Этнокультурное ориентирование образовательной системы региона: Научно-педагогические основы и опыт реального функционирования в Республике Адыгея тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Дахужева, Зара Каплановна

  • Дахужева, Зара Каплановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 245
Дахужева, Зара Каплановна. Этнокультурное ориентирование образовательной системы региона: Научно-педагогические основы и опыт реального функционирования в Республике Адыгея: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Майкоп. 2003. 245 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дахужева, Зара Каплановна

Введение.

Глава I. Теоретические основы организации этнокультурноориентированных систем образования.

1.1. Образование как наследование культуры: соотношение общечеловеческого и этнического.

1.2. Прогнозирование развития систем образования РФ: социально-педагогический аспект.

1.3. Региональные системы образования в Российской Федерации: опыт проектирования и моделирования.

Выводы по главе.

Глава II. Научно-педагогические основы моделирования национальной школы в многонациональном регионе.

2.1. Полиэтничность региона: поликультурное образование и национальная школа.

2.2. Феномен адыгской культуры: этнологический и культурологический аспекты.

2.3. Педагогическая модель этнокультурного компонента личности выпускника адыгейской национальной школы.

Выводы по главе.

Глава III. Реальное функционирование региональных образовательных систем России. Система образования Республики Адыгея: критический анализ положения адыгейской национальной школы.

3.1. Состояние проблемы «школа-этнос» в регионах РФ: попытка системного анализа.

3.2. Опыт этнокультурной ориентации системы образования

Республики Адыгея.

Выводы по главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурное ориентирование образовательной системы региона: Научно-педагогические основы и опыт реального функционирования в Республике Адыгея»

Актуальность исследования. Преобладавшее в общественном сознании долгие годы убеждение, что технизация общественной жизни неизбежно ведет к унификации этнокультур, показало свою несостоятельность. Именно попытка «стереть» национально-этнические различия привела сегодня к возрастанию националистических тенденций. Тенденция роста «этничности» не была своевременно осмыслена, ибо не вписывалась в доминировавшие научные и общественные парадигмы. А открытием последних десятилетий явился так называемый «этнический ренессанс», «этнический парадокс современности». Информационная концепция этноса (А.С. Арутюнов, Н.Н. Чебоксаров) объясняет причины сохранения и возрождения этничности тем, что в современном обществе переходного типа именно этнос (а не социальный класс или политическая группа) способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни. Этнос играет роль как бы информационного фильтра; особенности современной жизни усиливают психологическую потребность в устойчивых жизненных ценностях. Именно функция этноса как стабилизатора социо-нормативной информации, базирующаяся на ограниченности личностных информационных возможностей, делает этнос важнейшим элементом социальной структуры современного общества.

Современная модель национального образования должна базироваться на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в мировое сообщество. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) дает возможность выстраивать такую модель национальной школы, которая позволит интегрировать личность в этнокультурную (национальную), общероссийскую (гражданскую) и мировую среду. Однако в ходе практической реализации этого вопроса приходится сталкиваться со многими трудностями: как с гипертрофированным отношением в регионах к определению национальной самобытности, подменой ее национализмом, так и недооценкой роли историко-культурных традиций народа в выработке идеалов и ценностных ориентиров для молодого поколения.

Развивая идеи Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, современная педагогика исходит из того, что учет этнорегиональной специфики является неотделимым компонентом современного образования (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Г.Н. Волков, М.Б. Гуртуева, Е.П. Жирков, З.Г. Нигматов, Я.И.Ханбиков, И.А. Шоров и др.). Особое место занимают исследования Е.П.Жиркова «Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе» (1993 г.), В.К. Шаповалова «Этнокультурная направленность российского образования» (1997 г.), В.А. Николаева «Теория и методика формирования этнопедаго-гической культуры учителя» (1998 г.), С.Т. Тучалаева «Научно-педагогические основы развития начальной национальной школы (на примере Республики Дагестан)» (2001 г.), А.Б. Панькина «Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации» (2002 г.) и др., появившиеся в последние годы. Этнокультурную систему образования они трактуют как процесс и результат социально-исторического развития этноса, этнической самоидентификации как стержневого качества в структуре этнической культуры.

Целенаправленные исследования, кардинально и целостно рассматривающие закономерности процессов возрождения и развития этнокультурных систем образования в структуре возрождающихся этнокультур, раскрывающие их методологические основы, отсутствуют. Возникла объективная необходимость и реальные предпосылки для такого рода исследований, продиктованные потребностями современных образовательных реалий. К предпосылкам также относятся идеи личностно ориентированного образования, представленные в трудах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, В.И. Данильчука, B.C. Ильина, М.В. Кларина, В.В. Краевского, С.В. Кульневича, И.Я. Лернера, В.В. Серикова и др. Принципы культуросообразности и культуротворчества в образовании раскрываются Е.В. Бондаревской и А.Я. Данилюком и распространены ими на проблематику современного этнокультурного образования. В последние годы активно разрабатываются различные аспекты педагогического проектирования в работах Н.Г. Алексеева, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, М.Р. Кудаева, B.C. Леднева, Т.Л. Лихачевой, Ю.Т. Мамышева, В.Е. Радионова, Ю.С. Тюнникова, и др.

Отказ организаторов образования от унитарной в пользу этнически и лич-ностно ориентированных моделей способствует возникновению различных видов образовательных учреждений и расширению спектра разноуровневых образовательных программ. Диверсификация образовательной системы Российской Федерации выражается сегодня в ее многоуровневости, многопрофильности и в учете этнорегиональных особенностей культуры. В Законе Российской Федерации «Об образовании» одним из важнейших принципов называется принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства.

Культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит в себе уникальный образовательный потенциал, который может быть успешно реализован в образовательном процессе со специфической этнокультурной направленностью (коннотацией). В начале XXI века образование России вышло на уровень становления этнокультурно коннотированных и личностно ориентированных систем образования.

Понятие «этнокультурная коннотация» вводимое некоторыми исследователями (А.Б. Панькин и др.), раскрывает этнокультурную особенность современной образовательной системы как социального феномена. Развитие образования предполагает развитие этнокультурно коннотированных учреждений образования, несущих обозначение отличительных этнокультурных свойств, включающих в содержание и процесс обучения различные аспекты культуры национальных меньшинств России. (Мы в своем исследовании предпочитаем формулировку «этнокультурное ориентирование» систем образования).

Развитие национально-региональных систем образования России, процессы становления этнически ориентированных образовательных учреждений требуют своевременного теоретического осмысления их методологических основ, разработки целостного подхода к ним, вскрывают новые противоречия, которые не являлись предметом анализа в предыдущих работах. К таковым можно отнести противоречия между:

- потребностью общества в создании образовательных систем, ориентирох. ванных на развитие этнокультуры, и сохраняющейся унификацией, утратой этнического своеобразия в проектировании институтов образования;

- потребностью в системном характере решения проблем этнокультурной ориентации образования и фрагментарным рассмотрением результатов только

Ч* отдельных сторон этого процесса;

- социальной востребованностью развития этнокультурно коннотированных систем образования и недостаточной разработанностью данной проблемы в современных исследованиях.

Социальные исследования, посвященные выработке оптимальных процедур педагогического проектирования национально-региональных образовательных систем, которые были бы нацелены на воспитание человека определенной национальной культуры отсутствуют. Между тем, современные региональные образовательные системы России реально функционируют и их становление требует теоретического осмысления, чтобы развивать и корректировать реализуемые ныне концепции национальных школ, разработанные ранее, исходя из опыта и интуиции экспертов-составителей.

