Феномен этничности: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Иванов, Виталий Викторович

  • Иванов, Виталий Викторович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 144
Иванов, Виталий Викторович. Феномен этничности: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Улан-Удэ. 2003. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Иванов, Виталий Викторович

Введение.2-

Глава 1. Методологические и теоретические вопросы исследования этничности.11

§1.1. Феномен этничности и дискуссии вокруг его понимания.11

§1.2. Понятие этничности и его соотношение с понятием этнос.34

Глава 2. Феномен этничности в структуре этнической идентичности.59

§2.1. Этническая идентичность: сущность, типы, трансформация.59

§2.2. Этническая идентичность и этническое самосознание: соотношение, подходы к пониманию.85

§2.3. Роль этнической социализации в функционировании этничности.107

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен этничности: социально-философский анализ»

Актуальность исследования. Понятие «этничность» в последние годы стремительно вошло в отечественную обществоведческую науку и прочно в ней утвердилось. Сегодня этот термин широко применяют этнографы, философы, историки, политологи, культурологи, социологи, психологи и др. Понятием «этничность» ныне также оперируют политики и общественные деятели. Это свидетельствует об актуальности данного понятия в современной ситуации, особенно на постсоветском пространстве.

Актуальность разработки категории этничность также связана с тем, что она имеет большое теоретико-методологическое значение не только для этнологии, но и для других наук об обществе. Между тем, внимание к теоретико-методологической стороне данной категории явно не соответствует его значению, ибо в целом в российском обществоведении в последние годы наблюдается снижение внимания к фундаментальным исследованиям.

Итак, актуальность исследования феномена этничности обосновывается рядом факторов. Во-первых, необходимостью всесторонней научной разработки содержания и специфики категории этничность как одной из основных категорий современной этнологии и в целом обществоведения. Во-вторых, категория этничности обладает важным методологическим значением в современном социальном познании. В-третьих, потребностью выяснения конкретного соотношения категории этничность с близкими, но не тождественными понятиями, особенно с понятием этнос.

В связи с вышесказанным в настоящем диссертационном исследовании, кроме категории этничность, обстоятельному анализу подвергается категория этнос, - с одной стороны, с целью углубления понятия этничность, с другой - для выяснения их соотношения. В отечественной науке категория этноса в 1960-80 гг. получила всестороннюю разработку в трудах ведущих ученых (Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, JI.H. Гумилев и др.). Что касается категории этничность, то в отечественной литературе к этому понятию в силу разных причин (в т.ч. идеологических), долгое время относились негативно. Между тем, в западной литературе категория этничности получила основательную разработку. И лишь с начала 90-х гг. в нашей литературе, начиная с дискуссионной статьи С.В. Чешко «Человек и этничность» (1994)1, проявляется научный интерес специалистов к этой категории. Важную роль в научной разработке понятия этничность сыграла дискуссия на страницах журнала «Этническое обозрение», в ходе которой выступило много специалистов.

В итоге можно констатировать, что если в западной науке внимание было сосредоточено на категории «этничность», то в отечественной столь же скрупулезно разрабатывалась категория «этноса». Если на первых порах некоторым ученым казалось, что эти категории взаимоисключающие, то в настоящее время стало очевидным, что они не исключают, а взаимодополняют друг друга как различные стороны, (аспекты) более общей категории - «этническое». Из сказанного следует, что сегодня стала весьма актуальной задача исследования категории этничность в органической связи с категорией этнос, выявления их соотношения и взаимодействия. Данная задача предполагает уделение особого внимания философско-методологической стороне исследования, на что указывал ряд специалистов в своих монографических трудах .

Степень изученности проблемы. Проблема феномена этничности является комплексной по характеру, затрагивающей значительный массив логически взаимосвязанных работ. Во-первых, они, непосредственно касаются теории этноса и этногенеза; во-вторых, существует комплекс

1 Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. -1994. - №6. - 35-49с.

2 Тишков В.Л. О феномене этничности. // Этнографическое обозрение. - 1997. - № 3,- С.З; Рыбаков С.Е. Этничность и этнос // Этнографическое обозрение. - 2003. - №3. - С. 3 трудов посвященных этничности; в-третьих, в сферу анализа следует включить исследования проблем сопутствующих данной теме -социализации, идентичности, самосознания.

К первой группе работ следует отнести основополагающие труды Ю.В. Бромлея3 фактически создавшего отечественную теорию этноса, отличавшуюся четкостью своих положений, концептуальной стройностью и систематизированностью. Особое место в теории этноса занимают труды JI.H. Гумилева4 который, предприняв первую попытку создания комплексной междисциплинарной теории этноса, одновременно является первым, кто последовательно, (как в естествознании) стал применять системный подход в этнологии. В состав данной группы входят также труды В.П. Алексеева, В.Р. Кабо, Ю.И. Семенова, С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова, С.М. Широкогорова. Всеми указанными авторами, хотя они специально не разрабатывали проблему этничности, создано теоретико-методологическое основание для исследования данной категории. Их работы позволили подойти к позитивной разработке категории этничность в нашей литературе.

