Философский анализ развития образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, доктор философских наук Магомедов, Бахмуд Магомедович

  • Магомедов, Бахмуд Магомедович
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 261
Магомедов, Бахмуд Магомедович. Философский анализ развития образования: дис. доктор философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 1999. 261 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Магомедов, Бахмуд Магомедович

Ведение

Раздел I. Образование как феномен культуры

1.1. Образование в примитивных культурах

1.2. Образование в древних цивилизациях

1.3. Образование в культуре античности

1.4. Средневековая система образования

1.5. Образование в эпоху Возрождения

1.6. Образование в культуре Нового времени 60 Раздел П. Проблема образования в истории философии

2.1. Вопросы образования в философии Древнего Востока

2.2. Особенности понимания сущности образования в античной 83 философии

2.3. Образовательная концепция философии Средневековья

2.4. Идеи образования в философии эпохи Возрождения

2.5. Статус образования в философии Нового времени 115 Раздел Ш. Деятельностный подход к проблеме образования

3.1. Методологическое значение категории "деятельность"

3.2. Образование в структуре человеческой деятельности

3.3. Образовательная деятельность как взаимодействие 182 личности и общества

Раздел IV. Глобальные аспекты проблемы образования

4.1. Глобальный подход к проблеме образования

4.2. Информатизация образования

4.3. Тенденция экологизации образования 237 Заключение 244 Список основной использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философский анализ развития образования»

Актуальность темы исследования. Образование является неотъемлемой составной частью исторического процесса. В настоящее время идет интенсивный поиск новой модели образования, которая соответствовала бы целям цивилизации XXI века. В 1993 г. ЮНЕСКО создало специальную "Международную комиссию по образованию для XXI века". В своей работе она исходила из концепции, согласно которой образование детерминируется проблемами общества. В качестве главной проблемы XXI века признана проблемы выживания человечества.

Столь тесная взаимосвязь модели образования XXI века и модели будущей цивилизации вряд ли неожиданна с философской точки зрения. Здесь та же зависимость, что и между нынешней цивилизацией и ее системой образования. Это зависимость целого и его части. Традиционное образование, будучи наиболее массовой социальной системой, является вместе с тем и одной из самых консервативных. Уже не одно десятилетие оно в своем глобальном измерении не удовлетворяет потребностей социальной жизни, продолжая транслировать в будущее культуру, знания и ценности индустриально-потребительского общества.

Собственно говоря, в этом одна из граней мирового кризиса образовательной системы, которая, не только не удовлетворяет потребности современного общества, но и не способствует грядущему выживанию человечества. Отягощенная традициями прошлого современная система образования неумолимо увлекает все мировое сообщество в пучину грядущей экологической катастрофы. Ее предотвращение требует поисков новых моделей образования и развития человечества, т.е. становления нетрадиционной цивилизационно-образовательной парадигмы1.

Иными словами, задачей философии образования является поиск путей выхода из кризиса цивилизации и кризиса образования в частности. Речь идет о создании качественной модели образовательной системы, которая могла бы существенно способствовать переходу к устойчивому развитию общества.

Осмысление образования в контексте мировых проблем является необходимой предпосылкой устойчивого развития общества2. Более того, при определении целей, общего содержания образования сейчас важно учитывать на самых различных уровнях общепланетарные запросы человечества, связанные с гуманизацией, экологизацией, информатизацией образования.

Кардинальное значение имеет то обстоятельство, что решение глобальных проблем зависит от того, какой тип человека сформирует общество для их преодоления. Уровень развития индивидуального сознания, нравственных представлений человека, характер и широта его межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь определяют ценностные установки, мотивы жизнедеятельности людей. Эти составляющие, необходимые для формирования так называемого "ответственного сознания" личности, общество может задать посредством воспитания и обучения.

В зависимости от специфики понимания кардинальных вопросов человеческого бытия возможны различные подходы в философии об

1 См.: Урсул А.Д. Ноосферная стратегия образования // Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1996. С. ИЗ. См. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993, с. 57-58. разования и, соответственно, различные концепции подготовки будущего специалиста. Однако целевая установка этих концепций имеет ряд общих черт. С одной стороны, любое образование всегда в той или иной степени соответствует времени, отражает уровень и структуру общественного сознания и воспроизводит ее. С другой, всякое образование ориентировано на будущее и призвано создавать интеллектуальные предпосылки для социального развития, проявления новых граней сущностных сил человека.

