Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Мясцова, Валентина Ивановна

  • Мясцова, Валентина Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Елец
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 271
Мясцова, Валентина Ивановна. Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Елец. 2002. 271 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мясцова, Валентина Ивановна

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Феномен эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников

1.2. Влияние социально-культурной среды на эстетическое восприятие реальных объектов у младших школьников

1.3.Уровни сформированности эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников

Глава II ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Осуп];ествление связи объекта наблюдения с личным опытом младшего школьника

2.2. Организация процесса осмысления младшими школьниками эстетических свойств реальных объектов

2.3. Интерпретация выразительных средств реальных объектов в творческой деятельности учащихся начальных классов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников»

Современная система образования ориентирована на подготовку школьников, способных к самообразованию, духовному совершенствованию, обладающих высокой культурой мышления и ответственностью.Педагог призван открывать перед учащимися мир прекрасного, развивать в них остроту эстетического видения реальных объектов, вырабатывать умение верно оценивать и отбирать эстетические явления. В этой связи важное значение приобретает формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников. Эстетическое восприятие формируется не спонтанно, оно является в конечном итоге результатом длительных и напряжённых усилий педагога и учащегося. Постижение эстетических явлений требует от младших школьников высшей активности чувств, мыслей, воображения. В этом процессе велико влияние социально-культурной среды. Его недооценка отрицательно сказывается не только на эстетическом, но и нравственном развитии личности.Эстетическое восприятие реальных объектов социально-культурной среды порождает эмоционально-личностное отношение к природе, культурным и историческим памятникам, народным традициям и обрядам, воспитывает чувство гордости за малую родину и позволяет осознать духовное богатство мира.В философско-методологическом аспекте эстетическое восприятие рассматривается в работах А.Ф. Асмуса, Н.А. Бердяева, Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, Г.Ф. Гегеля, А.Ф. Лосева, М.С. Кагана, B.C. Мешаха, В.А. Разумного, Е.Г. Яковлева и др.Исследования Е.И. Игнатьева, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, П.В. Копнина, А.Н. Коршунова акцентируют внимание на различных философских аспектах отражения действительности в чувственном образе.Психологический механизм возникновения восприятия и его значение в умственном, эмоциональном развитии школьников раскрывается в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, B.C. Мухиной, В.Н. Мясищева, Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.М. Якобсона.Различные аспекты этой проблемы отражены в трудах зарубежных философов и психологов: Р. Арнхейма, Г. Айзенка, У. Бронфенбреннера, Д. Гибсона, Д. Гилфорда, Ж. Пиаже, X. Эренфельса и др.Проблема формирования восприятия в педагогике многоаспектна, основой её изучения являются: систематизация чувственного образа и рефлексия воспринятого (СП. Баранов, Л.И. Бурова, Т.М. Давыденко, А.Ж. Овчинникова, Ю.С. Поршнева и др.); исследование художественного мышления школьников (Г.В. Лабунская, А.П. Сидельковский, И.Ф. Смольянинов, Е.М. Торшилова, О.С. Чернова, Г.П. Шевченко и др.); изучение особенностей нравственноэстетического и художественного воспитания в процессе учебной и внеклассной работы (Д.Б. Кабалевский, Н.М. Конышева, Б.Т. Лихачёв, В.М. Неменский, В.К. Рвачёва, Т.Д. Суслова, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова и др.).Психолого-педагогический анализ проблемы дал представление о развитии эстетического восприятия природы, музыки, изобразительного искусства и литературы (О.А. Апраксина, Г.Б. Вершинина, А.А. Люблинская и др.). На его основе удалось выделить основные направления исследования эстетического влияния среды на формирование личности, ими являются исследования: культурно-исторического прошлого края (Е.П. Белозерцев, В.Ф. Горбенко, В.П. Горлов, А. Воскресенский, СВ. Краснова, Г.П. Климова, В.П. Кузовлев, А.В. Новосельцев, Н.А. Ридингер, СА. Сионова и др.); воздействия среды на эстетическое восприятие детей (Е.И. Коротеева, И.В. Кошмина, А.Ф. Лобова, Л.П. Печко, Г.С. Тараскина и др.); формирования эстетических потребностей (И.Ф. Гончаров, Н.Б. Крылова); творческой активности субъекта (В.П. Зинченко, А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Терентьева, А.Б. Щербо); развития эстетических способностей (Т.Н. Кудина, B.C. Кузин, Т.Я. Шпикалова). В работах этих учёных идёт поиск методов и форм повышения качества усвоения школьниками знаний об эстетическом, умений воспринимать и ценить красоту мира.Таким образом, психолого-педагогическая литература располагает большим материалом по исследованию эстетического восприятия. Однако ряд важных вопросов этой проблемы мало разработан. В частности, не нашёл должного освещения вопрос формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников, не раскрыты в должной мере особенности влияния социально-культурной среды на эстетическое развитие личности.Неразработанность этих аспектов проблемы не позволяет в полной мере использовать потенциальные возможности эстетического восприятия, которое характеризует взаимосвязь в познании эстетических свойств объективного и субъективного, реального и воображаемого, конкретного и абстрактного.Такое положение порождает ряд противоречий между: - возможностями эстетического восприятия реальных объектов и использованием их в учебно-воспитательном процессе начальной школы; - необходимостью формирования эстетического восприятия реальных объектов и отсутствием научно-методических разработок по использованию материала социально-культурной среды в эстетическом развитии личности.С учётом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия и технология реализации теоретической модели формирования эстетического восприятия реальных" объектов у младших школьников? Решение данной проблемы является целью исследования.Объект исследования - эстетическое развитие младших школьников.Предмет исследования - педагогические условия формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников.В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи: - обосновать и апробировать на практике теоретическую моделъ формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников; - раскрыть влияние социально-культурной среды на эстетическое восприятие реальных объектов у младших школьников; - определить показатели и уровни сформированности эстетического восприятия реальных объектов у детей младшего школьного возраста; - разработать педагогические условия и технологию их реализации в процессе формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников.Гипотеза исследования: эффективность формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников повысится, если: - будут реализованы следующие педагогические условия: осуществление связи объекта наблюдения с личным опытом младшего школьника, организация процесса осмысления младшими школьниками эстетических свойств реальных объектов, интерпретация выразительных средств реальных объектов в творческой деятельности учащихся начальных классов; - будет разработана технология, направленная на эстетическое восприятие реальных объектов у младших школьников; Общую методологию исследования составляет синтез гносеологического, аксиологического, онтологического и культурологического подходов к эстетическому развитию личности; концептуальные положения об эстетическом и художественно-образном отражении действительности в сознании человека.Теоретическую основу исследования составляют положения: - рассматривающие человека как высшую ценность и самоцель общественного развития (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Г.Ф. Гегель, И. Кант, А.Ф. Лосев, Н.К. Рерих, П.А. Флоренский, Н.