Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория: на примере ВГТРК тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Лисичкина, Надежда Александровна

  • Лисичкина, Надежда Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 204
Лисичкина, Надежда Александровна. Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория: на примере ВГТРК: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2007. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лисичкина, Надежда Александровна

Введение.

Глава 1. Предпосылки и тенденции реформирования информационной службы ТК Россия».

1.1 Программа «Вести» Российского телевидения: путь от оппозиционности к государственности.

1.2 Поиск новых стандартов отбора и подачи новостей информационной службой программы «Вести».

1.3 Изменения принципов верстки выпусков «Вестей» в ходе преобразований российского медиапространства.

1.4 Направления внутренней реформы информационной службы ТК «Россия».

Глава 2. Цели и задачи реформирования региональных компаний ВГТРК.

2.1 ВГТРК - ГТРК: подавление или поддержка местных компаний?.

2.2 Работа ГТРК на местах: специфика организации производства и характеристики информационного формата.

2.3 Создание регионального отдела как результат новых подходов руководства ВГТРК к информационной политике холдинга.

Глава 3. Российский информационный канал как попытка создания нового формата информационного вещания.

3.1 Новые привычки медиапотребления российской аудитории.

3.2 РИК «Вести» как новая формация российского ТВ: основные характеристики информационной политики и контента.

3.3 Сравнительный анализ освещения главных новостей в выпусках РИК «Вести» и каналов центрального телевидения.

3.4 Изменения модели информационной службы ТВ в условиях появления нового формата телевизионного вещания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория: на примере ВГТРК»

Актуальность темы исследования. В выборе темы и определении её актуальности мы исходили из того, что важной тенденцией последнего десятилетия стала схожесть информационных источников и технических ресурсов, находящихся сегодня в распоряжении информационных служб основных российских телеканалов. Новостные программы, главным образом, черпают из одного информационного котла. Разницу составляют изредка найденные собкорами эксклюзивные темы или же наличие «рейтингового» материала в эфире одного из телеканалов, связанное с более выигрышным, по сравнению с конкурентами, техническим оснащением. Впрочем, на этот случай существует практика обмена материалами между центральными каналами. Так что зритель выбирает в последнее время не столько сами новости, сколько их подачу. Кроме того, изменились и сами требования зрителей к информационному формату.

Определимся здесь сразу и с тем, что мы будем подразумевать под этим понятием. Стоит оговориться, что четкой дефиниции «формата» в России не существует до сих пор. В последнее время нередко в работах исследователей и практиков телевидения стала проводиться параллель между понятиями «формат» и «цензура». В контексте нашей работы мы не будем рассматривать подобные толкования, а остановимся на изначальном значении этого термина.

Согласно словарю Владимира Даля (Издание 1909 года) - слово "формат" происходит от латинского слова "formatum" и означает "размер, величина, образ". Применительно к эфирному вещанию понятие «формат» возникло в США вместе с современным радиовещанием в начале 70-х и обозначало комплект музыкальных номеров, гарантированно отвечающих вкусам той или иной социальной группы. Применение термина в качестве обозначения определенного набора характеристик закрепилось и в некоторых других сферах научной и практической деятельности. К примеру, в информатике «формат» представляет собой номинальное определение понятий, которыми манипулирует система в процессе решения задачи (функциональная зависимость, отношение между величинами и т.п.). В данной трактовке важно также обратить внимание на то, что набор характеристик, который называется словом «формат» является не изменяемым, т.е. постоянным для того или иного предмета. Стоит отметить попутно, что применительно к телевидению говорить можно как о формате программы или даже отдельного сообщения (имея в виду набор присущих данному продукту характеристик), так и о формате всего телеканала в целом, т.е. формате вещания. Понятие «формат вещания», в общих чертах можно определить примерно следующим образом: это доминирование того или иного жанрового, стилевого и содержательного наполнения в радио- или телеэфире канала не только в отдельных (например, праймтаймовых) блоках, но и в течение всего временного объёма вещания телерадиоорганизации. Конкретизируя это определение, мы выводим ту формулу, которую будем брать за основу в нашем исследовании: «Формат информационного вещания» - отбор информационных сообщений для новостных программ и стиль подачи этой информации (иногда зафиксированный в специальном внутреннем документе компании - «Книге стиля»), призванные удовлетворить вкусовые предпочтения определенной целевой аудитории, достигаемые и поддерживаемые за счет внутреннего стандарта СМИ, установленного на основе правил, норм, традиций редакционной политики.

Сегодня к выводу о том, что настала пора реформирования современного телевещания, пришли в руководстве практически всех центральных каналов. Заполнить пустующую нишу телевизионные менеджеры хотели бы в связи с необходимостью выдерживать конкуренцию с более «целевыми» и всё более интересующими аудиторию, локальными СМИ.

Одним из главных завоеваний нового этапа в истории отечественного телевидения стало расширение возможностей выбора новостных программ. Причем, не только у столичной телеаудитории, но (с развитием, особенно за последние годы, собственного многопрограммного вещания в регионах) и на местах. Поэтому одной из внутренних задач любого центрального канала телевидения сегодня становится активная конкурентоспособность по отношению к другим участникам информационного рынка. Причем, конкуренция эта происходит по двум основным направлениям. Во-первых - стремление опередить «соседей» по эфиру (в данном случае можно говорить о борьбе за зрителя между Первым каналом, ТК «Россия» и НТВ). Во-вторых, важно удержать у экрана зрителей в регионах, т.е. выдержать конкуренцию и на местном уровне.

Сейчас можно говорить об общем для всего мира процессе образования новых медиа - не только, как новых структур, но и как качественно нового наполнения существующих СМИ. В России это связано с радикальной перестройкой медиаструктур, изменением коммуникационных привычек и форм информационного потребления россиян.

Новые тенденции, в связи с которыми меняется отечественный телерынок, можно представить примерно следующим перечнем: - усиление государственного ТВ - оно имеет больше ресурсов и возможностей;

-появление интереса телеаудитории к жизни российских регионов; -местное, локальное телевидение за последние годы получило популярность у телезрителей и начало развиваться; -всё больше зрителей смотрит ТВ ради информации, а не других жанров;

- развитие бизнеса и рынка в России приводит к более внимательному отслеживанию новостей;

- растет потребность получать информацию в режиме реального времени или максимально приближенном к этому режиме;

- возможность получения информации в любой момент - постоянно и круглосуточно;

- влияние глобализации на привычки медиапотребления;

-почти полная замена аналитических программ информационными.

Само общенациональное телевидение как источник ежедневной информации в нашей стране сформировалось позже, чем в некоторых других государствах, где техническое развитие шло примерно такими же темпами. Как известно (из работы АЛ.Юровского)1 регулярные получасовые выпуски новостей дня в 21.00 стали выходить лишь с 1972 года. Таким образом, и аудитория со сколько-нибудь определенными привычками информационного медиапотребления появилась у нас лишь каких-то несколько десятилетий назад. Поэтому процесс её взаимодействия со СМИ изучен не в полной мере.

