Философское обоснование права в России во второй половине XIX века: философия юридического позитивизма и философия естественного права тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Дубатовка, Юлия Юльевна

  • Дубатовка, Юлия Юльевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 171
Дубатовка, Юлия Юльевна. Философское обоснование права в России во второй половине XIX века: философия юридического позитивизма и философия естественного права: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Мурманск. 2007. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Дубатовка, Юлия Юльевна

Введение

Глава 1. Социально-политические и теоретические предпосылки формирования философии юридического позитивизма.

1.1. Формирование основных принципов философии юридического позитивизма

1.2. Проблема соотношения права и нравственности в философии юридического позитивизма.

1.3. Влияние западноевропейской философии на формирование позитивизма в России.

Глава 2. Философия естественного права в России второй половины XIX века.

2.1. Теоретико-методологические основы возрождения философии естественного права в России второй половины XIX века.

2.2. Соотношение права и нравственности в философии естественного права

2.3. Философское осмысление естественного права в трудах

Б.Н. Чичерина и B.C. Соловьева.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философское обоснование права в России во второй половине XIX века: философия юридического позитивизма и философия естественного права»

Актуальность темы диссертационного исследования определяется, прежде всего, тем, что, хотя и имеется ряд публикаций, затрагивающих отдельные вопросы темы и посвященных выдающимся представителям позитивистского направления в теории права в России, однако следует сделать оговорку. Немало из написанного отечественными исследователями позитивизма даже в последние десятилетия, не говоря уже о более отдаленном времени, требует серьезной корректировки и даже исправления, причем не только в силу естественного развития науки, т.е. накопления новых фактов и более глубокого истолкования старых, но и вследствие довлевших долгие годы над советским обществоведением идеологических догм и политических установок. Вполне логично, что с учетом новых обстоятельств возникает настоятельная необходимость пересмотра многих устоявшихся в отечественном правоведении «истин», тормозивших его развитие и связанных подчас с некритическим восприятием ряда положений марксизма, которые порой вопреки стремлениям их создателей, приобрели характер общеобязательных теоретических стереотипов. Устранение монополии марксизма в областях гуманитарного знания привело к необходимости переосмысления ряда методологических принципов и мировоззренческих ориентиров.

Реформирование современной российской государственности в контексте западной либерально-демократической правовой доктрины приобрело деструктивный характер из-за, по сути, насильственного «насаждения» на отечественную правовую почву концепций правового государства, рыночной экономики, демократии, прав человека без учета национальных традиций и особенностей. В этой связи большое значение приобретает анализ в историко-правовом контексте взаимодействия отечественной правовой культуры с западноевропейской общественной мыслью и влияния европейских идей и концепций на возникновение и становление в России философии юридического позитивизма. Как известно, школа юридического позитивизма трактует право как совокупность общеобязательных норм или правил поведения, обеспечиваемых принудительной силой государства и адресованных членам данного государства. Именно благодаря такому нормативному подходу к праву школа юридического позитивизма и представляет наибольший интерес. Современное нормативное понимание права отличается от того, каким оно было в советские годы, и при нынешних условиях оно делает упор на обоснование и раскрытие роли права как четкого, властного регулятора общественных отношений в целях формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, воспитания членов общества в духе уважения и строжайшего соблюдения Конституции РФ и законов, укрепления законности и правопорядка, борьбы с преступностью. Ведь необходимость решения этих вопросов ощущается сегодня как никогда остро.

Чрезвычайно важным является также выявление причин, приведших к постепенному угасанию философии юридического позитивизма и анализу социально-экономических условий способствовавших возрастанию интереса русских мыслителей к философии естественного права. Ведь сущность и содержание права определяется не только экономическим строем общества, но и моралью, правосознанием, культурой, а также достигнутым уровнем цивилизации. Особое внимание заслуживает такой духовный общечеловеческий фактор, уже несколько веков оказывающий мощное влияние на формирование и развитие права, как учение о естественных неотчуждаемых правах человека, которые должны лежать в основе позитивного, действующего права. Обосновывая приоритет прирожденных прав человека, естественно-правовая теория всегда выступала за создание и развитие такого позитивного права, которое основывалось бы на этих фундаментальных правах. Она признавала его значение и необходимость для практической реализации естественных законов, общечеловеческих идеалов и ценностей. Именно такое позитивное право и создается ныне в России в процессе формирования правового государства, что получило закрепление в Конституции Российской Федерации. Соответственно один из новых моментов, характеризующих нормативный подход к праву, состоит в стремлении к полному преодолению существовавшего ранее отрыва от идей естественной школы права.

В таком исследовательском контексте философско-правовой анализ русской философии права второй половины XIX века вполне уместен и необходим, поскольку позволяет возродить отечественную естественно-правовую традицию упорядочения социально-политической ситуации с позиций не только закона, но и религиозно-нравственных и метафизических оснований. Существенное значение приобретает анализ оригинальных идей по философскому осмыслению естественного права, выдвинутых русскими мыслителями Б.Н. Чичериным и B.C. Соловьевым.

Степень разработанности темы.

В российской философской литературе различные позитивистские теории права разрабатывались выдающимися учеными конца XIX - начала XX вв. Среди них особый вклад в развитие философии юридического позитивизма внесли Г.Ф. Шершеневич, С.В. Пахман, Н.И. Палиенко; социологического позитивизма - Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев; психологической теории права -Л.И. Петражицкий.1

Изучение идей «возрожденного» естественного права в отечественной философской литературе имеет свои традиции. Отдельные аспекты идей фило

1 См.: Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1910; Пахман С.В. О современном движении в науке права. СПб., 1882; Палиенко Н.И. Нормативный характер права и его отличительные признаки. Вопросы о позитивном праве. Ярославль, 1902; Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1904; Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М., 1879; Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб., 1905. софии естественного права разрабатывались такими русскими мыслителями обозначенного периода как П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, Б.Н. Чичерин и др.1

Анализу естественно-правовых и позитивистских учений права рубежа XIX - XX вв. в рамках критики буржуазных политико-правовых учений уделялось в работах таких исследователей как В.Д. Зорькин, С.А. Пяткина, И.С. Нарский, Д.А. Керимов, В.А. Туманов.2

Философское наследие отдельных представителей позитивистских и естественно-правовых школ (М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, B.C. Соловьева, Б.Н. Чичерина и др.) стало объектом научных работ российских правоведов, таких как A.M. Величко, Н.Я. Куприц, А.Ф. Лосев, А.В. Поляков, Б.Г. Сафронов, А.И. Экимов, А.С. Ященко и др.

