. Символическая природа этнического костюма: семиотика элементов кроя, декора, традиции ношения

Глава 2. Этнокостюм адыгов в современных культурных практиках

2.1. Культурно-исторические аспекты формирования костюмного комплекса адыгов

2.2. Функционирование этнокостюма адыгов в поликультурном пространстве современного региона

2.3. Особенности использования этнокостюма в художественной практике современной Адыгеи

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокостюм в современной культуре адыгов: социокультурные аспекты»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Одежда представляется базовой культурной универсалией, использование которой становится одним из наиважнейших признаков, отличающих человека от иных живых существ, начиная с эпохи первобытности. В ходе исторического развития этнических сообществ она становится не только культурным маркером, отличающим один народ от другого, но и отражением духовных ценностей, присущих целостной картине мира этноса. Сегодня в эпоху массового и информационного общества практически никто из исследователей не оспаривает мнения о том, что в ходе культурной экспансии, выступающей орудием глобализации, происходит унификация национальных культур с размыванием этнической специфики. Роль научного сообщества на современном этапе заключается в фиксации вербальных и невербальных языков, исторически сформировавшихся в традиционных культурах, необходимых для органичного развития мировой культуры в целом. Важность сохранения для духовного здоровья человечества национального лица, языка, традиций и обычаев, фольклора подчеркивают многие ученые1.

Особую актуальность проблемы сохранения культурного наследия и поддержания культурной идентичности этносообществ приобретают в полиэтничном регионе, таком, как Республика Адыгея, где на одной территории проживают представители множества разнообразных культур. В этой связи весьма важное место должны занимать исследования различных артефактов, способных сохранить пласт этнической культуры. Традиционная одежда как фактор национальной идентичности в данном процессе играет роль выразителя миропонимания и мироощущения этноса, переводя его на интернациональный язык художественно-эстетического восприятия.

'Так, Д. С. Лихачев в «Декларации прав культуры» (Раздумья о России. СПб.: Издательство «Logos», 1999. С. 635-640) говорит о необходимости построения концепции глобализации как гармоничного процесса мирового культурного развития, в котором налажен баланс между великими культурами и культурами малых этносов.

Как яркий образец выражения этничности «костюм фокусирует в себе возможности практически всех традиционных ремесел, и именно костюм оказывается самым недолговечным, неспособным уже по самому материалу противостоять времени» . Сегодня подлинные образцы народного костюма можно найти лишь в музейных коллекциях. Вследствие этого с каждым годом их уникальность и ценность лишь возрастают. Существуют противоречивые культурологические оценки значения этнокостюма в современной культуре. Некоторые исследователи отмечают, что «локальная культурная самобытность»в современной социокультурной ситуации более концентрируется исключительно в своих карнавальных проявлениях на сцене и уже практически утратила свой утилитарный прагматический характер3. Можно согласиться с таким мнением, однако данная мысль в большей степени актуальна для мегаполисов. В региональных сообществах традиционные ценности сохраняются в более устойчивой форме, вследствие чего этнокостюм может восстановить некоторые аутентичные функции в быту (к примеру, празднично-обрядовые), а также быть полноценным средством выразительности в современном художественном творчестве.

Этнокостюм с позиций семиотики культуры представляется «текстом», структура которого складывается исторически естественным образом. В процессе многовекового развития этнос сформировал свой предметный (вещный) мир, основанный на материальных и духовных потребностях. Закономерно, что в традиционном костюме отражается картина мира этноса, в том числе мифологические воззрения, бытовавшие когда-то и сохраненные в глубинных структурах коллективного и индивидуального сознания. Таким образом, традиционная одежда способна выступать выразителем этнического самосознания и устойчивым этническим маркером. Посредством характеристик костюма (архитектоника, особенности кроя, способы ношения, характер

2 Кирсанова Р. М. Русский народный костюм: этапы развития. (К вопросу о взаимодействии сельского и

городского типа культуры) // Духовная культура села. Традиции и современность. М., 1988. С.70.

3Флиер А. Я. Науки о культуре после постмодернизма. Постфутурология // Обсерватория культуры. М, 2012, №

2.

отделки, материал, цвет и т.п.)выражалось индивидуальное своеобразие и неповторимость каждого этноса.

Традиционный костюм также является ярким средством воплощения художественного творчества, в котором переплетаются сохраняемые веками традиционные устои и современные представления. В художественной традиции создания костюма архетипический «образ мира»передается от поколения к поколению, при этом раскрывается функция одежды как знака с семантическим смыслом, заложенным в архаичном сознании этноса. Активное использование этнокостюма в художественных практиках современной Адыгеи приводит к появлению новых форм его интерпретации. Однако современные образцы, равно как и способы их производства, зачастую далеки от аутентичных, что вполне естественно приводит к необходимости осознания критериев допустимости отклонения от эталона. Обозначенные выше аспекты создают определенное проблемное поле для культурологического исследования и, несомненно, требуют научной проработки.

Степень изученности проблемы

В последнее десятилетие в гуманитарных науках наметились новые аспекты в исследовании костюма, позволяющие выявить его содержательные, структурные и статусные (социальные) свойства. Костюм рассматривается: как элемент коммуникативной культуры (Е. и Н. Сорины, М. Бернард)4; как фактор витальной необходимости (Ф. Дэвис)5; как элемент эстетической (Т. Г. Маринко)6 и демонстрационной культуры (Э. Холландер, С. Кюхлер,

п

В. Стил) . Существуют также специализированные подходы к анализу феномена костюма и его функций: культурологический (П. Г. Богатырев,

"Сестры Сорины. Язык одежды, или как понять человека по его одежде: Психологический практикум. М.: «ГНОМиД», «ЭКМОС», 2002; Barnard, M. Fashion as a communication. Oxford, New York: Routledge, 2008.

