Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Бычихина, Ольга Александровна

  • Бычихина, Ольга Александровна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2006, Курск
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 200
Бычихина, Ольга Александровна. Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Курск. 2006. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Бычихина, Ольга Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Подходы и уровни анализа феномена эстетического восприятия в психолого-педагогической литературе.

1.2. Психологические особенности процесса формирования эстетического образа.

1.3. Психологические условия и механизмы развития и формирования эстетического восприятия в онтогенезе.

Выводы по 1 главе.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Организация, процедура и методы исследования, контингент испытуемых.

2.2. Взаимосвязь эстетического восприятия с личностными и умственными характеристиками школьников.

2.3. Индивидуально-психологические особенности эстетического восприятия учащихся начальных классов.

2.4. Реализация «Программы» развития эстетического восприятия младших школьников и оценка ее эффективности.

Выводы по 2 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников»

Актуальность исследования. Полнота духовной жизни во многом определяется эстетической развитостью личности, умением сильно и глубоко чувствовать, быть в гармонической многосторонней координации с природой и обществом. Проблема становления «человеческого в человеке» сегодня приобретает особую актуальность в связи с изменившимися общественно-социальными, политическими и иными условиями существования и развития человека. Информационный «бум», прагматизация всех сторон жизни ведут к вытеснению эстетической среды, следовательно, культурному и духовному оскудению жизни общества и человека.

Современное образование ориентируется на формирование и развитие операциональных, прагматических компонентов интеллекта, обусловливающих определенный тип личности. Культурный и духовный потенциал ребенка, включающий эстетические ценности и отношения, остается мало востребованным.

Необходимой предпосылкой становления эстетической культуры личности выступает развитое эстетическое восприятие. Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве «человек открывает прекрасное в самом себе», что особенно значимо в детстве и отрочестве, когда человек обнаруживает и переживает «чувство восхищения красивым, человечным в самом себе» [В.А. Сухомлинский, 1974, с. 164-168].

Особую актуальность эта проблема приобретает в младшем школьном возрасте. Во-первых, младшие школьники имеют богатые предпосылки для развития эстетического восприятия (повышенная эмоциональная отзывчивость, чувствительность, восприимчивость к красоте, впечатлительность, наличие интуиции); во-вторых, «увядание» эстетической жизни ребенка начинается с началом обучения в школе, когда на первый план выдвигается работа интеллекта, а его эстетические восприятия и переживания оказываются невостребованными.

Опыт работы с младшими школьниками, проведенные нами специальные наблюдения и исследования позволяют сделать вывод об ограниченности их эстетических переживаний и представлений. К сожалению, эстетический опыт ребенка в школе оказывается невостребованным, нередко нарушается преемственность в его развитии. Так, известно, что в дошкольном возрасте ребенок овладевает сенсорными эталонами, осваивает классы признаков и характеристик явлений и объектов действительности. Но его чувственный опыт требует дальнейшего расширения и углубления в условиях специально организованной эстетической среды.

Ограниченность эстетических переживаний и представлений детей в младшем школьном возрасте обусловлена рядом причин, основной из которых, на наш взгляд, выступает отсутствие в образовательном процессе необходимых и достаточных условий для полноценного развития эстетической жизни формирующегося человека. Уроки эстетического цикла, к сожалению, до сих пор остаются в начальном звене школы «второстепенными». Но даже и эти предметы не вполне решают задачи развития эстетической жизни ребенка, поскольку и они ориентированы более на «ум», интеллект, а не «на душу» ребенка.

Степень разработанности проблемы. Проблема эстетического восприятия в научной литературе представлено в различных контекстах. Как предпосылка духовного становления человека, его личностного развития, эстетическое восприятие рассматривается в трудах культурологов, педагогов и психологов: П.П. Блонского [1997], В.А. Сухомлинского [1974],

B.В.Зеньковского [1996], В.П. Зинченко [1958], Д.Б. Кабалевского [1982], А.Н. Леонтьева [1986], Э.Е. Леонтьевой [1972], Д.С. Лихачева [1988],

C.Л.Рубинштейна [1989], М.Б. Теплова [1985], К.Д. Ушинского [1990] и др. Авторы раскрывают онтологические и гносеологические основы эстетического развития человека, подчеркивают целостность личности, взаимосвязь нравственного и эстетического, указывают на стратегии формирования эстетической культуры человека.

