Этнокультурный аспект изучения русской литературы в калмыцкой школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Нюденова, Эльза Кондратьевна

  • Нюденова, Эльза Кондратьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Элиста
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 182
Нюденова, Эльза Кондратьевна. Этнокультурный аспект изучения русской литературы в калмыцкой школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Элиста. 2004. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Нюденова, Эльза Кондратьевна

Введение.

Глава 1. Гуманистические Этнокультурное основы литературного образования.

1.1 .Гуманистическая ориентация современного образования.

1.2.Этническая культура в содержании гуманитарных дисциплин.

1.3. Этнокультурная коннотация в процессе проектирования и реализации гуманитарного образования.

1.4. Состояние изучения русской литературы в школах Республики

Калмыкия.

Глава 2. Методика изучения русской литературы в условиях реализации национально-регионального этнокультурного содержания.

2.1. Методические пути реализации этнокультурного компонента в содержании курса русской литературы.

2.2. Методы и приемы работы с этнокультурологическим учебным материалом сопоставительного характера на уроках русской литературы в 5-11 классах калмыцкой школы.

2.3. Методика изучения сквозных этнокультурологических

2.4. Результаты эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурный аспект изучения русской литературы в калмыцкой школе»

современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней « условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою национальную самобытность, уникальную этнокулыуру. Интерес к проблемам культуры, этнокулыуры в образовании обусловлен наличием народов, этносов, претендующих на право выражения своей культурной самобытности и испытывающих особые потребности в связи с социальной и экономической интеграцией современного общества.

Приобщая школьников к мировой, российской, этнической культуре, системы образования призваны обеспечить высокий уровень готовности представителей различных этносов к общественно-значимой совместной ф деятельности, к жизни в полиэтнической среде в условиях многонационального федеративного государства и современной цивилизации.

Закон «Об образовании», провозгласивший в качестве одного из принципов государственной политики в области образования принцип развития национальных культур, региональных культурных традиций, способствовал интенсивному развитию содержания образования во всех регионах России, а также преобразованию и модернизации национальных систем образования. Статья 2 Закона РФ «Об образовании» утверждает принцип единства федерального образовательного пространства, реализовать ^ который призван федеральный компонент государственного образовательного стандарта, и одновременно принцип защиты национальных культур, национальных традиций, реализовать который призван национально-региональный компонент.

В интересах гармонизации национальных отношений обучение должно быть органично связано с усвоением мировой культуры, культуры русского народа и других народов России. Поэтому культурное ядро содержания образования должны представлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности (Бондаревская Е.В. Боголюбов Л.М. Шаповалов В.К., Белозерцев Е.ПТ). В свою очередь такой подход требует коррекции и обновления содержания образования, прежде всего гуманитарного образования. Гуманитарное образование - необходимое условие воспроизводства культуры, главный институт общества, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, основных эстетических ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему и, в конечного счете, индивидуальное и коллективное поведение людей. Проблемы, возникшие в последнее время в системе гуманитарного образования, в том числе и литературного, объясняются и тем, что культурологические функции гуманитарных учебных дисциплин использутотся не в полной мере. От ориентации школьных предметов гуманитарных дисциплин на этнокультуру зависит расширение, углубление и личностное принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей. Культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит в себе уникальный образовательный потенциал, который может быть успешно реализован посредством дисциплин филологической образовательной области. Содержание дисциплин филологического цикла определяется учебными программами, отражающими федеральный компонент государственного образовательного стандарта учебных предметов. Предусмотренные государственным стандартом национально-региональные компоненты содержания учебных дисциплин в полной мере не реализуются и не используются в практике преподавания. Возникает противоречие между необходимостью использования уникального этнокультурного потенциала для гуманитарного образования и развития личности и отсутствием разработанных моделей его применения в учебно-воспитательном процессе в условиях этнокультурно коннотированных систем образования.

В предлагаемом исследовании предпринята попытка разработки национал ь»но-регионального этнокультурного компонента в содержании предмета «русская литература».

