Философско-этические воззрения в мистицизме Ахмада Газали тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Амирхонов, Шохусайн Талбонович

  • Амирхонов, Шохусайн Талбонович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 156
Амирхонов, Шохусайн Талбонович. Философско-этические воззрения в мистицизме Ахмада Газали: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2011. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Амирхонов, Шохусайн Талбонович

Введение.3

ГЛАВА I. ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО И ИСТОКИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ АХМАДА ГАЗАЛИ

§ 1. Некоторые особенности исламского суфизма эпохи Ахмада

Газали .12

§ 2. Жизнь и творчество Ахмада Газали .25

§ 3. Идейные и теоретические истоки суфизма Ахмада Газали .52

ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В МИСТИЦИЗМЕ АХМАДА ГАЗАЛИ

§ 1. Основные принципы мировоззрения Ахмада Газали .64

§ 2. Проблемы эпистемологии в мистицизме Ахмада Газали.93

§ 3. Этические взгляды Ахмада Газали.122

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-этические воззрения в мистицизме Ахмада Газали»

Актуальность темы исследования. Осуществляемые кардинальные реформы и преобразования в Республике Таджикистан в условиях государственной независимости и демократического пути развития, сопровождаются активным процессом гуманизации и духовно-нравственным оздоровлением общества. С учетом последнего историко-философская наука приобретает особенно большую значимость, так как основная её задача заключается в изучении философской культуры прошлого, богатой высокими нравственными, гуманистическими и общечеловеческими ценностями. Причем это изучение должно вестись с современных научных позиций, не ограниченных, различными идеологическими установками.

В этом аспекте исследование богатого философского наследия персидско-таджикских мыслителей, в особенности выдающихся представителей мистицизма средневековья, поможет гораздо глубже понять современные духовно-нравственные и религиозные проблемы таджикского общества.

С этой точки зрения, большой интерес представляет до сих пор не изученное творческое наследие выдающегося мистика и представителя хорасанского суфизма Абулфутуха Ахмада Газали Туси. Хотя некоторые мыслители средневековья, а также западные и отечественные исследователи суфизма отмечали значимость его трудов и мистических идей, тем не менее его своеобразное мистико-суфийское учение пока не подвергалось глубокому системному изучению. Таким образом, актуальность данной проблемы в значительной мере связана именно с отсутствием специальных исследований творческого наследия этого мыслителя.

По мнению автора, исследование мировоззрения и самой личности Ахмада Газали необходимо для того, чтобы, с одной стороны, определить, какую роль сыграл он в развитии суфизма, а с другой стороны, осознать, насколько творчество этого выдающегося мистика-суфия отвечает требованиям нынешнего этапа духовного развития Республики Таджикистан.

Актуальность изучения наследия Ахмада Газали обусловлена также тем, что его суфизм и суфийская поэзия требуют необходимого определения по части их происхождения,- расшифровки их терминологии и интерпретации на научной основе. Большое значение имеет и определение основных положений учения мыслителя и его преемственной связи с различными школами суфизма.

Актуальность исследования мистического учения Ахмада Газали вытекает из самой сущности и направленности наследия мыслителя, которое имеет в своей основе гуманистический характер. Примечателен тот факт, что творчеству Ахмада Газали присущи активный гуманистический характер, живые, подлинные человеческие чувства. В суфизме мыслителя синтезировано духовное наследие античности и средневекового мусульманского мира, что способствовало налаживанию глубокого и всестороннего диалога различных культур и цивилизаций, в частности между Востоком и Западом.

Все вышеперечисленное и определило выбор темы исследования. По мнению автора, творчество Ахмада Газали имеет важное значение для познания человеком своего прошлого, осмысления своего настоящего и нахождения нового смысла жизни и жизненных ориентаций в будущем.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной востоковедческой науке о суфизме (исламском мистицизме) написано достаточно много. Даже опытному специалисту «непросто ориентироваться в безбрежной литературе о суфизме — сложном и многоликом явлении исламской культуры. Суфизм исследуют как важнейший элемент мусульманской религии, как духовную составляющую исламской культуры, как социально-политическую организацию, как мистико-аскетическое движение, как духовную практику, как мистическое мировидение и мировосприятие, как особый стиль поведения и самовыражения и т.д.».1

В последнее столетие востоковеды различных стран изучению суфизма и его школ посвятили немало крупных исследований, большое число статей, критических и комментаторских текстов по изданным суфийским произведениям. При этом суфийское наследие Ахмада Газали ни в зарубежной, ни в отечественной историко-философской науке еще не подвергалось широкому комплексному изучению. В странах зарубежного Востока и Запада лишь ограниченное число исследователей уделило свое внимание изучению жизни и творчества этого величайшего исламского мистика.

Всю научную литературу, относящуюся непосредственное к теме диссертационной работы, формально можно разделить на две основные группы. К первой группе относятся труды средневековых мыслителей, особенно суфиев, в которых даются очень краткие сведения об Ахмаде Газали, да и те чаще всего перемешиваются со сведениями о его знаменитом брате Абухамиде Мухаммаде Газали; ко второй некоторые исследования современных восточных и западных ученых, посвященные жизни, творчеству и анализу мистико-суфийских воззрений мыслителя.