Ещё в советскую эпоху борьба за повышение профессионального мастерства и качественных характеристик Новостей на телевидении велась постоянно, но результаты это давало не всегда. Ни меняющееся оформление главной информационной программы, ни изменение числа людей в кадре, ни сокращение, наконец, устных сообщений, ни прямые включения городов, не могли радикально влиять на облик и наполнение информационных программ, делать их ориентированными на запросы зрителей и противостоять железным канонам вёрстки. Официальная хроника вытесняла собой любые другие события. Выпуск открывала рубрика «В Политбюро ЦК КПСС», потом рассказ о деятельности государственных властных структур, блок внутрисоюзной экономической информации; раздел «В братских социалистических

1 Юровский А. Я. Телевидение - поиски и решения. 2-е изд., - М., 1983 странах»; затем новости из стран третьего мира; далее из развитых капиталистических государств; культура, спорт, погода. Само выражение Средства массовой информации несло в себе оттенок неблагонадежности. Гораздо чаще употреблялось СМИП - Средства массовой информации и пропаганды. При этом пропаганде всегда отводилось первое место, а информация считалась только средством. Таким образом, номенклатурное телевидение породило особый формат теленовостей -информацию, независимую от фактов, которым запрещалось противоречить официальному мировоззрению, а стиль подачи информации ограничивался разработанными на все случаи готовыми лексическими формулами.

Новые перспективы открылись лишь в 1985 году. От центральной пропаганды к овладению основами подлинной информации - таков был главный смысл радикального поворота, который начался на телевидении с перестройки. Содержание СМИ и стиль сообщений стали меняться: центральными темами становились критика сталинизма и бюрократической госсистемы, поддержка новых политических и экономических движений. Критическая журналистика стала проникать на телевидение и радио. Стали возникать и новые политические программы, одной из которых стал легендарный «Взгляд». В 1987 году состоялось немыслимое до той поры событие - прямой эфир, в ходе которого состоялся телемост «Столица - столице» между российскими и американскими гражданами, транслировавшийся телекомпанией ABC. Официальная позиция в отношении иностранных программ стала более спокойной.

Следующим переломным в истории телевидения стал 1991 год. Начиная с этого момента, российское телевидение переживало несколько мощных переделов собственности. Главным из них оказалось разрушение системы Гостелерадио. И в первую очередь это связано с историческим событием в жизни самой страны. Беловежское соглашение о денонсации

Союзного договора привело к уже назревавшему распаду Советского Союза. Система отечественного телевидения постепенно теряла не только телеорганизации, многие из которых оказались на территории стран ближнего зарубежья, но и единое информационное пространство. Последнее является одним из наиболее значительных последствий, которые необходимо учитывать, говоря о задачах дальнейшего развития информационного вещания центрального телевидения в России. Политические и экономические события того времени стали фактором, который вновь изменил формат телепродукта. В так называемый переходный период, когда в сферу телепроизводства начали внедряться рыночные отношения, возникли конкурирующие программы новостей. Тем самым у телеаудитории впервые появляется возможность выбора.2 Впрочем, и здесь оказались свои подводные камни - на этот раз в виде искушения получить прибыль от телепроизводства. Как неизбежный спутник процесса коммерциализации на российском телевидении возникает новое принципиальное для вещательной политики каналов понятие - рейтинг.3 Тогда же стали формироваться и новые тезисы телевизионной политики. Основными из них можно назвать такие:

- народ нуждается в развлечениях, а для телевидения главное- интересы народа («Телевидение должно информировать и развлекать» -известное утверждение К. Эрнста, родившееся в тот период);

- нужны передачи, которые хочет смотреть большинство;

- народ в России отсталый (Такую точку зрения отстаивал в 1997 году в журнале «Искусство кино», бывший тогда генеральным продюсером НТВ Леонид Парфенов) «Нужно перестать кадить самим себе и

2 В сентябре 1991 г. создана одна из первых частных телекомпаний в России - Рен-ТВ. За 5 лет из программопроизводящей продюсерской фирмы она превратилась в вещательный канал. 1 января 1993 года начал работу канал «ТВ-6 Москва», созданный изначально при участии американской корпорации Ти-би-эс. К 1997 г. завершается создание ещё одного общефедерального канала - ТВЦ.

3 Первый американский рекламный ролик советские зрители увидели во время международного телемоста в 1987г., а первая реклама на советском Первом канале появилась в 1988г. рассказывать, какая мы самая образованная, самая читающая в мире страна. Зритель у нас простодушный. В индустриальных державах «мыльные оперы» не пользуются таким громовым успехом. И не надо нагружать телевидение задачами, которые российское общество не выполнило за весь период исторического развития.» 4 Во многом этот подход стал определяющим и для формата информационного вещания.

С этого же момента наметилась и ещё одна серьезная проблема, решить которую не удалось и по сей день. Иностранные коллеги недоумевали, почему в многоэтническом государстве, все дикторы и ведущие исключительно москвичи и при этом - русские. И если «проблему» с ведущими в последствии решили. В эфире появились: А. Буратаева (Первый канал), С. Ким (Российское телевидение) А. Вацуева (НТВ), и др., то характеристики самих информационных выпусков и их столичной ориентированности, как мы покажем в нашем исследовании, оказалось изменить значительно сложнее.

Начало 3-го тысячелетия ознаменовалось ещё одним переделом телевизионного пространства. Если до этого в основном шел процесс разгосударствления - приватизации, акционирования телевидения, укрепления позиций частных телекомпаний, то после 2000 года начинается новый процесс, который с течением времени становится всё более явным. Государство почувствовало угрозу в том, что выпустило из своих рук мощный канал влияния. Начался обратный процесс. Ещё при Б.Ельцине принято решение о создании государственного холдинга на базе ВГТРК. Знаковое явление - переход О. Добродеева из негосударственного НТВ в государственную структуру ВГТРК.

Потеснились в новых условиях и медиамагнаты. На Первом канале закончилась эра Б. Березовского. Государство возвратило 1-й канал под свой контроль. Ещё какое-то время владелец НТВ В.Гусинский продолжал прежнюю политику оппозиции власти. Однако за последние

4 Парфенов JI. Кому нужен этот рейтинг? // Искусство кино. - 1997. - №10. - с. 6. годы острота оппозиционности НТВ также снизилась. Программа «Вести» возникшая на оппозиционной волне и сразу получившая популярность у либеральной части аудитории, после 2000 года тоже перешла на позиции более близкие государственности. С другой стороны разрушение «Вестями», информационной монополии программы «Время», сделало доступной критическую тональность и для других телекомпаний. Таким образом, степень свободы основных российских каналов оказалась приведенной к некоему общему знаменателю.

