Формирование конфликта в балкарской прозе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Хочуева, Лариса Мачуевна

  • Хочуева, Лариса Мачуевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 137
Хочуева, Лариса Мачуевна. Формирование конфликта в балкарской прозе: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 2005. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Хочуева, Лариса Мачуевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ В ДОВОЕННОЙ

БАЖАРСКОЙ ПРОЗЕ

1.1. Основные черты национальной литературы периода 20-30-х годов XX века (идеологическое и утилитарное как основная определяющая новописьменной прозы на начальных стадиях развития)

1.2. Альтернативный конфликт в балкарской прозе ("Бекир" Б. Гуртуева, "Камни помнят" О. Этезова)

Глава 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ И ЕГО РАЗВИТИЕ

2.1. Художественные принципы этической стратификации героя в послевоенной балкарской прозе (единство идео

V логического и эстетического)

2.2. Формирование нравственно-идеологической конфликтной оппозиции (обращение к традиционным адатным нормам поведения в качестве элементов нравственной оценки героя)

Глава 3. ОБНОВЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ КОНФЛИКТА В

СОВРЕМЕННОЙ БАЖАРСКОЙ ПРОЗЕ

3.1. Социальное и нравственное в повестях 3. Толгурова и

А. Теппева ("Белая шаль", "Алые травы", "Игра в альчи- ' ки", "Девушка из Акъ-Сырта")

3.2. Конфликтные модели балкарского романа ("Большая медведица", "Голубой типчак" 3. Толгурова)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование конфликта в балкарской прозе»

Актуальность исследования. Проблемы формирования и развития художественного конфликта в литературах народов Северного Кавказа, или в отдельной национальной литературе, имеют особое значение с точки зрения своеобразия их культуры и нравственно-этических представлений. С ними тесно соприкасаются вопросы самого различного характера, большинство аспектов реализации эстетического потенциала национальных авторов, ментальной ориентации современного общества.

Исследование основных тенденций формирования и развития конфликтных систем представляется актуальной задачей, решение которой может привести к пониманию фундаментальных закономерностей процессов изменения как литературного развития, так и появлению адекватной стратегии в дальнейшем формировании эстетического мышления и литературного контекста.

Масштабные изменения в духовной сфере в последнее время и последствия этих изменений сформировали новое отношениё личности к процессу эстетической стратификации и в первую очередь к его основной составляющей — нормам и схемам оценки тех или иных характеристик моральных и этических стереотипов. В то же время, общепринятая идеология, общественная психология взаимоотношений в Российской Федерации не претерпели сколько-нибудь заметных изменений и, в принципе, находятся в той же стадии развития, которая сложилась в советский период. По сути дела, дисбаланс между нефункциональ-, ной ныне социальной иерархией старой морали и этики и трансформировавшимися факторами формирования этих показателей во многом становится причиной дальнейшего усугубления негативных явлений не только в области художественной культуры в целом и литературы в частности, но затрагивает и те области, которые на первый взгляд очень далеки от эстетического и относятся скорее к вопросам государственного порядка — вплоть до проблем демографического и морально-этического толка, при этом опосредованно влияя на ситуацию в других областях жизнедеятельности. ;

Происходящие сегодня в России духовные преобразования обуславливают перемещение основных зон культурной активности на так называемую национальную периферию, в том числе, и в сфере национальных литератур.

Это в первую очередь объясняется тем, что литературные системы и целые культурные регионы, прошедшие этапы развития эстетического сознания в эволюционном порядке, давно оказались в ситуации, когда большинство нововведений в области духовно-презентативной культуры, в сущности, оборачиваются — пусть на новых основаниях — к традиционным системам общежития эстетического отражения, апробированным еще в XIX веке.

Особый интерес в подобной ситуации вызывают общеэстетические системы (в частности системы литературного отражения), выражающие взгляды и стереотипы восприятия нетрадиционного толка, зачастую резко специфичные - например Северного Кавказа.

С другой стороны, одним из четко выраженных знаковых направлений изучения данной проблематики служит анализ истории формирования моделей конфликтов в литературах различных народов во всех их формах — от радикально классовых и идеологических до морально этических и философских.

Изучение основных тенденций эволюции и формирования конфликтных оппозиций в прозаических произведениях литератур народов Северного Кавказа, либо — альтернативных форм художественного противопоставления тех или иных комплексов нравственно-этического плана представляется задачей, решение которой может привести к пониманию фундаментальных закономерностей процессов изменения национального сознания, в конечном итоге — формированию адекватной стратегии в деле выявления и соответствующего заполнения приемлемых для небольших этносов культурных ниш, что видится весьма актуальной проблемой всего мира в последние полвека.

Таким образом, проблемы, формирования эстетически полноценного художественного конфликта в литературе народов Северного Кавказа имеют особое значение с точки зрения резкой своеобычности культуры и этических представлений, традиционных для региона, его прозы и поэзии. С ними тесно смыкаются вопросы самого различного характера, большинство аспектов реализации эстетического потенциала национальных авторов и в целом -ментальной ориентации современного общества.

Структурная перестройка идеологического пространства, кардинальные изменения поведенческих и культурных стереотипов, приводящие к трансформации народов в целом, трудности становления системы адаптированных к современному окружению эстетических и морально-нравственных воззрений ощутимо сказываются на областях презентативной культуры народов Северного Кавказа, и четче всего негативные явления заметны в сфере Литературы.

