Формирование детской и молодежной музыкальной аудитории в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Левченко, Марина Борисовна

  • Левченко, Марина Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 190
Левченко, Марина Борисовна. Формирование детской и молодежной музыкальной аудитории в современной России: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2001. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Левченко, Марина Борисовна

Введение

Глава I. Особенности формирования детской музыкальной аудитории

§ 1. Особенности детской музыкальной культуры

§ 2. Музыкальная культура личности. Возрастные периоды, обуславливающие специфические черты ее формирования

§ 3. Музыкальная дидактика и пропаганда в детской и юношеской аудитории. Принципы и методы

Цели музыкальной пропаганды

Глава II. Роль современного музыкального воспитания в формировании молодежной аудитории

§ 1. Формирование духовных потребностей детской и молодежной музыкальной аудитории

§ 2. Музыкальные молодежные клубы и их роль в формировании художественного вкуса

Глава III. Пути оптимизации развития художественного вкуса и духовного потенциала детской и молодежной аудитории в области музыкальной культуры

§ 1. Прогрессивные тенденции современной музыкальной педагогики. Создание образовательных программ и новых форм обучения в системе дополнительного образования, направленных на развитие музыкально-эстетических потребностей и творчески-созидающего потенциала учащихся

§ 2. Фестивали музыки для детей и юношества (1991-2000 гг.) как новая форма комплексного развития детской и молодежной музыкальной аудитории

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование детской и молодежной музыкальной аудитории в современной России»

Актуальность исследования. Преодоление существующий ныне острых противоречий в духовной жизни страны, возникших на переломе ее истории, требует мобилизации всех внутренних сил общества, максимального использования самых различных форм в личностном развития народа. Одним из сильнейших факторов этого ряда, несомненно, является искусство.

Однако, хотя пока нет оснований говорить о снижении интереса населения к искусству, происходит очевидное падение в стране уровня художественного вкуса. Даже в тех случаях, когда расширяются масштабы общения людей с искусством, эти контакты часто оказываются более поверхностными, чем раньше. Ослабевает тем самым развивающая роль искусства и усиливается развлекательно-релаксационная. Искусство продолжает достаточно широко проникать в общество, но все меньше на него влияет.

Отмеченные негативные тенденции в значительной мере являются следствием снижения роли государства в художественной жизни общества. Сегодня в сфере культуры государство распространяет свое влияние лишь на подведомственные ему учреждения и организации.

В создавшейся социокультурной ситуации творческую и руководящую инициативу вынуждены брать на себя общественные структуры, обладающие мощным творческим потенциалом. Это творческие союзы и крупные концертные объединения, расположенные в крупных культурных центрах России. Они аккумулируют вокруг себя музыкальную общественность и слушательскую аудиторию. Не обладая финансовыми средствами, эти организации вынуждены создавать разнообразные благотворительные фонды, обращаясь к государственной исполнительной власти.

В последние годы вырисовываются новые формы сотрудничества между институтами музыкального образования и государственными, общественными, частными организациями, распределяющими признание в обществе определенных, конкретных произведений, осуществляющими отбор, хранение и трансляцию музыкальной продукции, формирующими как творцов, способных к производству "общественно значимых" художественных ценностей, так и потребителей искусства.

В силу того, что всеобъемлющее воздействие правительства и властвующей государственной элиты на культурную политику, свойственное тоталитарному обществу в СССР, в настоящий момент утратило свою силу, а строительство демократических отношений между государством и отдельными учреждениями образования, культуры и искусства находится на начальном этапе, развитие музыкальной культуры утратило былую централизованную направленность. Многие музыкальные учреждения системы образования и культуры, концертные организации, театры, творческие союзы и т.п., лишившись всесторонней материальной и идеологической опеки государства, вынуждены искать иные пути своего дальнейшего существования. Успех их работы все более зависит от творческой и коммерческой инициативы руководства "нижнего звена", их способности перейти от командно-административного к иным, демократическим формам и методам управления.

Десятилетиями сложившаяся унифицированная система воспитания и обучения в сфере музыкальной культуры распалась на отдельные составляющие.

Преодолению негативных центробежных тенденций и поиску теоретического обоснования формирования различных аспектов культурной политики (в том числе и в музыке) посвящены работы отечественных ученых в области эстетики и музыкознания (М.Г.Арановский, Н.Г.Ветлугина, М.С.Каган, С.М.Махлина, В.М.Ме-душевский, М.К.Михайлов, Е.В.Назайкинский, Л.А.Рапацкая, и др.), социологии и культурологии (М.А.Ариарский, С.Н.Иконникова, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильникова, В.Г.Лисовский, Э.В.Соколов, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.), психологии и педагогики (Е.П.Варламова, А.Л.Гройсман, А.А.Деркач, Е.З.Кремер, Н.В.Кузьмина, В.И.Петрушин, А.С.Ражников, Д.М.Склизкова, С.Ю.Степанов, А.С.Сухорукова, Е.А.Яблокова и др.).

В свою очередь, Министерство Культуры РФ, комитеты по культуре городских и областных администраций, учебные учреждения начального, среднего и высшего музыкального образования, творческие союз^г, концертные организации прилагают конкретные усилия в поиске новых форм комплексного формирования детской и молодежной слушательской аудитории. С одной стороны - это создание благотворительных фондов, с другой - регулярное проведение на постоянной основе фестивалей, смотров-конкурсов, конгрессов с одновременным привлечением широкого круга композиторов, исполнителей, педагогов, ученых, концертных и театральных коллективов и участников-конкурсантов, состоящих из учащихся разных возрастных категорий, многочисленной музыкальной аудитории. Несмотря на эти положительные факторы, уменьшение интереса к деятельности концертных и театральных учреждений у детей и молодежи, наблюдавшееся с начала 80-х годов, остается и по сей день. Более того, благодаря нынешней репертуарной политике СМИ, основанной на продукции массовой культуры, отсутствию должного финансирования и пропаганды со стороны государства классической и современной музыки, число юных слушателей неуклонно падает.

Цель настоящей работы - исследовать пути оптимизации процесса формирования детской и молодежной слушательской аудитории, являющейся в конечном итоге определяющим звеном будущего отечественной музыкальной культуры.

Для решения данной цели определены следующие задачи:

1. Исследовать объективно сложившиеся социальные перемены, влияющие на развитие музыкальной культуры последних двух десятилетий.