5Davis F. Clothing and fashion as communication. Massachusetts: Lexington Books, 1985; Davis F. Fashion, Culture and Identity. University Of Chicago Press, 1994.

бМаринко T. Г. Эстетический анализ костюма как продукта дизайнерской деятельности. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. филос. наук.М., 1982.

'Hollander A. Seeingthroughclothes. Univ of California Press, 1993; Kiichler S. Clothing as Material Culture. Berg Publishers, 2005;Стил В. Корсет. М.:Новое литературное обозрение, 2010.

о

Н. А. Дмитриева, Н. Которн, А. Лури) , исторический (И. В. Блохина, Л. М. Горбачева, Ф. Готтенрот и О. Расин, Р. В. Захаржевская, Н. М. Каминская, Л. Н. Картамышева, Л. Тэйлор)9,этнографический (Л. П. и В. Л. Сычевы, Е. Н. Студенецкая, 3. В. Доде, А. А. Иерусалимская)10, искусствоведческий (Р. М. Кирсанова, Н. М. Калашникова, М. Н. Мерцалова, Т.П.Неклюдова, Ф. Ф. Комиссаржевский)1', дизайнерский (Т. О. Бердник, Л. А. Сафина, Ф. М. Пармон, Э. Болтон, Д. Ю. Ермилова)12, специально-

13

технический (Т. В. Козлова) .Следует отметить достаточное количество работ, в которых костюм и мода выступают способом раскрытия сущностных качеств

8 Богатырев П. Г. Функции костюма в Моравской Словакии // Вопросы теории народного искусства. М., 1971; Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. Изд. 3. М., 2004; Дмитриева Н. А. Краткая история искусств (в трех выпусках). М.: «Искусство», 1993; Которн Н. История моды в XX веке / пер. с англ. Л. Кныш. М.: Тривиум, 1998; Lurie A. The Language of Clothes.London: Dloomsbury, 1992.

9Блохина И. В. Всемирная история костюма, моды и стиля. М.: Хорест, 2007; Горбачева Л. М. Костюм XX века от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. М., 1996; Готтенрот Ф., Расин О. История костюма (полная хрестоматия) / пер. Лейтес И., Сараева Ю., Лисицына Т. М.: Арт-Родник, 2008; Захаржевская Р. В. История костюма. М.: Рипол классик, 2009;Каминская Н. М. История костюма. М.: Искусство, 1986; Картамышева Л. Н. Исторический процесс и эволюция одежды. Саратов, 1998; Taylor L. Establishing dress history. Manchester University Press, 2004; Она же.The study of dress history.ManchesterUniversityPress, 2002.

'"Студенецкая E. H. Одежда народов Северного КавказаХУШ-ХХвв. М.: «Наука», 1989; Она же. Одежда // Культура и быт народов Северного Кавказа (1917-1967). М., 1968; Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве. М., 1975; Иерусалимская А. А. Адыго-аланский костюм VIII-XI вв. на фоне общих проблем изучения средневекового костюма Запада и Востока // Тезисы докладов III Международной археологической конференции «Культура степей Евразии второй половины 1-го тыс. н.э. (из истории костюма)». Самара, 2000; Доде 3. В. Костюм как репрезентация историко-культурной реальности: к вопросу о методике исследования // Структурно-семиотические исследования в археологии. Т.2. Донецк, 2005; Она же. Средневековый костюм народов Северного Кавказа: очерки по истории. M.: Восточная литература, 2001.

11 Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII - XIX веков. М., 2002; Она же. Костюм в русской художественной культуре 18-первой половины 20 вв. (опыт энциклопедии) / под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. М.: «Большая российская энциклопедия», 1995; Она же. Русский народный костюм: этапы развития. (К вопросу о взаимодействии сельского и городского типа культуры) // Духовная культура села. Традиции и современность. М., 1988; Калашникова Н. М. Семиотика народного костюма. Учебник. СПб, 2000; Мерцалова М. H. Народный костюм и мода // Эстетика в народном хозяйстве. 1977; Она же. Поэзия народного костюма. М.: Молодая Гвардия, 1988; Она же. История костюма. В 4 т. М.: Искусство, 2000-2001; Неклюдова Т. П. История костюма. Ростов н/Д.: Феникс, 2004; Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма: [уникальные материалы по истории костюма с древнейших времен] / вступ. ст. Р. М. Кирсановой. М.: Люкс Астрель ACT, 2005.

|2Бердник Т. О. Дизайн костюма. Ростов-н/Дону: «Феникс», 2000; Сафина Л. А. Дизайн костюма / Л. А. Сафина, М. Тухбатуллина. Ростов н/Д.: «Феникс», 2006; Пармон Ф. М. Композиция костюма: Учебник для вузов М., 1997; Ермилова Д. Ю. История домов моды: Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2004; Она же. Экологическое направление в дизайне одежды // Проблемы дизайна костюма и пути их исследования. Сборник трудов кафедры «дизайн костюма». М., ГАСБУ, 1997; Bolton A. The supermodern wardrobe. Publ info London: V&A; New York, N.Y.: Distributed by Harry N. Abrams, 2002.

13Козлова Т. В. Художественное проектирование костюма. М.: Легкая промышленность, 1982; Маринко Т. Г. Эстетический анализ костюма как продукта дизайнерской деятельности. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. филос. н.М., 1982.

отдельных периодов и образцов социальной культуры (О. Б. Вайнштейн, А. Б. Гофман, Л. Бартон)14.

