Фоновые практики интеллигенции в современной городской культуре: гендерный аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Дудоладова, Мария Михайловна

  • Дудоладова, Мария Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Пермь
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 155
Дудоладова, Мария Михайловна. Фоновые практики интеллигенции в современной городской культуре: гендерный аспект: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Пермь. 2015. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дудоладова, Мария Михайловна

Оглавление

Введение 3 Глава 1. Эвристический потенциал фоновых практик в исследовании

ценностно-нормативной сферы культуры

1.1. Интерпретации ценностно-нормативного порядка

в гуманитарном знании

1.2. Культурная память: воспроизведение норм

и ценностей советской эпохи

1.3. Типология фоновых городских практик 46 Глава 2. Генеалогия и переозначивание смыслов

тендерных фоновых практик городской интеллигенции

2.1. Программа и технология эмпирического исследования

2.2. Дискурсивный аспект фоновых практик городской интеллигенции

2.3. Фоновые практики потребления в современной городской культуре

2.4. Дисциплинарные фоновые практики в современной городской культуре 110 Заключение 130 Библиографический список 134 Приложение №1

Приложение №2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фоновые практики интеллигенции в современной городской культуре: гендерный аспект»

Введение

Актуальность работы обусловлена глубоким интересом отечественных и зарубежных исследователей культуры к советскому культурному наследию. Традиции, сложившиеся на протяжении XX столетия, оказывают существенное воздействие на нормативно-ценностную сферу современной российской городской культуры, сохранившей «советское» в своих структурах, социокультурных институтах и повседневных практиках.

Для отечественной культурологии «...одной из важнейших проблем оказывается неясность того, как, собственно, происходит процесс воспроизводства "советского человека"»1, или, точнее, носителя советской культуры. С одной стороны, советская эпоха уже в прошлом, но с другой стороны, она продолжает оказывать мощное влияние на современную ситуацию в российской культуре. Одним из проявлений противоречивости культурной ситуации можно считать общероссийский кризис идентичности, возникший, в том числе, и в городских сообществах после распада Советского Союза.

В результате транзитивный характер социокультурных институтов стирает чёткие границы между тем, что традиционно было принято считать нормой, и тем, что ею не является. Жители современных российских городов, столкнувшиеся с ситуацией культурного шока и, вследствие чего, переживающие культурную травму, актуально находятся внутри «мозаичной культуры». В ней присутствуют разнообразные (и при этом - гетерогенные) нормы, символы, ценности. Любое, даже самое экстравагантное поведение может быть культурно одобряемым в какой-то особенной нормативно-ценностной системе. В такой ситуации горожане испытывают затруднения в процессе идентификации. Индивид совершает поступки, не согласованные друг с другом, не поддающиеся однозначной интерпретации. Когда современность утрачивает определенность, прозрачность и осмысленность,

1 Гудков Л. Условия воспроизводства «советского человека» // Полит.ру. 10.11.2009. Электронный ресурс: Дата обращения: 15.04.2014.

закономерно актуализируется культурная память.

В такой ситуации большинство объяснительных моделей, выработанных гуманитарным знанием в XX веке, оказываются нерелевантыми, поскольку они не учитывают обстоятельств, возникших вследствие культурно-исторических событий конца XX века и их последствий. В результате, множество конкурирующих ценностных систем не позволяют выстроить единую иерархию субкультур. Исследователи испытывают затруднения в дефиниции доминирующей («высокой») культуры. Именно поэтому в изучении современной российской городской культуры трудно опереться на определенную генерализирующую модель. В этой связи необходимо осмысление условий и механизмов, соединяющих советское прошлое с российским настоящим. Задача исследователя - «расколдовать» (М. Вебер) кажущуюся иррациональность, невнятность и разнообразие человеческих практик. Знание механизмов трансляции культурного наследия является частью решения глобальной задачи, выступающей для российской гуманитаристики своего рода «регулятивным принципом» или «категорическим императивом», -нормализации многомерного культурного пространства современного города, поскольку нормальное функционирование любого социокультурного института возможно лишь в том случае, если в городском сообществе присутствует ценностный консенсус.

Для этого представляется целесообразным выяснить культурный background, то есть фоновые ценностные основания поведенческих стратегий горожан. В терминах М. Вебера это означает интерпретацию человеческих поступков как «ценностно-рациональных». Теория практик на сегодняшний день имеет преимущественно философский статус. Необходимо адекватно перевести её на язык культурологии. Под фоновыми практиками в исследовании понимается сумма поведенческих актов, направляемых нормами и ценностями, зафиксированными в культурной памяти, иначе говоря, мотивированными идеализированным образом прошлого.

В целом, фоновые практики современных горожан представляют на

сегодняшний день малоисследованный массив, который необходимо аналитически расчленить, выделив значимые аспекты этих практик. Можно предположить, что одним из важных культурных факторов, определяющим содержание фоновых практик, является тендер. Введение в исследование гендерного аспекта позволяет сформулировать ряд проблем, нуждающихся в изучении. Например, насколько содержание фона может зависеть от гендерного статуса горожанина, его тендерной идентичности и гендерного порядка внутри определенной культуры или субкультуры. Следует учесть и то, что «удельный вес» субкультур тоже не одинаков. В советскую эпоху одной из наиболее влиятельных была (и, возможно, до сих пор остается) субкультура интеллигенции. Поэтому в данном исследовании основное внимание было уделено женщинам, принадлежащим к городской интеллигенции.

Определяя ту или иную практику как «фоновую», мы указываем на наличие в ней непроясненных ценностных оснований, выявление и развертывание которых и представляет собой актуальную исследовательскую задачу. Таким образом, актуальность исследования определяется двумя дополняющими друг друга факторами: социокультурными и ценностными. Первый касается широкого спектра проблем адаптации российских горожан к новой социокультурной реальности, формирования национальной идентичности, преодоления отчуждения от культуры. Второй связан с проблемой разработки адекватного ситуации культурологического подхода в исследовании нормативно-ценностных ориентаций современных российских горожан.

Степень научной разработанности темы может быть описана при помощи анализа двух культурологических парадигм: теории практик и концепции культурной памяти.

С точки зрения американского антрополога Шерри Ортнер, начиная с 1980-х годов понятие «практика» стало центральным ориентиром

антропологических исследований2. Обычно под «практикой» или «практиками» исследователи понимают широкий спектр разнообразных человеческих действий, зависящих от содержания конкретной культурной среды.

В литературе выделяется понятие «фоновых практик», представленных в трудах Н. Элиаса, Г. Гарфинкеля, И. Гофмана, О.Л. Лейбовича, А.Н. Кабацкова, Н.В. Шушковой, В. Волкова, О. Хархордина3. «Фон» в пространстве этих исследований понимается как культурный контекст, в рамках которого действует индивид. Г. Гарфинкель пишет о «практических-действиях-в-контексте», имея в виду практики, обусловленные другими практиками, например, практиками интерпретации и оценивания4.