Проблема исследования: определение специфики проектирования систем этнокультурно-ориентированного образования региона в отечественной педагогической науке и анализ соответствия результатов реального функционирования

J! системы образования в Республике Адыгея выявленным научно-педагогическим рекомендациям.

Актуальность проблемы, недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы нашего исследования: «Этнокультурное ориентирование образовательной системы региона: научно-педагогические основы и опыт реаль ного функционирования в Республике Адыгея».

Объект исследования: теория и практика формирования российских национально-региональных систем образования.

Предмет исследования: научно-педагогические основы этнокультурного ориентирования образовательной системы региона и опыт функционирования системы образования Республики Адыгея.

Цель исследования: выявить научные основы корректирования реально функционирующих национально-региональных систем образования.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью диссертационного исследования решались следующие задачи:

1) выявить и обобщить теоретические основы прогнозирования и проектирования этнокультурно-ориентированных систем образования России;

2) выявить научно-педагогические основы моделирования этнокультуры как компонента содержания образования;

3) провести сравнительный анализ результатов реального функционирования системы образования Республики Адыгея с рекомендациями теоретической модели этнокультурно-ориентированной системы образования;

4) сформулировать предложения о необходимых коррективах функционирования и развития системы образования Республики Адыгея.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: концепция современной социальной философии об этносоциальном аспекте в понимании сущности человека, о соотношении этнического и общечеловеческого в социальной жизни общества; современные теории этноса и этнического развития; культурологический подход, рассматривающий национальную культуру как органичную часть общечеловеческой культуры и позволяющую раскрыть культурооб-разующую функцию социальной сферы; системный подход к осмыслению российского опыта формирования этнически ориентированных систем образования.

В процессе исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ философской, социологической, этнографической, культурологической, психологической и педагогической литературы, учебных планов и программ национальной школы, анализ деятельности образовательных учреждений республики, методы теоретического обобщения, моделирования; эмпирические: педагогическое наблюдение реальной организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ, средней школе, вузе, беседа, анкетирование, изучение документации; статистические методы обработки данных.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2003 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (1998-1999 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, социологической, этнографической, исторической, психолого-педагогической литературы с целью уточнения исходных понятий; проводился анализ состояния научной разработанности проблемы; определялся научно-исследовательский аппарат.

На втором этапе осуществлялось обобщение результатов теоретического исследования, моделирование личности обучаемого и этнокультурных компонентов содержания образования; анализировались выполнение положений законов РФ и РА об образовании и функционирование системы образования в Адыгее.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) уточнялись теоретические выводы, обобщались и систематизировались материалы; формулировались рекомендации организаторам системы образования Республики Адыгея; завершалось оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

- выявлены и обобщены теоретические основы прогнозирования и проектирования этнокультурно-ориентированных региональных систем образования;

- обоснованы научно-педагогические принципы моделирования этнокульту-ры как компонента содержания образования, необходимость учёта при этом особенностей этноса, специфики понимания «этничности» конкретным этносом.

Теоретическая значимость исследования:

- выявлены и уточнены концепции и подходы к проектированию этнокультурно-ориентированных систем образования;

- определены возможности применения на практике теоретических основ проектирования и прогнозирования этнокультурно-ориентированных учреждений и даны рекомендации;

- намечены перспективы для прикладных исследований в пределах системы образования конкретного региона (Республика Адыгея).

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- представлена методика анализа практики функционирования системы образования региона и сравнения с теоретической моделью этиокультурнеориентированной системы образования;

- сформулированы предложения по корректировке функционирования и д развития системы образования Республики Адыгея, намечены направления интегрирования усилий научного сообщества в этой работе.

Достоверность результатов исследования обеспечивается соответствующим методологическим и методическим подходами к решению проблемы, многоаспектным теоретическим анализом философской, психолого-педагогической литературы; применением комплекса объективных методов исследования, корректностью их применения, адекватностью их объекту, цели и задачам.

На защиту выносятся следующие положения:

- необходимым условием эффективного формирования этнокультурно-ориентированных региональных систем образования является соблюдение научно-теоретических основ, их прогнозирование и проектирование;

- педагогическому моделированию этнокультуры как компонента содержания образования должна предшествовать процедура выделения главных элементов - основ этнокультуры;

- результаты анализа практики функционирования системы образования ре-4* гиона и их сравнение с рекомендациями теоретической модели этнокультурноориентированной системы образования являются надёжной основой для предложений о необходимых коррективах.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета. Материалы исследования докладывались на научных конференциях докторантов, аспирантов и соискателей АГУ «Наука на рубеже веков» (24-26 апреля

2000 г., г. Майкоп) и «Наука 2002» (22-25 апреля 2002 г., г. Майкоп), на всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы современной педагогики и систем образования» (2002 г., г. Майкоп) и «Нервно-психическое утомление человека в современных условиях» (2002 г., г. Карачаевск), на пятой международной научно-практической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (2002 г., г. Сочи).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Дахужева, Зара Каплановна

Выводы по главе

1. Материалы завершенных исследований по различным проектам, моделям, концепциям, системам национально-региональных (этнорегиональных) образовательных систем РФ (А.А.Сусоколов, С.Т.Тучалаев, А.Б.Панькин, Е.П. Жирков) содержат достаточно большой разброс подходов к проблеме. Нынешнее состояние этноса во многом определяет ценности и цели, формулируемые в качестве ориентиров при разработке концепций: программ развития национально-региональных систем образования. Избежать крайностей позволит следование положениям информационной концепции этноса.

2. Среди существующих концепций этноса только лишь информационная пытается системно сформулировать ответ на вопрос о стабильности этноса в будущем. Для оценки состояния этноса, его устойчивости и перспектив развития служат следующие статистические показатели: численность и динамика численности, компактность расселения, уровень урбанизации, направление и интенсивность миграции, профессиональный и отраслевой состав, а также языковые характеристики и доля национально-смешанных браков.

При проектировании национально-региональных систем образования, с точки зрения информационной модели, необходимо учитывать, что первостепенное значение имеют не только и не столько содержание и объем этнокультурной информации, передаваемой младшим поколениям, а надежность самого механизма накопления и трансмиссии этнокультурной информации. Кроме того, большую роль для развития национальной школы имеют типологические особенности этносов, которые зависят от состояния мезоструктуры этноса и основных тенденций ее развития.

Условием выживания этносов является решение национальной школой следующих задач:

- сохранение целостности российской цивилизации, недопущение ее распада; формирование морально-этического климата, необходимого для нормального развития товарно-денежных отношений, т.е. этического базиса интенсивной культуры;

- воспитание и закрепление трудовых навыков, необходимых для того, чтобы этнос занял достойное место в мировой цивилизации;

- обеспечение членам этноса информационной защиты от «культуршока», неизбежного в условиях современного общества, обладающего высокой информационной насыщенностью.

