Феноменология непосредственного и опосредованного знания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Лобастова, Вера Александровна

  • Лобастова, Вера Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 156
Лобастова, Вера Александровна. Феноменология непосредственного и опосредованного знания: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Санкт-Петербург. 2000. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лобастова, Вера Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Учение Ф.Брентано о сознании

§1. Разделение феноменов на физические и психические.

§2. Структура психического акта.

§3. Сознание как единый поток интенциональных переживаний.

§4. Классификация психических феноменов.

§5. Модусы представления.

§6. Суждение как познавательный способ отношения к предмету.

§7. Чувственные и интеллегибельные предметы внутреннего восприятия.

ГЛАВА И. ФЕНОМЕНОЛОИЯ КОГНИТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

§1. Пределы психологизма.

§2. Объективирующий акт и его разновидности.

§3. Познание как идентифицирующий синтез наполнения.

§4. Категориальное созерцание.

ГЛАВА III. Феноменология трансцендентального сознания

§ 1. Поле абсолютных переживаний.

§2. Общая структура трансцендентального сознания.

§3. Интерсубъективный опыт трансцендентального субъекта.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феноменология непосредственного и опосредованного знания»

Проблема непосредственного и опосредованного знания в философской традиции не является новой и скорее может быть отнесена к разряду "вечных". Стремление к истинному познанию сущего побуждает к поиску условий его возможности, в качестве которых выступают начала и принципы, устанавливающие границы, в которых может быть достигнуто знание, не допускающее сомнения.

Знанием начал является непосредственное знание, основополагающую роль которого подчеркивал Аристотель, утверждая, что научное доказательство должно исходить из истиных неопосредованных посылок, непосредственно усмотренных нусом. Естественным светом разума называет интуицию Р.Декарт, с помощью которой открываются простые и очевидные аксиомы, из которых дедуктивным путем выводятся все научные положения. Идеалом науки для Р.Декарта является математическое естествознание, по образцу которого он предпринимает попытку преобразования философии с целью придать ей характер абсолютной и строгой научности. Аксиоматическим фундаментом философии становится несомненная достоверность субъекта с врожденными ему идеями. Понимая философию как универсальное единство наук, И.Кант стремится подвести под философию подлинное теоретическое основание. Его критическая реформа направлена на превращение философии из "естественной склонности человека" в идеальную аподиктическую науку.

Идея построения универсальной науки требует постоянного поиска ее предельных оснований, которые становятся решающими для понимания сущностной природы истины, относительной или абсолютной. В ранг универсальной науки Ф.Брентано возводит дескриптивную психологию, возникающую в конце XIX века на волне возрастающего интереса к антропологическим наукам и претендующую на открытие естественных законов мышления при исследовании психических актов сознания. Идеями Ф.Брентано были увлечены его ученики: А.Мейнонг - создатель теории предметности и основатель лаборатории экспериментальной психологии в Австрии, К.Штумпф - один из основателей гештальт-психологии, К.Твардовский - основатель Львовско-Варшавсвой философской школы, А.Марти - исследователь в области философии языка, а также Э.Гуссерль - основатель феноменологического направления в философии.

Однако Э.Гуссерль не принимает психологизм, характерный для философии Ф.Брентано, и создает феноменологию с целью найти аподиктическое основание познания, в качестве которого он предлагает сначала учение об идеальных сущностях, а затем после критического пересмотра результатов своего исследования выдвигает интерсубъективный опыт трансцендентального субъекта. Феноменология как "наука о началах" может осуществлять критику эмпирических и априорных наук благодаря тому, что способна на самокритику, которая нацелена на определение объема и границ аподиктичности. В ситуации плюралистического развития современной филосифии особенно актуальным становится рассмотрение феноменологического подхода к обоснованию философского знания.

Исследования дескриптивной психологии Ф.Брентано и феноменологии Э.Гуссерля за рубежом насчитывают значительную библиографию. Монографии, посвященные философии Ф.Брентано, написаны Ф.Гаубером - об истине и очевидности, Г.Кёбелем - о феноменологии теории познания, М.Бруеком -об отношении Э.Гуссерля к психологии Ф.Брентано и другими.

Первыми интерпретаторами феноменологической философии Э.Гуссерля были участники феноменологического движения. Н.Гартман и Р.Ингарден занимались исследованием в области эстетики, А.Щюц пытался обосновать социологическую науку на основе феноменологического метода, Ж-П.Сартр исследовал природу воображения. В феноменологическом варианте теории познания интерес М.Шелера был обращен к учению об эйдосах, в котором он подчеркивал возможность адекватного познания непосредственной самоданности идеальной сущности предмета с помощью интеллектуальной интуиции. Что касается М.Хайдеггера, то он выделяет три открытия феноменологии, а именно, во-первых, априорную природу интенциональности, которая независима от того, существует ли воспринимаемое в реальности или нет, во-вторых, категориальное созерцание, которое выявляет конституирующую функцию интенциональности, раскрывает сущность идеирующей абстракции, позволяет исследовать категории, существующие в вещах и не являющиеся продуктом субъекта, и, наконец, позволяет исследовать смысл бытия a priori, а в-третьих, априорность как таковую, которая непосредственно схватывается сама по себе, коренится в предметных областях, следовательно, не принадлежит изначально сфере субъективности, но и неподвластна реальности, а значит, не имманентна и не трансцендентна. "Интенциональность задает собственное предметное поле, a priopi определяет аспект, в котором рассматриваются интенциональные структуры, а категориальное созерцание, будучи формой схватывания этих структур, представляет собой способ обхождения с предметами, то есть метод этого исследования".1

