Феномен философского нигилизма в культуре конца XIX - начала XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Селиванов, Игорь Игоревич

  • Селиванов, Игорь Игоревич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Курск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 158
Селиванов, Игорь Игоревич. Феномен философского нигилизма в культуре конца XIX - начала XX веков: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Курск. 2004. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Селиванов, Игорь Игоревич

Введение.

Глава I. Нигилизм: истоки и его история

1. Термин «нигилизм», его различные интерпретации.

2. Мышление как суждение: основа новоевропейского Рационализма.

3. Позитивизм и его нигилистические последствия.

4. Нигилизм как феномен разрушения гегелевской философии.

Глава II. Метафизика воли как основа новоевропейского нигилизма

1. Проблема добра и зла в философии Ф.В.И. Шеллинга.

2. Мир как воля (философия А. Шопенгауэра.

3. Воля к могуществу как проект переоценки всех ценностей в философии Ф. Ницше.

4. Интерпретация нигилизма в философии М. Хайдеггера.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен философского нигилизма в культуре конца XIX - начала XX веков»

Актуальность темы исследования — европейского нигилизма в рамках философской традиции XIX — XX вв. — едва ли нуждается в обосновании. Тема многократно была заявлена в самых различных исследованиях, посвященных философским концепциям мыслителей этого периода. При этом, однако, нигилистические идеи представлялись как нечто самоочевидное и, кроме того, не имеющие значения для понимания основных философских доктрин.

Идея кризиса культуры стала в XX в. довлеющей. Одним из важнейших аспектов этой идеи является нигилизм, понимаемый в самом широком смысле как критика традиционных ценностей. Многие виды современной практики в том или ином отношении нигилистичны. Так, нигилистична по своей сути современная художественная практика от модернизма до постпостмодернизма, основным вектором которой является отрицание традиционных ценностей, сложившихся в Новое время. XX век стал веком разрушительных революций, направленных на достижение конечного состояния общества, полностью отличающегося от наличного. Обыденное мышление современного человека, всегда ориентировавшееся на традиционные нормы, в настоящее время всё более тяготеет к ломке стандартов.

Первоначально в явном своём виде нигилизм сформировался в рамках философской традиции, поскольку радикальность мысли в западноевропейской культуре всегда превосходит радикальность практики. Именно увлечённость философскими текстами определённых направлений обусловила традиционный образ нигилизма, каким мы его знаем в России конца XIX в. Интеллектуальный нигилизм является специфическим феноменом европейского сознания. Рационализация европейского сознания, произошедшая на рубеже Нового времени, стала основанием для разного 2 рода практик проверки и разумного доказательства, приведших в своей исторической перспективе к деконструкции мира и мышления.

Классический рационализм выстроил специфическую субъектно-объектную картину мира, включающую в себя ряд виртуальных элементов: субъект и объект познания, математические конструкции. Сама реальность в практике эксперимента приобретает виртуальный характер. Несоответствие иллюзорного образа мира, выстроенного в философских и научных системах Нового времени, жизненному миру, как он дан человеку, приводит к разрыву в европейском сознании и непрекращающимся в течение двух столетий попыткам его преодолеть. Классический рационализм подвергается разрушению с двух сторон: изнутри — как неустойчивая конструкция, не выдерживающего веса собственных многочисленных теорий, и снаружи — в попытках заполнить пропасть между традиционным эмпиризмом и науками о духе.

В настоящей работе наиболее пристальное внимание мы уделяем, с одной стороны, мыслителям, предпринявшим попытки, построить полностью рациональные системы и этим путём пришедших к нигилистическим идеям (Ф.В.И. Шеллинг, младогегельянцы, позитивисты XIX в.), а с другой — мыслителям, отрицавшим возможности построения полностью рациональной картины мира и пришедших к метафизике воли как составляющей европейского нигилизма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер).

Степень изученности проблемы можно оценить вполне однозначно как недостаточную. По разным субъективным и объективным причинам нигилизм в философской традиции всегда оказывался изученным хуже, чем концептуальные системы мыслителей. Большая часть исследователей сосредоточили своё внимание на нигилизме как культурном явлении и рассматривали это явление в рамках философской традиции как привходящее и маргинальное. Так А.И. Пигалев, автор одной из немногих работ, которые осмысливают категорию философского нигилизма отмечает: «. нигилизм» функционирует в составе современной западной философии в качестве понятия, которое следовало бы назвать «имплицитным». В большинстве философских концепций это понятие вводится как само собой разумеющееся, без какого-либо определения»1.

Вместе с тем, хотя и под чужими понятийными одеждами, интересующие нас нигилистические идеи всё же попадали время от времени в фокус историко-философских исследований. Так, например, нигилизм стал предметом изучения в рамках экзистенциальной философии и культурологии (исследования в этом направлении представлены в отечественной науке работами И.С. Нарского2, И.В. Силуяновой3, Г.П. Худяковой4, A.C. Панарина5, А.Н. Мочкина6, B.JI. Махлина7, М.К. Мамардашвили, В. Крауса8, Ю.М. Караманова9, А.Ф. Зотова10, Н.М. Смирновой). Особый ракурс

1 Пигалев А.И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1991. 150 с. С. 4.

