Феноменология этнического самосознания русских в контексте исторического взаимодействия с традиционными народами Дагестана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат наук Гаджимурадова, Жанна Темирхановна

  • Гаджимурадова, Жанна Темирхановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 280
Гаджимурадова, Жанна Темирхановна. Феноменология этнического самосознания русских в контексте исторического взаимодействия с традиционными народами Дагестана: дис. кандидат наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Москва. 2015. 280 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гаджимурадова, Жанна Темирхановна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ

1.1. Психология самосознания личности в классических и современных теориях

1.2. Этническое самосознание в представлениях зарубежных

психологов

1.3.Этническое самосознание в представлениях отечественных

психологов

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ

ДАГЕСТАНА

2.1 .Программа и методы исследования этнического самосознания

личности

2.2.Результаты исследования этнического самосознания русских

Дагестана

2.2.1.Обсуждение результатов исследования этнического самосознания русских

методом включенного наблюдения и этнопсихологической анкеты

2.2.2. Анализ результатов исследования установок русских Дагестана на себя

методом рефлексивного самоотчета «Кто Я?» (B.C. Мухина)

2.2.3 .Результаты исследования этнического самосознания в контексте межэтнических отношений: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания

(В.С.Мухина)

2.2.4.Анализ результатов исследования социальной дистанции (Э.

Богардус)

2.2.5.0бсуждение результатов исследования этнических стереотипов (Д. Катц и К. Брейли)

2.2.6. Стратегии поведения личности в процессе межэтнической аккультурации (Дж.

Берри)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феноменология этнического самосознания русских в контексте исторического взаимодействия с традиционными народами Дагестана»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, социальными катаклизмами, которые происходят сегодня в мире и создают напряжение в отношениях между сопряженными в едином геопространстве этническими группами, а с другой стороны, спецификой развития и бытия самосознания личности в условиях иноэтнического окружения.

В конце XX — начале XXI в.в., в условиях самого разрушительного за всю историю человечества глобального конфликта, межэтнические войны, ксенофобия, терроризм, религиозный экстремизм (Египет, Ливия, Сирия, Ирак, Израиль, Палестина, Украина и др.) стали повседневностью. В этой связи особую значимость приобретает изучение этнического самосознания отдельных народов, в том числе русских, издавна проживающих на различных территориях, исторически принадлежащих их коренным жителям.

К таким регионам относится Северный Кавказ, где сошлись многочисленные народы и диалектные группы, разнообразные в культурном и конфессиональном отношениях. Особое место на Северном Кавказе занимает Дагестан. Здесь, на сравнительно небольшой территории (50.3 тыс.кв.км), наряду с традиционными этносами, компактно проживают и представители других народов, говорящие на разных исконных языках и сообщающиеся между собой, кроме того, на межнациональном русском языке.

К наиболее представленным в масштабе республики этносам относятся русские, насчитывающие на 1 января 2014 года 104,0 тысяч (3,6%) от всего населения Дагестана (2.963 918 тыс. чел.). Первые русские крепости и поселения на территории Дагестана возникли в связи с образованием русского централизованного государства в XVI веке. Политическое единство русского народа и народов Дагестана (как, впрочем, и всего Северного Кавказа) укрепляло международное положение России и, в первую очередь, безопасность ее южных границ и усиливало позиции кавказских народов.

На формирование этнического самосознания русских Дагестана оказывали существенное влияние основные этапы их расселения в крае. На

первом этапе (в конце XVI в.) появились первые русские военные поселенцы, которые осознавали себя как часть московских людей, берегущих границы государства Московского, и вольные казаки, которые считали себя вполне самодостаточными людьми казачьей вольницы. С первой четверти

XVIII в. в самосознании русского населения закрепилось ощущение Кизлярского региона как российской земли на самом Юге России.

Второй этап формирования новых аспектов в самосознании русских края связан с затяжной Кавказской войной (1817 - 1864г.). На первый план выдвигается конфессиональный фактор, и русские на этом этапе скорее осознавали себя носителями высокой христианской цивилизации, направленными на усмирение «диких» горцев (нехристей).

Третий этап проникновения русских в Дагестан связан с переселенческим движением из центральных губерний России на Северный Кавказ. Специфика этнического самосознания русских Дагестана в конце

XIX - начале XX в. состояла в том, что русские были основным инструментом проведения государственной политики в регионе (хозяйственное и культурное развитие Дагестана).

Четвертый этап (1920 - 1960 г.г.), характеризующийся интенсивным ростом русского населения в Дагестане, и осознанием выполнения большой государственной задачи по помощи окраинным республикам, способствовал укоренению русского населения в республике и появлению у них чувства малой родины на дагестанской земле.

Пятый, современный этап, связанный с переселенческой политикой руководства республики по заселению районов традиционного расселения русских (Кизлярский, Тарумовский районы и город Кизляр) жителями горских районов, привел к существенному изменению этнической карты региона. С этими трансформациями, вызвавшими, наряду с другими причинами, массовый отток русского населения, вызвал снижение этнической мобилизации русских Дагестана, и самосознание стало наполняться собственно дагестанским компонентом.

Исторически детерминированное совместное проживание русских и дагестанцев в едином геоисторическом пространстве способствовало развитию специфического этнического самосознания, которое отражалось в осознанном взаимоприятии (или обособлении) духовных и материальных ценностей разнополярных конфессиональных культур (христианская и исламская).

В процессе исторического взаимодействия с традиционными этносами Дагестана русские стали занимать позицию своеобразного демпфера (от нем. амортизатор, успокоитель, смягчитель) в отношениях между многочисленными этносами и диалектными группами Дагестана, в силу их исторически обусловленной лояльной позиции в отношении «других».

Основное напряжение в самосознании дагестанских русских, состоит в том, что у русских, как в прочем и у любой другой этнической группы (или ее части), живущей в условиях иноэтнического окружения, подспудно создается психологическая проблема «Мы-идентичности», которая прорастает из-за возникающих (реальных или иллюзорных) национально-культурных, социально-экономических или политических притязаний, и выражается в форме потребности в уважении достоинств своего народа.

Общей методологической основой исследования этнического самосознания выступили теоретические посылы отечественных философов и психологов, основанные на марксистской идее о том, «...что развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, и что различные поколения индивидов, вступающие в отношения друг с другом, связаны между собой..., что происходит развитие, и что история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествующих или современных ему индивидов, а определяют его»1.

В основе настоящего исследования лежит концепция В.С.Мухиной о феноменологии развития и бытия личности. Она понимает самосознание личности как «универсальную, исторически сложившуюся и социально

1 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Соч.: В 45т. Т.З. - 2-е изд. М.,1955. С.440.

обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру»1. Все структурообразующие основы самосознания осуществляются через присвоение ценностного мира внешних реалий: предметного мира; природы; образно-знаковых систем; социально-нормативного пространства, а также внутренней позиции личности. Согласно B.C. Мухиной, эти реалии отражены в самосознании представителей каждого конкретного этноса по единой модели.

