Формирование эстетического вкуса будущего учителя начальной школы в процессе музыкально-эстетической подготовки в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Хрипун, Юлия Александровна

  • Хрипун, Юлия Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 153
Хрипун, Юлия Александровна. Формирование эстетического вкуса будущего учителя начальной школы в процессе музыкально-эстетической подготовки в вузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Екатеринбург. 2006. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хрипун, Юлия Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Педагогическое содержание понятия «эстетический вкус».

1.2. Музыкально-эстетическая подготовка будущего учителя начальной школы в педагогическом вузе.

1.3. Педагогические условия формирования эстетического вкуса будущего учителя начальной школы.

Выводы по первой главе.

Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ.

2.1. Изучение сформированности эстетического вкуса будущего учителя начальной школы.

2.2. Опытно-поисковая работа по формированию эстетического вкуса будущего учителя начальной школы.

2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование эстетического вкуса будущего учителя начальной школы в процессе музыкально-эстетической подготовки в вузе»

Актуальность исследования. Интеграционные процессы современной культуры, информатизация и компьютеризация общества, активное развитие средств массовой информации обусловили унификацию и усреднение вкусов людей. Красота в современной культуре выступает как экономическая категория (Н. И. Киященко), отсюда — появление антикультурных примеров, снижение эстетического уровня потребительской продукции в СМИ и товарах массового производства. Между тем воспитание чувства прекрасного специалистами многих сфер (экономики, политики, образования) рассматривается как основа развития общества и государства.

Социокультурные изменения, приведшие к необходимости модернизации школы, обусловили изменения в идеологии начального образования. Современные требования к школе I ступени по созданию условий для первоначального становления личности младшего школьника и подготовки его к последующему этапу образования требуют от учителя развитого эстетического вкуса и избирательного отношения к выбору культурной информации, от которого зависит качество приобретаемого детьми культурного опыта.

Вместе с тем, как свидетельствуют теоретические исследования и анализ практики, учителя начальных классов испытывают серьезные трудности, связанные с недостаточностью художественных знаний и эстетического опыта. Опрос педагогов Екатеринбурга, Оренбурга, Бузулука, Орска (было опрошено около трехсот учителей) позволил установить, что затруднения эстетического характера проявляются при отборе наглядно-иллюстративного и музыкального материала при подготовке к уроку у 26,4% учителей начальной школы, более 38,2% педагогов испытывают затруднения в ситуациях, связанных с необходимостью дать эстетическую оценку объекту или явлению, не имеющим аналогов в личном опыте; 54,7% опрошенных дали низкую оценку своей художественной и музыкальной эрудиции, 65,8% проявили стереотипность мышления при оценке художественных произведений. Анализ затруднений в деятельности учителей начальных классов убедительно доказывает: недостатки в эстетической подготовке негативно отражаются на характере и качестве педагогической деятельности, выступают серьезным препятствием для реализации в ней идей гуманистической педагогики.

В процессе практической профессиональной деятельности учитель в определенной мере развивает свой эстетический вкус. Однако, как показывает анализ теории и практики начального образования, только небольшой объем эстетической информации осваивается учителями продуктивно и осмысленно. Становится очевидным, что необходима специальная целенаправленная работа по мотивации учителей к совершенствованию эстетического вкуса еще на вузовском этапе. Эффективное решение данной проблемы возможно в контексте изучения дисциплин предметной подготовки, логика, содержание, структура, технологии которых позволяют обеспечить поступательность, преемственность, целостность становления эстетического вкуса студентов.

Анализ содержания профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов показывает, что в вузе данному аспекту не уделяется должного внимания. В ГОС ВПО решение задач расширения художественного кругозора будущего учителя начальных классов и развития его эмоционально-чувственной сферы в основном связано с изучением предметов художественно-эстетического цикла («Теория и методика музыкального воспитания», «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом»), на изучение которых отводится всего 0,3% учебного времени, что явно недостаточно для формирования и развития эстетического вкуса будущего учителя. Назрела необходимость выявления и реализации педагогических условий, позволяющих при таком ограниченном объеме времени достигать определенных результатов по формированию эстетического вкуса студента — будущего учителя начальной школы.

В настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний, позволяющий всесторонне исследовать проблему формирования эстетического вкуса будущего учителя. Это труды известных философов и педагогов, раскрывающие содержательную диалектику «эстетического» и «художественного» (Ю. Борев, В. В. Бычков, А. А. Радугин, Е. Г. Яковлев), и работы, посвященные вопросам формирования эстетического сознания личности в процессе эстетического воспитания (А. И. Буцкой, М. С. Каган, П. Ф. Каптерев, Н. И. Киященко, Я. А. Коменский, Б. Т. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман,

B. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский).

Психолого-педагогические особенности эстетического отражения мира как основы формирования эстетического вкуса раскрыты в работах И. А. Джидарьяна, А. В. Пирадова, Л. Г. Юлдашева, П. М. Якобсона.

Целевые доминанты и педагогические факторы эстетического развития взрослеющего человека раскрываются в работах И. Ф. Гончарова, А. Я. Зися, Р. А. Литвак, В. А. Разумного, В. К. Скатерщикова, А. В. Толстых, А. Б. Щербо.

Теоретический аспект проблемы формирования эстетического вкуса будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства изучали Т. Л. Беркман, Г. К. Овакумова, В. И. Шарабуров.

Вопросы профессиональной подготовки будущего учителя раскрыты в работах Е. В. Бондаревской, Н. М. Борытко, С. В. Гринько, И. М. Ибрагимова.

Активно изучается эстетическая природа профессионально-педагогической деятельности (Е. М. Сафронова, В. В. Сериков).

К настоящему времени выполнен ряд исследований, обращенных к проблеме формирования эстетического вкуса в институциональном образовании:

C. А. Кикеева (2005 г.) уточнила критерии оценки эстетического вкуса и уровни эстетического интереса младших школьников; Т. П. Лясковская (2004 г.) обосновала подходы (системный, комплексный, исторический, деятельност-ный, личностно ориентированный) и выделила комплекс педагогических условий воспитания эстетического вкуса школьников; диссертационные исследования Т. А. Казариновой (2005 г.), Е. В. Калугиной (2006 г.), Е. Я. Корми-ной (2000 г.), В. Ф. Кочекова (1995 г.), направленные на решение проблемы музыкально-эстетической подготовки будущего учителя начальной школы, не затрагивают непосредственно вопросы формирования эстетического вкуса, однако данную проблему решают на уровне содержания учебного и музыкального материала. JL С. Зац исследовала музыкальные предпочтения будущих учителей начальных классов, рассматривая их в качестве предпосылок для формирования эстетического вкуса. Тем не менее ряд вопросов, связанных с формированием эстетического вкуса будущего учителя начальных классов, требует более детальной разработки: уточнение критериев, уровней его формирования и развития, определение педагогических условий, повышающих эффективность процесса формирования эстетического вкуса будущего учителя начальных классов.

