Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей: На примере северных улусов Республики Саха тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Попова, Галина Семеновна

  • Попова, Галина Семеновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Якутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 204
Попова, Галина Семеновна. Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей: На примере северных улусов Республики Саха: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Якутск. 1998. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Попова, Галина Семеновна

введение.з

глава 1.0сн0вы традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей.

1.1. этнопедагогическое осмысление воспитания детей у народа саха.

1.2. современные проблемы семейного воспитания детей.

1.3. Модель этнопедагогической системы традиционного семейно-бытового воспитания детей.

глава 2.0рганизаци0нн0-педаг0гические условия возрождения системы воспитания якутских детей на основе традиций семьи и быта.

2.1. пгограмма опытно-экспериментальной работы.

2.2. Региональная специфика традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей.

2.3. Приобщение детей к исконным традициям народа как организационно-педагогическая система семейно-бытового воспитания (на примере северных улусов Республики Саха).

2.3.1. Дифференциация воспитания demefi у народа саха.

2.3.2. Якутская традиционная система подготовки детей к будущей семейной жизни. Трудовая и про^уессионалъная ориентация детей.

2.3.3. Формирование основ нравственно-этических и духовных ценностей личности

2.4. Пути развития традиций семейно-бытового воспитания якутских детей.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей: На примере северных улусов Республики Саха»

Актуальность проблемы исследования. Прогрессивные народные традиции возникают в результате сообразности человеческой жизнедеятельности с окружающей природой. Противоестественные, тормозящие прогресс традиции насаждаются народу административной властью и поэтому становятся временным явлением. С отменой существующего общественного строя необходимость в них исчезает. Народ обращается к своим истокам и вековым традиционным средствам сообразного с природой жития. В настоящее время нации и народности бывшего Союза, в том числе народ саха, живут в подобной ситуации.

Возрождение традиций опирается на этническое самосознание народа. Этнос возникает и развивается в результате полной гармонии общности людей с окружающей природой. Поэтому в данный момент на передний план выходит возрождение принципа природосообразности традиций семьи, сохранение генофонда нации и национального самосознания народа.

Концепция обновления и развития национальной школы послужила толчком к глубокому массовому изучению корней, сути, особенностей народной педагогики. Идет большой подъем творческого поиска в педагогической среде.

В республике всемерно решаются проблемы возрождения и самоопределения не только коренных народов, но и многих этнических групп, общин, сообществ, идет поиск путей приобщения к своим истокам. Ряд мер по возрождению национальной культуры, народной педагогики и по поддержке семьи находит широкий отклик у многих национальностей как внутри, так и за пределами республики, что доказывает правильность выбранного пути.

Народ саха, представляющий собой единую нацию, но проживающий на обширной территории, согласно природно-ландшафтным условиям, состоит из нескольких региональных групп, как центральная, Вилюйская, южная и северная группы улусов. Притом, северная группа, охватывающая всю Арктическую зону республики, естественно разделяется по устьям больших рек. Народ саха, расселившийся в столь различных природных условиях, имеющий сложные исторические корни, несмотря на свою малочисленность, состоит из отличающихся друг от друга трех составляющих. Якуты, проживающие в северных улусах, в современном своем состоянии признают себя обособленной, укоренившейся в данных природных условиях частью народа саха. Со своим жизненным укладом, традициями, создавшимися в суровых условиях выживания и в полиэтнической среде обитания. Имеются объективные основания считать, что эффективность возрождения традиций народа саха, в том числе традиций воспитания детей, зависит от учета их региональной специфики, различий в причинах их отчуждения и забвения, в возможностях восстановления и дальнейшего развития.

У северных якутов в настоящее время функционирует своеобразная смесь традиций семьи и быта разных народов. Под влиянием государственного патернализма, длительного соприкосновения с коренными народностями Севера и иноязычным населением, из-за большой удаленности места проживания от центральных якутских улусов, и более суровых природно-климатических условий у северных якутов произошли более глубокие изменения в привычках, нравах, обычаях, традициях, которые в годы замены диалектики всеобщего, особенного и индивидуального целью создания единой нации, всемерно поощрялись и поддерживались. Существовала реальная угроза стирания национальных особенностей северян. А необходимость в особо бережном отношении к сохранению и развитию каждой составляющей индивидуальности малочисленного народа очевидна, ибо из частей состоит целое. vv Дробление нации на несвязанные между собой части приводит к ее распаду" (39, с. 342).

Будущее нации всецело зависит от воспитания подрастающего поколения, от сохранения его языка, культуры, традиций. Воспитание детей закладывается в семье, определяется внутрисемейными отношениями, общечеловеческими ценностями и опирается на выработанные народом традиционные методы и средства воспитания. Методы народного воспитания претворяются в жизнь в первую очередь через традиции семьи и быта. "Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими являются педагогические", - считает К.С.Чиряев (99, с. 80) .

Изучение опыта и традиций народной педагогики не только способствует возвращению семейной педагогики в естественное русло, но и выявляет национальную специфику воспитания. Тем самым практически реализует основную идею народа о гармонии человека с окружающей природой. В век острых экологических и социальных проблем становятся актуальными и приобретают общечеловеческое значение идеи гармонии человека с окружающим миром, культ Природы.

Исходя из вышеизложенного, особую значимость приобретает этнопедагогическое осмысление сущности воспитания детей на народных традициях семьи и быта с учетом данного периода исторического развития.

Необходимость исследования обуславливается и тем, что проблема семейно-бытового воспитания детей на, материалах этнопедагогики народа саха с учетом ее региональной специфики еще не была предметом специального изучения. Принцип «мыслить глобально - действовать локально» применительно к этнопедагогике означает актуальность сохранения индивидуальности этнических и внутриэтнических традиционных систем воспитания подрастающих поколений.