Говоря о том, почему для анализа развития информационного вещания в России в качестве примера был выбран государственный медиахолдинг ВГТРК, стоит отметить специфику современной российской ситуации. Отечественное телевидение представляет собой смешанную модель коммерческого (частного) и государственного телевещания. Если увеличение влияния государства и коммерциализация, часто рассматриваются в мировой практике как взаимоисключающие явления, то в России они нередко идут рука об руку, базируясь, однако, при этом на основе, заложенной в годы существования тоталитарной модели телевидения СССР. Государственное влияние на российское ТВ, так или иначе, прослеживается (по крайней мере, на данный момент) почти при любой форме организации телевещания в федеральном масштабе. Поэтому именно государственное телевидение представляется нам в сегодняшних условиях наиболее перспективным с точки зрения осуществления реформирования информационного вещания. Стоит учесть, что оптимальная для защиты интересов аудитории модель - общественное телевидение - в России отсутствует, и перспектива создания её представляется достаточно неопределенной (во многом в связи с неготовностью к этому самого российского общества), а позиции государственного телевидения укрепляются всё больше (растут технические мощности и повышаются творческие требования к телепродукту). К этому можно лишь добавить, что, как и во многих других общественно-исторических сферах, в области развития информационного телевещания Россия идет отличным от мировой практики путем. Существование столь масштабного медиагиганта, как ВГТРК, равно как и государственные финансирование и управление этой структурой, уже само по себе является нетрадиционным с точки зрения международного правоприменения в области концепции независимости СМИ, где подобных форм не предусматривается. Впрочем, в случае с ВГТРК функция управления или контроля, осуществляется не только со стороны власти по отношению к государственному телевещанию. Она предусмотрена и внутри самой структуры ВГТРК. В состав компании входит 89 филиалов и их подразделений - областных, республиканских, краевых ГТРК. ВГТРК представляет собой гигантское производственное предприятие, на которое также возложены собственные управленческие задачи и законодательно созданы средства для их выполнения. Таким образом, ВГТРК можно назвать чисто российским феноменом.

В 2002 году началась и идет до сих пор реформа Всероссийской государственной телерадиокомпании, касающаяся с одной стороны (экономико-политической) переподчинения региональных ГТРК Москве, с другой (творческой) создания единого формата информационного продукта для федерального ТК «Россия» и региональных филиалов. На данный момент, все современные преобразования крупнейшего российского медиахолдинга остаются не только не изученными, но и практически не известными. Во многом это связано с достаточно закрытой политикой самого ВГТРК, а также с тем, что многие изменения являются свершениями недавнего времени. Так, например, новый проект по созданию круглосуточного информационного вещания, которому предшествовали серьезные внутренние преобразования работы всех подразделений холдинга, запущен всего год назад.

Актуальность исследования обусловлена назревшей необходимостью теоретического анализа эмпирических данных, связанных с потребностями медиапотребителей последних лет и изменениями формата информационного вещания с появлением абсолютно новых игроков на российском медиапространстве. Такая задача, безусловно, требует также учета ряда конкретных параметров. К примеру, определения состава аудитории, который диктует свои особенности при отборе и подаче новостей; с другой стороны, происходит процесс обратного взаимодействия «СМИ- аудитория», при котором осуществляется выработка интересов, предпочтений, стереотипов восприятия и, наконец, - формирование общественного мнения части населения страны, сочувствующей данному СМИ. Однако есть и равно общие для всех телеканалов неосвоенные ниши, заполнение которых позволило бы любой телекомпании составить конкуренцию другим информационным вещателям.

В условиях глобального общества резко возрастает как сам спрос на информацию, так и растет потребность в получении не только отдельно взятого информационного сообщения. Ценность для потребителя приобретает и знание всего информационного контекста. Зритель сегодня выбирает для себя уже не просто отдельные выпуски новостей на том или ином канале, но и желает иметь возможность получать отвечающий его интересам телепродукт в режиме «он-лайн» в любую удобную для него (потребителя) минуту.

Исследование строится на главной гипотезе. На сегодняшний момент российское телевидение переживает новый этап развития, связанный с появлением потребности в новом формате предоставления аудитории информации и зарождением новых типов электронных СМИ. В данном исследовании мы также исходим из того, что новый проект - Российский информационный канал «Вести», появившийся на базе ВГТРК, стал не только первым круглосуточным информационным каналом в нашей стране, но по сути это и есть первая попытка реализации в России нового формата информационного вещания.

Степень разработанности проблемы. За последние годы работа телевидения была проанализирована по многим направлениям. История его развития в России наиболее полно и подробно отражена в монографиях таких авторов, как А. Я. Юровский «Телевидение - поиски и решения» (М., 1983), Р.А. Борецкий «Телевизионная программа» (М., 1967.) и «ТВ на перепутье» (Статьи 1989 - 1998) ( М., 1998), В.В. Егоров «Телевидение между прошлым и будущим» (М., 1999), С.А.Муратов «ТВ-эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений)» (М., 2001). Исследованию новейшей истории отечественных СМИ посвящены такие издания, как сборник «Средства Массовой информации постсоветской России» под ред. Я.Н. Засурского (М., 2002), проблемы и перспективы журналистики в переходный период отражены в таких изданиях, как Е.Л. Вартанова «Национальная инфраструктура новых медиа в России.» (Материалы международной научной конференции - М., 1998), В. Березин «Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия» ( М., 2003). Взаимовлияние масс медиа и политики в 90-е годы в работе «Реконструкция России» ( М., 2001.) рассматривает И. Засурский.

Требования к стандартам качества информационного телепродукта и проблема соответствия современных новостей потребностям российского медиапотребления изучались такими авторитетными исследователями, как Г. В. Кузнецов «ТВ-журналистика: Критерии профессионализма» (М., 2003), B.JI. Цвик и Я.В. Назарова «Телевизионные новости России» (М., 2002.) и др.

Вместе с тем, телевидение развивается гораздо более быстрыми темпами, нежели другие СМИ, появление и становление которых произошло раньше возникновения телевещания как одного из главных каналов распространения информации. Уже сегодня можно наметить ряд новых тенденций, без осмысления и анализа которых не возможно говорить о существовании научно обоснованных концепций развития телевидения в ближайшем будущем, а также бороться против снижения интереса и доверия аудитории к его работе, решать проблемы повышения ценности и полноты информации жизни России.

При этом сопоставление отечественного опыта, специфики национальных медиа, российской коммуникационной системы и глобальных трансформаций, вызванных новым этапом развития информационно-коммуникационных технологий, становится не только новой ключевой задачей для медиаисследований, но и уже сейчас не может не учитываться как фактор, влияющий на самые разные практические аспекты телевизионной деятельности. В равной степени это касается и рассматриваемого нами продукта информационной службы современного телевидения и в частности возникновения новых требований и ожиданий аудитории по отношению к формату теленовостей. В последние десятилетия появились монографии, посвященные факторам общественного развития последних лет, влияющих на изменения привычек современного медиапотребления. Главным из них называется глобализация.

