Философия ненасилия: история и современность: социально-философский анализ : социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Пряхин, Николай Геннадьевич

  • Пряхин, Николай Геннадьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 187
Пряхин, Николай Геннадьевич. Философия ненасилия: история и современность: социально-философский анализ : социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Санкт-Петербург. 2006. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Пряхин, Николай Геннадьевич

Введение

Оглавление

Часть первая. Ценности ненасилия в прос гранегве культурной памяти и историко-культурном контексте

Глава первая Историко-типологическая рефлексия ненасилия.

1.1. Проблема не-деяния в Восючпой философии и культуре. Не-деяние и ненасилие

1.2. Античность: бескорысшая любовь к человеку и идея блага (Сократ, Платон, кинизм, стоицизм, неоплатонизм)

1.3. Средневековое «братство во Христе» и ценное i и ненасилия. Ненасилие и любовь в символическом универсуме Средневековья.

1.4. Ненасилие в системе гуманистических ценносхей Ренессанса и Нового времени. Проблема «всеобщей человечное!и» и «вечного мира».

Глава вторая. Идеи, принципы и ценности ненасилия в отечественной социальной философии и социальной антропологии.

2.1. Традиция милосердия в истории отечественной мысли с эпохи Крещения Руси до конца XVIII в.

2.2. Ненасилие и «внутренний мир» человека в русской философии XIX в.: духовно-ценностный контекст ненасилия.

2.3. О сопротивлении злу силою: Ильин contra Толстой.

Часть вторая. Ценности ненасилия в диалоге традиции и современности. Социально-философский статус ненасилия

Глава третья. Ценности ненасилия и современный мир.

3.1. Ненасилие в пространстве человеческой деятельности и символическом пространстве культуры.

3.2. Насилие и ненасилие в пространстве социально-философской рефлексии: ценность - символ - понятие.

3.3. Диалог ценностей ненасилия в глобальном мире.

3 4. Антропология и педаюшка ненасилия в контексте современных процессов социализации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия ненасилия: история и современность: социально-философский анализ : социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования

Социально-философское осмысление природы, функций и современною сосюяния ненасилия требует теоретического исследования истока и истории ненасилия как особого рода социально-культурною феномена. Такой ход совпадает с интенциями современной социальной философии на понимание состояний культурно-исторического сознания, мешальностей и фактов философии повседневноеiи. «История менгальностей» (Ж. Ле Гофф) пы1ае1ся восстановить порядок коллективных преде твлений, создавая историю «больших длительностей». Между тем не только на уровне «обыденною сознания», но и в теоретической рефлексии обращение к идее ненасилия в сфере современной социальной философии может вызвать вопрос о теоретической конструктивности и практической ценности ненасилия («Разве философия ненасилия в современном мире не есть иллюзорная поиьпка восстановить устаревшие традиции?»). В какой степени социальная философия ненасилия возможна и плодотворна?

Принцип ненасилия не рассматривается в лекционных курсах по истории социальной философии и, как правило, не имеет достаточно полного отражения на страницах соответствующих монографий и статей, возможно, поэтому философия ненасилия не всегда находит своих сторонников. Подобное «выпадение» философии ненасилия из поля зрения социальных философов имело причины, связанные, в частности, с военными действиям освободи 1ельною характера. Однако события последних десятилетий, а также реакция последующая за ними, со всей очевидностью показали опасность невнимания к идее ненасилия. Современный мир оказался рассогласованным на уровне субстанциальных оснований и потерял форму единого целого. Поэтому развитие противоречивых идеологических программ и программ практических действий процессов (глобальные противоречия, терроризм, эгноконфликты, контркулыура) потребовали переоценки ранее сложившихся социально-исюрических ценностей, в юм ценностей и идеалов ненасилия.

В современной эжке, философии полшики и в целом в дисциплинах социогуманитарного цикла вопрос о ненасилии весьма активно поставлен. Актуализирован в первую очередь нравственный потенциал феномена: ненасилие, по словам М.Ганди, выступает как синоним истины. Актуален пракшческий фон идее ненасилия - в зарубежных исследованиях политики ненасильственных действий уже более гридцаш лет назад предложены пот и двести методов организации ненасилия, которые высыпают как активная практика социальной жизни. 1 Ненасильа венные протесты и убеждения, 01каз от сотрудничества (социальною, экономическою и политического), ненасильственное вмешательство в политику и социальную жизнь выступаюI как активность и формы сборки субъективности (Джин Шарп). Можно говорить о важнейшем компоненте ненасилия в современной истории -современное возвышенное и героическое могут выступать именно в форме ненасилия.

Трудности социально-философской «аналитики ненасилия» состоят кроме всего прочего и в том, что происходит мутация границ и положений, характерных для традиционных обществ и объясняемых классической рациональностью. Так, насилие может стать характерной чертой политической жизни общества, большинство которою составляют буддисты, по определению сторонники ненасилия. Во взгляде на ненасилие социально-философский проект «встречается» с социально-антрополо1 ическим - в современной культурной антропологии среди основных потребностей человека доминантно выделяются потребное I и в сопричастности, чюбви и

1 Sharp G The Politics of Nonviolent Action - Boston Porter Sargent, 1973

2 Д Шарп Ненасильственная борьба лучшее средство решения острых политических и этнических конфликтов9 // Этическая мысль Научно-нублицистические чтения 1991. - М , 1992 солидарности, в благополучии и уверенное 1 и в завтрашнем дне.3 Поэюму необходимо понять актуальное присутствие ненасилия не только как идеспа, нормы, ценности в историческом и современном состоянии, но и как актуальной формы социальной рефлексии в соотношении ненасилия с категориями социальной философии и культур антрополот ии.

В памяти культуры ценность ненасилия в разных ее актуализациях существует как «недостижимый предел» и в эюм смысле способна не только представлять ориентиры социального поведения, но и задавав тематические интенции социально-философского знания. Ненасилие в этом смысле выступает как одна из ак1уальных форм «сборки субъективности» и «сборки социума» - позволяет собрать вокруг себя мысль и поведение современного человека. Можно сказать гак, что именно ненасилие выступает как абсолютный предел социального существования - в нем сходятся светское и религиозное, «Восток» и «Заггад». Россия и Европа, прошлое и настоящее современного мира. Ненасилие является, таким образом, «место встречи» религиозного и светского сознания, мифологического и культурного поведения, местом встречи Востока и Запада. Поэтому для целостного понимания ненасилия необходимо применить именно социально-философский анализ ненасилия в его историко-культурном значении, категориальном статусе и идеальном ориентире общественного поведения.

