Философия Льва Шестова и ее французские последователи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Ворожихина, Ксения Владимировна

  • Ворожихина, Ксения Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 165
Ворожихина, Ксения Владимировна. Философия Льва Шестова и ее французские последователи: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2014. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ворожихина, Ксения Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ФИЛОСОФИЯ ЛЬВА ШЕСТОВА

1. Учитель «адогматического мышления»

2. История философии: «странствование по душам»

3. Философия истории: «сыновья и пасынки времени»

4. Большевизм и национал-социализм: «угроза современных варваров»

5. Предшественник Зигмунда Фрейда

6. Основные понятия религиозной философии Льва Шестова

7. В поисках Бога: иудаизм, христианство и индийская религиозность

Глава 2. ЛЕВ ШЕСТОВ И ЕГО ЕДИНОМЫШЛЕННИК БОРИС ШЛЁЦЕР

1. Борис Шлёцер и Лев Шестов

2. «Достоевский и Ницше»

3. «Секретный доклад»: Шестов уэ Фёдоров

Глава 3. ЖОРЖ БАТАЙ - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ ЛЬВА ШЕСТОВА?

1. «Достоевщина» в романах Жоржа Батая

2. Батай-ницшеанец

3. Об основаниях философии незнания: «философия трагедии»

4. Богоискательство

5. Беспочвенность

6. Сакральное

7. Подполье

Глава 4. БЕНЖАМЕН ФОНДАН - УЧЕНИК ЛЬВА ШЕСТОВА

1. Румынский период

2. Париж и влияние сюрреализма

3. Встреча с Львом Шестовым

4. Литературно-критические работы Бенжамена Фондана и критика сюрреализма

5. «Несчастное сознание»

6. Экзистенциализм и экзистенциальная философия

7. Поэтическая теория Бенжамена Фондана

8. Поэзия Бенжамена Фондана: «Улисс» и «Титаник»

9. Апологет Льва Шестова

Ю.Вопрос о влиянии Гастона Башляра

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Борис Шлёцер. Ницше и Достоевский

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Бенжамен Фондан. Льву Шестову

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия Льва Шестова и ее французские последователи»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Философия Льва Шестова (18661938) стоит особняком, не вполне вписываясь в контекст русской философской культуры первых десятилетий XX века. В России современники, ввиду крайнего индивидуализма Шестова, ироничности его философии, рассматривали автора «Апофеоза беспочвенности» как «слишком западного» философа. На Западе за ним закрепился ярлык скептика и нигилиста, философа одиночества и абсурда - и, вместе с тем, наиболее поэтичного из русских религиозных мыслителей. «Беспочвенная» философия Льва Шестова не только призывала к свободному философскому поиску, отказу от авторитетов и догм, но и, по всей видимости, выражала настроение молодых людей, ощущавших себя «вне почвы», не чувствующих себя скованными государственными границами, не относящих себя к какой-либо религиозной традиции, не ощущающих своих национальных корней. По замечанию Н.В. Мотрошиловой, Лев Шестов пережил «трагедию отверженности»1 в стране, где родился, и «счастье приверженности... глубинам творческого духа»2, который не ограничивается принадлежностью к какой-либо традиции.

Тем не менее, философия Шестова оказала значительное влияние на культуру своего времени - Шестов оставил после себя ряд последователей, как в России, так и на Западе. До эмиграции Шестова вокруг него сложился круг «шестовцев», в который входили актриса МХАТа Н.С. Бутова, философ A.M. Лазарев, писатель и литературный критик Е.Г. Лундберг, философ, юрист, журналист, публицист и литературный критик C.B. Лурье, поэтесса и переводчица В.Г. Малахиева-Мирович.

Среди парижских последователей Шестова можно выделить музыкального и литературного критика, переводчика и писателя Бориса

1 Мотрошшова Н.В. Парабола жизненной судьбы Льва Шестова//Вопросы философии. 1989. №1. С. 129.

2 Там же. С. 129.

Шлёцера, мыслителя и писателя Жоржа Батая, поэта-философа Бенжамена Фондана. Кроме того, эссеист Рахиль Беспалова стремилась стать ученицей Шестова; о влиянии его философии на свое творчество говорили «парижские румыны» эссеист Эмиль Чоран и драматург Эжен Ионеско.

Имя философа было известно в философских кругах. Работы Шестова высоко оценивал Андре Жид, русский мыслитель находился в приятельских отношениях с Эдмундом Гуссерлем, Жюлем де Готье, сотрудничал с Люсьеном Леви-Брюлем, общался с Мартином Бубером, был знаком с Максом Шелером, Мартином Хайдеггером, Полем Дежарденом, Шарлем дю Босом и др. Шестов посещал встречи в Потиньи, целью которых, по словам H.A. Бердяева, было сближение интеллигенции из различных стран.

Борис Гройс отмечает, что Шестов внес существенный вклад в создание интеллектуальной атмосферы во Франции и впоследствии способствовал возвышению философии, обращающейся к проблемам человеческого существования (экзистенции). Так, Альбер Камю в работе «Миф о Сизифе: эссе об абсурде»3 уделяет значительное внимание экзистенциальной философии Шестова. Однако русский философ имел последователей не только во Франции: он оказал влияние на писателя и поэта Дэвида Герберта Лоуренса, который написал предисловие к английскому переводу «Апофеоза беспочвенности», писателя и журналиста Джона Миддлтона Мерри, польского поэта и эссеиста Чеслава Милоша.

В отличие от русской литературы и искусства в целом, воздействие русской философии на западную мысль остается неизученным и недооцененным. Актуальность темы исследования обосновывается стремлением выявить влияние русской философской мысли на европейскую культуру, в частности, проанализировать общность взглядов и внутреннюю связь философии Льва Шестова и творчества его французских последователей, с которыми русский философ непосредственно общался, -

3 Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.,1990.

5

Бориса Шлёцера, Жоржа Батая и Бенжамена Фондана. В диссертации предпринята попытка установить, как «взрывчатая духовность» Шестова преломилась во взглядах тех, кто в той или иной степени следовал за ним, а также прояснить то, что для них было «самым важным» в его философии.

Степень разработанности темы. Наиболее полная информация о жизни и трудах Льва Шестова представлена в книге «Жизнь Льва Шестова»4, написанной дочерью мыслителя Н. Барановой-Шестовой по воспоминаниям современников и переписке. Ею была составлена библиография работ Шестова5. Биографическая информация о философе содержится в мемуарах и

6 7 8

воспоминаниях Г. Ловцкого , А. Штейнберга , Е. Герцык , В. Малахиевой-Мирович9, А. Ремизова10, Б. Фондана11.

Оценка философии Шестова современниками содержится в публикациях Н. А. Бердяева12, С.Н. Булгакова13, Б.А. Грифцова14, А.К. Закржевского15, Р.В. Иванова-Разумника16, С.Л. Франка17, Г.П. Федотова18, Б.Ф. Шлёцера19, Б. Фондана20, Р. Беспаловой21, А. М. Лазарева22.

4 Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. В 2-х тт. Paris, 1983.

5 Baranoff-Chestov N. Léon Chestov. Bibliographie. Paris, 1975.

6Ловцкий Г. Лев Шестов по моим воспоминаниям // Грани. 1960. №№ 45-46; Он же. Философ библейского откровения (К 100-летию со дня рождения Льва Шестова) // Новый журнал. 1966. Кн. 85.