2. Изучить состояние и проблемы в сфере художественной и музыкальной детской культуры в современном музыкальном воспитании, образовании и просвещении.

3. Определить степень отражения молодежной музыкальной культуры в новых формах социально-досуговой деятельности, проанализировать их многогранную связь с воспитательным процессом подрастающего поколения. растающего поколения.

4. Выявить особенности формирования детской и молодежной музыкальной аудитории в постсоветской России.

5. Наметить пути оптимизации развития духовной культуры и такого его компонента, как художественный вкус у детей и молодежи в системе современного образования. Проанализировать и показать новые формы комплексного развития детской и молодежной аудитории на примерах фестивалей музыки для детей и юношества (1992-2000).

6. Разработать организационные принципы деятельности государственных учревдений культуры и музыкальных общественных организаций по формированию детской и молодежной музыкальной аудитории.

Объектом исследования явилась система музыкального воспитания и образования детей и молодежи.

Предметом исследования - социально-педагогический процесс формирования детской и молодежной аудитории.

В основу исследования положена гипотеза, вытекающая из предположения о том, что на современном этапе, когда развитие музыкальной культуры в постсоветской России утратило централизованную направленность, взаимодействие государственных учреждений, общественных организаций, творческих объединений, общеобразовательных и специальных учебных заведений качественно изменилось. Многие функции государственных учреждений постепенно переходят к общественным организациям, фондам, творческим союзам и образовательным учреждениям. В некоторых случаях учреждениями, организаторами и устроителями детских и юношеских фестивалей, смотров, конкурсов, концертных и театрально-зрелищных программ (в том числе и долгосрочных) становятся не Министерства и ведомства, а отдельные субъекты нижнего звена системы культуры и образования, а порой и физические лица. Изменяются формы финансирования перечисленных мероприятий. Функциональное перераспределение порождает новые типы сотрудничества между государственными и негосударственными социальными субъектами, новые формы проведения культурных мероприятий и программ. Выявление, описание и анализ их особенностей, выделение положительных и отрицательных моментов на примере конкретных акций в сфере музыкально-просветительской деятельности способствуют лучшему пониманию специфики формирования детской и юношеской аудитории.

База исследования: автором проведен анализ Международных фестивалей музыки для детей и юношества в Санкт-Петербурге (1992-2000 гг.), Международных фестивалей «Виртуозы 2000 года» (1993-2000), Филармонических абонементов (1997-2000), а также фестивалей, организованных при участии Санкт-петербургского отделения «Ассоциации педагогов фортепиано» совместно с музыкальным училищем им. Н.А.Римского-Корсакова и Комитетом по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга (Болгария, 1996-1998; Израиль, • 1998; Голландия, 1997-1998, 2000).

Методологическую основу исследования составили:

1) работы по проблемам современной педагогики (Ш.А.Амонашви-ли, Г.Н.Боголюбов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и др.);

2) современные работы в области культурологии (Е.Я.Александрова, А.И.Арнольдов, И.М.Быховская, Г.М.Бирженюк, Г.Г.Волощенко,

1 Т.М.Дридзе, А.С.Кармин, Т.Г.Киселева, Л.К.Круглова, А.П.Марков,

Э.А.Орлова, Б.А.Титов и др.);

3) работы в области общей и музыкальной психологии (М.Г.Ара-новский, Д.Б.Богоявленская, В.К.Вилинас, Л.С.Выготский, П.А.Гальперин, А.Л.Гройсман, А.В.Зосимовский, К.Изард, В.Г.Касимов,

B.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, В.Т.Назарова, В.И.Петрушин,

C.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов);

4) теория социокультурной стратификации, в которой рассмотрение феномена искусства не сводится только к его специфическим свойствам, но осуществляется в рамках более широкого социального контекста (Р.Мертон, П.Коэн, В.В.Головин, исследования Отдела Социологии художественной жизни Государственного института искусствознания и др.);

5) работы в области акмеологии (Н.Г.Алексеев, П.Я.Гальперин, А.А.Дергач, Н.В.Кузьмина, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, Н.Ф.Талызина, Г.П.Щедровицкий, и др.).

Методы исследования. В работе над диссертацией были использованы методы теоретического анализа и синтеза научных разработок в области музыкальной педагогики и психологии, эстетики, культурологии и социологии, а также систематизация документальных источников (фестивали, смотры, конкурсы, конгрессы и т.п.), отражающих нынешнее состояние детской и молодежной музыкальной аудитории и опросы организаторов и участников фестивалей, программки и аннотации к различным концертам.

Методика исследования включала несколько этапов. На первом этапе рассматривалась история и теория вопроса, исследовались основные проблемы формирования музыкальной и художественной аудитории подрастающего поколения, специфика детской и молодежной художественной и музыкальной культуры, их возрастные периоды.

В результате теоретико-аналитического исследования было определено современное понимание детской и молодежной музыкальной культуры, основные принципы формирования детской и молодежной аудитории в системе школьного образования, в сфере специального музыкального образования, в досуговой деятельности, клубной работе и т.д.

На втором этапе анализировались взаимоотношения государственных институтов культуры и искусства с учреждениями музыкального образования, воспитания, пропаганды, культурно-досуговой деятельности, общественными и концертными организациями, новые пути их сотрудничества в области формирования детской и молодежной аудитории. При анализе были выявлены устаревшие и новаторские методы в их совместной работе. На втором этапе также были проанализированы современные концепции в области педагогики и психологии, отражающие взаимоотношения учащихся и педагогов, школы и семьи, отношения детей и молодежи к искусству в целом и к музыке в частности. Третий этап, формирующий, позволил в ходе конкретного анализа новейших достижений современной педагогики и психологии, социологии и культурологии - с одной стороны, и - с другой стороны - новых форм деятельности различных учреждений в области формирования детской и молодежной аудитории выявить дальнейшие пути оптимизации исследуемого процесса. На завершающем этапе исследования был систематизирован и обобщен материал, разработаны практические предложения комплексного решения вопроса формирования детской и молодежной аудитории, определены практические рекомендации по активизации деятельности государственных и общественных структур в сфере музыкального воспитания и образования.