В современном чрезвычайно противоречивом мире ненасилие выступает как актуальная характеристика «этики дискурса» - каждый социально-политический язык содержит в себе объединяющую ценность ненасилия. Возникновение новых реалий медицинской науки и практики (реаниматология, трансплантология, медицинская генетика, искусственное оплодотворение, «дарение органов», «репродуктивные права») вызвали к жизни новые «этические стандарты», которые должны быть осмыслены в контексте ненасилия - в соотношении с милосердием, заботой, сочувствием,

3 Марков Ь В. Культурология и философская антропология // Культурологические чтения Научно-теоретический альманах Выи 1 - СПб , 2005 С 69 спасением жизни ненасилие высыпает как непреходящая социально-этическая ценность.4 Задача социально-философской мысли состой! в том, чтобы ввести ненасилие в ак!уальное смысловое пространство современности - понять социально-философский статус ненасилия во всей актуальности его 1ематизаций.

Актуальность внимания к идее ненасилия вызвано еще и следующим: во-первых, в настоящее время в обществе возникла парадоксальная ситуация: наращивание силы, технологической мощи человечества привели его к такому состоянию, когда оно не только не может реализовав претензии господства над обстоятельствами, а, напротив, попадае! под их власть; становшся заложником орудий массового уничтожения, которые оно само же изобретает (так, о технике писали Бердяев и Хайде11 ер).

Во-вторых не менее важной проблемой стало нарастание в конце XX -начале XXI века глобального экологическо1 о кризиса, что требует актуализации вопроса о единстве природного и культурного существования.

И, наконец, третьим моментом является феномен тотального отчуждения современности, проявляющийся в разных аспектах бытия и существования. Проблемой оказывается сохранения человеческой личности в условиях постсовременных характерисшк социума - от общества потребления и постиндустриального общества до информационного общества и общества риска.

Сегодня речь также идет об угрозе существованию человеческой цельности, поскольку мир требует включения человека во всевозрастающее многообразие отчужденных социальных структур. Это сопряжено с колоссальными нагрузками на психику, разрушающими здоровье, поскольку медицина устранила действия естественною отбора, ю возникает опасность ухудшения генофонда человечества. Поведение современного человека истерично - не столько в медицинском, сколько в метфизическом смысле, а

4 Силуянова И В Нравственная типология профессиональной биомедицинской этики //Наука - философия - религия в поисках общего знаменателя - М , 2003 С 262 медико-психологические «показания» ведут к возникновению и росгу т рессивпоаи, что в последнее время юже становится предметом дисурсивного интереса социо!уманитарных наук.5 И эю происходит на фоне тою, что возникает соблазн «планомерного» I енетическо1 о совершенавования созданного природой «анфонологического материала» приспособление о к новым условиям.

Современная наука и техника вшивают в орбиту деятельности человека принципиально новые шпы объектов - саморазвивающиеся сиаемы. Они характеризуются принципиальной открытостью, необратимое 1ыо процессов, а также «синер1ешческими» эффектами, неусюйчивыми моментами, когда небольшие, случайные воздейавия могут привести к появлению новых структур. Ненасилие радикально «повязано» с насилием: «если человек включён в биосферу как в целостную саморазвивающуюся систему, то его деятельность может отрезонировать не только в ближайших, но и в отдаленных участках системы и в определенных случаях вызвать ее катастрофическую перестановку как целого».6

Особую актуальность тема ненасилия приобретает в спектре проблем, вставших перед современной Россией. Вполне справедливая неудовлетворенность ходом и результатами реформ вызывает у людей противоположные чувства. Характерным для умонастроения и дискурса является растущий пессимизм и переживание «антропологической катастрофы». В результате складываются по-разному прочерченные ценностно-смысловые деструктивные программы и возникают политические силы, проводящие их в жизнь. Все эю вызывает повышенный инхерес к 1ем программам, которые ориентированны на выбор I армоничных и традиционно обоснованных стратегий выживания, среди которых важнейшее месю занимает ненасилие.

5 Лахман Р Истерический дискурс Достоевскою // Русская литература и медицина Тело, предписания и социальная практика - М , 2005. С 156-157

6 Ненасилие философия, этика, поли гика -М,1993 С 15

При анализе метафизических оснований ненасилия необходима экспликация ценностных оснований ненасилия в современном мире. Ибо, как утверждал И.А.Ильин: «Пресечь зло может тот, к го видел реальное зло, воспринял зло, но не принял зла».7 Ответственно, основной ход данной диссертационной работы заключается в анализе соотнесенности ¡лубинных -в том числе до-рефлексивных - оснований ненасилия и социально-философской рефлексии ненасилия, его ка1еюриального станса и ценностной перспективы. Предметом особою внимания в диссертации являйся о социально-философский анализ педапм ики ненасилия.

Объектом исследования выступает феномен ненасилия в ею генезисе, историческом становлении и современном состоянии.

Предметом исследования является анализ становления социально-философской рефлексии ненасилия, его категориальной значимое I и и принципиального определения в горизонте современного социально-философского знания.

Цель исследования состоит в определении социально-философских оснований ненасилия и типологизации основных функций ненасилия в социокулыурном пространстве. В центре внимания оказывайся «ментальность ненасилия» в ее истории.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

- осуществление критико-аналитической работы по определению гносеоло1 ических и ценностных оснований ненасилия;

- осуществление историко-типологической рефлексии ненасилия в отечественной и зарубежной философии;

- определение пространства ненасильственного взаимодействия социокультурных ориентаций научного знания, социально-философской теории;

7 Ильин И А О сопротивлении злу силою -М,1995 С 87

8 Обзор позиций дан в работе Ситаров В А , Маралов В Г Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе - М , 2000

- анализ coo i несенное ж философии ненасилия и социокулыурных образов мира;

- определение основных функций и типологических позиций философии ненасилия в системах социализации;

- уточнение роли философии ненасилия как конструктивной программы социальных действий в ситуациях нестабильности и перемен;

- представление поля конструктивною проблемного взаимодействия между отечественной и зарубежной мыслью идей ненасилия в области социально-философско1 о знания.

