Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов: В контексте изучения традиционно-прикладного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ланин, Александр Михайлович

  • Ланин, Александр Михайлович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 177
Ланин, Александр Михайлович. Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов: В контексте изучения традиционно-прикладного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Майкоп. 1999. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ланин, Александр Михайлович

ГЛАВА I. ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК ЧАСТЬ

ЭТНОКУЛЬТУРЫ И СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО

ПОКОЛЕНИЯ.

1.1. Теоретические аспекты проблемы развития народного искусства, его место в художественной педагогике (историко-педагогический анализ). ^

1.2. Историко- культурологическая концепция генезиса адыгского народного декоративно- прикладного искусства как одного из эстетических ценностей этноса и планетарной цивилизации.

ГЛАВА II. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ АДЫГСКОГО НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

2.1. О состоянии учебно- воспитательной работы в школах Адыгеи по изучению традиций адыгского народного декоративноприкладного искусства и подготовке учительских кадров.

2.2. Разработка и внедрение системы профессионально- эстетической переподготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства в контексте исследуемой проблемы.

2.3. Концептуальное обоснование первого блока программы курсов переподготовки и повышения квалификации учителей ИЗО " Основы изучения и возрождения этнохудожественной культуры и НДПИ адыгов".

2.4. Научные основы практической подготовки учителей ИЗО по традиционным художественным ремеслам адыгов.

ГЛАВА III. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ АДЫГСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗО.

3.1. Концептуальные основы преподавания изобразительного искусства в контексте традиций адыгской художественной культуры.- ^

3.2. Основные идеи новой учебной программы "Изобразительное искусство и художественные ремесла" и национально- регионального компонента "Основы тардиционной художественной культуры

Адыгеи в преподавании ИЗО".

3.3. Научно- теоретические основы разработки программы курсов "Основы теории методики преподавания изобразительного искусства в контексте традиций адыгской художественной культуры, народного прикладного и профессионального изобразительного искусства Адыгеи".

3.4. Итоги исследования проблемы переподготовки и повышения квалификации учителей ИЗО в контексте изучения, возрождения и развития традиций этнохудожественной культуры и НДПИ адыгов.— ^

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов: В контексте изучения традиционно-прикладного искусства»

Актуальность исследования. В педагогике, эстетике, искусствоведении накоплен обширный научно-педагогический материал, подтверждающий необходимость использования в учебно-воспитательной работе с учащимися отечественного народного прикладного искусства как важного средства эстетического развития личности.

Актуальность названной проблемы нашла отражение как в ряде директивно- нормативных документов, так и в трудах деятелей науки, образования и культуры.

Обратимся к основополагающим источникам, в которых остро поставлена проблема необходимости воспитания духовно-эстетической культуры молодежи на традициях народного искусства. Так, на одном из Российских съездов работников образования было отмечено , что строить образование и воспитание в отрыве от национальной культуры - значит считать учащихся людьми без роду и племени (165), Справедливость этого тезиса подтверждается тем, что национальная художественная культура должна быть основой эстетического развития личности.

Национальное искусство,-указывают Ю.А.Серебрякова и А.С.Серебряков,-представляет собой конкретно-чувственные, узнаваемые, близкие для человека той или иной национальности образы, которые являются источником эстетического наслаждения от переживания родного, знакомого мира. Вполне органично национальные художественные ценности могут быть включены в духовный мир детей, подростков и молодежи. Благодаря своей эмоционально-образной, конкретно-чувственной форме искусство позволяет реципиенту непосредственно переживать национальные ценности, воплощенные в нем, лично к ним приобщится" (130,с. 192).

Действительно,национальное искусство в целом служит способом сохранения социальной памяти нации, народной мудрости, выполняя функцию создания у воспитуе-мых причастности к истории и культуре своего народа. Подобная идея выделена и в концепции национальной школы: ".система образования, средняя школа. должны быть как можно решительнее переориентированы на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества. .Именно в этом качестве школа может и должна выступить как стабилизирующая и цивилизующая, как подлинно культурная сила " (103, с.25).

Так деятельность Организации Объединенных Наций ( ЮНЕСКО) направлена на сохранение и развитие этнических культур планеты, включая Россию и Северозападный регион Кавказа. Под эгидой ЮНЕСКО в ряде школ Республики Адыгея проводится эксперимент по проекту " Развитие национальной школы". В проекте отмечено, что необходимо перепрофилирование целей, на базе которых школа может содействовать разрешению социокультурных проблем цивилизованного развития конкретного этноса по обеспечению его полноценного бытия в данной стране в период глубоких изменений, охвативших мир. Содержание образования в такой школе должно быть направлено на сохранение и развитие родной этнокультурной традиции в условиях открытого мира 21-го века ( 115, с. 1).

Это один из перспективных проектов, согласно которому национальное искусство должно занять достойное место в системе школьного образования и Республики Адыгея. Следует также назвать и ряд документов нормативного характера, нацеливающих учительство на возрождение и изучение искусства народов коренной национальности. В одном из писем Министерства образования Российской Федерации была поставлена задача проведения уроков изобразительного искусства с учетом "культурных особенностей народа коренной национальности и активизации краеведческой и этнографической деятельности школьников " ( 105, с. 8-9 ).

Весомую значимость, подтверждающую актуальность данной проблемы, имеет и решение Адыгейского облисполкома, которое предусматривает разработку рекомендаций в помощь учителям изобразительного искусства для проведения занятий и бесед по вопросам древних памятников адыгов, композиции адыгейского орнамента, особенностей раскладок цветов национальной одежды ( 104).

Проблема актуальности изучения и возрождения традиционного национального искусства нашла отражение ив" Основных направлениях развития эстетического образования ", рекомендованных МО РФ школам России. В документе отмечается, что "эстетическое образование должно включать в себя народное искусство и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое развитие личности. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства. . Художественно- эстетическое образование должно помочь каждому человеку освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные" ( 106, с.8 ).

В этой связи своевременным явилось и Постановление Правительства России " О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации", в котором предусматривается разработка целевой программы " Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов России на период до 2005 года" и программ обучения учащихся общеобразовательных школ традиционным художественным ремеслам ( 101, с. 1-3 ).

Активная позиция в аспекте нашего исследования была занята и журналом "Декоративное искусство СССР который писал на своих страницах: " Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, С самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умения создавать их на первых порах гораздо важнее для общего развития ребят, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развитие художественного вкуса на образах не подвластных капризам моды" (46, с. 47).