Происходящие сегодня в России преобразования обуславливают перемещение центра тяжести интеллектуальной активности населения, принимая в условиях острейшего кризиса институтов художественного слова самые неожиданные формы. Современный читатель, в том числе и национальный, потянулся к низкопробному "чтиву", предпочитая его серьезной литературе.

Одним из четко выраженных знаковых направлений изучения данной проблематики служит анализ истории формирования и развития в национальных литературах художественного конфликта во всех его формах — от идеологически обусловленных и классовых до современных.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является осмысление опыта национальных писателей, обобщение их художественных концепций конфликтного противостояния, понимания роли и места модели конфликта в эстетической структуре произведения, выявление специфических черт художественной трактовки конфликта, как одного из методов анализа современной этико-эстетической ситуации в литературе балкарского и других новописьменных народов Северного Кавказа.

Цель диссертационного исследования определяет следующие конкретные задачи:

- установление стадиальности в становлении и формировании концепции конфликта в творчестве балкарских прозаиков; ^

- выявление основных типических и специфических черт конфликтной оппозиции в произведениях национальных авторов в качестве важной составляющей всего комплекса эстетического сознания в балкарской литературе;

- изучение основных тенденций эволюции конфликтных систем, приводящих к пониманию фундаментальных закономерностей процессов изменения не только направлений литературного развития, но и, в конечном итоге - к появлению адекватной стратегии в последующем формировании - эстетического мышления, литературного контекста, адаптиро- -ванного к современному окружению и в то же время сохраняющего высокое художественное качество и национальную специфику.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка монографического исследования проблемы эволюционного развития конфликта в балкарской прозе.

Новационный характер исследования обусловлен прежде всего избранной темой и заключается, во-первых, в самих масштабах и объемах исследования столь достаточно узкого объекта, а во-вторых - в диссертации сделана попытка обосновать предположение о весьма раннем, не обусловленном развитием балкарского литературного контекста, обращении некоторых, балкарских писателей к адатным нормам восприятия положительного героя и, соответственно, о включении в авторскую концепцию конфликта специфического национального наполнения (повесть Б. Гуртуева "Адильгерий").

Хотя не следует утверждать, что представители нового поколения были полностью свободны от влияния старых традиции: первые их произведения продолжают оставаться в русле привычных методов описания, прежними в основных своих-чертах остаются и их герои. Однако ростки новых подходов к изображению действительности очевидны, и именно их наличие позволяет говорить о наступлении нового этапа в балкарской литературе.

Факт, особенно важный, если, к примеру, 3. Толгуров практически сразу выступает в роли новатора и первая же его повесть "Медвежий камень" недвусмысленно свидетельствует о формировании нового эстетического взгляда на , мир, то некоторые писатели словно бы исподволь преодолевают давление старых традиций и их продвижение к полноценному реалистическому повествова-) нию, к реально существующим типам конфликтов четко заметно.

Именно к такому типу авторов мы относим А. Теппеева, в чем, кстати говоря, и видим ценность его — не только как конкретного творца, но и как человека, в чьем творчестве полно отразились все эволюционные этапы развития национальной прозы.

Он очень быстро избавлялся от ошибок "ученичества" и уже в первом своем произведении, которое может считаться образцом творчества молодого, но сформировавшегося таланта — в рассказе "Мост горбатого Геуза" продемонстрировал те приемы и методы описания художественного конфликта, которые мы можем назвать вполне современными. и эстетически приемлемыми для современного читателя.

Столкновение исконно национального и пришедшего откуда-то извне стало уже в середине 70-х годов центральным конфликтом балкарской прозы. И если в первых произведениях, в которых был задействован этот новый тип художественного конфликта, антагонистом национального выступали представители классовой или идеологической оппозиции, то уже в таких произведениях как "Эрирей" и "Алые травы" 3. Толгурова, мы видим, что понятия нравственности и безнравственности полностью теряют какую-то ни было идеологическую, а тем более - классовую окраску.

Балкарская проза вступила на новый этап своего развития. Изменились методы и способы обрисовки героев, проблематика произведений, вся совокупность эстетических характеристик национальной прозы. Изменился и характер конфликта. Балкарские авторы шли к построению новых конфликтных схем, базировавшихся на их интересе к духовности собственного народа, его истории, традициям и обычаям. Этот интерес во многом определил и такое явление как своеобразие национальной балкарской прозы.

Северный Кавказ, с одной стороны, является многонациональным регионом, где соседствуют различные культуры, разнонаправленные традиции художественного осмысления окружающего, специфические, национально окрашенные комплексы эстетических идеалов и. представлений, поэтому само понимание конфликта, его стратификационного потенциала и характеристик, его роль и значение как в сфере реального человеческого общежития, так и в сфере чисто литературной, имеют целый набор уникальных в каждом конкретном случае черт.

В то же время, культура и ментальность народов Северного Кавказа достаточно схожи и характеризуются как развитостью нормативов, определяющих черты эталонной личности, так и их относительной устойчивостью. Интерес к проблемам становления конфликтной оппозиции в творчестве писателей Северного Кавказа поэтому напрямую касается вопросов развития культуры народов региона в прошлом, и, что особенно ценно, состояния эстетических представлений новописьменных народов в наше время.

Возможность выяснения концептуально-значимых, узловых точек всей . системы художественного сознания народов Северного Кавказа, вычленения (на примере истории развития конфликтных оппозиций в литературах региона) систем представления художественного конфликта в целом кажется нам неоспоримой.

