Этнопсихологическое взаимопринятие русских, татар и чувашей Татарстана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Додина, Резида Рустамовна

  • Додина, Резида Рустамовна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2008, Казань
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 144
Додина, Резида Рустамовна. Этнопсихологическое взаимопринятие русских, татар и чувашей Татарстана: дис. кандидат психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология. Казань. 2008. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Додина, Резида Рустамовна

Введение

Глава 1. Социально-психологические проблемы этничности

1.1. Этническое самосознание и этничность

1.2. Анализ теоретико-эмпирических исследований по проблеме этнического стереотипа

1.3. Этничность в современном Татарстане

Глава 2. Эмпирическое исследование этнопсихологических особенностей русских, татар и чувашей, проживающих в Татарстане 67 2. 1. Организация исследования 67 2. 2. Взаимное этнопсихологическое принятие народов

Татарстана

2. 3. Взаимные этнические образы русских, татар и чувашей, проживающих в Татарстане

2. 4. Характеристика этноаффилиативных тенденций в поведении русских, чувашей и татар

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопсихологическое взаимопринятие русских, татар и чувашей Татарстана»

Актуальность. В кризисные периоды существования государства социальные и экономические противоречия в обыденном сознании получают этническую интерпретацию, трансформируясь в проблемы взаимоотношений этнических общностей. Социальная напряженность закономерно перерастает в межэтническую, поскольку изначальной особенностью этнического взаимопринятия является его дихотомичность с тенденцией делить весь мир на «своих» и «чужих» (Л.С. Выготский, 1982). Детерминантой выступает сопоставление своей (ингруппы) и иноэтничной (аутгруппы) общности. В результате сопоставления рождаются имажинитивные образы (образы - представления) - этнические авто- и гетеростереотипы.

Когда возникают социальные катаклизмы, начинается формирование негативного стереотипа соседствующего этноса с последующим созданием его «образа врага». Вероятность вспышки межэтнического конфликта тем выше, чем выше этнокультурные сходства народов в сочетании с территориальной близостью проживания. С этого в 80-е годы XX столетия начинался конфликт в многонациональной Югославии, завершившийся распадом государства; подобная участь постигла СССР, симптомы нарастающей межэтнической напряженности в котором проявились в армяно-азербайджанском конфликте в Карабахе, абхазо-грузинском в Сухуми, киргизо-узбекском в Фергане. Подобные ситуации, и по сей день, заставляют содрогаться мир от межнациональных конфликтов.

Перерастание имажинитивных образов соседствующего народа в агрессивно направленное против него поведение служит индикатором активизации групповых процессов по защите и сохранению своей этничности. В условиях демократии и гласности рост этнического самосознания стимулирует бытовой национализм в сфере межличностных отношений, а в массовом сознании актуальной становится политическая форма защиты этничности (Т.В.Таболина,1989). Исторически проживающих в Среднем Поволжье титульных народов (мари, мордва, русские, татары, удмурты, чуваши) распад СССР не вверг в межэтнические конфликты в период «парада суверенитетов». Сохранность межэтнической толерантности в регионе на бытовом уровне национального самосознания в 90-е годы и поныне вызывает интерес политиков и ученых общественных наук.

Исключая экономические, социальные и политические предпосылки минимизации межэтнической напряженности, социально-психологическая проблема вопроса фокусируется на выявлении конкретных индивидуально-групповых имажинитивных образов этносов, соседствующих на ограниченной территории, что выступает внутренней детерминантой их взаимного психологического принятия или отторжения в этноконтактной ситуации. На протяжении трехсот лет существования Российской империи вопрос изучения психологии этнических меньшинств Поволжья игнорировался. При коммунистической власти в СССР инициатива проведения этнопсихологических исследований пресекалась, а выполненные работы получали гриф секретности. На сегодняшний день образовался дефицит конкретных знаний в этой сфере общественных наук, за исключением ограниченного списка публикаций, разрешенных начавшейся перестройкой в Советском Союзе (Л.М. Дробижева, 1985. 1994; А.А.Леонтьев, 1983; Г.У.Кцоева, 1985, 1986; А.Б. Мулдашева,1991; Р.Н. Мусина, 1995; Г.У.Солдатова, 1991,1998; В. А. Тишков, 1997; И.М. Юсупов,2002, 2003,2004 и др.).

Объект изучения - этническое самосознание этнофоров, как одна из организующих характеристик межэтнического восприятия, и их взаимные представления об этнических соседях в Татарстане.