Выбор соответствующей концепции образования в общем и целом зависит от доминирующих ценностно-мировоззренческих установок, богатства, многообразия духовных потребностей общества. Сложность заключается в том, что не всегда однозначна и равносильна структура этих детерминирующих факторов. Неизбежно возникает поэтому проблема выбора, определения приоритетов как в выявлении общей стратегии, методологии образования, так и в многочисленных частных, методических вопросах преподавания отдельных дисциплин. В этом отношении разработка целостной концепции образования, его содержания, направлений сама по себе предстает как фундаментальная и комплексная научная проблема.

Образование является важнейшим показателем культуры. Оно не только отображает уровень культуры, но и развивает ее. Если учесть, что каждый народ имеет свою неповторимую культуру, то, казалось бы, системы образования отдельных стран должны быть уникальными. Однако светское образование, помимо связей с социокультурной сферой, имеет глубокую связь с наукой. А наука интернациональна, ее содержание инвариантно во всех обществах. Кроме того, есть общие черты в психологии восприятия людей, в методике преподавания отдельных дисциплин, и других педагогических вопросах.

Все это обусловливает единство общечеловеческого и национального в проблеме образования и определяет необходимость философского анализа данной сферы человеческой деятельности.

Степень разработанности проблемы. Исследования, посвященные становлению, сущности, организации образования, его статусу и функциям в общекультурном и историческом процессе следует рассматривать в контексте такого направления философии как философия образования. Именно в этом свете становится очевидным наличие определенной преемственности в генезисе образовательных концепций, их все большая переориентация к стратегическим потребностям общества, к соблюдению прав человека, гуманистическим ценностям и идеалам.

Необходимо иметь в виду, что исследование проблемы образования имеет длительную историческую традицию, которую обычно связывают с этапами развития науки и социальной практики. В каждый период решение задачи определения содержания образования имело свою специфику. В ХУ1-Х1Х веках в качестве основополагающих принципов, вокруг которых фокусировались основная задача и цель образования, выделяются: принцип природосообразности Я.А. Комен-ского, принцип практической полезности Дж. Локка, принцип элементарности образования И.Г. Песталоцци, принцип культуросообразно-сти А. Дистервега. В отечественной педагогике решение рассматриваемой проблемы берет свое начало от М.В. Ломоносова. Именно им был сформулирован принцип о том, что каждая наука должна вносить свой вклад в содержание школьного образования. Позднее эти идеи были развиты К.Д. Ушинским, В.В. Розановым и др. учеными.

Проблема образования относится к числу традиционных философских проблем. Она в той или иной степени нашла отражение в трудах таких классиков философии как Конфуций, Платон, Аристотель, А. Боэций, А. Фараби, П. Д. Мирандола, Кампанелла, Вольтер, Дж. Локк, Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Дж. С. Милль, Г. Спенсер и др. Идеи современной системы образования восходят к трудам И. Гербарта, М. Ломоносова, Я. Коменского, И. Песталоцци, Ф. Фре-беля и др. выдающихся ученых-педагогов.

В последние годы усилился интерес к философским проблемам образования в связи с такими глобальными процессами как информатизация различных сфер общественной жизни, усиление взаимодействия культур и нарастание интеграционных тенденций в мире, осознание связи решения целого ряда мировых проблем с развитием образования. Это нашло отражение в трудах Б. С. Гершунского, К. X. Дело-карова, О. П. Долженко, Л. Е. Серебрякова, В. Д. Шадрикова, Ю. Г. Щедровицкого, Е. Н. Пасхина, Б. Саймона, Ф. М. Сарагоса и др. ученых3.

Поворотным пунктом в развитии философии образования следует все же считать осознание значимости экологизации образования в условиях перехода общества к устойчивому развитию. Существенный вклад в разработку данного направления философии образования внесли работы Ю. Ю. Галкина, С. Н. Глазачева, А. Н. Захлебного, И. Д.