Психологические основы эстетического воспитания раскрыты Б.М.Тепловым, который представил глубокое научное обоснование факторов эстетического развития ребенка, важнейшими из которых выступают «окружение, в котором он проводит первые годы», а также характер «планомерной педагогической работы» [Б.М. Теплов, 1985, с. 220-221].

Существует значительное число трудов, в рамках которых развитие эстетического восприятия выступает как «прямая» задача эстетического воспитания школьников [С.Т. Шацкий, 1964; В.Н. Шацкая, 1964; Н.Ф.Талызина, 1988 и др.]. В контексте теории эстетического воспитания основным средством эстетического развития является общение с искусством, которое не ограничивается «простым созерцанием», а обязательно предполагает включение в художественное творчество. Принцип «творческой самодеятельности» выступает определяющим [Б.Т. Лихачев, 1974]. Наиболее полно и конкретно средства и формы эстетического воспитания представлены в опыте и описаны в работах С.Т. Шацкого [1964],

B.А. Сухомлинского [1974].

Значительный пласт исследований посвящен изучению особенностей и условий художественного развития ребенка, в рамках которых рассматривается и эстетическое восприятие [Е.И. Игнатьев, 1960;

C.Е.Игнатьев, 1961; Б.М. Неменский, 1981; В.Г. Горяев, 1997; B.C. Кузин, 1997; М.Д. Таборидзе, 1988; А.И. Буров, 1988 и др.]. Ценность данных исследований безусловна, но авторы в основном рассматривают условия и механизмы развития художественных способностей детей на уроках и занятиях эстетического цикла.

Глубокие исследования эстетического восприятия детей дошкольного возраста проведены отечественными психологами в середине XX столетия. В трудах А.В. Запорожца [1986], J1.A. Венгера [1976], Е.И. Игнатовой [1985], К.И. Вересотской [1985], T.JI. Коган [1985] представлены результаты исследований восприятия произведений искусства, художественных произведений детьми дошкольного возраста. Показаны особенности психологии восприятия дошкольниками сказки, музыкальных произведений, генезис эстетических переживаний, условия возникновения и развития эстетических образов.

В последние годы активизировались исследования, посвященные эстетическому развитию младших школьников, где рассматриваются механизмы развития эстетического восприятия [А.А. Мелик-Пашаев, 1988; Г.Н. Кудина, 1988; З.Н. Новлянская, 1988; А.Я. Михайлова, 1975; И.В.Зеленкова, 1996; С.Ш. Евтых, 1996 и др.].

Однако основное внимание исследователей обращено к вопросам художественного развития детей, развития художественного восприятия и художественных способностей средствами искусства. Не вполне разрешенной остается проблема условий и средств развития эстетического восприятия в младшем школьном возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию упорядоченности и гармонии.

Анализ теории и практики развития эстетической культуры школьников позволил выявить ряд противоречий:

- между достигнутым в психологической науке уровнем знаний об особенностях эстетического развития ребенка и возможностями их реализации в образовательной практике начальной школы;

- необходимостью выявления специфических особенностей эстетического развития в младшем школьном возрасте и недостатком психологических исследований, посвященных изучению эстетического восприятия на данном этапе развития;

- потребностями практики в научно обоснованных психолого-педагогических условиях и способах развития эстетического восприятия в младшем школьном возрасте и недостаточной методической проработанностью подобного рода подходов и технологий в современной литературе.

Обнаруженные противоречия, практическая актуальность и недостаточная теоретическая разработанность обозначенных выше вопросов предопределили проблему, выбор объекта и предмета исследования, постановку цели, задач и формулировку гипотезы.

Цель исследования заключается в выявлении совокупности психолого-педагогических условий развития эстетического восприятия в младшем школьном возрасте.

Объектом исследования является процесс развития эстетического восприятия младших школьников.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.