Среди современных исследователей следует выделить К.Хельда, рассматривающего феноменологический метод и феноменологию жизненного мира, В.Кюнна, анализирующего понятие интенциональности, Л.Лангребе, исследующего проблему первоначального опыта, выделяя в нем вопрос о фактичности и индивидуации, Э.Штрёкер, обращавшуюся к исследованию трансцендентального этапа феноменологии Э.Гуссерля и ее роли в обосновании наук, а также П.Янссена, В.Марха, С.Штрассера, Б.Вальденфельса.

Дефицит интереса к феноменологии Ф.Брентано в нашей стране явился одним из мотивов диссертации, в которой раскрывается гносеологическая проблематика учения Ф.Брентано о сознании и выявляются положения, нашедшие свое дальнейшее развитие в феноменологии Э.Гуссерля.

1 Хайдеггер М. Пролеомены к истории понятия времени. Томск, 1998. С.87.

В отечественной литературе к феноменологической философии Э.Гуссерля обращались Г.Г.Шпет, развивавший идеи герменевтической феноменологии, Н.О.Лосский - при исследовании трансцендентально-феноменологического идеализма Э.Гуссерля, А.Ф.Зотов - при исследовании раннего этапа феноменологии, П.П.Гайденко - в связи с проблемой интенцио-нальности, М.А.Киссель - в связи с критикой феноменологического метода, Е.Борисов — в связи с проблемой интерсубъективности. Монографические исследования опубликованы З.М.Какабадзе, М.В.Мотрошиловой, К.А.Свасьяном, В.У.Бабушкиным, В.И.Молчановым.

Цель данного исследования заключается в определении взаимозависимости непосредственного и опосредованного способов выявления аподиктических оснований абсолютного знания. Указанной цели соответствуют следующие задачи: во-первых, раскрыть эмпирический характер дескриптивной психологии Ф.Брентано, во-вторых, обозначить пределы психологизма, в-третьих, показать ведущую роль интуиции, образующей источник непосредственного знания и, в-четвертых, обосновать возможность абсолютного знания в рамках трансцендентальной феноменологии.

При рассмотрении проблемы диссертации используется феноменологический метод, в основе которого лежит дескрипция, понимаемая как аналитическая процедура, позволяющая выявить основные элементы структуры сознания, образующие остов концепций ранней и поздней феноменологии Э.Гуссерля, раскрыть взаимозависимости между ними, а также проследить динамику их развития. Сравнительный анализ дескриптивной психологии Ф.Брентано и феноменологии Э.Гуссерля основывается на принципе интен-циональности сознания.

При выборе методических оснований исследования принимался во внимание опыт методологических разработок в гуманитарных науках и в собственно философских исследованиях, учитывались достижения в исследовании новоевропейской классической и неклассической мысли, представленные в 7 трудах Я.А.Слинина, Б.В.Маркова, А.Н.Исакова, Б.И.Липского, С.С.Гусева, Г.Л.Тульчинского, В.Ю.Сухачева и других.

Источниками исследования послужили издания произведений Ф.Брентано и Э.Гуссерля на немецком и русском языках, исследования феноменологической философии Э.Гуссерля, предпринятые отечественными и зарубежными учеными.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Лобастова, Вера Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение проблемы непосредственного и опосредованного знания в феноменологии сводится к поиску аподиктического основания познания как такового. Суть различия непосредственного и опосредованного знания состоит в том, что опосредованное знание содержит в себе отнесенность к другому знанию, которое может быть как опосредованным, так и непосредственным. Однако каждое опосредованное знание предполагает наличие непосредственного знания, так как достоверность опосредованного знания может основываться только на достоверности непосредственного знания, заключенного в опосредованном знании. Таким образом, в обосновании знания обнаруживается его истинность или ложность.