На концепцию данного исследования значительное влияние оказали работы отечественного искусствоведа, историка костюма Р. М. Кирсановой, которая рассматривая костюм как отражение истории, выявляет сущность и способы его социального и художественно-эстетического функционирования. Важным научным положением Р. М. Кирсановой является тезис об утрате культуры народного костюма в повседневной практике, и о том, что именно город аккумулировал в музейных собраниях и научных учреждениях сохранившиеся объекты и элементы аутентичного костюма: «Сейчас именно из города исходит знание об обрядах и костюмах, правилах их применения и использования. Художники по костюму обращаются к народному костюму, ориентируясь на лучшие музейные образцы, само существование которых стало возможным благодаря бережному отношению к костюму в русских деревнях и селах. Обращение современных художников, проектирующих городскую моду и создающих сценические костюмы к старинному народному искусству -результат длительного и сложного взаимодействия города и деревни»15. Автор ссылается также на высказывания А.Н. Бенуа из рецензии «О кустарной выставке» (Мир искусства, 1902, т.7, С.48) о событиях рубежа XIX - XX веков: «Десяток костюмов, являющихся самым отрадным, что есть на выставке, взят из музеев, в народе их более нет. Нет праздничных одежд, нет, следовательно, более и праздника». Однако, по отношению к адыгскому этнокостюму эти мысли требуют эмпирической проверки.

Среди работ, в которых объектом исследования выступает непосредственно традиционный костюм адыгов, представляют интерес

|4Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2005; Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. Изд. 3. М., 2004; Barton, L. Historic Costume for the stage. Boston: Walter H. Baker Company, 1935.

15 Кирсанова P. M. Русский народный костюм: этапы развития. (К вопросу о взаимодействии сельского и городского типа культуры) // Духовная культура села. Традиции и современность. М., 1988. С. 82.

исследования Е. Н. Студенецкой16. Автор прослеживает историю развития

костюма, начиная с XVI до XX века, а также выявляет типологию и

классификацию адыгского костюма. Весьма ценны работы М. 3. Азаматовой17,

в которых описывается традиционная одежда адыгов и дается подробная

характеристика национального орнамента. Классифицирует орнаментальные

18

композиции в художественно-прикладном искусстве адыгов Е. М. Шиллинг . Достаточно подробно исследует цветовую символику адыгского девичьего костюма Н. А. Нефляшева19. В историческом дискурсе рассматривает одежду адыговХ1Х-ХХ веков Э. JI. Коджесау20. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что этнокостюм адыгов достаточно подробно изучен с этнографической и исторической точек зрения, однако системным исследованием костюма, как целостного феномена культуры, до настоящего времени никто не занимался. Анализ существующих источников выявил определенный пробел в культурологическом осмыслении адыгского костюма как парадигмы культуры этноса. Следует отметить, что в исследовательской литературе этнокостюм адыгов как элемент художественной культуры, его семиотический статус, равно как и проблемы его адаптации в современных социокультурных условиях, не получили должного освещения, что стимулирует возможность и необходимость культурологического исследования данного феномена.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования в данной работе является этнокультура адыгов. Предмет исследования - значение этнокостюма в повседневной культуре и художественном творчестве современных адыгов. В данной работе

16 Студенецкая Е. H. Одежда // Культура кабардинцев и балкарцев в XVI - первой половине XIX века. М., 1989; Она же. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. M.: «Наука», 1989; Она же. Одежда // Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1986.

пАзаматова M.3. Адыгейский народный орнамент: Книга-альбом / Сост. Мин-Кутас Азаматова; Ред. Э.В. Кильчевская, Д.Г. Костанов. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1960; Она же. Одежда адыгов XIX века// Наш край (материалы по изучению Краснодарского края), вып. 1. Краснодар, 1960.

18 Шиллинг Е.М. Адыгейский национальный узор // «Искусство», №3, 1940.

|9Нефляшева H.A. Цветовая символика адыгского девичьего костюма и легенды об амазонках // Культура и быт адыгов (этнографические исследования), вып. VII. Майкоп, 1989.

20Коджесау Э.Л. Одежда у адыгов в XIX-XX вв. Ученые записки. Т. XI. Адыгейский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. Майкоп, 1970.

впервые предпринимается культурологическое изучение костюма адыгов, предполагающее многостороннее рассмотрение его функционирования в различных сферах жизни современного этноса - в обыденной, общественно-политической и художественной практиках.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является выявление значения этнического костюма адыгов в современных социокультурных практиках.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда определенных исследовательских задач:

1. Обосновать теоретические подходы к исследованию этнокостюма как концепта культурологического знания.

2. Обобщить основные теоретические положения, касающиеся анализа костюма как культурной универсалии.

3. Выявить культурно-эстетические основы символики в традиционном костюме.

4. Комплексно исследовать художественные принципы этнокостюма адыгов через архетипические и образные смыслы его элементов.

5. Раскрыть особенности использования этнокостюма в современных повседневных практиках адыгов.

6. Проанализировать использование этнокостюма адыгов в художественной практике современной Адыгеи, а также способы его современной реконструкции.

Решение поставленных задач направлено на доказательство рабочей гипотезы, заключающейся в следующем: этнокостюм адыгов как визуально-пластический способ отражения этнической картины мира и морально-этического комплекса «Адыгэ хабзэ» в условиях современной жизни и художественной практики этноса выполняет этномаркирующую, культуротворческую, атрибутивно-идеологическую и стилеобразующую функции.

Теоретико-методологические основания исследования.

Системный подход к анализу костюма как социально-культурного объекта, представляющего самостоятельную художественную ценность в историческом дискурсе, осуществляется с опорой на труды Р. М. Кирсановой, П. Г. Богатырева, Е. Н. Студенецкой. Методологическую и теоретическую базу исследования также составили работы последних лет в области изучения традиционного костюма: Н. М. Калашниковой (семиотический подход к исследованию народного костюма), С. А. Яценко (концепция историко-культурной реконструкции костюма на основе комплексного подхода), 3. В. Доде (типология реконструкций: аутентичная, аподиктическая и гипотетическая), В. В. Давыдовой (системный подход к анализу костюма). В основу теоретического анализа этнокостюма в ракурсе художественно-эстетической деятельности были положены идеи классиков философской мысли и современных ученых, работающих в области фундаментальной эстетики, а также философов и культурологов, изучающих особенности мифологического сознания: П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева, Я. В. Флиера, О. М. Фрейденберг, А. Голана, Б. А. Рыбакова и др.

