Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории: на примере телеканала "Russia Today" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Мириманов, Дмитрий Александрович

  • Мириманов, Дмитрий Александрович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 156
Мириманов, Дмитрий Александрович. Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории: на примере телеканала "Russia Today": дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2008. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мириманов, Дмитрий Александрович

Введение.

Глава I. История создания информационных программ для зарубежной аудитории.

1.1. Появление телеграфного вещания.

1.2. Радиовещание как важнейший канал распространения информации для зарубежной аудитории.

1.2. 1. Постсоветский период иновещания.

1. 2. 2. История иновещания зарубежных стран.

1. 2. 3. Становление «Радио Свобода».

1.3. Телевидение для зарубежной аудитории.

Глава II. Цели и задачи телевизионного иновещания.

2. 1. Становление телеканала Russia Today.

Глава III. Жанрово-тематические особенности и практика подготовки информационных программ культурной тематики для зарубежной аудитории.

3.1. Специфика создания программ культурной тематики о России для зарубежной аудитории.

3. 1. 1. Понятие «культура» и «ценность».

3. 2. Жанрово-тематические особенности новостных программ на Russia

Today.

3.3. Практика подготовки новостных программ на Russia Today.

3. 4. Проблема обратной связи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории: на примере телеканала "Russia Today"»

На современном этапе развития телевещание занимает все большее место в повседневной жизни граждан и становится неотъемлемой частью сосуществования людей, принадлежащих к разным национальностям, культурам, религиям. Благодаря развитию ЭСМИ практически каждый человек имеет возможность быть включенным в систему информационного поля, причем местоположение зрителя и телекомпании в данном случае не имеет никакого значения. Зритель, находящийся в Америке может смотреть передачи европейского телеканала точно также как и зритель, находящийся в Азии. Правда, каждый из них будет воспринимать одну и ту же передачу по-разному, в связи со своей национальной принадлежностью, культурой и традициями. И дело вовсе не в языке, на котором вещает телеканал.

Как сделать так, чтобы каждый зритель понимал и был заинтересован в том, о чем говорят ему журналисты? Как настроить зрителя и творческий коллектив на одну волну? Как определить и выстроить приоритеты вещания?

В данном случае будет уместно употребить слово пропаганда, пропаганда ценностей! В целом, современные органы информации превратились в самое мощное средство пропаганды - воздействия на население всего мира, причем средство исключительно массовое, охватывающее одновременно великое число людей.

Слово пропаганда многие годы воспринималось нашими соотечественниками как нечто «нехорошее», несущее лишь отрицательный посыл обществу. Средства массовой информации не только пропагандируют, созидают, поддерживают, но и разрушают, дезинформируют, борются, воюют, издеваются, возвышают, а иногда ниспровергают. Они — необходимая часть сложной политической машины.1

1 Поклад А.Б., Юдина Н.И. Международное общение или подрывная пропаганда? -М: Международные отношения, 1987,- С.10.

Несмотря на то, что слово в разных словарях трактуют по-разному, автор диссертации придерживается трактовки Большой Советской Энциклопедии -подлежащее распространению, от propago - распространяю, распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.

Факт заключается в том, что практически каждая страна имела и до сих пор с успехом пользуется арсеналом вооружений в составе теле и радиокомпаний, нацеленных на зарубежную аудиторию. Например, США еще в 1924 году начали вещание программ для стран Латинской Америки, а в начале лета 1938 года специальные программы для Европы и Латинской Америки вещались уже на шести языках, и объем иновещания Национальной радиостанции Эн-Би-Си достиг 16 часов в день.

Годы первой мировой войны были временем большого подъема в развитии радио. Во время войны радио стало важнейшим средством коммуникации, с одной стороны, для экономики, которая сохранила связи с нейтральными странами, с другой - для армии, где радио стало стратегическим и тактическим инструментом ведения войны1.

В Германии использование радио во внешнеполитических целях также начинается со второй половины 20-х годов. В 1926 году начала работу радиостанция «Немецкая волна». Программы данной радиостанции были адресованы немцам, живущим за пределами Германии.

Великобритания задействовала радиовещание в своей внешней политике чуть позже. Беспрерывное вещание радио Би-Би-Си за пределы страны началось в декабре 1932 года, и уже в 1938 году оно выпускало в эфир программы на испанском, португальском, немецком, итальянском, французском и арабском языках2.

1 Вороненкова Г.Ф, Вороненков М.Ю. Электронные СМИ Германии: прошлое и настоящее. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008. - с 9.

2 Артемов В., Семенов В. Би-Би-Си: история, аппарат, методы радиопропаганды.- M.: Искусство, 1978. - С. 1819.

Надо отметить, что накануне и на протяжении Второй мировой войны радиовещание на зарубежные страны получило новые тенденции. В конце 1941 года и в начале 1942 года правительство США, основав государственное радио, объединило 11 частных короткочастотных станций. Таким образом, был заложен фундамент мощного государственного аппарата иностранной радиопропаганды. В 1942 году впервые Радио «Голос Америки» из Нью-Йорка приступило к вещанию программы на вражеские страны на немецком и итальянском языках.

В начале 1942 года фашистская Германия ежедневно для зарубежных стран вещала на 53 языках, что составляло 425 часов эфирного времени, и было намного больше по сравнению с началом 1939 года. В то время программы нацистской Германии велись всего на 7 языках и в сутки составляли лишь 75 часов иновещания.

История иновещания Советского Союза начинается с 1929 года. 29 октября 1929 года Радио Москвы начало первые передачи иновещания на немецком языке.

Например, если до декабря 1941 года из Москвы программы иновещания составляли 51 час на 21 языке, то уже к началу 1942 года иновещание из Москвы составляло 60 часов в сутки и воспроизводилось на 29 языках.

В 1942-43 годах Би-Би-Си также увеличило количество своих программ для зарубежных стран. В том числе оно приступило к вещанию программ для стран Азии, что напрямую было связано с активизацией военных действий в бассейне Тихого океана. В конце 1943 года Би-Би-Си вещало на 43 иностранных языках.

Радио «Свободная Европа» и «Свобода» - детище «холодной войны». В 1949 году ЦРУ США для ведения радиопропаганды в социалистических странах Европы организовало Радио «Свободная Европа». В июле 1950 года начались первые, почти импровизированные, передачи Радиостанции

Свободная Европа», сначала на чешском языке, а затем на других восточноевропейских языках1.

1 марта 1953 года Радио «Освобождение» (впоследствии «Свобода») начало вещание для республик бывшего Советского Союза. Эти радиостанции финансировались в основном конгрессом США через Центральное разведывательное управление, однако, часть их бюджета составляли пожертвования частных лиц. В 1976 году обе корпорации были объединены в Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» (РСЕ, PC).