В этой связи особое значение приобретает анализ эволюции конфликтных моделей, самих принципов построения конфликтных оппозиций в произведениях национальных авторов — на наш взгляд, именно та составляющая архитектонического содержания повествования, которая позволяет в весьма иллюстративном виде проследить сам ход эволюции эстетического мышления.от его истоков до современного состояния, воплощая, таким образом, все или почти все тенденции и стадии становления презентативной культуры народа в советский период.

В настоящее время проза и поэзия Северного Кавказа, отмечены, чертами своеобразного совмещения эстетических черт различных циклов формирования и развития, что вполне закономерно для новописьменных литератур. В творчестве отдельных авторов, особенно тех, чья творческая деятельность хронологически охватывает весь или почти весь период зарождения и развития национальных советских литератур - от конца 20-х до середины 90-х годов XX века — интегрированы элементы как весьма архаичные, так и вполне современные. Поэтому особое значение приобретает анализ типических видов конфликтного противостояния, представленных в произведениях национальных прозаиков. Очевидно, что именно эта составляющая любого произведения в наибольшей степени детерминирована актуально доминирующими эстетическими и идеологическими факторами, одновременно выступая в роли своеобразного инициатора структурирования тех или иных форм эстетической нормы как таковой. Можно утверждать, что эволюция конфликтной оппозиции в прозе неразрывно связана и во многом определяет сам ход становления литературы. Углубленный анализ характера конфликта естественным образом смыкается и с проблемой личности, художественных представлений об индивидууме, и, конечно, может считаться весьма актуальным и многообещающим в плане выявления главных моментов формирования балкарской литературы в целом, а потому — стать одной из отправных точек в деле преодоления того кризиса в сфере культуры и эстетики народа, который так отчетливо наметился в последние годы.

Иначе говоря, проблемы изучения истории развития самой концепции конфликта в национальной литературе представляются нам тем полем исследования, где могут быть выяснены основные моменты эволюции художественного мышления, что в условиях сегодняшней ситуации в культуре народов Северного Кавказа видится одной из самых актуальных тем научного поиска.

Степень научной разработанности проблемы. История становления конфликтных оппозиций в литературе вообще и в литературах народов Северного Кавказа, в частности, отмечена достаточной степенью изученности, и, несмотря на сравнительно небольшой временной промежуток их существования, количество исследований, так или иначе затрагивающих данный вопрос, довольно велико. Более того, можно с полным основанием утверждать, что практически все исследования ученых советского периода в качестве основной канвы построения жанрово-эволюционных или любых других гипотез, подразумевающих эволюционные аспекты в оценке состояния литературы, напрямую обращались к моментам становления и формирования тех или иных моделей конфликта в рассматриваемых художественно-литературных системах. Данная проблема получила глубокое и многостороннее освещение в трудах крупнейших литературоведов советского периода, таких как Ю. Андреев, Н. Гей, В. Днепров, JI. Залесская, И. Ланкутис, Г. Ломидзе, Н. Надьяр-ных, В. Печенев, Б. Сучков, М. Храпченко, многих других.

Аналогично обстоит дело с освещением данной проблемы и в литературах Северного Кавказа. Собственно говоря, эволюция художественных представлений о характере конфликта в произведении, становление парадигмы конфликта в его современной форме как таковой является на сегодняшний день становым хребтом всех теоретических положений о характере развития новописьменных литератур региона. Именно подобным подходом отмечены крупные исследования виднейших ученых Северного Кавказа — Л. Бекизовой, А. Гутова, А. Мусукаевой, А. Теппеева, 3. Толгурова, Ю. Тха-газитова, Р. Хашхожевой, К. Шаззо. Можно сказать, что в этом плане северокавказское литературоведение даже идет в авангарде исследовательской мысли, так как в части, касающейся вопросов национальной специфики индивидуума и его художественного воплощения мы имеем весьма детальные и аргументированные работы — прежде всего имеются в виду монографии А. Гутова и Ю. Тхагазитова, написанные на стыке литературоведения, психологии и этнографии — при этом ясно, что исследования, касающиеся этнических особенностей восприятия и реакции личности на то или иное воздействие (изменение) среды, неразрывно связаны и с самим процессом формирования художественного конфликта, достоверного с точки зрения национального читателя. Весь комплекс перечисленных нами-исследований в их общетеоретическом содержании — положений об ускоренном характере развития новописьменных литературно преимущественном развитии социально-обозначенного героя, о стадиальности проявления национального содержания в литературных произведениях - и является теоретической и методологической базой нашей работы.

В то же время, считаем необходимым отметить существенное обстоятельство. Во-первых, работы, касающиеся проблем становления концепции конфликта в российских литературах последнего периода - а именно — начала-конца 90-х годов прошлого века и принадлежащие перу российских исследователей новой формации фактически отсутствуют. Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев в исследованиях рассматриваются вопросы формирования героя, что, будучи весьма близким к нашему объекту исследования, все-таки полного тождества не имеет.

В-третьих, обращаясь непосредственно к творчеству балкарских авторов, мы констатируем, что крупных специальных исследований, ориентированных именно на анализ процессов становления, формирования и специфичности конфликтной оппозиции в национальной прозе на сегодняшний день не существует. Перечень работ, посвященных балкарской литературе и так или иначе затрагивающих данную проблему представлен, в основном, монографиями и крупными исследованиями общелитературного характера, и не отмечены сколько-нибудь подробным анализом процессов становления концепции художественного конфликта в национальных литературах. Исключение составляют разве что труды JI. Беккизовой и 3. Толгурова, однако и в исследованиях этих авторов эволюция конфликтных моделей рассматривается скорее в свете формирования героя, сюжета, художественно-выразительных средств и т.д., атрибутация же видов и типов конфликта носит скорее констатационный, опосредованный характер.