В первой группе исследований, в первую очередь, следует выделить труды Давлатшаха Самарканди «Тазкират-уш-шуаро», Абдуррахмана Джами «Нафахат-ул-унс мин хазарати-л-кудс», Ахмада Афлоки «Манокиб-улл орифин» , Ибн аль-Джавзи «Талбис иблис» и «Аль-мунтазам фи-ал-тарих ал-умам ва аль-мулук», в произведениях Ибн аль-Джавзи Йусуфа «Марот уз-замон фи тарих ал айан»3, Ибн Халикона «Вафийат-ал-аъйан»4, Захаби Шамсиддина Мухаммада «Таърих-ул-ислом», «Вафийат ал-машохир вал

1 Насыров И.Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). - М., 2009. - С.13.

2 См.: Самарканди Давлатшох. Тазкират-уш-шуаро. - Тегеран, б.г.; Абдуррахман Джами. Нафахот-ул-унс мин хазароти. - Тегеран, 1336 х.; Афлоки Ахмад. Манокиб-ул-орифин. - Тегеран, 1896.

3 См.: Ибн аль-Джавзи. Талбис иблис. - Каир, 1928; Аль-мунтазам фи-ал-тарих ал-умам ва аль-мулук. Каир. 1938; Марот уз-замон фи тарих ал айан. Каир, 1377. ас-Субки Тоджуддин Абдулвахаб. Табакат аш-шофеи. -Каир. 1906 Ч.б.

4 Ибн Халикон Шамсуддин Ахмад Ибн Мухаммад. Вафийат-ал-аъйан. - Бейрут, 1978. 5

1 2 алам» , ас-Субки Тоджуддина Абдулвахаба «Табакот шофеи» , Сунбахали

Тазкираи Хусайни»3 и др. Эти источники имеют строго биографический характер, где в краткой форме изложены некоторые биографические сведения, касающиеся Ахмада Газали.

Что же касается современных исследований (а их очень мало), то здесь особый интерес представляет труд иранского исследователя Ахмада Муджахида «Маджмуаи осори форсии Ахмади Газали» («Собрание сочинений Ахмада Газали на персидском языке»).4 В этой монографии на основе средневековых источников иранским исследователем предпринята попытка восстановить жизнь и суфийское наследие мыслителя. Он приводит очень много достоверной информации о жизненном пути Ахмада Газали, о таких его трудах, как «Бахр-ул-хакоик», «Саваних-аль-ушшак», «Рисола фи туйур», «Макотиботи Ахмад Газали», «Рисолаи айния» и др.

Следует отметить, что хотя данное исследование и является важным источником понимания суфийской концепции мыслителя, тем не менее в нем отсутствует системный анализ мистицизма Ахмада Газали, его мировоззрения.

Этот пробел несколько заполняет работа другого иранского, исследователя - Насруллаха Пури Джавади, под названием «Султан праведного пути» («Султони тарикат»).5 В данном исследовании анализируются жизнь и творческий путь Ахмада Газали, рассматриваются его доктрина любви, проблемы единобожия, любви и науки, души, пути совершенствования путника, пути единобожия, самоъ и др. Эта монография является единственной в своем роде работой, наиболее полно освещающей философско-мистические проблемы суфизма в творчестве Ахмада Газали.

1 Захаби Шамсиддин Мухаммад. Т а'рих-ул-ислом. - Тегеран, 1368;

2 ас-Субки Тоджуддин Абдулвахаб. Табакат аш-шофеи. - Каир, 1906 Ч.б,

3 Сунбахали Дуст. Тазкираи Хусайни. Лакхнав, 1292г.х.

4 Ахмад Муджахид. Маджмуаи осори форсии Ахмад Газали. - Тегеран, 1370 х.

5 Джаводи Н.П. Султони тарикат. - Тегеран, 1358 х.

В исследованиях других иранских ученых, таких, как А.Зарринкуб, К.Гани, Б.Фурузонфар, С.Нафиси' и другие, приводятся отдельные сведения о жизни и суфийском наследии Ахмада Газали. Среди них заслуживают внимания монография Абулхусейна Зарринкуба «Исследования в иранском тасаввуфе»2 («Джустуджу дар тасаввуфи Ирон»), где исследователь даёт некоторые биографические данные об Ахмаде Газали в форме преданий (ривоят), а также анализирует идеи мыслителя, которые разрабатывались его учеником Халаджем. А.Зарринкуб также исследует некоторые идеи мыслителя, касающиеся проблем любви, вопросы взаимосвязи между абстрактной и реальной, физической и истинной любовью, мистической любви, где любовь, влюбленный и объект любви являются едиными и т.д. Заслуживает внимания и статья об Ахмаде Газали из энциклопедического словаря А.Деххудо.3

Отдельные сведения о жизни и суфийском наследии Ахмада Газали даются также в работах арабских исследователей Мухаммада ал-Джанаби и Мухаммада Йасира Шарафа,4 а также в некоторых первоисточниках на арабском языке.5

Кроме вышеперечисленных работ, сведения об Ахмаде Газали можно обнаружить в трудах западных исследователей - Дж.С.Тримингэма, А.М.Шиммеля.6 и др.

Как отмечает А.М.Шиммель, «учение Абу Хамида ал-Газали, великого обновителя религиозных наук, отвечало чаяниям простых мусульман, и именно Газали во многом обязано сложившееся в позднем средневековье

1 Зарринкуб А. Арзиши мероси суфия. - Тегеран, 1344 х.; Его же: Джустуджу дар тасаввуфи Ирон. -Тегеран, 1357 х.; Фурузонфар Б. Мабохисе аз тарики адабийати Ирон. - Тегеран, 1354 х.; Гани К. Бахое дар тасаввуф. Тегеран, 1331 х,; Нафиси С. Сарчашмаи тасаввуф дар Ирон. - Тегеран, 1346.

