Философско-педагогические и этические аспекты "Азбуки" Л.Н. Толстого тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Чудакова, Мария Александровна

  • Чудакова, Мария Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 158
Чудакова, Мария Александровна. Философско-педагогические и этические аспекты "Азбуки" Л.Н. Толстого: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2007. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чудакова, Мария Александровна

Глава 1. Роль и место философско-педагогических воззрений Толстого в отечественной педагогике второй половины X IX начала X X века

1.1. Л.Н.Толстой о ценностном фундаменте нравственного воспитания и аксиологическом измерении отечественной педагогики второй половины X I X начала X X века

1.2. Этическое учение Л.Н.Толстого и его рецепция отечественной педагогике второй половины X IX начала X X века

Глава 2. Воспитательный потенциал «Азбуки» Л.Н.Толстого

2.1. Структура и этический язык рассказов «Азбуки»

2.2. Нравственные аспекты сюжетов «Азбуки» и их современное восприятие и понимание учащимися начальной школы

2.3. Трилогия Л.Н.Толстого («Круг чтения», «На каждый день», «Путь жизни») как философское наследие по духовно-нравственному воспитанию

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-педагогические и этические аспекты "Азбуки" Л.Н. Толстого»

В истории мировой культуры с давних пор был известен подход к воспитанию как к духовному рождению и совершенствованию человека, всегда противостоявший традиционному подходу, согласно которому воспитание понимается как управление формированием и развитием личности. Идеи духовного развития личности и воспитания как духовного становления человека развивали Сократ, Конфуций, Гегель, Кант и другие. Вопросы образования и воспитания в России лучшими представителями гуманистической культуры рассматривались через призму учения о «человеке духовном» (К.Д.Ушинский, Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Ф.М.Достоевский, Н.К.Рерих, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин). Теория и опыт педагогической культуры России свидетельствуют о том, что духовная суш,ность человека, возвышающая его над всем другим биологическим миром, его предназначение и смысл жизни, забота о воспитании и «взращивании души» (Сократ) всегда были предметом их рассмотрения.Педагогика воспринималась как опыт духовной практики.В середине X I X столетия педагогическая мысль России начала испытывать на себе сильное влияние Западно-Европейских систем образования, которые воспринимались частью педагогической общественности (Булгаков, Корф) как образец для подражания. Появились так называемые «новейшие теории воспитания» (выражение Толстого), которые базировались на утверждавшихся вульгарно-материалистических теориях понимания человека и его воспитания.Постепенно на первое место выдвигался принцип социализации (воспитания наилучшего гражданина) и утраты интереса части ученых-педагогов к загадке человеческой души, которая переставала быть загадкой, т.к. она приравнивалась к высшей нервной деятельности и физиологии мозга.Одновременно снижался интерес к проблемам духовности и духовнонравственного воспитании, т.к. эти проблемы традиционно связывали с религиями, которые в период естественно-научной революции стали рассматриваться как утратившие силу. А нравственное воспитание стало рассматриваться как светская проблема морального воспитания. Именно к этому периоду относится время начала педагогической деятельности Л.Н.Толстого.Педагогические сочинения Толстого и его педагогическая деятельность не стали предметом исследования во взаимосвязи с его религиозно-нравственным учением.Происходило искажение педагогических исканий Л.Н.Толстого, взятых в отрыве от его религиозно-нравственных прозрений. Одновременно утрачивалась возможность более глубоко рассмотреть и понять учение о человеке духовном и нравственном. Этапы размышлений мыслителя и педагога (как идеи, так и практика) сыграли исключительно важную роль в создании как самого учения Л.Н.Толстого, так и его версий для детей и подростков. Именно эти аспекты были в поле зрения писателя в течение всей жизни, начиная от статей в журнале «Ясная поляна», «Азбуки» и «Новой азбуки», а уже в поздний период «Бесед с детьми по нравственным вопросам» и по «Учению Христа, изложенному для детей». Рассказы «Азбуки» занимают центральное место в размышлениях Л.Н.Толстого о воспитании человека духовного, нравственного, раскрывают понимание нравственного воспитания как опыта переживания. Рассказы «Азбуки» - переходный мостик к созданию детской версии его учения, наиболее полно представленной в «Беседах с детьми по нравственным вопросам». Логика «Бесед» - это, по его мнению, содержание нравственного воспитания. Как яснополянский мыслитель шел к этому, какие аспекты духовно-нравственного воспитания волновали его в период создания «Азбуки»? Проведенный нами анализ позволил выделить такие ключевые аспекты бытия человека, о которых писатель рассказывает детям и создает ситуации для сопереживания самых разнообразных чувств.В многочисленных трудах педагогов, историков педагогики нашли отражение практически все стороны педагогического творчества и деятельности Л.Н.Толстого: анализ и оценка понимания Толстым суш;ности и основ воспитания, его цели (Н.Г.Чернышевский, Н.К.Крупская, И.И.Горбунов-Посадов, Н.Дурылин, П.Ф.Каптерев, К.Н.Вентцель, В.А.Вейкшан, Т.Шацкий, Ш.И.Ганелин, В.Я.Струминский, В.Ф.Булгаков и др.); изучение практической деятельности, принципов организации и жизни Яснополянской школы (Н.В.Тулупов, Е.Кросби, Н.В.Чехов, Н.Г.Чернышевский, Н.К.Михайловский, Н.К.Гончаров и др.); методов обучения (В.А.Вейкшан, Ф.Егоров, В.Я.Струминский и др.); механизмов духовного становления и развития личности ребенка (З.И.Равкин, И.Г.Жук, В.И.Толстых, Н.В.Кудрявая и др.). К педагогическому наследию Л.Н.Толстого обращались биографы писателя, представители его ближайшего окружения, исследователи его творчества, педагоги: П.И.Бирюков, В.А.Вейкшан, Д.Г.Годнев, Бим-Бад Б.М., Н.Н.Гусев, Н.К.Гончаров, Э.И.Зайденшнур, Н.А.Константинов, Н.К.Крупская, А.К.Петров, В.А.Смирнов, Н.В.Кудрявая и другие. Их работы содержали подробное изложение фактов «биографии» яснополянской школы, отдельных положений педагогических статей Л.Н.Толстого. Нам наиболее близки мысли Н.В.Кудрявой о том, что многие исследователи педагогики Толстого в советский период в своих работах не сумели раскрыть и объяснить применительно к педагогике Л.Н.Толстого его глубоких философских исканий, понимания им духовной сущности человека. К теоретическим взглядам Толстого был применен лишь описательный подход, в результате чего осталось неясным, что же принципиально нового внес Л.Н.Толстой в развитие отечественной и мировой педагогической науки.Благоприятные предпосылки для понимания сути религиозно-философского учения Л.Н.Толстого в 60-80-е годы X X века создали исследования В.Д.Асмуса, Е.И.Купреяновой, В.И.Толстых и других. Однако в исследованиях ученых не были использованы педагогические сочинения Л.Н.Толстого, в которых он педагогическими средствами решал сложнейшие философские проблемы смысла, ценностей человеческого бытия. Н.В.Кудрявая отмечает, что проблема смысла жизни и этического познания, понимания Толстым целей и сущности обучения и нравственного воспитания, его попытки обосновать этику творчества и аксиологию как своеобразную философию образования не только не исследовались специально, но даже и не были рассмотрены в науке. В большинстве историко-педагогических исследований Л.Н.Толстой до сих пор рассматривается лишь как идеолог теории свободного воспитания. К сожалению, и сегодня его педагогическое наследие и опыт воспринимаются педагогической общественностью неоднозначно. С одной стороны, приветствуется сам факт осмысления на современном этапе педагогического наследия Толстого, а с другой - ставится под сомнение перспективность разработки этих идей.При оценке взглядов Л.Н.Толстого на воспитание и образование и сегодня имеет место тенденция к рассмотрению педагогических взглядов писателя в отрыве от его религиозно-философских воззрений, и сегодня большинство ученых и педагогов-практиков сводят педагогические открытия Л.Н.Толстого лишь к периоду существования яснополянской школы.Мировоззрением и этическими взглядами Л.Н.Толстого занимались В.Д.Асмус, Н.А.Бердяев, И.Бунин, В.В.Зеньковский, Н.О.Лосский, А.Мень, И.Мечников, В.В.Розанов, Н.Б.Шелгунов. С наибольшей полнотой критика религиозно-нравственного учения Л.Н.Толстого и его морального воспитания прозвучала в работах Н.В.Шелгунова. В его статьях «Философия застоя» (1870) и «Очерки русской жизни» содержалась негативная оценка морального учения Толстого, как несоответствующего передовым идейным исканиям эпохи, задачам освободительной борьбы, т.к. позиция Шелгунова оказалась диаметрально противоположной позиции Толстого в понимании этики, сущности нравственного развития человека. В известной степени Шелгунова можно считать предтечей В.И.Ленина в критике религиозно-нравственного учения Л.Н.Толстого.Авторы-представители религиозно-философской мысли (Н.А.Бердяев, К.О.Лосский, В.В.Зеньковский, Н.Булгаков и др.) значительно расширяют исторический фон исследования данной проблемы и позволяют понять содержание и раскрытие духовно-нравственных основ педагогики Толстого.Нравственно-философское учение, по мере его развития, было изложено Толстым в работах философского и публицистического характера: «Исповедь», «О жизни», «Так что же нам делать?», «Царство Божие внутри вас», «В чем моя вера?», «Что такое религия и в чем сущность ее?», «Религия и нравственность», «Закон насилия и закон любви» и др., в педагогических сочинениях: «О воспитании», «О науке», «Беседы с детьми по нравственным вопросам», в книгах афоризмов «Круг чтения», «Путь жизни», «Мысли мудрых людей» и др.В советский период к анализу педагогического наследия Л.Н.Толстого был применен, по заявлению Н.К.Гончарова, классово-исторический подход.Нравственно-философские искания Толстого, его раздумья о смысле человеческой жизни были восприняты критиками как слабая сторона его творчества. Именно поэтому об этих исканиях принято было говорить вскользь, а произведения писателя анализировались в отрыве от его нравственног философских исканий. В связи с этим очень ограничено исследовался материал дневников, записных книжек, писем, содержащих рассуждения Толстого на духовно-нравственные темы. И только совпадение в любви к детям народа позволило поставить имя Толстого в один ряд с именами выдающихся педагогов того времени - К.Д.Ушинским, П.Ф.Каптеревым, В.И.Водовозовым, Н.П.Пироговым и другими. Историки педагогики не вскрыли специфику педагогических взглядов Л.Н.Толстого в сравнении с К.Д.Ушинским, Н.Г.Чернышевским, Н.И.Пироговым, Ф.А.Дистервегом. К его взглядам был применен лишь описательный подход, от этого так и осталось неясным, что же нового внес Л.Н.Толстой в решение проблемы духовно-нравственного воспитания.Глубокий анализ педагогической концепции Л.Н.Толстого в контексте его учения, дан в книге Н.В.Кудрявой «Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л.Н.Толстого». Автором раскрывается философско-диалектический характер мировоззрения Толстого, логика решения им педагогических проблем, понимание им целей, содержания обучения и воспитания, целей и задач педагогической науки, создания творческих методик обучения, учебной литературы. В книге на основе современного развития наук о человеке представлено содержание религиозно-нравственного учения Л.Н.Толстого как учения о духовности, творческой и нравственной сущности человека. Основные положения книги были развиты исследователем в последующих работах, в которых педагогические открытия Толстого получили дальнейшую научную разработку.Большой вклад в осмысление философско-педагогической концепции Л.Н.Толстого в последние годы внесли работы философов А.А.Гусейнова, Е.Д.Мелешко, Лукацкого М.А., посвященные проблемам религиознофилософского учения Л.Н.Толстого и его философии непротивления; литературоведа и педагога В.Б.Ремизова, который с позиции современности рассматривает творчество писателя и оценивает его философско-педагогическую концепцию; психологов Б.С.Братуся, В.И.Слободчикова, Е.И.Исаева, И.В.Ежова, предложивших для рассмотрения в современной психологической науке проблему духовного бытия человека.Развитию нравственно-философских воззрений Л.Н.Толстого в 60-70 годы посвящено исследование И.В.Чуприной. Автором подробно исследованы художественные произведения, письма и дневники писателя, представлена эволюция взглядов Толстого о нравственных возможностях человека и нормах человеческих отношений.Историко-педагогический, историко-философский, методологический анализ процессов становления и развития педагогических воззрений Л.Н.Толстого дан в докторской диссертации М.А.Лукацкого «Философско-методологические основы педагогики Л.Н.Толстого».Религиозно-педагогическому течению в воспитании посвящены работы В.Кузовкина, В.И.Метлика, Н.Д.Никандрова, А.И.Петраковой, В.Д. Шадрикова и др., в связи с чем осваиваются и переосмысливаются труды В.В.Зеньковского, А.Рачинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. В результате возвращается понимание духовного воспитания как религиозного, а духовности - как ориентации детей на христианские ценности, идеал святости.