В качестве рабочей гипотезы были выдвинуты следующие предположения:

• существует взаимосвязь между уровнем эстетического восприятия, умственными и личностными особенностями детей, что позволяет определить стратегию и технологии развивающей работы;

• основу развития эстетического восприятия в младшем школьном возрасте составляет создание системы условий, обеспечивающих удовлетворение эстетических потребностей и развитие эстетических мотивов ребенка, а именно:

- включение ребенка в систему интегральных творческих деятельностей, в структуру которых входят действия, составляющие специфическое содержание эстетического восприятия;

- формирующая работа строится в логике - от творческой, практической деятельности, выдвигающей перед ребенком новые перцептивные задачи, - к живому созерцанию - с целью вызвать эмоциональный отклик, со-переживание и со-действие, а затем -актуализации интеллектуально-эстетических действий;

- ученик осваивает опыт ведения диалога с автором, видит иную точку зрения, понимает пафос воспринимаемого явления, произведения, чему способствует введение «посредника» в процесс восприятия и осмысления (поэт, писатель, природа, фольклорный персонаж и т.д.);

- педагог создает образовательные ситуации, где синтезированы природные, социальные, предметные, экзистенциальные образующие жизненного мира ребенка, позволяющие делать «открытия», связанные с эмоциональным освоением мира;

• эффективным средством развития эстетического восприятия младших школьников является интегрированный курс, предусматривающий реализацию данных условий в рамках образовательной программы и направленный на формирование у школьников эстетических представлений и потребностей с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования.

1. На основе анализа научно-психологической литературы определить специфику эстетического восприятия в младшем школьном возрасте.

2. Провести исследование взаимосвязи эстетического восприятия с психологическими особенностями младших школьников.

3. Выявить психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия школьников.

4. Разработать и апробировать развивающую программу по развитию и формированию эстетического восприятия у учащихся начальных классов.

Научно-методологическую основу исследования составили общенаучные (системный) и психологические подходы, методологические принципы (принцип целостности, принцип единства сознания и деятельности, принцип субъектности). Методология исследования базируется на идеях целостности человеческой психики и личности. Исследование предполагает обращение к философско-психологическим положениям, раскрывающим понятия красоты на онтологическом, гносеологическом и антропологическом уровнях [И. Кант, 1996; Гегель, 1958; М.М. Бахтин, 1979; Г.Г. Шпет, 1923]. Исследование проблемы развития эстетического восприятия осуществлялось в контексте следующих научных подходов: антропологического, позволяющего рассматривать красоту как сущностную характеристику человека и выделить критерии эстетически развитого человека [И. Кант, 1996; К.Д. Ушинский, 1990; Б.Г. Ананьев, 1960;

B.А. Сухомлинский, 1974]; личностного и субъектно-деятельностного, в рамках которого рассматриваются условия и механизмы развития эстетического восприятия [J1.C. Выготский, 1986; А.Н. Леонтьев, 1986;

A.Р.Лурия, 1986; Б.Ф. Ломов, 1986; А.В. Запорожец, 1967; А.Л. Венгер, 1976;

C.Л. Рубинштейн, 1989; Д.Н. Узнадзе, 1958; Б.М. Теплов, 1985]; положения психологии восприятия о специфике перцептивной деятельности [Р.Л.Грегори, 1970; Ч. Осгуд, 1953; Дж. Гибсон, 1952; Р.С. Вудвортс, 1947;

B.П. Зинченко, 1958; А.Л. Ярбус, 1965; А.В. Запорожец, 1967]; теория психического образа [А.Н. Леонтьев, 1986; С.Д. Смирнов, 1981; Э.В. Сайко, 2005]; концепция сенсорного развития [Б.Г. Ананьев, 1960; B.C. Соколов, 1967; И.Я. Богуславская, 1968]; концепция развития сенсорных способностей в детском возрасте [Б.М. Теплов, 1985; Л.А. Венгер, 1976; А.В. Запорожец, 1968; B.C. Мухина, 1985; В.Д. Шадриков, 1994]; психолого-педагогические концепции эстетического развития и воспитания [А.А. Мелик-Пашаев, 1988; З.Н. Новлянская, 1988; Г.Н. Кудина, 1988; В.А. Сухомлинский, 1974].

