Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVIII-XIX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, доктор искусствоведения Лопато, Марина Николаевна

  • Лопато, Марина Николаевна
  • доктор искусствоведениядоктор искусствоведения
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 431
Лопато, Марина Николаевна. Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVIII-XIX веков: дис. доктор искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2006. 431 с.

Оглавление диссертации доктор искусствоведения Лопато, Марина Николаевна

Введение

Глава I

Возникновение ювелирного искусства в новой столице России (1703-1725 гг.)

1.1 Допетербургские контакты с ювелирным искусством Западной Европы

1.2 Организация, ювелирного дела в Петербурге и первые мастера золотых и серебряных дел

1.3 Идеология, иконография и стилистика произведений ювелирного искусства первой четверти XVIII века

Глава II

Появление ювелиров европейского уровня. Формирование петербургской школы (1730-е- 1760-е гг.)

И. 1 Институт придворных ювелиров как один из символов власти.

II. 2 Серебряное дело: мастера и их деятельность

II. 3 Ювелиры и мастера алмазных дел, их деятельность

II, 4 Стилеобразующие факторы в создании серебряных и ювелирных изделий 1730-х - 1760-х годов.

Глава III

Расцвет ювелирного искусства в Петербурге; творчество новой плеяды ювелиров (1770-е- 1790-е гг.)

III. 1 Серебряное дело; мастера и их деятельность

III. 2 Наместнические сервизы как символ государственной политики России III. 3 Творческая практика ювелиров и мастеров бриллиантовых дел III. 4 Стилевые формы изделий мастеров золотых и серебряных дел

Глава IV

Эпоха ампира: национально-патриотическая тематика в ювелирных изделиях

IV. 1 Серебряное дело; мастера и их деятельность

IV. 2 Ювелирное искусство эпохи ампира: мода «на античность»

IV. 3 Идеология произведений ювелирного искусства эпохи ампира. Развитие национального стиля

Глава V

Парадигма развития историзма (эклектики) и модерна.

Ведущие ювелиры и фирмы Петербурга (1830-е - 1910-е гг.)

V. 1 Проблема дефиниции стиля XIX века 163 V. 2 Особенности практики мастеров ювелирного искусства XIX века. Поиски стиля

V. 3 Стилистика золотых и серебряных изделий эпохи историзма 190 V. 4 Деятельность фирмы К. Фаберже как одной из ведущих российских фирм второй половины XIX - начала XX века

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVIII-XIX веков»

Актуальность темы.

К настоящему времени известно весьма ограниченное количество публикаций, посвященных истории русского ювелирного искусства. При этом ни в одном из них не рассматривается подробно и в достаточно полном объеме феномен петербургской школы. Вместе с тем является несомненным, что знание истории отечественного ювелирного искусства необходимо для более полного представления о развитии русского декоративно-прикладного искусства вообще. Изучение русского ювелирного искусства и анализ ее наиболее значительных этапов важны как для работы современных художников-ювелиров, так и для фабричных производителей ювелирных изделий.

Активизировавшаяся в настоящее время выставочная деятельность музеев, ювелирных объединений, ассоциаций, также настоятельно требует профессионального подхода не только в оценке памятников ювелирного искусства, но и современных тенденций его развития. Такая оценка невозможна без серьезных знаний истории этого вида искусства.

История русского ювелирного искусства является важным разделом курсов лекций по истории прикладного искусства, которые вошли в настоящее время в академические программы высших и средних гуманитарных учебных заведений.

Автор настоящей работы, будучи в течение тридцати лет хранителем памятников ювелирного искусства в Государственном Эрмитаже, изучал оригинальные произведения русских и зарубежных художников-ювелиров. Для их систематизации и атрибуции потребовалась значительная работа по изучению архивных и музейных документов. Эта работа практически воплотилась в ряде выставок и экспозициях, а также в публикациях в научных журналах, в издании каталогов коллекций и в монографии.

Проведенные исследования могут заполнить пробел в истории русского прикладного искусства, могут стать отправной точкой для дальнейшего изучения этой грани русской культуры, а также найти применение в работе современных производителей ювелирных изделий.

Таким образом, объектом исследования стало ювелирное искусство -искусство мастеров золотых и серебряных дел Петербурга XVIII-XIX веков, предметом же исследования - выявление своеобразия петербургской школы и ее места в российском и общеевропейском контексте.

Степень изученности проблемы.

Золотое и серебряное дело Петербурга стало предметом серьезного -изучения только лишь в начале XX в. Старший хранитель Императорского Эрмитажа барон А.Е. Фелькерзам, составляя новый ^инвентарь Галереи драгоценностей, обратился к доступным ему архивным документам и собрал довольно обширный материал о петербургских ювелирах XVIII - начала XIX ввека, опубликованный в «Алфавитном указателе С.-Петербургских золотых и серебряных дел мастеров, ювелиров, граверов. 1714-1814 гг». (СПб., 1907).