Известный деятель в области эстетического воспитания Борис Михайлович Не-менский пишет: " Огромное значение для правильного развития социально- активной личности имеет формирование чувства Родины. Оно немыслимо без приобщения к культурным традициям своего народа. Эти традиции прочнее всего хранятся в народных песнях, сказках и народном декоративно- прикладном искусстве" ( 96, с. 156 ).

Но народное искусство не только способствует эстетическому развитию личности и воспитанию чувства патриотизма. Оно, являясь выражением национального образа мира конкретного этноса, служит и средством межнационального общения, в результате которого осуществляется духовное взаимообогащение учащихся разных национальностей. В данном случае искусство выполняет интернациональную роль, функцию культурного сближения наций.

Известно, что у каждого народа в процессе его развития складывается своя, только ему присущая художественная культура, изучение которой может многое^ать для понимания национально- исторической системы понятий и ценностей этого народа, для улучшения культуры межнационального общения и, конечно,- интернационального воспитания.

На проблему творческого подхода в интернациональном воспитании указывают и ученые Адыгеи К. И. Бузаров и Ю. С. Ашинов: " Успех в формировании у учащихся чувства дружбы и интернационализма зависит прежде всего от того, на каких методологических позициях организуют этот сложный процесс, созданы ли необходимые педагогические основы. В интернациональном воспитании участвуют множество факторов. Важно суметь объединить их на основе комплексного подхода к решению образовательно- воспитательных задач" ( 30, с. 156).

В этом сложном воспитательном процессе искусству принадлежит важная роль. Оно оказывает огромное влияние на формирование духовного богатства личности, ее художественного кругозора. Перестраивая работу по музыкально- художественному воспитанию и образованию, - отмечает М. Г. Кац,- следует всегда помнить о благородном влиянии народной музыкальной культуры. Человек, любящий свою музыку, свою музыку, знающий и понимающий ее, не может замыкаться в рамках узконациональных музыкальных интересов. Он стремится знать больше того, что знает, он стремится познать музыку других народов. Это те здоровые ростки интернационализма, подлинной дружбы народов, которые надо формировать в сознании и поступках наших детей ( 57, с. 188).

Интернациональное воспитание и формирование культуры межнациональных отношений представляют собой взаимосвязанные процессы, проявляющиеся в поведении людей, как форме выражения красоты личности и духовного богатства нации. " Чем богаче внутреннее содержание нравственной культуры человека, тем больше проявляет культуры в сфере межнациональных отношений. И наоборот, чем беднее его духовный мир, тем больше он тяготеет к изоляции от людей другой национальности" ( 58, с. 183).

Поэтому в условиях многонационального состава населения региона важное значение приобретает народное искусство этносов, которое может путем духовного облагораживания внутренней нравственной культуры всего населения объединить разные народы и способствовать на этой основе культурному прогрессу людей.

В этой связи весьма актуальными являются научные направления, обозначенные профессором Б. М. Берсировым как наиболее приоритетные на данном этапе. Они следующие:

- разработка научно обоснованной концепции возрождения и развития адыгских 4 традиций, обычаев, культурных и духовных ценностей, способствующих научно-техническому прогрессу, расцвету искусства, просвещению общества, гармонизации межнациональных отношений;

- содействие интеллектуальному и творческому росту адыгской молодежи, развитию ее культуры, выявление и поддержка талантливых исследователей и деятелей искусства;

- просветительство и повышение роли науки и искусства среди диаспоры (19. с

13).

В контексте изложенного "забота о сохранении, сбережении национальной культуры, способствование ее интенсивному развитию и углублению является не просто делом благородным, а долгом каждого человека перед всем человечеством " (56,с,19),

Резюмируя изложенное, можно выделить две важные педагогические функции народного прикладного искусства, присущие и традиционному адыгскому искусству,

Народное прикладное искусство как художественная ценность этнокультуры: обладает особым потенциалом эстетического воздействия на воспитание и развитие личности; является эффективным средством интернационального воспитания и формирования культуры межнациональных отношений.

Однако, как показал наш ретроспективный анализ прошлого, адыгское народное декоративно-прикладное искусство, имеющее вековые традиции своего прогрессивного развития и исключительную художественную ценность (см.гл.1,§2 ), на протяжении многих десятилетий ( вплоть до 80-х годов 20-го столетия) не включалось для изучения в учебные программы по изобразительному искусству как в школах, так и в средних учебных заведениях Адыгеи и, следовательно, его богатый художественно- эстетический потенциал оставался невостребованным.Такое положение негативно отразилось на духовно-эстетическом развитии молодежи,

Отсюда, естественно, весьма серьезные отставания и в науке.

В Адыгее не проводилось специальных исследований, направленных на разработку национально-регионального компонента по изобразительному искусству, национальных учебных программ, пособий и дидактического материала по ИЗО. Поэтому изучение и возрождение традиций адыгского народного прикладного искусства в системе школьного и специального образования из-за слабой профессиональной подготовки учителей и преподавателей изобразительного искусства в этой области фактически не осуществлялись (см. 1, гл.2).

Это явилось главной основой пересмотра содержания программ повышения квалификации учителей этой категории и научной разработки системы их специальной курсовой переподготовки в Институте повышения квалификации. Наряду с этим учитывалось, что адыгское прикладное искусство, прошедшее многовековой путь своего развития, к концу 19-го столетия по ряду причин стало приходить в упадок, что привело в последствии к утрате богатейших его традиций. Поэтому согласно определению ЮНЕСКО, в современных сложных социо- культурных условиях развития планетарной цивилизации, создания нового типа национальной школы назрела необходимость превращения образования в действенное средство гармонизации межнациональных отношений, защиты и развития культур больших и малых этносов, обеспечения их взаимовосприятия и понимая и, что не менее важно в этом контексте,- возрождения национальных видов прикладного искусства.

Таким образом, актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая неразработанность с учетом новых реалий и новых задач, педагогическая значимость в области художественно- эстетического образования и определили выбор темы диссертации: "Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов. (В контексте изучения традиционно- прикладного искусства)".

Объект исследования- процесс подготовки и переподготовки учителей изобразительного искусства в аспекте повышения их уровня профессиональной художественно- эстетической квалификации.

Предмет исследования- теория и практика переподготовки учителей изобразительного искусства в новых условиях актуализации педагогических задач по изучению и возрождению в школах и внешкольных учреждениях традиций адыгского НДПИ как компонента национально- региональной образовательной системы.