•у

Нарский И.С. О понятиях «ничто» и «нигилизм» в философии экзистенциализма // Современный экзистенциализм: (Критические очерки). Под ред. Т.И. Ойзермана. — М., 1966; Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М., Высш. школа, 1976. 584 с.

3 Силуянова И.В. Нигилизм в современной немецкой буржуазной философии (Ф. Ницше и М. Хайдеггер). Автореф. дис. канд. филос. наук. М., Изд-во Мое. ун-та, 1979. 16 с.

4 Худякова Г.П. Мировоззренческий рационализм и мировоззренческий нигилизм: пути их преодоления. Тюмень, Из-во Тюмен. гос. нефтегаз. ун-та, 1999. 68 с.

5 Панарин A.C. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. РАН. Ин-т философии. М., Эдиториал УРСС, 1998. 349 с.

6 Мочкин А.Н. Метаморфозы консерватизма в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше // От абсолюта свободы к романтике равенства: (Из истории политической философии). М., 1994.

7 Махлин B.J1. Я и Другой: к истории диалогического принципа в философии XX в. - М., 1997.

8 Краус В. Нигилизм сегодня или долготерпение истории. Следы рая. Об идеалах. Эссе. М., Радуга, 1994. 254 с.

9 Караманов Ю.М. Метаморфозы нигилизма: о «новых философах» и «новых правых». М., Политиздат, 1986. 160 с. рассмотрения нигилизма представлен исследованиями в рамках социальной философии (П.Е. Астафьев11, В. В. Возилов12, П.А. Горохов13). Кроме того, эта тема серьёзно разрабатывалась в литературоведении, где следует отметить работы A.B. Михайлова14, С. Я. Клецовой15, В.А. Цыбенко16, J1.B. Чередниченко17 и др. Русская философская мысль конца XIX-начала XX веков содержала устойчивую традицию рассмотрения нигилизма как явления эстетического или этического порядка (Л.И. Шестов, С. JI. Франк, Г.В. Плеханов, П.И. Новгородцев, Б.П. Вышеславцев). Однако во всех указанных случаях исследователи имели в виду собственные, отнюдь не историко-философские цели. Исключение, пожалуй, составляет лишь работа М. Хайдеггера «Европейский нигилизм».

Легализация темы нигилизма в рамках философской традиции позволяет по-новому взглянуть на историко-философский процесс XIX — XX вв.

10 Зотов А.Ф., Смирнова Н.М. Феноменология и эволюция самосознания человека европейской культуры // Вестник МГУ. Философия. — 2000. № 4. — С. 48-67.

11 Астафьев П.Е. Генезис нравственного идеала декадента // Вопросы философии и психологии. Спец. Отд. 1893. № 16. С.56-75.

12 Возилов В. В. Нигилизм радикальной интеллигенции России в ее идеологии и практической деятельности 70-е годы XVIII — 70-е годы XIX веков : Автореф. дис. . канд. ист. наук . М., 2000.

13 Горохов П.А. Проблема оснований правового нигилизма: гносеологический аспект. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Оренбург, 1998. 18 с.

14 Михайлов A.B. Из истории «нигилизма» / Обратный перевод. Сост. Д.Р. Петрова и С.Ю. Хурумова. М., 2000.

15 Клецова С. Я. Ф.М. Достоевский о сущности нигилизма и возможностях его преодоления. Донбас. горн.-металл. ин-т. Алчевск, 1994. Реф. деп. в ИНИОН РАН № 51Р-95 от 28.02.95.

16 Цыбенко В.А. Мировоззрение Д.И. Писарева. М., 1969.

17 Чередниченко J1.B. Проблема нигилизма в русской литературе начала 70-х годов XIX века (Н.С. Лесков «На ножах», Ф.М. Достоевский «Бесы»). Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1996. 24 с.

Объектом предлагаемого исследования является нигилизм как

1 б философское явление, обнаруживающее себя при пересечении ряда идей , вызревающих в рамках самого классического новоевропейского рационализма и постепенно приводящих к его деструкции. Исследование указанного объекта затруднено, в первую очередь, нерасторжимостью культурных и собственно философских проявлений нигилизма. Поэтому наиболее реальным в данной ситуации нам кажется исторический подход.

Предмет исследования — работы представителей нигилистической мысли (Ф. Ницше, М. Хайдеггера и др.), а также те важнейшие тексты в истории европейской и русской философии, которые могут пролить свет на складывание и существование нигилистической традиции, в частности, на ее связь с классическим рационалистическим способом мышления.

Цель и задачи исследования определяются мерой его актуальности и степенью изученности затрагиваемой проблематики. Общей целью диссертационной работы является реконструкция двух основных путей становления и развития нигилистических идей в философской традиции. Эта цель раскрывается постановкой и решением следующих задач: выделение собственно философских аспектов нигилизма из его общекультурного контекста и уточнение понятия «философский нигилизм»; определение элементов классического рационализма, порождающих нигилизм; выявление нигилистической составляющей позитивистской традиции; реконструкция перехода от сугубо рационалистических установок гегелевской философии к нигилизму младогегельянцев; раскрытие становления метафизики воли в качестве неотъемлемого компонента философского нигилизма; экспликация философии Ф. Ницше как классического синтеза нигилистических идей; представление философию М. Хайдеггера как вариант постклассического синтеза европейского нигилизма.