Состояние и степень разработанности проблемы. Изучение ненасилия как феномена традиционной и современной культуры имеет длительную историю. И к настоящему времени в философии ненасилия накоплен большой материал, на основании которого можно сделать обобщения об истоках и природе феномена ненасилия, формах и способах его «бытования» в культурах разных народов, вариантах актуализации ненасилия в современности.

У истоков обоснования ненасилия стоят выдающиеся мыслители Востока (Конфуций, JIao-Цзы, Махавира, Шанкара), античности (Платон, Сократ, стоики), европейского Средневековья (Августин, Фома Аквинский), Возрождения, Новою времени, Просвещения и Романтизма (Д Дидро, Б.Паскаль, Б.Спиноза, Вольтер, И.Кант, Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Шлейермахер, Шиллер, Шеллинг). Современные интерпретации и тенденции ненасилия исследовали Г.Маркузе, Х.Оргега-и-Гассег, Б.Рассел, П.Рикер, Ж.П.Сар тр, Ж.Семлен, Э.Фромм, М.Хайдеггер, А.Шопенгауэр, К.Ясперс. Особую важность в интересующем нас направлении имеют нравственно-философские труды классиков идеи ненасилия (М.К.Ганди, Л.Н.Толстой, А.Швейцер, М.Л.Кинга). Этими авторами разработаны основные современные социально-этические положения исследуемой темы.

Значительную ценность для понимания существа ненасилия представляют работы современных российских социальных философов, этиков и философских антропологов, занимающихся проблемами ненасилия в разных ракурсах - политическом, социальном, историко-философском, социоло1 ическом, психоаналижческом. Ими исследованы позишвные аспекты ненасилия, а также высказаны критические замечания в целом или по 01 дельным положениям современных программ ненасилия. Эю работы Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнов, О.Я. Гелиха, Б.Г.Капустина, Д.С.Лихачева, В.А.Подороги). В социально-этическом плане ценности ненасилия рассматриваются в работах В.Г.Иванова, С.Н.Иконниковой, А.П.Желобова, В.Н.Кузнецова, А.Е.Зимбули, Е.А.Овчинниковой. Проблему ненасилия в мировоззрении Л.Н.Толстого специально анализировал В.Ф.Асмус. Философско-антропологические аспекты ненасилия в контексте духовной антропологии исследованы А.А.Корольковым. В философско-образовательном и социально-педагогическом планах значимость ценностей ненасилия затра1 ивались в работах А.Г.Козловой, О.А.Ломако, И.Б.Романенко, В.И.Стрельченко.

Методология, теоретические источники и концептуальная основа исследования. В диссертации применена комплексная социально-философская методология, сочетающая диалектические, диалогические и герменевтические принципы анализа и понимания социокультурной реальности. При этом использованы исгорико-сопосгави тельный и структурно-типологический подходы к изучению философии ненасилия. Методология историко-философского анализа дополняет стратегию понимания проблемы ненасилия.

Научная новизна исследования состоит в комплексном социально-философском рассмотрении основных социально-гносеологических и ценностных оснований ненасилия и анализе философско-ненасильственных программ современности. Осуществлена комплексная историко-типологическая рефлексия ненасилия, уточнен категориальный статус ненасилия в совокупности понятий социальной философии. Исследована проблематика развития ненасилия в отечественной философии. Разработан и уточнен круг философской терминологии по теме диссертации. Введены ю

1ермины: «восточное ненасилие», «русское ненасилие», «европейское ненасилие». В социально-практическом плане ненасилие предаавлено как способ организации общества, ориентированный на гармонизацию отношений исторических субъектов. Рассмотренные в диссер!ации позиции ненасилия выступают как диалогически cooi несенные стратегии жизнетворчесгва.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования. Результаты и материалы проведенного исследования философии ненасилия могут быть использованы при разработке теории и практики планирования гармоничных - ненасильственных - социальных процессов. Взаимообразное соотношение социальной онюлогии и социальной антрополоши способно внести новые конаруктивные положения в социальную философию и практику построения стабильного социального существования.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в возможности их использования для разработки программ совершенствования социальных процессов в ситуации интенсивных противодействий в глобальном пространстве современности. Социально-философский анализ дает возможность основания и оценки современной педа1 огики ненасилия.

Положения, выносимые на защиту.

1. Ненасилие - это феномен, согласно которому не причинение вреда и терпимость являются эффективными способами ор1анизации социальной реальности.

2. Исюрико-философское исследование ненасилия включает «классический период», в котором понятие ненасилие возводилось в непререкаемый абсолют, и неклассический, ко!да ненасилия соотнесено с применением силы.

3. Условием и атрибуюм любой формы ненасилия являася любовь как духовная и социальная ценность.

4. Ненасилие как проблема состоит из принципиальною и прагматического ненасилия.

5. Историческая линия ментальности ненасилия, определяющая конкрешые «ар1ефак1Ы» ею проявления, представляет собой важнейший компонент диалога культур.

6. Ценности ненасилия в их единстве представляют форму организации целое гное I и современно1 о фра1 мен гарно1 о мира.

Апробация исследования. Основные положения диссертации отражены в 12 публикациях по 1еме исследования. В виде научных сообщений ма1ериал диссертации был представлен на 6 Международных (СПб., РГПУ им. А.И.Герцена - 1998, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 г.) и 1 Российской межрегиональной конференции (СПб., РГПУ им. А.И.Герцена, 1997 г.). Ряд аспектов диссертационного исследования был применён при рассмотрении проблем современной культуры в периодической печати Российской Федерации. По материалам диссертационного исследования разработано и организовано при неправительственной организации «Дом сотрудничества с Юнеско» общественное движение «Путь к миру без насилия».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Пряхин, Николай Геннадьевич

Заключение

Осуществленное в диссертации социально-философское исследование ненасилия соединяют в себе общие, особенные и специфические характеристики феномена, сущносшо характеризующего культурную историю человечества.

Философское осмысление природы и функций философии ненасилия потребовало теоретического определения истока и понимания особенное!ей его социально-ценностного функционирования. Такой ход совпадает с интенциями современной социальной философии и философии культуры на понимание состояний культурно-исторического сознания сознания, ментальностей и фактов философии повседневности. В социально-философском исследовании ненасилия актуализирован прежде всего социально-нравственный и экзистенциальный потенциал ненасилия: ненасилие, по словам М.Ганди, выс!упает как «синоним истины».