Одной из наиболее обсуждаемых в современной культурологии является тема культурной памяти. Происходит активная институционализация «мемориальных исследований», ведутся споры о степени интегрированности этих исследований в одну дисциплину, о существовании «мемориальной парадигмы» в науках о культуре. М. Хальбвакс в работе «Социальные рамки памяти» (1925 г.) ввел понятие коллективная память, рассматривая её наряду с памятью индивидуальной. Понятие коллективной памяти, введённое М. Хальбваксом, получило своё продолжение в теории культурной памяти немецкого историка культуры, египтолога Я. Ассмана.

В отечественной культурологии культурная память рассматривается по преимуществу в контексте формирования новой национальной идентичности. Среди наиболее значимых российских исследователей культурной памяти можно отметить В.В. Абашева, Ю.М. Лотмана, А.Г. Васильева, Л.П. Репину, Г.В. Лебедеву, Д.К. Куликову и др.

Тендерный аспект проблематики культурной памяти в российской науке

2 Ortner Sh. Theory in Anthropology since the Sixties / Comparative Studies in Society and History 26:1, 1984. P. 126-166.

3 Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 336 е.; Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. В 2-х т. М.: университетская книга, 2001. - 664 е.; Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик / Санкт-Петербург: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. - 298 с.

4 Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Санкт-Петербург: Питер, 2007. - С.43.

наиболее широко представлен в исследованиях, связанных с устной историей, памятью о «советском». Здесь можно отметить таких авторов, как H.A. Завершинскую, Е.А. Здравомыслову, Е. Мещеркину, Е.Ю. Рождественскую, В.А. Суковатую5.

В их трудах убедительно реконструированы тендерные представления о советском прошлом, описаны повседневные практики выживания и адаптации в условиях дефицитной экономики. По сути, эти работы закладывают основу исследования советской тендерной культуры. Вместе с тем, в них акцентируется целерациональный характер повседневных практик, т.е. они не имеют статуса культурного фона. Заполнить эту исследовательскую лакуну призвана данная работа. Поставленная в ней проблема может быть сформулирована следующим образом: насколько поведение индивида в современном городе определяется культурной памятью и каково конкретно-историческое наполнение культурной памяти, выявить культурное содержание тендерных фоновых практик интеллигенции в городской среде.

Объектом исследования является городская культура как выражение норм и ценностей современного социума.

Предмет исследования - фоновые практики интеллигенции в современной российской городской культуре (в их тендерной представленности).

Цель работы - на основе теории фоновых практик интерпретировать повседневное поведение горожан представленной социальной группы в урбанизированной культурной среде.

Основные задачи исследования:

1. Сформулировать концепцию фоновых практик как объекта культурологического знания.

2. Представить фоновые практики в контексте их детерминированности

5 Рождественская Е.Ю. Биографической метод в социологии / Москва: Изд-во «ВШЭ», 2012. - 384 с. Суковатая В. Устные истории, тендерная память и женские стратегии выживания в эпоху сталинизма / В. А. Суковатая // 3 apxmiß ВУЧК ГПУ НКВД КГБ . - 07/2010 . - N2 . - С. 331-378; Завершинская H.A. Тендерные структуры памяти о «советском» в дисциплинарном пространстве российского социума // Субдисциплина: тендерная политология. 23.08.2010. С.64-78.

культурной памятью.

3. Охарактеризовать в генезисе фоновых практик роль «культурной травмы» как деструктивного состояния ментальности общества, и «женского мира» в частности, в результате резких социально-культурных изменений.

4. На основе существующих исследований феномена культурной памяти реконструировать механизм воспроизведения норм и ценностей прежнего ценностно-нормативного порядка в повседневной жизни горожанок разных поколений.

5. Охарактеризовать основные типы фоновых практик городской интеллигенции, заданных культурной памятью (дискурсивные, потребительские, дисциплинарные).

Теоретические и методологические основания исследования

Общеметодологическим основанием исследования служит культурно-антропологический метод, реализуемый посредством историко-культурной реконструкции, предполагающий исследование механизма трансляции культурных навыков от человека к человеку, структурно-функциональный метод, в рамках которого осуществляется регулятивный подход. Теоретические основы исследования опираются на теорию практик Г. Гарфинкеля, концепцию инерции культуры 3. Файнбурга, концепцию культурной травмы (шока) П. Штомпки и О. Лейбовича, теорию тендера. В ходе работы использовались методики фокусированного интервью, включенного наблюдения, записи устных историй.

В качестве основного поля исследования выбраны женщины разных поколений, представляющие городскую интеллигенцию. Такой выбор связан с тендерными особенностями советского ценностно-нормативного порядка. Помимо того, что женщины в равной степени с мужчинами были вовлечены в производственную сферу, бытовая и досуговая сферы в большей степени оказались заняты «слабым полом», что позволяло именно им формировать поведенческие эталоны. Можно говорить о том, что представление о мире в советском ценностно-нормативном порядке во многом несет в себе женское

начало.

Научная новизна диссертации определяется тем, что:

• сформулирована концепция фоновых практик как объекта культурологического знания;

• фоновые практики представлены в контексте их детерминированности культурной памятью;

• в сферу культурологического знания на основании комплексной методологии исследования введено описание целого класса малоизученных объектов: фоновых городских практик интеллигенции в их тендерной представленности, образов нормативно-ценностного порядка, слабых ностальгических аттракторов поведения;

• разработан и апробирован культурологический инструментарий (гайд), позволяющий обнаруживать смысловые аспекты биографических нарративов в контексте заданной проблематики;

• реконструирована модель ценностно-рационального поведения городской интеллигенции в её тендерной представленности, ориентированного на культурные образцы советской эпохи;

Основные положения, выносимые на защиту

■ Заместителем реального ценностно-нормативного порядка в колективном сознании современной российской городской интеллигенции является культурная память об образе советского порядка. Этот образ мифологизирован и идеализирован вследствие социальной/культурной ностальгии россиян по советскому прошлому.

■ В современной городской культуре циркулируют фоновые практики, заданные культурной памятью. Наиболее ярко они проявляются в аспектах дискурса, потребления и дисциплины.

■ По смысловой наполненности дискурсивные фоновые практики воспроизводят ценности советской эпохи, опираются на культурную память,

подчеркнуто непрактичны и наполнены оценочными суждениями, тяготеющими к массовому советскому эстетическому и этическому сознанию.

■ Практики рукоделия в жизненном мире современных молодых горожанок наделены смыслом принадлежности к престижной группе, смыслом причастности к высокой ценности семьи, дома, но, вместе с тем, выступают символическим обозначением тендерного статуса.

■ Наблюдается гибридное соединение, в котором советские дисциплинарные технологии механически соединены с постсоветской демонстративностью, презентабельностью. В итоге получилась конструкция «необходимо демонстрировать» или «обязательно презентовать» - но за пределами сферы труда. Потребление, семейные ритуалы, досуг становятся новыми дисциплинарными пространствами в культуре современного российского города, семантическое наполнение которого обеспечивается культурной памятью.