Среди дефиниций глобализации, предложенных различными авторами, одним из наиболее точно отражающих суть этого явления, представляется определение, которое дал ещё в 1995 году Малколм Уотерс. В данном случае глобализация определяется как «социальный процесс, где географические ограничения в общественной и культурной сферах отступают, теряя свою силу и где люди всё больше и больше осознают это».5 Глобализация создает условия для формирования национального самоопределения. Это особенно важно в российских условиях. До распада СССР, который существовал относительно стабильно, советская идентичность не переживала никаких кризисов. После краха коммунизма не осталось ни коммунистической, ни супердержавной идеологии. Национальное самосознания стало волновать

5 Waters Malcolm. 1995. Globalization. London: Routledge с. 3 не только отдельных россиян, которые не могли определить свое место в мире и в своей стране, но и российское правительство, партии и политические объединения.

Ряд исследователей идут в своих работах по иному пути, смещая акцент в сторону изучения не столько индивидуального (психологического) аспекта проблемы, а концентрируют внимание на влияние самих медиаорганизаций на процесс глобализации. Это уже другой уровень анализа, который обращен больше к структурам коммуникации, чем к индивидуальному опыту. И здесь, с точки зрения предмета нашего исследования, интересно отметить некоторые закономерности. Главные из них приводит в своей работе Иен Экекранц:

- коммуникационные империи играют значительную роль в мировой политике;

-взаимозависимая транснационализация массовой культуры и индустрии;

- структуры, возникающие после «холодной войны», развиваются очень быстро при этом границы между коммерцией и политикой размываются;

- технологические требования соответствуют (а часто и определяются) коммерческими требованиями;

- горизонтальная интеграция коммуникационных индустрий; технологическое сближение между различными секторами коммуникационных индустрий.6

Этот подход явно отличен от понимания глобализации как индивидуального опыта, который сам по себе универсальное явление. Тем не менее, эти точки зрения не являются взаимоисключающими, т.к. медиапроизводство тесно связано с медиапотреблением. Таким образом, национальные системы медиа и коммуникационные системы, которые подвержены глобализации, являются посредниками между производством и потреблением. Правда, в случае с

6 Ekecrantz Jan. 1998. Globalization\ Textualization. Paper presented at the International Association for Media and Communication Research Conference in Glasgow. посткоммунистической Россией здесь необходимы свои поправки. В нашей стране уже идет построение новых национальных инфраструктур. И мировой процесс глобализации СМИ является контекстом для этого. Таким образом, создается новый баланс взаимоотношений между глобальным и национальным. Тут можно также говорить о следующем уровне аналогичных взаимоотношений (как бы внутренней глобализации) региональное, местное и общенациональное, федеральное. На процесс «глобального сжатия» обращает внимание, к примеру, такой исследователь, как Майк Фезерстоун. Он замечает, что под влиянием коммуникационного сжатия мир всё чаще воспринимается как «единое пространство». «Государствам становится всё сложнее избегать самого этого процесса и последствий объединения в более плотные образования, возникающие в результате возрастания объема и скорости денежных потоков, а также потоков людей, информации, технологий и образов.» 7 При этом самим СМИ Фезерстоун отводит важную роль, согласно которой они приводят глобализацию в соответствие с национальным контекстом, во многом влияя своей политикой на изменение в отношениях между глобальным и национальным.

Отечественные исследователи за последние годы также обратили внимание на эти процессы уже в контексте российских условий. Одну из главных проблем развития современного телевещания - создание канала, отражающего интересы и потребности многонационального населения России - выделяет в своей книге 2001 года С. А. Муратов: «В отечественном эфире существует, собственно, две России. Одна -которую мы видим на федеральных каналах (да и то, если случается стихийное бедствие или забастовщики садятся на рельсы). Другая рассказывает о себе сама, с каждым годом всё дотошнее и полнее. Но

7 Featherstone Mike. 1995. Undoing Cuiture: Globalization? Postmodernism and Identity. London: Sage c. 81-82 узнать об этой подлинной жизни страны можно разве что на конкурсе «Новости - время местное». И пожалеть, что нет национального канала, который показывал бы России саму Россию. Складывал бы наиболее интересные репортажи в блоки, как панораму прошедшего дня страны.»8

По сути это же отмечают и авторы наиболее полного за последние годы исследования телевизионных новостей России B.JI. Цвик и Я.В. Назарова, говоря о растущем в настоящее время значении интеграционной функции телевидения: «Это крайне важная задача недостаточно осмысленна на научном уровне и фактически не принимается во внимание практическими работниками информационных служб федеральных каналов. Следовательно, в этом плане широкое поле деятельности и у тех и у других.»9

Итак, литература, посвященная предпосылкам изменения требований к современному информационному вещанию весьма обширна, и достаточно полно охватывает тенденции последних десятилетий. Однако исследования собственно нового этапа развития российского ТВ, точкой отсчета которого можно назвать окончательно оформившуюся потребность в появлении нового формата теленовостей и создание в России первого круглосуточного информационного канала ( 1 июля 2006 г.) по сути отсутствуют. Серьезных исследований и диссертаций, посвященных новому проекту ВГТРК - РИК «Вести», а также анализу предпосылок его появления и перспектив развития на сегодняшний день нет.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые представлена систематизированная модель развития ВГТРК в условиях изменившихся привычек медиапотребления в России, необходимости повышения конкурентоспособности телеканалов и о

Муратов С. А. ТВ-эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений), - М., 2001 С. 82

9 Цвик B.JL, Назарова Я.В. Телевизионные новости России. - М., 2002. сформировавшейся потребности аудитории в появлении нового формата информационного вещания. При этом выявлены специфические особенности нового круглосуточного информационного канала, запущенного в рамках мощностей холдинга, определены концептуальные аспекты его редакционной политики и резервы для создания нового формата вещания в области телеинформации. Одним из рассмотренных в этой связи вопросов является то, как должно проходить творческое совершенствование региональных филиалов ВГТРК. Развитию самого информационного регионального телевидения внимание стало уделяться сравнительно недавно. Однако, попытки подробного изучения возможностей использования региональных ресурсов в общенациональном эфире до сих пор не было предпринято. Всё это требует теоретического осмысления наиболее эффективных путей сочетания традиционных и новых подходов в работе информационной службы телевидения, а также определения оптимальной модели вещательной политики в области создания Новостей. При этом особенности нового подхода раскрываются через анализ структуры, стандартов эфирного продукта, особенностей сбора информации, подачи новостей и верстки выпусков телекомпаний, входящих в состав ВГТРК. Цель исследования. Одной из главных задач становится определение характеристик нового формата вещания, которые отвечали бы современным требованиям, предъявляемым к результатам работы информационной службы телевидения. Сформулировать последние, а также посмотреть, какое применение находит внедрение новых стандартов на практике, является основной целью данной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить, под влиянием каких объективных обстоятельств происходит развитие современного информационного телевещания и изменение внешнего и внутреннего содержания теленовостей.

2. Проследить, направления внутреннего реформирования ДИП ТК «Россия» и то, к как это сказывается на изменении характеристик выпусков информационной программы «Вести».

3. Оценить цели и задачи модернизации информационных служб региональных ГТРК с точки зрения выработки единого стандарта эфирного продукта внутри холдинга и создания ресурса для освещения региональной тематики в рамках общенационального вещания.