О золотых и серебряных дел мастерах Петербурга Фелькерзам писал также в статье «Иностранные мастера золотого и серебряного дела», опубликованной в журнале Старые годы (СПб., 1911, март). Сведения, касающиеся, главным образом, серебряников содержатся в «Описи серебра Двора Его Императорского Величества» того же автора (СПб., 1907. Т. I—II). В работах Фелькерзама наличествует конкретный материал, относящийся к жизни и деятельности петербургских мастеров, главным образом XVIII в. Автор указывает годы жизни, если они известны, время пребывания в Петербурге, и какие работы выполнялись (в случае, когда автору удалось установить). Этим, прежде всего, ценны труды Фелькерзама.

Кроме того, к данной теме обращался французский автор Брюэль в своей публикации о французских ювелирах, работавших в Петербурге: Bruel. Les orfevres francais a Saint-Petersbourg de 1714 a 1814 // Bulletin de la Societe de l'histoire de l'art francais. Paris, 1908. В свою очередь финский исследователь J1. Бексбака внес определенный вклад в пополнение конкретных данных о финских мастерах Петербурга: Backsbacka L. St. Petersburgs Juvelerare, Guld-och Silversmeder. 1714-1870. Helsingfors, 1951. Оба эти автора ограничиваются краткими биографическими сведениями, найденными ими в архивах или известными по преданиям.

Изучением архивных документов, касающихся клеймения и деятельности мастеров, главным образом московских занимались В.И. Троицкий, выпустивший в период с 1914 по 1930 год «Словари» мастеров. В 1940-е годы значительную работу по этой же теме проделала Т.Г. Гольдберг. В 1967 году вышла первая книга «Русское золотое и серебряное дело XV -XX веков» (М., 1967) Т. Гольдберг, Ф. Мишукова, Н. Платоновой, М. Постниковой-Лосевой. В ней изложена краткая история ювелирного дела в России. Петербургу уделено всего несколько страниц с самыми общими сведениями о крупнейших мастерах. В 1974 году М.М. Постникова-Лосева выпустила в свет книгу «Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI -XIX вв.». В ней автор продолжила разработку заданной темы, обобщила найденные ею и ее предшественниками главным образом архивные материалы, касающиеся ювелирного дела России. Два небольших раздела посвящены совместно ювелирному искусству Москвы и Петербурга XVIII и XIX веко. Автор не дает сравнительного анализа, казалось бы, логичного в таком контексте. Основной акцент она сделала на изделиях, выполненных русскими мастерами, прибывшими в Петербург из Москвы, Костромы, Великого Устюга, Сольвычегодска.

Следующая публикация М.М. Постниковой-Лосевой, Н.Г. Платоновой, Б.Л. Ульяновой «Золотое и серебряное дело XV—XX вв.» (М., 1983) в принципе мало, чем отличается от предыдущих. Книга была переиздана в 1987 году и в 2004-м. Ценность названных книг на данный момент заключается в наличии Указателей клейм русских мастеров на изделиях из драгоценных металлов. По сути дела, это справочники, не утратившие своей практической значимости и по сей день. Авторы не выделяют и не характеризуют петербургскую школу, как, впрочем, и другие российские школы.

В 1988 году вышел альбом «Русское серебро в собрании Государственного Эрмитажа» З.А. Бернякович, в котором была представлена наиболее интересная часть коллекции музея. Ею была проделана большая работа по атрибутированию экспонатов, поступивших в собрание после революции. Конкретные сведения о вещах содержатся в альбомах-каталогах «Русское серебро XIV—начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля» (М., 1984), «Русские ювелирные украшения 16-20 веков из собрания Государственного ордена Ленина Исторического музея» (М., 1987). «Русское серебро. Вторая половина 19-начало 20 века» А. Гилодо (М., 1994) из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. В этих альбомах-каталогах даются лишь конкретные сведения о материальных памятниках, хранящихся в указанных музеях. В 2004 году опубликована книга-каталог «Русское серебро XVI - начала XX века» с обширными статьями И.Д. Костиной, Т.Н. Мунтян, Е.В. Шакуровой (СПб). В них содержится обширный фактический материал, свидетельствующий о более высоком уровне изученности памятников серебряного дела. Авторы дают развернутые описания изделий, приводят новые сведения о деятельности мастерских и фирм, главным образом работавших во второй половине XIX века. Недостатком этих статей является их несколько панегирический характер. Отсутствует такое понятие как школа. Поэтому характеристики отдельных художественных центров расплывчаты и неопределенны. Это же относится и к петербургским вещам, своеобразие которых никак не выявлено.

В последние десятилетия опубликованы статьи научных сотрудников Эрмитажа JI.K. Кузнецовой, О.Г. Костюк, JI.A. Завадской, касающиеся, главным образом, конкретных произведений петербургских ювелиров XVIII - середины XIX века. Их ценность, особенно работ JI.K. Кузнецовой, состоит в том, что они основаны на архивных материалах. В них приводятся новые фактические сведения о заказах русского двора и мастерах. Нельзя не упомянуть каталог И.Д. Костиной «Произведения московских серебряников первой половины XVIII века» (М., 2003). Это серьезное исследование с новыми сведениями о московских мастерах, в том числе и тех, которые были отосланы в Петербург во времена Петра I.