РСЕ, PC - одна из крупных радиовещательных корпораций Соединенных Штатов Америки. Радиостанция, финансируемая конгрессом США, сегодня вещает на 28 языках народов мира и имеет аудиторию в 35 миллионов слушателей . В том числе передачи таджикской службы Радио «Свобода» («Озоди») слушают в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Афганистане, Пакистане и Иране. После приобретения Таджикистаном независимости Радио «Озоди» увеличило свои ежедневные передачи для республики с 2-х до 3-х и впоследствии до 6 часов. Радио «Озоди» в системе зарубежной СЭИ республики занимает особое место. У радио «Озоди» в Таджикистане больше слушателей, чем у персидской службы радио Би-Би-Си, «Садои Хуросон» и «Голос Америки». Эта радиостанция также играет немаловажную роль в формировании общественного мнения в республике.

Би-Би-Си является одной из крупных и старых телерадиовещательных корпораций мира. Радио Би-Би-Си создавалось в 1922 году. А персидская служба Радио Би-Би-Си основана во время Второй мировой войны, в декабре 1940 года. Радио Би-Би-Си до 2006 года вещало на 43 языках. Однако с марта 2006 года, по утверждению администрации Би-Би-Си, для экономии средств, и из-за отсутствия необходимости вещания на некоторые страны были сокращены передачи на 10 языках, и теперь ее программы выходят в эфир

1 Горянин А. Старая и новая «Свобода» // Среда. - 1996. - № 1. - С. 38.

2 Необычная радиостанция. - Буклет Радио «Свободная Европа», Радио «Свобода», 1999.-С. 3. ежедневно на 33 языках мира. Ныне обе радиостанции - «Свобода» и Би-Би-Си активно и успешно работают в Таджикистане.

Именно творческий опыт таких корпораций как Би-Би-Си и Си-Эн-Эн лег в основу создания первого круглосуточного информационного телеканала в России - «Russia Today» (Россия Сегодня).

Russia Today — первый канал в России, который стал телеканалом, осуществившим прорыв к зарубежной англоговорящей аудитории. В России нет аналогов, соответственно нет выработанной системы телевизионного иновещания. За годы распада Советского Союза и многочисленных реформирований современной исполнительной власти были утрачены навыки создания пропагандистского вещания. Ряды квалифицированных международных журналистов сильно поредели. Не стало тех, кто стоял у истоков создания иновещания в стране, и они не успели передать свой бесценный опыт современным творческим и административным работникам. Несмотря на то, что Russia Today создавался по образу и подобию ВВС и CNN (круглосуточное информационное вещание) необходимо привнести в его работу некоторые принципы и модели, которые были сформированы и с успехом проводились на иновещании.

Актуальность темы продиктована тем, что в исследованиях пока особняком стоит вопрос, касающийся культурной тематики в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории; он не получил широкого описания, позволившего бы выявить как сами механизмы создания программ, так и специфику восприятия информации иноязычной аудиторией.

Научная новина данного исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка комплексного анализа культурной тематики информационных телевизионных программ для зарубежной аудитории на примере телевизионного канала Russia Today.

Предметом исследования являются информационные программы культурной тематики для зарубежной аудитории, выходящие на канале Russia Today.

Объектом исследования — деятельность англоязычного телеканала Russia Today.

Источниками для исследования послужили информационные программы культурной тематики, выходившие на телеканале Russia Today с момента его основания до сегодняшнего дня.

Говоря о степени изученности проблемы, можно с полной уверенностью заявить, что она никогда не будет достаточной, потому что повседневная телевизионная практика, по крайней мере, в информационном разделе вещания, неизбежно опережает ее научное осмысление. Между тем, наша работа — отнюдь не первое исследование проблем культурной тематики информационного вещания. Она опирается на прочный фундамент теоретических трудов известных исследователей ТВ, повседневный анализ практики в работах отечественных телекритиков. Особенностям создания новостных телепрограмм посвящено значительное число научных публикаций и диссертационных исследований. Укажем здесь только наиболее известные работы таких авторов, как Р. А. Борецкий, Н. А. Голядкин, А. А. Грабельников, И. М. Дзялошинский, JI. А. Дмитриев, В. В. Егоров, Г. В. Кузнецов, С. А. Муратов, О.Р. Самарцев, В. JI. Цвик, А. Я. Юровский1 и др. Назовем также некоторые работы зарубежных исследователей - Д. Брауна, К. Ламэя, Э. Мицкевич, Д. Рида, Ч. Файерстоуна, Р. Энтмана, Э. Дэнниса и Д. Мэрилла, И.

1 См.: Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М., 2002; Голядкин Н.А ТВ-информация в США. М, 1994; Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1998; Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996; Дмитриев JI.A. Искусство информации. Ч. 1, П. М., 1996; Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. Изд. 2-е. М., 2004; Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. М., 2002; Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. М., 2007; Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей. М., 2008; Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. Изд. 2-е. М., 1983.

Фэнга1. Полезные сведения о зарубежном опыте в области телевизионной информации содержат работы отечественных исследователей Е. Ч. Андрунас, Г. Н. Вачнадзе, Н. А. Голядкина, И. И. Засурского, Я. Н. Засурского и др.

Изучение научной литературы показывает, что почти не осталось сколько-нибудь важных аспектов информационного телевещания, не затронутого в работах наших предшественников. Причем речь идет как об общих закономерностях развития телевизионной информации, так и о конкретных проблемах, отдельных практических аспектах организации деятельности информационных служб. Тем не менее, вопросы, касающиеся информационного телевещания в более конкретной постановке, становятся перспективными не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Механизмы создания и распространения информационных программ культурной тематики для зарубежной аудитории требуют комплексного подхода к современному информационному ТВ, осмысления перспективных направлений его развития.

Источниковедческой базой исследования являются многочисленные материалы, собранные, обработанные и переданные в эфир Russia Today. Научные статьи и работы ведущих специалистов в области телевещания и пропаганды. Личный опыт руководителей Russia Today, многолетняя практическая работа автора диссертации в главных редакциях ВГТРК ГТРК «Культура» и АНО «ТВ-Новости» Russia Today.

1 Браун Д.Р., Файерстоун Ч.М., Мицкевич Э. Телерадионовости и меньшинства. М., 1994; Ламэй К., Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Автономия телевидения и государство. М., 1999; Энтман Р., Рид Д., Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Телевидение, радио и приватизация. М., 1998; Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997; Теленовости: секреты журналистского мастерства (Реферат книги И.Фэнга "Теленовости, радионовости"). М., 1996.