4. Проанализировать новые потребности телеаудитории и оценить, соответствие им нового проекта ВГТРК по созданию круглосуточного информационного канала.

5. Дать типологическую характеристику РИК «Вести» с целью выявления его специфических особенностей и стратегии развития.

6. Оценить контент круглосуточного канала в контексте создания нового формата информационного вещания для российской аудитории. Объект исследования - информационное вещание подразделений ВГТРК: ТК «Россия», региональных ГТРК, ЭСМИ Российский информационный канал «Вести».

Предмет исследования - тенденции изменения формата существующего новостного вещания и его контента.

Научно-практическая значимость диссертации. Собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет расширить и уточнить научные представления о современном этапе развития информационного вещания в России и начале процесса создания новых СМИ. Автор надеется, что предложенные выводы и рекомендации, обладающие прагматической ценностью, могут носить прикладной характер. Предпринята попытка дать ответ на вопрос о том, какие из возникших за последние годы потребностей аудитории уже проанализированы и учитываются практиками телевидения, а также что ещё только являет собой пищу для дальнейшего развития информационного телевещания. Ведется анализ того, каковы характеристики самого нового информационного продукта, что удалось в плане реализации заполнения пустовавшей ниши на российском телерынке и какие неточности существуют пока в концепции создания этого формата. Подобные данные могут быть использованы как в работе специалистов теленовостей, так и при проведении практических занятий по подготовке и переподготовке журналистов.

Методологическую основу диссертации составляют принципы объективности и системности научного знания, единства логического и исторического подходов к познанию российского информационного пространства и его элементов. Автор опирался на метод фактологического и контент- анализа с целью выявления особенностей развития информационного вещания ТВ и изменения содержания новостных программ. В ходе изучения применялся метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить специфические черты предмета исследования. Филологический, теоретико-журналистский характер диссертации базируется на развернутом анализе специфики современных телевизионных текстов, на изучении форм и методов аудиовизуального воздействия на аудиторию с позиций теории журналистики. Исследование носит междисциплинарный характер. Для реализации цели и задач данной диссертации предпринималось комплексное исследование с учетом специфики подхода к ней различных наук: теории журналистики, прежде всего, телевизионной, а также социальной психологии и социологии.

В качестве теоретической базы исследования были использованы работы по общетеоретическим основам деятельности СМИ JI. Васильевой, Я.Н. Зсурского, E.J1. Вартановой, Е.П. Прохорова,

С. Михайлова; работы исследователей, которые стали базой для формирования научного знания о теории и практики отечественного телевещания Р. А. Борецкого, В. В. Егорова, С. А. Муратова, B.JI. Цвика, Г. В.Кузнецова, А. Я.Юровского.

Над проблемами региональных СМИ размышляют такие авторы, как М. Топаз, Е. Дугин, Н. Зверева, Ю. Данилова, Т. Лебедева,

A. Покровская.

Новейшие процессы развития российского телевидения отражены в статьях и работах А. Г. Качкаевой, И. Засурского, А. Бородиной,

B. Михайлова.

Особенности массовой коммуникации и процессов медиапотребления в информацинном обществе осмысляют

В. Березин, Л. Матвеева и Н. Шкопоров, И. Мелюхин, И. Климов, В. Орлова, Т. Рантанен, Ф. Уэбстер.

Безусловный интерес представляют социологические исследования фонда «Общественное мнение», Центра экстремальной журналистики, а также материалы международных нучно-практических конференций.

Эмпирической базой исследования служат концепции информационного вещания ДИП ТК «Россия», региональных ГТРК и Российского информационного канала. Для этого проведен анализ информационных программ «Вести» (ТК «Россия»), «Вести-Регион» (ГТРК), «Вести-Сейчас» (РИК). Сравнение жанрового своеобразия и наполнения выпусков Новостей телекомпаний, являющихся подразделениями ВГТРК, а также не входящих в холдинг федеральных каналов, позволило выявить те тенденции в развитии российского ТВ, которые подготовили почву для создания первого российского круглосуточного информационного канала, что, в свою очередь, является частью общемирового процесса преобразования СМИ.

Автор этого исследования имел возможность изнутри наблюдать многие процессы и преобразования информационного телевещания компаний, входящих с состав ВГТРК: с 2000 года работая в ДИП ТК «Россия» и принимая непосредственное участие в подготовке эфиров программы «Вести», занимаясь в том числе и работой с региональными филиалами, а с 2006 г. перейдя в службу круглосуточного информационного вещания.

В первой главе диссертации - «Предпосылки и тенденции реформирования информационной службы ТК «Россия» - предпринята попытка определить ту информационную нишу, которую в современном российском телепространстве занимает информационная программа «Вести» Российского телевидения, очертить её путь от оппозиционности к госдарственности. При этом важным было проследить эволюцию формата эфирного продукта информационной службы ТК «Россия», осмыслить идущий процесс поиска новых стандартов отбора и подачи новостей. Для этого в частности рассматриваются конкретные примеры изменения принципов верстки выпусков «Вестей». Анализируются также направления внутренней реформы информационной службы ТК «Россия».

Во второй главе - «Цели и задачи реформирования региональных компаний ВГТРК» - идет поиск ответа на вопрос как строится взаимодействие ВГТРК и его региональных филиалов с точки зрения выработки единого стандарта эфирного продукта в рамках холдинга. Оценивается работа ГТРК на местах: специфика организации производства и характеристики информационного формата. Отдельно рассматривается проблема возможностей для расширения освещения региональной тематики в эфире общефедерального канала «Россия». В финале главы анализируются конкретные шаги руководства ВГТРК по внедрению новых подходов к информационной политике холдинга. В частности - увеличение внимания к вопросам усиления взаимосвязи с филиалами на местах и создание Регионального отдела для постоянного поддержания контактов с ГТРК.

Третья глава - «Российский информационный канал как попытка создания нового формата информационного вещания» - нацелена на изучение путей дальнейшего развития информационного вещания в России. В обобщенном и систематизированном виде представлены сведения о том, чем характеризуются новые привычки медиапотребления аудитории российского телевидения. Проводится практический разбор концепции вещательной политики и контента, созданного специально для запуска круглосуточного информационного вещания. Для того, чтобы проследить отличия нового формата, проведено сравнение подхода к освещению главных новостей в выпусках РИК «Вести» и каналов центрального телевидения. В завершении проведен анализ того, как меняется модель информационной службы современного ТВ в контексте задачи повышения конкурентоспособности и борьбы за зрителей, с учетом изменения привычек российского медиапотребления.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Лисичкина, Надежда Александровна

Заключение

По итогам проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы. Процессы, происходящие сегодня на отечественном телевидении можно охарактеризовать, как свидетельство начала нового этапа развития электронных СМИ. Толчком к преобразованиям послужила ситуация последних лет, выявившая несоответствие характеристик информационного телепродукта центральных каналов сегодняшним запросам российского медиапотребления в условиях схожести выпусков центральных телеканалов и отсутствие альтернативного формата.