3. Анализ состояния двуязычия и изучение опыта развития национальных систем образования регионов России позволяет сделать вывод о том, что в условиях Республики Адыгея представляется наиболее приемлемой моделью национальной школы реализуемая ныне двуязычная школа, в которой в качестве языка обучения используются оба языка. Такая школа позволяет автоматически регулировать объем функций родного и русского языков в учебно-воспитательном процессе. Здесь речь идет о необходимости учета преподавателем национальной школы степени «утраты этничности» учениками, проживающими в данном конкретном районе, ауле. Исторически так сложилось, что по этому показателю («утрата этничности») населенные пункты республики представляют собой очень пеструю картину. Так, в повседневном общении среди учеников предпочтение отдается не родному языку в значительной части аулов Красногвардейского и Тахтамукайского районов, г. Майкопа, хотя сохраняются и благополучные по этому показателю районы и населенные пункты (Кошехабльский, Шовгеновский, Теучежский районы). В этих условиях эффективно могут работать лишь нестандартно мыслящие, творческие учителя, имеющие в плане этнокультурной подготовки достаточно широкий «диапазон». В постановочном плане может быть сформулирована проблема: соответствует ли этим требованиям качество подготовки учителей начальных классов, учителей-филологов, учителей-культурологов, специалистов дошкольных образовательных учреждений на факультете адыгской филологии и культуры АТУ.

4.В настоящее время программы родных и русского языков для национальной школы разрабатываются независимо друг от друга и строятся как программы изучения двух самостоятельных учебных предметов - родного языка и русского языка. Необходимо преодолеть этот разрыв, и при построении программ исходить из того, что родной и русский языки изучаются как компоненты двуязычия, которое является конечной целью их изучения, формирования определенного уровня языковой и речевой компетентности.

И опять в постановочном плане может быть сформулирована проблема разработки интегрированных курсов, которые могут быть результатом выполнения комплексной работы с участием не только педагогов, дидактов, методистов, филологов, но и социологов, психологов, историков, культурологов и др. Представляется принципиально важным достижение высокого уровня интегрированности курсов для обучения билингвов на различных ступенях образования (ДОУ - школа - вуз).

5. Одной из основных задач является расширение сфер функционирования государственных языков республики в средствах массовой информации и создание для этого благоприятных условий. Именно в средствах массовой информации происходит каждодневное культивирование и закрепление основной формы существования языка как средства коммуникации. Через средства массовой информации нужно пропагандировать знания о языках, заботиться о социальном престиже государственных языков.

Радио и телепередачи должны пропагандировать лучшие образцы письменной и устной речи, культуру родной речи, нормы литературного языка. Также огромное значение для поддержания государственных языков имеет издание газет и журналов.

Решение этих задач предусматривает активное взаимовлияние системы образования и социума региона: а) продолжить активное участие членов научного сообщества, научные интересы которых ориентированы на этнос и этнокультуру, в формировании общественного мнения, общественного сознания по проблеме диалога культур с акцентированием особого внимания на сохранение и возрождение культуры адыгов; б) постоянное совершенствование содержательной и процессуальной частей подготовки кадров на факультете адыгской филологии и культуры АГУ и специалистов в ведущих вузах РФ; в) неизбежно возникает проблема создания надлежащей учебно-материальной базы. Специалисты [23] справедливо акцентируют внимание на филологическом, языковом компоненте. Необходимы словари разного типа, грамматики разных типов, описания всех языковых уровней в их современном состоянии и истории. Также следует предусмотреть системное изучение языковой ситуации в республике, в результате чего должны быть получены данные:

- о числе носителей языков;

- о реальном и потенциальном функционировании всех языков республики;

- об уровне владения родным языком и языком межнационального общения;

- о типах двуязычия и многоязычия на территории Республики Адыгея. Особое внимание следует уделить теоретическим работам и практическим пособиям по орфографии и повышению на этой основе уровня владения нормами письменной речи. Это требует планомерной комплексной работы, рассчитанной на перспективу, привлечения групп специалистов и, разумеется, определенных материальных затрат.

В 1997-98 учебном году в соответствии с новыми санитарными нормами произошли изменения в базисном учебном плане, в связи с чем сократились часы, отводимые на изучение адыгейского языка и литературы (до 2-3 часов в неделю).

Подобное положение оставляет нерешенными многие проблемы по изучению адыгейского и русского языков, в частности по повышению статуса и расширению общественных функций адыгейского языка как одного из государственных языков РА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие группы выводов:

I. В ходе теоретического исследования выявлены и обобщены теоретические основы прогнозирования и проектирования этнокультурноориентированных систем образования. Они состоят в следующем:

1) выбор методологических и научно-исследовательских подходов к проблемам этноса и этничности (примордиалистский: социобиологическая и информационная концепция, эволюционно-историческая, инструменталистский и конструктивистский). Наш выбор - информационная концепция этноса (Н.Н.Чебоксаров, С.А. Арутюнов, А.А. Сусоколов);

2) оптимальное сочетание вариантов прогнозирования развития образовательных систем (социально-педагогический, теоретико-методологический, опытно-экспериментальный и личностно-ориентированный);

3) осмысление вариантов возможного развития российской национальной системы образования и этнокультурно ориентированных систем образования регионов (возврат к «советской модели», переход на «рыночный тип» - варианты сциентистской парадигмы, культурологический и культуротворческий -варианты гуманитарной ориентации);

4) несмотря на отсутствие прошедшей многолетнюю практическую апробацию методики проектирования и выбора типа учебного заведения, адекватного условиям конкретной территории, наш теоретический анализ позволяет в рамках нашего исследования выделить и обобщить теоретические основы прогнозирования и проектирования этнокультурно ориентированных систем образования региона:

- при проектировании образовательных учреждений следует исходить из заказа на определенный тип образовательного учреждения (государство, общественные организации, юридические лица, частные лица и т.д.) и социокультурных возможностей региона;

- необходимо учесть выделяемые исследователями доминирующие группы социокультурных факторов: внешних (социально-экономические, демографические, национально-культурные) и внутренних (управленческие и педагогические);

- выявленные социокультурные факторы формализуются с помощью специально разработанных пяти последовательных алгоритмов, дающих возможность сделать более или менее обоснованный вывод о возможностях нормального функционирования и развития образовательного учреждения региона, тип которого отобран по данной методике; разработанные социокультурные критерии, на основе которых предлагается вести анализ исходных и производных факторов, а также отбирать проекты моделей общеобразовательных учреждений, включают в себя: социально-экономический, демографический, национально-культурный и педагогический;

- алгоритм проектирования и моделирования воспитательной системы образовательного учреждения предполагает поэтапное движение от концептуальной модели (концептуализация, целеполагание) к нормативной модели (программирование, завершение создания прогностической модели), после чего следуют этапы планирования и конструирования процесса реализации проекта, а завершением процедур проектирования и моделирования является реальная модель системы и ее последующая регулярная коррекция;

5) этнокультурное ориентирование образовательной системы региона может быть обеспечено, если на основе сущностного анализа предварительно сформулировать и привести в логическое соответствие проектные позиции и проектные характеристики предмета исследования, по каждой проектной позиции обозначить ключевые проблемы, которые должны быть решены посредством разработки и реализации педагогических проектов;

6) для нашего исследования важнейшим является выделенный исследователями этой проблемы национально-культурный критерий, который определяет соответствие национальных традиций, этнических особенностей, привычек, условий и образа жизни, вероисповедания, общего культурного уровня населения конкретной территории желаемому типу общеобразовательного учреждения.

II. Выявленные научно- педагогические основы моделирования этнокультуры как компонента содержания образования можно представить таким образом:

1) Базовая этническая личность - идеальный тип, воплощающий в себе фундаментальные составляющие конкретной этнической культуры, общества. Авторство понятия «базовая личность» принадлежит американскому социологу Кардинеру. Его позиция: базовая личность - не отголосок социальных институтов (они, по его мнению, часто дают ложное представление о социальной реальности), но она есть отражение реального опыта культуры, общее выражение всех реакций, комплекса привычек, характеризующих определенный тип культуры или/и социальной жизни.