Цель исследования- разработать, научно обосновать и экспериментально проверить систему специальной курсовой переподготовки учителей изобразительного искусства по возрождению и изучению в школах Адыгеи традиций адыгского НДПИ.

Рабочая гипотеза- эффективность работы по изучению и возрождению в школах и во внешкольных учреждениях Адыгеи традиций адыгского НДПИ будет успешно обеспечена при условии, если учителя изобразительного искусства:

- будут вооружены в ВУЗАХ и ИПК системой теоретических знаний по основам национальной художественной культуры, изобразительного и прикладного искусства;

- будут обучены на курсах умениям и навыкам практического выполнения изделий по наиболее доступным в техническом исполнении видам национальных художественных ремесел (золотое шитье, плетение тесьмы и циновки, аппликация);

- получат в процессе курсовых занятий конкретные методические рекомендации на основе современных педагогических технологий по внедрению новой учебной программы и национально- регионального компонента по изобразительному искусству, сбору и сохранению памятников национальной художественной культуры на основе принципов художественного краеведения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены его конкретные задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты проблемы развития народного искусства и показать эффективность его использования на примерах отечественной художественной педагогики;

- проанализировать состояние специальной профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства в аспекте овладения ими знаниями, практическими умениями и навыками в области национальной художественной культуры и прикладного искусства;

- изучить этнографические материалы, связанные с историческими особенностями развития национальной художественной культуры адыгов, обратив особое внимание на виды и формы бытования НДПИ и определить направления и методы его актуализации в системе курсовой переподготовки учителей, повышения их квалификации;

- разработать программы специальной курсовой переподготовки и квалификационных испытаний учителей ИЗО в контексте изучения, возрождения и использования в учебном процессе традиционного адыгского НДПИ;

- разработать концептуальные основы преподавания изобразительного искусства в школах Адыгеи в контексте адыгской художественной культуры, новые учебные программы и содержание национально-регионального компонента по изобразительному искусству;

- разработать педагогическую технологию реализации вариантов учебных программ, национально-регионального компонента и апробировать ее на курсах повышения квалификации учителей и в массовой школе.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

-концептуальные положения классиков и современных ученых в области философии, педагогики, психологии, эстетики, искусствоведения, этнографии (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Г.Д. Гачев, Ю.К. Бабанский, В.М. Бехтерев, Л.С.Выготский, В.В. Краев-ский, Ю.Б. Борев, Ю.В. Бромлей, С.А. Арутюнов);

- исследования отечественных ученых в области педагогики ( Ю.В.Максимов, Е.А.Флерина, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова), обосновавших необходимость использования народного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей;

- исследования отечественных ученых в области народного прикладного ис-кусства(А.В.Бакушинский, И.Я.Богуславская, Г.К.Вагнер, В.М.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, Т.М.Разина, А.Б.Салтыков), разработавших его научно-теоретические основы и пути возрождения;

- исследования ученых Республики Адыгея (А.М.Гадагатль, А.А.Схаляхо, Ш.С.Шу, И.А.Шоров, М.А.Меретуков, Н.Г.Ловпаче), в трудах которых нашли глубокое освещение вопросы регионального образования, народной педагогики, народного прикладного искусства адыгов, художественной культуры, археологии, этнографии;

- исследования ученых-классиков (М,- К.З.Азаматова, Л.А.Авербах, Г,Х, Мамбе-тов, 0,В,Марграф, Е,М,Шиллинг, Е,Н,Студенецкая), внесших большой вклад в изучение национальной художественной культуры адыгов;

- научные труды ученых других республик Северного Кавказа (Ю,К,Беджанов, А,С,Кишев, Б,Х,Мальбахов, Р,Ж,Бетрозов, С,А,Асланова, Л,Г, Нагайцева), в которых глубоко исследованы вопросы этнической культуры адыгских народов

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных исследовательских задач нами использованы следующие методы:

- анализ литературных источников и монографий, научных трудов по педагогике, психологии, эстетике, искусствоведению, этнографии, директивных и нормативных документов по исследуемой проблеме;

- анализ учебно- педагогической и художественно- практической деятельности учителей изобразительного искусства, уроков и внеклассных мероприятий, учебных работ учащихся по изодеятельности; сравнительный анализ статистических данных;

- педагогические наблюдения за деятельностью учителей и учащихся, интервьюирование учителей;

- диагностирование и анкетирование учителей, учащихся школ;

- опытно- экспериментальная работа в ИУУ(ИПК) и в школах Адыгеи;

- изучение опыта работы учителей ИЗО, руководителей кружков и студий прикладного искусства.

База исследования: кабинет изобразительного искусства (эстетического воспитания) Адыгейского республиканского института усовершенствования учителей (Институт повышения квалификации при Адыгейском государственном университете) и 20-летний опыт работы диссертанта в качестве заведующего и методиста кабинета ИЗО, учителя ИЗО в НШ №32 г.Майкопа, а также- общеобразовательные школы Республики Адыгея (Тлюстенхабльская СШ №10, Хатажукайская СШ №6, Кошехабльская СШ №2, Блечепсинская СШ №5, СШ №3 г.Адыгейска).

Этапы исследования. Исследования проводились в 1983- 1999 гг. и включало в себя три этапа:

I этап (1983- 1987 гг.)- изучение и анализ литературных источников и нормативных документов, разработка и апробирование первых вариантов учебных программ курсов переподготовки учителей ИЗО по изучению и возрождению традиций адыгского НДПИ, поиски эффективных путей их научной организации и практического поведения, определение основных направлений дальнейшей работы по исследуемой проблеме.