Предмет исследования — межэтническое взаимопринятие русских, татар и чувашей, определяемая взаимными этническими представлениями.

Цель - определить взаимопринятие трех народов Татарстана с учетом национальности, возраста и социального положения этнофоров.

Задачи исследования:

1. Выявить взаимные этнические авто- и гетеростереотипы русских, татар и чувашей, проживающих в республике.

2. В количественном выражении установить взаимную дистанцированность трех народов Татарстана, дифференцированную для разных социальных слоев и возрастов этнофоров.

3. Изучить этноаффилиативные установки в поведении русских, татар и чувашей, проживающих в Татарстане.

Гипотеза исследования: этнопсихологическое взаимопринятие представителя соседствующего этноса проявляется в зависимости от социального положения, возраста и среды социализации этнофора.

Методологическую основу исследования составили

- устоявшиеся в социальной психологии категории этноконтактной ситуации (М. Arqyle, А. Furnham, J. Graham, 1981; Г. У. Солдатова, 1998);

- этноконтактной границы (F. Barth, 1969);

- этнической идентичности (Н. Markus, S. Kitayma, 1991; Е. Erikson, 1995; Т. Г. Стефаненко, 1987, 2004, 2006); внутригрупповой (внутриэтнической) солидарности

Р.Г.Абдулатипов, 1995; Ю.В.Бромлей,1983; В. В. Знаков, 1998);

- концепции национального самосознания (Л. М. Дробижева, 1985), этноидентичности и культурных границ (В. А. Тишков,1989);

- обоснованные индикаторы групповой сплоченности (Г. М. Андреева, 1997; А. И. Донцов, 1979) в контексте межэтнических отношений;

- концепция культурных синдромов (аллоцентризма-идеоцентризма) в этноаффилиативных тенденциях этнофоров (Н. Triandis, 1985, 1986; Т. J. Scheff, 1994).

Методы исследования: на разных этапах исследования, при решении отдельных задач, использовались различные методы сбора фактического материала и его обработки:

1) теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, включающий обобщение, сравнение, систематизацию данных;

2) методы сбора эмпирических данных: этнопсихологическая анкета (В.Г.Крысько), методика «Этническая аффилиация», предложенная Г.У.Солдатовой, социально-психологический тест на этническую предубежденность (шкала Э. Богардуса);

3) интерпритационно-описательные методы, в числе которых количественный анализ полученных данных методами математической статистики.

Достоверность результатов обеспечивалась опорой на концептуальные положения этнопсихологии, подтвержденные эмпирическими исследованиями; анонимностью респондентов при сборе эмпирического материала; репрезентативной выборкой общим объемом в 946 человек; математико-статистическими методами анализа.

Научная новизна:

1. Впервые реализована возможность исследования психологического аспекта этнического самосознания русских, татар и чувашей Среднего Поволжья. Рассмотрение психологического фона взаимоотношений данных этнических общностей никогда не ставился исследователями в качестве самостоятельной научной проблемы. Попытки исследования психологических компонентов этносов, наиболее представленных в Татарстане по численности предпринимались рядом этносоциологов и этнографов, но без привлечения психологических данных.

2. Впервые в количественном измерении по шкале Богардуса представлено этнопсихологическое взаимопринятие трех наиболее многочисленных народов Татарстана: русских, татар и чувашей.

3. По частоте упоминаний этнофорами эмпирически выявлены взаимные представления о типичных национальных чертах трех соседствующих этносов в Татарстане.

4. Изучены этноаффилиативные тенденции в поведении русских, татар и чувашей, как внутриличностные проявления потребности в этнической принадлежности.

Теоретическая значимость:

1. Полученные эмпирические результаты исследования этнопсихологического взаимопринятия народов Татарстана конкретизируют источник возможной межэтнической напряженности: представители татарской национальности, проживающие в сельской местности.

2. Выявлено, что близость психологического взаимопринятия этносов не зависит от образовательного уровня этнофоров.

3. Сближающими факторами при межэтническом взаимодействии выступают молодость этнофоров и интенсивность межнациональной коммуникации в деятельности и быту.

4. Установлено, что содержательная сторона этнопсихологических стереотипов определяется теснотой кросснациональных и кросскультурных контактов этнофоров как в бытовых, так и в общественных отношениях.