В связи с решением данной проблемы возникла необходимость диагностики готовности учителей и учащихся к изучению гуманитарных предметов в условиях реализации этнокультурного содержания и разработки процессуальных аспектов усвоения этнокультурного компонента гуманитарного образования.

Методологическую основу исследования составляют учение об определяьощей роли активной сущности человеческой деятельности в становлении личности, о соотношении национального, общечеловеческого в социокультурной жизни общества; философские и этнографические исследования и этнологические теории; современные теории этноса и этнического развития (С.А.Арутюнов, Л.Н.Гумилев, Э.С.Маркарьян, М.Мид); философские, дидактические труды по вопросам национальной специфики, национального менталитета, сопоставления русской и калмыцкой культур; оригинальная концепция этнокультурного подхода к построению системы образования на примере возрождающегося калмыцкого этноса, содержатся синтез идей этнокультурной коннотации личностно-развивающей образовательной модели и билингвизма А.Б. Панькина.

Теоретическими источниками исследования проблемы являются труды отечественных философов, историков, культурологов, психологов, педагогов-практиков в области гуманитарного образования в рамках филологической образовательной области. П.Ф.Каптерев утверждал, что важнейшая задача образовательного процесса - помочь детям овладеть созданны 144 человечеством достоянием, только тогда образование станет эффективным, когда в основу будут положены опирающиеся на науку представления о путях формирования человека, механизмов усвоения культуры. По мнению М.С.Кагана, становится очевидным несоответствие (неадекватность) современного образования структуре человеческой деятельности и культуры. Так, проблема становления культурной сущности человека, построенная на диалоговой концепции культур, рассматривалась русскими философами Н.А.Бердяевым, М.М.Бахтиным, В.С.Библером, утверждавшими, что человек обретет свою духовную сущность, постигая культуру, творя ее, что культурная сущность человека является систематизирующим компонентом его целостности. В диалоговой концепции культур М.М.Бахтина и B.C. Библера обосновывается необходимость гуманизации и гуманитаризации образования, построенного на диалоге культур. Принцип сочетания этнокультурологического и общечеловеческого подходов в историческом аспекте утверждают В.С.Библер, В.Е.Мужуев. Концепция В.Е.Мужуева разработана в соответствии с этнопсихологическими особенностями восприятия, памяти и воображения, стиля мышления этноса, специфики языка и основана на результатах этнопедагогических исследований, на основе народного календаря, учитывающего традиции и обычаи, традиционные виды хозяйствования и жизнедеятельности, праздники, события и дела выдающихся личностей. Проблеме изучения гуманитарных дисциплин, в том числе литературы не только как способа познания действительности посредством художественного ее осмысления, но и как источника, средства познания культуры народа, уделялось большое внимание как в общей педагогике, так и в методике преподавания литературы в национальной школе (С.К.Бирюкова, Г.М.Гогоберидзел В.М.Черкезова).

К проблемам гуманизации образования обращались Е.М.Верещагин В.Г.Костомаров, Ю.Е.Прохоров и др., которые, определяя положение учащегося в образовательной среде и признавая его активным субъектом культурно-образовательной деятельности, выделяли в проблеме личностного развития психологический аспект.

Универсальные общечеловеческие, общенациональные, региональные ценности должны стать культурным ядром содержания образования утверждали Бондаревская Е.В., Боголюбов Л.Н., Шаповалов В.К., Белозерцева Е.П.

Исследования по личностно-ориентированному образованию Е.В.Бондаревской, Л.С.Выготского, В.И.Данильчука, В.В.Серикова, И.С.Якиманской способствуют выработке технологии внедрения в учебный процесс этнокультурных компонетов в содержание дисциплин филологического цикла в этнокулыурно коннотированной школе.

Исходя из темы «Этнокультурный аспект изучения русской литературы в калмыцкой школе» определена

Цель исследования - обоснование методики реализации национально-регионального этнокультурного содержания в процессе изучения русской литературы в школах Калмыкии.