Одним из основных источников возникновения феноменологии является дескриптивная психология Ф.Брентано, в рамках которой он с эмпирической точки зрения развивает весьма оригинальные идеи, проясняющие сущностную структуру сознания и разнообразную деятельность составляющих его элементов, основывающуюся на принципе интенциональности сознания. Схоластическое понятие интенциональности Ф.Брентано преобразовал в основное дескриптивное понятие психологии и тем самым осуществил реформу, согласно которой психологическое исследование проводится в рамках имманентного опыта. Наиболее полно интенциональная природа сознания раскрывается в актах внутреннего восприятия. Присущий внутреннему восприятию признак очевидности как неоспоримой достоверности придает всему психологическому исследованию дескриптивный характер, который открывает имманентный мир психологического опыта познающего субъекта, свободный от всех предположений относительно трансцендентных, метафизических реальностей. Согласно мнению Ф.Брентано, мир познаваем только как интенционально существующий в сознании познающего субъекта, следовательно, основанием для познания мира служит самопознание субъекта, который непосредственно дан с помощью интуиции в акте внутреннего восприятия в темпоральном модусе настоящего. Однако в эмпирическом опыте познающего субъекта, в котором мир и сам субъект, пребываемый в этом мире, переживается в качестве случайных фактических данностей, может быть получено только относительное знание, в результатах которого всегда можно усомниться.

При сравнении с трансцендентальной феноменологией Э.Гуссерля ин-тенциональная психология Ф.Брентано, имеющая эмпирический характер, предстает как конститутивная феноменология естественной установки сознания. Феноменологическое обоснование возможности аподиктического знания выдвигается Э.Гуссерлем с целью преодоления гносеологических барьеров, легко обнаруживаемых в эмпирической психологии Ф.Брентано, а именно скептицизма и релятивизма, опасных для любого знания вообще.

Первым шагом на пути к абсолютному знанию становится принцип бес-предпосылочности, установленный Э.Гуссерлем как методическое устранение предрассудков метафизического, естественно-научного и психологического характера, исходя из которого познание сущего осуществляется в рамках чувственной и интеллектуальной интуиции, непосредственно дающей саму вещь так, как она себя показывает.

В качестве второго шага выступает феноменологическая редукция, представляющая собой переход от эмпирической субъективности к трансцендентальной, которая конституирует реально существующий объективный мир, а также существование в нем других трансцендентальных субъектов. В результате взаимной коммуникации трансцендентальных субъектов формируется интерсубъективный опыт, в рамках которого проясняются смысл и генезис таких понятий как мир, природа, социум, культура, наука, религия и другие.

В становлении феноменологии как интуитивно-априорной науки могут быть выделены два этапа: эйдетический, складывающийся в период написания «Логических исследований» (1900-1901), и трансцендентальный, основные положения которого излагаются в «Идеях чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), в «Картезианских размышлениях» (1931) и в других более поздних работах Э.Гуссерля. Идеи поздней концепции феноменологии не отвергают положения ее раннего этапа, а скорее дополняют и уточняют некоторые из них, придавая им трансцендентальный характер. В рамках эйдетического этапа феноменологии через описание многообразных по виду объективирующих актов, различным способом конституирующих интенциональный предмет, раскрывается общая структура сознания познаваемого субъекта. Основной задачей трансцендентального этапа феноменологического исследования становится определение сущностной природы сознания и установление онтологического статуса его коррелятов.

Меняя предложенную в "Логических исследованиях" терминологию, в которой выражаются конститутивные моменты, составляющие сущностную структуру интенциональных переживаний и их коррелятов, Э.Гуссерль в рамках трансцендентальной феноменологии стремится прояснить способ бытия интенционального предмета и понять, каким образом интенциональный предмет дается в переживании и как в нем осознается. Представленная в "Идеях " структура интенционального акта сознания сущностно не изменяется, хотя и кажется значительно упрощенной, а функциональные процессы, осуществляющие корреляцию сознания и конституируемого им интенционального предмета, обретают более отчетливые очертания.

К трансцендентальному этапу развития феноменологии Э.Гуссерля критически относились многие участники феноменолоического движения, в том числе и М.Хайдеггер Не принимая метод феноменологической редукции, М.Хайдеггер выступает против преимущества субъективности перед объективностью, называя абсолютное бытие сознания, полученное в ходе проведения феноменологической редукции, абстрактно-теоретической конструкцией. Таким образом, полагает М.Хайдеггер, в феноменологической философии Э.Гуссерля выдвигается первичность проблематики познания, а не бытия. Основной упрек М.Хайдеггера состоит в том, что вычленение чистого сознания

142 как тематического поля феноменологии осуществляется Э.Гуссерлем не феноменологически, не исходя из самих вещей. Тем самым, по мнению М.Хайдеггера, Э.Гуссерль отходит от им же выдвинутого феноменологического принципа "Zur sache selbst", требующего фундаментального рассмотрения вещи, и в особенности ее бытийного определения. Однако такое понимание редукции не проясняет смысл трансцендентальной феноменологии Э.Гуссерля, а скорее открывает новые горизонты на пути к фундаментальной онтологии М.Хайдеггера как новой философской концепции, по-своему раскрывающей проблему бытия и познания мира.

С точки зрения Э.Гуссерля феноменологическая редукция представляет собой критический метод, нацеленный на определение объема и границ апо-диктичности, благодаря которому чистая феноменология открывает аподиктическое основание философского знания, в том числе и всякого знания вообще. Наряду с редукцией метод феноменологического исследования составляет интеллектуальная или эйдетическая интуиция, позволяющая Э.Гуссерлю определить сознание как целостно связанную совокупность чистых возможностей. Сознание трансцендентального субъекта обладает фундаментальным принципом интенциональности, которая благодаря своему бесконечно открытому конституирующему горизонту указывает путь к познанию мира, протекающий в пределах универсального самоосмысления субъекта.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лобастова, Вера Александровна, 2000 год

1. Аристотель. Вторая аналитика // Соч. в 4 т. Т. 2. М., 1978.

