Ценностное и праксиологическое содержание концептов "насилие" и "ненасилие" в современной социальной философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Жданкин, Владимир Александрович

  • Жданкин, Владимир Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 134
Жданкин, Владимир Александрович. Ценностное и праксиологическое содержание концептов "насилие" и "ненасилие" в современной социальной философии: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Воронеж. 2010. 134 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Жданкин, Владимир Александрович

СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

О ^ Научный руководитель: у доктор философских наук, доцент Перевозчикова Л.С.

Воронеж

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1. Насилие и ненасилие в системе категорий социальной философии.

§ 1. Сила как концептуальный исток понятий «насилие» и ненасилие».

§ 2. Насилие и ненасилие в описательно-оценочных суждениях.

Глава 2. Насилие и ненасилие в контексте философских учений о сверхиндивидуальных началах социума.

§ 1. Насилие и ненасилие в реалистической (идеалистической) модели социальной реальности.

§ 2. Насилие и ненасилие в натуралистической (виталистической) модели социального.

Глава 3 Насилие и ненасилие в индивидуалистической концепции социального.

§ 1. Принуждение/насилие как осуществление свободы индивидов.

§ 2. Границы принуждения и насилия в индивидуалистической модели социального.

§ 3. Ненасилие в аксиологическом и праксиологическом измерениях деятельности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценностное и праксиологическое содержание концептов "насилие" и "ненасилие" в современной социальной философии»

Актуальность темы исследования. Появление концептов «насилие» и «ненасилие» в системе категорий социальной философии является результатом философского осмысления проблемы пределов человеческой деятельности, меры и полноты её осуществления в социуме. Эта тема всегда привлекала к себе внимание специалистов-гуманитариев. В настоящее время она не только не утратила своей актуальности, но и оказалась ещё более востребованной в связи с тем колоссальным увеличением масштабов насилия, которым отмечен новейший период человеческой истории.

Российское общество, к сожалению, не осталось в стороне от этого процесса. Имея при себе социокультурный багаж советской эпохи, связанный с терпимым отношением к насильственным формам социального взаимодействия, современная Россия попыталась усвоить относительно новые для себя либеральные стандарты общественной жизни. В результате заявленные цели насилия стали более утилитарными и эгоистичными, а его количественные показатели не только не снизились, но и начали демонстрировать стабильную тенденцию к увеличению.

При этом обращает на себя внимание высокий уровень жестокости криминального насилия, разворачивавшегося в России в течение последних двух десятилетий. Наиболее заметное место в перечне его проявлений занимают преступления, связанные с деятельностью международных террористических сообществ. Организованные их представителями террористические акты, по своим целям и последствиям больше похожие на военные операции, вызвали чрезвычайно широкий резонанс не только в России, но и во всём мире.

Выбор средств противодействия международному терроризму, осуществляющийся на фоне мультикультурализма современности, наполняет новым жизненно-практическим содержанием традиционные философские дискуссии о допустимости нравственного применения насилия и о праксиологическом потенциале ненасилия.

С точки зрения поиска теоретических оснований этого выбора представляется актуальным проведение исследования ценностного и праксиологического содержания концептов «насилие» и «ненасилие» в современной социальной философии.

Социально-философская линия анализа насилия и ненасилия располагается в общем контексте социально-онтологической проблемы соотношения бытия (как бытия-в-себе) и деятельности. Модели бытия и деятельности, выработанные философией на протяжении своего исторического развития, легко обнаруживают своё присутствие в культурных программах традиционного и индустриального обществ. Мозаика их взаимных контактов со второй половины XX века дополняется новым типом культуры - культурой информационного общества. Её мировоззренческое кредо определяется радикальным разрывом между бытием и деятельностью. В результате бытие, традиционно направлявшее потоки человеческого активизма, постепенно начинает утрачивать свой целесозидающий статус. Деятельность становится для самой себя и целью, и средством, а свойственная человеку устремлённость к действию всё чаще находит свое выражение в игровых поведенческих формах.

На этом фоне насилие и ненасилие предстают в качестве явлений, серьёзный интерес к которым маркирует интенцию восстановления разорванной связи бытия и деятельности, деятеля и действия, разворачивая сознание человека от неподлинного, виртуального, игрового к подлинному, бытийственному, серьёзному и, соответственно, социально и экзистенциально значимому. Насилие и ненасилие можно критиковать, но их сложно игнорировать.

Будучи действиями, совершение которых ставит личность и общество перед вопросом о пределах человеческого активизма как такового, насилие и ненасилие высвечивают два пути, посредством которых бытие оказывает влияние на деятельность - ценностный (через прояснение целей действия) и праксиологический (через лишение деятеля способности к действию). Соотношение ценностного (во всём его многообразии) и праксиологического в конечном счёте определяет характер и форму взаимодействия социальных субъектов и оказывает непосредственное влияние на процесс воспроизводства социальной жизни. В данном контексте изучение феноменов насилия и ненасилия, сочетающих в себе деятельностное и нормативное, позволяет уловить общую ритмику процесса «материализации» (или «развоплощения») ценностного, обнаруживающего себя как в действиях отдельных индивидов, так и в логике исторического движения социальных общностей.

В качестве ценностно-нагруженных понятий концепты «насилие» и «ненасилие» раскрываются в двух аспектах - субъективно-личностном и социальном. Субъективно-личностный план исследуемых феноменов достаточно полно представлен в философской литературе. Социальный же ракурс насилия и ненасилия изучен значительно слабее. Данное обстоятельство и обусловливает актуальность социально-философского анализа ценностного и праксиологического содержания концептов «насилие» и «ненасилие», проведённого в рамках настоящей диссертации.