Таким образом, налицо противоречия между:

- потребностью современного образовательного процесса в учителе начальной школы с развитым эстетическим вкусом и реальным уровнем сформированное™ данного качества, характеризующимся наличием серьезных затруднений в избирательно-оценочных действиях и эстетических суждениях у значительной части учителей;

-наличием широкой базы исследований философско-педагогического аспекта проблемы формирования эстетического вкуса личности и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса применительно к подготовке учителя начальной школы в вузе;

- необходимостью формирования у будущих учителей начальной школы эстетического вкуса в вузе и недостаточной теоретической разработанностью соответствующих педагогических условий, что обусловлено: а) неполнотой теоретических знаний о структуре и содержании эстетического вкуса учителя начальной школы, его месте в структуре педагогической деятельности, б) неразработанностью педагогической технологии формирования у будущего учителя начальной школы эстетического вкуса.

Обозначенные противоречия обуславливают актуальность проблемы педагогического обеспечения процесса формирования эстетического вкуса у будущего учителя начальной школы.

Необходимость разрешения данной проблемы определила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование эстетического вкуса будущего учителя начальной школы в процессе музыкально-эстетической подготовки в вузе».

Цель исследования: выявить комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование эстетического вкуса будущего учителя начальной школы, и опытно-экспериментальным путем проверить его эффективность.

Объект исследования: процесс музыкально-эстетической подготовки будущего учителя начальных классов в педагогическом вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования эстетического вкуса будущего учителя начальной школы.

В основу исследования положена гипотеза: формирование эстетического вкуса будущего учителя станет эффективнее, нежели это имеет место в практике высшего образования, если будет реализован комплекс педагогических условий:

1. Расширение музыкально-эстетических знаний и умений будущего учителя (по истории и теории музыки) на основе поэтапного формирования умственных действий: целостного восприятия произведения, осмысления его формы и содержания в контексте имеющегося опыта, рефлексии ощущений, переживаний, мыслей, формирования личностного смысла.

2. Эмоционально-чувственное «насыщение» музыкально-эстетического опыта будущего учителя в процессе художественного общения, обеспечивающее развитие эстетического восприятия и отзывчивости, эстетической чувствительности к звуку, тону, интонации.

3. Решение проблемно-эстетических ситуаций, обеспечивающих формирование эстетического опыта на основе восприятия музыкальных произведений, музицирования, вокального исполнительства в процессе музыкально-эстетической подготовки.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа конкретизировать определение «эстетический вкус будущего учителя начальной школы».

2. Выявить и обосновать компоненты эстетического вкуса будущего учителя начальной школы, уровни сформированности и этапы его формирования в процессе музыкально-эстетической подготовки.

3. Обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования эстетического вкуса будущего учителя начальной школы.

4. Разработать методические рекомендации по формированию эстетического вкуса студента в образовательной системе педагогического университета.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские труды, раскрывающие природу и сущность эстетического вкуса (Аристотель, А. Баумгартен, П. Бурдье, В. В. Бычков, X. Г. Гадамер, Н. Гарт-ман, И. Кант, А. Ф. Лосев, Платон, JI. Н. Столович); психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме воспитания эстетического вкуса (Ю. Б. Борев, JI. С. Выготский, Э. А. Верб, Н. И. Киященко, А. С. Молчанова, JI. П. Печко, А. Ричарде, В. К. Скатерщиков, В. П. Шестаков); положения концепции личностно ориентированного образования (Е. В. Бондарев-ская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская); теоретические исследования педагогов о содержании музыкального образования будущего учителя (Э. Б. Аб-дуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, JI. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский, О. В. Ощепкова, В. А. Школяр); идеи педагогов-музыкантов о роли музыкально-эстетического воспитания в формировании эстетического вкуса будущего учителя (JI. А. Безбородова, С. М. Каргапольцев, А. Ф. Лобова, Г. С. Ригина).

Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование); эмпирические (прямое, косвенное и включенное наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование); экспериментальные (пилотажный и формирующий эксперимент); математической статистики в обработке экспериментальных данных.

Исследование проводилось в условиях естественного образовательного процесса на базе специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» в Оренбургском государственном педагогическом университете.

Этапы исследования:

Первый этап (1997—2000 гг.) был посвящен изучению теоретических основ проблемы, обобщению передового опыта, анализу состояния образовательного процесса в вузах, систематизации личного опыта. Итогом этой работы явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования.

На втором этапе (2000—2003 гг.) проводилась опытно-поисковая работа, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректировались методы обучения, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явилась реализация педагогических условий формирования эстетического вкуса будущего учителя начальной школы в процессе музыкально-эстетической подготовки.

На третьем этапе (2003—2005 гг.) анализировались результаты опытно-поисковой работы, проводились разработка и внедрение в практику методических рекомендаций, оформлялись материалы диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыта структура понятия «эстетический вкус», в котором выделяются компоненты, отражающие широту художественного кругозора, ценностные ориентации и направленность личности, особенности жизненного стиля: интеллектуальный (знание законов искусства, творчества выдающихся деятелей искусства, умение различать стилевую и жанровую специфику произведений, эстетическое представление о прекрасном и гармоничном), эмо-гщональный (эмоциональная отзывчивость на произведения искусства, эмоционально-образное восприятие произведений искусства и явлений действительности, чувство меры и гармонии) и оценочный (умение дать эстетическую (не утилитарную) оценку объекта, высказать оценочное суждение и выразить отношение).

2. Разработано и обосновано содержание этапов формирования эстетического вкуса учителя начальной школы (мотивационно-целевого, содержательно-операционального, результативно-оценочного) и раскрыто содержание эстетической деятельности студентов и преподавателей вуза на каждом из них.

3. Определены, теоретически обоснованы и в опытно-поисковой работе проверены педагогические условия эффективного формирования эстетического вкуса будущего учителя начальной школы: расширение музыкально-эстетических знаний и умений будущего учителя (по истории и теории музыки) на основе поэтапного формирования умственных действий: целостного восприятия произведения, осмысления его формы и содержания в контексте имеющегося опыта, рефлексии ощущений, переживаний, мыслей, формирования личностного смысла; эмоционально-чувственное «насыщение» музыкально-эстетического опыта будущего учителя в процессе художественного общения, обеспечивающее развитие эстетического восприятия и отзывчивости, эстетической чувствительности к звуку, тону, интонации; решение проблемно-эстетических ситуаций, обеспечивающих формирование эстетического опыта будущего учителя начальной школы на основе восприятия музыкальных произведений, музицирования, вокального исполнительства в процессе музыкально-эстетической подготовки.

Теоретическая значимость исследования:

1. Уточнено содержание понятия «эстетический вкус будущего учителя начальной школы» как качества личности, интегрирующего содержание музыкальных, литературных, изобразительных, эстетических знаний и опыта чувственного познания действительности со способностью избирательно-оценочной деятельности.