7 Штейиберг А. Друзья моих ранних лет (1911-1928). Париж, 1991.

8 Герцык Е.К. Воспоминания: Н. Бердяев, Л. Шестов, С. Булгаков, М. Волошин, А. Герцык. Paris, 1973.

9 Малахиева-Мирович В.Г. О преходящем и вечном. Дневниковые записи (1930 — 1934) // Новый мир. 2011. №6.

10 Ремизов А.М. Кукха. Розановы письма. СПб., 2011.

" Fondane В. Rencontres avec Léon Chestov. Paris, 1982.

12 Бердяев H.A. Основная идея философии Льва Шестова // Бердяев H.A. Собрание сочинений. Т. 3. Париж, 1989; Он же. Лев Шестов и Киркегард // Современные записки. Париж, 1936, №62; Он же. Трагедия и обыденность // Бердяев H.A. Собрание сочинений. Т. 3. Париж, 1989; Он же. Древо жизни и древо познания //Путь. 1929. № 18.

13 Булгаков С.Н. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л.И. Шестова И Современные записки. 1939. № LXVII1.

14 Грифцов Б.А. Три мыслителя. В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов. М., 1911.

15 Закржевский А.К. Подполье. Психологические параллели (Федор Достоевский. Леонид Андреев. Федор Сологуб. Лев Шестов. Алексей Ремизов. Михаил Пантюхов). Киев, 1911.

16 Иванов-Разумник Р. В. О Смысле жизни. Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов. СПб., 1910.

17 Франк С.Л. Лев Шестов И Из истории русской философской мысли конца XIX и начала XX века. N.Y., 1965.

18 Федотов Г.П. Л. Шестов. На весах Иова // Числа. Кн. 2-3. 1930.

19 Schloezer de В. L'idée de Bien chez Tolstoï et Nitsche by Léon Chestov // Revue Philosophique de la France et de TÉtranger. 1927. T. 103; Idem. Léon Chestov // Revue Philosophique de la France et de l'Étranger. 1959. T. 149.

20 Fondane B. Léon Chestov et la lutte contre les évidences // Revue Philosophique de la France et de l'Étranger, 1938. T. 1, № 7/8; Idem. La Conscience malheureuse. Paris, 1979^ __________________

-------— -2l—Bespaloff R. Cheminements et carrefours. Julien Green, André Malraux, Gabriel Marcel. Kierkegaard. Chestov

devant Nietzsche. Paris, 2004.

В контексте развития русской философии творчество Шестова рассматривали: В.В. Зеньковский23, для которого ценны и значительны антисекуляризм и теоцентризм его мировоззрения, Н.О. Лосский24,

25

уделивший всего несколько абзацев философии Шестова, И.И. Евлампиев , которым дана интересная трактовка взаимоотношения Бога и человека во взглядах Шестова, В.А. Кувакин , акцентирующий внимание на

27

человекомерности философии Шестова, а так же Фр.Ч. Коплстон. Э.Л. Радлов28 мельком упоминает Шестова как одного из тех, кто откликнулся на философию Ницше в России.

По замечанию Зеньковского, «литературные круги ценили и ценят Шестова гораздо выше, чем круги философские» . Яркая и фантастичная философия Льва Шестова была отмечена писателями Дэвидом Гербертом

30 31 32

Лоуренсом , Виктором Ерофеевым , эссеистом Чеславом Милошем , поэтами Ивом Бонфуа33 и Дэвидом Гаскойном34.

Современная научная литература, посвященная исследованию философии Льва Шестова, обширна. Одним из основных направлений современных российских исследований о Шестове является рассмотрение его философской позиции через призму гуманизма - в работах В.А. Кувакина35,

22 LazareffЛ. Vie et Connaissance. Paris, 1943.

23 Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Ростов-на-Дону, 2004.

к Лосский Н.О. История русской философии. М., 2011; Он же. Философия Льва Шестова // Русские записки. 1939.

25 Евлампиев И.И. История русской метафизики в X1X-XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. СПб., 2002; Он же. История русской философии. М., 2002.

26 Кувакин В.А. Мыслители России. Избранные лекции по истории русской философии. М., 2006.

27 Copleston ЕС. Russian religious philosophy: selected aspects. Tunbridge, 1988.

28 Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.

29 Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Ростов-на-Дону, 2004. Т. 2. С. 366.

30 Lawrence D.H. Foreword to Shestov L. All things are possible - Apotheosis of Groundlessness. N.Y., 1920.

31 Ерофеев В.В. Остается одно: произвол (философия одиночества и литературно-эстетическое кредо Льва Шестова) // Вопросы литературы. М., 1975. № 10.

32 Милоиг Ч. Шестов, или о чистоте отчаяния // Милош Ч. Личные обязательства. М., 1999.

33 Бонфуа И. Упрямство Шестова // Бонфуа И. Невероятное (избранные эссе). М., 1998.

34 Gascoyne D. Leon Chestov. Meetings with Benjamin Fondane. Benjamin Fondane // Gascoyne D. Selected Prose

1934-1996. London, 1998.

35

Кувакин B.A. Проблема неизвестности в русской философии // Кувакин В.А., Ковалева В.П. Неизвестность, М., Ижевск: 2006; Он же. Опровержения и предположения Льва Шестова // Философские науки. 1990. №_2-3; Он же. Экзистенциализм Л. Шестова - внутренний кризис экзистенциализма в России начала XX века // Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М., 1980.

B.B. Лашова36, A.A. Кудишиной37. Стоит выделить книгу В.Л. Курабцева38, в которой предпринята попытка дать обобщенное представление о философии Льва Шестова: автор рассматривает биографию мыслителя в связи с его мировоззрением, исследует его идеи в контексте европейского и мирового философского процесса, а также анализирует основные понятия его религиозной философии.

Стоит отметить диссертации Я.И. Ширманова39, касающуюся вопросов религиозности Шестова и проблемы богоискательства в его философии, а так же Е.А. Механиковой40, раскрывающую представление о двусоставности человеческого «я», присутствующее во взглядах мыслителя. Последними диссертационными исследованиями, посвященными творчеству философа, являются работы В.В. Лашова «Метафизика русской литературы Льва Шестова»41 и A.M. Хохлова «Миросозерцание Льва Шестова: между экзистенциальной тревогой и библейским текстом»42.

В настоящее время интерес к творчеству Шестова сохраняется не только в России, но и за рубежом. Значительное исследование, посвященное истокам творчества Шестова, было проведено научным сотрудником Университета Женевы Женевьев Пирон43 на основе материалов, хранящихся в архиве библиотеки Сорбонны. Приблизительно в это же время выходит книга Майкла Финкенталя44. Одна из глав последней книги Бориса Гройса посвящена русскому мыслителю45.

36 Лашов В.В. Гуманизм Льва Шестова. М., 2002; Он же. Метафизика русской литературы Льва Шестова.

М., 2009.

31 Кудишина A.A. Экзистенциализм и гуманизм в России: Лев Шестов и Николай Бердяев. М., 2007. Курабцев В.Л. Миры свободы и чудес Льва Шестова. М., 2005.

39 Ширманов Я.И. Проблема богоискательства Л.И. Шестова в контексте западной философии: дисс. ...канд. филос. наук: 09.00.13 / Ширманов Ярослав Игоревич. Сургут, 2009.

40 Мехаиикова Е.А. Рациональное и иррациональное "Я" в философии Л.И. Шестова: дисс. ...канд. филос. наук: 09.00.13 / Механикова Елена Анатольевна. Краснодар, 2003.