Научная новизна работы определяется:

1) выявлением и описанием особенностей и специфики детской и молодежной аудитории на современном этапе России, дана характеристика и динамика развития музыкальной культуры у детей и подростков;

2) определением уровня влияния музыкальной и художественной культуры, приобретенной в детстве, на структуру личности взрослого;

3) обоснованием традиционных и нетрадиционных методов музыкального воспитания и образования, систематизацией способов взаимодействия педагога и школьника, определением наиболее эффективных форм приобщения к культурным ценностям детей и подростков, построением творческой модели педагогической деятельнос ти;

4) выводом о том, что в современной России взаимодействие государственных и общественных структур в области музыкального воспитания и образования возможно только на демократических, добровольных и творческих началах. При этом функции каждой структуры могут быть подвижными;

5) обоснованием того, что формирование музыкальной аудитории в современном обществе может происходить при комплексном решении финансовых, организационных и творческих вопросов без диктата с какой-либо стороны, на основе договорных отношений с обязательным участием крупнейших представителей гуманитарных наук, педагогов и воспитателей, композиторов и исполнителей, профессионального аппарата управления;

6) обобщением передового опыта лучших детских и юношеских фестивалей последних лет; в работе впервые систематизированы достижения и недостатки в их проведении, указаны пути оптимизации дальнейшей работы с детской аудиторией, доказано, что оптимизация деятельности государственных учреждений культуры и музыкальных общественных организаций в формировании аудитории заключается в перераспределении функций: организующую функцию и творческую инициативу в осуществлении репертуарной политики, проведения музыкально-просветительских акций берут на себя творческие организации, а регулирующую функцию - государственные институты исполнительной власти;

На защиту выносятся:

1) Пути оптимизации развития художественного вкуса и духовного потенциала детской и молодежной аудитории в области музыкальной культуры.

- Комплексный характер формирования детской и молодежной музыкальной аудитории в современной России, так как при отсутствии федеральной стратегии в области музыкального искусства формирования единой, устойчивой аудитории возможно лишь при условии тесного взаимодействия государственных структур с общественными организациями, творческими союзами, благотворительными фондами, частными лицами и коммерческими организациями.

- Взаимодействие различных структур происходит на демократической основе, где функции каждой стороны определены договорными отношениями.

- Детская и молодежная музыкальная аудитория может представлять собой устойчивую социокультурную группу в контексте национальной музыкальной культуры только при наличии государственной культурной политики или ее элементов в виде долгосрочных культурно-образовательных программ.

2) Разработаны организационные принципы деятельности общественных организаций, различных фондов и творческих союзов совместно с государственными структурами по формированию детской и молодежной музыкальной аудитории.

- Возрастание значимости общественных организаций, фондов, творческих союзов при поддержке государственных учреждений в области музыкального воспитания и образования.

- Взаимодействие государственных структур, общественных организаций, творческих объединений и образовательных учреждений на добровольной основе.

- Зависимость финансирования от статутса мероприятия: а) из бюджетных средств; б) благотворительными фондами; в) предприятиями негосударственных форм собственности и частными лицами.

3) Особенности формирования детской и юношеской музыкальной аудитории в постсоветской России.

- Применение инновационных методик в системе музыкального образования и воспитания.

- Изменение структуры дополнительного музыкального образования .

- Создание новых форм приобщения к музыкальной культуре: а) музыкальных клубов при творческих союзах и концертных организациях; б) музыкально-гуманитарных лицеев; в) фестивалей и конкурсов организованных псредством деятельности общественных организаций, творческих союзов и фондов совместно с государственными, частными и коммерческими структурами .

Апробация выводов исследования. Методика и выводы исследования были апробированы диссертантом на международных детских и молодежных фестивалях («Виртуозы 2 000 года», «Международный детский фестиваль», фестивали в Болгарии 1996-1998 гг., Голландии 1997, 1998, 2000 гг., Израиле 1998), Всероссийских конференциях. Материалы исследования обсуждались на кафедрах социально-культурной деятельности, теории и истории музыки СПбГУКИ, а также использовались в практической работе на кафедре фортепиано СПбГУКИ.

Практическая значимость определяется возможностью оптимизировать педагогические принципы в деятельности кружков, школ, вузов, в проведении фестивалей, смотров, конкурсов и т.п.

Диссертация состоит из Введения, 3-х глав, разделенных на параграфы, Библиографии и Приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Левченко, Марина Борисовна

Выводы:

1. Государственные учреждения культуры и образования утратили монополию в организации детских и молодежных фестивалей и конкурсов.

2. Роль общественных организаций, творческих объединений, образовательных учреждений в организации вышеперечисленных акций и мероприятий возросла.

3. Взаимодействие государственных структур, общественных организаций, творческих объединений, образовательных учреждений носит добровольный и договорный характер. Их функции неустойчивы и подвижны.

4. Финансирование производится в зависимости от статуса акций и мероприятий: а) из бюджетных средств б) благотворительными фондами в) предприятиями негосударственных форм собственности и частными лицами.

Государственные институты финансируют незначительное количество фестивалей и конкурсов, входящих в федеральные и региональные культурные программы. Финансирование большинства фестивалей имеет долевой характер, где бюджетные средства покрывают часть расходов. В силу этих причин вопросы финансирования вынуждены решать негосударственные организации культуры и образовательные учреждения.

176 Заключение

Представленное теоретико-эмпирическое исследование, основанное на анализе достижений в области современной культурологии и социологии, музыкальной психологии и педагогии, а также на базе конкретных культурно-просветительских акций в сфере музыкального воспитания и образования, позволяет сделать следующие выводы:

1. Уровень музыкальной и художественной культуры, закладываемый в детском и юношеском возрасте, имеет определяющее значение в формировании личности взрослого. Особое видение мира, порождающее особенности поведения, сознания и деятельности ребенка, опирается на социальный опыт общения детей и взрослых, как в повседневной жизни, так и в области социокультурных коммуникаций. Наряду с воспитательным и обучающим процессом, важнейшим средством формирования, сохранения и трансляции картины мира в детской и молодежной субкультурах служит детский фольклор и детское творчество в различных их проявлениях, воспитывающие ребенка не меньше, чем его взрослые наставники. Детство и юношество закладывает основы музыкальной, художественной и общей культуры: существует неразрывная связь между отношением взрослых к музыкальному искусству в их детские годы и уровнем духовного развития личности в зрелости. Люди, не охваченные в детстве классными, внеклассными и внешкольными формами художественно-педагогической работы, уступают остальным в своем духовном развитии .