В соответствии с указанными задачами выбраны источники и методологические подходы к их интерпретации. Кроме традиционного для диссертации по истории философии подбора литературы — авторских текстов исследуемых философов, биографических работ, работ прошлых и

18 Сближение понятия и вещи в классическом рационализме, понятие необходимой (принудительной) истины, элиминация реальности личности. современных отечественных и зарубежных исследователей в интересующей нас области, нами привлекались работы по культурологии, в которых аспект нигилизма был рассмотрен наиболее подробно.

Обобщение и изложение накопленного фактического и идейного материала ориентировалось на такие регулятивные принципы исследований, каковы историзм и системность, объективность рассмотрения проблемы и выразительность стиля письма. Также использованы методы сравнительного анализа, герменевтической интерпретации и др.

Научная новизна настоящей диссертации выражается в одной из первых в отечественной философской литературе попыток реконструировать генезис и развитие нигилизма в рамках философской традиции XIX — XX вв. Автором предпринята попытка представить европейский нигилизм как закономерный (подчеркнем - не единственный закономерный!) итог развития классического рационализма.

Обозначенная концепция резюмируется в следующих основных положениях, выносимых автором на защиту:

1. Выделение нигилизма в философской традиции имеет самостоятельное значение, т.к. позволяет интерпретировать историко-философский процесс XIX в. с точки зрения одной из его базовых культурных идей.

2. Уточняется понятие философского нигилизма как историко-философского явления. В связи с этим проанализирована терминология, используемая в литературе по отношению к нигилизму и сходным феноменам.

3. Классический рационализм вследствие своих установок и потенций имплицитно содержит в себе основания нигилизма.

4. Философия жизни и близкие к ней направления органично связана с классическим нигилизмом.

Апробация работы.

Материалы диссертации использовались при проведении лекционных и семинарских занятий по истории философии в Курском государственном университете. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Курского государственного университета. Основные идеи изложены в ряде публикаций и обсуждались на международной научной конференции «Илиадиевские чтения» (Курск, 2002 г.)

Структура диссертации включает введение, две главы, состоящие из восьми параграфов, заключение и список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Селиванов, Игорь Игоревич

Заключение

Проделанный в диссертации культурно-философский анализ феномена нигилизма в философии XIX — первой половины XX вв. позволяет сделать следующие общие выводы:

1. Понятие «философский нигилизм» может быть проявлено в единстве нескольких компонентов:

• сомнении в онтологическом статусе этических, эстетических и гносеологических ценностей;

• неудовлетворённости абстрактно-теоретическим описанием универсума;

• онтологизации воли;

• попытки реабилитации человеческой личности путём критики виртуальной субъект-объектной оппозиции;

• конституирования практики как особого и центрального объекта философской рефлексии.

2. Проблемы, с которыми в ходе своего развития сталкивается классический европейский рационализм, приводят к усилению релятивистских и критических составляющих и открытости для субъективистских и волюнтаристских форм философствования, укреплению мнения о "равноправии" и "равнонеправильности" всех ценностей, о приоритете воли как первоначала философского мышления.

3. Вопреки устоявшемуся общепринятому мнению о всецело отрицательном характере нигилизма, в работе установлено, что нигилизм в философии органично вырастает из истории европейской рационалистической традиции, становится продуктивной составляющей построения относительно непротиворечивых целостных концепций (представленные в частности Ницше и Хайдеггером).

4. Философское учение М. Хайдеггера можно оценить в качестве одного из успешных вариантов синтеза нигилистической традиции постклассическим философом, подводящего итог предыдущих этапов развития нигилистической традиции в философии.

Онтологическая ориентация нигилизма привела к концу XX в. к формированию специфических установок постструктуралистской философии. Если развитие традиции нигилизма в XIX в. начиналось с критики онтологических оснований метафизики, то к настоящему времени, пройдя через период этических, эстетических и политических ориентаций, нигилизм вернулся к «онтологизму» в работах Ж. Деррида и его последователей. Исследования трансформации нигилизма в современной философской традиции, несомненно, будут предприняты в будущем.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Селиванов, Игорь Игоревич, 2004 год

1. Абрамович Н.Я. Человек будущего. Очерк философской утопии Ф.Ницше. — СПб., 1906.

2. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. — М., 1988.

3. Акиндинова Т. А., Бердюгина Л. А. Новые грани старых иллюзий (Проблемы культуры и мировоззрения в буржуазной эстетической и художественной мысли XIX—XX веков). Л., 1984.

4. Ален. Огюст Конт // Социальные и гуманитарные науки. РЖ «Философия». — 1996. — № 2.

5. Андреева И.С. Современные зарубежные исследования философии Ницше. —М., 1984.

6. Андреевич Е. Ницше. — СПб., 1902.

7. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в. М., Мысль, 1971. 760 с.

8. Антонович И. Фридрих Ницше и традиции нигилизма в буржуазной культуре. Минск: Неман.— 1982. — № 10. — С. 127-136.

9. Анц В. Диалог Хайдеггера с традицией // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991.