Большое значение имеют также общетеоретические работы российских ученых по таким проблемам, как методология науки философии права, понятие права, формирование правового государства и гражданского общества. Отдельные аспекты философии юридического позитивизма и философии естественного права явились предметом исследования современных российских теоретиков права: С.А. Авакьяна, Н.М. Азаркина, С.С. Алексеева, A.M. Барнашева, Л.Д. Воеводина, И.А. Исаева, В.Т. Карташева, Э.В. Кузнецова, Л.П. Рассказова, Е.А. Скрипилева, Л.Б. Тиуновой, В.А. Тонких, В.А. Четвернина.

Вместе с тем в философской и юридической литературе отсутствует комплексный анализ философии юридического позитивизма как закономерного

1 См.: Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000; Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. СПб., 2001; Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998.

2 См.: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978; Пяткина С.А. Русская буржуазная идеология. М., 1980; Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. М., 1960; Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972; Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология к критике учений о праве. М., 1971. процесса развития российской философии права конца XIX - начала XX вв. в контексте взаимодействия с философией естественного права. Вследствие этого не были выявлены теоретико-методологические основы, закономерности и тенденции развития позитивистского направления общей теории права и процесса «возрождения» естественного права, их истинная роль и место в истории российской философско-правовой мысли.

Объектом диссертационного исследования является философия юридического позитивизма и естественного права как важнейшие направления фило-софско-правовой мысли России второй половины XIX в.

Предметом диссертационного исследования является процесс становления и развития философии юридического позитивизма и философии естественного права в условиях российской действительности рубежа XIX-XX вв.

Выбор хронологических рамок исследования обусловлен актуализацией проблемы философского осмысления теорий права на фоне коренного изменения правовой системы России после проведенных в 60-70-х гг. XIX столетия либерально-демократических реформ.

Цель диссертационного исследования заключается в историко-философском исследовании проблем, связанных с процессом развития права в России второй половины XIX века на примере философии юридического позитивизма и философии естественного права.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: проанализировать социально-политические и философские предпосылки зарождения философии юридического позитивизма; исследовать проблему соотношения права и нравственности в позитивистских теориях права; определить характер и степень влияния западноевропейской философии на формирование русского позитивизма; сформулировать теоретико-методологические основы «возрождения» философии естественного права; выявить специфику соотношения права и нравственности в философии естественного права; определить основные идеи «возрожденного» естественного права на основе анализа трудов Б.Н. Чичерина и В. С. Соловьева.

Методологическая основа обусловлена предметом исследования. Применены методы историко-философского исследования, включающие в себя: системно-структурный подход, текстологический, сравнительно-исторический, логический и системный анализы. В качестве одного из частных научных методов был применен историко-правовой анализ, позволивший раскрыть особенности трактовки понятия естественного и позитивного права в русской истории и философии права.

Исследование проблемы велось с позиций принципа историзма, выражающегося в освещении событий в их последовательности и взаимообусловленности, в строгом соответствии с реальной исторической обстановкой.

Теоретической основой исследования явились политико-правовые теории прошлого, философские и правовые учения, изложенные в работах видных российских и зарубежных мыслителей прошлых лет и настоящего времени.

В философско-правовом аспекте исследования используются труды классиков русской философии права, отечественных и зарубежных юристов-правоведов, посвященных анализу природы и сущности права.

Научная новизна диссертации определяется новым подходом к освещению выбранной темы диссертационного исследования. Диссертантом с современных позиций правопонимания и правосознания предпринято комплексное теоретико-правовое и одновременно философско-правовое исследование, позволившее раскрыть закономерности и особенности зарождения и становления философии юридического позитивизма и процесса «возрождения» философии естественного права в России в период государственно-правовых реформ второй половины XIX века.

На основе сравнительного анализа философии юридического позитивизма и философии естественного права обоснована возможность и даже необходимость сосуществования позитивистского и естественно-правового подхода к праву.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. В результате проведенных в 60 - 70-х гг. XIX столетия либерально-демократических реформ в России произошли изменения во всех сферах политической, социальной и культурной жизни российского общества, стимулировавшие интенсивное развитие правовой мысли и правовой теории, что привело к необходимости использования позитивистской методологии.

2. Именно в отграничении права от нравственности представители философии юридического позитивизма видели истинный путь к выявлению сущности права.

3. Непосредственное влияние на процесс формирования философии позитивизма в России оказала западноевропейская философия, которое заключалось не в простом копировании западноевропейских идей позитивистских учений русскими философами и правоведами, а в модернизации и приспособлении этих идей к условиям своей страны с учетом национального правосознания.

4. Отождествление юридическим позитивизмом права и юридической нормы, обеспечиваемой принудительной силой государства привело к кризису позитивистской методологии, демократические и либеральные учения вновь стали возвращаться к естественно-правовым идеям.

5. Существенным признаком философии естественного права является стремление к поиску высших нравственных критериев положительных установлений, охраняемых властью. В виду чего, в теоретико-познавательном отношении основная проблема «возрожденного» естественного права как научной доктрины сводилась к соотношению права и нравственности.

