История и традиции фирмы "Болин" в ювелирном искусстве XIX - начала XXI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Осипова, Мария Андреевна

  • Осипова, Мария Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 192
Осипова, Мария Андреевна. История и традиции фирмы "Болин" в ювелирном искусстве XIX - начала XXI века: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2017. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Осипова, Мария Андреевна

Введение

Глава 1. Развитие ювелирного искусства России второй половины XIX века

1.1 Стилистические тенденции русского ювелирного искусства второй

половины XIX— начала ХХ века

1.2Классификация и типология ювелирных изделий России второй половины

XIX - начала ХХ века

1.3Ведущие ювелирные фирмы России второй половины XIX - начала ХХ века

Глава 2. Специфика деятельности ювелирных мастерских второй половины XIX века на примере творчества фирмы «Болин»

2.1 История фирмы «Болин». Становление и развитие

2.2 Стилистические и типологические особенности художественных изделий фирмы «Болин»

2.3 Роль заказчиков в деятельности фирмы «Болин»

2.4 Фирмы «Болин» и «Фаберже»: опыт сравнительной характеристики

Глава 3. Фирма «Болин» и современное ювелирное искусство Санкт-Петербурга: проблемы стилистики, атрибуции и арт-рынка

3.1 Изделия фирмы «Болин» на современном арт-рынке. Клеймение как проблема атрибуции

3.2 Особенности ювелирного искусства Санкт-Петербурга второй половины ХХ века

3.3 Влияние стиля фирмы «Болин» на творчество современных мастеров ювелирного искусства Санкт-Петербурга и Стокгольма

Заключение

176

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История и традиции фирмы "Болин" в ювелирном искусстве XIX - начала XXI века»

Введение

Актуальность темы исследования связана с возрастанием интереса в последние десятилетия к деятельности петербургских ювелирных фирм конца Х1Х-начала XX столетия, в том числе, фирмы «Болин». Кроме того, история русского ювелирного искусства обозначенного периода в настоящее время представляет обширное поле деятельности для исследователей, поскольку активное появление многочисленных ювелирных компаний в Москве и Санкт-Петербурге того времени приводит к созданию огромного числа предметов ювелирного искусства. В российских музеях широкой аудитории представлены, главным образом, работы московских ювелиров конца XIX-начала XX века, в сравнении с произведениями, выполненными в рассматриваемый период петербургскими мастерами. Одна из проблем, связанная с изучением творческого наследия петербургских мастеров конца XIX-начала XX века - недоступность самих изделий, которые практически не экспонируются на выставках и музейных коллекциях. Данное явление обусловлено плохой сохранностью ювелирных произведений, связанной с историческими особенностями развития нашей страны в XX веке. Наибольшей известностью и изученностью, в настоящее время, отличаются работы фирмы Фаберже. В то время, как названия ювелирных компаний -современниц этой фирмы малоизвестны широкой публике, а их творческое наследие не было подвержено детальному научному изучению. Ярким представителем своей эпохи являлась фирма «Болин», получившая признание благодаря созданию высокохудожественных украшений.

Актуальность работы обусловлена появлением ряда современных ювелирных произведений, выполненных в традиции петербургских мастеров XIX века, а также фирмы «Болин». Переосмысление традиций прошлого -одна из важных составляющих современного авторского ювелирного искусства Санкт-Петербурга. Несмотря на интерес исследователей к истории и художественному наследию фирмы «Болин», деятельность этой фирмы и ее

влияние на современное ювелирное искусство все еще остается малоизученными.

Об актуальности изучения выбранной темы свидетельствует и тот факт, что произведения, созданные ювелирами фирмы «Болин» хранятся не только в частных коллекциях и музейных собраниях, но и являются важными лотами на русских торгах ведущих аукционных домов мира. Доказательством интереса к деятельности ювелиров позапрошлого столетия служат соответствующие выставки. Так, в конце 1980-х годов в Ленинграде состоялась первая выставка, посвященная творчеству Карла Фаберже. Пока единственная выставка, знакомящая публику с творчеством ювелирной фирмы «Болин» прошла в Москве в 2001 году: «Болин в России. Придворный ювелир конца XIX - начала XX века». Работы фирмы «Болин» демонстрировались в составе крупных выставок, объединяющих произведения русских мастеров конца XIX-начала XX века: «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России», что также свидетельствует об интересе к традициям петербургских мастеров XIX и их проявлению в современном ювелирном искусстве.

Сейчас в России и за ее пределами открываются частные музеи, посвященные ювелирному искусству XIX века: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, Русский национальный музей в Москве, Музей Фаберже в Баден-Бадене, в которых представлены произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства. В связи с этим, актуальным является детальное изучение творчества фирмы «Болин», которое позволит внести большую ясность в историю происхождения некоторых ювелирных предметов, а также глубже изучить вопросы развития русского ювелирного искусства конца XIX-начала XX столетия. Исследование индивидуальных особенностей творчества ювелиров, сотрудничавших с компанией «Болин», которое не было рассмотрено ранее, также является важным вопросом в атрибуции украшений, созданных фирмой. Стилистический анализ ювелирных изделий,

выполненных фирмой «Болин», дает возможность оценить роль традиций компании в формировании стиля современных петербургских ювелиров. Изучение истории фирмы и ее взаимодействия с другими ювелирными предприятиями и клиентами, позволяет определить место компании «Болин» в истории русского ювелирного искусства, а также сформировать более целостное представление о развитии русского ювелирного искусства Санкт-Петербурга второй половины XIX века.

Степень изученности темы.

Затрагиваемые в диссертации проблемы относятся к смежным областям декоративно-прикладного и ювелирного искусства, а также истории и культуры. Общие теоретические и исторические вопросы декоративно-прикладного искусства рассматриваются в работах Ж. Бодрияра1,

Л

М.С. Кагана, А. де Морана .

Одна из важных проблем при изучении любого вида декоративно-прикладного искусства, в том числе ювелирного - проблема стиля. Проблема стиля в русском искусстве конца XIX - начала XX веков, наиболее полно изучена в трудах историков архитектуры. Декоративно-прикладное искусство, как правило, стилистически связано с архитектурой, именно поэтому, стоит отметить работы русских исследователей архитектуры, посвященные проблеме стиля в русском искусстве конца XIX-начала XX века. Ю.Р. Савельев3 и Е.И. Кириченко4 в своих исследованиях дают характеристику основным стилям, свойственным для изучаемого периода. Подобной проблеме в ювелирном искусстве уделяют внимание следующие

1 Бодрияр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001. 217 с.