10. Ю.Ардабьев А.И. Атеизм Людвига Фейербаха. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 183 с.

11. П.Астафьев П.Е. Генезис нравственного идеала декадента // Вопросы философии и психологии. Спец. Отд. 1893. № 16. С.56-75.

12. Базарбаев Б.Ж. Философские портреты: своевременные и несвоевременные размышления о проблеме и драме человека. М.: Российская академия управления. 1994.

13. Бауэр Б. Трубный глас страшного суда над Гегелем. М., 1933.

14. Белый А. Фридрих Ницше / Символизм как миропонимание. — М., 1994.

15. Беме Я. Аврора или утренняя звезда в восхождении. М., Политиздат, 1990. 413 с.

16. Бернадинер Б.М. Философия Ницше и фашизм. — Л.; М., 1934.

17. Бернштейн Э. Социальная доктрина анархизма // Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, Основа, 1994. С. 375-379.

18. Бибихин В.В. О надписи «Е» на древнем храме Аполлона в Дельфах // Балканские чтения — 4. Тезисы и материалы симпозиума. — М., 1997. — С. 117-120.

19. Битнер В.В. Ф.Ницше и его произведения. СПб., 1904.

20. Богомолов A.C. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. — М., 1969.

21. Бур М. Притязание разума: Из истории немецкой классической философии и литературы. М., Прогресс, 1978. 327 с.

22. Бур М. Фихте. М., Мысль, 1965. 166 с.

23. Буржуазная философия кануна и начала империализма. М., Высш. школа, 1977. 424 с.

24. Быховский Б.Э. Шопенгауэр. — М., 1975.

25. Вайнштейн O.JI. Очерки развиьтия буржуазной философии и методологиии истории в XIX-XX в.в. JL, Наука, 1979. 270 с.

26. Вайнштейн O.JI. Развитие исторической мысли и исторической науки в германии первой половины XIX в. — «Историография Нового времени стран Европы и Америки». М., 1967.

27. Версаев В.В. Аполлон и Дионис (О Ницше). М., 1924.

28. Визгин В.П. Ницше глазами Делёза // Вопросы философии. — 1993. — № 4. — С.47-48.

29. Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. — СПб., 1905.

30. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., Наука, 1993. 103 с.

31. Возилов В. В. Нигилизм радикальной интеллигенции России в ее идеологии и практической деятельности 70-е годы XVIII — 70-е годы XIX веков : Автореф. дис. . канд. ист. наук . М., 2000.

32. Володин А.И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века. М., Мысль, 1973. 304 с.

33. Вышеславцев Б.П. «Этика преображенного эроса» // Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, Основа, 1994. С. 537-542.

34. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М., Наука, 1978. 288 с.

35. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. -М., 1997.

36. Геворкян А.Р. Проблема Диониса и Аполлона у Ф. Ницше и В. Шмакова // Вопросы философии. — 1999. — № 6. — С. 121-132.

37. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. IV. Феноменология духа. М., 1959. 524 с.

38. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Т.VIII. M.-JL, 1935. 540 с.

39. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т. 1. М., Мысль, 1976. 532 с.

40. Горохов П.А. Проблема оснований правового нигилизма: гносеологический аспект. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Оренбург, 1998. 18 с.

41. Горохов П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург, Изд-во Орен. гос. ун-та, 1998. 151 с.

42. Гречко П.К. Проблема практики в «Пролегоменах в историософии» А. Цешковского // Филос. науки. 1983. № 2. С. 153-156.

43. Губанков Н. Русский революционный нигилизм 60-х годов XIX века как этическая концепция. Автореф. дис. . канд. филос. наук. JL, 1971. 22 с.

44. Гулыга A.B. Гегель. М., Соратник, 1994. 256 с.

45. Гулыга A.B. Философия религии Гегеля // Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т. 1. М., Мысль, 1976.

46. Гулыга A.B. Шеллинг. М., Соратник, 1994. 316 с.

47. Гулына А., Андреева И. Шопенгауэр. —М., 2003.

48. Понтер Г.Ф.К. Нордическая идея. Пер. A.M. Иванова / Избранные работы по расологии. — М., 2002.

49. Давыдов Ю.Н. Два понимания нигилизма: Достоевский и Ницше // Вопросы литературы. — 1981. — №9. — С. 115-160.

50. Давыдов Ю.Н. Метатеоретические устои социологии XIX века // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 13-25.

51. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.:, 1982.

52. Данто А. Ницше как философ. Пер. A.A. Лавровой. — М., 2000.

53. Делез Ж. Ницше. — СПб., 1997.

54. Деррида Ж. О грамматологии. Пер. Н.С. Автономовой. М., 2000.

55. Драгалина-Черная Е.Г. Формальные онтологии: аналитическая реконструкция. М., 2000.

56. Жукова О.И. Экзистенция человека и идея исторического прогресса. Автореф. дисс. канд. филос. н. Томск, 1994. 20 с.

57. Зотов А.Ф., Смирнова Н.М. Феноменология и эволюция самосознания человека европейской культуры // Вестник МГУ. Философия. — 2000. № 4. — С. 48-67.

58. Иванов В.И. Ницше и Дионис / Родное и вселенское. — М., 1994. — С. 2636.