2. Раскрыт психолого-педагогический механизм формирования эстетического вкуса будущего учителя начальной школы — эстетическая рефлексия, обеспечивающая: а) построение иерархии эстетических предпочтений в логике «познания— переживания — рефлексивной оценки» эстетического опыта человечества в процессе музыкально-эстетической подготовки в вузе; б) избирательность накапливаемой эстетической информации по критерию значимости для профессионально-педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке спецкурса «Формирование эстетического вкуса студента средствами музыкального искусства» и методических рекомендаций, позволяющих корректировать формирование эстетического вкуса будущего учителя начальной школы в процессе изучения дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания». Материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогических кадров, при разработке курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ студентов педагогических вузов и колледжей, музыкально-педагогических училищ (на отделении «Учитель музыки в начальных классах»).

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обусловлены аргументированностью построения его методологических оснований; опорой на достижения отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки; полнотой и непротиворечивостью анализа предмета исследования; использованием адекватных специфике каждого этапа исследования методов теоретического и эмпирического исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эстетический вкус — умение воспринимать, классифицировать, запоминать эстетическую информацию и обосновывать критерии ее оценки — в профессиональной деятельности учителя начальной школы выступает показателем эстетически-рефлексивного профессионализма — профессионального качества, в котором сочетаются музыкально-эстетические знания и опыт со способностью избирательно-оценочной деятельности, позволяющие педагогу отбирать учебно-методический материал, соответствующий эстетическим нормам, создавать ситуации эстетического общения, стимулировать художественно-эстетическую деятельность учащихся.

2. Последовательность выделенных условий обеспечивает функциональное единство целей, задач, содержания и методов работы преподавателя и студента на каждом этапе формирования эстетического вкуса будущего учителя: широта художественного кругозора, раскрывающаяся в знаниях и представлениях, обеспечивает положительную мотивацию личности к расширению сферы эстетического взаимодействия с окружающим миром через накопление, углубление и систематизацию знаний и эстетических впечатлений в процессе художественного общения и различных видов эстетической деятельности.

3. Ведущей формой образовательного процесса по формированию эстетического вкуса будущего учителя является проблемно-эстетическая ситуация, цель которой состоит в реорганизации имеющегося эстетического опыта студента посредством профессионально-эстетической рефлексии и содействие приобретению нового опыта через переживание. Ядро проблемно-эстетической ситуации — избирательно-оценочная деятельность студента и преподавателя; содержанием самой ситуации и способа ее организации выступили опыт студента (представления о своих возможностях, потребностях); опыт преподавателя (способность создавать ситуацию, прогнозировать ее возникновение и развитие, использовать потенциал стихийно возникающих ситуаций); интеграция опыта педагога и студента в выборе содержания и последующем оценивании музыкального материала, опыт искусствоведов в оценке произведений.

Апробация результатов исследования и внедрение их в практику. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры художественно-эстетического воспитания факультета педагогики и методики начального образования Оренбургского государственного педагогического университета (1998—2006 гг.), на международных, российских, межвузовских научных и научно-практических конференциях в Магнитогорске (2002 г.), Самаре (2003 г.), Волгограде (2005 г.), Оренбурге (1998, 2002, 2003 гг.).

Полученные в ходе исследования результаты активно внедряются в практику работы педагогических вузов и колледжей Оренбурга, Бузулука, Орска, Бугуруслана. Разработанные автором программа спецкурса и методические рекомендации нашли применение в учебном процессе педагогического университета, факультета повышения квалификации учителей.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Хрипун, Юлия Александровна

Выводы по второй главе

В ходе опытно-поисковой работы была проведена проверка результативности педагогических условий формирования эстетического вкуса будущего учителя:

1. Расширение музыкально-эстетических знаний и умений будущего учителя (по истории и теории музыки) на основе поэтапного формирования умственных действий: целостного восприятия произведения, осмысления его формы и содержания в контексте имеющегося опыта, рефлексии ощущений, переживаний, мыслей, формирования личностного смысла.

2. Эмоционально-чувственное «насыщение» музыкально-эстетического опыта будущего учителя в процессе художественного общения, обеспечивающее развитие эстетического восприятия и отзывчивости, эстетической чувствительности к звуку, тону, интонации.

3. Решение проблемно-эстетических ситуаций, обеспечивающих формирование эстетического опыта на основе восприятия музыкальных произведений, музицирования, вокального исполнительства в процессе музыкально-эстетической подготовки.

Следовательно, формирование эстетического вкуса будущего учителя является значимым результатом специально организованной музыкально-эстетической деятельности на основе использования совокупности поисковых творческих методов и средств, прогнозирования результата в рамках образовательного процесса, направленного на развитие эстетического отношения к окружающей жизни.

Структурно-логическая модель формирования эстетического вкуса будущего учителя отражает целостно-педагогический процесс, интегрирующий цель (личность будущего учителя, обладающая развитым эстетическим вкусом); этапы (мотивационно-целевой, содержательно-операциональный, результативно-оценочный); принципы (целостность освоения музыкально-эстетического материала, «восхождение» к нормам и ценностям эстетической культуры, индивидуализация, творчество по законам красоты), педагогические условия, предполагаемый результат.

Разработанные в ходе исследования методические рекомендации по формированию эстетического вкуса будущего учителя «Индивидуальные занятия по дисциплине "Теория и методика музыкального воспитания"», программа спецкурса «Формирование эстетического вкуса средствами музыкального искусства» позволяют корректировать процесс формирования эстетического вкуса будущего учителя начальной школы в ходе музыкально-эстетической подготовки к профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования дают основание для следующих выводов:

1. Эстетический вкус личности, являясь критерием меры прекрасного в воспринимаемом окружающем мире — естественном и созданном человеком, определяет способы ориентировки личности в культурной реальности и включает объем и содержание художественно-эстетических знаний и опыта в сочетании со способностью говорить о них и реализовывать в практической деятельности. Эстетический вкус будущего учителя начальной школы — это качество личности, интегрирующее содержание музыкальных, литературных, изобразительных, эстетических знаний и опыта чувственного познания действительности со способностью избирательно-оценочной деятельности. Структурные компоненты эстетического вкуса (интеллектуальный, эмоциональный и оценочный) отражают широту художественного кругозора, ценностные ориентации и направленность личности, особенности жизненного стиля.

2. Показателями эстетического вкуса будущего учителя начальной школы выступают: знание художественно-образной природы искусства; знание творчества выдающихся композиторов, музыкантов-исполнителей, вокалистов; умение различать стилевые и жанровые особенности музыкальных произведений; представление о способах приобретения музыкально-эстетических знаний; эмоциональная отзывчивость на форму и содержание музыкального произведения; чувство меры и гармонии в восприятии произведений искусства и явлений действительности; умение дать эстетическую (не утилитарную) оценку произведению искусства (не только музыкального), объекту или явлению действительности, высказать оценочное суждение и выразить отношение. Формирование эстетического вкуса будущего учителя начальной школы — диалектический процесс, включающий мотивационно-целевой, содержательно-операциональный и результативно-оценочный этапы.