2 Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982.578 с.

3 Савельев Ю.Р. Искусство историзма и государственный заказ. М.: Совпадение, 2008 г. 304 с.

4 Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М.: Искусство, 1982 г. 400 с.

исследователи: М.Н. Лопато5 и И.В. Шаталова6. Проблемы стиля в ювелирных произведениях затрагиваются и в работах У. Тилландер7.

Наиболее значимыми трудами XX века, посвященными русскому

о

ювелирному искусству, являются работы М.М. Постниковой-Лосевой . Эти исследования содержат общую информацию о развитии ювелирного дела в России, его основных центрах и ведущих мастерах.

Контекст эпохи конца XIX - начала XX веков, а также специфику деятельности и творчества ведущих ювелирных фирм изучаемого периода и отдельных ювелиров раскрывает ряд монографий русских и европейских исследователей. Большое количество научных публикаций, созданных экспертом аукционного дома Christie's, кандидатом искусствоведения, В.В. Скурловым, посвящено истории фирмы Фаберже9. Монументальный труд, «К. Фаберже и петербургские ювелиры10» под общей редакцией В.В. Скурлова, дает широкое представление не только о деятельности фирмы «Фаберже», но и затрагивает круг вопросов, связанных с историей ювелирного искусства конца XIX и XX веков. Авторами дается краткая характеристика и ювелирного искусство северо-западного региона уже в начале XXI века. Также приведен ценный архивный материал, который служит основой для глубокого исследования темы. Деятельность фирмы Фаберже рассматривается и в работах ведущего научного сотрудника Оружейной Палаты Московского Кремля Т.Н. Мунтян11.

5 Лопато М.Н. Ювелиры старого Петербурга. / М.Н. Лопато. СПб.: издательство Государственного Эрмитажа, 2006. 270 с

6 Шаталова И.В. Стили ювелирных украшений. / И.В. Шаталова. М.: 6 карат, 2004. 154 с

7 Тилландер У. Драгоценности императорского Петербурга. СПб.: Лики России, 2013. 296 с.

8 Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI-XIX вв. / М.М. Постникова-Лосева. М.: Наука, 1974. 372 с; Постникова-Лосева М.М. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. / М.М. Постникова-Лосева. М.: Наука, 1983. 372 с

9 Скурлов В.В. Фаберже и его продолжатели. / В.В. Скурлов. СПб.: Нева, 1997. 704 с. Скурлов В.В. Фаберже - министр ювелирного искусства. / В. В. Скурлов. М.: Русь-Олимп,

10 Скурлов В.В. К. Фаберже и петербургские ювелиры. / В.В. Скурлов. СПб.: Лики России, 2012.711 с.

11 Мунтян Т.Н. Мир Фаберже. М.: Издательство Государственных Музеев Московского Кремля. 1992 г. 254 с. Мунтян Т.Н. Фаберже. Великие ювелиры России. / Т.Н. Мунтян. М.: Красная площадь, 2000. 207 с

Существует и ряд работ, посвященных деятельности конкретных

12

ювелирных фирм. Так, в работе В.Ю. Волдаевой приводится обширный исторический материал, который позволяет в полном объеме изучить историю становления, развития и формирования стиля московской ювелирной фирмы Сазикова. Еще одной значимой работой можно считать исследование С.Я. Коварской, посвященное деятельности компании

13

Хлебникова , в котором также затронуты вопросы истории и стиля ювелирных московских произведений.

Важными для изучения являются работы, написанные в соавторстве иностранными и русскими исследователями. Примером такого сотрудничества может служить книга «Фаберже - придворный ювелир» Г. Фон Габсбург и М. Н. Лопато14. Основное внимание в труде уделяется деятельности фирмы К. Фаберже, но также, исследователи упоминают и о его современниках, в том числе фирме «Болин». Подобные упоминания очень лаконичны, поскольку основная задача авторов - создать более полное представление о рассматриваемом периоде в истории России и ювелирном искусстве.

Можно заметить, что зарубежные исследователи проявляют все более активный интерес к творчеству российских ювелиров. Так, финская исследовательница У. Тилландер в своей книге «Драгоценности императорского Петербурга»15 посвящает целую главу истории фирмы «Болин». В книге сотрудника ведущих аукционных домов С. Папи «Сокровища дома Романовых»16 уделяется внимание истории некоторых ювелирных произведений, созданных Болинами для членов императорской

12 Волдаева В.Ю. Ювелирный дом Сазиковых./ В.Ю. Волдаева. М.: Интербук-бизнес, 214. 208 с.

13 Коварская С.Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова. М.: Московский Кремль, 2001. 120 с.

14 Von Habsburg G., Lopato M. Faberge: Imperial jeweler./ G. Von Habsburg, M. Lopato. St Petersburg: Zwemmer, 1993. 476 p.

15 Тилландер У. Драгоценности императорского Петербурга. СПб.: Лики России, 2013. 296 с.

16 Папи С. Сокровища дома Романовых. СПб.: АСТ, 2011. 304 с

семьи. Работа исследователя А. фон Солодкоф носит в основном описательный характер, где большое место отведено истории членов русской императорской семьи и их ювелирным изделиям. Нельзя не отметить и работу

1 Я

«Artistic luxury» , написанную несколькими соавторами: Стефен Харрисон, Эммануэль Дюкам, Жанин Фалино. Исследователи посвящают свою работу ювелирному искусству конца XIX-начала XX века. При этом, дается детальный контекст эпохи, затрагивается вопрос развития стиля модерн в разных странах: России, Франции и Америке. Авторы анализируют творчество ведущих ювелирных фирм рассматриваемого времени, в том числе фирмы «Болин». Но, анализ деятельности Болинов носит общий характер.

О фирме «Болин» упоминают практически все исследователи, занимающиеся историей русского ювелирного искусства. Так, новые ценные сведения, основанные на документах, хранящихся в русских архивах, содержит произведение «Ювелирные сокровища российского императорского двора»19. Благодаря анализу архивов автор делает выводы относительно характера и стоимости подарков, которыми обменивались члены императорской семьи. Важно подчеркнуть, что исследователь приводит ссылки на конкретные архивные документы. Кроме того, в этом же издании уделяется внимание и истории самой ювелирной фирмы. Краткие сведения о творчестве и истории фирмы «Болин» содержатся в работах, посвященных русскому ювелирному искусству конца XIX - начала XX веков. Например, в

одной из глав книги петербургского исследователя ювелирного искусства

00

М.Н. Лопато «Ювелиры старого Петербурга» приведена основная информация о ювелирах Болинах. Стоит отметить, что вышеуказанные издания содержат важную информацию относительно истории ювелирной

17 Solodkoff A. Von. The Jewel Album of Tsar Nicholas IIand A Collection of Private Photographs of the Russian Impеrial Family/ A. von Solodkoff. London: Ermitage, 1997. 239 p.