59. Историко-философские исследования. Ежегодник. Минск, Университетское, 1991. 221 с.

60. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия XV—XIX вв.). М., «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1996. 557 с.

61. История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья: Философия XIX-XX в.). М., «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 1998. 448 с.

62. Кампиц П. Хайдеггер и Витгенштейн: критика метафизики — критика техники — этика//Вопросы философии. — 1998. — № 5. — С. 49-55.

63. Караманов Ю.М. Метаморфозы нигилизма: о «новых философах» и «новых правых». М., Политиздат, 1986. 160 с.

64. Каримский A.M. Философия истории Гегеля. М., Изд-во МГУ, 1988. 270 с.

65. Клецова С. Я. Ф.М. Достоевский о сущности нигилизма и возможностях его преодоления. Донбас. горн.-металл. ин-т. Алчевск, 1994. Реф. деп. в ИНИОН РАН № 51Р-95 от 28.02.95.

66. Клецова С. Я. Ф.М. Достоевский об истоках и феноменологии нигилизма. Донбас. горн.-металл. ин-т. Алчевск, 1994. Реф. деп. в ИНИОН РАН № 50Р-95 от 28.02.95.

67. Конт О. Курс позитивной философии // Родоначальники позитивизма. Вып. 4. СПб., 1914.

68. Корню О. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность. Т. 1, 1818-1844. М., 1959. С. 151.

69. Косарева JI.M. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. — М., 1989.

70. Краус В. Нигилизм сегодня или долготерпение истории. Следы рая. Об идеалах. Эссе. М., Радуга, 1994. 254 с.

71. Крейбиг И. История и критика этического скептицизма // Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, Основа, 1994. С. 385-394.

72. Кричевский A.B. Претензии и ограниченность спекулятивного разума Шопенгауэра // Вопросы философии. — 2001. — № 3. — С. 159-167.

73. Кропоткин П.А. Записки революционера. M.-JL, 1933.

74. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М., Политиздат, 1991. 496 с.

75. Кропоткин Современная наука и анархия // Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, Основа, 1994. С. 501-503.

76. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века. М., Высш. шк.,1989. 480 с.

77. Куникин Е.П. Мальро и Ницше: опыт нигилизма // Реализм в зарубежных литературах XIX — XX вв. — Саратов, 1989. — С.54-62.

78. Кутлунин А.Г. Немецкая философия жизни: критические очерки. Иркутск, 1986.

79. Кутлунин А.Г., Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания жизни в философии Ницше // Философские науки. 1990. № 9. С.67-76.

80. Кучевский В.Б. Философия нигилизма Ф. Ницше. М., 1996. 166 с.

81. Кучевский В.Б. Философия нигилизма Ф.Ницше. — М., 1996.

82. Лаврова A.A. Критический анализ гносеологических взглядов Ф.Ницше // Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: Московский гос. ун-т, 1985.

83. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., Наука, 1990. 168 с.

84. Лазарев В.В. Шеллинг. М., Мысль, 1976. 199 с.

85. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении // Социальные и угуманитарные науки. РЖ «Философия». — 1994. — № 3.

86. Леви А. Штирнер и Ницше // Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, Основа, 1994. С. 475-478.

87. Левитский С. Сверхчеловек Ницше и человек христианства // Богословский вестник. — 1901. — № 7-9.

88. Ломброзо. Ч. Гениальность и помешательство. — Симферополь, 1998.

89. Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв и его время. М., 1990.

90. Малинин В.А., Шинкарук В.И. Левое гегельянство. Киев, 1983.

91. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Избранные сочинения в 9 томах. М., 1971. Т.2.

92. Махлин В.Л. Я и Другой: к истории диалогического принципа в философии XX в. М., 1997.

93. Менде Г. Очерки о философии экзистенциализма. — М., 1958.

94. Меринг Ф. История германской социал-демократии // Штирнер С. 394397.

95. Микешина JI.A. Философия познания: (Полемические главы). — М., 2002. ЮО.Микешина J1.A., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

96. Мильдон В. Единица — вздор, единица — ноль: Тургенев и Ницше: образы нигилизма // Октябрь. — 2002. — № 11. — С. 160-171.

97. Михайлов A.B. Из истории «нигилизма» / Обратный перевод. Сост. Д.Р. Петрова и С.Ю. Хурумова. М., 2000.

98. Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. М., 1999.

99. Монин М.А. Толстой и Фет. Два прочтения Шопенгауэра // Вопросы философии. — 2001. — № 3. — С. 111-126.

100. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., Наука, 1974. 351 с.

101. Мочкин А.Н. Метаморфозы консерватизма в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше // От абсолюта свободы к романтике равенства: (Из истории политической философии). М., 1994.

102. Мудрагей Н.С. Вещь в себе: от непознаваемости к узнаваемости (Кант — Шопенгауэр) // Вопросы философии. — 1999. — № 1. — С. 106-123.

103. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М., Высш. школа, 1976. 584 с.

104. Ю9.Нарский И.С. О понятиях «ничто» и «нигилизм» в философии экзистенциализма // Современный экзистенциализм: (Критические очерки). Под ред. Т.И. Ойзермана. — М., 1966.

