Эволюция рок-культуры в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Невская, Татьяна Николаевна

  • Невская, Татьяна Николаевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 162
Невская, Татьяна Николаевна. Эволюция рок-культуры в России: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2009. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Невская, Татьяна Николаевна

Введение.

Глава 1. Формирование и трансформация рок-культуры в России.

1.1. Этапы становления отечественной рок-культуры.

1.2. Рок-культура в средствах массовой коммуникации.

Глава 2. Рок как субкультура: к проблеме генезиса.

2.1. Современные подходы к изучению рока.

2.2. Рок как составляющая молодежной субкультуры и контркультура.

2.3. Семантика рок-культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция рок-культуры в России»

Актуальность темы исследования. Рок-музыка, появившаяся в конце 1950-х годов как специфическая форма молодежного творческого самовыражения, стала в наши дни устойчивым явлением мировой художественной культуры.

Новое течение, возникнув в процессе стихийного становления молодежных субкультурных сообществ, несших в себе заряд социально-политического протеста и ценностного конфликта «отцов» и «детей», стимулировало развитие рок-культуры, обладающей в настоящее время собственными эстетическими канонами, семиотическими кодами, багажом музыкальных артефактов. Организационно оформленные коммерческие рок-проекты! функционируют в традиционном культурном пространстве - реальном и виртуальном, одновременно рок выступает одним из течений творческого поиска в области эстрадно-джазовой музыки, в лучших образцах проявляясь как элитарное искусство.

Знакомство с рок-музыкой состоялось в 1957 году, во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проводившегося в Москве. В течение 1960-х годов, в период относительной либерализации политической и культурной жизни в СССР, рок как стиль вокально-инструментального и танцевального творчества приобрел чрезвычайную популярность в молодежной среде крупных городов, оставаясь, однако, на стадии неофициального социокультурного феномена. Зарождение и эволюция отечественной рок-культуры, появление «русского рока» и формирование российского молодежного рок-сообщества протекали на'границе официальной культуры и сопровождались идеологическими спорами и теоретическими дискуссиями.

Отечественная рок-культура, легализованная и получившая общественное признание во второй половине 1980-х годов, вызывает глубокий интерес представителей различных областей социогуманитарного знания - социологов, культурологов, философов, искусствоведов и филологов, исследующих различные ее аспекты. Однако до сих пор процессы эволюции отечественной рок-культуры и отношения общества к этим процессам все еще не обрели комплексного культурологического освещения. Остается неизученным становление «русского рока» как целостного явления музыкально-поэтической, социокультурной, семиотической и духовной самореализации российской молодежной субкультуры.

Степень разработанности проблемы. Комплексный анализ эволюции отечественной рок-культуры предполагает учет результатов исследований в области становления молодежной субкультуры, контркультуры, рока как нового музыкального течения и как социокультурной практики, объединяющей молодежное сообщество музыкантов, вокалистов, поэтов и их многочисленных поклонников.

Зарождению и развитию молодежной субкультуры в целом и специфических субкультурных групп внутри нее посвятили свои труды отечественные социологи, культурологи и философы культуры: И. Н. Андреева, К.С.Афанасьев, Г. В. Брындина, Н. Я. Голубкова, И. Б. Громова, П. С. Гуревич, Ю. Н. Давыдов, А. С. Запесоцкий, С. Н. Иконникова, Г.С.Кнабе, И. С. Кон, С. И. Левикова, В.Ф. Левичева, В. Т. Лисовский, В. А. Луков, С. Я. Матвеева, С. Т. Махлина, Л. Т. Новикова, Д. В. Петров, И. Б. Роднянская, Г. И. Саганенко, Н. Д. Саркитов, 3. В. Сикевич, Э. В. Соколов, Н. Н. Суворов, А. П. Файн, А. Шмелев, Т. Б. Щепанская и др.; и зарубежные ученые: М. Брейк, М. Мид, Р.Э.Парк, Т.Парсонс, В. Райх, Ч. Рейч, Т. Роззак, Н. Смелзер, Р. Уильяме, Б. Филипс и др.

Проблемы личностного становления, духовного, социального развития и ценностных ориентации, молодого поколения рассматривали в своих работах российские исследователи: В. Н. Боряз, В.П.Большаков, Ю. Р. Вишневский, Н. В. Голик, А. Г.Здравомыслов, Ю. А. Зубок, М.С. Каган, О. И. Карпухин, А. А.Козлов, А.Г. Кузнецов, С. А.Кугель, Н.И. Лапин, В.Б.Ольшанский, Е.Г. Слуцкий, И. А.Сурина, В. Я. Суртаев В. Д.Тугаринов, В. И. Чупров, В. А. Ядов и др.

В 1990-е годы рок-музыка и рок-культура привлекли значительное внимание отечественных социологов, философов, культурологов, искусствоведов и филологов. Так, отечественная рок-музыка рассматривается как социомузы-калъный и социокультурный феномен молодежной субкультуры в диссертационных исследованиях И.С.Алексеева (2003), А. А. Васильевой (1999), Н. Б. Гончаровой (2002), Г. Ю. Квятковского (2002), И. В. Ковальчук (2002) и др. Филологические работы, посвященные рок-поэзии, принадлежат Т.Е.Логачевой, Т.М. Смирновой, О.Ю.Суровой, И. В.Кормильцеву и др. Первые публикации о рок-музыке, относящиеся к концу 1970-х гг., осуществлены Л.Б. Переверзевым (1977), О.А.Феофановым (1978) и др. В 1980-е гг. появились работы: Л. С.Мархасева (1986), А. К.Троицкого (1982), Д.П. Ухова (1982), и др., в которых содержится анализ современных тенденций развития рок-музыки. Во второй половине 1980 — в 1990-е годы интерес к рок-музыке существенно возрос, соответственно увеличилось количество публикаций, посвященных рок-культуре, появились первые журналистские интервью с рок-музыкантами об истории и развитии рок-музыки в России (А. П. Бурлака И. В.Кормильцев, А. Г.Кушнир, А. Е.Налоев, Н.К. Нежданова, И'. Д.Саркитов, Е.В. Федоров, И.А. Хижняк и др.). Интерес к отечественной рок-культуре, проявленный в тот период, обусловливался, во-первых, несколькими десятилетиями ее эволюции в нашей стране; во-вторых, определенной исторической дистанцией, которая уже позволяла поставить вопрос о причинах появления отечественной рок-культуры и об этапах ее развития; в-третьих, отечественная рок-культура уже была полностью легализована в России, и в связи с этим в ней прослеживались заметные изменения. Эти проблемы были сформулированы в работах Т. А. Диденко, В. Д .Конен, Т. В. Чередниченко, Г. А. Шестакова и др.

Специфике и многоплановости рок-музыки и ее направлений посвящены докторская диссертация И. JI. Набока «Рок-культура как эстетический феномен» (1993), монография В. Н. Сырова «Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей музыке» (1997), кандидатская диссертация Е. А. Савицкой «Принципы стилеобразования в рок-музыке» (1999). Комплексное исследование рок-музыки с учетом ее «поэтической составляющей» осуществлено в трудах Л. К. Бубенниковой. Анализ форм влияния рок- музыки на развитие музыкальной культуры России* во второй половине XX в. представлен в монографии Е. JI. Рыбаковой «Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы исследования» (2006). В конце 1990-х - начале 2000-х годов в Твери сложилась филологическая школа интерпретации рок-поэзии как поэзии напевного строя. Основное направление исследований этой школы нашло свое отражение в сборнике статей «Русская рок- поэзия: текст и контекст» (Тверь, 1998 г.).