2. Аристотель. Категории // Соч. в 4 т. Т. 2. М., 1978.

3. Аристотель. Метафизика // Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1975.

4. Аристотель. О душе // Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1975.

5. Бабушкин В.У. Особенности феноменологического исследования научных проблем: Критический анализ // Философия Э.Гуссерля и ее критика. М., 1983. С. 5-40.

6. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки. М., 1985.

7. Борисов Е. Проблема интерсубъективности в феноменологии Э.Гуссерля // Логос. 1999. № 1.С. 65-83.

8. Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы (часть 1). М., 1994.

9. Гайденко П.П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциальная категория трансценденции // Современный экзистенциализм. М., 1966.

10. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

11. Галенко С.П. Идея трансцендентализма в западноевропейской философии //Литературно-исторический философский ежегодник 92. М., 1992.

12. Гарский Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961.

13. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник -88.М, 1988.

14. Гартман Н. Эстетика. М., 1958.

15. Гуссерль Э. Амстердамские доклады // Логос. 1992. № 3.

16. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998.

17. Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. 1991. № 2.

18. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.

19. Гуссерль Э. Феноменология // Логос. 1991. № 1.

20. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

21. Декарт Р. Первоначала философии // Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1989.

22. Декарт Р. Правила для руководства ума // Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1989.

23. Декарт Р. Размышления о первоначальной философии. СПб., 1995.

24. Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять разум свой и отыскивать истину в науках // Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1989.

25. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.

26. Зотов А.Ф. «Ранний» Гуссерль и формирование феноменологического движения в европейской философии // Логос. 1991. № 2.

27. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.

28. Какабадзе З.М. Проблема экзистенциального кризиса и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля. Тбилиси, 1966.

29. Киссель М.А. Критика феноменологического метода Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. 1969. № 11. С. 67-76.

30. Калиниченко В. К метакритике понятия интенциональности у Э.Гуссерля // Логос. 1997 № 10. С. 65-80.

31. Калиниченко В.В. Понятие «классического» и «неклассического» в философии М.К.Мамардашвили // Встреча с Декартом. М., 1996.

32. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

33. Кант И. О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира // Соч. в 6 т. Т. 2. М., 1964.

34. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. М., 1993.

35. Киссель М.А. Гегель и Гуссерль // Логос. 1991. № 1. С. 59-67.

36. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы: рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века. М., 1974.

37. Клименкова Т.А. От феномена к структуре. М., 1991.

38. Кубанова О.Ю. Проблема интерсубъективности в «Картезианских размышлениях» // Историко-философский ежегодник 91. М., 1991.

39. Колеров М. Еще одно мнение русского о Гуссерле // Логос. 1992. № 3. С. 286-287.

40. Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига, 1981.

41. Кузьмина Т.А. Проблема субъективности в современной буржуазной философии: критика некоторых концепций. М., 1979.

42. Кузьмина Т.А. Проблема субъективности и способ ее анализа в современной буржуазной философии // Проблема онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.

43. Куренной В.К. К вопросу о возникновении феноменологического движения //Логос. 1999. № 11-12. С. 156-182.

44. Кюнг Г. Брентано, Гуссерль и Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей // Логос. 1994. № 6. С. 117-126.

45. Лейбниц Г.В. Монадология. // Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1982.

46. Лекторский А.Н. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

47. Лекторский А.Н. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

48. Логика и развитие научного знания / Под ред. И.Н.Бродского и Я.А.Слинина. СПб., 1992.

49. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч. в З.т. T.l. М., 1985.

50. Лосский Н.О. Трансцендентально-феноменологический идеализм Гуссерля //Логос. 1991. №1.

51. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

52. Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.

53. Мамардашвили М. Проблема сознания и философское призвание // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 41-56.

54. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классическая и современная буржуазная философия. Опыт эпистемологического сопоставления //Вопросы философии. 1970. № 12; 1971 № 4.

55. Мельвиль Ю.К. Позитивизм и феноменология: основные течения современной буржуазной философии. М., 1969.

56. Мельвиль Ю.К. Позитивизм и феноменология: основные течения современной буржуазной философии. М., 1969. Вып. 2.

57. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М., 1999.

58. Мерло-Понти М. Феноменология языка // Логос. 1994. № 6.

59. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.

60. Молчанов В.И. Гуссерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время // Проблемы сознания в современной западной философии. М., 1988.

61. Молчанов В.И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера // Проблема онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.

62. Молчанов В.И. Предросылки и беспредпосылочность феноменологической философии//Логос. 1999. № 10.

63. Мотрошилова Н.В. Анализ «предметностей» сознания в философии Э.Гуссерля // Проблема сомнения в современной западной философии. М., 1989.