Г. Чернышевский и др.); - раскрывающие проблему эстетического восприятия как интегративного свойства личности (М.С. Каган, Н.И. Крюковский, В.А. Разумный, Е.Г. Яковлев); - об активности субъекта и ведущей роли творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн, Т.А. Соловьёва, Л.З. Цветанова -Чурукова, П.М. Якобсон и др.); - о творческом развитии личности на материале среды (А.Г. Асмолов, Б.П. Белозерцев, В.П. Кузовлев, Б.Т. Лихачёв, А.Ф. Лобова, Л.П. Печко и др.); - о сущности эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников в различных видах деятельности (СП. Баранов, Л.И. Бурова, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Йеменский, А.Ж. Овчинникова, Ю.С. Поршнева и др.).Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга: - библиографический (изучение и анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, дидактической, методической и краеведческой литературы); - методы теоретического анализа (моделирование, сравнительно-сопоставительный); - диагностические (наблюдение, беседа, интервьюирование, опрос, анкетирование); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); - анализ результатов творческой деятельности младших школьников; методы статистической обработки данных, полученных в ходе экспериментальной работы.Базой исследования явились начальные классы средних общеобразовательных школ №№3,8,11,21,97 г. Ельца Липецкой области и № 36 г.Липецка. Исследование проходило с 1994 по 2002 год. В опытноэкспериментальной работе участвовало 236 учеников.Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.Первый этап (1994-1996 гг.) - поисково-теоретический', посвящен анализу философской, эстетической, психолого-педагогической, дидактической, методической и краеведческой литературы, разработке аппарата исследования, изучению состояния проблемы в теории и практике школы, составлению плана экспериментальной работы.Второй этап (1996-1999 гг.) - опытно-экспериментальный: разработаны теоретические положения исследования, проведены констатирующий и формирующий эксперименты.Третий этап (1999-2002 гг.) — обобщающе-аналитический: проведён качественный и количественный анализ полученных результатов, сформулированы основные выводы, осуществлено оформление диссертации.Степень новизны исследования состоит в том, что: - разработана научная идея, обогащающая концепцию формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников; дано авторское определение понятия эстетического восприятия реальных объектов, расширен его объём; - определена роль социально-культурной среды в формировании эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников, выявлена специфика эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников, раскрыто содержание этого процесса; - разработана и экспериментально реализована теоретическая модель формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников; - определена система основных показателей и уровней сформированности эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников; - разработана учебная программа по формированию эстетического восприятия реальных объектов, способствующая эффективному эстетическому развитию детей младшего школьного возраста.Объективность, достоверность исследования обеспечивается многофакторным анализом современных достижений психолого-педагогической науки; выбором системы взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам; экспериментальной проверкой гипотезы исследования; репрезентативностью выборки участников педагогического эксперимента; преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования; доказательностью качественных характеристик количественными оценками, полученных в процессе статистической обработки данных.Теоретическая значимость работы состоит: - в углублении научной идеи об эстетическом восприятии реальных объектов у младших школьников; - в выявлении этапов, педагогических условий и технологии их реализации, обеспечивающих эффективность формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников; - в систематизации явлений окружающего мира, которые составляют основу формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников.Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении: - диагностической методики изучения сформированности эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников; - технологии формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников; - авторских программ курсов по выбору: «Использование краеведческого материала в формировании эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников» и «Педагогическое краеведение».Результаты исследования могут быть использованы в практике общеобразовательной школы и в процессе подготовки учителей начальных классов.Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в авторских публикациях: методических рекомендациях, научных статьях и тезисах, опубликованных в гг. Москве и Ельце. Основные результаты исследования апробировались на международной конференции «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России» (Москва, 2001г.), региональной научной межвузовской конференции молодых учёных (Липецк, 1993 -1994гг.), межвузовской научной конференции «Ненасилие как условие развития творческой личности» (Елец, 1997г.), научно-практической конференции преподавателей и студентов ЕГПИ по итогам НИР за 1997г,, заседаниях кафедры ПНО ЕГУ им.И.А. Бунина в 2000 и 2002гг., научно-практической конференции педагогических работников (Елец, МОУ СОШ № 22, 2002г.). Внедрение результатов исследования осуществлялось путём их непосредственного использования в процессе обучения студентов факультета ПиМНО (курс по выбору «Использование краеведческого материала в формировании эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников», педагогическая практика, курсовые и выпускные работы), музыкально-педагоги-ческого факультета (НЛП «МХК») и учеников педагогического класса МОУ СОШ Ш 22 («Педагогическое краеведение»).Основные положения, выносимые на защиту: 1. Теоретическая модель формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников, включающая в себя взаимосвязанные модели: а) структурную модель эстетического восприятия реальных объектов, представляющую собой мыслительную конструкцию идеальных образов реального процесса и состоящую из чувственно-образного, эмоционального, творческого, абстрактно-логического и ценностно-ориентированного компонентов; б) аналитическую модель эстетического восприятия реальных объектов, определяющ>то систему качественных оценок его сформированности у младших школьников, диагностику и прогнозирование развития эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников; в) технологическую модель формирования эстетического восприятия реальных объектов, раскрывающую основные этапы, педагогические условия и технологию их реализации, обеспечивающие эффективность формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников.2. Уровни сформированности эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников (фрагментарный, утилитарно-рационалистический, эмоциональный, целостный). Показатели сформированности эстетического восприятия реальных объектов: полнота выразительных средств реальных объектов, адекватность, эмоциональность, ассоциативность, глубина и субъективность.3. Система педагогических условий: осуществление связи объекта наблюдения с личным опытом младшего школьника, организация процесса осмысления младшими школьниками эстетических свойств реальных объектов, интерпретация выразительных средств реальных объектов в творческой деятельности учащгася началь}1ых классов, обеспечивающих эффективность формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников.4. Технология реализации педагогических условий формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников, представляющая собой последовательность целевого, содержательного, процессуального, аналитико-результативного блоков, этапов и направлений, позволившая разработать специальную программу курса уроков и внеклассных воспитательных мероприятий, обеспечивающих повышение качества учебновоспитательного процесса.Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (236 источников), приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мясцова, Валентина Ивановна