2 Зарринкуб А. Джустуджу дар тасаввуфи Ирон. - Душанбе, 1992.

3 Деххудо А. Лугатномаи Деххудо. - Тегеран, 1350 х.

4 Джанаби М. Ал-Газали: Ат-Та'аллуф ал-лахути-ал-фапсафи-ас-суфи. -Бейрут, 1998; Шараф М.Й. Харакат ат-тасаввуф ал-ислами. - Димишк. 1984.

5 Ал-Калабази. Кита бат-та'арруф ли-мазхаб ах лат-тасаввуф. - Каир: Мактаба ал-Ханджи, 1934; Ал-Кушайри. Ар-Рисала ал-кушайриййа фи ил мат-тасаввуф. - Бейрут: Дар ал-фиил, б.г.; Мунави А Р. Табакат ас-суфиййа (Ал-Кавакиб а-дурриййа фи тараджим ас-садати ас-суфиййа). - Бейрут: Дар ас-садир 1999; Ас-Сулами. Ал-Мукаддима фи ат-тасаввуф. - Багдад: Дар ап-Кадисиййа, 1984.

6 Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. - М., 1989; Шиммель A.M. Мир исламского мистицизма. -M., 1999. умеренно-мистическое мировоззрение мусульманского общества, но он не идет ни в какое сравнение (ни по глубине опыта, ни по красоте языка) со своим младшим братом Ахмадом. Да и сам «мусульманский интеллектуал» Абу Хамид, как известно, признавал превосходство своего брата на пути любви. Ахмад Газали успешно занимался проповеднической деятельностью и был духовным руководителем учеников, распространявших его учение: некоторые последователи его мистического направления стали заметными личностями в суфийских братствах. Однако традиционалисты, шокированные его взглядами, оправдывавшими сатану, и его любовными теориями, относились к нему крайне неодобрительно, а один из его сотоваришей, не сдержавшись, назвал его «одним из чудес Господних во вранье, тем, своими проповедями добился доступа к мирским благам».1 У

В работах таджикских исследователей М.Хазраткулова, И.Умарова, Х.М.Зиёева,4 М.Т.Махмаджановой5 и А.А.Шамолова6 также приводятся отдельные, фрагментарные сведения об этом мыслителе. О месте и роли Ахмада Газали, как ярком представителе хорасанского суфизма, более подробно писал известный таджикский исследователь суфизма Хорасана К.О.Олимов.7

Отмечая некоторые успехи в исследовании творчества Ахмада Газали, автор тем не менее констатирует факт, что многие аспекты жизни и творчества мыслителя до сих пор остаются неизученными.

Цель и задачи исследовании. Целью диссертационной работы является анализ мистической системы Ахмада Газали и обоснование её значения в истории персидско-таджикской философии и общечеловеческой мысли. Шиммель A.M. Мир исламского мистицизма. - С. 178.

2 Хазраткулов М. Тасаввуф. - Душанбе, 1988.

3 Умаров И. Философские и этические взгляды Айнулкузота. - Душанбе, 1991.

4 Зиеев Х.М. Мавлавия ва та'рихи тахаввули он. - Душанбе, 2004.

5 Махмаджонова М.Т. Философия Джалолиддина руми. - Душанбе, 2008

6 Шамолов А.А. Мешхед Риза. - Худжанд, 1998; Его же: Философия теологии Газали. - Душанбе, 2008, Его же.: Философско-теологические воззрения Газали. - Душанбе, 2002. и др.

7 Олимов К.О. Хорасанский суфизм. - Душанбе, 1993.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- восстановление подлинной биографии Ахмада Газали в контексте его эпохи;

- определение истоков его суфизма, выявление его преемственной связи с различными школами;

- интерпретация его суфийских текстов на научной основе;

- определение основных направлений развития суфизма Ахмада Газали и его суфийской поэзии;

- анализ на основе оригинального наследия мыслителя онтологической, гносеологической и этической сторон его учения;

- систематизация и интерпретация мистических воззрений мыслителя с позиции достижений философских наук.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в философской литературе:

- выявлена преемственная связь суфизма Ахмада Газали с разными философско-суфийскими течениями;

- системно анализируются мистико-суфийские воззрения мыслителя;

- определены основные линии развития суфизма и суфийской поэзии Ахмада Газали;

- выявляются особенности мистических идей мыслителя;

- определяется особенности его мистическое учение о любви;

- систематизируются этические воззрения мыслителя;

На защиту выносятся следующие результаты, полученные в процессе исследования:

1. В результате философского анализа творчества Ахмада Газали выявлено, что мыслитель пытался интерпретировать проблемы суфизма с теологической точки зрения.

2. Основу его онтологической концепции составляет принцип «тавхид» (единобожие).

3. Его теория познания (эпистемология) включает три формы познания: 1) чувственное; 2) разумное, или рациональное; 3) интуитивное.

4. Он является первым систематизатором суфийской концепции любви в истории исламского мистицизма.

5. Этическая концепция Ахмада Газали включает в себе идеи зороастризма, неоплатонизма, исламского суфизма и некоторые элементы восточного перипатетизма.

6. Сердцевину мистицизма Ахмада Газали составляет проблема любви ишк)

7. Цель любви мыслителя — воссоединение с Богом.

8. Проблему взаимовлияния религии и человека мыслитель решает с гуманистических позиций. Он стремится доказать, что именно суфизм ведет людей к высшим идеалам.

9. Ахмад Газали дал начало основным линиям мистической преемственности.

10. Мыслитель сыграл большую роль в развитии учений многих суфийских орденов.