Степень разработанности темы. Корпус литературы по теме диссертации условно может быть разделён на три блока. Первый из них составляют тексты, использованные при характеристике концептуальных истоков понятий насилия и ненасилия. В их число вошли сочинения Аристотеля, X. Арендт, И. Канта, Д. Локка, Б. Спинозы, Э. Фромма, а также работы А. Басса, JI. Берковитца, Р. Бэрона, А. Бэттлера, М.Д. Гаралевой, Р. Глюксмана, Ж. Госса, А.Е. Зимбули, Е.К. Краснухиной, А.П. Назаретяна, А.В. Очировой, Р.Н. Павельева, Д. Ричардсон, X. Хофмайстера, Д. Шарпа, Ю. Шрейдера.

При исследовании лингвистических аспектов процесса оформления изучаемых концептов в качестве понятий социальной философии автор обращался к работам А. Бэттлера, Ж. Госса, С.В. Девяткина, А.В. Дмитриева, И.Ю. Залысина, А.И. Кугая.

Второй блок источников по теме исследования составили работы, связанные с прояснением социально-философского содержания концептов «насилие» и «ненасилие». Проблема насилия в рамках данного блока представлена сочинениями X. Арендт, Р. Арона, Н.А. Бердяева, Г. Гегеля, Н.

Макиавелли, К. Маркса, К. Лоренца, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, B.C. Соловьёва, Ж. Сореля, Ф. Энгельса, К. Ясперса, а из современных авторов - трудами О.В. Башкатова, О.Я. Гелиха, А.В. Глуховой, В.В. Денисова, Р.Н. Ибрагимова, В.В. Кафтана, Г.Н. Киреева, Н.И. Китаева, Г.И. Козырева, А.И. Кугая, Л.Я. Курочкиной, В.В. Остроухова, К.С. Пигрова, В.В. Савчука, В.В. Серебрянникова, О.Ю. Тевлюковой, В.А. Тишкова, Э. Тоффлера и др.

Изучение социально-философских аспектов ненасилия было связано с обращением к сочинениям М. Ганди, М.Л. Кинга, а также к работам Л.П. Буевой, Л.Н. Вшивцевой, И.В. Корельского, Н.И. Макаровой, Н.В. Наливайко, П. Патфорд, Н.Г. Пряхина, Н.Ф. Рахманкуловой и др.

В контексте использования метода феноменологии, применённого при определении способов вкладывания оценочного смысла в содержание понятий насилия и ненасилия, существенный интерес для диссертанта представляли исследования, связанные с вопросами феноменологической перестройки методологии социального познания. К этой группе источников можно отнести работы В.В. Инютина, К.С. Пигрова, В.Н. Пристенского, А. Шюца. При исследовании особенностей отдельных моделей социальной реальности автор обращался к сочинениям Аврелия Августина, М. Вебера, Р. Декарта, Д. Дьюи, Р. Жирара, Г. Маркузе, С.Л. Франка, 3. Фрейда, М. Фуко, М. Хайдеггера. Внести уточнения в сложившуюся картину позволили историко-философские труды Е.М. Амелиной, О.Я. Гелиха, Г.А. Гребневой, Д. Датта, И.И. Евлампьева, Э. Жильсона, А.Ф. Замалеева, В. Зеньковского, В.Г. Коровникова, А.Д. Литмана, Н.О. Лосского, Е.Д. Мелешко, В.К. Никитина, С.М. Пекарской, А.И. Пигалева, Б. Рассела, М.Т. Степанянц, Л.Н. Столовича, А.А. Столярова, а также работы по социальной философии П.В. Алексеева, В.Е. Кемерова, А.В. Магуна, К.Х. Момджяна, А.А. Радугина, B.C. Рахманина.

Третья, заключительная группа источников объединяет в себе тексты, использованные при определении ценностного смысла насилия и ненасилия. В этот список вошли сочинения Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, И. Канта, М.Л. Кинга, Н.О. Лосского, Ф. Ницше, B.C. Соловьёва, Л.Н. Толстого, Г. Торо, С.Л. Франка, А. Швейцера, М. Шелера, а также работы Р.Г. Апресяна, В.В. Варавы,

А.В. Говорухиной, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, А.А. Ивина, М.С. Кагана, Б.Г. Капустина, А.С. Кравеца, Ю.О. Маликовой, J1.C. Мамута, В.Н. Назарова, JI.C. Перевозчиковой, В.В. Перервы, Г.Ф. Перервы, В.П. Римского, И.Д. Черноусовой, Г.Х. Шингарова и др.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают проявления насилия и ненасилия в истории общества. Предметом исследования является ценностное и праксиологическое содержание концептов «насилие» и «ненасилие».

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в проведении социально-философского анализа ценностного и праксиологического содержания концептов «насилие» и «ненасилие».

Реализация данной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

-исследование активно-деятельностной природы насилия и ненасилия; -рассмотрение способов вкладывания ценностного смысла в содержание концептов «насилие» и «ненасилие» (прояснение теоретико-методологического значения ценностно-ориентированной (социально-этической) парадигмы анализа социальных феноменов насилия и ненасилия);

-раскрытие ценностного и праксиологического содержания понятий «насилие» и «ненасилие» в различных моделях социальной реальности.

Теоретико-методологической основой исследования является ценностно-ориентированная (социально-этическая) парадигма анализа социальных феноменов, а также общефилософские принципы системности, историзма, объективности, конкретности, единства исторического и логического.