Помимо того, этническое самосознание выражает себя через константы или архетипы «Они» и «Мы»"' .

Указанные методологические принципы и теоретические подходы к пониманию развития и бытия личности явились основой для структурирования теоретической и эмпирической частей данного исследования.

Цель исследования - изучение особенностей содержания и структуры этнического самосознания русских, сформировавшихся в контексте исторического проживания в условиях иноэтнической среды Дагестана.

Объект исследования — этническое самосознание личности в контексте исторического межэтнического взаимодействия с другой этнической и культурной средой.

Предмет исследования — феноменология этнического самосознания представителей старшего (от 40 до 75 лет) и младшего (от 18 до 25 лет) поколений русских, проживающих в традиционной среде Дагестана в нескольких поколениях.

Гипотезы исследования. Построение гипотез обусловлено проживанием диссертанта внутри дагестанской общности и включенным наблюдением,

1Мухииа B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход.

Инновационные аспекты): 4-е год., испр. и доп. М., 2014. С.257.

2Поритев Б.Ф. Социальная психология и история: 2-е издание. М.,1979. С.73 - 126.

3Мухина B.C. Уникальный диапазон понятия «архетип» //Развитие лшиюсти. №4, 2014. С. 163 -

201.[С. 178 - 184; С.191 - 198].

осуществленным им в соответствии с задачами исследования; практической и учебной работой с молодежью Дагестана; анализом результатов проведенных опросов, бесед, интервью, рефлексивных самоотчетов и других валидных методов и методик, использованных в настоящем исследовании.

I. Историческое проживание русских в едином геополитическом пространстве с народами Дагестана способствовало развитию особого этнического самосознания, которое отражается в лояльной позиции русских в отношении к традициям народов Дагестана, а также к их конфессиональным особенностям. Эта позиция удерживается вопреки тому, что и русские, и народы Дагестана реально обособлены друг от друга: для дагестанцев — к русским и для русских — к дагестанцам взаимодействие в основном строится по модели межэтнических отношений «Мы — Они».

II. Этническое самосознание русских в условиях культуры и религии народов Дагестана частично трансформируется и приобретает особое наполнение его структурных звеньев, состоящее из так называемых разноуровневых идентичностей:

• Глубинная сущностная идентификация со своим титульным этносом -традиционное самосознание русских;

• Адаптивный уровень идентификации — готовность к ассимиляции с частью традиций дагестанцев (национальные блюда, одаривание гостей по различным случаям, заимствование моделей мужского и женского поведения в рамках половой идентификации, досвадебные и свадебные церемонии, уважение старших, почитание родителей, благопожелания, приветствия и др.).

Для достижения поставленной цели в соответствии с гипотезами были поставлены следующие задачи:

• проанализировать теоретические исследования, посвященные проблеме самосознания личности, а также — этнического самосознания;

• отработать тезаурус исследования, отражающий концептуальную позицию автора относительно этнического самосознания дагестанских русских;

• разработать и апробировать технологию эмпирического исследования русских Дагестана в период Нового времени (начало XXI века);

• исследовать феноменологию этнического самосознания русских, исторически проживающих в Дагестане - в ретроспективе истории и в период начала XXI века по программе, разработанной в научной школе B.C. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности»;

• выявить трансформации (частичные или полные) этнического самосознания, если они есть, и особенности межэтнического взаимодействия русских и этнических дагестанцев.

Методы исследования. В диссертации был использован и обоснован блок следующих методов и методик: I - метод включенного наблюдения и этнопсихологическая анкета, составленная с учетом содержательного наполнения структурных звеньев самосознания, описанных и теоретически обоснованных B.C. Мухиной; П - глубинный рефлексивный тест-самоотчет «Кто Я?» (B.C. Мухина); Ш проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина); IV- шкала социальной дистанции Э.С. Богардуса (E.S.Bogardus); V-методика выявления содержания этнических стереотипов Д. Катца и К.В. Брейли (D.Katz, K.W.Braly); VI - экспресс диагностика (Дж. Берри); VII -статистические методы обработки данных — критерий

Л.Закс, X' (Хи-

квадрат), (р* критерий (угловое преобразование Фишера); VIH - для обработки полученных результатов использовались качественные методы анализа -феноменологические описания, контент-анализ текстов, бесед и интервью.

Достоверность результатов исследования и обоснованность выводов обусловлены: конструктной валидностыо и теоретическими описаниями использованных методов; репрезентативностью — имеются задания на все рассматриваемые структурные звенья самосознания.

Эмпирическая база. Исследование проводилось с 2008 по 2014 годы в городах (Махачкала, Каспийск, Кизляр, Буйнакск, Дербент) и поселках (Сулак, Тарумовка, Таловка, Александровская, Черняевка, Червленые буруны) Дагестана. Выборку исследования составили русские старожилы

Дагестана, постоянно проживающие в республике и тесно контактирующие с традиционными этносами Дагестана в нескольких поколениях.

Общее количество испытуемых составило 400 человек русских, из них 200 человек - представителей старшего поколения и 200 человек — молодежи (мужчины и женщины в равных долях). При составлении выборки я руководствовалась данными, полученными современными социально-психологическими исследователями, согласно которым интенсивность проявлений этнических предубеждений и стереотипов выше в зрелом возрасте. Юношеский возраст является завершающим периодом становления этнического самосознания.

Научная новизна и теоретическое значение исследования:

1. Сформулированы концептуальные положения, раскрывающие психологическое содержание этнического самосознания личности как результата социального развития;

2. Определена существенная роль иноэтнической среды в процессе развития психологического содержания этнического самосознания личности;

3. Феноменология этнического самосознания русских, исторически проживающих в инородной среде, впервые рассматривается в психологии в контексте исторического межэтнического взаимодействия с традиционными этносами Северного Кавказа;

4. Выявлены социально-психологические феномены этнической идентификации русских в контексте процесса взаимодействия с представителями коренных этносов (аварцы, кумыки, лакцы, лезгины, даргинцы и др.) в ретроспективе истории и в первой четверти XXI столетия;

5. Выявлена частичная трансформация самосознания русских, исторически взаимодействующих с коренными народами Дагестана.

Практическая значимость работы определяется самим теоретическим и эмпирическим материалом, восполняющим пробел в исследовании современных проблем самосознания личности, этноса (или его части), исторически проживающих в условиях иноэтнического окруэ/сения. Знание

содержания самосознания личности в реальной жизни в условиях инородной среды предполагает не только прогнозирование ее поведения, но и предупреждение возможных конфликтов в поликультурной среде.

Анализ содержания этнического самосознания русских в условиях межэтнического взаимодействия с коренными этносами, не совпадающими в религии и культуре, с одной стороны, и переустройства миропорядка, с другой стороны, позволяет выявить в психологической практике новые аспекты психологии самосознания личности.

Основные результаты и выводы исследования могут быть полезны при составлении рекомендаций теоретического и прикладного характера по осуществлению национальной политики в сопредельных и нестабильных регионах России.