Народной культуре, проблемам нравственного воспитания, духовности посвящены диссертационные исследования Л.А.Черных, Л.Н.Пауковой, М.С.Стародубцевой и др., где рассматриваются различные аспекты теории духовно-нравственного воспитания. Однако, несмотря на многоплановость исследований, решение ее не может быть признано окончательным и полным.Анализ трудов показывает недостаточную теоретико-практическую изученность этических аспектов рассказов «Азбуки» Л.Н.Толстого в разработке детской версии его религиозно-нравственного учения о человеке.Проблема духовно-нравственного развития и воспитания с различной интенсивностью, но всегда сопутствовала развитию знаний о человеке в форме научного или религиозного знания. На протяжении всей своей творческой жизни Л.Н.Толстой всесторонне исследовал проблемы воспитания человека. Изучив состояние народного образования в России и за рубежом, он разработал своеобразные предложения по совершенствованию народного образования на основе антропологической парадигмы и онтологической методологии, в чем существенно опередил время. Он считал, что в России «должна быть своя не похожая ни на какую другую система» (138, 105). Она должна быть принципиально новой, свободной, строящейся на основе учета национальноисторических условий. Толстой верил, что национальные черты русского народа, его смиренность, стремление к идеалам святости, выведет Россию дальше Европы в развитии образования и культуры. В настоящее время эта проблема опять актуальна, т.к. ее решение связывается с возможностью выживания человечества и признанием глубокого духовного кризиса. Тем более возрастает интерес к более ранним версиям учения Толстого о человеке для детей.Сложились противоречия: - с одной стороны, достаточно широко исследовались философия, педагогическая и литературная деятельности Л.Н.Толстого, а с другой стороны, так мало оказано внимания изз^ению «Азбуки» и ее рассказов; не были выявлены ее духовно-нравственные основы в контексте религиозно-нравственного учения автора. - с одной стороны существует необходимость реализации задач духовнонравственного воспитания, а с другой стороны в содержание образования по предметам гуманитарного цикла не включено изучение этических аспектов рассказов «Азбуки».История X X века выявила серьезные деформации в массовом сознании в явлениях конформизма, снижения ответственности за свои поступки, бездуховности, что отражает определенные дефекты системы образования и требует внимательного отношения ученых-философов, педагогов и психологов к оценке их эффективности. Проблемы, которые сегодня испытывает Россия, существенно обострили проблему образования - поиск идеалов, которые должны быть в основе новой педагогической концепции. В последнее время издано много работ ученых, ориентирующих педагогику на гуманистические идеалы и создание гуманистических воспитательных систем. Но анализ современной педагогической ситуации показывает, что существенных перемен в стратегии образования не произошло. Причиной подобной ситуации, на наш взгляд, является отсутствие философских основ преобразований. На наш взгляд, философскоаксиологической базой построения гуманистической системы обучения и воспитания может стать философско-педагогическое наследие Л.Н.Толстого, гуманистический потенциал которого остается невостребованным и нереализованным в современной педагогике.Работа с педагогической, психологической и методической литературой, а также практическая деятельность в школе показали, что проблеме духовнонравственного воспитания не придавалось должного значения. Мир категорий и понятий, раскрывающих богатство духовной жизни, культуру нравственного сознания и нравственного чувства, поведения и этикета, как предмет специального и систематического изучения не существует в начальной школе.Поэтому не удивительно, что дети не только не могут дать определение той или иной духовно-нравственной категории, но даже не в состоянии их назвать.Недостаточное место уделяется этому вопросу и в процессе преподавания литературы. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы и методы воспитания, которые конструктивно влияли бы на воспитание молодежи. Отечественная педагогика должна преодолеть кризис моноидеологии и монометодологии, доминировавших в советский период. Несмотря на то, что об этих проблемах много пишется, уйти от них не просто. Необходимость обоснования духовно ориентированной парадигмы воспитания, актуальность обращения к духовности обусловлены ценностно-смысловой ситуацией в современной России. Резкая смена идеологических ориентиров привели к духовному вакууму. Быстрота, с которой изменяется мир, не оставляет шанса на традиционные отношения с действительностью. Если человек не осознает философский смысл перемен, ему грозит роль временщика на Земле. В таких условиях необходимость обращения к духовности становится очевидной. История человечества показывает, что преодоление суровости мира и его освоение осуществляется с опорой на духовность и веру.Современные отечественные концепции воспитания условно можно разделить на материалистически и идеалистически ориентированные. Главное отличие между ними заключается в противоположности точек зрения на идеал человека. Духовно ориентированная парадигма определяет основным источником развития человека его духовность. В экзистенциальной концепции воспитания духовность предстает как основополагающий способ существования человека.Воспитание духовности школьников предполагает обеспечение становления системы экзистенциальных ценностей как основы обретения смысла человеческой жизни, устремленной к вечным идеалам добра, красоты и истины.Современной методике преподавания литературы, на наш взгляд, не достает духовно-нравственного аспекта анализа литературного произведения. Однако именно его при изучении литературы ставил во главу угла Л.Н.Толстой. Он писал: «Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и от этого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету» (146, 30, 18-19). Этими словами Л.Н.Толстого нам была подсказана проблема нашего исследования: «Какие философско-педагогические и этические аспекты воспитания заложены в рассказах «Азбуки» Л.Н.Толстого?».Толстой меньше всего интересовался безличным пересказом событий, поисков и переживаний героев. Все, что включалось им в художественный мир, было призвано раскрыть его отношение к основным вопросам человеческого существования. Проблемы, затронутые им в художественном произведении, порой оставались неразрешенными и требовали от читателя дальнейших раздумий.Р1менно Толстому, учителю-практику, создателю религиозно-философского учения, отводится ведущая роль в формировании теории гуманистического воспитания, основой которой является идея о непрерывном, нравственном и духовном самосовершенствовании личности. Толстому мы обязаны тем, что он поставил вопрос о назначении человека, от которого зависит сохранение и воспроизведение творческого и духовного потенциала нации.Цель исследования выявить нравственные аспекты рассказов «Азбуки» Толстого как прообраза учения о человеке духовном. Наследие Толстого и его педагогический опыт, опередившие почти на полтора века развитие профессионального сознания педагогов, обусловили необходимость дальнейшего исследования его на основе адекватной методологии и широкого включения в контекст современного преобразования начальной школы. Такое видение цели реализуется в следующих задачах исследования: 1. Проанализировать взгляды на исследуемую проблему педагогов и философов, определив и раскрыв круг понятий исследуемой проблемы; 2. Подвергнуть анализу педагогическое и философское творчество Л.Н.Толстого, раскрыв основное содержание его учения о развитии человека, его духовной, нравственной, аксиологической сущности; 3. Проанализировать и раскрыть отражение этических аспектов в рассказах «Азбуки»; 4. Сопоставить духовно-нравственные основы «Азбуки» с трилогией Толстого («Круг чтения», «На каждый день», «Путь жизни»).Объект исследования: мировоззрение, художественное, публицистическое, философско-религиозное и педагогическое творчество Л.Н.Толстого.Предмет исследования: философско-педагогические и этические основы воспитания в рассказах «Азбуки» Л.Н.Толстого.Теоретико-методологическую основу исследования составляют философия и методология науки (Н.А.Бердяев, В.В.Краевский, А.Ф.Лосев, В.С.Степин, П.А.Флоренский); теория и история культуры и педагогики (Бим-Бад Б.М., З.И.Равкин, М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов, Власова Т.И., М.А.Лукацкий); теоретико-методологические основы воспитания духовности (Н.А.Бердяев, К.О.Лосский, Б.Т.Лихачев, В.В.Зеньковский, Р.Франкл), труды Толстого: философские, педагогические, религиозные, художественные произведения, дневники, письма; - архивные материалы, отражающие развитие педагогических взглядов Л.Н.Толстого; литература о творчестве Толстого - философском, религиозном, художественном, педагогическом; труды по истории философской, религиозной, психологической и педагогической мысли; - теоретические труды исследователей философского и педагогического наследия Л.Н.Толстого.Методы исследования. - анализ и синтез и информации, содержащейся в источниках; - сравнительный анализ решения проблемы духовно-нравственных основ развития личности в различных антропологиях; - хронологический анализ состояния и развития взглядов Толстого; - анализ произведений (рассказов) «Азбуки»; - метод контент-анализа произведений Л.Н.Толстого.Практическая значимость работы состоит в том, что - разработана программа проведения уроков внеклассного чтения по рассказам «Азбуки»; - разработано методическое обеспечение использования содержания «Азбуки» в целях нравственного воспитания детей; - данные диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курсов педагогики и истории образования; - в пропаганде духовно-нравственного воспитания среди родителей, воспитателей дошкольных учреждений и учителей.Теоретическая значимость и научная новизна заключаются в следующем: - выявлен прогностический вклад Л.Н.Толстого в специфике нравственного воспитания детей; - определены и охарактеризованы позиции Толстого по вопросам духовнонравственного воспитания и методах духовно-нравственного воспитания по произведениям «Азбуки»; - обоснованны и определены этические аспекты рассказов «Азбуки»; - представлена классификация рассказов «Азбуки» с учетом нравственных ценностей. - впервые делается попытка соотнесения духовно-нравственных основ рассказов «Азбуки» и учения Л.Н.Толстого о человеке духовном Поставленные задачи определили ход нашего исследования, которое проводилось в несколько этапов.На первом этапе (1998 - 2002 гг.) - изучалась и анализировалась философская и педагогическая литература в целях разработки проблемы, объекта, предмета и задач исследования.На втором этапе (2002 - 2004 гг.) - проводились изучение, систематизация, отбор и анализ собранного материала.На третьем этапе (2004 -2007 гг.) - завершающий период, в котором обобщались и систематизировались итоги исследования, проходило окончательное оформление текста диссертации.Основные положения, выносимые на защиту: - философско-педагогические воззрения Л.Н.Толстого явились прогностическим вкладом писателя и педагога в развитие отечественной и мировой педагогической мысли X X столетия. Л.Н.Толстой определил специфику нравственного воспитания как нравственное самосовершенствование на основе идеи сопричастности человека гуманистическому преображению мира совместного бытия людей, идеи освобождения личностными усилиями себя от грехов и соблазнов, идеи повышения ответственности за свои поступки; - противоречивость педагогических преобразований в России конца X IX века, их недостаточная этическая обоснованность стимулировала поиск Л.Н.Толстым ответа на вопрос: каким должно быть образование, нравственно возвышающее человека. Результатом этого стали следующие идеи Л.Н.Толстого: смысл жизни «в совершенствовании личности»; совершенствоваться может только свободная личность; в основе образования должны быть религиозное понимание и нравственность; профессиональная деятельность учителя должна строиться на принципах ненасилия, любви; личность учителя должна быть примером «бессознательного внушения» в воспитании детей; учебная и детская литература должна обладать хорошим языком; - впервые в истории отечественной педагогики так остро был поставлен вопрос о необходимости гуманизации обучения и воспитания на основе антропологической парадигмы образования; истоки этических воззрений Л.Н.Толстого и его учения о человеке духовном и нравственном содержатся в рассказах «Азбуки», в которых на доступном детям уровне раскрываются сложные мировоззренческие понятия о месте человека в мире, о его целях и стремлениях, истинности нравственных решений, формирования опыта нравственных оценок и отношения к себе и миру; сущность процесса духовно-нравственного воспитания, по мнению Л.Н.Толстого, состоит в формировании и развитии у младшего школьника основ нравственного поведения, принятия им духовных ценностей и внутреннее их переживание как своих собственных; «Азбука» явилась прообразом детской версии о человеке духовном и нравственном и в целом религиозно-нравственного учения Л.Н.Толстого, что устанавливается на основе контент-анализа таких произведений, как «Беседы с детьми по нравственным вопросам» и трилогии «Круг чтения», «На каждый день», «Путь жизни».