Что касается непосредственной разработки категории этничность, то она в 1990-2000-х гг. всесторонне осуществлена следующей группой ученых: (С.А. Арутюнов, С.Н. Артановский, Б.Е. Винер, М.Н. Губогло, Д.В. Драгунский, Л.М. Дробижева, И.Ю. Заринов, В.В. Карлов, В.И. Козлов, Е.М. Колпаков, М.В. Крюков, С.Г. Ларченко, Л.П. Лащук, А.А. Празаускас, М.В. Рагулина, С.Е. Рыбаков, С.В. Соколовский, Н.Г. Скворцов, В.А. Тишков, Я.В. Чеснов, А.Й. Элез). Данные исследователи в 90-х гг. стали широко использовать достижения западной науки в разработке категории этничность и выступили с собственными взглядами по данной проблеме, что вылилось в теоретическую дискуссию на

3 Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.-1973.; он же Очерки теории этноса. - М.-1988.

4 Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л.-1983; он же Этногенез и биосфера Земли. - Л.-1989. страницах журнала «Этнографическое обозрение»5. Указанная дискуссия позволила основательно рассмотреть многие новые аспекты темы, в том числе онтологический статус категории «этничность» (реальность/идеальность), методологию ее исследования, дифиниции понятия, поиск этнической субстанции, субъективный либо объективный характер этничности, этническую идентичность, этническую маргинальность, этническую социализацию, этническую мобилизацию.

Проблема и сам термин «этничность» исторически зародились в западной антропологии, где его разработка, а также анализ всей этнической проблематики велись в трудах следующих авторов: X. Айзекса, Б. Андерсона, Ф. Барта, Р. Бурдье, М. Бэнкса6, Э. Геллнера, Н. у

Глейзнера и Д. Мойнихина , Г. Ван дер Берга, Дж. Де-Воса и JI. Романуси-Росс, К. Гирца, Д. Горовитца, В. Исаива, Дж. Комароффа, М. Мида, Ж. Деверо, Г. Стейна, Ю. Хабермаса, Радклифа-Брауна, Дж. Ротшильда, К. Леви-Строса, Дж. МакКэя, Р. Шоу и Ю. Вонга. Кстати, сюда же можно отнести работы тех отечественных авторов, которые занимались переводами и популяризировали труды указанных выше исследователей (А.Р. Аклаев, Б.Г. Капустин, В.В. Коротеева, С.В. Лурье,

A.И. Миллер, А.А. Белик).

К третьей группе источников нами отнесены работы, посвященные этнической социализации, этнической идентичности, этническому самосознанию (Э.Г. Александренков, А.О. Бороноев, И.С. Кон, Н.М. Лебедева, Г. Лебон, А.Н. Леонтьев, B.C. Малахов, С. Московичи, B.C. Мухина, А.В. Мудрик, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко,

B.Ю. Хотинец, Г.Г. Шпет, Э. Эриксон, В.А. Ядов). Определенную

5 См.: Арупонов С.А. Этничность объективная реальность (отклик на статью С.В.Чешко) // Этнографическое обозрение. 1995. -№5. -С.7-10.; ВиннерБ.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения. //Этнографическое обозрение. 1998.№4.-Зс.; Заринов Ю.И. Исторические рамки феномена этничности (но поводу статьи С.В.Чешко «Человек и этничность») // Эгаографическое обозрение. - 1997. -№3. - 21-31с.; Карлов В.В. Эгнонациональная рефлексия и предмет этнологии (к проблеме самосознания науки) // Этнографическое обозрение. - 2000. - №4. - С.Э-18.; Колпаков Е.М. Этнос и этничность. // Этнографическое обозрепие.-1995. - №5. - С. 13-25.; Рыбаков С.Е. О методологии исследования этнических феноменов. // Эпки-рафическое обозрение. - 2000. - №2. - С.64.; Он же. Этничность и этнос // Этнографическое обозрение. - 2003. - №3.

C. 3-24.

6 Bancs М. Ethnicity: Anthropological Constructions. London-New-York, 1996. P. 1.

7Glaser N., Moynichan D.P. Inroduction // Ethnicity: Theory and Experience / Cambridge, 1975. 6 разработку категории этничность и этнос получили в учебных пособиях для вузов последнего поколения8.

Вопросы этничности и этноса также разрабатываются в трудах некоторых исследователей Бурятии (В.И Антонов, НА Елаев, ИЗ. Елаева, В.И. Затеев, Т.М. Михайлов, И.И. Осинский, А.Н. Постников, Ю.Б. Рандалов, ГЛ. Санжиев, ЮА Серебрякова и др.).