Необходимой основой диссертационного исследования стали теоретические работы, использующие этнографические методы исследования костюма в традиционных культурах (Б. А. Куфтин, Н. И. Гаген-Торн, Л. П. и В. Л. Сычевы); труды философов, раскрывающих семиотические аспекты функционирования вещей в традиционных обществах (X. Ортега-и-Гассет, Ю. М. Лотман Б. А. Рыбаков, А. К. Байбурин); исследования искусствоведов, рассматривающих костюм как искусство, изменяющееся в зависимости от контекстов эпохи (М. Н. Мерцалова, Т. П. Неклюдова, Ф. Ф. Комиссаржевский и др.).

Таким образом, в работе в рамках системного подхода привлекались следующие методы: структурно-функциональный метод; метод культурно-исторической реконструкции по документальным источникам и музейным экспонатам; метод сравнительного анализа; комплексный метод; семиотический метод.

Эмпирическую основу исследования составляют несколько видов

источников. Важным источником сведений об адыгском традиционном

костюме являются ранние труды этнографического характера, содержащие

частичное описание одежды адыгов европейскими путешественниками (XV -

XVII века): Ж. де Люка, Д'Асколи, Дж. Интериано, Э. Челеби, Я. Стрейса,

Э. Кемпфера, Б. Тавернье и др.; работы исследователей культуры адыгов в

эпоху Кавказской войны: К. Коха, Т. де Мариньи, Ф. Дюбуа де Монпере,

И. Ф. Бларамберга, Дж. Лонгворта, Э. Спенсера и др.При исследовании

костюма XVIII-XIX веков богатыми эмпирическими источниками послужили

описательные исторические и этнографические материалы советских

исследователей по одежде адыгов: Е. Н. Студенецкой, М. 3. Азаматовой,

Е. М. Шиллинга, Л. И. Лаврова, Э. Л. Коджесау, Н. А. Нефляшевой,

С. X. Мафедзева, Л. Г. Нагайцевой и др.

Ценнейшие материалы представляют собрания музеев, в частности

коллекции одежды, музейные фотоматериалы (Национальный музей

Республики Адыгея, Северо-Кавказский филиал Государственного музея

искусства народов Востока, г. Майкоп). Художественный альбом серии

21

«Бесценное наследие адыгов» из коллекции Национального музея Республики Адыгея представляет публикацию уникальных изделий адыгского золотошвейного искусства XIX - XX веков.

Визуальным источником диссертационного исследования послужили фотоматериалы Е. Н. Студенецкой в монографии «Одежда народов Северного Кавказа XVIII - XX вв.», а также рисунки У. Аллана, Г. Гейслера, П. С. Палласа, Ф. А. Рубо, И. Г. Георги, К. Гиллера, А. Орловского, Г. Г. Гагарина и др., опубликованные на специальных сайтах сети Интернет . Особую ценность использованным фотоматериалам придает то обстоятельство, что, как правило, они всегда сопровождаются подробным описанием

21 Золотое шитье адыгов (черкесов). / Сост. H. Теучеж, М. Хабаху, С. Унарокова, А. Коцева, Р. Ханаху. Майкоп, 1998.

22По материалам сайтов: http: //www.adygi.ru; http: //www.community.livejournal. com/costume_history; http: //www.mith.ru/; http://ffr.nm.ru/ UNESCO - recommendation.htm, http://www.taby27.ru/; http: www.mkra.ru/rar/l_daur.html идр.

местности, где они были сделаны. Богатым источником исследования этнокостюма в художественных практиках Республики Адыгея послужило творчество современных авторов: живописцев и графиков Ф. Петуваша, А. Берсирова, Т. Ката; театральных художников и модельеров Л. Дауровой, Ю. Сташа, В. Мастафова, М. Хацуковой, М. Саральп и др.

Для анализа функционирования этнокостюма в современной повседневной и социально-политической жизни социума был использован материал, полученный в результате наблюдения, а также социологического опроса различных категорий населения Республики Адыгея, проведенного автором диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования определяются непротиворечивыми теоретическими положениями, корректным использованием материалов исторических, этнографических, публицистических источников, опорой на междисциплинарный подход и современные методы культурологии с применением качественных и количественных критериев для исследования материального и духовного наследия этнических культур.

Научная новизна настоящего исследования следует из выбора предмета изучения, который представляет этнический костюм с позиции занимаемого места и роли в социально-политическом и художественном пространстве культуры адыгов. В настоящем исследовании:

- концептуализировано и введено в научный оборот понятие «этнокостюм»;

- предложена теоретическая модель детерминации функционирования этнокостюма в соответствии с социально-политическим устройством общества;

- выявлены характеристики этнокостюма, отражающие этническую картину мира адыгов, определена связь этнокостюма с мифическими представлениями традиционных адыгов;

- результативно использован метод социологического опроса для сбора культурологической информации, относящейся к восприятию этнокостюма адыгов в сознании полиэтничного социума Республики Адыгея;

- впервые выявлено значение этнокостюма для современной обыденной и социально-политической жизни адыгского социума;

впервые проанализированы формы и результаты включения этнокостюма в систему современной художественной практики адыгов.

Характер и степень научной новизны проведенного исследования отражают основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнокостюм как понятие является концептом культурологического знания, системно включающим в себя характеристики традиционного, народного, фольклорного и других форм бытования костюма в исторической ретроспективе и современной социокультурной ситуации.