6. Политико-правовые воззрения, изложенные в трудах Б.Н. Чичерина и B.C. Соловьева, послужили теоретической основой философии «возрожденного» естественного права.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Проведенный научный анализ позитивистских и естественно-правовых теорий права второй половины XIX - начала XX вв., осмысление их значения для всей истории правовых учений России и полученные при этом выводы развивают те разделы истории философии и права, которые посвящены проблемам методологии науки философии права, понятия права, формирования правового сознания и др. Сформулированные в ходе диссертационного исследования положения и выводы могут стать основой для дальнейшего исследования на отраслевом уровне.

Результаты исследования могут найти свое применение в процессе подготовки учебных программ для преподавания философских, историко-правовых дисциплин, теории государства и права.

Апробация результатов исследования. Диссертантом по теме диссертации опубликовано ряд научных статей общим объемом 2,8 печатных листа. Основные положения обсуждались на заседании кафедры, излагались на международных научно-практических конференциях, проходивших в г. Мурманске (2004,2005 гг.).

Структура диссертации определена характером и объемом научного исследования и включает в себя введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Дубатовка, Юлия Юльевна

Заключение

Либеральные реформы, проводимые в 60 - 70-х гг. XIX в., затронувшие все сферы политической, социальной и культурной жизни общества, стимулировали интенсивное развитие правовой мысли и правовой теории. К использованию позитивистской методологии ученых подталкивали конкретные задачи, вставшие перед правовой наукой. Возникла потребность в тщательном изучении, систематизации и комментировании правового материала. Сама логика дальнейшего развития правовой науки вела к догматической разработке действующего законодательства. Применяя философию позитивизма юридический позитивизм свел право к текстам источников права, преимущественно закона. Отождествление права с законом имело четко выраженные идеологические и практические цели. Юридический позитивизм отражал уверенность буржуазии, упрочившей свои экономические и политические позиции, в незыблемости созданного строя, в могуществе ее государства и права. В условиях же российского самодержавно-крепостнического государства, с его запоздалым выходом на путь капиталистического развития, юридический позитивизм стал развиваться не ранее 60-х гг. XIX века. При отсутствии передового «третьего сословия» выразителями правовых чаяний становились дворянские идеологи, отягощенные историческими, религиозными, кастовыми пережитками и предрассудками, что не давало возможности полному расцвету буржуазной идеологии. Либеральная буржуазия выдвигала компромиссные требования, суть которых сводилась к реформаторству. Вопрос об уничтожении самодержавия подменялся вопросом о модернизации государственного аппарата. С этим была связана позитивистская разработка проблем государственной власти, ее содержания и форм, структуры путей развития. Уже в 40-50-х гг. XIX века, царившее тогда в отечественной науке, историческое правоведением в сочетании с ранним позитивизмом приобрело особую идеологическую форму, которую можно определить как «юридический историзм», внешним проявлением которого стала русская историко-юридическая школа. Преобладание юридического аспекта русской истории привело к убеждению в том, что данные почерпнутые из юридических актов, - самые неопровержимые исторические доказательства. Благодаря чему отечественное право окончательно утвердилось в качестве главного объекта исследования. Научная разработка отечественного законодательства стала первейшей задачей русских правоведов. При этом, хотя законодательство изучалось почти исключительно в историческом плане, однако от исследования права прошлых лет легко перейти к исследованию действующего права. Поэтому изучение действующего законодательства, не могло не быть научно-догматическим, так как без формально-догматической обработки права не может обойтись ни юриспруденция, ни сама цивилизованная система права.

Главную задачу догматики русские правоведы видели в формулировании «насколько возможно» точно и правильно положений действующего права, осуществлении систематической обработки действующего права, с целью облегчения их применения на практике. С этого времени в российской юриспруденции начинает действовать догматический подход. Попытка построить теорию права на формально-догматических аспектах правоведения и нашла свое выражение в юридическом позитивизме.

Вопрос о понятии права является ключевым, так как от его решения трактуются и другие правовые явления. Само право - динамическая система, которая знает разные конкретно-исторические способы выражения и обеспечения. Поэтому диапазон понимания и понятий права в научных трудах весьма широк. Так, говорит один из представителей юридического позитивизма Г.Ф. Шершеневич, слово право «получило в жизни столь широкое и неточное применение, что редкие люди, употребляя его, имеют в уме одно и то же представление. А между тем это основное понятие для всей юридической науки».1 При этом позитивисты считали, что такое расширение происходит главным образом за счет

1 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права: В 3 т. СПб., 2005. Т. 1. С. 59. нравственности, так как право часто приписывает себе то, что на самом деле создается и поддерживается моралью. Вот почему вопрос о соотношении права и нравственности издавна занимает внимание и философов и юристов. Именно в отграничении права от нравственности представители колы юридического позитивизма видели истинный путь к выявлению сущности права.

Бесконечное разнообразие нравственных воззрений и в отдельных личностях, и в исторических эпохах разрушают иллюзию абсолютной нравственности и устанавливают относительность нравственных понятий. Тогда какая нравственность должна быть принята как идеальный образец для права. Спрашивается, во имя чего такой нравственный критерий может быть взят за основу.

С возникновением позитивизма появилась возможность внести некоторую ясность в вопрос о понятии права. Именно представители философии юридического позитивизма, решительно отделив право от морали, внесли огромный вклад в развитие науки о праве. Они в XIX веке определили предмет правоведения и ограничили его анализом юридических норм.

На процесс формирования философии позитивизма в России непосредственное влияние оказала западноевропейская философия. В своих теоретических поисках идеологи различных социальных сил России пореформенного периода часто опирались на европейский позитивизм: на труды Д. Милля, Г. Спенсера, Э. Литтре и других западноевропейских мыслителей. Это влияние заключалось не в простом копировании западноевропейских идей позитивистских учений русскими философами и правоведами, а в модернизации и приспособлении этих идей к условиям своей страны с учетом национального правосознания.