18 Harrison S. Artistic Luxury. / S. Harrison. London.: The Cleveland Museum of Art, 2008. 360 p

19 Зимин И.В. Ювелирные сокровища российского императорского двора. М: Центрполиграф, 2013 г. 784 с

20 Лопато М.Н. Ювелиры старого Петербурга. СПб.: издательство Государственного Эрмитажа, 2006. 270 с

фирмы, тем не менее, во многих трудах отсутствуют ссылки на архивные документы, а также стилистический анализ ювелирных произведений, созданных фирмой «Болин».

Отдельно творчеству ювелирной фирмы «Болин» посвящены статьи

21

упомянутых ранее авторов: В.В. Скурлова и У. Тилландер . Деятельности

фирмы «Болин» посвящено незначительное количество монографий. Среди

22

них труд «Драгоценности и серебро» , вышедший в 1996 г., созданный в соавторстве таких исследователей ювелирного искусства как Т.Н. Мунтян, В.В. Скурлов и М. Риббинг. Он содержит сведения об истории ювелирной компании, владельцах, основных мастерах, ассортименте, особенности клейм и некоторых значимых произведениях. Расширенный вариант монографии о творчестве ювелирной фирмы, изданный в 2001 году под редакцией К. Болина и П. Булатова «В.А. Болин. Болин в России» содержит статьи авторов: Т.Н. Мунтян, М. Риббинг, а также А.Ю. Солодкова, Ю. Буранова и У. Тилландер. Стоит отметить, что эта монументальная работа была написана 15 лет назад. Сейчас, информация, представленная в этом труде, может быть дополнена новыми сведениями, которые стали известны за последние годы.

Важным дополнением к изучению деятельности русских ювелирных фирм конца XIX века, в том числе фирмы «Болин» становятся каталоги европейских аукционных домов Sotheby's, Christie's, Wartski. Произведения русских ювелиров и серебряников играют важную роль на ежегодных торгах, посвященных русскому искусству. Также осмыслению произведений фирмы «Болин» способствуют каталоги ежегодных аукционов, которые проводятся современной фирмой «Болин» в Швеции. Там продают антикварные ювелирные изделия, изготовленные современниками Болинов и современные работы.

21 Скурлов В.В. К. Фаберже и петербургские ювелиры. / В.В. Скурлов. СПб.: Лики России, 2012.С.268-270. Тилландер У. Драгоценности императорского Петербурга. СПб.: Лики России, 2013. С. 112 - 125

22 Мунтян Т.Н., Скурлов В.В., Риббинг М. Драгоценности & серебро. / М. Риббинг. СПб, 1996. 230 с

Необходимо отметить и диссертационные исследования, посвященные русскому ювелирному искусству и особенностям региональных школ. Специфика московской ювелирной школы и ее общая характеристика дается в диссертации «Ювелирное искусство Москвы конца XIX-начала XX века»

23

Н.Ю. Ивановой . Докторская диссертация исследователя ювелирного искусства М.Н. Лопато «Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVШ-XIX веков» затрагивает тему петербургской школы ювелирного искусства24. Существует ряд исследований, посвященных деятельности отдельных ювелирных фирм второй половины XIX века: В.Ю. Волдаевой «Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века» , М.О. Юдина «Золото-серебряная фирма Овчинникова. «русский стиль» и национальные традиции в изделиях предприятия»26

Несмотря на интерес отечественных исследователей к творчеству русских ювелирных фирм, диссертационные исследования, посвященные компании «Болин» отсутствуют, что делает данную работу действительно актуальной.

Современные исследователи уделяют значительное внимание изучению современного ювелирного искусства Санкт-Петербурга, а также роли традиций петербургских ювелиров XIX века в его формировании. Осмысление источников, повлиявших на развитие современного ювелирного искусства Санкт-Петербурга, является важным вопросом в его изучении, оценке и понимании. Данные проблемы чаще всего затрагиваются в

23 Иванова Н.Ю. Ювелирное искусство Москвы конца XIX - начала XX века: дис.канд. Московский Государственный Академический институт им. В.И. Сурикова, Москва, 2006

24 Лопато М.Н. Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVШ - XIX веков. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. доктора искусствоведения. СПб., 2006

25 Волдаева В.Ю. Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века: дис.канд. Российская Академия Художеств Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, Москва, 2009

26 Юдин М.О. Золото-серебряная фирма Овчинникова. Русский стиль и национальные традиции в изделиях предприятия. М., 2016

периодических специализированных изданиях, например, «Русский ювелир», «Навигатор ювелирной торговли».

Автором многочисленных статей является Г.Н. Габриэль. В статье

27

«Интеллектуальные игры в современном авторском ювелирном искусстве»27 дается характеристика некоторых тенденций современного авторского ювелирного искусства. Вопросы современного ювелирного искусства Санкт-Петербурга рассматриваются во вступительных статьях к каталогам выставок. Основные направления развития современного ювелирного искусства Санкт-Петербурга освещаются в статье М.Н. Лопато в каталоге, посвященном

выставке «Пластика в металле и камне. Произведения современных

28

мастеров ». Статья М.Н. Лопато «Время в металле и камне» раскрывает понятие «петербургской школы», а также предлагает анализ творчества современных ведущих ювелиров и ювелирных фирм Санкт-Петербурга. Исследователь приводит сведения не только относительно ювелиров, но и современных камнерезов. Статьи М.Н. Лопато присутствуют и в каталогах, публикуемых в связи с такими петербургскими выставками, как «Ювелирный Олимп».

Можно выделить несколько диссертационных исследований, в которых затронуты проблемы ювелирного искусства Санкт-Петербурга XX столетия. Работа исследователя И.Ю. Перфильевой «Русское ювелирное искусство второй половины XX в.: Основные художественные тенденции и

29

направления»29 посвящена истории развития русского ювелирного искусства конца XX столетия, ведущим мастерам, художественным тенденциям, кроме того, автором подчеркивается взаимосвязь развития русского и европейского ювелирного искусства. Диссертация исследователя современного ювелирного

27 Габриэль Г.Н. Интеллектуальные игры в современном авторском ювелирном искусстве. / Г.Н. Габриэль.// Русский ювелир. -2011. № 1. - С. 40-49

28 Лопато М.Н. Каталог к выставке «Пластика в металле и камне. Произведения современных мастеров»./М.Н. Лопато. СПБ.:Эрмитаж, 2014. 200 с.