Актуален «практический фон» идее ненасилия. В зарубежных исследованиях политики ненасильсгвеных действий более тридцаш лет назад предложены почти двести методов организации ненасилия, которые выступают как активная практика социальной организации.

Ненасильственные протесты и убеждения, отказ от сотрудничества (социального, экономического и политического) и ненасильственное вмешательство в политику и социальную жизнь выступают как формы социальной активности и формы сборки субъективности (Джин Шарп). Можно говорить о важнейшем компоненте ненасилия в современной истории. Более того, современное возвышенное и героическое может выступать именно в форме ненасилия.

Поэтому при выполнении работы рассмотрено актуальное присутствие ненасилия как идеала, нормы, ценности в их историческом и актуальном состоянии. Существующая в памят и культуры ценность ненасилия в разных ее актуализациях и особенностях существует как «недостижимый предел» и в этом смысле способна задавать ориентиры социальною поведения 01 истоков кулыуры до современности. Это предполагает именно социально-философский анализ ненасилия в его историко-культурном значении, категориальном статусе и идеальном ориентире общественною поведения.

Важно иметь в виду то, чю ненасилие является место встречи религиозного и светского, мифологического и культурного, Востока и Запада. В чрезвычайно противоречивом современном мире ненасилие выступает как актуальная характеристика «этики дискурса» (Ю.Хабермас) -каждый социально-политический язык содержит в себе ценность ненасилия. Задача последующей социально-философской мысли состоит в том, чтобы ввести ненасилие в актуальное смысловое пространство современности -понять социально-философский статус ненасилия во всей актуальности ею тематизаций.

Сегодня принципы ненасилия не рассматривается в лекционных курсах по истории философии и, как правило, не имеет достаточно полного отражения на страницах соответствующих монографий и статей, возможно, поэтому она не всегда находит своих сторонников. Подобное «выпадение» философии ненасилия из тюля зрения социальной философии имело свои объективные причины, связанные с военными действиям освободительного характера. Однако события последних десятилетий, а так же реакция последующая за ними, со всей очевидностью показали опасность невнимания к идее ненасилия. Современный мир оказался рассогласованным на уровне субстанциальных оснований и потерял форму единого целого. Поэтому действительное развитие сложных и противоречивых идеоло1 ических процессов (например, возникновение контркулыуры) потребовало переоценки ранее сложившихся историко-философских ценностей, в юм числе и философии ненасилия. Ненасилие выступает как одна из актуальных форм современной «сборки субъективности» и «сборки социума»: ненасилие как ценность позволяет собрать вокруг себя мысль и поведение современного человека.

Поэтому актуальность внимания к идее ненасилия вызвано ещё и следующим:

- во-первых, в насюящее время в общее 1ве возникла парадоксальная ситуация: наращивание силы, технологической мощи человечества привели его к такому состоянию, ко1 да оно не только не может реализовать претензии господства над обстоятельствами, а, напротив, попадает под их власть. Субьект исюрии становится заложником орудий массового уничтожения, которые он сам же изобретает (так о «технике как насилии» писали Бердяев и Хайдеггер);

- во-вторых не менее важной проблемой стало нарастание в конце XX нач. XXI века глобального эколотического кризиса, коюрый не может быть осмыслен и по мере сил разрешаем вне принципов ненасильственого отношения людей к природе;

- третьим вопросом является феномен отчуждения, проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной целостности;

- наконец, четвертый компонент актуального роста ценностей ненасилия связан с возможностью осмысления современною человечества как более или менее целостного образования. Только гут - и на фоне всеобщей опасности для всего мира - могут быть намечены юризонты туманистически

215 ориентированного существования человечества.

Особую актуальность тема ненасилия приобретает в спектре проблем, вставших перед современной Россией. Вполне справедливая неудовлетворенность ходом и результатами реформ вызывает у части людей противоположные чувства.

Характерным для умонастроения и дискурса является растущий пессимизм. Увеличивается поток литературы, в которой настойчиво обосновываются частные идеи-ценности (этно-, тео-, лото-, социо-, антропо) центризмов и крайнего индивидуализма». В резулыате, в российской культуре складываются по-разному прочерченные ценностно-смысловые деструктивные программы (во имя: процветания «русского народа», юсподства той или иной веры, всеобщею «равежлва», неограниченной индивидуальной свободы, и кд.), возникают политические силы, проводящие их в жизнь.

Таким образом, неизбежны определённые ограничения человеческой деятельности, ориентированные на выбор только таких возможных сценариев изменения мира, в которых обеспечиваются стратегии выживания. И эти ограничения основываются на определённых социально-нравственных ценностях, понимании приоритета добра, жизни человека, ненасилия.

Антропология ненасилия выступает как место встречи разных стратетий целенаправленного действия субъекюв в социуме. Только социально-философский подход дает возможность соотнести исюрическую археологию антропологии управления, социальную память как сферу сохранения и передачи ценностей ор1 анизации и управления и современные трансформации антропологии управления.

Осуществленный в работе целостный подход к социальной философии ненасилия соотносит в себе компоненты социально-онтологические, деятельностные, ценностные и поведенческие. Социальная онтолотия ненасилия соотнесена с социально-символическим универсумом и функционированием дискурсивных практик, в которых ненасилие тематизировано. Так можно понять ненасилие в ето сингулярности: общие закономерности становления и культурного присутствия могут быть проявлены в конкретной ситуации неповторимым образом. Такое представление дает возможность обратиться к творческому и про1 ностическому компонентам ненасилия управления, без которого общество уграчивае г возможности гармонизирующего существования.

Ненасилие в наше время становится исторической необходимостью -мутации насилия в течение XX века вынуждают человечество к объединенной борьбе за существование жизни на нашей планете против коллективной

1ибели. Ненасилие несет в себе зачатки новой истории, оно способно направить человечество в новом направлении. XXI век будет веком ненасилия или его не будет вовсе.

Для социальной философии важно выс1 роить консфуктивно-кригическое отношение к ненасилию. При этом важно понимание тою, что ненасилие глубинно фундировано антропологией жизненного мира. И в свою очередь ценности и идеи ненасилия оказывают мощное влияние на формирование социальных идеалов, норм и стратегий понимания. Ценности идеи ненасилия должны быть введены в научно фундированные профаммы социальной жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пряхин, Николай Геннадьевич, 2006 год

1. Аврелий Марк. К себе самому. - М.: Алегейа, Новый Акрополь, 1998. - 224 с.