Концептуальные истоки понятий насилия и ненасилия устанавливались диссертантом на основе использования герменевтического метода.

Способы вкладывания ценностного смысла в содержание изучаемых концептов были определены посредством обращения к феноменологическому методу.

Методологическую базу исследования ценностного и праксиологического содержания понятий насилия и ненасилия в философских моделях социальной реальности составили аналитический, синтетический и компаративистский методы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что на основе ценностно-ориентированной (социально-этической) парадигмы анализа феноменов насилия и ненасилия:

-предпринята попытка согласовать существующие социально-философские и этические парадигмы насилия и ненасилия и выработать целостный взгляд на их проявления в общественной жизни;

-насилие и ненасилие представлены как две противоположные разновидности социального активизма и раскрыты специфические особенности каждого из этих социальных феноменов;

-проводится обоснование идеи, что в социальном взаимодействии и отношениях насилие и ненасилие не могут существовать в качестве аксиологически-нейтральных феноменов, поэтому интерпретация концептов «насилие» и «ненасилие» предполагает учет аксиологических контекстов;

-показаны основные пути вкладывания ценностного смысла в содержание концептов «насилие» и «ненасилие»;

-определены условия степени полноты ценностного содержания концептов «насилие» и «ненасилие»;

-рассмотрены социально-онтологические основания эффективности принуждения, насилия и ненасилия;

-уточнено соотношение ценностного и праксиологического содержания в насилии и ненасилии, осуществляющихся в различных моделях социальной реальности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концепты «насилие» и «ненасилие» фиксируют две противоположные разновидности социального активизма. Насилие представляет собой избыточное принуждение, мера избыточности которого определяется аксиологическим контекстом, связанным с социокультурной принадлежностью принуждаемого субъекта. Ненасилие раскрывается двойственным образом: а) как убеждающее действие, не являющееся актом принуждения, б) как принуждающая акция, ориентированная на социокультурно-обусловленную оценку субъектом ограничения его внешней свободы.

2. Представление об эффективности насилия определяется представлением субъекта насилия об его онтологической автономии, проявляющейся в обладании полнотой динамических потенций и способности осуществлять их независимо от общества. Праксиологический смысл ненасилия проясняется в контексте признания объективного, надиндивидуального начала социума и принципиальной неполноты активисткого потенциала индивида или отдельной социальной группы. Ненасильственный отказ от сотрудничества является способом демонстрации субъекту насилия исходной ограниченности его динамических потенций.

3. Концепт «насилие» обозначает деятельность, нацеленную на разрушение оснований социокультурного бытия, осознаваемых индивидами в качестве ценности. Концепт «ненасилие» фиксирует отказ от такой деятельности. Степень полноты ценностного содержания концептов «насилие» и «ненасилие» определяется характером представлений о природе социального.

4. Максимальная полнота ценностного смысла насилия и ненасилия обнаруживается при противопоставлении деятельности самой социальности, явленной в виде живого единства множества свободных, деятельных личностей. В виталистских концепциях общества ценностный смысл насилия и ненасилия связывается как с состоянием жизнеспособности личности, так и со степенью жизнеспособности социального организма, частью которого она является. В индивидуалистских концепциях мерой насилия и ненасилия выступает человеческая деятельность, мыслимая в непосредственной связи с самостью личности, разум и свобода которой рассматриваются в качестве единственного основания социума.

5. Минимум ценностного элемента концепты «насилие» и «ненасилие» содержат при превращении деятельности (социального конструирования) в единственное основание социокультурного бытия. В этом контексте содержательно сливаются ценностный и праксиологический аспекты насилия и ненасилия. Насилие раскрывается здесь как ликвидация деятельности как таковой (в том числе и путём её перевода в квазидеятельность, в симулятивный формат). Ненасилие же, напротив, выступает как добровольное осуществление объективной идеи социума, как свободная и синергийная реализация личностью потенций человеческой природы, позволяющая ей преодолеть свою фундаментальную безосновность и укоренить себя в бытии.

Теоретическая значимость диссертации состоит в получении результатов, позволяющих сформировать более глубокое представление о содержании проблемы насилия и ненасилия, выявить ее дополнительные аспекты, связанные не только с соотношением меры человека и меры его свободы, но и с соотношением меры человека и меры насилия, проявляющегося в процессе осуществления им собственной свободы.

Практическая значимость исследования связана с возможным применением материалов диссертации в процессе разработки и преподавания учебных курсов философии, социальной философии, культурологии, философии права, профессиональной этики, конфликтологии.

Апробация результатов диссертационной работы нашла выражение в докладах, сделанных автором на межвузовских, всероссийских и международных научных конференциях и семинарах: «Государство, право, общество: современное состояние и проблемы развития» (Липецк, 2003, 2006); «Современные проблемы борьбы с преступностью» (Воронеж, 2003); «Правоохранительная система России и правовой механизм обеспечения законности и защиты прав и свобод граждан» (Липецк, 2004); «Геополитическая теория и проблема глобализации» (Воронеж, 2005); «Обеспечение безопасности в Центральном федеральном округе Российской Федерации» (Воронеж, 2007), а также в ходе научной сессии факультета философии и психологии ВГУ (Воронеж, 2007).

Основные результаты диссертационного исследования отражены в 9 научных публикациях общим объёмом около 2,5 п. л., в том числе в журнале «Вестник Тамбовского университета» (серия: Гуманитарные науки), входящем в перечень изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ, и коллективной монографии «Модернизация образовательной культуры общества в условиях современного социокультурного кризиса» (Воронеж, 2008 г).