22 Перфильева ИЮ. Русское ювелирное искусство второй половины ХХ в.: Основные тенденции и направления. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. кандидата искусствоведения. М., 2000.

искусства Г.Н. Габриэль «Авторское ювелирное искусство Ленинграда -

30

Санкт-Петербурга второй половины XX века: Истоки и эволюция» также освещает основные тенденции, намеченные в авторском ювелирном искусстве конца XX столетия. Исследователь подчеркивает специфический характер авторского ювелирного искусства нашей страны, отличающийся от европейского, невзирая на некоторые сходства. Также автор уделяет внимание формулировке и отличительным особенностям так называемой, петербургской школы ювелирного искусства, где одной из важнейших характеристик является следование классическим тенденциям, намеченным прошлыми поколениями ювелиров.

Роли традиций в современном искусстве посвящено диссертационное исследование одного из крупнейших экспертов в области русского ювелирного искусства В.В. Скурлова. В своей работе «История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России» автор анализирует не только изделия, выполненные из полудрагоценных камней в конце XIX-начале XX веков фирмой «Фаберже», но исследуя творчество современных камнерезов, выявляет особенности, свидетельствующие о преемственности традиций. Исследователь уделяет внимание камнерезному искусству России, трактуя его как ювелирное.

Проанализировав работы, посвященные изучаемой теме, становится ясно, что несмотря на обилие литературы, затрагивающей историю русского ювелирного искусства конца XIX - начала XX веков, а также вопросы преемственности традиций в современном ювелирном искусстве, искусствоведческий анализ произведений, истории ювелирной фирмы «Болин», а также изучение влияние ее традиций на современное ювелирное искусство Санкт-Петербурга отсутствует.

30 Габриэль Г.Н. Авторское ювелирное искусство Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины XX века: Истоки и эволюция. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. СПб., 2002.

Объект исследования диссертации - ювелирные изделия, созданные фирмой «Болин» в Санкт-Петербурге в конце XIX-начале XX веков, а также предметы ювелирного искусства, созданные современными ювелирами и компаниями Санкт-Петербурга и Стокгольма.

Предметом научной работы являются традиции создания ювелирных изделий, выполненных фирмой «Болин», и их роль в развитии современного ювелирного искусства Санкт-Петербурга и Стокгольма.

Цель исследования - изучение истории фирмы «Болин», а также художественных традиций фирмы в современном ювелирном искусстве Санкт-Петербурга и Стокгольма.

Задачи исследования:

• проанализировать стилистические особенности русского ювелирного искусства второй половины XIX - начала ХХ века;

• рассмотреть деятельность ведущих ювелирных фирм России второй половины XIX - начала ХХ века;

• изучить историю фирмы «Болин» и выявить периоды ее деятельности;

• провести комплексное изучение основных стилистических особенностей произведений фирмы «Болин», а также типологию ассортимента;

• определить творческую манеру ведущих ювелиров компании;

• оценить влияние заказчиков на деятельность фирмы;

• обозначить место и роль ювелирной фирмы «Болин» в развитии ювелирного искусства Санкт-Петербурга второй половины XIX - начала ХХ века;

• выявить наличие традиций ювелирной фирмы «Болин» в работах петербургских и шведских мастеров XXI века.

Источники исследования.

Источниковедческая база исследования представляет собой обширный архивный и литературный материал. Одним из значимых источников исследования являются архивные документы, хранящиеся в Российском Государственном Историческом архиве (РГИА). В Диссертационном исследовании, главным образом, использованы документы из следующих архивных фондов: 468 (Кабинет Его Императорского Величества МИДВ), 472 (Канцелярия министерства Императорского Двора), 525 (Канцелярия Императрицы Александры Федоровны), 521 (Контора двора Великого князя Александра Михайловича), 544 (Канцелярия императрицы Марии Федоровны), 528 (контора двора Великой княгини Марии Павловны). На основании этих уникальных документов можно воссоздать полный ассортиментный ряд ювелирных произведений, выполненных Болинами для двора. Кроме того, можно сделать выводы относительно изменений ассортимента, связанных с различными обстоятельствами. Документы дают возможность составить представление о стоимости произведений, выполненных Болинами, в сравнении с работами других мастеров, а также внести некоторую ясность относительно имен заказчиков и их роли в работе ювелирной фирмы.

Задействованы документы из личного архива В.В. Скурлова. Прочие источники: научные монографии, статьи в периодических изданиях, диссертационные исследования, позволили создать общее представление об искусстве изучаемого периода.

Для того, чтобы реализовать поставленные задачи было необходимо привлечь самые разнообразные материалы. Важную роль сыграли произведения ювелирного искусства (материальные памятники) XIX столетия. До наших дней дошло незначительное количество произведений ювелирной фирмы «Болин». Тем не менее, произведения фирмы представлены в музеях России, Европы, США, а также частных коллекциях. Так, произведения

Болинов хранятся в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, Государственном Эрмитаже, Государственном историческом музее, Русском национальном музее. Большое значение имеет изучение ассортимента антикварных магазинов. Еще один источник, который дает возможность изучения ювелирных изделий фирмы «Болин» - каталоги ведущих европейских аукционных домов: «Кристис» (Christie's), «Сотбис» (Sotheby's), Bonhams. Произведения современных русских ювелиров хорошо представлены на ежегодных выставках «Ювелирный Олимп», JUNVEX, «Сокровища Петербурга» а также временных выставках на базе площадок вышеупомянутых музеев. Изучение указанных памятников позволяет создать более полную картину основных стилистических приемов, использованных ювелирами, сформировать представление об ассортименте, а также изучить технику исполнения произведений. В результате чего становится возможным сравнительный анализ ювелирных изделий двух эпох.

