Философия русской культуры Г. П. Федотова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Шарапова, Эмма Алексеевна

  • Шарапова, Эмма Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 142
Шарапова, Эмма Алексеевна. Философия русской культуры Г. П. Федотова: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 1999. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шарапова, Эмма Алексеевна

Содержание

Введение

Глава I. Г.П. Федотов - мыслитель русского послеоктябрьского зарубежья. Вехи идейно-политической эволюции

Глава II. методологические основания философии русской культуры Г.п. Федотова

Глава Iii. Основные этапы развития русской культуры

и их философское осмысление

§ I. Дохристианское язычество как первоначальная

основа древнерусской культуры

§ II. Национальное своеобразие русской культуры

X-XVII веков

§ Iii. петербургский духовный переворот. Пути

развития современной русской культуры

Заключение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия русской культуры Г. П. Федотова»

Введение

Настоящая диссертационная работа посвящена анализу философии русской культуры одного из крупнейших русских мыслителей XX века Георгия Петровича Федотова (1886-1951). Имя и идеи Федотова стали известны отечественному читателю только благодаря публикациям последних десяти лет.

Первая журнальная публикация работ Федотова состоялась лишь в 1989 году1 . Причины очень позднего обращения к наследию этого выдающегося мыслителя объясняются общим огульно-отрицательным отношением к белоэмигрантским авторам, в течение длительного времени культивировавшемся в СССР, между тем, в идейном отношении отнюдь не все мыслители послеоктябрьского зарубежья были идеологами «белого дела», разделяли монархические убеждения и выступали в качестве сторонников политической реставрации прежнего режима в России. Более того, таковых среди философов зарубежья было меньшинство. Теоретики, наподобие И.А. ильина, были очень немногочисленны. Г.П. Федотов, конечно, не был сторонником советских преобразований в духе левого евразийства, но он не был также и консервативно-ориентированным идеологом, выступал в качестве своеобразного сторонника христианского социализма. Конечно, такие «тонкости» в советский период не учитывались и не могли учитываться и, соответственно, все зарубежные мыслители однозначно зачислялись в разряд врагов социализма (хотя таковым Федотов никогда не был).

Снятие «советского табу» в годы перестройки далеко не сразу привело к конкретным результатам в исследовании филосо-

1 Борисов В.М. Г.П. Федотов. Историческая публицистика//Новый мир. М., 1939, № 4.

фии русского зарубежья. Тексты эмигрантских мыслителей, рассыпанные в журналах или выходившие малыми книжными тиражами, были доступны исключительно в единичных спецхрановских экземплярах. Только в 1990 г. появилось первое комментированное книжное издание произведений известных философов русской послеоктябрьской эмиграции - H.A. Бердяева, В.П. Вышеславцева, В. В. Зеньковского, U.A. Сорокина, т. в. Флоровского, подготовленное М.А. Маслиным1. В этой книге были представлены три работы Федотова: «Трагедии интеллигенции», «Национальное и вселенское», «Будет ли существовать Россия?».

Сами названия этих статей свидетельствовали об актуальности поднятых Федотовым еще в 20-30-е годы тем, их созвучии дискуссиям последнего советского, а затем и постсоветского времени. Характерно, что первая же книжная подборка сочинений Федотова выдержала тираж 150 тысяч экземпляров (цифра, по нынешним меркам, огромная). Позднее некоторые важные сочинения Федотова были изданы и стали доступными2. Среди них выделяется прежде всего, двухтомник «Судьба и грехи России» (СПб., "1991-1992), подготовленный в.Ф. Войковым, а также первые два тома продолжающегося двенадцатитомного собрания сочинений Федотова (М., изд-во «Мартис». Т. 1 - 1996; т. II -

1 О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья, м., наука, 1990.

2 Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990; Федотов Г. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991; Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме. Избранные статьи. СПб., 1994; Федотов Г.п. Сеятой Филипп митрополит Московский. М,, 1991.

1998),- составление и вступительная статья С.С. Бычкова, примечания М.Т. Галах-тина.

Наследие Федотова, особенно публицистика еще при его жизни, нашло отклик в русском зарубежье. Его идеи получили отра-

жение в книгах и статьях В. В. Зеньковского, Н.О. Лосского,

H.A. Бердяева, Ю.П. Иваска, Т.Е. Флоровского, С. Л. Франка. Последний в письме от 27 июня 1949 г. очень высоко оценил

«литературное мастерство, тонкость и четкость», а также

«моральный пафос» сочинений Федотова, сравнимых по Франку с наследием таких корифеев русской философии как Чаадаев и Вл.