Полученные данные целесообразно использовать при планировании социальной работы в социально-напряженных регионах страны; как материал для построения программ развития культуры самосознания и межэтнического общения молодежи в многонациональных школах и вузах.

Положения, выносимые на защиту. Проведенный теоретический анализ идей, сопряженных с целями диссертации, а также тщательно проанализированные результаты эмпирического материала, позволили сформулировать следующие положения:

1. Проживание русских в инородной этноконфессиональной среде в условиях общей государственной системы изменяет стиль поведения и образ жизни в сторону сенситивности к стилю обыденной жизни коренных народов Дагестана. Вместе с тем самосознание дагестанских русских в условиях традиций Дагестана остается преимущественно фиксированным на ценностях, связанных с православной религией и культурой. Дагестанские русские открыто идентифицируют себя со своей этнической общностью через этноним (самоназвание), через отношение к своей этничности, через идентификации с традиционным типом наполнения всех звеньев самосознания (с именем собственным, с особенностями притязаний на

признание, с половой идентификацией, с психологическим временем этноса, с социально-нормативными ориентациями, в том числе с религией и др.). Эш происходит потому, что русские традиционно сохраняют свою идентичность.

2. Этническое самосознание русских, исторически проживающих в Дагестане, строится по модели множественности вариаций идентификаций: со своим этносом, с православной религией, с российской государственностью, с этносами Дагестана, с кавказскими этносами, с мировым сообществом. Самосознание дагестанских русских детерминировано фактическим многопоколенным проживанием в иной этнокультурной среде, наличием своей этнотерритории (Кизлярский и Тарумовский районы), дружескими (куначескими) связями с дагестанцами, значением соседства, а также осознанием своей реальной принадлежности к многомиллионному этносу русских, проживающих на различных территориях России.

3. Дагестанские русские в условиях иноэтнического окружения проявляют способность удерживать сущностные значения русского самосознания. При этом знаковые системы («Мы - Они») возникают в случаях стремления молодежи к межэтническим бракам. Русские, как и дагестанцы, стремятся к традиционному обособлению, к самосохранению своего этноса,

4. Историческое проживание русских в инокультурной среде способствует частичной трансформации содержания самосознания в сторону его большей открытости к ценностям коренных этносов Дагестана.

5. Русские идентифицируются с традициями, обычаями, ценностями народов Дагестана с позитивным знаком (добропожелания, приветствия, поздравления) и стараются не допускать заимствований традиций с негативным знаком (проклятия, кровная месть, умыкание невесты и др.).

Апробация результатов исследования была проведена в статьях, докладах научно-практических и научно-теоретических региональных, общероссийских и международных конференций (Махачкала: ДГПУ, 2008; Благовещенск: БГУ, 2009; Благовещенск: БГУ, 2010; Смоленск: СГУ ,2010; Москва: РАН, 2011; Махачкала: ДГПУ, 2011; Махачкала: ДГУ, 2013; Махачкала: ДГУ, ИНПО РАО, ДГПУ, 2014). Результаты исследования

докладывались и обсуждались на аспирантских объединениях и заседаниях кафедры психологии развития Mill У и кафедры психологии ДГПУ.

Структура диссертации соответствуют логике исследования. Работа выполнена на 205 страницах и включает: введение, две главы, выводы и библиографию. Библиография включает 207 наименования, в том числе 21 источник на английском языке. В приложениях представлены методы и методики исследования, использованные в данной работе; результаты математической обработки. Отдельно в Приложении 10. представлена глава «Особенности развития самосознания русских в условиях Дагестана».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКОЕСАМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ 1.1. Психология самосознания личности в классических и современных теориях

Среди понятий, характеризующих целостное и качественное бытие человека, категория «самосознание», безусловно, признаваемая общефилософской и рассматриваемая на протяжении всей истории человечества, относится к одной из самых сложных. В психологии и сегодня психологическое содержание изучаемого феномена считается трудноуловимым как для научного анализа, так и для эмпирического исследования.

Более того, до сих пор не существует ни его универсального определения, ни единства в его обозначении. Сегодня в науке используются термины «Я», «Самость», «Я-концепция», «Я-картина», «Образ Я». При этом, самосознание определяется как осознание и оценка своих действий и их результатов, мыслей, чувств по отношению к своей личности, или образ себя и отношение к себе . В ряде определений (с «социальным» акцентом), самосознание рассматривается сквозь призму эго-идентичности, которая приводит к формированию адаптивных подструктур самосознания личности.

На современном этапе в психологической науке для описания содержания и структуры феномена «самосознание», используется термин «Я-концепция», автор которого К. Роджерс и его последователи (Р. Берне, М. Розенберг, Р. Уайли и др.) рассматривали обсуждаемый феномен как

л

целостное, интегральное образование, включающее в себя и «Я-образ» .

У. Джеймс первым в истории психологии обратился к проблематике «Я-концепции». В основу его психологической теории легла философская идея И. Канта о двойственной природе человеческого «Я», включающего в себя

]Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта).

М., 1987. С.216.

2Rogers C.R. Client-cenlered therapy: Its current practice, implications and theory. Boston, 1951. P.85.

два элемента: «Я - как субъект» и «Я — как объект». У. Джеймс обозначил эти две составляющие как: Я-сознающее - рефлексивное образование и Я -как-объект - содержание сознания.* При этом, в последнем он выделил четыре аспекта «глобального Я», расположив их по достоинству в форме иерархической структуры: духовное Д социальное Д материальное Я и физическое Ях.

«Духовное Я» содержит первичные интеллектуальные, моральные, религиозные и другие ценностные устремления и способности индивида.

«Материальное Я» включает вторичные ценности — это тело человека, телесные потребности и интересы человека, его материальные ценности (машина, дом, деньги, обстановка, драгоценности, одежда и т.д.).

«Социальное Я» — это третий аспект глобального Я, включающий в себя отношения (любовь, преданность, дружба и др.) индивида с другими людьми.

И наконец, «чистое Я» (физическое), — определяется как поток мыслей, составляющий чувство личностной идентичности. Все четыре компонента

гг 2

составляют единое целостное Я личности .

У. Джеймс первым в истории психологии выделил социальный фактор как определяющий для формирования личности. Его идеи о социальной природе и о структурном подходе к изучению самосознания личности оказались основополагающими для всех последующих психологических теорий самосознания.

В начале XX века главные теоретики символического интеракционизма (Ч. Кули и Дж. Мид) предложили рассматривать самосознание личности в рамках социального взаимодействия. Ч. Кули выдвинул концепцшо «Я»,

1Джеймс У. Психология. М., 1991. 368 с.

* В реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое практически нерасторжимое целое. Я - как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом - они существуют слитно.

2Джеймс У. Психология. М., 1991. С.86.

согласно которой на представление индивида о себе оказывает «зеркальное» влияние то, каким его видят другие1.

Дж. Мид придавал особое значение процессу интериоризации социальных норм, правил и форм поведения, которые, по его мнению, и составляют содержание интегрального Я личности . В процессе социализации, считал автор, индивид принимает установки референтной группы на своё отношение к социальным проблемам . К примеру, в религии индивид идентифицирует себя с членами определенной конфессиональной общности, в политике - с целой политической партией.