3. Комплекс педагогических условий основывается на принципах формирования эстетического вкуса будущего учителя начальных классов в процессе музыкально-эстетической подготовки (целостности освоения музыкально-эстетического материала, «восхождения» к нормам и ценностям эстетической культуры, индивидуализации, эмоционально-чувственной насыщенности, творчества по законам красоты). Комплекс включает три педагогических условия: 1) расширение музыкально-эстетических знаний и умений будущего учителя (по истории и теории музыки) на основе поэтапного формирования умственных действий: целостного восприятия произведения, осмысления его формы и содержания в контексте имеющегося опыта, рефлексии ощущений, переживаний, мыслей, формирования личностного смысла. 2) эмоционально-чувственное «насыщение» музыкально-эстетического опыта будущего учителя в процессе художественного общения, обеспечивающее развитие эстетического восприятия и отзывчивости, эстетической чувствительности к звуку, тону, интонации; 3) решение проблемно-эстетических ситуаций, обеспечивающих формирование эстетического опыта будущего учителя начальной школы на основе восприятия музыкальных произведений, музицирования, вокального исполнительства в процессе музыкально-эстетической подготовки.

4. Проведенная в рамках исследования опытно-поисковая работа подтвердила наше предположение о том, что выделенные в теоретической части исследования положения о формировании эстетического вкуса будущего учителя начальной школы в музыкально-эстетической деятельности, а также комплекс педагогических условий, способствующих эффективному протеканию данного процесса, критерии и уровни репрезентативны для системы высшего профессионального образования.

5. Разработанные в ходе исследования методические рекомендации по формированию эстетического вкуса студента «Индивидуальные занятия по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания», программа спецкурса «Формирование эстетического вкуса студента средствами музыкального искусства» позволяют корректировать процесс формирования эстетического вкуса будущего учителя начальной школы в ходе музыкально-эстетической подготовки к профессиональной деятельности.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, выявило значимость роли самого будущего учителя начальной школы в формировании его эстетического вкуса, показало необходимость учета индивидуальных особенностей развития конкретной личности, ее способностей и дарований. Этот синергетический процесс осуществляется лишь при содействии педагога, но не может быть полностью управляемым.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хрипун, Юлия Александровна, 2006 год

1. Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э. Б. Абдуллин. — М.: МГПУ им. Ленина, 1990. — 186 с.

2. Адаскина, А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности / А. А. Адаскина // Вопр. психологии. — 1999, —№6. —С. 100—109.

3. Адриади, И. П. Основы педагогического мастерства / И. П. Адриа-ди. — М.: ACADEMIA, 1999. — 160 с.

4. Азархин, А. В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности / А. В. Азархин. — Киев : Наукова думка, 1990. — 191 с.

5. Акбашев, Т. Ф. Эстетическое воспитание как методологическая проблема / Т. Ф. Акбашев // Психолого-педагогические проблемы совершенствования нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи : тез. науч.-метод. конф. — Сыктывкар, 1985. — 190 с.

6. Андреев, А. А. Место искусства в познании мира / А. А. Андреев. — М., 1980. —255 с.

7. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1983. — 222 с.

8. Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 4 / пер. и общ. ред. А. И. Довату-ра. — М.: Мысль, 1984. — 830 с.

9. Арчажникова, Л. Г. Профессия — учитель музыки : кн. для учит. / Л. Г. Арчажникова. — М.: Просвещение, 1984. — 111 с.

10. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1—2 / Б. В. Асафьев. — 2-е изд. — Л.: Музыка, 1971. — 376 с.

11. Бабанский, Ю. К. Педагогическая наука и творчество учителя / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. — 1987. — № 2. — С. 3—8.

12. Багадуров, В. А. Воспитание восприятия музыки / В. А. Багадуров и др. // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / сост. О. А. Апраксина. — М. : Просвещение, 1987. — 272 с.

13. Банникова, Е. И. Музыкально-педагогическая подготовка учителя начальных классов / Е. И. Банникова // Начальная школа. — 2003. — № 8. — С. 102—105.

14. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества : сб. избр. тр. / М. М. Бахтин ; прим. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. — М. : Искусство, 1979. — 423 с.

15. Бегак, Б. Воспитание искусством : Для учителей начальных классов / Б. Бегак. — М.: Просвещение, 1981. — 94 с.

16. Бедерханова, В. П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности : учеб. пособие / В. П. Бедерханова, П. Б. Бондарев ; Краснодар. краевой ин-т доп. проф.-пед. образования. — Краснодар, 2000. — 54 с.

17. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.

18. Бездухов, А. В. Педагогические условия формирования гуманистической направленности студентов в процессе обучения в педагогическом университете : автореф. дис. . канд. пед. наук / А. В. Бездухов. — Самара : СамГПУ, 2000. —20 с.

19. Безрукова, В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / В. С. Безрукова ; Свердл. инж.-пед. ин-т. — Екатеринбург, 1994.— 152 с.

20. Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память / А. Бергсон. — Минск : Харвест, 1999. — 1407 с.

21. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Та-тур. — М. : Высш. шк., 1989. — 141 с.

22. Библер, В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер // Нравственность, культура, современность. — М.: Знание, 1990. — 62 с.

23. Богоявленская, Д. Б. Развитие творческих способностей и одаренности (в контексте гуманизации образования) / Д. Б. Богоявленская // Гуманизация образования. — 1998. — № 1. — С. 24—31.

24. Бодалев, А. А. Личность и общение. Избранные труды / А. А. Бода-лев. — М.: Педагогика, 1983. — 272 с.

25. Болотова, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотова, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. —С. 8—14.

26. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Смирнов В. И. Общая педагогика : учеб. пособие / В. И. Смирнов. — М.: Логос, 2003. — 304 с.

27. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев : в 2 т. — Смоленск : Русич, 1997. —Т. 1. —576 с.

28. Бородина, Е. А. История музыкально-эстетического воспитания школьников : учеб. пособие к спецкурсу для студентов / Е. А. Бородина ; Куйбыш. гос. пед. ин-т им. В. В. Куйбышева. — М. : МГЗПИ, 1989. — 82 с.

29. Борытко, Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза : учеб.-метод. пособие / Н. М. Борытко. — Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2004.— 120 с.

30. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Боч-карев. — М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — 350 с.

31. Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства / А. И. Буров. — М. : Искусство, 1965. — 292 с.

32. Буткевич, О. В. Красота. Природа. Сущность формы / О. В. Бутке-вич. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — 438 с.

33. Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков. — М. : Гардарики, 2002. — 556 с.

34. Ванслов, В. В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории / В. В. Ванслов. — М.: Изобраз. искусство, 1983. — 440 с.

35. Вахнянская, И. JI. Психологические условия формирования эмоционально-эстетических отношений к музыке младших школьников / И. JL Вахнянская. — М., 1980. — 95 с.

36. Верб, Э. А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема : доклад на соискание ученой степени д-ра пед. наук / Э. А. Верб. — СПб., 1997. — 65 с.

37. Верб, Э. А. Эстетические потребности и духовное развитие личности /Э. А. Верб. — JI.: Знание, 1981. — 36 с.

38. Вершловский, С. Г. Социально-педагогические проблемы профессионального становления учителя / С. Г. Вершловский // Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей : сб. науч. тр. — JL, 1981. —С. 6—22.

39. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлуги-на. — М.: Просвещение, 1987. — 415 с.