Новые данные о ювелирах Петербурга появились в работах западных авторов: М. Риббинг (Ribbing Magdalena. Jewellery & Silver for Tsar, Queens and others. 1996), У. Тилландер-Годенхельм (Tillander-Godenhielm, Ulla. Smycken. Fran det Kejserliga S:t Petersburg. Helsinki. 1996), а также в каталоге выставки, посвященной императрице Марии Федоровне (Kejserlinde Dagmar. Maria Feodorovna. Empress of Russia. Copenhagen, 1997), и фирме Болинов (B.A. Болин. «Болин в России. Придворный ювелир конца XIX - начала XX веков». М. 2001). К этим изданиям примыкает обширная литература, в основном каталоги выставок, посвященная творчеству фирмы К. Фаберже.

Первая публикация вышла в 1933 году. Это были воспоминания бывшего сотрудника лондонского отделения фирмы Г. Бейнбриджа. В 1953 году вышла в свет книга владельца антикварной фирмы Wartski в Лондоне А.К.Сноумана. Она долгое время считалась основополагающей в освещении творчества Фаберже и имела несколько переизданий. Автор был непререкаемым авторитетом на Западе в вопросах, касающихся ювелирного искусства и, в частности, творчества Фаберже.

С конца 1970-х годов выходят каталоги выставок и частных коллекций изделий Фаберже, авторами которых в основном были дилеры Г. фон Габсбург и А. фон Солодкофф. Каталоги различались лишь количеством включенных экспонатов, сведениями об императорской семье и ее окружении. Материалы же, касающиеся фирмы Фаберже, основывались главным образом на книге Г. Бейнбриджа и повторялись во всех изданиях. Прорыв произошел в 1984 году, когда в журнале Apollo (Лондон) была опубликована статья «New Light on Faberge» автора даннойдиссертации. В ней приводились архивные документы, которые внесли изменения в устоявшиеся мнения о первых императорских пасхальных яйцах, уточнялись некоторые биографические сведения. Главное же, в статье была дана достаточно объективная характеристика творчества Фаберже.

В 1989 году прошла первая в Советском Союзе выставка Фаберже (Елагиноостровский дворец-музей). В каталоге к ней продолжали публиковаться новые сведения, почерпнутые из российских архивов. Значительный вклад в фабержеведение внесла большая выставка 1993-1994 годов, организованная Эрмитажем и Фондом искусства Фаберже (Вашингтон - Санкт-Петербург). Авторы каталога Г. фон Габсбург и М. Лопато собрали по возможности все новое, что было накоплено к этому времени в изучении Фаберже.

Начиная с 1990-х годов редактор журнала «Антикварное обозрение» В.В. Скурлов активно публикует материалы, найденные в разных российских архивах. Они, несомненно, имеют ценность в части фактических данных. Такова книга В. Скурлова и Г. Смородиновой «Фаберже и придворные ювелиры» (М. 1992), в которой представлены материалы, собранные, главным образом из адресных книг. Одна из наиболее значительных работ В.В. Скурлова, написанная в соавторстве с Т.Ф. Фаберже и американской журналисткой Л.Г. Пролер, «Императорские пасхальные яйца Фаберже» (Faberge Т., Proler, L.G. Skurlov V.V. The Faberge Imperial Easter Eggs. «Christies'», 1997). Она ценна именно выдержками из архивных документов. В книге опубликованы счета, которые Фаберже предъявлял Кабинету ЕИВ, хранящиеся в РГИА. Однако, вступительная статья, написанная, видимо, Л.Г. Пролер, рассчитана на западного читателя, не знакомого с русской историей.

Императорским пасхальным яйцам из бывшей коллекции журнала «Форбс» посвящена книга американского автора Г. фон Габсбурга «Фаберже: с сокровища Российской империи» (Нью Иорк, 2004). В ней имеются новые сведения, касающиеся поздних владельцев императорских пасхальных яиц.

В последнее десятилетие публикуются статьи научного сотрудника Оружейной палаты Т.Н. Мунтян. Отметим, что ее оценки творчества

Фаберже, как и В.В. Скурлова, характеризуются иногда некоторой завышенностью. Упомянутые публикации не содержат какого-либо критического анализа изделий Фаберже и беспристрастной оценки его творчества. Однако несомненную ценность представляют обширные конкретные сведения, касающиеся его деятельности.