Соловьев, письмо заканчивалось словами: «ваши писания я счи-

таю событием в истории русской мысли; они дают оправдание самому бытию эмиграции»1.

Однако ставшие «событием в истории русской мысли» сочине-

ния Федотова изучены до сих пор мало, исследовательская лите-

ратура о Федотове значительно уступает количественно соответствующим работам о H.A. Бердяеве, С.Л. Франке, евразийцах. Специальные монографии, посвященные Федотову, пока не опубли-

кованы. Существующая научная литература о Федотове включает работы О. Д. Волкогоновой, М.Т. Галахтина, P.A. Тальцевой,

А. Ф. замалеева, К.Т. йсупова, В.И. Кураева, В.П. Кошарного, М.А. Маслина, Т.С. Померанца, В.В. Сербиненко2 и др. Наиболее ценные общие исследования, посвященные послеоктябрьскому за-

Франк С.Л. Письмо П.П. Федотову//Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996. С. 100.

Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. М., "1998; Галахтин М.Т. особенности русской святости в культурологии Г.П. Федотова//Философия в России Х1Х-начала XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности, м., 1991. Исупов К.Т. Георгий Федотов: философия исторической сво-боды//Философские науки. М., 1991, № 3; Померанц Т.е. Г.П. Федотов - философ свободы и святости//Человек. М., 1991, № 1; Сербиненко В.В. Оправдание культуры. Творческий выбор Г.П. Федотова//Вопросы философии. М., 1У91, № 8? Кураев В.И." Федотов Г.П.//Русская философия. Словарь. М., 1995; Кошарный В.П. Русская религиозная философия и социология революции (19171930-е гг.). Киев, 1уЭ7. Русская религиозная философия и социология революции (1917-1930-е гг.). Киев, 1997.

рубежью, принадлежат В. А. Кувакину, А.Н. Николюкину, Т. Я. Тарле, Е.П. Челышеву, А.Т. Соколову, Д.М. Шаховскому1 и др.

Можно сказать, что исследовательская литература о Федотове «идет позади», уступая тиражам его сочинений. Одна из причин заключается в том, что большую часть наследия Федотова, прежде всего публицистику, трудно «разложить по рубрикам», хотя и нельзя отрицать таковых в его творчестве, творчество Федотова отличается ярко выраженным универсализмом и охватывает различные разделы гуманитарного знания, включая историю, богословие, философию, филологию.

одну из таких рубрик, возможно, самую обширную, составляет философия культуры или «культурософия». Конечно, никакой специальной философии культуры Федотов не излагал, однако проблемы культуры в его исторических, богословских, философских и филологических сочинениях неизменно присутствуют. Причем большая их часть излагается на «русском материале». Проблемы западной культуры также привлекали внимание Федотова, особенно в ранний период (до 1925 г.). Но с середины 20-х годов, после эмиграции на Запад проблема России и, собственно, проблематика философии русской культуры становится главным смысловым центром его сочинений. Однако специального освеще-

1 Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. м., 1980; Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). Гл. Ред. Николюкин А.Н. М., 1996. Т. 1,2; Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991; Тарле Г.Л. Российское зарубежье и Родина. М., 1993; Культурное наследие российской эмиграции, 1917-1940: в 2 кн. Под общ. ред. Челышева Е.П., Шаховского Д.М. М., 1994.

ния в исследовательской литературе эта проблематика до сих пор не получила.

Актуальность темы диссертации обусловлена тем, что изучение проблематики философии русской культуры в творчестве Федотова во многом способствует раскрытию мировоззренческого и общетеоретического потенциала русской философии XX столетия. Философия русской культуры Федотова уникальна, она нацелена на осмысление всего более тысячелетнего историко-культурного опыта России, начиная с Киевского периода отечественной истории и до XX века включительно.

Отсюда целью настоящего диссертационного исследования является анализ наиболее существенных черт философии русской культуры Г.П. Федотова с учетом общего контекста основных идейно-политических ориентаций русского послеоктябрьского зарубежья. Этой теме посвящена первая глава диссертации, в которой освещаются главные вехи идейно-политической эволюции Федотова с акцентом на эмигрантский, наиболее продуктивный период его творчества.

В первой главе диссертации выясняется отношение Федотова к различным идейным течениям русского зарубежья, включая евразийство и новоградство, проводится сравнительный анализ философии Федотова с философскими воззрениями Бердяева, франка и других мыслителей зарубежья, анализируется место и роль «проблемы России» в философии культуры Федотова.