В ходе исследования мы опирались на фундаментальные труды классиков педагогики Я.А. Коменского, А.Дистервега, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, построенных на таких идеях народной педагогики, как природосообразность, гуманизм. Теоретический анализ идей демократизма, духовности в педагогических трудах JI.H. Толстого, К. Д. Ушинского позволили установить закономерность в самобытной системе воспитания детей в семье. Идеи культуросообразности воспитания детей питают Концепцию обновления и развития национальных школ, являющуюся основным ориентиром учебно-воспитательного процесса. Развитие личности на основе ее природных, этнических особенностей как путь обогащения общечеловеческой культуры рассматривал С. И. Гессен. Этнопедагогику как науку, народную педагогику как духовное богатство и индивидуальность нации ставит Г.Н. Волков. На его фундаментальные труды опираются многие современные авторы, исследовавшие педагогические традиции разных народов: адыгов (И.И.Бузаров, И.А.Шоров), азербайджан (А.Ш.Гашимов), армян (В.Х.Арутюнян), белорусов (А.П.Орлова). бурят (Д.М.Бурхинов,

Т.Д.Замбалова, Б.Ш.Моломов), грузин (А.Ф.Хинтибидзе), дагестанцев (Ш.А.Мирзоев, 3.М.Магомедова), народов Средней Азии и Казахстана (К.Пирлиев, А.Э.Измайлов), народов Сибири и Дальнего Востока (В.Ф.Афанасьев), русских (Г.С.Виноградов, Е.М.Христова, А.М.Леонов и др.), татар (Я.И.Ханбиков), тувинцев (Т.Т.Мунзук, Г.Д.Сунду и др.), украинцев (М.М.Стельмахович), работы которых позволили сделать выводы о методах и средствах семейного воспитания. Основой для их систематизации мы взяли разработки И.С. Портнягина, Г.Г. Попова.

Концепция деятельностного подхода к воспитанию детей, впервые примененная в советской системе народного образования А.С.Макаренко и впоследствии разработанная С.Л.Рубинштейном, А.В.Петровским, А.Н.Леонтьевым и др., взятая группой якутских авторов во главе с А.П. Оконешниковой за несущую идею программы приобщения детей к возрождению и развитию коренной культуры «Эркээйи», послужила нам основой для разработки организационно-педагогической системы по проблеме. Здесь также использована идея сотрудничества с детьми, отраженная в трудах многих прогрессивных российских педагогов, как П.П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, И. П. Иванова, С.Л. Соловейчик и др., а также таких авторов, как М.Д.Гермогенова, претворивших идею сотрудничества с детьми в школах республики. Осмысление этнопсихологии саха осуществлено с помощью научных разработок У.А.Винокуровой.

Источником для изучения народной педагогики саха являются труды первых исследователей Г. Миллер, Я. Линденау, А.Ф. Миддендорф, В.Ф. Трощанского, А. Я.

Уваровского, политссыльных И.А. Худякова, Э.К. Пекарского, В.М. Ионова, В.Л. Серошевского, описавших с позиции постороннего наблюдателя традиции семьи и быта, нравов и верования. Сравнение их описаний с научными трудами и художественными произведениями мыслителей, теоретиков, писателей из числа самого народа, начиная с

A.Е. Кулаковского, Г.В. Ксенофонтова, С.А. Новгородова,

B.В. Никифорова, П.А. Ойунского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, включая следующую плеяду светлых умов народа в лице Н.Е. и А.Е. Мординовых, Н.Г. Золотарева, Д. К. Сивцева и др., и кончая большими народными талантами, как

C.П. Данилов, B.C. Яковлев, дает более полное представление о традициях воспитания детей в семье. Этим путем идет широкое исследование педагогической мудрости народа саха (В.Ф. Афанасьев, П. П. Борисов, К.С.Чиряев, Ф.А. Васильева, Р.Я. Антонова и др.)

Основоположник музея народной педагогики К.С. Чиряев являлся вдохновителем и помощником при изучении истоков народных педагогических идей. Его убеждение в ведущей роли семьи в воспитании детей служит ориентиром для организационно-педагогической деятельности. Философское осмысление семейно-бытовых традиций Б.Н. Поповым, его взгляды на основы педагогической культуры семьи и диалектику всеобщего, особенного и индивидуального натолкнули на проблему исследования.

В Республике начались разносторонние научные исследования истоков народной педагогики саха. Ценные идеи об использовании народной педагогики в воспитании детей мы нашли в трудах А.А. Шадриной, Р.И. Бравиной, Л. И. Федоровой, А. Д. Семеновой, Е.Д. Макарова и др. В осмыслении якутского народного идеала совершенной личности использованы научные видения JI.A. Афанасьева, К.Д. Уткина, И.С. Портнягина.

По физическому совершенствованию детей и традиционным играм опирались на работы Н.К. Шамаева, В.П. Кочнева.

Утверждение об управляемости воспитательного процесса с помощью традиций народной педагогики отмечено у Д.М.Бурхинова, Д.А.Данилова, С.Д.Намсараева,

А.Г.Корниловой, изучавших этническую педагогику народов Сибири. По организации воспитания в целом придерживаемся концептуальных идей, разработанных JI .И.Аманбаевой, Н.С.Сивцевой.

В последние годы появляется ряд исследований в области традиций воспитания детей у якутов (М.Г.Колодезникова - этнодидактические традиции, С.Н. Шадрина - нравственные традиции, Л.И. Омукова, А.П.Шамаева, Е.П.Чехордуна - традиции социума, Алаас К. -традиции воспитания девочек и др.)

Как видно из обзора литературы, цельная система традиционного воспитания детей изучается на разном уровне и по различным направлениям.