П этап ( 1988- 1993 гг.)- разработка системы курсовой переподготовки и повышения квалификации учителей изоискусства, включающей создание вариативных программ и учебно- тематических планов, периодичность проведения курсов с промежуточными семинарами и консультациями, продолжение работы по повышению квалификации учителей по указанной проблеме, подготовка и издание для учителей ИЗО методического пособия по изучению и возрождению адыгского НДПИ средствами художественного краеведения, разработка концепции художественного обучения учащихся в контексте использования традиционной адыгской художественной культуры и прикладного искусства, новой учебной региональной программы по изобразительному искусству и художественным ремеслам для начальной школы, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Щ этап (1994- 1999 гг.)- разработка вариантов национально- регионального компонента "Основы адыгской художественной культуры в преподавании ИЗО" для адаптирования его в типовые общероссийские программы предмета "Изобразительное искусство", научно- педагогическая и методическая работа с кадрами учителей ИЗО по переподготовке их к внедрению новой учебной программы и национально- регионального компонента, разработка и издание программы "Искусство плетения адыгской циновки" для внеклассной студийно- кружковой работы, обобщение результатов исследования и выработка выводов, рекомендаций, оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем;

- впервые поставлена, научно обоснована и практически решена проблема изучения и возрождения традиций адыгского НДПИ в системе школьного и внешкольного художественно-эстетического образования;

- разработана комплексная система переподготовки учителей изоискусства, направленная на повышение их профессионального, художественно-эстетического уровня в области адыгской национальной художественной культуры;

- среди республик Северного Кавказа в Адыгее в одной из первых разработана и успешно внедрена новая учебная программа для национальной школы по изобразительному искусству и художественным ремеслам, стержневую основу которой составляет адыгская художественная культура.

Практическая значимось исследования состоит в том, что по мере наработки новых материалов по проблеме изучения и возрождения традиций адыгского НДПИ, они получали одобрение и оперативно внедрялись в действующую систему повышения квалификации учителей изоискусства, а затем и в практику их педагогической работы. Фактически материалы данного исследования стали составной частью учебно-тематических планов всех курсов повышения квалификации и программ квалификационных испытаний учителей ИЗО и МХК, проходящих аттестацию на присвоение 11,1 или высшей категории. Полученные исследовательские материалы могут быть успешно использованы в практике работы вузов, ИПК , школ Адыгеи и других регионов Северного Кавказа.

Достоверность научных результатов обусловлена адекватностью методики исследования его задачам, систематичностью и последовательностью сбора и обобщения экспериментальных данных, апробированием и внедрением результатов исследования в практику повышения квалификации учителей изобразительного искусства. Предлагаемый автором вариант системы профессионально-эстетической переподготовки и повышения квалификации учителей ИЗО проверен им самим опытным путем в течение многих лет и подтвержден данными, свидетельствующими об эффективности работы по исследуемой проблеме. Вся исследовательская работа характеризуется долгосрочностью, многомерностью, повторяемостью опытно- экспериментальных процедур.

На защиту выносятся:

- разработанная автором система переподготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства в условиях актуализации задач изучения и возрождения в школах традиций адыгского прикладного и изобразительного искусства;

- педагогические основы преподавания изобразительного искусства, разработанные в контексте этнохудожественной культуры адыгов и созданные на этих идеях учебные программы, пособия и содержание национально-регионального компонента по предмету "Изобразительное искусство"

- содержательный компонент адыгского традиционного прикладного и изобразительного искусства, являющийся составной частью разработанной Программы квалификационных испытаний учителей ИЗО Республики Адыгея как эффективное средство совершенствования их профессионально-эстетической подготовки и необходимое условие профессиональной аттестации;

- педагогические условия, принципы и методы художественного краеведения, необходимые для целенаправленной реализации идей и задач по возрождению и использованию адыгского прикладного и изобразительного искусства в учебно-воспитательном процессе современной гуманно-демократической модели школы.

Апробация и внедрение результатов исследования в педагогическую практику осуществлялись в Адыгейском республиканском институте повышения квалификации (ИПК приАГУ) и в школах Республики Адыгея. Материалы исследования обсуждались на заседаниях Совета кабинета эстетического воспитания ИПК, экспертной комиссии Министерства образования и науки Республики Адыгея, на заседаниях кафедры психолого-педагогических дисциплин Адыгейского государственного университета, а также на проблемных семинарах учителей ИЗО.

По материалам исследования автор выступал с докладами и сообщениями на местных, областных, республиканских педчтениях, конференциях и семинарах (1991,1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, гг.), а также на Международной конференции по проблеме "Формирование эстетического отношения к искусству" в 1991 г. (У краина, г.Херсон).

Материалы исследования используют в своей работе учителя изобразительного искусства Республики Адыгея, преподаватели Адыгейского педколледжа им. X, Андру-хаева, Адыгейского госуниверситета, а также в других республиках Северо-западного Кавказа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ланин, Александр Михайлович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.

Многолетний педагогический опыт, экспериментальная работа автора исследования дали возможность обстоятельно изучить общее состояние современного народного искусства его общей закономерности, функционирующего в системе этнокульту-ры как особого типа художественного творчества с богатейшим этико-эстетическим потенциалом, использование которого в художественной педагогике открывает большие перспективы в воспитании и образовании Человека культуры.

В контексте общих закономерностей развития народного искусства особое внимание как предмету исследования уделено изучению художественно-эстетической антологии адыгского народного прикладного искусства, определявшем на протяжении десятков веков, наряду с другими видами искусства, духовно-эстетическое развитие этноса, шлифовавшего тончайшие проявления его национального образа мира, и имеющего свой неповторимый стиль художественного отражения идеалов красоты, воплощенной в произведениях многочисленных художественных ремесел, которые, к сожалению, стали исчезать с современного поля культуры.

Эта особенность национального проявления идеалов красоты в большом разнообразии этнических культур и составляет богатейшее соцветие мировой художественной культуры. Поэтому угасание какой-либо из этнических культур ( в данном случае адыгской), или отдельных видов народного искусства ведет к обеднению планетарной цивилизации, нарушению ее целостности и гармонии.

В связи с этим и возникла идея возрождения и развития угасающих традиций прикладного искусства адыгов в рамках образовательного пространства Адыгеи, чтобы способствовать восстановлению утрачиваемых связей между поколениями, сохранению целостности традиционной художественной культуры, повышению уровня эти-ко-эстетического воспитания учащихся средствами народного искусства. Как показано в исследовании, эта идея была научно и практически решена.

В связи с тем, что в Адыгее решению этой проблемы не уделялось внимания, объектом, предметом, целью и задачами исследования была определена разработка и внедрение научно-педагогических основ возрождения и изучения традиционного прикладного искусства адыгов через систему курсовой переподготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства. В рамках объекта и предмета исследования с 1984 по 1995 год разработаны и внедрены в педагогическую практику: две курсовые программы переподготовки и повышения квалификации учителей ИЗО Республики Адыгея, две программы квалификационных испытаний учителей, проходящих аттестацию по ИЗО и МХК, новая учебная программа по изобразительному искусству (1-4 кл.), национально-региональный компонент по ИЗО (1-7кл.) Этим самым были решены поставленные в диссертации задачи и подтверждена гипотеза исследования.