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Чудакова, Мария Александровна

Выводы к главе.

В 70-е годы, продолжая педагогическую деятельность, он создает «Азбуку». Необходимость такой работы он объяснял отсутствием хорошей учебной литературы.

Азбука» - это комплекс книг для первоначального обучения, состоящая из четырех отдельных томов.

Для нее было написано 629 произведений, из них 133 на естественнонаучные темы.

Содержание букварных текстов связано с различными сторонами крестьянской жизни. В книге все материалы - слова, отдельные предложения, микро - рассказы, тексты для чтения, пословицы и поговорки - отражали жизнь трудовой деревни. Подавляющее большинство рассказов в «Азбуке» моралистичны, но их назидательность не навязчива. Она естественно вытекает из самого повествования, даже и в тех многочисленных текстах, мораль которых образно выражается пословично-поговорочной или афористической концовкой. Новаторство «Азбуки» в ее народности, тесной связи с жизнью трудового крестьянства и глубоком уважении к крестьянину-труженику, его культурой и образом жизни, языком и убеждениями, обилии материалов для чтения, в их особо тщательной художественной и методической обработке.

Но далеко не все представители просвещения того времени, в особенности их официальная часть, смогли разобраться в новаторстве «Азбуки». Им претил народный язык учебника, самобытность методики, ее ориентация на обучение крестьянских детей. Все это послужило причиной непризнания «Азбуки».