■ Фоновые практики в среде городской интеллигенции могут быть интерпретированы как реакция на культурную травму, вызванную крушением социокультурных институтов советской эпохи. В них устойчиво воспроизводятся нормы поведения, лишенные институциональной поддержки, но отсылающие к ценностям советской эпохи, ассоциирующимися со стабильным нормативным порядком. В большей степени это относится к представителям советской эпохи, которые транслируют свой травматичный опыт на младшие поколения.

■ Страх перед неизвестным заставляет людей искать убежище, где можно спрятаться от травматичной ситуации хотя бы морально. На этом фоне наблюдается попытка, наиболее характерная для старшего поколения, удержать остатки прошлого в личной и культурной памяти, ностальгических переживаниях, в вещах из «ушедшей эпохи». Для младшего поколения свойственен экзистенциальный интерес и обращение к советскому прошлому как к самоценному коллективному опыту группы, с которой они себя идентифицируют.

и

■ В пределах исследуемого социокультурного круга (представителей интеллигенции - женщин) в основе фоновых практик обнаруживаются ценностные предпочтения, укорененные в коллективной культурной памяти поздних советских поколений: самоценность труда, нормы семейного быта, традиционное распределение тендерных ролей, фундаментальная ценность образования и высокий статус книжной культуры.

■ Оценка поведения индивида осуществляется с позиций социальных предпочтений групп, выступающих в роли культурных аттракторов. Как правило, это старшие возрастные группы. Поэтому ядром фоновых практик являются ценностно-рациональное поведение, ориентированное на ожидания референтных групп, идентифицирующих себя с советским прошлым.

■ Механизмы распространения и воспроизводства фоновых практик включены в процессы коммуникации (вербальные, визуальные, текстовые).

Теоретическая и практическая значимость исследования

Выводы диссертации будут способствовать дальнейшей разработке теории трансляции культурных ценностей в системных исследованиях культуры, в изучении функционирующей ценностно-нормативной системы современных горожан, в изучении формирования культурной идентичности.

Основные положения диссертации могут быть использованы при решении управленческих, образовательных задач, определяющих культурную политику современного города.

Содержание и выводы диссертации используются в практике преподавания в вузе теории культуры, актуальных проблем современного культурного процесса, социологии культуры, а также смежных гуманитарных дисциплин.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертационного исследования были представлены в ходе выступлений на 8 научных и научно-практических конференциях международного и всероссийского уровня в 2012-2014 гг. в Москве, Екатеринбурге, Кудымкаре и Перми. По тебе диссертации опубликовано 10 работ, в том числе 3 - в ведущих рецензируемых научных журналах.

Работа состоит введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографического списка. Общий объем диссертации - 153 страницы.

В Приложении представлены дневник наблюдения и гайд-лист.

1. Эвристический потенциал фоновых практик в исследовании ценностно-нормативной сферы культуры

1.1. Интерпретации ценностно-нормативного порядка в гуманитарном знании

Ценностно-нормативный порядок является исходной категорией в настоящем диссертационном исследовании. Ценностно-нормативный порядок в культурологии понимается как эквивалент социологического понятия социальный порядок.

В гуманитарном знании представлены различные интерпретации ценностно-нормативного порядка, относящиеся либо к разным отраслям этого знания (философия, социология, антропология и т.д.), либо к различным исследовательским парадигмам. Для удобства изложения рассмотрим в хронологической последовательности различные подходы к исследованиям ценностно-нормативного порядка, то есть его интерпретации в различных гуманитарных парадигмах. Эти интерпретации касаются культурного смысла ценностно-нормативного порядка, его структурных элементов и социальных функций. В результате, из предложенных концепций возможно будет выбрать подход, наиболее соответствующий задачам данного исследования.

К проблематике ценностно-нормативного порядка обращались многие исследователи Нового и Новейшего времени, работавшие в различных областях гуманитарного знания. Знакомство с литературой позволяет сформулировать гипотезу о циклической повторяемости исследовательских стратегий, которых придерживались гуманитарии, занимавшиеся этой проблемой в разное время и в разных странах. Дискуссии велись вокруг двух-трех основных вопросов: о статусе ценностно-нормативного порядка в обществе, об источниках его возникновения, о месте индивида в ценностно-нормативном порядке. Менялся инструментарий, обновлял понятийный аппарат, в дискурсе появлялись новые значения, отсылающие к исторической памяти. Тем не менее, основная проблематика изучения социального остается прежней.

Концепции ценностно-нормативного порядка в гуманитарном знании, как правило, пытаются ответить на вопрос, «как возможно общество». Традиционно этот вопрос входит в проблематику философских исследований. Речь идет о спекуляциях на тему целостности социальных образований, возможности сосуществования индивидов друг с другом в пространственно-временном континууме. Философы, размышлявшие над социальным порядком, пытались понять природу упорядоченности социальных отношений. Интерес к этой теме возникает в эпохи, когда рушатся, казалось бы, вековые социальные устои. В этих ситуациях проблематика социальной связи выступает на первый план в философской рефлексии.

Мысль о существовании всеобщей формы, или ценностно-нормативного порядка возникла еще в античной философии (Платон, Аристотель). Признано, что впервые понятие ценностно-нормативного порядка было закреплено в рамках концепции общественного договора, существующего в двух версиях. Рассмотрим версию общественного договора Т. Гоббса. В гоббсовском варианте ценностно-нормативный порядок устанавливается вертикально. По утверждению Т. Гоббса, по своей природе «человек человеку - волк». Но как же тогда общество существует и в нём поддерживается некая нормативность? Т. Гоббс в трактате «Левиафан» исходит из позиции, что для существования ценностно-нормативного порядка необходимо наличие государства как высшего целого, которому должны подчиняться индивиды как его части. Только в этом случае, по Т. Гоббсу, возникает ценностно-нормативный порядок [См.: 35].

Приведем комментарий Б. Рассела:

«В отличие от большинства защитников деспотического правительства, Гоббс считает, что все люди равны от природы. Но в естественном состоянии, до того как появляется какая-либо власть, каждый человек хочет не только сохранить свою собственную свободу, но и приобрести господство над другими; оба этих желания диктуются инстинктом самосохранения. Из их противоречий возникает война всех против всех, что делает жизнь «беспросветной, звериной и короткой...сила и коварство являются на войне двумя

кардинальными добродетелями» [119, с.655].

Можно согласиться с мнением А. Филиппова, что идеи Т. Гоббса живы и по сей день: политическая философия английского мыслителя обладает несомненной актуальностью, поскольку «люди Гоббса» остаются нашими современниками. Здесь А. Филиппов вступает в полемику с Ф. Теннисом -свидетелем Первой мировой войны. Тот считал, что люди XX века «происходят от «людей Гоббса» [142, с.124]. Различия между двумя подходами очевидны. Для Тенниса европейцы генетически предрасположены к насилию и анархии. Для Филиппова речь идет об унаследованной доминанте в современной культуре. Российские граждане, впрочем, так же, как и европейские соседи, по своей человеческой природе остаются «людьми Гоббса»: эгоистичными, жадными, примитивно-рациональными - и чтобы они (мы) не разорвали социальные связи:

«Суверенная власть... не может не вторгаться не только в область права, но и в область самой морали. Только в государстве есть не просто правила, но инстанция интерпретации, от которой исходят авторитетные суждения о том, что считать скромностью, милосердием, состраданием и т.п. Получается, что для сохранения мира государству, суверену приходится проникать довольно глубоко в ткань социальной жизни» [156, с. 166].