11. Для суфизма Ахмада Газали были характерны большой; индивидуализм, разрыв с ортодоксальностью в учении и на практике.

Теоретической и методологической основой исследования стали концептуальные идеи и положения классиков философской мысли и известных отечественных и зарубежных исследователей по истории философии и суфизма. В процессе исследования мистических идей Ахмада Газали автор использовал, главным образом, историко-логический, сравнительный и системный методы анализа. Для написания диссертации были привлечены малоизученные тексты и трактаты Ахмада Газали, написанные на персидском и арабском языках.

Научно-практическая ценность работы вытекает из того, что данное исследование призвано способствовать изучению важных, но малоизученных аспектов мировоззрения Ахмада Газали, которые по различным причинам до

10 сих пор не выступали объектом специального анализа, а также преодолению некоторых несостоятельных методологических подходов к наследию мыслителя.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации определяется также тем, что она может способствовать использованию мистико-суфийского наследия в духовно-нравственном формировании личности в современных условиях Таджикистана.

Материалы диссертация могут быть использованы при написании работ по истории персидско-таджикской философии и литературы, при чтении спецкурсов по истории суфизма.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены в докладах и выступлениях автора на международных, республиканских и межвузовских конференциях, лекционных и практических занятиях на философском факультете ТНУ, в его опубликованных статьях и монографиях.

Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры онтологии и теории познания философского факультета ТНУ (протокол № 10 от 21 апреля 2010г.) и отдела истории философии таджикского народа и стран Востока Института философии им. академика А.М.Богоутдинова АН РТ (протокол №14 от 07 декабря 2010г.) и рекомендована к защите.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Амирхонов, Шохусайн Талбонович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного нами исследования можно сформулировать следующие положения и выводы:

- Ахмад Газали, как представитель суфийско-мистической мысли персидско-таджикского народа, принадлежит к числу выдающихся умов эпохи средневековья. На формирование и развитие его мировоззрения большое влияние оказала социально-политическая и духовно-культурная жизнь Востока Х1-ХП вв.;

- научное наследие Ахмада Газали включает в себя более двадцати произведений, которые можно распределить на следующие тематические группы: 1) сочинения по теоретическому суфизму; 2) сочинения по практическому суфизму; 3) вопросы любви и её формы; 4) трактаты по единобожию; 5) вопросы по этике; 6) социально-политические проблемы; 7) поэзия. Хотя некоторые произведения и утрачены, однако в целом труды Ахмада Газали всё же довольно хорошо сохранились. Пользуясь всеобщим признанием, они из века в век добросовестно переписывались в мусульманских скрипториях. Некоторые из его книг дошли до нас в десятках средневековых копиях, сопоставление которых позволило исследователям не только точно представить себе оригинал, но и определить их аутентичность;

- на формирование и развитие мировоззренческих основ системы мистических взглядов Ахмада Газали наложили глубокий отпечаток мусульманские, древнегреческие, древнеиранские, христианские и другие интеллектуальные традиции. Особенно заметно влияние идей Платона, неоплатонизма и др. Однако Газали - не простой их комментатор, а вполне оригинальный мусульманский мыслитель;

- в общем, система Ахмада Газали является мистической. Его онтологическое учение сконструировано на базе креационизма и эманационизма. Креационизм его суфизма выражается в том, что высшей реальностью признаётся в нем не природа, а Бог, как беспредельное всемогущество, определяющее и творящее всё сущее. Бог является абсолютной реальностью и началом бытия. Его эманационизм представляет собой Бога как абсолютную полноту, источник "света". Высший свет эманирует ступень за ступенью, как свет эманирует от лампы. Эманированный свет ступень за ступенью восходит к Богу как Абсолютному источнику света. Первое, что эманирует, - это разум, а далее - душа и природа;

- при анализе проблемы человека Газали исходит из концепции святости человека и его богоподобности, где на одном полюсе в его антропологии стоит Бог, а на другом - человек. Сущность человека составляет его душа - как носитель жизненных процессов;

- в целом гносеология Ахмада Газали представляет собой учение, признающее познавательную силу чувства, разума и интуиции. Отсюда и его концепция разделяется на две части: а) познание бытия; б) познание Бога. Относительно познания вещей и явлений материального мира он стоит на позиции познавательности мира посредством чувственного и рационального познания. В вопросе познания Бога Ахмад Газали опирается на интуитивную форму познания и в своей суфийской концепции "тарика" описывает пути достижения истины;

- в основе доктрины "тарика" Ахмада Газали лежит идея нравственного очищения и совершенствования человеческого характера. Данная доктрина включает в себя идею мистической близости к Богу, идею пути к этой близости, сумму этических норм и требований, идею спасения. В своём суфизме Ахмад Газали также придерживается некоторых положений философии восточного озарения;

- его этические воззрения основывались главным образом на шариате и этической системе суфизма. В решении проблемы свободы воли человека Ахмад Газали опирается на ашаритскую концепцию "касба";

- творчество Ахмада Газали, создавшего свои выдающиеся произведения в области суфизма, оказало огромное влияние на научную философскую мысль последующих поколений как на Востоке, так и на Западе.

144

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Амирхонов, Шохусайн Талбонович, 2011 год

1. Абдуррахмон Джами. Нафахот-ул-унс мин хазаротил кудс. Тегеран, 1382г.х., 1214 стр. (на перс. яз.).

2. Абдуллаев М.А. Важнейший источник средневекового суфизма. // Вопросы философии. 1986. -№ 7. -С. 82-90.