2 Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991; Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации - их аудитория, техника, бизнес, политика. Тбилиси, 1989; его же. Секреты прессы при Горбачёве и Ельцине. М., 1992; Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996; его же. ТВ информация в США. М., 1994; Засурский И.И. Реконструкция России: Масс-медиа и политика в 90-е гг. М, 2001; Засурский И.И. Масс-медиа второй республики.М., 1999; Засурский Я.Н. Новое политическое мышление и международный обмен информацией//Вестник Моск.ун-та. Серия X. Журналистика. 1988. №6; и др.

Целью предлагаемой работы является выявление особенностей создания программ культурной тематики на телеканале для зарубежной аудитории.

В рамках достижения общей цели перед исследователем ставились следующие задачи:

- охарактеризовать исторические процессы создания информационных программ для зарубежной аудитории;

- выявить и описать цели и задачи телевизионного иновещания;

- определить жанрово-тематические особенности информационных программ культурной тематики для зарубежной аудитории;

- дать оценку структуре и кадровой политике Russia Today;

- обозначить методы создания культурной тематики в программах Russia Today;

- раскрыть специфику создания программ культурной тематики в программах Russia Today.

При решении указанных задач были использованы следующие методы: сравнительно-исторический, структурный анализ, системное описание.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что диссертация вносит определенный вклад в разработку проблем, связанных с теоретическим описанием информационных программ культурной тематики для зарубежной аудитории.

Практическая значимость видится нам в систематизированном описании культурной тематики в информационных программах для зарубежной аудитории, которое может быть использовано в лекционных курсах для специальностей «Журналистика» и «Связи с общественностью», при составлении учебных программ и учебных пособий.

Апробация исследования. Содержание работы отражено в ряде научных публикаций. «СМИ в условиях демократического управления», Теленовости телеканала «Культура, «Культурная тематика в информационных программах для зарубежных аудитории (по материалам телеканала Russia Today),

Социально-культурная миссия телеканала Russia Today, Специальные информационные программы вещания на зарубежную аудиторию: от советского периода до наших дней.

Хронологические рамки исследования охватывают в основном 2005-2008-е годы XXI-го столетия.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Мириманов, Дмитрий Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Советское государство с первых дней своего существования широко использовало радиотелеграф для информирования международного рабочего класса о жизни Советской России, об очередных мероприятиях и задачах Советской власти. В начале ноября 1917 года В. И. Ленин от имени Совета Народных Комиссаров обратился по радиотелеграфу к народам воюющих стран с призывом о заключении мира.

10 июля 1925 года Постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Советом Народных Комиссаров учреждается Телеграфное Агентство Союза Советских Социалистических Республик (ТАСС), которое принимает на себя основные функции Российского Телеграфного агентства как центрального информационного органа страны.

Ситуация, сложившаяся во второй половине XX века, диктовала свои условия: необходимо было противостоять мощному пропагандистскому аппарату Запада, когда развернулась настоящая информационная война. К этому времени СССР уже располагал масштабными инструментами информационного влияния в мире.

Важнейшим каналом распространения информации за рубежом также являлось радиовещание. Осуществлявшаяся с конца 20-х годов в СССР, большая программа по созданию технической базы радиовещания открывала возможности и для организации передач для зарубежного слушателя.

29 октября 1929 года начинается регулярное радиовещание для зарубежных слушателей. Подготовка программ была поручена специально созданному Сектору передач на иностранных языках при Центральном радио. Первые передачи шли на немецком языке через день два раза в сутки, объем их составлял от 30 минут до полутора часов. 7 ноября 1929 года началось вещание на французском и английском языке.

В годы Великой Отечественной войны перед иновещанием встали иные задачи, коренным образом изменившие его характер. Важнейшее место в передачах Московского радио заняли оперативно передававшиеся в эфир сводки Совинформбюро, информационные и публицистические программы о положении дел на фронтах, о героизме советских людей, материалы, разоблачавшие фашистские злодеяния и фашистскую идеологию, сообщения о росте антифашистской борьбы на оккупированных гитлеровцами территориях.

К началу 90-х годов масштабы международного вещания достигли 248 часов в сутки, передачи велись на 70 иностранных языках. Этот огромный объем обеспечивался иновещанием, входившим в состав Гостелерадио СССР, из Москвы и столиц девяти союзных республик, а также иновещанием работавшей под флагом общественных организаций радиостанции «Мир и прогресс», выпускавшей передачи на 15 языках.

Новый постсоветский период в истории отечественного иновещания начинается в 1991 году после распада СССР и образования независимой Российской Федерации. Организационно на первых порах международное Московское радио еще оставалось частью общей государственной вещательной структуры.

В декабре 1993 года создается Российская государственная радиовещательная компания «Голос России». В это время иновещание переживает большие трудности, вызванные сложным экономическим положением страны: резко сократилось финансирование вещания, значительно уменьшился его объем, из зарубежного радиовещания ушли многие профессионалы. И все же, несмотря на все трудности переходного периода, «Голос России» остался одной из крупнейших и наиболее слушаемых радиостанций мира.

В 1932 году, с переводом лондонского центра радиовещания Би-Би-Си из отеля «Савой» в занимаемое им и по сей день здание «Дома вещания» («Broadcasting House»), радиовещание Би-Би-Си было распространено на зарубежные страны. Сначала оно шло только на страны Британской империи (Австралию, Индию, Южную Африку, Западную Африку и Канаду) на английском языке. Эта служба называлась «Имперской службой Би-Би-Си» и финансировалась министерством иностранных дел (Foreign Office). Ее назначением было разъяснять населению британских колоний цели и задачи политики Великобритании, способствовать лучшему пониманию там британских ценностей и британского образа жизни. Это было совершенно новой в то время концепцией в коротковолновом вещании, и, как отмечают исследователи, «Имперская служба» очень быстро завоевала широкую и рассеянную по разным странам аудиторию.

Во время второй мировой войны Би-Би-Си пережила подлинное боевое крещение, объединяя страну и укрепляя дух населения.

К концу войны Би-Би-Си заметно снизила объем вещания на Германию и Италию и перебросила силы на другой участок, который стал не менее важным, чем борьба с фашизмом. Она усилила вещание на болгарском, венгерском, греческом, польском, чешском языках. Особенное внимание уделялось вещанию на те страны, в которые входила Советская армия. - •

Первые передачи из Лондона на русском языке вышли в эфир в 1941 году. Но большого успеха они не имели, что в первую очередь объясняется отсутствием у населения СССР радиоприемников, которые были по распоряжению советского правительства сданы на хранение на период войны. Регулярное вещание на русском языке началось 24 марта 1946 года. Эта дата и считается датой образования «Русской службы Би-Би-Си» («ВВС Russian Service»), которая первой начала регулярное вещание на Советский Союз («Голос Америки» отстал почти на целый год).