Но анализ разработанности выбранной нами проблемы показал, что этнопедагогическое осмысление воспитания гармоничной (киЬилии), всесторенне развитой (дэгиттэр) совершенной личности (толору сайдыылаах айыы киЬитэ) в народе саха еще не завершено. Кроме того, в исследованиях процесса воспитания еще не рассматривалось воспитание детей на основе семейно-бытовых традиций в целом, тем более не исследовалась региональная специфика этой проблемы.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования "Этнопедагогическая систематрадиционного семейно-бытового воспитания якутских детей" (на примере северных улусов Республики Саха).

Объект исследования: семейно-бытовые традиции воспитания детей.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия воспитания якутских детей на основе их приобщения к исконным семейно-бытовым традициям народа.

Цель исследования: определить модель этнопедагогической системы воспитания детей у народа саха на основе традиций семьи и быта и разработать организационно-педагогические условия ее восстановления у северных якутов.

Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи: теоретически осмыслить воспитание детей на основе исконно-якутских семейно-бытовых традиций; изучить специфику воспитания детей на основе традиций семьи и быта в северных улусах Якутии; экспериментально обосновать пути восстановления семейно-бытовых традиций воспитания якутских детей в условиях севера республики; разработать научно-практические рекомендации для северных якутов по воспитанию детей на основе прогрессивных традиций семьи и быта народа саха.

Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс восстановления системы традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей в северных улусах будет идти более успешно, если: система методов и средств семейного воспитания соответствует процессу природного развития ребенка; прогрессивные идеи народной педагогики положены в основу воспитания детей в семье и в коллективе; восстановление исконных семейно-бытовых традиций воспитания детей осуществляется на деятельностном подходе, подразумевающем субъектов и объектов воспитания добровольными соучастниками, сотворцами данного процесса.

Важными предпосылками эффективного решения проблемы исследования являются потребность населения в национальном самоопределении, возвращение семейного уклада, внутрисемейных отношений, процесса воспитания детей в естественное русло и отсюда вытекающая востребованность традиционных методов и средств воспитания.

Методологической основой исследования являются положения: индивидуальность ребенка - будущее семьи, рода, народа; единство национального и общечеловеческого в этнопедагогике; диалектика общего, особенного и отдельного; важная роль активности личности в ее собственном развитии и формировании в процессе целесообразной деятельности; основные положения Концепции обновления и развития национальной школы и воспитания детей в Республике Саха (Якутия); идеи природосообразного и культуросообразного воспитания личности; идея натурфилософии народа саха об единстве природы и человека; целеполагание научной педагогики о всестороннем и гармоническом развитии личности в процессе воспитания.

В ходе исследования применены следующие методы: теоретический анализ научных трудов по педагогике и смежным дисциплинам, близких по содержанию к теме исследования, и педагогических идей народа; изучение и обобщение опыта воспитания в семье, заключающееся в теоретическом осмыслении и выведении основной мысли опыта; педагогическое наблюдение, исследовательская беседа; социологические методы исследования ( анкетирование, социологический опрос семей, рейтинг); педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, естественный (выяснение состояния традиционного семейного воспитания, реализация программы эксперимента, проверка полученных данных, создание педагогических ситуаций для естественного восприятия традиций народа семьями); статистическая обработка данных исследования; изучение школьной документации.

База исследования: опытно-экспериментальная работа в шести наслегах Момского (Хонуу, Саасыыр, Буор Сысыы, Соболоох, Орто Дойду, Суот Тиит), в центрах Абыйского, Оймяконского улусов Республики Саха (Якутия).

Организация и этапы исследования:

Первый этап - подготовительный (1991-1994г.г.), включал в себя разработку теоретических и методологических основ концепции исследования, изучение и анализ литературных источников по исследуемой теме, определение предмета, цели, гипотезы и задач опытно-экспериментальной работы.

Второй этап - основной (1994-1997г.г.). Содержит опытно-экспериментальные исследования, в ходе которых проверялась достоверность положений гипотезы, систематизацию экспериментальных данных, их публикацию в периодической и педагогической печати.

Третий этап - заключительный (1997-1998г.г.) - был посвящен дополнительной систематизации и обработке результатов исследования, проверке и уточнению методологических и концептуальных положений, литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключена в выяснении уровня сохранения и функционирования исконно-якутских традиций воспитания, их региональной специфики, педагогического воздействия местных и приобретенных традиций семьи и быта северных якутов Республики Саха. Обобщен опыт семейного воспитания, определены эффективные пути и условия использования идей и опыта народной педагогики в семейно-бытовом воспитании детей в условиях северного сельского социума как теоретически обоснованной организационно-педагогической системы.

Теоретическая ценность исследования заключается в концептуализации традиционного семейно-бытового воспитания народа саха, систематизации методов и традиционных средств воспитания, явлений природного развития детей, разработке модели воспитания совершенной личности человека-саха.

Практическая значимость исследования состоит в научно-методическом обосновании организационнопедагогической деятельности по приобщению семьи к возрождению исконных традиций семейно-бытового воспитания детей, национальному самоопределению коренных якутов северных улусов, в разработке практических рекомендаций по дальнейшему развитию народных традиций воспитания, по организации взаимодействия и взаимодополняемости институтов воспитания детей в деле педагогизации родителей. Материалы исследования могут быть использованы для самообразования учителей и учащейся молодежи.

Достоверность и научная обоснованность полученных результатов обеспечены использованием комплекса методов, соответсвующего задачам исследования, репрезентативностью опытных данных, длительностью повседневного непосредственного участия автора в функционировании предмета исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

Этнопедагогическое осмысление процесса становления совершенной личности.

