Философско-мистические взгляды Ходжи Абдуллы Ансари тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Абдул Басир Камджу

  • Абдул Басир Камджу
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2012, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 169
Абдул Басир Камджу. Философско-мистические взгляды Ходжи Абдуллы Ансари: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2012. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Абдул Басир Камджу

Введение.3

Глава I. Идейные истоки формирования суфизма

Ходжи Абдуллы Ансари.

§ 1. Жизнь и творчество Ходжи Абдуллы Ансари.13

§ 2. Идейные истоки суфизма Ходжи Абдуллы Ансари.22

Глава II. Учение Ансари о бытии и познании.46

§ 1. Проблемы онтологии в суфийской системе

Ходжи Абдуллы Ансари.64

§2. Место теории познания в воззрениях Ходжи

Абдуллы Ансари.89

§ 3. Нравственно-этические взгляды Ходжи Абдуллы Ансари.108

§ 4. Влияние суфийского учения Ходжи Абдуллы Ансари на дальнейшее развитие хорасанского суфизма.118

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-мистические взгляды Ходжи Абдуллы Ансари»

Актуальность исследования. Процесс развития науки и познания всегда играл важнейшую роль в социальной жизни человека и ставил перед ним новые задачи, соответствующие духу времени и его потребностям. В зависимости от условий времени и субъективной позиции мыслителя предмет осмысления может принимать религиозную, философскую или промежуточную, т,е. религиозно - философскую или религиозно-мистическую форму. условиях средневекового ближне-средновосточного региона исламского периода суфизм был одной из важнейших религиозно-философских доктрин, который по широте и глубине охвата предмета исследования и обсуждения человеческих проблем стал одним из популярных идеологических направлений средневековья.

С этой точки зрения, ирфан (мистицизм), как удивительное симбиотическое явление, в истории философии, в становлении мировоззрения человека имеет переходящее значение. Мисвтицизм представляет собой одну из мировых философских систем, которая с давних времен является предметом исследования различных исследователей. Этот вид познания четко прослеживается в вероучениях и убеждениях несторианства, буддизма, митраизма, зороастризма. В аспекте исследуемой нами темы изучение древнейшей культуры Азии в целом и особенно культуры древнего Хорасана представляет собой особый интерес и поэтому является задачей и предметом изучения многих ученых-философов. При этом следует отметить тот факт, что мир человеческого познания, и наука стала в наш век центром миром пересечения и диалога цивилизаций, а приоритетность и достоинство развитых наций во все века былы связаны с их древней культурой и созидательной историей.

Становление Хорасана как очага цивилизации и научно-философского литературного и мистического (ирфана) познания, которое сформировалось и достигло своего совершенства на этой древней земле, с одной стороны, отражает наше национальное и культурное самосознание, а с другой, 3 является предметом гордости и значимости нашего народа в семье других развитых наций. ;

Знание и идеи, которые выдвинул, обосновал и оставил нам в наследство Ходжа Абдуллах Ансари, являются важнейшей частью нашего социально-философского наследия и социального сознания. Его можно сравнить с яркой звездой на небе познания этого древнего края.

Именно поэтому определение места и роли Ходжи Абдуллаха Ансари в хорасанском суфизме и .мистицизме является весьма актуальным и значимым предметом научного исследования. Глубокое изучение обозначенной выше проблемы поможет осветить одну из интереснейших страниц культуры этого региона. Анализ и интерпретация идейного наследия Ансари может послужить в наш век идейным фундаментом для обоснования многих мистических воззрений, для развития способных активно повлиять на становление литературы и этики, будущих поколений Таджикистана, Афганистана, Ирана и других народов региона.

Степень изученности проблемы. Изучение наследия Ходжи Абдуллаха Ансари, а также его роли и места в хорасанском суфизме и мистицизме, а также его влияние на суфийскую мистическую культуру региона и всего исламского мира имеет многовековую историю.

Можно утверждать, что на протяжении достаточно длительного периода ученые, исследователи и специалисты из разных стран подвергли научному исследованию и анализу мистические, литературные, этические и теологические воззрения в наследии Хаджи Абдуллаха Ансари, что нашло свое отражение в их монографиях и исследованиях, изданных на различных европейских и восточных языках.

В данной работе мы не намерены рассматривать все имеющиеся исследовательские работы, посвященные мировоззрению Хаджи Абдулле

Ансари, так как это потребовало бы большой работы по их систематизации.

Тем более, что такая работа уже осуществлена многими исследователями.

Наша цель заключается в том, чтобы представить идейные воззрения Хаджи 4

Абдуллы Ансари в новом свете, а для этого многое в его творчестве следует переосмыслить, оценить по достоинству богатое философское и мистическое наследие великого мыслителя Хорасана.