41 Лашов В.В. Метафизика русской литературы Льва Шестова: дисс. ... докт. филос. наук: 09.00.03 / Лашов Владимир Владимирович. Москва, 2011.

42 Хохлов A.M. Миросозерцание Льва Шестова: между экзистенциальной тревогой и библейским текстом: автореферат дисс.... кандидата философских наук: 09.00.03 / Хохлов Антон Михайлович. Москва, 2013.

43 Piron G Léon Chestov, philosophe du déracinement. Lausanne, 2010. См. статью о книге: Визгин В.П.

Экзистенциальный философ под микроскопом филолога // Вопросы философии. 2011. №12.

44

Finkenthal M. Lev Shestov. Existential Philosopher and Religious Thinker. N.Y., 2010.

45 Grays B. Leo Shestov // Groys B. Introduction to Antiphilosophy. L., 2012.

При Университете Глазго (University of Glasgow) существует общество, изучающее наследие Льва Шестова - Lev Shestov Studies Society. Вслед за обществом появился двуязычный журнал The Lev Shestov Journal / Cahiers Léon Chestov под редакцией Рамоны Фотиад. На сегодняшний день, начиная с 1997 года, вышло 12 номеров, последний - в 2012 году. Статьи, выходящие в этом журнале, затрагивают самые различные аспекты творчества русского философа.

В апреле 2009 вышел 960-ый номер ежемесячного гуманитарного журнала «Европа»46, посвященный Льву Шестову, в котором еще при жизни философа выходили статьи о нем, написанные Бенжаменом Фонданом. В 1997 году при Институте славяноведения (Institut des'Études Slaves) в Париже вышла книга «Léon Chestov: un philosophe pas comme les autres?»47, рецензию

48

на которую написал В.П. Визгин .

Чтобы проследить влияние идей Шестова на его французских последователей, были изучены тексты Бориса Шлёцера, Жоржа Батая и Бенжамена Фондана, а также статьи и монографии, анализирующие их идеи.

Творчество Бориса Шлёцера изучено не в полной мере. Единственная монография, посвященная работам Шлёцера, рассмотренных в контексте философии русского зарубежья, написана Г.-Б. Колер49. Шлёцер как музыковед и мыслитель, исследующий эстетику музыкальной формы, представлен в работах современных французских исследователей К. Эсклапе50, Б. Сева51, антологии, составленной и прокомментированной Р. Мюлле и Ф. Фабром . Под редакцией Ива Бонфуа вышел сборник статей, авторами которых стали современники - друзья и единомышленники Шлёцера. Исследованию влияния идей Шестова на творчество Шлёцера

46 Europe. Revue littéraire mensuelle. 2009. № 960.

47 Léon Chestov. Un philosophe pas comme les autres? Paris, 1996,

48 Визгин В.П. Разум на весах откровения: Лев Шестов и современная мысль // На пути к Другому. М., 2004.

49 Kohler G.-B. Boris de Schloezer (1881—1969): Wege aus der russischen Emigration. Köln: Böhlau, 2003. Esclapez C. La musique comme parole des corps. Boris de Schloezer, André Souris et André Boucourechliev.

Paris, L'Hartmann, 2007.

5' Sève В. L'Altération musicale ou ce que la musique apprend au philosophe. Paris, 2011.

Philosophie de la musique. Imitation, sens, forme. Paris, 2013.

53 Pour un temps / Boris de Schloezer. Centre George Pompidou / Pandora Edition, 1981.

9

посвящены две статьи (П. Дж. Кристенсена54, Г.-Б. Колер55), анализирующие преломление экзистенциальной философии Шестова в романе Шлёцера «Мое имя - никто». Среди российских авторов, рассматривающих музыкально-критическое наследие Шлёцера, можно выделить Н. Свиридовскую56. Переписка Шестова и Шлёцера дает живое представление об их взаимоотношениях57.

Первые критические статьи о Жорже Батае были написаны его современниками Андре Бретоном58 и Жан-Полем Сартром59, с которыми активно полемизировал Батай. Его идеи, стиль мышления оказывали влияние на постструктуралистов: Мишеля Фуко60, Жака Деррида61, Жан-Люка Нанси62, Ролана Барта63, Жана Бодрийяра64. Мишель Сюриа - автор фундаментальной интеллектуальной биографии Батая65. Дени Олье66 написал первую академическую монографию о нем.

В русскоязычной научной литературе существует значительный

67

интерес к творчеству Батая. Стоит отметить монографии С.Л.Фокина , О.

/О /Л "ул

Тимофеевой , статьи С.Н. Зенкина , Д.Ю. Дорофеева . Под редакцией

54 Christensen P.G. Leon Shestov's Existentialism and Artistic Creativity in Boris de Schloezer's «Mon nom est personne» // The Tragic Discourse. Shestov's and Fondane's Existential Thought. Bern, 2006.

55 Колер Г.-Б, Между адогматизмом и «nouveau roman». Интертекстуальные реминисценции ко Льву Шестову в романе «Mon nom est personne» (Мое имя - никто) Бориса Шлёцера (1969) // Вестник молодых ученых №5 2004. Серия: Филологические науки. 2004. №1.

56 Свиридовская Н. Борис Шлёцер: введение в творчество // Научный вестник Московской консерватории. 2010. №1.

57 Переписка Льва Шестова с Борисом Шлёцером. Париж, 2011.

58 Бретон А. Еретик // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.

59 Сартр Ж.-П. Один новый мистик// Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.

60 Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.

61 Деррида Ж. Невоздержанное гегельянство // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994; Деррида Ж. Письмо и различие. M., 2007.

62 Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество. M., 2009.

63 Барт Р. Метафора глаза // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.

64 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. M., 2000.

65 Surya M. Georges Bataille, La mort à l'oeuvre. Paris, 1992; Surya M. George Bataille. An Intellectual Biography. London-NY., 2010.

66 Hollier D. La prise de la Concorde. Essais sur George Bataille. Paris, 1974.

67 Фокин С. Философ-вне-себя: Жорж Батай. СПб., 2002.

68 Тимофеева О. Введение в эротическую философию Жоржа Батая. М„ 2009.

69 Зенкин С. Н. Русский сон Батая // Наваждения: к истории «русской идеи» во французской литературе XX в.: материалы российско-французского коллоквиума. M., 2005; Он же. Конструирование пустоты: миф

С.Л.Фокина вышли критическая антология «Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века» (СПб., 1994) и перевод ключевой философской работы мыслителя «Внутренний опыт» (М., 1997); основные литературные произведения Батая на русском языке были изданы под редакцией С.Н. Зенкина («Ненависть к поэзии: Порнолатрическая проза». М., 1999). Взаимосвязи Льва Шестова и Жоржа Батая посвящены статьи Мишеля Сюриа71, Камиллы Морандо72.

Долгое время творчество Бенжамена Фондана было забытым, его работы (поэзия, философские труды, тексты, посвященные кинематографу, работы, рассматривающие теорию поэзии) были недоступны. Но благодаря Мишелю Карасу, который способствовал изданию работ Фондана начиная с 80-х гг., а также активной деятельности Моник Жатрен и ее общества изучения творчества Бенжамена Фондана в 90-е г. работы Фондана стали переиздаваться и анализироваться.