3. Аббоси Кайманиш. Партави ирфон. Техрон, 1366х. 935с. (на перс. яз.).

4. Абдулазими Соъиди. Бо Хофиз то Кахкашони ирфон ва ахлок. Техрон, 1362 х. 140с. (на перс. яз.).

5. Абдулкарими Суруш. Авсофи порсоён. Техрон, 1371. 381с.

6. Абдулхусайни Зарринкуб. Арзиши мероси суфия. Техрон, 1362. -316с. (на перс. яз.).

7. Абдулхусайни Зарринкуб. Палла-палла то мулокоти Худо. Техрон, 1358 х. -394с. (на перс. яз.).

8. Абдулхусайн Зарринкуб. Джустуджу дар тасаввуфи Ирон. Тегеран, 1349г.х., 387с. (на перс. яз.).

9. Абдулхусайн Зарринкуб. Дунболаи джустуджу дар тасаввуфи Ирон. Тегеран, 1351г.х., 412стр. (на перс. яз.).

10. Ю.Абдуллохи Ансори. Табакот-ус-суфийа. Кобул, 1341. (на перс. яз.).

11. Абухамид Мухаммад Газали. Кимиёи саодат, т. 1-2. Тегеран, 1371х. (на перс. яз.).

12. Абухамид Мухаммад Газали. Насихатнома. Тегеран, 1326. (на перс. яз.).

13. Абутолиб Макии Хориси. Кувват-ул-кулуб. Миср, 1961.

14. Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.

15. Али Истахри. Усул-и тасаввуф //Принципы суфизма. Тегеран, 1960. -С.181. (на перс. яз.).

16. Али Асгари Халаби. Шинохти ирфон ва орифони эрони. Тегеран, 1352. -280с. (на перс. яз.).

17. Ал-мунтазам фи-ал-тарих ал-умам ва аль-мулук. Каир, 1938.

18. Андерхилл Э. Мистицизм. М., 2000. - 496 с.

19. Арберри А.Дж. Суфизм. Мистики ислама. М., 2002. - 272 с.145

20. Аттор. Тазкират-ул-авлиё. Бомбей. 1325 х. (на перс. яз.).

21. Аттор. Мантик-ут-тайр. Техрон, 1319 х. (на перс. яз.).

22. Аттор. Мусибатнома. Техрон, 1338 х. (на перс. яз.).

23. Аттор. Иллохинома. Техрон, 1339 х. (на перс. яз.).

24. Афлоки Ахмад. Манокиб-ул-орифин. Техрон. 1896. 396 с. (на перс. яз.).

25. Ахбори Умар Алии Тантови ва Ноджии Тантови. Бейрут, 1970.

26. Ахмад Муджахид. Мачмуаи осори форси Ахмади Газоли. Тегеран, 1370. 721 стр. (на перс. яз.).

27. Ахмад ибн Мухаммад ибн Зайн Туси. Толкование суры Юсуфа. Тегеран, 1356. (на перс. яз.).

28. Бадави А. Муаллафат ал-Газали. Кувейт, 1977. (на перс. яз.).

29. Бартольд В.В. Культура мусульманства. Пг., 1918.

30. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.

31. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство (исторические очерки). М., 1957.

32. Бертельс Е.Э. Избр. труды. Т. 3. Суфизм и суфийская литература. М., 1965. 523с.

33. Бертельс Е.Э. Происхождение суфизма и зарождение суфийской литературы // Избранные труды. М., 1965. 523с.

34. Большаков О.Г. История халифата: Т.1. Ислам в Аравии 570 633. М., 1989; Т. 2.

35. Босворт К.Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. М., 1971.36. ал-Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере (Ихйа улум ад-дин). Избранные главы. Пер. с араб., исслед. и коммент. В.В.Наумкина. М., 1980.

36. Газали А. Баварик- ал- илмаъ. Тегеран, 1327г.х. (на перс. яз.).

37. Газали А. Саваних-ал-ушшак. Тегеран, 1378г.х., 79с. (на перс. яз.).

38. Газали А. Рисолаи савонех ва рисолае дар мавъиза. Тегеран, 1352г.х. (на перс. яз.).

39. Газаои А. Рисолаи айнийа. Тегеран, 1319г.х.,45с. (на перс. яз.).146

40. Гани К. Бахое дар тасаввуф. Тегеран, 1331 х. (на перс. яз.).

41. Гиёсуддини Ромпури. Гиёс-ул-лугот. Тегеран, 1337.

42. Джавад Нурбахш. Психология суфизма. М.: Амрита Русь, 2004.

43. Джалолидцин Хумои. Газолинома. Тегеран, 1342. (на перс. яз.).

44. Джанаби М. Ал-Газали: Ат-Та'аллуф ал-лахути-ал-фалсафи-ас-суфи. Бейрут, 1998;

45. Диноршоев М. Из истории таджикской философии. Душанбе: Ирфон, 1988.-224 с.

46. Девон-ул-Халладж. Луи Мосиниюн. Париж, 1955.

47. Деххудо А. Лугатномаи Деххудо. Тегеран, 1350х. (на перс. яз.).

48. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе: Дониш, 1985.-256 с.

49. Диноршоев М. Философия Насириддина Туси. Душанбе: Дониш,,1968. -157стр.

50. Диноршоев М. Гносеология Газали и его мировоззренческая сущность// Известия АН Тадж. ССР. отд. общ. наук. 1976, №4.

51. Диноршоев М. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали и его «Опровержение философов»// Абу Хамид Мухаммад ал-Газали. Опровержение философов. Душанбе, 2008.

