Формирование художественно-творческих потребностей учащихся 5-6 классов при иллюстрировании мифов финно-угорских народов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Зинченко, Наталия Александровна

  • Зинченко, Наталия Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 207
Зинченко, Наталия Александровна. Формирование художественно-творческих потребностей учащихся 5-6 классов при иллюстрировании мифов финно-угорских народов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2006. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Зинченко, Наталия Александровна

Введение.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ.

1.1. Психолого-педагогические основы формирования художественно - творческих потребностей.

1.2. Разработка критериев художественно - творческих потребностей.

1.3. Модель методической системы формирования художественно - творческих потребностей при иллюстрировании мифов и легенд.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОЛЬКЛОР - ИСТОЧНИКИ СОЗДАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ.

2.1. Изучение мифологии как художественно-творческого осмысления мира.

2.2. Анализ изобразительного и литературного наследия, созданного по мотивам финно-угорской мифологии.

2.3. Исследование творческих подходов художников-иллюстраторов жанра мифологической, сказочной литературы и методики их применения в работе с учащимися.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ ФИННО-УГОРСКИХ МИФОВ.

3.1. Определение уровня сформированности художественно - творческих потребностей. Констатирующий эксперимент.

3.2. Методика формирования художественно творческих потребностей. Формирующий эксперимент.

3.3. Определение уровня сформированности художественно - творческих потребностей. Контрольный эксперимент.

Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественно-творческих потребностей учащихся 5-6 классов при иллюстрировании мифов финно-угорских народов»

Проблема исследования и ее актуальность. Воспитание творческой личности, способной к открытиям в целях совершенствования окружающего мира, было важным во все времена. Только человек, у которого сформированы художественные потребности, может обживать мир красиво. Красота является результатом художественных устремлений, а художественно-творческие потребности, реализуемые в деятельности, формируют высокие нравственные идеалы. Начинать прививать детям духовные и эстетические ценности следует с рождения. Непосредственное формирование художественно-творческих потребностей становится возможным при достижении определенного уровня психического развития, интеллектуальной подготовленности, наличии начальных навыков практической деятельности. Подростки 11-12 лет уже владеют необходимым уровнем мышления, воображения, изобразительными умениями. Они демонстрируют интерес к самым разным сферам жизни, но часто могут увлекаться негативными ее проявлениями. Заинтересовать подростка, направить его активность важно именно в этом возрасте. Учитывая, что формирование художественно-творческих потребностей осуществляется в процессе диалога учитель-ученик, значение приобретает содержание учебного материала.

Фольклор является своеобразным фундаментом культуры. В.П. Зинченко пишет: «Важнейшая черта культуры состоит в том, что ее достижения не только сиюминутны. Это всегда наследие, оставляемое впрок. Иное дело, что оно не всегда наследуется, или не сразу находит своих наследников. Отсюда и забота о сохранении и развитии культурного наследия» [64, с. 28]. «Во взаимодействии с традицией художнику важно иметь смелость решительно порвать с отжившим и устаревшим. Но не менее важно иметь волю сохранить, развить подлинно живые и ценные стороны наследия», - так замечала Г.Л.

Ермаш [60, с.113]. Фольклор финно-угорских народов, выраженный в предметах устного, музыкального, изобразительного искусства и являющийся результатом художественно-творческой деятельности далеких предков, богат содержанием и красив. Мифология этой языковой семьи перекликается с сюжетами других мифологических традиций, иногда очень отдаленных от финно-угорского ареала. Иллюстрирование образов финно-угорской мифологии может способствовать приобщению учащихся к родным истокам. Оригинальные сюжеты, представленные в сравнении с мифами других пародов, будут содействовать пониманию учащимися культуры своего народа, а знания традиций - ценить его материальные и духовные достижения, самому участвовать в их создании. Увлекательное содержание мифов, разнообразные варианты заданий по их иллюстрированию вызовут интерес и помогут в решении проблемы формирования у подростков потребностей в художественно-творческой деятельности.

Анкетирование, в котором приняли участие учащиеся 5-6 классов и педагоги изобразительного искусства общеобразовательных школ г. Сыктывкара, помогло выявить целесообразность привлечения мифологического фольклора финно-угров для иллюстрирования. Его итоги показали интерес учаи(ихся 5-6 классов к чтению литературы приключенческо-фантастического характера и желание изображать понравившихся героев, но вместе с тем незнание традиционных для финно-угорских народов мифов - жанра, в котором переплетены фантастика и приключения. В этой связи, проблема формирования художественно-творческих потребностей учащихся 5-6 классов при иллюстрировании мифов финно-угорских народов представляется актуальной. Решить ее можно посредством научного исследования данной проблемы и разработки специального курса по иллюстрированию финно-угорских мифов.

