Феноменологическая онтология Романа Ингардена тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Штыков Дмитрий Романович

  • Штыков Дмитрий Романович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 241
Штыков Дмитрий Романович. Феноменологическая онтология Романа Ингардена: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2019. 241 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Штыков Дмитрий Романович

Введение

Глава I: Творческая биография Р.Ингардена и экспозиция проблемы идеализм — реализм в его ранних работах

§1. Р.Ингарден и его место в феноменологическом движении

§2. «Идеалистическое» письмо Р.Ингардена как начало

осмысления проблемы идеализм — реализм и «эстетический поворот»

§3. От эстетики к онтологии

Глава II: Ключевые положения феноменологической

онтологии Р.Ингардена

§1. Понятие онтологии в философии Р.Ингардена

§2. Соотношение онтологии и метафизики

Глава III: Система категорий экзистенциальной онтологии

§1. Автономное и гетерономное бытие

§2. Изначальное и производное бытие

§3. Самостоятельное и несамостоятельное бытие

§4. Независимое и зависимое бытие

Глава IV: Бытие и время в экзистенциальной

онтологии Р.Ингардена

§1. Настоящее как актуальное бытие

§2. Будущее как еще-не-актуальное бытие

§3. Прошлое как уже-не-актуальное бытие

Глава V: Главные принципы формальной онтологии Р.Ингардена

§1. Понятие «основной формы» реальной предметности

§2. Формальное устройство интенционального предмета

§3. Формообразование и структура предметных сфер бытия

Заключение

Библиография

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феноменологическая онтология Романа Ингардена»

Актуальность темы исследования

В зарубежной и отечественной историко-философской традиции фигура Романа Ингардена ассоциируется в первую очередь с работами по феноменологии искусства, которые принесли ему широкую известность. Появившееся в 1931 г. сочинение под названием «О литературном произведении» и трехтомная работа «Исследования по эстетике», выходившая в период с 1958 по 1970 гг., оказали огромное влияние на философию искусства, искусствознание и литературоведение XX в. Ингарденом были разработаны такие понятие, как «места неопределенности», «схематизации» и «конкретизации», выдвинуто положение о двухмерности и многослойности структуры произведения искусства, его многофазовости и полифонической гармонии страт, которые легли в основу рецептивной теории в области искусства и литературоведения. Эти и многие другие его идеи, оставаясь до сих пор актуальными при рассмотрении социокультурных объектов, впоследствии развивались представителями констанцской (Г.-Р.Яусс, В.Изер) и познаньской школы (Ж.Кмита, В.Лавнищак), а также пражскими структуралистами (Я.Мукаржовский).

Однако популярность Ингардена в области эстетики обернулась тем, что без должного внимания долгое время оставались другие направления его философской деятельности — прежде всего онтологическая концепция. Если рассматривать философское наследие Ингардена в целом, то окажется, что его эстетическое учение тесно связано с его онтологической теорией, созданию которой он посвятил почти всю свою жизнь. По замыслу самого Ингардена, полученные в ходе эстетических разысканий результаты должны были прояснить и подтвердить его онтологические выводы. Не случайным оказывается и тот факт, что, занимаясь, к примеру, анализом природы

литературного текста, он стремился к разработке именно онтологии литературного произведения, которая затем могла бы лечь в основу конкретных эстетических исследований. С этой точки зрения феноменологическая эстетика Ингардена является иллюстрацией его онтологических начинаний. Ему удалось привлечь искусство для разрешения онтологических проблем. Поэтому полноценное описание идей Ингардена не только в области эстетики, но и в теории познания, аксиологии, философии языка и антропологии становится невозможным без их онтологического измерения.

Соответственно, актуальность данного исследования определяется тем, что в нем Ингарден рассматривается в первую очередь как создатель оригинальной онтологической программы — концепции реалистической онтологии, которую он изложил в своей главной работе «Спор о существовании мира». Будучи сторонником феноменологического реализма, он применил собственный подход к анализу онтологических структур, разработав для этого систему экзистенциальных, формальных и материальных категорий для описания реальности в целом и существующих предметностей в частности. Выработанный Ингарденом категориальный аппарат, напоминающий обновленную версию аристотелевски-схоластического подхода к учению о бытии, сохраняет свою эвристическую ценность и значение и для современных онтологических исследований, позволяя прояснить ряд проблем и вопросов касательно различных модусов существования и формального устройства предметностей, а также объяснить многообразие современного онтологического ландшафта, включающего в себя различные формы существования. Благодаря всему этому учение Ингардена, занимая важное место не только в истории феноменологического движения, но и в истории онтологической мысли XX в. наряду с такими именами, как Н.Гартман, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, заслуживает отдельного внимания и подробного изучения.

Степень разработанности темы

Начало систематическому изучению философского наследия Ингардена в целом и онтологической проблематики в частности было положено работами его ученицы А.-Т.Тыменецкой. В 1952 г. во Фрайбурге она пишет докторскую диссертацию по философии Н.Гартмана и Р.Ингардена, которая в 1957 г. была опубликована отдельной книгой на французском языке под названием «Сущность и существование»1. В 1955 г. для французского журнала «Обозрение метафизики и морали» («Revue de métaphysique et de morale») ею была написана статья «Набросок философии Р.Ингардена»2. Два года спустя вышел сборник статей по феноменологии3, который открывало написанное Тыменецкой предисловие под названием «Вторая феноменология». В нем она отмечала, что философия Ингардена является, с одной стороны, продолжением гуссерлевской линии мышления, с другой — «революцией» в отношении главных принципов феноменологической программы Гуссерля. В частности, речь шла о критике «трансцендентального поворота» Гуссерля и вытекающих из этого последствий при рассмотрении соотношения бытия реальности и сознания и о развитии Ингарденом онтологических основ феноменологического подхода. Таким образом, ей удалось наметить две линии в исследовании онтологического наследия Ингардена.

Первым актуальным направлением стало изучение позиции Ингардена по вопросу «трансцендентального поворота» Гуссерля и последующая полемика двух философов по проблеме идеализм — реализм. К этой тематике относятся работы Д.Ласке4, Ф.Керстена5, А.-Т.Тыменецкой6,

1 Tymieniecka A.-T. Essence Et Existence. Étude À Propos De La Philosophie De Roman Ingarden Et De Nicolai Hartmann. Paris: Aubier Montaigne. 1957.