105. О.Ницше Ф. Антихрист. Пер. В.А. Флёровой / Соч. в 2-х т. Т. 2. — М., 1998.

106. Ш.Ницше Ф. Воля к власти: (Опыт переоценки всех ценностей) // Полн. собр. соч. Т. 9. —М., 1910.

107. Ницше Ф. Отношение шопенгауэровской философии к возможной немецкой культуре. Предисловие к ненаписанной книге / Философия в трагическую эпоху. — М., 1994.

108. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. (Прелюдия к философии будущего). Пер. Н. Полилова / Соч. в 2-х т. Т. 1. — М., 1998.

109. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. Пер. Г.А. Рачинского / Соч. в 2-х т. Т. 1. — М., 1998.

110. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Пер. Ю.М. Антоновского / Соч. в 2-х т. Т. 2. — М., 1998.

111. Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции, // Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, Основа, 1994. С. 516-536.

112. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., Пресса, 1991. 639 с.

113. Новое в современной западной культурологии. АН. СССР. Ин-т философиии. М., 1983. 137 с.119,Одуев С.Ф. Тропами Заратустры (Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию). — М., 1976.

114. Ойзерман Т.И. К характеристике философии Шеллинга: принцип тождества необходимости и свободы // Вопросы философии. — 1998. — № 2. — С. 108-119.

115. Панарин A.C. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. РАН. Ин-т философии. М., Эдиториал УРСС, 1998. 349 с.

116. Пигалев А.И. Рене Жирар и Мартин Хайдеггер: о смысле «преодоления метафизики»//Вопросы философии. — 2001.—№ 10. — С. 152-168.

117. Пигалев А.И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1991. 150 с.

118. Писарев Д.И. Соч. в 4-х т. Т. 2. М., 1955.

119. Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огарёву. СПб., 1906.

120. Плеханов Г.В. Анархизм и социализм // Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, Основа, 1994. С. 379-385.

121. Погодин А. Философ-декадент: Фридрих Ницше // Вестник иностранной литературы. — 1899. — № 3. — С.3-28; № 4. — С.3-16.

122. Поздняков М.В. «О событии» («Vom Ereignis») M. Хайдеггера // Вопросы философии.— 1999. — № 7. — С. 140-157.

123. Померанц Г. Выход из транса. М., Юрист, 1995. 575 с.

124. Попашвили А.Д. Проблема нигилизма в философии Ф.Ницше и М.Хайдеггера // Философская и социологическая мысль. — Киев, 1989. — № 2. — С.107-115.

125. Работы М. Хайдеггера по культурологии и теории идеологий. (Европейский нигилизм). Сб. обзоров. Отв. ред. Гальцева P.A. М., ИНИОН АН СССР, 1981.215 с.

126. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Под ред. В.В. Целищева. — СПб., 2001.

127. Pay А.И. Эзотеризм в методологии историко-философского исследования // Философские науки. 1985. № 1. С. 23-33.

128. Рачинский Г.А. Трагедия Ницше (Опыт психологии личности.). — М., 1900.

129. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. СПб., Петрополис, 1997. 880 с.

130. Риль А. Шопенгауэр и Ницше. К вопросу о пессимизме // Введение в современную философию. — М., 1903. — С.143-171.

131. Романова И.К. А. Шопенгауэр и буддийская нирвана // История современной зарубежной философии. (Компаративистский подход.). Т. 2. — СПб., 1998.

132. Романова И.К. Буддизм, Дзэн-буддизм и Ницше // История современной зарубежной философии. (Компаративистский подход.). Т. 2. — СПб., 1998.

133. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: (Критический очерк экзистенциального психоанализа). — М., 1985.

134. НО.Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: (Критический очерк экзистенциального психоанализа). — М., 1985.

135. Саводник В. Ницшеанец 1840-х годов. М. Штирнер и его философия эгоизма. М., 1902.

136. Сарычев В. А. Эстетика русского модернизма: (Проблема жизнетворчества.). — Воронеж, 1991.

137. Силуянова И.В. Нигилизм в современной немецкой буржуазной философии (Ф. Ницше и М. Хайдеггер). Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., Изд-во Мое. ун-та, 1979. 16 с.

138. Силуянова И.В. Философия нигилизма Фридриха Ницше // Из истории западноевропейской культуры. — М., 1979. — С.111-121.

139. Слободский И. Ф. Ницше при свете христианского мировоззрения. — СПб., 1905.

140. Современная буржуазная философия и религия. Под ред. A.C. Богомолова. — М., 1977.

141. Соловьев B.C. Кризис западной философии (против позитивистов) //Соловьев B.C. Собрание сочинений в 15 т. Т. 1.Спб., 1911. 407 с.

142. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. СПб., 1878.

143. Спенсер Г. Основания социологии. СПб., 1896.

144. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. СПб., 1878.

145. Спенсер Г. Основания социологии. СПб., 1896.

146. Ставцева О.И. Очерк хайдеггеровской философии // Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур. Под ред. М.Я. Корнеева и Е.А. Торчинова. — СПб., 2000.

147. Степняк-Кравчинский С.М. Сочинения. Т. 1. М., 1958.

148. Тихомиров Н. Ницше и Достоевский // Богословский вестник. — 1902. — № 7-8.