Особое влияние на развитие позитивистских теорий права в России оказали социологические воззрения О. Конта. Вместе с тем, ее русских сторонников отталкивал чрезмерный объективизм этого французского философа, его пренебрежение психологической проблематикой, стремление представить процесс познания как один из аспектов мирового развития, которое осуществляется само по себе вне всякой связи с личностным творчеством ученого, в то время как русские мыслители связывали процесс познания с некими высшими нравственными задачами и не смотрели на него как на простое накопление новых сведений об окружающей действительности. Это порождало как восторженные, так и презрительные оценки позитивистской концепции со стороны русских мыслителей.

Однако уже в конце XIX - начале XX века позитивистская методология и основанные на ней философско-правовые идеи начинают испытывать кризис. Наряду с этим назревает потребность восстановить богатый запас естественно-правовых идей отечественных мыслителей, имеющим своим методологическим источником классическую немецкую философию. В это время Россия переживала поистине уникальный период своего развития. Своеобразие этой эпохи заключалось в сочетании посткрепостнического феодализма и современных на тот момент форм капитализма, средневековые стереотипы общественного сознания и европейские идеалы и ценности. Возобновившаяся с конца 80-х - начала 90-х гг. XIX века попытка построить правовое государство делает актуальной задачу внимательного анализа теоретического и практического опыта русского либерализма

Фундаментальные проблемы общественной системы на пороге XX столетия. Вновь потребовали того, чтобы была найдена духовно-философская основа для решения вопросов, связанных с назревшими изменениями в общественно-политической жизни общества. Для большинства русских либералов теоретической базой стала теория естественного права. Благодаря своей гибкости, глубине и ярко выраженной гуманистической направленности естественно-правовая теория стала своего рода мировоззрением, в рамках которого вырабатывались новые политико-правовые идеи. В России происходит бурный всплеск интереса к естественному праву, что и предопределило необходимость его возрождения после длительного господства позитивизма.

Подавляющее большинство представителей школы естественного права в России развивали свои идеи в русле неокантианства, неогегельянства и религиозной метафизики. Причем это возвращение к философским основам И. Канта и Г. Гегеля сопровождалось не только их реанимацией, но и попытками восполнить «пробелы» философско-правовых доктрин этих авторов. Поворот значительной части русской интеллигенции к И. Канту во многом был обусловлен потребностью поднять значение личности в России, провозгласит ее абсолютную ценность и потребовать защиты человека и его прав.

Анализ исторического материала позволяет сделать вывод, что в теоретико-познавательном отношении основная проблема естественного права сводилась к соотношению права и нравственности. Ведь при правильном понимании взаимоотношения права с нравственным началом и при соответствующей правовой политике, закон начинает играть куда более позитивную роль, чем ему предлагается отнести. В том и состоит ценность естественно-правовой теории, что она опирается на категории свободы и прав человека, нравственные принципы и справедливость. Еще П.И. Новгородцев говорил, что существенным признаком школы естественного права является стремление к отысканию высших нравственных критериев положительных установлений, охраняемых властью и судами. На пути к абсолютному идеалу нравственная идея способствует выбору той конкретной цели, которая в настоящее время является высшей в моральном отношении, что, по его мнению, представляет собой единственную дорогу к реализации нравственного закона в жизнь. С позиций естественно-правовой теории, право приобретает свое подлинное значение, только в том случае, когда оно ориентировано на нравственное начало.

Обобщая опыт философско-правовой интерпретации соотношения права и нравственности, естественного и позитивного права в дореволюционном правоведении в России, можно сказать, что теоретически эта проблема была достаточно глубоко осмыслена, главное направление в ее решении составляло признание органической взаимосвязи нравственной и правовой сущности человека и общества, взаимообусловленности естественного и позитивного права.

Хотя в России теории естественного права появились еще в XVIII веке, но их господство в общественных науках не было долгим и лишь с 80-х годов XIX века в России наметилось оживление естественно-правовой мысли, главным образом, благодаря трудам Б.Н. Чичерина и B.C. Соловьева.

На основе проведенного исследования политико-правовых воззрений указанных выше русских мыслителей, выявлено, что сопряжение имен Б.Н. Чичерина и B.C. Соловьева отнюдь не случайно. В дискуссии между этими двумя философами затрагиваются фундаментальные вопросы, касающиеся сущностных понятий государства и права. Б.Н. Чичерин отстаивал независимость права, несводимость его к нравственности, но при этом отмечал, тем не мене, что право, так же, как и нравственность «имеют один корень - духовную природу человека».1 Согласно взглядам B.C. Соловьева право - это связующее звено между религией и нравственностью, с одной стороны, и государством - с другой. В связи с чем он дает такое определение права: «Право есть принудительное требование реализации определенного минимума добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла».2

1 Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998. С. 85.

2 Соловьев B.C. Мнимая критика (Ответ Б.Н. Чичерину) // Философские науки. 1990. № 2. С.101.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дубатовка, Юлия Юльевна, 2007 год

1. Азаркин, Н.М. История юридической мысли России / Н.М. Азаркин. -М.: Юрид. литература, 1999. 528 с.

2. Алексеев, А.П. Философы России XIX XX столетий (биографии, идеи, труды): энциклопедический словарь-справочник / А.П. Алексеев. - М.: Книга и бизнес, 1993. - 221 с.

3. Алексеев, Н.Н. Основы философии права / Н.Н. Алексеев. СПб.: Лань, 1999.-256 с.

4. Алексеев, С.С. Философия права / С.С. Алексеев. М.: Изд-во НОРМА, 1998.-329 с.

5. Альбов, А.П. История философии права / А.П. Альбов, В.М. Баранов. -СПб. : Юрид. ин-т (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 1998.-640 с.

6. Антология мировой политической мысли. Политическая мысль России : Вторая половина XIX XX вв. : в 5 т. / руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1997. - Т. 4. - 829 с.

7. Антология мировой правовой мысли. Россия XI -XIX века : в 5 т. / отв. ред. Е.А. Скрипилев. М.: Мысль, 1999. - Т. 4. - 813 с.