Диссертация обсуждалась на кафедре философии, социологии и истории Воронежского государственного архитектурно-строительного университета и была рекомендована к защите.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, содержащих семь параграфов, заключения и библиографического списка включающего 162 источника (из них 3 - на иностранном языке). Общий объем работы - 134 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Жданкин, Владимир Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании результатов социально-философского анализа ценностного и праксиологического содержания концептов «насилие» и «ненасилие», проведённого в рамках настоящей работы, были сделаны следующие выводы:

1) Наиболее полно активно-деятельностная сущность насилия и ненасилия раскрывается в контексте «инструментального» типа понимания природы социального изменения. В качестве единственной причины социокультурных трансформаций здесь выступает индивидуальный субъект, а насилие и ненасилие рассматриваются как два одинаково вероятных способа реализации субъектом своего деятельностного потенциала.

В русле «бессубъектной» интерпретации социальной активности действия индивидов воспринимаются в качестве моментов единого процесса осуществления мировой (социальной) тотальностью своих внутренних динамических возможностей. Обращение к «бессубъектной» герменевтической линии позволяет зафиксировать лишь одну разновидность социального активизма. Она может мыслиться как насилие (в том случае, если акцентируется конфликтная сторона социального взаимодействия) или как ненасилие (если очевидно внутреннее стремление части измениться во имя единого целого). Однако и в этой системе координат для опознания проявлений насилия (ненасилия), требуется признать факт бытия индивидуального субъекта, пусть даже совершенно неразличимого за ширмой своей социальной роли. В противном случае концепты «насилие» и «ненасилие» фактически сливаются с понятием деструктивно сти.

Идея невозможности утраты индивидами способности к действию, выступает основанием проекта «освобождения» субъекта от «власти» безличной социальной системы. Осуществление этого проекта может рассматриваться в качестве первичного этапа ненасильственного действия.

2) Пребывая в пространстве свободной воли, насилие и ненасилие раскрываются как убеждающий (ненасилие) и принуждающий (насилие и ненасилие) типы социального действия. В этой связи концепты «насилие» и ненасилие» приобретают ярко выраженный оценочный смысл. Попытка его элиминации из содержания этих понятий влечёт за собой их растворение в категориях «принуждение» и «недеяние».

Критерием дифференциации насильственной и ненасильственной разновидности принуждения выступает социокультурно-обусловленная оценка принуждаемым индивидом совершаемого в его отношении принуждающего действия. Ценностный смысл вмысливается индивидами в содержание концептов «насилие» и «ненасилие», выступающих здесь в качестве своеобразных точек пересечения разнородных, восходящих к различным дискурсивным основаниям, культурных традиций.

Вкладывание ценностного смысла в содержание понятий насилия и ненасилия происходит уже на самом первом этапе осмысления социальных, явлений - в акте предпонимания. Его характер зависит от социокультурной принадлежности конкретного индивида, решающего задачу осмысления принуждающей акции.

Ценностное содержание концептов «насилие» и «ненасилие» определяется особенностями представлений принуждаемых индивидов о природе общества и местом этих представлений в индивидуальной системе ценностных координат. Таким образом, насилие выступает как попытка разрушения отдельными индивидами оснований социального бытия, воспринимаемых другими индивидами в качестве ценности. Ненасилие же, напротив, раскрывается как социосозидательная практика.

5) Представление индивида о природе социального восходит к той или иной философской модели социальной реальности, определяющей содержание соответствующих поведенческих программ. Наиболее объемное ценностное содержание концепты «насилие» и «ненасилие» приобретают в контексте идеалистической модели социальной реальности. В системе координат этой модели социальное и персональное бытие немыслимы в отрыве друг от друга. Ценность общества раскрывается здесь одновременно и как ценность личности, и как значимость жизни в целом. Насилие в идеалистической системе философских координат оказывается посягательством на идеальные основания социального бытия, а ненасилие выступает в качестве естественного, нравственного состояния взаимодействующих индивидов.

В идеалистической модели высвечиваются основания эффективности ненасилия, всегда ориентированного на сотрудничество, его праксиологическое превосходство над насилием, субъект которого мыслит себя в качестве онтологически самостоятельной фигуры (хотя не является таковой) и опирается исключительно на собственные (ограниченные) силы.

В виталистских концепциях социального ценностное содержание насилия и ненасилия связано с наличием или отсутствием в действии ущерба жизни и здоровью индивида, а также угрозы жизнеспособности того социального оргаюгзма, в состав которого он входит.

Следует отметить, что ценностный критерий разграничения насилия и ненасилия в идеалистической и виталистической моделях социального, лишь признаётся индивидом, но не формируется им.

7) В индивидуалистической же концепции социального, напротив, единственным основанием социума и, соответственно, единственной мерой ограничения свободной воли, выступает индивидуальный субъект, претендующий на статус единственного автора социальной нормы. В этом контексте обязательным условием ненасильственного действия оказывается возможность согласия между принуждающим и принуждаемым (при наличии исходной устремлённости принуждающего к благу принуждаемого и категорического запрета на убийство). Наличие в культуре установки на постоянное изменение социальных норм позволяет говорить об отсутствии стабильных критериев разграничения нормативного (ненасильственного) принуждения и насилия. В этой связи ценностный характер приобретает социальное действие как таковое, мыслимое в качестве акта придания смысла тому индивиду, в отношении которого оно совершается. Данный подход, высвечивая ценностное измерение тех конфликтов, участники которых принципиально расходятся в своём понимании социальной нормы, дополняет собой традиционную этическую парадигму и задаёт перспективу дальнейшего социально-этического исследования феноменов насилия и ненасилия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Жданкин, Владимир Александрович, 2010 год

1. Августин Блаженный. О граде Божьем / Августин Блаженный. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 1296 с.