Объект исследования - процесс изучения русской литературы в калмыцкой школе с учетом принципа этнокультурной направленности литературного образования.

Предмет исследования - система уроков русской литературы с этнокультурным компонентом в 5-11 классах калмыцкой школы.

Гипотеза исследования - изучение предмета «Русская литература» будет эффективным, если:

- в учебном процессе в интересах более полного и глубокого постижения предмета «Русская литература», гуманистического воспитания учащихся, развития этнокультурно коннотированной системы литературного образования будет осуществлена целенаправленная реализация национально-регионального этнокультурного содержания, основанная на принципе диалектического единства трех начал в деятельности национальных школ - национального, общероссийского и общемирового;

- в содержание государственных программ по русской литературе будут введены как структурные элементы национального (этнокультурного) компонента систематизированные и специально отобранные с учетом нравственно-эстетического, гуманистического потенциала сквозные этнокультурологические темы, этнокультурологический учебный материал сопоставительного характера;

- будут разработана и описана методика реализации этнокультурного компонента в практике обучения русской литературе в калмыцкой школе.

Цель исследования, проверка гипотезы потребовали решения следующих задач:

- исследовать особенности гуманистической ориентации образования в условиях полиэтнической среды;

- исследовать этнокультурные основы гуманитарного образования в Калмыкии;

- определить методические пути реализации этнокультурного содержания, сквозных этнокультурологических тем в процессе изучения предмета «Русская литература»;

- экспериментально обосновать предложенную методику работы с этнокультурным компонентом в содержании уроков русской литературы.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования:

- теоретические (изучение и анализ трудов по философии, культурологии, литературоведению, психологии, педагогике, методике в аспекте темы исследования, изучение нормативных документов, обобщение педагогического опыта);

- эмпирические (анализ учебных программ по литературе с точки зрения внедрения этнокультурных компонентов и культурологического анализа изучаемых произведений, наблюдение за процессом обучения литературе, беседы с учителями и учащимися, изучение учебной документации; анализ календарно-тематических планов по литературе, устных и письменных ответов учащихся на уроках литературы).

Методологической основой исследования являются труды отечественных философов, культурологов, психологов, педагогов в области гуманитарного образования в рамках филологической образовательной области (Н.А.Бердяев, М.МХахтин, П.ФГКаптерев, М.С.Каган); диалоговая концепция культур М.М.Бахтина и B.C. Библера; работы отечественных ученых о соотношении национального, общечеловеческого в социокультурной жизни общества; философские и этнографические исследования и этнологические теории; современные теории этноса и этнического развития (С.А.Арутюнов, Л.Н.Гумилев, Э.С.Маркарьян, М.Мид); дидактические труды по вопросам национальной специфики, национального менталитета (Г.Н.Волков), сопоставления русской и калмыцкой культур Мукаева О.Д., Оконов Б.Б.), оригинальная концепция этнокультурного подхода к построению системы образования на примере возрождающегося калмыцкого этноса, содержащая синтез идей этнокультурной коннотации, личностно-развивающей образовательной модели и билингвизма А.Б. Панькина.

Базой исследования явились Южная средняя школа Городовиковского района Республики Калмыкия, средняя школа №4 города Элиста Республики Калмыкия. Всего в эксперименте участвовало 250 учащихся.

Исследование проводилось в три этапа: первый этап (2000 - 2001гг.) - изучение и анализ литературы по литературоведению, психологии и педагогике, теории и методике литературы, проведение констатирующего эксперимента, проверка знаний учащихся и выявление трудностей изучения русской литературы; второй этап (2001 - 2002 гг.) - анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка методики изучения художественной литературы в условиях реализации национальнорегионального (этнокультурного) содержания русской литературы (этнокультурной коннотации), проведение обучающего эксперимента. третий этап (2002 - 2003 гг.) анализ и обработка данных, полученных в ходе обучающего эксперимента, внедрение разработанной методики этнокультурной коннотации.