2 Tymieniecka A.-T. Un Dessin De La Philosophie De Roman Ingarden. Revue de Métaphysique et de Morale no. 60. 1955.

3 Tymieniecka A.-T. For Roman Ingarden; Nine essays in phenomenology. The Hague: Nijhoff, 1959.

4 Laskey D. Ingarden's Criticism of Husserl. Analecta Husserliana no. 2. 1972. 48-54.

Р.Соколоуски7, Д.Зайферта8, И.Воллнер9, Т.Содейка10, Г.Хафлигера11, Я.Макоты12, Дж.Моханти13 и А.Белло14. Отдельно стоит выделить вышедшую в 2008 г. монографию К.Рынкевича «Между реализмом и идеализмом. Преодоление Ингарденом трансцендентального идеализма Гуссерля»15. В ней подробно разбираются истоки реалистической позиции Ингардена, начиная с его ранних работ в области теории познания, и рассматриваются центральные положения его онтологической доктрины и эстетической теории.

Вторым направлением можно считать изучение собственно основных принципов феноменологической онтологии Ингардена, в первую очередь исследование первого тома «Спора о существовании мира» по экзистенциальной онтологии. Труды по данной тематике начинают появляться с 60-х годов, в их числе были работы таких авторов, как

5 Kersten F. On Understanding Idea and Essence in Husserl and Ingarden. Analecta Husserliana no. 2. 1972. 55-63.

6 Tymieniecka A.-T. Beyond Ingarden's Idealism-Realism Controversy with Husserl: The New Contextual Phase of Phenomenology. Analecta Husserliana no. 4. 1976. 241-418.

7 Sokolowski, R. Review of Ingarden's "On the Motives which Led Husserl to Transcendental Idealism," Journal of Philosophy 74. 1977. 176-180.

8 Seifert J. Roman Ingarden' Realism and the Motives That Led Husserl to Adopt Transcendental Idealism: Critical Reflections on the Importance and Limits of Roman Ingarden's Critique of Husserl's Transcendental Phenomenology. Reports on Philosophy (Jagiellonian University) no. 10. 1986. 27-42.

9 Wallner I. In Defense of Husserl's Transcendental Idealism: Roman Ingarden's Critique Re-Examined. Husserl Studies no. 4. 1987. 3-43.

10 Sodeika T. The Ingarden-Husserl Controversy: The Methodological Status of Consciousness in Phenomenology and the Limits of the Human Condition. Analecta Husserliana no. 27. 1989. 209-221.

11 Haefliger, Gregor. Ingarden Und Husserls Transzendentaler Idealismus. Husserl Studies no. 7. 1990. 103-121.

12 Makota J. Roman Ingarden's controversy with Edmund Husserl. in: Wegrzecki, A. 1995. 283295.

13 Mohanty J. Roman Ingarden's Critique of Husserl's Transcendental Phenomenology. In Phenomenology. Between Essentialism and Transcendental Philosophy, 32 - 45. Evanston: Northwestern University Press. 1997

14 Bello A. The Controversy About the Existence of the World in Edmund Husserl's Phenomenological School A. Reinach, R. Ingarden, H. Conrad-Martius, E. Stein. Analecta Husserliana. The Yearbook of Phenomenological Research no. 79. 2004. 97-116.

15 Rynkiewicz K. Zwischen Realismus Und Idealismus. Ingardens Überwindung Des Transzendentalen Idealismus Husserls. Frankfurt: Ontos Verlag. 2008.

А.Полтавски16, К.Ханнеборг17, Э.Свидерский18, В.Шоппер19, Я.Воленски20, Л.Бостар21 и П.Симонс22.

В середине 90-х годов вышла монография Г.Хафлигера «О существовании: онтология Р.Ингардена»23, в которой подробно разбираются отдельные разделы экзистенциальной онтологии Ингардена и проводится сравнение его точки зрения на существование с позициями Ф.Фреге, Д.Мура и Б.Рассела. В 2000-е годы также появляются статьи, посвященные базовым понятиям экзистенциальной онтологии Ингардена. Это работы Н.Мардас24 и Д.Вахтера25. В 2005 г. под редакцией А.Хрудзимски был издан сборник статей26 по онтологическим проблемам в философии Ингардена. Кроме того, заслуживают внимания и отдельные работы А.Хрудзимски27 по общему анализу теории бытия Ингардена. В 2010 г. была напечатана статья

16 Poltawski A. O istnieniu intencjonalnym (dt. Über das intentionale Existieren), in: Zarnecka, Z. u.a. 1964. 71-84.

17 Hanneborg K. New Concepts in Ontology. A Review Discussion of Roman Ingarden: Der Streit um die Existenz der Welt. Inquiry, 9. 1966. 401-409.

18 Swiderski E. At the basis of Roman Ingarden's ontology: apriori cognition and the theory of ideas, Freiburg: 1973.; Some Salient Features of Ingardens Ontology. Journal of the British Society for Phenomenology 6 (2). 1975. 81-90.

19 Schopper W. Das Seiende und der Gegenstand. Zur Ontologie Roman Ingardens. Munich. 1974

20 Wolenski J. Remarks on Primitivity and Secondarity as Moments of Existence", Reports on Philosophy 10. 1986. 81-87.

21 Bostar L. Reading Ingarden Read Husserl: Metaphysics, Ontology, and Phenomenological Method. Husserl Studies 10 (3). 1993. 211-236.

22 Simons P. Categories and Ways of Being. Reports on Philosophy (Jagiellonian University) no. 10. 1986. 89-104; Ingarden and the Ontology of Dependence. Existence, Culture, and Persons: The Ontology of Roman Ingarden. Arkadiusz Chrudzimski (ed.), Frankfurt: ontos, 2005. 39-53.

23 Haefliger G. Über Existenz: Die Ontologie Roman Ingardens. Dordrecht: Kluwer. 1994.

24 Mardas N. Essence and Existence in Phenomenological Ontology: Roman Ingarden. In The Passions of the Soul in the Metamorphosis of Becoming, edited by Tymieniecka, Anna-Teresa. Dordrecht: Kluwer. 2003. 183-198.

25 Wachter D. Roman Ingarden's Ontology: Existential Dependence, Substances, Ideas, and Other Things Empiricists Do Not Like. In Existence, Culture, and Persons. The Ontology of Roman Ingarden, edited by Chrudzimski, Arkadiusz. Frankfurt: Ontos Verlag. 2005. 55-82.