2. Антология ненасилия. М.; Бостон. - 1991. - 256 с.

3. Алексеев П.В. Социальная философия: учебное пособие / П.В. Алексеев. М.: ТК Велби, 2003. - 256 с.

4. Амелина Е.М. Социальная философия всеединства конца XIX начала XX века в России: автореф. дис. . .д-ра филос. наук / Е.М. Амелина. - Иваново, 2007. - 41 с.

5. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) / Р.Г. Апресян. Вопросы философии. - 2006. - № 5. - С.З - 17.

6. Апресян Р.Г. Сила и насилие слова / Р.Г. Апресян // Человек. 1997. - № 5.-С. 133 - 137.

7. Апресян Р.Г. Этика ненасильственного разрешения конфликтов Электронный ресурс. Режим доступа: www.kuchaknig.rn/show.

8. Арендт X. О насилии / X. Арендт // Мораль в политике: хрестоматия / сост. и общ. ред. Б.Г. Капустина. М.: КДУ; Изд - во МГУ, 2004. - С. 312 - 377.

9. Аристотель. Метафизика / перевод П.Д. Первова и В.В. Розанова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - 232 с.

10. Ю.Арон Р. Мир и война между народами / Р. Арон; пер. с фр. под общ. ред. В. И. Даниленко.- М.: NOTA BENE, 2000. 880 с.

11. П.Басс А.Г. Психология агрессии / А.Г. Басс // Вопросы психологии. -1967.-№3,-с. 60-67.

12. Башкатов О.В. Насилие как социокультурный феномен: автореф. дис. . канд. социологических наук: 22.00.06 / О.В. Башкатов. Саратов, 2001. - 28 с.

13. Бердяев Н.А. Мысли о природе войны / Н.А. Бердяев // Русские философы о войне. М.; Жуковский, 2005. - С. 286 - 294.

14. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого / Н.А. Бердяев // Диалектика божественного и человеческого. М., 2003.- С. 340-499.

15. Берковиц JI. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. СПб.; М.: Прайм-Еврознак: Олма-пресс, 2001.- 510 с.

16. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. - 1536 с.

17. Буева Л.П. Несостоятельность аргументов в пользу насилия / Л.П. Буева // Ненасилие: философия, этика, политика / Отв. ред. А. А. Гусейнов. М.: Наука, 1993. С. 60-65

18. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 2000.-352 с.

19. Бэттлер А. Диалектика силы: онтобия / А. Бэттлер. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 320 с.

20. Варава В.В. «И возненавидел я весь труд мой.» / В.В. Варава // Горизонты русского Бытия (Размышления. Заметки. Статьи). Воронеж, 2001. -С. 112- 145.

21. Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения.- М., 1990. С. 602 - 643.

22. Вшивцева Л.Н. Ненасилие в культуре современного российского общества: автореф. дис. . канд. филос. наук / Л.Н. Вшивцева Ставрополь, 2008. -28 с.

23. Ганди М. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. 1992. - № 3. -С. 65 - 66.

24. Гаралева М.Д. Индивидуально-типические особенности саморегуляции агрессивного поведения: автореф. дис. . канд. психол. наук / М.Д. Гаралёва. -М., 2006 26 с.

25. Гегель Г. Феноменология духа / Г. Гегель; пер. с нем. Г.Г. Шпета. М.: Наука, 2000 . - 495 с.

26. Гелих О.Я. Управление и насилие: социально-философский анализ / О.Я. Гелих. СПб.: Книжный дом, 2004. - 330 с.

27. Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия / Гжегорчик А. // Вопросы философии. 1992. - № 3. - С. 51 - 58.

28. Глухова А.В. Политические конфликты. Основания. Типология. Динамика / А.В. Глухова. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 278 с.

29. Глюксман А. Достоевский на Манхэттене / А. Глюксман; пер. с. франц. В. Бабинцева. Екатеринбург: У - Фактория, 2006. - 224 с.

30. Говорухина А.В. Ценности и культура жизни личности: социально-философский аспект: автореф.дис . канд.филос.наук / А. В. Говорухина. -Воронеж, 2000. 23 с.

31. Госс Ж. Ключевые понятия гуманистической и христианской концепции ненасилия / Ж. Госс // Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993. - С. 540.

32. Гребнева Г.А. Эволюция философских взглядов И.А. Ильина: автореф. дис. канд. филос. наук / Г.А. Гребнева. Екатеринбург, 2004 - 23 с.

33. Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А. Гусейнов // Вопросы философии. 2004.- № 3. - С. 19 - 27.

34. Гусейнов А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия / А. А. Гусейнов // Вопросы философии.-1995.- № 5. С. 5 - 12.

35. Гусейнов А.А. Об идее абсолютной морали / А.А. Гусейнов // Вопросы философии. 2003.- № з. с. 3 - 12.

36. Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия Электронный ресурс.-Режим доступа: philosophy.allru.net.

37. Гусейнов А.А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян М.: Гардарики, 2000. - 472 с.

38. Гусейнов А.А. Этика ненасилия / А.А. Гусейнов // Вопросы философии. 1992.-№3.-С. 72-81.

39. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - Т. 2. - 784 с.

40. Датта Д. Философия Махатмы Ганди / Д. Датта. М.: Изд - во иностр. литературы, 1959.

41. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь / И.Х. Дворецкий. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1976. - 1096 с.

42. Девяткин С.В. Искусство сатьяграхи / С.В. Девяткин // Опыт ненасилия в XX столетии: социально-этические очерки. М., 1996. - С. 16 - 65.

43. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Р. Декарт // Сочинения. Калининград, Янтарный сказ, 2005.-С. 31 -80

44. Денисов В.В. Марксистская теория насилия в интерпретации современной философской мысли Электронный ресурс. Режим доступа: philosophy.ru/iphras/library/marx/marx.

45. Дмитриев А.В. Насилие: социо-политический анализ / А.В. Дмитриев, И.Ю.Залысин. М.: Российская политическая энциклопедия, 2000.- 328 с.

46. Достоевский Ф.М. Парадоксалист / Ф.М. Достоевский // Русские философы о войне. М., Жуковский: Кучково поле. - С. 11-17.

47. Дробницкий О.Г. Понятие морали: ист.-критич. очерк / О.Г. Дробницкий. М.: Наука, 1974. - 388 с.

48. Дьюи Д. Реконструкция в философии / Д. Дьюи. М.: Логос, 2001. - 168с.

49. Евлампьев И.И. О любезности // Ильин И.А. pro et contra: личность и творчество Ивана Ильина в воспоминаниях, документах и оценках русских мыслителей и исследований. Антология. СПб., 2004. - С. 5 - 51.

50. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века / Э. Жильсон. М., 2004. - 678 с.

51. Ибрагимов Р.Н. Социальное насилие: феномен, проблема / Р. Н. Ибрагимов. Абакан: Изд - во Хакасского гос. ун - та им. Н. Ф. Катанова, 2001. -344 с.

52. Ивин А.А. Аксиология / А.А. Ивин. М.: Высш. шк., 2006. - 390 с.

53. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой / И. А. Ильин // Путь к очевидности. М., 1993. - С. 6 -132.

54. Ильин И.А.: pro et contra: личность и творчество Ивана Ильина в воспоминаниях, документах и оценках русских мыслителей и исследований: антология. СПб.: Сев.-зап. отделение Рос. академии образования, 2004.

55. Инютин В.В. Феноменологическая интерпретация идеальных типов как методология социального познания: автореф. дис. . канд. филос. наук / В.В. Инютин. Воронеж, 2007. - 24 с.

56. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. СПб.:ТОО ТК Петрополис, 1997. - 205 с.

57. Кант И. Критика практического разума / И. Кант // Критика чистого разума. СПб., 2007. - С. 677 - 808.

58. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. СПб.: Наука, 1995.512 с.

59. Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике / Б.Г. Капустин. М.: Изд-во МГУ, 2004. - 496 с.

60. Капустин Б.Г. Предисловие. Моральная политика и политическая мораль / Б.Г. Капустин // Мораль в политике: хрестоматия. М., 2004. - С. 3 - 38.

61. Кафтан В.В. Терроризм как общественное явление современности: (социально-философский анализ). Автореф. дис. . канд. филос. наук / В.В. Кафтан. М., 2004. - 20 с.

62. Кемеров В.Е. Социальная философия: учебник для студентов вузов /

63. B.Е. Кемеров. Екатеринбург; М.: Деловая кн.: Акад. проект, 2004. - 381 с.

64. Кинг М. Л. Любите врагов ваших // Вопросы философии. 1992. - №3.1. C. 66-71.

65. Киреев Г.Н. Социальное насилие / Г.Н. Киреев. М.: Прометей, 2005.316 с.

66. Китаев Н.И. Социальное насилие в современном классовом противоборстве / Н.И. Китаев Минск: Изд-во Белорус, гос. ун-та, 1980.-136 с.

67. Козырев Г.И. Проблема насилия в теории, массовом сознании и реальной жизни // ВМУ. Сер. 7: Философия. - 2000. - № 6 . - С. 85 - 101.

68. Корельский И.В. Ненасилие как политическая технология решения конфликтов: зарубежный опыт и традиции: автореф. дис. . канд. полит, наук / И.В. Корельский. М., 2001. - 22 с.

69. Коровников В.Г. Социальная философия Ф. Ницше. Автореф. дис. . канд. филос. наук / В.Г. Коровников Барнаул, 2005. - 19 с.

70. Костецкий В.В. Образование и «сопротивление злу силою» / В.В. Костецкий // Образование и насилие: сб. статей / под ред. К.С. Пигрова. СПб., 2004. - С. 38-46.

71. Кравец А.С. Ценности и смыслы / А.С. Кравец. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. №1. - 2007. - С 56 -80.

72. Краснухина Е.К. Агрессия: так называемое добро / Е.К. Краснухина // Образование и насилие: сб. статей. СПб., 2004. - С. 101 - 109.

73. Кугай А.И. Насилие в контексте современной культуры / А.И. Кугай. -СПб.: Изд-во РНБ, 2000. 176 с.

74. Кугай А.И. Природа репрессивной морфологии / А.И. Кугай // Образование и насилие: сб. науч. тр. СПб., 2004. - С.128-137.

75. Курочкина Л.Я. Современный терроризм как феномен социальной реальности // Философские проблемы современного общества. Вороне: ГОУВПО "Воронежский государственный технический университет", 2008. - С. 290. - 296.