8. Байтин, М.И. О современном нормативном понимании права / М.И. Байтин // Журнал российского права. 1999. - № 1. - С. 98-107.

9. Баскин, Ю.Я. Павел Иванович Новгородцев : (из истории русского либерализма) / Ю.Я. Баскин, Д.А. Баскин. СПб.: Изд. Санкт-Петербургского ун-та, 1997. - 92 с.

10. Бачинин, В.А. История философии и социологии права / В.А. Бачинин. -СПб.: Проспект, 2001. 358 с.

11. Бурлак, Д.К. Личность и творчество Вл. Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей : антология / отв. ред. Д.К. Бурлак ; изд. подгот. В.Ф. Байков. СПб. : Изд-во Рус. Христиан, гуманит. ин-та,2000.-895 с.

12. Вайнштейн, O.JI. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX XX веках / O.JI. Вайнштейн. - JI. : Наука, 1979. -270 с.

13. Валицкий, А.С. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX века / А.С. Валицкий // Вопросы философии. -1991. -№ 8. - С. 12-18.

14. Ватыль, В.Н. Социально-политическая и правовая мысль России XIX -начала XX века (Очерки истории и теории) / В.Н. Ватыль, Д.В. Ерма-шев, А.А. Ширинянц. Гродно : Правоведение, 1997. - 194 с.

15. Величко, A.M. Развитие идеи естественного права в трудах Чичерина Б.Н. / A.M. Величко // Правоведение. 1994. - № 3. - С. 20-26.

16. Величко, A.M. Нравственный идеал и право / A.M. Величко // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2002. - № 2. - С. 187-203.

17. Виногорадов, П.Г. История правоведения / П.Г. Виноградов. М. : Русская мысль, 1908. - 425 с.

18. Владимирский-Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права / М.Ф. Владимирский-Буданов. Ростов н/Д : Феникс, 1995. - 423 с.

19. Воротилин, Е.А. История политических и правовых учений / Е.А. Воро-тилин / под ред. О. Лейста. М.: Зерцало, 2000. - 688 с.

20. Галанза, П.И. Учение Иммануила Канта о государстве и праве / П.И. Га-ланза. -М.: Гос. изд-во юридической литературы, 1960. 50 с.

21. Гамбаров, Ю.С. Задачи современного правоведения / Ю.С. Гамбаров // Журнал Министерства юстиции. 1907. - № 1. - С. 79-81.

22. Гамбаров, Ю.С. Право в его основных моментах / Ю.С. Гамбаров // Правоведение. 1995. - № 4-5. - С. 97-108.

23. Гольмстен, А.Х. Позитивизм, метафизика и право / А.Х. Гольмстен // Журнал гражданского и уголовного права. 1884. -№ 3. - С. 91-126.

24. Гоголевский, А.В. Очерки истории русского либерализма XIX начала XX веков / А.В. Гоголевский. - СПб. : Санкт-Петербургский ун-т, 1996. -156 с.

25. Графский, В.Г. Преемственность и новизна в государственно-правовом развитии России / подгот. В.Г. Графский, Н.Н. Ефремова. -М.: Изд-во Ин-та гос. и права РАН, 1996. 40 с.

26. Графский, В.Г. История политических и правовых учений XIX века / В.Г. Графский, И.С. Кобзев, А.И. Зорькин и др. М. : Проспект, 2006. -596 с.

27. Гримм, Д.Д. К вопросу о понятии и источнике обязательности юридических норм / Д.Д. Гримм // Журнал Министерства юстиции. -1896.-№6. Июнь. -С. 133-157.

28. Гурвич, Г.Д. Философия и право / Г.Д. Гурвич // Вопросы философии. -1991.-№2.-С. 34-40.

29. Евграфов, В.Е. Гегель и философия в России 30-е годы XIX века 20-е годы XX века / В.Е. Евграфов. - М.: Наука, 1974. - 264 с.

30. Емельянова, И.А. Историко-правовая наука России XIX века. История русского права. Методологические и исторические очерки : в 2 ч. / И.А. Емельянова. Казань : Изд-во Казанского университета, 1988. -Ч. 2.-155 с.

31. Желтова, В.П. Философия и буржуазное правосознание / В.П. Желтова. -М.-.Наука, 1977.- 104с.

32. Жуков, В.Н. Возрожденное естественное право в России конца XIX -начала XX века: общественно-политическая функция и онтологическая основа / В.Н. Жуков // Государство и право. 2001. - № 4. - С. 99-106

33. Жуков, В.Н. История русской правовой мысли / В.Н. Жуков. М. : Юристь, 1998.-315 с.

34. Жуков, В.Н. Русская философия права : Естественно-правовая школапервой половины XX века / В.Н. Жуков. М.: Российское гуманитарное общество, 2001. - 178 с.

35. Захаров, А.В. Государственно-правовые воззрения Б.Н. Чичерина : ав-тореф. дис. канд. юрид. наук / А.В. Захаров. Белгород, 2002. - 23 с.

36. Зорькин, В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX начала XX века (Б.Н. Чичерин) / В.Д. Зорькин. - М.: Изд-во Московского университета, 1975. - 171 с.

37. Зорькин, В.Д. Позитивистская теория права в России второй половины XIX начала XX веков : автореф. дис. канд. юрид. наук. / В.Д. Зорькин.-М., 1979.-27 с.

38. Зорькин, В.Д. Позитивистская теория права в России / В.Д. Зорькин. -М.: Изд-во Московского университета, 1978. 270 с.

39. Зорькин, В.Д. Муромцев / В.Д. Зорькин. М. : Юридическая литература, 1980. - 128 с. - (Из истории политической и правовой мысли).

40. Зотов, А.Ф. Буржуазная философия середины XIX начала XX века / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. - М.: Высш. школа, 1988. - 520 с.

41. Иеринг, Р. Борьба за право / Р. Иеринг. СПб. : Типо-Литография А.Г. Розена, 1908.-96 с.