64. Мотрошилова Н.В. Гуссерль и Кант: проблема «трансцендентальной философии» // Философия Канта и современность. М., 1974.

65. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968.

66. Новые направления в социологической теории. М., 1978.

67. Ойзерман Т.И. К критике феноменологической концепции философии // Вопросы философии. 1975. № 10. С. 50-61.

68. Очерки феноменологической философии. СПб., 1997.

69. Познание и язык. М., 1984.

70. Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля. М., 1939.

71. Райнах А. О феноменологии // Логос. 1999. № 1. С. 48-64.

72. Рубенис М. Проблема онтологии и трансцендентальный идеализм // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.

73. Свасьян К.А. Феноменологическое познание: пропедевтика и критика. Ереван, 1987.

74. Тондль Л. О познавательной роли абстракции // Мировозренцеские и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960.

75. Тренделенбург А. Логические исследования. М., 1868.

76. Фреге Г. Избранные работы. М., 1997.

77. Фреге М. Мысль: логическое исследование // Философия, логика, язык. М., 1987. С.18-47.

78. Хаардт А. Эстетический опыт и образное сознание у Гуссерля // Логос. 1999. № 1. С.69-77.

79. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.

80. Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 134-145.

81. Херрманн Фр.-В. фон. «Бытие и время» и основные проблемы феноменологии // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991.

82. Чернов С.А. Субъект и субстанция: трансцендентализм в философии науки. СПб., 1993.

83. Антология феноменологической философии в России. Сб. ст. / под ред. И.М. Чубарова. М., 1997.

84. Шелер М. Феноменология и теория познания // Изб. произ. М., 1994.

85. Шпет Г.Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее роб-лемы. Томск, 1996.

86. Яковенко Б.В. Философия Э.Гуссерля // Новые идеи в философии. 1913. Вып.З.

87. Adorno Th.W. Die Transzendenz des Dinglichen und Noematishen in Husserls Phänomenologie // Adorno T.W. Gesammelte Schriften. Bd.l. Philosophische Frühscriften. Frankfurt am Main, 1973. S. 7-77.

88. Adorno Th.W. Zur Metakritik der Erkenntnistheorie. Studien über Husserl und die Phänomenologichen Antinomien. Frankfurt am Main, 1990.

89. Aguirre A.F. Die Phänomenologie Hussers im Licht ihrer gegenwärtigen Interpretation und Kritik. Darmstadt, 1982.

90. Aquila R.E. Intentionality. A Study of Mental Acts. London, 1977.

91. Bell D. Husserl. London; New York, 1990.

92. Bernet R. Edmund Husserl. Darstellung seines Denkens. Hamburg, 1989.

93. Bernet R. Endlichkeit und Unendlichkeit // Husserls Phänomenologie der Wahrnehmung, in:Tijdschrift voor Filosofie. 1978. N 40. S. 251-269.

94. Beelmann A. Die Krisis des Subjekts: Cartesianismus,Phänomenologie und Existenzialanalytik unter anthropologischen Aspekten. Bonn, 1990.

95. Bossert Ph.J. The Sense of "Epoche" and "Reduction" in Husserl's Philosophy // Journal of the British Society For Phenomenology 1974. Bd. 5. N. 3. S.243-255.

96. Brentano Fr. Anhang. Nachtraegliche Bemerkungen zur Erlaeuterung und Verteidigung,wie zur Berichtigung und Weiterfuehrung der Lehre // Psychologie vom empirischen Standpunkt. 2. Band. Von der Klassifikation der psychischen Phaenomene. Leipzig, 1925.

97. Brentano Fr. Psychologie vom empirischen Standpunkte. Leipzig, 1874.

98. Brentano Fr. Vom sinnlichen und noetischen Bewusstsein. Leipzig, 1928.

99. Bruek M. Über das Verhältnis Edmund Husserl zu Franz Brentano, vornehmlich mit Rücksicht auf Brentanos Psychologie. Leipzig, 1933.

100. Conrad Th. Über Wahrnehmung und Vorstellung // Münchener Philosophische Abhandlungen /A. Pfänder (Hrsg) Leipzig, 1911. S.51-76.

101. Cunnigham S. Perceptual Meaning and Husserl, in: Philosophy and Phenome-nological Research 1985. XLV. Bd. N. 4. S.553-566.

102. Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen. 1. Band: Meinong A. Leipzig, 1923. S.91-150.

103. Husserl, Intentionality and Cognitive Science / Dreyfus H.L. (Hrsg.) London, 1982.

104. Dreyfus H.L. Husserl's Perceptual Noema // Husserl, Intentionality and Cognitive Science / Dreyfus H.L. (Hrsg.) London, 1982. S. 97-123.

105. Husserl E. und die phänomenologische Bewegung. Freiburg; München, 1988.

106. Follesdal D. Brentano and Husserl on Intentional Objects and Perception // Husserl, Intentionality and Cognitive Science / Dreyfus H.L. (Hrsg.) London, 1984. S. 31-41.