В конечном счете, для представителей социологического подхода под самосознанием подразумевается способность вызывать в себе самом реакции, подобные тем, которыми обладают и другие члены референтной группы. Эти реакции и лежат в основе процесса идентификации личности. Очевидно, для приверженцев теории символического интеракционизма одним из ведущих является понятие обобщенного другого. Их главный постулат состоит в том, что общество обусловливает функции и содержание процесса формирования Я-концепции.

Однако, главный теоретик гуманистического направления К. Роджерс считает, что у человека всегда есть возможность осознанного выбора между тем, что предлагает общество, и его собственной позицией. Человек знает, кто он есть на самом деле («Я-концепция»), но у него всегда имеются представления о том, каким бы он хотел стать в будущем (Я-идеальное). Чем больше согласия (конгруэнтности) между Я-концепцией человека, его мыслями, чувствами и поведением, тем он ближе к идеальному Я, а значит и к самоактуализации4.

хКули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2001. С.327.

2Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.422 с.

3МидДж. Аз и ЯII Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 230.

4Rogers C.R. A theoiy of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the client-centered framework. New York, 1959. P. 184 - 251.

«Самоактуализация» и «самореализация» выступают здесь как основные понятия, связанные с потребностью в раскрытии потенциала личности1. По мере самоосознания, у личности развивается базальная потребность в положительной самооценке (общем самоуважении) .

К. Роджерс открыл, что человек изначально стремится к самоактуализации, так как он «желает стать всем, чем возможно». При этом, потребность в осуществлении возможностей развития «Я» возможна только после удовлетворения потребностей более низкого уровня.

Как видим, развитие «Я-концепции» в гуманистической психологии рассматривается скорее как детерминированное изнутри, чем извне. Подход к человеку, выраженный в положениях гуманистической психологии, характеризуется в психологии как синтез «положительного» психоанализа с экзистенциализмом с применением принципов гештальтпсихологии и феноменологического метода исследования3.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гаджимурадова, Жанна Темирхановна, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулагатов, 3. М. Особенности социализации современной молодёжи и социальные деформации в молодёжной среде/ 3. М. Абдулагатов. -Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2011. - 208с.

2. Абдулатипов, Р.Г. Этнополитология/ Р.Г Абдулатипов. - СПб.: Питер, 2004.-313с.

3. Абишева, А.К. Проблема «Я» в философии и психологии / А.К. Абишева //Философские науки, 2002. - №6. - С.90 - 100.

4. Агапов, B.C. «Я-концепция» как социально-психологическая проблема: учебно-методическое пособие/ В.С.Агапов. - М.: МОСУ, 2000. - 22с.

5. Агеев, B.C. К построению научной этнопсихологии // Этническая психология: хрестоматия / В.С.Агеев; под общ. ред. А.И. Егоровой. — СПб.: Речь, 2003.-320с.

6. Албакова, Ф. Современные проблемы национально-этнического сознания на Северном Кавказе // Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: хрестоматия / Ф.Албакова; сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004. - 495с.

7. Алексеева, Л.Ф. Активность в жизнедеятельности человека/ Л.Ф. Алексеева. - Томск: Издательство ЦНТИ, 2000. - 320с.

8. Алкадари, Г.Э. Асари - Дагестан/ Г.Э. Алкадари. - Махачкала, 1929. -154с.

9. Алътерматт, У. Этнонационализм в Европе / У. Альтерматт; пер. с нем. С.В.Базарновой. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. - 367с.

10. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М. : Наука, 1977. - 380 с.

11. Анастази, А. Психологическое тестирование/ А. Анастази, С.Урбина; пер. с англ. - СПб. [и др.]: Питер, 2001. — 686 с.

12. Андреев, A.JI. Типы исторического самосознания/ Андреев A.JI. // Воспитание исторического и национального самосознания: сб. ст. -Красноярск: КрасГУ, 2001. - С. 8-9.

13. Андреев, A.JI. Формы исторического самосознания/ Андреев A.JI. // Воспитание исторического и национального самосознания: сб. ст. -Красноярск: КрасГУ, 2001. - С. 11-12.

14. Баклушинский, С.Л. Развитие представлений о понятии социальная идентичность: труды по социологии образования / С.Л.Баклушинский, Е.П.Белинская // Этнос. Идентичность. Образование; под ред. B.C. Собкина.

- М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - T.IV, Вып.VI. - 268с.

15. Баранова, Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности /Т.С. Баранова // Психология самосознания: хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-М, 2003. - 672 с.

16.Белокуров, С.А. Сношения России с Кавказом (1578 - 1613)/ С.А. Белокуров. - М.: Университетская тип, 1889. - Вып. 1. - 715 с. М.Бердяев, H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии)/ Н.А.Бердяев. - М.: Международные отношения, 1990. — 336 с.

18.Берне, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание/ Р. Берне. - М.: Прогресс, 1986.-422 с.

19. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса/ Ю.В. Бромлей. - М.:Наука, 1983. -412 с.

20. Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. — М.:Наука, 1973. -284с.

21. Всесоюзная перепись населения 1926 г. - М.: Издание ЦСУ Союза ССР, 1928.-Т. V. -387 с.

22. Вундт, В. Проблемы психологии народов / В.Вундт. — СПб.: Питер, 2001.

- 160 с.

23. Вундт, В. Психология народов/ В.Вундт. -М.: Издательство Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002. - 864 с.

24. Вяткин, Б.А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности/Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец // Психологический журнал. -1996. - Т. 17. - № 5. - С. 71 - 72.

25. Гаджимурадова, Ж.Т. Феноменология этнического самосознания русских Дагестана в начале XXI века/ Ж.Т. Гаджимурадова// Развитие личности. -2015.-№2.-С. 60-71.

26. Гаджимурадова, Ж.Т. Особенности самосознания русских в условиях иноэтнической среды Дагестана/Ж.Т. Гаджимурадова// Вестник Дагестанского государственного университета. — 2014. - Вып.4. История, педагогика, психология. — С. 271 - 276.

21. Гаджимурадова, Ж.Т., Основные категории и феномены «Я-концепции»/ З.М. Гаджимурадова, Ж.Т. Гаджимурадова //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2010. -№3(12). -С.66 - 71.

28 .Гаджимурадова, Ж.Т. Особенности этнической и государственной идентичностей в самосознании русской молодежи Дагестана/З.М. Гаджимурадова, Ж.Т Гаджимурадова // Мир психологии. - 2009 - №3(59) июль-сентябрь. - С.78 - 84.

29. Гадэ!симурадова, Ж.Т. Проблема онтогенеза этнического самосознания/Ж.Т. Гаджимурадова, К.С.-Б. Абдуллаева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2009. - №1(6). - С. 12 - 16.

30. Гаджимурадова, З.М. Этническое самосознание личности: структура, содержание, генезис/ З.М. Гаджимурадова. - М.: Прометей, 2006. - 228 с.