Таким образом, значительная часть исследований и публикаций на тему русского ювелирного искусства, посвящена главным образом ювелирному искусству второй половины XIX столетия. Это является вполне закономерным, так как от этого времени сохранилось больше документов и материальных памятников. Кроме того, в связи с продолжающимся активным интересом к теме Фаберже, изучаются в основном фирмы и мастера с ним связанные, или его современники, такие как П.Овчинников или И. Хлебников. Важно также учесть, что интерес к ним был обусловлен и тем, что это было время подъема русского ювелирного искусства. Гораздо в меньшей степени исследователей привлекает искусство золотых и серебряных дел мастеров XVIII века и особенно Петербурга. Хотя вторая половина этого столетия в развитии ювелирного искусства именно в Петербурге была не менее блестящей, нежели сто лет спустя.

Целью исследования является воссоздание истории формирования и развития ювелирного искусства Петербурга, определение характерных особенностей петербургской школы, ее места в российском и общеевропейском контексте. В связи с этим важно было определить степень влияния зарубежных образцов в процессе исторического развития ювелирного дела в России, в формировании его художественной концепции и в дальнейшем развитии этого вида искусства.

Выбор Петербурга неслучаен, так как сам город создавался для радикального обновления русской культуры. Именно в этом городе с начала XVIII века сосредоточился цвет нового российского общества и самые передовые мастера всех видов искусств. Придворные круги и высшее дворянство не только прививали самим себе новый «европейский вкус», но и искали художников, способных удовлетворить этот вкус. В результате, в частности, сформировалась своеобразная петербургская школа ювелирного искусства, которая заняла достойное место не только в России, но и в Европе.

В связи с этим ставилась задача выявить особенности собственно петербургской школы и определить характер и степень влияния зарубежных образцов на ювелирное искусство Петербурга и на формирование его художественных концепций; на основе детального изучения памятников и архивных документов, воссоздать и проанализировать историю становления и формирования петербургской школы ювелирного искусства.

Методологическая основа и методы исследования.

Методологической основой стал комплексный, системный подход к исследованию. Основой для этого явилась, прежде всего, практическая работа с материальными памятниками эрмитажной коллекции, изучение которых зижделось на опыте работы петербургской школы ученых. Публикации А. фон Фелькерзама, С.Н. Тройницкого, П.П. Дервиза, А. Кубе, и их последователей, таких как О.Д. Доброклонская, НЛО. Бирюкова, Р.С. Соловейчик, основанные на обширнейших знаниях в разных областях искусства и истории, стали методологической базой изучения петербургской школы. Данное исследование велось с учетом принципиальных разработок петербургских ученых.

Основными методами исследования были историко-сравнительный и художественно-стилистический анализы. Исследование зиждилось на детальном изучении российских (прежде всего петербургских) и европейских памятников ювелирного искусства, созданных в XVII, XVIII, XIX и в начале XX в. Был проведен тщательный поиск и изучение архивных документов, старой периодики, записей регистрации поступления произведений ювелирного искусства в музеи, статей в научных журналах и публикаций современных памятникам. Метод реконструкции истории развития ювелирного искусства в Петербурге был применен к систематизации собранного материала.

Хронологические рамки.

Поскольку формирование школы золотого и серебряного дела в Петербурге начинается с момента возникновения города на Неве, то и нижней временной границей исследования является начало XVIII столетия. Завершается исследование прекращением деятельности ювелирных фирм и мастерских в 1917-1918 гг.

Научная новизна работы.

Впервые воссоздана развернутая, достаточно полная и подробная картина формирования и развития петербургской ювелирной школы на протяжении двух веков существования Петербурга. Необходимо подчеркнуть: впервые показано, что российская ювелирная школа является оригинальным и значительным явлением в истории искусств, имеющим самодовлеющую ценность. Определяется ее место и значение в европейском и мировом искусстве.

В научный оборот вводятся новые архивные и исторические документы, связанные с жизнью и творчеством петербургских ювелиров.

Источниковедческая база.

Работа построена на изучении обширного предметного материала -подлинных памятников ювелирного дела, на поиске и анализе разнообразных письменных и печатных источников. Использованы архивные материалы из фондов РГАДА, РГИА, архива Государственного Эрмитажа, инвентарные книги старого Эрмитажа и Галереи драгоценностей XVIII - XX веков. Важные сведения были почерпнуты из императорских указов и из «Санкт-Петербургских ведомостей» XVIII столетия.

Автором были изучены и систематизированы золотые и серебряные ювелирные произведения из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного, а также Историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Государственного Исторического музея. и

Практическая значимость.

Работа восполняет пробел в истории русского ювелирного искусства и является новым источником сведений по формированию российской художественной культуры. Она может стать дополнительным и важным инструментом для аргументированной систематизации, классификации и атрибуции памятников русского ювелирного искусства. Она будет также полезна современным художникам-ювелирам в разработке новых моделей, развивающих и продолжающих традиции прошлого.

Теоретическая значимость заключается в том, что в научный оборот вводится понятие петербургской школы, как полноправного субъекта в истории ювелирного искусства.

Апробация работы.