В соответствии с целью и задачами исследования был использован комплекс методов и методик: теоретических (анализ научной литературы, моделирование); эмпирических (изучение педагогического опыта, включенное наблюдение, формирующий эксперимент); ассоциативная методика, модифицированная методика диагностики эмоционального тона [А.А. Мелик-Пашаева, 1988]; методика «Метафоры» [Л.С. Колмогоровой]; сочинение на заданную тему; тест интеллекта Р.Б. Кеттел и А.К. Кеттел [1993], методика выявления когнитивных стилей X. Виткина и Дж. Кагана

1987]. Комплекс методов опытно-экспериментальной работы включал устные опросы, проективные методики (сочинения, творческие работы, выпуск сезонных газет, пленэр, драматизация), диагностирующие, развивающие и корректирующие игровые методики. Эмпирические данные были подвергнуты обработке стандартными методами математической статистики.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций исследования, применением системы методов, адекватной его цели, задачам и логике исследования, применением пилотажного и формирующего экспериментов, использованием статистических методов для обработки полученных результатов.

Организация исследования. Исследование проведено в 2002 - 2006 гг. и включало в себя ряд этапов: поисковый, теоретический, опытно-экспериментальный, обобщающий.

На первом этапе (2002 - 2003 гг.) проводился теоретический анализ проблемы, выявлялась психологическая сущность и особенности развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста, вырабатывались и апробировались методы диагностирования.

На втором этапе (2003 - 2005 гг.) проводился анализ взаимосвязей восприятия с различными параметрами, изучались и составлялись критерии и уровни развития эстетического восприятия, шла разработка и апробирование программы, направленной на развитие эстетического восприятия младших школьников.

На третьем этапе (2005 - 2006 гг.) оценивалась эффективность работы по развитию эстетического восприятия детей младшего школьного возраста, обобщались полученные результаты, оформлялась диссертационная работа.

База исследования. Эмпирическое исследование осуществлялось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 28» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Курска. В опытно-экспериментальной работе участвовали учащиеся 2-4 классов. В констатирующем эксперименте принимали участие дети школ №28, №48 г. Курска. Всего в эксперименте приняло участие 204 человека, из них 192 ребенка младшего школьного возраста (100 мальчиков и 92 девочки), 12 педагогов. В формирующем эксперименте участвовали 42 школьника. В соответствии с замыслом исследования контрольную группу составили учащиеся 2, а затем 3 и 4 классов школы № 28 города Курска.

Научная новизна исследования состоит в том, что выделены критерии проявления эстетического восприятия младших школьников: наличие эмоционального отклика при восприятии эстетического объекта и ситуации; чувствительность к гармонии и понимание эмоционального состояния воспринимаемого эстетического объекта; чувствительность к неочевидному, ирреальному; богатство сенсорных представлений и ассоциативность мышления; умение в слове выразить эстетическое впечатление.

Выявлены эмпирические уровни развития эстетического восприятия младших школьников: уровень эмоционального реагирования, уровень мыслящего переживания, уровень эмоционального отношения.

Выявлен и экспериментально проверен комплекс психолого-педагогических условий развития эстетического восприятия учащихся младшего школьного возраста: создание образовательных ситуаций, в которой синтезированы все образующие жизненного мира ребенка позволяющие делать «открытия», связанные с эмоциональным освоением мира (природа, культура, родной язык, традиции, общение с учителем, сверстниками); включение детей в творческие, практические деятельности, выдвигающие перед ребенком новые перцептивные задачи; целенаправленная организация деятельности созерцания с целью вызвать эстетическую эмпатию; актуализация интеллектуально-эстетических действий детей.