31. Гаджимурадова, З.М. Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов (на материале исследования народов Дагестана): дис. ... д-ра психол.наук: 19.00.01/Гаджимурадова Зугра Магомедовна - М., 2008. - 656с.

32. Гарнцев, М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта)/ М.А. Гарнцев. - М.: МГУ, 1987. - 216с.

33. Гасанов, КБ. Национальные стереотипы и «образ врага»/И.Б. Гасанов. -М.:РАУ, 1994.-39с.

34. Головнева, Е.В. Феномен этнического самосознания и его структура: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11/Елена Валентиновна Головнева. - Омск, 2004. - 25с.

35. Гурееич, K.M. Проблемы современной психологической диагностики/ K.M. Гуревич // Психологическая диагностика: Проблемы и исследования под ред. K.M. Гуревича. -М.: Педагогика, 1981. -232с.

36. Гусейнов, Г. Расизм, национализм / Г. Гусейнов // 50/50: Опыт словаря нового мышления под общ.ред. М. Ферро, Ю. Афанасьева. - М., 1989. - 560с.

37. Гуссерль, Э. Собрание соч.Т. 1 .Феноменология внутреннего сознания времени/ Э. Гуссерль. - М.:Логос, 1994. - 240с.

38. Данилов, ДА. Развитие этнического самосознания подростков в педагогическом процессе (на материале якутской школы): монография / Д.А. Данилов, А.В.Иванов, И.П Чабыев. - Якутск: Якут.У, 2003. - 132с.

39.Деверо, Дэю. О работах Дж. Деверо. Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология / Дж. Деверо; под. ред. А. Велика. - М.: Смысл, 2001. - 556с.

40. Девос, Дж. Этнический плюрализм: Конфликт и адаптация // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология /Дж. Девос; под. ред. А. Велика. - М., 2001. - 556с.

41. Джемс, У. Психология: пер. с англ./У. Джемс. - М.: Педагогика, 1991. -368 с.

42. Дробижева, JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития/Л.М.Дробижева//Сов. этнография, 1985. -№ 5. - С.З - 16.

43. Дробижева, JI.M. Государственная и этническая идентичности: выбор и подвижность/Л.М. Дробижева//Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России: сб.ст. — М.: Издптельство Института социологии РАН,2006.- 327с. - С.11-29.

44. Дюркгейм, Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. - М.: Терра-Книжный клуб, 2008. - 399с.

45. Дюркгейм, Э. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений/Э. Дюркгейм, М. Мосс // Общества. Обмен. Личность: труды по социальной антропологии. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. - 252с.

46. Закс, Л. Статистическое оценивание: Пер. с нем./Л. Закс. - М.: Статистика, 1976. - 598 с.

47. Ибрагимов, М.-Р.А. Русское население Северного Кавказа: к истории формирования/М.-РА. Ибрагимов // Россия и Кавказ: история и современность. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 1150-летию зарождения российской государственности. Г. Грозный, 19-20 июля 2012 г. - Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2013.-820 с.

48. Ибрагимов, М.-Р.А. Динамика численности русского населения Дагестана (середина XIX - начало XXI в.)/ М.-Р.А. Ибрагимов // Вестник Института истории, археологии и этнографии. - 2011. - № 4 (28). - С. 128 -140.

49. Ибрагимов, М.-Р. А. К истории формирования русского населения Дагестана (вторая половина XVI — начало XX в.) / М.-Р.А. Ибрагимов // Советская этнография. - 1978. - №2. - С. 83-94.

50. Иванова, A.A. Психология этнической идентичности личности/А.А. Иванова. - Краснодар: КГУ, 2001. - 140с.

51. Ивановский, В.В. Патриотические чувства/В.В. Ивановский. — П-г., 1914. -50с.

52. Ильин, В.И. Этнос как результат социального конструирования / В.И. Ильин // Человек и этнос: философия, социология, этнология: учебное пособие под ред. В.А. Семенова. - Сыктывкар: СыктГУ, 1998. - 96с.

53. Ионин, Л.Г. Культурный шок: конфликт этнических стереотипов/Л.Г. Ионин // Психология национальной нетерпимости: хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская. - Минск, 1998. - 560с.

54. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. Т. 4: Национальный состав и владение языками, гражданство. Книга 1. — М.: Статистика России, 2012. - 847 с.

55. Итоги Всесоюзной переписи 1970 г. -М.: Статистика, 1973.-Т. IV - 648 с.

56. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г. РСФСР. - М.: Госстатиздат, 1963. - 455 с.

57. Иордан, М.В. Этническая культура на современном этапе модернизации российского общества/М.В. Йордан // В поисках парадигмы нации (нациологические очерки). - Москва-Нальчик: РИА-КМВ, 1997. - С. 223256.

58. Кавказский сборник. - Тифлис, 1885. - 4557с.

59. Калиниченко, О.В. Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими: дис. ... канд. психол.наук: 19.00.01/Калиниченко Ольга Вячеславовна. - М., 2004. -235с.

60. Камю, А. Избранное/ А. Камю. - М.:Логос, 1992. - 320с.

61. Карамзин, Н.М. История Государства Российского: XII томов в 3 книгах/Н.М. Карамзин. - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. - Т. XI. - 879 с.

62. Карлов, В.В. Заметки на «мосту между прошлым и будущим», или историческое сознание этноса как феномен и объект изучения/В.В. Карлов // Этнографическое обозрение. - 2004. - № 2. - С. 3 - 20.

63. Ковалевский, П.И. Психология русской нации/ П.И. Ковалевский. — СПб., 1915.-237с.

64. Козлов, В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса/ В.И. Козлов //Советская этнография. - 1974 - №2. - С.81 - 89.

65. Комаров, A.B. Народонаселение Дагестанской области /A.B. Комаров// Записки кавказского отдела Императорского Русского географического

общества. - Тифлис: Тип. Главного управления Наместника Кавказского и Меликова К, 1873. - Кн. VIII. - С. 1 - 49.

66. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И.С.Кон. -М.: Политиздат, 1984.-335 с.

67. Кон, И.С. Открытие Я [Текст] / И.С.Кон - М.: Политиздат, 1978 - 367 с.

68. Крупник, Е.П. Национальное самосознание. Введение в проблему: монография/ Е.П. Крупник. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 144с.

69. Крылов, М.П. Региональная идентичность в историческом ядре европейской России/М.П. Крылов // СОЦИС. - 2005. - № 3. - С. 13 - 36.

70. Крысько, В.Г. Этническая психология: Учебное пособие/В .Г. Крысько. — 4-е изд. - М.: Академия, 2008. - 320 с.

71. Крысько, В.Г. Этнопсихология /В.Г. Крысько, A.A. Деркач. - М.: Институт молодежи, 1992. - Ч. 1. - 198с.

72. Кувенева, Т.Н. Формирование пространственных идентичностей в порубежном регионе/Т.Н. Кувенева, А.Г. Манаков // СОЦИС. - 2003. - № 7. -С. 77-89.

73. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ./Ч.Х. Кули. — 2. изд., испр. -М.: Идея-Пресс, 2001. - 327с.