Материалы работы отражены в книге «Ювелиры Старого Петербурга» (СПб., 2004), статьях и каталогах. Основное содержание работы и главные выводы исследования были изложены в докладах и сообщениях на научных российских и международных конференциях, коллоквиумах и симпозиумах. В том числе ~ в музее Хилвуд в Вашингтоне в 1992 г., в Баварском Национальном музее в Мюнхене в 1993 г., в Екатерининском дворце в Пушкине в 1998 г., в Королевском замке в Варшаве в 2001 г., в обществе «Друзья Эрмитажа» в Нью-Йорке в 2002 г. Кроме того - на конференциях в Государственном Эрмитаже, в Меншиковском дворце, на научных заседаниях Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.

Материалы работы помогли организовать и провести ряд выставок, посвященных творчеству К. Фаберже (первая из этих выставок состоялась в 1989 году). Органическим продолжением были выставки современных художников-ювелиров в Государственном Эрмитаже, экспозиция которых была построена с учетом тех художественных норм и принципов, которые были сформулированы автором в его работе. Новые сведения, раскрытые автором в ходе его исследований, были использованы при организации выставок за рубежом.

По теме диссертации проводились занятия с мастерами в Клубе молодых ювелиров, существующем при Фонде искусства Фаберже. Читались лекции и проводились практические занятия со студентами Художественно-промышленной академии, Академии культуры, слушателями Европейского университета. Специальные углубленные лекции были прочитаны научным сотрудникам Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа, научным сотрудникам периферийных музеев, слушателям курсов по повышению квалификации. Систематически даются консультации научным сотрудникам российских и зарубежных музеев.

Структура диссертации определилась в ходе постановки цели и задач, обусловивших решение проблемных вопросов в рамках темы исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии, включающей, словаря терминов и понятий, приложения, состоящего из трех частей, и альбома с иллюстрациями.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Лопато, Марина Николаевна

Заключение

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений, подтверждающих наличие самостоятельной и оригинальной школы ювелирного искусства Петербурга в XVIII - XIX столетиях.

1. Ювелирное дело было создано в новой столице государства по воле Петра I - как часть политики власти, утверждения ее статуса. В связи с этим большое значение имели знаковые вещи с символами царствующих особ или символизирующие власть.

2. Организация цехов свидетельствовала о наличии большого числа мастеров, способных работать на уровне, соответствующем требованиям высокопоставленных заказчиков. Цехи также являлись гарантами профессионального уровня мастеров серебряников и ювелиров. Цеховые мастера, многие из которых работали для двора, стали тем ядром, вокруг которого формировалась школа. Вступив в цех, мастера, тем самым, подтверждали свое желание и стремление принять условия жизни и деятельности в новой для них среде.

3. Существенной особенностью петербургской школы является то, что на протяжении всего ее существования, большая часть мастеров были иностранцы, а заказчики - высшее петербургское дворянство. В связи с х исторически сложившимися обстоятельствами, и те, и другие ориентировались на западноевропейские образцы.

4. Золотые и серебряные изделия западноевропейских мастеров привозились в Петербург на протяжении XVIII - XIX веков в огромном количестве. Это были как заказы двора, так и покупки высших слоев общества за границей. Причем, привозимые вещи были, как правило, работами ведущих ювелиров разных стран. Европейские влияния, отразившиеся на всех областях жизни Петербурга, отчетливо прослеживаются в ювелирном деле. Характер этого влияния проявляется в возникновении новых видов изделий, в новых художественных решениях, в заимствовании ранее для России нехарактерной символики. Сравнительный анализ памятников искусства европейских и петербургских мастеров позволяет установить быструю смену формообразующих факторов различных стилей с учетом запоздания вступления России в европейскую культуру. Так, если Западная Европа «пережила» барокко в XVII столетии, то в Петербурге оно возникает в петровское время и характеризуется определенной сдержанностью, но уже в 1730 - 1740-е годы стиль достигает своей развитой фазы. В середине XVIII столетия барокко преобладает в изобразительном искусстве и архитектуре. Это же проявляется и в целом ряде памятников декоративного искусства, особенно, имевших репрезентативный характер. Такое монументальное сооружение как гробница Александра Невского, является ярким памятником барочного искусства. В какой-то степени чертами барокко отмечены и предметы парадных императорских сервизов, а в малых формах ювелирного искусства - галантерейной продукции, ювелирных украшениях - господствующее положение занимает стиль рококо. Таким образом, за тридцать первых лет ювелирное искусство в Петербурге прошло стилевые формы барокко и рококо. При этом видим полное понимание ювелирами основных принципов стилей, как в создании формы, так и трактовке декора. Начиная со второй половины XVIII века стилевые формы в искусстве золотых и серебряных дел мастеров Петербурга развиваются уже вровень с европейскими.

5. Анализируя степень влияния западных образцов на изделия петербургских мастеров необходимо подчеркнуть, что это влияние в большой мере ограничивалось формальными признаками и не разрушало национальных традиций. Появляются новые обычаи, а, следовательно, наряду с традиционными и новые виды украшений, предметов быта, утвари.