Цель исследования: разработка методической системы формирования художественно-творческих потребностей учащихся 5-6 классов при иллюстрировании мифов финно-угорских народов.

Задачи исследования:

• проанализировать сущность и значение художественно-творческих потребностей в становлении личности школьника 11-12 лет в процессе изобразительной деятельности;

• проанализировать произведения искусства, созданные по мотивам финно-угорской мифологии;

• разработать и экспериментально проверить эффективность системы формирования потребностей в художественном изобразительном творчестве у учащихся 5-6 классов.

Объект исследования: художественная изобразительная деятельность учащихся 5-6 классов.

Предмет исследования: методическая система, направленная на формирование художественно-творческих потребностей учащихся 5-6 классов при иллюстрировании финно-угорских мифов.

На основании теоретического исследования, анализа педагогического опыта была выдвинута гипотеза: формирование художественно-творческих потребностей учащихся 5-6 классов при иллюстрировании финно-угорских мифов будет эффективным, если:

• разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему, в которой содержание, методы направлены на формирование потребностей в художественном изобразительном творчестве у учащихся 11-12 лет на занятиях по иллюстрированию традиционных мифов;

• занятия по иллюстрированию строить на сопоставлении фиппо-угорского фольклора с лучшими образцами фольклорных мифологических традиций других народов.

Теоретические основы исследования составили труды видных ученых-педагогов, психологов, философов, посвященные вопросам образования и формирования личности в обществе; научные исследования в области психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства; научные труды искусствоведов, историков, этнографов, в которых рассматривается искусство иллюстративного жанра, истоки возникновения и процесс развития традиционной культуры.

Методы исследования'.

• анализ специальной литературы и научных публикаций но психологии, педагогике, методикам обучения, мифологии, искусствоведению, этнографии;

• анализ произведений искусства, созданных по мотивам финно-угорской мифологии (литература, изобразительное и декоративно-прикладное искусство);

• анализ научной концепции выставки «Пути мифов - пути пародов» в Национальном музее Республики Коми;

• анализ школьных программ по изобразительному искусству для 5-6 классов;

• наблюдение за изобразительной деятельностью школьников в учебном процессе;

• анализ творческих работ учащихся;

• беседа, интервьюирование, анкетирование школьников 5-6 классов и учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ;

• педагогический эксперимент;

• анализ и систематизация результатов эксперимента.

Исследования Божович Е.Д., Выготского JI.C., Ермолаевой-Томипой Л.Б., Крутецкого В.А., Лабунской Г.В. раскрыли психологию школьников 11-12 лет, особенности их интересов, в том числе читательских. Ученые дали оценку возможностям подростков в изобразительной деятельности, обозначили роль искусства в их жизни, предложили способы приобщения ребят к искусству и формирования у них потребностей к художественному изобразительному творчеству.

Различные аспекты формирования потребностей рассматриваются в работах философов, психологов, педагогов Афасижева М.Н. Верба М.А.,

Джидарьян И.А., Дилигснского Г.Г., Обуховского К., Щукиной Г.И. Ими сделай ретроспективный анализ проблемы теории потребностей, представлены виды потребностей; обращается внимание на их сложное взаимодействие, условия удовлетворения в различных видах деятельности. В монографиях анализируется мотивационная сфера, в особенности ее специфика в художественно-творческой деятельности, даются рекомендации по успешному формированию познавательных, эстетических потребностей у школьников-подростков.

Вопросы методики преподавания изобразительного искусства в школе и приобщения учащихся к художественному творчеству изучены в трудах Волкова И.П., Комаровой Т.С., Костерина Н.П., Кузина B.C., Ростовцева Н.Н., Шорохова Е.В., Щербакова B.C. и других ученых-педагогов. В своих исследованиях они указывали темы, интересные младшим подросткам. Учащихся 5-6 классов привлекает герой с отличающими его внешними чертами, характером, сверхспособностями, масштабностью поступков. В этой связи педагогами предлагаются методические подходы для иллюстрирования эпизодов с участием таких персонажей, а именно: способы ознакомления школьников с необходимой для переосмысления информацией, изобразительные приемы придания сказочности сюжету. Учеными отводится важная роль формированию у подростков технических навыков и умений в упражнениях, дающих свободу в реализации замысла иллюстрации, а также творческим качествам учителя. Для формирования познавательных возможностей подчеркивается значение межпредметных связей.