52. Диноршоев М. Компендиум философии Ибн Сины. Душанбе, 2010.

53. Диноршоева 3. Абухомид Газоли ва «Таховут ул-фалосифа» -и вай-Душанбе.: Ирфон, 2000.

54. Диноршоева З.М. Мухаммад ал-Газали и его отношение к философии. Душанбе, 2002.

55. Диноршоева З.М. Гражданская философия аль-Фараби. Душанбе, 2005.

56. Додхудоев X. Мазхдби мусулмонй. -Душанбе: Ирфон, 1967.

57. Доират-ул-маорифи бостони. Батраси Бистони. 10ч. Бейрут, 1876-1900.

58. Доират-ул-маорифи Курон. Мухаммад Фариди Ваджди. Миср, 1356.

59. Доират-ул-маорифи бостони. Батраси Бистони. 10ч. Бейрут, 1876-1900.147

60. Доират-ул-маорифи форси. Гуломхусайни Мухосиб. Тегеран, 1314.

61. Дорошукух Мухаммад. Хасанот-ул-орифин. Тегеран, 1352.

62. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

63. Ибни Сино. Трактат «О любви». Душанбе,-2000,-62с.

64. Иванов В.Г. История этики древнего мира. JI.,1980.-224c.

65. Иванов В.Г. История этики средних веков. Л.,1980.-279с.

66. Идрис Шах. Мудрость блаженных. М., 2000.- 125 с.

67. Идрис Шах. Особое озарение. М., 2002.- 46 с.

68. Идрис Шах. Суфии. М., 2001.- 444 с.

69. Из реки изречений. Суфийские афоризмы и истории. М., 1999. -167 с.

70. Ибн аль-Джавзи. Талбис иблис. Каир, 1928;

71. Ибн ал-Джаузи Абдаррахман. Накд ал-илм ва-л-улама ау талбис Иблис. Каир, 1928.

72. Ибн Джаузи. Ал-Мунтазам. Т.9. Хайдарабад, 1359г.х

73. Ибни Саиди Вокиди. Табакот-ул-кубро. Бейрут, 1380.

74. Ибни Кутайба. Кохира. Уюн-ул-ахбор. 1957.

75. Ибн Халикон Шамсуддин Ахмад Ибн Мухаммад. Вафийат-ал-аъйан. Бейрут, 1978

76. Инаят Хан X. Учение суфиев. -М., 1998. -344с.

77. Инаят Хан X. Мистицизм звука. -М., 1998. -329с.

78. Исматов Б. Пантеистическая философская традиция в персидско-таджикской поэзии IX-XV вв. Душанбе, 1986.-256с.

79. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.-315с.

80. Касрави А. Суфигари. Техрон. без года изд. 100с. (на перс.яз.).

81. Кирабаев Н.С. Проблема человека в доктрине Аль-Газали: Автореф. дис. канд. М., 1979.-21с.

82. Керимов Г.М. Суфизм в ортодоксальном исламе и отношение к нему аль-Газали. Автореф. Канд. дис. М., 1964. 24с.

83. Керимов Г.М. Ал-Газали и суфизм. Баку, 1969. -109с.

84. Коран. /Пер. и коммент. И.Ю.Крачковского. М., 1963; М., 1986.

85. Коран. /Пер. и коммент. М.-Н.О.Османова. М., 1995.

86. Крымский А.Е. Очерки развития суфизма до конца III в.х. Труды восточной комиссии Императорского Московского археологического общества. Т. 2, М., 1895.

87. Курбонмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма.- Душанбе, 1987.-108с.

88. Лавский В. Введение // Суфийская мудрость. Минск, 1998.

89. Лутфалии Суратгар. Тачаллиёти ирфон дар адабиёти форси. Техрон, 1359. -254с. (на перс. яз.).

90. Лахури М. Хазина ас-сафийа. Канпур, 1902, Т.2.

91. ЮО.Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991;

92. Мадхал-ул-сулук ило манозил-ул-мулук. Мухаммад Газали. Тахкики Мухаммад Риёзулмолех. Димишк, 1325.

93. Ю2.Манучехр Садукии Сухо. Таърихи хукамо ва урафо. Техрон, 1359.-254с. (на перс. яз.).

94. ЮЗ.Марот уз-замон фи тарих ал айан. Каир, 1377

95. Массе А. Ислам. Очерки истории. Пер. с франц., 3-е изд., М., 1982.

96. Масиньён A.JT. Кавс-е зендагии Мансури Халладж. Тарджума-е Абд-ул-Гуфурон Фархади. Тегеран, 1348. (на перс. яз.).

97. Юб.Махмаджанова М. Т. Этические взгляды Джалолуддина Руми. -Душанбе: Деваштич, 2001. 165 с.

98. Махмаджанова М.Т. Философия Джалолиддина Руми. Душанбе, 2008.

99. Мехрин А. Тасаввуф. -Гелон., без года изд., -84с. (на перс. яз.).

100. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1966. - 458 с.

101. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М., 1998.

102. Моситиюн Кравс. Ахбори Халлоч. Техрон, 1373х. -94с. (на перс. яз.).

103. Мудрость суфиев. Спб., 2001. - 439 с.

104. ПЗ.Мунави А.Р. Табакат ас-суфийа /Ал-кавокиб ад-дуррийа, фи тараджин ас-сафати ас-суфайа. Бейрут: Дар ас-садар. 1999.

105. Муртаза Мутаххари. Совершенный человек в исламе. Санкт -Петербург, 2008. 207с.