42. Иллерицкая, Н.В. Историко-юридическое направление в русской историографии второй половины XIX века / Н.В. Иллерицкая. М. : РГГУ, 1998.-160 с.

43. Ильин, И.А. Понятие права и силы / И.А. Ильин // Вопросы философии и психологии. 1910. - № 101. - С. 3-9.

44. Ильин, И.А. Собрание сочинений : в 10 т. / И.А. Ильин. М. : Русская книга, 1994.-Т.4.-624 с.

45. Исаев, И.А. Политико-правовая утопия в России конец XIX начало XX веков / И.А. Исаев. - М.: Наука, 1991. - 266 с.

46. История политических и правовых учений: Домарксистский период /

47. Е.А. Воротилин, О.Э. Лейст, М.Ф. Меликова и др. ; под ред. О.Э. Лей-ста. М.: Юридическая литература, 1991. - 528 с.

48. История политических и правовых учений / В.Г. Графский, Н.М. Золотухина и др. ; под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М. : Изд. Группа ИНФРА-М-КОДЕКС, 1995. - 728 с.

49. История русской правовой мысли (биографии, документы, публикации) / отв. ред. С.А. Пяткина. М.: Изд. ОСТОЖЬЕ, 1998. - 603 с.

50. История русской философии / редкол: Маслин М.А. и др. М.: Республика, 2001.-639 с.

51. Кавелин, К.Д. Задачи этики. Учение о нравственности при современных условиях знания / К.Д. Кавелин. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1887. -195 с.

52. Казмер, М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли / М.Э. Казмер. Рига : Зинатне, 1983. - 130 с.

53. Кельман, Е.И. Проблема «свободного права» / Е.И. Кельман. Киев: Б.и., 1915.-85 с.

54. Керимов, Д.А. Философские проблемы права / Д.А. Керимов. М. : Мысль, 1972.-472 с.

55. Кистяковский, Б.А. Откуда приходит право : Фрагмент из работы ученого и политического деятеля опубликованной в журнале «Вопросы права» в 1911 г. / Б.А. Кистяковский // Новое время. 1994. - № 25. -С. 43-45.

56. Кистяковский, Б.А. Реальность объективного права / Б.А. Кистяковский // Правоведение. 1996. - № 4. - С. 17-25.

57. Кистяковский, Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права / Б.А. Кистяковский. М. : Б.и., 1916-820 с.

58. Кистяковский, Б.А. Философия и социология права / Б.А. Кистяковский.- СПб.: РХГИ, 1998. 800 с. - (Русская социология XX век)

59. Кистяковский, Б.А. Реальность объективного права / Б.А. Кистяковский // Правоведение. 1996. - № 4. - С. 40-49.

60. Ковалевский, М.М. Две жизни (Маркс и Спенсер) / М.М. Ковалевский // Вестник Европы. 1909. - № 7. - С. 18-25.

61. Ковалевский, М.М. Современные социологи / М.М. Ковалевский. -СПб.: Тип. Эрлих, 1905. 390 с.

62. Козлихин, И.Ю. Идея правового государства : История и современность / И.Ю. Козлихин. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1993. -152 с.

63. Козлихин, И.Ю. Позитивизм и естественное право / И.Ю. Козлихин // Государство и право. 2000. - № 3. - С. 5-11.

64. Кон, И.С. Позитивизм в социологии. Исторический очерк / И.С. Кон. -Л.: Изд. Ленинградского университета, 1964. 206 с.

65. Конт, О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) / О. Конт. Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 256 с.

66. Коркунов, И. М. Указ и закон / Н.М. Коркунов. СПб.: Тип. М.М. Ста-сюлевича, 1894. - 408 с.

67. Коркунов, Н.М. История философии права. Пособие к лекциям / Н.М. Коркунов. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1915.-508 с.

68. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. -СПб.: Изд-во юрид. книж. магазина Н.К. Мартынова, 1904. 354 с.

69. Королев, А.И. Историческое и логическое в познании государства и права / А.И. Королев, Д.И. Луговская. Л. : Изд-во Ленинградского унта, 1988. - 156 с.

70. Котляровский, С.А. Памяти Б.Н. Чичерина / С.А. Котляровский // Юридический вестник. 1914. - Кн. 6. - № 2. - С. 246-250.

71. Кузнецов, Э.В. Философия права в России / Э.В. Кузнецов. М.: Юридическая литература, 1989. 208 с.

72. Кузнецов, Э.В. Естественное право и фактор духовного возрождения России / Э.В. Кузнецов // Правоведение. 1993. - № 3. - С. 37-41.

73. Куприн, Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России XIX века / Н.Я. Куприн. М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1980.- 168 с.

74. Куприц, Н.Я. Ковалевский / Н.Я. Куприц. М. : Юридическая литература 1978. - 120 с. - (Из истории политической и правовой мысли).

75. Лазарев, В.В. Этическая мысль Германии и России. Кант Гегель -Вл. Соловьев / В.В. Лазарев. - М.: Б.и., 1996. - 305 с.

76. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений : в 55 т. / В.И. Ленин. М. : Изд. Полит, литературы, 1973. - Т. 20. - 624 с.

77. Леонтович, Ф.И. История русского права / Ф.И. Леонтович. Одесса : Издание императорского Новороссийского университета, 1869. - 448 с.

78. Лесевич, В.В. Опыт критического исследования основных начал позитивной философии / В.В. Лесевич. СПб.: Изд-во автора, 1877. - 296 с.

79. Лесевич, В.В. Позитивизм после Конта / В.В. Лесевич // Отечественные записки. 1869. - № 3. - С. 360-374.

80. Лисица, Ю.Т. Ильин как правовед и государствовед / Ю.Т. Лисица // Вопросы философии. -1991. № 5. - С. 45-49.

81. Лосев, А.Ф. Вл. Соловьев и его время / А.Ф. Лосев. М.: Молодая гвардия, 2000.-613 с.