107. Follesdal D. Noema and Meaning in Husserl // Philosophy and Phenomenol-ogical Research. London, 1990. S. 203-272.

108. Garth G. The Noematics of Reason // Philosophy and Phenomenological Research. 1971/72. Bd.XXll S. 524-530.

109. Gibson W.R.B. Edmund Husserl: Ideas. General Introduction to Pure Phenomenology. New York, 1931.

110. Grünewald B. Der phänomenologische Ursprung des Logischen. Eine kritische Analyse der phänomenologischen Grundlegund der Logik in Edmund Husserls "Logischen Untersuchungen". Kastellaun, 1977.

111. Gurwitsch A. Husserl's Theory of the Intentionality of Consciousness // Husserl, Intentionality and Cognitive Science / Dreyfus H.L. (Hrsg.) London, 1984. S. 59-71.

112. Gurwitsch A. Phänomenologie der Thematik und des reinen Ich. Studien über Beziehungen von Gestalttheorie und Phänomenologie // Psychologische Foischungen. 1929. N. 12.

113. Gurwitsch A. Studies in Phenomenology and Psychology. Evanston, 1966.

114. Gurwitsch A. The Field of Consciousness. Pittsburgh, 1964.

115. Hartmann K. Abstraction and Existence in Husserl's Phenomenological Reduction // Journal of the British Society for Phenomenology. 1971. N 2. S.10-18.

116. Hauber V. Wahrheit und Evidenz bei Franz Brentano. Leipzig, 1936.

117. Hedwig K. Intention: Outlines for a History of a Phenomenological Concept // Philosophy and Phenomenological Research. 1979. N. 39. S.326-340.

118. Hedwig K. Husserl und die Analogie // Leitschrift fur philosophische Forschung. 1982. N. 36. S.77-86.

119. Heidegger M. Grundprobleme der Phänomenologie (Frühe Freiburger Vorlesung. Wintersemester 1919/1920). // Gesamtausgabe. Bd. 58,11. Abteilung: Vorlesungen 1919-1944. Frankfurt am Main, 1993.

120. Heidegger M. Logik. Die Frage nach der Wahrheit (Marburger Vorlesung Wintersemester 1925/26) // Gesamtausgabe. Bd. 21,11. Abteilung: Vorlesungen 1923-1944. Frankfurt am Main, 1976.

121. Heidegger M. Was heisst Denken? Tübingen, 1971.

122. Held K. Einleitung zu: Edmund Husserl. Die phänomenologische Methode. Stuttgart, 1986. S. 5-51.

123. Hener J-S. Die Struktur der Wahrheitserlebnisse und die Wahrheitsauffassungen in Edmund Husserls "Logischen Untersuchungen". Hamburg, 1989.

124. Hintikka J. The Intentions of Intentionality and Other New Models for Modalities. Dordrecht, 1975.

125. Hoche H.U. Handlung, Bewusstsein und Leib. Vorstudien zu einer rien noematischen Phänomenologie. München, 1973.

126. Hofmann P. Empfindung und Vorstellung. Ein Beitrag zur Klärung psychologischer Grundbegriffe. Berlin, 1919.

127. Holms R.H. An Explication of Husserl's Theory of the Neoma // Research in Phenomenology. 1975. N. 5. S. 143-153.

128. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phaenomenologie und Phaenomenologischen Philosophie. l.Buch: Allgemeine Einfuerung in die reine Phaenomenologie // Gesammelte Schriften. Bd. 5. Hamburg, 1992.

129. Husserl E. Kartesianische Meditationen // Gesammelte Werke Bd. 1. Haag, 1950.

130. Husserl E. Logische Untersuchungen. 2.Teil: Untersuchungen zur Phaenomenologie und Theorie der Erkenntnis. Halle, 1901.

131. Janssen P. Edmund Husserl. Einfuhrung in seine Phänomenologie. München, 1976.

132. Thyssen J. Husserls Lehre von den Bedeutungen und das Begriffsproblem. // Zeitschrift für philosophische Forschung. 1959. N. 13. S. 163-186 und S. 438458.

133. Knüfer C. Grundzüge der Geschichte des Begriffs Vorstellung von Wolff bis Kant. Ein Beitrag zur Geschichte der philosophischen Terminologie. Halle, 1911.

134. Köbel H.J. Phänomenologie der Erkenntnistheorie Franz Brentanos. Leipzig, 1971.

135. Küng G. Husserl on Pictures and Intentional Objects // Review of Metaphysics. 1976. N. 26. S. 670-680.

136. Küng G. The World as Noema and as Referent // Journal of the British Society for Phenomenology. 1972. N. 3(1) S.15-26.

137. Küng G. Das Noema als reelles Moment // Phenomenological Perspectives. The Hague, 1975. S. 151-153.

138. Künne W. E. Husserl. Intentionalität // Grundprobleme der grossen Philosophen. Philosophie der Neuzeit. Göttingen, 1986. Bd. IV. S. 163-215.