Разработана программа развития эстетического восприятия младших школьников, стратегическими линиями которой выступают: формирование эстетической мотивации, опыта эстетических переживаний и форм поведения посредством включения школьников в различные виды интеллектуально-эстетической деятельности.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе расширено и обогащено содержание понятия «эстетическое восприятие», описаны его структурные компоненты: эмоционально-волевой, перцептивный, интеллектуальный, личностный; раскрыты педагогические возможности деятельности созерцания и действия «любования» в процессе развития эстетического восприятия школьников. Исследование дополняет психолого-педагогическое знание о формах и методах диагностики и развития эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и прошедшая опытно-экспериментальную проверку программа и методические рекомендации по развитию эстетического восприятия «Как прекрасен этот мир» применяются в образовательной практике школ г. Курска с учащимися начальных классов. Полученные результаты исследования включены в курсы «Педагогическая психология», «Психология развития и возрастная психология» и используются в процессе подготовки педагогов и психологов. Разработанная на основе теоретического и эмпирического исследования программа развития эстетического восприятия младших школьников позволяет оптимизировать процесс образования и воспитания детей. Материалы исследования, в том числе программно-методическое обеспечение, методические рекомендации используются в образовательной практике с младшими школьниками в образовательных учреждениях г. Курска МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48», МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 28»

Положения, выносимые на защиту:

• эстетическое восприятие как особый вид психической деятельности личности отличается специфическими особенностями ее структурных компонентов - эмоционально-волевых, интеллектуальных, познавательных и личностных (умение подчинить свое восприятие поставленной задаче; видение целого в единстве формы и содержания, фантазии, ирреального; сведение сложного к простому; выявление наиболее общей закономерности; умение видеть объект с различных точек зрения и позиций; со-переживание; диалог как «сотворчество понимающих»; умение видеть, понимать и передавать в речи эстетические переживания и суждения; осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта; способность к обобщенной характеристике воспринятого);

• существует взаимосвязь между уровнем эстетического восприятия и личностными и умственными особенностями детей, что обусловливает стратегию развивающей работы, основу которой составляет проектирование системы влияний и условий, обеспечивающих успешное развитие эстетического восприятия в младшем школьном возрасте;

• основным механизмом развития эстетического восприятия в младшем школьном возрасте является включение ребенка в систему интегральных творческих деятельностей, в структуру которых входят действия, составляющие специфическое содержание эстетического восприятия (созерцание, художественное чтение, сочинение сказок, рисование, драматизации и др.);

• эффективным средством развития эстетического восприятия младших школьников является интегрированный курс, предусматривающий реализацию совокупности психолого-педагогических условий: ^формирование умений вести диалог с автором, видеть иную точку зрения, понимать пафос воспринимаемого явления посредством введения посредника в процесс восприятия (поэт, писатель, фольклорный персонаж, учитель, сверстник и т.д.); 2) создание образовательных ситуаций, где синтезированы природные, социальные, предметные, экзистенциальные образующие жизненного мира ребенка (природа, культура, родной язык, традиции, общение с учителем, сверстниками), позволяющие делать «открытия», связанные с эмоциональным освоением мира; 3) формирующая работа осуществляется от построения целостного образа (целого) к пониманию конкретного, части и имеет следующую логику: творческая, практическая деятельность, выдвигающая перед ребенком новые перцептивные задачи; живое созерцание с целью вызвать эмоциональный отклик, со-переживание, со-действие; актуализация интеллектуально-эстетических действий детей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Автор работал учителем начальных классов и педагогом-психологом в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Курска; все материалы, которые были получены, непосредственно внедрялись в практику. Результаты исследования ежегодно докладывались и обсуждались на педагогических и методических советах школы, заседаниях методического объединения учителей школ г. Курска, на психолого-педагогических консилиумах. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались на Всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях (Курск, 2002, 2003, 2004, 2005; Белгород, 2003; Москва, 2004); на ежегодных научных конференциях преподавателей КГУ (2001-2005г.г.); на заседаниях кафедры педагогики и психологии развития КГУ, на семинарах школьных психологов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Курска, на заседаниях педагогического совета школы.

Разработанная в ходе исследования интегрированная программа развития эстетического восприятия младших школьников «Как прекрасен этот мир» рекомендована Учебно-методическим центром департамента образования г. Курска для реализации в образовательной практике школ.