6. Изучая произведения европейских и петербургских мастеров золотого и серебряного дела и проводя сравнительный анализ, приходим к выводу о наличии вполне определенных особенностей и характерных черт, свойственных петербургской школе. Наиболее отчетливо они начинают проявляться с 1730-х годов (трудно судить о ранних вещах в связи с их незначительным количеством). Прежде всего, надо отметить иную, нежели у европейцев, трактовку формы. Пластика ее скорее живописна, нежели скульптурна. Приземистые пропорции, мягкость абриса, рисунок не всегда правильный и не столь проработан в деталях, как, например, у французских мастеров. В то же время большое внимание уделяется декору, зачастую он обильный и разнообразный. Изделия отечественных мастеров характерны проявлением непосредственности и определенной живости чувства. Серебряникам Петербурга, особенно придворным, важно было создать сильное общее впечатление от вещи - она должна быть импозантна, торжественна, нарядна. Для ювелирных изделий очень характерна колористическая насыщенность, что достигается разными цветами золота и серебра и излюбленными драгоценными камнями. Это дает возможность определить атрибутивные признаки произведений петербургской ювелирной школы.

Несомненно, в формировании стиля петербургской школы важную роль играла русская среда и заказчик с его специфическим менталитетом и характерной для него традиционной склонностью к многоцветию, декоративной избыточности.

Необходимо отметить, что на протяжении всего XVIII века наряду с новыми видами изделий изготавливались предметы и старые формы древнерусской утвари - ковши, братины, правда, в основном наградные и дарственные. Часто они были чеканены рокайлями или классицистическими мотивами. Бытовали также кубки, стопы, кружки, восходящие к немецким прототипам XVII столетия. Таким образом, искусство золотых и серебряных дел мастеров носило синкретический характер.

Таким образом, петербургская школа развивалась под сильным влиянием и при преобладающем участии западноевропейских мастеров, в результате чего возникло вполне органичное слияние европейской стилистики и русского ощущения формы - мягкой, несколько инертной, изобилующей декором. Подобная адаптация художественного языка представляется знаковой для Петербурга вообще. Феномен петербургской культуры заключается в ее восприимчивости и открытости, что позволило переплавить в горниле русского менталитета разные стили, манеры, создавая свои, только ей присущие, художественные явления.

Для самоидентификации школы как таковой ключевыми являются: вписанность в европейский культурный контекст, и национальные корни в историческом развитии данного вида художественного творчества. К концу XIX века стало очевидным, что петербургская школа обладает и тем и другим. Показателем этого было то, что многие работы петербургских мастеров были отмечены высокими наградами на международных выставках, их достижения восприняты западными ювелирами и широко вошли в мировую практику. Это, прежде всего, дизайн русских диадем.

Петербургская школа заняла свое положение, оказавшись на пограничье между европейской и московской, наиболее характерной представительницей российских школ. Петербургская школа стала активным проводником западных стилей. Однако ни в один из периодов своего существования она не была простым подражателем. С самого начала приобрела свое «лицо», свою особость.

Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Лопато, Марина Николаевна, 2006 год

1. Агеева О.Г. «Величайший и славнейший более всех градов в свете»--Град Святого Петра. Петербург в русском общественном сознании начала XV1.I века. СПб, 1999. - 343 с.

2. Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи (XVIII в. -первая половина XIX в.). М, 1982. 863 с.

3. Алексеева М.А. Гравюра Петровского времени. Л, 1990. 207 с.

4. Алленов М.М., Русское искусство XVIII начала XX века. М, 2000. -319с.

5. Алмазный Фонд СССР. Вып. 1- 4. М., 1924 1926. 1 - 38 с, 2 - 26 с, 3-45 е.,4-38 с.

6. Альбом исторической выставки предметов искусства, устроенной в 1904 году в С.-Петербурге. Текст Адриана Прахова. СПб.: Т-во

7. Р. Голике и А. Вильборг, 1907. С. 273, XXXIII

8. Амелехина С.А. Коронация Екатерины I // Петр Великий и Москва. Каталог выставки. М, 1998. С. 169—171

9. Анисимов Е. Анна Иоанновна. М.: Молодая гвардия, 2002. 362 с.

10. Анисимов Е. Елизавета Петровна. М.: Молодая гвардия, 2005. 426 с.

11. Антонов В. Карл Эстед шведский ювелир XVIII века в Петербурге. Шведы на берегах Невы: Сборник статей. Стокгольм: Швед, ин-т, 1998. С. 208-213

12. Андрющенко А.И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства. Нижний Новгород (1904) 1996. 185 с.

13. Архив князя Воронцова. М, 1879. Кн. 7.- 367 с.

14. Базен Жермен. Барокко и рококо. М, 2001. 287 с.

15. Базиянц А.П. Правда интереснее легенд. М, 1975. 79 с.

16. Базиянц А.П. Над архивом Лазаревых. М, 1982. 160 с.

