Феномен внушения: онтологический статус и гносеологический смысл тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Юрова, Ирина Валерьевна

  • Юрова, Ирина Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 0
Юрова, Ирина Валерьевна. Феномен внушения: онтологический статус и гносеологический смысл: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Санкт-Петербург. 2018. 0 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Юрова, Ирина Валерьевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Роль внушения и внушаемости в формировании опыта

§ 1. Проблема выработки единого методологического подхода к исследованию внушения и внушаемости

Социально-психологический анализ в рамках теории познания

Понимание механизмов внушения в различных науках о человеке

Внушение и убеждение, смысл и мотив: когнитивный и деятельностный аспекты познания

§ 2. Внушение как компонент и инструмент веры

Ценностное измерение веры

Современные подходы к проблеме взаимосвязи веры и внушения

Установка как базис внушения, веры и убеждения

Глава 2. Гносеологический смысл внушения

§ 1. Неопределенность в познании: ценностный аспект

§ 2. Самость и ее границы: возможность внушения

§ 3. Проблема целостности в познании

§ 4. Внушение и опыт сознания

Интенциональная природа внушения

Я и Другие: вызовы для автономного мышления

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен внушения: онтологический статус и гносеологический смысл»

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что признавая социальную природу познания, современная философия стоит перед задачей осмысления влияний, сопряженных с многочисленными формами субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, в том числе и с таким воздействием как внушение.

Внушение в общении в последние годы рассматривается научным сообществом как одна из значимых граней социального взаимодействия, которая по-разному оценивается исследователями. Складывается ситуация, когда различные виды и проявления внушения, наблюдаемые исследователями разных областей научного знания, не дают полного ответа на вопрос о том, что же есть внушение как таковое, и почему оно оказывается неотъемлемым компонентом социального взаимодействия.

Продолжительное время внушение истолковывали исключительно в негативном ключе, противопоставляя внушающему воздействию логико-рационалистическое мышление. Попытки объяснить роль внушения в формировании мнений сталкивались с его пониманием как регрессивного механизма, что, тем не менее, не объясняло, как в таком случае реализуется самовнушение, и почему внушающее воздействие сохраняет свою востребованность с развитием общества. В то же время с появлением в начале и середине ХХ веке работ, подчеркивающих целесообразность применения внушения в различных сферах, возникла потребность более глубокого анализа внушения, обращения к его условиям, целям и основаниям. Но бурный рост специальных техник воздействия, применяемых в общественной жизни в конце ХХ-го и начале ХХ1 вв., дал мыслителям повод вновь расценивать внушение преимущественно как угрозу для личности, нивелируя тем самым уже выявленные аспекты, связанные с конструктивным его использованием, например, в образовательных и медицинских технологиях.

Существенные разногласия в оценках внушения направили исследователей к поиску социальных и гносеологических истоков различных трактовок внушения, к ответу на вопрос, что же представляет собой внушение само по себе. Экстериоризация субъективных установок в процессе внушения обнаруживает проблему соотнесения внушения и интерсубъективности, то есть гармоничной встраиваемости внушаемого содержания в уже существующие индивидуальные и групповые системы мнений, убеждений и верований.

Научная парадигма свидетельствует о том, что человек обладает различными модусами существования, поэтому и внушение может принимать различные формы - манипулятивное, педагогическое, терапевтическое директивное, групповое, самовнушение и т.д. Такая широкая вариативность внушения также осложняет задачу определения его онтологического статуса: она требует принять во внимание парадоксальную природу самости человека, ее закрытость, предполагающую в то же время и проницаемость для воздействий извне.

Гносеологическая неопределенность же обнаруживается как одно из главных условий восприятия внушения: опираясь на транслируемые другими установки, субъект познания выстраивает опосредованное ими поле для своей будущей активности. В этой связи актуальность преобретает целый ряд вопросов, один из которых: каким образом внушенное чужое мнение или установка надстраивается над собственным знанием субъекта. Поиск ответа на этот вопрос порождает целую вереницу проблем, связанных с познавательным аспектом социальной коммуникации, с трансляцией мнений в социуме. Каким образом внушение способно преодолевать индивидуальные различия в опыте? Что именно позволяет Другому так быстро и столь незаметно заполнить неполноту знания иной, отличной от него самости? Возможно ли создание единого методологического подхода к проблеме внушения, способного нивелировать возникающие противоречия в оценках и определениях внушения? Все эти аспекты

проблематики составляют актуальность философского исследования внушения как акта познания в субъект-субъектных отношениях.

В современной философской литературе проблемы самости и внушения отражены без какой-либо прямой связи, и это оставляет немало вопросов к тому, как именно происходит усвоение внушения, его оценка и в ряде случаев -сопротивление ему как на уровне индивида, так и на уровне различных социальных групп. Кроме того, современные вызовы диктуют необходимость дифференцированного подхода к применению внушению, исключающего любые формы опосредованного им давления и насилия. Эта задача еще в большей степени мотивирует исследователей к определению гносеологического смысла внушения и поиску концептуальных основ его использования.

Степень научной разработанности проблемы.

Затрагиваемые нами в работе проблемы побуждают обратиться к философским исследованиям нескольких направлений.

1. Наиболее значимый пласт используемых нами работ тесно связан с вопросом места внушения в генезисе социальной коммуникации. Гипотеза Б. Ф. Поршнева [137] о суггестивном мышлении, характеризующем древние коллективы, где отдельное Я еще не было столь различимо, как в современном социуме, является одной из первых попыток философского осмысления внушения и его роли в познании. По его мнению, суггестия представляет собой «особенность понимания», но в этой его интерпретации ее нельзя полностью отождествить с внушением как с направленным воздействием; отсылки Б. Ф. Поршнева к коллективному мышлению указывают на предшествующие внушению механизмы заражения и подражания, на «взаимовнушение» в трактовке В. М. Бехтерева [22].

Генетические связи речи и внушения отражены в работах Б. А. Ерунова, Е. В. Косиловой, Н. Д. Субботиной и Ю. В. Пую [61, 88, 89, 164, 141], рассматривающих этот вид воздействия в рамках становления сознания человека,

условий и предпосылок порождения автономной мысли. При этом Н. Д. Субботина рассматривает внушение как «стихийно возникший способ включения инстинктивного подчинения», Б. А. Ерунов - как формирование с помощью готового мнения установки на восприятие, Е. В. Косилова - как регулятор иррациональной сферы, включающий интериоризированные установки социума. Д. И. Дубровский [59] отмечает, что в сознании всегда есть поле возможностей для внушения, так как, чем шире убеждение и чем оно выше в иерархии ценностно-смысловой структуры сознания, тем большую неопределенность ему приходится преодолевать. В этой связи Ю. В. Пую анализирует двойственный характер внушающего воздействия: в зависимости от целей внушение способно как преумножать силы личности, так и культивировать ее «расщепление» в интересах других субъектов социального взаимодействия.

В. И. Молчанов, В. В. Ильин и А. Н. Павленко обрисовали те угрозы, с которыми сталкивается человек и общество на пути развития логико-рационалитического мышления, связанные с использованием внушения как способа социального воздействия и формирования установок [122, 68, 134]. Обеспокоенность насаждением готовых мнений в современном обществе прослеживается в работах В. В. Бибихина, Д. И. Дубровского и М. К. Мамардашвили [24, 57, 113].

2. Прояснение содержания понятий знания, веры, убеждения и мнения с тем, чтобы отличить их от того, что представляет собой внушение как таковое, мы находим в трудах И. Канта, У. В. О. Куайн, М. Полани, Б. Рассела, Л. Фейербаха, Ю. Хабермаса, Д. Юма [75, 97, 136, 144, 174, 178, 186], а также в работах Д. И. Дубровского, Б. А. Ерунова, И. Т. Касавина, В. П. Копнина, Г. Д. Левина, В. А. Лекторского, А. Л. Никифорова, М. Остерхольма, Л. М. Райковой, М. Е. Соболевой, П. Хакера и других [58, 62, 76, 77, 84, 85, 104, 107, 127, 197, 143, 161, 195].