3 См. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1997; Делокаров К. X., Комиссарова Г. А. Философия образования в период социальных трансформаций. М., 1997; Долженко О. П. очерки по философии образования. М., 1995; Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993; Щедровицкий Ю. Г. Очерки по философии образования. М., 1994; Лиферов А. П. интеграция мирового образования - реальность третьего тысячелетия. М., 1997; Пасхин Е. Н. Информатизация образования и переход к устойчивому развитию: философско-методологический анализ. Автореферат докторской диссертации М., 1997; Реформы образования в современном мире. М., 1995; Саймон Б. Образование и общество. М., 1989; Сарагоса Ф. М. Завтра всегда поздно. М., 1989 и др.

Зверева, Н. М. Мамедова, Е. В. Никаноровой, А. Д. Урсула, и др.4. Определенной квинтэссенцией этих исследований является ноосферная концепция опережающего образования, предложенная А. Д. Урсулом.

Объект диссертационного исследования. Объектом исследования является система образования.

Предмет исследования. Предмет исследования - социокультурные и научно-теоретические основания развития образования.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основная цель исследования - выявление социо-культурных, философских и научно-теоретических оснований экологического развития образования.

Для реализации указанной цели поставлены и решены следующие задачи:

• раскрыть сущность, основные детерминизирующие факторы развития образования;

• показать роль образования в историческом процессе;

•рассмотреть статус образования в различных культурах;

• проанализировать основные идеи образования в истории философии;

• уточнить особенности образовательной деятельности;

• осуществить системный анализ глобальных тенденций в развитии образования;

4 Взгляды этих ученых обощенно отражены в следующих сборниках: Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996; Средства массовой информации и экологическое образование в решении проблем охраны окружающей среды. Мат-лы международной конференции. Владикавказ, 1997; Педагогическое образование. Вып. 7, М., 1993; педагогическое образование. Вып. 10, 1993; Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1996.

• определить наметившиеся трансформации в системе образования в связи с переходом общества к устойчивому развитию.

Методологические основания исследования. Методологическую основу диссертации составили философские принципы монизма и развития, системности и самоорганизации; теоретические положения культурологии, педагогики, психологии, а также данные о глобалистике, социальной экологии и информатики.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Данная диссертация является результатом осмысления опыта многолетней работы автора в области образования. В ней делается попытка выявить общие и отличительные черты в истории образования, показать специфику образовательной деятельности, раскрыть новые тенденции в развитии образования, связанные с глобальными проблемами современности и переходом общества к устойчивому развитию.

• Осуществлен двуединый философский и культурологический анализ развития образования. Культурологический анализ позволил выявить историческую связь содержания образования с системой ценностей общества, его социально-экономическими, духовными потребностями. Философский анализ позволил раскрыть истоки методологии и ценностные ориентации образования в ту или иную эпоху;

• Анализ философских и педагогических трудов мыслителей прошлого выявил целый ряд обоснованных суждений о принципиальной направленности образования на перспективу. Это позволяет считать ноосферную концепцию опережающего образования логическим следствием развития теоретической педагогики и философии образования;

• Осуществлен деятельностный подход к проблеме образования, позволивший раскрыть мотивы, регулятивы развития образования, особенности его самоорганизации;

• Обоснована общая эко-гуманистическая ориентация развития образования в контексте глобальных тенденций, наметившихся в современную эпоху;

• Раскрыта глубокая взаимосвязь тенденций гуманизации, информатизации и экологизации образования, в связи с переходом к устойчивому развитию;

• Выявлена оптимизирующая функция информатизации в образовательном процессе, радикальном изменении методики и технологии образования;

• Показана системообразующая роль экологического образования в становлении образования ноосферного типа.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение данной диссертации определяется связью с постановкой и решением в контексте стратегии устойчивого развития философских проблем образования, с трансформацией механизмов социализации индивида на основе гуманистических ценностей и идеалов. Проведенное исследование позволяет уточнить цели и задачи современного образования, выявить действенные пути повышения эффективности формирования культуры периода перехода общества к устойчивому развитию. Методологические выводы и положения диссертации могут быть использованы при определении содержания, структуры образования, совершенствовании практики и методики учебного процесса на различных уровнях.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в выступлениях на целом ряде республиканских и Всероссийских теоретических и научно-практических конференциях, методологических семинарах кафедры философии Дагестанского государственного университета. Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждены на проблемной группе и заседаниях кафедры экологии и управления природопользованием РАГС. Содержание исследования отражено в публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Магомедов, Бахмуд Магомедович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конец XX столетия характеризуется усилением всестороннего анализа перспектив развития человечества. На основе многочисленных глобального развития стало очевидно, что мир подошел к порогу, требующему радикального изменения ценностной ориентации каждого человека и человечества в целом, соблюдения приоритета природных предпосылок в естественноисторическом развитии.