Своеобразный этнообразовательный идеал, базовая этническая личность в качестве ориентира может быть достаточно полно представлена как результат изучения мнения широкого круга представителей всех слоев адыгского этноса. Надо через опросы, беседы, анкетирования (и т.д.) респондентов выяснить их позиции и мнения по заранее разработанному профессионалами (социологи, психологи, культурологи и т.д.) перечню вопросов, ответы на которые позволят составить примерный «портрет современного адыга» (носителя каких личностных качеств мы без колебаний назовем «настоящим современным адыгом»);

2) Педагогическое моделирование этнокультурного компонента должно предшествовать процедуре выделения самых важных и главных элементов этнокультуры и ее основ. Разные исследователи называют это символическим телом национальной культуры, ядром материальной и духовной культуры, модельным фондом этноса, центральной темой этноса, этническими константами, этической формой регламентации инстинкта этноса, ценностными доминантами, формирующими идеологию развития этноса.

3) Определить центральную культурную тему этноса, для этого, разумеется, следует выяснить мнение различных слоев адыгской общности (особенно -представляющих науку, искусство, культуру и др.); вполне очевидно, что в той или иной последовательности сюда должны (могут) войти: родной язык, этический кодекс адыга (адыгэ хабзэ, адыгагьэ), эпос «Нарты», фольклор, принадлежность к адыгам (адыгейцы, кабардинцы, черкесы) как к единому этносу; в настоящее время многое из модельного фонда культуры адыгского этноса в интегрированном виде представлено в адыгской народной педагогике, которая систематизирована и представлена в виде добротных монографий, учебников и пособий, адресованных различным ступеням обучения, автором которых является доктор педагогических наук, профессор Шоров Ибрагим Асхадович;

4) При отборе (корректировке) содержания НРК и этнокультурного воспитания предстоит определиться в ряде непростых проблем, одна из которых может быть сформулирована как «проблема народного и исламского в адыгской культуре»; вполне очевидно, что в отличие от некоторых российских этносов, становление которых исторически неразрывно связано с той или иной религией, конфессией (калмыки - буддизм-ламаизм, к примеру), у адыгов органического слияния ценностей ислама как социального института и этнокультурных ценностей не произошло; следует попытаться путем проведения соответствующих исследований разграничить, провести своеобразную демаркацию между культурой и религией ислама и адыгской культурой.

5) Предстоит определиться в вопросе о том, какой хозяйственно-культурный тип является традиционным для адыгов, какие компоненты материальной культуры народа (образ воина-земледельца, земледелие, скотоводство-коневодство, садоводство и т.д., изготовление оружия, золотое шитье и др.) являются доминирующими характеристиками нашего этноса) следует сохранить, если утеря этих структур равнозначна утере этничности; вполне очевидно, что ряд элементов материальной культуры при этом неизбежно будет трансформирован, видоизменен, либо совсем исключен из числа подлежащих трансляции, передаче молодому поколению.

6) В связи с акцентированной ориентацией сегодняшней российской системы образования на ценности западной индивидуалистической культуры, уходящие корнями в культуру протестантизма (поиск личной истины, утверждение своего «Я», отрицание надиндивидуальных ценностей, целей, интересов и др.), что нельзя признать безусловно продуктивным, требует исследования с участием социологов, этнопсихологов вопрос о том, какая — индивидуалистическая или коллективистская - культура отношений характерна для адыгов, а также изучить опыт использования этого знания в организации учебно-воспитательной работы в национальных системах образования.

III. Анализ практики первых лет осуществления организации этнокультурно ориентированного образования в многонациональной республике позволяет сделать следующие выводы:

1) После принятия закона «О языках народов Республики Адыгея» в системе образования проведена определенная работа в образовательных учреждениях всех уровней. Практически во всех школах созданы условия для изучения государственных языков республики (русского и адыгейского) и языков народов, проживающих в республике (армянского, греческого и татарского).

2) В дошкольных и образовательных учреждениях, начальных, средних профессиональных и высших учебных заведениях начата и осуществляется работа по воссозданию национальной культуры адыгов и других народов республики.

3) Задача обеспечения системы образования республики педагогическими кадрами по преподаванию адыгейского языка и предметов адыгейской культуры решается в двух учебных заведениях: Адыгейском государственном университете и Адыгейском педагогическом колледже.

4) Не в полной мере решен вопрос комплектования необходимой учебно-методической литературой.

5) Анализ состояния двуязычия и изучение опыта развития национальных систем образования регионов России позволяет сделать вывод о том, что в условиях Республики Адыгея представляется наиболее приемлемой моделью национальной школы реализуемая ныне двуязычная школа, в которой в качестве языка обучения используются оба языка. Такая школа позволяет автоматически регулировать объем функций родного и русского языков в учебно-воспитательном процессе. Здесь речь идет о необходимости учета преподавателем национальной школы степени «утраты этничности» учениками, проживающими в данном конкретном районе, ауле. В таких условиях эффективно могут работать лишь нестандартно мыслящие, творческие учителя, имеющие в плане этнокультурной подготовки достаточно широкий «диапазон». В постановочном плане может быть сформулирована проблема: соответствует ли этим требованиям качество профессиональной подготовки учителей начальных классов, учителей-филологов, учителей-культурологов, специалистов дошкольных образовательных учреждений на факультете адыгской филологии и культуры АГУ.

6) В настоящее время программы родных и русского языков для начальной школы разрабатываются независимо друг от друга и строятся как программы изучения двух самостоятельных учебных предметов - родного языка и русского языка. Необходимо преодолеть этот разрыв, и при построении программ исходить из того, что родной и русский языки изучаются как компоненты двуязычия, которое является конечной целью их изучения, формирования определенного уровня языковой и речевой компетентности.

И опять в постановочном плане сформулируем проблему разработки интегрированных курсов, которые могут быть результатом выполнения комплексной работы с участием не только педагогов, дидактов, методистов, филологов, но и социологов, психологов, историков, культурологов и др. Мировой опыт свидетельствует, что принципиально важным является достижение высокого уровня интегрированности курсов для обучения билингвов на различных ступенях образования (ДОУ - школа - вуз).

IV. Эту группу выводов по работе мы формулируем в виде рекомендаций организаторам системы образования Республики Адыгея.

1) С учетом опыта других регионов можно заключить, что основными направлениями дальнейшего развития системы образования РА являются:

- развитие системы этнокультурно и личностно ориентированных образовательных учреждений; формирование этнокультурных компонентов преемственных образовательных стандартов и программ различных уровней;

- этнопедагогизация воспитательных функций, защита и развитие этнических культур и традиций;

- развитие двуязычия в контексте возрождения родного языка;

- формирование системы непрерывного образования в структуре университета (университетского образовательного округа);

- развитие исследовательской и научно-методической деятельности;

- научное сопровождение разрабатываемых проектов, программ;

- материально-техническое обеспечение.

2) Одной из главных задач является продолжать работу по расширению сфер функционирования государственных языков республики в средствах массовой информации и создание для этого благоприятных условий. Именно в средствах массовой информации происходит каждодневное культивирование и закрепление основной формы существования языка как средства коммуникации. Через средства массовой информации нужно пропагандировать знания о языках, заботиться о социальном престиже государственных языков.