В 1990-2000-е годы появился целый ряд информационно - справочных изданий, подготовленных А. А. Айвазяном, А.П. Бурлакой, В. И. Василевским, А.Н. Житинским, А.А. Игнатьевым, В.В. Марочкиным, И.Ю. Стоговым, А. К.Троицким, А. В. Федоровым. Отдельную группу составляют энциклопедии: «Рок-энциклопедия» для юношества С.Е. Кастальского (1995) в пяти томах; энциклопедия «Музыка наших дней» (2002); энциклопедия «Эстрада России. XX век» (2004); «Рок-энциклопедия: популярная музыка в Ленинграде

Петербурге: 1965-2005» в трех томах А.П. Бурлаки (2007); «Энциклоггедхзезг^зз: русского рока», изданная Всероссийской ассоциацией рокеров (2008).

Как следует из представленного анализа научной литературы эвозщ0цИЯ отечественной рок-культуры в целом, и этапы ее становления остаюхозз: едостаточно изученными. Данная диссертация посвящена исследованию axoiSt "^sireavibi

Источниковая база исследования включает материалы семш научно-практических конференций, пленумов Ленинградских обкома и: ВЛКСМ, заседаний партбюро и собраний парторганизации Ленинх^р>^!2ц;с1сого отделения Союза композиторов, хранящиеся в Центральном государ архиве историко-политических документов (г.Санкт-Петербург); п} рок-музыке и рок-культуре в Центральном органе ЦК ВЛКСМ - газете мольская правда» за 1968-1988 годы и в неофициальных (самиздатовскг^ж^-^) журналах «Рокси», «РИО», «Зеркало», «Ухо»; воспоминания и интервью «о-зжге^ест-венных рок-музыкантов, опубликованные в 1990-2000-е годы; а также э^сцтщ^^ педии и информационно-справочные издания, посвященные рок-кухс&.гпЕгз^ре и электронные информационные ресурсы сети Интернет («Звуки.ру», «Клч<е:

Объект исследования - отечественная молодежная музыка и л одежная субкультура второй половины XX — начала XXI столетия.

Предмет исследования - становление и развитие отечествеитЕзг-с^^зЗ: рок-музыки и рок-культуры.

Цель работы — культурологический анализ эволюции отечестве^эо^нкзй рок-культуры. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- выявить этапы эволюции отечественной рок-культуры;

- охарактеризовать процесс становления организационных фортун <и>течест-венной рок-культуры;

- проанализировать освещение эволюции рок-культуры в офици:а^^ггЕ»ыых и неофициальных средствах массовой коммуникации;

- определить соотношение рок-культуры и официальной культурной традиции;

- рассмотреть рок-сообщество как субкультуру и выявить контркультурную составляющую отечественного рока;

- раскрыть семантику рок-культуры.

Теоретическая основа и методы исследования. В основу диссертации положен принцип взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, характеризующих процесс становления и развития отечественной молодежной субкультуры и рок-культуры. В исследовании применен интегративный культурологический подход, учитывающий взаимосвязь и взаимодополнительность различных областей социогуманитарного знания (теории и истории культуры, социологии культуры, искусствознания, филологии, семиотики и др.) и позволяющий изучить эволюцию отечественной рок-культуры в музыкальном, поэтическом, семантико-семиотическом, ценностном и социальном аспектах. В исследовании использовались историко-генетический, сравнительно-исторический и типологический методы, историко-культурный, культурологический и проблемно-тематический анализ источников, семантико-семиотический анализ явлений рок-культуры.

Научная новизна исследования. Новизна диссертации заключается в том, что:

- выявлены взаимосвязи эволюции рок-культуры и общественных изменений, протекавших в России в 1960-2000-е гг.;

- показано изменение отношения российского общества к молодежной субкультуре и рок-культуре на протяжении11960-х-1980-х г.г, нашедшее отражение в официальных и неофициальных средствах массовой коммуникации;

- определены типологические этапы становления и развития отечественной рок-культуры в 1960-2000-е гг.;

- рассмотрены процессы организационного оформления отечественной рок-культуры: динамика создания рок-групп в различных регионах России; роль вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) как официальной формы молодежной социокультурной практики, конкурирующей с рок-сообществом; возникновение профессионального продюсирования концертной деятельности рок-групп;

- показано перспективное направление исследования рок-культуры в ее связи с явлением маргинальное™;

- выявлены признаки, характеризующие рок в качестве молодежной субкультуры с элементами контркультуры;

-раскрыта семантика отечественной рок-культуры: выявлены вербальный, невербальный, пространственный и временной семиотические коды, характерные для российского молодежного рок-сообщества.

Научно-практическая значимость работы. Сформулированные в диссертации теоретические положения могут составить методологическую основу дальнейших культурологических исследований рок-культуры; исследования представляют интерес для специалистов, изучающих молодежную культуру и могут быть использованы при чтении лекционных курсов и проведении семинаров по культурологии, истории художественной культуры XX века, истории музыкальной культуры.

Апробация исследования. Положения и основные идеи данного исследования отражены в докладах и сообщениях на научных и научно-практических конференциях, в том числе: Научно-практической конференции аспирантов и студентов СПбГУКИ «Парадигмы культуры XXI века» (апрель, 2008); Международного научного форума «Культура и мир» (СПб., октябрь, 2008); Международной научно-практической конференции «Современные проблемы межкультурной коммуникации» (СПб., март, 2009).

По теме диссертации опубликовано 4 статьи, две из которых - в журналах, рекомендованных ВАК, общим объемом 2 п. л. Положения и основные идеи диссертационного исследования обсуждены на заседании кафедры теории и истории культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Невская, Татьяна Николаевна

Заключение

Подведем итоги исследования в соответствии с поставленными в нем задачами.

Становление и развитие рок-культуры в нашей стране на протяжении 1960-х - начала 2000-х годов были тесно связаны с процессами формирования молодежной субкультуры и обусловливались всей совокупностью общественных изменений, происходивших в СССР, а затем в РФ: социально-экономических, научно-технических, идеологических, политических, демографических и социокультурных.

Отечественная рок-культура возникла неслучайно. Ее зарождение стимулировалось послевоенной урбанизацией; демографической ситуацией (резким увеличением численности молодежи, рожденной в послевоенный период); повышением уровня образованности в молодежной среде в 1960-е гг.; относительной либерализацией политической и культурной жизни; а также расширением доступа населения страны к зарубежной аудио-информации как следствия научно-технической модернизации бытовой культуры больших городов России.

Становление и развитие отечественной рок-культуры происходили на фоне новых тенденций в области российской музыкальной культуры, таких как появление авторской песни, возникновение вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) и нарастание интереса молодежи к зарубежным танцевальным стилям и танцевальной музыке.