26 Chrudzimski A. Existence, Culture, and Persons: The Ontology of Roman Ingarden. Frankfurt am Mein: Ontos Verlag. 2005.

27 Chrudzimski A. Roman Ingarden. Ontology from a Phenomenological Point of View. Reports on Philosophy 22. 2004. 121-142; Ingarden on Modes of Being. In Denis Seron, Sebastien Richard & Bruno Leclercq (eds.), Objects and Pseudo-Objects: Ontological Deserts and Jungles From Brentano to Carnap. De Gruyter. 2015. 199-222.

Н.Биллиас28, в которой она пыталась показать, что экзистенциальная онтология Ингардена предвосхитила в некоторой степени идеи французского философа А.Бадью. Наконец, необходимо упомянуть и о работах И.Йоханссона29, где он разбирает ключевые философские дистинкции в онтологии Ингардена, считая возможным с их помощью доказать существование универсалий, и Р.Поли30, полагавшего, что понятие бытийной зависимости является одной из центральных категорий онтологии Ингардена.

Еще одним направлением становится исследование о взаимосвязи онтологии и эстетики в трудах Ингардена. Особо следует отметить работу Д.Митчерлинга «Онтология и эстетика Р.Ингардена»31, в которой он доказывает, что разработанные Ингарденом онтологические принципы могут трактоваться как практическое приложение к области искусства. К этому же направлению можно отнести исследования П.Мак-Кормика32, Б.Смита33 и А.Томассон34. С изучением эстетических предметностей исследователи творчества Ингардена связывают и вопрос о природе интенциональности. Здесь можно упомянуть работы Г.Кюнга35 и А.Хрудзимски36, последний из

28 Billias N. Ingarden and Badiou. Polish Journal of Philosophy 4 (2). 2010. 49-61.

29 Johansson I. Proof of the Existence of Universals and Roman Ingarden's Ontology. Metaphysica 10 (1). 2009. 65-87; The basic distinctions in Der Streit. Semiotica 2013 (194). 2013. 137-157.

30 Poli R. Spheres of Being and the Network of Ontological Dependencies. Polish Journal of Philosophy 4 (2). 2010. 171-182.

31 Mitscherling J. Roman Ingarden's Ontology and Aesthetics. Ottawa: University of Ottawa Press. 1997.

32 McCormick P. On Ingarden's Account of the Existence of Aesthetic Objects. Dialectics and Humanism no. 4. 1975. 31-38.

33 Smith B. Roman Ingarden: Ontological Foundations for Literary Theory. Language, Literature and Meaning. ed. by J. Odmark. Amsterdam : Benjamins. 1978. 373-390.

34 Thomasson A. Ingarden and the Ontology of Cultural Objects. In Existence, Culture, and Persons. The Ontology of Roman Ingarden., edited by Chrudzimski, Arkadiusz. Frankfurt am Mein: Ontos Verlag. 2005. 115-136.

35 Küng G. The world as noema and as referent. Journal of the British Society for Phenomenology 3. 1972. 15-26.

36 Chrudzimski A. Intentionalität, Zeitbewusstsein und Intersubjektivität. Studien zur Phänomenologie von Brentano bis Ingarden. Ontos Verlag. 2005.; Brentano, Husserl und Ingarden über die intentionalen Gegenstände. In Existence, Culture, and Persons. The Ontology of Roman Ingarden, edited by Chrudzimski, Arkadiusz, Frankfurt: Ontos Verlag. 2005. 55-82.

которых рассматривал проблему интенциональности на примере сочинений Ф.Брентано, Э.Гуссерля, А.Мейнонга и Р.Ингардена.

Что касается русскоязычных трудов по онтологии Ингардена, то это часть его наследия еще ни разу не становилась самостоятельной темой изучения в отечественной истории философии. Отдельных сочинений по этому предмету на данный момент нет. Можно лишь указать на главу К.М.Долгова в сборнике «Феноменология искусства»37, где дается общая характеристика философии Ингардена, отмечаются основные вехи его творческой биографии и перечисляются общие принципы онтологической программы и эстетической концепции Ингардена. Можно упомянуть также небольшое предисловие М.В.Лебедева38 к сделанному им переводу раздела о реальном бытии из «Спора о существовании мира» и словарные статьи В.Л.Абушенко, М.А.Можейко39 и И.А.Михайлова40 об Ингардене. Из современных работ можно выделить диссертацию Е.А.Тимощук41 по онтологии социокультурных объектов в трудах Ингардена и статью Е.В.Абрамовских «Роман Ингарден как основоположник рецептивной

42

эстетики»42.

Таким образом, в отечественных исследованиях на данный момент не было предпринято попыток систематического изучения творчества Ингардена. Отдельные имеющиеся работы касаются преимущественно эстетических идей Ингардена и лишь изредка обращаются к его онтологическим размышлениям.

37 Феноменология искусства. М., 1996.

38 Лебедев М.В. Концепция времени экзистенциальной онтологии Ингардена. Вопросы философии. № 12. 2006. С. 145-146.

39 Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

40 Новая философская энциклопедия. М., 2010.

41 Тимощук Е.А. Теория социокультурных объектов в феноменологии Р.Ингардена. Нижний Новгород. 2009.

42 Абрамовских Е.В. Роман Ингарден как основоположник рецептивной эстетики. Известия Самарского научного центра РАН. 2012.

Объект исследования

Объектом исследования выступает концепция феноменологической онтологии Ингардена, изложенная в ранних («Сущностные вопросы: к проблеме сущности», «Замечания к проблеме идеализм — реализм», лекционный курс по введению в феноменологию Гуссерля) и зрелых («Спор о существовании мира») работах философа.

Предмет исследования

Предметом данного исследования является система основных категорий и положений онтологического учения Ингардена.

Цель исследования

Целью исследования является целостная историко-философская реконструкция онтологического проекта Ингардена как попытки решения вопроса о соотношении реального и интенционального бытия и других видов существования.

Задачи исследования

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) реконструировать основные предпосылки и этапы разработки онтологической концепции Ингардена

2) проанализировать главные принципы феноменологической онтологии Ингардена;

3) рассмотреть базовые категории и положения экзистенциальной онтологии как одного из разделов общей онтологической программы Ингардена;

4) исследовать, каким образом результаты экзистенциальной онтологии развиваются в рамках следующего раздела онтологического учения Ингардена — формальной онтологии.