Новизна и теоретическая значимость исследования:

- выявлены особенности этнокультурно коннотированной системы литературного образования Калмыкии;

- определены структурные элементы этнокультурного компонента содержания курса «Русская литература» (этнокультурологический учебный материал сопоставительного характера, сквозные этнокультурологические темы);

- уточнены методические пути реализации этнокультурного компонента в содержании курса русской литературы;

- предложены новые подходы к изучению русской литературы в калмыцкой школе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что

- определено содержание сквозных этнокультурологических тем, проведен отбор этнокультурологических текстов для сравнительно-сопоставительного анализа, корректирующих содержание школьных программ по русской литературе;

-разработана система уроков русской литературы с этнокультурным компонентом (сквозными этнокультурологическими темами) для старших классов калмыцкой школы, предполагающая взаимосвязанное изучение русской и калмыцкой литератур;

- результаты исследования могут быть использованы при разработке программ, учебников, учебных пособий по литературе для школ Калмыкии, для чтения лекций для студентов филологического факультета Калмыцкого государственного университета по дисциплине «Методика преподавания русской литературы», на курсах повышения квалификации в Калмыцком республиканском институте повышения квалификации работников образования.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической ориентацией на ведущие концепции отечественной педагогики и методики преподавания литературы, использованием методов, соответствующих поставленным целям и задачам, положительными результатами проведенного эксперимента.

Апробация основных положений диссертации проводилась на международной научно-практической конференции «Мировая словесность - детям» (январь 2000 года); на международной научной конференции «Национальная политика советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения» (октябрь 2003 года); на IX годичном собрании южного отделения РАО (2002 год), на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы, кафедры методики преподавания калмыцкого языка и литературы, кафедры педагогики и частных методик Калмыцкого государственного университета, методических объединений учителей-словесников города Элиста, на научно - практических конференциях в Калмыцком республиканском институте повышения квалификации работников образования, на семинарских занятиях студентов Калмыцкого государственного университета, в ходе экспериментального обучения на уроках литературы в школе №4 г. Элисты и в Южной средней школе Городовиковского района Республики Калмыкия. По теме диссертации опубликовано 7 работ.

На защиту выносятся следующие положения:

-этнокультурная направленность в изучении русской литературы способствует гуманизации образовательного процесса, развитию и совершенствованию этнокультурной коннотации литературного образования, совершенствованию нравственно-этической и социальной базы личности, осознающей себя представителем своего этноса, гражданином своей страны и субъектом мировой цивилизации;

-целенаправленное и системное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются сквозные этнокультурологические темы и этнокультурологический учебный материал сопоставительного характера, способствует более полному и глубокому постижению предмета русская литература, познанию традиций и культуры этносов ;

-отбор этнокультурологического учебного материала должен осуществляться с учетом этнических традиций и нравственного, эстетического, гуманистического потенциала произведений;

-изучение русской литературы должно строиться на культурологическом подходе и сравнительно-сопоставительном анализе художественных произведений с учетом задач этнокультурного литературного образования;

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Нюденова, Эльза Кондратьевна

Выводы по 1 главе.

Гуманистически ориентированным и оптимальным в условиях полиэтнической среды является такое образование, которое способствует развитию личности и достижению высокого уровня культуры. Общий процесс гуманизации и гуманитаризации образования напрямую связан с возрождением и развитием культуры как среды, растящей и питающей личность, с диалогом культур и возрастанием удельного веса этнокультурных элементов в общественном сознании. Необходимым условием гуманизации и гуманитаризации образования является формирование личности как субъекта культуры, интеграция этнокультуры в образование. Образование может выполнить функцию преобразующего сознание фактора. Для этого оно должно стать нравственным, гуманным, те обращенным к ценностным основаниям, наиболее полно представленным в культуре.