Книги «Кашфул-асрор, «Иддат ул-аброр», «Мунаджатнаме», «Сад майдон» и «Манозйл-ус-соирин» являются самыми значимыми и популярными суфийскими произведениями Ходжи Абдуллаха Ансари. Они содержат в себе свежие этические и мистические мысли, а также глубокие толкования и комментарии коранических аятов.

Эти произведения наряду с трудами других корифеев мистико-философской мысли Хорасана, отразили в себе своеобразный вечный процесс мистическое познание на протяжении тысячи лет, процесс, ватянувший в свою орбиту большое культурное пространство Хорасана.

Произведения, посвященные изучению и оценке мистического учения Хаджи Абдуллаха Ансари в общем можно разделить на две группы:

1) Труды в которых анализируются, комментируются, принимаются или опровергаются идеи Хаджи Абдуллаха Ансари. Зачастую они написаны его последователями, проживающими в арабоязычных и персоязычных странах. Назовем некоторых из них.

Одним из первых мистиков, который во многом подражал мистическому стилю изложения Хаджи Абдуллаха Ансар, был Санаи. В своих маснави, с мистических познаний, он писал о бытии и сотворении мира, о принципах мистицизма и аскетизма.

Научный метод изучения мистицизма Санаи продолжил Аттар Нишапури. Своего же апогея этот метод достиг в поэзии Мавлана Джалалуддина Балхи.

Аттар Нишапури, используя богатое мистико-философское наследие своих предшественников, в первую очередь Хаджа Абдуллаха Ансари, своими гениальными идеями также обогатил научно-философское мышление хорасанской научной школы.

Например, категории «тавба» («покаяние») и «истигфар» («мольба о прощении») занимают в мистическом познании Хаджи Абдуллаха Ансари весьма важное место* Мавлави Джалалуддин Балхи, обращая огромное внимание на эти категории, часто использует их в различных сказаниях своего «Маснавии Маънави».1

Мистико-философские воззрения также свидетельствуют о том, что идейно-мистическое учение Хаджи Абдуллаха Ансари оказало на них

0 2 огромное влияние. Это достаточно четко отражено в его наследии.

Великий мистик Абдуррахман Джами в своем мистико-философском учении также следует Ходжи Абдуллаха Ансари и часто цитирует и ссылается на него, комментирует его изречения. Так, он говорит: «Он признает предел (нихоёт) последней ступенью при приближении к Аллаху, который состоит из любви (мухаббат), единобожия (тавхид), познания о маърифат) и исследования (тахкик);

2) перевод некоторых сочинений Ансари на английский, немецкий, французский, русский и урду, с комментариями и вступительными статьями. 4

Все источники, использованные в нашем исследовании, доказывают величие и актуальность изучения его наследия в наше время.

Следует отметить и тот факт, что начиная с прошлого века, в персоязычных странах - Иране, Афганистане и Таджикистане, начинает издаваться множество^ трудов ученых, посвященных изучению богатого наследия этого мыслителя:

В Афганистане свои труды Ансари посвятили доктор Раван Фархади, Мухаммад Асиф Фикрат, Абдулхаи Хабиби и др. Так, доктор Фархади издал и написал комментарии к следующим работам Ансари:

Ходжа Абдуллах Ансари. Маназилу-с-саирин //Под ред. Абдулгафура Раван Фархади. Тегеран, 1383; «Хаджа Абдуллах Ансари Харави». Тегеран,

1 Мавлана Джалалуддин Балхи. Маснавии маънави. Текст Николсона. Предисловие Доктора Хусайна Мухиюддина Илахии Кумшахи. Пятое издание. 1386. С - 726, 834, 863.

2 Журнал гуманитарных и социальных наук Ширазского Университета. №1; 2., 1369-70. Тавба дар ашъори Хофиз. ё

3 Абдурахман Джами. Иран. 1356. - С 153.

1377; Серж Дю Буркуй^ Саргузашти пири Хирот / Пер. с фр. доктора Равана Фархади. Кабул, 1350.

Также под руководством доктора Равана Фархади в 1354 г. в Афганистане был проведен конгресс, посвященный 1000-летнему юбилею этого великого мыслителя.

Мухаммад Асиф Фикрат издал в 1354 г. в Кабуле книгу «Муноджот ва гуфтори пири Хирот» («Ходжа Абдуллах Ансари»). Подготовка и редакция -Мухаммада Асифа Фикрата и Фарида Муради. Этот труд объемом в 346 страниц был посвящен 1000-летнему юбилею Ходжи Абдуллаха Ансари.