Глава вторая посвящается анализу методологических оснований философии русской культуры Федотова. Здесь выявляется религиозный фундамент федотовской культурософии, раскрывается антропологизм как основная методологическая установка куль-турфилософских изысканий мыслителя зарубежья, исследуются ха-

рактерные особенности диалектической методологии, широко используемой Федотовым. Его методология, в чем глубоко убежден автор настоящей диссертации, не утратила своего значения и с успехом может быть использована в современных условиях.

Третья глава посвящена анализу философского осмысления Федотовым основных этапов развития русской культуры. Главной особенностью федотовской культурософии был ее огромный исторический диапазон, беспрецендентный для отечественной традиции, в том числе и для философии послеоктябрьского зарубежья. В работах наиболее авторитетных эмигрантских историков русской мысли - таких как H.A. Бердяев, в.в. Зеньковский, H.Q. Лосский, С.А. Левицкий, Т.В. Флоровский, С.Л. Франк, - практически не освещались ранние этапы развития отечественной культуры, периоды Киевской и Московской Руси.

Федотов своими трудами внес существенный вклад в освещение древнерусской духовности. Причем свои изыскания в этой области Федотов по-новаторски начинал с исследования дохристианского язычества, поэтому его работы в этой области потребовали специального освещения (этому посвящен первый параграф третьей главы).

Киевский и Московский периоды развития русской культуры (X-XVII вв.) имели приоритетное значение в рамках федотовской концепции культурософии - как первоначальный фундамент, определивший лицо последующих «этажей» российского культурно-исторического здания. Поэтому анализ культуры этого периода Федотовым, соответствующий в его терминологии хронологической границе понятия «культура Древней Руси» выделяется в отдельный, второй параграф третьей главы.

Современный этап в развитии русской культуры, ознаменовавшийся по Федотову «петербургским духовным переворотом» и продолжающийся и по сию пору, т.е. до XX века, привлекал особое внимания мыслителя. Соответственно, федотовскому освещению основных содержательных характеристик и драматических коллизий этого периода посвящен третий параграф третьей главы диссертации, он имеет название «петербургский духовный переворот. Пути развития современной русской культуры». Здесь анализируются ключевые в рамках культурософии Федотова проблемы свободы, интеллигенции, кризиса культуры и его преодоления на путях «оцерковления культуры».

Методологической и теоретической основой настоящего диссертационного исследования являются произведения русских философов XX века - H.A. Бердяева, В.В. Зеньковского, Л.П. Карсавина, н.о. Лосского, н. С. Трубецкого, С. л. Франка, Г. В. Флоровского и др. Эти работы имели главное значение для формирования целостного подхода к феномену русского послеоктябрьского зарубежья и определения особого места в нем Г.П. Федотова.

Большое значение для диссертации имели также положения и выводы современных российских авторов - В.А. Кувакина, М.Н. Громова, М.Г. Галахтина, М.А. Маслина, В.В. Сербиненко, В.И. Кураева, А.Ф, Замалеева, A.A. Ермичева и др.

Автор ставил перед собой задачу избежать однозначных интерпретаций философии культуры Федотова, показать его идеи в эволюции и в общем контексте русского послеоктябрьского зарубежья .

Актуальность идей Федотова, возможность их использования е современных условиях вовсе не означает, что этот русский

мыслитель во всех своих прогнозах «как в волу глядел» и что его прогнозы могут рассматриваться как панацея от современных зол.

В диссертации отмечаются не только крупные теоретические заслуги Федотова, но и противоречивые, открытые для критики положения его культурософии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Шарапова, Эмма Алексеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия русской культуры Федотова явилась одним из высших достижений философско-теоретической мысли русского послеоктябрьского зарубежья, Её источниками стали разнообразные памятники отечественной духовной культуры Х-ХХ веков - летописи. житийная, апокрифическая литература, духовные стихи и другие произведения устного народного творчества, невербальные" источники, включая иконопись, живописные и архитектурные памятники, сочинения церковных и светских писателей, философов и богословов.

П од водя итоги настоящего ди ссе рта цион ного исследов ания, автор сознаёт, что далеко не все аспекты обширной философии русской культуры Г.П. Федотова получили здесь рассмотрение, вне поля зрения автора оказались архивные материалы - неопубликованные работы Г.П. Федотова, находящиеся в Русском (Бахметьевском) Архиве Колумбийского университета (г. Нью-Йорк, США) ,

Эрудиция Федотова подкреплялась знанием основных европейских языков, древнегреческого, латинского и церковнославянского языков.