Разработанная систематизация: явлений природного развития личности ребенка; народных методов воспитания детей; традиционных средств воспитания детей; годичного цикла исконных традиций жизнедеятельности семьи как модель этнопедагогической системы традиционного семейно-бытового воспитания детей.

Приобщение современных детей к возрождению и развитию коренных традиций семьи и быта (уЬуйуу) -основной метод их природосообразного воспитания.

Комплекс оптимальных организационно-педагогических условий для возрождения этнопедагогической системы семейно-бытового традиционного воспитания детей и практические рекомендации по перспективному решению проблемы исследования.

Апробация результатов исследования и внедрение основных выводов и положений работы осуществлялось в семьях и школах трех улусов Индигирского региона Республики Саха(Якутия); в выступлениях автора на научно-практических конференциях в г. Якутске (1994г1998г.), во Всероссийском детском лагере «Орленок» (1998г.), на X съезде учителей РС(Я) (1996г.), на авторских курсах при ИПКРО (1996г.), в докладе на республиканских педагогических чтениях (1996г.), на лекциях для студентов ЯГУ (1997г.), на региональных семинарах работников образования, на творческих встречах с родителями, педагогами и детьми экспериментальных наслегов; посредством публикации статей и брошюр, содержащих основные идеи, выводы и рекомендации исследования.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Попова, Галина Семеновна

Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, что позволяет нам предложить практические рекомендации для северных якутов по восстановлению системы традиционного семейно-бытового воспитания детей:

1. По приобщению социума к процессу возрождения прогрессивных традиций семьи и быта: а) создание на базе школы этнопедагогического центра: создать специальный кабинет этнопедагогики, сосредоточив в нем необходимый литературный, этнографический, научно-методический материал и комплексную работу по педагогизации семьи; собрать творческий совет энтузиастов-просветителей, организаторов возрождения идей народной педагогики; б) возрождение традиционной воспитательной роли отцов: восстановление приоритета отцов в решении перспективных проблем жизнедеятельности семьи; совместные занятия отца с сыновьями домашним хозяйством, охотой, развивающими играми, постоянный интерес отца к образованию детей; положительный личный пример отцов, представляющих для детей первый идеал настоящего мужчины, так как в этом примере заключены корни адекватного отношения девочек к мальчикам; приближение мальчиков, растущих без отца, к близким по родству и духу взрослым мужчинам; в целях полного восстановления традиций семьи и быта обзавестись своим домом, личным хозяйством, охотничьими принадлежностями; установление родословной, продумывание улучшения генофонда семьи.

2. По семейному воспитанию детей: а) по общей семейной педагогике: формирование идеала совершенной личности; воспитание и обучение детей на родном языке как носителе духовного богатства народа; уделение особого внимания воспитанию воли к жизни, как одной из главных утерянных северными якутами качеств личности; приобщение детей с малых лет к повседневным заботам и нуждам семейной жизни; восстановление годичного цикла народных игр детей; приобщение детей к профессиональному труду севера. б) по дифференциации методов и средств семейного воспитания: учет психофизиологических особенностей девочек и мальчиков; учет природной возрастной периодизации детей, применение традиций возрастной установки (алгыс, туом). в) в воспитании мальчиков: последовательная традиционная подготовка мальчика к будущей семейной жизни и отцовству; приобщение к повседневному труду, охоте, национальным играм - тренировкам; согласно природному циклу хозяйствования физическое закаливание мальчиков; возрождение системы учения Хапсагай; учет естественного отставания физического развития мальчиков от девочек на 1-2 года. г) в воспитании девочек: традиционные учения Айыь±1ыт и Суек положить в основу подготовки девочек к будущей семейной жизни и материнству; приобщение к нравственным традициям народа.

3. По дальнейшему развитию прогрессивных традиций народа: а) в природосообразном воспитании детей: восстановление полного годичного цикла семейно-бытовых традиций воспитания детей; освоение традиционных способов саморегуляции и медитации; освоение народных способов доутробной корреляции наследственности ребенка; природосообразность традиционного питания и ухода за новорожденными детьми; домашнее воспитание ребенка до достижения им 7 лет (сурэ кииризр диэри), под воздействием педагогики матери и отца, бабушки и деда; освоение традиционных способов самовоспитания, самообразования; целенаправленное воспитание воли и терпения; эффективность развития традиций воспитания подрастающего поколения определяет будущее народа и сохранение его национальных особенностей. б) в восстановлении генофонда нации: восполнение потребности человеческого организма в кислотах и алкалоидах традиционными молочнокислыми продуктами питания; освоение традиционных методов лечения алкоголизма, курения и оберегания, очищения организма человека; разработка новой технологии, методики питания, ухода, а затем обучения, образования детей, основанных на их этнических психо-физиологических особенностях.

4. В укоренении местных и приобретенных прогрессивных традиций руководствоваться убеждением, что традиции любого народа мудры и выработаны сообразно своей природе. Перенятие традиций другого народа только наряду с развитием исконных традиций самой нации способствует ее прогрессу.

Проведенное исследование процесса возрождения этнопедагогической системы традиционного семейно-бытового воспитания детей в северных улусах Республики Саха

Якутия) не претендует на полное и всестороннее изучение данной глубокой проблемы. Результаты исследования могут быть использованы при изучении народной педагогики любого народа, этноса, народностей и локальных этнических групп.

Основные положения исследования отражены в следующих публикациях:

1.Система физического закаливания мальчиков у народа саха (в помощь родителям, учителям). - Борогонцы, 1997. -Зп. л.

2.Перспективы развития коренных традиций воспитания детей. - Борогонцы, 1997. - Зп.л.

3.Опыт традиционного воспитания детей. - Якутск: Бичик, 1998. - 4 п.л. (в печати).