2. В традиционном костюме адыгов сочетаются принципы ландшафтного и антропного детерминизма, обусловленные этическими и эстетическими нормами этноисторического морального кодекса «Адыгэ хабзэ». Этнокостюм адыгов представляет собой артефакт, посредством конструктивно-художественных способов отражающий мифические представления традиционных адыгов.

3. Теоретическая модель структуры функций адыгского этнокостюма представляет собой системное взаимодействие утилитарных, социальных и культурных функций. Историческое изменение структуры происходит за счет ослабления утилитарных и социальных функций и усиления культурных функций. Достаточно стабильное сохранение празднично-обрядовой функции определяется потребностью сохранения этнокультурной идентичности современных адыгов.

4. Функционирование костюма в современных практиках во многом

детерминировано социально-культурным типом общества. В современной

социокультурной ситуации республики Адыгея этнокостюм результативно

выполняет этномаркирующую, этностабилизирующую, культуротворческую,

13

атрибутивно-идеологическую, стилеобразующую функции, а также функцию формирования художественного вкуса регионального социума.

5. Адыгский этнокостюм выступает объектом и ярким выразительным художественным средством различных видов искусства. Символические и художественно-эстетические функции костюма приобретают особую значимость в практике сценического искусства современной Адыгеи. В современной практике употребления этнокостюма возможно использование всех форм реконструкции костюма. Однако, в художественном пространстве Республики Адыгея наиболее актуальны аподиктичный, основанный на совокупном комплексе источников при отсутствии артефактов, и гипотетический - базирующийся на обоснованных имеющимися материалами предположениях, типы реконструкции костюма.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Системное исследование функций этнокостюма позволяет уточнить и расширить категориальный аппарат культурологии при исследовании традиционных культур, содействует появлению новых культурологических исследований, расширяющих возможности краеведения, региональной истории, этнологии, искусствоведения. Выводы исследования могут также применяться для анализа проблем этно- и культурогенеза народов Северного Кавказа, стать теоретической предпосылкой для культурологических, искусствоведческих, и этнографических работ в сфере художественной культуры адыгов. Работа имеет научную значимость при проведении сравнительно-исторических исследований культуры народов отдельных регионов. В частности, результаты настоящей работы могут в дальнейшем использоваться при сравнительном изучении традиционной материальной и духовной культуры адыгов и других северокавказских народов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хокон, Саида Энверовна, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаматова, М. 3. Адыгейский народный орнамент: Книга-альбом. / Сост. Мин-Кутас 3. Азаматова; Ред. Э.В. Кильчевская, Д.Г. Костанов - Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1960. - 140 с.

2. Азаматова, М. 3. Одежда адыгов XIX века // Наш край (материалы по изучению Краснодарского края), вып. 1. - Краснодар, 1960. - С. 169-180.

3. Асланова, Л. А. Истоки культовой символики в традиционном орнаментальном искусстве адыгов // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009. № 3 - С. 38-42.

4. Ашхамахова, Л. М. Адыгские женские головные уборы // Сборник статей по этнографии Адыгеи. - Майкоп, 1975. - С. 84-112.

5. Бабаева, А. В. Формирование «социального» тела в европейской культуре // Социальная аналитика ритма: сб. материалов конференции. Вып. 13. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С.21-23.

6. Байбурин, А. К. Предисловие // Богатырев П.Г. Народная культура славян М.:ОГИ, 2007. С. 7-18.

7. Байбурин, А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - М.-Л.: Наука, 1989. -620 с.

8. Белова, О. В. Красный цвет. / Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под общ. ред. Н. И. Толстого. Т.2. М.: Международные отношения, 2008. - С. 647.

9. Бердник, Т. О. Дизайн костюма. - Ростов-н/Дону: «Феникс», 2000. - 256 с.

10. Бердник, Т. О. Архитектоника костюма (Социокультурная динамика). Дисс. канд. филос. наук 24.00.01. - Ростов н/Д, 2004. - 147 с.

11. Бешкок, М. М. Танцевальная культура адыгов с древних времен до наших дней. - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2000. - 68 с.

12. Бешкок, М. М., Нагайцева, Л.Г. Адыгейский народный танец. - Майкоп: отд. книжн. изд-ва, 1982. - 163 с.

13. Бижоева, М. Адыгский костюм: сплетение времен // Советская Адыгея. -2005. - 29 июня.

14. Бларамберг, И. Ф. Историческое, топографическое, этнографическое и военное описание Кавказа // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. - Нальчик, 1974. - С.422-428.

15. Блохина, И. В. Всемирная история костюма, моды и стиля. - М.: Хорест, 2007. - 400 с.

16. Богатырев, П. Г. К вопросу об этнологической географии // Богатырев П. Г. Функционально-структуральное изучение фольклора (Малоизвестные и неопубликованные работы). / Составл., вступ. Статья и комментарии С. П. Сорокиной. - М.: ИМЛИ РАН, 2006. - С. 80-90.

17. Богатырев, П. Г. Функции костюма в Моравской Словакии // Вопросы теории народного искусства. -М., 1971. - С. 299-366.

18. Богословская, И. В. Одежда народов библейских стран(по древнеегипетским источникам XVI-XI вв. до н.э.). - М.: МАЭ РАН, 1995.-144 с.

19. Броневский, С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским. 4.1. - М.: Типография С. Селивановского, 1823. - 386 с.

20. Быстрова Я. В. Символические функции костюма в культуре: дисс. на соиск. ученой степени канд. филос. наук. Великий Новгород, 2003. - 140 с.

21. Бычков, В. В. Эстетика: учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с.

22. Вайнштейн, О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 639 с.