2. Атафонов Н., прот. Победа над смертью. Неприкаянное юродство простых историй. СПб., 2005. - 350 с.

3. Активное ненасилие: Как правильно провести акцию протеста. М.: Права человека, 2003. - 70 с.

4. Александров И. Космический феномен человека: человек в ангропном мире. М.: АГАР, 1999.-432 с.

5. Алкеева Т.М. Таинство человеческо! о бытия. Минск: ВЕДЫ, 1997. - 93 с.

6. Альберт Швейцер великий 1уманист XX века. Воспоминания и статьи. -М.: Наука, 1970.-480 с.

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педаготике. М., 1996.-494 с.

8. Антология мировой философии: в 4 г. М.: Мысль 1969. Т. 1: Философия древности и средневековья, ч. 1. - 576 с.

9. Антология ненасилия: пер. с англ. Бостон: Моск. журн., 1992. - 254 с. Ю.Антонова К.А. Очерки общественных отношений и политического строя

10. Монюльской Индии времен Абкара (1556-1605 гг.). М.: Изд-во Ан СССР, 1952.-283 с.11 .Антропология насилия / Отв. Ред. В.В.Бочаров и В.А.Тишков. СПб.: Наука 2001.- 532 с.

11. Анчел Е. Этос и история: пер. с венг. М.: Мысль, 1983. - 340 с.

12. Апресян Р.Г. Сила и насилие слова//Человек, 1997, Ы5.-С. 133-137. Н.Арефьев М.А. Этика русского анархизма / М.А. Арефьев, А.Г. Давыденкова,

13. И Д. Осипов // Мысль. Ежегодник Санкт-Пегербургской ассоциации философов. Философия морали: теория и история. СПб., 1999. - С. 55-61. 15. Аснер П. С. Насилие и мир: От атомной бомбы до этнической чиаки: пер. с фр. - СПб.: Всемирное слово, 1999. - 352 с.

14. Базулева Т. Л. Искание Бога, или Трансцендентальные мотивы философии Н. Кузанского // Метафизические исследования. СПб., 1999. № 10. С. 35 -36.

15. П.Бакунин М.А. Избранные философские сочинения. М.: Мысль, 1987. - 573 с.

16. Бауман Г. Европейская культура: ориентация и свобода // Культуролог ические чтения. Вып. 1. СПб., 2005. - С. 88 - 96.

17. Бек У. Общество риска. М.: Прогресс-традиция, 2000. - 384 с.

18. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения: в 2 1. М.: Госполи гиздат, 1948. - Т. 2. - 595 с.

19. Бердюгина Л. А. Опыт универсального культурного синтеза. Оптимистический гуманизм А.Швейцера // Акиндинова Т.А., Бердюгина Л.А. Новые грани старых иллюзий. Л., 1984.-С. 20-31.

20. Беседы и суждения Конфуция. СПб.: Кристалл, 2001. - 1120 с.

21. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1997.-403 с.

22. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту / пер. с фр. Н.Суслова. -Екатеринбург, 2006. 196 с.

23. Бочаров В.В. Интеллигенция и насилие: социально-ан фонологический аспект // Антропология насилия. СПб.: Наука, 2001. - С. 55 - 61.

24. Брагинский В.И. Традиционная эстетика Востока «Бытие - культура» (Вместо предисловия) // Эстетика бытия и эстетика текста в кулыурах средневекового Востока. - М., 1995. - С. 3 - 8.

25. Бра1ченко С.Л. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. СПб.: Алеф, 1999. - 60 с.

26. Бродский И. Меньше единицы. Нью-Йорк, 1985. - 80 с.

27. Брок П. Отношение к ненасилию в пацифистских сек 1 ах в Средние века и раннее Новое время // Ненасилие как мировоззрение и образ жизни. М., 2000. - С. 39-59.

28. Булгаков С. Сочинения: в 2 т. СПб.: ИНАПРЕСС, 1999. - Т 1. -415 с.

29. Булгаков С. Сочинения: в 2 т. СПб.: ИНАПРЕСС, 1999. - Т 2.-400 с.

30. Булгаков С. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.-415 с.

31. Бурба Д. Толстой и Индия: Прикосновение к сокровенному. СПб.: Фэн-шуй центр, 2000. - 231 с.

32. Буслакова Т.П. Творчество Л.Н.Толстою в оценке русской кршики рубежа XIX XX веков: авгореф. дис. .канд. филос. наук. - М., 1990-24 с.

33. Бхагава1-Гита. М.: Б. и., 1991. - 63 с.

34. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.; М.: Питер, 2000. - 352 с.

35. Валицкая А.П. О гуманизме как традиции русской культуры // Диалоги о гуманизме. СПб., 1992. - С. 3-10.

36. Варава В.В. Эгика неприятия смерти. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. унта, 2005.-237 с.

37. Виц В.В. Демокрит. М.: Мысль, 1979.-212 с.

38. Власова O.A. Ашипсихиатрия: становление и развитие. М.: Союз, 2006. -218 с.

39. Ганди М.К. Автобиография. М., 1959.

40. Ганди М.К. Моя жизнь: пер. с англ. М.: Наука, 1969. - 612 с.

41. Гегель Г. В-Ф. Сочинения: в 14 т. М.; Л.: Наука, 1929-1958. - Т. 10.-400 с.

42. Гелих О.Я. Управление и насилие: социально-философский анализ. СПб.: Кн. дом, 2004. - 3267с.

43. Георгиев Ю.Ф. Проблема бессознательного в социальной антропологии // Очерки социальной антропологии СПб., 1999. С. 85 - 94.

44. Голубев А.К. Единство Вселенной. СПб.: Алтейя, 1999. - 32 с.

45. Горев A.B. Махатма Ганди. М.: Международные отношения, 1984. - 320 с.

46. Грекова Т.И. Странная вера доктора Швейцера. М., 1985. - 205 с.

47. Грякалов A.A. Письмо и событие. СПб.: Наука, 2004. - 486 с.

48. Грякалов A.A. Философский образ мира и образование // Вес г ник СевероЗападного отделения Российской академии образования. СПб., 1998. С. 76 -83.

49. Гуманис1ические ценности европейских цивилизаций и проблемы современною мира. СПб, 1998. - 564 с.

50. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. - 350 с.

51. Гусейнов A.A. Золоюе правило нравственности. 2-е. Изд. М.: Молодая Гвардия, 1982.-208 с.

52. Гусейнов A.A. Эжка ненасилия // Вопросы философии, 1993, N 3. С. 71-81.

53. Дао. Гармония мира. М.; Харьков: Эксмо-Пресс, 2000. - 860 с.

54. Даосизм: поиск бессмертия и свободы. Фрагменты из сборника древнекитайских текстов // Реверс. Философско-религиозный и литературный альманах / Вступительная статья, перевод, комментарии Е.А.Торчинова. Вып. 1. СПб, 1992. - С. 20 - 35.

55. Датта Д. Философия Махатмы Ганди: пер с англ. М.: Иностр. лит., 1959. -149 с.

56. Дебор Г. Общество спектакля. М.: Лотос, 2000. - 183 с.

57. Делёз. Ницше. СПб.: Аксиома, 1998. - 186 с.

58. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. - С. 41 - 58.

59. Добротолюбие. Т. 2. Свято-Троицкая Серт иева Лавра, 1992. - 601 с.

60. Достоевский Ф.М. Записки из мертвою дома; Записки из подполья; Вечный муж; Короткая. Л.: Лениздат, 1990. 573 с.

61. Древнекитайская философия: 2-х т. М.: Иностр. лит., 1980.

62. Дутлас Мери. Чистота и опасность. М.: Кучково поле, 2000. - 288 с.

63. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Дюркгейм Э. Меюд социологии. М., 1991.-С. 75-80.

64. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. -СПб.: Наука, 1998.-511 с.

65. Емельянов Б.В. Толерантность по-русски: многообразие в единстве // Личность и мир, 2003. № 10. С. 18-20.

66. Емельянов Б.В.Этюды о русской философии. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995.-263 с.

67. Емельянов В.В. Философские аспекты изучения кулыур Древнею Восюка // Культуроло!ические чтения. Научно-теоретический альманах. Вып. 1. -СПб., 2005. С. 50-55.

68. Ермакова Т.В. Буддийский путь нравственности: преодоление аффектов // Мысль. Ежегодник Санкт-Петербургской ассоциации философов. Философия морали: теория и история. СПб., 1999.

69. Ермолаев С.И. Л.Н.Толстой обличитель войны. Саратов, 1960.-360 с.

70. Живое предание (Православие в современности). М.: Свято-Филаретская православная школа, 1997. - 228 с.

71. Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое лит. Обозрение, 2000. -400 с.74.3авадская Е.В. Альберт Швейцер о восточной философии // Альберт

72. Швейцер великий гуманист XX века. - М., 1970. - С. 190-197.

73. Законы Ману. М.: Вост. Литература, 1960. - 361 с.76.3еньковский В.В. История русской философии. Сочинения: в 2 т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

74. Иванов Д.Б. Современные теоретические модели глобализации: акцент на культуре // Культурологические чтения. Научно-теоретический альманах. Вып 1.СП6., 2005.-С. 110-115.

75. Иванова Н.В. Проблема вины в русской этической мысли (на материале русской художественной литературы XIX века): автореф. дис. .канд. филос. наук. СПб., 2005.

76. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987. - 205 с.

77. Иконникова С.Н. Нравственный идеал и его отношение к действительности: автореф. дис. канд. философ, наук. Л., 1963.

78. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.-470 с.

79. Ильин И.A. Pro et contra. Личность и творчество Ивана Ильина в воспоминаниях, документах и оценках русских мыслителей и исследователей. СПб., 2004. - 895 с.

80. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. М., 1995. - 540 с.

81. Ильин И.А. О сопротивлению злу силою // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. -ML: Русская книга, 1995. Т. 5.- С. 31-221.

82. Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX первая половина XX в. - М.: Кнша, 1990.-С. 118-140.

83. История философии. Т. 1. М., 1967.

84. Исупов К.Г. Исторические уроки гуманизма // Диалоги о гуманизме. СПб., 1992. С. 44-54.

85. Исупов К.Г. С. Чары троянского наследия: Лев Толстой в пространстве приязни и неприятия. // Лев Толстой: pro et contra. Личность и творчество Льва Толстою в оценке русских мыслшелей и исследовагелей. СПб., 2000. - С. 7-30.

86. Каменский З.А. Философия славянофилов. И.Киреевский и А.Хомяков. -СПб.: Русский христианский немецкий институт, 2003. 533 с.

87. Капто А.С. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. М., 1990. -499 с.

88. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб.: Ивана Лимбаха, 1996. -386 с.

89. Карцушин В.А Предисловие // Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. -С.5-29.

90. Карцушин В.А. Философия культуры А.Швейцера // Швейцер А. великий гуманист XX века. - М., 1970. - С. 169-189.

91. Кинг М.Л. Любите враюв ваших // Вопросы философии, 1992, № 3. С. 6671.

92. Книга Экклесиаста. М.: Экмо-Пресс, 2000. - 380 с.

93. Кобзев А.И. Особенности философской и научной меюдологии в традиционном Китае // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. -С. 25 - 29.

94. Козловски П. Культура постмодерна. (Философия на пороге нового тысячелетия). М.: Республика, 1997. - 240 с.

95. Колосова В.О. Русские философы в эмш рации о войне, мире и ненасилии // Ненасилие как мировоззрение и образ жизни. (Исторический ракурс). М., 2000.-С. 193-194.

96. Комаров Э.Н. Мировоззрение М.Ганди. М.: Наука, 1969. - 235 с.

97. Конфуций. Уроки мудрости. М.: Харьков: Эксмо-Пресс, 2000. - 956 с.

98. Корельский, Игорь Владимирович. Ненасилие, как политическая технолотия решения конфликтов: зарубежный опыт и традиции: автореф. дис.к. полиг. н. М., 2001. - 22 с.

99. Корнеюв Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. -М.: ИТПИМИО, 1993. 135 с.

100. Кугай А.И. Насилие в контексте современной культуры: автореф. дис. . докт. филос. наук. СПб., 2000. - 54 с.

101. Л.Н.Толстой: pro et contra. Личность и творчество Льва Толстою в оценке русских мыслителей и исследователей / Сост., всгуи. ст., коммент. и библиоф. К.Г.Исупова. СПб.: РХГИ, 2000. - 984 с.