Результаты исследований Б. С. Алишева, В. А. Болотовой, Н. Ю. Калюжной и Д. И. Узнадзе [6, 26, 72, 170], позволяют провести наиболее четкую демаркацию понятий «внушение», «мотив», «личностный смысл» и «установка».

Происхождение религиозной веры рассматривается Дж. Л. Баррет, П. Буайе, Ч. Рамбле, К. Сзоциком [191, 194, 199], а также И. А. Бесковой, И. А. Герасимовой и И. П. Меркуловым [20] в рамках эволюционного и когнитивного подходов, в том числе - в связи с гипнотическим внушением и самовнушением. П. В. Копнин в русле диалектического метода отмечает необходимость веры как «промежуточного звена» между знанием и действием, подчеркивая значение убежденности для воплощения идей [83, 84]. Б. А. Ерунов, предлагая социально-психологический подход к гносеологической проблематике, указывает, что «мнение отличается от веры тем, что установка является лишь одной стороной, моментом в его образовании» [62], так как без объективного материала оно бы утратило всякое познавательное значение. Внушение же, с его точки зрения, меняет структуру связей восприятия и мнения, так как, внушая «предварительное» мнение, можно добиться изменения восприятия со стороны объекта воздействия. Западные философы Д. Дж. Оуэнс и П. Хакер [198, 195] подчеркивают ценностный характер рациональной веры, делающий даже очевидные противоречия преодолимыми, так как вера как выбор представляет собой разрешение конфликта разного уровня ценностей, делающий ее уязвимой для внушения извне, которое ее же и подкрепляет.

3. Поиск гносеологического смысла внушения заставляет нас обратиться к проблеме гносеологической неопределенности, которая в разной степени затронута в работах В. С. Готта, А. А. Грякалова, В. С. Диева, А. М. Дорожкина, В. А. Кушелева, М. К. Мамардашвили, А. А. Федорова и других [42, 44, 49; 52; 102; 113; 173]. В частности, А. М. Дорожкин и О. И. Соколова [53] указывают, что о неопределенности в субъект-объектных отношениях можно говорить лишь тогда, когда речь идет о соотношении наличного знания и желаемого, например, в

образовательном процессе, однако, для этого «объект» должен принять свои знания как недостаточные. Таким образом, речь идет уже не о субъект-объектных отношениях в чистом виде, а по меньшей мере, о субъект-субъектно-объектных отношениях, так как в таких случаях мы не имеем дело с изолированным пассивным объектом. Тем самым расширяется предполагаемое проблемное поле для исследования внушения в субъект-субъектных отношениях.

Внушение в субъект-субъектных отношениях также раскрывается в ситуациях, актуализирующих групповые («Мы») и индивидуальные («Я») цели и ценности, которые сопряжены с пониманием мотива как полагаемого в конкретной ситуации смысла. В. А. Кушелев предваряет в своих работах аксиологический подход к пониманию роли внушения в познавательной деятельности [99, 100, 101], анализируя переключение субъекта познания с индивидуальных ценностей на групповые.

4. Опыт, на который опирается человек в своей деятельности, обладает важной для нашего исследования характеристикой, обусловленной и самой возможностью направленности действий, и необходимостью гибкости и упорядоченности в них. Он предстает как динамичная структура, позволяющая человеку, по выражению А. А. Ухтомского [171], «не разориться» в познании, то есть избирательным восприятием преодолевать интерференцию сигналов окружающего мира.

Взгляд на опыт как на целостность знания, формирующуюся на основе ценностных ориентаций субъекта, раскрывается в трудах В. В. Бибихина, Г. В. Ф. Гегеля, М. К. Мамардашвили, Дж. Сёрла, К. Г. Юнга [24, 35, 114, 156, 188], в исследованиях И. А. Герасимовой, Е. Н. Князевой, В. А. Кушелева, Л. А. Микешиной, Е. А. Никитиной, Ю. Н. Солонина и других [37, 80, 99, 120, 126, 162]. Синтезируемая мышлением целостность никогда не является просто суммативной: если предмет уже известен свойствами целого, это целое, не будучи расчленено на необходимые специфические части, не выступает как

специфическое целое. Диалектизм анализа и синтеза в отношении целого показывает, что целостность в познании не предполагает завершенности, а полнота знания о целом может выступать лишь горизонтом познавательного процесса в отношении предмета.

5. Проблема усвоения социального опыта посредством неосознаваемой интеграции установок, так называемого неявного знания, заставила нас обратиться к работам, посвященным интенциональности [46, 103, 128, 157, 194] и интерсубъективности [12, 57, 123, 129, 159, 160], чтобы объяснить, каким образом внушение со стороны субъекта воздействия связывает интенции другого, который при этом остается относительно активным для рационализации привнесенного извне содержания, то есть способным отвергнуть или принять его полностью или частично как собственное.

Решение вопроса о том, каким образом внушение встраивается в опыт, полностью или отчасти минуя контроль сознания, тесно зависит от того, как именно мы понимаем работу сознания в его отношении к бессознательному, отсылая нас к трудам Ю. М. Бородая, Д. И. Дубровского, В. В. Ильина, Дж. Мида, В. И. Молчанова, К.-Г. Юнга [27, 56, 68, 119, 122, 188], модели множественных набросков Д. Деннета [48], концепции гносеологического взросления Е. В. Косиловой [93], анализу нерефлексивного способа познания Т. М. Рябушкиной [149, 150, 151], а также теории когнитивного бессознательного В. М. Аллахвердова [9, 10].

6. Поскольку целостность опыта интересует нас не только как характеристика индивидуального, но также и доиндивидуального - физиологического, психического, группового и социального уровней познания, особое значение приобретает для нас понятие самости. Это понятие отличается богатым наполнением: оно различается в работах Г. В. Ф. Гегеля, Д. Деннета, А. Ф. Лосева, Ж.-П. Сартра, К. Г. Юнга [35, 48, 110, 155, 187] и других, требуя дополнительного уточнения. Традиция понимания самости основывается на ее истолковании, с

одной стороны, как идеала развития в стремлении к завершенности, а с другой -как ситуативное, меняющееся в своих границах, единство биологического и психического, бессознательного и сознательного, способное, тем не менее, к саморазличению. Самость представляется исследователям готовой вторгаться в Иное, расширяться в соответствии с новыми идентификациями и в то же время отчуждать свое содержание, объективируя его и отрицая вплоть до Я-отрицания, так как она может быть «приурочена не к эго, а к ситуации» [39], как, например, в случае с аутизмом, когда любое изменение внешнего установленного порядка грозит саморазрушением.

Прояснение различий в подходах к пониманию самости мы встречаем в работах Д. Б. Волкова, Ф. И. Гиренка, П. К. Гречко, В. Н. Дробышева, О. И. Жуковой, А. С. Козыревой, Ю. М. Резника, В. И. Стрельченко, В. Т. Фаритова, Н. С. Юлиной и других [32, 40, 43, 54, 63, 82, 146, 163, 172, 185]. Обращение к исследованиям И. А. Бесковой, Д. И. Дубровского и Е. О. Труфановой [21, 55, 168, 169] позволяют осмыслить отношения самости и Эго, которые оказываются подвержены постоянным изменениям.

Каждое из представленных направлений в отдельности не дает решения поставленных перед нами задач, однако, многосторонний анализ данных работ позволяет сформировать необходимую для исследования базу и найти ответы на вопросы, связанные с гносеологическим смыслом внушения.

Таким образом, объектом исследования выступает онтологический статус внушения.