Важнейшим событием международной жизни последнего десятилетия явилась конференция по проблемам окружающей среды и развитию, созванная по линии ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро. На этом представительном форуме был принят целый ряд документов, определяющих права и обязанности отдельных стран в области производства, загрязнения среды, использования природных ресурсов. Конференция в Рио-де-Жанейро явилась в определенном отношении логическим завершением огромной работы, которую проводили в течение многих лет ЮНЕСКО и различные комиссии ООН по окружающей среде. Концепция устойчивого развития, принятая на этой конференции, по существу, предопределяет новую эру во взаимоотношении общества и природы.

Переход к устойчивому развитию объективно выдвигает на приоритетное место систему образования. Формируется новое информационно-образовательное пространство, которое поможет ускоренными темпами воплощать цели и принципы устойчивого развития.

До сих пор общественное сознание отставало от бытия и это определяло стихийность естественноисторического процесса. Переход человечества к сельскому хозяйству, затем индустрии, формирование общества потребления — все эти естественные для мировой истории процессы привели человечество к глобальному экологическому кризису. Выход из этого кризиса и выживание человечества видится в переходе на путь становления ноосферы. В ходе ноосферогенеза должны произойти кардинальные изменения в соотношении информационно-духовных и вещественно-энергетических факторов и механизмов цивилизационного развития. Смысл перехода к устойчивому развитию ноосферной ориентации состоит в реализации стратегической цели обеспечения приоритета интеллектуальных факторов и ресурсов развития над материально-вещественными.

Доминирование социально-информационных процессов над вещественно-энергетическими — это кардинальная трансформация в сознании и нравственности людей, в общечеловеческих ценностях и видении смысла человеческой истории, которая отныне должна быть связана со становлением сферы разума. Но это возможно только в том случае, если появится возможность опережающего развития информационных процессов и сопровождающих их развитие социальных механизмов, структур, направлений деятельности, имеющих информационную природу, т.е. науки, образования, процессов информатизации и информационного обеспечения и т.д. Таким образом, из тезиса об опережении сознанием бытия в ноосфере следует более конкретный вывод о необходимости в ходе ноосферогенеза опережающего развития информационных процессов по сравнению с материально-вещественными. Эта новая парадигма цивилизационного развития вместе с тем оказывается стратегией становления информационного общества, а значит ускоренного опережающего развития науки и образования, других сфер духовной культуры, способных к футуризации своего содержания.

При определении понятия «опережающего образования» нужно иметь в виду, что это не какой-то новый вид образования, а важная составная часть той образовательной системы, которую мы именуем ноосферным образованием. Цель последнего — становление ноосферы и ноосферной личности. Поэтому понятия опережающего и ноосферного образования следует считать почти синонимами, хотя понятие ноосферного образования шире опережающего образования. Опережающий аспект ноосферного образования, а именно так можно эксплицировать модель опережающего образования, акцентирует внимание именно на технологиях изучения и предвидения будущего по сравнению с прошлым и настоящим. Но нужно иметь в виду, что опережающее образование — лишь одно из приоритетных направлений развития образовательной системы в ноосферном направлении.

Ноосферное образование включает в себя, по меньшей мере, два аспекта опережающего образования. Во-первых, это опережающее развитие образования по сравнению с другими сферами деятельности (экономической, политической и др.). Во-вторых, это опережающий механизм в самом образовательном процессе, его ориентация на будущее и формирование его модели. Кроме этого аспекта опережения, ноосферно ориентированная модель образовательной системы включает в себя ряд взаимосвязанных требований и характеристик.

Опережающий фактор" так или иначе должен сказаться на индивидуальном обучении каждого человека. Речь идет о таких знаниях, которые ему будут необходимы на протяжении всей жизни. Важно, чтобы обучение не только приближало обучаемого к современной жизни, но и давало бы ему возможность предвидеть и выбирать более адекватно свою профессиональную и общественную карьеру. Этот «индивидуальный» аспект нельзя игнорировать и противопоставлять его только что описанному "цивилизационно-футурологическому". Индивидуальное и общественное стремление к будущему необходимо согласовать, ибо именно гармония личности и общества между собой и с природой составляет основу движения человека и социума по оптимальной — ноосферной траектории устойчивого развития.