17. Балаш А.Н. Пенсионеры ЦУТР барона АЛ. Штиглица (по материалам коллекции графических работ учащихся ЦУТР 18801910-х гг. из фондов Музея прикладного искусства СПГХПА) // Месмахеровские чтения. СПб.: Худож.-пром. академия. СПб., 2002. С. 34-39

18. Барокко в России. Сборник статей. М., 1926. 138 с.

19. Барокко в России. Сборник статей. М., 1994. 276 с.

20. БартеневИ.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. JL, 1984. 228 с.

21. Бенуа А.Н. Галерея Драгоценностей Императорского Эрмитажа // Художественные сокровища России. СПб., 1902, № 12. С. 307 351

22. Берпулли И.И. Записки астронома Ивана Бернулли о поездке его в Россию. // Русский архив. СПб., 1902. С. 6-30

23. Бернякович З.А., Соколова Т.М., Торпеус М.И. Художественное серебро XVI начала XX веков. Путеводитель по выставке. Гос. Эрмитаж. М., 1956. - 37 с.

24. Бернякович З.А. Изделия из серебра. // Памятники русской культуры I четверти XVIII в. в собрании Государственного Эрмитажа. Каталог. М.; Л., 1966. С. 195—204

25. Бернякович З.А. Русское художественное серебро XVII начала XX веков в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1977. - 287 с.

26. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991.-279 с.

27. Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб., 1997. 493 с.

28. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996. 335 с.

29. Бильбасов В.А. История Екатерины II. Берлин, 1900.1 т. 643 е., II т. 765 с.

30. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XII -XVIII веков. Л., 1974.-224 с.

31. Бирюкова Н.Ю. Прикладное искусство Франции XVII XVIII веков. Развитие и стиль. СПб., 2002. - 239 с.

32. Благово Д. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л., 1989. 471 с.

33. Богословский М.,М-, Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII в. Птг., 1918. -136 с.

34. Болин в России. В.А. Болин. Придворный ювелир конца XIX начала XX веков. Под общей ред. К. Болина и П. Булатова. Каталог выставки в музеях Московского Кремля. М., 2001. - 250 с.

35. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX начала XX века. М., 1971.-239 с.

36. Борисова Е.А. Архитектура в творчестве художников Абрамцевского кружка (У истоков «неорусского стиля») // Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. М., 1984.1. С. 137-182

37. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Л., 1982. 384 с.

38. Бреполь Э. Художественное эмальирование. Л., 1986. 127 с.

39. Борисова Е.А., Стерши Г.Ю. Русский модерн. М., 1990. 360 с.

40. Бройтмаи JI.,K, Краснова Е.И. Большая Морская. СПб., 1996. 221 с.

41. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989. 189 с.

42. Бурдяло А.В. Необарокко в архитектуре Петербурга. СПб., 2002. -381с.

43. Bamouioea Р.А., Ванюшов Б.Г. Ювелирные изделия: Иллюстрированный типологический словарь. СПб.: Политехника, 2000. 239 с.

44. Варшавский С., Реет Б. Билет на всю вечность. Л., 1978. 495 с.

45. Вейс, Герман. История цивилизации. Архитектура. Вооружение. Одежда. Утварь. М., 1998. Т. III. 767 с.

46. Великий Фаберже. Елагиноостровский дворец-музей. Каталог первой выставки в СССР. Ленинград, 1989. Хельсинки, 1990. 139 с.

47. Вельфлип Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1913. -164 с.

48. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994. 427 с.

49. Вигелъ Ф.Ф. Записки. М., 2000. 591 с.

50. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978. 230 с.

51. Виппер Б.А. Ренессанс. Барокко. Классицизм, Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII веков. М., 1966. 348 с.

52. Власов В.Г. Стили в искусстве. Т. 1. СПб., 1995. 672 с.

53. Волков Н.Е. Двор русских императоров в его прошлом и настоящем. (СПб., 1900). М., 2003.-237 с.

54. Воронов М.,Г. Гавриил Игнатьевич Козлов. Жизнь и творчество. Л., 1982.- 115 с.

55. Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве. 1795- 1801. СПб., 2004. 298 с.

56. Врангель Н.Н., барон. Свойства века: Статьи по истории русского искусства. СПб., 2000. 275 с.

57. Всемирная Колумбова выставка в Чикаго 1893 года: указатель Русского отдела. СПб., 1893. 241 с.

58. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1882 года в Москве. М., 1883.- 135 с.

59. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде. СПб, 1896. 202 с.

60. Вяземский П.Л. Старая записная книжка. JI, 1929. 345 с.

61. Гавршова Е.И. Об истоках русской графики нового времени: Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Вып. 3: Отечественное и зарубежное искусство XVIII века. JI, 1986. С. 44-49

62. Габсбург, Г. фон, Лопато, М. Фаберже: придворный ювелир. Каталог выставки Санкт-Петербург-Париж-Лондон. Вашингтон, 1993.-476 с.