Предметом исследования является внушение как способ снятия гносеологической неопределенности и саморегуляции самости.

Цель диссертационной работы - исследование внушения как акта познания, его гносеологической относительности и онтологических оснований.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Исследование содержания понятия внушения в его взаимосвязи с другими компонентами, влияющими на отношение человека к миру.

2. Раскрытие природы неопределенности в коммуникативно-познавательной деятельности.

3. Исследование влияния внушения на самость в процессе познания и социального взаимодействия.

4. Анализ соотнесенности влияния внушения на самость с механизмами преодоления гносеологической неопределенности в субъект-субъектных отношениях.

Положения, выносимые на защиту.

1. Внушение как акт познания содержит в себе принцип регулятивности в отношении самости.

2. Внушение гармонизируется с предшествующим опытом, исходя из целей и ценностей субъекта познания, образуя непротиворечивую целостность последовательных установок.

3. Внушение выступает как способ снятия гносеологической неопределенности в субъект-субъектных отношениях.

4. В то время как внушение позволяет снять гносеологическую неопределенность, автономное логико-рационалистическое мышление, опирающееся на когнитивные ценности, направлено на ее постоянное возобновление.

Научная новизна.

1. Впервые внушение рассматривается как способ снятия гносеологической неопределенности.

2. В диссертации показано, что внушение не нарушает целостности опыта, формируя непротиворечивую последовательность установок.

3. Впервые внушение анализируется как механизм регуляции самости, позволяющий нивелировать отчуждение в субъект-субъектном взаимодействии.

4. Уточнены механизмы не только снятия, но и генерации гносеологической неопределенности, связанной с аксиологическим аспектом познавательной деятельности, базирующейся на автономном логико-рационалистическом мышлении.

Теоретическое и методологическое основание исследования.

Теоретической основой исследования явились работы А. М. Дорожкина, Д. И. Дубровского, П. В. Копнина, Е. В. Косиловой, Т. М. Рябушкиной [51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 83, 84, 85, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93], социально-психологический подход к проблемам теории познания Б. А. Ерунова [61, 62], а также предложенная В. А. Кушелевым концепция [99, 100, 101, 102], характеризующая природу обратимых процессов. При этом были использованы также аксиологический, социокультурный и конструктивистский подходы к проблематике формирования опыта.

На основе принципов системности и всесторонности в работе используются общенаучные методы, в том числе - методы анализа и синтеза, феноменологический, деятельностный и функционально-структурный подходы к проблеме внушения как акта познания. Инструментарий и методы исследования применены в соответствии с принципом дополнительности.

Кроме того, современное состояние проблемы внушения и его оценок научным сообществом потребовало на начальном этапе междисциплинарного уровня

исследования, чтобы учесть имеющиеся наработки социогуманитарных и естественных наук. Ценностные аспекты, связанные с познанием в прямом межсубъектном взаимодействии, заставили нас обратиться к аксиологическому подходу. В рамках сравнительного анализа группового и автономного мышления учитывался эволюционный подход к проблематике социального взаимодействия.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Предложенный в работе подход к проблеме внушения в познании, а также внушения как модуса самости обеспечивает более глубокое понимание механизмов формирования мнений, убеждений и установок, особенностей трансляции знаний и ценностей в обществе, природы социального познания, а также оснований субъект-субъектного взаимодействия.

Исследование открывает перспективу более детальной оценки угроз и рисков, связанных с доминированием такого способа снятия гносеологической неопределенности как внушение, в то же время очерчивая ту сферу познавательной деятельности, в которой внушение способно всецело соответствовать гуманистическим идеалам современных наук.

Впервые рассмотренная связь внушения и самости с учетом опыта как целостности структурированных непротиворечивых установок дает новые возможности для исследования отдельных социальных технологий и техник воздействия для оценки их конструктивного или деструктивного влияния на личность и ее свободу выбора.

Материалы исследования могут привлекаться при разработке различных лекционно-семинарских курсов по дисциплинам, изучающим различные аспекты познания, межличностного и группового общения, влияния и управления.

Апробация результатов исследования.

Итоговые и промежуточные выводы диссертационного исследования были представлены на следующих мероприятиях:

- Научно-практическая конференция «Социальное и психологическое здоровье: новые подходы по профилактике» 20 апреля 2013 года, Русский центр Одесского национального университета имени И. И. Мечникова при участии Представительства Россотрудничества в Одессе;

- заочная Международная научно-практическая конференция «XX Глобализация науки: проблемы и перспективы», 07 февраля 2014 года, Уфа;

- 12-я Международная научно-практическая конференция «Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра», посвященная годовщине Первой мировой войны и моделям антикризисного управления в условиях социальных конфликтов и системных кризисов, 25 апреля 2014 года, Санкт-Петербург;

- Международная научно-практическая конференция «Государство, наука, бизнес: перспектива сотрудничества» 23 апреля 2015 года, Сосновоборский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;

- XXIII Международная конференция «Ребенок в современном мире» 20-22 апреля 2016 года, Санкт-Петербург.

Результаты диссертационного исследования отражены в 11 научных публикациях (Россия, Украина), в том числе в трех, опубликованных в издании, рекомендуемом ВАК Минобрнауки РФ.

Основные результаты исследования изложены в следующих публикациях. Научные статьи в журналах, рекомендуемых ВАК РФ.

1. Ценностные аспекты веры и внушение // Научное мнение. (Педагогические, психологические и философские науки). 2016, №3. С. 52-58.

2. Неопределенность в познании: ценностный аспект // Научное мнение. (Педагогические, психологические и философские науки). 2016, №8-9. С. 41-47.

3. Самость и ее границы: возможность внушения // Научное мнение. (Педагогические, психологические и философские науки). 2016, №11. С. 41-47.

Публикации в других научных изданиях.

1. Суггестивный текст: перспективы использования в средствах массовой информации и образовательных структурах // Академический журнал. Юбилейный выпуск. Академия гуманитарного образования. СПб., 2008. № 6. С. 215-222.

2. Суггестивное воздействие в процессе обучения // Текст. Коммуникации. Методика преподавания. Сборник научных статей. НОУ «Академический институт гуманитарного образования». СПб., 2010. С. 158-165.

3. Роль внушения и самости в формировании субъективной реальности // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013, № 8. С. 155-160.

4. Гипноз и внушение. Другой как контур самопознания // Глобализация науки: проблемы и перспективы. Сб. ст. Международной научно-практической конференции / Отв. редактор А. А. Сукиасян; г. Уфа, Респ. Башкортостан, 2014. С. 160-167.

5. Внушение и быстродействие // Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра: сборник статей и докладов 12-й Международной научно-практической конференции «Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра», посвященной годовщине Первой мировой войны и моделям антикризисного управления в условиях социальных конфликтов и системных кризисов 25 апреля 2014 года / Под общ. ред. Кудряевой Т. А.; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Сосновый Бор, 2014. С.195-201.

6. Роль установок в поведении личности: понятие, структура, функции / Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра. СПб.: Сосновоборский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Астерион. 2014, №4 (12). С. 187-191.

7. Определение границ понятий вера и внушение // Науковий вюник Схщноевропейського нащонального ушверситету iменi Леш Украшки. Серiя: «Фшософсью науки». 2014, № 16 (293). С. 149-152.

8. Социально-психологический подход к проблемам теории познания // Науковий вюник Схщноевропейського нащонального ушверситету iменi Леш Украшки. Серiя: «Фшософсью науки». 2014, № 18 (295). С. 111-114.

9. Соотношение понятий установки и убеждения // Символическая Вселенная ребенка: между информацией и знанием: сборник научных трудов / Под ред. К. В. Султанова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. С. 334-337.

10. Убеждение, смысл и мотив - проблема определения понятий // Науковий вюник Схщноевропейського нащонального ушверситету iменi Леш Украшки. Серiя: «Фшософсью науки». 2016, № 9 (334). С. 64-67.