Восьмого января 1954 года появляются первые директивы, регулирующие направленность и методы вещания «Радио Свобода».

Новый этап в истории «Радио Свобода \ Радио Свободная Европа» начинается с объявленной Михаилом Горбачевым «Перестройкой», который получает свое развитие во время событий в Москве в августе 1991 года.

Русская служба «Радио Свобода» единственная, которая ведет радиовещание непрерывно двадцать четыре часа в сутки. Помимо вещания на основных коротковолновых частотах и на средневолновой частоте в Москве, программы Русской службы «Радио Свобода» ретранслируются местными радиостанциями в сорок одном городе бывшего Советского Союза.

Важную роль в информировании зарубежной аудитории о важнейших событиях, происходивших в СССР, играло телевидение. В конце пятидесятых годов, за несколько десятилетий до возникновения первых глобальных спутниковых телеканалов, обладающих возможностями транслировать сигнал во все точки земного шара, трансграничный обмен телепрограммами стал одним из важнейших каналов формирования имиджа страны среди аудитории Европы и США. Обмен телепрограммами проходил в рамках международного сотрудничества двух главных организаций, созданными европейскими вещателями — OIRT (Organisation Internationale de Radiodiffusion) со штаб-квартирой в Праге и EBU (European Broadcasting Uninon), с центральным офисом в Женеве.

Первым транснациональным телевизионным каналом стал американский спутниковый телеканал CNN. Тем не менее, Советский Союз не собирался отставать в гонке информационных технологий. Этот факт не стал широко известен, однако на базе первого общесоюзного телеканала в СССР могло возникнуть первое Российское всемирное телевидение. Благодаря появлению аппаратно-студийного комплекса №2 в Останкино возможности телевещания значительно расширились. В серьез стала обсуждаться возможность реорганизовать первый канал общесоюзного телевидения в вещательную компанию, способную транслировать свои передачи на весь мир. Это позволило бы на качественно новом уровне информировать огромную зарубежную аудиторию о точке зрения СССР на мировые события, пропагандировать советский образ жизни и формировать позитивный образ СССР в противовес американской пропаганде, а так же оказать существенную поддержку популяризации русского языка в глобальном масштабе. Кроме того, одной из главных функций системы должно было стать донесение «вестей с родины» для сотрудников советских посольств и представительств за рубежом. Для доставки сигнала планировалось использовать систему спутникового вещания, которая с 1984 года разрабатывалась специалистами НИИ Радио. Проект получил название «Москва-Глобальная».

Сегодня спутники системы «Москва-Глобальная» до сих пор находятся в эксплуатации, транслируя тот же первый Всесоюзный канал (сегодня на его частотах вещает Первый канал).

Поскольку иновещание главным образом ориентировано на зарубежную аудиторию и, в силу этого, может серьезно повлиять на отношения с другими странами, государство осуществляет в иновещаниии более тщательное регулирование и контроль, по сравнению со средствами массовой информации, работающими на внутреннюю аудиторию.

В июне 2000 года по инициативе президента РФ в действие вступила доктрина обеспечения информационной безопасности России, а пять лет спустя был создан первый глобальный круглосуточный англоязычный новостной телеканал, получивший название «Russia Today».

Появившись в эфире в 2005 году, в эпоху информационной глобализации, когда во всем мире происходит формирование и развитие единого информационного пространства на базе высоких коммуникационных технологий, телеканалу «Russia Today» приходится завоевывать аудиторию уже на сложившемся рынке, где присутствует огромное количество альтернативных транснациональных СМИ.

Новизна «Russia Today» заключается в том, что это первый российский круглосуточный телеканал, вещающий на зарубежные страны на английском языке, с функциями, отличными от рыночных.

Russia Today» начала всемирное вещание 12 декабря 2005 года, спустя пять месяцев после создания, преодолев многочисленные трудности по формированию и подготовке штата, способного писать новостные материалы на английском языке, а также обучению своих сотрудников работе по новой «беспленочной технологии», используя лишь цифровые носители информации. Основу штата составили российские сотрудники с высоким уровнем знания английского языка, зарубежные редакторы, корреспонденты и ведущие.

С 2007 года телеканал «Russia Today» активно занимается новыми проектами. Один из них — создание совместного проекта с Российским информационным каналом «Вести» специального раздела сайта «BecTH.Ru», где будут размещаться видеосюжеты на английском языке.

Другой проект - это создание телеканала «Rusiya Al-Yaum». «Rusiya Al-Yaum» - первый российский телеканал на арабском языке, представляющий российскую точку зрения на события, происходящие в России и за рубежом. Семь дней в неделю, 20 часов в сутки в эфире «Rusiya Al-Yaum» самые важные новости политики, экономики, общественной жизни, документальные фильмы и информационно-аналитические программы. Спутниковый сигнал телеканала доступен для приема в открытом виде в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Европы.

Основная проблема, с которой столкнулись организаторы «Russia Today» и в частности руководство Отдела программ по культуре, — кадровая. В довольно короткий срок необходимо было создать команду, способную в круглосуточном режиме 7 дней в неделю, 365 дней в году создавать новостную продукцию на иностранном языке.

Одной из важных особенностей в работе Отдела программ по культуре является глубокое знание российской и мировой культуры. Например, недостаточно знать, как называется то или иное художественное произведение на русском языке, нужно понимать, как его можно корректно перевести на английский. Где и как быстро и качественно проверить эту информацию. Требуются знания фольклора и народных традиций, пословиц, поговорок, идиоматических оборотов.

Еще одна, пожалуй, основная задача творческого коллектива Отдела программ по культуре и «Russia Today» в целом состоит в том, чтобы четко себе представлять какие информационные потребности испытывает потенциальный зритель, воспитанный на CNN, Sky news, ВВС и т. д. Ведь именно они являются основными потребителями информации «Russia Today».

В целом творческая работа «Russia Today» схожа с другими информационными телеканалами. В основе работы лежит информация, которая регистрирует факт, событие. Задача редакции в кротчайшие сроки объективно сообщить о нем. Вопрос заключается в интерпретации.

Ключевое значение, которое требовалось освоить и руководству канала и в частности руководству Отдела программ по культуре, — это направленность. Иными словами, умение приспосабливать российскую информацию к условиям различных стран и слоев населения, умение говорить с зарубежной аудиторией на понятном ей языке.

Важная задача, которая стояла перед редакцией Отдела программ по культуре, - рассказать зарубежному зрителю о тех процессах, которые происходят сегодня в культурной жизни в России, о том, как творческая элита воспринимает мировые тенденции в искусстве, какие схожие направления существуют в западном и российском шоу-бизнесе, о взаимоотношении мировой и российской культуры и т. д.