Интенсивная научно-исследовательская, опытно-экспериментальная работа в указанном направлении осуществлялась в тесном взаимодействии в передовыми творчески работающими учителями и, поэтому находила оперативное практическое применение в учебно-педагогическом процессе по изобразительному искусству. Такие учителя ИЗО как Х.М.Жанэ, М.С.Кулова, Х.А.Хасанов, М.Ю.Кабертай, Р.В.Бараускас, М.Ю.Тлецери, Ю.Г.Шеуджен, Э.К.Багова, М.Ю.Хахук и другие внесли весомый вклад в практическое внедрение в школе идей исследования по изучению и возрождению традиций адыгского народного прикладного искусства.

Динамичность внедрения оптимальных методов курсовой переподготовки учителей, перестройка их устоявшихся педагогических стереотипных, негативных установок с целью повышения профессионального уровня, своевременная разработка и издание учебных программ, методических рекомендаций нового поколения, позволили добиться эффективных результатов как по возрождению отдельных национальных художественных ремесел, так и по художественно-эстетическому воспитанию учащихся школ Адыгеи средствами адыгского народного прикладного искусства.

Это подтверждается работами учащихся школ по адыгскому прикладному искусству на выставках разного уровня, от школьной до республиканской, а также - докладами учителей ИЗО по исследуемой проблеме, с которыми они выступают на мето-добъединениях и конференциях.

Однако в последние годы резкое ухудшение финансово-экономического состояния образования в России оказало отрицательное, деструктивное влияние на практическое решение проблемы по изучению и возрождению в школах традиций адыгского прикладного искусства. Например, из-за отсутствия средств не издается разработанные автором исследования учебное пособие для учителей ИЗО "Адыгский народный орнамент в начальной школе". Но несмотря на это, научно-педагогическая и методическая работа в указанном направлении не прекращается; в контексте постоянной научной проблемы систематически проводятся курсы повышения квалификации учителей ИЗО и МХК, осуществляется широкая пропаганда передового педагогического опыта учителей искусства по исследуемой проблеме, ведется разработка новых учебно-методических пособий, проводится аттестация педкадров учителей ИЗО и МХК в аспекте их профессиональной подготовки по проблеме изучения и возрождения в образовательном учреждении адыгской художественной культуры и культур и диаспор Республики Адыгея.

Уместно отметить, что проблема возрождения народных ремесел была поставлена еще в трудах известного английского поэта и дизайнера Уильяма Морриса и не утратила своей актуальности спустя столетие на рубеже XX-XXI вв.

Учитывая актуальность, практическую значимость и новизну данного исследования, опираясь на полученные исследовательские результаты, мы сформировали следующие выводы:

1. Изучение, возрождение и развитие традиций адыгского народного прикладного искусства (как и народного искусства других диаспор Республики Адыгея) по-прежнему сохраняет свою актуальность, что подтверждается и государственными нормативно-правовыми актами, одним из которых является постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1997г. О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации, в котором намечена разработка федеративной целевой программы Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов России на период до 2000 года.

В этом же постановлении предусматривается разработка программ обучения учащихся общеобразовательных школ приемам изготовления художественных изделий, а также оказание помощи в реализации указанных программ. Следовательно, в аспекте данного исследования открывается широкое поле деятельности, для разработки и внедрения новых программ по возрождению других художественных ремесел адыгов и прикладного искусства многочисленных диаспор Адыгеи.

2. Разработанные научно-педагогические параметры повышения квалификации учителей ИЗО Республики Адыгея в контексте возрождения и развития традиций адыгского народного прикладного искусства имеют весомую практическую значимость и являются фундаментальной основой их перспективного развития в русле указанного постановления Правительства Российской Федерации, в общем процессе культурно-созидающей функции современной школы.

3. Новизна материалов данного диссертационного исследования заключается в том. что в нем впервые масштабно затронута актуальная проблема возрождения народного искусства адыгов и его использование в педагогическом процессе по воспитанию эстетически развитой личности, формированию Человека культуры. Исследование является научной основой для разработки в перспективе системы художественно-эстетического образования учащихся 1 -11 -х классов на материале интегрирования адыгской художественной культуры и этнокультур других диаспор Республики Адыгея.

4.Разработанные на основе концептуального обоснования преподавания ИЗО, учебная программа "Изобразительное искусство и художественные ремесла" (1-4 кл.) и национально-региональный компонент "Основы традиционной и современной художественной культуры Адыгеи в преподавании ИЗО" стали новой вехой в художественно-педагогическом пространстве Республика Адыгея, определившими новое направление в изучении художественной культуры автохтонного адыгского этноса. Это новое направление художественно-эстетического образования на материале адыгского народного искусства создало благоприятные условия для взаимообогащения культур разных народов Адыгея, и формирования культуры межнациональных отношений.

5. Фундаментальной основой в создании системы переподготовки и повышения квалификации учителей ИЗО в контексте возрождения адыгской художественной культуры стали разработанные в процессе исследования научные принципы, обусловившие построение структуры и наполнение содержания всех курсовых программ и учебно-тематических планов курсов по изучению адыгского прикладного искусства и художественных ремесел.

6. Разаработанное в ходе исследования учебно-методическое пособие "Адыгский народный орнамент в начальной школе", содержание которого изучалось на всех курсах повышения квалификации, начиная с 1992 г., создало условия для системного подхода в изучении НДПИ богатой орнаментальной культуры адыгов и воспитания на этой основе художественного вкуса учащихся.

7. Данное исследование по существу не является замкнутым в границах образовательного пространства Респспублики Адыгея, оно нацелено на тесное научное сотрудничество с учеными Кубани и других республик народов Кавказа (Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Абхазии) по проблемам возрождения и развития народного искусства, приобщения к его художественным ценностям учащихся школ как эффективному пути передачи духовного опыта от старших поколений к младшим (обмен опытом, научные конференции, симпозиумы и т.д.). Материалы исследования могут быть использованы и в других национальных регионах России, подобных Республике Адыгея, где эта проблема еще не нашла научного обоснования и практического решения.

8. Проведенное исследование создало предпосылки для дальнейшей интенсивной начно-методической работы по созданию соответствующего учебно-методического комплекса, направленного на эффективное решение задач по возрождению и развитию традиций прикладного искусства адыгов в школах и внешкольных учреждениях региона.

В рамках данного исследования рекомендуется МН и О Республики Адыгея создание комплектов диафильмов, слайдов, видеофильмов, учебных плакатов, учебно-методических пособий по адыгскому прикладному искусству, народному искусству других этнокультур и диаспор Адыгеи.