11. Я и другие: вызовы для автономного мышления // Теоретический журнал Credo New. 2017, №2 (90). С. 106-116.

Глава 1. Роль внушения и внушаемости в формировании опыта

§ 1. Проблема выработки единого методологического подхода к исследованию внушения и внушаемости

Современная теория познания довольно часто ссылается на материалы психологических исследований, однако в академических кругах нередко высказываются предостережения или даже упреки в излишней психологизации теории познания. В этой связи стоит отметить, что философская проблематика, связанная с познанием уже переросла тот уровень, когда можно было избежать социально-психологического анализа и оставаться в русле сугубо логических процедур.

Кроме того, в вопросах оценки и определения внушения и внушаемости в современных науках царит близкое состояние к хаосу, так как каждый исследователь в рамках своей дисциплины или даже направления работы предлагает понимать внушение по-своему. Это вносит путаницу и противоречия в понимание оснований онтологического статуса и гносеологических перспектив внушения.

И наконец, принципиальные различия между внушением и убеждением не всегда понятны и ясны, что затрудняет понимание и того, и другого. Это заставляет по -разному их трактовать, однако, практически все исследователи признают, что провести четкую грань между внушением и убеждением сложно.

Мы полагаем, что, определив единое основание внушения и убеждения, можно в значительной мере упорядочить систему представлений о компонентах человеческого опыта и, таким образом, внести ясность в понимание связей и различий внушения и убеждения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Юрова, Ирина Валерьевна, 2018 год

Библиография

1. Абеляр, П. Этика, или Познай самого себя // Абеляр П. Тео-логические трактаты: пер. с лат. / Вступ. ст., сост. С. С. Неретиной / П. Абеляр - М.: Прогресс, Гнозис, 1995. - С. 247-310.

2. Абрамова, Н. Т. Как возможна неодолимость убеждения / Н. Т. Абрамова // Вопросы философии. - 2016, № 1. - C. 196-207.

3. Августин Аврелий. Против академиков. О количестве души. О бессмертии души. Исповедь // Антология мировой философии в 4 т. / Августин Аврелий. - М.: Мысль, 1972. - Т. 1, часть II. - С. 592-594.

4. Акмасова, А. А. Информационно-психологическая безопасность личности [Электронный ресурс] / А. А. Акмасова. - Режим доступа: http: //www.bla.by/public/conf2/l2003 .pdf

5. Алишев, Б. С. Психика и преодоление неопределенности / Б. С. Алишев // Журнал Высшей школы экономики. - 2009, №3. - Т. 6. Психология. - С. 3-26.

6. Алишев, Б. С. Смысл и мотив: к соотношению понятий / Б. С. Алишев // Ученые записки Казанского университета. - Казань, 2010. - Т. 152, кн. 5. -С. 159-171. - Серия: Гуманитарные науки.

7. Алишев, Б. С. Фундаментальные социальные установки и их соотношение / Б. С. Алишев // Ученые записки Казанского государственного университета. - Казань, 2007. - Т. 149. - С. 46-60.

8. Аллахвердов, В. М. Сознание как парадокс / В. М. Аллахвердов. - СПб.: ДНК, 2000. - 528 с.

9. Аллахвердов, В. М. Сознание и когнитивное бессознательное / В. М. Аллахвердов, Е. Ю. Воскресенская, О. В. Науменко // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008, № 2. - С. 10-19. - Серия 12. Психология. Социология. Педагогика.

10. Аллахвердов, В. М. Как сознание избавляется от противоречий /

B. М. Аллахвердов, О. В. Науменко, М. Г. Филиппова, О. В. Щербакова, М. О. Аванесян, Е. Ю. Воскресенская, А. С. Стародубцев // Шаги^ерБ.-2015, № 1. -Т. 1. - С. 165-181.

11. Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): в 2 т. / Под ред.

C. С. Неретиной; сост. С. С. Неретина, Л. В. Бурлака / Ансельм Кентерберийский. - СПб.: РХГИ, 2001. - Т. 1. - С. 194-202.

12. Антоновский, А. Ю. Социоэпистемология: О пространственно-временных и личностно-коллективных измерениях общества. Монография / А. Ю. Антоновский. - М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2011. - 400 с.

13. Антонян, Ю. М. О сущности мотивов / Ю. М. Антонян // Философские науки. -2009, № 5. - С. 69-78.

14. Апель, К.-О. Коммуникативное сообщество как трансцендентальная предпосылка социальных наук // Апель К.-О. Трансформация философии / Пер. В. Куренной, Б. Скуратов / К.-О. Апель. - М.: Логос, 2001. - а 193-236.

15. Бакеев, В. А. Экспериментальное исследование психологических механизмов внушаемости: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 21.960 / Бакеев Владимир Александрович. - М.: МГУ, 1970. - 24 с.

16. Балл, Г. А. Тезаурус психологических понятий. «Мотив»: уточнение понятия / Г. А. Балл // Психологический журнал. -2004, № 4. - С. 56-65.

17. Барабанщиков, В. А. Онтологические характеристики перцептивного процесса / В. А. Барабанщиков // Психологический журнал. - 2001, № 5. -С. 17-28.

18. Бекарев, А. М. Социальная энергия, эмоции, власть / А. М. Бекарев // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2008, № 1(9). -С. 16-20. - Серия «Социальные науки».

19. Берлин, И. «Не ведайте ни страха, ни надежды» // Берлин И. Подлинная цель познания. Избранные эссе / Пер. с англ. и коммент. В. В. Сапова / Исайя Берлин. - М.: «Канон+», 2002. - С. 124-161.

20. Бескова, И. А. Феномен сознания / И. А. Бескова, И. А. Герасимова, И. П. Меркулов. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 367 с.

21. Бескова, И. А. Эго-сознание как поверхностная структура / И. А. Бескова // Философия науки. - М.: ИФ РАН, 2006. - Вып. 12: Феномен сознания. -С. 71-90.

22. Бехтерев, В. М. Гипноз. Внушение. Телепатия / В. М. Бехтерев. - М.: Книжный Клуб Книговек; СПб.: Северо-Запад, 2011. - 416 с.

23. Бехтерев, В. М. Роль внушения в общественной жизни // Бехтерев В. М. Избранные труды по психологии личности. Объективное изучение личности / В. М. Бехтерев. - СПб.: Алетейя, 1999. - Т. 2. - С. 169-219.

24. Бибихин, В. В. Мир. Язык философии / Владимир Бибихин. - СПб.: Азбука, Азбука-аттикус, 2016. - 448 с.

25. Блейлер, Э. Аффективность, внушение, паранойя. Методические указания к учебному курсу «Психотерапия» / Эйген Блейлер. - М.: Маркетинг. 2001. -208 с.

26. Болотова, В. А. Концептуально-семантический подход к понятию «установка» / В. А. Болотова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011, № 9. - С. 105-107.

27. Бородай, Ю. М. Воображение и теория познания. (Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения) / Ю. М. Бородай. - М.: Высшая школа, 1966. - 150 с.

28. Братусь, Б. С. Вера как общепсихологический феномен сознания человека / Б. С. Братусь, Н. В. Инина // Вестник Московского университета. - 2011, № 1. - С. 25-38. - Серия 14. Психология.

29. Булычев, И. И. Категория веры, изложенная методом универсального логико-философского алгоритма / И. И. Булычев // Вестник ТГУ. - Тамбов, 2000. -Вып. 4 (20). - С. 3-8.

30. Бурбулис, Г. Э. Знание и убеждение как интегральные феномены сознания (опыт философско-методологического анализа): дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Бурбулис Геннадий Эдуардович. - Новосибирск, 1981. - 200 с.

31. Веселкова, В. С. Определенность и неопределенность в социальном познании: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Веселкова Вера Сергеевна. -Саранск, 2006. - 172 с.