Проблема исследования обусловлена фактическим отсутствием специальных научных работ, посвященных анализу концепции художественного конфликта в балкарской прозе и вопросам формирования конфликтной оппозиции в ее современном виде.

Теоретическая и практическая значимость. Исследуемая в данной работе концепция конфликта в балкарской прозе может стать составной частью комплексного исследования современного литературного процесса в национальных литературах, способствовать дальнейшему выявлению специфики конфликта в балкарской прозе. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в преподавании курса "Литература народов РФ", а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по истории балкарской литературы.

Объект исследования — проза национальных авторов в свете основных принципов создания ими конфликтного противостояния, во всей полноте его реализации на различных уровнях воплощения авторского замысла — от образной системы до элементов сюжетного построения.

Теоретико-методологической основой исследования являются обще-. принятые идеи о социальной детерминированности эволюционных движений в области культуры и словесного творчества, положения основных исследований северокавказских литератур об ускоренном культурном развитии "и способах проявления специфического национального содержания в конкретных литературных произведениях. \

Немалую роль в формировании научной концепции данной работы сыграли взгляды ведущих исследователей теоретиков и историков современного литературного процесса: Ю. Барабаша, Л. Гинзбург, Ю. Лотмана, Н. Надъярных, В. Оскоцкого, В. Палиевского, К. Султанова, М. Храпченко, Я. Эльсберга и др.

В работе также использованы труды северокавказских исследователей: JI. Бекизовой, А. Гутова, А. Караевой, А. Мусукаевой, А. Теппеева, Ю. Тха-газитова, 3. Толгурова, Т. Толгурова, К. Шаззо и др.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена и одобрена на расширенном заседании кафедр балкарского языка и литературы, русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (июнь, 2005г.), а также на научном семинаре "Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа".

Основные положения диссертационного исследования изложены в докладах на научно-практических конференциях: "80 лет со дня рождения К.Ш. Кулиева" (2002г.); "80-летие образования СССР" (2003г.); "Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культур"(2004), а также в научных статьях.

Структура работы. Цель и задачи определили структуру диссертационного исследования, которое состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Главы работы построены по теоретико-историческому и типологическому принципу развития прозаических жанров в балкарской литературе и проблемам формирования конфликта в ней. Каждая глава имеет свою структуру и проблематику. Работа ставит целью сочетать теоретические и историко-литературные характеристики с новыми тенденциями, которые формируются в современном литературоведении.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Хочуева, Лариса Мачуевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге работы мы хотели бы отметить несколько существенных моментов, имеющих прямое и непосредственное отношение к проблеме формирования конфликта, а также специфике эволюционного развития прозаических жанров в балкарской литературе.

С одной стороны, судьба балкарского народа в послеоктябрьский период сложилась таким образом, что к общему комплексу явлений национальной культуры в полной мере относятся тенденции, свойственные форсированному (ускоренному) развитию литератур. Попытки вычленения каких-либо четко очерченных периодов в эволюции балкарской повести осложняются сложнейшим переплетением парадигмальных черт ранних и поздних этапов становления, зачастую - в одном произведении.

Поэтому лишь весьма условно мы можем разделить в истории балкарской прозы довоенный этап и конец 50-х — начало 60-х годов. В сущности, вычленение их в качестве отдельных периодов имеет лишь хронологическое значение, собственно же показатели, обуславливающие жанровую специфику произведений, оставались практически неизменными, и наблюдался рост чисто профессионального мастерства писателей. Видимо не случайно в оценки большинства исследователей прозы этого периода удивительно схожи с замечаниями по поводу произведений довоенной поры: ".восприятие повести противоречиво: понятен замысел писателя и благородство его побуждений, но образ героя пред-, стает перед нами настолько обобщенным и идеализированным, что повесть приобретает в целом романтико-дифирамбный тон, который, по существу, скрывает человеческие качества персонажей. Другой недостаток повести — композиционная аморфность. Мы не в состоянии проследить развитие конфликта, не видим завершения сюжетной линии. Основным средством характеристики героя являются его патетические монологи." [42, 93-94].

Середина 60-х годов — время становления полноценной парадигмы прозаических жанров балкарской литературы. Произведения этого времени, отмеченные предсказуемостью сюжетного развития, конфликта и т.д., тем не менее обладают всеми признаками повести - развернутое описание-исследование характера героя, показ его во взаимосвязи с социальной средой, значимость внутреннего нравственного конфликта.

Ввиду этого мы с полным основанием можем выделить 60-е годы в самостоятельный этап развития балкарской прозы — третий в хронологическом плане и второй в смысле структурного развития.

70-е годы — становление балкарской прозы в ее национальной специфике, период вхождения в произведения сугубо специфических образных блоков, философских комплексов и подходов к осмыслению окружающего.

Последний, современный этап развития балкарской прозы, на наш взгляд, имеет вполне определенную точку отсчета - публикация "Игры в альчики" Зей-туна Толгурова. Произведения, относящиеся к "новой волне" балкарской прозы отмечены органичным сочетанием современного толерантного взгляда на мир и четко обозначенными в достаточно жестких формах национальных этико-эстетических систем. Для них характерны массированное употребление мифологических включений в качестве самостоятельных сюжетно-обозначенных линий, либо наличие последних, воплощенных в альтернативное повествование (описание, например, событий с позиции Курты — волкодава).