Но прежде всего, в каждом материале должна быть новость - новые факты, новые мысли, новые аргументы, новое осмысливание событий и проблем, новый подход. Ежедневно рядовой зритель получает десятки информационных сообщений, и материал «Russia Today» должен отличаться от остальных. Отличаться эксклюзивностью. То, о чем расскажет программа Entertainment, больше нигде он этого не увидит и не узнает. Содержание и форма -приоритеты Отдела программ по культуре. Поэтому перед сотрудниками Отдела ежедневно стоит непростая задача выделить из сотни событий, которые происходят в Москве и регионах, те, которые будут наиболее интересны зарубежному зрителю. Журналисты Отдела должны действовать соответствующими методами, с учетом их требований к материалу, с учетом их традиций и практики. При выборе темы важен информационный повод — событие, дата, годовщина и т. д. Надо исходить из того, чтобы для иностранного зрителя это событие, дата, годовщина и т.д. тоже представляли интерес, что они важны не только для нас. Вместе с тем не следует бояться повторения каких-то уже известных фактов. Главное, чтобы подать их свежо, привлекательно и броско. Необходимо не навязывать выводов, а убеждать подбором интересных фактов и аргументов. Навязывание выводов, а журналисты, к сожалению, часто грешат этим недостатком, означает лобовую пропаганду, следовательно, неубедительную и неумную.

Зарубежный зритель привык к тому, что ему излагают факты, предлагая самостоятельно их обдумывать, и лишь поясняют, что скрывается за теми или иными событиями, всесторонне анализируя их.

Russia Today» с самого начала своего существования взяло за основу западную модель, когда делается ставка на молодых и талантливых, будь-то журналисты, операторы или видеоинженеры. Эта модель имеет свои плюсы и свои минусы. Минус заключается в том, что молодые журналисты не имеют опыта работы в новостной организации и требуется время на освоение азов специальности и приобретение опыта. К плюсам, несомненно, можно отнести, тот факт, что редакция сама формирует коллектив по своим потребностям, получая возможность создавать тот штат сотрудников, который способен выполнять те задачи, которые необходимы конкретно для этого информационного продукта.

В своей работе «Russia Today» ставит цель - добиться доверия зрителей, а главное - сохранить это доверие, тем более, если речь идет о новостях. Зритель должен быть уверенным, что увидит обоснованный, корректный, необычный репортаж о том, что ему интересно, с разными мнениями и героями.

Для того, чтобы обеспечить восприятие материала зрителями максимально доступно, репортер обязан изложить его ясно и вразумительно. Это требование является чрезвычайно важным.

Все репортажи, будь то новостные или специальные репортажи, должны быть написаны, сняты и смонтированы с предельной степенью ясности изложения, чтобы ваши зрители могли воспринимать их с первого взгляда.

Проблема обратной связи - ключевая в работе каждой редакции.

В условиях многополярного мира, когда формирование общественного мнения с помощью средств социальной коммуникации становится все более сложным и специфическим социально-психологическим процессом. Так, выявление интересов аудитории и реакции этой аудитории на полученную информацию крайне необходимо.

С первого дня эфирного вещания на канале «Russia Today» ведется мониторинговые исследования. Результаты, которых включают общие сведения об источниках информации, соотношения негативных и позитивных материалов, цитирование программ и материалов канала, изменения структуры упоминания т. д. Все эти отчеты необходимы для анализа работы «Russia Today» и выявлении недостатков. В том числе и в формировании общественного мнения.

Надо отметить, что «Russia Today» довольно тесно общается с различными интернет-изданиями. В том числе и с самым популярным мировым ресурсом YouTube.

Через год вещания российский англоязычный телеканал «Russia Today» открыл на портале YouTube собственный раздел. Здесь публикуются лучшие новостные выпуски, репортажи, документальные фильмы и сюжеты телеканала.

Надо отметить, что «Russia Today» — одна из первых телекомпаний в России, на сайте которой можно отсмотреть любой материал, прошедший в эфир. Все репортажи сортируются по рубрикам - News, Sport, Entertainment,

Business, SciTech, Features. В этих разделах репортажи хранятся в хронологическом порядке, здесь же можно прочитать журналистский текст каждого репортажа.

Изучая особенности создания телевизионной продукции для зарубежной аудитории и эффективность деятельности телекомпании, следует учитывать цель, которую ставит перед собой редакция. Цель работы каждой телекомпании, особенно на «Russia Today», - удовлетворение информационных потребностей аудитории.

Эти информационные потребности необходимы аудитории для ориентации в окружающей действительности, пояснения или разъяснения сложившейся картины мира, для решения различных жизненных ситуаций, и т. д.

Вместе с тем, творческий коллектив каждого телеканала обязан реагировать на все изменения, которые происходят в обществе и в мире.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мириманов, Дмитрий Александрович, 2008 год

1. Постановление Президиума ВЦИК Телеграфном агентстве (РОСТА) от 7 сентября 1918 г. // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов. М., 1972. - С. 62-63.

2. Постановление Президиума ЦИК СССР «Положение о телеграфном агентстве Советских социалистических Республик (ТАСС)» от 10 июля 1925 г. // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов. -М., 1972. С. 134-136.

3. Постановление ЦК ВКП (б) «О создании и задачах Советского информационного бюро» от 24 июня 1941 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). М., 1985, Т. 7. - 1938-1945. - С. 213.

4. ГАРФ, ф. «Телеграфное Агентство Советского Союза (ТАСС) при Совете Министров СССР».-№ 4459. оп. 11.-д. 1401.-л. 258.1. Книги

5. Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: парадоксы развития, поиски, перспективы. М.: Мысль, 1991. - 253 с.

6. Адамянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. - М.: Институт социологии РАН, 1999. - 136 с.

7. Актуальные проблемы журналистики/Материалы научно-практической конференции «Средства массовой информации в постсоветском обществе».-М.,1997. 124 с.

8. Алексеева М.И. Практикум по редактированию материалов телевизионных передач. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1970. - 144 с.

9. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. - 212 с.

10. Ахвеледиани М.В. Новости наша профессия. - М.: ИПК, 2004.- 84 с.

11. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978. - 271 с.

12. Багиров Э.Г., Кацев И.Г. Телевидение, XX век: Политика. Искусство. Мораль. М.: Искусство, 1968. - 303 с.

13. Бакулев Т.П. Кабельно-спутниковое вещание: Мировой опыт.- М: ИПК, 1996. 155 с.

14. Ю.Бакулев Т.П. Телевидение без границ. М.: ИПК, 1994. - 148 с.

15. П.Барабаш Н.А. Телевидение и театр: игры постмодернизма- М.: МПГУ, 2003.-182 с.

16. Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики / С.И. Беглов. М.: Высш. школа, 1984.

17. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.:, 2003.