32. Волков, Д. Б. Бостонский зомби: Д. Деннет и его теория сознания / Д. Б. Волков. - М.: Книжный дом «ЛИБЕРКОМ», 2012. - 320 с.

33. Востриков, А. А. Использование технических средств обучения в суггестивной педагогике: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Востриков Андрей Андреевич. - Киев, 1982. - 18 с.

34. Выжлецов, Г. П. Аксиология веры / Г. П. Выжлецов // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2009, №3. - С. 72-75. - Серия 6. Философия. Политология. Международные отношения.

35. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Пер. с нем. Шпета Г. Г., коммент. Селиванова Ю. Р / Георг Вильгель Фридрих Гегель. - М.: Академический Проект, 2008. - 767 с. - Серия: Философские технологии: философия.

36. Гегель, Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х томах / Отв. ред. А. В. Гулыга; пер. с нем. М. И. Левиной / Георг Вильгель Фридрих Гегель. - М.: Мысль, 1975. - Т. 1. - 532 с.

37. Герасимова, И. А. Проблема целостности / И. А. Герасимова // Эпистемология и философия науки. - 2010, № 1. - Т. 23. - С. 64-66.

38. Герке, Р. П. О гипнозе и внушении / Науч. ред. д-р мед. наук Ф. Г. Портнов / Р. П. Герке. - Рига: ЗИНАТНЕ, 1966. - 75 с.

39. Гиренок, Ф. И. Смена перспектив в философии человека / Ф. И. Гиренок // Человек.ги. - 2015, № 10. - С. 83-92.

40. Гиренок, Ф. И. Сознание и самость / Ф. И. Гиренок // Философия сознания: классика и современность. Вторые Грязновские чтения. - М.: Издатель Савин С. А., 2007. - С. 398-401.

41. Горячев, В. А. Классификация типов веры / В. А. Горячев // Социально-экономические явления и процессы: международный журнал. - 2012, № 3. -С. 166-169.

42. Готт, В. С. Определенность и неопределенность как категории научного познания / В. С. Готт, А. Д. Урсул. - М.: Знание, 1971. - 64 с.

43. Гречко, П. К. Человек. К вопросу о проектировании себя / П. К. Гречко // Вопросы социальной теории: Научный альманах. - М.: Институт философии РАН, 2016. - Том VIII. Человек в мире возможностей: образы будущего. Вып. 1-2. - С. 25-34.

44. Грякалов, А. А. Неопределенность и неопределенное: проекции субъективности / А. А. Грякалов // Неопределенность как вызов. Медиа. Антропология. Эстетика / Коллективная монография под ред. К. Вульфа и В. Савчука. - СПб.: Изд-во РГХА, 2013. - С. 60-80.

45. Гуссерль, Э. Картезианские медитации / Пер. с нем. В. И. Молчанова / Эдмунд Гуссерль. - М.: Академический Проект, 2010. - 229 с.

46. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А. В. Михайлова / Эдмунд Гуссерль. -М.: Академический Проект, 2009. - 489 с. - Серия: Философские технологии.

47. Денисова, И. В. Феномен социальной самости личности: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Денисова Ирина Валентиновна. - Новочеркасск, 2008. -158 с.

48. Деннет, Д. Сладкие грёзы: Чем философия мешает науке о сознании / Под ред. М. О. Кедровой / Дэниел Деннет. - М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2017. - 304 с. -Серия: Философия сознания.

49. Диев, В. С. Гносеологические аспекты философии управления: рациональность, неопределенность, риск / В. С. Диев // Вестник

Новосибирского государственного университета. - 2014, № 3 (Т. 12). - С. 1218. - Серия: Философия.

50. Диев, В. С. Риск и неопределенность в философии, науке, управлении / В. С. Диев // Вестник Томского государственного университета. - 2011, №2 (14). - С. 79-89. - Философия. Социология. Политология.

51. Дорожкин, А. М. Гносеологическая неопределенность в научной и мифологической рациональности / А. М. Дорожкин, Д. Ю. Доронин // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2010, № 2. - С. 87-98. - Серия: Социальные науки.

52. Дорожкин, А. М. Феномен научной неопределенности: анализ проблемы / А. М. Дорожкин, Т. А. Пакина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2010, №4 (20). - С. 150-156. - Серия: Социальные науки.

53. Дорожкин, А. М. Понятие «неопределенность» в современной науке и философии / А. М. Дорожкин, О. И. Соколова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2015, №12. - С. 5-12.

54. Дробышев, В. Н. Самость и различие / В. Н. Дробышев // Философские науки. - 2008, №2. - С. 47-67.

55. Дубровский, Д. И. Гносеология субъективной реальности: к постановке проблемы / Д. И. Дубровский // Эпистемология и философия науки. - 2004, №2. - Т.2. - С. 35-56.

56. Дубровский, Д. И. Зачем субъективная реальность, или «почему информационные процессы не идут в темноте?» (Ответ Д. Чалмерсу) // Дубровский Д. И. Сознание, мозг, искусственный интеллект: сб. статей / Д. И. Дубровский. - М.: ИД «Стратегия центр», 2007. - С. 139-163.

57. Дубровский, Д. И. Интерсубъективность в научном и массовом сознании / Д. И. Дубровский // Интерсубъективность в науке и философии / Под ред. Н. М. Смирновой. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. - С. 201-225.

58. Дубровский, Д. И. Паранормальное / Д. И. Дубровский // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. Камчатская региональная ассоциация «Учебно-Научный Центр». - 2003, №1. - С. 37-39.

59. Дубровский, Д. И. Проблема познания чужой субъективной реальности / Д. И. Дубровский // Философия науки. - М., 2012. - Вып. 17. Эпистемологический анализ коммуникации. - С. 24-39.

60. Дубровский, Д. И. Сознание, мозг, искусственный интеллект // Дубровский Д. И. Сознание, мозг, искусственный интеллект: сб. статей / Д. И. Дубровский. - М.: ИД «Стратегия центр», 2007. - С. 204-219.

61. Ерунов, Б. А. Гносеология и социальная психология: (новые возможности человеческого познания) / Б. А. Ерунов. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. - 272 с.

62. Ерунов, Б. А. Мнение в системе человеческого познания / Б. А. Ерунов; отв. редактор Б. Д. Парыгин. - Ленинград: ЛГПИ имени А. И. Герцена, 1973. -188 с.

63. Жукова, О. И. Понятие самости в системе философских представлений о человеке / О. И. Жукова // Вестник Воронежского государственного университета. - 2009, № 1. - С. 139-150. - Серия: Философия.

64. Зимбули, А. Е. Труд: нравственно-ценностные аспекты / А. Е. Зимбули // Идеи и идеалы. - 2014, № 3 (21). - Т. 1. - С. 29-38.

65. Зинченко, В. П. Ценности в структуре сознания / В. П. Зинченко // Вопросы философии. - 2011, № 8. - С. 85-97.

66. Злобина, И. С. Соотношение веры и сомнения в познании: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Злобина Ирина Сергеевна. - Киров, 2009. - 182 с.

67. Зотов, А. Ф. Историко-философский контекст проблемы интерсубъективности / А. Ф. Зотов // Интерсубъективность в науке и философии / Под ред. Н. М. Смирновой. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. - С. 14-46.

68. Ильин, В. В. Теория познания. Социальная эпистемология. Социология знания / В. В. Ильин. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2014. - 204 с.

69. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

70. Иошкин, В. К. Вера как гносеологический феномен / В. К. Иошкин // Философия и общество. - 2009, № 1(53). - С. 151-166.

71. Казанцева, Т. А. Вера как социально-психологический феномен и его суггестивный механизм формирования: автореф. дисс. ... канд. психол. наук, 19.00.05/ Казанцева Татьяна Александровна. - М., 2007. - 19 с.