Среди мыслителей русского послеоктябрьского зарубежья Федотов занял особое, независимое положение, не детерминированное жесткими партийно-политическими пристрастиями и идеологическими ориентациями,

Общий характер идейно политических воззрений мыслителя определялся позицией своеобразного христианского социализма, что наложило свой отпечаток на мировоззренческую направленность его культурософии. Федотов откосил себя, подобно евразийцам, к представителям "пореволюционного сознания". Однако он был решительным противником "ориентализации" русской культуры, предлагавшейся евразийцами, всецело разделяя мнение о принадлежности России к западной культурной общности, хотя и осложнённой её тесной связью с византинизмом, восточным православием.

Федотов не оставил сколько-нибудь систематизированной, специально разработанной концепции культурософии, Тем не менее, в его сочинениях явственно прослеживаются определённые ориентации, методологические установки. Прежде всего это ярко выраженная антропологическая ориентация его взглядов, красной нитью проходящая через федотовские сочинения. Федотов принципиальный сторонник "метафизического психологизма", выразившегося в приверженности к своеобразно истолкованным идеям христианской "пневматологии". "Метафизический психологизм" Федотова, подчёркивая укоренённость культуры в глубинах человеческого духа, вместе с тем выступает против "обездушивания" в культуре, призывает учитывать конкретные проявления ""чувств, страстей и волнений", которые придают продуктам духовного творчества специфическую человечность и "одушевлённость".

Злоупотребление акцентацией на чисто духовную неодушевлённую" ориентацию продуктов культуры есть, в частности, лазейка для того, что Федотов называл "ложной духовностью", Последняя появляется, например, и вследствие чрезмерного оцерковления культуры, когда церковное сознание, стремясь всячески оградиться от внецерковных влияний, ограждает себя "стеной церковного закона", тем самым отдаляясь от человека. Е этих случаях происходит ограничение свободы, но, по Федотову, там где нет свободы, там не существует и подлинной культуры, соразмерной человеку, его душевности, доброте и любви. Отсюда - защита Федотовым "прав человека" в сфере культуры. Эти особенности методологии Федотова, нам представляется, имеют большое современное значение, в частности, в контексте дискуссий об "истинной и ложной" духовности, об отношении к ценностям гуманизма в современных условиях и т.п.

Таким образом, культура, по Федотову, по своей сути связана с человеком. Но это не противоречит общей религиозной ориентации культурософии Федотова, так как его интересует в религиозных ценностях прежде всего их "субъективная", "человеческая сторона", отличная от "объективной стороны" религии, то есть от церковных догм, обрядов, церковного права, литургии и т.п. В этом проявляется также резкое расхождение Федотова с традициями протестантской теологии.

Другой важнейшей чертой методологии Федотова было выстраивание философии культуры по "диалектическому принципу". Федотов был против приведения всех многообразных проявлений отечественной духовности к "общему знаменателю", к раз и навсегда данным и неизменным константам. Духовная жизнь России на протяжении столетий подвергалась многочисленным драматическим изменениям и поэтому изучение этого противоречивого процесса не может не учитывать многочисленные противоположности и противоречия. Причём соединение противоположностей, проявлявшееся столетия назад, может сохраняться в культуре в течение очень длительного времени. В культуре, по Федотову, действует своего рода "закон сохранения энергии" и потому многое в современной культурной жизни есть не что иное как бессознательное повторение уже бывшего.

Федотов разделяет понятия "культура" и "цивилизация считая» что они покоятся на равных основаниях. Стержень цивилизации составляют комфорт, материальное благополучие, технические достижения, а культура базируется на "изумительных кострах духовности", на иерархии духовных ценностей. Прогноз Федотова для России состоял в том,, чтобы любой ценой сохранить эту иерархию духовных ценностей и не пойти по технократически-ориентированному пути, в ущерб высокой духовности. Вместе с тем, он показывал и важность темы "хлеба" для культуры, так как она не может существовать без определённого уровня материальной обеспеченности.

Историко-культурные изыскания составляют большую часть написанного Федотовым в области философии культуры. Федотов не уставал подчёркивать скудость современного уровня знаний по истории отечественной культуры, никак не соответствующих её реальному богатству.

Следует прежде всего подчеркнуть целостность федотовского подхода к общей истории русской культуры, в свои исследования он с одинаковой интенсивностью включал и древний, и новый периоды отечественной культурной истории. Причём началом начал он считал славяно-русское язычество, во многом определившее, по Федотову, многие черты культурного облика и современного русского человека(доброта, незлобивость, миролюбие, родственность и др.).Некоторые языческие темы, например образ Матери-сырой земли в преобразованном, христианизированном виде вошли, по Федотову, в состав народной русской культуры.

Федотов был убеждённым сторонником той точки зрения, что именно культура и её основа - культ, то есть православная религия стали первичными факторами формирования русской нации.