4.Воспитание детей у народа саха. - Якутск: Бичик, 1998. - 5 п.л. (в печати.)

В периодической печати опубликованы статьи:

1. Годичный цикл коренных традиций семейно-бытового воспитания детей // Индигир уоттара. 1995. Об.ll.-c.1

2.Отношение к верованию народа // Индигир уоттара. 1996. 12.02. с.2

3.0 чем говорит олонхо "Кетер Мулгун"? //Индигир уоттара. 1997. 11.03. с.1

4.Приобщение мальчиков к охоте - традиция семейного воспитания // Саха сирэ. 1997. 14.05. с.З

5.Якутская походка (К методике преподавания Кыыс Куо) // Индигир уоттара. 1998. 07.07. с. 2

6.Золотая свадьба - залог будущности рода // Саха сирэ. 1998. 13.09.с.1

Заключение

Исследование, проведенное- автором в течении семи лет, показало, что у народа существует своя, выработанная многими тысячелетиями, стройная, цельная этнопедагогическая система воспитания детей, состоящая из основных понятий, целей, конкретных задач, методов и претворяющих их в жизнь средств. Теоретический анализ и изучение этнопедагогических, научно-педагогических источников, окружающая полиэтническая среда, сама реальная жизнь позволяют утверждать, что народная педагогика истинно национальна и одновременно индивидуальна. Национальна в том отношении, что цели, задачи, принципы и методы воспитания детей у любого народа, нации, этноса, малого племени идентичны по своей природе. Индивидуальны, сообразны с природной действительностью средства воспитания детей, укоренившиеся, способствующие развитию личности ребенка и прогрессу нации и поэтому превратившиеся в традиции.

Традиции народной педагогики зарождаются в семье и являются основным инструментом воспитания детей. Посредством традиций субъекты воспитания воздействуют на развитие ребенка, формируют его личность, выпестовывают индивидуальность ребенка, природосообразно, гармонично, тактично, любовно открывая его природные дарования, развивая способности. Все четыре нити этой единой этнопедагогической системы воспитания, с нанизанными на них бисерами: явлений природного развития индивидуальности ребенка; мудрых народных методов его воспитания; традиционных природосообразных средств воспитания; познаний о явлениях окружающей природы Земли-матери упорядочены, соотнесены, уложены бисер к бисеру в единый красивый узор индивидуального пути становления совершенной личности и достигают, по понятиям народа саха, девяти ступеней развития.

Основным источником знаний об этом едином целом Мире Ребенка является семья, представляющая в своем лице народ. Цель народного воспитания - гармонически и всесторонне развитая, достигшая народного идеала, совершенная личность, а средство ее природосообразного воспитания - система семейно-бытовых традиций, как условие саморазвития семьи.

Вероятность открытия особо эффективной технологии в семейном воспитании детей наверняка исключена. Новое, как известно, хорошо забытое старое. На основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы мы установили следующую педагогическую технологию семейно-бытового воспитания в народной педагогике:

Идеал совершенной личности как планируемый результат воспитания;

Народные семейно-бытовые традиции как средство гармоничного воздействия на развитие личности ребенка;

Приобщение к исконным традициям семьи и быта как методика природосообразного воспитания детей;

Народные критерии воспитанности детей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Попова, Галина Семеновна, 1998 год

1.Алексеев В.Н. Саха киЬитэ Аан Дойдуну анаарыыта. (Саха терут культурата. V чааЬа.) - Дьокуускай : Бичик, 1996. - С. 47-84.

2. Алексеев М.А. Обугэлэрбит угэстэрин умнумуо5уц //Чолбон. 1991. №6. С. 100-101.

3. Алексеев М.А. Учуутал санаалара. Дьокуускай: Бичик, 1996. - 151с.

4. Аммосова Т.П. Математические знания и представления якутов. Якутск: Бичик, 1994. - 66с.

5. Антонова Р. Я. Воспитание детей : идея и опыт народной педагогики. ( Комитет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при президенте Республики Саха ( Якутия )). Якутск: ЧИФ "Ситим", 1995. - 56с.

6. Архипов А.С. Уол о5ону дьиэ кэргэццэ иитии сорох еруттэрэ. ( Проблемы прогнозирования развития образования PC(Я))- Якутск, 1993. - С. 121 -123.

7. Архипова Г.Г. Система запретов в традиционных культурах народов Якутии; Конференция научной молодежи " Эрэл 95 - Якутск, 1995. - 113с.

8. Афанасьев В.Ф. Классики педагогики о народной педагогике// Из истоков народной педагогики якутов. Якутск, 1992. с. 14-17.

9. Афанасьев В.Ф. Педагогические идеи в Якутском народном творчестве. Якутск, 1960.

10. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Книж.изд-во, 1979. -182с.

11. Афанасьев J1.A. Тэрис. Айыы уерэ5э / Мин-вокультуры РС(Я). -Якутск, 1993. 183с.

12. Афанасьев J1.A. Алаас хамсаныыта. Дьокуускай, 1996. - 37с.

13. Афанасьев JI.A. Алампа уерэтиитэ. Дьокуускай: Бичик, 1995. - 29с.

14. Афанасьев J1.A. , Павлов А. Н. Теруччу ( урууну-аймаЬы аа5ыы). Дьокуускай, 1996. - 43с.

15. Баишев И. Г. Айыы тыына. Дьокуускай, 1993. -110с.

16. Бацын В. , Кузьмин М. Интересы этносов и государства на пути к гармонии. ( О проблемах нац. образовательной политики)// Народное образование. 1994. №4. С. 4-8.

17. Белинский В.Г. Собр. Соч. в 3-х т. т. 3. М. , 1948.

18. Беляев В.И. , Шацкий С.Т. Эволюция представлений о целях воспитания// Педагогика. 1995. №4. С. 75-7 9.