Методологическая основа исследования

Данное исследование базируется в первую очередь на главной работе Ингардена «Спор о существовании мира», в первую очередь на первом и втором томах, и на более ранних его сочинениях: «Сущностные вопросы: к проблеме сущности», «Замечания к проблеме идеализм — реализм» и на лекционном курсе по введению в феноменологию Гуссерля. Кроме того, данная диссертационная работа была осуществлена с учетом опыта зарубежных авторов в сфере исследования онтологической тематики в философии Ингардена. Особо следует отметить работы Д.Митчерлинга «Онтология и эстетика Р.Ингардена» и К.Рынкевича «Между реализмом и идеализмом. Преодоление Ингарденом трансцендентального идеализма Гуссерля», в которых была предложена удобная схема анализа творчества Ингардена, включающая в себя исследование истоков и основных этапов творчества польского философа и рассмотрение главных принципов его философской концепции. Отчасти эта схема будет взята за основу в данной работе, что позволит описать становление феноменологической программы Ингардена и подробно проанализировать ее базовые положения.

Методология исследования является комплексной. Так, при исследовании применялась методология историко-философского анализа: идеи Ингардена были представлены в контексте развития философии в начале XX в., прежде всего в рамках «феноменологического движения», что позволило отнести Ингардена к продолжателям так называемой «эйдетической феноменологии». Также в ходе работы использовался метод генетического анализа, позволивший проследить истоки онтологического учения Ингардена в его ранних сочинениях, описательный метод при

характеристике принципов и положений онтологической доктрины Ингардена и компаративистский анализ для сравнения позиций Ингардена и Гуссерля по вопросу бытия реального мира и сознания.

Научная новизна исследования

Данная работа претендует на то, чтобы стать первым систематическим исследованием онтологической концепции Ингардена в отечественной истории философии. Это даст возможность восполнить пробел в изучении философского наследия Ингардена и составить целостное представлении о нем как об одном из главных представителей реалистической онтологии XX века и участнике феноменологического движения.

Теоретическое и практическое значение диссертации

Теоретическая значимость диссертации состоит в целостном представлении малоизученного в отечественной истории философии онтологического учения Ингардена как важной части не только истории феноменологического движения, но и западной философии XX века.

Практическое значение данной работы заключается в том, что она может быть использована при создании курсов по истории зарубежной философии XX века, а также для чтения курсов по онтологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Представленный в «Идеях I» Гуссерля трансцендентально-феноменологический подход не оставляет возможности для изучения независимого от сознания бытия мира в целом и отдельно взятых регионов и предметностей в частности, поскольку всякое существование в этом случае должно определяться в терминах трансцендентальной субъективности, что

превращает бытие лишь в интенциональный коррелят чистого сознания, в бытие «для» сознания.

2. Разработанная Ингарденом в рамках онтологии теория идей позволяет описать интеллигибельную структуру мира и отдельных его регионов с точки зрения их «идеи». Идеи образуют область «трансцендентной априорности», которая является онтологически независимой от сознания.

3. Базовое положение онтологии Ингардена при анализе бытия состоит в рассмотрении любой формы существования как единства экзистенциальных, формальных и материальных аспектов. Существование определяется конфигурацией экзистенциальных, формальных и материальных моментов. С модусом бытия коррелирует определенная формальная структура, с которой, в свою очередь, связаны конкретные качества (свойства).

4. Онтология Ингардена является антиредукционистским учением о бытии, выступающим против сведения всякого существования к какому-то одному типу и демонстрирующим онтологическое многообразие. В многослойной онтологии Ингардена универсум представляется как множество несводимых друг к другу, «полифонически» взаимосвязанных между собой сфер существования.

Апробация диссертации

По теме диссертации автором были опубликованы статьи в журналах, входящих в перечень рецензируемых научных изданий ВАК:

1. Штыков Д.Р. Категориальная система экзистенциальной онтологии Романа Ингардена. Вопросы философии, 2016, №2, Стр. 185 - 195

2. Штыков Д.Р. Соотношение бытия и времени в экзистенциальной онтологии Романа Ингардена. Вестник МГУ. Серия: Философия. 2018, №6. Стр. 63 - 78

3. Штыков Д.Р. О принципах формообразования сфер бытия в формальной онтологии Романа Ингардена. Российский гуманитарный журнал. 2019. Том 8. №1, Стр. 24 - 33

4. Штыков Д.Р. Обоснование различия между реальным и интенциональным бытием в онтологии Романа Ингардена. Вопросы философии, 2019, №5, Стр. 185 - 196

Диссертационная работа была обсуждена на заседании кафедры истории зарубежной философии философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 12 ноября 2018 года и рекомендована к защите.

Структура диссертации:

Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографии.

Глава I: Творческая биография Р.Ингардена и экспозиция проблемы идеализм — реализм в его ранних работах

§1. Р.Ингарден и его место в феноменологическом движении

Жизнь и творчество польского философа Романа Витольда Ингардена, родившего 5 февраля 1893 г. в Кракове, пришлись на время больших перемен. В конце XIX — начале XX вв. Европа переживала период радикальных изменений. Провозглашенная Фридрихом Ницше «переоценка всех прежних ценностей» охватила различные сферы жизни общества. Институциональные преобразования затронули политику и экономику. Одновременно с этим шла перестройка социальной структуры. В области культуры возобладал модернизм, который объединил в себе различные направления в искусстве, требовавшие разрыва с прежней традицией и поиска новых художественных форм. Парадигмальные изменения происходили и в науке, где старая картина мира вместе с фундаментом, на котором она покоилась, была поставлена под сомнение вследствие открытий в физике, химии, биологии и других научных дисциплинах. Революция, связанная с обнаружением парадоксов в теории множества Георга Кантора, затронула также и основы математики, до того считавшейся идеалом строгой научности. В итоге пересмотру подверглись понятия и принципы классической рациональности. Стремительное развитие техники привело к коренной перестройке прежнего уклада жизни человека, преобразовав вместе с тем и окружающий его мир. Все это потребовало не только нового осмысления устройства мира, происходящих в нем процессов и событий, но и переосмысления положения человека в этом мире модерна, разработки новых подходов к познанию реальности как со стороны науки и философии, так и других форм постижения действительности, включая искусство и религию. В этой связи особенно возрастала роль философии, которой предстояло заново переосмыслить свой предмет, превратиться, как надеялся

Эдмунд Гуссерль, в «строгую науку» и стать источником надежного знания о мире.