В предисловии к^ вышеупомянутой книге Мухаммад Асиф Фикрат отмечает: «Все молитвы и сказания, приписываемые Ходже Абдуллаху Ансари, были разрознены и составляли несколько листов, не были собраны в один сборник, поэтому мы начали свою работу этим комментарием. Выявление высказываний Ходжи Абдуллаха Ансари в десятитомном тафсире «Кашфу-л-асрар», его мыслей и идей в «Табакату-с-суфия», его цитат из посланий «Расаил». - все эти высказывания Ходжи Абдуллаха Ансари в этом собрании приведены в двух частях: молитвы и обращения к богу; высказывания Пира тариката».1

Абдулхай Хабиби^издал под своей редакцией в 1431 г. в Кабуле книгу Ходжи Абдуллаха Ансари, «Сад майдон», а также его труд «Табакат ас-суфия» (в 1362 г.).

В Иране фундаментальные и серьезные исследования Ходже Абдуллаху Ансари посвятили следующие ученые:

Сайд Нафиси - «Марди Майдон Ходжа Абдуллах Ансари». (1342 г.); «Манозир ас-саирин» (1355 г.); «Сарчашмаи тасаввуф» (1345 г);

Алиасгар Халаби - «Чилвахои ирфон ва чехрахои орифон» (1383 г.);

Исмаил Шахруди - «Ходжа Абдуллах Ансари. Мунаджатнама». (1372 г.);

Тобанда Гунбади -^«Расоили чомеи Хоча Абдуллохи Ансори» (1347);

1 Мухаммад Асиф Фикрат. Муноджот ва гуфтори пири Хирот (Ходжа Абдуллах Ансари). Кабул, 1354. 7

Камалуддин Абдурраззак Касани - «Хаджа Абдуллах Ансари. Маназил ас-саирин» (1381);

Хабибуллах Омузгор - «Ходжа Абдуллах Ансари. Тафсири адаби ва ирфонии Куръони мачид» (1373).

Все эти произведения Ансари сопровождаются глубокими научными комментариями названных ученых. Хотя много было последователей Ансари, однако комментаторов научных исследований его произведений практически отсутствовало до 30-40 годов двадцатого века. Что касается философского исследования его трудов в историко-философской науке, то до сих пор они не стали предметом специального изучения, за исключением монографии профессора К.Олимова, а так же краткого анализа мировоззрения Ансари в трудах некоторых русских, афганских, иранских и таджикских исследователей, таких как Бертельс Е.Э., Брагинский И.С., С.Нафиси, Богоутдинов A.M. Мухамедходжаева А., Одилова Н.Ф., Хазраткулова М., Танеева-Саломатшоева JI.3., Зиёева Х.М., Шамолова A.A., Махмаджоновой М.М. и др.1

Среди исследований приведенных выше, можно особо отметить работу Карломатулло Олимова, который впервые на таджикском и русском языках дал объективную оценку жизни и творчества Ансари и познакомил с ними

2 3 советских читателей. Так же им же в книге «Хоросанский суфизм» дается оценка мистико-философского творчества Ансари.

Объектом исследования является жизнь и философское творчество Ходжи Абдуллаха Ансари.

Предмет исследования - наследие Ходжи Абдуллаха Ансари, а также его роль и место в Хорасанском суфизме и мистицизме, а также его влияние на суфийскую мистическую культуру региона и всего исламского мира.

1 Бертельс Е.Э. Избранные труИстория литературы и культуры Ирана.-М.,1988.-С.343-362, Богоутдинов А.М. Очерки по истории таджикской философии., Бартольд В.В.Сочинения -T.2.- Ч.2.-М.,1964.-С.25-178., Хазраткулов М. Тасаввуф.-Душанбе,1988.-124с.-Тадж.яз. Суфизм в контексте мусульманской культуры.-М., 1988.-337 с. Степанянц M.T. Философские аспекты суфизма. -М., 1987,- 190 с. Олимов К. Мировоззрение Санои.-Душанбе,1973.-135 с. ОдиловН. Мировоззрение Джалалиддина Руми.-Душанбе, -1974.-117 с. Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма,- Душанбе, 1990.-112 с. Идрис Шах. Суфизм. -М.,1991.- 315 с. Зиеев X.M. Мировоззрение Бахоуддина Валада.-Душанбе, 1992.-114 с.

2 Олимов К. Чахонбинии Абдуллохи Ансори. Душанбе, 1988 133 с.

3 Олимов К.Хоросанский суфизм. - Душанбе, 1994,-285 с.