Одной из ярких черт прозы этого периода становится вариабельность реакций главного героя на те или иные воздействия внешнего мира. Персонаж приобретает "самостоятельность". Суть этого явления весьма тонко подмечена Ю. Боревым: ".Художественный образ обладает своей логикой, он развивается по своим внутренним законам, обладая самодвижением. Художник задает все изначальные параметры самодвижения образа, но задав их, он не может ничего изменить, не совершая насилие над правдой. Жизненный материал, который лежит в основе произведения, ведет за собой, и художник порой приходит совсем не к тому выводу, к которому он стремился" [17, 140]. Закономерно, что сущностной чертой современной балкарской прозы в ее лучших образцах можно считать сложнейшую структуру повествования, что также вполне определенным образом связано с самостоятельностью литературного героя.

Однако анализ балкарской прозы не может быть чисто комплиментарным, и это — другая сторона вопроса, в настоящее время приобретающая особое значение.

Сегодня мы должны констатировать, что балкарская проза и литература в целом существует как бы в двух измерениях, что стало возможным в полном соответствии с нормами ускоренного развития литературы. Можно утверждать, что на современном этапе эволюции национальной прозы весьма недвусмысленно выделены два пласта литературы - маркерный, представленный произведениями очень ограниченного круга авторов и находя-~ щийся, так сказать "на острие" литературного прогресса вообще, а также общий, или, если угодно "среднестатистический", чисто в объемном отношении заполняющий большую часть балкарской прозы.

История балкарской прозы, закономерно начинавшаяся с четкого безальтернативного противопоставления старого и нового, вплоть до начала-середины 70-х годов была представлена произведениями, в полной мере со-■ хранившими черты жесткой. идеологической поляризации, произведений, конфликт которых был всегда отмечен ярко выраженным влиянием официальных эстетических доктрин. К этому ряду в полной мере относятся как "Бекир" Б. Гуртуева, и "Камни помнят" О. Этезова, так и более поздние произведения Ж. Залиханова, М. Геттуева, М. Шаваевой и другие.

К середине-концу 60-х годов, однако, авторский интерес к событиям окружающего мира приобрел несколько иную окраску. Полем исследования балкарских прозаиков становятся не столько проблемы зримого, так сказать, внешнего противопоставления представителей старого и нового, сколько столкновения героев-носителей различных моральных систем, то есть балкарские писатели, уйдя от построения классовых, партийных оппозиционных систем, перешли к освещению вопросов чисто человеческого плана.

Как пишет 3. Толгуров ".северокавказские писатели подошли к существенным конструктивным изменениям в компоновке больших форм прозы, связанных, во-первых, с преодолением экстенсивного описательства, и интенсивным углублением в психологию личности; во вторых, с осознанием естественности диалектической связи сознания индивида с общественной средой" [72,236].

Переход на исследование нового объекта — человеческой души - потребовал от писателей нового прозаического инструментария, новой структуры произведения. Вне всякого сомнения, произведения 60-х в этом плане представляются явлением иного качества, нежели работы предыдущих периодов.

Перипетии сюжетного развития творений большинства балкарских авторов могли быть весьма замысловатыми, даже в откровенно слабых произведениях мы можем наблюдать и хронологические стяжения, и перебивы, и экскурсы.

Неизменным оставалось одно - замкнутость конфликтного противостояния в рамках одной сюжетной линии и — соответственно - в рамках единой шкалы этических ценностей.

Неполнота возможностей эстетического воспроизведения действительности в.границах единственной генеральной повествовательной линии очевидна, и, тем не менее, даже сегодня подавляющее большинство балкарских прозаиков всех поколений работают именно в этом ключе — описание жизненного пути главного героя вкупе с жесткой увязкой внешних по отношению к нему субъектов действия к определенному нравственному каркасу, являющемуся абсолютным оценочным цензом. . " ч

126 - ■ . : . По всей видимости, речь может идти о воздействии определенного комплекса черт - наследства "ученического" периода развития балкарской литературы, при ясно ощущаемых деструктивных процессах в сфере национальной ментальности. Балкарский народ, его этно-культурное пространство фактически не имели сколько-нибудь достаточного времени для естественного, не отягощенного социальными катаклизмами, развития. Литература была вынуждена решать прежде всего проблемы идеологические, затем — морально-нравственные, а в последние полтора-два десятилетия интересы балкарских авторов неизбежно сосредоточились на вопросах сохранения, выживания этических комплексов этноса.

В таких условиях возможность лояльного отношения к агрессивной этико-эстетической среде сомнительна, что в сущности и определяет отсутствие структурно-значимой фрагментации в произведениях балкарских прозаиков. Они как бы вынуждены доказывать жизнеспособность и превосходство национальных стереотипов мышления, восприятия, идеалов красоты и нравственности, воспринимаемых как единственно правильных. Это вполне предсказуемо генерирует этико-эстетический конфликт, разворачивающийся в одной пространственно-временной, а следовательно - сюжетной — нише индивидуального мира автора.

По всей видимости, применительно к северокавказским авторам в целом и к балкарским прозаикам, в частности, в общем объеме причин. этого явления, возможно выделить комплекс особенностей актуально-субъективного плана, который можно охарактеризовать как функциональную неполноценность этнического сознания малых народов, явившуюся результатом более чем семидесятилетней истории существования в некорректной идеологической среде ("комплекс государственной нефункциональности").