В практическом решении этой задачи целесообразно в перспективе объединение усилий ученых Адыгейского государственного университета и Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований. Следовательно, в диссертационном исследовании заложены потенциальные научно-педагогические основы, рассчитанные на дальнейшее, перспективное совершенствование художественно-эстетического воспитания подрастающих поколений на богатейших национальных традициях возрождаемых этнокультур Республики Адыгея.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ланин, Александр Михайлович, 1999 год

1. Авербах Л.А. Народное декоративно- прикладное искусство// Культура и быт колхозного крестьянства Адыгейской автономной области. - М.- Л., 1964.- С. 196- 208.

2. Азаматова М.- К.З. Адыгейский народный орнамент. Майкоп, I960.- 142 с.

3. Азаматова М.- К.З. Этнографические этюды. Майкоп, 1997.- 138с.

4. Анфимов Н.В. Древнее золото Кубани.- Краснодар, 1987.- 230 с.

5. Апполон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. ред. А.М.Кантора.- М.: Эллис Лак, 1997.- 736 с.

6. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.- М.: Наука, 1989.- 247 с.

7. Асланова Л.А. К вопросу о формировании адыгейского орнамента // Вопросы искусства народов Карачаево- Черкессии: Сб. научных трудов.- Черкесск, 1993.-С. 23-34.

8. Асланова Л.А. Некоторые вопросы семантики адыгского орнамента // Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения, Черкесск, 1991.- С. 111-117.

9. Асылханов С.А. Изучение декоративно- прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и пединститутах республики: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук.- М., 1985. -23 с.

10. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989.560 с.

11. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей// Этнографическое изучение знаковых средств культуры.- Л.: Наука, 1989. С.63- 86.

12. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды.- М.: Советский художник, 1991.-348с,

13. Бакушинский А.В. Изобразительное искусство в школе. Методическая записка к работе по изобразительному икусству// Революция- искусство- дети. Материалы и документы. В 2-х ч. Ч.2-я, 2-е изд., дораб .-М .; Просвещение, 1998.-С.74-90.

14. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет.-Нальчик; Эльбрус, 1978,- 160 с.

15. Беджанов Ю.К. Резьба по дереву в адыгейском народном искусстве// Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин.-Краснодар, 1975.-С. 114-126.

16. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие .- Карачаевск: Изд-во Карачаево-Черкесского пед-та, 1993.-100 с.

17. Берсиров Б.М. Национальные традиции народов Адыгеи // Национальные традиции народов Адыгеи : генезис, сущность и проблемы воспитания. Материалы первой республиканской научно-практической конференции.- Майкоп, 1994.-С. 6-14.

18. Бетрозов Р.Ж. Этническая история адыгов: С древнейших времен до XVI века.- Нальчик : Эльбрус, 1996.-248с.

19. Бехтерев В.М. Объективная психология.-М.: Науа, 1991-480 с.

20. Бешкок М.М. Адыгейский фольклорный танец.-Майкоп , 1990.-127с.

21. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век.-М.: Политиздат, 1990.- 413 с.

22. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях : кн. для воспитателя дет.сада.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1986.- 206 с.

23. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов// Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.- JL: Художник РСФСР, 1981.-С. 16-43.

24. Борев Ю.Б. Эстетика.- 3-е изд.- М.: Политиздат, 1981.-399с.

25. Браткова Е.И . Об этнической специфике орнамента( по результатам типологических исследований) // Вопросы искусства народов Карачаево-Черкессии: Сб. научных трудов.-Черкесск, 1993.- С.3-23.

26. Бромлей Ю.В. , Подольный Р.Т. Человечество-это народы.-М.: Мысль, 1990.-391 с.

27. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе.- Майкоп, 1987 .-190с.

28. Бузаров К,И. , Ашинов Ю,С. Роль литературы в формировании культуры межнациональных отношений у школьников// Формирование культуры межнациональных отношений у учащейся молодежи. Материалы научно-практической конференции.-Майкоп, 1992.- С. 112-119.

29. Вакуленко Е.Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству : Афтореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук.-Краснодар : ЮГУ, 1998.-19с.

30. Вакуленко Е.Г. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Учебно-методическое пособие.- Краснодар, 1997,- 46с.

31. Василенко В. М. О развитии народного искусства // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.-Л.: Художник РСФСР, 1981- С.44-59.

32. Василенко В.М. Предисловие к книге Мальбахова Б.Х. Кабардинское народное декоративное искусство.-Нальчик, 1984,- С.5-6.

33. Васильев Ю.В., Комраков Е.С. Развивающееся социально-педагогическое пространство условие развития региона // Развивающееся социально-педагогическое пространство - условие развития региона: Сб., изд- во ИПК и ПРНО МО.- М., 1994.-С.3-8.

34. Вейдле B.C. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества// Самосознание европейской культуры XX века . М. : Политиздат, 1991.- С. 268-290.

35. Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока . Терминологический словарь/ Под ред. Т.Х. Стародуб,- М.: Эллис Лак, 1997.360 с.Д

36. Воронов B.C. Крестьянское искусство М.: Госиздат, 1924 .- 195 с.

37. Воронов B.C. Путеводитель по Кустарному музею ВСНХ // Музей народного искусства и художественные промыслы .- М.: Изобразительное искусство , 1972.- С. 7879.

38. Выготский Л.С. Психология искусства .- М.: Искусство , 1968,- 575 с.

39. Гадагатль A.M. Героический эпос "Нарты" адыгских (черкесских) народов.-Майкоп, 1987,-404 с.

40. Газимагомедов М.Г. Народные художественные промыслы Дагестана.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1987.- 104 с.

41. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Советский писатель. 1988,448 с.

42. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство.- М.: Дет. лит., 1980,- 143с.

43. Гучев З.Л. Искусство адыгской циновки. Майкоп: Адыг. отделение Крас-нодарск. кн. изд-ва, 1990. - 127 с.

44. Декоративное искусство СССР, №8, 1975.- 58 с.47. де Моран А. История декоративно- прикладного искусства: Пер. с франц.-М.: Искусство, 1982. 577 с.

45. Дубровин Н. Черкесы (Адыге).- Краснодар, вып. 1, 1927. 108 с.

46. Евтых С.Ш. Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- М., 1996.- 16 с.