19. Боло, СэЬэн И. Лиэнэ5э нуучча кэлиэн иннинээ5и саха оло5о. Дьокуускай: Бичик, 1994. - 352с.

20. Борисов А.А. Межэтнические контакты и этносознание саха/Региональные особенности межнациональных отношений; матер. Межвуз. науч. конф., посвященной междунар. г. коренных народов. Якутск, 24. 12. 1993 г. М. , 1994. - С. 139-141.

21. Борисов П.П. Формирование и развитие народной педагогики якутов // Из истоков народной педагогики якутов; Материалы науч.-практ. конф. 20-21 июня 1990 г. в с. Оросу PC(Я). Якутск, 1992. - С. 19-27.

22. Бравина Р. , Слепцов П. Дьахтар толору дьоло//Далбар хотун. 1995. №1. С. 31-32.

23. Бравина Р.И. Олох уонна елуу саха итэ5элигэр. -Дьокуускай, 1996. 147с.

24. Бравина Р.И. Секс в традиционной культуре народов Якутии/ Здоровье через образование. Якутск, 1995. - С. 85-88.

25. Бурхинов Д.М. , Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. -Улан-Удэ:Бэлиг, 1993. 133с.

26. Бурхинов Д.М. , Моломов Б.Ш. Вопросы этнопедагогики в школе. Улан-Удэ: Бэлиг, 1994. - 48с.

27. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М: Педагогика, 1983. - 141с.

28. Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. Новосибирск: Сиб. изд. фирма "Наука", 1992. - 141с.

29. Винокурова У. А. БиЬиги, сахалар. Дьокуускай, 1992. 100с.

30. Винокурова. У. А. Алгыс психологическай терутэ уонна суолтата/ Толерантность. Якутск, 1994. - С. 9294 .

31. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989. - 334с.

32. Волков Г.Н. Программа по народной педагогике. -Якутск, 1995. 24с.

33. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. -Чебоксары, 197 9.

34. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. -37 бс.

35. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания. (Материалы науч. практ.конф. 20-21. Об. 1990 г. в с. Оросу PC (Я)). Якутск, 1992. - С. 17-19.

36. Волков Н.Г. О5о-дьиэ кэргэн дьоло. Дьокуускай, 1996. - 94с.

37. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970.

38. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Вища школа, 1986. - 197с.

39. Гессен С.И. Основы педагогики. ( Введение в прикладную философию). М.: Школа-Пресс, 1995. - 447с.

40. Гоголев А. Некоторые аспекты старинной религии якутов// Полярная звезда. 1992. №6. С. 167-171.

41. Гоголев А. Характерные особенности традиционной культуры якутов XVII XIX веков// Полярная звезда. 1992. №4. - С. 155-159.

42. Горохов К.И. Некоторые историко-этнографические сведения о прошлом Нижне-Индигирских якутов. (В кн. : Материалы 1 науч. конф. молодых специалистов). Якутск: Книж. изд.-во , 1961. С. 3-7.

43. Григорьев В.М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы// Педагогика. 1996. №1. С. 20-23.

44. Гумилев JI.H. , Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению// Социологические исследования. 1992. №1. С. 50-57.

45. Гурвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М.: Наука, 1977. - 247с.

46. Гурвич И.С. Этнографическая экспедиция в бассейн р. Индигирки / Краткие сообщения института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М. , 1953. - С. 28-42.

47. Данилов Д.А. Народная педагогика основа развития науки о воспитании// Народное образование Якутии. 1993. №1. - С. 32-33.

48. Данилова А. А. Природоохранные запреты-обереги эвенов. ( Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества. ) Якутск, 1993. -150с.

49. Дьяченко В.И. Воспитание детей у якутов. ( Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Сб. ст.) Л. , 1988. - С. 186-205.

50. Егорова А.И. Стереотипы мужественности и женственности в представлениях якутских студенток / Конференция научной молодежи "Эрэл-95". Якутск, 1995. -138с.

51. Жирков Е.П. К новой национальной школе// Международная жизнь. М. , 1995. С. 77-7 8.

52. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. ( Шаги Республики Саха (Якутия). Москва, 1992. - 238с.

53. Жирков Е.П. Образование и развитие: национальная стратегия на подступах к 21 веку./ Институт нац. школ РС(Я). Якутск: АО "Полиграф", 1993. - 22с.

54. Загвязинский В. И. Методология и методика педагогических исследований. Тюмень: изд.-во Тюм. унив-та, 1976. - 85с.

55. Зыков Ф.М. Арктическая зона Республики Саха и ее этнокультурные особенности / Этнос: традиции и современность. Якутск, 1994. - С. 51-60.

56. Иванов В.Н. Взаимодействие этносов: региональные особенности / Этнос: традиции и современность. Якутск, 1994. - С. 5-15.

57. Иванов В.Ф. , Алексеев Н.А. Саха сирин хоту еттун туЬунан урут биллибэтэх суруйуу// Хотугу сулус. 1971. №4. С. 109-114.

58. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. -М. : Просвщение, 1990. 143с.

59. Иванов С. В. Старинный якутский обряд, связанный с рождением ребенка / В кн. : Религиозные представления и обряды народов Сибири в конце XIX в начале XX века. ( Сб.ст.). - Л.: Наука, 1971. - С. 142-150.

60. Измайлов А.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1971. - 256с.

61. Ильяхов П.Н. Улуу ойуун оло5уттан. Дьокуускай: Бичик, 1993. - 77с.

62. Кларин М. Педагогика между традициями и изменениями в периоды общественных переломов / По матер, одноим. междунар. науч. коллокв.; Магдебург, нояб. 1994// Педагогика. 1995. №4. С. 123-125.