С целью занять пустующую нишу на российском телепространстве внутри ВГТРК начался процесс обновления и унификации стандарта теленовостей для всех, входящих в неё, региональных компаний и федерального ТК «Россия» с целью объединения этого ресурса в рамках общенационального вещания. Основные задачи, решить которые необходимо для совершенствования работы информационной службы ТК «Россия» можно представить следующим перечнем: - поиск баланса между официальной информацией и остальными событиями дня при формировании общей информационной картины;

- соотношение желания властей разных уровней свести к минимуму «невыгодные» для них материалы в эфире государственного ТВ;

- уход от перекоса' в сторону «телевидения катастроф» в погоне за рейтингом;

- увеличение числа материалов о жизни в России;

- повышение информационной насыщенности: информационный поток уже невозможно уместить в рамках отдельных новостных выпусков.

Создаются условия для более оперативной и качественной подготовки сюжетов выпусков новостей, что проявляется в реформировании процесса планирования и сбора информации, а также техническом совершенствовании работы с оперативными материалами. Ресурсом для обретения телеканалом статуса общенационального может стать, создание единого информационного пространства, включающего Новости из федерального центра и увеличение объема появлений российских регионов в эфире. Один из важнейших вопросов для создания по-настоящему общенационального канала состоит в том, как получить ресурс региональных новостей, которые отвечали бы необходимым стандартам эфирного продукта в рамках сетевого вещания, и позволяли бы российской аудитории узнавать о жизни страны не только из официальных сюжетов о поездках по стране крупных чиновников, материалах о катастрофах и стихийных бедствиях, но и из ежедневной сводки наиболее интересных репортажей за сутки. Утверждение о том, что такой ресурс существует в готовом виде уже сегодня, является мифом (по крайней мере, если оценивать его не только в техническом, но еще и в творческом плане). Тем не менее, процесс его создания уже начался. И в рамках работы подразделений ВГТРК, на наш взгляд, он обретает сегодня наиболее реальные черты. Значительно большие силы за последние годы направлены на установление взаимодействия ДИП ТК «Россия» с региональными телекомпаниями, находящимися в составе холдинга и долгое время почти не задействованными при подготовке федерального эфира.

Между тем, сама по себе информационная служба любого центрального телеканала является довольно консервативной и мало подвижной структурой. За счет этого любые изменения происходят в ней довольно медленно. И ожидать, что формат новостей на том или ином устоявшемся годами телеканале в одночасье резко изменится, попросту не приходится. Преобразования внешнего облика и содержания информационного продукта, которые возможны в рамках вещания, рассчитанного на создание отдельных выпусков новостей, уже недостаточны для полного удовлетворения запросов медиапотребителей.

Проект ВГТРК — РИК «Вести» — стал не только первым круглосуточным информационным каналом для русскоязычной аудитории, но и, как мы могли убедиться, логическим продолжением внутренней реформы государственного медиахолдинга. Формат круглосуточного вещания, позволяющий за счет подвижной верстки выдавать информацию непрерывно, является предпочтительным, как с точки зрения оповещения аудитории о происходящем, так и с позиции возможностей современной технологии подачи и потребления информации.

Во то же время создание первого круглосуточного информационного канала в России является следствием наметившейся в последние годы общемировой тенденции создания новых СМИ. Эволюция теленовостей, которая началась ещё в конце 90-х, к настоящему моменту привела к значительным изменениям в системе, как самих традиционных СМИ, так и появлению новых.

Между тем, в сегодняшних российских условиях создание современного формата информационного вещания является процессом, требующим помимо прочего, больших материальных затрат и наличия достаточного ресурса мощностей. Поэтому глобальные преобразования, необходимость которых (в условиях снижения интереса зрителей в центральному телевидению) уже осознали в руководстве всех федеральных каналов, пока являются непосильными для большинства из них. Создание государственного РИК «Вести» с уверенностью можно считать первой попыткой оформления нового формата информационного вещания, реагирующего на изменения привычек и запросов аудитории электронных СМИ.

Несмотря на то, что новая модель ещё находится в процессе становления и развития, уже через два месяца с момента начала вещания РИК смог привлечь так называемую «премиальную» аудиторию, которая представлена наиболее активной частью общества, прежде всего, политиками и предпринимателями. Таким образом, можно говорить о том, что попытки создания данного формата информационного вещания для российской аудитории актуальны.

Одной из главных задач на ближайшее время представляется доработка всего контента канала и создание нового информационного продукта, рассчитанного на различные целевые группы аудитории. Мощным ресурсом для дальнейшего развития должно стать и более активное использование резерва ГТРК, позволяющего создавать проекты, носящие общенациональный, объединяющий характер. Как показал анализ наполнения эфира РИК в первый год существования канала, одним из наиболее востребованных форматов телепродукта являются прямые трансляции с передачей слова из московской студии в регионы. Одним из стартовых проектов в этой сфере стала впервые проведенная в рамках эфира канала, вещающего во всех крупных городах страны, трансляция в прямом эфире военных парадов, посвященных Дню Победы, из российских регионов. Помимо этого, сама возможность показа масштабных событий в момент их свершения, создание эффекта присутствия в зале заседаний российского парламента или возможность в режиме реального времени следить за объявлением результатов как российских, так и зарубежных выборных компаний, вызывают большой интерес зрителей РИК.

В качестве другого перспективного направления развития можно назвать поиск новых решений в области визуального оформления эфира. Уже сейчас принят за основу стандарт западного информационного телевещания, когда для повышения информационной насыщенности сообщений используются разделяющие экран окна, а тема и расшифровка новостей дается в виде текстовых плашек. Отдельное внимание предстоит уделить дальнейшему развитию «межпрограммного», но в то же время информационного контента. На данный момент к таковому можно отнести рубрики, дающие анонсирующую информацию о событиях, которые зрители смогут увидеть на канале в режиме реального времени; анонсы программ и авторских фильмов, а также рубрику «Без комментариев».

Ещё одним перспективным направлением развития РИК «Вести», как нам видится, должно стать дальнейшее укрепление традиций мультимедийного принципа работы по сбору информации и подготовке Новостей. В рамках ВГТРК создается благоприятная ситуация для взаимного использования ресурсов теле и радиокомпаний, а также информационного агентства, входящих в единый холдинг. Как показывает анализ, первые подобные опыты позволили повысить оперативность работы круглосуточного канала, а также впервые расширить информационное поле, в котором находится человек, смотрящий телевизор.

Другими задачами развития нового формата информационного вещания на ближайшие годы станет увеличение охвата российской аудитории по средствам кабельных и спутниковых сетей. Отдельным ресурсом для этого уже сейчас является и достаточно новое для нашей страны полноценное Интернет вещание телеканала.

Итак, констатировать, что заполнение пустующей ниши на рынке информационного вещания произошло на 100%, пока было бы преждевременно. Однако, безусловно, появление подобного РИК проекта - признак начала нового этапа в современном развитии российского телевещания, наблюдать который можно будет в течение ряда ближайших лет.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лисичкина, Надежда Александровна, 2007 год

1.Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия.-М., 2003- 174 с.

2. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение!/ Научно-публицистические заметки. Под общей редакцией Я.Н. Засурского. М., 2002 - 259 с.

3. Борецкий Р.А. Телевизионная программа.- М., 1967. 300 с.

4. Борецкий Р.А. ТВ на перепутье (Статьи 1989 1998).- М., 1998 -104 с.

5. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М. 1990-153 с.

6. Вартанова Е. Национальная инфраструктура новых медиа в России // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции. М., 1998.

7. Васильева JI.A. Делаем новости.- М., 2002- 190 с.

8. Вачнадзе Т.Н. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине.- М., 1992г.-424 с.

9. Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы,- М., 1993 208 с.

10. Грабельников А.А. Массовая информация в России от первой газеты до информационного общества. М., 2001 - 332 с.

11. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа.- М., 1997-384 с.

12. Дугин Е. Кабельное телевидение на западе.- М, 1998- 102 с.

13. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим.- М., 1999. -415 с.

14. Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М. 2004 - 202 с.

15. П.Зверева Н.В., Школа регионального тележурналиста.- М., 2004-320 с.

16. Информационная и психологическая безопасность в СМИ // сборник под ред. Донцова А.И., Засурского Я.Н., Матвеевой Л.В., Подольского А.И. М., 2002 -335 с.

17. Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. -М., 2004 528 с.

18. Кривенко Б.В. Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект. -Воронеж, 1993 138 с.

19. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: Критерии профессионализма.- М., 2003 -220 с.

20. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты. М. 2000 - 224 с.

21. Любимов Б.И. Общественное вещание: Британская модель. / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2006 - 280 с.

22. Магид К. Общественная журналистика в России: Опыт региональных телекомпаний. М. 2002. - 76 с.

23. Мальцев В. А. Роль телевидения в процессе трансформации информационной сферы современного российского общества, Нижний Новгород, 2006 - 34 с.

24. Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации.- М., 1991

25. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития.- М., 1999.- 208 с.

26. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы.- С-П., 2002 -446 с.

27. Муратов С. А. ТВ-эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений).- М., 2001 240 с.

28. Муратов С. А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М., 2001 -176 с.

29. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром.- М., 2003206 с.

30. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации // Учебное пособие. СПб, 2005 - 288 с.

31. Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. -М., 1999-315 с.

32. Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке.-М., 2003.- 168 с.

33. Очерки по истории российского телевидения / М., 1999 416 с.

34. Петровская И. Сто и одна неделя с Ириной Петровской. М., 1998406 с.

35. Пономарчук И. Новая Цивилизация нового тысячелетия. Книга первая. Разгаданная тайна телевидения/ Очерки. Пенза, 2001- 412 с.

36. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность / Монро Прайс; Под ред. Я.Н. Засурского, М., 2000 - 334 с.

37. Проблемы телевидения// сборник статей под ред. А.А. Чернякова. -М., 1976- 136 с.

38. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества.- М.,2003-320 с.

39. Профессия журналист: вызовы XXI века. // Материалы международной научной конференции «Журналистика 2006». 5-8 февраля 2007 г.; отв. ред.: Я. Н. Засурский, Е. JI. Вартанова, М. В. Шкондин-М., 2007-341 с.

40. Прохоров Е.П. Ведение в теорию журналистики// Учебное пособие, -М. 1995 -294 с.

41. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. // Учебное пособие 3 изд., испр. и доп. М., 2000 - 307 с.

42. Рантанен Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России.- М., 2004 -160с.

43. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2002 - 350 с.

44. Саппак B.C. Телевидение и мы: Четыре беседы. Изд 3-е. М., 1988 - 166 с.

45. Система средств массовой информации России // Учебное пособие для ВУЗов под ред. Я.Н Засурского. М., 2001 -259 с.

46. Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. М., 1995 - 131 с.

47. Средства Массовой информации постсоветской России // Учебное пособие под ред. Я.Н. Засурского М., 2002 -304 с.

48. Соколов А.Г. Природа экранного творчества: Психологические закономерности. М., 1997 - 272 с.

49. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 1 / Сост. Э. Ефимов. М., 1981-271 с.

50. Телевизионная журналистика / Учебник под ред. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я., М. 1994 -237 с.

51. Телерадиоэфир: История и современность. / Под ред. Я.Н. Засурского. М, 2005 - 239 с.

52. Топаз М. Теленовости две России // Тэффи. - 1999.

53. Уэбстер Ф. Теории информационного общества.- М., 2004 -400 с.

54. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М., 2002. -170 с.

55. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика // Учебное пособие.- М., 2004. -382 с.

56. Энциклопедия мировой индустрии СМИ // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений; отв. ред. Е. Л. Вартанова. М., 2006 - 374 с.

57. Юровский А. Я.Телевидение поиски и решения. 2-е изд.- М., 1983 -215 с.

58. Литература на иностранных языках

59. Chalaby, Jean К. ,ред. Transnational television worldwide : towards a new media order / edited by Jean K. Chalaby. London ; New York: Tauris, 2005

60. Ekecrantz Jan. Globalization\ Textualization. Paper presented at the International Association for Media and Communication Research Conference in Glasgow. 1998.

61. Featherstone Mike. Undoing Cuiture: Globalization? Postmodernism and Identity. London: Sage 1995.

62. Giddens Anthony. Modernity and Self-IndentyA Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge: Polity Press. 1991.

63. Waters Malcolm. Globalization. London: Routledge 1995.

64. Авторефераты и диссертации

65. Антонов К. А. Телевизионные новости: конструирование политических событий: Автореф. дис. канд. социол. наук: 23.00.02 Кемеров. гос. ун-т Кемерово, 2004 -24 с.

66. Бакусева М. Б. Телевидение как фактор формирования социальных настроений в российском обществе: Дис. канд. филол. наук: 10.01.10: М., 2006 116 с.

67. Виноградов Д. Н. Аудитория российского телевидения: Факторы формирования и тенденции развития: Дис. канд. социол. наук: 22.00.06 М., 2005 188 с

68. Дворецкая Н. И. Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ . 1993 2003 годы): диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01 . 10: Москва, 2004 128 с.

69. Бахтина М. П. Парламентское телевидение России: особенности функционирования и перспективы развития: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук: 10.01.10 Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания М., 2005 27 с.

70. Лившиц В. Г. Телевидение в информационном обществе: Проектирование и особенности развития: Дис. канд. полит, наук: 10.01.10 : СПб., 2006 270 с.

71. Меньшикова Н. А. Влияние программ теленовостей на политическую социализацию личности в условиях современной России: Автореф. дис. канд. социол. наук: 23.00.02 Моск. гос. ин-т междунар. отношений, М., 2004-24 с.

72. Молчанова Е.Н. Телевидение в культуре современного информационного общества: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.13 Ставроп. гос. ун-т Ставрополь, 2005 22 с.