47. Елканов С.Б, Профессиональное самовоспитание учителя.- М.: Просвещение, 1986.- 143 с.

48. Закон Российской Федерации об образовании // негосударственные образовательные учреждения г.Москвы: Справочник, М.: Частная школа, 1996.

49. Ингекамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1991.- 240 с.

50. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.- М.: Наука, 1988.- 544 с.

51. История народов Северного Кавказа /Конец XVIII в.- 1917 г. /. М.: Наука, 1988.- 659 с.

52. Казанов Х.К. Культура адыгов.- Нальчик: Эльбрус, 1993.- 255 с.

53. Казанов Х.М. О содержании и смысле национальных культур // Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Материалы научно- практической конференции.- Майкоп: 1994,- С. 15-19.

54. Кишев А.С. Формирование у детей эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству // Формирование эстетического отношения к искусству: В 6-ти т. М.: АПН СССР, 1991.- С.106-109.

55. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе // Искусство в школе, №1, 1991.-С.8-15.

56. Концепция непрерывного образования //Бюллетень Гос.комитета СССР по народному образованию, №8, 1989.-С.2-12.

57. Концепция федеральной программы развития образования //Учительская газета, №2,1993.-С. 14-15.

58. Краевский В.В. Повышение квалификации педагогических кадров //Педагогика, №№7-8,1992.-С.55-58.

59. Кузин B.C. Психология.-М.: Высшая школа, 1974.-279с.

60. Культурология. Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-576с.

61. Кушу А.Г. К вопросу изучения народного искусства адыгов //Культура и быт адыгов. Вып.Н.-Майкоп,1978.-С. 172-192.

62. Кушу А.Г. Художественные средства декоративного оформления циновок //Культура и быт адыгов. Вып.Ш.-Майкоп,1980.-С.139-162.

63. Кушу А.Г. Традиции народного искусства адыгов и их современное состояние //Культура и быт адыгов. Вып.УН.-Майкоп,1991.-С.289-299.

64. Кызласов J1.P., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник.-М.: Наука, 1990.-216с.

65. Левин С.Д. Беседы с юным художником. Вып. II.-M.: Советский художник, 1988.-320С.

66. Левит С.Я. Культурология как интегративная область знания //Культурология. XX век: Антология.-М.: Юрист, 1995.-С.654-657.

67. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый.-М.: Правда, 1988.720с.

68. Ловпаче Н.Г. Художественная керамика средневековой Адыгеи.-Майкоп, 1995.-232с.

69. Ловпаче Н.Г. Декоративные средства средневековой адыгской керамики //Сборник статей по этнографии Адыгеи.-Майкоп,1975.-С.303-328.

70. Ловпаче Н.Г. Изображение зверей в торевтике адыгов / / Культура и быт адыгов. Майкоп, 1980. - С. 163-198.

71. Ловпаче Н.Г.Из истории художественных средств адыгейских гончаров / / Культура и быт адыгов. Майкоп. 1977. - с. 172 - 200.

72. Ловпаче Н.Г. Художественная обработка металла у адыгов /X ХШ вв./ // Культура и быт адыгов. Вып. IV. - Майкоп, 1978. - с. 133 - 171.

73. Ловпаче Н.Г. Зарождение и развитие тамговой системы адыгов // Культура и быт адыгов. Вып. VII. Майкоп, 1989. - с. 128 - 153.

74. Ловпаче Н.Г. Этический и эстетический идеал адыга в прошлом // Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Майкоп, 1994.-с. 83-94.

75. Максимов Ю.В. Родник творчества: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. 126 с.

76. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Нар. искусство в худож. воспитании детей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. - 159 с.

77. Мальбахов Б.Х. Кабардинское народное декоративное искусство. Нальчик: Эльбрус, 1984. 108 с.

78. Мамбетов Г.Х. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии во второй половине 19-го начала 20-го века. Нальчик, 1962. - Ш с.

79. Марграф Г.Г. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа. М., 1982.128 с.

80. Масол Л.М. Культура и искусство в системе школьного краеведения // Формирование эстетического отношения к искусству: В 6-ти т. М.: АПН СССР, 1991. - т. 2-й, с. 201 -206.

81. Машбаш И.Ш. Щедрое солнце полдня. / Пер. с адыг. М.: Сов. Россия, 1983.- 224 с.

82. Меретуков М.А. Кустарные промыслы и ремесла у адыгов // Культура и быт адыгов: Вып. IV. Майкоп, 1981. - с. 3 - 96.

83. Меретукова Хагурова К.Х. Представление о красоте в адыгском эпосе "Нарты" // Нартский эпос и кавказское языкознание. - Майкоп, 1994. - с. 117 - 121.

84. Методическое письмо о новом учебно методическом комплекте для трехлетней начальной школы системы развивающего обучения Л.Б.Эльконина - В.В. Давыдова / Вестник образования, №№ 4-5, апрель - май. - М., 1992. - с. 60 - 83.

85. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т./ Гл. ред. С.А. Токарев /. М.: Рос. Энциклопедия, 1997. - т. 1-й, А - К. - 671 е., т. 2-й, К-Я. - 719 с.

86. Мурадова Э.Х. Киргизское изобразительное искусство как средство эстетического воспитания учащихся. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Фрунзе, 1968. - 19 с.

87. Нагайцева Л.Г. Адыгские народные танцы. Нальчик: Эльбрус, 1986. - 144с.

88. Нарты. Адыгский героический эпос. М.: Наука, 1974. - 415 с.

89. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 344 с.

90. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О пробл. эстет, воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с.

91. Никитина Ф.Г. Элементы народного творчества в эстетическом воспитании младших школьников / Из опыта работы школ Адыгейской автономной области /. Ав-тореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Тбилиси, 1974. - 21 с.

92. Новиков Т.В. Непрерывное педагогическое образование в регионе: проблемы развития / / Развивающееся социально педагогическое пространство - условие развития региона. - М.: изд-во ИПК и ПРНО МО, 1994. - 24 с.

93. Окладников А.П. К вопросу о происхождении искусства. С.Э. " 2, 1952,- С.3.22.

94. Основы законодальства Российской Федерации о культуре /Российская газета, №248, 1992.-С. 5-6.

95. Основы художественного ремесла: Практ. пособие для руководителей школн. кружков. / Ю.В.Максимов, В.А.Барадулин, Б.И.Коромыслов и др., Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1979. - 320 с.

96. Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. - 79 с.