Результатом дальнейшей работы над учебником было создание «Новой азбуки», увидевшей свет в мае 1875г. При работе над ней автор опирался на свой опыт создания «Азбуки», учел критические замечания в ее адрес. «Новая азбука» преемственно связана с первой книгой «Азбуки».

Изучая произведения, написанные или подготовленные для «Азбуки», мы можем выявить, что в каждом, даже самом маленьком тексте, утверждается нравственное начало, говорится о смысле, сущности жизни, о том, каким должен быть человек, каким следует его воспитывать.

Опираясь на классификацию духовных ценностей, данную в параграфе, мы позволили себе разложить рассказы первого раздела «Азбуки» на темы: 1. Чувство справедливости, долга.

1. Совесть, стыд, ответственность за свои мысли, поступки.

2. Непротивление злу насилием.

3. Противоречия, хаос и несчастья, которые порождает человек своим неразумным поведением.

4. Вера - Любовь - Добро - Благо - Красота.

Эти темы, на наш взгляд, составляют ступени духовно-нравственного воспитания.

Идея нравственного совершенствования человека, которая связана с торжеством справедливости, чувством долга и взаимопомощи проводится Толстым не только через показ положительных примеров, но и через тексты, в которых вскрываются отрицательные качества человека. Мораль доноситься путем «от противного».

Рассказы первой группы дают «пищу» глубинному Я человека, которое является смысловым, аксиологическим стержнем сознания - Духом, который «собирает» все силы души - разум, волю, чувство долга и справедливости. Ребенок лишь утверждается в своих догадках о добре и зле, о чувстве долга перед старшими, которые дали жизнь и младшими, которые нуждаются в нем. Раскрыв и утвердив в детях чувство справедливости и долга, сделав их обязательным внутренним стержнем личности, можно говорить о задатках нравственных качеств человека.

Особую роль в мотивах и поступках человека играет совесть. К этому нравственному мерилу мы отнесли рассказы второй группы. В понимании Толстого это - интуитивный оценочный критерий, который осуществляющий связь человека с Богом, истиной. «Совесть является своеобразной стрелкой компаса этической оценки, поиска смысла» (70,111). Благодаря совести человек способен обнаружить тот единственный смысл, который содержится в каждой житейской ситуации и который иногда не осознается человеком, но заставляет его действовать тем или иным образом.

Рассказы третьей темы связаны тем, что нужно отстаивать добро, но не любыми способами. У разных людей могут быть разные представления о добре, свои представления о способах решения тех или иных проблем, но любые попытки добиться добра с помощью силы, с применением насилия закончатся торжеством зла. Применение насилия, все равно психического или физического, обязательно вызовет чувство ненависти у противника, а где ненависть, там нет места Добру. Из этого не следует, что надо отказаться от борьбы со злом, - нет, но надо бороться только ненасильственными средствами, отказаться совершать безнравственные поступки.

Фактически в учении о ненасильственном сопротивлении злу Толстой создал новую концепцию героизма, мужества: величие и сила человека не в том, чтобы нанести ответный удар, а в том, чтобы не ответить на удар. Благодаря такому поступку нравственный человек не будет продолжать цепь насилий, более того, ударивший человек может задуматься или даже устыдиться своего поступка, а это уже путь к его нравственному излечению. Учение Толстого устраняет противоречие между идеалами христианства и стремлением к героизму. Толстой создал новый идеал нравственного поведения, к которому должны стремиться люди. Далеко не все могут пойти по этому пути, но ведь и не все готовы на героизм.

В неоднозначности оценок конфликтов, которые рождаются между персонажами, в авторской недоговоренности заложена высшая художественность, пробуждающая в детях воображение, стимулирующая в них работу ума и души. С этим связаны рассказы, адресованные нами к четвертой теме.

Нельзя не учесть предостережение Толстого: «В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожать в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании образцов.

Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение своих сведений». (147,195)

Понятия: любовь, вера, Бог, добро, благо - нравственные ориентиры, которые должны быть свободно и осознанно приняты человеком. Все эти понятия объединены нами в пятую группу неслучайно. Проведенный анализ книги Л.Н.Толстого «Путь жизни» позволил сделать вывод о взаимосвязи и взаимозависимости их (вера, любовь, добро, Бог, благо): «.Бог - любовь, а из любви ничего, кроме добра, выйти не может», «Бог желает блага всему, и потому, если ты желаешь блага всему, то есть любишь, то в тебе живет Бог» (145,33-52).

Когда в сердце человека зарождаются любовь, жалость или сочувствие -«со-чувствование» с другими людьми, он словно прозревает, ему кажется, что чудесно преобразился весь мир вокруг. Когда у человека чисты душа и мысли, когда он хочет творить только добрые дела, удача словно поворачивается к нему лицом. В преодолении трудностей проявляются любовь, дружба, верность, сила, отвага, доверие. Проживая и осмысливая сострадание и жалость, человек платит за свое духовное прозрение. «С помощью любви человек преодолевает отчужденность, разобщенность. Любовь к себе и к ближнему - это есть любовь к

Богу в других, но это объективная данность, духовность, отказавшись от которой человек перестает быть человеком» (70, 111-112).

Практическая деятельность в школе показала, что стандартизация содержания, форм и методов обучения в школе, механическое перенесение западноевропейской педагогики на русскую почву, отторжение от общечеловеческих и национальных ценностей, совместное обучение детей разных национальностей (которые подчас даже не знают русского языка) привели к снижению качества образования.

В результате анализа теоретико-педагогического наследия Л.Н.Толстого и материалов опытно-экспериментальной педагогической деятельности «Школы Л.Н.Толстого», направленной на формирование нравственной, творческой личности, мы пришли к выводу, что вопросы, поднятые Толстым, становятся актуальны сегодня, а материалы «Азбуки» могут и должны быть использованы в современной школе.

Определяя актуальность проблемы нравственного воспитания применительно к младшему школьному возрасту, мы использовали работы Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Зеньковского, В.И.Слободчикова, К.Д.Ушинского, Д.Б.Эльконина, В.Б.Ремизова, А.В.Шадской и др. Результатом анализа стал вывод:

- младший школьный возраст - это период существенного воспитательного влияния взрослых, основу которого (влияния) составляет учебно-познавательная деятельность как ведущая для ребенка;

- в младшем школьном возрасте закладываются базовые основания личности.

Литературно-художественное чтение как фактор духовно-личностного развития имеет важное значение для младших школьников. Нравственную опору ребенка составляют преимущественно наглядно-образные представления, а не абстрактные идеи, и это предопределяет воспитательную значимость литературно-художественных образов. Свойственные этому возрасту повышенная эмоциональность, наивно-реалистический уровень восприятия искусства обеспечивают доверие детей к изображаемому, ощущение своей причастности к нему, активное сопереживание. Подражательность детей, реальная укорененность их воображения благоприятствуют принятию ими образов литературных героев в качестве нравственно ориентирующих образцов.

Азбука» Л.Н.Толстого - совершенно особое учебное пособие для школьников первого класса. Несмотря на кажущуюся простоту, рассказы «Азбуки» дают педагогу возможность решать целый комплекс учебно-воспитательных задач. Действительно, занимаясь по этому учебнику, отмечаешь, насколько глубоко мыслят дети, до каких обобщений поднимаются они в своих рассуждениях.

Попытку конкретизировать содержание нравственного воспитания Толстой сделал в статье «Беседы с детьми по нравственным вопросам». В ней он выделил отделы, связанные с пониманием ребенком смысла человеческого существования: «Что я такое, какое мое отношение к бесконечному миру?» или как строить свою жизнь: «Как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда, при всех возможных условиях, дурным».

В «Беседах с детьми по нравственным вопросам» Толстой сосредоточил внимание на этической культуре ребенка, его умении отличать добро от зла в мыслях, словах, поступках.

Сравнив и сопоставив темы «Азбуки» с разделами трилогии. Теме «Справедливость, долг» соответствуют главы трилогии: «Усилие», «Неделание», «Самоотречение». К теме «Советь, стыд, ответственность за мысли и поступки» можно отнести главы из трилогии: «Мысль», «Слово», «Вера», «Душа». Теме «Непротивление злу насилием» из «Азбуки» соответствуют - «Насилие», «Наказание», «Суеверие государства» из трилогии. К теме «Противоречия, хаос и несчастья, которые порождает человек своим неразумным поведением» можно подвести большинство тем трилогии: «Грехи, соблазны, суеверия», «Тунеядство», «Корыстолюбие», «Излишество», «Насилие», «Тщеславие», «Зло», «Гнев», «Гордость», «Неравенства». К последней теме рассказов «Азбуки» - «Вера

Любовь-Добро-Благо-Красота» можно отнести главы трилогии «Вера», «Бог», «Любовь», «Благо», «Одна душа во всех», «Смирение», «Жизнь-благо».