На сегодняшний день в англо- и франкоязычной научной литературе

73

творчество Фондана освещено достаточно подробно. Жатрен опубликовала одну из первых книг о Фондане на французском языке, она является редактором журнала, посвященного Бенжамену Фондану. Две монографии Оливье Салазара-Ферре74 посвящены поэту-философу. Книга Джона Кеннета Хайда75 дает целостное представление о Бенжамене Фондане - поэте, литературном критике, мыслителе. В работе Арта Луческо сделан акцент на румынском периоде творчества Фондана и его идейной связи с

об Ацефале // Предельный Батай. СПб., 2006; Он же. Предисловие к Батай Ж. Проклятая часть. М., 2006.

70 Дорофеев Д. Ю. Саморастраты одной гетерогенной суверенности // Предельный Батай. Спб., 2006; Он же. Спонтанные броски Жоржа Батая навстречу иному // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2004. Вып. 5.

71 Surya M. L'arbitraire, après tout (Léon Chestov, Georges Bataille) // L'Imprécation littéraire. Matériologies, 1. Farrago, 1999.

72 Морандо К. «Шестов и Батай»: согласие на философию трагедии. Историко-философский ежегодник-2003. M., 2004.

73Jutrin M. Benjamin Fondane ou Le Périple d'Ulysse. Paris, 1989.

74 Salazar-Ferrer O. Benjamin Fondane. Paris, 2004; Salazar-Ferrer O. Fondane et la révolte existentiel!. Paris, 2007.

75 Hyde J. K. Benjamin Fondane. A presentation of his life and works. Genève, 1971.

76 Lucescu Boutcher A. Rediscovering Benjamin Fondane. N.Y., 2003.

сюрреализмом. Уильям Клюбэк77 рассматривает Фондана, прежде всего, как поэта. На русском языке вышло несколько статье о Бенжамене Фондане, написанных одним автором - И.Б. Сазеевой78. Фондан как последователь,

79 ^

ученик Шестова рассматривается в статьях Джона Кеннета Хайда , Майкла Финкенталя,80 Эрика Фридмена81, Моник Жатрен82, Женевьев Пирон83, И.Б.

84

Сазеевой, отчасти в книге Рамоны Фотиад .

Подводя итог, можно сказать, что философские взгляды Шестова исследованы достаточно подробно. Отсутствуют работы обобщающего характера о Шлёцере как литературном и музыкальном критике, мыслителе и писателе; идейная связь Шестова и Шлёцера изучена мало. Исследование влияния философии Шестова на творчество Батая представлено всего двумя статьями. Творчество Бенжамена Фондана остается практически неоткрытым, неизвестным и неизученным в отечественной научной литературе.

Объект исследования - философское наследие Льва Шестова в контексте интеллектуальной жизни Франции.

Предмет исследования - влияние философии Льва Шестова на творчество Бориса Шлёцера, Жоржа Батая и Бенжамена Фондана.

77 Kluback W. Benjamin Fondane. A Poet in Exile. N.Y., 1996.

78

Сазеева И.Б. Афины и Иерусалим в философии Б. Фондана и Л. Шестова // Православие и гуманитарное знание: XV Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород, 2006; Она же. Экзистенция и поэзия в философии Б. Фондана // Семиозис и культура. Философия и антропология разрыва (текст, сознание, код): сборник научных статей. Сыктывкар, 2010. Выпуск 6; Она же. Поиски смысла бытия в философии Льва Шестова и Бенжамена Фондана // Учения о человеке в русской богословско-философской традиции: XIX Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород, 2010.

79 Hyde J. К. Lev's Shestovs French Apologist Benjamin Fondane // The Slavic and East European Journal. 1970. Vol. 14, №1.

80 Finkenthal M Shestov and Fondane's Search for Metasophia // The Tragic Discourse. Shestov and Fondane's Existential Thought. Bern, 2006.

81 Freedman E. Presence de Chestov dans le théâtre de Fondane // The Tragic Discourcse. Shestov and Fondane's Existential Thought. Bern, 2006.

82 Jutrin M. Bespaloff, Chestov, Fondane - différends et connivences // The Tragic Discourcse. Shestov and Fondane's Existential Thought. Bern, 2006.

83 Piron G. Le rôle de Fondane dans la diffusion de la pensée de Chestov en France // Cahiers Benjamin Fondane. 2010. №13.

84 Fotiade R. Conceptions of the Absurd. From Surrealism to the Existential Thought of Chestov and Fondane. Oxford, 2001.

Цели и задачи исследования

Целью исследования является выявление и анализ влияния, которое оказали идеи Льва Шестова на творчество его французских последователей -Бориса Шлёцера, Жоржа Батая и Бенжамена Фондана.

Достижение данной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

a. рассмотреть основные идеи философии Льва Шестова;

b. дать целостное представление о критическом, философском и литературном творчестве Б.Ф. Шлёцера и выявить преломление философских идей Шестова в его работах;

c. проанализировать философское и литературное наследие Жоржа Батая и продемонстрировать сходство, близость философских воззрений Шестова и французского мыслителя;

с1. рассмотреть основные направления творчества Бенжамена Фондана, проанализировать его литературно-критические, философские работы, а так же поэзию, пояснить, почему Шестов видел в Фондане своего ученика, а Фондан признавал в русском мыслителе своего учителя.

Теоретические и методологические основы исследования

Методология исследования предполагает комплексный историко-философский анализ имеющихся источников. Для того чтобы было возможно осуществлять анализ основных понятий философии, проследить эволюцию идей автора, необходимо увидеть целостность, а для этого осуществить определенный синтез на основе корпуса трудов философа, что особенно важно при реконструкции мировоззрения такого «асистемного» мыслителя, как Лев Шестов. С другой стороны, чтобы прояснить основные идеи и понятия учения философа, требуется философский и категориальный анализ. Кроме того, были использованы методы: сравнительно-сопоставительный, систематизации выводов и результатов, а так же историко-биографический анализ.

Научная новизна исследования

Научной новизной является следующее:

1. В работе проанализирована роль ключевых библейских сюжетов в философии Льва Шестова и связанной с ними категории повторения.

2. Исследованы социально-политические взгляды русского философа.

3. Проведен сравнительный анализ философских идей Льва Шестова и основных принципов психоаналитического учения Зигмунда Фрейда, ставшего популярным среди современников русского философа; тема раскрыта в биографическом, культурологическом и религиоведческом контекстах.

4. Представлена интеллектуальная биография Б.Ф. Шлёцера, дано целостное представление о его творчестве. Проанализирована фантастическая новелла Шлёцера «Секретный доклад» в контексте философии Льва Шестова и космизма Н.Ф. Фёдорова.

5. Выявлено и проанализировано влияние идей Шестова на мировоззрение Жоржа Батая.

6. Представлена интеллектуальная биография Бенжамена Фон дана, продемонстрировано воздействие философии Шестова на его литературно-критическое, философское и поэтическое творчество.

7. Дана историко-философская оценка вклада философии Льва Шестова во французскую культурную жизнь. Доказано, что философские воззрения русской эмиграции, в частности, идеи Льва Шестова, оказали значительное влияние на формирование интеллектуальной атмосферы Парижа и имели своих преемников и последователей.

8. При написании исследования были использованы материалы из архива Льва Шестова, хранящиеся в библиотеке Сорбонны.

9. Введены в научный оборот статья Шлёцера «Ницше и Достоевский» и посвященная Льву Шестову поэма Фондана.