Проблема эстетического восприятия составляет предмет исследования философских, психологических, педагогических наук. Многообразие под ходов к трактовке эстетического восприятия влечёт неоднозначность в по нимании природы, объективной основы, структуры эстетического воспри ятия. В контексте названной проблемы эстетическое восприятие реальных объектов рассматривается как слоэюная система взаимосвязанных элемен тов, включающая чувственно-образный, эмоциональный, творческий, абст рактно-логический и ценностно-ориентированный компоненты, к специ фическим особенностям которого относятся: восприятие объектов с пози ций эстетического идеала, являющегося высшим регулятивным и оценоч ным принципом; выразительность; смысловая ёмкость и иносказатель ность худоэюественного языка; эмоциональное отношение к объекту; кон кретность; одухотворённое человеческое бытие; нравственный духовный смысл постижения Истины, Красоты и Добра.Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников - сложный, диалектически противоречивый процесс, на который огромное влияние оказывает социально-культурная среда. Специфика влияния социально-культурной среды на эстетическое восприятие реальных объектов у младших школьников понимается нами как совокупность природного окруэк:е ния, культурных ценностей, нравственного поведения людей, эюивущух в дан ное время в данном обществе и находящихся в определённых пространствен ных взаимоотношениях.Теоретические положения формирования эстетического восприятия ре альных объектов у младших школьников, основанные на синтезе гносеологиче ского, аксиологического, онтологического и культурологического подходов, позволили наиболее полно охарактеризовать влияние социально-культурной среды на эстетическое восприятие реальных объектов у младилих школьников, определить коммуникативную, познавательную, гедонистическую, творческую И воспитательную функции и комплекс средств, необходимых для качествен ного формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников к которым относятся: 1) создание полоэюителъно-эмоционалъного отношения к социально-культурной среде в процессе эстетического воспри ятия реальных объектов младшими школьниками; 2) осуществление диффе ренцированного подхода к младшему школьнику с учётом опыта вхождения калсдого ребёнка в социально-культурную среду; 3) избирательное использова ние образовательно - развивающего пространства, отвечающего потребно стям детей; 4) реализация полифункционального комплекса средств влияния социально-культурной среды на формирование эстетического восприятия ре альных объектов у младших школьников.С учётом результатов выполненных к настоящему времени исследований разработана теоретическая модель формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников, включающая в себя взаимосвязан ные модели:

а) структурную модель эстетического восприятия реальных объектов, представляющую собой мыслительную конструкцию идеальных образов реаль ного процесса и состоящую из чувственно-образного, эмоционального, творче I ского, абстрактно-логического и ценностно-ориентированного компонентов;

б) аналитическую модель эстетического восприятия реальных объектов, определяющую систему качественных оценок его сформированности у млад ших школьников, их диагностику и прогнозирование развития эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников;

в) технологическую модель формирования эстетического восприятия ре альных объектов, раскрывающую основные этапы, педагогические условия и технологию их реализации, обеспечивающие эффективность формирования эс тетического воспрР1ятия реальных объектов у младших школьников.Структурная модель эстетического восприятия реальных объектов пока зывает, что формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников с опорой на чувственно-образный и эмоциональный компоненты ориентировано на перестройку, перегрзшпировку образов; абстрактно логический компонент связан с развитием мышления школьника на эмпириче ском и теоретическом уровнях; творческий компонент способствует самореали зации личности; ценностно-ориентированный компонент формирует интерес к восприятию реальных объектов и создаёт устойчивую потребность к изучению произведений искусства.Аналитическая модель эстетического восприятия реальных объектов по зволяет диагностировать и прогнозировать развитие эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников на основе следующих показателей: полнота выразительных средств реальных объектов, адекватность, эмоцио нальность, ассоциативность, глубина и субъективность.На основе результатов констатирующего эксперимента, а также исследо ваний СП. Баранова, Л.И. Буровой, А.Ж. Овчинниковой, Л.П. Печко, Ю.С. Поршневой, выделено 4 уровня сформированности эстетического воспри ятия реальных объектов у младших школьников.На первом уровне (фрагментарном) эстетическое восприятие смутно, не дифференцировано, схематично. В нём отражаются не столько эстетические свойства и признаки, присущие реальным объектам, сколько общие внешние признаки группы сходных между собой предметов, которые не связываются в сознании младших школьников с отражением эстетических свойств, знакомых им по личному опыту. Отсутствие конкретных чувственных впечатлений не вызывает эмоционального отклика, переживания, не способствует выразитель ности реального объекта. Субъективное отношение к объекту выражено слабо, дети не используют метафоры, сравнения, олицетворения.На втором уровне (утилитарно-рационалистическом) эстетическое вос приятие характеризуется фрагментарностью, качества дифференцируются по одному-двум выразительным признакам и свойствам, связанным с жизненным опытом детей, их переживаниями, фантазией. Дети ещё затрудняются использо вать эстетические признаки в совокупности при передаче эстетического содер жания реального объекта и выражения к нему своего отношения. Выделение оригинального, неповторимого на этом уровне ещё не происходит; возможность использования различных образов или характеристик одного и того же реально го объекта затруднена. Эмоциональность проявляется не всегда адекватно тому содержанию и смыслу произведения искусства, которые вложил в него автор. На блюдается быстрота мьппления, частичное установление связей между образом и выразительньвли средствами.На третьем уровне (эмоционально-образном) наблюдается возникновение конкретного эстетического восприятия. Характерно яркое, образное описание ребёнком предметов и явлений, стремлений художественно передать увиденное и выделить то, что поразило и удивило на основе характеристики средств выра зительности. Эмоциональность проявляется в богатстве и разнообразии, ярко выраженном восприятии ребёнка, в метафоричности и ассоциативности образа; наблюдается быстрота, гибкость, точность формулировок, установление связи между образом и реальным объектом. Субъективное отношение к объекту про является в создании нового, оригинального, в способности высказывать не сколько идей, изображать нечто неповторимое.На четвёртом уровне (целостном) проявляется богатство и разнообразие ярко выраженного субъективного восприятия ребёнком реального объекта, ме тафоричность образа, способность очеловечивать природу. Наблюдается глубо кое осознание и творческий характер усвоения действительности.Результаты экспериментальной работы позволили:

а) рассмотреть данный феномен как фактор развития культзфы младшего школьника;

б) обосновать и реализовать следующие педагогические условия: осуще ствление связи объекта наблюдения с личным опытом ученика; организация процесса осмысления младшими школьниками эстетических свойств реальных объектов; интерпретация выразительных средств реальных объектов в твор ческой деятельности младших школьников.Указанные педагогические условия рассматриваются как процессы, кото рые связывают между собой реальные объекты. Их необходимость и достаточность определяется тем, что в данной совокупности возможно ДОСТИЧЬ более высокого уровня сформированности эстетического восприятия реальных объ ектов у младших школьников и тем самым повысить качество учебно-вос питательного процесса.Первое педагогическое условие осуществляет связь объекта наблюдения с личным опытом ученика. Реализация данного педагогического условия преду сматривает: восприятие выразительности реального объекта в зависимости от анализа ощущений и личного опыта ученика; выделение многообразия реаль ных объектов, их эмоционального воздействия в процессе наблюдения; харак теристику реальных объектов в процессе временных изменений.Второе педагогическое условие состоит в организации процесса осмысле ния младшими школьниками эстетических свойств реальных объектов. Реали зация данного условия предусматривает определение эмоционально-смысловой значимости образа в эстетическом восприятии реальных объектов; установление связи между смыслом и значением образа при восприятии произведений искус ства; учёт субъективного и объективного в осмыслении выразительности реаль ных объектов в эстетическом восприятии младших школьников.Третье педагогическое условие заключается в интерпретации вырази тельных средств реальных объектов в творческой деятельности учащихся на чальных классов. Данное условие предусматривает: комбинирование вырази тельных средств реальных объектов в эстетическом восприятии младших школьников; моделирование реальных объектов в создании выразительных об разов; использование элементов импровизации в творчестве детей младшего школьного возраста.Диагностическая программа определения сформированности эстетиче ского восприятия реальных объектов у младших школьников по уровням по зволила разработать технологическую модель, направленную на повышение уровней сформированности эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников, определить динамику происходящих изменений.Технологическая модель формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников, опирающаяся на типы реальных объек тов социально-культурной среды позволила определить её следующие состав ляющие: целевой, содержательный, процессуальный и аналитико-результа тивный блоки, этапы и направления реализации педагогических условий, а также разработать специальную программу курса зфоков и внеклассных воспи тательных мероприятий, направленных на процесс формирования эстетическо го восприятия реальных объектов у детей младшего школьного возраста.Организация, логика и динамика исследования включала в себя три этапа, обусловленных постепенным расширением и усложнением сферы деятельности и самостоятельности учащихся экспериментальной группы.На первом этапе формирования эстетического восприятия реальных объ ектов у младших школьников осуществлялось накопление эмоционально образных впечатлений об объектах на основе наблюдения реальных объектов.Задания этого этапа были направлены на: выявление многообразия выразитель ных объектов в эстетическом восприятии младших школьников в зависимости от физических, пространственных, временных, гравитационных, интуитивных и тактильных ощущений в реальных условиях их бытия; формирование умения наблюдать реальные объекты и выделять их выразительные детали и свойства; развитие эмоциональной отзывчивости на выразительный объект.Второй этап формирования эстетического восприятия реальных объ ектов у младших школьников представлял выявление характера образов в эс тетическом восприятии в зависимости от понимания смысла и значения реаль ного образа. Его задания формировали умение видеть и наслаждаться красотой родного края; развивали ощущения (тонкость слуха, обоняние), остроту зрения; давали глубокие и всесторонние знания о реальных объектах. Привычка на блюдать и осмысливать происходящее утончает восприятие красоты и позволя ет увидеть даже ту красоту, которая скрыта от глаз и доступна не каждому.Третий этап формирования эстетического восприятия реальных объек тов у младших школьников предполагал самостоятельное создание учеником выразительного образа. Задания, предлагаемые школьникам на этом этапе, быЛИ направлены на активизацию их исполнительских и художественно импровизационных способностей, на развитие умения комбинировать и моде лировать выразительные средства реальных объектов.Количественный и качественный анализ результатов деятельности млад ших школьников с помощью параметрического критерия Стьюдента свидетель ствует о положительной динамике роста степени сформированности эстетиче ского восприятия реальных объектов в экспериментальной группе и показывает статистически значимое влияние предлагаемой технологии на формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников.Исследованием доказано, что эффективность формирования эстетическо го восприятия реальных объектов у младших школьников зависит от следую щих педагогических условий: осуществления связи объекта наблюдения с лич ным опытом младшего школьника, организации прогресса осмысления млад шими школьниками эстетических свойств реальных объектов и интерпрета ции выразительных средств реальных объектов в творческой деятельности учащихся начальных классов.Проведённое исследование подтвердило первоначально выдвинутую ги потезу, поставленные задачи решены, цель достигнута.Данное исследование не претендует на окончательное решение проблемы формирования эстетического восприятия реальных объектов. Перспективы ра боты намечаются в следующих направлениях: • подготовка студентов к формированию эстетического восприятия ре альных объектов у младших школьников; • определение специфики формирования эстетического восприятия ре альных объектов у школьников средних и старших классов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мясцова, Валентина Ивановна, 2002 год

1. АйзенкГ.Ю. Проверьте свои способности. -М. : Педагогика, 1992. - 173 с.