Результаты исследования отражены в 7 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация отражает логику, содержание и результат исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 182 наименований (из них 10 на иностранном языке) и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Бычихина, Ольга Александровна

Выводы по второй главе

Итак, в данном экспериментальном исследовании представлена программа по развитию эстетического восприятия у младших школьников, которая предполагает целенаправленную работу с учащимися и педагогами. Особое внимание уделено разработке и описанию системы развивающих заданий и упражнений, основными направлениями которой являются:

• развитие ассоциативного мышления, эстетического вкуса, творческих способностей и умений как показателей эстетического восприятия;

• формирование умения видеть пафос, целостно рассматривать ситуацию или часть в контексте целого, в слове образно передавать красоту, оперировать переносными образами;

• развитие способности к адекватной ориентации в системе эстетических ценностей;

• формирование потребности в эстетической деятельности и способности получения наслаждения от прекрасного;

• формирование умения рассматривать явления под определенным углом зрения.

Показаны результаты реализации программы развития эстетического восприятия у младших школьников по различным направлениям работы: с учащимися и педагогами, которые позволяют считать работу по развитию эстетического восприятия младших школьников эффективной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании был проведен теоретический анализ и сделано обобщение по проблеме развития эстетического восприятия, рассмотрены психологические особенности проявления и выявлены психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия в младшем школьном возрасте.

На основании проведенного анализа научной литературы определено содержание понятия «эстетическое восприятие». Эстетическое восприятие рассматривается как особый вид перцептивной деятельности; ее основу составляет чувствительность к упорядоченности, внутренней организации, гармонии, которые субъект сам открывает в кажущемся «хаосе» свойств и качеств воспринимаемых явлений, ситуаций, объектов. Эстетическое восприятие как особый вид психической деятельности личности отличается специфическими особенностями ее структурных компонентов -эмоционально-волевых, интеллектуальных, познавательных и личностных

Эстетическое восприятие есть сложная психическая деятельность, сочетающая в себе как интеллектуальные, познавательные, так и эмоционально-волевые моменты.

Эмоционально-волевой компонент содержит эмоциональный отклик, положительную эмоциональную реакцию на «эстетическое» явление, ситуацию, объект; со-переживание; внимание, внутреннее усилие, сосредоточение; наблюдательность, видение чувственного богатства действительности (звуков, форм, красок, запахов, очертаний предметов), их тонкое и точное различение.

Перцептивный компонент включает познавательные действия узнавания формы посредством вычленения признаков, умение верно «охватывать» предмет в его частях и элементах, открывать его назначение; воспринимать целостно общее содержание предмета, его категоризацию и обозначение словом; актуализацию имеющихся в опыте представлений и знаний; интеграцию новых впечатлений в имеющийся опыт.

Интеллектуальный компонент предполагает аналитико-синтетическую деятельность (анализ через синтез), рассмотрение объекта под определенным углом зрения, умение подчинить свое восприятие поставленной задаче; понимание целостности и единства формы и содержания воспринимаемого; видение целого, фантазии, ирреального; сведение сложного к простому; выявление наиболее общей закономерности; умение видеть объект с различных точек зрения и позиций; диалог как «сотворчество понимающих»; умение видеть, понимать и передавать в речи эстетические переживания и суждения; осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта, способность к обобщенной характеристике воспринятого;

Личностный характеризуется ценностно-смысловыми установками, эстетическими мотивами, наличием опыта, широты представлений, образов действительности, идеальных представлений, субъективного самочувствия, эмоционального состояния, воображения; привычки, схемы понимания и истолкования отношений, стереотипы восприятия (социальные схемы и т.п.).

Эстетическое восприятие есть всегда познавательный акт, результатом которого является возникновение в сознании субъекта эстетического образа. Образ несет в себе субъективную характеристику, фиксирует те стороны и свойства в содержании объекта, которые необходимы для человека, значимы для него. Эстетический образ оперативен, динамичен, наполнен личностным смыслом, значимостью для субъекта.

Эстетическое восприятие приобретает свою специфику в зависимости от сформированности его компонентов:

- развитого ассоциативного мышления;

- сформированности перцептивных действий;

- наличия творческих способностей;

- сформированности умения видеть пафос, целостно рассматривать ситуацию или часть в контексте целого;

- наличия эстетического вкуса;

- положительного эмоционального отношения к деятельности созерцания;

- развитые способности к адекватной ориентации в системе эстетических ценностей.