Практическая ценность: полученные результаты и выводы проведенного исследования заслуживают пристального внимания со стороны средств массовой информации, политических структур, общественных организаций Республики Татарстан и Российской Федерации для сохранения и усиления межэтнической и межконфессиональной толерантности народов полиэтничных регионов России. Эмпирические данные и выводы исследования выполняют прогностическую функцию. Многие аспекты диссертационной работы имеют прикладное значение для целого ряда областей научного знания: при подготовке и проведении этнопсихологических исследований, в составлении различных этнопедагогических программ, в практике преподавания этнографии, социальной психологии, этнопсихологии.

Апробация работы: материалы диссертации докладывались на научных форумах: IV Международная научно-практическая конференция «Этнодидактика народов России» (Нижнекамск, 27 апреля 2006); III съезд психологов Чувашии «Психология и духовность человека» (Чебоксары, 3 ноября 2006); Международная научно-практическая конференция «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций» (Тамбов, 29 ноября 2006); Всероссийская научно-практическая конференция «Интересы личности, общества и государства» (Казань, 22 декабря 2006); Международная научно-практическая конференция «Психология XXI века» (СПб, 2007); V Международная научно-практическая конференция «Этнодидактика народов России» (Нижнекамск,

27 апреля 2007); Межвузовская научно-практическая конференция «Социальная психология сегодня: наука и практика» (СПб,15июня 2007); Всероссийская научно-практическая конференция «Человек в системе социальных изменений» (Уфа, 18-19 апреля 2007); Международная научная конференция «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (Смоленск, 29-30 мая 2008); VI Международная научно-практическая конференция «Этнодидактика народов России» (Нижнекамск,

28 апреля 2008).

Положения, выносимые на защиту:

1. Взаимное этнопсихологическое принятие народов, проживающих на ограниченной территории, их ассимиляционные тенденции находятся в зависимости от социального положения, возраста и среды социализации этнофоров.

2. Между моноэтническими группами, компактно проживающими в сельской местности, межэтническая дистанцированность проявляется ярче, чем среди горожан тех же национальностей, что вызвано ограничением контактов; при этом образовательный уровень этнофоров на показатель межэтнической дистанцированности не влияет.

3. Наиболее представленные по численности народы в Татарстане (русские, татары, чуваши) имеют сходство этнических авто- и гетеростереотипов, что свидетельствует о близости оценок и самооценок каждого из этносов и о позитивном взаимном образе своих иноплеменных соседей.

4. Этнопсихологические образы татар и чувашей не имеют контрастных отличий от образов русских, ассимилированных в Татарстане, что детерминировано тысячелетним взаимопроникновением культур славянских и тюркских народов в Поволжье. Ныне это проявляется в комплементарном сочетании языков, имен, обрядов, традиций, народных праздников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Додина, Резида Рустамовна

Заключение

В результате многоосевого анализа этнопсихологического взаимопринятия народов Татарстана, проведенного по национальным, возрастным и социальным признакам, можно сформулировать следующие выводы:

1. Сложившаяся к 2007-му году этнопсихологическая ситуация в республике Татарстан характеризуется как приемлемая для проживания в ней многоликих этнических общностей и народов Среднего Поволжья.

2. Среди сельских жителей межэтническая дистанцированность проявляется ярче, чем среди горожан тех же национальностей. В количественном выражении статистические различия значимы.

3. Наибольшая тенденция к культурной интеграции и ассимиляции с народами Татарстана проявляется у чувашей, наименьшая - у татар.

4. Среди социальных слоев населения Татарстана этническая самоидентификация как защитный механизм сохранения своей национальной самобытности с тенденцией к этноцентризму проявляется у русских рабочих в городах и у сельских татар, работающих в производственной сфере экономики.

5. Наибольшую склонность к интеграции в межэтнических отношениях проявляет молодежь Татарстана в возрасте до 30-ти лет. Старшие возрастные группы населения менее тяготеют к кросскультурному взаимодействию с соседствующими этносами и увеличивают дистанцированность с ними, ограничиваясь профессиональным сотрудничеством.

6. Русские, татары и чуваши имеют сходство этнических авто- и гетеростереотипов, что свидетельствует о близости оценок и самооценок каждого из этносов и о позитивном взаимном образе своих соседей.

7. Определено, чем плотнее коммуникации в деятельности, общении и быту между народами, проживающими на ограниченной территории, тем выше их взаимное этнопсихологическое принятие и ассимиляционные тенденции. Образовательный уровень населения на показатель межэтнической дистанцированности не влияет.

8. Зафиксированная по состоянию на 2007 год максимальная дистанцированность сельских татар от других народов Татарстана в силу своей устойчивости и межпоколенной преемственности может представлять потенциальный источник межэтнической напряженности при возникновении социально-экономического кризиса.