Роль искусства в приобщении школьников к истокам народной культуры и значение фольклора в развитии творческого потенциала выявлены в исследованиях Гладких З.И., Дмитриевой А.А., Князевой О.Л., Неретиной Л.В. и других. Традиционное искусство - кладезь лучших качеств любого народа. Яркость и образность его выразительного языка близка и понятна детям. Ученые указывают на необходимость изучения наследия в форме образцов изобразительного, литературного и музыкального фольклора. Также они рекомендуют методические приемы, способствующие приобщению школьников к народному искусству.

О мифологии, как о «первобытной науке», специфике мифологического мышления, мифах, похожих у разных народов и вместе с тем своеобразных, их роли в современном обществе и искусстве писали: Антонян Ю.М., Боннар

A., Баянов Д., Лимеров П.Ф., Левкиевская Б.Е., Муравьева Т.В., Петрухин

B.Я., Путилов Б.Н., Шарапова Н.С. и другие ученые. Были изучены оригинальные тексты мифов финно-угорских народов, отдельных народов севера, а также славянский и древнегреческий литературный фольклор. Большое внимание было уделено сказкам, легендам, преданиям этих народов, современной поэзии и прозе, созданной по мотивам традиционных мифов. Тематическое сходство в темах, сюжетах, литературно-образной подаче мифов в фольклоре соседствующих народов обнаруживается в связи с близостью их проживания и многочисленными контактами. Вместе с тем вызывает удивление похожесть отдельных эпизодов и образов мифологии этносов, отдаленных друг от друга большим расстоянием, разнящихся климатическими условиями. Сравнения, сопоставления мифов, сказок и легенд позволили обнаружить различия, которые хранят самобытность мифологических традиций того или иного народа.

Исследователями Грибовой Л.С., Калашниковой Н.М., Климовой Г.Н., Косменко А.П., Мерцаловой М.Н., Работновой И.П. раскрыты вопросы традиционного декоративно-прикладного искусства и выделены признаки, характерные для финно-угорских народов. В научных трудах на примере конструктивных особенностей костюма, предметов бытовой утвари, их декоративного убранства продемонстрированы черты, отличающие предметы материальной культуры народов финно-угорского Севера. Учеными прослежена связь между средой, окружающей финно-угорские народности, природным материалом для изготовления тканей, одежды, посуды и формой этих изделий, а соответственно и цветовыми возможностями и предпочтениями первобытных жителей этой местности. В этой связи параллели между технологиями, принятыми в создании предметов традиционного искусства и образцами живописного и графического искусства современных художников приобретают особую значимость.

Оформлению книги посвящены работы Владимирова Л.И., Гачева Г.Д., Герчука Ю.Я., Демосфеновой Г.Л., Подобедовой О.И., Сокольниковой Н.М. и других искусствоведов. В научных трудах рассматривается история возникновения книги как искусства, роль иллюстрации в общей структуре книги, непосредственно иллюстративный жанр как синтетический, объединяющий слово и изображение. Учеными анализируются иллюстрации известных мастеров к различным жанрам литературы, а также адресованные читательской аудитории разных возрастов на предмет использования художниками композиционных подходов и других средств выразительности.

Монографии Ганкиной Э.З., Кудрявцевой JI.C., Костина В.И., Петрова В. Н., Семенова О.С. посвящены творчеству русских художников-иллюстраторов, работавших в жанре сказочной литературы для детей. Авторы исследований уделили внимание самому основному в творческом методе того или иного художника-сказочника. Какими средствами пользовались иллюстраторы, чтобы добиться необычности изображения; какие впечатления из собственного детства или окружающей действительности использовали в работе над рисунками к книге; какие воспитательные задачи ставили и как их решали в своем творчестве - вот те вопросы, ответы на которые искали искусствоведы при изучении творчества отдельного художника или плеяды выдающихся мастеров иллюстративного жанра одной эпохи.

С разнообразием техник и технологий, их значением для изобразительного творчества детей была возможность ознакомиться в работах Аксенова Ю.Г., Бесчастного Н.П., Дубровской Н.В., Смит С. Авторами описаны техники рисунка, разнообразие и возможности изобразительных материалов и инструментов. В иллюстрациях к изданиям демонстрируются технологические процессы и результаты с учетом специфики возраста, доступности изобразительных художественных средств.