Современная образовательная система больше всего ценится за ее способность обеспечить карьеру человека, поднять социальное положение и материальное благополучие, нежели за связь с проблемой сохранения биосферы и выживания человеческого рода. Получение того или иного диплома открывает человеку доступ к более широкому кругу материальных и интеллектуальных благ и ценностей потребительского общества. Переориентация системы образования на цели устойчивого развития должна снять противоречие между заинтересованностью в личной карьере и заинтересованностью в выживании цивилизации. Карьера человека должна ставиться во все более тесную зависимость от его участия в переходе на модель устойчивого развития. Это должно найти свое отражение в показателях и индикаторах перехода на новую цивилизационную модель.

Всякий фактор и процесс, приближающий человека и человечество к становлению ноосферы, должен считаться элементом системы опережающего образования.

Опережающее образование предполагает реализацию ряда новых образовательных технологий, выполнение ряда рекомендаций, которые могут обрести свое учебно-методическое сопровождение.

1. Пересмотр всех учебных материалов-программ, планов, специальностей, специализаций, государственных образовательных стандартов под углом зрения проблем будущего и среди этого спектра знаний особое внимание должно уделяться идеям устойчивого развития. Ныне действующие и готовящиеся к утверждению государственные образовательные стандарты содержат крайне мало футурологических компонентов, а тем более идей новой цивилизационной парадигмы (некоторые из них даже абстрагируются от проблем экологии). Поэтому в рамках каждого образовательного учреждения целесообразно вводить ноосферно-футурологические разделы и составляющие, допустимые в пределах действующих госстандартов.

2. При рассмотрении исторического материала также могут быть использованы идеи и выявляться тенденции, которые способствуют выживанию человечества и переходу на путь устойчивого развития. Ведь исторический материал содержит не только факты, но и описание процессов и закономерностей, которые могут оказать влияние на решение глобальных проблем цивилизации.

3. При изучении современной тематики важно связать основные проблемы, направления реформ и тенденции развития со стратегией устойчивого развития.

4. Чтобы реализовать перечисленные выше трансформации образовательного процесса, направить его по ноосферной траектории, необходимо провести подготовку и переподготовку, а в перспективе и аттестацию преподавательских кадров всех уровней. Для этой цели при основных образовательных ведомствах необходимо образовать соответствующие учебные центры, создать межведомственную координационную комиссию (совет) по проблемам устойчивого развития и опережающего образования. Такие центры и комиссии могли бы развиваться в тесной связи с соответствующими организациями при ООН (Комиссия ООН по устойчивому развитию), а такте ЮНЕСКО (Международная комиссия по образованию XXI в., Международная программа по экологическому образованию и др.). В перспективе подобные учебно-методические, исследовательские и организационные центры могли бы распространять знания об устойчивом развитии среди населения, используя средства массовой информации, компьютерные и телекоммуникационные системы, формируя адекватную сеть пропаганды, просвещения и образования.

5. Постепенное включение идей устойчивого развития и ноосферогенеза в социально-экономическое развитие страны и мирового сообщества потребует выработки принципиально новой государственной политики и стратегии в области образования. Это станет одной из важных составляющих государственной стратегии перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Речь пойдет прежде всего об усилении роли государства в трансформациях образовательной системы, о правительственной поддержке всех образовательных учреждений, активно реализующих новую модель развития цивилизации.

6. Ноосферный ракурс образования призван в конечном счете кардинально изменить сознание людей на протяжении нескольких поколений. Результатом ноосферно-опережающего образования и соответствующей системы воспитания, а также пропаганды идей устойчивого развития должны стать новые общецивилизационные ценности, которые во многом опровергают сложившиеся стереотипы мышления.

7. Образовательная система призвана активно участвовать в переходе к устойчивому развитию. Это должно отражаться в соответствующей системе показателей и критериев принятия решений, в оценке знаний и умений, навыков и практических действий, психологических тестов и т.п. Существующую систему оценок следует пересмотреть с учетом показателей и индикаторов устойчивого развития, рекомендуемых ООН, ЮНЕСКО и "Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".