2. Алексеева А.В. Чувственный опыт школьников в процессе усвоения первоначальных понятий // Начальная школа №10, 1995. - 50 - 53.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - 380с.

4. Антонов А.В. Проблема наглядности в восприятии и понимании информации. -Киев: Знание, 1976. - 20с.

5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. Кн. для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвеш;ение, 1983. - 222с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1974.-392с.

7. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.

8. Асмус В.Ф. Логика.-М.: Госполитиздат, 1947.-387с.

9. Афанасьев С , Коморин Триста творческих конкурсов. Кострома: РЦ БИТ «Эврика -М», 1999. - 111с. Ю.Афасижев М.Н. Эстетические потребности человека. М.: Знание1979. - 63с.

10. Баранов СП. Супдность процесса обучения. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов по специальности № 2121 «педагогика и методика начального обучения». М.: Просвещение, 1981. - 143 с.

11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. — М.: Художественная литература, 1975. - 502с.

12. Велик А.П. Эстетика и современность. - М.: Политиздат, 1963.

13. Беликов П., Князева В. Рерих. - М.: Молодая гвардия, 1973. - 256с.

14. Белинский В.Г. Собрание соч. В Зтт., - М., 1948, Т.З. - 376с.

15. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. -Волгоград: Перемена, 2000. -461с.

16. Бердяев Н.А. Русская идея. О России и русской философской культуре. - М.: Наука, 1990.-258с.

17. Бердяев Н.А. О русской философии. -Ч . 1 . Свердловск, 1993. -288с. f .9.Берулава ГЛ. Психодиагностика умственного развития учащихся. - Новосибирск, 1990. - 85с.

18. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.-423с.

19. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

20. Борев Ю.Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика, методология критики и герменевтика // Теория, школы, концепции (критические анализы): художественная рецепция и герменевтика / Отв. Ред. Ю.Б. Борев. - М.: Наука, 1985. - 228с.

21. Борев Ю.Б. Эстетика. -М, : Политиздат, 1988. - 496с.

22. Бунин И.А. Сочинения. В 3-х тт., Т.1 -М. ; Худ. литература, 1982. - 582с.

23. Бунинские места в городе Ельце. Путеводитель. - Елец, 1994. - 20с.

24. Буров А.И. Эстетика: Проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. - 175с.

25. Бурова Л.И. Система изучения природы детьми младшего школьного возраста. - М., Череповец: Прометей МПГУ, ЧТУ, 1997. - 163с.

26. Вахтомин Н.К. Практика. Мышление. Знание. -М. , 1978.

27. Вергилис Н.Ю., Зинченко В.П. Проблемы адекватности образа // Вопросы философии, 1967, №4. - 57.

28. Вершинина Г.Б. «.. Вольна о музыке глаголить», М.: Новая школа, 1996.- 192с. 31 .Виленский М.Я. Ценностное сознание студента и его формирование // Ненасилие как условие развития творческой активности.- Елец, 1997. - 96 - 98.

29. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе / Методические советы учителю/ - М.: А.П.О., 1995. - 64с.

30. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М.: Просвещение, 1982. - 144с.

31. Воробьёва Д.И. Гармония: Интеграционная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. - Л.: Изд. ЛИУУ, 1995.- 77с.

32. Воскресенский А. Елецкая быль. Вып.-8. Елец, 1999. - 184с.

33. Выготский Л.С. Избр. психолог, исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519с.

34. Выготский Л.С. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984.-432с.

35. Выготский Л.С. Лекции по педологии.-Ижевск: №д-во УДМ, Ун-та, 1996.-29бс

36. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т., Т.4. - Детская психология. М.: Педагогика, 1984.-432с.

37. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. Пер. с англ. М.,1988..

38. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. Из опыта работы учителя. -М. : Просвещение, 1978. - 160с.

39. Горбенко В.Ф. Региональный компонент в системе музыкального воспитания младших школьников // Начфак: проблемы и перспективы развития: -М.: «ТЦ Сфера», 2001. - 204 - 209.

40. Горлов В., Новосельцев А. Елец веками строился - Липецк, 1993. - 440с.

41. Горсков О.Г. Откровение (избранное).- Елец, 1992. - 68с.

42. Гуськова О.А. Эмоциональная природа эстетического восприятия и проблема воспитания личности. Философские вопросы воспитания. Учёные записки Горьковского гос. пед. института им. М. Горького. Вып. 83, Серия общественных наук, 1967.- 144с.

43. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. М., Белгород, 1995.-41с.

44. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. В 4т., Т.4 - М.: Цитадель, 1998. - 832с.

45. Дарвин Ч. Выражение чувств у человека и животных. Соч. Т. 5. ЗЗ.Диченская Е.А. Освоение предметно-пространственной среды младшими школьниками в процессе эстетического воспитания: Автореф. дне. канд. пед. наук. -М. , 1994. - 18с.

46. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272с.

47. Елецкая быль. Песни о городе. В. 5. -Елец, 1996. - 127с.

48. Епанчинцева Н.Д. Организация развиваюпдей среды в дошкольном образовательном учреждении. Дис канд. пед. наук. Белгород, 2001. - 174с.

49. Иванов В.П. Художественная действительность: проблемы субъекта и объективной детерминации. - Киев: 1980. - 9 -11. 67,Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. - М.: Знание, 1968. - 32с.

50. Илиади А.Н. Формирование эстетического поля деятельности и его практическая природа // Проблемы этики и эстетики. Вьш.2Л.: Изд-во ЛГУ 1975. - 20с.

51. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии. Вопросы эстетики. - Вып. 6. - М., 1964. - 60 - 64.

52. Искусство и образование. Журнал: методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. №3, МОУ «Народный дом», 1998.-111с.

53. Историческое краеведение Липецкой области. Учебное пособие. - Елец, ЕГПИ, 1999.-126С.

54. История философии в кратком изложении. -М. : Мысль, 1991. - 590с.

55. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. Избр. статьи и доклады. - М.: Педагогика, 1986. - 192с.

56. Каган М.С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике. Д.: Изд-во ЛГУ, 1971.-761с.

57. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений. - М.: Политиздат , 1988. - 319с,

58. Кант И. Собр. соч. в бТ., М.: Мысль, 1966. - Т.5, 564 с.

59. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. Т.1 - М.: Наука, 1989. - 640с.

60. Ковалёв Г.А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда // Вопросы психологии. - 1983. - №1.- 13-23.

61. Коган Л.Н. Художественный вкус. - М., 1968.

62. Козлов Б.М. Восприятие картин (уч-ся 4 кл.) Автореф. дис. ..канд. психол. наук, М., 1954.-11с.

63. Кондратенко Ф.Д. К Вопросу о природе и суп.;ности эстетического отношения: Дис. ... канд. филос. наук. М., 1976. - 201с.

64. Конышева М.Н. Лепка в начальных классах: Кн. для учителя. Из опыта работы.- 2 изд., доработ. - М.: Просвещение, 1985. - 79с.

65. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. - М., 1974. - 568с.

66. Коршунов А.Н. Принцип отражения и активность субъекта // Диалектика научного познания: Очерк диалектической логики. - М.: Наука, 1978. - 52 - 68.

67. Кошмина И. Вертикальный тематизм как метод интеграции искусств в программе "Наше отечество"// Искусство и образование, №3, 1998.

68. Краткий словарь по эстетике./ Под ред. Овсянникова Ф.М. - М.: Политиздат, 1983.-223с.

69. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на детей школьного возраста: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1990. - 276с.

70. Крылова Н.Б. Эстетическая деятельность и культурный прогресс. - М.: Знание, 1983. - 64с.

71. Крюковский Н.И. Основные эстетические категории: Опыт систематизации. Минск: Изд. БГУ им. Ленина, 1974. - 286с.

72. Крюковский Н.И. Логика красоты. Минск: Наука и техника, 1965. - 463с.

73. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. - 80с.

74. Кудрявцева Л. Художники Виктор и Аполинарий Васнецовы. Повесть. М.: Детская литература, 19991. -112с.

75. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е издание, переработ, и доп. М: АГАР, 1997. - 304с.

76. Кузовлев В.П. Коммуникативная компетенция будущего учителя как основа его профессиональной культуры // Эстетическая среда и развитие культуры личности. - М.: ИХО РАО, 1999. - 226с., 143 - 148.

77. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965.-207с.

78. Ленин В.И. Поли. собр. соч.,Т. 18. - 383с.

79. Леонтьев А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста. // Очерки психологии детей / младший школьный возраст. - М.: АПН РСФСР, 1950. - 50 - 60.

80. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 176с.

81. Лихачёв Б.Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности: Дис. .д-ра пед. наук. Вологда, 1968. - 487с.

82. Лобова А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2201. -.34с.

83. Логика / Под ред. В.И. Кириллова. - М.: Высшая школа, 1987. - 271с.

84. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Высокая классика. - М.: Искусство, 1974.-600с.

85. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988.- 128с.

86. Любимова Г.Н. О формировании предметно-пространственной среды для детей // Техническая эстетика. - 1976. - №3-4. - 1-4.

87. Любимова Г.Н. О специфике предметной среды для детей дома и в дошкольном учреждении // Техническая эстетика. - 1977. - № 12. - 11-12.

88. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвеш;ение, 1971. - 238с.

89. Мацкевич М. Прогулки по Третьяковке // Дошкольное воспитание, №8, 1997.-С.53-62.

90. Мелик - Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству. Дис... д-ра психол. наук. М., 94. - 225с. ПО. Микаилова Н.Э Эстетическая потребность и искусство. Автореферат.... канд. философ, наук. Баку, 1996. - 26с.

91. Молчанова Г.И. Формирование эстетических суждений у подростков в процессе изучения художественной литературы. Дис.... канд. пед. наук. М., 1972.

92. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М.: Изд. дом «Карапуз», 2000. - 272с.

93. Мухина B.C. Детская психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. - Под ред. Л.Венгера. - 2-е изд. - перераб. - М.: Просвещение, 1975.-272с.

94. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 426с.

95. Мясцова В.И., Романов Б.И. Формирование эстетических восприятий у младших школьников временного детского коллектива // Современные подходы к учебно-воспитательному процессу. М.: МПГУ, «Прометей», 1995-С. 86-92.

96. Надолинская Т.В. Методические рекомендации к учебному комплекту «Музыка» (1-3 кл.) - Таганрог: Айкэн, 1998. - 176с.

97. Наша Родина: пособие для воспитателей детского сада / Сост. Н.Ф. Виноградова, А. Козлова. -М. : Просвещение, 1984. - 304с.

98. Начальная школа / Приложение к газете 1 сентября, 13/96 №3. - 1, 3.

99. Неменский Б.М. Культура - искусство—образование; Цикл бесед. - М.: Наука, 1993.-79с.

100. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. - 2-е изд., перераб, и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255с.

101. Новикова Л.И. Школа и среда. - М.: Знание, 1985. - 80с.

102. Овчинникова А.Ж. Познание первоклассниками эстетического в природе: Монография. М.: Прометей, МПГУ им. В.И. Ленина, 1990. - 142с.

103. Овчинникова А.Ж. Чувственное и рациональное в эстетическом отношении младших школьников к действительности: Монография. - М.: Прометей, 1994. - 133с.

104. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников: Монография. - М.: Наука, 1997. - 105с.