74. Лайвина, В.А. Этноцентризм/ В.А. Лайвина // Национальные отношения: Словарь / Под общ.ред. В.Л. Калашникова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 208с.

15. Лебедева, Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века /Н.М. Лебедева//Психологический журнал. — 2000 - №3. - Т. 21. - С.73 — 87.

76. Лебедева, П. М. Введение в этническую и кросс — культурную психологию: учебное пособие/Н.М. Лебедева. - М.: Ключ-С, 1999. - 224 с.

77. Лебедева, Н.М. Социальная психология аккультурация этнических групп: автореф. дис. ... д-ра психол.наук:19.00.05/Лебедева Надежда Михайловна. -М.,1997. — 310с.

78. Лебедева, Н.М. Социальная психология этнических миграций/Н.М. Лебедева. - М.: Изд-во Института этнологии и антропологии РАН, 1993. — 195 с.

79. Лебон, Г. Психология народов и масс. Книга I. Психология народов/ Г. Лебон.-М.: Социум, 2010.-400 с.

80. Леви-Брюлъ, Л. Первобытное мышление. Коллективные представления в сознании первобытных людей и их мистический характер/Л. Леви-Брюль. — М.: Красанд, 2014. - 342с.

81. Леви-Брюлъ, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении/Л. Леви-Брюль. - M.: Красанд, 2014. - 264с.

82. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление/ К. Леви-Стросс. — М.: Республика, 1994.-384с.

83. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н. Леонтьев. — М: Смысл, Academia, 2005. — 352с.

84. Лурье, C.B. Историческая этнология: учебное пособие для вузов/С.В. Лурье. - М.: Академический проект: Гаудеамус, 2004. - 448с.

85. Мазилов, В. А. Современные кросс-культурная и этнопсихология: новые тенденции в методологии комплексных и междисциплинарных исследований/В.А. Мазилов // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: материалы седьмой международной научно-практической конференции (Абакан, 4 декабря 2014 года) / Под общ. ред. В. Г. Морогина. — Абакан: Хакасский гос. университет, 2014. - С. 47-78.

86. Мазилов, В.А. Некоторые методологические основания исследований в области этнопсихологии/В.А. Мазилов// Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: материалы седьмой международной научно-практической конференции (Абакан, 4 декабря 2014 года) / Под общ. ред. В. Г. Морогина. — Абакан: Хакасский гос. унив., 2014. - С.78 - 88.

87. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.:Прайм-Еврознак, 2002.-512 с.

88. Малиновский, Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана: Пер. с англ./Б. Малиновский. -М.:РОССПЭН, 2004. - 552с.

89. Мансуров, М. Русские переселенцы в Дагестане (2.я пол. XIX - нач. XX в.)/М. Мансуров. - Махачкала, 1994. - 240с.

90. Маркс, К. Немецкая идеология. Соч.: В 45т. /К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т.З. - 2-е изд. - М.,1955. - 629 с.

91. Маслоу, А. Самоактуализация/А. Маслоу //Психология личности. Тексты; под ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Издательство МГУ, 1982. — 288с.

92.Мерлин, B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание [Текст]: учебное пособие к спецкурсу / В.С.Мерлин.- Пермь: ПГПИ, 1990. -110с.

93.Мерлин, B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности/В.С. Мерлин // уч. Зап. ПГПИ. - Пермь, 1970. - Т.77. - Вып.6. - С.7 - 212.

94. Методологические проблемы социальной психологии [Текст] / под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1975. - 295с.

95. Мухина, B.C. Возрастная психология: Феноменология развития/В.С. Мухина. -15-е изд.-М.: «Академия», 2015. - 656с.

96. Мухина, B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) /B.C. Мухина. — 4-е изд., испр. и доп. - М.: Национальный книжный центр, 2014. — 1088с.

97. Мухина, B.C. Метод включенного наблюдения в этнопсихологии/В.С. Мухина // Развитие личности. — 2010. — №2. — С.147 — 163.

98.Мухина, B.C. Уникальный диапазон понятия «архетип» /B.C. Мухина //Развитие личности. - 2014. - №4. - С. 163 - 201.[С.178 - 184; С.191 - 198].

99. Мухина, B.C. Проблемы генезиса личности: Учебное пособие / B.C. Мухина. - М.: МГПИ, 1985. - 103с.

100. Мухина, B.C. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений/В.С. Мухина// Развитие личности. - 2002. - №2. - С. 117 - 135.

101. Мухина, B.C. Развитие межнациональных отношений - основа формирования самосознания личности/В.С. Мухина // Просвещение на Крайнем Севере. Сборник 25. - СПб., 1992. - С.60 -71.

102. Мухина, B.C. Самосознание народностей Севера/В.С. Мухина // Психол. журнал. - 1988. -№ 4. - С. 44-52.

103. Мухина, B.C. Феноменология развития и бытия личности: Избр. психол. тр. /B.C. Мухина. - М.: МПСИ; Воронеж: Институт практической психологии, 1999. - 640 с.

104. Мухина, B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее/В.С. Мухина // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 3. - С. 42 - 49.

105. Мухина, B.C. «Кто я?», или Самоописания личностных свойств /B.C. Мухина, A.A. Васильченко// Развитие личности. - 2006. - № 3. - С. 51 - 59.

106. Мухина, B.C. Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания/В.С. Мухина, К.А. Хвостов. - Архангельск: PA М' APT, 1996. - Ч. 1. - 64 с.

107. Надточий, И.О. Национальное самосознание - теория и история проблемы (понятийно-терминологические аспекты проблем становления национального самосознания)/ И.О. Надточий. - Воронеж: ВГПУ, 2001. -184с.

108. Национальный состав и владение языками, гражданство. Книга 1. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Т. 4). — М.: Статистика России, 2004. - 946 с.

109. Национальный состав населения ДАССР // Госкомстат Российской Федерации. Фонд «Перепись населения 1939 г.». Д. 41. JI. 537.

110. Национальный состав населения ДАССР // ГУ «ЦГА РД». Ф. 22-р. Оп. 22. Д. 56. Л. 1.

111. Национальный состав населения РСФСР по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. — М.: Финансы и статистика, 1990. — 747 с.

112. Нерознак, В.П. Национальное самосознание: концепт и структура/В .П. Нерознак // Этническое и языковое самосознание: Материалы конференции

(Москва, 13- 15 декабря 1995 г.): Институт народов России. - М.: 1995. - С. 107-108.

113. Ницше, Ф. Ессе Homo. Как становятся самим собой. Соч.: В 2 т. / Ф. Ницше. - М.: Мысль, 1990. - Т. 2. - 828 с.

114. Обзор о состоянии Дагестанской области за 1913 г. - Темир-Хан-Шура: Мавраев, 1915. - 110 с.

115. Обзор о состоянии Дагестанской области за 1913 г. - Темир-Хан-Шура: Мавраев, 1915. - 112 с.

116. Обухова, Л.Ф. Формы и функции подражания в детском возрасте/Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко. — М.: Издательство МГУ, 1994. — 112с.