Именно поэтому «Гоббсова проблема» «...зримо или незримо присутствует во множестве социологических построений» [156, с. 159].

Д. Локк предложил альтернативный вариант концепции общественного договора, который основан на «природных законах». По Локку, «эгоистические и общие интересы совпадают только в конечном счете, важно, чтобы люди, насколько возможно, руководствовались своими конечными интересами. Иными словами, люди должны быть благоразумны. Благоразумие — это единственная добродетель, которую нужно проповедовать, так как каждое прегрешение против добродетели является недостатком благоразумия» [93, с.27].

В концепции Локка Д. ценностно-нормативный порядок также является

результатом общественного договора, только этот договор опирается на компромисс между людьми, сохраняющими в нём свои личностные интересы. Он считает, что в основе общественного порядка должна лежать личная заинтересованность отдельных индивидов, некая конвенция между ними. В этом случае можно говорить о горизонтальной версии общественного договора.

Близок к Гоббсу по своим взглядам на природу ценностно-нормативного порядка Ж.-Ж. Руссо. Философ рассматривал ценностно-нормативный порядок в качестве «социального контракта», который основан на стремлении к полному равенству членов общества и выражению «всеобщей воли» [124, с.51-150]. По Руссо, любой человек равен всем остальным людям. Все люди обладают одинаковыми интересами и стремлением к одинаковой выгоде, результатом чего становится «социальный контракт». Интересные иллюстрации к этому тезису можно найти в статье К. Титова о социальном контракте в советской истории. Сторонами этого контракта у Титова выступают верховная власть и партийная номенклатура.

«Контрактные отношения были встроены в систему «верховная власть — номенклатура» изначально, в процессе генезиса самой советской политической системы. В кризисные моменты (как правило, связанные со сменой носителя верховной власти) эти отношения принимали форму публичного контракта. Применительно к советской истории можно выделить три таких момента: осень 1923 — 1927, 1956—1957 и 1964 гг. В первых двух случаях события развивались по аналогичному сценарию: уход вождя — носителя верховной власти при отсутствии официально объявленного «наследника» порождал борьбу за власть, и поскольку для легитимного ее обретения требовалась поддержка высших партийных форумов, то представленная на них номенклатура получала возможность выбирать между претендентами. В третьем случае (1964 г.) содержание контракта было оглашено задним числом, уже после того, как номенклатура сделала свой выбор. Но в каждом из этих случаев предпочтение отдавалось тому, кто предлагал ей лучшие условия» [146, С.285].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дудоладова, Мария Михайловна, 2015 год

Библиографический список

1. Адорно Т. Что значит «проработка прошлого»? // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3. Электронный режим: http://inagazines.riiss.rU/nz/2005/2/ado4.htrnl. Дата обращения: 07.02.2014.

2. Александер Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология / Пер. с англ. Г.К. Ольховникова под ред. Д.Ю. Куракина. Москва: Праксис, 2013. -640 с.

3. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / Пер. с нем. Бориса Хлебникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 328 с.

4. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.

5. Асеева О. А. Культурологический анализ дискурса современной украинской массовой культуры // Человек В Мире Культуры. 2012. №3. Электронный режим: http://cvberleninka.ru/article/n/kulturologicheskiy-analiz-diskursa-sovremennoy-ukrainskov-massovov-kultury. Дата обращения: 10.03.2014.

6. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. М.: РИК Русанова, 1998. - 408 с.

7. Аудиовизуальная антропология: теория и практика / материалы круглого стола // Антропологический форум. 2007.№7. С. 112.

8. Ахманова О. С. Некоторые вопросы семантики в современном языкознании // Ахманова О. С., Мельчук И. А., Падучева Е. В., Фрумкина Р. М. О точных методах исследования языка. М.: 1962. С. 20-29.

9. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. - 224 с.

10. Берелович А. Семидесятые годы XX века: реплика в дискуссии // Мониторинг общественного мнения. 2003. № 4 (66). С. 59-65.

П.Бовуар де С. Второй пол // Электронный ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/Bovuar/index.php. Дата обращения: 05.03.2014.

12. Богданов К. Советское шампанское: праздничная история // Антропологический форум. 2012. № 16. С. 367-379.

13. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Пер. О.А. Печенкина. - Тула: Изд-во Тульский полиграфист, 2013. - 204 с.

14. Борович Б.О. Пути сближения книги с читателем: Опыт методологии культурной работы в библиотеке. Харьков. 1 Типография, 1922. С. 9-13.

15. Бородина А., Бородин. Д. Баба или товарищ? Идеал новой советской женщины в 20-х - 30-х годах // Электронный режим: http://www.a-z.ru/women cdl/html/borodini.htrn#note5.

16. Большой вопрос. RU // Электронный режим: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/4823S6-pochemu-viazanie-uspokaivaet-nervy.html. Дата обращения: 3.04.2014.

17. Бурдье П. Начала / Москва: Socio-Logos, 1994. - 288 с.

18. Быкова С. И. Визуальные свидетельства советского прошлого: особенности практик коммеморации в современном индустриальном городе. Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. Иваново. 2013. №6. С.50-59.

19 Ванштейн О. Улыбка чеширского кота: взгляд на российскую модницу / О. Ванштейн // Женщина и визуальные знаки / ред. А. Альчук. - М.: Идея — пресс, 2000. С.30 - 40.

20. Васильев А. Г. «Осевое время» memory studies: российский след // Международный журнал исследований культуры, 2012. № 1(6). С.6-11.

21. Вахштайн В.Социология повседневности и теория фреймов / Санкт-Петербург: Изд-во Европ.ун-та, 2011. - 336 с.

22. Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология XIX-начала XX веков. Москва, 1996. - С. 455-491.

23. Вельцер X. История, память и современность прошлого // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3. Электронный режим: http://iTiagazines.russ.ru/nz/2005/2/vel3.html. Дата обращения: 01.02.2014.

24. Виниченко И. В. Социально-культурные процессы в советском обществе в эпоху «дефицита» и их влияние на моду // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). №4. т. 8. 2011. Электронный режим: http.V/cvberleninka.m/article/iVsotsialno-kulturnve-protsessy-v-sovetskom-obschestve-v-epohu-defitsita-i-ih-vliyanie-na-modu. Дата обращения: 01.02.2014.

25. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик / Санкт-Петербург: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. - 298 с.

26. Волков В. Концепции практик(и) в социальных науках // Социол. Исслед.1997. № 6. С.9-24.

27. Воспитание детей в советском плакате // Электронный ресурс: http://maxpark.com/comrnunity/3607/content/1448368. Дата обращения: 12.03.2014.

28. ВЦИОМ: Впервые в 21 веке 3/4 россиян чувствуют себя счастливыми // Электронный ресурс http://islam-today.ru/svetskie novosti/2014/04/30/vciom-vperv уе-у-21 -veke-3-4-rossian-cuvstvuut-seba-scastlivymi/. Дата обращения: 30.04.2014.

29. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Санкт-Петербург: Питер, 2007.-336 с.

30. Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильности согласованных действий / Пер. с англ. A.M. Корбута // Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 1. С. 10-51.

31. Гарфинкель Г., Сакс X. О формальных структурах практических действий / Пер. с англ. В. Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Реферативный журнал. Серия 11. Социология. 2003. № 2. С. 94 - 136.

32. Геллер М. Машина и винтики: история формирования советского человека. М.: Изд-во «МИК». 1994. - 336 с.

33. Гернер К., Хедлунд С. Рациональность советского человека // Гефтер. 24.07.12. Электронный режим: http: //gefter.ru/archive/5466. Дата обращения: 06.08.2014.

34. Гладков Ф. Цемент. М.: Художественная литература. 1967. - 240 с.

35. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства цер- ковного и гражданского / Пер. с англ. А. Н. Гутермана // Гоббс Т. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1991.-478 с.

36. Горалик Л. Старое платье «королевы»: костюм девочки-лидера в позднесоветской подростковой среде // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. 2013. №28. Электронный ресурс: http://www.nlobooks.ru/node/3691. Дата обращения: 2.03.2014.

37. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / Москва: Институт Социологии РАН, 2004. - 752 с.

38. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. Москва: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000. -304 с.

39. Грицай Л.А. Советские плакаты о родительском воспитании детей как явление культуры // Культура и образование. - Март 2014. № 3. Электронный ресурс: http://vestnik-rzi.ru/2Q14/03/1413. Дата обращения: 3.03.2014.

40. Гудков Л. Д., Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Постсоветский человек и гражданское общество / М.: Московская школа политических исследований, 2008.- 96 с.

41. Гудков Л. Память о войне и массовая идентичность россиян // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3. Электронный ресурс: http://magazines.russ.rU/nz/2005/2/gu5.html. Дата обращения: 28.01.2014.

42. Гудков JI. Условия воспроизводства «советского человека» // Полит.ру. 10.11.2009. Электронный ресурс: http://nolit.ru/article/2009/l 1/10/sovhuman/l 345550804000/. Дата обращения: 15.04.2014.

43.Гудков Л. Человек в неморальном пространстве: к социологии морали в посттоталитарном обществе // Вестник общественного мнения. 2013. № 3-4(116). С.118-179.

44. Гурова О. Советское нижнее бельё. Между идеологией и повседневностью / Новое литературное обозрение, 2008. - 288 с.

45. Гурова О. Идеология потребления в советском обществе // Социологический журнал. 2005. № 4. С. 126-131.

46. Гусейнов Г. Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х / Г. Гусейнов. - М.: Три квадрата, 2003. - 272 с.

47. Дарендорф Р. Тропы из утопии. Работы по теории и истории социологии / Москва: Праксис, 2002. - 536 с.

48. Дейк ван Т. А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. - М., 1988. Электронный режим: http://philologos.narod.ru/ling/diik.htm. Дата обращения: 04.04.2014.

49. Джадт Т. «Места памяти» Пьера Нора: чьи места, чья память? // Ab Imperio. №1.2004. С. 44-71.

50. Добренко Е. Политэкономия соцреализма / М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 592 с.

51. Домашнее хозяйство / Сост. В.И. Туркин, изд. 2-е, перераб. и доп. Сборник. Пермь: ПКИ, 1958. -432 с.

52. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана,- М.: Канон, 1995.352 с.

53. Емельянова Т.П. Социальные представления как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой Отечественной войне) // Психологический журнал. 2002. № 4. Электронный режим: http://www■polit■ru■analvtics/2007/ll/21/stalinism■htrnl. Дата обращения: 09.02.2014.

54. Женские журналы в Советском Союзе // Электронный ресурс : http://planetasmi.ru/blogi/comments/8365.html. Дата обращения: 10.04.2014.

55. Журнал мод. Модели сезона. Весна-лето. 1961 / Электронный ресурс: http://www.flammis.ru/vintazh/zhurnalv-mod-i-prochii-vintazh/zhurnal-mod. 1961 -доё-тоёеН-эегопа.-уезпа-Ыо-з-уукпмкать Дата обращения: 10.04.2014.

56. Здравомыслова Е., Темкина А. Российский тендерный порядок:

социологический подход / Коллективная монография. — СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. - 306 с.

57. Здравомыслова О. Российские женщины и эмансипация: незавершенный проект // Неприкосновенный запас. 2012. №3 (83). Электронный режим: http://magazines.russ.rU/nz/2012/3/z4.html. Дата обращения: 10.04.2014.

58. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Отношение молодёжи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров // Социологические исследования. 2012. №8. С.103-111.

59. Иванова А. Изображение дефицита в советской культуре второй половины 1960-х - первой половины 1980-х годов // Неприкосновенный запас, 2011. №3 (77). Электронный ресурс: http://magazines.russ.rU/nz/2011/3/ivl8.html. Дата обращения: 10.04.2014.

60. Иванова Л. Г. Книжная культура студента-гуманитария. Автореферат дисс. на ... кандидата культурологии.Шуя, 2011. - 24 с.

61. Инголд Т. Предисловие // Социальная антропология. Исследуя социальную жизнь людей. М.: ИЭА РАН, 2009. - 244 с.

62. Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному

взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. - СПб.: Издательство НИИРРР, 2011. С. 197-201.

63. История и память / Под ред. Л.П. Репиной. Москва: Изд-во «Кругь». 2006. - 768 с.

64. История русского и советского искусства / под ред. Д.В. Сарабьянова. - М.: Высшая школа, 1979. - С.293.

65. Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи // Социологические исследования. 2012. №6. С. 121 -126.

66. Как отучить сотрудников опаздывать / Электронный ресурс, http://vk.com/wall-25549357. Дата обращения: 15.04.2014.

67. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века (по материалам международных исследований) / под ред. В.Э. Шляпентоха, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова. - Ун-т штата Мичиган, М.1999. - 400 с.

68. К какой группе населения вы, скорее всего, отнесли бы свою семью? / Электронный ресурс: http://www.levada.ru/archive/uroven-zhizni-naseIeniya-rossii/materialnoe-polozhenie-semi/k-kakoi-gruppe-naseleniya-vy-sko. Дата обращения: 4.04.2014.

69. Квале С. Исследовательское интервью. — М.: Смысл, 2003. - 301 с.

70. Клуб любителей книг / Электронный ресурс: https://vk.com/likebooks. Дата обращения: 3.04.2014.

71. Конституция СССР. Учебное пособие для 7 класса средней школы. М.:Учпедгиз, 1951. // http://www.pandia.ru/text/78/218/99443-10.php. Дата обращения: 15.04.2014.

72. Корбут A.M. Концепция конститутивного порядка в этнометодологической традиции / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. М.: Высшая школа экономики. 2014. - 20 с.