Методы исследования

Одним из главных методов исследования стал комплексный подход, включающий всестороннее изучение исторических, архивных и искусствоведческих источников, а также памятников ювелирного искусства. Благодаря использованию системного подхода возможно проследить взаимосвязи между развитием ювелирной компании «Болин» и потребностями современного общества, а также выявить влияние клиентов на создаваемую продукцию. Не менее важным является и использование художественно-стилистического анализа, благодаря которому удалось выявить основные стилистические тенденции в работе того или иного ювелира, а также сделать вывод относительно преобладающего в ювелирных произведениях стиля. Кроме того, это позволяет выявить специфику ювелирных произведений, созданных фирмой «Болин» а также взаимосвязь с точки зрения стиля и формальных приемов, с произведениями, созданными петербургскими ювелирами в XXI веке. Во многом данному факту

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Осипова, Мария Андреевна, 2017 год

Библиография

1. Ананов А. Г. Русское ювелирное искусство. Опыт возрождения традиций Фаберже. / А.Г. Ананов. СПб,1994. 124 с

2. Ананов А.Г. Четверть века. / А.Г. Ананов. СПб.:Фонд Андрея Ананова, 2014. 192 с.

3. Белецкий И. Ювелирная энтомология. Антиквар № 12(69) декабрь 2012. С. 103-109

4. Белицкая Э. И. Художественная обработка цветного камня. / Э.И. Белицкая. М.: Легкая промышленность, 1983.199 с

5. Бирбаум Ф.П. История фирмы Фаберже. / Ф.П. Бирбаум. СПб.: Русские самоцветы, 1993. 101 с

6. Бодрияр. Ж. Система вещей. / Ж.Бодрияр. М.: Рудомино, 1999.

168 с

7. Борисова Е.А. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. М.:Наука, 1971 г. 240 с.

8. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. / Э. Бреполь. Л.: Машиностроение, 1982. 383 с

9. Бреполь Э. Художественное эмалирование. / Э. Бреполь. Л.: Машиностроение, 1986. 127 с

10. Бродский Б.И. Ювелирные изделия. / Б.И. Бродский. М.:КОИЗ, 1955. 44 с.

11. Бодрияр Ж. Система вещей./Ж. Бодияр. М.: Рудомино, 2001. 217 с.

12. Болин К. В.А. Болин. Придворный ювелир. М.: Новый Эрмитаж, 2001. 250 с.

13. Ванюшова Р.А. Ювелирные изделия: Иллюстрированный типологический словарь. / Р.А. Ванюшова. СПб.: Политехника, 2000. 240 с.

14. Волдаева В.Ю. Ювелирный дом Сазиковых./ В.Ю. Волдаева. М.: Интербук-бизнес, 214. 208 с.

15. Волдаева В.Ю. Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века. Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата искусствоведения. - М., 2009. - 238 с.

16. Габриэль Г.Н. Авторское ювелирное искусство Ленинграда-Санкт-Петербурга второй половины XX века: Истоки и эволюция. Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата искусствоведения. - СПб, 2002. - 168 с.

17. Габриэль Г.Н. Интеллектуальные игры в современном авторском ювелирном искусстве./Г.Н. Габриэль.// Русский ювелир. - 2011. № 1. - С. 1315

18. Габриэль Г.Н. формирование нового художественного языка в ювелирном искусстве санкт-петербурга 1920-1990-х годов. / Г.Н. Габриэль.// Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2015. № 4 (25). - С.167-171

19. Габсбург, фон Г. Фаберже: Сокровища Российской империи. -М.: Культурно-исторический фонд «Связь времен», 2004. - 352 с.

20. Гонтарь С.М. Тенденции развития ювелирного дела в России последней трети XIX -начала XX века. / С.М. Гонтарь. СПб.: Нева, 1997. 186 с

21. Гилодо А.А. Мастера XXI века. / АА. Гилодо. М.: Бук Хаус, 2004.

191 с

22. Гилодо А. А. Русская эмаль. Вторая половина 19-го 20 век./ А.А. Гилодо. М.: Береста, 1995. 194 с

23. Горыня А.С., Скурлов В.В., Фаберже Т.Ф. К. Фаберже и петербургские ювелиры. / А.С. Горыня, В.В. Скурлов, Т.Ф. Фаберже. СПб.: Лики России, 2012. 704 с

24. Дубровин М.Ф. К вопросу атрибуции российских изделий из драгоценных металлов. / М.Ф. Дубровин.// Антикварное обозрение. - 2001. № 2. - С. 12-14

25. Ермичева В. Такой «неизвестный» Помельников / В. Ермичева // Русский ювелир. -1996. № 1(32). - С. 30-31

26. Журавлева В.Л. Искусство русских ювелиров. / В.Л. Журавлева. М.: Художник, 2004. 174 с

27. Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре XVШ-XXвв./ Т.Б. Забозлаева. СПб.: Искусство,2003. 464 с

28. Загаевский К.И. Основные Правила клеймения драгоценных изделий. / К. И. Загаевский. Рига.: Рига, 1912. 37 с

29. Зимин И.В. Ювелирные сокровища российского императорского двора. М: Центрполиграф, 2013 г. 784 с

30. Зуев Г.И. Империя Фаберже. / Г.И. Зуев. СПб.: Гйоль, 2011. 258 с

31. Иванов А.Н. Мастера золотого и серебряного дела в России. / А.Н. Иванов. М.: Русский национальный музей, 2002. 908 с

32. Иванов А.Н. Неизвестный Фаберже: Справочное издание для экспертов-искусствоведов. Издание осуществлено по заказу Русского Национального музея. М.: Русский Национальный музей. 2002. 716 с.

33. Иванова Н.Ю. Ювелирное искусство Москвы конца XIX - начала XX века. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. М., 2006. 25 с.

34. Историзм в России: Эпоха и стиль в декоративном искусстве 1820-1890 годы / науч. ред. Н. Ю. Бирюкова и др; [каталог выставки.] СПб.: АО «Славия», 1996. 432 с

35. Каган М.С. Эстетика как философская наука. / М.С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997. 544 с

36. Калязина Н.В. Русская эмаль XVII- начала XX века. / Н.В. Калязина. Л.: Художник РСФСР, 1987. 259 с

37. Карл Фаберже и мастера камнерезного дела /Авт. Сост. Т.Н. Мунтян и др.; [каталог выставки, 8 апреля - 24 июля 2011г.]. М.: Музеи Московского Кремля, 2011. 352 с.

38. Карпун А. Л. Русское ювелирное искусство. Вторая половина 19 -го 20 век. / Л.А.Карпун. М.: Береста, 1994. 195 с

39. Квашнин С.И., Перевышко А.И., Скурлов В.В., Фаберже Т.Ф. Франц Бирбаум. Главный мастер фирмы Фаберже. / С.И. Квашнин, А.И.Перевышко, В.В. Скурлов, Т.Ф. Фаберже. СПБ.:Издание мемориального фонда Фабеже, 2016. 186 с.

40. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М.: Искусство, 1982 г. 400 с.

41. Кириченко Е.И. Русский стиль. / Е.И. Кириченко. М.:Галарт, 1997.

431 с

42. Коварская С. Я. Русское золото XIV — начала XX века. /С.Я. Коварская. М.: Советская Россия, 1987. 240 с.

43. Коварская С. Я. Русские ювелирные украшения XVIII — начала XX вв. /С.Я. Коварская. М.: Советская Россия, 1983.237 с.

44. Коварская С.Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова. М.: Московский Кремль, 2001. 120 с.

45. Комягин Ю.П. Современные художественные изделия из металла. / Ю.П. Комягин. Л.: Машиностроение, 1990. 230 с.

46. Корнева Г.Н., Чебоксарова Т.Н. Великая княгиня Мария Павловна /Г.Н. Корнева, Т.Н. Чебоксарова. Спб.: Лики Росиии, 2014. 160 с.

47. Корнева Г.Н., Чебоксарова Т.Н. Россия и Европа. / Г.Н. Корнева, Т.Н. Чебоксарова. Спб.: Лики Росиии, 2010. 360 с.

48. Корнилов Н. И. Ювелирные камни. / Н.И.Корнилов. М.: Недра, 1983. 236 с

49. Коровина Н. Признание Петербурга. Н.Коровина.// Ювелирная Россия № 2 (56) 2015 г. С. 41

50. Коршунова Т.Т. Костюм в России XVIII - начала XX вв. Из собрания Государственного Эрмитажа. / Т.Т. Коршунова. Л.: Художник РСФСР, 1979. 281 с

51. Кузнецова Л. К. Искусство Петербургских ювелиров второй половины XVIII столетия. Дисс. на соиск. уч. степени кандидата искусствоведения. - Л. 1984. - 275 с.

52. Кузнецова Л.К. Петербургские ювелиры XIX-начала XX века./ Л.К. Кузнецова М.:Цетрполигоаф,2017. 591 с.

53. Костюк О.Г. Петербургские ювелиры. XVШ-XIX века. сост. О. Г. Костюк. [Каталог выставки]. СПб.: Славия, 2000. 125 с

54. Крюк Т.М. Русские ювелирные украшения, XVI-XX века. / Т.М. Крюк. М.: АСТ-Пресс, 2002. 399 с.

55. Логинов В.Д. Ювелирные товары и часы. / В.Д. Логинов. М.: Экономика, 1978. 135 с.

56. Лопато М.Н. Лекарство от ксенофобии /М.Н. Лопато // Русский ювелир. - 1997. № 3. - С. 24-25

57. Лопато М.Н. Пластика в металле и камне. Произведения современных мастеров./М.Н. Лопато. СПБ.:Эрмитаж, 2014. 200 с.

58. Лопато М.Н. Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVШ-XIX веков. Автореферат дисс. на соиск. степ. доктора искусствоведения. СПб., 2006. 47 с.

59. Лопато М.Н. Ювелирный авангард. Истоки. Параллели./М.Н. Лопато. СПБ.:Эрмитаж, 2002. 136 с.

60. Лопато М.Н Ювелирный Олимп 2006-2007. / М.Н. Лопато. СПб.: Мир камня, 2008. 110 с

61. Лопато М.Н. Ювелиры старого Петербурга. / М.Н. Лопато. СПб.: издательство Государственного Эрмитажа, 2006. 270 с

62. Лукьянов Е. Серебряный сервиз великого князя Константина Николаевича работы ювелирной фирмы «Сазиковъ»/Е. Лукьянов. // Антиквариат. - 2014. сентябрь. - С.104-115

63. Макаров Л. П. Ювелирные украшения. / Л.П. Макаров. М.: Саппсо, 2001. 338 с.

64. Мартынова М. В. Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XП-XVШ вв. / М.В. Мартынова. М.: Искусство, 1973.105 с.

65. Марченков Ю.В. Ювелирное дело. / Ю.В. Марченков. М.: Высшая школа, 1984. 192 с.

66. Медведева Г. М. Русские ювелирные украшения 16-20 веков из собрания Государственного Исторического музея. / Г.М. Медведева. М.: Советский художник, 1987. 343 с.

67. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства./ А. де Моран. М., 1982.578 с.

68. Мунтян Т.Н. Мир Фаберже. М.: Издательство Государственных Музеев Московского Кремля. 1992 г. 254 с.

69. Мунтян Т.Н. Настольные часы фирмы «К.Э. Болин»./Т.Н. Мунтян. //Антикварное обозрение. - 2004. № 4. С. 40-41

70. Мунтян Т.Н. Фаберже. Великие ювелиры России. / Т.Н. Мунтян. М.: Красная площадь, 2000. 207 с.

71. Мунтян Т.Н. Фаберже. Пасхальные подарки. / Т.Н. Мунтян. М.: Табу, 2003. 84 с.

72. Мунтян Т.Н. Федор Рюкерт и Карл Фаберже. / Т.Н. Мунтян. М.: Ревякин, 2016. 612 с.

73. Мунтян Т.Н. Ювелирный Олимп. / Т.Н. Мунтян. СПб.: Мир камня, 2006. 144 с.

74. Мухин В.В. Во славу Фаберже. / В.В. Мухин. СПб.: Ойкумена, 1993. 62 с.

75. Папи С. Сокровища дома Романовых. / С. Папи. СПб.: АСТ, 2011.

304 с.

76. Петрова Н.В. Русское ювелирное искусство в праздничной придворной культуре XVIII века. Дисс. на соиск. уч. степ. кандидата искусствоведения. - СПб., 2004. 226 с.

77. Перфильева И.Ю. О взаимодействии интернациональных тенденций и национальных традиций в современном «авторском» ювелирном искусстве // Ювелирное искусство и материальная культура (Тезисы докладов 14-го коллоквиума). - СПб.: Эрмитаж, 2005. -С.58-61.

78. Перфильева И.Ю. Русское ювелирное искусство второй половины ХХ в.: Основные тенденции и направления. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. кандидата искусствоведения. М., 2000. 28 с.