На сегодняшний день межэтническая напряженность среди городского населения Татарстана отсутствует. Массовых деформаций этнического самосознания, известных как феномены этнонигилизма, ксенофобии, у титульной национальности и соседствующих с ней народов не наблюдается. Семисотлетнее взаимопроникновение культур славянских, тюркских, финно-угорских народов сформировало свой уклад жизни, комплементарно сочетающийся в языках, именах, обрядах, нравах, обычаях. Отсюда и берет начало специфическая ментальность, которая может быть охарактеризована как ригидно-толерантная в отношении инородцев и инноваций. Именно поэтому массовая эвакуация разноязыких народов из Белоруссии, Украины, Прибалтики и центральной России в 1941-42 гг. и переселение смешанных семей беженцев из новорожденных государств Центральной Азии и республик Северного Кавказа в 1990-93 гг., не были восприняты титульной национальностью республики как угроза его национальной рафинированности, как покушение на сложившуюся эклектическую культуру.

В толерантных межэтнических отношениях сфокусировались векторы разумной интернациональной, межконфессиональной, образовательной и миграционной политики, проводимой в Татарстане с 1990-х годов. Реиммиграция вынужденных переселенцев, бесконфронтационное сосуществование разных конфессиональных направлений (православия, протестантизма, ислама, иудаизма), численный рост интернациональных брачных союзов, реальная возможность добровольно получить общее среднее образование малочисленным этническим общностям (удмуртам, чувашам) на своем родном языке служат тому доказательством.

Теоретические и эмпирические результаты исследования, раскрывающие межэтнические механизмы отношений в республике Татарстан, могут быть использованы как в основе конструирования социально-этнических отношений, так и в практической деятельности общественных деятелей, социальных работников, психологов. Выводы следует учитывать при дальнейшей разработке этнопсихологической проблематики на материале как русских, татар, чувашей, так и других этносов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Додина, Резида Рустамовна, 2008 год

1. Абдрахманов Р. Республика Татарстан: модель этнологического мониторинга. — М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1999. - С. 150.

2. Агаджанян B.C. Армяно-азербайджанский конфликт / B.C. Агаджанян // Этнические конфликты В СССР: причины, особенности, проблемы изучения: сб. науч. ст. М.: Ин-т этнологии и антропологии АН СССР, 1991. - С.4-14.

3. Агеев B.C. Стереотипизация как механизм социального восприятия / B.C. Агеев // Общение и оптимизация совместной деятельности: сб. науч. ст. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.-С.177-189.

4. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 240с.

5. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» и «этническая идентичность» / Э.Г. Александренков // Этнографическое обозрение. 1996. -№3. - С.11-17.

6. Андреева Г.М. Социальная психология: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та 1997. - 416с.

7. Антонова Н.М. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, инреакционизма и когнитивной психологии / Н.М. Антонова //Вопросы психологии. 1996. - №1. - С.131-143.

8. Артюх П.Ф., Космина Т.В. Историческое сознание и этнические стереотипы в современной материальной культуре украинцев / П.Ф Артюх. // Традиции в современном обществе: исследования этнокультурных процессов: сб. науч. ст. М.: Наука, 1990. - С.208-215.

9. Арутюнян Ю. В. , Дробижева Л. М. Многообразие культурной жизни народов СССР. -М.: Мысль, 1987.

10. Ахметов Р. М. Элита татар. К постановке проблемы / Р. М. Ахметов // Современные национальные процессы в Республике Татарстан: сб. ст. — Казань, 1992. Вып.1. - С.124-125.

11. Басин Е.Я. Краснов В. П. Социальный символизм / Е.Я. Басин // Вопросы философии 1971. - №10. - С.32-41.

12. Белик А. А. Психологическое направление в этнологии США. От исследования «культура-личность» к психологической антропологии / А. А. Белик // Этнология в США и Канаде: сб. науч. ст. М.: Наука, 1989. - С.190-241.

13. Белков П.Л. О методе построения теории этноса / П.Л. Белков // Этносы и этнические процессы. М.: Наука, 1993. - С.48-62.

14. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. - С.7-25.

15. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Наука, 1990. - С.58.

16. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.-246с.

17. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 420с.

18. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире М.: Наука, 1987.-286с.

19. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: очерки теории и истории -М.: Наука, 1991. 392с.

20. Винер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения / Б. Е. Винер // Этнографическое обозрение. 1998. - №4. - С.3-19.