Из проделанной работы следует вывод, что «Азбука» была прообразом трилогии Л. Н. Толстого, своеобразным детским вариантом нравственного воспитания. Разделы трилогии практически полностью повторяют мысли Л. Н. Толстого, изложенные в «Азбуке», но они дополнены и осложнены.

В 1908 году Толстым написаны «Беседы с детьми по нравственным вопросам». Сопоставив отделы трилогии и «Бесед» выходим на общие темы: Бог, Вера, Любовь, Грехи, соблазны, суеверия, Жизнь - благо, Смерть, Смирение, Самоотречение, Мысль, Слово, Усилие.

Некоторые главы совпадают по своей тематике, но имеют разные названия. В «Беседах с детьми по нравственным вопросам» Толстой сосредоточил внимание на этической культуре ребенка, его умении отличать добро от зла в мыслях, словах и поступках. Толстой пытался обсудить с детьми, как можно преодолеть злобу и недовольство, объяснял, как развивать в себе смирение и самоотречение. Конечно, содержание уроков морали может быть оценено только в контексте всего учения о духовности, смысле и ценностях, природе этического познания. Преподавание Толстого нисколько не напоминало догматический перечень норм поведения. Писатель с присущей ему способностью живого, образного рассказа создавал жизненные ситуации, в которых моделировалось поведение людей. Нравственный закон Толстого - это не свод норм, правил и понятий, а ответственность человека перед Богом.

Вывод напрашивается сам собой: «Беседы» - детский вариант нравственно-философской трилогии Л. Н. Толстого. Педагогические искания Л.Н.Толстого помогают решать проблему нравственного воспитания детей и послужат многим поколениям педагогов, воспитателей и родителей.

Заключение.

К оценке взглядов Л.Н.Толстого на воспитание и образование мы подошли с позиции его религиозно-философских воззрений. Следуя поставленным задачам исследования, мы рассмотрели взгляды на проблему духовно-нравственного воспитания педагогов и философов второй половины XIX - начала XX века. Нами предпринята попытка проанализировать аспекты ценностных ориентаций, ставших предметом изучения отечественных философов, рассмотрены взгляды Толстого на духовно-нравственное воспитание. В нашем исследовании раскрывается трактовка отечественными философами общечеловеческих ценностей в области духовной культуры. Вместе с тем определяются основополагающие ценности образовательно-воспитательной сферы развития личности.

Проблема общечеловеческих и национальных духовных ценностей в их взаимосвязи являлись предметом изучения отечественных мыслителей (Бердяева Н.А., Соловьева B.C., Булгакова С.Н., Флоренского П.А., Лосского Н.А.). В их творческом арсенале содержатся идеи и выводы, представляющие актуальный интерес для педагогов-теоретиков и практиков.

Высочайшей ценностью, определяющей все другие ценности, в трактовке философов является сама личность человека. При этом огромное значение придается роли социальной среды в формировании личности, подчеркивается, что социальное общение уже заключает в себе духовное начало.

Идея единения человека с Богом связана с понятием религиозной истины. Эта истина требует лишь служения ей. В понимании философов истина - это церковь, в которой эта истина и воплощается.

Для всех отечественных мыслителей рассматриваемого религиозно-философского направления характерно понимание человека как образа и подобия Божия.

В системе духовных ценностей отечественные философы особо выделяют идею свободы личности. В их трактовке эта идея рассматривается как необходимое условие формирования целостной личности.

В качестве компонента аксиологического ряда философы, рассматриваемые нами, выдвинули такую духовно-нравственную ценность, как убежденность, а в ней - личное самосознание.

Отечественные философы понимали убежденность как продукт, закономерный результат глубокой осознанности, личного сознания. Человек приходит к убеждению тогда, когда он выстраивает для себя цепь умозаключений, основанных на анализе явлений и фактов.

Проблема убежденности как духовной ценности в формировании человека, особенно на его ранней стадии развития, неотделима от воспитания чувства долга и ответственности. Но и долг, и ответственность в полной мере могут проявляться лишь в условиях действительной свободы личности.

Среди понятий, которым отечественные философы сумели придать ценностное значение следует выделить Творчество и Активность. Философы неразрывно связывали эти два понятия. Категория активности представлена в работах В.Соловьева, Н.А.Бердяева, В.Розанова и В.В.Зеньковского, считающих активность - непременным условием развития личности, ее творчества. Именно в состоянии активности происходит процесс волевой саморегуляции личности, т.е. собирания всех ее душевных сил и концентрация их в определенном направлении творческой деятельности.

Среди духовных ценностей, которые трактовали философы, важное место занимает категория нравственности. Известно, что в отличие от морали, которая имеет общечеловеческий характер, нравственность может носить корпоративный характер, т.е. то, что безнравственно для одних, может быть нравственным для других социальных слоев общества, и наоборот. Вместе с тем, нравственность может переходить в мораль, так же так мораль - в нравственность. Поэтому, рассматривая взгляды философов о нравственности как духовной ценности, необходимо иметь в виду, что они относятся и к морали.

Все философы рассматриваемого нами направления видели в нравственности, прежде всего религиозную основу. Нравственность должна быть религиозной и высшая нравственность воплощена в церкви. Вместе с тем, нравственность они трактовали не как нечто застывшее, а как такое свойство человеческой души, которое все время находится в движении и развитии. Они не отрывали ее от тех условий, в которых живет человек, связывали ее с волевым началом, с внутренней борьбой человека с противоположными друг другу мотивами личности.

В.С.Соловьев был первым отечественным философом, который положил в основу своей философской системы учение о нравственности. Понятия «духовность» и «нравственность» в его работах синонимичны. Основа нравственности базируется на чувстве стыда, жалости и благоговения по отношению к высшему началу. В трактовке нравственности Соловьев делает упор на веру. Для него приемлема лишь вера в Бога, в дела Божие. Именно эта вера имеет подлинную нравственную основу. Развивая эту мысль, Соловьев отмечает, что у каждого человека есть свои материальные интересы, самолюбие, но вместе с ними существуют еще и обязанности, т.е. «нравственные интересы» и нельзя ими пренебрегать. Соловьев считал, что во всяком действии должно быть нравственное начало.

Так, В.В.Зеньковский придавал первостепенное значение гуманизму при оценке нравственности личности, не без основания полагая, что само понятие гуманизма есть глубоко нравственное понятие. При этом нравственность он связывал с просвещением народа.

Кн. С.Н.Трубецкой считает нравственность свойством, присущим человеку, без которого род человеческий не может существовать. Нравственность приобретает статус жизнеутверждающей силы жизни человека.

Проблема нравственности занимает значительное место в трудах К.Н.Вентцеля. Однако он в большей степени делает акцент на самостоятельную выработку личностью собственных нравственных идеалов. По его мнению, нравственность - это не только и не столько соблюдение принятых в обществе правил, а способность личности самостоятельно вырабатывать эти правила.

Философы, рассматриваемые нами, резко выступали против насильственного навязывания человеку любых нравственных принципов, даже если они являются общепринятыми. Будучи последователями религиозной нравственности, они особенно ценили нравственные религиозные принципы.

Напомним, что идея о благотворной роли истинной религии в деле духовного и нравственного развития народа была одной из центральных в нравственной философии Л.Н.Толстого. Цель воспитания, по Толстому, формирование самосознательной, высокодуховной личности. При выборе содержания образования Толстой считал, что следует исходить из общечеловеческих ценностей: религиозного учения и нравственности, утверждая при этом религию основой любого воспитания. Подлинная религия для него, совокупность нравственно-этических норм и правил, которыми должен руководствоваться человек.

Особую роль в определении содержания воспитания играло обращение Толстого к проблеме нравственности и связи ее с религией. Нравственное воспитание в понимании Л.Н.Толстого - это форма нравственного развития, которая представляет собой путь творческих, нравственных актов, опыта, решения жизненных задач. Отсюда, Толстой расширяет понятие нравственного совершенствования человека, выражающееся в стремлении быть лучше, постоянном, свободном выборе поступков, постоянной самооценке, в результате чего достигается чувство эмоционального удовлетворения.

Вопрос о духовно-нравственном воспитании - это вопрос не только о средствах и методах воспитания, но и вопрос о ценностях, нормах и правилах, которые человек воспринял и которыми руководствуется всю жизнь. Назначение духовно-нравственного воспитания - правильно сориентировать формирование личности, а это возможно только на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников. Сущность процесса духовно-нравственного воспитания состоит в формировании у учащихся духовного идеала и духовных ценностей как основы нравственного поведения личности, состоящего в следовании общественным и общечеловеческим требованиям, совпадающим с внутренними убеждениями.

Из этого делаем вывод, что духовно-нравственное воспитание -целенаправленный процесс по становлению и свободному присвоению внутренних установок и убеждений, определяющих поведение и поступки, духовные качества, интеллектуальную природу ребенка, нужные ему для осознания своего места в мире, развития и самореализации.