97. Панеш Э.Х. Холодное оружие адыгов / к вопросу об эволюции /. //Памятники традиционно бытовой культуры народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа.-Л.: Наука, 1989.-С.61 -71.

98. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа - Пресс, 1998.-512 с.

99. Плюхин В.У Творчество у истоков гражданственности: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989. 174 с.

100. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

101. Проект "Развитие национальной школы". М.: МО РФ, 1994. - 5 cv

102. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х т. М.: ГИХП, 1958. - Т. 2-й, -445 с.

103. Пшизова Р.Х. Музыкальная культура адыгов / народно песенное творчество: жанровая система/. - Диссертация на соискание ученой степени канд. искусствоведения.- М., 1996. - 159 с.

104. Равдоникас Т.Л. Очерки по истории одежды населения Северо Западного Кавказа / V в до н.э. - конец XVII в./. - Л.: Наука, 1990. - 138 с.

105. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Советский художник, 1985. - 192 с.

106. Раимова С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использование их в современной школьной практике. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Казань, 1973. - 24 с.

107. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Изд. 2-е, дополн. М.: Музыка, 1972.166 с.

108. Рерих Н.К. Держава света: Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.- 285 с.

109. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. /Гл. ред. В.В Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1-й, А- М. - 608 е., т. 2-й, М-Я, 1999. -672 с.

110. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948. - 792 с.

111. Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно- прикладного искусства в советской школе / 1917- 1988 гг./ Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед.наук.-М.: 1988.- 16с.

112. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство.- М.:Просвещение, 1968.- 296 с.

113. Сефербий Сиюхов- Адыгский просветитель.- Составители: К.И.Бузаров и Аз.К.Бузаров.- Майкоп,- 1991.- 188 с.

114. Словарь русского языка: В 4-х т./ 3-е изд., стереотип.- М.: Русский язык, 1985-1988.- Т.4-Й, С-Я, 1988.- 800 с.

115. Смирнов В.Г. Изучение искусства родного края как проблема и как средство эстетического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед.наук.- М., 1976.- 264 с.

116. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1987.- 144 с.

117. Современный словарь иностранных слов.- М.: Рус. яз., 1992.- 740 с.

118. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII- Ххвв.- М.: Наука, 1989,- 288 с.

119. Студенецкая Е.Н. Циновки народов Кавказа// Культура и быт адыгов. Вып. II,- Майкоп, 1978,- С.118-129.

120. Сукунов Х.Х. , Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп: РИПО "Адыгея", 1992.- 305 с.

121. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радяньска школа, 1973.244с.

122. Схаляхо А.А. Нартский эпос неиссякаемый источник духовной жизни адыгов // Нартский эпос и кавказское языкознание / Материалы VI Междунардного майкопского коллоквиума Европейского общества кавказологов/. Майкоп, 1994.- С.39-47.

123. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры.- Нальчик: Изд. центр "Эль- фа", 1997.- 226 с.

124. Фомина Н.Н. Московский центр художественной культуры и образования// Искусство в школе, №5, 1993.- С.7-9.

125. Фролова Е.Н. Чистый источник.- М.:Мол. гвардия, 1990.- 207 с.

126. Фромм Э. Психоанализ и этика.- М.: Республика, 1993.- 415 с.

127. Хакимова Р.Н. Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы (на материале Марийской АССР). Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук.- М., 1980.- 22 с.

128. Хан- Гирей. Записки о Черкессии.- Нальчик, 1987.- 333 с.

129. Хараев Ф.А. Дух, душа и будущность.- Нальчик, Издательский центр "Эльфа", 1996,- 424 с.

130. Хасанов Р. Народное декоративное искусство Узбекистана как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук.- Ташкент, 1970.- 19 с.

131. Хворостов А.С. Декоративно- прикладное искусство в школе.- 2-е изд., пе-рераб. и доп.- М.: Просвещение, 1988.- 233 с.

132. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности/ основные положения, исследования и применение/.- Спб. Питер Пресс, 1997.- 608 с.

133. Шадова Л.П., Тохова С.М. Нравственные идеалы адыгов и их использование в современном воспитании детей //Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность , и проблемы воспитания.- Майкоп, 1994.- С.174-177.

134. Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе.- Киев: Рад. школа, 1985.144 с.

135. Шиллинг Е.М. Адыгейские национальные узоры// Искусство, №3, 1940.-С.155- 160.

136. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая история искусств.- М.: Прогресс, 1980.247 с.

137. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика.- Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжное изд-ва, 1989.- 336 с.

138. Шоров И.А. Реализация адыгской народной педагогики в современном воспитании// Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания./ Материалы первой научно- практической конференции/.- Майкоп, 1994.-С.23-35.

139. Шоров И.А. Эпос "Нарты"- энциклопедия воспитания/ Эхо, Джэрпэджэжь/, №5, октябрь, 1993.- С.5.

140. Шу Ш.С. Народное искусство адыгов/ Эхо, Джэрпэджэжь/, №2, февраль, 1993.- С.6.

141. Эксперимент в школе: организация и управление. Под. ред. доктора пед. наук М.М.Поташника. Рекомендации для руковод. школ и учителей.- М., 1992.- 214 с.

142. Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Н.И.Платонова, В.Д.Синюкова/. -М.: Педагогика, 1983.- 416 с.

143. Эстетика: словарь/ Под.общ. ред. А.А.Беляева и др./.- М.: Политиздат, 1989.-'447 с.

144. Ягодин Г. Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования/ Учительская газета, №151, 22.12.1988.- С.1- 4.

145. Яхтанигов Х.Х. Северокавказские тамги.- Нальчик: Лейтер- Ибн- Марат, 1993.-204 с.

146. Ямбург Е.А. Педагогическая философия адаптивной модели школы// Мир образования, №6, 1996.- С.46-53.1. Рецензии

147. Абакумова Е.В. Рецензия на учебную программу по изобразительному искусству для адыгейской национальной школы, разработанную методистом Республиканского ИУУ А.МЛаниным.- 1992.- 3 с.

148. Ловпаче Н.Г. Отзыв на учебную программу /экспериментальную/ для 1-4 классов Адыгейской национальной школы "Изобразительное искусство и художественные ремесла/ Составитель А.М.Ланин/.- 1992.- 2 с.

149. Шеуджен Ю.Г. Рецензия на учебную программу /экспериментальную/для 14 классов национальной школы "Изобразительное искусство и художественные ремесла", составленную методистом Республиканского ИУУ А.МЛаниным.- 1992.-2 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.