Кризис национального сознания весьма отчетливо проявлен в сферах эстетического, изначально характеризующихся как области гносеологического статуса.

Произведения балкарских прозаиков, несмотря на значительный прогресс нравственно-этических построений национальной литературы в целом, так же как и полвека назад, в основном представляли собой либо жесткие оппозиционные сопоставления характеров, либо запечатленную смену одних мировоззренческих концепций другими. И в том и в другом случае структурные составляющие произведения, а именно — одновременное воплощение в тексте различных этико-эстетических систем - всего лишь фон, декор, на котором разворачивается действие — столкновение различных философских доктрин, каждая из которых требует для себя именно этого и только этого пространства и времени.

Сегодня мы можем констатировать, что пространственно-временные соотношения не являются той сферой поисков, в которых реализованы интересы большинства балкарских прозаиков. Причины этого очевидны - и в более зрелых литературах авторов привлекают в первую очередь морально-этические коллизии, анализ же гносеологичёски значимых категорий выполняет чисто серверные функции. Более того — сама специфика развития балкарской литературы предполагает акцентированное внимание авторов к проблемам этического плана, лишь в отдельных случаях мысль балкарских прозаиков проникала в системы эстетического значения, но ни в коем случае - не глубже.

Может сложиться впечатление, что балкарская проза попросту не успела освоить тот уровень профессионализма, когда отдельные этико-эстетические концепции, воплощенные в характерах героев, оказываются жизнеспособными системами в рамках соответствующих пространственно-временных объемов.

Однако уже в 70-х годах мы сталкиваемся с недвусмысленными проявлениями полицентрического строения хроноса у .ряда балкарских прозаиков, в первую очередь - у Зейтуна Толгурова. Ведь при ближайшем рассмотрении введение им ряда мифологем в ткань произведений, например, сюжетного блока белой турихи в "Алых травах", чаще всего сопровождается иным, отличным от основного повествовательного, течением времени.

Сходные моменты структурного плана наблюдались в творчестве А. Теппеева, в произведениях Э. Гуртуева и X. Шаваева, что позволяет нам говорить об ином характере каузальности в отношении структурной неразвитости основного объема балкарской повести.

В частности, последние двадцать лет развития балкарской прозы означены бурными процессами расширения информационного потенциала эстетического сознания, расширения разнонаправленного, вовлекающего в авторское мышление категории и понятия точных наук, естественных дисциплин, объектное окружение антропогенного характера.

Эти тенденции свойственны, конечно же, не только балкарской литературе, но являются определяющими для всего мирового литературного сообщества.

В то же время балкарская проза, словесное творчество ( что совершенно справедливо и для других младописьменных народов) находится в особом и весьма невыгодном положении. К сожалению, число носителей языка, в нашем случае ограниченное, сказалось и на его функциональных особенностях, а именно — отсутствует развитое лингвочленение, фактически нет областей профессионального употребления лексических единиц, нет фонда собственных научных терминов, и многие понятия, прочно вошедшие в сознание человека, существуют в виде прямых, адаптированных фонетически образований.

В русском языке происходит быстрая натурализация подобных структур — прежде всего за счет единовременного массированного включения в различных сферах общественной жизни. Речь с полным основанием можно вести о неадаптированности эстетического инструментария балкарской литературы к современному социальному и объектному окружению. Кстати говоря, именно в этом большинство исследователей видят причины вторично-сти многих произведений национальных писателей.

Подводя краткий итог сказанному, считаем возможным отметить несколько моментов.

В постановке проблемы изучения балкарской национальной прозы на сегодняшний день, с нашей точки зрения, наиболее острыми являются вопросы развитости хронотопических объемов, этико-эстетической и языковой полифонии. Ясно, что в эволюционном аспекте именно наличие сформированных принципов реализации данных составляющих напрямую зависит от протяженности пройденного эстетическим сознанием пути. Традиции соц-реалистического рассмотрения данного вопроса были вполне однозначны — литература народов Северного Кавказа, равно как и любая другая новописьменная толчок к своему развитию получили после Октябрьской революции, мутировали в качестве сугубо акцепторных, являя собой унифицированные элементы сообщества советских литератур, зиждившегося на "новой исторической общности" - советском народе. По умолчанию предполагалось, что эта схема вполне адекватна даже по отношению к литературам развитым, имевшим многовековую историю.

Это тем более актуально для балкарской литературы, что, благодаря изысканиям ряда ученых, в последние годы стало окончательно ясно, что в хронологическом плане история развития национальных литератур, в частности, прозы народов Северного Кавказа имеет достаточно большую протяженность. Развитие литературной системы в сопоставимый период времени вне каких-либо значительных катаклизмов предполагает формирование полноценной парадигмы форм и жанров с ожидаемыми проявлениями масштабных талантов.

Однако насколько корректны переходы интересующей нас литературной системы из одной социально-идеологической фазы в другую? Как нам кажется, изучение этого вопроса может считаться одним из основных видимых направлений анализа национальной литературы народов Северного Кавказа.

С другой стороны — необходимо все-таки определить четкие критерии национальной атрибутации художественных текстов. Думается, решение этой проблемы вполне возможно и подразумевает выявление устойчивых эстетических архетипов, маркирующих тексты одной этнической генерации и отсутствующие в текстах других народов. Иначе мы должны будем признать, что собственно национальная художественная проза - явление, начало формирования которого можно с полным правом отнести к началу 70-х годов XX века, что, конечно же, неверно.