Юные годы Ингардена как раз совпали со становлением феноменологии как философского направления. С 1903 г. по 1911 г. Ингарден посещал среднюю школу и гимназий во Львове. В 1909 г. он окончил консерваторию во Львове по классу скрипки. В 1911 г. Ингарден поступил на философский факультет Львовского университета им. Яна Казимира (ныне Львовский национальный университет им. Ивана Франко), где его наставником стал знаменитый основатель Львовско-Варшавской философской школы Казимир Твардовский, под руководством которого Ингарден начал изучать философию.

На протяжении этих лет продолжалось развитие феноменологического движения. К этому времени одним из центров развития феноменологии уже становится Мюнхен, где в то время работал психолог, профессор философии и основатель Мюнхенского психологического института Теодор Липпс и его ученики Мориц Гайгер, Александр Пфендер, Адольф Райнах, которые спустя некоторое время образовали мюнхенскую школу феноменологии. Ее членом был также Йоханес Дауберт, который в 1902 г. проделал длинный путь на велосипеде из Мюнхена, чтобы встретиться с Гуссерлем в Геттингене, куда он перебрался в 1901 г. из Галле. Пару лет спустя, в 1906 г., к мюнхенскому сообществу феноменологов присоединился Шелер, а затем и Дитрих фон Гильдебранд.

Важным событием для становления феноменологии был выход в 1900/1901 гг. двух томов «Логических исследований» Гуссерля, в которых, как позже скажет сам автор, произошел «провыв к феноменологии». Для многих участников феноменологического движения «Логические исследования» означали преодоление идеализма и психологизма, выражавшееся в перенесении внимания с познавательного субъекта на «сами вещи», которые существуют независимо от воспринимающего их сознания. В это же время были изданы еще две работы, которые также имели большое

значение для становления феноменологической философии: «Феноменология воли» Александра Пфендера и «Трансцендентальный и психологический метод» Макса Шелера.

В течение последующих лет отношения между членами мюнхенского кружка и Гуссерлем продолжали развиваться. В 1904 г. состоялся визит Гуссерля в Мюнхен, во время которого он встретился с Липпсом и его учениками, что дало толчок для дальнейшего сотрудничества между двумя феноменологическими «центрами». Вслед за Даубертом в Геттинген из Мюнхена отправились Райнах, Гайгер, племянник Липпса Конрад, Гильдебранд и Хедвиг Конрад-Мартиус. В результате этого вокруг Гуссерля начала формироваться собственная философская школа под названием «Философское Геттингенское общество». Его участниками являлись уже не только представители мюнхенской феноменологии, но и студенты из разных стран Европы: Александр Койре, Эдит Штайн, Жан Херинг и Фриц Кауфманн.

Весной 1912 г. в Геттинген прибыл и Ингарден. По его воспоминаниям, «философская группа вокруг Гуссерля была уже довольно многочисленной и активной. Мы часто вместе прогуливались или трапезничали, ведя при этом оживленные дискуссии о феноменологических проблемах. В Геттингене было также «Философское общество», на заседаниях которого постоянно на протяжении всего года обсуждались избранные темы. Для этих молодых людей феноменология была более чем духовная атмосфера — это было что-то вроде совместной формы жизни»43. Позднее в одной из лекций, прочитанных в Осло в 1967 г., Ингарден расскажет о впечатлении, которое произвела феноменология Гуссерля на его ближайших учеников и слушателей. Феноменология, по его словам, расчистила и подготовила почву для нового способа философствования, предложив заменить прежнюю предметную установку на феноменологическую, чтобы открыть иной мир — мир феноменов. «То, что при этом мы переживаем непрерывный поток

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Штыков Дмитрий Романович, 2019 год

Библиография

1. Ales B. The Controversy About the Existence of the World in Edmund Husserl's Phenomenological School A. Reinach, R. Ingarden, H. Conrad -Martius, E. Stein. Analecta Husserliana. The Yearbook of Phenomenological Research no. 79. 2004. 97 - 116.

2. Analecta Husserliana: The yerarbook of phenomenological research. ed. by A.-T. Tymieniecka. Vol. 1-9. Dordrecht: Reidel, 1971 - 1979.

3. Billias N. Ingarden and Badiou. Polish Journal of Philosophy 4 (2). 2010. 49 -61.

4. Bostar L. Reading Ingarden Read Husserl: Metaphysics, Ontology, and Phenomenological Method. Husserl Studies no. 10. 1994. 211 - 236.

5. Chrudzimski A. Die Erkenntnistheorie Von Roman Ingarden. Dordrecht: Kluwer. 1999.

6. Chrudzimski A. Are Meanings in the Head? Ingarden's Theory of Meaning. Journal of the British Society for Phenomenology no. 30, 1999. 306 - 326.

7. Chrudzimski A. Roman Ingarden. Ontology from a Phenomenological Point of View. Reports on Philosophy 22. 2004. 121 - 142.

8. Chrudzimski A. Intentionalität, Zeitbewusstsein und Intersubjektivität. Studien zur Phänomenologie von Brentano bis Ingarden. Frankfurt, Ontos Verlag, 2005. 135 - 160.

9. Chrudzimski A. Brentano, Husserl Und Ingarden Über Die Intentionale Gegenstände. In Existence, Culture, and Persons. The Ontology of Roman Ingarden., edited by Chrudzimski, Arkadiusz, Frankfurt am Mein: Ontos Verlag. 2005. 83 - 114.

10.Chrudzimski A. Ingarden on Modes of Being. In Denis Seron, Sebastien Richard & Bruno Leclercq (eds.), Objects and Pseudo - Objects: Ontological Deserts and Jungles From Brentano to Carnap. De Gruyter. 2015. 199 - 222.

11.Gierulanka D. The Philosophical Work of Roman Ingarden. Dialectics and Humanism no. 4. 1977. 117-128.

12.Haefliger G. Ingarden und Husserls transzendentaler Idealimus, in: Husserl-Studies 7. 1991. 103 - 121.

13.Haefliger G. Über Existenz: Die Ontologie Roman Ingardens, Dordrecht-Boston-London. 1994.

14.Hall H. Review of Beyond Ingardens Idealism-Realism Controversy with Husserl: New Contextual Phase of Phenomenology by A. T. Tymieniecka, in: Journal of Philosophy, Vol. 75 No. 1. 1968. 44 - 49.