Эволюция отечественной рок-культуры прошла вполне определенные этапы: во второй половине 1960-х гг. преобладали имитации западных оригиналов рок-музыки и создавались подражательные произведения; в 1970-е годы произошла профессионализация отечественной рок-музыки, сформировались феномен «русского рока» и молодежная субкультура рока; в первой половине

1980-х годов отечественная рок-культура частично интегрировалась в официальную музыкальную культуру, а в субкультуре рока наметилась контркультурная тенденция; во второй половине 1980-х годов отечественная рок-культура была легализована, возникло профессиональное продюсирование рок-групп, в рок-композициях этого периода рельефно воплотились мотивы социально-политического протеста; в 1990-е - начале 2000-х годы отечественная рок-культура начала активно взаимодействовать с другими культурными формами - изобразительным искусством, кинематографом, литературой, рок-фестивали приобрели сезонный характер, сформировалась инфраструктура, обслуживающая молодежную субкультуру рока, произошла частичная коммерциализация рок-музыки; отечественная рок-культура в этот период превратилась в устойчивый компонент российской молодежной субкультуры.

Изменение отношения общества к отечественной рок-культуре прослеживается в серии публикаций о роке и российских рок-группах в официальной прессе, в частности, в газете «Комсомольская правда» и в неофициальных изданиях - журналах «Рокси», «РИО» («Рекламно-информационное обозрение»). В течение 1960-1980-х годов оценка рок-музыки в официальных средствах массовой коммуникации трансформировалась в направлении от отвержения и критики к признанию художественной ценности лучших образцов русского рока. Неофициальные журналы «Рокси» и «РИО» информировали молодежь о творчестве отечественных и зарубежных рок-групп и о текущих событиях российской рок-культуры. На рубеже 1980- 1990-х годов в официальных средствах массовой коммуникации публиковались статьи об исходной политической протестности отечественной рок-культуры, и эта журналистская легенда запечатлелась в ряде информационно-энциклопедических изданий о роке.

Динамика развития отечественной рок-культуры связана с увеличением численности рок-групп, созданием сети рок-клубов, расширением географической локализации рок-культуры, что обусловило стилистическое разнообразие русского рока. В Ленинграде - преобладание экспериментальных поисков, включая обращение к вокально-музыкальному наследию Серебряного века; в Москве — сближение с авторской песней и сообществом бардов; в Свердловске - развитие стиля «индастриал»; в городах восточной Сибири — заимствование местных фольклорных мотивов, поэтика славянского язычества и т.д. Параллельно с рок-культурой развивается конкурирующая форма молодежной музыки - вокально-инструментальные ансамбли (ВИА), ориентированные в первую очередь на эстрадную песню и фольклор, но использующие в своем творчестве стилистические приемы рок-музыки.

Эволюция отечественной рок-культуры протекала как процесс маргинальный - пограничный к традициям официальной культуры, несущий в себе контркультурный потенциал и широкое разнообразие субкультурных значений. Рассмотрение отечественной рок-культуры в парадигме свойственной ей маргинальное™ позволяет дифференцировать феномены рок-культуры и массовой культуры, развивающейся в русле официальной культурной традиции.

Отечественная рок-культура обладает семантическим единством и характеризуется следующими семиотическими кодами: I) вербальный код отечественного рок-сообщества включает элементы молодежного сленга, калькированные англицизмы, музыкальные арготизмы, нарочитое использование грубой и ненормативной лексики; 2) невербальный код акцентирует свойственный року «мужественный дух протеста» - обилие металлической фурнитуры в одежде, цепи, лапидарные браслеты, а также использует элементы оформления внешности, символические жесты и макияж, присущие неформальным молодежным субкультурам (хиппи, панки, готы и др.); 3) пространственный семантический код представлен специфичной для социомузыкальной практики рока топографией: топонимами мест проведения фестивалей, концертных рок-площадок, рок-кафе, магазинов аудио- и видеозаписей, местами встреч, рок-клубов. В 2000-е годы появляется виртуальная топография - электронные адреса сайтов, порталов и рок-клубов в Интернете. 4) Временной семиотический код представлен сезонными циклами рок-фестивалей и конкурсов, памятными датами звезд отечественного рока.

Отечественная рок-культура все более активно сотрудничает, как мы попытались показать в тексте работы, с другими культурными формами - кинематографом, литературой, изобразительным искусством. Думается, изучение этого процесса может представить серьезную культурологическую проблему, заслуживающую специального внимания исследователей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Невская, Татьяна Николаевна, 2009 год

1. Адорно Т. Избранное. Социология музыки / Т. Адорно ; пер. с нем. -2-е изд. - М. : РОССПЭН, 2008. - 448 с.

2. Адорно Т. Эстетическая теория / Т. Адорно; пер. с нем. А. В. Дранова. М.: Республика, 2001. - 527 с. - (Философия искусства).

3. Александр Николаевич Житинский Электронный ресурс. // Rock Дата : сайт. Электрон, дан. - Режим доступа: http://roekdate.3dn.ru/publ/5-l-0-114 - Загл. с экрана.

4. Алексеев А. Зажигал «Мумий Тролль» : в Тверской области завершился жаркий на события фестиваль «Нашествие» / А. Алексеев // Российская газета. 2009. - № 126п (4950). - С. 7.

5. Алексеев А. Обзавидоваться! Завтра стартует трехдневное «Нашест-вие-2009» / А. Алексеев // Российская газета. 2009. - № 124 (4948). - С. 9.

6. Алексеев И.С. Рок-культура в публичном пространстве Санкт-Петербурга 1990-х годов: автореф. дис. .канд. социол. наук: 22.00.06 / Алексеев И.С.;Санкт-Петербург, гос.ун-т- СПб, 2003. -24с.

7. Англо-русский словарь общей лексики Электронный ресурс. 9-е изд., испр. и доп. - ABBYY Software Ltd, 2008. - Электрон, дан. - Режим доступа : http://slovari.yandex.ru. - Загл. с экрана.

8. Аннинский JI. А. Барды: об основателях жанра. / JI. А. Аннинский. -М. : Согласие, 1999. 160 с.

9. Астафьев В., Высоцкий М., Олейников Е. Самойлов Л., Сильвестров, Н., Солнцев Р. Рагу из синей птицы/ Астафьев В., Высоцкий М., Олейников Е. Самойлов Л., Сильвестров Н., Солнцев Р. // Комсомольская правда. 1982. - 11 апр.

10. Афанасьев К. С. Культурно-информационные сообщества молодежи в постсоветской России (1990-2000 гг.)/ К. С. Афанасьев; Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. СПб.: Ленингр. гос. ун-т, 2007. - 143 с.

11. Барков В. Перед стеной оказалась сегодня популярная музыка на западе / В. Барков // Комсомольская правда. 1981. - 19 мар.

12. Бердяев Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М. : Республика, 1994. - 479 с.

13. Беседа за круглым столом об эстетическом воспитании молодежи 23.11.1970г.: стенограф, отчет ЛГК ВЛКСМ// ЦГАИПД СПб. Ф. К-881, оп. 17, д. 51., л.56.

14. Богданов И. А. Драматургия эстрадного представления : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Богданов, И. А. Виноградский ; С.-Петерб. гос. акад. театр, искусства. СПб. : С.-Петерб. гос. акад. театр, искусства, 2009.-419 с.

15. Богданов И. А. Художественная структура эстрадного номера и основные методологические принципы его создания : автореф. дис. . д-ра искусствоведения : 17.00.01 / И. А. Богданов ; С.-Петербург, гос. акад. театр, искусства. СПб., 2005. - 38 с.

16. Бодрийар Ж. Система вещей/ Ж. Бодрийар : пер. с фр. С. Н. Зенкина. М.: Рудомино, 1995. - 168 с.

17. Бондаренко В. В. Энциклопедия популярной музыки / В. В. Бонда-ренко, Ю. В. Дроздов. Минск : Экономпресс, 2002. - 415 с.