139. Lad J.F. On Intuition, Evidence and Unique Representation. Stanford University. 1973.

140. Landrebe L. Husserls Phänomenologie und die Motive zu ihrer Umbildung. // Der Weg der Phänomenologie. Das Problem einer ursprünglichen Erfahrung. Gütergloh, 1967.

141. Lembeck K-H. Einführung in die Phänomenologische Philosophie und die erkenntnistheoretische Repräsentation. Bonn, 1929.

142. Leyendecker H. Zur Phänomenologie der Täuschungen. Halle, 1913.

143. Linke P.F. Grundfragen der Wahrnehmungslehre. München, 1918.

144. Lipps H. Untersuchungen zur Phänomenologie der Erkenntnis. 1. Teil: Das Ding und seine Eigenschaften. Bonn, 1927. 2. Teil: Aussage und Urteil. Bonn, 1928.

145. Macann Ch. Genetic Production and Transcerdental Reduction. // Journal of the British Society For Phenomenology. 1971. N. 2. S. 28-34.

146. Marty A. Untersuchungen zur Grundlegung der allgemeinen Grammatik und Sprachphilosophie. Bd. 1. Halle, 1908.

147. Marx W. Die Phänomenologie Edmund Husserls. München, 1987.

148. Mayer-Hillebrand F. Franz Brenytanos ursprüngliche und spätere Seinslehre und Beziechung zu Husserls Phänomenologie // Zeitschrift fur philosophischen Forchung. 1959. N. 13. S. 316-346.

149. Meinong A. Bemerkungen zu E.Husserl "Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie" // Meinong A. Ergänzungsband zur Gesamtausgabe. Kolleghefte und Fragmente. Schriften aus demNachlass. Graz, 1978. S. 287-323.

150. Meinong A. Über Annahmen. Leipzig, 1902.

151. Meinong A. Über Gegenstände höherer Ordnung und deren Verhältnis zur inneren Wahrnehmung. // Meinong A. Gesammelte Abhandlungen. 2. Band: zur Erkenntnistheori und Gegenstandstheorie. Leipzig, 1913. S. 379-469.

152. Meinong A. Über Gegenstandstheorie. // Meinong A. Gesammelte Abhandlungen. 2. Band: zur Erkenntnistheorie und Gegenstandstheorie. Leipzig, 1913. S. 483-530

153. Miller I. The Phenomenology of Perception: Husserl's Account of our Temporal Awareness. University of California. Los Angeles, 1979.

154. Mohanty J.N. Husserl's Thesis of the Ideality of Meanings // Readings on Edmund Husserl's "Logical Investigations" / Mohanty J.N. (Hrsg.) The Hague, 1977. S. 76-82.

155. Mohanty J.N. Intentionality and Noema // The Journal of Philosophy. 1981. N. 78.(11). S. 706-717.

156. Mohanty J.N. Readings on Edmund Husserl's "Logical Investigations". The Hague, 1977.

157. Mohanty J.N. The Concept of Intentionality. St. Louis (Miss.), 1972.

158. Mohanty J.N. The Possibility of Transcendental Philosophy. The Hague, 1985.

159. Morrison J.C. Husserl and Brentano on Intentionality // Philosophy and Phe-nomenological Research 1970. N. 31. S. 27-46.

160. Naess A. Husserl on the Apodictic Evidence of Ideal Laws // Readings on Edmund Husserl's "Logical Investigations" / Mohanty J.N. (Hrsg). The Hague, 1977. S. 67-75.

161. Natanson M. Edmund Husserl. Philosopher of Infinite Tasks. Evanston, 1973.

162. Natorp P. Husserls "Ideen zu einer reinen Phänomenologie" (1917/18) // Husserl /Noack H. (Hrsg.) Darmstadt, 1973. S. 36-60.

163. Pawlowski T. Begriffsbildung und Definition. Berlin; New York, 1980.

164. Pfänder A. Logik. Tübingen, 1963.

165. Pieper H-J. "Anschauung" als operativer Begriff. Eine Untersuchung zur Grundlegund der transzendentalen Phänomenologie Edmund Husserls. Hamburg, 1993.

166. Prechtl P. Husserl zur Einfurung. Hamburg, 1991.

167. Rabanaque L.R. Passives Noema und die analytische Interpretation // Husserl Studies. 1993. N. 10. S. 65-80.

168. Rang B. Repräsentation und Selbstgegebenheit. Die Aporie der Phänomenologie der Wahrnehmung in den Frühschriften Husserls //

169. Phänomenologie heute. München, 1975. S. 105-137 (Phänomenologische Forschungen. Bd. 1.)

170. Reinach A. Was ist Phänomenologie? München, 1951.

171. Sartre J-P. L' imagination. Paris, 1986.

172. Schapp W. Beitrag zur Phänomenologie der Wahrnehmung. Gottingen, 1910.

173. Schmitt R. Transcendental-Phenomenological Reduction // Philosophy and Phenomenological Research. 1959. N. 20. S. 238-245.