149. Торубарова Т.В. О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме. СПб., Наука, 1999. 261 с.

150. Файгингер Г.Н. Философ отрицания. Пер. Н. Губского. — СПб., 1911.

151. Фейербах JI. Дополнения и пояснения к «Сущности христианства» // Щтирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, Основа, 1994. С.354-367.

152. Философия Гегеля и современность. М., Наука, 1973. 431 с.

153. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., Издательство «Лань», 1998.448 с.

154. Философия Шеллинга в России. СПб., Наука, 1998. 526 с.

155. Фишер К. Артур Шопенгауэр. — M., 1896.

156. Фишер К. Современные софисты // Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, Основа, 1994. С.367-375.

157. Фишер К. Шеллинг, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1905.

158. Франк С. JI. Этика нигилизма, Крушение кумиров, Свет во тьме. Штирнер С. 503-516.

159. Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., Республика, 1993. 415 с.

160. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. В.В. Бибихина. — M., 1997.

161. Хайдеггер М. Европейский нигилизм: (Пять главных рубрик в мысли Ницше.) Пер. В.В. Бибихина / Время и бытие. — М., 1993.

162. Хайдеггер М. Что такое метафизика? Пер. В.В. Бибихина / Время и бытие (Статьи и выступления.) — М., 1993.

163. Худякова Г.П. Мировоззренческий рационализм и мировоззренческий нигилизм: пути их преодоления. Тюмень, Из-во Тюмен. гос. нефтегаз. ун-та, 1999. 68 с.

164. Хюбшер А. Мыслители нашего времени (62 портрета). Пер. И.А. Саца. Под ред. А.Ф. Лосева. — М., 1962.

165. Хюни Г. Историчность мира как предел анализа времени в «Бытии и времени» М. Хайдеггера // Вопросы философии. — 1998. — № 1. — С. 122125.

166. Цвейг С. Фридрих Ницше. Пер. П.С. и С.И. Бернштейн / Борьба с Демоном: (Гёльдерлин. Клейст. Ницше.) — М., 1992.

167. Цвейг Ст. Ф.Ницше. Пер. С.И. Бернштейн. — Таллин, 1990.

168. Цион И. Нигилисты и нигилизм. — М., 1886.

169. Цыбенко В.А. Мировоззрение Д.И. Писарева. М., 1969. 176.Чанышев A.A. Проблема ценностного и целевого единства культуры в идеализме А. Шопенгауэра // Историко-философский ежегодник. Под ред. Н.В. Мотрошиловой. — М., 1988. — С. 135-149.

170. Чанышев A.A. Этика Шопенгауэра. Критический анализ. — М., 1986.

171. Чередниченко JI.B. Проблема нигилизма в русской литературе начала 70-х годов XIX века (Н.С. Лесков «На ножах», Ф.М. Достоевский «Бесы»). Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1996. 24 с.

172. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. М., 1984.

173. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру. Пер. Ц.Г. Арзакьяна,. Д.Г. Большова и Л.Ф. Копниной. Под ред. Т.И. Ойзермана. — М., 1964.

174. Швейцер А. Культура и этика. Пер. H.A. Захарченко и Г.В. Колшанского. Под ред. В.А. Карпушина. М., 1973.

175. Шеллинг Ф.В. Сочинения. М., Мысль, 1998. 1664 с.

176. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления. — Л., 1991.

177. Шестов Л. Достоевский и Ницше. (Философия трагедии.). — Берлин, 1922.

178. Шопенгауэр А. Избранные произведения. — М., 1992.

179. Шопенгауэр А. Полное собрание сочинений. М., 1900 — 1919.

180. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. Под ред. A.A. Гусейнова и А.П. Скрипника. — М., 1992.

181. Шопенгауэр А. Собр. соч. в 5 т. Т. 1. Мир как воля и представление. Пер. Ю.И. Айхенвальда. — М., 1992.

182. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Под ред. Г.В. Драча. — Ростов н/Д, 1998.

183. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, Основа, 1994. 560 с.

184. Шульце-Геверниц Г. Маркс или Кант? Пер. Б. Антощенкова-Федоровского, С. Гессена // Фауст и Заратустра. Под ред. И. Фокина. — СПб., 2001.

185. Юркевич П. Д. Характер и направление современной германской философии // Вопросы философии. — 2001. — № 7. — С. 120-128.

186. Яли H.A. Развенчанное самосознание: Крит, очерк философии Б. Бауэра. Воронеж, 1985.

187. Ясперс К. Ницше и христианство. М., Медиум, 1994. 114 с.

188. Ясперс К. Хайдеггер. Пер. А. Муратова // Фауст и Заратустра. — СПб., 2001.

189. Autrum Н. Der Wille in der Natur und die Biologie heute // SchopenhauerJahrbuch. Frankfurt а. M., 1969. S. 89—101.

190. Becker A. Arthur Schopenhauer und Sigmund Freud. Historische und charakterologische Grundlagen ihrer gemeinsamen Denkstrukturen // Schopenhauer-Jahrbuch. Frankfurt а. M., 1971. S. 114—156.