21. Винокуров М. А., Карнышев А. Д. Введение в экономическую психологию. — Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. 304с.

22. Выготский Л.С. Мышление и речь. В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. - С.135-183.

23. Вяткин Б. А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Б. А. Вяткин // Психологический журнал — 1993. №5.-С.69-75.

24. Гузенкова Т. С. Проблема самоидентификации национальной интеллигенции республик Поволжья и Приуралья / Т. С. Гузенкова // Конфликтная этничность и этнические конфликты: сб науч. ст. М., 1994.

25. Дементьев И.В. О психологии национальных конфликтов / И.В. Дементьев //Коммунист. 1990. - №1. - С.43-50.

26. Джарылгасинова Р.Ш. Теория этнического самосознания в современной этнографической науке (основные аспекты проблемы) / Р.Ш. Джарылгасинова// Советская этнография. 1987. - №4. - С.9-22.

27. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

28. Дробижева Л. М. Интеллигенция и национализм. Опыт постсоветского пространства / Л. М. Дробижева // Этничность и власть в полиэтничных государствах: сб. науч. ст. М.: Наука, 1994. - С.72.

29. Роль интеллигенции в развитии национального самосознания народов СССР в условиях перестройки / Л. М. Дробижева // Духовная культура и этническое самосознание:сб ст. М., 1990, -Вып.1.

30. Дробижева Л. М. Социально-психологическая обусловленность культурных контактов / Л. М. Дробижева // Советская этнография. 1983. -№4. - С.32-40.

31. Дробижева Л. М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития / Л. М. Дробижева // Советская этнография. 1985. - №5. - С.5-23

32. Дробижева Л. М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов / Л. М. Дробижева // Традиции в современном обществе. Исследование этнокультурных процессов. М.: «Наука», 1990. -С.226-233.

33. Дробижева Л. М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе / Л. М. Дробижева // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1994. - С. 16-47.

34. Дробижева Л. М. Русские в республиках Российской Федерации / Л. М. Дробижева // Семинар Московского центра Карнеги: «Межнациональные отношения в России и СНГ». М.: Арно-ХХ, 1995. - С.63-74.

35. Егоров Н.И. Мифологическая картина строения мира / Н.И. Егоров //

36. Культура Чувашского края: сб. ст. Чебоксары, 1995. — Часть 1— С. 133-142.

37. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1998.-188с.

38. Иванова Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков / Т.В. Иванова // Вопросы психологии. 1998. - №2. -С.71-82.

39. Современный национализм татар / Д. М. Исхаков // Татарская нация: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. ст. Казань: Фэн, 1997.

40. Каппелер А. Собирание земель золотой Орды в 16-18 веках / А. Каппелер // Татарстан (Tatarica): сб.ст. Казань: Ин-т истории АНТ, 1997/98.-№1.-С.26-27.

41. Катунин В.А. Некоторые причины возникновения межэтнической напряженности / В.А. Катунин // Этнические конфликты в СССР: причины, особенности, проблемы изучения: сб. науч. ст. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1991. — С.26-31.

42. Кимеев В.Н., Кривоногов В.П. Трансформация этнического самосознания калмыков / В.Н. Кимеев // Этнографическое обозрение. 1996. - №2. - С.123-129.

43. Коваленко Г.М. Русские глазами шведов. Этнопсихологический стереотип / Г.М. Коваленко // Славяне и их соседи. Этнопсихологические стереотипы в средние века: сб. науч. ст. М.: Ин-т славяноведения и балканистики АН СССР, 1990. - С.65-76.

44. Каган М.Э. Поведенческие индикаторы этнокультурных ориентаций у горожан / М.Э. Каган // Этнические стереотипы поведения: сб. науч. статей. -Л.: Наука, 1985. С.33-47.

45. Кожанов A.A. Внешность как индикатор этнического сопоставления / А. А. Кожанов // Советская этнография. 1977. - №2. — С. 14-21.

46. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса / В.И. Козлов // Советская этнография. — 1974. №2. — С.79-93.

47. Козлов В.И. Этнос и культура. К проблеме соотношениянационального и интернационального в этнографическом изучении культуры / В.И. Козлов // Советская этнография. 1979, - №3.

48. Колесин И.Д. Математическая модель развития внутригрупповой суггестии и контрсуггестий / И.Д. Колесин // Психологический журнал. — 1999. №1. - С.120-127.