Не культура - для государства", а "государство для культуры" - вот одно из главных положений философии культуры Федотова, которые, по его мнению, восходит к периоду Киевской Руси, "Золотой Киев'"' был излюбленной Федотовым эпохой русской культуры, русским "золотым веком", во многом утраченным в московский, а затем и в петербургский периоды отечественной истории, Федотов был противником восходящей к Чаадаеву концепции "рокового выбора" Русью византийского культурного наследия. "Византинизм" (термин Федотова) определил многие высшие достижения русского духа и русской душевности, включая "кенотизм" (жалостливость), исихазм, а так же исконно присущую России открытость к Востоку и Западу ( то что Федотов назвал "особой греческо-византийско-славянской темой"),

Византинизм также дал толчок развитию русской святости -одной из важнейших и крупнейших тем русской культуры. Понятие святости эквивалентно, по Федотову, понятию гениальности в культуре и даёт представление о её высших проявлениях в разные исторические эпохи.

Федотов предвосхитил некоторые современные приёмы исследования древнерусской культуры, например, привлечение в качестве особых источников материалов устного народного творчества. В народных духовных стихах он обнаружил "софийную христианскую религиозность", представленную им в виде связи образа Богородицы с мифолотемой "матери сырой земли".

Ошибкой Федотова следует признать его версию причины, прогрессировавшего в средние века культурно-исторического отставания Руси от Запада, Эта причина коренилась, по Федотову, в выборе Русью церковно—славянского языка как языка культуры и йогослужения. Между тем, как считает Федотов, стоило только склонить выбор в пользу латыни, как перед Русью "отворились бы все двери". Наконец, последний этап развития русской культуры, начинающийся, по Федотову, "петербургским духовным переворотом", характеризуется мыслителем как наиболее сложный и драматический в истории России. Формирование интеллигенции, нового носителя культуры, обладавшего, по Федотову, качествами "идейности" и "беспочвенности", - составило главную суть "петербургского переворота". Интеллигентская культура резко оторвалась от культуры народной, а зто, в свою очередь, породило и все другие социальные, а затем и политические (в хх-м веке) разрывы и конфронтации. Федотов, однако, не считал интеллигенцию чисто русским явлением и находил в ней черты сходства с интеллектуальными элитами стран Востока- Индии, Турции, Китая.

Нам представляется, Федотов излишне драматизировал "культурные оппозиции" русской культуры петербургского периода её развития, считая противоречие между "высокой" (интеллигентской) и народной культурой неразрешимой, чисто русской коллизией. Субъективны также представления Федотова об отсутствии в русской культуре стандартов "подлинно философской рацио". На наш взгляд, именно при анализе последнего этапа развития русской культуры Федотов изменяет свойственной ему идее целостности культуры, столь плодотворно разработанной применительно к средневековому периоду.

Более содержательны и оригинальны суждения Федотова о последнем "пореволюционном" этапе русской культуры. Подобно И.А.Ильину, С.Л.Франку, Н.А.Бердяеву и другим мыслителям зарубежья он включился в дискуссии о кризисе современной европейской культуры и путях его преодоления. Постигшие Россию в

ХХ-м веке катаклизмы объяснял не "чисто русскими", а общеевропейскими причинами (например, ускорение секуляризации, возрастание роли техногенной цивилизации).Октябрьская революция, по Федотову, - это не "наказание России" за её грехи, а следствие мировых цивилизационных свигов, характерных для Европы и Америки.

Выходом русской культуры из кризиса Федотов считал её "оцерковление", понимаемое не как подчинение культуры церкви, но как духовное собирание нации вокруг высших христианских ценностей.

Дальнейшая работа предстоит по части сравнения культуро-софских построений Федотова, а также Бердяева, Франка, Карсавина, Флоровского и других мыслителей зарубежья.

Особого внимания заслуживает также вклад Федотова в развитие классического жанра "русской идеи", берущего начало от Вл. Соловьёва и продолженного многими мыслителями зарубежья. Эти и другие актуальные задачи - предмет будущих научных изысканий.

131

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шарапова, Эмма Алексеевна, 1999 год

Библиография

1. Федотов Г.П. Новый Град (от редакции)//Новый Град, Париж, 1 а 1 № 1

X - -и , . ^ .

2. Федотов Г,П. Россия, Европа и мы//Новый Град. Париж, 1932, Ш 2.

3. Федотов Г.П. Падение советской власти//Новый Град. Париж, 1932. № 5.