8. Проблемы устойчивого развития в науке и образовании уже находят свое "информационное воплощение" в базах данных и попытках создания компьютерных моделей. Вопросы, связанные с международными аспектами перехода к ноосферному обществу, уже внесены в серверы телекоммуникационных сетей и в главную из них — сеть Интернет.

9. Современная образовательная система в значительной степени опирается на научные знания, уже добытые классической, неклассическои и постнеклассическои наукой. В значительной степени как традиционная, так и современная образовательные системы связаны с уже имевшими место фундаментальными научными трансформациями, которые с некоторым запозданием стали научной базой образования. Отставание образования от науки можно преодолеть, если образовательная система станет ориентироваться на науку, имеющую ноосферную ориентацию.

Ю.Полагая, что в основе новой образовательной системы окажется ноосферное научное знание, не следует видеть опережающее образование лишь в сциентистском ключе. Известно, что ещё В.И. Вернадский представлял научную мысль как часть совокупного знания и духовной культуры. Поэтому следует ожидать, что формирование интегрального знания и ноосферного интеллекта будет происходить в процессе как обретения единства научного знания, так и его взаимосвязи с искусством, моралью, религией, философией и иными (интуитивными, нелогическими) способами познания мира. Можно ожидать, что базой для такого понимания ноосферно-интегрального знания могла бы стать информационная концепция культуры и образования и возможность включения в "единое знание" вненаучных его форм и использование их в ноосферном образовании.

11.Поскольку переход каждой отдельно взятой страны или региона к устойчивому развитию в принципе невозможен, ибо биосфера представляет собой единое целое, необходимо эффективное международное сотрудничество, в том числе и в области образования.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Магомедов, Бахмуд Магомедович, 1999 год

1. Абу Наср аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1975. Августин. Исповедь. Кн. X, XXXV.

2. Альтбах Дж. Модели развития высшего образования в предверии 2000 года // Перспективы: вопросы образования. Париж: Юнеско, 1990, № 3, с. 40-57.

3. Антология мировой философии. В 4-х т., 1969.

4. Арефьева Г.С. Социальная активность. М., 1974.

5. Аристотель. Политика. М., 1931. 289с.

6. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992, т. 2, 210с.

7. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984. 290с.

8. Будагов Р. А. История слов в истории общества. М., 1971. 195с.

9. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.1980.

10. Бхола Х.С. Обучение грамоте взрослых: от теории к практике // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, № 4, с. 30 43.

11. Введение в социальную экологию. 4.1. М., 1993. 210с.

12. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 292с.

13. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы и ее окружения. М., 1987. 329с.

14. Веспор М. Политика Всемирного банка в области образования // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1992, № 4, с. 36-49.

15. Гегель Г.В. Эстетика. М., 1893, т. 2, с. 83.

16. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991, 240с.

17. Гельвеций. О человеке. М., 1973. 480с.

18. Гуревич П. С. Культурология. М., 1995. 215с.

19. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1997. 238с.

20. Гирусов Э. В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование. М., 1989. С. 9-19.

21. Гусейнов А. А. Новое мышление и этика // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М., 1988. С. 11-35.

22. Делокаров К. X., Комиссарова Г. А. Философия образования в период социальных трансформаций. М., 1997. 287с.

23. Демакова И. Компьютерная педагогика. //Перспективы гуманитарного образования. М., 1992. 198с.

24. Демин М.В. Природа деятельности. М., 1985. 285с.

25. Дидро Д. Собр. соч., М.Л., 1935, т. VI. 450с.

26. Долженко О. П. очерки по философии образования. М., 1995. 186с.

27. Донини А. У истоков христианства. И., 1979. 349с.

28. Древнекитайская философия. В 2-х тт. М., 1972-1973, т. I. 230с.

29. Дрейер О. К., Лось В. А. Экология и устойчивое развития. М., 1997. 325с.

30. Духовное производство. М., 1981. 185с. Зеленый мир, 1995. № 36, с. 6-11.

31. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974. 190с.

32. Кампанелла. Город Солнца. М., 1971. 198с.

33. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

34. Россия на пути к устойчивому развитию. М., 1996, 178с.