Проделанный анализ состояния изученности темы показывает, что за истекшие годы в нашей стране, особенно учеными Института этнологии и антропологии РАН проделана большая работа по исследованию этнической проблематики в целом и эпичности в частности. Однако, несмотря на появление оригинальных исследований по названной теме (В А Тишков9, С.Е. Рыбаков10 и др.), по-прежнему существует большая потребность в дальнейшей монографической разработке данной проблемы на диссертационном уровне с учетом всего комплекса понятий и проблем, связанных с этничносгью. Посильному решению данной задачи посвящена данная диссертация.

Объект исследования - категория этнического и вся совокупность связанных с ним социальных феноменов как многоплановое явление и как комплексная проблема гуманитарной науки.

Предмет исследования - понятие этничности, его сущность, специфические особенности и основные факторы функционирования.

Цель - выяснение природы феномена этничности и его теоретико-методологического значения для социально-гуманитарных наук.

Это предполагает решение следующих задач: дать анализ основных исследовательских подходов в изучении этничности в отечественной и зарубежной науке; выявить специфическую сущность и соотношение категорий «этничность» и «этнос»;

8 Арупонян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А., Эгносоциология. - М., 1998.; Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М.1999.; Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. Пос. для вузов. М.,-1997.; Садохин А.П. Этология. - М., 2000.; Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник для вузов. -М., 2002.

9 Тишков В. А. Очерки теории и политики этничносш в России. М.,-1997.

10 Рыбаков C.E. Философия этноса. - М., 2001.

- рассмотреть основные аспекты проявления этнической идентичности в социальной жизни общества; дать анализ соотношения и взаимодействия этнической идентичности и этнического самосознания личности; I рассмотреть специфику этнической социализации как основного фактора формирования этничности.

Гипотеза исследования: этничность и этнос не являются взаимоисключающими явлениями, а выступают однопорядковыми аспектами этнического как более широкого, родового явления, охватывающего все этнические процессы.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретикометодологической основой являются: принципы объективности, системности, структурно-функционального подхода, диалектические принципы всеобщей связи и развития, целостности, историзма, а также общенаучные методы - индукции, дедукции, формализации. Методологическое значение имели также крупные исследования отечественных специалистов (Ю.В. Бромлей, JI.H. Гумилев, В.А. Тишков, С.Е. Рыбаков).

Научная новизна работы заключается, прежде всего, в выдвижении категории этничность как имеющей важное методологическое значение для этнологии и социальной философии. На основе комплексного, междисциплинарного подхода раскрывается содержание категории этничность как многоуровнего и диалектически противоречивого феномена Определяется одно из центральных мест этничности в структуре социального бытия. Анализ показал, что, во-первых, теория этничности и теория этноса являются различными уровнями единого представления о природе всего этнического; во-вторых, этничность имеет сложную структуру и может быть исследована с помощью инструментария философии; в-третьих, этническое самосознание и противопоставляет людей, и объединяет их на основе принципа гуманизма; в-четвертых, этническая заданность процессов социализации обусловливает изначальную принадлежность каждого из нас к определенной этнической общности - «этносу», а через него - к сфере этнического в целом.

Основные положения, выносимые на защиту, могут быть представлены в четырех пунктах:

1. Этичность и другие этнические феномены (этнос, этнические общности, группы и т.д.), реально существуют в человеческом обществе и имеют сложную природу. При этом социальные феномены этничности, этноса поддаются адекватному изучению с применением комплексного междисциплинарного анализа с неизбежным выходом исследования на философский уровень.

2. Категория этничности обладает важным методологическим значением в познании этнических явлении и процессов.

3. Этичность - это имманентно присущее любой человеческой личности социальное качество, которое выражает объективную данность этнических характеристик, формируемых во взаимодействии с человеческой практикой и условиями этнического бытия.

4. При рассмотрении природы этничности с позиций двух подходов «примордиализма» и «конструктивизма» не следует указанные подходы делать взаимоисключающими, а, наоборот, необходимо использовать позитивные моменты, которые имеются в том и другом.

Научно-практическая значимость работы. Данная значимость работы обусловлена особой важностью рассматриваемой проблемы в контексте современного «возрождения этничности» не только народов России, но и всего мира. Материалы диссертации могут иметь определенное значение для социально-философского осмысления межэтнического взаимодействия в условиях полиэтничного общества.

Результаты диссертационного исследования могут также найти практическое применение в общетеоретических и специальных вузовских курсах социальной философии, этнологии, социальной психологии, культурологии.