2. Выявление определенного круга традиционных и нетрадиционных методов музыкального просвещения и передовых способов взаимодействия педагога и учащегося возможно при четком разделении на отдельные этапы формирования музыкальной культуры у человека: дошкольного, школьного, взрослого. Если в младшем возрасте влияние яслей, детский садов, различных культурнопросветительских учреждений, СМИ на формирование музыкальной культуры происходит на фоне общения ребенка с родителями (прежде всего матерью), родственниками и окружающими взрослыми, то в школьном возрасте значение вышеперечисленных организаций постоянно возрастает. Важнейшую роль в формировании музыкальной культуры играет школа. Обогащается музыкальная потребность, происходит процесс становления музыкально-ценностной ориентации, возникают первые музыкальные идеалы. Музыкальная деятельность школьника развивается благодаря новому этапу слушания музыки, ее исполнения, а в некоторых случаях - сочинения. Огромное значение имеет союз общеобразовательной и музыкальной школ. Различные пути сотрудничества этих образовательных учреждений для более эффективной работы в области музыкального развития требуют дальнейшей разработки.

3. Эффективные формы приобщения к ценностям музыкальной культуры детей, подростков и молодежи должны включать в себя постоянную нацеленность музыкальной педагогики на формирование культуры личности ребенка и возможно более полного донесения духовного достояния искусства. Педагог обязан использовать приемы и методы убеждения и активизации слушательского интереса, достигать определенного уровня доверия и согласия, иметь у себя положительную "Я - концепцию". Музыкальное воспитание должно включать в себя новые нетрадиционные приемы и методы работы. Каждый педагог обязан владеть навыками пропагандистской работы, уметь пропагандировать свои музыкальные убеждения, моделировать ситуации, когда каждый член аудитории мог бы по желанию высказать свое мнение о прослушанной музыке, дать ей свою оценку. Необходимо внедрять в образовательный процесс приемы активизации интереса у обучаемых, а также проводить на концертах различные конкурсы и викторины с вручением достойных призов, вызывая активную обратную связь как у аудитории в целом, так и у каждого слушателя.

4. При построении творческой модели музыкально-педагогической деятельности, способствующей дальнейшему росту духовных потребностей обучаемого необходимо приблизить школьные курсы литературы, музыки, изобразительного искусства к актуальным требованиям культуры формирующегося информационного общества XXI века. Для совершенствования системы эстетического воспитания требуется дальнейший количественный рост государственной системы дополнительного музыкального и художественного образования. Существенное значение в современных условиях приобретает создание стабильной взаимосвязи средней школы, системы дополнительного образования и клубных учреждений для осуществления культурно-досуговой деятельности подростков и молодежи.

Массовые виды досуговой деятельности (например, дискотечное движение) должны развиваться не только в рамках культурно-просветительской работы. Необходимы долгосрочные комплексные государственные программы, направленные на дальнейшее развитие рекреативных и духовных потребностей молодежи в центрах общественного досуга. Как показала многолетняя практика, велика роль в формировании музыкального вкуса молодежной аудитории клубов при творческих союзах, крупных концертных объединениях. Авторитетный в музыкальном мире учредитель не только оказывает всестороннюю творческую помощь, но и повышает престиж самого клуба. Исключительную роль в подобных объединениях играет руководитель. Как показал анализ работы двух ведущих клубов России, личность председателя имеет решающее значение для всей жизнедеятельности объединения. Обычно с уходом лидера "рассыпается" вся организация. Музыкальный клуб не может существовать долгосрочно без постоянного помещения и минимальной материальной базы, которую предоставляет ему "шефствующая" над ним организация. Клубы молодых любителей музыки в настоящее время стали элитными заведениями (имеем в виду духовную элиту), находясь на противоположном полюсе по отношению к дискотечному движению и шоу-бизнесу.

5. Развивающе-образовательное воздействие педагога и обучаемого как модель сотворческого развития личности опирается на сложившуюся в России систему музыкального воспитания как в средней школе, так и в системе дополнительного образования. В настоящее время появились дидактико-методические разработки, развивающие принципы отечественной музыкальной педагогики, направленные на комплексное решение проблем музыкально-эстетического воспитания. Культурно-просветительская и дидактико-методическая деятельность образовательных учреждений министерств Народного образования и Культуры требует взаимной интеграции. Организационно-связующим звеном вышеобозначенной деятельности могут стать учебно-метрические межведомственные центры, созданные при участии министерств и государственных ведомств, а также творческих союзов и концертных объединений. Для комплексного решения проблем музыкального образования и дальнейшему развитию детской, юношеской и молодежной аудитории требуется создание долгосрочных федеральных и региональных программ, интегрирующих педагогическую, концертную и культурно-просветительскую деятельность министерств, ведомств, образовательных учреждений, творческий союзов, общественных объединений и концертных организаций.

6. Анализ международных фестивалей и конкурсов как формы комплексного развития детской и молодежной музыкальной аудитории показал, что государственные учреждения культуры и образования утратили монополию в организации детских и молодежных фестивалей и конкурсов. Роль общественных организаций, творческих объединений, образовательных учреждений в организации вышеперечисленных акций и мероприятий возросла. Взаимодействие государственных структур, общественных организаций, творческих объединений, образовательных учреждений носит добровольный и договорный характер. Их функции неустойчивы и подвижны. Финансирование производится в зависимости от статуса акций и мероприятий: из бюджетных средств, благотворительными фондами, предприятиями негосударственных форм собственности и частными лицами. Государственные институты финансируют незначительное количество фестивалей и конкурсов, входящих в федеральные и региональные культурные программы. Финансирование большинства фестивалей имеет долевой характер, где бюджетные средства покрывают часть расходов. В силу этих причин вопросы финансирования вынуждены решать негосударственные организации культуры и образовательные учреждения.

Формирование детской и молодежной музыкальной аудитории -сложный, многогранный процесс, проходящий в период грандиозных социальных катаклизмов, которые, в свою очередь, влияют на развитие всей отечественной культуры в целом. Правильное понимание функционирования различных областей образования, культуры и искусства в современной России, выявление их перспективных направлений возможно лишь при комплексном анализе социально-политических и финансово-экономических сдвигов, происходящих в РФ, и требуют своей дальнейшей разработки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Левченко, Марина Борисовна, 2001 год

1. Абдулин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.: Пособие для учителя. - М.: Просвещение. 1983. - 111 с.