Цели и задачи' исследования. Целью исследования являются критический анализ суфизма и выявление гносеологических аспектов в учении Ходжи Абдуллы Ансари и его влияние на дальнейшее развитие Хоросанского суфизма. Исходя из поставленной цели решили следующие задачи:

- изучение связи между разумом и верой в познании единства бытия в учении Ансари; *

- переоценка мистических воззрений Ансари, отражающих его мировоззрение, исходя из современного анализа суфизма и его места в истории персидско-таджикской философии;

- анализ влияния мистического учения Ходжи Абдуллаха Ансари на последующих представителей хоросанского суфизма;

- выявление отличия мистических идей Ходжи Абдуллаха Ансари от идей Санаи, Аттара, Мавлана Джалалиддина Балхи и Абдуррахмана Джами, а также и того общего, что их объединяет;

- изучение этических ценностей в учении Ходжи Абдуллаха Ансари и их влияния на хорасанскую школу мистиков, а также на современную мысль.

Теоретико-методологическую основу диссертации послужили концептуальные идеи и положения классиков философской мысли, известных отечественных и зарубежных исследователей по истории философии и этики, а также методы системного, структурно-функционального и сравнительно-сопоставительного анализа.

Источники исследования. Основными источниками диссертационного исследования являются Ходжа Абдулла Ансари «Тафсири кашф-ул-асрор», Ходжа Абдулла Ансари «Манозил-ус-соирин» с комментариями Камолуддина Абдуразака Кашани, под редакцией Мухсина Бедорфор, Трактат «Сто долин» Хаджы Абдуллы Аснари, составитель Касим Ансари, 2-ое издание.

Научная новизна исследования заключается в следующем: изучены и проанализированы мистические источники, распространенные в Хоросане до Ходжи Абдуллаха Ансари;

- исследованы социально-политическая ситуация в эпоху Ходжи Абдуллаха Ансари и её влияние на формирование его теоретического и практического мистициЬма;

- проведен глубокий научно-философский анализ наследия мистиков, живщих после Ходжи Абдуллаха Ансари, выявление их общности и отличия с учением Пира тариката;

- с новых позиций рассмотрены и проанализированы познавательные и мистические ценности в учении Ходжи Абдуллаха Ансари;

- исследованы интерпретация единства бытия в учении Ходжи Абдуллаха Ансари, который говорит: «Единобожие - это не то, чтобы ты называл Его Единым, а то чтобы ты считал Его Единым.»;'

- основой веры, Согласно Ансари, являетсяне признание единства Единой Сущности, а познание множества вещей в единстве бытия;

- при изучений' мистического познания хорасанских мистиков определены два основных вида источникових учений: 1) вера и идеологические источники; 2) рациональные и познавательные источники;

- впервые рассматривается проблема отчуждения человека от своей сущности в мистической литературе.

Положения, выносимые на защиту:

- Ходжи Абдуллах Ансари является одним из основных теоретиков суфизма в Хорасане, А диссертации рассматриваются его идеи оказавшие огромное влияние на мистическую философию и гносеологию в целом ;

- многие ученые изучали различные аспекты учения Ансари, которые стали основой нашего исследования, но при этом мы впервые рассматриваем его мистические и познавательные ценности в русле понимания единства бытия;

1 Хаджи Абдуллах Ансари. Кашф ал-асрар. Рашуддидин Абулфазли Мебади. 1520 к. Т 3.

С.396.

- процесс мистического мышления Ходжи Абдуллаха Ансари следует рассматривать с учетом двух положений: 1) познание с помощью разума и мудрости; 2) познание £ помощью веры и убеждений. Именно поэтому в его идеях рассматриваются два вида познания, проистекающие из взаимосвязи веры и разума. Первый вид познания Истинносущего - это познание с помощью веры, то есть это познание, которое не нуждается в опыте. Второе вид познания - это познание с помощью разума, т.е. это познание, которое ведет путника к пониманию единства бытия.

Область внедрения полученных результатов. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке различных этических концепций с учетом исторических корней, определяющих менталитет народов Востока, написании истории этической мысли стран Ближнего и Среднего Востока, чтении курсов лекций по истории философии, теории и истории этики, истории политико-правовых учений, составлении учебников и учебных пособий для высших и средних образовательных заведений.

Положения этического учения суфизма, рассмотренные в диссертации, могут быть включены в1 различные программы по воспитанию молодёжи.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях автора на международных конференциях, посвященных культуре Востока и исламской цивилизации, в статьях и сообщениях щ страницах печати, в научных сборниках, в «Известиях Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и право». В книгах:

1. Некоторые основания единства бытия в Хоросанском суфизме. Seit Ariaye, Seit khurasan Zamin , Seit Khawaran usw. (на перс.яз.)

2. Познавательная роль любви и разума в Хоросанском суфизме. Seit Ariaye, Seit khurasan Zamin , Seit Khawaran usw. (на перс.яз.)