Духовное развитие личности ребенка предполагает воспитание у него гуманного, отзывчивого отношения к людям. Отзывчивость на переживания других людей является важнейшим мотивом, побуждающим человека активно соучаствовать в трудностях и проблемах окружающих.

Основываясь на позициях отечественной, нравственной философии, мы рассматриваем духовность как качество сознания и поведения человека, характеризующееся совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, эстетических и нравственных ценностей и установок. Нравственность есть одно из измерений духовности.

Следуя задачам нашего исследования, мы определили взгляды Л.Н.Толстого на духовно-нравственное воспитание: «без религиозной основы не может быть нравственности».

Духовность в своей основе религиозна. Религия — это корни духовности, нравственность - ее ветви. Духовность у Толстого - это свобода выбора, но не свобода без берегов, а свобода в границах величия разума и чувства. Через совершенствование духовных, волевых начал, когда ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону разума и чувства, переходит от знания к самопознанию, от развития к саморазвитию, - одним словом, постепенно созидает свой жизненный путь.

Толстой делает важный педагогический вывод, что нравственные качества и нормы поведения у детей формируются под влиянием воспитания, а религия является необходимым условием для этого.

Созданное Толстым учение о духовности и нравственности изложено им в работах: «Исповедь», «О жизни», «Так что же нам делать?», «Царство Божие внутри вас», «В чем моя вера?», «Религия и нравственность», в педагогических сочинениях «О воспитании», «О науке», в публицистических сочинениях «Путь жизни», «Мысли мудрых людей», в книгах для детей «Учение Христа, изложенное для детей», «Беседы с детьми по нравственным вопросам», «Азбуке» и «Новой Азбуке».

Таким образом, анализ мировоззрения Л.Н.Толстого показал, что в центре его внимания стояло отношение человека и мира, опосредованное идеями религии и нравственности.

В 1872 году он издает «Азбуку». Необходимость такой работы он объяснял отсутствием хорошей учебной литературы. В целом чтение рассматривалось им как часть преподавания языка. Особую роль Толстой отводил духовно-нравственному аспекту анализа литературного произведения. «Азбука» - это комплекс книг для первоначального обучения, состоящая из четырех отдельных томов. Первая книга — букварь. По этой книге ребенок знакомится с алфавитом, учится читать, считать, а так же в ней содержатся главы из Евангелия. В каждом компоненте книги проявлялись качества, присущие всему учебнику в целом: подчиненность содержания выражению определенных нравственных идей; способность вызвать интерес у ребенка; широта охвата различных тем из жизни человека; близость языка и стиля изложения народной речи.

В каждом тексте утверждается нравственное начало, говорится о смысле, сущности жизни, о том, каким должен быть человек, каким следует его воспитывать.

Далеко не все представители просвещения того времени, в особенности их официальная часть, смогли разобраться в новаторстве «Азбуки». Им претил народный язык учебника, самобытность методики, ее ориентация на обучение крестьянских детей. Все это послужило причиной непризнания «Азбуки».

Результатом дальнейшей работы над учебником было создание «Новой азбуки», увидевшей свет в мае 1875г. При работе над ней автор опирался на свой опыт создания «Азбуки», учел критические замечания в ее адрес. «Новая азбука» преемственно связана с первой книгой «Азбуки».

Напомним, что только одна «Азбука» 1872 года стоила Толстому «14 лет работы» (146,21,410). Писатель-педагог стремился создать учебники, которые не только учили бы детей писать, читать и считать, но и нравственно их воспитывали.

Таким образом, для Толстого особый личностный смысл имела работа над адаптацией религиозно-нравственного учения к проблемам образования и нравственного воспитания. В этом случае Толстой понимал нравственное воспитание, как механизм творения добра, творческих актов. Чтение и обсуждение маленьких рассказов на темы морали, в ходе которых у детей происходила самооценка, рождалось теплое чувство к страдающим растениям, животным, помогало ученикам освоить науку жизни. Как известно, при анализе поступков героев своих произведений, для выявления огромного разнообразия мотивов Толстой большое внимание уделял чувствам, эмоциям, их роли в принятии решений. Толстой считал, что существует определенная корреляция между поверхностным, формально-правильным мышлением и «укороченными», «вялыми», «дряблыми» эмоциями, что может привести к нравственной ущербности и аморальным поступкам. Совесть, утверждал писатель, может не шевельнуться у человека с неразвитыми чувствами. Создавая художественные образы, Толстой показал различные варианты взаимосвязи и взаимозависимости сознательного и бессознательного в поступках людей. Создавая маленькие рассказы «Азбуки», Толстой решал по-своему еще одну философскую и практическую проблему о взаимосвязи нравственности и чувственности. Мораль в его рассказах как бы вплетена в художественную ткань произведения, воздействующего на эмоциональную сферу сознания. Толстой писал о вечных вопросах - о любви к человеку, к животным, к растениям. Смысл рассказов в том, чтобы при чтении у ребенка возникала нравственная самооценка. По мнению писателя, переживание ситуации, способствующей нравственной самооценке, приведет к тому, что ребенок не поступит дурно.

Следовательно, цели нравственного воспитания Толстым исходят из накапливания морального потенциала личности. Поэтому нравственное совершенствование - это стремление быть лучше, постоянный выбор поступков, постоянная самооценка. Проанализировав произведения Л.Н.Толстого, мы пришли к выводу, что «нравственность происходит от религии» (146,39-40,25). «Нравственность не может быть независима от религии» (146,39-40,19). Потому позволим себе предположить, что нравственное воспитание должно быть направленным воздействием на душу человека. А т.к. «нравственность происходит от религии», то и душу нужно воспитывать через религиозное понимание жизни.

Исходя из поставленной цели нашего исследования, за классификацию мы выбрали духовные ценности и разбили рассказы первого раздела «Азбуки» на темы:

1.Чувство справедливости, долга.

2.Совесть, стыд, ответственность за свои мысли, поступки.

3.Непротивление злу насилием.

4.Противоречия, хаос и несчастья, которые порождает человек своим неразумным поведением.

5.Вера - Любовь - Добро - Благо - Красота.

Эти темы, на наш взгляд, составляют ступени духовно-нравственного воспитания.

Толстой «примешал» ко всем детским рассказам нравственный смысл, т.к. задачу своей «Азбуки» видел в «наведении ума на обобщения, предложение ему, в такое время и в такой форме, таких частностей, из которых легко делаются обобщения» (146, 8, 377). Именно в этих обобщениях, сокрытых за частностями, состоит нравственный аспект рассказов для детей Л.Н.Толстого.

Азбука» Л.Н.Толстого - это ясные и доступные для детей советы о том, как идти по жизни, как управлять собой, чтобы быть счастливым.

В произведениях «Путь жизни», «Исповедь», «На каждый день», «Круг чтения» и «Азбуке» показаны этапы развития нравственного сознания человека, пути нравственно ориентированной деятельности.

Толстой считал, что искусство есть одно из средств единения людей и народов. Этой мысли он подчинил отбор своих выписок для «Круга чтения», «На каждый день» и «Пути жизни», рассматривал всемирную литературу как форму единения культур различных народов.

Философскую трилогию Толстой считал важнейшим трудом своей жизни.

Книга «Путь жизни» - попытка Л.Н.Толстого дать советы о том, каким должен быть путь жизни человека.

Философская трилогия принадлежит к числу наиболее значительных явлений русской философской мысли XX века, но еще не оцененные по достоинству.

Сравнив и сопоставив темы «Азбуки» с разделами трилогии, следует вывод, что «Азбука» была прообразом трилогии Л. Н. Толстого, своеобразным детским вариантом нравственного воспитания. Разделы трилогии практически полностью повторяют мысли Л. Н. Толстого, изложенные в «Азбуке», но они дополнены и осложнены. «Азбука» Толстого для детей - это ясные и доступные советы о том, как идти по жизни, как управлять собой, чтобы быть счастливым. В 1908 году Толстым написаны «Беседы с детьми по нравственным вопросам». Сопоставив отделы трилогии и «Бесед» мы вышли на общую тематику произведений.

В «Беседах с детьми по нравственным вопросам» Толстой сосредоточил внимание на этической культуре ребенка, его умении отличать добро от зла в мыслях, словах и поступках. Толстой пытался обсудить с детьми, как можно преодолеть злобу и недовольство, объяснял, как развивать в себе смирение и самоотречение. Конечно, содержание уроков морали может быть оценено только в контексте всего учения о духовности, смысле и ценностях, природе этического познания. Нравственный закон Толстого - это не свод норм, правил и понятий, а ответственность человека перед Богом.