Аганов И.Б., Булкин А.А., Кириллова О.С., Пучкова Н.Н., Сатарова Л.А., изучая условия активизации познавательной деятельности, методические приемы, направленные на формирование интереса к художественно-творческой деятельности, привлекали для решения проблемы школьников и студентов, при этом основывались на материале декоративно-прикладного искусства национальных школ, книжной графики. Своими диссертационными исследованиями они внесли вклад в развитие и совершенствование методики обучения.

Этапы исследования:

• 1-й этап (2001-2004) изучение специальной литературы по психологии, педагогике, философии, искусствоведению по проблеме исследования;

• 2-й этап (2004-2005) проведение экспериментальных занятий по проверке эффективности системы методических приемов;

• 3-й этап (2005-2006) обобщение, систематизация теоретических и практических результатов исследования; разработка методических рекомендаций.

Базой исследования стали 5-6 классы общеобразовательных школ №№ 25, 26, 43 г. Сыктывкара.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость ее результатов состоит в том, что:

• разработана методическая система, направленная па формирование художественно-творческих потребностей учащихся 5-6 классов при иллюстрировании мифов финно-угорских народов;

• проведен искусствоведческий анализ карело-финского эпоса «Калевала» и коми поэтического сказания «Биармия», написанного К.Ф. Жаковым по мотивам финно-угорской мифологии, - на предмет качественной и количественной характеристики цветом сюжетов этих произведений;

• разработана серия оригинальных заданий для иллюстрирования мифов;

• найдены способы реализации национально-регионального компонента, основанного на иллюстрировании финно-угорских мифов, сравнении и сопоставлении их с мифами славянских народов, а также древнегреческими и мифами отдельных народов Севера.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная методическая система может быть использована в подготовке и проведении уроков изобразительного искусства учителями общеобразовательных школ, руководителями кружков художественного творчества во внеклассной и внешкольной работе и студентами художественно-графических отделений учебных заведений, имеющих педагогическую специализацию на практике пробных уроков.

Апробация результатов исследования

• По теме диссертации были сделаны сообщения на XV Коми республиканской молодежной научной конференции в апреле 2004 года на базе Коми научного центра УрО Российской АН; на научно-практической конференции «Память предков: национальный эпос и фольклор фшшо-угров сквозь призму детской литературы» проходившей в рамках 170-летия карело-финского эпоса «Калевала» в ноябре 2005 года, на научной конференции «Технологическое образование в школе и в ВУЗе в мае 2006 года па базе Коми государственного педагогического института.

• Методические рекомендации по результатам исследования были изложены в статьях, опубликованных в научно-методическом журнале «Родное слово» в 2004 году.

• Участие в оформлении коми азбуки в 2001 году и тетради к учебнику коми языка для 2 класса, вышедших в Коми книжном изд-ве в 2001-2002 гг.

• На основе исследований было опубликовано методическое пособие. В нем представлено тематическое планирование; раскрыто содержание каждой темы с методическими рекомендациями к проведению уроков, зрительным и музыкальным рядом; предложены варианты выполнения задания по иллюстрированию мифологических сюжетов; содержится характеристика сходных мифологических образов и сюжетов финно-угорских, славянских пародов, других пародов севера, эпизодов древнегреческой мифологии, а также викторины, игры. Положения, выносимые на защиту.

1. Методическая система формирования художественно-творческих потребностей учащихся 5-6 классов при иллюстрировании мифов финно-угорских народов.

2. Формирование потребностей к художественно-творческой изобразительной деятельности основывается на изучении фиино-угорского мифологического фольклора и в тесной связи с традиционным искусством других народов, а также посредством комплексного воздействия искусств, позволяющего обеспечить разносторонний подход для восприятия и усвоения материала учащимися.

3. Формирование художественно-творческих потребностей основывается на усвоении понятий и представлений из области знаний о мифологии и мифах, а также практических умениях, навыках и возможности выбора учащимися изобразительных приемов и техники воплощения композиционного замысла иллюстрации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Зинченко, Наталия Александровна

Выводы по первой главе

Изучение сущности и значения потребностей, психолого-педагогических основ их формирования стало предпосылкой для выявления методических приемов, а также средств их взаимодействия в системе, направленной на формирование художественно-творческих потребностей учащихся 5-6 классов при иллюстрировании. Художественно-творческие потребности относятся к познавательным потребностям, формирование которых является одной из центральных задач становления гармонически развитой личности. Объединяя духовные потребности, как выразители личности творца, его идеалов, стремлений и эстетические - обусловленные талантом и мастерством, необходимым для воплощения духовных потребностей в материальной форме, художественно-творческие потребности удовлетворяются в деятельности. Процесс перехода потребности в деятельность по ее удовлетворению имеет этапы, последовательная смена которых подчиняется четкому механизму. Первоосновой потребности является непосредственный или опосредованный интерес.