23. Веселовский, Н. И. КурганыКубанскойобластивпериодримскоговладычестванаСеверномКавказе // Труды XII Археологического съезда в Харькове. - Киев: Наукова думка, 1978. -348 с.

24. Голан, А. Миф и символ. - М.: Руслит; Иерусалим: Тарбут, 1994. - 371 с.

147

25. Горбачева, Л. М. Костюм XX века от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. -М., 1996.- 120 с.

26. Горина, Г. С. Народные традиции в моделировании одежды. - М.: Легкая индустрия, 1974. - 183 с.

27. Готтенрот, Ф., Расин, О. История костюма (полная хрестоматия) / пер. Лейтес И., Сараева Ю., Лисицына Т. - М.: Арт-Родник, 2008. - 352 с.

28. Гофман, А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. Изд. З.-М., 2004.-208 с.

29. Градова, К. В., Гутина, Е. А. Театральный костюм. - М.: Всероссийское театральное общество, 1976. - 316 с.

30. Гусев, В. Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). - СПб., 1993. - 111 с.

31. Гутов, А. М. Обозначение цвета в поэтическом языке эпоса «Нартхэр» // Нартский эпос и Кавказское языкознание (материалы VI Международного Майкопского коллоквиума Европейского Общества кавказологов). Сост. А. М. Гадагатль. - Майкоп, 1994. - С. 128-133.

32. Давыдова В. В. Типология костюма //Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Вып. 1.СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 116-134.

33. Давыдова, В. В. Костюм в пространстве культуры. Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 191-195.

34. Де Бесс, Ж.-Ш. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг. / Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв. - Нальчик, 1974. -635 с.

35. Демиденко, Ю. История костюма как историческая дисциплина // Теория моды. - 2006-2007, № 2. - С. 9-29.

36. Дмитриева,Н. А. Краткая история искусств (в трех выпусках). - М.: «Искусство», 1993. - 352 с.

37. Доде, 3. В. Костюм как репрезентация историко-культурной реальности: к вопросу о методике исследования // Структурно-семиотические исследования в археологии. Т.2. - Донецк, 2005. - С. 305-331.

38. Доде, 3. В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа: очерки по истории. - М.: Восточная литература, 2001. - 136 с.

39. Донина, Л. Н. Реконструкция татарского костюма ХУ-ХУ1 веков в спектакле «Идегей» на сцене Казанского государственного академического театра им. Г. Камала // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - СПб., 2009. - № 118. - С. 246-251.

40. Дриккер, А. С. Традиционное искусство в условиях информационной революции // Фольклор и художественная культура: Современные методологические и технологические проблемы изучения и сохранения традиционной культуры (Сборник статей и материалов научной конференции). Вып. 13.-М.: РАН, 2004. - 304 с.

41. Дулам, С. Система символик в монгольском фольклоре и литературе: автореферат диссертации на соискание уч. степени д-ра филол. наук. - Улан-Удэ, 1997.-49 с.

42. Ермилова, Д. Ю. История домов моды: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

43. Ермилова, Д. Ю. Экологическое направление в дизайне одежды // Проблемы дизайна костюма и пути их исследования. Сборник трудов кафедры «дизайн костюма». - М., ГАСБУ, 1997. - С. 12-40.

44. Замогильный, С. И. Методология российско-монгольских этнокультурных исследований. // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 1 — С. 63.

45. Захаржевская, Р. В. История костюма. - М.: Рипол классик, 2009. - 432 с.

46. Золотое шитье адыгов (черкесов) / Сост. Н. Теучеж, М. Хабаху, С. У нарокова, А. Коцева, Р. Ханаху. - Майкоп, 1998. - 80 с.

47. Иванюк, С. Пирамида Юрия Сташа, или об экспонатах, достойных лучших музеев мира, которые можно увидеть в Майкопе // Советская Адыгея. - 1996. -22 мая - С.З.

48. Иерусалимская, А. А. Адыго-аланский костюм УШ-Х1 вв. на фоне общих проблем изучения средневекового костюма Запада и Востока // Тезисы докладов III Международной археологической конференции «Культура степей Евразии второй половины 1-го тыс. н.э. (из истории костюма)». - Самара, 2000. -С. 58-60.

49. Интериано, Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование. - Нальчик, 1974. - 635 с.

50. Казанов, X. М. Одежда и ее атрибутика / Культура адыгов. - Нальчик: Эльбрус, 1993.-256 с.

51. Калашникова, Н. М. Семиотика народного костюма. Учебник. - СПб, 2000. - 370 с.

52. Каминская, Н. М. История костюма. - М.: Искусство, 1986. - 423 с.

53. Картамышева, Л. Н. Исторический процесс и эволюция одежды. - Саратов, 1998.-201 с.

54. Кибалова, Л., Ламарова, М., Гербенова, О. Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага: Артия, 1988. - 993 с.

55. Кирсанова, Р. М. Русский костюм и быт XVIII - XIX веков. - М., 2002. -224 с.

56. Кирсанова, Р. М. Костюм в русской художественной культуре 18 - первой половины 20 вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра искусствоведения. - М., 1995. - 45 с.

57. Кирсанова, Р. М. Костюм в русской художественной культуре 18-первой половины 20 вв. (опыт энциклопедии) / под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. - М.: «Большая российская энциклопедия», 1995. - 383 с.

58. Кирсанова, Р. М. Русский народный костюм: этапы развития. (К вопросу о взаимодействии сельского и городского типа культуры) // Духовная культура села. Традиции и современность. - М., 1988. - С. 70-82.

59. Коджесау, Э. Л. Одежда у адыгов в XIX-XX вв. Ученые записки // Т. XI. Адыгейский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. - Майкоп, 1970. - С. 348-362.