Апробация работы. Выводы, полученные в результате диссертационного исследования, апробированы в виде докладов в ходе следующих научно-практических конференций:

Международная научно-практическая конференция: «Диаспора и национальные меньшинства» (ноябрь 2002 г., Иркутск); Международная научно-практическая конференция «Развитие личности школьника в условиях поликультурного образовательного пространства Байкальского региона» (апрель 2003 г., Улан-Удэ);

Международная научная конференция «Полония в Сибири: актуальные проблемы и перспективы развития» (май 2003 г., Улан-Удэ); Международная научная конференция «Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего» (июнь 2003 г., Улан-Удэ); Научный симпозиум «Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур» (сентябрь 2003.,Улан-Удэ); конференция «Сибирь в истории и культуре народов зарубежных стран» (сентябрь 2003 г., Иркутск).

Апробация работы также отражена в следующих публикациях:

1) К характеристике степени этничности поляков Сибири / Полония в Сибири: актуальные проблемы и перспективы развития: Материалы междунар. науч. конф. / Отв. ред. И.И.Осинский. - Улан-Удэ: БГУ, 2003. -С. 123-125.

2) Феномен этничности в современной науке / Диаспора и национальные меньшинства. - Иркутск: ИГУ, 2002. - С.65-68.

3) Этническая социализация подростка / «Развитие личности школьника в условиях поликультурного образовательного пространства Байкальского региона». 4.2. -Улан-Удэ, 2003. - С.113-118.

4) Интеллигенция и проблемы этнической идентификации / Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего: Материалы международной научной конференции, Улан-Уда, 26-27 июня 2003 г. В 3 Ч. - Улан-Уда: Изд-во БГУ, 2003. -4.1. - С.178-183.

5) К проблеме этнического сознания современной личности / «Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур»: VI научный симпозиум, Улан-Удэ, 25-28 сентября 2003 г. Т.1. - Улан-Удэ, ВОГАКИ, 2003.-64-71.

Еще четыре статьи находятся в публикации.

Основные идеи и результаты исследования используются автором в читаемом им курсе «Межнациональные отношения в Российской Федерации» (для студентов факультета экономики и управления Бурятского государственно университета).

Структура диссертации. Структура работы определялась задачами, стоящими перед исследователем. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих петь параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Иванов, Виталий Викторович

Заключение

В современной науке твердо установилось мнение, что этничность представляет сложный и своеобразный социальный феномен. К его исследованию в настоящее время привлечено внимание многих ученых различных специальностей - философов, этнологов, этнопсихологов, этносоциологов, этнополитологов - то есть большинства представителей социально-гуманитарного знания.

На основе разработки проблемы этничности было установлено, что это один из важнейших структурных элементов человеческой личности, и одновременно - весьма загадочное явление в обществе.

В настоящее время в научном мире нет единства по поводу сущности «этничности», но в то же время современная литература дает большой материал для понимания структурных особенностей этничности, ее социальной роли, соотношения с близкими понятиями, и особенно с категорией «этнос».

Используя всю имеющуюся литературу по проблеме этничности, диссертант провел исследование, касающееся проблем понимания феномена этничности в современном обществознании, соотношения понятия «этничность» с понятием «этнос», сущности этнической идентичности и этнического самосознания, а также их соотношения, особенностей этнической социализации. В результате этого диссертанту удалось установить следующее теоретические положения.

Феномен этничности является не просто фактором, объединяющим людей в этническую общность и отделяющим от других общностей, но и системообразующим ядром, на основе которого формируется возможность сохранения и расширенного воспроизводства как отдельной этнической общности, так и всего человечества.

Этническая форма бытия человечества атрибутивна и объективна. При этом этничность занимает одно из важнейших мест в структуре социального бытия.

Этничность имеет сложную структуру и может быть исследована с помощью инструментария философии.

Этничность, являясь объективно детерминированным свойством каждого человека, в то же время выступает в виде идеальной символической конструкции, объективирующейся в жизнедеятельности и взаимодействии людей.

Этничность представляется состоящей из «объективной этничности» (собственно этническое, примордиальная данность) и «субъективной этничности» (этнической идентичности). Последнее выступает в качестве результата субъективного (бессознательного и сознательного) усвоения в течении жизни каждым членом общности «объективной этничности».

Важным условием существования этничности является наличие дихотомического отношения «мы-они». Конкурентное взаимоотношение этнических общностей в ходе жизнедеятельности имеет позитивные последствия как для самих общностей, так и. для всего человечества. Видимо, здесь, несмотря на все противоречия, заложен источник развития и совершенствования мира людей.

В современной российской этнологии теория этничности и теория этноса выступают различными аспектами понимания единого по своей природе явления - этнического. Совместное использование указанных теорий в научных исследованиях позволяет полнее раскрыть этническую составляющую бытия человека и выйти на более совершенный уровень понимания межэтнического взаимодействия и прогнозирования развития этнических феноменов в обществе.

Этническое самосознание не только противопоставляет людей, а, прежде всего, объединяет их на основе принципа гуманизма.