49. Колесин И.Д. Моделирование регуляции межэтнического восприятия / И.Д. Колесин // Психологический журнал. 1997. - №4. - С. 118-123.

50. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания в конце XX века / Дж. Комарофф // Этничность и власть в полиэтничных государствах: сб. науч. ст. М.: Наука, 1994. - С.35- 70.

51. Кон И.С. Психология предрассудка / И.С. Кон // Новый мир.- 1966. -№9.-С.187-205.

52. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов: на материале стран Азии. М.: Наука, 1970. - 100с.

53. Коростелев А. Д. Европейские и восточные культурные ориентации / А. Д. Коростелев // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: сб. науч. ст. М.Д997.С.121-129.

54. Крысько В. Г. Этническая психология: учебное пособие. М.: Академия, 2004. - 320с.

55. Крюков М. В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза / М. В. Крюков // Расы и народы: сб. науч. ст. М.: Наука, 1976. -С.42-64.

56. Кцоева (Солдатова) Г.У. Методы исследования этнических стереотипов / Г.У Кцоева // Социальная психология и общественная практика: сб. науч. ст. М.: Наука, 1985. - С.225-231.

57. Кцоева (Солдатова) Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов / Г.У Кцоева // Психологический журнал. 1986. -№2. - С.41-51.

58. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций.- М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1993. 195с.

59. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора: от миграции к сопротивлению вынужденной миграции / Н. М. Лебедева // Семинар Московского центра Карнеги: «Межнациональные отношения в России и СНГ». М.: Арно-ХХ,1995. С.120-132.

60. Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности / Н. М. Лебедева // Психологический журнал.1996.- №4.-С.32-42.

61. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты этнического самосознания / В.П. Левкович // Советская этнография. -1983.- №4 С.75-79.

62. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического самосознания / В.П. Левкович // Социальная психология и общественная практика: сб. науч. ст. М.: Наука, 1985. -С.138-153.

63. Левкович В.П., Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен (на материале исследования этнических групп Узбекистана) / В.П. Левкович // Психологический журнал. 1995. - №2. -С.49-66.

64. Левкович В.П., Мин П.В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана / В.П. Левкович // Психологический журнал. — 1996. №6. - С.71-87.

65. Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

66. Мансурова Г. М. Динамика ротации политических элит РФ и РТ (начало 90-х гг.) // Республиканская научно-практическая конференция «Региональные элиты и общество». — Казань, 1995. — С.52.

67. Марцинковская Т. Д. Русская ментальность и ее отражение в науках очеловеке. М.: Наука, 1994. - С.11.

68. Мастюгина Т.М. Перепелкин JI.C. Этнология. М.: Знание, 1997. -С.9-10.

69. Матвеев Г. М. Мифоязыческая картина мира чувашского народа: монография / Г. М. Матвеев. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. - 248с.

70. Махмутов М. Н. О философии образования и национальном самосознании / М. Н. Махмутов // Научный Татарстан. 1997. - №3-4. - С.74.

71. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. 253с.

72. Миннегулов X. Татарская литература и восточная классика. Изд-во Казанского ун-та, 1993.- С.17-18.

73. Мотькин В.Н. Динамика этнополитической ситуации в Мордовии /

74. B.Н. Мотькин // Гармонизация национального развития и межнационального сотрудничества народов России: сб. науч. ст. Саранск: Изд-во Морд, ун-та 1996. - С.25-26.

75. Мусина Р. Н. К проблеме идентичности современных татар / Р. Н. Мусина // «Единство татарской нации»: Материалы научно-практической конференции Казань: Фэн, 2002. - С. 157-169.

76. Мустафин М. Р., Хузеев Р. Г. Все о Татарстане. Экономико-географический справочник. — Казань: Татарское книжное изд-во, 1994. —1. C.16-17.

77. Мухина B.C. Современное самосознание народностей Севера / B.C. Мухина // Психологический журнал. 1987. - №4. - С.75-87.

78. Национальная психология: анализ проблем и противоречий: методика изучения спецкурса. — Киев: УМК В.О., 1990. 36с.

79. Немов Р. С. Психология: учебник. В 3-кн. 3-е изд. Психодиагностика / Р. С. Немов- М.: Владос, 1999. - 632с.

80. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: автореф. дис. докт. психол. наук: 19.00.01. / А.П. Оконешникова. М., 1988. - 32с.

81. Осипов А.Т. К вопросу о генезисе межэтнических конфликтов / А.Т. Осипов // Этнические конфликты в СССР: сб. науч. ст. М: Ин-т этнологии и антропологии, 1991. — С. 11-23.