76. Литман А.Д. Современная индийская философия / А.Д. Литман. М.: Мысль, 1985.-399 с.

77. Локк Д. Опыт о человеческом разумении / Джон Локк // Собр. соч. в 3 т. -М., 1985.-Т. 1-С. 78- 620.

78. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц // Вопросы философии. 1992. - № 3. - С. 5 - 38.

79. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества / К. Лоренц // Вопросы философии. 1992. - № 3. - С. 39-53.

80. Лосский Н.О. Ценность и бытие / Н.О. Лосский // Бог и мировое зло.-М., 1994. С. 280 - 342.

81. Магун А.В. Понятия суждения в философии Ханны Арендт / А.В. Магун //Вопросы философии. 1998. - № 11. - С. 102 - 130.

82. Макарова Н.И. Насилие ненасилие в современном образовании (или педагогика ненасилия как философская проблема) / Н.И. Макарова, Н.В. Наливайко. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - 264 с.

83. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли; пер. с итал. К.А. Тананушко. -Минск: Соврем, литератор, 1999. 703 с.

84. Маликова Ю.О. Обоснование морального действия в философии Ханны Арендт / Ю.О. Маликова // Вопросы философии. 2005. - № 6. - С. 170-178.

85. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении / Л.С. Мамут. М.: Изд-во НОРМА, 1998 - 48 с.

86. Маркс К. Социология: сборник / К. Маркс. М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2000. - 431 с.

87. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2009.- 331 с.

88. Мелешко Е.Д. Христианская этика Л.Н. Толстого / Е.Д. Мелешко. М.: Наука, 2006. - 309 с.

89. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. Ценностная и рефлективная формы философствования. Электронный ресурс.- Режим доступа: society.polbu.ru.

90. Москалькова Т.Н. Противодействие злу в русской религиозной философии / Т.Н. Москалькова. М.: Проспект, 1999. - 128 с.

91. Мясникова Л.А. Человек в бытии-с-другими: основные типы отношения «Я Другой» / Л.А. Мясникова // Коммуникативная природа человека (Первые петраковские чтения): мат-лы конференции.- Ижевск, 2006. - С.27-29.

92. Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: очерки по эволюционно-исторической психологии / А.П. Назаретян; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. М.: Изд-во ЛКИ, 2007.- 254 с.

93. Назаров В.Н. Метафоры непонимания: Л.Н. Толстой и Русская Церковь в современном мире. Электронный ресурс. Режим доступа: russianway.rchgi.spb.ru/Tolstoy/nazarov.

94. Никитин В. К антропологии Блаженного Августина / В. Никитин // Православное учение о человеке: избранные статьи. М.: Клин, 2004. - С. 44 - 61

95. Ницше Ф. Утренняя заря. Минск; М.: Харвест; ACT, 2000. - 910 с.

96. Ницше Ф. Воля к власти / Ф. Ницше // Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы. -Минск, 2003.-С. 587-919.

97. Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры / под ред. Б. Коппитерса, Н. Фоушина, Р.Апресяна. М.: Гардарики, 2002. 407 с.

98. Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа М, 2009. - 494 с.

99. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов -4-е изд., доп. М., Ин-т рус.яз.им.В.В.Виноградова Рос. Акад. наук. - М., 1999. - 939 с.

100. Остроухов В.В. Насилие сквозь призму веков: историко-философский анализ / В.В. Остроухов. М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2003. - 191 с.

101. Очирова А.В. К вопросу об анализе понятийного аппарата проблемы жестокого обращения с детьми в семье / А.В. Очирова // Образование и насилие: сб. статей. СПб., 2004. - С. 143 - 155.

102. Павельев Р.Н. Нигилизм как специфическая форма деструктивности: социально-философский анализ: дис. . канд. филос. наук / Р.Н. Павельев. -Воронеж, 1998. 136 с.

103. Патфорд П. На пути к насилию. От воспитания в духе ненасилия к формированию ненасильственного общества / П. Патфорд. М., 2000. - 105 с.

104. Пекарская С.М. Диалектика субъективных и объективных факторов в формировании нравственных идей Л.Н. Толстого: автореф. дис. .канд. филос. наук / С.М. Пекарская. Тула, 2004. - 22 с.

105. Перевозчикова Л.С. Аксиологические основания гуманистической парадигмы высшего образования в культуре информационного общества: автореф. дис. .д-ра. филос. наук/ Л.С. Перевозчикова. Тула, 2009. - 42 с.

106. Перерва В.В. Социальное насилие и мораль: (к критике буржуаз. концепций) / В.В. Перерва, Г.Ф. Перерва. М.: Знание, 1983. - 63 с.

107. Пигалев А.И. Нигилизм и проблема кризиса культуры в современной западной философии: автореф. дис. .д-ра. филос. наук / А.И. Пигалев. М., 1992. -33 с.

108. Пигров К.С. Образование и насилие / К.С. Пигров // Образование и насилие: сб. статей. СПб., 2004. - С. 7 - 12.

109. Пигров К.С. Социальная философия / К.С. Пигров. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 295 с.

110. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: (проблемы палеопсихологии) / Б.Ф. Поршнев. СПб.: Алетейя, 2007. - 720 с.

111. Пряхин Н.Г. Философия ненасилия: история и современность. Автореф. дис. . .канд. филос. наук / Н.Г. Пряхин. СПб., 2006. - 22 с.

112. Радугин А.А. Введение в менеджмент: Социология организаций и управления / А.А.Радугин, К.А.Радугин. Воронеж, 1995. - 196 с.

113. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. - 1008 с.

114. Рахманкулова Н.Ф. Духовное общение, свобода и ненасилие / Н.Ф. Рахманкулова// Вестник моек, ун-та. сер. 7: Философия. - 2004. - № 5. - С. 60-75.

115. Римский В.П. Миф и религия: К проблеме культурно-исторической специфики архаических религий / В.П. Римский. Белгород: Крестьян, дело, 2003.- 184 с.

116. Савчук В.В. Насилие в цивилизации комфорта / В.В. Савчук // Антропология насилия. СПб.: Наука, 2001 - С. 476 - 496.

117. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Философия: хрестоматия. М., 2006. - С. 456 - 468.

118. Серебрянников В.В. Социология войны / В.В. Серебрянников. М.: Научный мир, 1997. - 398 с.

119. Словарь философских терминов / под ред. В.Г. Кузнецова. М., 2005.731 с.127., Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры / А.П. Скрипник. М. Политиздат, 1992. - 351 с.

120. Соловьёв B.C. Оправдание добра. Нравственная- философия / B.C. Соловьев // Собр. соч.: в 2 т. М.,1988. - Т. 1 - С. 47 - 548.

121. Сорель Ж. Размышления о насилии / Ж. Сорель. М.: Польза, 1907.

122. Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. - М.: Госполитиздат, 1957. С. 584 - 585.

123. Степанянц М.Т. Философия ненасилия: уроки гандизма / М.Т. Степанянц.- М.: Знание, 1992. 39 с.

124. Столович JI.H. История русской философии. Очерки. / Л.Н. Столович М.: Республика, 2005. - 495 с.

125. Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. Очерки истории: от Гомера до Лютера / А.А. Столяров. М.: Изд-во «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999. - 208 с.

126. Тевлюкова О.Ю. Насилие как феномен социальной огранизации: опыт теоретико-методологического анализа: автореф. дис. . канд. социол. наук / О.Ю. Тевлюкова. Новосибирск, 2005. - 21 с.

127. Тихомиров Л.А. Христианство и политика Л.А. Тихомиров. М.: Облиздат; Алир, 1999. - 616 с.

128. Тишков В.А. Теория и практика насилия / В.А. Тишков // Антропология насилия. СПб.: Наука, 2001. - С.7-38

129. Ткачёв П.Н. Терроризм как единственное средство нравственного и общественного возрождения России. Электронный ресурс.- Режим доступа: www.i-u.ru/biblio/archive/tkachevter.

130. Толстой Л.Н. Закон насилия, закон любви Электронный ресурс.-Режим доступа: home.tula.net/ltolstoy.

131. Торо Г. О гражданском неповиновении / Г. Торо // Высшие законы. -М., Республика, 2001. С. 259 - 276.

132. Тоффлер Э. Война и антивойна: что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века / Э. Тоффлер, X. Тоффлер. М.: ACT; Транзиткнига, 2005. - 416 с.

133. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

134. Философский словарь Владимира Соловьёва. Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 464 с.

135. Франк С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. Нью-Йорк: Посев. - 1988.-280 с.

136. Франк С.Л. Непостижимое // Сочинения / С. Л.Франк. Мн.; М., 2000. - С. 247-796.

137. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения; Я и Оно; неудовлетворенность культурой / 3. Фрейд. СПб.: Алетейя, 1998. - 251 с.

138. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М.: ACT-ЛТД, 1998. - 672 с.

139. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. Т. 3. Электронный ресурс.- Режим доступа: polbu. ru.

140. Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы / М. Фуко. М.: AD MARGINEM, 1999. - 479 с.

141. Хайдеггер М. Ницше и пустота / М. Хайдеггер. М.: Алгоритм; Эксмо, 2006. - 304 с.

142. Хофмайстер X. Теория террористической войны / X. Хофмайстер // Homo philosophans: Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители». Вып. 12. СПб., 2002. - С. 439 - 452.

143. Черноусова И.Д. Ценность свободы в социальной этике православия: диссертация, канд. филос. наук: / И.Д. Черноусова. Воронеж, 2005. - 172 с.

144. Шарп Д. Роль силы в ненасильственной борьбе // Вопросы философии. 1992. - № 8. - С. 30 - 39.

145. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1992. - 576 с.

146. Шел ер М. Ресентимент в структуре моралей / М. Шелер. СПб.: Наука: Унив. кн., 1999. - 231 с.

147. Шингаров Г.Х. Социальная природа эстетических чувств / Г.Х. Шингаров. М.: Знание, 1978. - 64 с.

148. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки ценностного выбора. / Ю.А. Шрейдер. М.: Рос. акад. наук, 1999 .206 с.

149. Шюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом / А. Шюц. М.: РОССПЭН, 2004.- 1056 с.

150. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом. Электронный ресурс. Режим доступа: esperanto-mv.pp.ru/Marksismo/Antiduering.

151. Ясперс К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - С. 288 - 418.

152. Krajewski К. Drugs and violence / K. Krajewski // Насилие всовременном мире: тезисы докладов на междунар. конф. / СПб., 27-29 июня 1997 г СПб: Ин-т социологии РАН, 1997. - С. 94-96.

153. Sack F. Sociology of violence / F. Sack // Насилие в современном мире: тезисы докладов на междунар. конф. / СПб., 27-29 июня 1997 г СПб: Ин-т социологии РАН, 1997. - С. 71-73.

154. Turiel Е. The culture of morality: social development, context and conflict / E. Turiel. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2002. - X. 325 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.