73. Коркюф Ф. Новые социологии / Пер. с фр. Е. Д. Вознесенской, М. В. Федоровой; науч. ред. Н. А. Шматко — М: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2002. - 172 с.

74. Коткин С. «Говорить по-Большевистски» //Американская Русистика: вехи историографии последних лет; Советский Период. Самара: Самарский Университет ,2001. С. 250-328.

75- Кройка и шитьё / Редактор О. Бондаренко. Гос. изд-во технической литературы УССР. Киев, 1959. - 560 с.

76. Кружевная история // Девичник. №3. 2006. Электронный ресурс: http://www.devichnick.ru/04uvl.htm. Дата обращения: 12.04.2014.

77. Крупская Н. К. О коммунистическом воспитании: Избранные статьи и речи / Крупская Н. К.— М.: Мол. гвардия, 1956. — 424 с.

78. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 320 с.

79. Кушкова А. Советское прошлое сквозь воспоминания о продовольственном дефиците // Неприкосновенный запас. 2009. №2. Электронный ресурс: Ьцр://тацагте5.ги58.ги/пг/2009/2/ки 10.html. Дата обращения: 12.04.2014.

80. Левада Ю. «Человек советский» / публичные лекции на «Полит.ру» // Электронный ресурс: http://polit.ru/article/2004/04/15/levada/. Дата обращения: 15.04.2014.

81. Левада Ю. А. Сочинения : проблема человека / Ю. А. Левада : [сост. Т. В. Левада]. -М.: Издатель Карпов Е.В., 2011. - 526 с.

82. Лейбович О. Дом о трех этажах, или как изучать повседневность поздней сталинской эпохи // Астафьевские чтения (ноябрь 2008). Время «веселого солдата»: ценности послевоенного общества и их осмысление в современной России. Пермь, 2009. С.250-264.

83. Лейбович О. Л. Советский город: социалистическая архаика // Трансформации Великой Утопии Советское наивное искусство Transformations of the Great Utopia Soviet Naive Art .2012. C.26-39.

84. Лейбович О. Социальная природа культурного шока в исторической перспективе // Социальные трансформации в российском обществе.М.: Наука. 2004. С.267-276.

85. Лейбович О., Кабацков А., Шушкова Н. Большой город в постсоветском пространстве // Мир России. 2004. №1. С.91-105.

86. Лейбович О.Л. «Страх есть сдерживающее начало»: образ времени Владимира Шляпентоха // Вестник Пермского гос. Ун-та. Серия: История. 2011.№ 2. С.158 - 165.

87. Лейбович О.Л. Историческая память пермяков // По-пермски глядя. Пермь глазам ученых. Пермь: ПГПУ, 2013. - С. 71-84.

88. Лейбович О.Л. Реформа и модернизация в 1953-1964 гг. - Пермь: Изд-во Пермского ун-та. - ТОО ЗУУНЦ, 1993.- 182 с.

89. Лейбович О.Л., Кабацков А.Н., Шушкова Н.В. «Складывается впечатление, что у нас концлагерь.,.»:нарратив работников постсоветского промышленного предприятия //

Социология. 2007. №1. С.60-72.

90. Лейбович О.Л., Шушкова Н.В. На семи ветрах: институт высшего образования в постсоветскую эпоху // Понять образование... Исторические, социологические, антропологические очерки современного образования в России: моногр. / под ред. канд. социол. наук Н.В. Шушковой. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. С. 156-189.

91. Лейбович О.Л., Шушкова Н.В., Кабацков А.Н. Этническое и экономическое: этюд о фоновых практиках // Вестник ПГИИК. Пермь, 2012. №13-14. С. 5564.

92. Ленин В.И. Задачи союзов молодёжи (Речь на 3-м Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи) // Ленин В.И. ПСС, т.41. М.: Политиздат. 1963. С.298-318.

93. Локк Д. Сочинения. М„ 1985. т. 2. - 560 с.

94. Лосева М.А. Мифологические основания современного отечественного образования // Понять образование... Исторические, социологические, антропологические очерки современного образования в России: моногр. / под ред. канд. социол. наук Н.В. Шушковой. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. С. 120-155.

95. Люди и вещи в советской и постсоветской культуре: Сб. статей / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2005. - 130 с.

96. Макаревич А. Сам овца. Автобиографическая проза. Москва: Захаров, 2002. -267 с.

97. Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей. Минск : Нар. Асвета, 1978. -96 с.

98. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис. 2003. - 280 с.

99. Маркс М. Капитал. Т.1. С.726 / Электронный ресурс: http://w\vw.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital 1 /kapital 1 -24.html. Дата обращения: 15.04.2014.

100. Маслов Н. Советское искусство под гнетом «метода» социалистического реализма: политические и идеологические аспекты (30-40-е гг.) // Отечественная история. - 1994. - № 6. - С. 20.

101. Мегилл А. Историческая эпистемология. - Москва: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2007. - 480 с.

102. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение // Под общей редакцией и с предисловием Г. С. Батыгина. - М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001. -264 с.

103. Мороз О., Суверина Е. Trauma studies: История, репрезентация, свидетель // Новое литературное обозрение. 2014. №1 (125). Электронный ресурс: http://magazines.russ.ru/nlo/2014/125/8m.html. Дата обращения: 5.03.2014.

104. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М.: Восточная литература. 1996. -360 с.

105. Наглядная агитация: В помощь художнику оформителю и организатору наглядной агитации. - М.: Плакат, 1984. - 32 с.

106- Николаев В. Советская очередь: прошлое как настоящее // Неприкосновенный запас. 2005. № 5(43). Электронный режим: http://mapazines.russ.ru/nz/2005/43/nil 1 .html. Дата обращения: 5.03.2014.

107. Новиченко И.Ю. Общественные организации в Москве (1950 - 2000-е годы): формальные и неформальные практики // «Советское наследство». Отражение прошлого в социальных и экономических практиках современной России. М., 2010. С.76-114.

108. Нора П. Места памяти / Пер. Д. Хапаевой, Санкт-Петербург, 1999. - 333 с.

109. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3. Электронный ресурс: http://magazines.russ.rU/nz/2005/2/nora22.html. Дата обращения: 3.03.2014.

110. Нуманов Т. Как менялся образ женственности в советских журналах? Мать, труженица, домохозяйка // Школа жизни. От 5.01.2010. Электронный ресурс: http://shko 1 azhizni.гu/archive/0/n-32439/. Дата обращения: 5.04.2014.

111. Орлова Г. Биография (при) смерти: заметки о советском политическом некрологе // «Неприкосновенный запас», 2009. №2. С. 188-202.

112. Орлова Г. Организм под надзором: тело в советском дискурсе о социальной гигиене (1920е) // Теория моды, 2007. №3. С. 251-270.

113. Орлова М. В Перми оценили «культурную революцию». - Российская газета. - 8.12.12 / Электронный режим: http://www.rg.ru/2012/12/08/reg-pfo/perm-culture.html. Дата обращения: 5.04.2014.

114. Осокина Е. За фасадом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации, 1927-1941. М.: РОССПЭН, 1997.-268 с.