II II ,1

Положения, выносимые на защиту:

1. Философия Льва Шестова представляет собой непрерывный самоанализ. К тестам Шестова может быть применен его собственный метод «странствования по душам». Любимые герои Льва Шестова - это маски, которыми он пользуется для изложения собственных идей.

2. Религиозность Льва Шестова носит внеконфессиональный характер, что показывает анализ отношений философа к иудаизму, христианству (католицизму и протестантизму), а также индийской религиозной мысли.

3. Художественные произведения Бориса Шлёцера являются наиболее ярким свидетельством влияния адогматической, антиидеалистической философии Льва Шестова, выступающей против обожествления разума и морали.

4. Шестов был наставником Жоржа Батая в чтении философской литературы, и тем самым оказал воздействие на становление Батая как философа. Идеи Шестова повлияли на отношение Жоржа Батая к Богу, к философии и к самому себе.

5. Встреча с Шестовым сыграла ключевую роль в мировоззренческом становлении Бенжамена Фондана, отразившись на жизни и творчестве поэта. Используя шестовский метод «странствования по душам», Фондан пишет свои основные литературно-критические сочинения, анализирующие творчество А. Рембо и Ш. Бодлера. Влияние философии Льва Шестова сказалось на поэтическом творчестве Бенжамена Фондана.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ворожихина, Ксения Владимировна, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. М., 2000.

2. Шестов Л. Афины и Иерусалим. М., 2007.

3. Шестов Л. Великие кануны. М., 2007.

4. Шестов Л. Два письма Борису Шлёцеру. Неизданные наброски. Вестник РХД. Париж - Нью-Йорк - Москва. № 134. 1981. С. 97-102.

5. Шестов Л. (Л.Ш.). Георг Брандес о Гамлете // Киевское слово. 22.12.1895.

6. Шестов Л. Жар-птицы. К характеристике русской идеологии // Знамя. 1991. №8.

7. Шестов Л. На весах Иова. М., 2009.

8. Шестов Л. Угроза современных варваров // Вестник АН СССР. 1991. №5.

9. Шестов Л. Умозрение и откровение. Париж, 1964.

10. Шестов Л. Что такое русский большевизм // История философии. Вып. 8. М., 2001.

11. Шестов Л. Potestas clavium (Власть ключей). М., 2007.

12. Шестов Л. Sola fide - только верою. Париж, 1966.

13. Адамович Г. Вячеслав Иванов и Лев Шестов // Одиночество и свобода. СПб., 2006.

14. Адамович Г. Роман Бориса Шлёцера // Русская мысль. 16.10.1969.

15. Асмус В.Ф. Лев Шестов и Кьеркегор: Об отношении Льва Шестова к зачинателю европейского экзистенциализма // Философские науки. М., 1972. №4.

16. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. В 2-х тт. Paris, 1983.

17. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

18. БатайД., Батай Ж. Ангелы с плетками. Тверь, 2010.

19. БатайЖ. Внутренний опыт. СПб., 1997.

20. БатайЖ. О Ницше. М., 2010.

21. Батай Ж. Теория религии. Литература и зло. Мн., 2000.

22. БатайЖ. История эротизма. М., 2007.

23. БатайЖ. Ненависть к поэзии: Порнолатрическая проза. М, 1999.

24. БатайЖ. Проклятая часть. М., 2006.

25. Батай Ж. Процесс Жиля де Рэ. Тверь, 2008.

26. Батай Ж., Пеньо К. /Лаура. Сакральное. Тверь, 2004.

27. Бердяев H.A. Собрание сочинений. Т. 3. Париж, 1989.

28. Бердяев H.A. Древо жизни и древо познания // Путь. Париж, 1929. Сентябрь, № 18.

29. Бердяев H.A. Лев Шестов и Киркегард // Современные записки. Париж, 1936. №62.

30. Бодлер Ш. Цветы зла. Обломки. Парижский сплин. Искусственный рай. Эссе, дневники. Статьи об искусстве. М., 1997.

31. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

32. Бонфуа И. Упрямство Шестова // Бонфуа И. Невероятное (избранные эссе). М., 1998.

33. Бонецкая Н.К. Л. Шестов и Ф. Ницше // Вопросы философии. 2008. №8.

34. Булгаков С.Н. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л.И. Шестова // Современные записки. 1939. № LXVIII.

35. Введенский А.К, Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.

36. Визгин В.П. Бердяев и Шестов: спор об экзистенциальной философии // На пути к Другому. М., 2004.

37. Визгин В.П. Разум на весах откровения: Лев Шестов и современная мысль // На пути к Другому. М., 2004.

38. Визгин В.П. Экзистенциальный философ под микроскопом филолога

// Вопросы философии. 2011. №12.

39. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. Что такое я сам? М., 2002.

40. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. О миросозерцании Серена Киркегора. М., 2007.

41. Гальцева Р., Роднянская И. К портретам русских мыслителей. М., 2012.

42. Гарина Т.С. Проблема католицизма в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.И. Шестова // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. №5. С. 69-70.

43. Герцык Е.К. Воспоминания: Н. Бердяев, Л. Шестов, С. Булгаков, М. Волошин, А. Герцык. Paris, 1973.

44. Грифцов Б. Три мыслителя. В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов. М., 1911.

45. Делёз Ж. Ницше СПб., 1997.

46. ДерридаЖ. Письмо и различие. М., 2007.

47. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. Москва, 1910.

48. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии // Мистическое богословие Восточной Церкви. Харьков, 2001.

49. Дорофеев Д.Ю. Спонтанные броски Жоржа Батая навстречу иному // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2004. Вып. 5.

50. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Т.4, т.5, т. 10, т. 14, т. 15. Л., 1972-1976 гг.

51. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. М., 1998.

52. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. СПб., 2002.

53. Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2000.

54. Ерофеев В.В. Остается одно: произвол (философия одиночества и

литературно-эстетическое кредо Льва Шестова) // Вопросы литературы. 1975. № Ю.

55. Жигалкин С. Метафизика вечного возвращения. М., 1996.

56. Жижек С. Кукла и карлик. М., 2009.

57. Закржевский А. Подполье. Психологические параллели (Федор Достоевский. Леонид Андреев. Федор Сологуб. Лев Шестов. Алексей Ремизов. Михаил Пантюхов). Киев, 1911.

58. Зенкин С.Н. Русский сон Батая // Наваждения: к истории «русской идеи» во французской литературе XX в.: материалы российско-французского коллоквиума. М., 2005.

59. Зенъковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Ростов-на-Дону, 2004.

60. Иванов-Разумник Р.В, О смысле жизни. Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов. СПб., 1910.

61. Кайуа Р. В глубь фантастического. СПб, 2006.

62. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1990.

63. Колер Г.-Б. Между адогматизмом и «nouveau roman». Интертекстуальные реминисценции ко Льву Шестову в романе «Mon nom est personne» (Мое имя - никто) Бориса Шлёцера (1969) // Вестник молодых ученых. 2004. №5. Серия: Филологические науки. 2004. №1.

64. Коли О. Кьеркегор. М., 2009.

65. Корконосенко КС. Между верой и неверием (Паскаль, Унамуно, Шестов: логика агонии) // Канун: Альманах. СПб., 1999. Вып. 5.

66. Кравченко В.В. Основные истоки русского мистицизма XIX века // Философские науки. 1990. № 5.

67. Круглова И.Н. Теологика зеркал танатологии: теос, антропос и танатос в творчестве Ж. Батая и В. Янкелевича // Философия без окраин. Сборник научных трудов. Красноярск, 2008.