106. Муртазо Мутаххари. Ошнои бо улуми исломи. Душанбе, 1999. Т. 1,2. Иб.Мухаммад Алии Форуки. Кашшофу истилохот-ул-фунун. Тегеран,1862.

107. Мухаммад Бокири Хонсори. Равзат-ул-джинон фи ахволи улламои Содот. Тегеран, 1307. (на перс. яз.).

108. Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. Душанбе: Дониш, 1990.- 116 с.

109. Мухаммедходжаев А. Идеология накшбандизма. Душанбе: Дониш, 1991.-230 с.

110. Мухаммедходжаев А. Мировоззрение Фаридаддина Аттора. Душанбе: Дониш, 1974. 115 с.

111. Насыров И.Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). -М., 2009.

112. Насруллах Пурджавади. Султани тарикат. Тегеран, 1358 х., 295стр. (на перс. яз.).

113. Насруллах Пурджавади. Маънии хусн ва ишк дар адабиёти ирфони// Джовидон хирад. II г., №1, Тегеран, 1355. (на перс. яз.).

114. Нафиси С. Сарчашмаи тасаввуф дар Эрон. —Техрон. 1342 х. -276 с. (на перс. яз.).

115. Нурбахш Д. Духовная нищета в суфизме. Великий демон Иблис. -М., 2000. -266 с.

116. Нурбахш Д. Иисус глазами суфиев. М., 1999. -127 с.

117. Нурбахш Д. Таверна среди руин. Семь эссе о суфизме. — М., 1999. -133 с.

118. Раджабов М. Абдуррахман Джами и таджикская философия XV в. Душанбе, 1968.

119. Рахим Фарманеш. Ахвал ва осори Айнулкузат. Тегеран, 1338.(на перс, яз.).

120. Рахматуллаев Н. Философские взгляды Ибн Сино в «Указаниях и наставлениях». Душанбе, 1980

121. Рахматуллаев Н. Об отношении Ибн Сино к мистицизму. Душанбе,1980.

122. Резван Е.А. "Коран и коранистика", Ислам. Историографические очерки. М., 1991.

123. МО.Рейнолд А.Никелсон. Тасаввуфи исломи. Техрон, 1358х.-254с. (на перс. яз.).

124. Рейнолд А.Никелсон. Ирфони орифони мусалмон. Техрон, 1382х. (на перс. яз.).

125. Рейснер M.J1. Эволюция классической газели на фарси (X-X1V вв.). -М.: Наука, 1989. .

126. Рзакулизаде С.Дж. Пантеизм в Азербайджане в X-XII вв. Баку, 1982.

127. Ризокули Хидоят. Риёзулорифин. Тегеран, 1316г.х. (на перс. яз.).

128. Ритр Г. Саванех Ахмад Газали. Истанбул, 1942.

129. Рузбехон Букли Шерози. Шархи шахтиёт. Тегеран, 1344. (на перс. яз.).о

130. Сагадеев A.B. Восточный перипатетизм. Нью-Йорк, 2000. ~

131. Садрзаде Мухаммад. Фалсафа ва ирфан аз назари ислам. — Чопи аввал. Тегеран, 1373.

132. Саджоди 3. Мукаддима бар мабонии ирфон ва тасаввуф. Техрон, 1380. (на перс. яз.). .

133. Сайд Зиёуддин Саджоди. Мукаддимае бар маонии ирфон ва тасаввуф. Тегеран, 1372. (на перс. яз.).

134. Сайд Мухаммад Нурбахш. Сахифат (силсилат)-ул-авлийа. Нусхайе хатийе китобханайе маджлис-е шурай-е милли. № 8866. лист. 12.

135. Сайд Нафиси. Сарчашмаи тасаввуф дар Ирон. Тегеран, 1346. (на перс, яз.).

136. Сайд Джаъфари Саджоди. Фарханги лугот ва таъбирот ва истилохоти ирфони. Тегеран, 1354. (на перс. яз.).

137. Самарканди Давлатшох. Тазкират-ул-шуаро. Тегеран, 1327. (на перс, яз.).

138. Семенова JI.A. Из истории Фатимидского Египта. Очерки и материалы. М., 1974.

139. Сиддик Сафозода. Ахли хак. Техрон, 1361 х. 254 с. (на перс. яз.).152

140. Симнани. Зайли та'рихи Багдад. Тегеран, 1371. (на перс. яз.).

141. Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. М.: КАНОН, 2009.

142. Степанянц М.Т. Проблемы познания в суфизме// Вопр. философии. -1980. №6

143. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. -М., 1987.-190с.

144. Степанянц М.Т. Суфизм: оппонент или союзник рационализма /Рационалистическая традиция и современность. — М., 1990

145. Степонянц М. Т. Концепция «совершенного человека» в творчестве Джалал-ад-дина Руми и Мухаммада Икбала. М., 1982.

146. Степонянц М.Т. Суфийские порывы в философии Ибн Сины// Торжество разума. Душанбе, 1988.

147. Строева Л.В. Государство исмаилитов в Иране в XI XIII вв. М., 1978.

148. Султонов М. Суфийская доктрина Али Хамадони. Душанбе: Дониш, 1993.-137с.166. ас-Субки Тоджуддин Абдулвахаб. Табакат аш-шофеи. — Каир. 1906 4.6.

149. Сунбахали Дуст. Тазкираи Хусайни. Лакхнав, 1292г.х.

150. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.,1988.-337с.

151. Суфии: Восхождение к истине. М., 2001. — 639 с.

152. Суфийская мудрость. Минск. 1998. - 397 с.

153. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989. -338 с.