72. Калюжная, Н. А. Проблема веры в контексте принципа доверия субъекту познания / Н. А. Калюжная // Гуманитарные исследования. - 2007, № 1 (21). -С. 5-10.

73. Кант, И. Критика чистого разума / Иммануил Кант. - СПб.: Тайм-аут, 1993. -478 с.

74. Кант, И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов / Иммануил Кант. - СПб.: Наука, 1995. - 528 с.

75. Кант, И. Религия в пределах только разума / Иммануил Кант. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 231 с.

76. Касавин, И. Т. Социальная философия науки и коллективная эпистемология / И. Т. Касавин. - М.: «Весь Мир», 2016. - 264 с.

77. Касавин, И. Т. Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы / И. Т. Касавин. - М.: Альфа-М, 2013. - 560 с.

78. Касавин, И. Т. Кто говорит о знании? / И. Т. Касавин // Философия науки. Вып. 15. Эпистемология: актуальные проблемы. - М.: ИФ РАН, 2010. - С. 514.

79. Кемеров, В. Е. Социальная обусловленность познания: динамика проблемы /

B. Е. Кемеров // Вопросы философии. - 2008, № 10. - С. 20-32.

80. Князева, Е. Н. Телесно-ориентированный подход в эпистемологии / Е. Н. Князева // Эпистемология и философия науки. - 2010, № 1. - Т. 23. -

C. 42-49.

81. Козача, В. В. Суггестивная функциональность (социологический аспект): Монография / В. В. Козача. - Саратов: Научная книга, 2001. - 304 с.

82. Козырева, А. С. Субъективность и единство самости в феноменологической перспективе / А. С. Козырева // Вопросы философии. - 2014, № 4. - С. 156167.

83. Копнин, П. В. Введение в марксисткую гносеологию / П. В. Копнин. - К.: Наукова думка, 1966. - 288 с.

84. Копнин, П. В. Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологического исследования / П. В. Копнин. - М.: Наука, 1973. - 324 с.

85. Копнин, П. В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. Избранные философские работы / П. В. Копнин. - М.: Наука, 1982. - 368 с.

86. Корнилова, Т. В. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностной регуляции решений и выборов / Т. В. Корнилова // Психологический журнал. - 2013, №3. - Т. 34. - С. 89-100.

87. Косилова, Е. В. Изучение сознания в психологии / Е. В. Косилова // Философия сознания: классика и современность: Вторые Грязновские чтения. - М.: Издатель Савин С. А., 2007. - С. 324-330.

88. Косилова, Е. В. От суггестии к сознанию / Е. В. Косилова // Вопросы философии. - 2012, № 3. - С. 15-26.

89. Косилова, Е. В. Сознание: свобода, смысл, рефлексия и другие / Е. В. Косилова // Вестник Московского университета. - 2013, № 2. - С. 312. - Серия 7. Философия.

90. Косилова, Е. В. Субъект и другие / Е. В. Косилова, А. Н. Кричевец // Вестник Московского университета. - 2011, № 6. - С. 78-102. - Серия 7. Философия.

91. Косилова, Е. Н. Феноменологический анализ диадического бытия субъекта / Е. В. Косилова // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. -2016, № 2. - С. 92-110.

92. Косилова, Е. В. Феноменологический анализ роли Других в формировании горизонта потенциальности / Е. В. Косилова // Вопросы философии. - 2016, № 1. - С. 82-91.

93. Косилова, Е. В. Философия возраста: взаимосвязь эксзистенциального и познавательного взросления человека / Е. В. Косилова. - М.: ЛЕНАНД, 2014. - 160 с.

94. Крейк, А. И. К проблеме определения понятия «целостность» / А. И. Крейк, Е. А. Елисеева, Е. В. Комф // Современные проблемы науки и образования. -2014, № 4. - С. 570.

95. Кричевец, А. Н. Размыкание субъекта: взгляд, доверие, внушение / А. Н. Кричевец // От истоков к современности (130 лет организации психологического общества при Московском университете): сб. материалов

юбилейной конференции. В 5 т. / Отв. редактор: Д. Б. Богоявленская. - М., 2015. - Т. 1. - С. 69-72.

96. Комаров, С. В. Метафизика и феноменология субъективности: исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания / С. В. Комаров. -СПб.: Алетейя, 2007. - 736 с.

97. Куайн, У. В. О. Преследуя истину / Пер. под ред. В. А. Суровцева / Уиллард Вэн Орман Куйан. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. - 176 с.

98. Куликов, В. Н. Психология внушения / В. Н. Куликов. - Иваново: ИГУ, 1978. - 79 с.

99. Кушелев, В. А. Аксиологическая природа сознания / В. А. Кушелев // Философия образования. - 2014, № 3. - С. 115-128.

100. Кушелев, В. А. Анатомия рациональности и принципы ее самоорганизации: монография / В. А. Кушелев. - Красноярск, 2011. - 364 с.

101. Кушелев, В. А. Деиндивидуализация человека в обществе / В. А. Кушелев // Символическая Вселенная ребенка: между информацией и знанием: сборник научных трудов / Под ред. К. В. Султанова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. - С. 39-44.

102. Кушелев, В. А. Парадокс субъективности. Истина и ценность / В. А. Кушелев // Инновационно-креативная аксиосфера и стратегии образования: сб. науч. трудов. - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2015. -С. 294-299.

103. Ладов, В. А. Идея интенциональности в философии искусственного интеллекта Д. Деннета / В. А. Ладов // Открытое и дистанционное образование. - 2003, № 1. - С. 13-18.

104. Левин, Г. Д. Истинность и рациональность / Г. Д. Левин. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. - 224 с.

105. Левин, Г. Д. Необходимое и случайное в действительности и познании / Г. Д. Левин // Философия науки. - 2015, № 20. - С. 82-106.

106. Лезгина, М. Л. Homo traditionis в условиях выбора / М. Л. Лезгина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - СПб., 2005. - Т. 5. Вып. 10. - С. 73-80.

107. Лекторский, В. А. Вера и знание в современной культуре / В. А. Лекторский // Вопросы философии. - 2007, № 2. - C. 14-19.

108. Лекторский, В. А. К проблеме диалектики субъекта и объекта в познавательном процессе / В. А. Лекторский // Проблемы материалистической диалектики как теории познания. Очерки теории и истории. - М.: Наука, 1979. - С. 34-60.

109. Липский, Б. И. Истина как средство коммуникации / Б. И. Липский // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2010, № 3. - С. 6270.

110. Лосев, А. Ф. Самое само // Лосев А. Ф. Миф - Число - Сущность / Сост. А. А. Тахо-Годи / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1994. - С. 299-526.

111. Мавринский, И. И. Вера как априорное условие действия / И. И. Мавринский // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - СПб., 2009. - Вып. 3. - С. 19-23. - Серия 6. Политология. Международные отношения.

112. Макаров, М. Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений / М. Г. Макаров; под ред. Б. А. Чагина. - Л.: ЛО «Наука», 1982. - 269 с.

113. Мамардашвили, М. К. Вильнюсские лекции по социальной философии: (Опыт физической метафизики) / Мераб Константинович Мамардашвили. -СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. - 320 с.

114. Мамардашвили, М. К. Формы и содержание мышления / Мераб Константинович Мамардашвили. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. -288 с.

115. Мареева, Е. В. О различии психики и сознания (против Д. К. Деннета) / Е. В. Мареева, С. Н. Мареев // Философия сознания: классика и современность: Вторые Грязновские чтения. - М.: Издатель Савин С. А., 2007. - С. 146-154.

116. Матросова, Н. К. Между системностью и целостностью: типологический подход / Н. К. Матросова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2015, № 1. - Т. 2. - С. 119-128.

117. Матросова, Н. К. Феномен целостности: историко-философский аспект / Н. К. Матросова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2010, № 4. - С. 69-73. - Серия 6. Политология. Международные отношения.

118. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / Морис Мерло-Понти; под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. - СПб.: «Ювента», «Наука», 1999. - 607 с.

119. Мид, Дж. Г. Философия настоящего / Джордж Герберт Мид; под ред. А. И. Мерфи. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 272 с.

120. Микешина, Л. А. Эпистемология ценностей / Л. А. Микешина. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 439 с.

121. Мозжилин, С. И. Психическая доминанта анимизма и персонификации / С. И. Мозжилин // Вопросы философии. - 2012, № 9. - С. 67-73.

122. Молчанов, В. И. Исследования по феноменологии сознания / В. И. Молчанов. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. - 456 с. - Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского».

123. Моркина, Ю. С. Интерсубъективность как трансляция смыслов / Ю. С. Моркина // Интерсубъективность в науке и философии / Под ред. Н. М. Смирновой. - М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2014. - C. 313323.

124. Мухамедзянов, Ф. Ф. Соотношение веры и разума в философии Н. Кузанского / Ф. Ф. Мухамедзянов // Известия Уральского государственного университета. - 2011, № 3 (94). - С. 123-133. - Серия 3. Общественные науки.

125. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы / Владимир Николаевич Мясищев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 426 с.

126. Никитина, Е. А. Познание. Сознание. Бессознательное / Е. А. Никитина. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 224 с.

127. Никифоров, А. Л. Анализ понятия «знание»: подходы и проблемы / А. Л. Никифоров // Эпистемология и философия науки. - 2009, №3 (Т. XXI). С. 61-73.

128. Никоненко, С. В. Интенциональность: американская точка зрения / С. В. Никоненко // HORIZON. Феноменологические исследования. - 2017, № 1 (Т. 6). - С. 9-44.

129. Огурцов, А. П. Интерсубъективность как проблема философии науки / А. П. Огурцов // Философия науки. - М., 2009. - Вып. 14. - С. 235-246.

130. Омельчук, Р. К. Онтология веры: личностные и социокультурные механизмы преемственности ценностей: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Омельчук Роман Константинович. - Улан-Удэ, 2011. - 377 с.

131. Омельчук, Р. К. Феноменология веры как ценностного отношения / Р. К. Омельчук // Известия ТулГУ.- 2011, №1. - С. 65-74. - Серия: Гуманитарные науки.

132. Ортега-и-Гассет, Х. Идеи и верования // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: пер. с исп.; сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича / Хосе Ортега-и-Гассет. - М.: Весь Мир, 2000. - С. 404-436.

133. Павленко, А. Н. Пасторальная модель коммуникации: аппликативная интерсубъективность / А. Н. Павленко // Интерсубъективность в науке и философии / Под ред. Н. М. Смирновой. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. - 416 с.

134. Павленко, А. Н. Пределы интерсубъективности (критика коммуникативной способности обоснования знания): монография / А. Н. Павленко. - СПб.: Алетейя, 2013. - 280 с.

135. Павлов, И. П. Проба физиологического понимания симптомологии истерии // Павлов И. П. Рефлекс свободы / Павлов Иван Петрович. - СПб.: Питер, 2001. - С. 243-255.

136. Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / Майкл Полани; под общ. ред. В. А. Лекторского и В. И. Аршинова. - М.: Прогресс, 1985. - 344 с.

137. Поршнев, Б. Ф. О начале человеческой истории. (Проблемы палеопсихологии) / Поршнев Борис Фёдорович; под ред. Б. А. Диденко. - М.: ФЭРИ-В, 2006. - 640 с.

138. Поршнев, Б. Ф. Социальная психология и история / Поршнев Борис Фёдорович. - М.: Наука, 1966. - 214 с.

139. Пую, Ю. В. Истоки и генезис феномена манипулирования / Ю. В. Пую // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008, № 72. - С. 15-25.

140. Пую, Ю. В. Манипулятивная роль средств массовой информации в информационном поле ребенка / Ю. В. Пую // Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия: сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - С. 51-55.

141. Пую, Ю. В. Философия манипулирования / Ю. В. Пую. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2009. - 244 с.

142. Пьюселик, Р. Ф., МакБи А. Дж. Войны реальности. Терапия диссоциированного состояния / Р. Ф. Пьюселик, А. МакБи. - СПб.: Речь, 2010. - 333 с.

143. Райкова, Л. М. Вера как онтологическое условие субъективности // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2010, № 4. - С. 90-94. - Серия 6. Философия. Политология. Международные отношения.

144. Рассел, Б. Человеческое познание: Его сфера и границы / Бертран Рассел. -К.: Ника-Центр, 2001. - Вып. 2. - 560 с. - Серия «Проблема человека».

145. Резник, Ю. М. К вопросу о проективной сущности метафизического образа человека / Ю. М. Резник // Вопросы социальной теории: Научный альманах. -М., 2011. - Том V. Человек в изменяющемся мире: проблемы идентичности. - С. 274-293.

146. Резник, Ю. М. Творчество как способ самоконструирования человека / Ю. М. Резник // Вопросы социальной теории. - М., 2014. - Том VII. Человек как субъект конструирования. Вып. 1-2, 2013-2014. - С. 137-154.

147. Романов, А. А. Языковая суггестия в предвыборной коммуникации / А. А. Романов, И. Ю. Черепанова. - Тверь: ТвГУ, ТГСХА, 1998. - 205 с.

148. Рыжкин, Ю. Е. Некоторые теоретические вопросы психологии внушения / Ю. Е. Рыжкин // Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия. - Иваново: Изд-во ИГУ, 1982. - С. 60-65.

149. Рябушкина, Т. М. Круг рефлексии: в поисках выхода / Т. М. Рябушкина // Философские науки. - 2011, № 4. - С. 128-142.

150. Рябушкина, Т. М. Перспектива самопознания и Другой / Т. М. Рябушкина // Философия и общество. - 2012, № 1. - С. 144-161.

151. Рябушкина, Т. М. Саморефлексия субъекта познания / Т. М. Рябушкина // Философия и культура. - 2013, № 7. - С. 985-995.

152. Савицкая, Т. В. Роль веры в процессе устранения когнитивного диссонанса в обыденном сознании / Т. В. Савицкая // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 6 (32): в 2-х ч. Ч. II. - С. 150-152.

153. Савчук, В. В. Теоретический анализ формирования убеждений: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Савчук Валерий Владимирович. - Ленинград, 1984. -194 с.

154. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., прим. В. И. Колядко / Жан-Поль Сартр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

155. Сартр, Ж.-П. Трансцендентность Эго. Набросок феномелогического описания / Пер. с фр. Андрея Кричевского; Жан-Поль Сартр // Логос. - 2003, №2 (37). - С. 86-121.

156. Серл, Дж. Открывая сознание заново / Пер. с англ. А. Ф. Грязнова / Джон Серл. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.

157. Сирл, Дж. Р. Разум, мозг и программы / Джон Р. Сирл // Хофштадтер Д., Деннет Д. Глаз разума. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. -С. 314-331.

158. Слинин, Я. А. От Платона до Сартра. Поиски аподиктической истины / Слинин Ярослав Анатольевич. - СПб.: Наука, 2012. - 529 с.

159. Слинин, Я. А. Феноменология интерсубъективности / Слинин Ярослав Анатольевич. - СПб.: Наука, 2004. - 356 с.

160. Смирнова, Н. М. Социальная феноменология в изучении современного общества: монография / Н. М. Смирнова. - М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2009. - 400 с.

161. Соболева, М. Е. «Знание» и «мнение»: Платон против Геттиера / М. Е. Соболева // Вопросы философии. - 2016, № 2. - С. 158-167.

162. Солонин, Ю. Н. Концепты и логические модели теорий целостности. Аналитический обзор / Ю. Н. Солонин // Ценности и смыслы. - 2013, № 1 (23). - С. 20-45.