60. Козлова, Т. В. Художественное проектирование костюма. - М.: Легкая промышленность, 1982. - 144 с.

61. Комиссаржевский, Ф. Ф. История костюма: [уникальные материалы по истории костюма с древнейших времен] / вступ. ст. Р. М. Кирсановой. - М.: Люкс Астрель ACT, 2005. - 335 с.

62. Которн, Н. История моды в XX веке / пер. с англ. Л. Кныш. - М.: Тривиум, 1998.- 176 с.

63. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. - М.: Советская энциклопедия, 2005.

64. Лавров, Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа. - Л.: Наука, 1978. -91 с.

65. Лавров, Л. И. Кабардино-адыгейская культура XIII-XV вв. // Советская этнография, вып. 4. - 1957. - С. 13-23.

66. Левашова, В. И. Белореченские курганы // Труды государственного исторического музея. Т. XXII. - М., 1957. - С. 190-191.

67. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / пер., вступ. ст. и прим. А. Б. Островского. - М.: Республика, 1994. - С. 9-10.

68. Леви-Стросс, К. Расы и история // Структурная антропология. - М.: Наука, 1983.-536 с.

69. Лихачев, Д. С. Раздумья о России. - СПб.: Издательство «Logos», 1999. -672 с.

70. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа. - М.: Академический проект, 2008 - 303 с.

71. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1995. - 320 с.

72. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства. - СПб.: Искусство, 2008. - 496 с.

73. Лотман, Ю. М. Избранные статьи: в 3-х томах. Т.1. - Таллин: Александра, 1992.-479 с.

74. Маринко, Т. Г. Эстетический анализ костюма как продукта дизайнерской деятельности. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. филос. н. - М., 1982.

75. Мафедзев, С. X. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX - нач. XX вв. Адыгэ хабзэ и традиции. - Нальчик: Эль-Фа, 2000. -202 с.

76. Меретуков, М. А. Материальная культура адыгов // Культура и быт адыгов (этнографические исследования), вып. II. - Майкоп, 1978. - С. 49-70.

77. Мерцалова, М. Н. Народный костюм и мода // Эстетика в народном хозяйстве. - 1977. - Вып. 8. - С. 45-49.

78. Мерцалова, М. Н. Поэзия народного костюма. - М.: Молодая Гвардия, 1988.-250 с.

79. Мерцалова, Н. М. История костюма. В 4 т. - М.: Искусство, 2000-2001.

80. Михель, Д. В. Тело в западной культуре. - Саратов: Научная книга, 2000. -176 с.

81. Монисова, И. Кавказские мотивы в моде XX века // Эхо Кавказа, вып.З (6), 1994.-С. 58-59.

82. Нагайцева, Л. Г. Одежда и ее влияние на пластику и хореографический жест. - Нальчик: Эльбрус, 1986. - 144 с.

83. Неклюдова, Т. П. История костюма. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 336 с.

84. Нефляшева, Н. А. Цветовая символика адыгского девичьего костюма и легенды об амазонках // Культура и быт адыгов (этнографические исследования), вып. VII. - Майкоп, 1989. - С. 86-95.

85. Овсянников, В.П. Социокультурные исследования средневолжской провинции: роль традиционных форм в повседневности // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2011. - Т. 4. -№ 2с. - С. 330-336.

86. Ортега-и-Гассет, X. Заметки о народном костюме // X. Ортега-и-Гассет. Камень и небо. - М.: Грантъ, 2000. - С. 135-139.

87. Очерки по истории Адыгеи / под ред. С.К. Бушуева. Т.1 - Майкоп, 1957. -С.108.

88. Пармон, Ф. М. Композиция костюма: Учебник для вузов - М., 1997. - 318 с.

89. Рыбаков, Б. А. Прикладное искусство и скульптура // История культуры Древней Руси. Т.2. - М.-Л., 1951. - С. 396-464.

90. Сафина, Л. А. Дизайн костюма / Л. А. Сафина, М. Тухбатуллина. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. - 390 с.

91. Сестры Сорины. Язык одежды, или как понять человека по его одежде: Психологический практикум. - М.: «ГНОМ и Д», «ЭКМОС», 2002. - 224 с.

92. Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах. / Под общ. ред. Н. И. Толстого. - Т.2. - М.: Международные отношения, 2008. - 687с.

93. Стил, В. Корсет. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 272 с.

94. Столяр, А. Д. Происхождение изобразительного искусства. - М.: Искусство, 1985. - 300 с.

95. Студенецкая, Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа ХУШ-ХХ вв. - М.: «Наука», 1989.-288 с.

96. Студенецкая, Е. Н. Одежда // Культура и быт народов Северного Кавказа (1917-1967). - М., 1968. - С.151-184.

97. Сычев, Л. П., Сычев, В. Л. Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве. - М., 1975. - 133 с.

98. Теучеж, Н. К. Адыгейский орнамент в золотошвейном искусстве // Культура и быт адыгов. - Майкоп, 2001. - Вып. 9. - С. 208-224.

99. Теучеж, Н. К. Влияние мусульманской религии на орнамент в золотошвейном искусстве // Тезисы VI Международной конференции «Исторические источники Европейских и Северо-Африканских цивилизаций» (Востоковедческое образование. Информационное обеспечение востоковедения. Взаимовлияние культур народов Северного Кавказа и

Ближнего и Среднего Востока). Республика Адыгея, Майкоп, 3-6 октября 2005 г. - М.: Институт востоковедения РАН, 2005. - С. 142-144.

100.Тимофеев, Л. И., Тураев C.B. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

101.Токарев, С. А. К методике этнографического изучения материальной культуры // СЭ. - 1970. - №4. - С. 4-16.

102.Токарев, С. А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1986. -576 с.

103.Успенский, Б. А. Семиотика истории. Семиотика культуры. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 608 с.