117. Овсянникова, Т.А. Проблемы исследования самосознания и этнической идентичности личности: Научное издание/ Т.А. Овсянникова. — Майкоп: МГТУ, 2004.-131с.

118. Омельченко, С.А. Русские на Кавказе/С.А. Омельченко. - Тифлис, 1888. - 340с.

119. Омельченко, И.Л. Терское казачество/И.Л. Омельченко. - Владикавказ: ИР,1991.-301с.

120. Основные национальности республики Дагестан. Статистический сборник. — Махачкала: Комитет Республики Дагестан по государственной статистике, 1995. - 120с.

121. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. -СПб.: Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1905. - Вып. LXII. Дагестанская область. - 230 с.

122. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. — СПб.: Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1905. - Вып. XVTII. Терская область. — 262 с.

123. Платонов, Ю.П. Основы этнической психологии: Учебное пособие. — СПб.:Речь, 2003. -452с.

124. Подробное описание путешествия голтштинского посольства в Москву и Персию в 1633, 1636 и 1639 гг., составленное секретарем посольства Адамом Олеарием, перевел с немец. Павел Барсов. - М., 1870. - 450с.

125. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история/Б.Ф. Поршнев. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Наука, 1979. - 232с.

126. Потто, В. Кавказская война в отдельных очерках, легендах и биографиях/ В. Потто. - СПб.: Питер,1855. - Т.7. - 800с.

127. Проблемы русского и русскоязычного населения Республики Дагестан: Материалы научно-практической конференции. — Махачкала: Министерство по делам национальностей и внешним связям РД, 1996. — 52с.

128. Ризаханова, М.Ш. Дагестанские русские, XIX - начало XX века/М.Ш. Ризаханова. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2001. - 224с.

129. Ротерэм-Борус, М.Д. Этническая идентичность: понятие, формирование, трансмиссия/М.Д. Ротерэм-Борус // Социология. — № 1. — 1997.-С.147-150.

130. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии/ C.JI. Рубинштейн. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1946. - 704с.

131. Русско-дагестанские отношения XVTI-первой четверти XVIII в. Документы и материалы/Сост. Р.Г. Маршаев. — Махачкала: Дагкнигоиздат,1958. -336с.

132. Русско-дагестанские отношения в XVIII - нач.ХГХ в.: Сб. док. / Отв.ред. В .Г. Гаджиев. - М.: Наука, 1988. - 357с.

133. Русско-дагестанские отношения в XVI — в начале XX в. Тематический сборник. - Махачкала: ИИЯЛ Даг. ФАН АН СССР, 1988. - 170с.

134. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм/Ж.-П. Сартр// Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - 398с.

135. Сергеева, O.A. Роль этнокультурной и социокультурной маргинальное™ в трансформации цивилизационных систем /O.A. Сергеева// Общественные науки и современность. - 2002. - № 5. - С. 106-114.

136. Сидоренко, E.B. Методы математической обработки в психологии/Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с.

137. Сикевич, З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк): учебное пособие/З.В. Сикевич. -М.: Механик, 1996. -208с.

138. Смирнова, А.Г. Идентичность в меняющемся мире: учебное пособие/ А.Г. Смирнова, И.Ю. Киселев. - Ярославль: ЯГУ, 2002. - 300с.

139. Смолина, Т.П. Особенности этнического самосознания молодежи в зависимости от опыта проживания в инокультурной среде: дис. ... канд. психол.наук: 19.00.01/Смолина Татьяна Леонидовна. - СПб., 2006. - 206с.

140. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е.Т. Соколова. -М.: МГУ, 1980. - 176 с.

141. Собкин, B.C. Идентичность и политическое самоопределение подростка: национальный и религиозный аспекты/В.С. Собкин, В.А. Рабинович // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XX. / Под ред. B.C. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2006. - С. 32 - 62.

142. Собкин, B.C. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций русских и еврейских подростков/В.С. Собкин // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том III. Выпуск IV. — М.: Центр социологии образования РАО, 1995.-С. 6-63.

143. Собкин, B.C. К психологии еврейской идентичности/В.С. Собкин, A.M. Грачева // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. — М.: Центр социологии образования РАО, 1998.-С. 105-141.

144. Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности/ Г.У. Солдатова. -М.: Смысл, 1998.-389 с.

145. Сосновский, Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии/Б.А. Сосновский. -М.: Просвещение, 1979. - 157 с.

146. Спиркип, А.Г. Сознание и самосознание/ А.Г. Спиркин. — М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

147. Старовойтова, Г.В. Некоторые методические аспекты, определения предметной области этнопсихологии/ Г.В. Старовойтова // Социальная психология и общественная практика: Сборник статей. — М.: Наука, 1985. -С.127 - 138.

148. Статистические сведения о кавказских горцах, состоящих в военно-народном управлении // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. — Тифлис, 1863.-411с.

149. Стефаненко, Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов/ Т.Г. Стефаненко // Этническая психология. Хрестоматия под ред. А.И. Егоровой.

- СПб.: Речь, 2003. - С. 95-96.

150. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов/Т.Г. Стефаненко.

— 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 368с.

151. Стефаненко, Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения/ Т.Г. Стефаненко // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования/ Под ред. B.C. Собкина. - М.: ЦСО РАО, 1998. — Том IV. Выпуск VI. - 268с.

152. Стопин, В.В. Самосознание как объект психодиагностики / A.A. Бодалев, В.В. Столин// Общая психодиагностика — СПб.: Речь, 2004. — 440с.

153. Столин, В.В. Самосознание личности/ В.В. Столин. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. — 284 с.

154. Сухарев, А. В. Особенности этнической идентичности подростков в этнически ориентированных учебных центрах / A.B. Сухарев, C.JI. Бухарева// Вопросы психологии. - 2005. — №6. — С. 82 — 83.

155. Сухарев, A.B. Кросскультурные психологические исследования и анализ психологической адаптации человека в условиях кризиса современной культуры/А.В. Сухарев. - М., 2005. - 116 с.

156. Суходольский, Г.В. Математические методы психологии/ Г.В. Суходольский. — СПб., 2006. — 284с.

157. Тавризян, Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме (критический анализ)/Г.М. Тавризян. -М.: Наука, 1977. - 144с.

158. Татунц, С.А. Этносоциология: учебное пособие для студентов/С.А. Татунц. - М.: МАЛП, 1999. - 140с.

159. Тебеньков, М. Древнейшие сношения Руси с Прикаспийскими странами и поэма «Искандер-Наме» Низами как источник для характеристики этих сношений/М. Тебеньков. - Тифлис, 1896. - С. 12 - 14.

160. Терский календарь на 1914 г. Издание Терского областного статистического комитета под редакцией секретаря комитета С.П. Горсенского. Вып.23. - Владикавказ: Типография Терского областного правления, 1913.-216с.

161. Титова, Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях/Т.А. Титова. - Казань: Форт-Диалог, 1999. - 163с.

162. Тишков, В.А. Этнология и политика. Научная публицистика/В.А. Тишков. - М.: Наука, 2001. - 240 с.