63. Колодезникова М.Г. Дидактические возможности семьи и их использование в школьной практике. Дис. к. п. н. 13. 00. 01. Якутск, 1993. - 136с.

64. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М. : Гос. уч. -пед. изд.-во МП РСФСР , 1955. - 650с.

65. Кон И.С. Психология. М.: Просвещение, 1982.205с.

66. Кондаков В.А. Айыым дьонугар. Дьокуускай: Сорук, 1997. - 302с.

67. Концепция воспитания детей в Республике Саха(Я) / утвержд. постановлением Правительства PC(Я) от 10. 12.96 № 484.

68. Корчак Я. Педагогическое наследие. М. : Педагогика, 1990. - 267с.

69. Кочнев В.П. Пути повышения эффективности применения традиционных народных упражнений, игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания в условиях Якутии. / Дис. к. п. н. 13. 09. 01.- Якутск, 1995. 27с.

70. Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1987. - 254с.

71. Ксенофонтов Г.В. Ураацхай сахалар. Очерки по древней истории якутов. 1, 2 ч. Якутск: Нац. кн. изд.-во PC(Я), 1992. - 315, 414с. .

72. Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований якутов. Якутск: тип.-я НПК, 1923. - 108с.

73. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск, 1979.- 482с.

74. Кулаковский А.Е. Якутской интеллигенции. -Якутск: Книж. изд.-во, 1992. 77с.

75. Ларионов В. Р. Саха-Айыы киЬитэ. Дьокуускай: Кудук, - 1998. - 217с.

76. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 т. М., 1958.

77. Международная жизнь//Саха цивилизация на полюсе холода. - Москва, 1995. 1-144

78. Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления. Якутск, 1983.

79. Макаров Е.Д. Формирование экологической культуры школьников. ( Автореф. дис. к. п. н.13.00.01. ). -Якутск, 1995. 26с.

80. Максимов Г.Н. Подражание и сохранение традицийкак путь развития этносов / Толерантность. Якутск, 1994. - С. 148-150.

81. Малиновская С.М. Этнопедагогика малочисленных народов Сибири и проблема возрождения национальной культуры// Образование в Сибири. 1994. №1. С. 69-75.

82. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика. Махачкала, 1984 .

83. Мординов А. Норуот кэскилин ыччаты иитии, уерэтии быЬаарар// Чолбон. 1992. №7. С. 108-118.

84. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста: Джангар, 1995. - 156с.

85. Мукаева О.Д. Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов // Педагогика. 1994. №1. С. 4246.

86. Наслежно улусное социальное воспитание. Части 1 и 2 / РАО. Инст. Пед. Соц. Раб. - М.,1997.-127с.

87. Национальная школа: концепция и технология развития; Доклады и материалы междунар. науч. конф. в Якутске 16-21 марта 1993 г./ Под общ. ред. Жиркова Е. П. М.: Просвещение, 1993. - 318с.

88. Национальные школы Якутии: проблемы, поиски, решения. Сб. ст./ МО PC (Я), НИИ нац. школ. Якутск, 1994. 103с.

89. Новиков А. О менталитете саха. Якутск, 1996.145с.

90. Омукова Л.И. Организация социально-воспитательной работы с детьми в сельском социуме ( на материалах PC(Я).Автореф.дис.к.п.н. Якутск, 1998. -17с.

91. Ойуунускай П.А. Талыллыбыт айымньылар. 3 т-х. -Дьокуускай: нац. кинигэ изд-та, 1992-93.

92. Окладников А., Гурвич И. Древние поселения в дельте р. Индигирки/ В кн. : Краткие сообщения ин-та Этнографии. М. , 1957. - С. 2-4.

93. Оконешникова А. П. Норуот уйул5ата иитзр улэ тирэ5э. - Дьокуускай, 1996. - 175с.

94. Павлов К.В., Никифоров Л.Г. Элгээй мацнайгы кэрдиистээх авторскай сахалыы оскуолата. Якутскай, 1991. - 27с.

95. Павлова П.Г. Саха ыаллара. Дьокуускай:Сахаполиграфиздат, 1994. 53с.

96. Парадигмы образования ( метод. указания). / Сост. Д. А. Данилов. Якутск, 1988. - 21с.

97. Педагогика: уч. пособие / под ред. Пидкасистого П.И. М.: РПА, 1996. - 602с.

98. Педагогическое наследие. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М. : Педагогика, 1987. - 412с.

99. Петров Н.Е. Алгыстар, аман естер, тойуктар. Дьокуускай, 1995. 35с.

100. Петрова Т.И. Ыраастык сахалыы сацарыах. Дьокуускай, 1996. 117с.

101. Петровский А.В. Общая психология. М.: Просвещение, 1986. - 463с.

102. Плеханов А. Русская народная мудрость овоспитании// Дошкольное воспитание. 1990. №2. С. 78-81.

103. Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии: уч. пособие для учащ. школ и студентов ВУЗ-а. / МО РС(Я). -Якутск, 1994. 140с.

104. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск, 1993.

105. Попов Б.Н. Общее и особенное в семейно-брачных отношениях у народов, не прошедших капиталистический путь развития ( на примере народов северо-востока СССР). Автореф. дис.к.ф.н. Новосибирск, 1989. - 32с.

106. Попов Б.Н. Семейная культура народов Северо-Востока России: традиции и инновации. Новосибирск, ВО "Наука", 1993. - 2 62с.

107. Попов Г.Г. Боотой. Саха угэстэрин ситимнзрэ. -Дьокуускай, 1993. - 43с.

108. Попова А.С. Олоцхо ейдебуллэрин будумук ей-санаа Аан Дойдуну анаарыытын быЬыытынан керен ырытыы. Ф. н. к. дис.- Дьокуускай, 1996. 168с.