82. Михайловский, И.В. Воззрения Б.Н. Чичерина на право и государство / И.В. Михайловский // Образование. 1904. - № 7. - С. 24-38.

83. Мощелков, Е.Н. Политическая мысль в России / Е.Н. Мощелков. М. : Изд-во Московского ун-та, 2001. - 288 с.

84. Муллов, П.А. О практическом значении юридического образования / П.А. Муллов // Юридический вестник. -1861.- Кн. 17. С. 25-31.

85. Муромцев, С.А. Определение и основное разделение права / С.А. Муромцев. М.: Б.и., 1879. - 90 с.

86. Муромцев, С.А. Что такое догма права? / С.А. Муромцев // Юридический вестник. 1884. - № 4. - С. 759-765.

87. Муромцев, С.А. Что такое догма права? / С.А. Муромцев // Юридический вестник. 1884. - № 5. - С. 231-241.

88. Нарский, И.С. Новейшие течения буржуазной философии (Критический анализ) / И.С. Нарский. М.: Знание, 1982. - 63 с.

89. Нарский, И.С. Очерки по истории позитивизма / И.С. Нарский. М. : Изд. Московского университета, 1960. - 199 с.

90. Неведенский, С.К. Катков и его время / С.К. Неведенский. СПб. : Тип. Суворина, 1888.-269 с.

91. Неволин, К.А. Полное собрание сочинений. Энциклопедия законоведения : в 2 т. / К.А. Неволин. СПб.: Тип. Э. Праца, 1853. - Т. 2. - 649 с.

92. Нерсесянц, B.C. История идей правовой государственности / B.C. Нер-сесянц. М.: Институт государства и права РАН, 1993. - 15 с.

93. Нерсесянц, B.C. Философия права /B.C. Нерсесянц. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998. - 625 с.

94. Новгородцев, П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. Серия «Мир культуры, истории и философии» / П.И. Новгородцев. - СПб. : Изд. «Лань» Санкт-Петербургского ун-та МВД России, 2000. - 352 с.

95. Новгородцев, П.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. Опыт, характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии / П.И. Новгородцев. М.: Мысль, 1986. - 280 с.

96. Новгородцев, П.И. Лекции по истории философии права. Учения нового времени XVI XVIII вв. и XIX в. - 2-е изд., испр. и доп. / П.И. Новгородцев. - М. : Общество взаимопомощи студентов Московского коммерческого инст., 1912. - 345 с.

97. Новгородцев, П.И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. JI. : Пресса, 1991.-640 с.

98. Новгородцев, П.И. Право и нравственность / П.И. Новгородцев // Обще-ствознание в школе. 1997. - № 1. - С. 67-69.

99. Новгородцев, П.И. Право на достойное человеческое существование / П.И. Новгородцев // Русская философия собственности XVII XX вв. Сборник / сост. К. Исунов, И. Савкин. - СПб. : СП «Ганза», 1993. -213 с.

100. Огюст Конт: Взгляд из России / отв. ред. Б.М. Шахматов. М. : Изд-во РАГС, 2000. - 183 с.

101. Палиенко, Н.И. Учение о существе права и правовой связанности государства / Н.И. Палиенко. Харьков : Тип. и Литография М. Зильбер-берг, 1908.-228 с.

102. Палиенко, Н.И. Нормативный характер права и его отличительные признаки. Вопросы о позитивном праве / Н.И. Палиенко. Ярославль : Тип. Губ. правл., 1902.-591 с.

103. Пахман, С.В. О современном движении в науке права / С.В. Пахман. -СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1882. 68 с.

104. Пахман, С.В. Правовая мысль в России XIX века / С.В. Пахман. М. : Юрид. литер., 2001. - С. 425 с.

105. Петражицкий, Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология проф. Л.И. Петражицкого / Л.И. Петражицкий -СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1905. 354 с.

106. Петражицкий, Л.И. Очерки философии права. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права / Л.И. Петражицкий. СПб. : Тип. Ю.Н. Эрлих, 1900. - Вып. 1. -138 с.

107. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. 2-е изд., исп. и доп. : в 2 т. / Л.И. Петржицкий. - СПб. : Тип. т-ва «Екатерингофское Печатное Дело», 1909. - Т. 1. - 318 с.

108. Пивоваров, Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX первой трети XX столетий / Ю. Пивоваров. - М. : РАН, ИНИОН, 1997.-316 с.

109. Покровский, П. Бентам и его время / П. Покровский. СПб. : Тип. А.Э. Коллинс, 1916. - 187 с.

110. Покровский, И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. М.: Наука, 1998. - 285 с.

111. Поляков, А.В. Либеральный консерватизм Чичерина / А.В. Поляков // Известие вузов. Правоведение. 1993. - № 5. - С. 79-87.

112. Поляков, А.В. Общая теория права / А.В. Поляков. СПб.: Юрид. фак-т СпбГУ, 2005.-472 с.

113. Попов, A.A. B.C. Соловьев о нравственном потенциале государства / А.А. Попов // Социально-политический журнал. 1997. - № 6. -С.156-163.

114. Пухты, Г.Ф. Энциклопедия права / Г.Ф. Пухты ; под. ред. Карасевича. -Ярославль : Типография Г. Фальк, 1872. 187 с.

115. Пяткина, С.А. О правовой теории русского юридического позитивизма / С.А. Пяткина // Правоведение. 1964. - № 4. - С. 116-120

116. Пяткина, С.А. Русская буржуазная идеология / С.А. Пяткина. М. : ВЮЗИ, 1980.-86 с.

117. Развитие русского права во второй половине XIX начала XX веков / отв. ред. Скрипилев Е.А. - М.: Наука, 1997. - 368 с.

118. Рейснер, М.А. Право. Наше право. Чужое право. Общее право / М.А. Рейснер. Л.: Государственное изд-во Ленинград-Москва, 1925. -275 с.

119. Рейснер, М.А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология / М.А. Рейснер. СПб.: Тип тов-ва «Общественная польза», 1908. -242 с.