104.Флиер, А. Я. Науки о культуре после постмодернизма. Постфутурология // Обсерватория культуры. М, 2012. -№ 2. - С.4-11.

105.Флиер, А.Я. Природа и культура //Культурология XX век: Энциклопедия. Т.1. - СПб.: Университетская книга, 1998. - С. 137-138.

106. Флоренский, П. А. Небесное знамение (размышления о символике цветов) // Маковец, №2, 1992. - С. 15-16.

107.Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности. - М.: Главная редакция вост. литературы, 1978 (дополн. изд. 1998). - 665 с.

108.Хан-Гирей. Записки о Черкесии. - Нальчик, 1978. - 329 с.

109.Хотко, С. X. Бесленей - мост Черкесии // Вопросы исторической демографии Восточного Закубанья. XIII-XIX вв. Сборник документов и материалов. - Майкоп: Полиграф-Юг, 2009. - С.387-402.

1 Ю.Цвик, В. Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. - М.: Аспект-Пресс, 2004 - 382 с.

111 .Шадже, А.Ю. Эвристический потенциал диалога // Вестник АГУ. Серия 1 : Регионоведение, вып. 2 (30). -Майкоп, 2008.

112.Шиллинг, Е. М. Адыгейский национальный узор // «Искусство», № 3, 1940. -С. 155-160.

113.Шхалахов, А. А. Золотая спица в колесе жизни Юрия Сташа // Советская Адыгея. - 2005. - 13 авг. - С. 4.

114.Ярская, В. Н.Межнациональное сотрудничество как основа сохранения культурного многообразия и сплоченности полиэтнического региона // Гражданское общество Саратовской области. - Саратов: «Научная книга», 2008.-С. 162-164.

115.Ятина, J1. И. Мода глазами социолога. Результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I. -№ 2.-С. 121-133.

116.Яценко, С. А. Костюм Древней Евразии. - М.: Восточная литература, РАН, 2006. - 665 с.

117.Barnard, М. Fashion as a communication. Oxford, New York: Routledge, 2008. - 224 p.

118.Barton, L. Historic Costume for the stage. Boston: Walter H. Baker Company, 1935.-609 p.

119.Bolton, A. The supermodern wardrobe. - Publ info London: V&A; New York, N.Y.: Distributed by Harry N. Abrams, 2002.

120.Davis, F. Clothing and fashion as communication. Massachusetts: Lexington Books, 1985.

121.Davis, F. Fashion, Culture and Identity. University Of Chicago Press, 1994. -233 p.

122.Giroud, F. Dior: Christian Dior, 1905-1957. - London, 1987.

123.Hollander, A. Seeing through clothes. Univ of California Press, 1993. - 520 p.

124.Kuchler, S. Clothing as Material Culture. Berg Publishers, 2005. - 288 p.

125.Lurie, A. The Language of Clothes. London: Dloomsbury, 1992. - 288 p.

126.Taylor, L. Establishing dress history. - Manchester University Press, 2004. - 340

P-

127.Taylor, L. The study of dress history. - Manchester University Press, 2002. -304 p.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

128. Live Journal, (Живой Журнал). URL http: //www.community.livejournal. com/costume_history.

129. Taby27.ru (имиджелогия, философия дизайна, архитектура). URL http: //www.taby27.ru.

130. URL http: //www.mith.ru/.

131. URL http://www.avtoradio.ru/.

132. URL http://www.philosophy.rU//library/text/lib_yanko/kutXXall...

133. Адыги, py (информационный портал). URL http: // www.adygi.ru.

134. Батырева, К. П. Этнокультурные доминанты в формировании эстетики калмыцкого народного костюма: диссертация ... кандидата философских наук. Москва. 2008. URL http: //etnokulturnnye-dominanty-v-formirovaniiestetiki...

135. Губжоков, М.Н. Институт наездничества (зек1о). URL http://adigasite.com/forum/viewtopic.

136. Дворянский кодекс «Адыгэ Хабзэ». URL http:// lab-adat.ru>archives/l51.

137. Костюмированная анимация. URL http://vk.com/page-41300902_43983321.

138. Культура - наше достояние // Итоги деятельности Министерства культуры РА и подведомственных учреждений культуры за 2011 г. Информационно-аналитический сборник. URL http: www.mkra.ru/rar/ l_daur.html.

139. Миф. Ру (дочерний ресурс Института истории культур YHHK).URLhttp: //www.mith.ru.

140. Нарты. Адыгский эпос. URL http://www.circassianlibrary.org/lib/html/ Nart_epos_ i /****** * s .html.

141. Нестерова, M. А. Тенденции современной моды в аспекте телесности. URL http://rustm.net/catalog/article/l 304.html.

142. Новейший философский словарь. 2009. URL http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new__philosophy.

143. Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении фольклора.ХЛШШр: //ffr.nm.ru/UNESKO - recommendation.htm.

144. Республика Адыгея. URL http://adygeya-republic.info/adygeya-geography/nacionalnyi-sostav-naselenija.

145. Русский народный костюм. URL http:// lib.zabspu.ru/students/diploms/2003/ kostum/russ_suit.htm.

146. Символика народного костюма. URL http://art-stitch.com.ua/stati-vishivka/national-stitchs/ukrainian-national-sitch/73.

147. Социологический словарь. URLhttp://mirslovarei.com/soc_a.

148. Шигурова, Т. А. Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы. Автореферат дисс. д-ра культурологии. Саранск, 2012. URL http: //www.dissers.ru/ avtoreferati-dissertatsii-kulturologiy...

149. Шхалахова, С. Театральные образы Людмилы Даур. URL http: www.mkra.ru/rar/l_daur.html.

150. Энциклопедия символики и геральдики, http://www.symbolarium.ru/index. php.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.