3. Основы вероубеждения Имама Аъзама Абу Ханифы. Германия, Лоути сервис. 2008 г. 370с. (на перс.яз.).

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Абдул Басир Камджу

Заключение

Как видно из анализа основных вопросов философского творчества Ходжи Абдуллы Ансари он занимает особое место в истории общественно-философской мысли Востока. Абдуллах Ансори относится к числу крупных представителей суфизма, а также литературной и общественной мысли таджикского и иранского народов. Его наследие оказало существенное влияние на развитие суфизма. Он сыграл огромную роль в развитии мистических и социальных идей персоязычных народов. Знакомство с его творчеством свидетельствует о том, что он именно его социально-этические взгляды сыграли огромную роль в развитии суфизма. А именно, в систематизации суфийских принципов. Все его творчество посвящено в разработке и соответствии теоретических и практических принципов суфизма.

Его этические принципы направлены на установление отношений толерантности, взаимоуважения и дружбы между людьми различных рас и вероисповеданий. Он в очень сложных военно-политических и культурно-религиозных условиях уверенно ставит проблему уникальности человеческого рода, который с его точки зрения является носителем божественной сущности и поэтому он призван жить и творить в соответствии с законами добра, любви и красоты.

Ансари в своих произведениях последовательно проводит идею "вахдати вуджуд", т.е. суфийского пантеизма. С его точки зрения, мир есть воплощение самого Бога, а в лице человека он достигает самую высокую степень красоты и сов|ршенства. Его произведения свидетельствуют о том, что он был свободолюбивой, гордой, справедливой и гуманистической личностью. Поэтому, его гуманистические идеи явно прослеживаются и в его мистических произведениях.

Влияние Ходжи Абдуллы Ансари на мыслителей истории восточной культуры явно выражено в художественных произведениях. Почти все

158 последующие писатели, писали свои мистические произведения под влиянием его творчества.

Мистические и социально-этические идеи Ансори огромное влияние имели на таких знаменитых предтсавителей суфизма, как Санои, Аттор, Руми, Джами. Его ид^и в другом стиле были развитиы этими маститыми суфиями. Также его идеи оказали огромную роль на дидактическую прозу и поэзию, которая несла в себе только положительные нравственные идеи.

Необходимо скзать и о влияние Ансари на литературный язык фарси. Он старался сблизить разговорный и литературный языки.

Хотя мы не сможем утвердить, что суфийская концепция Ансари полность несет в себе конкретно-системный характер, тем не менее она имеет большое значение в изучении эволюции суфизма. По его творчеству можно извлеь информацию о жизни и творчестве суфиев и шайхов XI века.

Итак, подведя некоторые итоги по проведенному диссертационному исследованию, можно сделать следующие выводы:

Мистические взгляды Ансари формировались в X-XI веках, которое характерезируется жизнью творчеством мистиков и шейхов. Он является крупнейшим представителем этой культуры и эпохи, который своим творчеством развивал наиболее прогресивные идеи, отражающие умонастроение в Хоросане.

2. Исследование основных произведений Ансари показывает, что он является сторонником мнения о том, что постоянной и имманентой причиной мира выступает Бог. Рассматривая и сравнивая онтологию Хайдеггера можно заметить, что он говорит не «сущности», а о «бытие». То есть можно сказать, что он заменил термин «познание сущности» у Ходжи Абдуллаха Ансари на термин «познания бытия» или онтологию и на этом основал всю свою философию. В понимании Хайдеггера человек есть бытие, хотя он и не рассматривает духовное познание этого бытия.

3. Его произведения оказали непосредственное и плодотворное влияние на философские взляды Санои, Аттора, Джалолуддина Руми, котрые больше

159 всего от его наследия восприняли дух вольнодумства, свободомыслия и возвеличивание человека.

4. Философским основанием мистического учения Ансари является 4 мистическое воприятиё и разъяснение возникновение мира от абсолютного бытия, как самопроявлёние Бога.

5. Концепция Ансари о происхождении и назначении человека связано с первоначальной идеей потенциально существовавшей в божественном разуме, которая актуализировалось в качестве последнего звена в процессе эманации и идея связана с религиозной идеей о Мухаммаде.

6. Главным содержанием нравственного учения Ансари является гуманизм. Нравственное совершенствование для человека в приобретение им таких необходимых положительных качеств, как великодушие, щедрость, трудолюбие, милосердие выступление против насилия, алчности, тирании и жестокости, во имя торжества справедливости, Ансари считает важнейшей задачей как отдельных людей, так и всего общества.