Вывод напрашивается сам собой: «Беседы с детьми по нравственным вопросам» - детский вариант нравственно-философской трилогии Л. Н. Толстого. Педагогические искания Л.Н.Толстого помогают решать проблему нравственного воспитания детей и послужат многим поколениям педагогов, воспитателей и родителей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чудакова, Мария Александровна, 2007 год

1. Аверинцев С.С. Философский энциклопедический словарь. -М.; Изд-во «Советская энциклопедия», 1989.

2. Александров А.П. Педагогическая энциклопедия. -М., 1964.

3. Александров А.П. Философская энциклопедия. М., 1960.

4. Алексапольская В. Французские критики о педагогических взглядах воспитания Л.Н.Толстого //Вестник №6, М.,1981.

5. Альтман М.С. Читая Толстого. Приокское кн. изд., 1966.

6. Антология педагогической мысли России 1-ой половины XIX века. М., 1987.

7. Арденс Н.Н. Творческий путь Л.Н.Толстого. М., 1962.

8. Афанасьева Т.М. Толстой и детство. М., 1978.

9. Баранов Г.В. Словарь этических понятий. Омск, 2004.

10. Бархударов С.Г. Словарь современного русского языка. В 16 т. М.-Л., 1954.

11. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Автореф. дис. д-ра пед. наук / В.А.Беляева. М., 1999.

12. Бердяев Н.А. Истина и откровение. С-пб, 1996.

13. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1918.

14. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

15. Бердяев Н.А. Самопознание. -М., 1990.

16. Бердяев Н.А. О назначении человека. -М., 1998.

17. Берс С.А. Воспоминания о графе Л.Н.Толстом. Смоленск, 1893.

18. Билинкис Я.С. Творческий путь Л.Н.Толстого. Л., 1956.

19. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология И.Канта сегодня. — М.: Изд-во Росс. Открытого ун-та, 1994.

20. Бирюков П.И. Родители и дети в произведениях Л.Н.Толстого. М., 1898.

21. Бирюков П.И. Толстой и Восток // Новый Восток. М., 1924, №6.

22. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. М., 1996.

23. Бобров Е. Этические воззрения Л.Н.Толстого и философская их критика. -Юрьев, 1897.

24. Бойков Н.Я. Педагогические идеи Л.Н.Толстого в их отношении к современной педагогике трудовой школы. — Минск, 1921.

25. Большая Советская энциклопедия, т.38, М.: «Советская энциклопедия», 1975.

26. Большой Советский Энциклопедический словарь/Гл.ред. А.М.Прохоров -М.: Большая Рос.энцикл.,1983.

27. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии.// Вопросы психологии.- № 4. 1998.

28. Булгаков В.Ф. Христианская этика. Систематические очерки мировоззрения Л.Н.Толстого. М., 1919.

29. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. 2-е изд. М., 1984

30. Вейкшан В. А. Л. Н. Толстой о воспитании и обучении. М., 1953.

31. Вейкшан В. А. Л. Н. Толстой народный учитель. - М., 1959.

32. Вейкшан В.А. Ж.Ж.Руссо и Лев Толстой // Сов. Пед.,1962 №6 с.92).

33. Вентцель. Из серии Антологии гуманной педагогики. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1999.

34. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М., 1993.

35. Вентцель К.Н. Этика и педагогическое творчество личности. М.,1911.

36. Ветлугин А. Лев Толстой о народном учителе. Начальная школа. 1978. №9.

37. Воспоминания о Л. Н. Толстом ученика Яснополянской школы Василия Степановича Морозова. М., 1917.

38. Габидулин Р.С. Нравственно-религиозная философия Льва Толстого и гуманистическая мысль Центральной Азии. Архангельск, 2002.

39. Гегель Г. Сочинения. М., 1959

40. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995.

41. Голубков В.В., Петров С.М. Л.Н. Толстой в школе. М., 1965.

42. Гольцев В. Граф Л.Н.Толстой, как педагог //Педагогический листок, Спб.,1898.

43. Гончаров Н. К. JI. Н. Толстой педагог-гуманист. Советская педагогика. 1978. №9.

44. Горбунов-Посадов И.И. Два пути нравственного воспитания // Своб. восп. 19081909, №4.

45. Григорович Д. В. Литературные воспоминания. Л., 1928.

46. Гусев Н. Н. Два года с Л. Н. Толстым. М., 1973.

47. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

48. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. -М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.

49. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, Т.4, М.: Русский язык, 1991.

50. Даль В. И. Письмо к издателю А. И. Кошелеву // Русская беседа. 1856. №3.

51. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. -М., 1986.

52. Добролюбов Н.А. Избранные философские сочинения: В 2-х т. М., 1945.

53. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М., 1974.

54. Евангелие Толстого. М.,1992.

55. Егоров Е. Ф. Портрет педагога: Л. Н. Толстой. Перспективы: вопросы образования. 1989. №3.

56. Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка. Тула, 1997.

57. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

58. Зеньковский В. В. Русская педагогика в XX веке //Педагогика. 1997. №2.

59. Зубарев А. Е. Природа как фактор нравственного воспитания в педагогическом наследии Л. Н. Толстого: Дис. .кан.пед.наук. Калуга, 1995.

60. Кант И. Соч.: В 6 Т. -М, 1963.61 . Каптерев П. Ф. История русской педагогики // Педагогика. 1996. №6.

61. Кеберле Н. В. Развитие идей свободного воспитания в России (Л. Н. Толстой; К.

62. Н. Вентцель): Дис.канд.пед.наук. СПб.,1995.

63. Книги для чтения в начальной школе К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого. // Сост.: Харченко Н.Д. Харьков, 1952. Крупская Н.К. Педагогические соч. В 10-ти т. - М., 1959.

64. Ковалев И.Ф., Малеванов Н.А. Петере Д.И. Л.Н.Толстой: Аннотированый каталог. Тула, 1982.

65. Константинов Ф.В. Философская энциклопедия. М.,1962.

66. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. Росс. Открытый ун-т. М.: Б.и.,1994.

67. Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу». П.,1881.

68. Крупская Н. К. Вопросы народного образования. М., 1918.

69. Кудишина А.А. Философия образования Л.Н.Толстого: Дисс. .канд. пед наук. -М.,2000.

70. Кудрявая Н. В. Лев Толстой о смысле жизни. М., 1993.

71. Кудрявая Н. В. Образ нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого // Советская педагогика. 1998. №2.

72. Кудрявая Н. В. Педагогические искания Л. Н. Толстого // Советская педагогика. 1987. №9.

73. Кудрявая Н. В. Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого: философские аспекты // Педагогика 1993. №1.

74. Кунин В.З. Яснополянская школа-лаборатория им. Л.Н.Толстого: вчера, сегодня, завтра. — Ясная Поляна, 1998.

75. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. -М., 198

76. Лебедев П.А. Антология педагогической мысли России второй половины 19 -начала 20 вв.- М.: «Педагогика», 1990.

77. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. Под общей ред. Бродского Н. Л., Гладкова Ф. А., Головенченко Ф. М., Гудзия Н. К.: В 2 т. -М., 1955.

78. Лейтес Н. С. Умственные способности и возрастные. -М.,1971.

79. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитания ценностей: (Теоретико -исторический анализ воспитания ценностей в России в 19-20вв.). Самара, 1997.

80. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.,1991.

81. Лукацкий М. А. Философско-методологические основы педагогики Л. Н. Толстого: Дис.док.пед.наук.-Тверь. 1998.

82. Лукацкий М.А. Философия культуры Л.Н.Толстого. Тверь, 1996.

83. Логинова М. Лев Николаевич Толстой: Документы. Фотографии. Рукописи. -М, 1995.

84. Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2-х т. М., 1960.

85. Локк Дж. Мысли о воспитании. Изд. 3-е. М., 1913.

86. Маккавейский Н.К. Лев Толстой в роли религиозного наставника. Киев, 1909.

87. Макаренко А.С. Сочинения. В 7-ми т. М., 1957.

88. Макашин С.А. Л.Н.Толстой в воспитании современников. М., 1978.

89. Маковицкий Д. П. Яснополянские записки: В 4 т. М., 1979.

90. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М.: «Прометей», 1993.

91. Малявин В. Конфуций. М.,1964.

92. Марков Е. Живая душа в школе. М., 1990.

93. Маслина М.А. Русская философия. Словарь. М.: Изд-во «Республика», 1999.

94. Матьяш О.И. О взаимосвязи ценностей и целей в воспитании // Институт-школа. -Новокузнецк, 1992.

95. Медынский Е. Н. Педагогические идеи и деятельность Л. Н. Толстого. М., 1962.

96. Медынский Е.Н., Константинов Н.А., Гусев Н.Н. Педагогические сочинения. -М., 1948.

97. Мелешко Е.Д. Учение Л.Н.Толстого о непротивлении злу насилием, изложенное в изречениях.: Принципы ненасилия. М., 1991.

98. Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н.Толстого: Систематическое учение и духовный опыт. Тула, 1999.