35. Копнин П.В. Логические основы науки. Киев, 1978. 169с.

36. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Информационный обзор. Новосибирск, 1992. 62с.

37. Коршунов А. М., Шаповалов В.Ф. Творчество и отражение в историческом познании. М., 1964. 290с.

38. Кузнецов О.Л. В.И. Вернадский и принципы перехода России к устойчивому развитию. Международный симпозиум. Проблема устойчивого развития России в свете научного наследия В.И. Вернадского. Доклады. М., 1997. 168с.

39. Культура, культурология и образование // Вопр. философии, 1997. №2. С. 43-55.

40. Культура: теории и проблемы. М., 1995. 155с.

41. Куприянова О.Б. Социальная эффективность системы образования // Проблемы развития научно-образовательного потенциала. — Новосибирск, 1967, с. 102-123.

42. Левин К., Литтл А., Колклаф К. Влияние образования на задачи развития. Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, № 3, с. 11-22.

43. Левитан Е.П., Урсул А. Д. Астрокосмический вектор системы опережающего образования // Земля и Вселенная. 1996. С. 45-64.

44. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 229с. Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. М., 1989. 230с.

45. Лисевич И.С. Древнекитайская поэзия и народная песня. М., 1969. 198с.

46. Лиферов А. П. интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия. М., 1997. 178с.

47. Лифшиц М. Поэтическая справедливость. М, 1993. 130с.

48. Локк Дж. Педагогические сочинения. М., 1939. 245с.

49. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988. 148с.

50. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М., 1996. 1 Юс.

51. Мамедов Н. М. экологический контекст современного образования // Педагогическое образование. М., 1993. Вып. 3. С. 39-41.

52. Мамедов Н.М., Шушарина О.П. Социально-гуманитарное образование: новый взгляд на старую проблему // Высшее образование в России, 1993, №3. С. 53-67.

53. Маркарян Э. С. О концепции локальных цивилизаций. Ереван, 1962. 136с.

54. Марарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. 190с.

55. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. М., 1969.

56. Марксистско-ленинская теория культуры. М., 1984. 179с.

57. Марсиль-Лакост Л. Единство и плюрализм культуры // Общество и культура: философское осмысление культуры. 4.1. М., 1988. С. 64-72.

58. Масперо Г. Древняя история народов Востока. М., 1911 290с. Материалы "Круглого стола" по проблемам образования // Вопросы философии, 1997, № 11. С. 4-11.

59. Медоуз Д. X., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста. М., 1994. 357с.

60. Межуев В. М. Культура и история. М., 1977. 240с.

61. Моисеев H.H. Экология и образование. М., 1996. 320с.

62. Моисеев H.H. Экология и общество. М., 1996. 289с.

63. Моисеев Н. Н. Экология, нравственность, политика // Вопросы философии. 1989. №5. С. 23-37.

64. Монтень М. Опыты. М. -JL, 1954, т. I. 540с.

65. Моралес-Гомес Д.А. Поиск новых моделей: роль исследований // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1990, № 2, с. 19-33.

66. Морей 3. От редактора. Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1990, № 4, с. 4-15.

67. Начало пути: поколение со средним образованием / Под ред. М.Х. Титма. М., 1939. 236с.

68. Невиль И. Международное сотрудничество в области информационной технологии // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1991, №2, с.89-98.

69. Новые информационные технологии в образовании: декларация участников Парижского конгресса 1989 г. // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1991, № 2, с. 110-126.

70. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. С. 87-88.

71. Панкова JI. Н. Методологические основания альтернативных движений: традиции и инновации // Экология, культура, образование. М., 1989. С. 226-231.

72. Пасхин E.H. Информатика и устойчивое развитие. М., 1996. 178с.

73. Пасхин Е. Н. Информатизация образования и переход к устойчивому развитию: философско-методологический анализ. Автореферат докторской диссертации М., 1997. 67с.

74. Педагогические труды Блаженного Иеронима. Хрестоматия по истории педагогики. М., 1935, т. 1, 370с.

75. Педагогическое образование. Вып. 7, ЮМ., 1993.

76. Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1991, № 2, с. 21-117.

77. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив .М., 1982. 145с.

78. Петровский A.B., Петровский В.А., Индивид и его потребность быть личностью. М., 1987. 255с.

79. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1986. 235с.