154. Сфизм в Центральной Азии. Спб., 2001. - 392.

155. Сухраварди Абу Хафс. Авариф-ул-маариф. Бейрут, 1966

156. Табакат ас-суфиййа (Ал-Кавакиб а-дурриййа фи тараджим ас-садати ас-суфиййа). Бейрут: Дар ас-садир. 1999;

157. Тадайюн Атауллах. Сухраварди Шайхи Ишрак. Тегеран, 1372.

158. Таджиддин Абу Наср Абул Вахаб Такиуддин ас-Субки. Такат аш-шофеи ал- кубра. Тегеран. Каир, 1378г.х.

159. Та'рихи тасаввуф. Махдии Дехбоши, Алиасгар Мирбокирифард. Тегеран, 1384. 304стр. (на перс. яз.).

160. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. М.3 1989.-328с.

161. Умаров И. Философские и этические взгляды Айналкузата. Душанбе, 1991.

162. Фахри Маджид. Сайри фалсафа дар джахани ислам. Тегеран, 1372.

163. Филыигинский И.М. История арабской литературы X ХУШ века. М., 1991.

164. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990.

165. Фролова Е. Введение //Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. -М.: Восточная литература. 1998.

166. Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии. М., 1983.

167. Фурузонфар Б. Мабахисе аз тарики адабиёти Ирон. Тегеран, 1354. (на перс. яз.).

168. Хазраткулов М. Тасаввуф. Душанбе, 1988

169. Хамадани Айналкузат. Тамхидат. Тегеран, 1374.

170. Хамадани Айналкузат. Рисолаи Иазданшинахт. Бо-эхтимами Бахман Карими. Тегеран, 1328. (на перс. яз.).

171. Шамолов A.A. Мешхед Риза. Худжанд, 1998;

172. Шамолов А.А.Философия теологии Газали. Душанбе, 2008.

173. Шамолов А. Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насириддина Туси. Душанбе: Ирфон, 1994. -180 с.

174. Шамолов А. Философско-теологические воззрения Газзали. Душанбе: Дониш, 2002. -362 с.

175. Шамолов A.A. Худжатулислом Газоли: андешахои ичтимои ва сиёси. Душанбе, 1996. 320стр.

176. Шерзод Абдуллозода. Асосхои диншиноси. Душанбе, 2001. 443стр. 195.1Ииммель А. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. М., 1999.

177. Шодиев М. Мансур Аль-Халладж и его поэтическое наследие. Душанбе, 1963.

178. Эрнст К. Суфизм. М., 2002. -320 с.

179. Яндаров А.Д. Суфизм и идеологии национально-освободительного движения. Алмаата, 1975.

180. ИССЛЕДОВАНИЯ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

181. Arberry A.J. Sufism: An Account of the Mystics of Islam. L., 1956.

182. Baldick J. Mystical Islam. An Introduction to Sufism. N.Y., 1989.

183. Brockelmann, Carl. Gescbicbte Der Aradiscben Litteratur. Ester bang. Leiden; 1943.

184. Brockelmann. Carl. Ester Supplement band. Leiden: 1937.

185. Esposito J. L. (ed.). The Oxford Encyclopaedia of the Modern Islamic World. 4vols. N.Y., 1995.

186. Fakhry M. A History of Islamic Philosophy. N.Y., 1983.

187. Jong F., De; Radtke B. (eds.). Islamic Mysticism Contested. Thirteen Centuries of Controversies and Polemics. Leiden, 1999.

188. Keddie N. R. (ed.). Scholars, Saints and Sufis. Muslim Religious Institutions in the Middle East since 1500. Berkeley, 1972.

189. Knish A. Islamic Mysticism. A Short History. Leiden, 2000.

190. Les voies d'Allah. Le ordres mystiques dans l'islam des origines a aujourd'hui. Sous la direction de A. Popovic et G. Veinstein. France, 1996.

191. Lings M. What is Sufism? Berkeley, 1977.

192. Lings M. Muhammad his Life Based on the Earliest Sources. Cambridge, 1991.

193. Meier F. Essays on Islamic Piety and Mysticism. Leiden, 1999.

194. Nicholson R. A. The Mystics of Islam. L., 1974.

195. Rodinson M. Europe and the Mystique of Islam. Seattle, 1987.

196. Watt W.M. Islamic Philosophy and Theology. Edinburgh, 1972.

197. Wolfson H.A. The Philosophy of Kalam. Cambridge, 1976.

198. Aydinli A. Dogush devrinde Tasavvuf ve Hadis. Ankara, 1986.

199. Ayni M. A. Islam Tasavvuf Tarihi. Istanbul, 1985.

200. Bursevi I. H. Iman Esaslarina Tasavvuf! Bakish (Sherh-u Shuabi'l-iman). Istanbul, 2000.

201. Cebecioglu E. Haci Bayram Veli ve Tasawuf Anlayishi. Ankara, 1994.

202. Kehribar M. S. Tasawufun încelikleri. îstanbul, 1974.

203. Kelabazi. Dogush Devrinde Tasawuf. Istanbul, 1992.

204. Kusheyri. Risale. îstanbul, 1980.

205. Nedevi A. B. Tasawuf ve Hayat. îstanbul, 1967.

206. Serrac Tusi A. N. El-Luma (islam Tasawufu). Istanbul, 1996.

207. Yazicioglu A. B. Envaru'l Ashi Kin. îstanbul, 1983.

208. Yilmaz H. K. Tasawufi Hadis Sherhleri ve Konevinin Kirk Hadis Sherhi. Istanbul, 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.