102. Лахман Р. Исторический дискурс Достоевского // Русская лтература и медицина. Тело, предписания и социальная практика. М., 2005. - С. 156 -157.

103. Леонтьев К.Н. Избранное. М.: Московский рабочий, 1993. - 399 с

104. Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинений в 12 томах. СПб., 2004. - Т. 6. - 607 с.

105. Литман А.Д. Современная индийская философия. М., 1985. - 395 с.

106. Лурье С.Я. Демокрит. Л.: Наука, 1970. - 664 с.

107. Майоров Г. Г. Северин Боэций и его роль в западно-европейской культуре // Вопросы философии. 1981. № 4.

108. Макиавелли Николо. Государь. Минск: Харвест, 2004. - 704 с.

109. Маркиз де Сад. Жюльетта: Роман. Том 1. М.: НИК, 1992. - 544 с.

110. Марков Б.В. Культурология и философская антропология // Культурологические чтения. Научно-1еоретический альманах. Выи. 1. -СПб.,2005.-С. 61-68.

111. Маршадье Б. Христианский гуманизм в «Трех Разговорах» В.С.Соловьева. Пер. с фр. Б.Г.Соколова // Мысль Ежегодник Санкг-Петербургской ассоциации философов. Философия морали: теория и исюрия. СПб., 1999. - С. 44 - 55.

112. Материалисты Древней Греции. М.: Наука, 1955. - 350 с.

113. Матич О. Поздний Толстой и Блок: попутчики по вырождению // Русская литература и медицина. Тело, предписания, социальная практика. М., 2005. -С. 38-46.

114. Медведева И., Шишова Т. Оружие эпохи постмодерна // Наш современник, 2006. №3. С. 146-159.

115. Мень Александр, протоиерей. «Богословие» Льва Толе юг о и христианство // Лев Толстой. Четвероевангелие. Соединение и перевод четырех Евангелий. М., 2002. - С. 747 - 763.

116. Минкинен Л.Д. Онтологические и теоретико-познавательные основания этического идеала: автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 2006. - 23 с.

117. Михайловский Н.К. Герои и толпа. Избранные труды по социологии. -СПб.: Наука, 1998.-420 с.

118. Момарова Н.И. Насилие ненасилие в современном образовании (или педагогика ненасилия как философская проблема). - Новосибирск: Изд -во СО РАН, 2004. - 260 с.

119. Мур Д. Природа моральной философии. М: Республика, 1999. - 349 с.

120. Ненасилие как мировоззрение и образ жизни. (Исторический ракурс). -М., 2000.-301 с.

121. Ненасилие как образ жизни: Сб. научных статей и материалов XXV Междунар. науч. практ. конф. по проблемам педагогики ненасилия,

122. Санкт-Паербург, 15 апреля, 2004 г.). СПб.: 67 гимназия: verba magistii, 2004. - 506 с.

123. Ненасилие: философия, этика, поли гика. М.: Наука, 1993. - 188 с.

124. Ницше Ф. Собрание сочинений: в 2 т. М.: Наука, 1996.

125. Новичкова Г.А. Историко-философские очерки западной педагошческой ашрополо1 ии. М., 2001. 140 с.

126. Овчинникова Е.А. Этическая мысль русского просвещения // Мысль. Ежеюдник Санк1-Петербургской ассоциации философов. Философия морали: теория и история. СПб., 1999. - С. 61 - 67.

127. Одоевский В.Ф. Русские ночи: роман. М.: Тера - Книжный клуб, 1992. — 492 с.

128. Очерки социальной антропологии. СПб.: ТОО ТК"Петрополис" 1995. — 153 с.

129. Павлова Т.А. Концепция ненасилия в публицистике А.Солженицына (60-е начало 80-х годов) // Ненасилие как мировоззрение и образ жизни. - М.; СПб: 67 гимназия: verba magistri, 2000. - С. 210 - 214.

130. Первая помощь при насилии. Пособие для учителей и воспитателей по ненасильственному разрешению конфликтов в работе с даьми и молодежью. СПб.: Сударыня, 2005. - 254 с.

131. Пигров К.С. Социальная антропология как система // Очерки социальной антропологии. СПб., 1996. -С. 51-63.

132. Платон. Сочинения: в 3-х т. М.: Наука, 1968-1972.

133. Поддубный В.К. Внешнеполитические взгляды М.Ганди.- М.: Иностр. лит., 1979.-210 с.

134. Подорога В. Метафизика ландшафта: Коммуникативные CTpaiei ии в философской культуре XIX XX вв. - М.: Наука, 1993. - 317 с.

135. Пушкин в русской философской критике. Конец XIX первая половина XX в. М., 1990.-220 с.

136. Радхакришнан С. Индийская философия: в 2-х п. М., 1993.

137. Рахманалиев Р. Книги Маркиза де Сада в 1ворческом сознании великих художников и мысли гелей XX века // Маркиз де Сад. Жюльетта: Роман. Том1.-М.: НИК, 1992.-С. 3-6.

138. Реверс. Философско-религиозный и литературный альманах / Вступительная сгагья, перевод, комментарии Е.А.Торчинова. Вып. 1. СПб, 1992.-350 с.

139. Рожанский И. Д. Античный человек // Кулыурный переворот в древней Греции. М., 1991. - С. 280 - 281.

140. Розанов В.В. Литературные изг напники. СПб.: Аг-раф, 2000. - 361 с.

141. Розанов В.В. Люди лунного света. М.: Правда, 1990. - 350 с.

142. Розанов В.В. Номинализм в христианстве. СПб., 2000.-549 с.

143. Розанов В.В. Около церковных стен. СПб.: Альфа, 2000. - 440 с.

144. Розанов В.В. Религия и культура. М.: Правда, 1990. - 634 с.

145. Романенко И. Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии. СПб., Изд-во РХГИ, 2002. - 670 с.

146. Романов Б.С. Повесть об апостолах, Понтии Пилате и Симоне маге. -СПб.: Искусство-СПб, 1999. 222 с.

147. Русская литература и медицина. Тело, предписания, социальная практика. М., 2005.

148. Савченкова Н.М. Рецептивная эпоха и человек чувствующий // Культурологические чтения. Вып. СПб., 2005.

149. Сартр Жан-Поль. Тошнота. СПб.: Азбука-классика, 2003. - 256 с.