99. Мень А. Вступительная статья к изд. Л. Н. Толстой Исповедь. В чем моя вера? -Л.,1991.

100. Мережковский Д.С. Религия Л.Толстого и Ф.Достоевского. Спб., 1903.

101. Моисеева Н.А. Социально-философские аспекты концепции воспитания и образования Л.Н.Толстого. М., 1996.

102. Монтень М. Опыты. М., 1991.

103. Немировская Л.З. Религия в духовном поиске Толстого. М., 1992.

104. Никандров Н.Д. Российская духовная идея как основа общественного воспитания. Тула, 1999.

105. Новая азбука Л. Н. Толстого. -М., 1918.

106. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М.,1996.

107. Новикова А.Д. Образование: идеалы и ценности: (Ист. теорет. аспект): Учебн. Пособие для гуманит. фак-тов пед. ун-тов и ин-тов / Под ред. З.И.Равкина. -Иркутск: ИТОиП РАО, 1995.

108. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И.Равкина. М.:ИТПиО РАО, 1995.

109. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,1990.

110. Опыт педагогической деятельности С.Т.Шацкого / Под ред. В.Н.Шацкой и М.Н.Скаткина. Сост. Ю.В.Новикова. -М.: «Педагогика», 1976.

111. Орлов К.П. Язык и стиль Л.Н.Толстого.// Материалы X!!! толстовских чтений. — Тула, 1976

112. Петров А.К. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого: Дис. .канд. пед. наук. М.,1953.

113. Писарев Д.И. Полн. собр. соч., М.,1956.

114. Писарев Д.И. Собр. соч. в 4-х т., Спб.,1910.

115. Писарев Д.И. Промахи незрелой мысли. Спб.,1910.

116. Подлиняев О.Л. Какие ценности мы выбираем? //Материалы Международной научно-практической конференции «Культура ненасилия будущее человечества». -М.: АПК и ПРО, 1999.

117. Равкин 3. И. Проблемы духовного развития личности ребенка в педагогическом наследии Л. Н. Толстого // Сов. Педагогика. 1978. №9.

118. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. Сост. В.Н.Назаров, Г.П.Сидоров. М., 1990.

119. Ремизов В. Б., Орлов А. А., Мелешко Е. Д. и др. Школа Л. Н. Толстого как учебное заведение нового типа. Тула, 1991.

120. Ремизов В.Б., Бурлакова Т.Т., Юрков С.Е., Бренжовская Е.М., Вихров Г.И. «Школа Л.Н.Толстого» модель непрерывного образования нового типа. - Тула, 2003.

121. Ремизов В.Б. Л.Н.Толстой: Диалоги во времени. Тула, 1998.

122. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

123. Розанов В.В. Религия и культура. М.,1990.

124. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или о воспитании. Педагогические сочинения в 2-х т. Под ред. Г. Н. Джибладзе. М., 1981.

125. Самойличенко Н.В. Развитие едеи свободного воспитания в педагогике 18-20 вв. (Ж.Ж. Руссо, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель): Дис.канд. пед. наук. Иркутск, 1998.

126. Сборник статей в честь академика А.И.Соболевского. И.И.Срезневский о Л.Н.Толстом. М., 1928.

127. Семенов Д. Д. Избр. Пед. Соч. М., 1953.

128. Соина О.С. Этика самосовершенствования: Л.Толстой, Ф. Достоевский, В.Соловьев.-М., 1990.

129. Соловьев B.C. Еврейство и христианский вопрос. Соч. в 2-х т. -М., 1989.

130. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия / Вступ. Ст. А.Н.Голубева и Л.В.Коноваловой. -М.: «Республика», 1996 (Б-ка этической мысли).

131. Соловьев B.C. Великий спор и христианская политика. М., 1989.

132. Соловьев B.C. Несколько слов о настоящей задаче философии. Соч. в 2-х тт. -М.,1989.

133. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.,1991.

134. Сорока Росинский В.Н. Национальное и героическое воспитание. // Пед. соч. -М., 1991.

135. Спенсер Г. Основы этики. СПб., 1899.

136. Срезневский В.И. Толстой 1850-1860годы. Л., 1957.

137. Сухотина-Толстая Т.Л. Дневник. -М., 1979.

138. Толстая А. А. Переписка JI. Н. Толстого с А. А. Толстой. М., 1956

139. Толстой Илья. Мои воспоминания. М., 1914.

140. Толстой Л.Н. Из серии Антологии гуманной педагогики. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1997.

141. Толстой Л.Н. Избр. соч. В 3-х т. М.Д989.

142. Толстой Л.Н. Христианская этика. Систематические очерки мировоззрения Л.Н.Толстого. Екатеринбург, 1994.

143. Толстой Л.Н. Собр. Соч. в 22-х тт. М., Худ. лит-ра, 1983.

144. Толстой Л.Н. Круг чтения. М., Информационно-издательский центр СФК «Наше наследие», 1991.

145. Толстой Л.Н. Путь жизни. -М., 1993.

146. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М., 1957.

147. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. -М., 1989.

148. Толстой Л. Н. В чем моя вера? Тула, 1989.

149. Толстой Л. Н. О воспитании. // Свободное воспитание. 1909-1910.№2.

150. Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. М. 1992.

151. Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? Л., 1991.

152. Толстой Л.Н. Критика догматического богословия. Перепеч. с изд. «Свободное слово» под ред. В.Черткова.- Спб.,1908.

153. Толстой Л.Н. Мысли о воспитании и обучении. Сост.: В. Чертков. Берлин, 1902.

154. Толстой Л.Н. О просвещении воспитании и о первоначальном образовании -обучении. //Свобода образования и воспитания. Вып. 12-й, М., 1907.

155. Толстой Л.Н. Обращение к духовенству. О религиозном воспитании. М.,1906.

156. Толстой Л.Н. Первая русская книга для чтения. — М., 1918.

157. Толстой Л.Н. Разум. Мысли разных писателей. М., 1908.

158. Толстой Л.Н. Третья русская книга для чтения. М., 1918.

159. Толстой Л.Н. Учение Христа для детей и юношества. Пермь, 1994.

160. Толстой Л.Н. Статьи. Под.ред.: Благого Д.Д. М., 1955.

161. Толстой Л.Н. Азбука; Новая азбука. Авт.-сост.: В. Г. Горецкий, Г. В. Карпюк. -М., 1987.

162. Толстая С. А. Моя жизнь. М., 1978.

163. Толстой С. Л. Очерки былого. М., 1955.

164. Трубецкой С.Н. Соч. в 2-х тт. М., 1908.

165. Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первый шаг. М.,1991, в 2-х книгах.

166. Ушинский К. Д. Собр. соч. в 10 т. М., 1949.

167. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. — М.: ТЦ СФЕРА, 1995.

168. Фоменко Н. В. Уроки нравственности «Азбук» Л. Н. Толстого // Нач. школа. -1993. №3.

169. Фомин А.Г. Лев Николаевич Толстой. Педагогические сочинения. Спб.,1912.

170. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

171. Халфин Ю.А. Пробуждение души. М., 1985.

172. Чернышевский Н.Г. Прекрасное есть жизнь. -М., 1978.

173. Чернышевский Н.Г. Избранное. М., 1976.

174. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М., 1949.

175. Чехов Н. В. Педагогическое и художественное творчество Толстого. Народное просвещение. 1928. №8,9.

176. Чуковский К.И. Литературная газета, 1962, 8 декабря.

177. Чумаков А.Н. Возврат к античности // Вестник Российского философского общества, №7,1998.

178. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Н. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974.

179. Шаврина Ю.О. Теория естественного, свободного воспитания в истории педагогики и образования. Уфа, 2001.

180. Шадская А.В. Философские и нравственные аспекты «Азбуки Л.Н.Толстого». -Тула, 1993.

181. Шадская А.В. Мир «Азбуки Льва Толстого» / Шадская А.В., Ремизов В .Б., Трофимова Н.А., Ежов И.В. Тула, 1995.

182. Шаталов А.А. Л.Н.Толстой о воспитании человека. -М.: Моск. псих-соц. ин-тут; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

183. Шаталов А. А. Проблема народной школы в педагогике Л. Н. Толстого: Дис. д-ра пед.наук. Орехово-Зуево, 1995.

184. Шатская Т.А. Домашние уроки. Кемерово, 1985.

185. Шацкий С.Т.: Работа для будущего: Докум. повествование: Кн.для учителя / Сост. В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. -М.: «Просвещение» 1989.

186. Шкловский В. Б. Лев Толстой. М., 1963.

187. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л., 1991.

188. Щелгунов Н. В. Избр. Пед. Соч. М., 1954.

189. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. -М.: «ПЭР СЭ»,2000.

190. Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления. М., 1992.

191. Яремич С.П. Толстой Лев Николаевич и Ге Николай Николаевич. М.- Л., 1930.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.