82. Павленко В. Н. Запад и Восток: Украина в зеркале этнических стереотипов / В. Н. Павленко// Современное общество. — 1994. №4. — С.84-91.

83. Павленко В.Н., Корж H.H. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе / В.Н. Павленко // Психологический журнал. — 1998. №1. - С.53-62.

84. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: учебное пособие . Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. - 400с.

85. Петрова A.C. Феномен общения с точки зрения этнопсихологии / A.C. Петрова // Советская этнография. 1987. - №3. - С.12-23.

86. Поршнев Б.Ф.Социальная психология и история.-М. :Наука, 1966- 216с.

87. Потебня A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - С.96.

88. Резолюция Ассамблеи народов Поволжья и Урала // Эрзянь мастор. — 1995. -25 января. -С.З.

89. Русские: Этносоциологические очерки / указ. раб.: Т. Соловей М., 1992, - С.352.

90. Рыжова C.B. Личностные аспекты национализма: от этнонегативизма к гиперидентичности / Рыжова C.B. // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: сб. науч. ст. — М.: Московский центр Карнеги, 1997. С.328-336.

91. Савоскул С. С. К вопросу о культуре как факторе формирования национального самосознания / С. С. Савоскул // Духовная культура и этническое самосознание: сб. ст. — М., 1991. Вып.2. - С. 160.

92. Сагитова Л. В. Этничность в современном Татарстане: по материалам республиканской прессы и этносоциальных исследований. — Казань: Татполиграф, 1998. 184с.

93. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию: учебное пособие. М.: Ин-т практической психологии, 1996. - 397с.

94. Сикевич 3. В. Этническое самосознание русских. М.: Механик, 1996. -208с.

95. Смит Д. Разрешение вооруженных конфликтов / Д. Смит // Толерантность и согласие: сб. науч. ст. М., 1997. - С.46.

96. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества (по материалам Киевской и Закарпатской областей) / И. А. Снежкова // Советская этнография. 1982. - №1. - С.80-88.

97. Солдатова Г.У. О методических проблемах этнопсихологического исследования / Г.У. Солдатова // Психологический журнал. 1992. - №4. — С.39-43.

98. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-389с.

99. Соловьев В. Смысл любви. М.: Современник, 1991. - С.200-205.

100. Старовойтова Г.В. Этнические особенности поведения т внешности в восприятии горожан / Г.В. Старовойтова // Этнические стереотипы поведения: сб. науч. ст. Л.: Наука, 1985. - С.22-34.

101. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения / Т.Г. Стефаненко // общение иопитимизация совмесиной деятельности: сб. науч. ст. М.: Наука, 1987. - С.242-251.

102. Стоунквист Э.В. Маргинальный человек. Исследование личности икультурного конфликта / Э.В. Стоунквист // Современная зарубежная этнопсихология: сб. реф. -М.: ИНИОН АН, 1979. С.225-231.

103. Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова. — М.: Ин-т социологии РАН, 1993. 226с.

104. Таболина Т.В. Этничность и общество: поиск концептуальных решений/ Т.В. Таболина // Этнология в США и Канаде: сб. науч. ст. М.: Наука, 1989. - С.170-183.

105. Таболина Т.В. Опыт классификации зарубежных концепций этнических процессов / Т.В. Таболина // Этнология в США и Канаде: сб. науч. ст. -М.: Наука, 1989. С. 105-121.

106. Татария: опыт этнопсихологического исследования. — Казань: Татарское книжное издательство, 1989.

107. Тишков В.А. Забыть о нации (Постнационалистическое понимание национализма) / В.А. Тишков // Этнографическое обозрение. 1998. - №5. -С.3-12.

108. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) / С.А. Токарев // Вопросы философии. 1964. -№11.- С.53.

109. Трубецкой Н. С. О туранском элементе в русской культуре / Н. С. Трубецкой // Панорама-форум: «Евразийство: за и против». — Казань, 1997. -№1. — С.9.

110. Трусов В.П., Филлипов A.C. Этнические стереотипы // Этническая психология. Этнические процессы и образ жизни людей: сб. науч. ст. — М., 1984.-С.З-20.

111. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. — Казань, 1844. С.21.

112. Хабермас Ю. Гражданство и национальная идентичность / Ю.Хабермас // Демократия, разум, нравственность: сб. науч. ст. — М., 1995. С.211 - 213.