15.Hall H. Was Husserl a Realist or a Idealist? in: H.L. Dreyfus & H. Hall, eds., Husserl, Intentionality and Cognitive Science, Cambridge, Mass. 1984. 169 -190.

16.Hanneborg K. New Concepts in Ontology. A Review Discussion of Roman Ingarden: Der Streit um die Existenz der Welt, in: Inquiry 9. 1966. 401 - 409.

17.Ingarden R. Intuition und Intellekt bei Henri Bergson: Darstellung und Versuch einer Kritik. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung 5. 1922. Sonderdruck als Dissertation Halle 1921. 288 - 461.

18. Ingarden R. Über die Gefahr einer Petitio Principii in der Erkenntnistheorie. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung 4. 1921. 545 -568.

19.Ingarden R. Essentiale Fragen: Ein Beitrag zum Problem des Wesens. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung 7. 1925. 125 - 304.

20.Ingarden R. Über die Stellung der Erkenntnistheorie im System der Philosophie. Halle: Karras, Kröber & Nietschmann. 1925.

21.Ingarden R. Bemerkungen zum Problem Idealismus-Realismus, Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, Ergänzungsband. 1929. 159 -190.

22.Ingarden R. Das literarische Kunstwerk: Eine Untersuchung aus dem Grenzgebiet der Ontologie, Logik und Literaturwissenschaft, Halle: Niemeyer 1931. Tübingen: Niemeyer. 1972.

23.Ingarden R. Vom Formalen Aufbau Des Individuellen Gegenstandes. Studia Philosophica.Commentarii Societatis Philosophicae Polonorum no. 1. 1935. 29 - 106.

24.Ingarden R. Kritische Bemerkungen zu Husserls Cartesianischen Meditationen. in: Edmund Husserl, Cartesianische Meditationen, Husserliana I, Den Haag. 1950. 2nd ed. 1963. 203 - 218.

25.Ingarden R. Über den transzendentalen Idealismus bei E. Husserl. Phaenomenologica 2. 1959. 190 - 204.

26.Ingarden R. Edmund Husserl zum 100. Geburtstag. Zeitschrift für philosophische Forschung 13. 1959. 459 - 463.

27. Ingarden R. Bemerkungen zum Problem der Begründung. Studia Logica 13. 1962. 153-176.

28.Ingarden R. Untersuchungen zur Ontologie der Kunst. Tubingen: Niemeyer. 1962.

29.Ingarden R. Der Streit um die Existenz der Welt. Bd. 1 Existentialontologie. Tübingen: Niemeyer. 1964.

30.Ingarden R. Der Streit um die Existenz der Welt. Bd. 2 Formalontologie, 1. Teil Form und Wesen. Tübingen: Niemeyer. 1965.

31.Ingarden R. Der Streit um die Existenz der Welt, Bd. 2 Formalontologie. 2. Teil Welt und Bewusstsein. Tübingen: Niemeyer. 1965.

32.Ingarden R. Vom Erkennen des literarischen Kunstwerkes. Tübingen:Niemeyer. 1968.

33.Ingarden R. Die vier Begriffe der Transzendenz und das Problem des Idealismus bei Husserl. Analecta Husserliana 1. 1971. 36 - 74.

34.Ingarden R. Der Brief an Husserl Über Die Vi. Logische Untersuchung Und Den Idealismus. Analecta Husserliana no. 2. 1972. 357 - 374.

35.Ingarden R. Der Streit um die Existenz der Welt. Bd. 3, Uber die kausale Struktur der Welt. Tübingen: Niemeyer. 1974.

36.Ingarden R. On the Motives which led Husserl to Transcendental Idealism. Phaenomenologica 64, Den Haag: Nijhoff. 1975.

37.Ingarden R. Probleme der Husserlschen Reduktion. Analecta Husserliana 4. 1976. 1 - 71.

38.Ingarden R. The Letter to Husserl about the VI [Logical] Investigation and Idealism'. in Anna - Teresa Tymieniecka, ed., Ingardeniana [Analecta Husserliana IV]. Dordrecht/Boston: D.Reidel. 1976.

39.Ingarden R. Gesammelte Werke - Band 4: Einführung in Die Phänomenologie Edmund Husserls, Osloer Vorlesungen 1967. Tübingen: Max Niemeyer. 1992.

40.Ingarden R. Gesammelte Werke - Band 6: Frühe Schriften Zur Erkenntnistheorie. Tübingen: Max Niemeyer. 1994.

41.Ingarden R. Gesammelte Werke - Band 7.1: Zur Grundlegung Der Erkenntnistheorie, 1 Teil: Das Werk. Tübingen: Max Niemeyer. 1996.

42.Ingarden R. Gesammelte Werke - Band 7.2: Zur Grundlegung Der Erkenntnistheorie, 2 Teil: Ergänzende Texte. Tübingen: Max Niemeyer. 1996.

43.Ingarden R. Gesammelte Werke - Band 5: Schriften Zur Phänomenologie Edmund Husserls. Tübingen: Max Niemeyer. 1998.

44.Ingarden R. Gesammelte Werke - Band 3: Schriften Zur Frühen Phänomenologie. Tübingen: Max Niemeyer. 1999.

45.Ingardeniana. A Spectrum of Specialised Studies Establishing the Field of Research. Analecta Husserliana no. 4. 1976.

46.Ingardeniana II: New studies in the philosophy of Roman Ingarden, with a new international Ingarden bibliography / ed. by Hans H. Rudnick // Analecta Husserliana: vol. 30. Dodrecht -Boston - London: Kluwer. 1990.

47.Ingardeniana III: Roman Ingarden's Aesthetics in a New Key and the Independent Approaches of Others: The Performing Arts, the Fine Arts, and Literature / ed. by A.-T. Tymieniecka// Analecta Husserliana: vol. 23. Dordrecht: Kluwer. 1991.

48.Johansson, I. Roman Ingarden and the Problem of Universals. Proceedings volume from the conference Ontology, Aesthetics. The Golden Age of Polish Philosophy (September 23 - 26). Montreal, 2004.

49.Johansson I. Proof of the Existence of Universals - and Roman Ingarden's Ontology. Metaphysica 10 (1) 2009. 65 - 87.

50.Johansson I. The basic distinctions in Der Streit. Semiotica (194). 2013. 137 -157.