2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Моск. психол. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 416 с. (ЧЗК)

3. Акинина Т. Музыкальная педагогика на рубеже тысячелетий (о некоторых парадигмах / Музыкальный миллениум: Искусство истории история искусства. / Сб. науч. ст. Гос. коне. Петрозаводск. -Петрозаводск, «Периодика». 2000. - 208 с.

4. Апраксина О. А. Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. М. : Просвещение. 1990. - 206, 1. с.

5. Ариарский М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. / СПбГУКИ. Ассоц. музеев России. СПб: Анатолия. 1999. - 530 с.

6. Ариарский М. А. Прикладная культурология. Дис. . д-ра культурологии: 24.00.04 / СПбГУКИ. СПб. 2000. - 496 с.

7. Арчажникова Л. Г. Методико-практическая подготовка учителя музыки. / Проблемы музыкального образования и педагогики. / Межвуз. сб. науч. тр. РГПУ им. А. И. Герцена / СПб.: «Образование». 1994. 135 с.

8. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Л., Музгиз, 1963. 378 с.

9. Асафьев Б. В. Речевая интонация. М.-Л., «Музыка», 1965. -136 с.

10. Аудитория искусства в России вчера и сегодня. Т.2. Санкт-Петербург, 1997.

11. Баташев С. Л. Эстетическое воспитание учащихся СПТУ // Сов. педагогика. 1990. - №6. - С. 9-23.

12. Бодалев А. А., Караковский В. А., Новикова Л. И. Психолого-педагические проблемы воспитания в современных условиях // Сов. педагогика. 1991. - №5. - С. 11-20.

13. Белоненко А. Десять минут на пение // Советская культура.— 1985.— 7 октября.

14. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. (Психология человеческой судьбы). М., 1999. Изд. торговый дом Гранд ФАИР-ПРЕСС. - 673 с.

15. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. - М., Прогресс. 1986. - 421 с.

16. Брусиловский А. Он видит, слышит, чувствует. // Здоровье.- 1989.- №12.

17. Буклет Международного детского конкурса фортепианных дуэтов имени Л. Брук №3 "Брат и сестра", март 1997. 12 с.

18. Буклет Международного детского конкурса фортепианных дуэтов имени Л. Брук №5 "Брат и сестра", март 1999. 42 с.

19. Булаева О., Геталова О. "Учусь импровизировать и сочинять". М.: Композитор, 1999. 20 с. В-1.

20. Булатова JI. Е. Ф. Гнесина выдающийся деятель отечественного фортепианного искусства; Педагогические принципы и творческое наследие; Дис. - науч. докл. канд. искусствоведения / Рос. акад. музыки - М. 1994. - 31 с.

21. Бурлина Е. Я. Культура и жанр. Саратов, 1987. - 165 с.

22. Ветлугина Н. Музыкальное воспитание в детском саду. — М. : Просвещение, 1981. 240 с.

23. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. : Изд-во Моск. ун-та. 1976. - 142 с.

24. Воеводина Л. П. Формирование целостного музыкального восприятия у студентов педагогических институтов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1987.

25. Волкова П. Диалог на грани тысячелетий: к вопросу взаимодействия музыки, риторики, герменевтики. / Музыкальный миллени-ум: искусство истории история искусства. Сб. науч. ст. - Петрозаводск, «Периодика». 2000. - 208 с.

26. Вышегородцева С. О. К вопросу о роли изучения психологических дисциплин в профессиональном самоопределении студентов музыкальных учебных заведений // Фортепиано, 1999, № 3.

27. Выготский Л. С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции. 5 изд. испр. и доп. - М.: Лабиринт. 1997. - 413 с.

28. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / Ред. М. Г. Ярошевский: Акад. пед. и соц. наук: Моск. психолого-социальный ин-т. М.; Воронеж: Изд-во ин-та практ. психологии: МОДЭК, 1996. - 512 с.

29. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М. : АПН, 1960. - 500 с.

30. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по психологии поведения. М.: Педагогика-пресс, 1993. - 221, 2. с.

31. Гаккель Л. Исполнителю. Педагогу. Слушателю. / Статьи, рецензии / Л.: Сов. композитор. 1988. - 167 с.

32. Гаккель Л. Е. Фортепианная музыка XX века. Л.;М.: Музыка, 1990. - 319 с.

33. Гашева Л. В. Педагическое управление неосознаваемой психической активностью школьника в учебном процессе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1987.

34. Генкин Д. Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. — В сб.: Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. — Л. : ЛГИК. им. Н. К. Крупской, 1982. 141 с.

35. Гартман Н. Эстетика. М.: Изд. иностр. лит., 1958. 698 с.

36. Готсдинер А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 230-251.

37. Губченко Т. В. Формирование идейно-эстетических ориентаций подростков во внеурочной деятельности (на материале музыкального искусства): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1989.

38. Гудова Е. Новое в педагическом репертуаре детских музыкальных школ // Фортепиано. 1998. №2.

39. Давыдов В. В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях // Советская педагогика. 1991. - №7. -С. 6.

40. Делакруа Э. Дневник: В 2 т.: Т. 1.— М., Изд-во Акад. художеств СССР. 1961. т. 1. 453 с.

41. Демоз, Ллойд. Психоистория / Пер. с англ. Шкуратова А. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 248 с.

42. Детская субкультура // Психология. Словарь. М., 1990. 512с.

43. Детский быт и фольклор. / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. Политиздат. 1990 - 4 94 с.

44. Дискуссия на страницах журнала «Советская музыка»: 1989, № 11, 1990, № 12.

45. Досуг в пути: Ежемесячник. М. : Изд-во «Славянский дом», 1994.

46. Досуг. Творчество. Культура. Сб. науч. тр. / - Омск: СФ РИК, 1999. - 110, 1. с.

47. Дуков Е. В. Музыкальная пропаганда в СССР: состояние и перспективы. М., 1989. - 107 с.

48. Зазерский Е. Я. Советский клуб сегодня и завтра. М.: Сов. Россия, 1975. - 126 с.