7. Ансари создал свою школу мистико-дидактических идей, которая известна как хоросанский суфизм и существует по сей день в Афганистане и Иране. Многие выдающиеся восточные поэты и мыслители последующих веков испытывали на себе влияние его творчества.

Таким образом, Ансори занимает видное место и в истории персидско-таджикской литературы. Он внес важный вклад в развитие дидактической поэзии и прозы, развйл жанр философского рубай. Мы в своей работе охарактеризовали Ансари в трех моментах:

1) Ансори - как историк суфизма; 2) Ансори - как теоретик суфизма; 3) социально-этическая доктрина Ансори.

Произведения Ансари:

1. Хаджи Абдуллах Ансари. Кашф ал-асрар. Рашуддидин Абулфазли Мебади. 1520 к. Т 3. - с. 396.

2. «Собранные трактаты Хаджы Абдуллы Ансари» с .10, готовил к печати Табанда Гунабади, 1347.

3. «Мунаджатнаме». Хаджы Абуллы Ансари, под редакцией Исмоила Шахрварди, издательсво. «Бедар», 1372, с.с17-18.на пер.языке.

4. «Ходжа Абдула Ансари». Литературное и мистическое толкование священного Корана». Под редакцией Хабибуллах Омузгор, Тегеран, 1373х 9-ое изданиес.5, Предисловие.

5. Хаджы Абдуллы Ансари , 1373, Введение-предисловие.7.

6.«Сад майдон» («Сто полей») Хаджы Абдуллы Ансари составитель Касим Ансари . 1360х ,с17.

7.Собрание трактатов Хаджы Абдуллы Ансари, изданное в Тегеране. 1347. с.68.

8. Хаджа Абдулла Ансари «Маназил-ус-саирин», с комментариями Камалуддина Абдулразака Кашани, под редакцией Мухсина Бедорфар, издательство «Бедор», Кум, 2-ое издание, 1381,с. 18-19.

9. Духовные степенны Хаджа Абдуллы Ансари: автор Мухсин Бина, Изд. «Аржанг»., 1352 , Т-1. С.-31.

10. «Сто полей» («Сад майдон»), автор Ходжа Абдулла Ансари, под редакцией Касим Ансари, Тегеран, 2-ое издание, 1360х.солнеч., с56 .

И. Собрание трактатов Хаджы Абдуллы Ансари, изданное в Тегеране. 1347. с.68. 12. «Собранные трактаты Хаджы Абдуллы Ансари»с.10, готовил к печати Табанда Гунабади, 1347. 4

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Абдул Басир Камджу, 2012 год

1. Абусаид Абудхайр. Асрор ут-тавхид фи макамат-уш-шайх Абу Сайд. -Тегеран: Изд. «Ого». В-х 2 том. Тегеран. 1367. 1063. Собрал литературу Мухаммад бини Мунаввар Майхани. 1570 х.к. Под редак.Мухаммад Ризо Шафеи Кадкани.

2. Абдурафеъ Хакикат. История мистицизма и мистиков в Иране. Изд.

3. Комиш». 1370; Али 15 15. 4

4. Абубакр бин Абу Исхак Мухаммад бин Иброхим ибн Якуб Бухори Кулабади. «Аттаъриф лимазхаб ахл-ут-тасаввуф». Изд. «Мал>лис». 380 х.

5. Асрор ут-тавхид /Подготовка к печати доктора Сафа. Тегеран, 1332 г.х-С.27,47,50.

6. Абдурахман Джами. Иран. 1356. С 153.

7. Абулфарадж Исфахани Али бин Хусейн, «Аль-агани», Бейрут. -С.с.1923. 1974. ■

8. Ахмади Садр Ходжи Саидджаводи, Баховаддин Хуррамшои, Хасани Юсу фи Ашкури. «Даират-ул-маъарифи ташеъ» («Энциклопедия шиизма»),

9. Абунаим Исфахани, Ахмадбин Абдуллах. «Хамия-ул-авлия» («Дико святых»). Каир, 1386//1967.

10. Асгар Халаби. Проявление мистицизма и лица мистиков. Тегеран, 1383г.х. ,

11. Ю.Абул Фида «Краткая история человечества»., Бейрут, «Дарулмаъруфа». -С.2 и 9.

12. Атгар Нишапури • Фаридцун, «Тазкират-ул-авлия (Антология святых). -С.с.102-103, подготовил к изданию Мухаммад Разиаллахи.Тегеран. 1360.

13. Атгар Нишапури Фаридуддин. «Тазкират уль-авлия» («Антилотия святых»). Составитель Мухаммад Истеъломи. Тегеран, 1360. С. 104-105.

14. Анна Мари Шимель. 1374. Абооди урфонии ислом. Перевод. Док.