40. Вишнякова, Н. Ф. Рефлексивно-креативный подход к управлению творческим процессом / Н. Ф. Вишнякова // Гуманизация образования. — М., 1998. —№ 1. —С. 32—38.

41. Волович, JI. А. Система эстетического воспитания учащихся профтехучилищ / JI. А. Волович. — М.: Высшая школа, 1998. — 166 с.

42. Волчегурская, Н. В. Педагогическая культура учителя музыки / Н. В. Волчегурская // Проблемы гуманизации музыкального воспитания. — Таганрог : ТГПИ, 1992. — С. 3—5.

43. Вопросы музыкальной педагогики / сост. Ю. Усов. — М. : Музыка, 1991.— 176 с.

44. Воропанов, В. В. Формирование эстетической культуры молодежи / В. В. Воропанов. — М.: Знание, 1989. — 43 с.

45. Вульфов, Б. 3. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя / Б. 3. Вульфов, В. Н. Харькин. — М., 1995. — 112 с.

46. Выготский, JI. С. Вкус / JI. С. Выготский // БСЭ. — 1-е изд. — М., 1926—1947. — Т. 11. — 549 с.

47. Выготский, JI. С. Психология искусства / JI. С. Выготский. — М., 1998. —413 с.

48. Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. — 156 с.

49. Вюнш, В. Формирование человека посредством музыки / В. Вюнш. — М.: Парсифаль, 1997. — 160 с.

50. Гадамер, Г. Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер. — М. : Искусство, 1991. — 367 с.

51. Галлеев Б. Содружество чувств и синтез искусств / Б. Галлеев. — М.: Знание, 1982. — 64 с.

52. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : учеб. пособие для вузов / П. Я. Гальперин. — 2-е изд. — М.: Университет, 2005. — 400 с.

53. Гастов, Ю. Модель / Ю. Гастов // БСЭ. — 3-е изд. — М., 1974. — Т. 16. —Ст. 1183.

54. Гегель. Эстетика : в 4 т. — М., 1973. — Т. 4. — С. 358—360.

55. Герман, Ш. М. Беседы об эстетике / Ш. М. Герман, В. К. Скатерщи-ков. — 3-е изд. — М.: Знание, 1970. — 192 с.

56. Гершунский, Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика.—2003.—№ 10. —С. 3—14.

57. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. — М.: Совершенство, 1998. — 608 с.

58. Гильберт, К. Э. История эстетики / К. Э. Гильберт, Г. Кун. — СПб. : Университет, 2000. — 652 с.

59. Гинзбург, Л. С. О работе над музыкальным произведением / Л. С. Гинзбург. — М.: Музыка, 1981. — 143 с.

60. Говорун, Д. И. Творческое воображение и эстетическое чувство / Д. И. Говорун. — Киев : Вища школа, 1990. — 141 с.

61. Гольдентрихт, С. С. Специфика эстетического сознания / С. С. Голь-дентрихт, М. П. Гальперин. — М.: Высшая школа, 1974. — 103 с.

62. Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. — М.: Педагогика, 1986. — 126 с.

63. Горлинский, В. И. Музыкальное образование как процесс: реалии времени, тенденции, прогнозы, перспективы : учеб. пособие / В. И. Горлинский. — М.: Изд-во МГИМ им. А. Шнитке, 2003. — 290 с.

64. Горюнова, JI. В. Урок музыки — урок искусства : кн. для учителя / JI. В. Горюнова, JL П. Маслова. — М.: Прометей, 1989. — 102 с.

65. Готсдинер, A. J1. Музыкальная психология / A. JI. Готсдинер. — М. : Мысль, 1993. — 190 с.

66. Грехнев, В. С. Культура педагогического общения / В. С. Грехнев. — М.: Просвещение, 1990. — 142 с.

67. Гришин, Д. М. Эстетическое воспитание / Д. М. Гришин // Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. ун-тов. — М. : Просвещение, 1983. — С. 443—467.

68. Гулыга, А. В. Принципы эстетики / А. В. Гулыга. — М. : Политиздат, 1987. —285 с.

69. Демина, JL М. По законам красоты: Эстетика труда / JI. М. Демина. — М. : Просвещение, 1990. — 207 с.

70. Джибладзе, Г. Н. Принцип эстетического воспитания / Г. Н. Джиб-ладзе. — Тбилиси : Тбилисский ун-т, 1971. — 347 с.

71. Джидарьян, И. А. О содержании и психологической структуре эстетических чувств / И. А. Джидарьян // Эстетика и жизнь. Вып. 2. — М. : Искусство, 1973. — 334 с.

72. Джидарьян, И. А. Психология общения и развитие личности / И. А. Джидарьян // Психология формирования и развития личности. — М. : Наука, 1981, — 362 с.

73. Диалектика как основа интеграции научного знания / под ред. А. А. Королькова. — JI.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 169 с.

74. Дивненко, О. В. Эстетика : экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев колледжей и школ гуманитарного профиля / О. В. Дивненко. — М.: Изд. центр «Аз», 1995. — 274 с.

75. Диденко, В. Д. Искусство. Духовная культура. Философия / В. Д. Диденко. — Алма-Ата : Наука, Каз. ССР, 1990. — 199 с.

76. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева : в 2 кн. — М.: Искусство, 1996. — Кн. 1. — 536 с.

77. Дорфман, Л. Я. Эмоции в искусстве / Л. Я. Дорфман. — М., 1997. — 424 с.

78. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С. Б. Елканов. — М.: Просвещение, 1989. — 160 с.

79. Журкина, А. Я. Непрерывное музыкально-эстетическое образование детей / А. Я. Журкина // Дополнительное образование. — 2002. — № 3. — С. 12—15.

80. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация : учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Загвязинский. — М. : Академия, 2001.— 192 с.

81. Зарецкая, И. И. Воспитание эстетического отношения к труду как социально-педагогическая проблема / И. И. Зарецкая // Формирование эстетического отношения к искусству : материалы междунар. конф. / под ред. В. Г. Бутенко. — Херсон, 1991. — С. 147—150.

82. Зац, JI. С. Значение музыкальной культуры в подготовке учителя начальных классов в условиях модернизации образования / Л. С. Зац // Среднее профессиональное образование. — 2003. — № 9. — С. 15—19.

83. Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. — М. : Педагогика, 1981. — 159 с.

84. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. — 480 с.

85. Изард, К. Е. Психология эмоций / К. Е. Изард. — СПб. : Питер, 1999. —460 с.

86. Иконников, А. В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды / А. В. Иконников. — М.: Современный художник, 1985. — 334 с.

87. Искусство в мире духовной культуры. — Киев : Наукова думка, 1985. —239 с.

88. Искусство и педагогика. Из культурного наследия России XIX—XX вв : хрестоматия / сост. Э. М. Верб. — СПб.: Образование, 1995. — 293 с.

89. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной средней школы / Д. Б. Кабалевский. — М. : Просвещение, 1994. — 144 с.

90. Каган, М. С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган. — СПб. : Петрополис, 1996. — 170 с.

91. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб. : Петрополис, 1996. —415 с.

92. Каган, М. С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1997. — 544 с.