49. Зазерский Е. Я. Проблемы воспитания нравственной и эстетической культуры студентов. J1., 1981. - 163 с.

50. Зазерский Е. Я. Требования времени: обогащение содержания и форм культурно-просветительной работы в развитом социалистическом обществе. М.: Сов. Россия. - 1982. - 111 с.

51. Запесоцкий А. С., Файн А. П. Эта непонятная молодежь. пробл. неформ, молодеж. об-ний М.: 1990. - 224 с.

52. Засуха Ю. И. Педагические основы непрерывного музыкального просвещения средствами КПР: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Л., 1986.

53. Зенкевич И. Эстетика урока математики: Пособие для учителей: Раздел: «Музыка».— М., Просвещение. 1981.— 79 с.

54. Зорькин А. Зачем мы учим музыке? // Семья и школа.— 1987.— №9.

55. Зосимовский А. В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: Из-во МГУ, 1982. - 200 с.

56. Зулумян Г. Б. , Соловьев В. Я., Шульгин В. И. Формирование музыкальной культуры молодежи // Социологические исследования. -1985. №4. - С. 120-123.

57. Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987. -203 с.

58. Иконникова С. Я. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания. Л., 198 8. - 76 с.

59. Иконникова С. Я. Социология культуры как специальная от-расть знания // Социология культуры. Методология и практикакультурно-просветительной деятельности. Л., 1982. - С. 3-14.

60. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М. : Изд-во иностр лит., 1962. - 572 с.

61. Исьянова Л. М. Формирование нравственного идеала молодежи средствами пропаганды музыкального искусства (на материале ПТУ): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1989.

62. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981.

63. Кабалевский Д. Б. Музыкальное воспитание и технические средства распространения музыки // Педагические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. - С. 51-67.

64. Каган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. -440 с.70. Каган М. 231 с.71. Каган М. 1978. 34 с.

65. Каган М. С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. Л.: Знание, 1984. - 32 с.

66. Каган М. , Холостова Т. Кльтура философия - искусство: (Диалог). М.: Знание, 1988. - 63, 1. с.

67. Кадцын Л. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб. пособие для негуманитарных вузов. М. : Высш. шк. 1990. -302 1. с.

68. Казачков С. А. От урока к концерту: Хоровое дирижирование. Казань: Изд-во Казан, ун-та. 1990. - 34 3 с.

69. Какурина И. И. Эстетический анализ проблемы понимания худо

70. С. Музыка в мире искусств. СПб.: Ut, 1996. -С. Социальные функции искусства. - М.: Знание,дис,77. 1998.78. 1998.79. 1998.80.

71. Автореф, Собрание сочинений Собрание сочинений Собрание сочиненийканд. филос. наук. в в [в3 т. СПб.3 т . 1 СПб.3 т. СПб.детская культура

72. Азбука. Азбука. Азбука. в США //комжественного произведения: Киев, 1990.

73. Карнеги Дейл. т. 1. 415 с. Карнеги Дейл. т. 2. - 431 с, Карнеги Дейл. т. 3. - 379 с.

74. Кейт Р. Игра и изобретательность: Культура. № 4. 1982.

75. Клюев А. Музыка и жизнь. СПб.: Ut, 1997. 158 с.

76. Коган Г. Избранные статьи. М.: Всесоюзное изд. «Сов. лозитор», 1985. - 183 с. В. 3.

77. Коган Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура. -М., 1981. 63 с.

78. Коган Л. Н. , Ханова О. В. Культура в условиях НТР. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. - 151 с.

79. Кокарев А. И. Панк-рок от А до Я. М.: Музыка, 1992. - 79 1. с.

80. Комарова А. И. Методологические проблемы теории и практики эстетического воспитания студентов: Автореф. дис. . д-ра. филос. наук. М., 1985.

81. Конен В. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века. / Рос. ин-т искусствознания. . - М. : Музыка, 1994. - 157 [3] с.

82. Кон И. С. Традиционные методы воспитания детей и подростков у народов Юж. и Юго-Восточной Азии: Сб. ст. / АН СССР. Ин-тэтнографии им. Миклухо-Маклая, отв. ред. И. С. Кон, А. М. Ре#ё-тов. М.: Наука, 1988. - 188, [3] с.

83. Корнилов В. А. Новые подходы к педагическому образования // Сов. педагогика. 1990. - №6. - С. 76-82.

84. Костюк А. Г. Эстетические аспекты восприятия музыки // Проблемы музыкальной культуры. Киев, 1989. - С. 143-156.

85. Кушнер М. Комплексная методика развития музыкального мышления / Проблемы развития системы музыкального образования / Сб. науч. тр. Гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. В. 87. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1986. - 176 с.

86. Косвен М. О. Проблемы воспитания и психологии ребенка в свете этнографического материала (Работы Маргарет Мид) // Советская этнография. 1946. № 2.

87. Культурология. XX век. Словарь. СПб. ун-т,1997. 640 с.

88. Лебовичи С. Детство, подростковый возраст, юность: психосоциальные аспекты // Культура. 1982. № 4.

89. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. в 2 т. - М. : Радуга, 1992. т. 2. 1992. - 575 с.

90. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом.- М.: Музыка, 1988. 234, 2. с.

91. Марков В.Ф. Моцарт и тема с вариациями. Журнал «Звезда». №12, 2000.

92. Маркова Е. Н. Интонационность музыкального искусства. Научное обоснование и проблемы музыкальной педагогики. Киев: Муз. Украйина. 1990. - 180 2. с.

93. Матонис В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности.- Л.: Музыка, 1988. 85 с.

94. Махлина С. Семиотика культуры и искусства. М-Я: Опыт. Эн-циклопед. слов. / ст. Махлина; СПб ГУКИ. - СПб: СПб ГУКИ. 2 000.- 551 с.

95. Международный детский музыкальный фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения С. Прокофьева. Ленинград, 1991. -Буклет 12 с.

96. Международный конкурс "Я композитор". - Санкт-Петербург, 1998, буклет. - 8 с.

97. Металлиди Ж., Перцовская Л. "Мы играем, сочиняем и поем". Учебное пособие. Л.: Сов. композитор. 1990. - 7 8 с.

98. Миронова Н. А. Музыкальное образование в СССР на этопе перестройки (из опыта работы вузов) // Музыка. Экспресс-информ. Вып. 1. М., 1988. - 11 с.