68. Крутоус В.П. К истокам постмодернизма: философский бунт Льва

Шестова // Искусствознание. М., 2009. № 1-2.

69. Кувакин В.А. Мыслители России. Избранные лекции по истории русской философии. М., 2006.

70. Кувакин В.А. Опровержения и предположения Льва Шестова// Философские науки. 1990. № 2-3.

71. Кувакин В.А. Проблема неизвестности в русской философии // Кувакин В.А. Ковалева В.П. Неизвестность. М., Ижевск, 2006.

72. Кувакин В.А. Экзистенциализм Л. Шестова - внутренний кризис экзистенциализма в России начала XX века // Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М., 1980.

73. Кудишина А.А. Экзистенциализм и гуманизм в России: Лев Шестов и Николай Бердяев. М., 2007.

74. Курабцев В.Л. Ангелы и бесы: Лев Шестов и философия Ф.М. Достоевского // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2003. №4.

75. Курабцев В.Л. Миры свободы и чудес Льва Шестова. М., 2005.

76. Къеркегор С. Повторение. М., 1997

77. Къеркегор С. Понятие страха // Герменейя. Журнал философских переводов. 2009. №1.

78. Къеркегор С. Страх и трепет. М., 1993

79. Лашов В.В. Гуманизм Льва Шестова. М., 2002.

80. Лашов В.В. Лев Шестов: Сочинения, переписка, исследования, Интернет-ресурсы. М., 2009.

81. Лашов В.В. Метафизика русской литературы Льва Шестова. М., 2009.

82. Леви-Брюлъ Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

83. Левицкий С. Экзистенциальный диалог (Н. Бердяев и Л. Шестов) // Новый журнал. Нью-Йорк, 1964. Кн. 75.

84. Ленель-Лавастин А. Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран. М.,

2012.

85. Ловцкий Г. Лев Шестов по моим воспоминаниям // Грани. 1960. № 4546.

86. Ловцкий Г. Рец. на кн.: «Шлёцер Б. А. Скрябин. Личность. Мистерия». Т.1. Берлин, 1923 //Современные записки. 1923. Кн. XVI.

87. Ловцкий Г. Философ библейского откровения (К 100-летию со дня рождения Льва Шестова) // Новый журнал. Нью-Йорк, 1966, кн. 85.

88. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

89. Лосский Н.О. История русской философии. М., 2011.

90. Лосский Н.О. Философия Льва Шестова // Русские записки. 1939.

91. Матов А.И. Лев Шестов как проблема (Категория действительности и грехопадения). СПб., 1995.

92. Малахиева-Мирович В.Г. О преходящем и вечном. Дневниковые записи (1930 — 1934). Новый мир. 2011. № 6.

93. Марголин Ю. Антифилософ // Новый журнал. Нью-Йорк, 1970. Кн. 99.

94. Маритен Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому: очерки метафизики и этики. М., 2006.

95. Маркадэ Ж. Проникновение русской мысли во французскую среду. Н. А. Бердяев и Л. И. Шестов // Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург, 1975.

96. Мачулъская О. И. Является ли революция актом творчества? Послесловие к публикации статьи Л. Шестова «Что такое русский большевизм» // История философии. 2001. №8.

97. Механикова Е.А. Проекция антропологических воззрений Л. Шестова на современный философский дискурс // Синтез. 2002. №1.

98. Милоги Ч. Шестов, или о чистоте отчаяния // Милош Ч. Личные обязательства. М., 1999.

99. Морандо К. «Шестов и Батай»: согласие на философию трагедии. Историко-философский ежегодник-2003. М., 2004.

100. Мотрошшова Н. В. Парабола жизненной судьбы Льва Шестова // Вопросы философии. 1989. №1.

101. Мотрошшова Н.В. Мыслители России и философия Запада. М., 2006.

102. Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество. М., 2009.

103. Ницше Ф. Веселая наука. СПб., 2010.

104. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего. К генеалогии морали. Полемическое сочинение. М., 2007.

105. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки, или эллинство и пессимизм. М., 2007

106. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. Так говорил Заратустра. Казус Вагнер. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. Антихрист. Ессе homo. М., 2011.

107. Ницше Ф. Утренняя заря. СПб., 2012.

108. Паскаль Б. Мысли. СПб., 1999.

109. Переписка Льва Шестова с Борисом Шлёцером. Париж, 2011.

110. Поляков С. А. Философия Льва Шестова: Опыт структурно-исторического анализа. М.,1999.

111. Предельный Батай. СПб., 2006.

112. Рембо А. Пьяный корабль. М., 2000.

113. Ремизов A.M. Кукха. Розановы письма. СПб., 2011.

114. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985.

115. СабанеевЛ.Л. Воспоминания о Скрябине. М., 2003.

116. Сазеева И.Б. Афины и Иерусалим в философии Б. Фондана и Л. Шестова // Православие и гуманитарное знание: XV Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород, 2006.

117. Сазеева И.Б. Поиски смысла бытия в философии Льва Шестова и

Бенжамена Фондана // Учения о человеке в русской богословско-философской традиции: XIX Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород, 2010.

118. Сазеева КБ. Экзистенция и поэзия в философии Б. Фондана // Семиозис и культура. Философия и антропология разрыва (текст, сознание, код): сборник научных статей. Сыктывкар, 2010. Выпуск 6.

119. Салански Ж.-М. Бергсон и пути современной французской философии // Логос. 2009. №3 (71).

120. Свиридовская Н. Борис Шлёцер: введение в творчество // Научный вестник Московской консерватории. 2010. №1.

121. Сенчихина Ю.Б. Апология неизвестности: Концепция творчества Льва Шестова // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2009. №3.

122. Синеокая Ю.В. Три образа Ницше в русской культуре. М., 2008.

123. Соколов Б.Г. Движение «против»: Сёрен Кьеркегор и Лев Шестов. Движение «против»: Серен Кьеркегор и Лев Шестов // Русская и европейская философия: пути ... . Серия 7. Философия. 2000. № 5.

124. Стихи поэтов Румынии 20-30 гг. М., 1975.

125. Сумерки богов. Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр. М., 1990.

126. Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.

127. Тимофеева О. Введение в эротическую философию Жоржа Батая. М., 2009

128. Тимофеева О. Поэтическая экономия//Новое литературное обозрение. 2003. № 63.

129. Тимофеева О. Текст как воплощение плоти: к морфологии опыта Ж. Батая // Новое литературное обозрение. 2005. № 71.

130. Тищенко П. Смерть: событие и смысл (наброски) // Событие и смысл.

М, 1999.

131. Фёдоров Н.Ф. Супраморализм, или всеобщий синтез (т.е. всеобщее объединение) // Философия общего дела. В 2 т. Т.1. М., 2003.

132. Федотов Г.П. JI. Шестов. На весах Иова // Числа. Кн. 2-3. 1930.

133. Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М., 2012.

134. Фокин C.JI. Философ-вне-себя: Жорж Батай. СПб., 2002.

135. Фокин C.JI. Жорж Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия. СПб., 1998.

136. Франк C.JI. Лев Шестов // Из истории русской философской мысли конца XIX и начала XX века. N.Y., 1965.

137. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Малое собрание сочинений. СПб., 2011.

138. Фрейд 3. Толкование сновидений. М., 2004.

139. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. №7.

140. Харь A.A. Антисциентистская интерпретация этики в философии С. Кьеркегора и Л. Шестова // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. №6.