4. Федотов Г.П. О национальном покаянии//Новый Град. Париж,

Х^^иа 14- ^ «

5. Федотов Г.П. Основы христианской демократии/'/Новый Град. Париж, 1934. № 8.

6. Федотов Г.П. Святость и творчество/./Новый Град. Париж, 1936, № 11,

7. Федотов Г.П, Новый Град. Сборник статей. Нью-Йорк, 1952.

8. Федотов Г.П. Запад и СССР//Россия и свобода. Нью-Йорк, 1981.

9. Федотов Г.П. Изучение России//Судьба и грехи России. Иэбр. статьи по философии русской истории и культуры, СПб., 1991. Т. 1.

10. Федотов Г.П. К вопросу о положении русской церкви//Там же.

11. Федотов Г.П. Лицо России//Федотов Г.П. Судьба и грехи России, Избр. статьи по философии русской истории и куль туры. СПб., 1991. Т. 1.

12. Федотов Г.П. мысли по поводу Брестского мира//Там же.

13. Федотов Г.П. На поле К ул и к о в о м//Т ам же.

14. Федотов Г.П. Новая Россия//Там же.

15. Федотов Г.П. Проблемы будущей России. Статьи первая-

третья//там же.

16. Федотов Г.П. Революция идет//Там же.

17. Федотов г.п, социальный вопрос и свобода//Там же,

18. Федотов Г,П. Судьба империй//Федотов Г.П. Судьба и грехи России, Избр. статьи по философии русской истории и куль туры. СПб., 1991. Т. 2.

19. Федотов г. п. Сумерки отечества//Там же. Т. 1.

20. Федотов П. п. Трагедия древнерусской святости//там

21. Федотов г. п. Трагедия интеллигенции//Там же.

о о Федотов г. п. Три столицы//Там же.

23, Федотов г, п, Защита России//Там же,

24. Федотов г. п. Культурные сдвиги//там же, СПб., 199:

О ц а Федотов п 1 а п 11 в Мать-земля (К религиозной космологии

го народа) / / Там же.

26. Федотов г. п. Новый идол//Там же.

2 ,г, Федотов г. п. Новое отечество//Там же.

28. Федотов г. п. О гуманизме Пушкина//Там же.

29. Федотов г. п. О национальном покаянии//Там же.

30, Федотов г. п. Певец Империи и свободы//Там же,

31. Федотов г. п. Письма о русской культуре//Там же.

32. Федотов р п, Правда побежденных//Там же,

■3-3 . Федотов г. п. Пушкин и освобождение России/./Там же.

34. Федотов г. п. Россия, Европа и мы//там же.

■3 « Федотов г, п, Россия и сЕобода//там же.

36. Федотов г. п. Россия Ключевского/'/Там же.

37, Федотов г. п, Рождение свободы//Там же.

зв. Федотов р 1 а п. Сталинократия//Там же,

Федотов Г. п. Судьба империй//там же,

40. Федотов г. п. Тяжба о Росс ии//там же.

41. Федотов Г.П. Бердяев-мыслитель/'/БердяеЕ Н.А.: Pro i contra. антология. Кн. 1. СПб.. 1994.

42. Федотов Г.-П= Абеляр//Собр.- соч. в двенадцати томах, СПб., 1996. Т.1.

43. Федотов Г.П, В. Розанов. «Опавшие листья»//В.в. Розанов: Pro et Contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Кн. II. СПб., 1995.

44. Федотов Г.П. агиология//Федотов Г.П. Собр. соч. в двенадцати томах. М., 1998. Т. 2.

45. Федотов Г,П. в защиту этики//Тзм же.

46. Федотов Г.П. древо на камне//Там же.

47. Федотов Г.П. Об антихристовом добре//Там же.

48. Федотов Г.П. о Русской церкви//Там же.

49. Федотов Г.П. О Св. Духе в природе и культуре//там же.

50. Федотов Г.П. О стиле в проповеди//Там же.

51. Федотов Г.П. православие и историческая критика//Там же.

52. Федотов Г.П. Православный нигилизм или православная куль тур а//т ам же,

53. Федотов Г.П. Славянский или русский язык в богослужении //Там же.

54. Федотов Г.П. Христианство перед лицом современной социальной действительности//Там же.

55. Федотов Г.П. carmen заеси1аге/./Там же.

56. Федотов г.п. Ессе Homo (о некоторых гонимых «измах»)//там же.

57. Fedotov G,P, The Prussian Religious Mind: Kievan Christianity. The Tenth to the thirteent centuries. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1946. XVI.

58

59

uu

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

Fedotov G.p. A Theasury oi Prussian Spirituality. New-York: Sheed and Ward. 1948. XVI.