15. Абдулрахим Гувохи. Изд. «Фарханги ислом».162

16. Абу Наим Исфахани Ахмад бин Абдуллах. «Халия ул-авлия.» («Лико святых»). Каир. 1387х .1967г. С. сЗ67-68.

17. Абулфазли Рашуддидини Мебади. «Кашф-ул-асрор». Университет Тегерана. Тегеран 1331-1339 х ,Т.З. -С.396.

18. Аллома Таботабои, Сайид Мухаммад Хусейн «Бадая-ул-хакама», Бюро исламских изданий, Кум.

19. Алии Шервони, Йеревод Мухаммадали Гиромит. 1397 к. С. 12-13.

20. Ахмади Бабак. Хайдеггер и фундаментальные вопросы. 1384, Тегеран, издательство «Марказ», 2-ое издание.

21. Бадеъ-уз-замон Фурузноофар «Трактат об исследовании жизненной пути Джалоллуддина Мухаммада» , Тегеран 1315 солнеч.с.8г20. «Бытие и время», Мартин Хедеггер, перевод, Сиеваш Джамоди -издательсво «Кукнус»1386, Тегеран.

22. Бедил. Газели.Т.2, С исправлением устада Халили, 1- ое издание, Тегеран, 1363г.х.,с 33 , 537 , 881, 1095 ) .

23. Бедил. Газели.Т.^, с поправками Устада Халили , 1-ое издание, 1363, Тегеран.с287.

24. Бертельс Е.Э. Избранные труды.-Суфизм и суфийская литература.-Т.З. -М.,1965.-523 с.

25. Басир Камджу «История философских теорий» 1381 г.х.Кабул.ЦентрSпечати «Майванд».с179 , с.271, на персидском языке.

26. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.-Душанбе,2011 .-331с.

27. Библиография библиотеки Наумонального собрания Ирана, Т.3автор Ибн Юсуф Шеро4и, с.с500-504 и641-650 .

28. Большая энциклопед ия ислама», автор Ананд Радж, 1888г.Индия в. 3-х томах.

29. Гулпинарли Абубакр Абдулбоки. «Суфизм и сто вопросов и ответов». Пер. Тавфик Хашимпур Субхони. Изд. «Даря». 1381. С.91.

30. Герман Этье, перевод доктора Ризозаде Шафак,Тегеран,1357 соч.15-1666 .33.«Доират-ул-маъариф ислами» (Энциклопедии ислама). Тегеран. Изд. «Саъид Мухиби». 1373;34.«Духовные ступени Хаджы Абдуллы Ансари», автор Мухсин Бино,1352, т.4 стр.132-133.

31. Джами Нуриддин Абдурахман «Нафхат-ул-унс». Составитель доктор Махмуд Обиди. Изд: «Иттилоот», Т. И, 1370. С.96.

32. Духовине ступейы Хаджы Абдуллы Ансари», автор Мухсин Бино. «Аржанг». 1352 , Т.4, С.119-120.92-93, С 132 - 133. , Т.1 - С. 3 , 5, 3746, 61-62,89-90,91. , Т.4, - С.81-88.

33. Духовные степенны Хаджа Абдуллы Ансари: автор Мухсин Бина, Изд.

34. Журнал гуманитарных и социальных наук Ширазского Университета. №1; 2., 1369-70. Тавба дар ашъори Хофиз.42.3абеуллах Сафа.' История литературы в Иран, Изд. «Фирдавс».

35. Изутцу. Основа мудрости Сабзвари. Мутолиоти исломи. Донишгохи Макгили Техрон. 1359 ш. Пере, доктора Джалалудина Муджтабави.

36. Ибрахим Динами, Гулям Хусейн «Конфликты мысли в исламском мире», Тегеран, црвый проект, 1379, ТЗс.95.

37. Ибн Сина в третьем издании, Тегеран:, 1342,с.448.

38. Идрис Шах. Суфизм. -М.,1991.- 315 с.

39. Ибн Абулхадид Абулхамид бин Хабилбуллах «Комментария». («Шархи нахджулбалага»). Под ред. Мухаммад Абуфазла Иброхима. 1378х//1959. -С.2-96.

40. Кашири Абулатиф бин Хавазин. , 345, под редакцией и перевод Хусейна бин Ахмада Усмани и Мухаммада Хасан Фурузанфар. 1385х.

41. Куръони карим ¿Коран)перевод на персидский язык: Мехди Илахи Камшан, 1-ое издание, Тегеран, «Фонд издания Корана», с. 17 сура «Корова», 115.

42. Коран: перевод Мехди Иллахи Кашмаи, Иран 1367, с.254.59. «Краткая энциклопедия ислама». Ледан, «Летопись иранцев». С.71.