73. Назарова Я. В. Информационное телевидение государственных и частных телеканалов: эволюция, сравнительный анализ, 90-е годы: Дис. канд. филол. наук: 10.01.10, М., 2001 225 с.

74. Орешкина Н. Е. Общественное телевидение в информационном обществе: британская модель: Дис. канд. филол. наук: 10.01.10: Москва, 2005 248 с.

75. Цвик B.JI. Телевидение переходного периода: Тенденции проблемы реформирования в условиях информационного рынка / Дисс. докт. филол. наук. М., 1997.

76. Шарапова А. А. Динамика социокультурных функций телевидения в условиях постиндустриального общества: Автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.01 Моск. гос. ин-т междунар. отношений, М., 2005 30 с.1. Статьи

77. Барышева С., Кузина М. Телевидение должно удовлетворить мужчин // Профиль N1 (463)/Январь2006ww.profile.ru/items/?item= 17570

78. Борецкий Р.А. Гостелерадио-2. // Новое время (электронная версия). 27.05.1998. № 21.81 .Бородина А. Говорить о том, что НТВ способно быть оппозиционным телевидением просто смешно.// Коммерсант ВЛАСТЬ 25 октября 2004 № 42 595.

79. Варшавчик С. Украину мы отработали сбалансировано // Независимая газета электронная версия Выпуск 141 (3537) от 12.07.05

80. Васильев А, Иванова М. Скорбь в прямом эфире // Газета.Яи 24 апреля 19:50

81. Вильчек В. «Останкино» среди других \\ Известия. 1994. - 4.02

82. Все мы немножко жирафы \\ МК 1991 25.09

83. Данилова Ю. Мы будем придерживаться стратегии Москвы // Континент Сибирь электронная версия 31.01.2005 www.Gorn.Ru

84. Ефимова Л.Л. Государственное телевидение и свобода слова. // Независимая газета электронная версия. 26.03.1998. №52.

85. Казик Е. Смотрю, потому что верю или верю, потому что смотрю? // Опубликовано в СМИ.ги 23 Сентября 2005 19:01 Оригинал: www.smi.ru/05/09/23/3898601.html

86. Качкаева А.Г. Новейшая история Российского телевидения. 1990-2002 (опыт периодизации). / / Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2003. № 3. С. 21.

87. Качкаева А. Г. Государево телевидение. //ТЭФИ обозрение. 1998. Вып. №6 (9).

88. Климов И. Для тех, кто все понимает! // Политический журнал -электронная версия № 35 (86) / 24 октября 2005

89. Колбовский А., Нечаева Н. Поле битвы эфир // Итоги 16.09.03

90. Кому нужен этот рейтинг? // Искусство кино. 197. - №10. - с. 6

91. Ростова Н. Нон-стоп менеджеры. // Новая газета электронная версия 17.10.2005

92. Кузин Е. Антон Златопольский: "В силу статуса наш канал всегда будет более консервативным."// Известия электронная версия http://www.izvestia.ru/tv/2357256

93. Лебедева Т. Воронежское телевидение: рассветы и закаты // Медиальманах электронная версия 25.07.06 http://www.mediascope.ru/?idmenu=2&idmenuitem=6

94. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Российские СМИ на современном этапе (региональный аспект).// (http://www.prof.msu.ru/publ/omskl/401 .htm)

95. Покровская А. Власти Прикамья садятся на районную кнопку// Коммерсант ПЕРМЬ №134 от 25.07.20061. Интернет-ресурсы:99.ИТАР-Тасс:

96. Соответствовать мировым стандартам и быть высококонкурентной телекорпорацией главные задачи ВГТРК, считает Олег Добродеев 23 июня 2005 ИТАР-Тасс, Москва100. ИА «Интерфакс»:

97. ИА «Интерфакс» ВГТРК планирует создать информационный круглосуточный канала на базе «Вестей». Москва 23 июня 2005

98. Материалы Международной научно-практической конференции "Зарубежный опыт в развитии гражданского общества в России" 1999 год.

99. Струстура работы Отдела региональных новостей и специальных проектов1. ВОЛГОГРАД (ВОЛГОГРАД ТРВ)самостоятельные и разграничены между разными людьми.1. ГТРК САРАТОВ1. Планирование1. Интернет-канал

100. Зам. Председателя, начальник службы информации*- утверждение вёрстки -планирование (поиск тем, переговоры, пресс-релизы) -постановка задачи корреспонденту и оператору -проведение летучек

101. Зам.начальника службы информации, выпускающий вечернихвыпусков*- вёрстка,-работа с корреспондентами -подводки, б/з71. Корреспонденты-съёмки (около 2х выездов в день) -подготовка репортажей -работа на «Вести Недели»

102. ХАБАРОВСК (ГТРК «Дальневосточная»)планирование

103. Ежедневное Утро 9.30 Еженедельное пятница1. Директор филиала

104. Утверждение планов на неделю Контроль за острыми политическими и социальными темами выпуска

105. Нач. сл. инф.прогр Все корресп Бригады Операторы -обсужд выпусков -планирование на день

106. Региональное отделение в Комсомольске -иа-Лмурепередают кассеты автобусами, по 7-8 сюжетов в неделю)

107. Нач. сл. инф прогр Все корресп Бригады- около i 00 тем на неделю на утверждение ген.директору

108. Нач. службы информационных программ

109. Распределение гонораров корреспондентам (по итогам месяца)• Ежедневные планёрки• Еженедельные планёрки• Общий контроль за выпусками1. ВИДЕОТЕКАТ

110. Шеф-редактор + 3 редактора- сбойка архива по темам (выборы, социалка и т.д.) -круглосуточное дежурство -подбор архива для выпусков новостей-приём/выдача кассет корреспондентам

111. Зам. начальника инф. службы Зав.корсетн *- Планирование тем на день/неделю- Координирование работы корсети- Распределение корреспондентов по съёмкам- Постановка задачи корреспонденту

112. Шеф-редакторы (3 человека)

113. Планирование ежедневное/еженедельное Огбор материалов для выпуска Утверждение текстов сюжетов Верстка выпуска, б/знесколько должностей в одном квадрате означает, что сотрудник ГТРК совмещает эти функции

114. Вести Плюс» Челябинск за 9 августа 2006 года Монтажный лист. Синдицированный выпуск, 23.00.1. Начальная шапка.2. Приветствие.3. Анонсы.4. Студия.

115. ЧГТРК <Водитель наркоман>.

116. ЧГТРК <С водкой непорядок>.

117. ВГТРК <Россия Ливан> и ОТБИВКА.8. Студия.1. ЧГТРК <Трамвайчик>

118. ВГТРК <Вклады страхование>10. Студия. ЧГТРК <Совет>.

119. Почти миллион квадратных метров жилья и ипподром на Северо-западе Челябинска. Градостроительный совет одобрил эскизный проект застройки Краснопольской площадки еще год назад принадлежавшей Сосновскому району.11. Студия.1. ЧГТРК <Буккроссинг>.

120. ЧГТРК <Красиво жить не запретишь>.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.