150. Святого Иоанна Кассиана обозрение духовной брани // Добротолюбие. Т.

151. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. С. 23 - 90.

152. Сдвижков Д.А. Идеи ненасилия в образованных кругах Германии и России накануне первой мировой войны // Ненасилие как мировоззрение и образ жизни. (Исторический ракурс). М., 2000. - С. 36-48.

153. Семлен Ж. Выход из насилия: способность человека противостоять насилию // Глобальные и общечеловеческие ценности. М., 1990. - С. 76 -85.

154. Силуянова И.В. Нравственная тнполо1ия профессиональной биомедицинской этики // Наука философия - религия: в поисках общею знамена 1еля. - М., 2003. С. 260 - 278.

155. Синеокая Ю. Философия Ницше в России. М.: Наука, 1996. - 340 с.

156. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / Под ред. В.А.Слааенина. М.: Academa, 2000. 216 с.

157. Сковорода Г.С. Избранное. М.: Художественная литераiypa, 1972. - 231 с.

158. Сковорода Г.С. Сочинения. Минск: Современный литерагор, 1999. - 703 с.

159. Соловьев B.C. Собрание сочинений: в 2 т. М.: Мысль, 1988. - Т. 2. -824 с.

160. Соловьев B.C. Судьба Пушкина // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX первая половина XX в. - М., 1990. - С. 110 - 130.

161. Справедливость и ненасилие: российский контекст. Великий Новгород: Новгородский межрегиональный институт общественных наук, 2005. - 183 с.

162. Станкевич Н.В. Переписка. М.: Кн. Издательство Центр.-Черноземн. района, 1988.-271 с.

163. Сгепанянц М. Философия ненасилия: уроки гандизма. М., 1992. - 350 с.

164. Ступаков Г.П. В мире единства. М.: Универсум, 1998. - 124 с.

165. Сухарев В.А. Психолот ия добра и зла. Донецк: Сталкер, 1998. - 411 с.

166. Тагор Р. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Художественная литература, 1981.

167. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Республика, 1989. - 351 с.

168. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Прогресс, 1965. - 296 с.

169. Ткаченко Г.Л. Офажение традиционных представлений о космосе в китайском тексте III в. до н.э. // Эстетика бытия и эстетика текста в кулыурах средневеково1 о Востока. М., 1999. - С. 5 - 9.

170. Тойч Ч.К. Духовный разум. М.: Свег Джоэл, 1998. - 132 с.

171. Толстой и ненасилие: Материалы Всерос. конф. Москва, июнь, 1995 г. -М.: Слав, шк., 1995.-55 с.

172. Толстой Л.Ы. Избранные философские произведения. М.: Просвещение. 1992.-528 с.

173. Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении. М.: Эксмо, 2002. - 1040 с.

174. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993.-431 с.

175. Толстой Л.Н. Четвероевангелие. М.: Эксмо, 2002. - 768 с.

176. Толстой Л.Н. Что такое искусство? М.: Алеф, 1993. - 69 с.

177. Topo Г. Д. Высшие законы. М.: Республика, 2001.-412 с.

178. Тульчинский Г.Л. Современные факторы кульгуро1енеза // Культурологические чтения. Вып. 1. СПб., 2005. С. 75 - 87.

179. Устьянцева Г.Г. Проблема человека в современном мире. Саратов: СГУ,1999.-29 с.

180. Ферейра Р. В лабиринте человеческих добродетелей и пороков // Личность и мир, 2003. № 10. С. 10-17.

181. Флоренский П. Общечеловеческие корни идеализма. М.: Правда, 1999. -358 с.

182. Флоренский П. Столп и утверждение Истины. СПб.: Арем, 1993.-460 с.

183. Фрайер П.Г. А. Швейцер. Картина жизни. М., 1984.-407 с

184. Франк С.Л. Ницше и этика «любви к дальнему» // Франк С.Л. Сочинения. -М., 1990. С. 90- 140.

185. Хомяков М.Б. Толерантность и современная цивилизация // Личность и мир, 2003. № 10.-С. 11 -12.

186. Цветочки славного миссионера Франциска и его братьев. СПб.: Нева.2000. 480 с.

187. Цвык В.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А.Ильина. М., 1997.- 111 с.

188. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.: Правда, 1991. - 557 с.

189. Чапеджи С., Дагга Д. Введение в индийскую философию. М.: Наука, 1959.-400 с.

190. Чумакова Т.В. Нравственный опыт в книжности Древней Руси // Мысль. Ежегодник Санкг-Паербургской ассоциации философов. Философия морали: теория и история. СПб., 1999. - С. 121-125.

191. Шапшило И. С. Социальный прогресс и глобальные проблемы современноеги. М.: РЗИТЛП, 1999. - 48 с.

192. Шарп Д. Ненасильственная борьба: лучшее средство решения осгрых политических и этнических конфликтов? // Этическая мысль: Научно-публицисгич. чтения. 1991. М.: Республика, 1992. - С. 200-207.

193. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: пер. с нем. М.: Прогресс, 1992. -572 с.

194. Швейцер А. Жизнь и мысли: пер. с нем. М.: Республика, 1996. - 527 с.

195. Швейцер А. Культура и этика: пер с нем. М.: Прогресс, 1973. - 343 с.

196. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры: Избранное: пер. с нем. М.: Прометей, 1993. - 511 с.

197. Щепанская Т.Б. Зоны насилия (на материалах русской сельской и современных субкультурных традиций) // Антропология насилия. СПб., 2001.-С. 38-49.

198. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Кнша перемен». М.: Русское книжное общество, 1993. - 383 с.

199. Эджертон У. Загадка влияния учения Л.Толстого на мировое сообщество // Ненасилие как мировоззрение и образ жизни. (Исторический ракурс). М., 2000.-С. 10-19.

200. Эмерсон Р. О доверии к себе. М.: Посредник для интеллигентных читателей, 1900. - 16 с.

201. Этическая мысль: Науч.-публициск чгения. 1991. М.: Республика, 1992. - 446 с.

202. Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Jlao-Цзы и его учение. М.: Иностр. лит., 1950. - 370 с.

203. Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. - 116 с.

204. Jameson F. Signatures of the visible. New York: Routledge, 1990. - 370 c.

205. Sharp G. The Politics of Nonviolent Action. Boston: Porter Sargent, 1973.450 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.