Fedotov G.P. Nicholas Berdyaev as Thinker//The Living Chirch. Milvakee, Wisconsin, 1948. 19 Sept. Аванесова E.A. Трактовка духовной культуры и духовность в отечественной аналитике в прошлом и теперь//Наука о куль туре: итоги и перспективы, научно-информ. сб. Вып. 1. М.,

1997,

Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья. Книги 19171940: Материалы и библиографии. Спб., 1993. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996. Афанасьев А,Н. Поэтические воззрения славян на природу, Т. 1-3. М., 1865-1869.

Белоэмигранты о большевиках и пролетарской революции. Со

став. Наугольных Т.В. Пермь, 1991, Кн. 1-2,

Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990,

Борисов В.м. Г,П. Федотов, Историческая публицисти-

к а//Новый мир. М., 198 9. № 4.

Вехи, Из глубины, М,, 1991.

Вишняк М.В. «Современные записки»: Воспоминания редакто ра. СПб., 1993.

Волкогонова О.Д. Есть ли будущее у русской интеллигенции? (читая Г.п. Федотова)//высшее образование в России, м.,

1998, № 1.

Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. М.: Росспэм, 1998.

Галахтин М.Г. Два взгляда на одну проблему, или еще раз о несходстве сходного (H.A. Бердяев и Г.П. Федо-

шов)//Философия и культура в России: методологические проблемы, М,: МФ РАН. 1992.

72. Галахтин м.Г. Новоградство/./Русская философия. Словарь. М., Республика, 1995.

73. Галахтин М.Г. Особенности русской святости в культуроло гии Г.П. Федотова//Философия в России XIX-начала XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. М.: МФАН, 1991.

74. Галахтин М.Г. Судьба империй. Публикация, предисловие и примечания/ЛЗнамя, М., 1992. №№ 3-4.

75. Галахтин М.Г. Федотов Г.П. //Русская философия, Малый энциклопедический словарь. М., Наука, 1995.

76. Галахтин М.Г. Философия истории г.П, Федотова (значимые аспекты)//Всероссийская научная конференция. Русская фи лософия: преемственность и роль в современном мире. Тезисы докладов и выступлений. Ч. 2. Спб., 1992.

77. Галахтин м.т. Философия истории Г.П, Федотова, Авторе®,,, канд, Филос, Наук, М,, 1993,

78. Гальцева P.A. Очерки русской идеологической мысли XX ве ка. М., 1У У 2.

79. Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. Пер. с англ. М,, 1995.

80. Герцен А.И. Америка и Сибирь//Собр. соч. в тридцати томах. М., 1958. Т. XIII.

81. Громов М.Н, Структура и типология русской средневековой философии. М., 1997..

82. Гулыга А. Дух и духовность//Диалог, 1991. № 17,

83. Евразийский сборник. Политика. Философия. Россиеведение.

84

85

86

о п

í

88

89

90

91

92

93

94

95

96

9 7

Париж., 1929.

Емельянов В, В ,, Маслин M.Ä. Историография русской фило софии//Русская философия. Словарь. М., Республика, 1995. Ермичев A.A. Я всегда был ничьим человеком//H.A. Бердяев: Pro et contra. Антология. Кн. 1. СПб., 1994. Замалеев А.Ф. «Слышать голос Христа и голос истории» (о социальной философии Г.п. Федотова)//Федотов Г.п. о сея тости, интеллигенции и большевизме. Спб., 1994. Замалеев А.Ф. Восточнославянские мыслители, Эпоха Средне вековья. Спб., 19у8.

Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л., 1987.

Зеличенко А. Психология духовности, М,, 1996, Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1989. Т. 1-2.

Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991.

Иванов В.В., Топоров Б.Н. Славянская мифология//Мифы на

родов мира. Энциклопедия. М., 1982. Т. 2.

Иваск Ю.П. Эсхатология и культура. Памяти Г.П. Федото

Еа//Вестник РСХД. Нью-Йорк, '1972. № 103.

Ильин В.В., Панарин A.C., Рябо A.B. Россия: опыт нацио

нально-государственной идеологии. М., 1994.

Ионин Л.Т. Социология культуры. М., 1996.

Историк-медиевист Лев Платонович Карсавин (1882-1952),

Аналитич. обзор (А.Л. Ястребицкая). М., 1991.

Исупов К.Т. Георгий Федотов: философия исторической сво

боды//Философские науки. М., 1991. № 3.

98. «Исход к В о с т о к у»//Р усская философия. Словарь. М., Республик a , 1995.

99. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М.,, 1996.

100. Коган Л.П. «Выслать за границу безжалостно» (Новое из изгнании духовной элиты)//Вопросы философии. 1993. № 9.