Этническая заданность процессов социализации обусловливает изначальную принадлежность каждого из нас к определенной этнической общности - «этносу», а через него - к сфере этнического в целом.

В итоге исследования автор приходит к следующим основным выводам. Во-первых, категория этничности занимает одно из ключевых мест среди узловых понятий социально-гуманитарной науки. Во-вторых, эта категория имеет не просто конкретное, а методологическое значение, потому что без ее правильного понимания невозможно рассматривать проблемы этнологии, этнопсихологии, этносоциологии, этнополитологии и других наук. В-третьих, несмотря на то, что в разработке этничности как феномена достигнуты значительные результаты, необходима дальнейшая работа по проблеме, написание монографии, раскрывающей ее сущность, значение в социальной жизни и в мире этнических явлений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Иванов, Виталий Викторович, 2003 год

1. Агаев А.Г. К вопросу о территории народности. Махачкала, 1965. -151с.

2. Агаева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М.,1990.

3. Актуальные проблемы этнической психологии: сб.статей. Тверь.1992.

4. Алексанренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? //Этнографическое обозрение .- 1996. №3. - С.13-22.

5. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М.,-1989. 444 с.

6. Алексеев В.П. История первобытного общества: учеб. Пособие. М.,- 2001. -318 с.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996. -375 с.

8. Антюхова Е.Ю. Нравственный императив в социализации личности // Мир психологии. 1998. - №1. - С.66.

9. Артановский С.Н. Этноцентризм и «возврат к этничности»: концепции и действительность. // Этнографическое обозрение. 1992. -№3. - С. 15-23.

10. Арутюнов С.А. Этничность объективная реальность (отклик на статью С.В.Чешко) // Этнографическое обозрение. 1995. №5 - С.7-10.

11. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А. А., Этносоциология. М., - 1998.-230 с.

12. Ахиезер А.С. Культурные основы этнических конфликтов.// Общественные науки и современность.-1994. №4. - С. 116.

13. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М.: ИНФРАМ,-1993. 181 с.

14. Бабаков В.Г., Семенов В.Г. Национальное сознание и национальная культура: (Методологические проблемы). М.: ИФ РАН,1311996.-70 с.

15. Балханов И.Г. Роль двуязычая в процессе межэтнической интеграции (социально-философский анализ): Дис. . докт. Филос. наук. Улан-Удэ, 1997.

16. Балханов И.Г. Социализация и этничность бурят в городских условиях // Социс. 2003. - №2.

17. Белик А.А. От архаических обществ. / Психология культур. С.193-203.

18. Белков П.Л. О методе построения теории этноса / Этносы и этнические процессы. М., 1993. - 149 с.

19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Моск. филос. Фонд; Academia-Центр; Медиум, 1995. - 320 с.

20. Болотков В.Х., Кумыков A.M. Феномен нации и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья./ Под ред. Б.А.Амосова. М., 1998. - 264 с.

21. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М.,-1994.

22. Бердяев Н. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. - 207 с.

23. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности: (Происхождение нравственности) /РАН. Институт философии. М., 1995. - 297 с.

24. Бородай Ю.М. Эротика смерть - табу. М., 1996. - 413 с.

25. Бороноев А.О. Павленко В.Н. Этническая психология. СПб., -1994.- 165 с.

26. БромлейЮ.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 272 с.

27. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.- 412 с.

28. Бурдье П. Начала. М.: Социологос, 1994. - 287 с.

29. Бурдье П. Структуры, габитус, практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. -С.16-33.

30. Введение в этническую психологию. Учеб. Пособие./ Платонов Ю.П. и др., СПб.,-1995.

31. Виннер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения. // Этнографическое обозрение. 1998. -№4.-С.З-26.

32. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории и философии. СПб.: Наука. СПб. Изд. фирма, 1993. Кн. 1. 349 с.

33. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: «Прогресс», 1991. 320с.

34. Глейзер Н. Мультиэтнические общества: проблемы демографического, религиозного, и культурного разнообразия. // Этнографическое обозрение. 1998. -№6. - С.98.

35. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа / Ин-т этнологии и антропологии РАН. М.: Поломник, 2000. - 543 с.

36. Губогло М.Н. Интегрирующая функция языка. // Социолингвистические проблемы развивающихся стран. М.,-1994.

37. Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. М.,-1998. 816с.

38. Гумбольд, фон В. Язык и философия культуры. М.,-1985. 451с.

39. Гуревич П.С. Философская антропология: Учебн. Пособие. М.,-1997.

40. Гуревич А.И. Изучение ментальносией: социальная история и поиски исторического синтеза. // Этнографическое обозрение. 1998. -№6. - С.3-24.

41. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Изд. ACT. 2001.-560 с.

42. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. / АН СССР, Геогр. Общество СССР. Л.: Наука, 1983. 412 с.

43. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку: ЭЛМ, 1976. 226

44. Драгунский Д.В. Навязанная этничность. // Полис. 1993. -№5. - С.24-31.

45. Дементер Н.Г. и др. История цыган: новый взгляд / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Воронеж, 2000. -334 с.

46. Дробижева JI.M., Аклаев А. Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.-382 с.

47. Дробижева JI.M. Интеллигенция и национализм. Опыт постсоветского пространства // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1994. - С.71-84

48. Дробижева JI.M. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. -1991.-№1.

49. Дробижева JI.M. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.,-1994.

50. Духовная культура и этническое самосознание / Институт этнологии и антропологии РАН. Под ред. JI.M. Дробижевой, М., 1990. Вып. 1.-241 с.

51. Духовная культура и этническое самосознание / Институт этнологии и антропологии РАН. Под ред. JI.M. Дробиж евой, М., 1991. Вып. 2. -210 с.

52. Елаев А. А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М., 2000. 352 с.

53. Елаева И.Э. Теоретические подходы к изучению этнической идентичности в отечественной науке // Этнологические исследования: Сб. ст. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2000. - Вып.1. - С.28-66.

54. Елаева И.Э. Этничность бурят в постсоветский период. С.48

55. Еникеев М.И., Кочетков O.JI. Общая, социальная июридическая психология. Энциклопедический словарь. М.: Юрид.лит., 1997.-448 с.

56. Заринов Ю.И. Исторические рамки феномена этничности (по поводу статьи С.В.Чешко «Человек и этничность») // Этнографическое обозрение. 1997. -№3. - 21-31с.

57. Заринов Ю.И. Время искать общий язык (проблемы интеграции различных этнических теорий и концепций) // Этнографическое обозрение. 2000. - №2. - С.З.

58. Заринов Ю.И Социум этнос - этничность - нация -национализм. // Этнографическое обозрение. - 2002. - №1.- С.3-19.

59. Затеев В.И. Национальные отношения при социализме. — Улан-Удэ. 1975. - 183 с.

60. Затеев В.И. Этнонациональные отношения в постсоветской России: новые реалии, новые проблемы // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1996. -С.54-62.

61. Затеев В.И. Лев Николаевич Гумилев. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000.- 192 с.

62. Кабо Н.Р. Значение первобытной общины в генезисе этнической структуры // Расы и народы. Вып. 18. М., 1988. С.55.

63. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-384 с.

64. Калашников Е.М. Личность и общество: (Проблемы идентификации). Пермь, 1997. - 155 с.

65. Карлов В.В. Этнонациональная рефлексия и предмет этнологии (к проблеме самосознания науки) // Этнографическое обозрение. 2000. - №4. - С.3-18.

66. Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии. Социальная психология, история, политика. Улан-Удэ, 1997. - 184 с.

67. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.,-1998. 784 с.

68. Ключарев Г.А. Эволюция понятий в едином человековедении. М.: Издательство Российского философского общества, 1992. - 195 с.

69. Кожанов А.А. Внешность как фактор этнического сопоставления (К вопрос о методике изучения). // Этнографическое обозрение.-1977. №3. - С.14.

70. Кожин П.М. Тралиции в системе этноса. // Этнографическое обозрение. 1997. - №6. - С.З.

71. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1974. - №2.

72. Козлов В.И. Между этнографией, этнологией и жизнью // Этнографическое обозрение .-1992. №3.

73. Козлов В.И. Проблематика «этничности». // Этнографическое обозрение.-1995. №4. - С.39-54.

74. Козлов В.И. // Этнографическое обозрение.-2000. №6.

75. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. М.:Старый сад, 1999. - 344 с.

76. Колпаков Е.М. Этнос и этничность. // Этнографическое обозрение.-1995. №5. - С.13-25.

77. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самоосознания в конце XX века // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.,1994. С.39.

78. Кон И.С. Социологическая психология: Избр. психол. тр. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1999. - 555 с.

79. Конфликтная этничность и этнические конфликты / Институт этнологии и антропологии РАН. Под ред. JI.M. Дробижевой. М., 1994. -177 с.-во ЛГУ, 1991.-384 с.

80. Коротеева В.В. // Этнографическое обозрение.-1993.№3.

81. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию: Учеб.-метод. Пособие для студентов. М.,-1996. .

82. Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность //Расы и народы. Вып. 19. М., 1989. С.5-47.

83. Кузьмин А.В. Анализ феномена этничности и национализма в методологии теории системы // XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие: Тезисы докладов международного симпозиума, 3-5 июля 2001г. Улан-Удэ, 2001. - С. 83-84.

84. Куницына В.П. Этнические стереотипы. // Психологический журнал. 1989. - №4.

85. Ларченко С.Г. Социально-этнические процессы в системной организации и развитии общества: Дис. . докт. Филос. Наук. -Новосибирск, 2001.