18. Н.Богомолова Н.И. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991. - 125 с.

19. Борецкий Р. А. В бермудском треугольнике ТВ /Под общей ред. Я.Н.Засурского. М.: ИКАР, 1998. - 204 с.

20. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М.: ИКАР, 2002. - 260 с.

21. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье:Статьи 1989-1998. М.:ТЭФИ, 1998.-104 с.

22. Борецкий Р.А. Телевизионная программа: Очерк теории пропаганды. М.: НМО ГКРТ, 1967.-214 с.

23. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М.: Искусство, 1990. - 152 с.

24. Борискин В.В. Правовое регулирование деятельности телерадиокомпаний. -М.: ИПК, 1998.- 36 с.

25. Браун Д.Р., Файерстоун Ч.М., Мицкевич Э. Теле- и радионовости и меньшинства. М.: Интерпракс, 1994. - 184 с.

26. Браун JI. Имидж: путь к успеху. СПб: Питер-Пресс, 1996. - 288 с.

27. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. М.: МНЭПУ, 1995. -112 с.

28. Вакурова Н.В. Психологическая подготовка интервьюеров телевидения и радио. М.: ИПК, 1996. - 41 с.

29. Вартанов А.С. От фото до видео. М.: Искусство, 1996. - 220 с.

30. Васильева Л. А. Делаем новости. М.:, 2002.

31. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Рукавишников Л.А. Теле- и радиоинформация. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. - 64 с.

32. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации их аудитория, техника, бизнес, политика. - Тбилиси: Ганатлеба, 1989. - 672 с.

33. Вачнадзе Г.Н. Секреты прессы при Горбачёве и Ельцине. М.: Книга и бизнес, 1992.-424 с.

34. Вильчек В.М. Контуры: Наблюдения о природе телеискусства. Ташкент: Фан, 1967. -212 с.31 .Вильчек В.М. Под знаком ТВ. М.: Искусство, 1987. - 240 с.

35. Власть, зеркало или служанка?: Энциклопедия жизни современной российской журналистики. В 2-х тт. М.,1998.- Т.1 - 278 е.; Т.2 - 324 с.

36. Вороненкова Г.Ф, Вороненков М.Ю. Электронные СМИ Германии: прошлое и настоящее. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008. - 9 с.

37. Воскобойников B.C., Юрьев В.К. Журналист и информация. М.: РИА "Новости", 1993.-208 с.

38. Гаспарян В.В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра.- М.: ИПК, 1995.-68с.

39. Головко Б.Н. Брэндинг: Теория и практика. М.: МГУП, 2003. 324 с.

40. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.: ИПК, 1996. - 125 с.

41. Голядкин Н.А. Методы исследования средств массовой коммуникации. М.: ИПК, 1997. - 96 с.

42. Голядкин Н.А. ТВ информация в США. М.: ИПК, 1994. - 230 с.

43. Голядкин Н.А. Телепрограммирование в США: специфика и приёмы. М.: ИПК, 1997.-72 с.

44. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства.- М.: Высшая школа, 1989.- 119 с.

45. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. -М.: РУДН, 1996.- 167 с.

46. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991. - 221 с.

47. Дей Р. Телевидение. Личный взгляд на новую область журналистики / Пер. с анг. Н. Голядкин. М., 1967. - 107 с.

48. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1994. - 124 с.

49. Дмитриев Л.А. Искусство информации. М.: ИПК, 1996. - 181 с.

50. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования свовременной английской медиаречи. -М.: Едиториал УРСС, 2005. 288 с.

51. Дугин Е.Я. Информационно-публицистические передачи телевидения и пути повышения их эффективности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. - 202 с.

52. Дугин Е.Я. Телерадиокоммуникации в стране и в мире: Тенденции, оценки, прогноз. М.: ИПК, 1991. - 192 с.

53. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997. - 383 с.

54. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999.-416 с.

55. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М.: МНЭПУ, 1992. - 312 с.

56. Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории. М.: Аспект Пресс, 2004. 54.3асурский И.И. Масс-медиа второй республики. - М.: Изд-во Моск.У-нта,1999.-254 с.

57. Информационная и психологическая безопасность в СМИ // сборник под ред. Донцова А.И., Засурского Я.Н., Матвеевой JT.B., Подольского А.И. М.:, 2002.

58. Ионин М. Г. Социология культуры. М.: 1998.

59. Кашлев Ю.Б. Информация и PR в международных отношениях // Ю. Б. Кашлев, Э. А. Галумов. М.: Известия, 2003.

60. Копперуд Р., Нельсон Р.П. Как преподносить новости. М.: Виоланта, 1998. -128 с.

61. Коновалова О.В. Информационные жанры телевидения. Ростов н/Д, 1997. -51 с.

62. Коутс Ч. Новости на экране (руководство для тележурналистов). М.: 1998.

63. Кузнецов Г.В. Журналист на экране. М.: Искусство, 1985. - 208 с.

64. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. Изд. 2-е. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. - 220 с.

65. Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. - 253 с.

66. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии прфессионализма. М.: Изд-во «РИП-холдинг», 2002. - 220 е.;

67. Кэрролл В.М. Новости на TV. М.: Мир, 2000. - 328 с.

68. Ламэй К., Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Автономия телевидения и государство. -М.: Знак, 1999. 208 с.

69. Ли Хант. Основы телевизионного брэндинга и эфирного промоушн. М.: Галерея, 2001. - 152 с.

70. Лукницкий С.П. Государство и информация. М.,1995. - 145 с.

71. Льюис Б. Диктор телевидения /Пер. с англ. М.: Искусство, 1975. - 197 с.

72. Маркелов К.В. Карьера в журналистике: Типология профессионального становления и поведения журналиста. М., 1996. - 23 с.

73. Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации. -М.:ИПК, 1990.-61 с.

74. Мизеров С.Д. Введение в политологию. Телевидение, радиовещание и политика. М.: ИПК, 1998. - 50 с.

75. Миллоу Ч. Имиджеология. Парадоксы мышления. М.: Наука, 1998. - 248 с.

76. Михалкович В.И. О сущности телевидения. М.: ИПК, 1998. - 50 с.

77. Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Телевидение и выборы. М.: Международный фонд "Культурная инициатива", 1993. - 96 с.81 .Мультимедиа: творчество, техника, технология /Н.И. Дворко и др. СПб: СПбГУП, 2005.- 176 с.

78. Муратов С.А. ТВ-эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). М.: Логос, 2001. - 240 с.

79. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2001. - 171 с.

80. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.-.Аспект Пресс, 2004. - 200 с.

81. Орлова В.В. Глобальные сети новостей на информационном рынке. М.:, 2003.89.0сновы социологии /Курс лекций под ред. А. Г. Эфендиева. М.: 1993.