Активное взаимовлияние системы образования и социума региона предполагает: а) продолжить активное участие членов научного сообщества, научные интересы которых ориентированы на этнос и этнокультуру, в формировании общественного мнения, общественного сознания по проблеме диалога культур с акцентированием особого внимания на сохранение и возрождение культуры адыгов; предусмотренная в планах работы АГУ интеграция усилий научно-исследовательских центров и лабораторий, созданных в последние годы, должна значительно упорядочить и координировать эту деятельность (центр билингвизма

- проф. Блягоз З.У., лаборатория эндопедагогики - проф. Шоров И.А., сектор проблем адыгейской национальной школы — проф. Бузаров К.И., научно-методический центр - д.п.н. Сергеева Т.Ф., лаборатория моделирования и развития систем образования - проф. Кудаев М.Р., центр адыговедения - проф. Унарокова Р.Б., лаборатория этнокультурных проблем - проф. Шадже А.Ю.,); может быть имеет смысл создание научно-исследовательского коллектива, который включал бы педагогов, психологов, методистов, философов, социологов, культурологов, целью которого был бы мониторинг системы образования в целом и адыгейской национальной школы в частности; костяк этого коллектива могли бы составить представители коллегии Министерства образования и науки РА, учителя-практики и перечисленные уже ученые; б) постоянное совершенствование содержательной и процессуальной частей подготовки кадров на факультете адыгской филологии и культуры АГУ и специалистов в ведущих вузах РФ; в) создать компьютерный банк данных как условие мониторинга (статистические данные по образовательным учреждениям городов, аулов, населенных пунктов, по этническому составу учеников, состояние и перспективы обеспеченности образовательных учреждений профессионально подготовленными учителями, предметов этнокультурного (национально-регионального) компонента и т.д.); г) продолжить систематическую и планомерную работу силами ученых, педагогов, методистов, учителей по подготовке и обновлению имеющихся учебников, учебных пособий, предметов национально-регионального компонента:

- составить сводный план издания учебно-методических материалов и разработки электронных вариантов учебно-методических пособий;

- регулярный анализ степени «закрытости» предметов и тем учебными пособиями, методическими разработками, компьютерными вариантами пособий;

- разработка и опубликование учебно-методических материалов для студентов, тестовые способы оценки знаний по каждой дисциплине этнокультурного блока для всех ступеней обучения; д) неизбежно возникает проблема создания надлежащей учебно-материальной базы, требующая расчетов, обоснований и серьезных материальных затрат.

V. Дальнейшие исследования, которые бы создали более надежные научнопедагогические основы для концепции национальной школы, призваны ответить на ряд вопросов:

- А что такое устойчивый (благополучный, стабильный и т.д.) этнос, как это качество можно определить, диагностировать, измерить?

- Каково состояние адыгского этноса, что здесь уже изучено, что еще нет, какие из наработанных методик позволяют получить более или менее достоверную информацию, результаты?

- В чем состоят те морально-философские основы культуры адыгов, без чего нет собственно этого феномена «адыгагъэ» - «адыгства»?

- В чем специфика адыгской этнической «картины мира», которая подлежит усвоению детьми в процессе первичной социализации в ранние годы жизни?

- Каковы этнические стереотипы поведения (способы взаимодействия с миром, другими людьми), свойственные адыгам, какие из них оцениваются со знаком «плюс» или «минус»?

- К какому типу культур этносов - индивидуалистической или коллективистской культуре - можно причислить адыгскую? Что из этого следует для теории и практики обучения и воспитания?

- Как выявить и измерить, диагностировать уровень сформированности «этнокультурности» личности, т.е. ее существенных особенностей национального характера, этнической идентичности и самоконцепций в данной этнокультуре (стили вербального и невербального общения; нормы, роли и правила, регулирующие общение; особенности социально-когнитивных и аффективных процессов коммуникативного поведения; межгрупповое и межэтническое взаимодействие и др.)?

- Что из всего многообразия проблем адыгского этноса может, а что и должно быть отражено в концепции национальной школы, т.е. следует определить и четко сформулировать то, что по праву может быть возложено «на плечи школы»? И т.д.

Проблемное поле актуальных и очень необходимых исследований социально-педагогического плана, результаты которых создадут надежную основу для корректирующих воздействий на реально функционирующую национально-региональную систему образования, представляется весьма и весьма обширным.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дахужева, Зара Каплановна, 2003 год

1. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть. Политики, люди и народы в лабиринтах смутного времени/Р.Г. Абдулатипов. -М.: Политиздат, 1994. -197 с.

2. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество/Р.Г. Абдулатипов. —М.: Политиздат, 1991,- 224 с.

3. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегаменты к психологической теории смысла/ А.Ю. Агафонов. -Самара: Изд. Лом «Бахрахм». 2000.-336 с.

4. Александренков Э.Г. «Этнографическое самосознание» или «этническая идентичность»/Э.Г. Александренков//Этнографическое обозрение. -1996. -№ 3. -С. 9-12.

5. Аналитическая справка этносоциологического исследования по проблеме: «Образовательная система в изучении традиционных культур полиэтнического города». -Майкоп. 2000. -43 с.

6. Андреев В.А. Педагогика творческого саморазвития/В.А.Андреев . -Казань: Изд-во Казан.пед.ун-та, 1996.- 316 с.

7. Арнаутов В.В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов/ВВ. Арнаутов/ЛПедагогика. -1998. -№1. -С. 18-23.

8. Арутюнов С.А. Этничность объективная реальность/С.А. Арутюнов//Этнографическое обозрение. -1995. -№5. -С.7-19.

9. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание/Ю.В. Арутюнян//Социологические исследования. -1990. -№7. -С. 42-49.

10. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов/Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробышева, А.А. Сусоколов. -М.: Аспект ПРЕСС, 1998. -271 с.

11. Асмолов А. Стратегия развития вариативного образования в России/А. Асмолов//Учит. газ. -1994. -7 июня -С. 2.

12. Атутов П.Р. Методологические проблемы национально-регионального образования/П.Р. Атутов, Н.М. Будаева/ЛПедагогика. -2001. -№2. -25-32.

13. Балабанова Н.В. Влияние образовательной среды на интеллектуальное и личностное развитие младших подростков: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. псх. наук: (19.00.01 )/Балабанова Н. В. -Краснодар, 2002. -24 с.

14. Бацын В. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии/В. Бацын, М. Кузьмин//Нар. образование. -1994. -№4. -С. 4-8.

15. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика/Б.Х. Бгажноков. -Нальчик: Эль-Фа, 1999. -96 с.

16. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет/Б.Х. Бгажноков. -Нальчик: Эльбрус, 1978.-159 с.

17. Бгажноков Б.Х. Образ жизни адыгской феодальной знати/Б.Х. Бгажноков//Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. -Нальчик, 1981. -С.4-11.

18. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов/Б.X. Бгажноков. -Нальчик: Эльбрус, 1983. с.

19. Белогуров А.Ю. Гуманизация и этнизация: две реалии современной педагогики/А.Ю. Белогуров, Ю.А. Белогуров, Г.М. Елканова//Педагогика. -1996. -№3. -С. 125-126.

20. Бережновз Е.В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании/Е.В. Бережнова//Педагогика. -2000 . -№ .-С. 33-39.

21. Бердяев Н.А. Судьба России/Н.А. Бердяев. -М: Просвещение, 1999. -246 с.

22. Берсиров Б.М. Языковая политика и образование в многонациональной республике/Б.М. Берсиров//Вестник АГУ. -1998. -№2. -С. 7-10.

23. Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости (адыгейские пословицы и поговорки на адыгейском и русском языках). -Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1992. -128 с.

24. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе: Адыг. отд. Краснодарск. кн. изд-ва, 1987. -192 с.

25. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография/Ю.В. Бромлей. -М.: Просвещение, 1972. -313 с.

26. Булгаков С.Н. Размышления о национальности/С.Н. Булгаов//Христианский социализм.-Новосибирск, 1991.-С. 191-214.

27. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса/А.П. Валицкая//Педагогика. -1998. -№4. -С. 12-18.

28. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора/А.П. Валицкая//Педагогика. -1997. -№2. -С. 3-8.

29. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов/М.: ИНФРА, 1996. -274 с.

30. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебное пособие для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. -168 с.

31. Гершунский Б.С. Культура памяти на пороге третьего тысячелетия/Б.С. Гершунский//Педагогика. -2000. -№2. -С. 90-102.

32. Гершунский Г.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций)/Б.С. Гершунский. —М.: Изд-во Совершенство, -1998. -608 с.

33. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. пособие/Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. -М.: Школа ПРЕСС, -1995. -448 с.

34. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.: Изд-во Совершенство, -1999. -197 с.

35. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования/Л.Ф. Греханкина//Педагогика. -1999. -№8. -С. 30-34.

36. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования: Учеб. пособие/Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. -М.: Логос, 2001. -224 с.

37. Давыдов Ю. Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы/Ю. Давыдов, J1. Супрунова//Педагогика. -1998. -№3. -С. 122-124.

38. Дадов И.А. Развитие национальных языков и культура межнациональных отношений/И.А. Дадов//Педагогика. -2000. -№4. -С. 26-30.

39. Дамдын М. Заключительный доклад/Н. Дамдын//Национальная школа: концепция и технология развития. -М., 1993. -С. 76-89.

40. Денисова Н.Н. Проблемы демократизации общеобразовательной школы Адыгеи (исторический опыт и современные тенденции)/Н.Н. Денисова. -Майкоп: Изд-во Меоты, 1999. -152 с.

41. Джандар Б.М. Особенности нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед наук: (10.00.01)/Джандар Б. М. -Майкоп, 1995, -22 с.

42. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и среднего мира: Учеб. пособие для высшей школы/А.Н. Джуринский. -М.: Совершенство, 1999. -207 с.

43. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология/ПГ. Дилигенский. -М.: Политиздат, 1994. -161 с.

44. Документы и материалы по перестройке школы. -М.: Просвещение, 1960. -96 с.

45. Едыгова Н.П. Воспитание межнациональной толерантности в поликультурной подростковой среде: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01)/Едыгова Н. П. -Майкоп, 2002. -19 с.

46. Елаев Н.К. Настоящее и будущее бурятской национальной школы/Н.К. Елаев//Педагогика. -1997. -№1. -С. 69-74.

47. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы/Е.П. Жирков. -М.: Просвещение, 1992. -239 с.

48. Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе/И.В. Жуковский//Педагогика. -2001. №3. -С. 37-40.

49. Закон Российской Федерации «Об образовании»//Учит. газета. -1992. -№23.

50. Закон Российской Федерации «О языках народов РСФСР»//Рос. газета. -1991.-11 дек.

51. Закон Республики Татарстан «Об образовании»//Национальная школа Российской Федерации: республиканские законы об образовании. —М. -Чебоксары, 1994. -155 с.

52. Заринов И.Ю. Исторические рамки феномена этничности/И.Ю. Заринов//Этнографическое обозрение. -1997. -№3. -С. 21-31.

53. Казанов Х.М. Культура адыгов/Х.М. Казанов. -Нальчик: Эльбрус, 1993. -256 с.

54. Касландзия Н.В. Адыгагъэ и апсуара: адыго-абхазские культурно-этические параллели/Н.В. Касландзия//Философия и социология в Республике Адыгея. -Майкоп, 1995. -№2. -С. 57-67.

55. Кекеева З.О. Проблема ориентации школьников на национальную культуру в системе образовательного комплекса/3.0. Кекеева//Нач. школа. -1999. -№11. -С. 57-59.

56. Кечерукова П.К. Формирование у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики: Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук:,(13.00.01)/Кечерукова П. К. -Карачаевск, 2002. -166 с.

57. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма/В .А. Кобылянский//Педагогика. -1998. -№5. -С. 52-58.

58. Концепция воссоздания, развития и повышения статуса национальных школ, дошкольных и внешкольных детский учреждений Республики

59. Адыгея//Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования. —М., 1992. Вып.1. -С. 52.

60. Концепция народного образования Чеченской Республики (проекту/Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования. -М., 1992. Вып.2. -С. 40-45.

61. Концепция обновления и развития национальных школ Якутской Саха ССР (отдельный выпуск). Якутск, 1990. -9 с.

62. Концепция «Основные направления развития образования в Мордовской ССР»//Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования. М., 1993. Вып. 3. -С. 7-10.

63. Концепция развития Коми национальной школы (проекту/Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования. -М., Вып. 1. 1992. -С. 11.

64. Концепция развития национальной школы в СО ССР (проект)// Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования. -М., Вып. 3. 1993. -С. 43.

65. Концепция развития татарского просвещения// Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования. -М., Вып. 1. 1992.-С. 50-63.

66. Коротеева В.В. Воображенные, изобретенные и сконструированные нации: метафора и проблема объяснения/В.В. Коротеева//Этнографическое обозрение. -1993. -№3. -С. 8-17.

67. Коротов В.М. Взаимодействие развивающихся функций личности/В.М. Коротов//Педагогика. -1989. -№ 2. -С. 67-72.

68. Коротов В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования/В.М. Коротов//Педагогика. -1997. -№ 5. -С. 46-51.

69. Косик В.И. Тревоги и заботы национальной школы/В.И. Косик//Педагогика. -1997. -№ 1. -С. 64-68.

70. Кудаев М.Р. К проблеме целей национальной школы/М.Р. Кудаев//Матер. Первой конф. Адыг. регион, отделения Росс, психологии, общества /Под ред. Е.С. Волкова. -Майкоп: Изд-во Адыг. гос.ун-та, 1996. -С. 90-92.

71. Кудаев М.Р. Педагогические позиции: проблема выбора/М.Р. Кудаев//Образование города на пути к XXI веку. Проблемы, исследования, опыт, перспективы. -Майкоп, 2000. -Вып. 1. -С. 330-344.

72. Кудаев М.Р. Проблема формулирования целей дидактики/М.Р. Кудаев//Вестник АТУ. -1998. -№ 2. -С. 82-87.

73. Кузнецова О.О. Культурологическая интеграция гуманитарных знаний в школьном образовании: Аврореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01 )/Кузнецова О. О. -Сочи, 2002. -23 с.

74. Кузьмин М.Н. Национальная школа: пути становления/Н.М. Кузьмин//Педагогика. -1997. -№ 1. -С. 5-11.

75. Кузьмин М.Н. Национальные школы России в контексте государственной и национальной политики/М.Н. Кузьмин. -М.: , 1997. с.

76. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России/М.Н. Кузьмин//Педагогика. -1999. -№ 6. -С. 3-11.

77. Кутьев В.О. Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы/В.О. Кутьев//Педагогика. -1995. -№ 3. -С. 7-14.

78. Лайпанова И.Б. Становление этнической идентичности младшего школьника в процессе обучения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01.)/Лайпанова И. Б. -Карачаевск, 2002. -20 с.