Специфика психологических особенностей младшего школьного возраста позволяет считать, что наиболее целесообразно искать пути развития эстетического восприятия именно на этом возрастном этапе.

В исследовании установлена взаимосвязь между уровнем эстетического восприятия и личностными и умственными особенностями детей. Показатели эстетического восприятия коррелируют с особенностями когнитивного стиля и перцептивными стратегиями учащихся. Прослеживается корреляционная связь между уровнем эстетического восприятия и особенностями мыслительной деятельности школьников. Так, высокий уровень эстетического восприятия коррелирует с такими характеристиками, как способность быстро устанавливать закономерности, осуществлять анализ через синтез; умение классифицировать, а также отрицательная корреляция с умением действовать по аналогии. Соотнесение данных диагностики когнитивных стилей учащихся начальных классов с выявленными уровнями эстетического восприятия позволяет говорить о следующих тенденциях.

Учащиеся, обнаруживающие «нивелирующее» восприятие (нерасчлененность, синкретизм), являются «полезависимыми», они с трудом выделяют фигуру из фона, дифференцируют часть от целого, фиксируют общую структуру (или контур) объекта, затрудняются фокусировать внимание на отдельных сторонах или свойствах воспринимаемого явления.

У школьников с «аналитической» стратегией восприятия доминируют такие характеристики когнитивного стиля, как «поленезависимость» и «рефлексивность». Эти дети, как правило, обнаруживают высокий уровень эстетического восприятия.

Теоретический анализ и проведенное эмпирическое исследование позволили определить стратегию развивающей работы с детьми, суть которой заключается в проектировании эстетической среды как системы влияний и условий, создающих возможность для раскрытия как еще не проявившихся интересов, умений и способностей, так и для развития уже проявившихся эстетических потребностей, мотивов и действий.

Развитие эстетического восприятия осуществляется в связи с формированием его личности, деятельности, индивидуальности.

Опытно-экспериментальным путем выявлены индивидуально-психологические особенности эстетического восприятия младших школьников, которые представлены в уровнях.

Низкий уровень («уровень эмоционального реагирования»), существенными характеристиками которого являются бедность, синкретизм, недифференцированность, поверхностность восприятия «эстетических» объектов.

Средний уровень {уровень «мыслящего переживания») проявляется в разносторонности и полноте восприятия объекта или явления, достаточной широте ассоциаций, чувствительности к настроению и гармонии воспринимаемого эстетического явления, способности к интерпретации ярких переживаний, умении найти позицию и угол зрения при восприятии, выраженном интересе к эстетической стороне наблюдаемого.

Высокий уровень (уровень «эстетического отношения») обнаруживают школьники с выраженным и устойчивым интересом к созерцательной деятельности, умением подмечать тонкие нюансы, замечать идею-замысел эстетического произведения, отличающиеся богатством ассоциаций, способностью высказывать эстетические оценки и суждения, пониманием настроения, эмпатией, интересом к эстетическим видам деятельности.

Разработана педагогическая модель развития эстетического восприятия младших школьников, включающая в себя цель, задачи, этапы, механизмы, средства, условия развития, которая реализована в образовательном процессе начальной школы.

Реализация программы развития эстетического восприятия предусматривает создание системы влияний и условий, обеспечивающих удовлетворение эстетических потребностей и формирование эстетических мотивов деятельности посредством включения учащихся в интегрированные творческие деятельности.

Эффективным средством развития эстетического восприятия младших школьников является интегрированная программа «Как прекрасен этот мир», предполагающая включение детей в различные виды творческой деятельности: «живое» созерцание, наблюдение, слушание, художественное чтение, написание сочинений, изобразительная деятельность (пленэр, фиксация впечатлений увиденного или прочитанного), инсценирование, драматизация.