18. Борисова Е.Б. Музыка как фактор формирования молодежных субкультур: социологический анализ/ Е.Б.Борисова : автореф. дис. .канд. социол. наук.-СПб., 2005.-21с.

19. Бронзовый рок от «Санкт-Петербурга» до «Ленинграда» : антология / сост. И. Croroffj. СПб. : Амфора, 2004. - 288 с.

20. Бубенникова JI. К. ВИА и рок-группы / Л. К. Бубенникова // Самодеятельное творчество в СССР : очерки истории (конец 1950-х- начало 1990-х)-М., 1999. С. 79-104.

21. Бурлака А. Ленинград : рок-музыка/ А. Бурлака// Рок музыка в СССР : опыт попул. энцикл. / сост. А. К. Троицкий. М. : Книга, 1990 - С. 178— 183.

22. Бурлака А. Лесные братья Электронный ресурс. / А. Бурлака // Rock-n-roll.ru : интернет-портал : энциклопедия / гл. ред. А. Бурлака. Электрон, дан. - Режим доступа : http://www.rock-n-rol.ru/show.php?file=encyclopedia. -Загл. с экрана.

23. Бурлака А. В ритме эпохи : очерки истории музыки рок / А. П. Бурлака, А. С. Запесоцкий; С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. СПб. : Изд-во СПбГУП, 1994. - 88 с.

24. Бурлака А. Рок-энциклопедия : популярная музыка в Ленинграде-Петербурге : 1965-2005 : в 3 т. / А. Бурлака. СПб. : Амфора, 2007. - Т. 1. -414 с.; Т. 2 - 396 с.; Т. 3. - 519 с.

25. Бухаева Р. В. Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : на примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа : ав-тореф. дис. . канд. социологических наук : 22.00.04/ Р. В. Бухаева. Иркутск, 2003. - 20 с.

26. Валиева Ю. Предшественники «Сайгона» / Ю. Валиева// Сумерки «Сайгона» / сост. и общ. ред. Ю. М. Валиевой. СПб., 2009. - С. 3-4.

27. Васильева А.А. Российская рок-музыка 1970-1980-х г.г. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа: автореф. дис. . канд культурологических наук: 24.00.01/ Васильева А.А. Челябинск, 1999. - 21с.

28. Васильева JI. Л. Рок-музыкант как фактор развития культуры второй половины XX столетия : автореф. дис. канд. искусствоведения : 17.00.01 / Л. Л. Васильева ; Киев. нац. ун-т культуры и искусств. Киев, 2004. - 19 с.

29. Вергун Т. В. Этнокультурная маргинальность : философские аспекты анализа : автореф. дис. . канд. филос. наук : 09.00.13 / Т. В. Вергун. Ставрополь, 2001.-19 с.

30. Вершинин М.В., Макарова Е.В., «Современные молодежные субкультуры- рэперы» от 23.09.2007 г. Интернет сайт// ПСИ-фактор.URL:// http://psyfactor.org/rap.htm.

31. Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания/ Авт.-сост.М.Цой, А.Житинский. СПб. : Новый Геликон. 1991. - 336с. - (Серия «Звезды рок-н-ролла»),

32. Власова Г.Б. Рок-культура феномен XX века: автореф.дис. .канд.филос.наук: 09.00.13/Власова Г.Б.; Рост. гос. ун-т - Ростов-на-Дону, 2001.-26с.

33. Во дворе Эрмитажа выступят «Виртуозы Москвы», «Терем-квартет» и «ДДТ» Электронный ресурс. Электрон, дан. - Режим доступа: http://li-ra.narod.ru/news/herni.html. - Загл. с экрана.

34. Вокально-инструментальные ансамбли СССР Электронный ресурс.: сайт. — Электрон, дан. Режим доступа : http://sssrviapesni.narod.ru/. - Загл. с экрана.

35. Вокруг пластинки : сегодня на письма читателей отвечает генеральный директор Всесоюзной фирмы «Мелодия» В. Сухорадо // Комсомольская правда. 1985. - 20 апр.- № 90

36. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга : с основания до наших дней / Соломон Волков. М. : Эксмо, 2004. - 670 с.

37. Волков Ю. Г. Социология молодежи : учеб. пособ. / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. И. Кадария. Ростов н/Д : Лань, 2001. - 165 с.

38. Ворох старых газет Электронный ресурс. : сайт. Электрон, дан. -Режим доступа : http://ws.spb.ru/oldspapers/sam/sl985-43.htm. - Загл. с экрана.

39. Гаккель В. Аквариум как способ ухода за теннисным кортом / В. Гаккель. СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2007. - 415 с.

40. Галактика Электронный ресурс. // LERMA CS Server : статьи : история русского рока и металла. Электрон, дан. - Режим доступа : - URL : http://lerma.ucoz/ru/publ/6-l-0-62.- Загл. с экрана.

41. Галсанамжилова О. Н. Структурная маргинальность в российском обществе : социолог, анализ : автореф. дис. . канд. социолог, наук : 22.00.04 / О. Н. Галсанамжилова. СПб., 2007. - 22 с.

42. Ганюшкин В. Любителям биг-бита. : диалог с капитаном разведки / В. Ганюшкин // Комсомольская правда. -1970. 27 мая.

43. Гаранян Г. Краткий словарь основных джазовых терминов. Рок-музыка : статья . / Г. Гаранян, А. Медведев // Советский джаз : Проблемы. События. Мастера : сб. статей /. М.: Сов. композитор, 1987. - С. 581.

44. Говорков Н. М. Справочник по рок- и поп-прогрессиву / Н. М. Говорков. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 1998. - 245 с.

45. Гончарова Н.Б. Специфика социализации подростков современного крупного города: вхождение в рок-культуру: автореф. дис. .канд. социо-лог.наук / Н.Б.Гончарова; Рост. гос. ун-т. Ростов-на-Дону, 2002. - 26с.

46. Громов А. В. Неформалы, кто есть кто / А. В. Громов. М. : Спарк, 1999. - 267 с.

47. Гумилев JI. Н. Сочинения. Этногенез и биосфера Земли / JI. Н. Гумилев сост. Н. В. Гумилева ; предисл., коммент., и общ. ред. А. И. Куркчи ; Фонд «Мир JI. Н. Гумилева». -М.: Библ. информ. об-ние «Танаис»: ДИ-ДИК, 1994. -637 с.

48. П.С. Гуревич. Культурология. М. Гардарики, 2006 год. - 280 с.

49. Гусейный Р. Кто заказывает музыку? / Р. Гусейный // Комсомольская правда. -1983. 14 окт. - №236.

50. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к Германо-Романскому / Н. Я. Данилевский ; вступ. статьи А. А. Галактионова, Н. Н. Страхова. 6-е изд. - СПб. : Глаголъ, 1995 - 513 с.

51. Дегтярева М.В. Контркультура в структуре культуры России XX века :автореф. дис. . канд. культурологии / М. В. Дегтярева ; Краснодар. Гос.ун-т культуры и искусств. Краснодар, 2005. 19 с.

52. Диденко Т. Рок-музыка : на пути к большой форме / Т. Диденко // Советская музыка. 1987. - № 7. - С. 23-29.

53. Дидуров А. А. Четверть века в роке : зап. из андеграунда / Алексей Дидуров. М.: Эксмо, 2005. - 349 е.: ил.