115. Парсонс Т. Система современных обществ / Под ред. М.С. Ковалевой.-л М.: Аспект Пресс, 1998. - 270с.

116. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О работе органов записи актов гражданского состояния в РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 23. Ст. 352.

117. Рабжаева М.В. Женская эмансипация в России: эксперименты по тендерному конструированию. Электронный режим: http://anthropologv.ru/ru/texts/rabzhaeva/woman 02.html. Дата обращения: 5.03.2014.

118. Разговорник советской эпохи // Электронный ресурс: http://copvpast.ru/2014/01/15/razgovornik_sovetskoii_iepokhi 19 foto.html. Дата обращения: 3.04.2014.

119. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск: Изд-во новосиб ун-та. 2001.-962 с.

120. Ревзина О.Г. Дискурс и дискурсивные формации // Критика и семиотика. -Вып. 8. - Новосибирск, 2005. С. 66-78.

121. Режим дня обычного советского рабочего // Электронный ресурс: http://komsomol-museum.ru/tag/zavody/. Дата обращения: 15.04.2014.

122. Рожанский М. «Устная история» - философия памяти // Гефтер. 22.09.2014. Электронный ресурс: http://gefter.ru/archive/13083. Дата обращения: 10.10.2014.

123. Рудова JI. Девочки, красота и женственность. Постсоветские потребительские сказки. По материалам современной литературы для

девочек-подростков // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. 2012. № 23. Электронный ресурс: http://www.nlobooks.ru/node/2114. Дата обращения: 5.03.2014.

124. Руссо Р. Об общественном договоре. М.: Канон-Пресс-Н. 2000. - 544 с.

125. Самые знаменитые советские афоризмы // Электронный ресурс: http://ribalych.ru/2013/ll/05/samve-znamenitve-sovetskie-aforizmv/. Дата обращения: 15.04.2014.

126. Сафонова Т. Исследование практик через обучение в социальной антропологии // Антропологический форум. 2010. №13. С. 211-216.

127. Свадьба в стиле СССР / Электронный ресурс: http://lulusvadba.ru/svadba-v-stile/po-epoxe/svadba-v-stile-sssr/, Дата обращения: 2.04.2014.

128. Семь главных советских мемов / Электронный ресурс: http://russian7.ru/2013/10/7-glavnvx-sovetskix-memov/. Дата обращения: 4.04.2014.

129. Серто де М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / Под. ред. К. Ермошина. - Санкт-Петербург: Издат-во Европ. Ун-та. 2013. - 332 с.

130. Серто де М. Практика повседневной жизни. Электронный ресурс: http://www.intelros.ru/readroom/prognosis/pr 1 -20-201 Q/7605-praktika-povsednevnqi-zhizni.html. Дата обращения: 3.03.2014.

131. Сезонное настроение москвичей: весеннее настроение москвичей (19972007) // Электронный режим: www.levada.ru/moscow.html. Дата обращения: 3.04.2014.

132. Смоляк О. «Абажур», «аборт», «абрикос»: репрезентация советской повседневности в книгах по домоводству // Разрывы и конвенции в отечественной культуре. Пермь, 2011. С. 138-184.

133. Смоляк О. Сделай сам. Несколько замечаний о комфорте и изобретательности советского человека в 1960-е годы // Ab Imperio, 4/2011. С. 236 — 259.

134. Смоляк О. Советские несуны // Отечественные записки. 2012. №1. Электронный ресурс: http://magazines.russ.rU/oz/2012/l/s40.htrnl. Дата обращения: 3.03.2014.

135. «Советское наследство». Отражение прошлого в социальных и экономических практиках современной России / под ред. Л.И. Бородкина, X. Кесслера, А.К. Соколова. - Москва: РОССПЭН. 2010. - 384 с.

136. Советы по домоводству / Под ред. канд. мед. наук, доцента Селезнёвой В.Т. Пермь.: «Звезда». 1958 г. - 624 с.

137. Современные тенденции в антропологических исследованиях // Антропологический форум. 2004.№1. С.6-7.

138. Современная свадьба / Электронный ресурс: http://guzmania.ru/oformlenie ¡Шегега cvetami/oformlenie svadbv_cvetami/sovremennaya яу ас1Ьа/. Дата обращения: 2.04.2014.

139. Соколова М.В. Что такое историческая память // Преподавание истории в школе. 2008. Электронный ресурс: http://pish.ru/blog/categorv/articles/articles2008. Дата обращения: 10.03.2014.

140. Спенсер Г. Личность и государство. М.: Изд-во «Книга по требованию». 2007. - 206 с.

141. Тесля А. Неудобная теория. Растущие ставки исторической памяти перед лицом теоретического знания // Гефтер. 28.04.2014. Электронный ресурс: http://gefter.rU/archive/l2159. Дата обращения: 4.05.2014.

142. Тённис Ф. Общность и общество. Спб: Фонд «Университет», 2002. С. 124. - 456 с.

143. Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование // Теория общества / Под ред. А. Ф. Филиппова. -М.: Каннон-Пресс-Ц, 1999. С. 119-157.

144. Тимофеев М.Ю. Знаки «советскости» в символическом пространстве России // Пути России. Историзация социального опыта / Том XVIII. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 33 - 45.

145. Тимофеев М.Ю. Знаки «советскости» в современной России: семантика, синтактика и прагматика // Studia Soviética. Випуск 2 / Вщпов. ред. В. Хархун. - К.: 1нститут лггератури ím. Т. Г. Шевченка НАН Укра'ши, 2011. С. 223-232.

146. Титов К. "Contract social" по-брежневски. Номенклатура и верховная власть: реконструкция контракта 1964 г. // Полития. №3-4 (58-59). 2010. С. 285-296.

147. Тихомирова А. Советское в постсоветском: размышления о гибридности современной российской культуры потребления одежды // Неприкосновенный запас. 2007. №4 (54). Электронный режим: http://rnagazines.russ.ru/n2/2007/54/til0.html. Дата обращения: 4.05.2014.

148. Толстая Т. Русский плакат: Книга-альбом. М.: Контакт-Культура, 2006. -176 с.

149. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М.: Изд-во «Весь мир». 2003.-368 с.

150. Тяжельникова В. С. Женское рукоделие и производство одежды в городском домашнем хозяйстве: 1960 - 2000-е годы // «Советское наследство». Отражение прошлого в социальных и экономических практиках современной России / под ред. Л.И.Бородкина, X. Кесслера, А.К. Соколова. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. С.321-322.

151. Ушакин С. Бывшее в употреблении: Постсоветское состояние как форма афазии // НЛО. 2009. № 100. Электронный ресурс: http://magazines.russ.ai/nlo/2009/100/ush55.html.

152. Ушакин С. Отстраивая историю: советское прошлое сегодня // Неприкосновенный запас. 2011. № 6 (80). С. 10-16.

153. Ушакин С. Разложение тотальности: объектализация позднего социализма в постсоветских биохрониках // Неприкосновенный запас. 2013. № 3 (89). Электронный ресурс: http://magazines.russ.ru/nz/2013/3/17y.html.