113. Хершак Э., Кумпес И. Два типа этничности (хорватский и сербский примеры) / Э. Хершак // Этнографическое обозрение. 1993 - №4. - С.29-36.

114. Хотинец В. Ю. Исследование различных форм выражения этнического самосознания у студентов-удмуртов / В. Ю. Хотинец // Психологический журнал. 1997. - №4. - С.64-72.

115. Хотинец В. Ю. Зависимость развития интегральной индивидуальности от особенностей этнического самосознания / В. Ю. Хотинец // Психологический журнал. 1999. - №1. - С.114-119.

116. Цивилизованное развитие нации и межнациональных отношений: НИИ регионологии. Саранск: Изд-во Мордовского ун-те, 1996 — 48с.

117. Цимбаев Н. И. Русское общество 30-х годов 19 в.: мемуары современников. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1989. С.37-38.

118. Чебоксаров H.H. Проблемы типологии этнических общностей в роботах советских этнографов / H.H. Чебоксаров // Советская этнография. -1986.- №3.- С.58-69.

119. Чистов К.В. Этническая общность, этническое самосознание и некоторые проблемы духовной культуры / К.В. Чистов // Советская этнография. 1972. - №3. - С.74.

120. Шамильоглу Ю. Шихабетдин Марджани и образы Золотой Орды / Ю. Шамильоглу // Татарстан. 1991. - №10. - С.51.

121. Шихирев П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной науке / П.Н. Шихирев //Вопросы философии. 1971. - №5. - С. 168-173.

122. Шихирев П.Н. Проблемы исследования межгрупповых отношений / П.Н. Шихирев // Психологический журнал. 1992. - №1. - С.29-37.

123. Шихирев П.Н. Современная социальная психологии США. — М.: Наука, 1979.-332с.

124. Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования / П.Н. Шихирев // Психологические проблемы социальной регуляции поведения: сб. науч. ст. М.,1976. -С.56-72.

125. Этнопсихологический словарь / ред.: В.Г. Крысько. М.: МПСИ, 1999. - 343с.

126. Юрченков В.А. Альтернативы истории / В.А. Юрченков //

127. Политический вестник. 1989. - №4. - С.27-34.

128. Юсупов И. М. Этнические авто- и гетеростереотипы русских и татар в Татарстане / И. М.Юсупов // Перспективы развития в современном обществе: сб. науч. ст. Казань: АН РТ КГТУ (КАИ), 2002. - Вып.6. - С.85-92.

129. Allport G. The Nature of Prejudice. Cambridge, MA: Addison-Wesley, 1954.

130. Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries: the Social Organizations of Culture Difference / Ed. by Fredrik Barth. Oslo: Universitets for laget, 1969.

131. Beattie Q.W., Agani C, Spencer C. Social stereotypes held by different occupational groups in post-revolutionary Iran // European Journal of Social Psychology. 1982. - vol. 12. - P.75-87.

132. Bogardus E. Stereotypes versus sociotypes // Sociological and Social Reseach, 1950. №34. - P. 286-291.

133. Duicker H. C., Frejda N. H. National Character and National Stereotypes: Confluence. Amsterdam, North-Hall Publishing Company, 1960. - P.72.

134. Hogg M., Abrams D. Social identifications: a social psychology intergroup relations and group prosess. London: Academic Press, 1988. -P.3, 24-25.

135. Katz D., Braly K. Racial prejudice and stereotypes // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1935. - vol. 30. - P. 175-193.

136. Moscovici S. Notes towards a description of Social Representation // European Journal of Social Psychology. 1988. - vol. 18. - P.211-250.

137. Regrotski E., Andercon N. National stereotypes and foreign contacts // The public opinion quarterly. 1959. - vol.22. - P. 122-127.

138. Tajfel H. Social Categorization in the Social Psychology of Intergroup Relations. London: Academic Press, 1988.

139. Tajfel H., Turner J. The social identify theory of intergroup behavior // Psychology of Intergroup relations. — Chicago: University of Chic. Press, 1986. -P. 7-24.

140. Taylor B.M., Aboud F.E. Ethnic Stereotypes: is the concept necessary // Canadian Psychologist. 1973. - № 14. - P.330-335.

141. Triandis H., Leung K., Villarea M., Clack F. Allocentric versus ideocentric tendencies // Journal of Research in Personality.- 1985. № 19.- P.395—415.

142. Turner J.C. A Self categorization theory // Radiscovering the Social Group: A Self- categorization theory. - Oxford: Blackwell, 1987. - P.42-67.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.