101. Кодбовский А.П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902.

102. Козырев А..П. Русское студенческое христианское движение (РСХД)//Русская философия, словарь. М., Республика, 1995.

103. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье: Пути и судьбы русской эмиграции. 2-е изд. М., 1994.

104. Кошарный В.П. ЕвразийстБо/'/Русская философия. Словарь. М., Республика, 1995,

105. Кошарный В.П. Русская революционная философия и социология революции (1917-1930-е гг.). Киев, 1997.

106. Крымский С,В. Контуры духовности: новые контексты иден тиФикащш//Вопросы Философии. 1992. № "12.

107= Культурное наследие российской эмиграции, 1917-194 0: В 2 кн. Под. ред. Челышева Е.П., Шаховского Д.М. М., 1994.

108. Леонтьев Н. Византизм и славянствсУ/Леонтьев Н. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996.

109. Литературная энциклопедия русского зарубежья (19181940). Гл. ред. А.Н. Николюнин. М., 1996, Т. 1, 2.

110. Лосский И.О. Характер русского народа//Лосский Н.О, Условия абсолютного добра. М., 1991.

111. Маслин М.А. «Велико незнанье России,.,»//Русская идея, М.: Республика, 1992.

112. менизев Б,В. Отечественные истоки философии B.c. Соловьева (социокультурный контекст 70-90-христианство голов XIX в.). Автореферат дисс. М., 1997.

113. Мыслители русского зарубежья. Сост. Замалеев А.Ф. Спб.,

т~\ г-ч

114. Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. Сост. и отв. ред. А.Ф Замалеев. СПб.: Наука, 1992.

115. Н. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Т. 12.

116. О России и русской философской культуре, Философы рус ского послеоктябрьского зарубежья. Сост. М.А. Маслин. M.f 1990.

117. Панарин A.C. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998.

118. Политическая история России: Хрестоматия, ч. I. Сост. В.И. Коваленко, А.Н. Медушевский, E.H. Мощелков. М., 1995,

119. Померанц Г.С, Г.П, Федотов - философ свободы и свято сти//Человек. М., 1991. If 1.

120. Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. Сост. Исаев Ю.А. М., 1992.

121. Путь: Орган русской религиозной мысли. Кн. I (I-V). М,, 1992.

122. Раев М. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994.

123. Русская идея. Сост. М.А. Маслин. М., 1992.

"124, Русская идея: в кругу писателей и мыслителей Русского Заоубежья. В 2 т. М., 1994.

125

126

127

128

129

130

131

'132

iOJ

134

135

136

137

Русское зарубежье: Хроника научной, культурной и общест венной жизни, 1920-1940, Франция, Под ред, Мнухина Л,А, М.-Париж, 1995-1996. Т. 1-3.

Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. Сост. П.А. Гальцева. М., 1991.

Се повести временных лет (Лаврентьевкая летопись). Арзамас, 1993.

Сербиненко В.В. О «русской идее» и перспективах демокра тии в России/'/Вестник Московского ун-та. Серия 12. М., 1993. № 6.

Сербиненко В.В. Оправдание культуры. Творческий выбор Г,П. Федотова//Вопросы философии. М., 1991. № 8, Сербиненко В.В. Спор об антихристе: Вл. Соловьев и Г, Федотов/'/Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. 2. М.: Наука, 1990,

Соколов A.n. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-христианство годов, М,, 1991,

Сухарев Ю.Н. Русская философия: Философия как специальность в России. М., 1992.

Гальцева P.A. Очерки русской утопической мысди XX века, М., 1992.

Тарле Г.Я. Российское зарубежье и родина. М. Троицкий Е.С. Возрождение русской идеи. Социально-философские очерки. М., "1991,

Флоровский Т. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. Франк С.Л. Крушение кумиров/./Франк С.Л. Сочинения, М,, 1990.

138. Франк С.л, письмо г.п. Федотову//Франк с.л. русское мировоззрение. СПб., 1996.

139. Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Сб. Статей. Paris. 1972.

140. хализев в., мейер A.A.//Русская философия. Словарь. М., Республика, 1995.

141. Шаповалов В.Ф. Россиеведение как научная дисципли на//Наука о культуре. Итоги и перспективы. Вып. 1. М., 1 '397.

142. Шаповалов В.Ф. Смысл национальной иден//Независимая газета. 23.08.1996.

143. Шпет Т.Г. Сочинения. М., 1989.

144. экономцев И, Православие, Византия, Россия, Париж, 1989,

14 5, Эрн В.Ф. Сочинения. М,, 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.