120. Русский позитивизм. Лесевич. Юшкевич. Богданов / сост., автор пре-дисл., обзор, ст. и указ. С.С. Гусев ; отв. ред. А.Ф. Замалеев, А.И. Новиков. СПб.: Наука, 1995. - 423 с.

121. Рябченко, Е.В. «Возрожденное» естественное право и его значение для позитивного права России конца XIX начала XX веков : автореф. дисс. канд. юрид. наук. / Е.В. Рябченко. - Волгоград, 2002. - 37 с.

122. Сафронов, Б.Г. М.М. Ковалевский как социолог / Б.Г. Сафронов. М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1960. - 263 с.

123. Сергеевич, В.И. Задача и методы государственных наук / В.И. Сергеевич. М.: Тип Грачева и КО, 1871. - 292 с.

124. Сергеевич, В.И. Лекции по истории русского права / В.И. Сергеевич. -СПб. : Изд. 1889-1890 академии г. СПб., Тип. «Волянского», 1890. -708 с.

125. Сигов, К. Беззаконная комета русской философии и критерий права / К. Сигов // Вестник РХД. 1992. - № 164. - С. 123-127.

126. Скрипилев, Е.А. Развитие русского права в первой половине XIX века / Е.А. Скрипилев, С.И. Штамм. М.: Наука, 1994. - 294 с.

127. Соловьев, B.C. Критика отвлеченных начал / B.C. Соловьев. М. : Университетская типография, 1880. - 127 с.

128. Соловьев, В. С. Мнимая критика (Ответ Б.Н. Чичерину) / B.C. Соловьев // Философские науки. 1990. - № 2. - С. 100-105.

129. Соловьев, B.C. Право и нравственность / B.C. Соловьев. Минск : Хар-вест, М.: ACT, 2001.-192 с.

130. Соловьев, B.C. Сочинения : в 2 т. / сост. общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; примеч. С.Л. Кравца и др. М. : Мысль, 1988.1. Т. 1.-892 с.

131. Соловьев, Э.Ю. И. Кант : взаимодополнительность морали и права / Э.Ю. Соловьев. М. : Наука, 1992. - 216 с. - (Немецкая классическая философия. Новые исследования).

132. Спекторский, Е. Очерки философии общественных наук / Е. Спекторский. Варшава: Б.и., 1907. - 420 с.

133. Тарановский, Ф.В. Сравнительное правоведение в конце XIX века / Ф.В. Тарановский. Варшава : Б.и., 1902. - 390 с.

134. Тонких, В.А. История политической и правовой мысли России / В.А. Тонких, Ю.Л. Ярецкий. М.: Владос, 1999. - 384 с.

135. Тоцкий, Н. Научное значение юридического позитивизма / Н. Тоцкий // Право и жизнь. 1926. - № 4. - С. 3-15.

136. Трубецкой, Е.Н. Лекции по энциклопедии права / Е.Н. Трубецкой. М.: Тип. Императорского Московского Университета, 1909. - 226 с.

137. Трубецкой, Е.Н. Миросозерцание B.C. Соловьева : в 2 т. / Е.Н. Трубецкой. М. : Московский философский фонд изд-во «Медиум», 1995. -Т. 1-2. - Приложение к журналу «Вопросы философии».

138. Трубецкой, Е.Н. Труды по философии права / Е.Н. Трубецкой. СПб. : Изд-во РХГИ, 2001.- 543 с.

139. Туманов, В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве / В.А. Туманов. М.: Юрид. Литература, 1971. - 307 с.

140. Хвостов, В. М. Общая теория права. Элементарный очерк / В.М. Хвостов. СПб., М., Варшава : Склад издания в книжных магазинах т-ва «Н.Г. Карабасников», 1914. - 147 с.

141. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. М.: Омега-Л, 2006.-382 с.

142. Четвернин, В.А. Основные концепции естественного права / В.А. Чет-вернин. М.: Наука, 1988. - 230 с.

143. Чернышевский, Н.Г. Избранные философские сочинения : в 3 т. / Н.Г. Чернышевский. М.: АН СССР. Институт философии, 1951. - Т. 3. -914 с.

144. Чичерин, Б.Н. Оправдание добра. Нравственная философия Владимира Соловьева : Право и нравственность, очерки из прикладной этики / Б.Н. Чичерин // Философские науки. 1989. - № 9-12. - С. 155-162.

145. Чичерин, Б. Н. Философия права / Б.Н. Чичерин. СПб.: Наука, 1998. -426 с.

146. Чичерин, Б.Н. Избранные труды. Сер. «Русская государственная мысль» / Б.Н. Чичерин. СПб. : Изд. С.- Петербургского университета, 1997. -555 с.

147. Чичерин, Б.Н. Наука и религия / Б.Н. Чичерин. М. : Республика, 1999. -495 с.

148. Чичерин, Б.Н. Собственность и государство / Б.Н. Чичерин // Русская философия собственности XVII XX вв. Сборник / сост. К. Исунов, И. Савкин. - СПб.: «Ганза», 1993. - 213 с.

149. Шершеневич, Г. Ф. Наука гражданского права в России / Г.Ф. Шершеневич. Казань : Б.и., 1893. - 135 с.

150. Шершеневич, Г. Ф. Общее учение о праве и государстве Лекции Шер-шеневича Г.Ф. 2-изд. / Г.Ф. Шершеневич. - М.: Московское общество народных университетов, 1910. - 96 с.

151. Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права: в 3 т. / Г.Ф. Шершеневич. СПб.: Изд-во Статут, 2005. - Т. 1. - 462 с.

152. Шершеневич, Г.Ф. Общая теория права / Г.Ф. Шершеневич. М. : Изд. Башмаковых, 1911. - Вып. 1.-257 с.

153. Шкуринов, П.Г. Позитивизм в России XIX века / П.Г. Шкуринов. М. : Изд. Московского ун-та, 1980. - 416 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.