191. Biemel W. Martin Heidegger mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. — Hamburg, 1993.

192. Brazill W.J. The Young Hegelians. N.-Haven — London, 1970.

193. Brügger P. Die doppelsinnige Aulhebung der negativen Wertungen in Schopenhauers Aestethik // Schopenhauer-Jahrbuch. Frankfurt а. M., 1988. S. 199-213.Camus A. L'homme revolte / Essays. — Р., 1965.

194. Carroll J. Break-out from the Crystal Palace: The Anarcho-Psychological Critique; Stirner, Nietzsche, Dostoevsky. London, Boston: Routledge & K. Paul, 1974.

195. Cartwright D. Schopenhauer äs moral philosopher — Towards the actuality ofhis ethics// Schopenhauer-Jahrbuch. Frankfurt a. M., 1989. S. 54—63.

196. Clark, John P. Max Stirner's Egoism. London: Freedom Press, 1976.

197. Crosby D.A. The spector of the absurd: Sources a. criticism of modern nihilism. Albany (N.Y.), State univ. of New York press, 1988. IX, 456 p.

198. Decher F. Wille zum Leben — Wille zur Macht: Eine Untersuchungen zu Schopenhauer und Nietzsche. Amsterdam, 1984.

199. Dematteis, Philip Breed. Individuality and the Social Organism: The Controversy between Max Stirner and Karl Marx. New York: Revisionist Press, 1976.

200. Der Nihilismus als Phänomen der Geistesgeschichte, hrsg. Von D. Arendt. — Darmstadt, 1975.

201. Ebeling H. Schopenhauer und Marx: Parameter eines Vergleichs// Schopenhauer und Marx. Philosophie des Elends — Elend der Philosophie. Hain, 1990. S. 1-20.

202. Edwards James C. The plain sense of things: the fate of religion in an age of normal nihilism. University Park (PA). Pennsylvania state univ. press, 1997. XI, 247 p.

203. Heidegger M. Die Metaphysic des deutschen Idealismus. Gesamtausgabe. Bd. 49. — Frankfurt/M, 1991.

204. Heidegger M. Nietzshe, Bd. II. — Berlin, 1961.

205. Hübscher A. Arthur Schopenhauer: Biographie eines Weltbildes. Stuttgart, 1967.

206. Hübscher A. Denker gegen der Strom: Arthur Schopenhauer gestern, heute, morgen. Bonn, 1973.

207. Hübscher A. Schopenhauer-Bibliographie. Stuttgart, 1981.

208. Janz K. Nietzsche: Biographie. — München; Wien, 1978—1980. Bd. 1-3.

209. Jauch U. Schopenhauer oder Kant // Schopenhauer in der Postmodeme. Wien, 1989. S. 49-58.

210. Kemp T.P. Heidegger's greatness and his blindness // philosophy a. social criticism. Chestnut Hill, 1989.-Vol. 15, N 12.-P. 107-124.

211. Kraus W. Nihilismus heute oder die Geduld der Weltgeschichte. — W., 1983.

212. Levin D.M. The opening of vision: nihilism a. the postmod. situation. N.Y.; L.; Routledge, 1988. XII, 560 p.

213. Liitkehaus L. Schopenhauer: Metaphysische Pessimismus und soziale Frage. — Bonn, 1980.

214. Lowith K. From Hegel to Nietzsche: The Revolution in Ninteeth-Century Thought. Garden City, NY: Anchor Books, 1967.

215. Macintosh R. Hegel and Hegelianism. Bristol: Thoemmes, 1990.

216. Magee B. The philosophy of Schopenhauer. Oxford, 1983.

217. Mah H. The End of Philosophy, the Origin of «Ideology»: Karl Marx and the Crisis of the Young Hegelians. Berkeley: University of California Press, 1987.

218. Malter A. Arthur Schopenhauer: Transzendentalphilosophie und Metaphysik des Willens. Stuttgart, 1991.

219. Morgenstern M. Schopenhauers Philosophie der Naturwissenschaften. Bonn. 1985.

220. Nihilismus. Die Anfange von Jacob ibis Nietzsche, hrsg. Von D. Arendt. — Köln, 1970.

221. Paterson, R. W. K. The Nihilistic Egoist Max Stirner. Aldershot: Gregg Revivals, 1993.

222. Safranski R. Schopenhauer und die wilden Jahre der Philosophie. Eine Biographie. Hamburg, 1990.

223. Schopenhauer et la création littéraire en Europe/Avec des études de Berg Ch., Chardin Ph.,-.Henry A. et al.; — Sous la directron d'Henry A.;: Centre de recherche en litt. )comparee de Pari s V.fP.q Méridiens Klindsiek, .1989.)-230 p.

224. Vester H. G. Schopenhauer als Vordenker der Postmodeme // Schopenhauer in der Postmodeme. Wien., 1989. S. 33-40.

225. Weier W. Nihilismus. — Paderborn, 1980.

226. Weish W., Pries Ch. Alt für neu: Kritische Bemerkungen zu Schopenhauers traditionelle Auslegung der Philosophie. Braunschweig, 1979.

227. Winter S. Heideggers Bestimmung der Metaphysik. Freiburg i. Br.; München: alber, 1993. — 264 S. — (Symposion Bd 96).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.