54. Добрюха Н. А. Рок из первых рук / Н. А. Добрюха. М. : Мол. гвардия, 1992.-300 с.

55. Достай С. А. Рок-текст как средство перевыражения национального менталитета/ С. А. Достай// Понимание как усмотрение и построение смыслов.-Тверь, 1996.-Ч. 1.-С. 71-77.

56. ДудаЕ. Г. К изучению мистического и обрядового аспектов в рок-музыке / Е. Г. Дуда, К. М. Курленя // Культура-религия-церковь. Новосибирск, 1992. - С. 65-74.

57. Ерёмина В.И. Ритуал и фольклор.- JL: 1991.-230 с.

58. Ермошкин Н. Нашествие длинноволосых / Н. Ермошкин // Комсомольская правда. 1969. - 29 авг.

59. Есть ли резервы у «Мелодии»? // Комсомольская правда. 1981. - 6авг.

60. Ефремова Е. И. Маргинальность как фактор социокультурной динамики : автореф. дис. . канд. философских наук: 09.00.11 / Е. И. Ефремова. -Иркутск, 2006. 16 с.

61. Жбанков М. Р. Контркультура / М. Р. Жбанков // Социология : эн-цикл. / сост. А. А. Грицанов, В. JI. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003.- 1312 е. - (Мир энциклопедий).

62. Житинский А. Путешествие рок-дилетанта / А. Житинский. JI. : Лениздат, 1990.-415 с.

63. Житинский А. Путешествие рок-дилетанта : музыкальный роман / А. Житинский. СПб.: Геликон Плюс: Амфора: ТИД Амфора, 2006. - 486 с.

64. Житомирский Д. Бунт и слепая стихия: (в мире поп-музыки) / Д. Житомирский// Искусство и массы в буржуазном обществе. М., 1989.-С. 69-107.

65. Зайцев И. В. Маргинальность как социально-философская проблема : автореф. дис. . канд. философских наук: 09.00.11/ И. В. Зайцев. Омск, 2002.-21 с.

66. Запесоцкий А. С. Из истории молодежной культуры : возникновение и развитие дискотек / А. С. Запесоцкий. СПб.: СПбГУП, 2003. -41с. - (Избранные лекции университета; Вып.22).

67. Зеленчук В. С. Очерки молдавской народной обрядности (XIX- начала XX в.) / В. С. Зеленчук; под ред. М. О. Косвен. Кишинев : Картя молдовеняска, 1959. - 97 с.

68. Зинкевич В. Отечественный рок : вчера и сегодня / В. Зинкевич // Советская музыка. 1991. - № 10. - С. 53-57.

69. Золотое десятилетие рок-поэзии : сборник /сост. А.Дидуров. М. : Мол. гвардия, 1992. - 158 е.: ил. - (Библиотечка альманаха «Поэзия»).74. . .И тысяча песен // Комсомольская правда. 1980. — 15 февр.

70. Иванов Д. И. Рок-альбом 1980-х годов как синтетический текст : Ю. Шевчук «Пластун» : автореф. дис. . канд. наук / Д. И. Иванов. Иваново, 2008. - 21 с.

71. Иванов О. Какая музыка играет?// Комсомольская правда. 1984. -30 сент.

72. Игнатов А. Песня не товар / А. Игнатов // Комсомольская правда. -1971. - 10 сент.

73. Игнатьев А. А. Хроноскоп русского рока : 1953-2004 / А.А.Игнатьёв, В.В.Марочкин. М.: Общественные коммуникации, 2005. - 560 с.

74. Иконникова С. Н. «Массовая культура» и молодежь : вымыслы и реальность / С. Н. Иконникова. М. : б. и., 1979. - 34 с.

75. Иконникова С. Н. Молодежь и культура / С. Н. Иконникова. М. : Знание, 1989. - 63 с. - (Библиотечка «Советская молодежь 80-х»).

76. Интервью Бурлаки А., Макаревича А. программе 5 канала «Культурный слой» от 29.09.2008г.// Рок-самиздат. http//www.5-tv.ru/video/ 501947/

77. История советской рок-музыки : персоналии : Бразерс Электронный ресурс. // Русский рок : малая энцикл. / сост. В. Трофимов, В. Марочкин и др. -2001. Электрон. дан. - Режим доступа: http://sovr.narod.ru/persons/00013.html. - Загл. с экрана.

78. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры / М. С. Каган. -СПб.: Петрополис, 2001. 318 с.

79. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб. : Петрополис, 1996.-416 с.

80. Казнь бит-музыкой / Штерн (ФРГ) // Комсомольская правда. 1968.5 мар.

81. Какое будущее ожидает человечество / под общ. ред. A.M. Румянцева. Прага : Мир и социализм, 1964. - 502 с.

82. Калашникова Н.М. Семиотика народного костюма : учеб. пособ. для студентов вузов, обучающихся по специальностям в обл. культуры и искусства / Н. М. Калашникова. СПб. : СПГУТД., 2000. - 372 с.

83. Калашникова Н.М. Современный обрядовый костюм молдаван (зимние праздники) / Н.М.Калашникова// Сов. этнография. 1980 - № 5. - С. 102112.

84. Камышев Н. «Рок над Волгой» побил все рекорды/ Н.Камышев // Комсомольская правда. 2009. - 17 июня.

85. Карпов В. А. Партизаны полной луны: заметки о поэзии Б.Гребенщикова/ В. А. Карпов// Русская словесность.- 1995.- №4.-С. 79-84.

86. Касьянова Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры: ав-тореф. дис. .канд. философ, наук: 24.00.01/ Касьянова Е.В.; Санкт-Петербург, ун-т.-СПб, 2003.-22с.

87. Квятковский Г.Ю. Рок-культура как объект социологического анализа: автореф. дис. .канд. социолог, наук: 22.00.06/ Квятковский Георгий Юрьевич ; Челяб. гос. акад. культуры и искусства; Ур. гос. техн.ун-т . . — Екатеринбург, 2002. 18, 1. с.

88. Кнабе Г. С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры / Г. С. Кнабе // Теория и история культуры : избр. труды. М. ; СПб. : Летний сад : РОССПЭН, 2006. - 1198 с.

89. Кнабе Г. С. Феномен рока и контркультура / Г. С. Кнабе// Вопросы философии. -1990. № 8. - С. 39-61.

90. Ковалев А. О российском роке / А. Ковалев // Энциклопедия русского рока. М. : А. Т. Р., 2008. - СЛ.

91. Ковальчук И.В. Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи: автореф. дис. .канд. социолог, наук: 22.00.01/ И.В.Ковальчук; Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова, социол. фак. М., 2002. -27с.

92. Козлов А. С. Джаз, рок и медные трубы / А. С. Козлов. М. : Эксмо, 2005. - 764 с.

93. Козлов А. С. Рок: истоки и развитие/ А. С. Козлов. М. : Мега-Сервис, 1998.-192 с.

94. ЮО.Козлов А. С. Рок-музыка : истоки и развитие Электронный ресурс. / Алексей Козлов // Козлов А. Музыкальная лаборатория : книги. Электрон, дан. - Режим доступа : http://www.musiclab.ru/ROCK.html. - Загл. с экрана.

95. Козлов А. С. Рок-музыка: истоки и развитие: в 2 ч„/ А.С.Козлов. -М. : Знание, 1989. 4.1. - 1989. - 54с.; Ч. 2. - 1990. - 56 с.