141. Хохлов A.M. Лев Шестов и Пауль Тиллих: аналитика экзистенциальной тревоги // Философские науки. 2013. №7.

142. Чоран Э. Из книги «Упражнения в славословии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vavilon.ru/textonly/issue6/cioran.htm

143. Шерер Ю. Религиозные поиски русской интеллигенции начала XX века. // Общественные науки и современность. 1991. № 2.

144. Ширманов Я.И. К вопросу о религиозных представлениях Льва Шестова // Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. Выпуск 6. 2008. № 61.

145. ШлёцерБ.Ф. А. Скрябин. Личность. Мистерия. Т.1. Берлин, 1923.

146. Шлёцер Б.Ф. Рец. на журн.: Мысль: Журнал Петербургского философского общества. Пб., 1922. № 2.

147. Шлёцер Б.Ф. «Окно». Литературный сборник, кн. 3. // Современные записки. 1924. Кн. XX.

148. Шлёцер Б.Ф. Заметки о «Записках» («Современные записки» кн. XVI-я) // Звено. 1923. 20 августа. № 29.

149. Шлёцер Б.Ф. Музыкальное возрождение Франции и русское влияние // Современные записки. 1921. Кн. III.

150. Шлёцер Б.Ф. «Закат Европы» // Современные записки. 1922. Кн. XII.

151. Шлёцер Б.Ф. Два полюса русской музыки // Современные записки. 1921. Кн. VII.

152. Шлёцер Б.Ф. Зеркальное творчество (Марсель Пруст) // Современные записки. 1921. Кн. VI.

153. Шлёцер Б.Ф. Музыка в России // Современные записки. 1924. Кн. XX.

154. Шлёцер Б.Ф. От индивидуализма к всеединству. (Доклад, прочитанный в Обществе имени Скрябина) // Аполлон. 1916 г. №№4-5.

155. Шлёцер Б. Ф. Рец. на журн.: Знамя. Временник литературы и политики // Современные записки. 1921. Кн. VII.

156. Шлёцер Б.Ф. Рец. на кн.: Andler Ch. «La jeunesse de Nietzsche» // Современные записки. 1921. Кн. VII.

157. Шлёцер Б.Ф. Рец. на кн.: Andler Ch. «Les précurseurs de Nietzsche» // Современные записки. 1921. Кн. VI.

158. Шлёцер Б.Ф. Рец. на кн.: «Les Matinées de la Villa Saïd» / Propos d'A. France // Современные записки. 1922. Кн. X.

159. Шлёцер Б.Ф. Рец. на кн.: Радлов Э.Л. «Очерк истории русской философии» // Современные записки. 1922. Кн. XII.

160. Шлёцер Б.Ф. Рец. на кн.: Степун Ф.А. «Основные проблемы театра». Берлин: Слово, 1923 // Современные записки. 1923. Кн. XVII.

161. Шлёцер Б.Ф. Рец. на кн.: Тагор Р. «Национализм» // Современные

записки. 1921. Кн. VIII.

162. Шлёцер Б.Ф. Рец. на кн.: Трубецкой Н.С. «Европа и человечество» // Современные записки. 1921. Кн. IV.

163. Шлёцер Б.Ф. Жизнь слова (Поль Клодель) // Современные записки. 1921. Кн. IV.

164. Шлёцер Б.Ф. Рец. на кн.: Рони (Старший) Ж. «Факелы и плошки. Литературные воспоминания» // Современные записки. 1921. Кн. V.

165. Шлёцер Б.Ф. Русский спор о культуре: Вячеслав Иванов и М.О. Гершензон - «Переписка из двух углов» // Современные записки. 1922. Кн. XI. Шлёцер Б.Ф. Новейшая литература о Достоевском // Современные записки. 1923. Кн. XVII.

166. Шлёцер Б. Ф. Секретный доклад // НЛО. 2000. №46.

167. Шлёцер Б.Ф. Современные записки <№ 18> // Звено. 1924. 11 февраля. № 54.

168. Шлёцер Б.Ф. Рец. на кн.: Тагор Р. «Дом и мир» // Современные записки. 1921. Kh.V.

169. Шлёцер Б.Ф. Рец. на кн.: Клерамбо P.P. «История одной свободной совести во время войны» // Современные записки. 1921. Кн. III.

170. Шлёцер Б.Ф. Рец.: Булгаков С.Н. «На пиру богов»: Современные диалоги // Современные записки. 1921. Кн. V.

171. Штейнберг А. Друзья моих ранних лет (1911-1928). Париж, 1991.

172. Щедровицкий Д.В. Беседы о Книге Иова. Почему страдает праведник? М., 2009.

173. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2010.

174. Baugh В. French Hegel—From Surrealism to Postmodernism. L.; N.Y., 2003.

175. Bayley J. Idealism and Its Critic // The New York Review of Books. 1970. Vol. 14. № 12.

176. Benjamin Fondane à la recherche du judaïsme: entre Jérusalem et Athènes.

Paris, 2009.

177. Baranoff-Chestov N. Léon Chestov. Bibliographie. Paris, 1975

178. BespaloffR. Cheminements et carrefours. Julien Green, André Malraux, Gabriel Marcel. Kierkegaard. Chestov devant Nietzsche. Paris, 1938.

179. Cahiers du Sud. 1947. № 283.

180. Cardozo Studies in Law and Literature. Vol.6. 1994. № 1.

181. Christensen P. G. Leon Shestov's Existentialism and Artistic Creativity in Boris de Schloezer's «Mon nom est personne» // The Tragic Discourse. Shestov's and Fondane's Existential Thought. Bern, 2006.

182. Copleston F.C. Russian religious philosophy: selected aspects. Tunbridge, 1988.

183. Correspondance Fondane-Maritain. Paris, 1997.

184. De Casseres B. Raiders of the absolute. New York, 1937.

185. Desilets A. La colère prophetique de Léon Chestov // The Lev Shestov Journal. 1997. № 1.

186. Désilets A. Léon Chestov. Des paradoxes de la philosophie. Québec, 1984.

187. Esclapez C. La musique comme parole des corps. Boris de Schloezer, André Souris et André Boucourechliev. Paris, 2007.

188. Europe. Revue littéraire mensuelle. 1998. № 827.

189. Europe. Revue littéraire mensuelle. 2009. № 960.

190. Finkenthal M. Benjamin Fondane. A Poet-philosopher Caught Between the Sunday of History and the Existential Monday. New York, 2013.

191. Finkenthal M. Lev Shestov. Existential Philosopher and Religious Thinker. New York, 2010.

192. Fondane B. Baudelaire et Inexperience du gouffre. Bruxelles, 1994.

193. Fondane B. Constntin Brâncusi. St. Clément la Rivière, 1995.

194. Fondane B. Ecrit pour le cinema: le muet et le parlant. Paris, 1984.

195. Fondane B. Essai sur Lupasco. Paris, 1998.

196. Fondane B. Faux traité d'esthétique: essai sur la crise de la réalité. Paris,

1980.

197. Fondane B. Images et Livres de France. Paris, 2002.

198. Fondane B. L'écrivain devant la revolution. Paris, 1997.

199. Fondane B. L'Exode: Super flumina Babylonis. Paris, 1965.

200. Fondane B. La Conscience malheureuse. Paris, 1979.

201. Fondane B. Le Festin de Balthazar. Saint-Nazaire, 1985.

202. Fondane B. Le lundi existential. Monaco, 1990.

203. Fondane B. Le Mal des Fantômes. Paris, 1980.

204. Fondane B. Le voyageur n'a pas fini de voyager. Paris, 1996.

205. Fondane B. Léon Chestov et la lutte contre les évidences // Revue Philosophique de la France et de l'Étranger, T.l, № 7/8 (Juillet-aout, 1938).