79. Леднев B.C. Воспитание духовно-нравственной культуры/В.С. Леднев. -М.: ИОШ РАО, 2002.

80. Леднев B.C. Духовно-нравственное воспитание в структуре содержания школьного образования. Доклад на семинаре по духовно-нравственному воспитанию/С.В. Леднев. -М. -ИОШ РАО, 2001.

81. Лихачева Т.Л. Социокультурное проектирование моделей образовательных учреждений в условиях переходного периода (на примере Центрального региона Росси): Авторф. дис. на соик. учен. степ. канд. социол. наук: (22.00.06)/Лихачева Т. Л.-М., 1997.-27 с.

82. Ляушева С.А. Традиции и новации в культуре адыгов: векторы взаимодействия/С.А. Ляушева//Наука -2002: Матер, научн. конф. молодых ученых и аспирантов АГУ 22-25 апреля. -Майкоп, 2002. -С. 350-356.

83. Макаев В.В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы/В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова//Педагогика. -1999. -№ 4. -С. 3-10.

84. Мамадалиев A.M. Формирование готовности студентов педагогического вуза к самопроектированию текстовой компетентности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01)/Мамадалиев А. М. -Сочи, 2002. -22 с.

85. Мафедзев С.Х. К проблеме о национальном сознании/С.Х. Мафедзев//Черкесия в XIX веке. -Майкоп, 1991. -С. 21-29.

86. Мамхегова Р.А. Очерки об адыгском этикете/Р.А. Мамхегова. -Нальчик: Эльбрус, 1993.-71 с.

87. Мамышев Ю.Т. Организационно-педагогические основы управления муниципальной образовательной системой в условиях актуализации новых приоритетов образования: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01)/ Мамышев Ю. Т. -Майкоп, 2000. -25 с.

88. Маслоу А. Психология бытия/Отв. ред. С.Н. Иващенко. Пер. с англ. О.О. Чистякова. -М., Киев: Рефл. бук.: Ваклер, 1997. -300 с.

89. Меретуков М.А. Из общественного быта адыгов/М.А. Меретуков//Культура и быт адыгов. -Майкоп, 1991. -С. 103-127.

90. Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов (XIX 70-е гг. XX вв.)/М.А. Меретуков. -Майкоп, 1987. - 196 с.

91. Мид М. Культура и мир детства/М. Мид. -М.: Просвещение, 1988. -429 с.

92. Мизюлина Г. Проектируем образ выпускника/Г. Мизюлина, Е. Степанов//Нар. образование. -1997. -№6. -С. 36-38.

93. Морозов С. Школа Башкортостана: на пути к возрождению/С. Морозов//Нар. образование. -1994. -№4. -С. 84-96.

94. Михайленко О.А. Формирование развивающего взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста: Дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. науе: (13.00.01)/Михайленко О. А. -Сочи, 2002. -169 с.

95. Михнев Н.Н. Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молодежи (в условиях поликультурного региона): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01)/Михнев Н.Н. -Пятигорск, 2002. -21 с.

96. Назаренкова Г.Н. Модель выпускника школы: выбор основания/Г.Н. Назаренкова, Н.С. Иванюк, И.А. Борзенков//Педагогика. -1998. -№1. -С. 23-28.

97. Намсараев С.Д. Теория и практика становления и развития национально-региональной системы образования Республики Бурятия: Дис. на соиск. учен, степ, д-ра наук в виде научн. докл.: (13.00.01)/Намсараев С. Д. -М., 1996. -81 с.

98. На пути к 12 летней школе: Сб. науч. трудов/Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. -М., 2000. -С.9-20.

99. Наурызбай Ж.Ж. Научно-педагогические основы этнокультурного образования школьников: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук: (13.00.01 .)/Наурызбай Ж.Ж. -Алматы, 1997. -45 с.

100. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). -М.: Обозреватель. -1994.

101. Национальные школы: что далыпе?//Педагогика. -1996. -№3. -С. 57-61.

102. Никандров Н.Д. Российская национальная идея и воспитание/Н.Д. Никандров//Смольный университет. -1999. -№1. -С. 1-4.

103. Николаев И.Г. Педагогические условия моделирования воспитательных систем: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01)/Николаев И. Г. -Краснодар, 2000. -22 с.

104. Николаев М. Во имя прогресса/М. Николаев//Нар. образование. -1994. -№4. -С. 64-67.

105. Образ жизни. Этическая программа САДА//Хабзэ (образ жизни). -1995. -3 авг. -С. 2.

106. Образование: сокрытое сокровище//Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. -Париж, 1997. -С. 52.

107. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях/Г.В. Палаткина//Педагогика. -2002. -№5. -С. 41-47.

108. Панькин А.Б. Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации: Дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук: (13.00.01)/Панькин А. Б. -Волгоград, 2002. -365с.

109. Перминова JI.M. Опыт введения регионального компонента в содержание образования/JI.M. Перминова, П.А. Баранов, Л.К. Ермолаева, Л.Н. Махинько//Педагогика. -1998. -№4. -С. 35-40.

110. Платонов К.К. Структура и развитие личности/К.К. Платонов. —М.: Наука, 1986. -255 с.

111. Плема С. Молодежь о национальных проблемах/С. Плема//Эхо. -1992. -15 февр. -С. 6.

112. Программа обновления и развития национальной школы в Карельской АССР на 1991-1995 гг.//Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования. -М., 1992. -Вып. 1. -С.

113. Рамазанов А. Двуязычие: проблемы и перспективы/А. Рамазанов//Эхо. -1992.-25 дек.-С. 6.

114. Раушенбах Б.В. Гуманитарная культура на рубеже веков/Б.В. Раушенбах//Судьба российской интеллигенции. -СПб., 1996.

115. Розин В.М. К концепции национальной школы в России (на примере Московской еврейской школы)/ В.М. Розин/Юбщественные науки и современность. -1998. -№6. -С. 171-178.

116. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В.В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. -672 с. Т. 2. 1999.

117. Савв Р.Х. Мудрость адыгского этикета:Учеб. пособие/Р.Х. Савв. -Майкоп: , 1995.-141 с.

118. Сиземская И.Н. С.И. Гессен: «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным»/И.Н. Сиземская//Педагогика. -2002. -№ 4. -С.44-50.

119. Сенько Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен/Ю.В. Сенько//Педагогика. -2002. -№ 1. -С. 11-17.

120. Ситько P.M. Экология культуры и проблемы гуманизации и этнизации образования/Р.М. Ситько//Социально-этнические проблемы России и Северного Кавказа на исходе XX века. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1998. -С. 297-307.

121. Скаткин М.Н. О школе будущего/М.Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1974. -224 с.

122. Смолин О.Н. Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией/О.Н. Смолин//Педагогика. -1999. -№7. -С. 3-14.

123. Состояние и перспективы развития языкового образовательного компонента в полиэтническом пространстве города (итоги социологического исследования). -Майкоп, 2000. -35 с.

124. Степанова Г.С. Особенности этнического самосознания студентов педагогического вуза/Г.С. Степанова, Н.М. Трофимова//Педагогика. -2000. -№3. -С. 34-41.

125. Сукунов Х.Х. К проблеме национально-регионального компонента в содержании образования (Материалы к обсуждению)/Х.Х. Сукунов, М.П. Магометова, И.Х. Сукунова, Б.П. Тажев. -М., 1998. -107 с.