51.Johansson I. The ideal as real and as purely intentional: Ingarden-based reflections. Streit. Semiotica (194). 2013. 21 - 37

52.Kersten F. On Understanding Idea and Essence in Husserl and Ingarden, in: Analecta Husserliana, Vol. II. 1972. 55 - 63.

53. Kunst Und Ontologie. Für Roman Ingarden Zum 100. Geburstag, Herausgeben von Wlodzimierz Galewicz, Elisabeth Ströker and Wladylasw Strozewsk. Amsterdam: Rodopi. 1994.

54.Küng G. Ingarden on Language and Ontology. Analecta Husserliana no. 2. 1972. 204 - 217.

55.Küng G. The World as Noema and as Referent. Journal of the British Society for Phenomenology no. 3. 1972. 15 - 26.

56.Küng G. Noema und Gegenstand. in: R. Haller (ed.), Jenseits von Sein und Nichtsein, Graz: AkadernischeDruck-und Verlagsanstal. 1972. 55 - 62.

57.Küng G. Zum Lebenswerk von Roman Ingarden. Ontologie, Erkenntnistheorie und Metaphysik, in: Kuhn, H. u.a. (Hrsg.), Die Münchener Phänomenologie, Den Haag. 1975. 158 - 173.

58.Küng G. Roman Ingarden (1893 - 1970): Ontological Phenomenology, in: Spiegelberg, H., The Phenomenological Movement: A Historical Introduction, third revised and enlarged edition (Phenomenologica Vol. 5/6), The Hague. 1982. 223 - 233.

59.Küng G. Brentano and Ingarden on the Experience and Cognition of Values. Reports on Philosophy (Jagiellonian University) no. 10. 1986. 57 - 67.

60.Küng G., Haefliger, G. Ingarden and the analytic theory of objects. Existence, Culture, and Persons: The Ontology of Roman Ingarden / ed. by A. Chrudzimski. Frankfurt: Ontos Verlag. 2005. 9 - 38.

61.Laskey D. Ingarden's Criticism of Husserl. Analecta Husserliana no. 2. 1972. 48 - 54.

62.Majewska Z. The Philosophy of Roman Ingarden. In Phenomenology WorldWide: Foundations, Expanding Dynamisms, Life - Engagements. A Guide for

Research and Study, edited by Tymieniecka, Anna - Teresa. Dordrecht: Kluwer. 2002. 184 - 199.

63.Makota J. Roman Ingardens controversy with Edmund Husserl, in: Wegrzecki, A. 1995. 283 - 295.

64.Mardas N. Essence and Existence in Phenomenological Ontology: Roman Ingarden. In The Passions of the Soul in the Metamorphosis of Becoming, edited by Tymieniecka, Anna - Teresa, Dordrecht: Kluwer. 2003. 183 - 198.

65.McCormick P. On Ingarden's Account of the Existence of Aesthetic Objects. Dialectics and Humanism no. 4. 1975. 31 - 38.

66.McCormick P. On the Aesthetics of Roman Ingarden, Dordrecht - Boston -London. 1989.

67.Mitscherling J. Roman Ingarden's Ontology and Aesthetics, Ottawa. 1997.

68.Mitscherling J. Aristotelian Metaphysics and the Distinction between Consciousness and the Real World in Husserl and Ingarden. Polish Journal of Philosophy 4 (2). 2010.137 - 156.

69. Mohanty J. Roman Ingarden's Critique of Husserl's Transcendental Phenomenology. In Phenomenology. Between Essentialism and Transcendental Philosophy. Evanston: Northwestern University Press. 1997. 32 - 45

70. Objects and Pseudo - Objects: Ontological Deserts and Jungles from Brentano to Carnap. Philosophical Analysis (Book 62). De Gruyter, 2015.

71. Palma W. Phänomenologie und Realismus. Die Frage nach der Wirklichkeit im Streit zwischen Husserl und Ingarden. Husserl Studies. Vol. 33. Issue 1. 2017. 1 - 18.

72. Poli R. Spheres of Being and the Network of Ontological Dependencies. Polish Journal of Philosophy 4 (2). 2010. 171 - 182.

73. Poltawski A. O istnieniu intencjonalnym (dt. Über das intentionale Existieren), in: Zarnecka, Z. u.a. 1964. 71-84.

74. Poltawski A. Constitutive Phenomenology and Intentional Objects. Analecta Husserliana no. 2. 1972. 90 - 95.

75. Poltawski A. Ingarden's Way to Realism and His Idea of Man. Dialectics and Humanism no. 2. 1975. 65 - 76.

76. Poltawski A. Roman Ingardens Ontologie und die Welt. Existence, Culture, and Persons: The Ontology of Roman Ingarden / ed. by A. Chrudzimski. Frankfurt: Ontos Verlag. 2005.

77. Rieser M. Roman Ingarden and His Time. Journal of Aesthetics and Art Criticism. Vol. 29. № 4. 1971.

78. Rieser M. The Philosophy of Roman Ingarden in a Critical Light. Dialectics and Humanism. № 2. 1975.

79. Ryle G. Review Of: Essentiale Fragen by Roman Ingarden. Mind no. 36. 366 -370. 1927. Reprinted in: The Journal of the British Society for Phenomenology 4. 1973. P. 72 - 75.

80. Rynkiewicz K. Zwischen Realismus Und Idealismus. Ingardens Überwindung Des Transzendentalen Idealismus Husserls. Frankfurt: Ontos Verlag. 2008.

81. Schopper W. Das Seiende Und Der Gegenstand: Zur Ontologie Roman Ingardens. München: Berchmanskolleg Verlag. 1974.

82. Seifert J. Roman Ingarden' Realism and the Motives That Led Husserl to Adopt Transcendental Idealism: Critical Reflections on the Importance and Limits of Roman Ingarden's Critique of Husserl's Transcendental Phenomenology. Reports on Philosophy (Jagiellonian University) no. 10. 1986. 27 - 42.

83. Seifert J. Back to 'Things in Themselves'. A phenomenological foundation for classical realism. Routledge & Kegan Paul Inc. New York-London. 1987.

84. Simons P. Categories and Ways of Being. Reports on Philosophy (Jagiellonian University) no. 10. 1986. 89 - 104.

85. Simons P. Ingarden and the Ontology of Dependence. Existence, Culture, and Persons: The Ontology of Roman Ingarden. Arkadiusz Chrudzimski (ed.), Frankfurt: ontos, 2005. 39 - 53.