И последнее, вытекающее из концептуального характера хронологического институирования любого процесса - изучение явления требует определенной степени его формализации, хотя бы и условной. Из этого закономерно следует, что на настоящем этапе первым шагом в исследованиях национальных литератур Северного Кавказа должна быть уточненная стадиальная систематизация ее развития.

131

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Хочуева, Лариса Мачуевна, 2005 год

1. Абаев М. Балкария. Этнографический очерк. - Нальчик: Эльбрус, 1992. - 40 с.

2. Азадовский М. Статьи "о литературе и фольклоре. M.-JL: Художественная литература, 1960. - 545 с.

3. Акавов 3. Диалог времен. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1996.-228 с.

4. Актуальные проблемы литератур Кабардино-Балкарии. Сборник статей. Нальчик: Нарт, 1991. — 176 с.

5. Анализ литературного произведения. Сборник статей. — JL: Наука, 1976. -236с.

6. Апухтина В. Современная советская проза. М.: Высшая школа, 1984. — 280 с.

7. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970.-654 с.

8. Асадулаев С. Историзм. Теория и филология социалистического реализма, Баку, 1969.-230 с. .

9. Ауэзов М. Мысли разных лет. Алма-Ата: Жазыушы, 1961. — 543 с.

10. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. — М.: Художественная литература, 1975. — 502 с.

11. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. — М.: Художественная литература, 1990. — 544 с.

12. Бекизова JL Единство рожденное в борьбе и труде. М.: Советский писатель, 1972. - 352 с.

13. Бекизова JI. От богатырского эпоса к роману. — Черкесск, 1974. — 318 с.

14. Белинский В. Собрание сочинений в 9-ти томах. Т. 6. М.: Художественная литература, 1981. — 678 с.

15. Благой Д. От Кантемира до наших дней. Избранные труды в 2-х томах. — М.: Художественная литература, 1979, т. 1 — 550 е., т. 2 — 512 с.

16. Борев Ю. О трагическом., М.: Политиздат, 1969. —350 с.

17. Борев Ю. Эстетика. — М.: Издательство политическая литература, 1988. — 280 с.

18. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. — JL: Художественная литература, 1978. — 224 с.

19. ВеселовскийА. Историческая поэтика. — М.: Высшая школа, 1989. — 406 с.

20. Виноградов В. О художественной прозе. М.: Наука, 1980. - 380 с.

21. Виноградов В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М.: Наука, 1976.-512 с.

22. Вопросы методологии историко-литературных исследований. Л.: Наука, 1981. - 258 с.

23. Восточная поэтика. Специфика художественного образа. — М.: Наука, 1983, -260 с.

24. Выходцев П.Новаторство. Традиции. Мастерство. Л.: Советский писатель, 1973.—335 с.

25. Гадам ер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - 367 с.

26. Гамзатов Г. Дагестанский феномен возрождения. — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2000. 280 с.

27. Гагев Г. Национальные образы мира. — М.: Академия, 1998. 432 с.

28. Гегель. Эстетика. В 4-х томах, Т. 3. М., 1971. - 564 с.

29. Гей Н. Искусство слова. О художественности литературы. — М.: Наука, 1967.-364 с.

30. Голубков М. Утраченные альтернативы.- М., 1992.— 251 с.

31. Горький М. О литературе. М.: Советская Россия, 1980. — 480 с.

32. Гуртуева Т. Маленький человек с большой буквы: Очерки творчества. — Нальчик: Эльбрус, 1994. 207 с.

33. Гутов А. Слово и культура. — Нальчик: Эльбрус, 2003. — 158 с.

34. Давыдова Т. Проза Средней Азии и Казахстана. — М.: Знание, 1989.

35. Далгат У. Литература и фольклор: теоретические аспекты. — М.: Наука, 1981.-304 с.

36. Джусойты Н. История осетинской литературы. — Тбилиси: Мецниереба, 1980.-332 с.

37. Джусойты Н. Книга друзей. Сборник статей. Нальчик: Эльбрус, 2003. — 214 с.

38. Добин Е. Герой. Сюжет. Деталь. М., Л, 1982. - 369 с.

39. Жирмунский В. Тюрский героический эпо с. М.: Наука, 1974. - 728 с.

40. Жирмунсий В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М.: Наука,1987.-408 с.

41. Исследования по поэтике и стилистике. — Л.: Наука, 1972. — 278 с.

42. Караева А. Обретение художественности. М.: Наука, 1979, 190 с.

43. Караева А. Очерк истории карачаевской литературы. М.: Наука, 1966. -320 с.

44. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX вв. В 2-х томах. - Нальчик: Эльбрус, 1996, Т. 1 - 262 е.; Т. 2 - 248 с.

45. Конрад Н. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. - 492 с.

46. Кучмезова Р. И мой огонь горел. (Эссе о Кязиме). Нальчик: Эльбрус, 1996.-128 с.

47. Лихачев Д. Литература. — Реальность. — Литература. — Л.: Советский писатель. 1981.-214 с.

48. Ломидзе Г. Ленинизм и судьбы национальных литератур. — М.: Наука, 1972.-270 с.

49. Лотман Ю.Структура художественного текста — М.: Искусство, 1970. — 384 с.' ' • 134

50. Малкондуев X. Поэтика карачаево-балкарской народной лирики XVI — V XIX вв. Нальчик.: Эль-фа, 2000. - 320 с.

51. Многонациональный советский роман. — М.: Наука, 1966. — 460 с.

52. Мусукаева А. Поиски и свершения. — Нальчик: Эльбрус, 1978. — 140 с.