Необходимо новое понимание содержания образования, которое ценно своими культурными смыслами. При этом неправильным было бы умаление роли межкультурной компетенции, гармонизирующей межнациональные отношения на принципах равноправия, взаимоуважения, мира и согласия. Этим установкам гуманистического мышления, образовательным и воспитательным задачам как нельзя лучше соответствует концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо «готовых» знаний и опыта осуществления, данная концепция включает также опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностный отношений. Содержание образования в многонациональном Российском государстве должно обеспечить личности возможность самоидетифицироваться как представителю того или иного этноса, создать условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур, приобщить к ценностям мировой культуры.

Возрождение этнической культуры в современных условиях, безусловно, возможно только через возрождение этнокультуры в системе образования вообще и гуманитарного образования в частности. Гуманитарные дисциплины способны решать задачи возрождения культурного потенциала каждого народа и его раскрытия посредством предметов филологической области. От ориентации школьных предметов гуманитарных дисциплин на этнокультуру зависит расширение, углубление и личностное принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей. Это требует обновления содержания филологического образования.

Особую важность при таком подходе приобретает элементы этнической культуры в содержании курса русской литературы. Этнокультурная информация может быть органично введена в структуру гуманитарных предметов и систематизировано представлена в школьных программах. Включение в содержание гуманитарного образования элементов этнической культуры и создание социокультурной среды для развития свободной, гуманной, творческой личности является неизбежным социально-педагогическим процессом. Для этого необходимо ясно осознать новые качества современной этнокультуры и использовать в повседневной педагогической практике культурные особенности этноса, защитив курсы истории и литературы от стандартных учебных программ, лишенных национального.

Содержание дисциплин филологического цикла определяется учебными программами, отражающими федеральный компонент государственного образовательного стандарта учебных предметов. Предусмотренные государственным стандартом национально-региональные компоненты содержания учебных дисциплин в полной мере не реализуются и не используются в практике преподавания. Возникает противоречие между необходимостью использования уникального этнокультурного потенциала для гуманитарного образования и развития личности и отсутствием разработанных моделей его применения в учебно - воспитательном процессе в условиях этнокультурно коннотированных систем образования. Данное противоречие приводит к необходимости решения проблемы, возникшей в последнее время в системе гуманитарного образования, в том числе и литературного, связанной с неполным использованием этнокультурологических функций гуманитарных учебных дисциплин.

Глава II. Методика изучения русской литературы в условиях реализации национально-регионального этнокультурного содержания.

В данной главе исследуется специфика состояния изучения русской литературы в школах Республики Калмыкия, предлагается методика работы с этнокультурным содержанием на уроках русской литературы, рассматриваются основные методические пути реализации этнокультурного содержании в курсе русской литературы, методы и приемы изучения сквозных этнокультурологических тем, рассматриваются различные типы этнокультурно коннотированных уроков русской литературы. Подробно описываются этапы обучающего эксперимента изучения русская литература с этнокультурным содержанием.

2.1. Методические пути реализации этнокультурного компонента в содержании курса русской литературы разработанный в РАО стандарт по литературе предусматривает формирование, наряду с художественной литературоведческой, и этнокультуроведческой компетенции. Под этнокультуроведческой компетенцией понимаются знания и умения, необходимые для общения на изучаемом языке в социокультурной сфере, для знакомства с русской литературой и другими видами искусства [107].Одной из задач, положенных в основу формирования содержания предмета «Русская литература» является приобщение к культуре русского народа и через русский язык и русскую литературу к культуре других народов России и мировой культуре[93]. В содержание этнокультуроведческой компетенции входят: - Общие представления о процессе развития русской нации, знание крупнейших исторических событий. Исторических деятелей:

- общие представления о мировоззренческих категориях (философских, религиозных, нравственных), нашедших отражение в духовной культуре.

- знание национальных традиций, фольклора, быта народа. Эти знания обеспечивают понимание культурных реалий и восприятие культурных аллюзий в процессе общения, помогают осуществлению межкультурной коммуникации [94].

Формирование этнокультуроведческой компетенции возможно путем введения национально-регионального компонента, т.е. в данном случае является частью предмета, точнее, частью учебного материала предмета «Русская литература».