126. Сукунов Х.Х. Разработка типовой модели национальной школы (для школ Северного Кавказа)/Х.Х. Сукунов, А.П. Величук//Педагогика. -1997. -№4. -С. 3744.

127. Сукунов Х.Х. Структурно-типологический анализ развития национально-русского двуязычия/Х.Х. Сукунов. -Нальчик: , 1984. с.

128. Супрунова JI.JI. Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе/Л.Л. Супрунова//Педагогика. -2001. -№5.-С. 30-39.

129. Сусоколов А. А. Культурная инерция этносов: зло или благо?/А.А.Сусоколов//Нар. образование. -1994. -№ 4. -С. 124-125.

130. Сусоколов А.А. Структурная самоорганизация этноса/А.А. Сусоколов//Расы и народы. -М, 1990. -Вып. 20. -С. 5-11.

131. Сусоколов А.А. Устойчивость этноса и концепции национальных школ России/А.А. Сусоколов. -М: ИНПО МО РФ, 1994. 106 с.

132. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе/М.Г. Тайчинов/УПедагогика. -1999. -№ 2. -С. 30-35.

133. Темзокова С.Д. К проблеме модели адыгской национальной школы/С.Д. Темзокова//Этюды по истории и культуре адыгов; Адыг. Респ. ин-т гуманитар, исслед. -Майкоп, 1999. -Вып. 2. -С. 197-200.

134. Ткаченко Е.В. Приоритеты российской системы образования/Е.В. Ткаченко//Национальная школа: концепция и технология развития: Докл. и матер, междунар. конф. -М., 1993. -С. 27-32.

135. Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики России/В.А. Тишков//Исследования по прикладной и неотложной этнологии. -М., 1996. -№ 100. -С. 17-24.

136. Тишков В.А. О феномене этничности/А.В. Тишков//Этнографическое обозрение. -1997. -№ 3. -С. 3-20.

137. Тодоров Э.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования/Э.В. Тодоров/ЛГедагогика. -1999. -№ 8. -С. 3-11.

138. Тучалаев С.Т. Научно-педагогические основы развития начальной национальной школы (на примере Республики Дагестан): Дис. док. пед. наук.: (13.00.01 )/Тучалаев С.Т. -Ростов-на-Дону, 2001, -326 с.

139. Тхитлянова А.З. Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01)/Тхитлянова А.З. -Майкоп, 1997. -21 с.

140. Тюнников Ю.С. Социально-педагогическое проектированиеэтнокультурного взаимодействия школы и среды/Ю.С. Тюнников, Г.Ф. Хасанова//Педагогические традиции народов и современная школа. -Казань, 1996.-С. 31-37.

141. Уане. А. Национальный и родной язык/А. Уане//Курьер ЮНЕСКО. -1990. -сент. -С. 29.

142. Унежев К.Х. Феномен адыгэ хабзэ (адыгского этикета)/ К.Х. Унежев//Черкесский мир. -1998. -№ 2. -С. 45-55.146 а. Ушинский К.Д. Соч. Т. 2. -М. -Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. -С. 23.

143. Хагуров А. А. Адыгагъэ искусство быть человеком/А. А. Хагуров//Советсткая Адыгея. -1992. -26 июня. -С. 4.

144. Ханаху Р.А. Говорю на родном языке свободно, но пишу плохо. Итоги социал. Исследования/Р. Ханаху, Н. Денисова, Т. Пятакова//Эхо. -1993. -5-6 марта.-С. 3.

145. Ханаху Р.А. Мудрец и философ Жабаги Казаноко/Р.А Ханаху//Эхо. -1992. -№ 1.-С.5.

146. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа вызовы времени (социально-философский анализ)/Р.А. Ханаху. -Майкоп: Изд-во Майкоп, гос. технолог, ин-т, 1997. -194 с.

147. Ханаху Р.А. Феномен адыгагъэ ( к постановке исследовательской проблемы)/ Р.А. Ханаху, О.М. Цветков//Философия и социология в Республике Адыгея. -Майкоп, 1994. -№ 1. -С. 21-28.

148. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе/Ф.Ф. Харисов//Педагогика. -1999. -№ 2. -С. 51-57.

149. Хатанов А.А. Толковый словарь адыгейского языка/А.А. Хатанов, З.И. Керашева. -Майкоп: , 1960. с.1 54. Хуторской А.В. Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе/А.В. Хуторской//Педагогика. -2000. -№ 8. -С. 29-37.

150. Чешко С.В. Человек и этничность/С.В. Чешко//Этнографическое обозрение. -1994. -№ 6. -С. 35-45.

151. Чучин-Русов А.Е. Образование и культура/А.Е. Чучин-Русов//Педагогика. -1998. -№ 1.-С. 9-11.

152. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект)/А.Ю. Шадже. -Майкоп: Изд-во Адыг. гос ун-та, 1996. -168 с.

153. Шаов Ж.А. Адыгейско-русский словарь/Ж.А. Шаов. -Майкоп: , 75. с.

154. Шаповалов В.К. Этнокультурноя направленность российского образования/В.К.Шаповалов. -М., 1997. 175 с.

155. Шеуджен Э.К. Базовые и вариативные компоненты в учебных планах университета/Э.Ф. Шеуджен//Вестник АГУ. -1998. -№2. -С. 34-36.

156. Шнекендорф 3. К идеалам мира через культуру и образование/3. Шнекендорф//Педагогика. -1998. -№4. -С. 122-125.

157. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика/И.А. Шоров. -Майкоп, Адыгское отделение Краснодарского книжного изд-ва, 1989. -336 с.

158. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве/И.А. Шоров. -Ростов н/Д: , 1997. с.

159. Шу X. Сравнительная педагогика в Азии и ее перспективы/Х. Шу, Н. Чжоу//Перспективы. -1991. -№1. -С. 22-27.

160. Шхалахов Б. Адыгэ Хабзэ впору внести в Красную книгу/Б. Шхалахов//Хабзэ (образ жизни). -1995. -4 сент. -С. 2.

161. Шхапацева М.Х. Современный этап развития билингвизма и проблемы обучения языкам в республике Адыгея/М.Х. Шхапацева//Вестник АГУ.-1998.-№2. -С. 108-110.

162. Эйзенштадт С. Конструктивные элементы великих революций: культура, социальная структура, история и человеческая деятельность/С. Эйзенштадт/ZTHESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. -М, 1993. -Т. 1. -№2. -С. 253.

163. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен/Н.О. Яковлева//Педагогика. -2002. -№6. -С. 8-14.

164. Ялалов Ф.Г. Национально-региональный компонент образования: этнометодологический подход/Ф.Г. Ялалов//Нач. школа. -2001. -№2. -С. 93-95.

165. De Vos G. Romanucci L. Ethnic Identity: A P-sychocultural perspective/G.De Vos, Romanucci// Ethnic Identity. Creation, Conflict and Accommodation. London; New Delhi, 1995. P. 350-377.

166. Geertz C. The Interpretation of Cultures: Selected Essays./C. Geertz E. N.Y., 1973.334 р.

167. Greenberg S. Race and State in Capitalist Development: Comparative Perspectives/S. Greenberg. -New Haven, 1980. -212 p.

168. Shaw P. Genetic Seeds of Warfare. Evolution. Nationalism and Patriotism/P. Shaw,E. Wong. -L., 1989. -196 p.

169. Van den Berghe P. The Ethnic Phenomenon/P. Berghe. -Norwich, 1981. -272 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.