93. Кант, И. Сочинения : в 6 т. Т. 5 / И. Кант. — М.: Мысль, 1969. — 564 с.

94. Каргапольцев, С. М. Музыка и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников / С. М. Каргапольцев. — М. : Пед. вестник, 1994. —88 с.

95. Кирнарская, Д. К. Музыкальное восприятие : монография / Д. К. Кирнарская. — М.: Кимос-Арт, 2001. — 160 с.

96. Кирьякова, А. В. Ориентация и деятельность школьников : монография/А. В. Кирьякова. — М.: Прометей, 1991. — С. 6—16.

97. Киященко, Н. И. Эстетическое воспитание и образование — важнейшее средство гуманизации и гуманитаризации образования / Н. И. Киященко // Гуманизация образования. — 1998. — № 1. — С. 53—58.

98. Киященко, Н. И. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Н. И. Киященко, Н. JI. Лейзеров. — М. : Искусство, 1981. — 129 с.

99. Киященко, Н. И. Эстетическое творчество / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров // О проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе. — М.: Знание, 1984. — 112 с.

100. Книга по эстетике для музыкантов. — М.: Музыка ; София : Музыка, 1983. —272 с.

101. Коломиец, Г. Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход) : монография / Г. Г. Коломиец. — Оренбург : Изд-во Оренб. обл. ин-та повышения квалиф. работ, образования, 2001. — 240 с.

102. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М. : Просвещение, 1989. —292 с.

103. Королев, С. Л. Педагогика ненасилия как направление философии образования XXI века / С. Л. Королев, Н. И. Макарова // Философия образования XXI века. — 2002. — № 4. — С. 67—72.

104. Кравчук, Л. Комплексное освоение искусства / Л. Кравчук // Воспитание школьников. — 2000. — № 4. — С. 27—28.

105. Краевский, В. В. Процесс обучения и его закономерности / В. В. Краевский, И. Я. Лернер // Дидактика средней школы / под ред. М. И. Скат-кина. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.

106. Краткий словарь современных понятий и терминов / под общ. ред. В. А. Макаренко. — М.: Республика, 2000. — 670 с.

107. Кривцун, О. А. Искусство и мир человека: (Искусство в формировании духовного мира человека) / О. А. Кривцун. — М. : Знание, 1986. — 109 с.

108. Кривцун, О. А. Эстетика / О. А. Кривцун. — М. : Аспект-Пресс,2002. —430 с.

109. Кроче, Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика / Б. Кроче. — М.: Интрада, 2000. — 160 с.

110. Кузин, В. С. Новые подходы к эстетическому воспитанию и художественному образованию младшего школьника / В. С. Кузин // Начальная школа. — 1989. — № 3. — С. 27—43.

111. Кулюткин, Ю. Н. Личностно ориентированное обучение и его педагогический смысл / Ю. Н. Кулюткин // Современные ориентиры в образовании педагогов. — СПб.; Иркутск, 1998.

112. Куревина, О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / О. А. Куревина. — М. : Линка-пресс,2003.— 173 с.

113. Ладыгина, А. Б. Искусство в системе духовных ценностей общества / А. Б. Ладыгина, В. В. Гринин. — М.: Знание, 1986. — 60 с.

114. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев // Вопр. психологии. — 1989. — № 3. — С. 32—41.

115. Линский, В. Н. Эстетическая культура и личность / В. Н. Лин-ский. — М.: Знание, 1987. — 123 с.

116. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. — М. : Просвещение, 1985. — 175 с.

117. Лобова, А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе : учеб. пособие / А. Ф. Лобова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2002. —210 с.

118. Лосев, А. Ф. История эстетических категорий / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. — М.: Искусство, 1965. — 374 с.

119. Лосев, А. Ф. О музыкальном ощущении любви и природы / А. Ф. Лосев//Музыка. — 1916. —№251—252. —С. 195—202; 210—217.

120. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. — М. : Мысль, 1982. —623 с.

121. Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления / М. К. Мамардашви-ли. —М., 2000.—276 с.

122. Манакова, И. П. Дети. Мир звуков. Музыка / И. П. Манакова, Н. Г. Салмина. — Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 256 с.

123. Мартинсен, К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепьяно / К. А. Мартинсен. — М.: Музыка, 1977. — 128 с.

124. Мартынов, В. Ф. Философия красоты / В. Ф. Мартынов. — Минск : Тетра Системе, 1999. — 336 с.

125. Масловская, С. В. Педагогические основы становления эстетической культуры учащихся : метод, пособие / С. В. Масловская. — Оренбург : ООИПКРО, 2002. —77 с.

126. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. — М. : Рефл-бук ; К. : Ваклер, 1997. —300 с.

127. Матонис, В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности / В. П. Матонис. — Л.: Музыка, 1988. — 85 с.

128. Маца, И. Л. Об эстетическом вкусе. Три беседы / И. Л. Маца. — М.: Молодая гвардия, 1963. — 104 с.

129. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. — 153 с.

130. Мелик-Пашаев, А. А. Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения / А. А. Мелик-Пашаев, 3. И. Новлянская // Искусство в школе. — 1994. — № 2. — С. 8—12.

131. Мелик-Пашаев, А. А. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей / А. А. Мелик-Пашаев, 3. И. Новлянская // Новые исследования в психологии. — М. : Педагогика, 1982. — № 1 (26). — С. 55—60.

132. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику : учеб. пособие для студентов / А. В. Мудрик. — М. : Институт практической психологии, 1997. —365 с.

133. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. —М., 1972. — 157 с.

134. Неверова, Е. Ф. Концертная деятельность как условие музыкально-эстетического развития детей: полихудожественный аспект / Е. Ф. Неверова // Дополнительное образование. — 2002. — № 10. — С. 23—29.

135. Неменский, Б. М. Мудрость красоты (О проблемах эстетического воспитания) / Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 1987. — 253 с.

136. Немыкина, И. М. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки / И. М. Немыкина. — Екатеринбург : Изд-во УрГРУ, 1997. — 155 с.

137. Новикова, Э. Ф. Об активизации музыкального восприятия школьников в условиях внеклассной работы / Э. Ф. Новикова // Научно-методические вопросы образования. — Ростов-на-Дону, 1985.

138. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. Д. Симоненко. — М. : Вентана-Граф, 2005. — 368 с.

139. Овсянников, М. Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем: из истории эстетической мысли / М. Ф. Овсянников. — М. : Просвещение, 1988.— 191 с.

140. Ортега-и-Гассет, X. MUSIKALIA / X. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. — М., 1991. — С. 163—175.

141. Ортега-и-Гассет, X. Эссе на эстетические темы в форме предисловия // Эстетика. Философия культуры. — М., 1991. — С. 93—112.

142. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников : учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М. С. Осеннева, JI. А. Безбородова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.

143. Острогорский, В. П. Письма об эстетическом воспитании / В. П. Острогорский // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX веков. — М.: Педагогика, 1990. — С. 356—361.

144. Ощепкова, О. В. Психолого-педагогические основы формирования художественно-творческих способностей учащихся-музыкантов : монография / О. В. Ощепкова. — М.; Самара, 1999. — 168 с.