43. Мухаммад Муин. Фарханш форси. Тегеран. 1376. Изд. «Амири кабир». Т.5. -С.93.

44. Коралд Эрнест «Рузбахан Бакали», перевод доктор Мадждуддин Кивони, Тегеран, издатель «Марказ»1-ое издание, 1377с.52-53.

45. Мавлана Джалалуддин Балхи. Маснавии маънави. Текст Николсона. Предисловие Донора Хусайна Мухиюдцина Илахии Кумшахи. Пятое издание. 1386. С 726, 834, 863.

46. Мухаммад Муин. Фарханги форси. (Персидсикй толковый словарь). -Тегеран: «Амири кабир». 1376. Т.3. С. 1961.

47. Мухаммад Асиф Фикрат. Муноджот ва гуфтори пири Хирот (Ходжа Абдуллах Ансари). Кабул, 1354.

48. Мавлави Джалолуддин Балхи. «Маснави Мавлани», четвертая глава, бейты: 829-834, под ред. А.Н.Ренольда. Тегеран. 1363.

49. Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма.- Душанбе, 1990.-112 с.71 .Мусабих Язди Мухамад Таки «Ирфон ва хикмати Ислом. Кашфи-ул-асрар («Откровецие тайн»).Т.З. С.396, Тезисы. - С.6. Ба эхтимоми устод док. Алиасгар Хикмат Шерози. 1331 х. Донишгохи Тегеран.

50. Мир Гулям Мухаммад Губар. Афганистан на историческом пути. Иран, 3-е изд.1366х. Q.33-34.

51. Морис Круз «Философия Хайдеггера» (вучуд ва замон), перевод:доктор Махмуд Наволи., Тегеран1378

52. Махди Тавхидпур. «Нафахат-ул-унс». Джами, под редакцией Махди Тавхидпур, Тегеран 1337 с.332, Издательство «Махмуди».

53. Наваи Абулхусейн. «Сочинители произведений» («Осор офаринон»). 1-ое издание, Тегеран, Изд. «Ассоциация культурной гордости». 1378. Т.1 -С.63;

54. Нафиси Сайид. «История прозы и поэзии в Иране, 1344. Изд. «Фуруги». С.28^-289.

55. Рональд Никольсон. Тазкират-ул-авлия («Антолгия святых») Аттара Нишапури, под ¿редакцией Аллама Казвини. Лидан, 1905м. , 3-ое издание, Т.2с.172.

56. Хачвири. «Кашф-ул-маджхуб» (Открытие тайн). Сс. 177,216;

57. Степанянц М.Т. Проблемы познания в суфизме // Вопр.философии.- 1980.- № 4.-С.118-127.167

58. Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. М., 2009. С. 95.

59. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. -М., 1987.- 190 с.

60. Садриддин Шер^зи, Мухаммад «Асрори Арбаъа» (четверокнижие), Кум, дом печати «Мустафави», 2-ое издание, 1368, Т1,с.с116, 248-49 .

61. Словарь интеллектуальных наук. Фарханги улуми акли. Изд. «Алиакбари илми. Тегеран. 1344 х.ш.96. «Тазкират ул-авлиё (Антология святых)-Аттора, 14-ое издание, Бухара, номер38, Тегеран! 1383

62. Танеева-Саломатшоева Л.З. Истоки суфизма в средневековой Индии. М., 2010. С. 54 '

63. Фатима Валипур «Поиск в западной философии», сеть студенческих новостей, адрес интернета Ьйл//зпплу, а там же смотри произведения .

64. Хейдеггер Мартин. «Понятие времени», перевод Мухаммад Ранджбар, издательство «Пурсиш», 1384, Тегеран.

65. Эдвард Браун. («История литературы Ирана» (от Фирдавси до Саади), перевод доктора Муджтабаи,1361, Т2 , с.405.

66. Шахобуддини Сухраварди. «Бахши фано». Мачмуаи Муссанафоти Шайхи Ашрок. Тегеран. Анчумани хикмат ва фалсафаи Эрон. 1397к.

67. Шарнати, Али «Исломшиноси» («Исламоведение») Т.1 (собрание сочинения, 16) Тегеран, издательство «Калам» 1361 по солнеч.календ., с.с.254-63, на перс.языке.

68. Шариати Али «Исломшиноси» («Исломоведение»), Т. 1.1381, с. 189-200, на перс, языке.104. www.kazanzan.com=id?www.kaznazan.com/article .php aftab.ir/articles/religon/theosophy/c7c 119808299sudismp 1 .php-185k

69. WWW hamedan-tebuan-IV /mashahir/-77K. www.tebvan.net/index.aspxPID-46778@Pag Page index=9@sid=94-59K.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.