109. Попова М.А. Саха угэстэригэр ыйынньык. Дьокуускай, 1997.

110. Портнягин И. Айыы ситимэр АйыыЬыт// Далбар хотун. 1995. №3. С. 4-5.

111. Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение Айыы. Школа Кут-сюр. Якутск, 1994. - 74с.

112. Портнягин И.С., Местникова Е.И. Одун хаан оцоЬуута. Дьокуускай:СГУ изд-та, 1996. - 90с.

113. Пухов Д.И. Музей народной педагогики. Якутск, 1993. - 53с.

114. Ростовская М.Н. Ноосфера и новый традиционализм. Москва, 1994.- 120с.

115. Иб.Саввинов А. "Кут-сюр" как форма якутской ментальности// Международная жизнь. М. , 1995. - С. 104-108, - Илин, 1993-94. - С. 38-39, 64-69.

116. Семейная политика в PC(Я). Якутск, 1996.

117. Семейный быт народов СССР / отв. ред. Т. А. Жданко; АН СССР; Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1990. - 519с.

118. Семенова А. Д. Народная педагогика и КСО ( коллективный способ обучения) / Проблемы прогнозирования развития образования PC(Я). Якутск, 1993. - С. 87-92.

119. Семенова, А.Д. Приобщение к труду Севера. Якутск: Полиграфист, 1992. 73с.

120. Семья. Женщины. Дети. ( Проблемы и политика / Под ред. Божедоновой А. Н. Якутск, 1996. - 79с.

121. Серошевский B.JI. Якуты. Опыт этнографического исследования. Москва, 1993. - 713с.

122. Сивцев Д.К. Саха фольклора ( хомуурунньук) . Дьокуускай: Саха сир. кин. изд-та, 1970. 335с.

123. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М. : Педагогика, 1986, 150с.

124. Слепцов Д.М. Кетер Мулгун ( олоцхо). Дьокуускай: "Ситим" КИФ , 1993. 127с.

125. Соловейчик C.JI. Педагогика для всех. М. : Детская литература, 1989. - 365с.

126. Сосин И.М. , Захарова Д.И. Сиэр-туом алгыстара. Дьокуускай, 1996. - 47с.

127. Стельмахович М.И. Семейная этнопедагогика -заслон бездуховности // Сов. педагогика. 1989. №7. С. 116-119.

128. Стручкова И. И. Саха бэргэн тыла-ehe. Дьокуускай: Бичик, 1997. 52с.

129. Сухомлинский В. А. Избранные произведения в 5-ти томах т. 3. Сердце отдаю детям; Рождение гражданина; Письма к сыну. - Киев: Рад. школа, 1980. - 719с.

130. Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы в школе на основе программы. М. : Изд-во РИПКРО. 1996. -65с.

131. Толстой JI.H. Избранные сочинения в трех томах. Т. III. ( Библиотека учителя). М. : Худ.лит., 1989. -670с.

132. Томский И.Е. Избранные педагогические сочинения. Сб. ст./ ЯГУ. Якутск, 1994. - 227с.

133. Тумусов Ф.С. Саца саха сирин са5ахтара. Дьокуускай: "Кудук" изд. дьиэ, 1997. 311с.

134. Уваровскай А. Я. Ахтыылар. Дьокуускай: Кинигэ изд-та, 1993. - 56с.

135. Уткин К. Д. Саха уерэ5э. Дьокуускай, 1993.35с.

136. Уткин К.Д. Сахаларга киЬи ейдебулэ. Дь.: Бичик, 1997. - 315с.

137. Уткин К.Д. Культ женщины в якутских традициях. -Якутск: ЧИФ "Ситим", 1994. 31с.

138. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11т.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948 52.14 0.Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. Якутск, ИПКРО РС(Я), 1997. -101с.

139. Федоров А.С. Нравы, обычаи, ритуалы коренных народов/ Здооовье чеоез образование. Якутск , 1995.1. С. 83-85.

140. Федоров Г.Е. Бьйпаарыылаах ее хоЬюонноро уонна тыл номохторо. Дьокуускай, 1992. - 38с.14 3.Федотов Г.М. Муома фольклора . I, II ч. Дьокуускай: " Ситим" КИФ, 1994. 110, 127с.

141. Харламов И.Ф. Педагогика. М. : Высшая школа, 1990. - 575с.14 5.Хинтибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном творчестве. Тбилиси, 1968.

142. Ханбиков Я.И. Педагогика в Татарской АССР, Казань, 1968. 136с.

143. Чиряев К.С. Аляска5а айан. Дьокуускай, 1995.92с.14 8.Чиряев К. С. Дьиэ кэргэн омук биЬигэ. Дьокуускай, 1993. - 79с.

144. Чиряев К.С. 9h33 дневнигэ. Дьокуускай, 1996. -158с.

145. Чиряев К.С. , Васильева, Ф. А. Норуот педагогикатынан дьарыктанар хайысхалар. Opohy, 1997. -77с.

146. Шамаев Н.К. Эдэр ыччаты эт-хаан сайдыытыгар сахалыы ньымаларынан иитии. Дьокуускай, 1994. - 79с.

147. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. / Под ред. И. А. Комрова. М. : Изд. АПН РСФСР, 1965, - т. 4. -254с.

148. Шамаева А.П. Педагогические основы социальной работы с семьей в якутском туелбэ. Дис. К.п.н. 13.00.06. М., 1997. - 231с.

149. Шадрина С.Н. Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха.1. Автореф. дис.к.п.н.

150. Яковлев, Исторический роман.1771300.01. Якутскf B.C. - Далан. - Дьокуускай: Бичик,997.- 18с. Тыгын Дархан. 1993. 509с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.