145. Пастернак, Б. JI. Об искусстве / Б. JI. Пастернак. — М. : Искусство, 1990. —399 с.

146. Педагогика / под ред. С. П. Баранова и В. А. Сластенина. — М. : Просвещение, 1986. — 334 с.

147. Петрова, Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях / Г. А. Петрова. — Казань, 1984.

148. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 384 с.

149. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: Теория и практика : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Петрушин. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 176 с.

150. Петрушин, В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя / В. И. Петрушин. — М. : Центр «Педагогический поиск», 2001.

151. Печко, Л. П. Уровни эстетического сознания и отношения старшеклассников к миру прекрасного / Л. П. Печко // Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников : сб. науч. тр. — М. : АПН СССР, 1989, — С. 6—20.

152. Пиличяускас, А. Познание музыки как воспитательная проблема / А. Пиличяускас. — М.: МИРОС, 1992. — 40 с.

153. Платон. Сочинения : в 3 т. Т. 3, ч. 1. — М., 1968. — 186 с.

154. Погонченков, А. А. Проблемы управления нравственно-эстетическим воспитанием молодежи / А. А. Погонченков // Социально-гуманитарные знания. — 1999. — № 6. — С. 290—295.

155. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студентов пед. вузов / И. П. Подласый : в 2 кн. Кн. 1. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 576 с.

156. Полякова, Т. А. Социально-эстетическая функция искусства в познавательной деятельности / Т. А. Полякова. — Киев : Наукова думка, 1980.— 154 с.

157. Полякова, Т. А. Социально-эстетическая функция искусства в познавательной деятельности / Т. А. Полякова. — Киев : Наукова думка, 1980. —154 с.

158. Поспелов, Г. Н. Искусство и эстетика / Г. Н. Поспелов. — М. : Искусство, 1984. — 325 с.

159. Психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошев-ского. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

160. Пути и средства эстетического воспитания / Н. И. Киященко и др.. — М.: Просвещение, 1989. — 121 с.

161. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. — М., 2000. — 236 с.

162. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей : в 2 частях / О. П. Радынова. — М.: Владос, 1997. — Ч. 1. — 608 с.; Ч. 2. — 400 с.

163. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражни-ков. — М.: ЦАПИ, 1994. — 144 с.

164. Ражников, В. Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении / В. Г. Ражников. — М., 1993. — 70 с.

165. Ражников, В. Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры / В. Г. Ражников. — М.: ЦАПИ, 1993. — 133 с.

166. Ражников, В. Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении / В. Г. Ражников // Вопр. психологии. — 1988. — № 3. — С. 33— 41.

167. Разумный, В. А. Методика формирования эстетической культуры личности / В. А. Разумный. — М.: Мысль, 1987. — 190 с.

168. Разумный, В. А. Эстетическое воспитание, сущность, формы, методы / В. А. Разумный. — М., 1996. — 331 с.

169. Ратгауз, Г. И. Формирование эстетических идеалов в юношеском возрасте / Г. И. Ратгауз // Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников : сб. науч. тр. — М.: АПН СССР, 1989. — С. 31—44.

170. Реан, A. JI. Психология и педагогика / A. JI. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2001. — 432 с.

171. Российская, Е. И. Искусство как средство общения. (Коммуникативная функция искусства) / Е. И. Российская. — М.: Знание, 1985. — 64 с.

172. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

173. Русакова, Т. Г. Становление духовного опыта ребенка в художественно-коммуникативной среде : монография / Т. Г. Русакова. — М. : Сфера, 2005. —210 с.

174. Рытикова, Л. А. Эстетическое сознание: сущность и специфика / JI. А. Рытикова. — М.: Знание, 1985. — 63 с.

175. Сагатовский, В. Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения : в 3 частях. Ч. 1 : Введение: философия и жизнь / В. Н. Сагатовский. — СПб.: СГУ, 1997. — 224 с.

176. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. — М. : Логос, 1999. — 272 с.

177. Сериков, В. В. Общая педагогика: Избранные лекции / В. В. Сериков. — Волгоград : Перемена, 2004. — 278 с.

178. Скатерщиков, В. К. Об эстетическом вкусе / В. К. Скатерщиков. — М.: Знание, 1974. —95 с.

179. Сластенин, В. А. Профессиональная подготовка учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование / В. А. Сластенин // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: МГПИ, 1982.

180. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

181. Слуцкий, В. И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека : кн. для учителя / В. И. Слуцкий. — М. : Просвещение, 1992.— 159 с.

182. Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. — М.: Пед. общество России, 2000. — 416 с.

183. Смирнов, М. И. Эмоциональный мир музыки. Исследование / М. И. Смирнов. — М.: Музыка, 1990. — 320 с.

184. Советский энциклопедический словарь. — М. : Сов. энциклопедия, 1981.— 1600 с.

185. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. — Минск : Современное слово, 2001. — 928 с.

186. Содержание образования // Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. — С. 266—267.

187. Соколова, Л. Б. Социализация и формирование культуры деятельности педагога и учащегося ВПУ-лицея / Л. Б. Соколова, С. П. Иваненков, Л. В. Егорова, Р. Н. Иштеряков. — Оренбург, 1998. — 99 с.

188. Соколова, JI. Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя : монография / JL Б. Соколова. — Оренбург, 1999. — 300 с.

189. Солодова Г. Г. Эстетическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы : учеб. пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика» / Г. Г. Солодова. Ч. 8. — Кемерово : Кузбассиздат, 2003. — 107 с.

190. Сорокина, Т. М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания / Т. М. Сорокина // Начальная школа. — 2004. — № 2. — С. 110—115.

191. Столович, JI. Н. Искусство и игра / JI. Н. Столович. — М. : Знание, 1987. —63 с.

192. Столович, JI. Н. Красота. Добро. Истина / JI. Н. Столович. — М. : Республика, 1994. — 464с.

193. Сумина, Г. И. Художественно-педагогическое общение на уроке музыки / Г. И. Сумина // Проблемы реформы музыкального воспитания в общеобразовательной школе : материалы конференции. — Минск, 1990. — С. 42—58.

194. Сунна, У. Ф. Эстетическая культура студента: опыт социологического анализа / У. Ф. Сунна. — М.: Педагогика, 1977. — 124 с.

195. Сысоева, JI. С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание / JI. С. Сысоева ; под ред. В. А. Дмитриенко. — Томск : Изд-во Томского университета, 1989. — 226 с.

196. Тагильцева, Н. Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки : методическое пособие / Н. Г. Тагильцева. — Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1997. — 80 с.

197. Тагильцева, Н. Г. Звуки музыки — звуки жизни : методическое пособие / Н. Г. Тагильцева. — Екатеринбург, 2005. — 41 с.

198. Тагильцева, Н. Г. Искусство в воспитании самосознания школьников / Н. Г. Тагильцева. — М.: Искусство и образование, 2002. — 111 с.

199. Тагильцева, Н. Г. Музыкальная записная книжка : учеб. кн. для учащихся 3-го класса по программе «Музыка» / Н. Г. Тагильцева. — Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1996. — 29 с.