154. Файнбург 3. И. К вопросу о понятии культуры и периодизации её исторического развития (Некоторые проблемы методологии) // Проблемы теории культуры в системе общественных наук. (Экспресс-информация). Вып.1. Москва. 1976. С.25-30.

155. Филлипс JL, Иоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод. - X.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2008. - 352 с.

156. Филиппов А.Ф. Актуальность философии Томаса Гоббса (II) // Полития. №4 (55). 2009. С.158- 172.

157. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-ые годы: город. М. РОССПЭН,:2001. - 336 с.

158. Фокин А. СССР, созданный пользователями: интернет-рецепция советского прошлого// «Работа над прошлым»: XX век в коммуникации и памяти послевоенных поколений Германии и России : сборник статей / [редкол.Ю. С. Нагорная и др.]. — Челябинск : Каменный пояс, 2014. С.210-223.

159. Форум. Антропология и социология // Антропологический форум. 2012. № 16. С.10-158.

160. Фуко М. Археология знания: пер. с фр. / М.Фуко. - Изд-во «Гуманитарная академия», 2012. - 416 с.

161. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности — III. М.: Рефл-бук, Дух и Литера, Грунт . 1998. - 282 с.

162. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Изд-во «Ad Marginem», 1999. - 480 с.

163. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина. -М.: Новое издательство, 2007. - 348 с.

164. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3(40-41). Электронный ресурс: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html. Дата обращения: 10.03.2014.

,«U1 u J 14-ЗЗУ.

166. Хархордин О. Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности / Хархордин О. - Спб.: Летний сад,Изд-во Европ. ун-та в Спб. 2002. - 512 с.

167. Хархордин О. Фуко и исследование фоновых практик // Мишель Фуко и Россия: сб. статей. Под ред. О. Хархордина. — Санкт-Петербург: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2001. - 349 с.

168. Хофштедтер Д. Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. М: Бахрах. 2001.-777 с.

169 Цесевичене O.A. «Своё — чужое» в русской моде XVII-XX веков: философско-культурологический анализ: автореф. ... канд. философ, наук / О. А. Цесевичене. - Омск, 2011. - 22 с.

170. Цеткин К. Воспоминания о Ленине / К. Цеткин. - М., Политиздат, 1976. Электронный режим: http://royallib.ru/read/tsetkin klara/vospominaniya о lenine.html#0. Дата обращения: 5.04.2014.

171. Чуйкина С. «Быт неотделим от политики»: официальные и неофициальные нормы половой морали в советском обществе 1930-1980-х годов // В поисках сексуальности. - Под. ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной. Спб. 2002. С. 99-127,

172. Шаповалов С.Н. Советские государственные праздники в 1941-1945 гг.: основные тенденции // Актуальные проблемы исторической науки: междунар. сб. науч. тр. молодых ученых. Вып. 6. Пенза, 2009. С. 173-176.

173. Швейная машинка - важный атрибут советской домохозяйки / Электронный ресурс: http://22-91 .ru/yeschi-i-predmety-sovetskoy-epohi/SO/shvejinaia-mashinka—vazhnyii-atribut-sovetskoii-domokhoziaiiki. Дата обращения: 1.04.2014.

174. Швейные машинки в СССР / Электронный ресурс: http://1001 material.ru/3310.html. Дата обращения: 1.04.2014.

165. Хамфри К. Опасные слова: табу, уклонение и молчание в Советской России//Антропологический форум. 2005. Ко i ^ 01"

176. Шушкова Н.В. Патернализм как социальный институт в переходном обществе // автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. социол. наук. Пермь, 2004. - 26 с.

177. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Пер. с англ. А.Я.Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой. Москва: Институт фонда "Общественное мнение" 2003. -336 с.

178. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. В 2-х т. М.: Университетская книга, 2001. - 664 с.

179. Юрчак А. Поздний социализм и последнее советское поколение // Неприкосновенный запас. 2007. №2. Электронный ресурс: http.'//magazines.russ.ru/nz/2007/2/ur7.html. Дата обращения: 11.03.2014.

180. Ядов В. Попытка переосмыслить концепцию фреймов Ирвинга Гофмана. (По следам дискуссий при разработке исследовательского проекта) // Официальный сайт ИС РАН. 2011. Электронный ресурс: URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=2024. Дата обращения: 11.03.2014.

181. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. - 328 с.

182. Якубович Е. Борьба за трудовую дисциплину в СССР. 2009 / Электронный ресурс: http://www.yakubovich.com/USSR disciplina.html. Дата обращения: 11.03.2014.

183. Яркая майка своими руками // Cosmopolitan. 9.05.2014. Электронный ресурс: http://www.cosmo.ru/family/hand made/1573649/. Дата обращения: 5.03.2014.

. Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социологические исследования. 2001. №1. С6-16.

184. Bucher G. Women, the Bureaucracy and Daily Life in Postwar Moscow, 19451953. East European Monographs, Boulder. New York.: Columbia University Press. 2006. 220 p.

185. Certeau De Michel. The Practice of Everyday Life. Berkeley: University of California Press, 1993, 256 p.

186. Cooley C. O. Social organization: A study of the larger mind. N.Y., 1962.426 p.

187. Dreyfus H. L. Being-in-the-World. A Commentary on Heidegger's «Being and Time». Cambridge , Mass : MIT Press , 1991. 215 p.

188. Dürkheim E. Les formes élémentaries de la vie relidieuse. Le système totémique en Australie. 4-éme éd. Paris, 1960. 658 p.

189. Felman Sh., Laub D. Testimony: Crises of Witnessing in Literature, Psychoanalysis and History. New York: Taylor & Francis. 1992. 314 p.

190. Ferrante J. Sociology: A Global Perspective, Thomson Wadsworth, 2005,Google Print. 311 p.

191. Foucault M. Surveiller et Punir. Naissance de la prison. Paris : Gallimard, 1975.330 p.

192. Garfinkel H., Sacks H. On Formai Structures of Practical Actions // McKinney J.C., Tiryakian E.A. (eds.) Theoretical Sociology: Perspectives and Developments. — N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1970. — P. 337-366.

193. Lotringer S. Foucault Live, Interviews 1961-1984. New York: Semiotext(e), 1996. 326 p.

194. Mead G. H. Mind, seifand society. Chicago, 1934. 125 p.

195. Ortner Sh. Theory in Anthropology since the Sixties / Comparative Studies in Society and History, 26:1, 1984. 290 p.

196. Padioleau J. L'ondre social: Principes d'analyse sociologique. - P.: L'Harmettene, 1986. 222 p.

197. Pierre Bourdieu, Un art moyen. Paris: Les Editions de Miniut, 1965. 105 p.

©V

198. Searle John. The Background of Meaning/ Speech Act Theory and Pragmatics, ed. J. Searle et al. Dortrecht, 1980. p.227.

199. Shutz A. Constructs of though objects in common sense thinking // Shutz A. Collected Papers. The Hague. 1962. Vol.l.p.5-35.

200. Slapentokh W. Fear in contemporary society: its negative and positive effects. New York: Palgrave Macmillan, 2006. 235 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.