Экспериментальным путем определена совокупность психолого-педагогических условий эффективного развития эстетического восприятия учащихся начальных классов. В качестве психолого-педагогических условий развития эстетического восприятия в младшем школьном возрасте выступают:

- освоение детьми совокупности особых перцептивных действий посредством включения ребенка в систему творческой деятельности, каковыми выступают: «живое» созерцание, наблюдение, слушание, художественное чтение, написание сочинений, изобразительная деятельность;

- формирование умений вести диалог с автором, творцом, видеть иную точку зрения, понимать пафос воспринимаемого явления, произведения посредством введения посредника в процесс восприятия и осмысления;

- создание образовательных ситуаций, где синтезированы природные, социальные, предметные, экзистенциальные образующие жизненного мира ребенка, позволяющие делать «открытия», связанные с эмоциональным освоением мира, открытие для себя эстетических ценностей, актуализация потребности в красивом.

В экспериментальной части исследования удалось установить значимые изменения по факторам, принятым в качестве показателей эстетического восприятия (богатство и глубина ассоциаций, наличие эмоционального отклика, рассматривание объекта и явления под определенным углом зрения, гибкость и оригинальность мышления, целостность образа, метафоричность речи), что свидетельствует об эффективности реализованной программы.

Внедрение разработанной нами программы в школах № 48 и № 28 г.Курска привело к повышению уровня развития эстетического восприятия детей. Это в целом подтверждает правомерность выдвинутой нами гипотезы.

Оценка эффективности проведенной развивающей работы по развитию эстетического восприятия младших школьников позволила сделать выводы о повышении уровня развития эстетического восприятия в экспериментальной группе младших школьников. В контрольной группе изменения незначительны.

Проведенное исследование открывает круг проблем, из которых наиболее актуальными для педагогической психологии и образовательной практики являются: изучение взаимосвязи сенсорной организации и эстетического восприятия развивающегося человека, взаимодействие эстетических и личностных проявлений ребенка; рассмотрение возможностей развития эстетического восприятия средствами учебных дисциплин и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Бычихина, Ольга Александровна, 2006 год

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-336 с.

2. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла: Метод, рекомендации / Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева. М.: Фолиум, 1993. - 40 с.

3. Адорно, Т. Введение в социологию музыки. Двенадцать критических лекций //Избранное: Социология музыки. -М.; СПб.: Университетская книга, 1999.-289с.

4. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э.М.Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 208 с.

5. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе. // Вопросы психологии. 1984. - № 5. - С. 36-41.

6. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания. М. Изд-во АПН РСФСР, 1960.-486 с.

7. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392 с.

8. Бахтин, М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5: Работы 1940 начала 1960-х годов. - М.: Русские словари, 1996. - С. 7 - 10.

9. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 376 с.

10. Белоногова, Е.В. Индивидуальные стратегии восприятия живописи: Дис. канд. психол. наук. М., 2003. - 174 с.

11. Беляева-Экзеплярская, С.Н. О психологии восприятия музыки. М., 1924.-327 с.

12. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. М., 2004. - 199 с.

13. Беспалов, Б.И. Действия: психологические механизмы визуального мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 192 с.

14. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / Под ред. А.И.Липкиной, Т.Д. Марцинковской. М., 1997. - 576 с.

15. Богуславская, И.Я. Русское народное искусство. Л.: Сов. художник, 1968.- 158 с.

16. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. -СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 440 с.

17. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение., 1968.-435 с.

18. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М., 1972. - С. 7-44.

19. Брожик, В. Эстетика на каждый день. М.: Знание, 1990. - 289 с.

20. Брунер, Дж. Психология познания / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. -412 с.

21. Валлон, А. От действия к мысли. М., 1956.-238 с.

22. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

23. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. М.: Владос-Пресс, 2001. - 160 с.

24. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.-335 с.

25. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: изд-во Моск. ун-та, 1976.- 142 с.

26. Волков, Н.Н. Восприятие картины. М., 1976. - 220 с.

27. Восприятие и воображение. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1963. -365 с.

28. Восприятие. Механизмы и модели.: Пер. с англ. / Под ред. Н.Ю.Алексеенко. М.: Мир, 1974.- 366 с.

29. Выготский, Л.С. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 2001.

30. Выготский, Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. - 573 с.

31. Выготский, Л.С. Детская психология. М., 1982. - 432 с.32.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.