96. Колесов Д. В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков. М. : Просвещение, 1986.- 78 е. - (Психол. наука-школе).

97. ЮЗ.Кон И. С. Юность Электронный ресурс. / И. Кон // Большая советская энциклопедия. Электрон. дан. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00049. - Загл. с экрана.

98. Конен В.Д. Об истоках рок-музыки // Сов. Музыка. 1986. - июль.1. С.101.

99. Конен В.Д. Третий пласт : новые массовые жанры в музыке XX в. / В. Д. Конен. М. : Музыка, 1994. - 157 с.

100. Юб.Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция// Русская рок-поэзия: текст и контекст/ Сб. научн. трудов. Тверь : Тверской государственный ун-т, 1998. - С.6-33.

101. Кравченко А.И. «Социология девиантности»//Гл.2: «Субкультурный процесс шестидесятых»//Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Учебная литература. С.585. URL// http://lib.socio.msu.ru/l/library?e.

102. Красные дьяволята Электронный ресурс. // Русский рок : малая эн-цикл. / С.Бушуева, А.Трофимов, А.Бахметьева, А.Васильева, А.Бутряков,

103. B.Марочкин. Электрон, дан. - Режим доступа : http://lib.rus.ec/b/161080/read. -Загл. с экрана.

104. Кто есть кто в советском роке : ил. энцикл. отеч. рок-музыки / Алексеев А. и др. . М. : Изд-во МП, «Останкино», 1991. - 320 с.

105. Ю.Кузнецов А. Москва : рок-музыка в 60-70-е / А. Кузнецов// Рок музыка в СССР : опыт попул. энцикл. / сост. А. К. Троицкий. М. : Книга, 1990.1. C. 222-225.

106. Ш.Куликова И. Музыкальная молодежная эстрада США и стран Запада / И. Куликова. М. : Знание, 1978. - 48 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Искусство»).

107. Кушнир А. Золотое Подполье: полная иллюстр. энцикл. рок-самиздата : История. Антология. Библиография / А. Кушнир. — Н. Новгород : Деком, 1994.-366 с.

108. Кушнир А. Сто магнитоальбомов советского рока: избранные страницы истории отечественного рока : 1977-1991 : 15 лет подпольной звукозаписи / А. Кушнир. М. : Аграф : Крафт+, 2003. - 400 с.

109. Лебедев Е. Кое-что об ошибках сердца / Е. Лебедев// Новый мир.-1988. № 10. - С. 239-254.

110. Левикова С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособ. / С. И. Левикова. М.: Фаир-пресс, 2004. - 608 с.

111. Иб.Левичева В. Ф. Неформальные группы : ищем себя / В. Ф. Левичева // Смена. 1987. - № 12. - С. 5-13.

112. Легенды русского рока : история отечественной рок-музыки. Кн. 1. -М. : Moroz Publising : Леан, 1999. 280 с.

113. Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре/ В. Д. Лелеко ; ред. С. Н. Иконникова ; М-во культуры РФ, СПбГУКИ. СПб. : СПбГУКИ, 2002. - 304 с.

114. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. СПб. : Але-тейя, 1998.-160 с.

115. Логинова Н.М. На обочине / Н.М. Логинова // Дружба народов. -2007. -№5. С.155-165.

116. Лопатников С. Надо ли защищать музыку?/ С.Лопатников// Комсомольская правда. -1972. 25 нояб.

117. Лурье В. Смерть и самоубийство как фундаментальные концепции русской рок-культуры Электронный ресурс./ В.Лурье// Русский журнал. -2001. 29 мая. - Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.russ/ru/. - Загл. с экрана.

118. Макаревич А. Все очень просто : Рассказики / Андрей Макаревич ; худож. Н. И. Казаков. М.: Радио и связь, 1991. - 222 с.

119. Маргинальность в современной России. М. : МОНФ, 2000. -208 с. - (Сер. «Научные доклады». Вып. 121).

120. Марочкин В. Группы 60-х: Сокол Электронный ресурс.// Антология советского рока. — Электрон. дан. Режим доступа: http://www.rockanet.ru/60/Sokol.phtml. - Загл. с экрана.

121. Махлина С. Т. Семиотика культуры повседневности / С. Т. Махлина. СПб. : Алетейя, 2009. - 232 с. - (Миф. Религия. Культура).

122. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.- 429 с.

123. Молодежный экстремизм/ А. А. Козлов, В. Н. Томалинцев, Т. Э. Петрова и др.; под ред. А. А. Козлова ; С.-Петерб. гос. ун-т, Науч.-исслед. ин-т комплекс, соц. исслед. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 140 с. - (Человек и общество. Вып. 28).

124. Музалевская Ю. Е. Явление молодежной моды стритстайл в контексте субкультурных движений (вторая половина XX начало XXI века) / Ю. Е. Музалевская. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2007. - 255 с.

125. Музыка наших дней.(Современная энциклопедия)— М. : Аванта+, 2002. 428 с.

126. Мунипов А. Группа «Цветы» отметила 30-летний юбилей Электронный ресурс. / А. Мунипов // Известия. 2001. - 31 янв. - Электрон, дан. - Режим доступа : http://km.untitled.ru/2001/report/31012001.htm. - Загл. с экрана.

127. Набок И. Л. Рок-культура как эстетический феномен : автореф. дис. д-ра филос. наук / И. Л. Набок; Моск. гос.ун-т- М., 1993. 42 с.

128. Науменко Т. В. Социология массовой коммуникации / Т. В. Науменко. СПб.: Питер, 2005. - 288 с.

129. Нежданова (Мельникова) Н. К. Русская рок-поэзия в процессе самоопределения поколения 70-80-х годов / Н. К. Нежданова (Мельникова) // Проблемы эволюции русской литературы XX века. М., 1997. - С. 163-165.

130. Неумоев Р. Рок-музыка — это слишком активная трата собственных сил / Беседовал Петр Каминский / Р. Неумоев // Новый ковчег. 2006. - № 3. -С. 20-23.

131. Никитина О.Э. Русский рок : к проблеме научной дефиниции// Парадигмы: сборник статей молодых филологов Тверь: 2003., С.51-52

132. Новгородцев С. Рок-посевы. Т. 1 / С. Новгородцев. СПб. : Амфора, 2008. - 242 с.

133. Новейший энциклопедический словарь. М. : ООО «Издательство ACT» : ООО «Изд-во Астрель» : ООО «Транзиткнига», 2004. - 1424 е.: ил.

134. Первый рок-фестиваль (1983 год) Электронный ресурс. // История Санкт-Петербурга : сайт. Рубрика : Новости. 2008. - 30 ноя. - Электрон, дан. -Режим доступа : http://hispit.ru/?p=238. - Загл. с экрана.

135. Покасова Е. В. Этническая маргинальность в изменяющемся мире : автореф. дис. . канд. философских наук : 09.00.11 / Е. В. Покасова. Новосибирск, 2005. - 24 с.

136. Попова И. П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) / И. П. Попова // Социологические исследования. -1999. № 7. - С. 62.

137. Попович Ю.В. Молдавские новогодние праздники (XIX начало XX вв.) / Ю. В. Попович. - Кишинев : Штиинца, 1974. - 183 с.

138. Порфирьева А. Эстетика рока и советская опера/ А. Порфирьева// Современная советская опера. Л., 1985. - С. 123-137.