Чтобы избежать широкого и узкого толкования НРК, назовем эту часть содержания предмета литература «этнокультурным компонентом». В своей работе мы будем использовать понятие этнокультурный компонент как часть понятия национально-региональный компонент. Элемент культурный в понятии этнокультурный компонент может означать всю совокупность знаний общечеловеческого, регионального и собственного характера о культуре, а элемент «этно» - этно-специфическое преломление, трансформацию этих знаний в сознании носителей данного языка и культуры. Этнокультурный компонент понимается нами как компонент, обеспечивающий человеку возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного народа, этнической культуры, как компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с иными культурами России.

Учитывая опыт, накопленный в области разработки этнокультурного компонента в содержании обучения русской литературе, мы считаем, что основным структурным элементом этнокультурного компонента является этнокультурная информация. Основу этнокультурной коннотации гуманитарного образования составляет культуроведческая информация об этнической (материальной и духовной) художественной, мировоззренческой культуре.

Исходя из целей наших исследований, мы примем следующее определение учебной культуроведческой информации об этнической (материальной и духовной) художественной, мировоззренческой культуре — этнокультурная информация, направленная на формирование культуроведческой компетенции учащихся.

Задачей данной главы является разработка научно обоснованных критериев отбора кулыуроведческого учебного материала для уроков русской литературы этнокультурно коннотированнных школ в сопоставлении с федеральным содержанием учебных программ, определение возможностей реализации сквозных этнолингвокультурологических тем в содержании литературного образования.

Для решения поставленных задач использовались следующие критерии отбора: содержательные критерии (информативность, культурологическая ценность, критерии типичности, критерии актуального историзма, занимательность, экзотичность). Важно определить культурологическую ценность учебных материалов. Культурологическая ценность - из каких составляющих складывается национальная картина мира, какие сведения позволяют сформировать целостное представление о культуре народов. Это ценности, которые сближают, роднят духовные цели разных народов. Критерии типичности - требуют отбора культуроведческого материала, отражающего реалии, явления традиции, обычаи, имеющие место в разных культурах или с другой стороны, отражающие особенности, свойственные только одной культуре. Критерии актуального историзма, отражающие актуальную культуру народа, имеют непреходящее значение и сегодня. Для отбора этнокультурологического учебного материала использовались также и лингвометодические критерии:

- критерии доступности - доступность логико-смысловой структуры -четкость композиции, связанность, логичность, последовательность изложения, использование ориентиров, использование средств наглядности, включение пояснений, иллюстраций, примеров;

- методическая целесообразность — включение тех текстов, которые в наибольшей степени отвечают целям и задачам обучения;

- воспитательная и познавательная ценность - приобщение подрастающего поколения к ценностям культуры разных народов.

Источники отбора этнокультурной информации - учебники, художественные произведения русской и мировой литературы, художественные произведения национальной региональной литературы, газетные и журнальные статьи, очерки, фольклор, эпос «Джангар», народный календарь, обряды, праздники. Учебная культуроведческая информация представляет модификацию материалов, предназначенных для других целей, так как даже соответствующую вышеназванным критериям информацию, как правило, нельзя переносить в первоначальном виде в учебную аудиторию. Такой культуроведческий материал надо сокращать, перестраивать, устранять излишнюю информацию, перефразировать, чтобы повысить его учебную отдачу [101].

Итак, одним из источников, корректирующих содержание курса русской литературы в школах Калмыкии, способствующих формированию культуроведческой компетенции, мы считаем этнокультурологический учебный материал, органически соединенный с федеральным содержанием предмета и реализуемый как национально-региональный этнокультурный компонент. В диссертационном исследовании мы останавливаемся на проблеме формирования гуманитарных знаний учащихся 5-11 классов в этнокультурно коннотированной школе (на примере школьного курса русской литературы).