79. Перфильева И.Ю. Стилевые заимствования в отечественном ювелирном искусстве 1960-1970-х годов//Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств: электронный научный журнал - 2010. - N 189/ [Электронный ресурс]. Ц^: http://cyberleninka.ru. (Дата обращения: 09.06.2015)

80. Постникова-Лосева М.М. Государственный Исторический музей. Москва. Шедевры ювелирного искусства / М.М. Постникова-Лосева. М.: 1986. 166 с.

81. Постникова-Лосева М.М. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. / М.М. Постникова-Лосева. М.: Наука, 1983. 372 с.

82. Постникова-Лосева М.М. Русская золотая и серебряная скань. / М.М. Постникова-Лосева. М.: Искусство, 1981. 287 с.

83. Постникова-Лосева М.М. Русское черневое искусство. / М.М. Постникова-Лосева. М.: Искусство, 1972. 141 с

84. Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI-XIX вв. / М.М. Постникова-Лосева. М.: Наука, 1974. 372 с

85. Постникова-Лосева М.М. / М.М. Постникова-Лосева. Указатель русских клейм на изделиях из драгоценных металлов XVII-XX века. М.: Искусство, 1992. 99 с

86. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Спб.: Крига: 2009. 592 с.

87. Разина Т.М. Русская эмаль и скань. / Т.М. Разина. М.: Госместпромиздат, 1961. 37 с.

88. Риббинг М. Драгоценности & серебро. / М. Риббинг. СПб, 1996.

230 с

89. Рогозина О. Все началось с Петра I / О. Рогозина //Навигатор ювелирной торговли. -2008. № 2. - С. 16-20

90. Русский стиль. Стиль жизни и стиль искусства / Сост. Л.А. Кирикова, М.Л. Макогонова; [Альбом-каталог]. СПб.: ГМИ СПб, 2012. 220 с

91. Савельев Ю.Р. Искусство историзма и государственный заказ. М.: Совпадение, 2008 г. 304 с.

92. Сарабьянов Д.В. Модерн / Д.В. Сарабьянов. М.: Галарт, 2001. 343

с.

93. Северюхин Д.Я. История развития петербургского художественного рынка XVIII - первых двух десятилетий ХХ века. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. СПб., 2005.

94. Скурлов В.В. Польского Белого Орла ищи на Востоке./ В.В. Скурлов.//Антикварное обозрение. - 2001.№ 3. С. 9-10

95. Скурлов В.В. Придворные ювелиры Болин. / В.В. Скурлов. // Антикварное обозрение. - 2001. № 3. -С. 4-7

96. Скурлов В.В. Фаберже и его продолжатели. / В.В. Скурлов. СПб.: Нева, 1997. 704 с

97. Скурлов В.В. Фаберже - министр ювелирного искусства. / В. В. Скурлов. М.: Русь-Олимп, 2006. 240 с.

98. Скурлов В.В. К. Фаберже и петербургские ювелиры. / В.В. Скурлов. СПб.: Лики России, 2012.711 с.

99. Соловьев Н.В. Придворная жизнь 1613-1619. / Н.В. Соловьев. СПб: Вильборг, 1913. 101 с

100. Сохранская Н.М. Ю.И.Паас-Александрова . / Н.М. Сохранская. Л.: Художник РСФСР, 1990. 103 с

101. Список экспонентов, удостоенных похвальных наград. Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 г. в Москве. М.: тип А. Гатцука, 1882. 102 с

102. Указатель Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года в Москве. М.: Мартынов, 1882. 596 с

103. Стоун Д. Ювелирная энциклопедия. Спб: Кристалл, 2008 г. 192 с.

104. Терехова А.Е. Золотые и серебряные изделия русских мастеров XVII- начала XX века. / А.Е. Терехова. М.: Изобразительное искусство, 1981. 16 с

105. Тилландер У. Драгоценности императорского Петербурга. / У. Тилландер. СПб.: Лики России, 2013. 296 с

106. Тищенко Т.В. Ювелирное искусство России. / Т.В. Тищенко. М.: Интербук-бизнес, 2002. 278 с

107. Троепольская Н.Г. Русские ювелирные украшения 16-20 веков из собрания Государственного Исторического музея. / Н.Г. Троепольская. М.: Советский художник, 1987. 343 с

108. Ульянова Б.Л. Русское художественное серебро второй половины XIX - начала XX вв. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. кандидата искусствоведения. - М., 1972. - 26 с.

109. Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. / П.И. Уткин. М.: Легкая индустрия, 1970. 162 с

110. Фаберже Т.Ф. Фаберже и петербургские ювелиры. / Т.Ф. Фаберже. СПб.: Нева, 1997. 704 с

111. Хохлова Е. Н. Художественные изделия из металла. / Е.Н. Хохлова. М.: Всеко-из, 1959. 29 с

112. Шаталова И.В. Стили ювелирных украшений. / И.В. Шаталова. М.: 6 карат, 2004. 154 с

113. Шаталова И.В. Ювелирный Олимп 2004. / И.В. Шаталова. СПб.: Мир камня, 2004. 100 с

114. Шаталова И.В. Ювелирный Олимп 2002. / И.В. Шаталова. СПб.: Медный всадник, 2002. 110 с

115. Шаталова И.В. Ювелирный Олимп 2003. / И.В. Шаталова. СПб.: Мир камня, 2003. 92 с

116. Эко У. История Красоты. / У. Эко. М.: Слово, 2010. 440 с

117. Юдин М. О. Изделия фирмы П. А. Овчинникова на мировых аукционах. / М. Юдин. // Антикварное обозрение. - 2010. №-1. С. 78-81

118. Юдин М.О. Золото-серебряная фирма Овчинникова. Русский стиль и национальные традиции в изделиях предприятия. Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата искусствоведения. -М., 2016. - 239 с.