99. Молзинский В. В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи: Автореф. дис. . канд. искусств. Л., 1986.

100. Молзинский В. В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи: Дис. . канд. искусств. Л., 1986.108. Молзинский В. В. П

101. Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность: Сб. ст. / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского; Сост. Т. А. Гайдамович. М.: Музыка, 1991. - 238 2. с.

102. Мыльников А. "Рождение игрушки". Школа игры на фортепиано. М.: Композитор, 2000. 128 с.

103. Из. Недельская Т. Музыка. Программа для 1-х классов общеобразовательных школ. Рукопись. Цит. по: Клюев А. Музыка и жизнь. СПб.: Ut, 1997. - с.77.

104. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. / Генрих Нейгауз 8-е изд., испр. и доп. - М.: Классика -XXI, 1999. - 228 1. с.

105. Нейгауз Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. 2-е изд. испр. и доп. - М. : Сов. композитор, 1983. - 526 с.

106. Никитенко О. Б. Фонологические аспекты музыкального языка: Автореф. дис. . кан^,-; искусств. JI., 1987.

107. Никифорова Н. Музыка. Программа для 1-8 классов общеобразовательных школ. Рукопись.Цит. по: Клюев А. Музыка и жизнь. СПб.: Ut, 1997.

108. Оборин Л. Статьи, воспоминания: к 7 0-ю со дня рождения. / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Фак. спец. фор-тепиан; Сост. и предисл. М. Г. Соколова. М.: Музыка, 1977. -223 с.

109. Оборин JI. Н. педагог: сб. ст. / Сост. Е. К. Кулова. -М.: Музыка, 1989. - 188 [2] с.

110. Образовательная программа Санкт-Петербургского Музыкального лицея Комитета по культуре от 12.06.96. Санкт-Петербург, 1996. -8 с.

111. Обращение в поддержку фестиваля "Джаз Парнас" народного артиста России Гергиева В.А. и заслуженного артиста РФ Голощеки-на Д.С. - Санкт-Петербург, 1997.

112. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. -М.: Роспедагенство, 1996. 372 с.123. "Ода к радости", IX международный детский музыкальный фестиваль, 24 30 марта 1998 г. - Буклет. - 12 28. с.

113. Озолиня Ж. Ю. Роль эстетического воспитания в формировании профессиональн ой культуры будущих специалистов: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Киев, 1988.

114. Осорина М. «Черная простыня летит по городу», или зачем дети рассказывают страшные истории // Популярная психология: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пединститутов / Сост. В. В. Мироненко. М.: Просвещение, 1990. 399 с.

115. Осорина М. В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований (К проблеме этнографии детства) // Советская этнография. 1983. № 3.

116. Очеретовская Н. Л. Содержание и форма в музыке. Киев: Му-зычна Украина, 1984. - 150 с.

117. Перепелица А. Д. Педагические основы формирования эстетических чувств учащихся в процессе обучения музыке: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1987.

118. Перепелица А. Д. Музыкальная культура и кризис эмоций // Вопросы психологии. 1990. - №3. - С. 121-125.

119. Петров А. Как прекрасен этот мир. — Клуб и художественная самодеятельность, 1978, № 1.

120. Петров Арк., Щедрин Р. Многомерность звукового пространства. — Клуб и художественная самодеятельность. 1980, № 1.

121. Петров А. Музыка разная, критерий один. — Ровесник, 1984, № 9, с. 19.

122. Петрушин В. Взаимодействие школы, семьи, культурно-просветительных учреждений в музыкальном воспитании // Советская педагогика.- 1984.- №7.- С. 44.

123. Петрушин В.И. Диско-КВН // Вожатый. 1982. № 11, с.13 6.

124. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии, 1988, №5.

125. Петрушин В. И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии, 1986, № 1.

126. Положение о Втором международном фестивале им. Е. А. Мравинского "Юные дарования". Санкт-Петербург, 1998. - 12 с. (Учредители: Ко^.тг.гет по культуре Администрации Санкт-Петербурга,

127. Администрация Московского района Санкт-Петербурга, ДШИ №5, РИА "Новости", АО "Самсон").

128. Положение о Международном детском конкурсе фортепианных дуэтов имени JI. Брук №4 "Брат и сестра", март 1998. . - 4 с.

129. Положение о конкурсе юных пианистов им. А. П. Бородина. -Санкт-Петербург, 1997. Буклет. 4 с.

130. Положение о конкурсе юных пианистов им. А. П. Бородина. -Санкт-Петербург, 1999. 15 с.

131. Положение о IV международном конкурсе юных исполнителей на народных инструментах им. В. В. Андреева. Санкт-Петербург, 1999. - 84 с.

132. Положение XIII всероссийском музыкальном фестивале "Композиторы России детям". - 4 с.

133. Положение о международном конкурсе юных исполнителей джазовой и популярной музыки "Джаз Парнас" для солистов и ансамблей малых составов. - Санкт-Петербург, 1996. Буклет. - 4 с.

134. Положение о региональном конкурсе "Юный пианист" в городе Волхове Ленинградской обл. Санкт-Петербург, 1997. Буклет.4 с.

135. Положение о Первом международном юношеском конкурсе пианистов-композиторов. Санкт-Петербург, 2000. Буклет. - 4 с.

136. Положение о Санкт-Петербургском фестивале музыки Сергея Рахманинова. Санкт-Петербург, 1997. - 1 с.

137. Проблемы гуманизации музыкального воспитания: Сб. тез. меж-вуз. науч.-практ. конф. / Отв. ред. к.п.н. Т. И. Воробьева. -Таганрог: ТГПИ, 1992. 58 с.

138. Прозорова М. Традиции музыкальной культуры в воспитании учеников // Фортепиано. 1998. №2.

139. Психология развития как феномен культуры. / Ред. М. Г. Яро-щевского: Акад. пед. и соц. наук.: Моск. психолого-социальный ин-т. М.; Воронеж: Из-во ин-та практ. психологии: МОДЭК, 1996.- 512 с.

140. Пясковский И. Б. Логика музыкального мышления. Киев: Му-зычна Украина, 1987. - 179 с.

141. Ракова Л. В. Быт и культура городской молодежи / АН БССР -ин-т искусств, этнографии и фольклора. Минск: 1989. - 125 с.