Анализ опытно-экспериментальной обучения русской литературе в условиях этнокультурной коннотации показал, что этнокультурный компонент содержания курса «Русская литература» может быть представлен в следующем виде:

1 .Этнокультурологический учебный материал, реализуемый в сопоставлении с основным (федеральным) содержанием учебных программ:

- однотемный сопоставительный материал по русской и калмыцкой литературе (тема природы в произведениях русских поэтов и калмыцких поэтов, Русское Зарубежье - Калмыцкое Зарубежье, тема гражданской войны в русской и калмыцкой литературе, судьба человека в тоталитарном государстве и т.д.);

2. Сквозные этнокультурологические темы:

- этнокультурологические темы, представляющие центральную культурную тему этноса, присутствующую во всех структурных компонентах системы изучения курса «Русская литература» и адаптированную к возрастным особенностям учащихся («А.С.Пушкин и калмыки», «Калмыцкий фольклор», «Эпос «Джангар» и т.д.);

3. Этнокультурная информация как дополнение к федеральному компоненту:

- этнокультурологическая учебная информация ассоциативного характера, связанная с учебным материалом урока, способствующая более полному и

V углубленному восприятию темы урока.

Отбор и презентация этнокультурного компонента содержания курса «Русская литература», произведенные с учетом целей обучения, условий обучения, этапа обучения, возрастных особенностей учащихся, их познавательной потребности и учебной программы, способствуют этнокультурной коннотации учебного предмета (в нашем случае, русской литературы). Предлагаемая нами система уроков разрабатывалась именно для учащихся старших классов, поскольку формирование бикультурной личности в национальной школе 3-ей ступени, личности, способной к межнациональному общению, возможно путем приобщения, овладения

V различными формами культуры: художественной, мировоззренческой, этнической (духовной и материальной).

Систему уроков по русской литературе, основанных на этнокультурной коннотации (по программе под ред.Курдюмовой Т-ф.), мы предлагаем в следующих таблицах:

Уроки русской литературы с этнокультурным компонентом в 9 классе.

Тема урока по Этнокультурный компонент федеральным учебным Этнокультурологи Дополнительная Узловые вопросы программам ческий учебный этнокультуро- сквозной материал логическая ин- этнокультуросопоставительного формация по логической темы характера теме урока

1.Исторические «Слово о полку Самобытный Калмыцкий народи фольклорные Игореве» - характер и ный эпос «Джангар» источники «Сокровенные особенности как фольклорный древнерусской сказания культуры источник калмыцкой литературы монголов» кочевого народа литературы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Нюденова, Эльза Кондратьевна, 2004 год

1. Б.Басангов ких ценностей в «Джангар».1. Булгун». калмыцкойлитературе.

2. А.Н.Радищев «Пу- Тема Особенности народтешествие из «Самодержание ного характера

3. Петербурга в и народ» в твор- (на материале эпоса

4. Москву» честве калмыц- «Джангар»)ких писателей.

5. Литература К.Ф.Рылеев «Иван Патриотическийпервой полови- Сусанин» пафос калмыц- Тема жертвы во имяны XIX века. образы богатырей кой литературы. Родины в эпосев эпосе «Джангар» «Джангар».

6. А.С.Пушкин Поэты и писате-

7. Пушкинские тра- ли Калмыкии одиции в калмыц- Пушкине. Обобщающий уроккой литературе. по сквозной этнокультурологической теме

8. М.Ю.Лермонтов Пафос «Пушкин илермонтовские вольности и калмыки»мотивыв творчестве калмыцких поэтов и писателей.

9. Н.В.Гоголь -Сатирические образы в калмыцкой литературе.протеста, любви к Родине в стихах поэтов-классиков Калмыкии.

10. Очерк Н.В .Гоголя «О калмыках»

11. Активная борьба за справедливость, благородство фольклорных образов («Джангар»)

12. Комедия «Ревизор» на сценекалмыцкого драм-театра.

13. Уроки русской литературы с этнокультурным компонентом в 10 классе1. Этнокультурный компонент

14. Тема урока по федеральным учебным программам Этнокультурологи-ческий учебный материал сопоставительного характера Дополнительная этнокультуро-ведческая информация по теме урока Узловые вопросы сквозной этнокультуро-логической темы1 2 3 4

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.