82. Очерки по истории Российского телевидения. М.: Воскресенье, 1999. - 416 с.

83. Пальгунов А.Ф. Заметки об информации. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1967. -104 с.

84. Панарин И.Н. Информационная война и выборы. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2003.

85. Парфёнов Л.Г, Чекалова Е.Л. Нам возвращают наш портрет: Заметки о телевидении. М.: Искусство, 1990. - 207 с.

86. Поздняков Н.К. Информационная телепередача: Эфир, ведущие, зрители. -М.: Восточный ветер, 1997. 232 с.

87. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики М.: изд-во МГУ, 1995.

88. Работа телеоператора службы новостей: Реферативные обзоры. М.: ИПК, 1995.- 85 с.

89. Радиожурналистика/ Под ред. проф. А.А. Шереля. М., 2000.

90. Рантанен Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России. М.:, 2004.

91. Рид Р., Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Телевидение, радио и приватизация. -М.: Ливр, 1998. 80 с.

92. ЮО.Российские средства массовой информации, власть и капитал: к вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России. М.: Центр "Право и СМИ", 1999.- 80 с.101 .Руководство для создателей передач Би-Би-Си /Пер. с англ. М.: ИПК, 1997.- 131 с.

93. Рэндал Д. Универсальный журналист. М., 1996. - 420 с.

94. ЮЗ.Саппак B.C. Телевидение и мы: Четыре беседы. 3-е изд. - М.: Искусство, 1988.- 167 с.

95. Самарцев О.О. Творческая детятельность журналиста. М.: Академический проект, 2008. - 528 с.

96. Сапунов Б.М. Этика и культура работника телевидения: Учебное пособие. -М.: ИПК, 1991.-54 с.

97. Юб.Самарцев О.Р. Телевидение. Личность. Образование. (Очерки теории образовательного телевидения). Ульяновский Дом печати, 1998. - 220 с.

98. Система средств массовой информации России: учебное пособие для вузов/Под редакцией Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001.-259 с.

99. Социология массовой коммуникации / Под ред. Минюшева Ф.И., Иванцова В.Н. М.: Изд-во Моск.У-нта, 1995. - 328 с.

100. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. -М.: ПЕН-центр "ППП", 1993.- 175 с.

101. ПО.Средства массовой информации в современном мире: Тезисы научно-практической конференции. СПб, 1999. - 239 с.

102. Средства массовой информации России: Анализ. Тенденции. Прогноз. М.: Инфоцентр, 1998. - 230 с.

103. И2.Стейнли П. Телевизионный репортаж практическое пособие для профессионалов М.: Издательство «Аспик Д», 1997. - 342 с.

104. З.Суханов А.П. Мир информации (История и перспективы). М.: Мысль, 1986.-204.

105. Н.Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 1-9. М.: Искусство, 1981-89. -230, 254, 240, 272, 256, 280, 278, 268, 239 с.

106. Телевидение США : Сб. Статей. М.: Искусство, 1976. - 223 с.

107. Телевизионная журналистика: учебник. 5-е изд., перераб. и доп./ редкол.: Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик, А.Я.Юровский. М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. - 368с. - (Классический университетский учебник).

108. Телевизионная мозаика: Штрихи к "портрету" отечественного телевидения переходного периода. Вып.1,2,3 / Сост. В.Л.Цвик. М., 1997, 1998. 101 е., 148 е., 138 с.

109. Телеэкран неограниченное господство?: Государство, капитал и новы средства массовой информации / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1987. - 230 с.

110. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.:, 2004.

111. Федотова JI.H. Анализ содержания телевизионных передач. М., 1992. - 89 с.

112. Федотова JI.H. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996. - 231 с.

113. Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации: Социологические наблюдения. М.: Наука, 1977. - 187 с.

114. Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М.: Искусство, 1971. - 201 с.

115. Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства (Реферат книги). М.: ИПК, 1993.- 144 с.

116. Цвик B.JI. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. М.: Аспект пресс, 2004. - 326 с.

117. Цвик В.Д., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М.: Аспект Пресс, 2002. = 176 с.

118. Цвик B.JI. Телевизионная служба новостей. М.: Юнити, 2008. - 319 с.

119. Цвик B.JI. Телевизионная журналистика. Изд. 2-е. -М.: Юнити, 2009. 495 с.

120. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. - 215 с.

121. Шкондин М.В. Организация средств массовой информации и пропаганды. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985. 184 с.

122. Юровский А.Я. Телевидение поиски и решения: Очерки теории истории советской журналистики. - 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1983. - 215 с.

123. Broadcasting without barriers George A. Codding jr. - UNESCO, 1959. - 452 P

124. Kunczik M. Images of Nations and International Public Relations / M. Kunczik. Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum Associates, 1997. - 532 p.

125. Kung-Shankleman Lucy. Inside the BBC and CNN. London: Routledge, 2000. -89 p.

126. Schiller Herbert I. Mass Communications and the American Empire Boulder, Colo: Westview Press, 1992. - 243 p.1. Статьи

127. Акопов А.З. "Открытый канал" это диктатура зрителей //Телефорум. -1999.-№2-3. С.18-23.

128. Багиров Э.Г. Эволюция представлений о природе телевидения // Вестник Моск. Ун-та. Сер.Х. Журналистика. 1984. -№6. - С.26-30.

129. Бардин П. Как стать первой кнопкой // Материалы Первого и Второго Международных конгрессов Евразийского телефорума. — М., 2003. С.12-18.

130. Борецкий Р.А. Журналистская информация и социальное управление. В кн.: Проблемы информации в печати: Очерки теории и практики. - М.: Мысль, 1971.

131. Быстрицкий А. Международные и национальные телевизионные новости в эпоху глобализации //Материалы Первого и Второго Международных конгрессов Евразийского телефорума. М., 2003. — С. 46-52.

132. Вартанов А. Дороже звёздного блеска.// Журналист. 1998. - №4.

133. Вирильо Поль. Тирания настоящего времени/Пер. с фр. // Искусство кино. -1996.-№1.-С.130-133.

134. Возвращение к проекту «Москва Глобальная» // НГ-Субботник, №25(72). — 2001. Electronic Source: http://saturday.ng.ru/post/2000-09-30/7post.html

135. В России создан пропагандистский телеканал для иностранцев // Lenta.ru -2005. http://www.lenta.ru/news/2005/06/07/channel/

136. Ю.Вычуб Г.С. Политизация общества и журналистика // Вестник Моск. Ун-та. Сер.Х. Журналистика. 1990. - №4. - С.6-11.

137. П.Добродеев О. Профессия такая, полувоенная // Искусство кино. 1998. - №5. 12.Засурский Я.Н. Новое политическое мышление и международный обмен информацией // Вестник Моск. Ун-та. Сер.Х. Журналистика. - 1988. -№6. -С.33-42.