105. Овчинникова А.Ж., Мясцова В.И., Пашкова A.M. Как прекрасен этот мир, посмотри! (Пособие по эстетическому развитию младших школьников) -М.: Прометей, 1997. - 125с.

106. Овчинникова А.Ж. Онтологический подход к формированию эстетического отношения к действительности у младших школьников: Монография. - М.: Прометей, 1999. - 220с.

107. Овчинникова А.Ж. Онтологический подход к эстетическому развитию младших школьников. // Онтологический подход к развитию личности. -М.: ТЦ Сфера, 2001.- 15 - 27.

108. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1989. - 924с.

109. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. Дис. ... д-ра филос. наук.-М., 1977.-ЗбЗс.

110. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 1999. - 290с.

111. Павловские среды // Стенограммы 1933-34 гг. М-Л., 1949, Т.З.- 625с.

112. Павловский А.Ф. Восхождение к благу и красоте. - М., 1997. - 65с.

113. Педагогический словарь. В 2.,т. 1. - М.: Изд. Академии дед. наук, 1966-774с.

114. Педагогическое краеведение Липецкой области. Учебное пособие. Коллектив авторов. Под ред. В.П. Кузовлева и Е.П. Белозерцева. - Елец: ЕГ-ПИ, 1999.-642с.

115. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982.-255с.

116. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-384с.

117. Песталоцци И.Г. Метод: Понятие закона Песталоцци // Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. - Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. -М. : Педагогика, 1988. - 331с.

118. Печко Л.П, Эстетико - развивающая среда как педагогический феномен //Онтологический подход к развитию личности, М., 2001. - 214с. - 27 - 35.

119. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. Пособие для клубных работников. - М.: ВНМЦ НТ и КНР МК СССР, 1991. - 102с.

120. Печко Л.П. Эстетическая среда воспитания и образования в школе //Эстетическая среда и развитие культуры личности. М.: ИХО РАО, 1999. - 226с.

121. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология: Пер. с англ. и фр. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.-680с.

122. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность в обучении. - М.: Педагогика, 1989. - 240с.

123. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. - М.: Изд. МОПИ, 1991. - 7бс.

124. Планета - наш дом: Учебник - хрестоматия для дошкольников и младших школьников / Сост. И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская. - М.: Лайда, 1995. - 288с.

125. Платонов О. Русская цивилизация. Русская школа. Вып. 2, - М.: Роман- газета, 1994.- 124с., 97 - 99.

126. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурного образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Linka-Press, 1998. - 190с.

127. Поршнева Ю.С. Формирование эстетического отношения к реальным объектам окружающего мира у ш1сольников 4-5 классов. Дис. .. канд. пед. наук. М., 1991-167а

128. Практикум по возрастной и пед. психологии: Для студ. сред. пед. учеб. завед / Авт.-сост. - Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М . : «Академия», 2000. - 160с.

129. Пришвин М.М. Синие перышки. Рассказы. - М., Детская литература, 1984. - 32с.

130. Пришвин М.М. Собрание сочинений в 8 томах. Т.2. Кащеева цепь. Мирская чаша. - М.: Художественная литература, 1982. - 679с,

131. Пришвин М.М. Собрание сочинений в 8томах. Т.7. Натаска Ромки. Глаза земли. - М.: Художественная литература, 1984. - 477с.

132. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3). - М.: Просвещение, 1996. - 285с.

133. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). - М.: Просвещение, 1998. - 624с.

134. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, В 2-х ч. Ч. 1 (1-4). 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 319с.

135. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. В 2-х ч .4.2 (1-4). 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 394с. р •

136. Пряхин Д.А. Уникальность историко-культурной территории как фактор образовательного процесса в регионе (на примере Ельца и его исторической округи). Автореф. ... канд. пед. наук. Елец, 2000. - 19с.

137. Психология. Словарь /Под общ. Ред. А.В. Петровского. М.Г. Ярошевско- го. -М.: Политиздат, 1990. - 494с.

138. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса. М.: Изд-во МГУ, 1993.-304с.

139. Разумный В.А. Эстетическое восприятие. Сущность. Формы. Методы. - М.: Мысль, 1969.-190с.

140. Раппопорт Х. От художника к зрителю: Проблемы художественного творчества. М.: Советский художник, 1983. - 212 - 219.

141. Ридингер Н.А. Очерки истории Елецкого уезда. - Елец: Елецкие куранты, 1993.-189с.

142. Рогаленков М.В. Роль свободного творчества в формировании эстетического вкуса подростков // Ненасилие как условие развития творческой личности. Межвузовская научная конференция. Тезисы докладов, Ч.1.-Елец, 1997.-225с.

143. Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 1996.

144. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. Т-1. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 608с.

145. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. Т-2. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 672с.

146. Рубинштейн Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Изд. АН СССР. 1958.-147с.

147. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т.1. - М.: Педагогика, 1989.-488с.

148. Русская школа. В. 2. - М.: «Роман-газета», 1994. - 124с.

149. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. Вопросы методологии и критики. - М.: Мысль, 1985. - 208с.

150. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 4 кл. : Учебник для обще- образовательных учебных заведений, - 2е изд.. - М.: Дрофа, 1998. - 128с.

151. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. - М.: Народное образование, 1998. -256с.

152. Семенюта И. Не отвечайте злом на зло. - Санкт-Петербург, 1995. - 39с.

153. Сидельковский А.П. Процесс формирования эстетического восприятия природы и его влияние на личность школьника. - М.: Просвещение, 1967. - 337с.

154. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. - 140с.

155. Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стер. - М.: Русский язык, 1989. - 624с.

156. Смольянинов И.Ф, Природа в системе эстетического воспитания: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 207с.

157. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 1632с.

158. Соловьев B.C. Литературная критика. - М.: Современник, 1990. - 421с.

159. Соловьёва Т.А. Дидактические основы интеллектуального развития образовательного процесса в начальной школе. Теоретико-экспериментальное исследование. Псков, 1999. - 416с.