163. Стрельченко, В. И. Деперсонализация человека и функциональность сознания / В. И. Стрельченко, Л. В. Мурейко // Философия права. - 2009, № 5. - С. 45-52.

164. Субботина, Н. Д. Суггестия и контрсуггестия в обществе: монография / Н. Д. Субботина. - М.: КомКнига, 2006. - 208 с.

165. Теплых, М. С. Феномен когнитивной веры в научном познании: опыт гносеологического анализа: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Теплых Марина Сергеевна. - Магнитогорск, 2007. - 150 с.

166. Тихонов, А. А. Субъект познания и неопределённость: монография / А. А. Тихонов. - М.: Лабиринт, 2004. - 264 с.

167. Тишкова, Н. Ю. Доверие как феномен жизненного мира: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Тишкова Наталья Юрьевна. - Владивосток, 2002. - 167 с.

168. Труфанова, Е. О. Единство и множественность Я: научная монография / Е. О. Труфанова. - М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2010. - 256 с.

169. Труфанова, Е. О. Субъект и познание в мире социальных конструкций / Е. О. Труфанова. - М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2018. - 320 с.

170. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Пер. с груз. Е. Ш. Чомахидзе; под ред. И. В. Имедадзе / Узнадзе Дмитрий Николаевич. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. - 413 с.: ил. - Серия «Живая классика».

171. Ухтомский, А. А. Лицо другого человека: Из дневников и переписки / Сост. И. С. Кузьмичев / Ухтомский Алексей Алексеевич. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2008. - 664 с.

172. Фаритов, В. Т. Философский и психологический дискурс о духе (Г. В. Ф. Гегель и К. Г. Юнг: сравнительное исследование) / В. Т. Фаритов // Философия и культура. - 2015, № 2. - С. 251-259.

173. Федоров, А. А. Homo Infinitus: человек, неопределенность и психологические конструкты / А. А. Федоров // Человек в условиях неопределенности. Сборник материалов Всероссийской конференции 18-19 мая 2006 года. -Новосибирск, 2006. - С. 36-42.

174. Фейербах Л. Сущность христианства / Фейербах Людвиг. - М.: Мысль, 1965. - 414 с.

175. Филатов, В. П. Могут ли мысленные эксперименты давать априорное знание? / В. П. Филатов // Многообразие априори. Материалы международной конференции на философском факультете РГГУ 19-20 апреля 2012 г. / Под ред. А. Н. Круглова. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. - С. 283299.

176. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. I / Фома Аквинский. -Долгопрудный: Вестком, 2000. - С. 41-51.

177. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я // Фрейд З. Тотем и табу: сб.; пер. с нем / Зигмунд Фрейд. - М.: АСТ: Астрель, 2012. - С. 337-414.

178. Хабермас, Ю. Граница между верой и знанием / Пер. с нем. М. Б. Скуратова / Юрген Хабермас // Между натурализмом и религией. Философские статьи. -М.: Весь Мир, 2011. - С. 198-233.

179. Часов, В. А. Психологический анализ внушения и его практического применения: автореф. дис. ... канд. пед. наук (по психологии); науч. рук. В. Н. Мясищев. - Ленинград: Ленинградский ордена Ленина государственный университет имени А. А. Жданова, 1959. - 22 с.

180. Шафоростов, А. И. Онтологический аспект веры / А. И. Шафоростов // Вестник КемГУ. - 2012, № 4 (52). - Т. 1. - С. 259-264.

181. Шварц, И. Е. Внушение в педагогическом процессе // Учитель. Книга о профессоре Израиле Ефремовиче Шварце / Шварц Израиль Ефремович; сост. Н. Г. Липкина, Л. А. Косолапова, Б. М. Чарный, А. И. Санникова; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь: Книжный мир, 2009. - 520 с.

182. Шипунова, О. Д. Интеллект и субъективность: социально-философский анализ: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.01, 09.00.11 / Шипунова Ольга Дмитриевна. - СПб., 2004. - 354 с.

183. Юлина, Н. С. Д. Деннет о проблеме ответственности в свете механицистского объяснения человека / Н. С. Юлина // История философии. - 2001, № 8. - С. 58-76.

184. Юлина, Н. С. Дэниел Деннет / Н. С. Юлина // Философы двадцатого века. Книга вторая./ Под ред. И. С. Вдовина, Л. Б. Макеева, Г. М. Тавризян. - М.: Искусство XXI век, 2004. - С. 123-157.

185. Юлина, Н. С. Дэниел Деннет: концепция сознания и личностного / Н. С. Юлина // История философии.- М., 2000. - Вып. 5. - C. 192-198.

186. Юм, Д. Сочинения в двух томах / Дэвид Юм; под общ. ред. и с примеч. И. С. Нарского. - М.: Мысль, 1966. - Т.2. - 928 с.

187. Юнг, К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов / Пер. с англ. В. В. Наукманова / Карл Густав Юнг. - К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с.

188. Юнг, К.-Г. Об энергетике души / Пер. с нем. В. Бакусева / Карл Густав Юнг. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2010. - 297 с.

189. Юртаева, М. Н. Психологические характеристики толерантности человека к неопределенности / М. Н. Юртаева, Н. С. Глуханюк // Психологический журнал. - 2012, № 6. - C. 50-59.

190. Колюник, О. В. Фiлософiя свщомост Д. Деннета: параметри розумшня самост / О. В. Колюник // Вюник Кшвського нащонального ушверситету iменi Тараса Шевченка. - 2012, № 106. - С. 10-13. - Фiлософiя. Полгголопя.

191. Barrett, J. L. Cognitive Science of Religion: Looking Back, Looking Forward // The Journal for the Scientific Study of Religion. - Vol. 50 (2). June 2011. -Pp. 229-239.

192. Boyer, P., Ramble, Ch. Cognitive templates for religious concepts: cross-cultural evidence for recall of counter-intuitive representations // Cognitive Science. -Vol. 25 (4). July 2001. - Pp. 535-564.

193. Germine, M. The concept of energy in Freud's 'Project for a scientific psychology // Neuroscience of the Mind on the Centennial of Freud's Project for a Scientific Psychology. Annals of the New York Academy of Sciences / Ed. R. Bilder & F. LeFever. - Vol. 843, 1998. - Pp. 80-90.

194. Graham, G., Horgan, T. & Tienson, J. Consciousness and Intentionality // The Blackwell Companion to Consciousness, Second Ed. / Ed. S. Schneider, M. Velmans. - John Wiley & Sons Ltd, 2017. - Pp. 519-535.

195. Hacker, P. M. S. Of the ontology of belief // M. Siebel and M. Textor (Eds.) Semantik und Ontologie. - Frankfurt, Ontos Verlag, 2004. - Pp. 185-222.

196. Lundh, L. G. Normal suggestion. An analysis of the phenomenon and its role in psychotherapy // Clinical Psychology and Psychotherapy. - 1998, № 5. - Pp. 2438.

197. Ôsterholm, M. The ontology of beliefs from a cognitive perspective // F. Furinghetti & F. Morselli (Eds.) Proceedings of the conference MAVI-15: Ongoing research on beliefs in mathematics education. September 8-11, 2009, Genoa, Italy. - Genoa: Department of Mathematics, University of Genoa, 2010. -Pp. 35-46.

198. Owens, D. J. Does Belief Have an I am? // Philosophical Studies 115. - 2003. -Pp. 283-305.

199. Szocik, K. Religion and religious beliefs as evolutionary adaptations // Zygon. Journal of Religious and Science. - Vol. 52 (1). March 2017. - Pp. 24-52.

200. Zepf, S. Libido and psychic energy - Freud's concepts reconsidered // International Forum of Psychoanalysis. - 2010, № 19. - Pp. 3-14.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.