Интерес - форма проявления познавательной потребности. Удовлетворение интереса ведет к возникновению нового интереса. Длительность сохранения, интенсивность, преодоление трудностей - признаки, позволяющие судить об устойчивости интереса. Только приобретший качество устойчивости интерес способен перерасти в потребность и стать мотивом к деятельности. Признаки проявления мотивов богаче, чем у потребности и в художественно-творческой деятельности часто выступают в системе. Мотив - это побуждение к деятельности по удовлетворению потребности. Им может стать причина, лежащая в основе выбора действий. Сама деятельность порой становится мотивом, а расширение поля деятельности ведет к расширению системы мотивов. Изучен механизм возникновения потребностей и выведены правила, соблюдение которых будет способствовать эффективному формированию потребностей в художественном творчестве у школьников.

Были проанализированы возрастные особенности учащихся 11-12 лет, их интересы, возможности в изобразительной деятельности. На основании этого удалось выяснить, что формированию художественно-творческих потребностей учащихся будет способствовать следующее:

• предлагаемые сюжеты для изображения должны соответствовать познавательным интересам учащихся 11-12 лет;

• содержание сюжетов для иллюстрирования следует выбирать в соответствии с изобразительными умениями подростков, необходимыми им для реализации композиционного замысла;

• стимулировать творческую активность учащихся посредством воздействия разных искусств (литература, изобразительное искусство, музыка), в которых единый образ воплощен различными средствами;

• расширять зрительный ряд через представление разнообразных стилей, направлений и знакомить с художественной манерой художников, воплощавших сходное содержание;

• обучать различным художественным техникам и технологиям, предлагая всевозможные изобразительные материалы и инструменты, возможности их выбора учащимися;

• проводить подробный педагогический показ вариантов компоновки или техники изображения, обращая внимание, прежде всего, на сам процесс ведения поиска;

• в качестве наглядного материала выбирать лучшие образцы произведений искусства; организовывать коллективное их обсуждение, которое строить на сравнениях, сопоставлениях в демонстрируемых учителем образах;

• педагогу проявлять личную заинтересованность и творческую активность в художественной изобразительной деятельности;

• создавать на уроке положительный эмоциональный фон;

• стимулировать и поощрять самостоятельный поиск учащимися необходимого для изображения теоретического материала, техники рисунка

• отводить на выполнение задания по иллюстрированию 2-3 урока.

Учеными-педагогами выявлены признаки, по которым можно судить об уровне сформированности художественно-творческих потребностей. Они легли в основу разработанных нами критериев:

1. рисует увлеченно, без волевых усилий своих и педагога;

2. демонстрирует инициативу в поисковой художественно-творческой деятельности;

3. получает эмоциональное удовлетворение

В соответствии с критериями были определены показатели и уровни сформированности художественно-творческих потребностей (высокий, средний, низкий).

Модель учебной системы, в которой отражены методические приемы, проверка эффективности которых предстояла на формирующем этапе эксперимента, была построена на базе общедидактических принципов и методов. Правила, способствующие формированию художественно-творческих потребностей, были также учтены при построении учебно-методической модели. За основу структуры предлагаемой модели были взяты девять групп финно-угорских народностей. Такая классификация принадлежит В .Я. Петрухину и основана на схожести содержания мифов этих народностей. Иллюстрирование девяти мифологических образов соответствует девяти темам занятий. Структура модели зрительно воплощена в «цветке». «Цветок» с девятью разноцветными «лепестками» символизирует единство девяти групп финно-угорских народностей и их мифологических традиций. Красный круг в центре «цветка» объединяет лепестки и символизирует славянскую мифологическую традицию, а вместе с тем отражает принцип интеграции финно-угорской и славянской культур па занятиях по иллюстрированию традиционного мифологического фольклора.

ГЛАВА 2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРНЫЙ

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Зинченко, Наталия Александровна, 2006 год

1.1. Изучение мифологии как художественно-творческого осмыслениямира

2. Анализ литературного и изобразительного наследия, созданного по мотивам финно-угорской мифологии

3. Биармии». Белый цвет характерен для описания ее сына: «Югыдмортом все любуясь, /Белым мальчиком на пармах».