53. Мусукаева А. Северокавказский роман. Художественная и этно-культур-ная типология. Нальчик: Эльбрус, 1993, 192 с.

54. Налоев 3. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1985.-270 с.

55. Неупокоева И. проблемы взаимодействия современных литератур. — М.: Наука, 1960.-252 с.

56. Османова 3. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока.-М.: Наука, 1972. — 291 с.

57. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1982. -564 с.

58. Очерки истории кабардинской литературы. — Нальчик: Эльбрус, 1968. — 303 с.

59. Писатели Кабардино-Балкарии (XIX-конец XX вв.). — Нальчик: Эльбрус, 2003.-441 с.

60. Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. — М.: Советский писатель, 1987. 351 с.

61. Поспелов Г. Теория литературы. -М.: Высшая школа, 1987. 351 с.

62. Потебня А. Эстетика и поэтика. — М.: Искусство, 1976. — 208 с.

63. Пруцков Н. Историко-сравнительный анализ произведений художественной литературы. Л.: Наука, 1974. - 204 с.

64. Психология процессов художественного творчества. — Л.: Наука, 1980. — 288 с.

65. Развитие традиций в кабардинской и балкарской литературах. Нальчик: Эльбрус, 1980. - 122 с.

66. Султанов К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. — М.: Наследие, 2002, 196 с.

67. Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1987. — 278 с.

68. Теппеев А. Балкарская проза. — Нальчик: Эльбрус, 1974. -174 с.

69. Теппеев А. Кязим Мечиев. Жизнь и творчество. — Нальчик: Эльбрус, 2001.-232 с.

70. Тимофеев Л. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. - 448 с.

71. Толгуров 3. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик: Эльбрус, 1974. - 234 с.

72. Толгуров 3. В контексте духовной общности. Нальчик, Эльбрус, 1991. -286с.

73. Толгуров Т. Информационно-эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1998. - 260 с.

74. Урусбиева Ф. Путь к жанру. — Нальчик: Эльбрус, 1972. — 174 с.

75. Урусбиева Ф. Портреты и проблемы. Нальчик: Эльбрус, 1990. - 164 с.

76. Фидарова Р. Герой, характеры, жизнь. Орджоникидзе: Ир, 1990. — 240 с.

77. Хакудшев А. Али Шогенцуков. Нальчик: Эльбрус, 1990. - 352 с.

78. Хапсироков X. Некоторые вопросы развития адыгских литератур. — Ставрополь, 1964. 144 с.

79. Хашхожева Р. Поиски и находки. Нальчик: Эльбрус, 2000. - 416 с.

80. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1972. - 406 с.

81. Чанкаева Т. Эволюция карачаевской литературы: Проблематика. Поэтика. Межлитературные связи. — М.: Прометей, 2004. 96 с.

82. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. — Тбилиси, 1978. — 238 с.1.

83. Абаева 3. Сатана Сатаней - Гуаша (эпический образ и художественный контекст) // Сказания о нартах - эпос народов Кавказа. - М., 1969. - 480 с.

84. Гей Н. Время и пространство в структуре произведения // Контекст. — М., 1975.

85. Ержанов Г.Б. Ранняя казахская советская повесть // Казахский пединститут им. Абая,-Алма-Ата, 1981.

86. Квасик А. Нравственный облик современника в украинском романе и повести последних лет // Многонациональный советский роман. — М., 1966.-С. 262.

87. Кедрина 3. Многообразие национальное, многообразие художественное // Вопросы литературы. — М., 1977. — № 8.

88. Краснощекова Е. Нравственный конфликт в современной повести // Жанро-во-стилевые искания современной советской прозы. — М., 1971. —С. 196.

89. Теппеев А. Кязим Мечиев // Кязим. — Т. 1. Нальчик: Эльбрус, 1989. — С. 8-129.

90. Толгуров 3. Обновление традиций // Шуехлукъ, 1974. № 3. - С. 10.

91. Толгуров 3. Сила обстоятельств // Дон. — Ростов-на-Дону, 1978. — № 12. — С. 60.

92. Эбаноидзе А. .Не храм, а мастерская // Вопросы литературы, 1978. — №5.-С. 78-91. '

93. Энштейн Н., Юкина Е. Мир и человек // Новый мир, 1981. № 4. - С. 21-32.1371.I-

94. Гуляев Б. Гнездо орла. Нальчик: Эльбрус, 1965.

95. ГуртуевБ. Адильгерий.-Нальчик: Эльбрус, 1961.

96. Кациев X. Тамата. Нальчик: Эльбрус, 1972.

97. Кулиев К. Так растет и дерево. — Нальчик: Эльбрус, 1982.

98. Теппеев А. Мост горбатого Геуза. — Нальчик: Эльбрус,

99. Теппеев А. Простят ли. — Нальчик: Эльбрус, 1968.

100. Толгуров 3. Белое Платье. Нальчик: Эльбрус, 1999.

101. Толгуров 3. Большая медведица. — Нальчик: Эльбрус, 1981.

102. Толгуров 3. Голубой типчак. Нальчик: Эльбрус, 1993.

103. Толгуров 3. Рассыпанный бисер. Нальчик: Эльбрус, 1997.

104. Толгуров 3. Эрирей. М.: Современник, 1982.

105. Шаваева М. Мурат. — Нальчик: Эльбрус,

106. Этезов О. В теснине. Нальчик: Эльбрус,

107. Этезов О. Камни помнят. Нальчик: Эльбрус,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.