142. Рапацкая Л., Нестеренко Г. Пора расстаться со своим прошлым // Музыкальная академия.— 1993.— № 1. с. 156-166.

143. Розенталь Э. Хиппи и другие. — Новый мир, 1971, № 7.

144. Роллан Р. Гете и Бетховен // Роллан Р. Собр. соч.: В 20 т.: Т. 15.- Л.: Академиздат, 1933. 320 с.

145. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд. дом Питер. 1999. - 720 с.

146. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М. : Изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.

147. Рыбников А. Кто поможет песне. — Сов. Россия, 1984, 1 января .

148. Сизов П. Музыка и учитель истории // Музыкальная жизнь.— 1973. № 22.160. «Слоеный пирог» рок-культуры. — Театр, 1987, № 5.

149. Слуцкий Е. Г. Качество жизни молодежи и молодежная политика / Рос. АН. Ин-т социал. пробл. СПб.: Петрополис. 1997. 334 с.

150. Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки. М.: Музыка, 1990.- 319 с.

151. Смирнова М. В. О роли дискуссии в вузовском курсе «Историяи теория музыкальной педагогики» / Проблемы музыкального образования и педагогики. Межвуз. сб. науч. трудов РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб: Изд-во РГПУ им. А И. Герцена. 2001. - 119 с.

152. Социология молодежи: Учебник / Боенко Н. М., Гилкнский Л. И., Голод С. И. и др.. СПб.: Изд-во СПб ун-та. 1996. - 4 57 1. с.

153. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организации, М.: Наука, 2000. 171 с.

154. Тарасов Г. С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие // Музыкальное восприятие какпредмет комплексного исследования. Киев, 1986. - С. 56-69.

155. Тарасов Г. С. Музыкальное воспитание и развитие личности // Вопросы психологии. 1990. - №4. - С. 131-134.

156. Тельчарова Р. Музыка и культура: Личностный подход.— М. : Знание, 1986. 62, 2. с.

157. Тельчарова Р. А. Музыкальный вкус как объект эстетического анализа: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1979.

158. Тельчарова Р. Уроки музыкальной культуры. Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. - 156 2. с.

159. Терентьева Н. А. Теоретические основы высшего музыкального образования. СПб: Образование, 1996. - 72 с.

160. Терентьева Н. А. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учеб. пособие: В 2 ч. / Министерство образования

161. Рос. Федерации Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Учеб.-метод. объединение по общ. проблемам пед. образования. СПб.: Образование, 1994. - 1 ч. - 67 е., 2ч.- 148 с.

162. Триодин В. Е. С каким багажом мы вошли в перестройку // КПР. 1990. - №6. - С. 28-30.

163. Трусов В. П. Социально-методологические исследования когнитивных процессов: (По материалам зарубеж. экперим. работ) . JT.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 144 с.

164. Устав, годовые планы работы и программы заседаний клуба; Устав Санкт-Петербургского молодежного клуба "Интервал". Ленинград, 1997. - 2 0 с.

165. Устав негосударственного некоммерческого партнерства Объединения Педагогов Фортепиано "ЭПТА". Москва, 1997. - 2 3 с.

166. Устав Санкт-Петербургской общественной организации "Берег Надежды". Санкт-Петербург, 1999. - 19 с.

167. Устав Санкт-Петербургской общественной организации «Ассоциация педагогов фортепиано «ЭПТА». СПб.: 1997. - 21 с.

168. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. -М.: Знание, 1982. 110 с.

169. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие личности (Проблемы долгосрочного планирования). М. : Наука, 1987. - 222 с.

170. Фрид Г. Музыка! Музыка? Музыка. и молодежь. М. : Сов. композитор, 1991. - 213 с.

171. Халабузарь П. В. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие для муз. уч-щ и уч-щ искусств. / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. М.: Музыка, 1990. - 73 с.

172. Хитарова И. Методика трансформации духовных потребностей в культурно-досуговой деятельности старшеклассников. / Российская культура глазами молодых ученых. Сб. науч. тр. СПб ГУКИ. СПб ГУКИ, 1994. - 240 с.

173. Хитарова Э. И. Использование средств массовой информации в культурно-просветительной работе. Л., 198 8. - 43 с.

174. Черкашина Л. С. Эстетико-воспитательные факторы музыкальной пропаганда в системе средств массовой коммуникации // Проблемы музыкальной культуры. Вып. 1. Киев, 1987. - С. 120-130.

175. Шерковин Ю.А. Некоторые социально-психологические вопросы пропагандистского воздействия // Вопросы психологии. 1964 №4.

176. Aries Ph. L'enfant et la vie familiale sous l'Ancien Rejime. Paris, I960.189. "First Negev International Festival, Israel 50 Jubilee 50е Anniversaire De L.Etat D'Israil". Booklet. 8 p.

177. Hovland C. , Janis I. , Kelley H. Communication and Persuasion. Psychological Studies of Opinion Change. Yale, 1953.

178. Hovland C. , Lumsdaine A., Sheffield F. Experiments on Mass Communication. Princeton, 1949.

179. Hovland C. , Mandell W. An Experimental Comparison of Conclusion drawing by Communicator and by Audience // Journal of

180. Abnormal and Social Psychology. 1952. № 47.

181. International Youth Music Festival "The coast of hope". Do-brich'96, Bulgaria, September 9-17. Booklet. 4 p.

182. London Piano competition 1998. Solo, duo and ensemble. Booklet. 15 p.

183. Marcuse H. Eros and Civilisation. — London, 1956.

184. Mead M. Culture and Commitment / Natural History Press N.Y. 1970, 113 p.

185. Noord-Nederland Conservatorium "Peter de Grote" Festival 12 t/m 19 augustus 2000. Booklet. 13 p.

186. Opie I. and P. Children's Games in Street and Playground. Oxford, 1969.

187. Opie I. and P. The Lore and Language of Schoolchildren. Oxford, 1959.200. "Peter the Great", Festival'97. Concerts and masterclasses, August 9-16, 1997. Chamber music. Booklet. 16 p.

188. Second International Youth Music Festival "The coast of hope", Albena Dobrich'97, Bulgaria, September 11-20. Booklet.- 4 p.

189. Third International Youth Music Festival "The coast of hope", Albena Dobrich^98, Bulgaria, September 10-19. Booklet.- 4 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.