174. Schuhmann K. Husserls doppelter Vostellungsbegriff: Die Texten von 1893 // Brentano Studien, Intentionalität, Internationales Jahrbuch der Franz Brentano Forschung / Baumgarther W. (Hrsg) Band 3 (1990/91), Würzburg 1991, S. 119136.

175. Schuhmann K. Intentionalität und intentionaler Gegenstand beim frühen Husserl // Perspektiven und Probleme der Husserlschen Phänomenologie. Beiträge zur neueren Husserl-Forschung. München, 1991. S.46-75. (^Phänomenologische Forschungen. Bd. 24/25.)

176. Schuhmann K. Reine Phänomenologie und phänomenologische Philosophie. Historisch-analytische Monographie über Husserls "Ideen I". Den Haag, 1973. (=Phänomenologica 57).

177. Seebohm Th.M. Kategoriale Anschauung // Logik, Anschaulichkeit und Transparenz: Studien zu Husserl, Heidegger und der französischen Phänomenologiekritik / Orth E.W. (Hrsg) München, 1990. S. 9-47. (^Phänomenologische Forschungen, Bd. 23.)

178. Sigwart Ch. Logik. I. Band. Die Lehre vom Urteil, vom Begriff und vom Schluss. Tübingen, 1924.

179. Smith D.W. Intentionality, Noemata and Individuation: The Role of Individuation in Husserl's Theory of Intentionality. Stanford University. 1971.

180. Smith D.W. Mclntyre R. "Intentionality via Intentions" // The Journal of Philosophy. 1971. N. 68. S. 541-560.

181. Smith D.W. Mclntyre R. Husserl und Intentionality: A Study of Mind, Meaning and Language. Dordrecht; Boston; London, 1982. S. 153-226.

182. Sokolowski R. Displacement and Identity in Husserl's Phenomenology // Husserl-Ausgabe und Husserl-Forschung. Dordrecht; Boston; London, 1990. S. 173-184 (=Phänomenologica 115)

183. Sokolowski R. Edmund Husserl and the Phenomenological Tradition. Essays in Phenomenology. Washington, 1988.

184. Sokolowski R. Husserl's Concept of Categorial Intuition // Phenomenology and Human Science. Supplement to Philosophical Topics. 1981. S. 12-141.

185. Sokolowski R. Husserlian Meditations. Evanstom, 1974.

186. Sokolowski R. Intentional Analysis and the Noema // Dialéctica. 1984. Bd. XXXVIII. S. 113-129.

187. Spiegelberg H. Der Begriff der Intentionalität in der Scholastik bei Brentano und Husserl // Philosophische Hefte. 1936. S. 75-91.

188. Spiegelberg H. Doing Phenomenology: Essays on and in Phenomenology. The Haguem 1975. (= Phaenomenologica, 63)

189. Spiegelberg H. Phenomenology of Direct Evidence // Philosophy and Phe-nomenollogy Research. 1942. N. 2(4). S. 432.

190. Spiegelberg H. The Phenomenological Movement. A Historical Introdaction. The Hague, 1984. (= Phaenomenologica. 5/6.)

191. Stadler Ch. Der Begriff der Intentionalität bei Brentano und Husserl und seine Bedeutung für die Theoriebildung in der Psychologie. München, 1987.

192. Stegmüller W. Methodische Einfuhrung. Stuttgart, 1978. S. 49-95.

193. Stegmüller W. Methodische Phänomenologie. Edmund Husserl in: Hauptströmungen der Gegenwartsphilosophie. Eine kritische Einführung. Stuttgart, 1978. S. 49-95.

194. Stegmüller W. Phänomenologie und analytische Philosophie. // Hauptströmungen der Gegenwartsphilosophie. Eine kritische Einführung. Stuttgart, 1978. S. 86-103.

195. Strasser S. Phänomenologie und Erfahrungswissenschaft vom Menschen. Berlin, 1964.

196. Ströker E. Das Problem der Epoche in der Philosophie Edmund Husserl // Phänomenologische Studien. Frankfurt am Main, 1987. S. 35-53.

197. Ströker E. Husserls transzendentale Phänomenologie. Frankfurt am Main, 1987.

198. Ströker E., Janssen P. Phänomenologische Philosophie. München, 1989.

199. Szilasi W. Einführung in die Phänomenologie Edmund Husserls. Tübingen, 1959.

200. Tugenhat E. Der Wahrheitsbegriff bei Husserl und Heidegger. Berlin, 1967.

201. Twardowski K. Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vorstellungen. Eine psychologische Untersuchug. Wien, 1982.

202. Vongehr Th. Die Vorstellung des Sinns im kategorialen Vollzug des Aktes. Husserl und das Noema. München, 1995.

203. Wagner H. Philosophie und Reflexion. München, 1959.

204. Waldenfels B. Die veractete Doxa. Husserl und die fortdauernde Krisis der abendländischen Vernunft // In den Netzen der Levenswelt. Frankfurt am Main, 1985. S.34-55.

205. Waldenfels B. Mens sive cerebrum. Intentionalität in mentalistischer Sicht // Philosophische Rundschau. 1984. N. 34. S. 22-52.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.