138. Засурский Я.Н. Идет персонификация в средствах массовой информации // Телецентр. 2006,- №2. - С.9-11.

139. Ефимова JI.JI. Государственное телевидение и свобода слова // Независимая газета электронная версия. 26.03.1998. - №52.

140. Качкаева А.Г. Государево телевидение // ТЭФИ обозрение. 1998. - Вып. №6 (9).

141. Качкаева А.Г. Новейшая история Российского телевидения. 1990-2002 (опыт периодизации) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2003. - № 3. — С. 21.

142. Климов И. «Для тех, кто все понимает!» // Политический журнал. № 35 (86). - октябрь. - 2005. - С. 23-24.

143. Колосова Ю. М. Массовая информация и международное право // Советское государство и право Ноябрь - 1972 - С. 89-95.

144. Кузнецов Г.В. Классификатор программ // ТЭФИ обозрение. 1999. - №7. -С.36-39.

145. Назарова Я.В. Конкуренция на российском рынке телевизионных новостей // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2000.- №2. - С.11-18.

146. Новое руководство: недолгий период смелости // Виртуальный музей радио и телевидения Electronic Source: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?obno=4623@page=4.

147. Первый канал. Общая информация о канале. — Electronic Source. Acess: http://www.advesti.ru/publish/video/030505pervii/

148. Поппер Карл. Против злоупотребления телевидением/Пер. с нем. // Искусство кино. 1996. - №1. - С. 134-137.

149. Рыков П. Рынок как вызов современному телевидению // Материалы Первого и Второго Международных конгрессов Евразийского телефорума. -М., 2003.-С. 56-60.

150. Сапунов Б. Телевидение в системе культуры. В кн.: Телевидение на рубеже двух веков. - М., 1989. - С. 53-56.

151. Соколова С. Телевидение XXI века // Интерфакс-АИФ. 1998. - 18 сент.

152. Талина Е. В потоке новостей // Рос. газета. 1998. - 6 ноября.

153. Тиррел Р. Работа телевизионного журналиста // Работа телеоператора службы новостей: Реферативные обзоры. М.: ИПК, 1995. - С.54-81.

154. Топаз М. Теленовости две России // ТЭФИ обозрение.- 1999. - №7. - С.6-10.

155. Тренёва Е. Охотники до новостей // Рос. газета. 1997. - 21 ноября.

156. У Мердока под колпаком // газета «Алло» Electronic Source: http://telecom.tomsk.ru/news/shownews.html?id=1625

157. Фуколова Ю. Как подать родину // «Секрет фирмы» № 20 (107) - 2005. - С. 16-18.

158. Цвик B.J1. Особенности реформирования отечественной системы телевидения в условиях информационного рынка (Два "передела" телевизионной собственности) // Вестник Моск. Ун-та. Сер.Х. Журналистика. -1998.-№3.

159. Цвик B.J1. Телевидение сегодня. В кн.: Система средств массовой информации России. Ч. 1. М., 1994; Изд. 2-е, доп. М., 1995.

160. Шемелина Ю.В. Новостной текст как объект лингвистического исследования// Журналистика 2005: Сб. материалов научно-практической конференции. М.: Ф-т журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2006. С.488-489.

161. New York Times August 11 - 1972 - P. 1, 4.

162. New York Times October 30 - 1972 - P. 7.

163. Russia Today Corporate Profile. Official website/ Electronic Source: http://www.russiatoday.ru/test/index.php?id=35

164. Диссертации и авторефераты

165. Агапитова С.Ю. Информационное вещание на ТВ: эволюция и современное состояние (На материалах телевидения Лениграда/Петербурга): Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб, 2000. - 19 с.

166. Багиров Э.Г. Телевизионная журналистика. Проблемы теории и методологии исследования: Автореф. дис. . докт. филол. наук. М., 1976. - 48 с.

167. Бакулев Г.П. Современные концепции и теории массовой коммуникации в контексте новых медиа: Автореф. дис. . докт. филол. наук. М., 2003. - 53 с.

168. Березин В.М. Теоретико-методологический анализ телевизионеной коммуникации: сущность, структура: Автореф. дис. . докт. филол. наук. М., 2003. - 53 с.

169. Борецкий Р.А. Телевизионная пропаганда: проблемы методологии, методики, прогнозирования: Автореф. дис. . докт. филол. наук. М., 1976. - 81 с.

170. Головко Б.Н. Соцуиолингвистическое моделирование управления современными СМИ: Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1995. - 29 с.

171. Дмитриев Л.А. Законы драматургии телевидения и типология жанров: Автореф. дис. . докт. филол. наук. М., 1976. - 48 с.

172. Добриневская Т.Г. Особенности деятельности телевизионного журналиста в различных типах коммуникационных процессов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Минск, 1992. - 22 с.

173. Комиссаров С.С. Государственная информационная политика в условиях реформирования российского общества: Автореф. дис. .канд. ист. наук. -М., 1998.-24 с.

174. Ю.Коновалова О.В. Основные тенденции развития регионального телевидения в современных условиях: Автореф. дис. . докт. филол. наук. М., 1999.-48 с.

175. П.Кочисова А.Н. Структура и стилистика новостных программ телевидения Северного Кавказа: Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 2005. -24 с.

176. Макарский А.Э. Выразительные средства телевизионных информационно-публицистических программ: Автореф. дис. .канд. филол. наук. -М., 1983.-22 с.

177. И.Остроумов С.О. Особенности внешнеполитической пропаганды социального образа жизни на примере социально-экономических преобразований в Сибири : автореф. дис. . канд. филол. наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М., 1980. - 16 с.

178. Н.Поберезникова Е.В. Эволюция, принципы и методы интерактивного телевидения: Дисс. .канд.филол. наук. М., 2000. - 186 с.

179. Самарцев О.Р. Актуальные проблемы телевизионной журналистики в условиях современного этапа информационно-компьютерной революции: Автореф. дис. . докт. филол. наук. М., 1999. - 47 с.

180. Солнцев В.Н. Структура бюллетеня новостей местной студии телевидения: проблемы оптимизации : Дисс. . канд. филол. наук. М., 1985. -201 с.

181. Утилова Н.И. Природа аудиовизуального творчества. Язык и образная система телевидения: Автореф. дис. . докт. искусствоведения. М., 2000. - 53 с.

182. Цвик B.JI. Телевидение переходного периода (Тенденции и проблемы реформирования в условиях информационного рынка) : Дисс. . докт. филол. наук. -М., 1997.-407 с.1. Программа Entertainment1. Программа News1. Программа Бизнес1. Программа Спорт

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.