63. Габсбург Геза, фон. Фаберже. Сокровища Российской империи.1. KJ

64. Культурно-историч. «Связь времен». Нью-Йорк, 2005. 350 с.

65. Галанина Л., Грач #., Торнеус М. Ювелирные изделия в Эрмитаже. Особая кладовая. Гос. Эрмитаж Л, 1967. 96 с.

66. Гельбиг, Георг фон. Русские избранники. Серия «Редкая книга». М, 1999.-312 с.

67. Георги КГ. Описание Российско-Императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного 1794 -1796. СПб., 1996.- 527 с.

68. Гереш Элизабет. Александра. Трагедия жизни и смерти последней русской царицы. Ростов-на-Дону, 1998. 409 с.

69. Головкин Ф.Г. Двор в царствование Павла I. М, 1912. 455 с.

70. Гольдберг Т.Г. Очерки по истории серебряного дела в России в первой четверти XVIII века // Труды ГИМ. М, 1947. Вып. 18.1. С. 23-35

71. Гольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М., Русское золотое и серебряное дело XV-XX веков. М, 1967. 304 с.

72. Гордин М.А. Былой Петербург. Екатерининский век. СПб, 2004. 309 с.

73. Государственная Оружейная палата. Альбом. Авт.-сост. И.А. Бобровницкая, Л.П. Кириллова, М.Н. Ларченко и др. М, 1988. 431 с.

74. Готье Теофиль. Путешествие в Россию. М., 1988. 398 с.

75. Даниэль Сергей. Европейский классицизм. СПб.: Азбука, 2003. 302 с.

76. Дашкова Е.Р. Записки княгини Дашковой. М., 1990. 511 с.

77. Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы конца XVII XX веков. Государственный Эрмитаж. Сборник научных трудов. JL, 1986. - 148 с.

78. Дервиз П.П. Тома Жермен и его работы в собрании Эрмитажа. Западноевропейское искусство. Д., 1937. Т. I. Вып. 2. С. 91-114

79. Державный сфинкс. Мемуары. М., 1999. 604 с.

80. Двухсотлетие Кабинета Его Императорского Величества. 1704 -1904. СПб., 1911.-245 с.

81. Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденый им в России в царствование Петра Великого с 1721 по 1725 год. М., 1860. 1 т. 275 е., 2 т. - 357 е., 3 т. - 292 е., 4 т. - 242 с.

82. Дневник Этьен Дюмона об его приезде в Россию в 1803 г. // Голос минувшего. СПб., 1913. № 2-3. С. 80-144

83. Дневники императора Николая II. М., 1991. 733 с.

84. Екатерина II и Г.А. Потемкин. Личная переписка 1769 1791. Сост. В.Лопатин. М., 1997.-675 с.

85. Жерихина Е.М. «Елизаветинский» корпус Смольного монастыря. Первоначальные строения Санкт-Петербурга. // Тезисы докладов Второй научной конференции Летнего сада и Дворца-музея Петра I. СПб., 1999. С. 58—62

86. Жерихина Е.И., Яранцев В.Н. Максимилиан Месмахер мастер протомодерна // Месмахеровские чтения. С.-Петербургская художетсвенно-промышленная акакдемия. СПб., 2002. С. 16-24

87. Жерихина Е.И. Приданое цесаревны Марии Александровны. // Россия-Германия. Пространство общения. Материалы X Царскосельской научной конференции. СПб.: ГМЗ «Царское Село», 2004. С. 156-167

88. Журналы Дежурныхъ генералъ-адъютантов. Царствование Императрицы Елисаветы Петровны. Выпуск 1-й—1745, 1748-1751. СПб, 1898.-268 с.

89. Забелин Иван. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Часть I, II. М„ 2000. 454 с.

90. Забозлаева Т.Е. Драгоценности в русской культуре XVIII—XX веков. СПб, 2003.-464 с.

91. Завадская JJ.A. Рака Александра Невского в собрании Эрмитажа. //Александр Невский и история России: Материалы научно-практической конференции. Новгород 1995. Новгород Великий, 1996 С. 84—93

92. Завадская Л.А. Английский магазин в Петербурге и серебряные великокняжеские сервизы 1830-1840-х годов // Четвертая Царскосельская конференция. Англия Россия. Диалог культур. СПб, 2002. С. 142-145

93. Западноевропейское прикладное искусство XII—XVIII веков. Вступительная статья и общая редакция Н. Бирюковой. Государственный Эрмитаж. Л, 1974. 225 с.

94. Записки императрицы Екатерины II. (1859 Лондон). М, 1990. 278 с.

95. Записки фельдмаршала графа Миниха. СПб, 1874. 406 с.

96. Записки придворного брильянтщика Позье о пребывании его в России // Русская старина. СПб, 1870. Т. I. С. 16-27; Т. II. С. 77-103; Т. III. С. 197-243

97. Иванов Д.Д. Объяснительный путеводитель по художественным собраниям Петербурга. СПб, 1904. 354 с.97

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.