139. Про рок : лит. прил. к журн. «Р-клуб» / Всерос. ассоц. рокеров ; сост. В. Марочкин ; ил. С. Пыляев ; А. Романов, М. Пушкина, Н. Медведева и др. -М.: Рок-клуб, 2001.- 173 с.

140. Протокол закрытого партийного собрания ЛОСК № 11 от 20.06.1961 г. // ЦГАИПД СПб. Ф. 6150, оп. 2, д. 19., л.30.

141. Протокол открытого партийного собрания ЛОСК № 2 от 26.09.1961г. // ЦГАИПД СПб. Ф. 6150, оп. 2, д. 19., л.74.

142. Протокол №8 от 24.10.1961 г. заседания бюро парторганизации ЛОСК РСФСР «О работе секции массовых жанров» // ЦГАИПД СПб. Ф. 6150, оп. 2, д. 19., л. 142.

143. Протокол закрытого партийного собрания ЛОСК № 11 от 02.11.1962 г. // ЦГАИПД СПб. Ф. 6150, оп. 2, д. 19., л.250.

144. Разин П. В. Феномен хаоса в пространстве рок-культуры. Методология формального анализа / П. В. Разин // Общественные, самодеятельные движения : сб. научных трудов / АН СССР, М-во культуры РСФСР, Науч.-исслед. ин-т культуры. М., 1990. - С. 192-206.

145. Рашковский Е. Маргиналы / Е. Рашковский // 50/50 : опыт словаря нового мышления / под общ. ред. Ю. Афанасьева, М. Ферро. М., 1989. -С. 146-148.

146. Рекшан В. О. Кайф / Владимир Рекшан. СПб. : Форте, 2004. - 48 с. - (Fuzz : музыкальный журнал ; № 7(130) : спец. номер).

147. Рок музыка в СССР : опыт попул. энцикл. / сост. А. К. Троицкий. М. : Книга, 1990.-384 с.

148. Романов Д. История Аквариума. Книга флейтиста. Не только «Аквариум» / Дюша Романов. СПб. : Нева, 2001. - 479 с.

149. Рок-справочник II = Rock guide/ авт.-сост. В.Василевский. 2-е изд., испр., доп. - Новосибирск : Сиб. Унив. Изд-во, 2005. - 494с.

150. Русский рок : опыт антологии / сост. Я. В. Федюшин. Челябинск : Аркаим, 2003.-382 с.

151. Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сборник научных трудов Выпуск 1./По дредакцией Ю.В.Доманского, Т.Г.Ивлевой, Е. А. Козицкой, Е. И. Суворовой. Тверь, Тверской государственный университет . 1998. - 132 с.

152. Русский рок: энциклопедия / Всерос. ассоц. рокеров. 2-е изд..-[Б. м.] : А. Т. Publishing (Александр Трофимов) А. Т. Р., 2003. - 485 с.

153. Русский рок : энциклопедия. Брянск : А Т Р, 2003. - 484 с.

154. Рыбакова Е. JI. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России : традиции, перспективы исследования / Е. JI. Рыбакова. СПб. : СПбГУКИ, 2006. - 280 с.

155. Рыбакова E.JT. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре в России: автореф.дис.д-ра культурологи/ Е. Л.Рыбакова. -СПб., СПбГУКИ, 2007. 43 с.

156. Савицкая Е.П. Принципы стилеобразования в рок-музыке: (на материале зарубеж. хард- и арт-рока 60-80-х годов) : автореф. дис. .канд. искусствоведения : 17.00.02/ Е.П.Савицкая ; М-во культуры РФ, Гос. ин-т искусствознания. М., 1999. - 24с.

157. Сагалов В. Весь вечер в дискотеке / В. Сагалов // Комсомольская правда. 1978. - 30 авг.

158. Саркитов Н.Д. Рок-музыка : сущность, история, проблемы (краткий очерк социал. истории отеч. рок-музыки)/ Н.Д.Саркитов, В.Ю.Божко. М. : Знание, 1989.-63с.

159. Секацкий А. К. Соблазн и воля / А. К. Секацкий. СПб. : Борей-арт, 1999. - 348 с.

160. Скримами С. Что же ты так, братулька? Электронный ресурс. / Саша Скримами // Аквариум : справ, пособ. для «БГ-логов» и «Аквариумофилов».

161. Версия 3.03. Ссылки. Антология. Рокси : самиздатовск. журн.. 1988. — № 14, янв.-апр., ч. 2. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://handbook/severov/net/handbook/nsf/. - Загл. с экрана.

162. Славяне Электронный ресурс. // Русский рок: малая энцикл. / С.Бушуева, А.Трофимов, А.Бахметьева, А.Васильева, А.Бутряков, А.Марочкин. Электрон, дан. - Режим доступа : http://lib/rus/ec/b/161080/read. -Загл. с экрана.

163. Советский джаз : Проблемы. События. Мастера : сборник статей. -М. : Советский композитор, 1987. — 592 с.

164. Созонова А. П. Суицид в молодежной среде как феномен субкультуры или темная мода / А. П. Созонова // Нева. 2006. - № 1. — С. 133—137.

165. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин ; Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. М. : Политиздат, 1992. - 542 с. - (Мыслители XX века).

166. Спатару Г.И. Историческая молдавская народная драма / Г. И. Спата-ру; отв. ред. К. Ф. Попович ; АН МССР, Отд. этнографии и искусствоведения. -Кишинев : Штиинца, 1980. 96 с.

167. Ставицкий А. Случай на танцплощадке : размышления над одним письмом / А. Ставицкий // Комсомольская правда. —1973. — 9 сент.

168. Стенографический отчет Пленума Ленинградского обкома ВЛКСМ// ЦГАИПД СПб. Ф. К-598, оп. 27, д. 33, л. 48.

169. Суворов Н. Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма / Н. Н. Суворов ; ред. С. Н. Иконникова ; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. СПб.: СПбГУКИ, 2004. - 371 с.

170. Суртаев В. Я. Социокультурное творчество молодежи : методология, теория, практика / В. Я. Суртаев ; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. — СПб. : СПбГУКИ, 2000. 208 с.

171. Сыров В. Н. Об одной антиномии рок-культуры Электронный ресурс. / В. Сыров // Гармония и дисгармония в искусстве : сборник статей. Н. Новгород, 2007. - Электрон, дан. - Режим доступа : http://www.people.nnov.ru/ syrov/ Rus/ Anti.htm. - Загл. с экрана.

172. Сыров В. Н. Рок-музыка и ее эволюция в контексте современной культуры / В. Сыров ; Нижегор. консерватория. Н. Новгород, 1997. - 20 с. — Библиогр.: 7 назв. - Деп.: НИО Информкультура РГБ. - 1997. - № 3095.

173. Сыров В. Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке : автореф. дис. . д-ра искусствоведения: 17.00.02/ В. Н. Сыров ; Рос. ин-т искусствознания. М., 1998. - 42 с.

174. Сыров В. Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке / В. Сыров ; Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, Нижегор. гос. консерватория им. М. И. Глинки. Н. Новгород : Изд-во Нижегор. ун-та, 1997.— 209 с.

175. Сыров В. Рок и классическая музыка : к проблеме контакта / В. Сыров // Музыкальная академия. 1998. - № 2. - С. 141-147.

176. Сыров В. Рок и проблемы культурно-стилевой интеграции / В. Сыров // Искусство XX века : уходящая эпоха? : сб. статей / Нижнегор. консерватория, Ин-т «Открытое общество» (Фонд Сороса). М., 1997. - Т. 2. - С. 101 -118.