206. Fondane B. Rencontres avec Leon Chestov. Paris, 1982.

207. Fondane B. Rimbaud le voyou. Bruxelles, 1994.

208. Fondane B. Titanic. Bruxelles, 1937.

209. Fondane B. Trois scenario-cinépoèmes. Bruxelles, 1928.

210. Fotiade R. Conceptions of the Absurd. From Surrealism to the Existential Thought of Chestov and Fondane. Oxford, 2001.

211. Fundoianu/Fondane et l'Avant-garde. Bucarest, Paris, 1999.

212. Gascoyne D. Leon Chestov. Meetings with Benjamin Fondane. Benjamin Fondane // Gascoyne D. Selected Prose 1934-1996. London, 1998.

213. Gonzi A. La première réception de Nietzsche en France: Gaultier, Chestov, Bataille, Fondane // Cahiers Benfamen Fondane. 2010. №13.

214. Groys B. Leo Shestov II Groys B. Introduction to Antiphilosophy. London, 2012.

215. Grün C. L'Image récurrente de la route chez trois écrivains roumains d'expression française: Tristan Tzara, Benjamin Fondane et Ilarie Voronca. Timisoara, Editura Orizonti Universitäre, 2002.

216. Hollier D. La prise de la Concorde. Essais sur George Bataille. Paris, 1974.

217. Hyde J. K. Benjamin Fondane. A presentation of his life and works. Genève,

1971.

218. Hyde J. K. Lev's Shestovs French Apologist Benjamin Fondane // The Slavic and East European Journal. 1970. Vol. 14. №1.

219. Jamet P. Pensée du dehors et dehors de la pensée. Dérive à partir de Léon Chestov et Gilles Deleuze // The Lev Shestov Journal. 1997. № 1.

220. Jutrin M. Benjamin Fondane et l'esthétique d'Ulisse // L'Oeuvre inachevée. Paris, 1998.

221. Jutrin M. Benjamin Fondane ou le périple d'Ulysse. Paris, 1989.

222. Kluback W. Benjamin Fondane. A poet in Exile. New York, 1996.

223. Kuvakin V. Lev Shestov // A History of Russian Philosophy / edited by Valéry Kuvakin. Vol. 2. Buffalo, 1993.

224. L'Ecrivain devant la révolution. Paris, 1997.

225. Lawrence D.H. Foreword to Shestov L. All things are possible - Apotheosis of Groundlessness. New York, 1920.

226. Lazareff A.Vie et Connaissance. Paris, 1943.

227. Leiris M. A propos de George Bataille. Paris, 1988.

228. Léon Chestov. Un philosophe pas comme les autres? Paris, 1996.

229. Levinas E. Léon Chestov. Kierkegaard et la philosophie existentielle // Revue des études juives. Paris, 1937. Nouvelle série, II. № 1/2.

230. Lucescu Boutcher A. Rediscovering Benjamin Fondane. New York, 2003.

231. Maia Neto J. R. The Christianization of Pyrrhonism : Scepticism and faith in Pascal, Kierkegaard, and Shestov. Boston, 1995.

232. Martin B. Great twentieth century Jewish philosophers: Shestov, Rosenzweig, Buber, with selections from their writings. N.Y., 1969-1970.

233. Martin B. The life and thought of Lev Shestov // Lev Shestov. Athens and Jerusalem. Ohio, 1966.

234. Martin M. Introduction to the Masterpieces of B. Fundoianu. Bucarest, 1984.

235. McLachlan J. M. Shestov's Reading and Misreading of Kierkegaard // Canadian Slavonic Papers / Revue Canadienne des Slavistes. 1986. Vol. 28, № 2.

236. Non Lieu. 1979. №№2-3.

237. Philonenko A. La philosophie du Malheur. 2 vols. Paris, 1998-1999.

238. Philosophie de la musique. Imitation, sens, forme. Paris, 2013.

239. Piron G. Le rôle de Fondane dans la diffusion de la pensée de Chestov en France. Cahiers Benjamin Fondane 2010. №13.

240. Piron G. Léon Chestov, philosophe du déracinement. Lausanne, 2010.

241. Piron G. Lettre inédite de L. Chestov à B. de Schloezer. Cahiers Benjamin Fondane 2010.

242. Pour un temps / Boris de Schloezer. Centre George Pompidou/ Pandora Edition, 1981.

243. Rencontres autour de Benjamin Fondane, poète et philosophe (Actes du colloque de Royaumont). Paris, 2003.

244. Rostenne P. Léon Chestov: philosophie et liberté. Bordeaux, 1994.

245. Salazar-Ferrer O. Benjamin Fondane. Paris, 2004.

246. Saliy A. Lev Shestov's philosophie solitude and his influence on the European philosophy of the 20th century // Russian Thought in Europe. Peception, polemics, development. Krakow, 2013.

247. Schloezer B. de. Igor Stravinsky. Paris, 1929.

248. Schloezer B. de. Introduction a J.-S. Bach, essai d'esthétique musicale. Paris, 1947.

249. Schloezer B. de. L'idée de Bien chez Tolstoï et Nitsche by Léon Chestov // Revue Philosophique de la France et de l'Étranger. 1927. T. 103.

250. Schloezer B. de. Léon Chestov // Revue Philosophique de la France et de l'Étranger. 1959.T.149.

251. Schloezer B. de. Mon nom est personne. Paris, 1969.

252. Schloezer B. de. Nicolas Gogol. Paris, 1946.

253. Schloezer B. de. Nicolas Gogol, l'homme et le poète ou les frères ennemis. Paris, 1972.

254. Schloezer B. de. Problèmes de la musique moderne, en collaboration avec

Marina Scriabine. Paris, 1959.

255. Schloezer B. de. Rapport secret. Mercure de France, en mars 1965.

256. Sève B. L'Altération musicale ou ce que la musique apprend au philosophe Paris, 2011.

257. Shein L.J. The philosophy of Lev Shestov (1866-1938): A Russian religious existentialist. N.Y., 1991.

258. Surya M. George Bataille. An Intellectual Biography. London; N.Y., 2010.

259. Surya M. Georges Bataille, La mort à Foeuvre. Paris, 1992.

260. Surya M. L'arbitraire, après tout (Léon Chestov, Georges Bataille) // L'Imprécation littéraire. Matériologies 1. Farrago, 1999.

261. Tabachnikova O. The Religious-philosophical Hertage of Lev Shestov in the Context of Contemporary and the Wider World // The Heythrop Journal. 2009. № XLVIII.

262. The Tragic Discourse. Shestov and Fondane's Existential Thought. Bern, 2006.

263. Une Poétique du gouffre, Sur Baudelaire et l'expérience du gouffre de Benjamin Fondane. (Actes du colloque de Cosenza). Rubbettino, 2004.

264. Valevicius A. Lev Shestov and his times: encounters with Brandes, Tolstoy, Dostoevsky, Chekhov, Ibsen, Nietzsche, and Husserl. New York, 1993.

265. Wernham J.C.S. Two Russian thinkers: an essay in Berdyaev and Shestov. Toronto, 1968.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.