86. Ларченко С.Г. Социальные детерминации этнокультурного развития / Отв. Ред. Попков Ю.В.; РАН Сиб. отделение Ин-т Философии и права. Новосибирск, 1999. - 170 с.

87. Лащук Л.П. Понятие узла этногонического процесса в современном освещении. // Этнографическое обозрение. 2001. - №3. — С.7-19.

88. Лащук Л.П. Преемственность и преобразование в историческом развитии этноса. // Этнографическое обозрение. 2001. -№3. - С.20.

89. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию :Учебное пособие. М.: «Ключ-С»,1999. - 224 с.

90. Леви-Строс К. Структурная антропология./ Пер. с фр. В.В.Иванова. М.'Издательство ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 512 с.

91. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб. 1995. - 316 с.

92. Левин З.И Менталитет диаспоры. М., Крафт+, 2001 - 176 с.

93. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу; О праве наций на самоопределение; О национальной гордости великороссов. М., 1987. 91 с.

94. Леонтьев А.А. Личность как историко-этническая категория. —1981. № 3. - С.35.

95. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.:Политиздат. 304 с.

96. Леонтьев А.Н. Философия. Психология. -М.: Изд. МГУ, 1994.284 с.

97. Леонтьев А.Н. Личность: Человек в мире и мир в человеке. // Вопросы психологии.-1989. № 3. - С. 11-21.

98. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: БРЭ, 2002. - 712 с.

99. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология./Под общ. Ред. А.А.Белика. М.: Смысл, 2001.-555 с.

100. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания: опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб.,-1994.

101. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. Пос. для вузов. М.,-1997.-448 с.

102. Лурье С.В. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика. // Общественные науки и современность. 1999. - №4. - С.101-111.

103. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: ВЛАДОС, 1996.-416с.

104. Малахов B.C. Неудобства с идентичностью: (О философско понятийной проблематике) // Вопросы Философии. 1998. - № 2. - С. 4353.

105. Марханин В.В. Диалектика социального и биологического в процессе становления этноса. Томск. 1989. - 147 с.

106. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.-479 с.

107. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология: учебноепособие. М.,-1997

108. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.,-1997. -448 с.

109. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. -239 с.

110. Мифологический словарь. М.,-1991.

111. Московичи С. Машина творящая богов: Пер. с фр. М., 1998. - 560 с.

112. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд//Психол. журн. 1995.-Т. 16, № 1.-С. 3-18; №2.-3- 14.

113. Мудрик А.В. Социализация как социально-педагогическое явление // Вест. Рос. Гум. Науч. Фонда. 1999. - № 4. - С. 142-148.

114. Мухина B.C. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век // Развитие личности. 2002. - №1. -С.16-40.

115. Мухина B.C. Феноменология бытия и развития личности. -М.; Воронеж, 1999. - 640 с.

116. Новейший философский словарь / Сост. Л.А. Грицанов Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

117. Обсуждение доклада Тишкова В.А.: «О феномене этничности». // Этнографическое обозрение. 1998. -№1.

118. Ортега-и-Гасетт X. Восстание масс // Вопросы философии. — 1989. №4.

119. Основы национальных и федеративных отношений: Учебник / под общ. Ред. Р.Г.Абдулатипов. М.,-2001.-352 с.

120. Парсон Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1998.-270 с.

121. Полония в Сибири: проблемы и перспективы развития: Материалы междунар. науч. конф. / Отв. ред. И.И. Осинский. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2003. — 156 с.

122. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.-232 с.

123. Празаускас А. А. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации. // Полис. 1997. - №2. - С.95-103.

124. Психология человека от рождени до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

125. Постников А.Н. Социально-философские аспекты национальной политики и управления национальными отношениями в РФ: Дис. . докт. филос. наук Улан-Удэ. БГУ. - 2000.

126. Рагулина М.В. Географическое понимание этничности. // География и природные ресурсы. 2000. - №1. - С.21-28.

127. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 2002. - 275 с.

128. Рыбаков С.Е. Философия этноса. М.: ИПК Госслужбы, 2001. -360 с.

129. Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект // Этнографическое обозрение. 1998. №6.-С.3-15.

130. Рыбаков С.Е. Национализм и нация. // Этнографическое обозрение. 1999. - №3 - С.3-17.

131. Рыбаков С.Е. О методологии исследования этнических феноменов. // Этнографическое обозрение. 2000. - №2. - С.64.

132. Рыбаков С.Е. Анатомия этнической деструктивности. Два облика национализма.//Вест. Моск. ун-та. 2001. - №3.- С. 22-37.

133. Рыбаков С.Е. Этничность и этнос // Этнографическое обозрение. 2003. - №3. - С. 3-24.

134. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для высших учебных заведений. М., 2000. - 256 с.