177. Типы и виды неформальных молодежных группировок Электронный ресурс. // Интернет-школа «Просвещение» : образовательный портал. — Электрон. дан. Режим доступа: http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=766377. - Загл. с экрана.

178. Ткачев A. JI. Фантазии на тему Нобеля в стиле рок / A. JI. Ткачев. — М. : Композитор, 2002. 119 с.

179. Токова Н. Ю. Молодежная субкультура: учеб.-метод.пособ./ Н. Ю. Токова. Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2000. - 81 с.

180. Троицкий А. К. Я введу вас в мир. поп : беседы на факультете журналистики МГУ : 2003-2005 / А. К. Троицкий. М.: Время, 2006. - 428 с.

181. Туркатенко А. Ф. Молодежные субкультуры сегодня : попытка энциклопедии / А. Ф. Туркатенко // Знание-сила. 2007. - № 5. - С. 18-23.

182. Углов Ф. Человеку мало века. Гл. 9 : Рок-н-ролл как разрушитель генетического кода Электронный ресурс. / Ф. Углов. Электрон, дан. - Режим доступа : http://www.uglov.tvereza.info/knihi/cmv/9.html. - Загл. с экрана.

183. Ухов Д. Вокруг рок-музыки/ Д.Ухов // Конен В. Третий пласт.Новые массовые жанры в музыке XX века. М., 1994. — С. 144-158.

184. Федоров Е. В. Рок в нескольких лицах / Е. В. Федоров. М. : Мол. гвардия, 1989. - 252 с.

185. Федосеенков А. В. Социальная маргинальность : экзистенциальный аспект: автореф. дис. . канд. философских наук: 09.00.11 / А. В. Федосеен-ков. Ростов н/Д, 1998. - 24 с.

186. Филинов Ю. Барбаросса рок-н-ролла / Ю. Филинов // Комсомольская правда. 1984. - 16 сент.

187. Филинов Ю. Бороться ли с роком? / Ю. Филинов // Комсомольская правда. 1988. - 2 апр.

188. Филинов Ю. Таланты и чиновники / Ю. Филинов// Комсомольская правда. 1988. - 23 нояб.

189. Флиер А. Я. Массовая культура и ее социальные функции / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1998. — № 6. - С. 138— 148.

190. Флоренский П. А. Собрание сочинений. Т. 1 / свящ. Павел Флоренский ; под общ. ред. Н. А. Струве. Париж : YMCA-Press, 1985. - 398 с.

191. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я / 3. Фрейд. М. : ACT, 2004.-188 с.

192. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. СПб. : ACT, 1998.- 662 с,-(Классики зарубежной психологии).

193. Фромм Э. Революция надежды / Э. Фромм ; пер. В. А. Певчев. СПб. : Ювента, 1999. - 243 е.- (Мастерская психологии и психотерапии).

194. Хазагаров Г. Семидесятые. Двойственные? Двоеве-рие?Бинарность?Миф о семидесятых//3намя. 1998 - №12. http: maga-zines.russ.ru/znamia/1998/12/

195. Харитонов Н. Империя ДДТ/ Н. Харитонов. М. : Вагриус, 1998.175 с.

196. Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве / отв. ред. Н. А. Хренов. М. : Наука, 2004. - 621 с. - (Серия «Искусство в исторической динамике культуры»)

197. Цой В. Р. Музыка волн, музыка ветра/ В. Р. Цой.- М. : Эксмо, 2005.-384 с.

198. Цой М., Житинский А. Виктор Цой. Стихи, документы, воспоминания. СПб.: Новый Геликон, 1991. - 368 с.

199. Цукер А. И рок, и симфония. / А. Цукер. М. : Композитор, 1993.304 с.

200. Чередниченко Т. В. Кризис общества кризис искусства : музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии / Т. В. Чередниченко. - М. : Музыка, 1985.- 191 е. - (Империализм : События. Факты. Документы).

201. Чернышев В. Новое амплуа гитары / В. Чернышев // Комсомольская правда. 1968. - 4 февр.

202. Чиж и С : история и дискогр., интервью, тексты песен, аккорды. М. : Антао, 2005.- 182 с.

203. Чистяков В. Троянский конь / В. Чистяков, И. Саначев // 41 : живой журнал. : [Электронный ресурс]. Электрон, дан. - Режим доступа: http://lx0r.livejournal.com/37813.html. - Опубл. в журн. : Наш современник. -1988. - № 10. - Загл. с экрана.

204. Что теперь, «Битлз?» / Панорама (Польша)// Комсомольская правда. 1970. - 23 июл.

205. Шар В. К. Путь рока : ориг. опыт музык.-ист. исследования / В. Шар (В. Комендантский). М. : б. и., 1998. - 283 с.

206. Шерель A.JI. Эстрада в России.ХХ век. Лексикон.-М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН),2000.- С.512.

207. Шестаков Г. Ю. Музыка в буржуазной «массовой культуре» : критические очерки / Г. Ю. Шестаков. М.: Музыка, 1986. - 126 с.

208. Шостак Г. В. Рок-культура как основа формирования молодежных субкультур : Электронный ресурс. / Г. Шостак. 2003. - Электрон, дан. - Режим доступа : http://www.shostak.iatp.by/doc/article/rok-kult.htm. - Дата доступа : 05.02.2007. - Загл. с экрана.

209. Шпенглер О. Закат Европы : очерки морфологии мировой истории : в 2 т. / О. Шпенглер. М.: Айрис-пресс, 2003. - 800 с.

210. Штейнпресс Б.С. Энциклопедический музыкальный словарь / Б.С. Штейнпресс, И.М.Ямпольский; отв. ред. Г.В.Келдыш. М. : БСЭ, 1959. — 326 е.: ил.

211. Щадрин .О. «Рок культура и власть в советском обществе в период 1970-х- первой половины 1980-х годов»// URL: http://elis.pstu.ru/shadr.htm

212. Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т. Б. Щепанская. М. : ОГИ, 2004. - 287 с.

213. Энциклопедия Rock City: в 10 ч. Б. м.: Ин.Рок, 2001. — Ч. 8. - 2006. - 221 е.: ил.

214. Энциклопедия. В мире цирка и эстраflbi.URL:http://www.wwww.ruscircus.ru/cgi/encyc.pl?func=text&sellet=% D0&selword=2525

215. Эстрада : Что? Где? Зачем? : Статьи. Интервью. Публикация / отв. ред. Е. Д.Уварова. М.: Искусство, 1988. - 351 е.: ил.

216. Эстрада России: XX век. Лексикон/ Ред. Е.Д.Уварова; Гос. Ин-т искусствознания. М.: РОССПЕН, 2000. - 783 с.

217. Юшенков С. А. Неформальные движения : общая характеристика и основные тенденции развития / С. А. Юшенков. М.: Мысль, 1998. - 270 с.

218. Park R. Е. Human migration and the marginal man / R. E. Park // American Journal of Sociology. Chicago, 1928. - Vol. 33, № 6. - P. 881-893.

219. Parsons T. Essays in sociological theory, pure and applied / Talcott Parsons. Glencoe : The Free Press, 1949. - 366 p.

220. Wicke P. Rockmusik : zur Asthetik und Soziologie eines Massenmedi-ums / Peter Wicke. Leipzig : Reclam, 1987. - 313 p., 40. p. of plates : ill.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.