163. Торндайк, Э. Принципы обучения, основанные на психологии/Э. Торндайк //Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. - М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998. - 704с.

164. Ушаков, В. Идеи для себя/В. Ушаков // Современная этнопсихология: Хрестоматия; под общ. ред. А.Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2003. — 368с.

165. Фокс, К. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения: Пер. с англ./К. Фокс. -М., 2011.-512с.

166. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции/З.Фрейд. - М.: Наука, 1989. -455с.

\61. Хабибуллин, КН. Испытания национального самосознания/ К.Н. Хабибуллин, Н.Г. Скворцов. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1993. - 119 с.

168. Хайдеггер, М. Бытие и время/М. Хайдеггер. — М.:Наука, 2006. - 447с.

169. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? /С. Хантингтон. Пер. с англ. // Полис. - 1994. - № 1. - С. 33 - 48.

170. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. Пер. с англ. - М.: ACT, 2005. - 603с.

ПХ.Хорни, К. Культура и невроз. Психология личности. Тексты./К. Хорни; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.:Издательство МГУ, 1982-168с.

172. Хотинец, В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание/В.Ю. Хотинец//СОЦИС-1999.-№9.- С.72-73.

173. Хотинец, В.Ю. Психологические и культурные факторы этнотипического поведения/В.Ю. Хотинец//Психологический журнал. — 2005. - Том26 №2 март-апрель 2005. — с. 33 - 45.

174. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии/И.И.Чеснокова. — М.: Наука, 1977.- 144с.

175. Численность и состав населения СССР по данным Всесоюзной переписи населения 1979 г. -М.: Финансы и статистика, 1985. - 366 с.

176. Шабелъников, В.К. Психология души/В.К. Шабельников. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 237с.

\71.Шолохов, И. А. Психологически особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.13/Шолохов Иван Андреевич. - М., 2002. - 28с.

178. Шпет, Г.Г. Введение в этническую психологию/Г.Г. Шпет. - СПб.: Издат. дом «П.Э.Т», 1996. - 156 с.

179. Штейнталь, Г. Мысли о народной психологии/ Г. Штейнталь, М.Лацарус //Филологические записки. Выпуск I. Воронеж, 1864.

180. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ./ Э.Эриксон. - М.: Флинта, 2006. (Серия: Библиотека зарубежной психологии). - 342 с.

181. Этнические группы и социальные границы / Под ред. Ф.Барта. — М.: Новое издательство, 2006. — 200 с.

182. Этнополитология как наука // Этнополитология: Учебное пособие-хрестоматия / Сост. и автор В.А. Тураев. - М.: Ладомир, 2001. - 399с.

183. Ядов, В.А. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) в условиях быстрых социальных перемен/В.А. Ядов // Проблемы теоретической социологии под ред. А.О. Бороноева. -СПб.: ТООТК «Петрополис», 1994. - С. 169 - 183.

184. Ясперс, К. Смысл истории/К. Ясперс. - М.: Логос, 1992. - 324с.

185. Ясперс, К. Общая психопатология/К. Ясперс. Пер. С нем. Л.О. Акопяна. -М.: Практика, 1997. -1053с.

186. Bell, D. Ethnicity and Social Change in N. Glazer and D.P.Moynihan (eds.) Ethnicity. Theory and Experience. Cambridge: Harvard University Press, 1975.

187. Benedict, R. Patterns of culture. — Boston and New York: Houghton Mifflin Company, 1934. - 260 p.

188. Bellg, A.J. Maintenance of Health Behavior Change in Preventive Cardiology // Behavior Modification. - 2003. - Vol. 27. - № 1. - P. 117-119.

189. Bennet, M. Transition shock: Putting culture shock in perspective // Jain С (Ed.) International and Intercultural Communication Annual, 1977.

190.Beny, J.W. Acculturation and psychological adaptation: an overview // Journeys into cross-cultural psychology: Selected papers from the 11th International conference of the International association for cross-cultural psychology / Ed. by A.M. Bouvy et al. - Liege; Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994.-P. 139-140.

191. Berry, J.W. Annis R.C. Acculturative stress: The role of ecology, culture and differentiation I I Journal of Cross-Cultural Psychology. - 1974. - Vol. 5. - № 5. -P. 382-406.

192. Bochner, S. The Social Psychology of Cross-Cultural Relations // Cultures in Contact. Oxford, 1982.

193. Dagnan, D. Measuring Vulnerability to Threats to Self-Construction: The Self and Other Scale/ D.Dagnan, P.Trower, P.Gilbert // Psychology and Psychotherapy: Theory Research and Practice.-2002.-Vol.75.-№ 3.-P. 280 - 281.

194. Devereux, G. Ethnic Identity: Its Logical Foundations and its Disfunctions. In: Ethnic Identity: Cultural Continuities and Change. 1975. - P. 67 - 68.

195. Downie, M. The Impact of Cultural Internalization and Integration on Well-Being Among Tricultural Inividuals/ M.Downie, R. Koestner, S. ElGeledi, K.Cree //Personality and Social Psychology Bulletin.-2004.-Vol. 30. - № 3. - P. 305-307.

196. Grillo, R.D. Pluralism and the politics of difference. State, Culture and Ethnicity in Comparative Perspective. - N.Y.: Oxford Academ,1998- 284 p.

197.Kardiner A. The psychological frontiers of society. - N.Y.: Columbia University Press, 1945. - 420 p.

198. Katz, D. Racial Stereotypes in one hundred College Students / D.Katz, K.Braly//Journal of Abnormal and Social Psychology.-1933.-Vol.28.-P. 280-290.

199. Klineberg, O. Tensions affecting international understanding. Soc. Sci. Res/ Council Bull., 1950, №62 (Klineberg O., Christie R.). Perspective in Social Psychology. N.Y., 1965.

200. Kohlberg, L. Moral stages and moralization: the cognitive-developmental approach // Moral development and behavior: theory, research, and social issues / Ed. by T. Lickona. - New-York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1976 - P. 31— 53.

201. Kuhn, M. An empirical investigation of self-attitudes / M.Kuhn, T.S. McPartlandII American Sociological Review. - 1954. - Vol. 19. - P. 68-76.

202. Rogers, C.R. Client-centered therapy: Its current practice, implications and theory. - Boston: Hounghton Miffin, 1951. - 85 p.

203. Royce, A. Ethnic Identity. Strategies of Diversity-Bloomington, 1982. -252 p.

204. Stonequist, E. V. The problem of the marginal man // American Journal of Sociology.-1935.- Vol. 41.-P. 1-12.

205. Stonegvist, E.V. The Marginal man. Study in personality and culture. - New York, Russel &Russel. 1961. - XVIII - P.228.

206. Toyota, M. Contested Chinese identities among ethnic minorities in the China, Biraia and Thai borderlands I I Ethnic and Racial Studies. - 2003. — Vol. 26. — № 2.

207. White, W.F. Street Corner Society. 2nd ed. - Chicago: University of Chicago Press, [1943] 1955.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.