86. Smith B. An Essay in Formal Ontology. Grazer Philosophische Studien no. 6. 1978. 39 - 62.

87. Smith B. Roman Ingarden: Ontological Foundations for Literary Theory. Language, Literature and Meaning / ed. by J. Odmark. Amsterdam: Benjamins. 1978. 373 - 390.

88. Sokolowski R. Review of Ingarden's „On the Motives which Led Husserl to Transcendental Idealism», in: Journal of Philosophy 74. 1977. 176 - 180.

89. Swiderski E. Some salient features of Ingarden's ontology. The Journal of the British Society for Phenomenology. № 2. 1975. 81 - 90.

90. Swiderski E. Ingarden's puzzling ontology - metaphysics distinction. Jagiellonian University Reports on Philosophy. № 11. 1987. 67 - 85.

91. Swiderski E. Ingarden: from phenomenological realism to moral realism. Existence, Culture, and Persons: The Ontology of Roman Ingarden / ed by A. Chrudzimski. Frankfurt: Ontos Verlag. 2005. 159 - 190.

92. Tatarkiewicz W. Roman Ingarden. Fenomenologia Romana Ingardena [The Phenomenology of Roman Ingarden]. SFil (special issue). 1972. 55 - 57.

93. Thomasson A. Ingarden and the Ontology of Cultural Objets. Existence, Culture, and Persons: The Ontology of Roman Ingarden / ed by A. Chrudzimski. Frankfurt: Ontos Verlag, 2005. 115 - 136.

94. Tymieniecka A.-T. Essence Et Existence. Étude À Propos De La Philosophie De Roman Ingarden Et De Nicolai Hartmann. Paris: Aubier Montaigne. 1955. Second edition 1957.

95. Tymieniecka A.-T. Un Dessin De La Philosophie De Roman Ingarden. Revue de Métaphysique et de Morale no. 60. 1959. 32 - 57.

96. Tymieniecka A.-T. For Roman Ingarden: Nine Essays in Phenomenology. The Hague: Martinus Nijhoff. 1959.

97. Tymieniecka A.-T. Beyond Ingardens Idealism-Realism Controversy with Husserl - The New Contextual Phase of Phenomenology, in: ders. 1976. 241 -418.

98. Wachter D. von. Dinge und Eigenschaften. Versuch zur Ontologie, Dettelbach. 2000.

99. Wachter D. Roman Ingarden's Ontology: Existential Dependence, Substances, Ideas, and Other Things Empiricists Do Not Like. Existence, Culture, and Persons: The Ontology of Roman Ingarden / ed. by A. Chrudzimski. Frankfurt: Ontos Verlag, 2005. 55 - 82.

100. Wallner I. In Defense of Husserl's Transcendental Idealism: Roman Ingarden's Critique Re-examined, in: Husserl's Studies 4. 1987. 3 - 34.

101. Wolenski J. Remarks on Primitivity and Secondarity as Moments of Existence. Reports on Philosophy (Jagiellonian University) no. 10. 1986. 81 -87.

102. Антология реалистической феноменологии. Под общ. ред.: В. А. Куренной. М., 2006.

103. Гуссерль, Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.

104. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

105. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999.

106. Гуссерль Э. Картезианские размышления. М., 2006.

107. Гуссерль Э. Логические исследования. М., 2011.

108. Долгов K.M. Феноменология литературы Р.Ингардена. М.,1972.

109. Зайферт Й. Философия как строгая наука. Логос. 9. 1997.

110. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2005.

111. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.

112. Р.Ингарден. Философия Эдмунда Гуссерля (энциклопедический очерк). Феноменология искусства. М., 1996.

113. Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. М, 1999.

114. Ингарден Р. Примечания к французскому переводу «Картезианских размышлений». Э.Гуссерль. «Картезианские размышления». СПб. 1999.

115. Ингарден Р. Спор о существовании мира. Время и способы существования: перевод М.В.Лебедева. Вопросы философии. 2006. №12. С. 147 - 163.

116. Ингарден Р. Книжечка о человеке. М., 2010.

117. Куренной В.А. К вопросу о возникновении феноменологического движения. Логос. 11/12. 1999.

118. Куренкова P.A. Феноменологическая эстетика как направление и метод развития современной эстетической мысли. Феноменологические исследования. Обзор философских идей и тенденций. Ежегодник. 2006. № 7. С. 146 - 172.

119. Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М., 1999.

120. Лебедев М.В. Концепция времени экзистенциальной онтологии Ингардена. Вопросы философии. 2006. № 12. С. 145 - 146.

121. Молчанов В.И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига. 1988.

122. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1998.

123. Мотрошилова Н.В. «Идеи I» Э.Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003.

124. Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

125. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. Ин - т философии РАН. Мысль, 2010.

126. Плехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск. 1999.

127. Райнах А. О феноменологии. Логос. 11. 1999. 48 - 63.

128. Самохвалова В.И. Роман Ингарден. Об основах теории познания. Вопросы философии. 1973. № 5.

129. Тимощук Е.А. Онтологическая эстетика или эстетическая онтология Р. Ингардена? Феноменологические исследования. Обзор философских идей и тенденций. 2006. № 7. С. 288 - 293.

130. Тимощук Е.А. Теория социокультурных объектов в феноменологии Р.Ингардена. (дисс. канд. филос. наук). Нижний Новгород. 2009.

131. Фалёв Е.В. Проблематизация времени в феноменологии Э.Гуссерля и раннего Хайдеггера. Философские науки, издательство Гуманитарий, М., 2014, № 2, с. 132 - 143.

132. Фалёв Е.В. Экзистенциальная дедукция времени в работах М. Хайдеггера периода «Бытия и времени». Философские науки, издательство Гуманитарий, М., 2014, № 3, с. 84 - 99.

133. Фарбер М. Субъективизм и проблема объективного мира: Памяти Романа Ингардена. Науч. докл. высш. шк. Философские науки. 1974. № 6. С. 89 - 94.

134. Ханин Д.М. Эстетическая концепция Р.Ингардена и ее анализ в современной эстетике. Вопросы философии. 1984. №7. С. 111 - 119.

135. Хайдеггер М. Бытие и время. М. 2011.

136. Хемполинский М. Концепция «чистой» теории познания Романа Ингардена. Вопросы философии. 1976. № 8. С. 135 - 138.

137. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М., 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.