119. Church R. Rings/ R. Church. London: V&A Publishing, 2011, 128 p

120. Coleman Sparke C. Russian decorative art / C. Coleman Sparke. Antique Collectors' club, 2014. 304 p

121. Field L. The Queen's jewels./ L. Field. New York: Harry N. Abrams, inc.,Publishers, 1987. 192 p

122. Habsburg Von G., Lopato M. Faberge: Imperial jeweler./ G. Von Habsburg, M. Lopato. St Petersburg: Zwemmer, 1993. 476 p

123. Habsburg Von G. Faberge revealed./ G. von Habsburg. New York:VMFA&SkiraRizzoli, 2011.421 p

124. Harrison S. Artistic Luxury / S. Harrison. London.: The Cleveland Museum of Art, 2008. 360 p

125. Keay A. The crown jewels./ A. Keay. London: Thames & Hudson, 2011. 204 p

126. Maurie's P. Haute Couture Jewelry./P. Maurie's. London.: Thames & Hudson, 2014. 224 p

127. McCarthy K. Faberge' in London. The British Branch of the Imperial Russian Goldsmith. / K. McCarthy. Woodbridge, Suffolk. ACC Art Books, 2017. 240 p

128. Munn G. Tiaras. Past and present./G. Munn.London: V&A Publishing, 2002. 128 p

129. Munn G. Wartski. The First One Hundred and Fifty years. /G. Munn. China: Antique Collectors' Club, 2015. 288 p

130. Peacock J. 20th century jewelry./J. Peacock. London.: Thames & Hudson, 2002. 144 p

131. Rudoe J. Cartier 1900-1939./J.Rudoe. New York: Harry N. Abrams, 1997. 344 p

132. Scarisbrick D.Portrait jewels./ D.Scarisbrick. London: Thames & Hudson, 2011.352 p

133. Snowman K. A. The master jewelers./ A. K. Snowman. London: Thames and Hudson, 1990. 262 p

134. Solodkoff von A. The Jewel Album of Tsar Nicholas II and A Collection of Private Photographs of the Russian Imperial Family/ A. von Solodkoff. London: Ermitage, 1997. 239 p

135. РГИА. Ф. 525. Оп. 1 (196/2684). Д. 49. 1895 г. О приданом Ея императорского величества Александры Федоровны. 6 л.

136. РГИА. Ф. 525. Оп. 2 (217/2715). Д. 1. 1914 г. О разных расходах по суммам Ея Императорского Величества. 97 л.

137. РГИА. Ф. 525. Оп. 3 Д. 83. 1895 г. Денежные документы по собственной сумме Ея Императорского Величества. 398 л.

138. РГИА Ф. 528 Оп. 1 Д. 955. 1874 г. Счеты приданому Ея Императорского Высочества, Государыни Великой Княгини Марии Павловны, 40 л.

139. РГИА Ф. 528 Оп. 1 Д. 2270. 1874 г. Опись драгоценностей Великой Княгини Марии Павловны. 8 л.

140. РГИА Ф. 528 Оп. 1 Д. 2271. 1917 г. Опись вещей, находившихся во дворце. 68 л.

141. РГИА Ф. 528 Оп. 1 Д. 1041. 1874 г. отчет по собственной сумме Великого Князя Владимира Александровича. 74 л.

142. РГИА Ф. 468 Оп.8 Д. 648. 1902 г. О расходах по случаю бракосочетания Великой княжны Ольги Александровны и Его Высочайшего принца Петра Александровича, герцога Ольденбургского. 152 л.

143. РГИА Ф. 468 Оп. 8 Д. 677. 1902 г. О расходах по случаю бракосочетания Ея Императорского Величества Великой Княжны Елены Владимировны. 28 л.

144. РГИА Ф. 468 Оп.8 Д. 689. 1902 г. Об изготовлении подарков с вензелевым изображением Имени Ея Великой Государыни Императрицы Александры Федоровны.29 л.

145. РГИА Ф. 468 Оп. 8 Д. 149. 1894 г. О расходах по случаю бракосочетания Их Императорских высочеств Великой Княжны Ксении Александровны и Великого Князя Александра Михайловича. 301 л.

146. РГИА Ф. 468 Оп.8 Д. 155. 1894 г. О расходах произведенных по случаю бракосочетания Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича. 641 л.

147. РГИА Ф. 468 Оп.8 Д.961.1908 г. О расходах по случаю бракосочетания Ея Императорского Высочества Великой Княжны Марии Павловны (подарки и орденские знаки). 119 л.

148. РГИА. Ф. 468 Оп. 5. Д. 78 Л.2. О наименовании придворными ювелирами оценщиков Кабинета Яннаша и Кеммерера и вдову ювелира Яна вместе с зятем Ея Болиным. 1939 г.

149. РГИА. Ф. 468, Оп. 43, Д. 1002 Описная книга драгоценных вещей. 1900-1912. 405 л.

150. РГИА. Ф. 468, Оп. 32, Д. 1619. 1886-1902 г. Дополнительные высочайшие указы кабинета Его Величества. 308 л.

151. РГИА. Ф. 547. Оп. 3. Д. 4346. Инвентарные книги. Опись драгоценным вещам. 1838-1916, 20 л.

152. РГИА Ф. 472. Оп. 43. Д. 107. 1902 г. 13 л.

153. РГИА Ф. 472. Оп. 38 Д. 93

154. РГИА. Ф. 472, Оп.103

155. РГИА Ф. 472 .Оп. 38. Внут. Оп. 413/1933 Д. 3. 1884 г. О мелочных и других расходах из канцелярской суммы и канцелярских припасах. 226 л.

156. РГИА Ф. 472 .Оп. 38. Внут. Оп. 413/1933 Д. 3. 1883 г. Сведения о поставщиках Высочайшего двора.

157. РГИА Ф. 468. Оп. 7.

158. РГИА Ф. 468 Оп.1ч. 2 Д. 3763.1874 г. Об уплате денег за вещи,

поступившие в комнаты Его Величества. 13 л.

159. РГИА Ф. 468 Оп.1ч. 2 Д. 3774.1874 г. Об уплате денег за вещи, поступившие в комнаты Его Величества. 5 л.

160. РГИА. Ф. 468 Оп. 3 Д. 2314.1874 г. Об уплатах ювелиру Болину за золотые часы. 7 л.

161. РГИА. Ф. 468 Оп. 3 Д. 2347.1874 г. Об уплате ювелиру Болину за браслет. 5 л.

162. РГИА. Ф. 469 Оп. 11 Д. 47.1874 г. О расходах по бракосочетанию Его Высочества Великого князя Владимира Александровича. 15 л.

163. РГИА. Ф. 468 Оп. 43 Д. 1025. 1939 г. Книга коронных бриллиантов, бриллиантовых вещей. 86 л.

164. РГИА. Ф. 468 Оп. 43 Д. 1027. 1865 г. Книга императорским регалиям, коронным бриллиантовым. 68 л.

165. РГИА.Ф. 468. Оп. 622/2799. Д. 932.1906 г.

166. РГИА. Ф. 40. Оп. 1. Д. 35. Утвержденные всеподданнейшие доклады министра финансов. 1883 г.

167. РГИА. Ф. 468. Оп. 43. Д. 1003. Опись прихода и расхода драгоценных и др. вещей. 1900-1916 гг. 393 л.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.