135. Серебрякова Ю.А. Философские проблемы национального самосознания и национальной культуры. Улан-Удэ. - 1996. - 185 с.

136. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 203 с.

137. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М.,-1989. 319с.

138. Семенов Ю.И. // Этнографическое обозрение. 1998. - №2.

139. Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы: этносы, нации. // Этнографическое обозрение. 1996. - №3. - С.3-13.

140. Семенов Ю.И. Этнос, нация, диаспора. // Этнографическое обозрение. 2000. - №2. - С.64-74.

141. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб.,-1997.

142. Скворцов Н.Г. Этничность и трансформационные процессы. / Этничность. Национальные движения. Социальная практика: сб. ст. -СПб.,- 1995. -336 с.

143. Соколовский С.В. Билингвизм и когнитивное развитие: мифы, концепции, гипотезы.// Этнические факторы в жизни общества (сб. ст.). М.,-1991. С.9-15.

144. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.,-1998. -389 с.

145. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, 1999.-320 с.

146. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.286 с.

147. Сусоколов А.А. Структурная самоорганизация. // Расы и народы. №20. М., 1990.

148. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.,-1989.

149. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 5: Сб.ст. М., 1998.-128 с.

150. Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник для вузов. М., 2002.- 365

151. Теория познания: В 4т. Т.4. Познание социальной реальности / РАН. Институт философии; Под ред. В.А.Лекторского, Т.И.Ойзермана.-М.: Мысль, 1995.- 431 с.

152. Тишков В.А. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Моск. Центр Карнеги, 1997. - С. 15-43.

153. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.,-1997

154. Тишков В.А. О феномене этничности. // Этнографическое обозрение. 1997. - № 3.- С.3-68.

155. Торопова E.JI. Феномен «маргинальной этничности» в антропологии Великобритании и США // Этнографическое обозрение. -1999. -№2. -с.3-17.

156. Торукало В.П. Нация: история и современность. М.,-1996.

157. Тудупова Т.Ц. Этнопсихологическая направленность личности современного подростка. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002. - 140 с.

158. Фрейд 3. «Я» и «Оно»: Труды разных лет: В 2-х тт. Тб., 1991

159. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1999. - 624 с.

160. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.- 269 с.

161. Фромм Э. Человеческая ситуация: Сб. тр. М.: Смысл, 1995.239 с.

162. Хесли В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. - №10. - С. 112-123.

163. Хотинец В.Ю. О содержании понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание. // СОЦИС: социол. исслед. 1999. - №6. - С. -67-74.

164. Хотинец В.Ю. К вопросу об основных подходах к изучению этничности в отечественной и зарубежной науке. // Мир психологии. -2001.-№4.

165. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание.- СПб.: Алетейя.-2000.-240 с.

166. Хэммерсли М. Проблема понятия: Герберт Блумер о соотношении между понятиями и фактами // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: РЖ / РАН, ИНИОН. - М., 1993.-№1.-С. 11.

167. Чешко С.В. Человек и этничность. // Этнографическое обозрение.- 1994. №6. - С.35-49.

168. Чешко С.В. Ответ оппонентам. // Этнографическое обозрение.-1995.-№5.-С.12.

169. Шейнбаум JI.C. Этнический компонент самосознания российских подростков. // Этнографическое обозрение. 1996. - С.81.

170. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

171. Шпетт Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., Изд. дом «П.Э.Т.», 1996. - 154 с.

172. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

173. Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001.

174. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер.с англ.Общая ред. и предисловие Толстых А.В. М.: Прогресс,1996.- 344 с.

175. Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы Международной конференции. 1993 г. М.,- 1994.

176. Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб.: Петрополис, 1995. - 329 с.

177. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып.5: Сб. ст.-М., 1998.- 128 с.

178. Этнос, идентичность, образование М., ЦСО РАО, 1998 268 с.

179. Юнг К. Психология бессознательного. М., 1998. 400 с.

180. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир

181. России. 1995. -№3-4. -С. 148-159.

182. Heisler М. Ethnicity and Ethnic Relations in the Modern west // Conflict and Peacemaking in Multiethnic Societies. Massachusetts / Toronto: Lexington Books, 1990. P. 21- 52.

183. Bancs M. Ethnicity: Anthropological Constructions. London-New-York, 1996. P. 1.

184. Ethnicity / Eds. J. Hutchinson& A.D. Smith. Oxford. - N.Y., OUP, 1996. - 448 p.

185. Glaser N., Moynichan D.P. Inroduction // Ethnicity: Theory and Experience / Cambridge, 1975.

186. Yelvington K.A. Ethnicity As Practice? A Comment on Bentley // Comparative Studies in Society and History. 1991. Vol. 33. №3.

187. Shaw R.P., Wong Yu. Genetic Seeds of Warfare: Evolution, Nationalism and Patriotism. Boston: Unwin Human, 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.