4. Серый редок в сюжетах фольклорного повествования: «Серый пес там что-то лает», «Серовата лодка снизу». Заменить золотой и серебряный на желтый и серый это значит сгладить противоречия со словесным выразительным языком.

5. Белый обогащает хроматический ряд «Калевалы». Он подчеркивает девичью красоту: «Белых рук не открывай ты, / Белой груди не кажи ты» или указывает на чистоту природы: «В белой пене водопада».

6. Мировая известность карело-финского эпоса «Калевала» может способствовать формированию у подростков потребности в художественном изобразительном творчестве, а также воспитанию уважения к своему и другим народам.

7. Иллюстрации к карело-финскому эпосу «Калевала». Школа П.Филонова. 1933созвучие в иллюстрациях, выполненных разными художниками, по-новому обработать их в реалиях своего времени.

8. Человек главный герой эпоса и каждой иллюстрации. Передача его художниками разнообразная. Голова Еукахайнена, которая видна на поверхности болотной топи, нарисована реалистично. Но это не мешаетшестнадцатой руне К двадцать третей руне

9. UkSJot играет Вяйнямёйнея —

10. И ь лесу не стало звери Изо всех четвероногих, Кто скакать н бегать может, Чтоб не шли туда послушать И, ликуя, восторгаться. Вел к а весело цеплялась, С ветки прыгала ка ветку; Подбежали горностаи И на изгороди сели.1. Руна сорок первая

11. ШЯ9<ЙШ vanha VainaniSfnen, Ei oilut sHa metsassa Jalan neljan Juoksevata, Koiyin koikkelehtavata. Ku ei lulhit kuulemahan. Ilea imehtimShan. Oraval ojenteiihe LeKvaselta lehvaselie, Tuohon karpSt kaantelihe, Aiotllen asettefihe.1. Yhdesviideda runo

12. Старец тут уста откроет -Развернет клубок он песен Длинной лентой многоцветной. Сам увидишь сонм героев Многославных, дивно мудрых Тех времен давно минувших.

13. А небесные гагары -Белых облаков соборы — Устремлялись в пармы, в тундры.1. Или:

14. Облака сияли в небе. Тихо тыли, без волненья Овцы белые на небе. Наделяя небо настроением различного характера, художник посредствомизображения на нем глаз и рта, придал явлению человеческие черты. (4.

15. Прощание.), или напоминать о себе наличием в небе желтого цвета. Луна же светит там, где ночь или, где совершаются «темные» поступки (2. Юрка украл корову).

16. Покровенных синыо сосен Водные богатства загадочной Биармии тоже окрашены в синий цвет.1. Близ реки лучисто-синей!

17. Мир небесных богов представлял собой кумирни, построенные древними людьми на земле. Для идолов, которые являлись объектами поклонения, характерна необычайная яркость в эпосе «Биармия».1. И построили кумирню.

18. Из больших деревьев, сосен, Из камней, из ольхи мягкой Понаделали герои Всех богов изображенья И фигуры в той кумирне, Схожие с людьми по виду. Вкруг расставили в порядке, Краскою покрыли лица, Бороды озолотили.

19. Пространство страницы организовано в вертикальном формате. Это вторит верованиям древних о делении мира на нижний, средний и верхний. Связь,801. Гнев Ена2. Пера и водяной1. А.В. Мошев.

20. Иллюстрации к книге «Сотворение мира. Мифология народа коми».2005имеющаяся между мирами, прослеживается в иллюстрациях. Герои поднимаются на небо (Йиркап и синий олень), подземная «нечистая» сила проникает на землю и крадет земную девушку (Яг Морт).

21. Обращение к иллюстрированию сказочной темы для художника означает полет. Какими бы невероятными не были мифологические сюжеты о проделках водяных, чудесных, несущих в неведомые дали лыжах герояк*

22. Имеется ли особенный подход к иллюстрированию мифологической -сказочной литературы? А.В. Мошев утверждает, что передаче сказочности будут способствуют гиперболы, метафоры. Однако, только действия персонажей позволят добро выразить добром, а зло злом.

23. Исследование творческих подходов художников-иллюстраторов жанра мифологической, сказочной литературы и методики их применения в работе с учащимися

24. ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ ФИННО-УГОРСКИХ МИФОВ

25. Определение уровня сформированное™ художественно-творческих потребностей. Констатирующий эксперимент

26. Констатирующий эксперимент был проведен в 5-6 классах общеобразовательных школ г. Сыктывкара №№ 25, 26, 43. Были привлечены 397 учащихся. Состав учащихся представлен в таблице 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.