160. Соловьёва Т.А. Воображение как формирующийся и развивающийся элемент интеллекта младшего школьника. // Онтологический подход к развитию личности. -М. : ТЦ Сфера, 2001, - 102 - 108,

161. Сороковых И.Н, Справочные сведения о работе музеев города Ельца // Елецкий городской краеведческий музей. Путеводитель. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2001.-С.76,

162. Столович Л.Н.Категория прекрасного и общественный идеал, М.: Искусство, 1969.-352с.

163. Суслова Т.Д. Теоретик© - методологические основы художественно-эстетической подготовки учителя. / Психолого-педагогические основы профессиональной и художественно-эстетической культуры. - Липецк, 1999.

164. Сухо дольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л,: Изд-во ЛГУ, 1972, - 77-81.

165. Сухомлинский В.А, Рождение гуманизма// Избр. пед. соч.: В Зт. - М.: Педагогика, 1978. - Т,1 - 550с.

166. Сухомлинкий В.А. Письма к сыну: Кн. для учащихся. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1987. - 128с.

167. Тараскина Г.С. Развитие культурно-эстетического сознания младшего школьника. В сб. Современные подходы к теории эстетического воспитания (Материалы и тезисы Буровских чтений). - М.: ИХО РАО, 1999. -207с.

168. Тараскина Г.С. Адаптирование младших школьников к окружающему миру средствами искусства и культуры. Автореф. дис. ... канд.пед.наук. М., 1997. -19с.

169. Теплов Б.М. Психология. Учебник для средних школ. М.: Учпедгиз, 1954.-256с

170. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование: История и теория развития от истоков до современности. - СПб., 1997. - 168с.

171. Тимирязев К.А. Ч. Дарвин и его учение. Выражение чувств у человека и животных. М.: Сельхозгиз, 1937. - 97 - 115.

172. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей ребёнка. - Ярославль, 1996.

173. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Советская энциклопедия, 1935 - 1940.

174. Торшилова Е.М. Роль установки в формировании типов и уровней эстетического и художественного восприятия младших школьников // Эстетическое воспитание в современной школе. М.; Изд. НИИ общей педагогики АПН СССР, 1979. - 44 - 55.

175. Уайльд О. Избранные произведения в 2-х томах. Т.1.- М: Государственное издательство художественной литературы, 1960. - 399с.

176. Ушинский К.Д Детский мир // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. Т.З. - М: Педагогика, 1989. - 510с.

177. Ушинский К.Д. Избр. пед, соч.: В 2 -х тт. Т. 2. Проблемы русской школы. - М.: Педагогика, 1974. - 438с,

178. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983.- 840с.

179. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. А.С. Расеньева. -М. : Интер, 1994. - 127с.

180. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. - М.: Правда, 1990. - 390с.

181. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 288с.

182. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 429с.

183. Цаплина О.В. Формирование творческой активности у старших дошкольников средствами предметно-пространственной среды в детском саду: Дис, канд. пед. наук. -М. , 1998.

184. Чернова О.С. Формирование у младших школьников эстетического восприятия искусства. Дис...канд.пед.наук. -Харьков, 1990. - 183с.

185. Черноушек М. Психология жизненной среды. - М.: Мысль, 1989. - 174с.

186. Чернышевский Н.Г. Критический взгляд на современные эстетические понятия // Избранные философские сочинения: В 3-х тт. Т.1. М.: Госпо-литиздат, 1950. - 872с.

187. Чеусов В. Елец и ельчане. - Елец, 1992.- 32с,

188. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1994. - 315с.

189. Шацкий СТ. Изучение жизни и участие в ней. - Революция - Искусство - Дети.-М., 1988, Т.2.

190. Шеллинг. Философия искусства. - М: Мысль, 1966. - 49бс.

191. Шиллер Ф. Собр. сочин. В 8т. Т.6. / Пер. с нем. Под общ. ред. Ф.П. Шиллера. Статьи по эстетике, О грации и достоинстве - М. - Л.: Академия, 1950.-761с.

192. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. - М.: Наука, 1971. - 223с.

193. Ширяев Ю.В. Под сенью древнего Ельца, - Задонск,1994. - 50с.

194. Ширяев Ю.В. Зори столетий. - Задонск, 1995. - 82с.

195. Ширяев Ю.В. Гороскоп природы. - Задонск, 1995. - 52с.

196. Ширяев Ю.В. Зелёная палочка. - Задонск, 1996. - 58с,

197. Ширяев Ю.В. Корни, .- Задонск, 1997. - 60с.

198. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути её реализации. Дис. .. д-ра пед.наук. М., 1988. - 346с.

199. Штейнер Р. Методики обучения и предпосылки воспитания. Переводы из полного издания трудов.-М.: Парсифоль, 1994.

200. Шульженко А.К. Отражение современной эколого-эстетической ситуации воспитания окружающей среды в педагогических концепциях ФРГ // Эстетическая среда и развитие культуры личности. - М.: ИХО РАО, 1999. -С. 81-91.

201. Щербо А.Б., Джола Д.И. Красота воспитывает человека. — Киев: Радянсь- ка школа, 1980.-103с.

202. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1993. - 112с.

203. Экологическое и эстетическое воспитание младших школьников. / Под ред. Л.П. Печко. -М. : Педагогика, 1984. - 136с.

204. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447с.

205. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода / АПН ССР худ. воспит.: Под ред. Б.Т. Лихачёва. -М. : Педагогика, 1980. - 136с.

206. Юдин Э.Г, Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. - М.: Наука, 1978. - 390с.

207. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка. Автореф. дис. ..канд. пед. наук. - М., 1963. - 11с.

208. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964.-86с.

209. Яковлев Е.Г. Эстетика. - М.: Гардарики, 1999. - 404с.

210. Яковлев СМ. Развитие эстетического суждения у дошкольников. Дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.

211. Ястребова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. - М.: Наука, 1976.-294с.

212. Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human development // American Psychologist. - Л1 3.- P. 32.

213. Bronfenbrenner U. The origins of Aitenation // Scintifie Amerikan. - 1974.- №2.-P. 231.

214. Bronfenbreimer U. Die Okologie der menschlichen Entwiklung. - Weinheim, 1978.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.