80. Платон. Законы. М., 1936,1, 643 Е, 644 А.

81. Платон. Соч. в 3-х тт. ч.2. М., 1972.

82. Платон. Федон. М., 1936,107 Д.

83. Платонов К.К. Психология. М., 1973. 240с.

84. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. 1988. 185с.

85. Политика в области образования и новые информационные технологии. М., 1996. 158с.

86. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993, с. 57-58. 72с.

87. Психология личности и малых групп. 1987. 210с.

88. Пэр К. Парижский конгресс по проблемам образования // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1991, № 2, с.107-120.

89. Рабле. Гагрантюа и Пантагрюэль. М, 1938. 560с.

90. Ракитов А.И. Будущее России: социально-технологическая модель // Общественные науки и современность. 1996. № 2. с. 7-19.

91. Рейснер М. Идеология Востока. M-JL, 1927. 243с.

92. Реформы в России с позиций концепции устойчивого развития. Новосибирск, 1995. 189с.

93. Реформы образования в современном мире. M., 1995. 178с.

94. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Спб., 1911. 279с.

95. Руссо Ж.Ж. Юлия, или Новая Элоиза. M., 1968 690с.

96. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1998 198с.

97. Сарагоса Ф.М. Завтра всегда поздно. M., 1989. 285с.

98. Сабольчи М. Этноцентризм в образовании: сравнительный анализ // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1990, № 2, с. 717.

99. Саймон Б. Образование и общество. M., 1989. 167с.

100. Сингх P.P. Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1993, № 1, с. 5-18.

101. Системные исследования: методологические проблемы. М., 1986. 158с.

102. Сколимовски X. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. M., 1986. С. 230-252.

103. Современная наука: познание человека. М.,1988. 245с.

104. Сорокин П.А. Цивилизация. Человек. Общество. М., 1993. 290с.

105. Соуза Э.Г. Университет ООН: глобальная миссия // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1990, № 3, с. 4-15.

106. Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. М., 1989. 390с.

107. Средства массовой информации и экологическое образование в решении проблем охраны окружающей среды / Мат-лы международной конференции. Владикавказ, 1997. 238с.

108. Сунгуров А.Ю. Перспективы развития цивилизации и концепция ноосферы. // Проблемы ноосферы и экобудущего. Материалы междисциплинарных дискуссий. Вып. 1. М., 1996, с. 45-58.

109. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975. 370с.

110. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Изб. соч. в 5 т., т. I, 1979. 290с.

111. Toop M.-JI. История процесса. М., 1983. 270с.

112. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989. 233с.

113. Урсул А.Д. Информатизация общества. М., 1990. 110с.

114. Урсул А. Д. Модель устойчивого развития для России. М., Луч. 1994. 178с.

115. Урсул А.Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. С. 45-67.

116. Урсул А. Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993. 390с.

117. Урсул А.Д. Социальная информатика: гуманистическая ориентация и гуманитарное образование. // Педагогическое образование, вып. 10, М., 1993. С. 35-40.

118. Хейзинг И. Homo rudens в тени завтрешнего дня. М., 1992. 289с.

119. Хорват А., Михай О. Глобализация образования и Восточная Европа // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1991, № 2. с. 519.

120. Хюсен Т. Современные тенденции развития образования. Перспективы: вопросы образования //Париж: ЮНЕСКО, 1983, № 1, с. 5-20.

121. Цырдя Ф.Н. Информатизация, познание и социальное управление: философско-методологические и социальные проблемы. Автореферат докторской диссертации. М., 1992. 59с.

122. Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982. 239с.

123. Чанышев А.Н. Италийская философия. М., 1975. 290с.1. Человек. М., 1991. 198с.

124. Чумаков А. Н. Глобальные проблемы современности. М., 1994. 236с.

125. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993. 169с.

126. Щедровицкий Ю. Г. Очерки по философии образования. М., 1994. 149с.

127. Эйхельбаум де Бабини A.M. Сходства и различия в развитии современных моделей образования // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1992, № 4, с. 45-63.

128. Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. 198с.

129. Raynal G.T. Histoire philosophique et politique des establissemens et du commerce des Européens dans les deux Yndes. Geneve, 1780, t.IV, 719p.

130. Weber M. Politika als Bernf. München und deipyig, 1919. 291p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.