200. Тарасенко, Е. Н. Формирование эстетической культуры старшеклассников (на примере преподавания мировой художественной культуры) : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. Н. Тарасенко. — Оренбург, 2002. — 22 с.

201. Тарасов, Г. С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие / Г. С. Тарасов // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования : сб. статей. — Киев, 1984. — С. 59—60.

202. Татаркевич, В. Античная эстетика / В. Татаркевич. — М. : Искусство, 1977. —327 с.

203. Титов, С. Н. Искусство: объект, предмет, содержание / С. Н. Титов. — Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. — 206 с.

204. Толстокорое, Е. С. О роли гуманитарно-эстетического факультета в системе многоуровневой подготовки / Е. С. Толстокоров // Среднее профессиональное образование. — 2000. — № 2. — С. 30—31.

205. Толстых, А. В. Гуманизация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания / А. В. Толстых // Педагогика. — 1996. — № 4. — С. 9—13.

206. Толстых, А. В. Искусство понимать искусство: психологический коллаж / А. В. Толстых. — М.: Педагогика, 1990. — 160 с.

207. Торшилова, Е. М. Основания педагогической интерпретации художественного вкуса старшеклассников / Е. М. Торшилова // Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников : сб. науч. тр. — М. : АПН СССР, 1989. —С. 99—112.

208. Торшилова, Е. М. Развитие эстетических способностей детей 3—7 лет (Теория и диагностика) / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова. — М., 1993. —62 с.

209. Тулькибаева, Н. Н. Трудовое обучение как средство социализации личности школьника / Н. Н. Тулькибаева, В. А. Мягков. М.; Кустанай, 2002.

210. Турук, Г. П. Распознавание художественных вкусов / Г. П. Ту-рук. — М.: Совершенство, 1999. — 168 с.

211. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.

212. Федорец, Г. Ф. Интегративный подход к изучению учебного материала в педагогике / Г. Ф. Федорец // Межпредметные связи в процессе обучения. — Л.: ЛГПУ, 1983. — С. 6—23.

213. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / А. Д. Андреева и др.. — М. : Педагогика, 1987. — 181 с.

214. Формирование личности старшеклассников / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1989. — 169 с.

215. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.

216. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления / Ю. У. Фохт-Бабушкин. — М.: Наука. 1986. — 236 с.

217. Харькин, В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика / В. Н. Харькин. — М.: Магистр, 1992.

218. Хижняк, Ю. Н. Как прекрасен этот мир. Из опыта по нравственно-эстетическому воспитанию школьников / Ю. Н. Хижняк. — М. : Просвещение, 1986. — 159 с.

219. Хмель, Т. А. Личностный аспект профессионально-педагогического вуза / Т. А. Хмель // Формирование личности учителя в процессе педагогической подготовки : сб. науч. тр. — М., 1988.

220. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. — СПб., 2000. —319 с.

221. Хрипун, В. И. Феномен музыкального искусства и духовное становление личности : монография / В. И. Хрипун. — Оренбург, 2002. — 94 с.

222. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения / Г. М. Цыпин. — М.: Интерпакс, 1994. — 384 с.

223. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. — М.: Педагогика, 1975. — 200 с.

224. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 507 с.

225. Шевцов, Е. В. Основные средства и формы эстетического воспитания / Е. В. Шевцов. — М.: Просвещение, 1985. — 190 с.

226. Шевченко, А. К. Проблема понимания в эстетике / А. К. Шевченко ; АН УССР, Ин-т философии. — Киев : Наукова думка, 1989. — 125 с.

227. Шевченко, Г. П. Эстетическое воспитание в школе : учеб-метод, пособие / Г. П. Шевченко. — Киев : Рад. шк., 1985. — 144 с.

228. Шеллинг, Ф. В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг. — М., 1966. —С. 84—85.

229. Шепетие, Л. К. Человек и эстетическая среда / Л. К. Шепетие. — М.: Знание, 1985. —64 с.

230. Шестаков, В. П. Гармония как эстетическая категория / В. П. Шес-таков. — М.: Наука, 1973. — 256 с.

231. Шестаков, В. П. Эстетические категории / В. П. Шестаков. — М. : Искусство, 1983. — 358 с.

232. Широкоград, Т. В. Непрерывность эстетического образования как залог успешного воспитания ребенка / Т. В. Широкоград // Международный сборник научных трудов. — Воронеж : Воронеж, гос. пед. ун-т, 2005. — С. 229—235.

233. Школяр, В. А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. Опыт исследования проблемы / В. А. Школяр. — М.: Флинта, 1999. — 82 с.

234. Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей : науч.-метод. пособие / JI. В. Школяр и др.. — М. : Флинта : Наука, 1999. —336 с.

235. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования интересов учащихся / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. — 203 с.

236. Эстетика : учеб. пособие для вузов / науч. ред. А. А. Радугин. — М.: Центр, 1998. — 240 с.

237. Эстетическое воспитание школьной молодежи / под ред. Б. Т. Лихачева и Г. Зальмона. — М.: Педагогика, 1981. — 272 с.

238. Эстетическое сознание и процесс его формирования / под ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзерова. — М.: Искусство, 1981. — 256 с.

239. Юлдашев, Л. Г. Искусство: философские проблемы исследования / Л. Г. Юлдашев. — М.: Мысль, 1981. — 220 с.

240. Явгильдина, 3. М. Музыкально-эстетический интерес младших школьников: вопросы теории и практики. — Казань : Изд-во Казан, ун-та, 2002. — 184 с.

241. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. — М.: Доб-росвет, 2000. — 595 с.

242. Якобсон, С. Г. Проблемы эстетического развития ребенка / С. Г. Якобсон // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1964—1980 гг. — М. : Изд-во МГУ, 1981. — 304 с.

243. Яковлев, Е. Г. Эстетика : учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. — М.: Гар-дарики, 2000. — 464 с.

244. Яковлев, Е. Г. Эстетический вкус как категория эстетики / Е. Г. Яковлев. —М.: Знание, 1986. — 62 с.

245. Яковлев, Е. Г. Эстетическое как совершенное : избр. работы / Е. Г. Яковлев. — М., 1995.

246. Якушева, С. Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа : монография / С. Д. Якушева. — Оренбург, 2004. — 173 с.

247. Ясвин, В. А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды / В. А. Ясвин // Дополнительное образование. — 2000. — №2. —С. 16—22.

248. Bahadur, W. An Aspect of Indian Aesthetics / W. Bahadur. — Madras, 1956. —234 p.

249. Ducasse, C. J. The philosophy of Art / C. J. Ducasse. — N. Y., 1966. — 198 p.

250. Neue Zeitschrift ftir Musik. — 1982. — № 12. — S. 55—58.

251. Richards, A. The Principles of Literary criticism / A. Richards. — J., 1947.— 152 p.

252. Reimer, B. Essential and Nonessential Characteristics of Aesthetic Education / B. Reimer // J. of Aesthetic Education. — 1991. — Vol. 25, N. 3. — P. 193—213.

253. Schafer, M. Creative Music Education / M. Schafer. — N. Y., 1976. — 295 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.