Балкарская проза 1960-1980-х годов: жанровая специфика и национальное своеобразие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Додуева, Саихат Жабраиловна

  • Додуева, Саихат Жабраиловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 180
Додуева, Саихат Жабраиловна. Балкарская проза 1960-1980-х годов: жанровая специфика и национальное своеобразие: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 2007. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Додуева, Саихат Жабраиловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ В БАЛКАРСКОЙ ПРОЗЕ (19201950-е гг.).

ГЛАВА II. ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ОЧЕРКА И РАССКАЗА В БАЛКАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1960-1980-х гг.

2.1. СРАВНИТЕЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЧЕРКА.

2.2. СТРУКТУРНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА.

ГЛАВА III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО В ЖАНРЕ ПОВЕСТИ. НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ, ПОЭТИКА ЖАНРА.

3.1. ИСТОРИКО-НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ 1960-Х ГОДОВ.

3.2. ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ПОВЕСТИ 1970-1980-Х ГОДОВ.

ГЛАВА IV. СООТНОШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ И

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫМЫСЛА В ЖАНРЕ РОМАНА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Балкарская проза 1960-1980-х годов: жанровая специфика и национальное своеобразие»

Актуальность темы исследования. Определяющей чертой балкарского литературоведения на современном этапе является пристальный интерес к вопросам идентификации истоков национальной художественной культуры, определения ее движущих сил, закономерностей, исторической перспективы. Курс данного научного направления предполагает углубленное исследование каждого этапа развития профессиональной авторской литературы, начиная с первых ее шагов. При выборе темы исследования нами учтен тот факт, что 1960-1980-е гг. занимают особое место в литературной истории балкарцев, поскольку именно на указанный период, следующий сразу после редепортации народа, приходится пик культурообразующего процесса, связанного с возрождением, вторичным ускоренным развитием, окончательным формированием и утверждением базисной жанровой системы в национальной прозе. При всем том, что за последнее десятилетие появился ряд научных трудов, обращенных к различным аспектам карачаево-балкарской прозы, в региональном литературоведении до сих пор нет специального исследования, непосредственно и целиком посвященного парадигме прозаических жанров, процессу ее становления, проблемам и сложностям, связанным с этим процессом, творчеству наиболее выдающихся литераторов, представляющих обозначенный культурный промежуток.

Исследование жанровой классификации прозы мы посчитали целесообразным проводить параллельно с выявлением национального своеобразия, обнаруживающего себя на различных уровнях: тематическом, композиционном, лексическом, образно-символическом, метафизическом, на уровне литературно-фольклорных перекличек, этнотипических особенностей персонажа и т.д. На наш взгляд, подобное бинарное совмещение исследовательских задач позволяет глубже постичь как природу жанровых модификаций, так и этнопоэтических особенностей балкарской прозы.

Заявленная тема актуализирована и причинами интертекстуального характера: изучение балкарской прозы в синтезе с русской и северокавказскими литературами, а также с ведущими тенденциями мировой литературы будет способствовать многоаспектному пониманию общих закономерностей эволюционных этапов национального литературного процесса.

Цель диссертационного исследования - изучить жанровую специфику и национальное своеобразие балкарской прозы 1960-1980-х гг. в рамках единой литературоведческой традиции.

Для осуществления поставленной цели в диссертации предлагается решение следующих исследовательских задач:

- обосновать в едином исследовательском контексте историко-генетические закономерности зарождения, формирования и эволюции балкарской прозы 1920-1950-х гг. в общем историко-литературном процессе;

- исследовать идейно-художественные, сравнительно-типологические аспекты эволюционных этапов прозы различной жанровой принадлежности, чтобы понять важнейшие моменты генезиса и развития балкарской литературы;

- исследовать жанрово-стилистическое и структурно-типологическое своеобразие балкарского романа 1960-1980-х гг., раскрыть его этические и эстетические категории в соответствии с народным мировоззрением;

- определить художественно преломленные формы национального своеобразия в авторских текстах указанного периода;

- выявить особенности балкарской литературы в сравнительно-типологическом аспекте изучения литератур Северного Кавказа в контексте исторического развития.

Указанные задачи предполагают комплексный анализ произведений, сопоставление их как в рамках творчества одного автора, так и в сравнении.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что нами впервые предпринята попытка системно-целостного анализа балкарской национальной прозы 1960-1980-х гг., включающего в себя определение жанровых границ и национальных особенностей балкарского очерка, рассказа, повести и романа с их дробными модификациями в контексте общероссийского литературного процесса. Нами впервые в научный оборот вводится жанр детективной прозы в балкарской литературе, представленный произведениями Ж. Токумаева.

Объектом исследования является литературный процесс 1960-1980-х гг., представленный творчеством ведущих балкарских прозаиков данного периода: И. Ахматова, М. Геттуева, Б. Гуляева, Б. Гуртуева, Э. Гуртуева, Ж. Залиханова, X. Кациева, К. Кулиева, X. Кулиева, А. Теппеева, Ж. Токумаева, 3. Толгурова, А. Ульбашева, С. Хочуева, М. Шаваевой, О. Этезова и др. Сведение множества писательских индивидуальностей в единую художественную систему позволяет выявить, конкретизировать и рассмотреть крупным планом характерные для исследуемого периода жанровые формы - очерк, рассказ, повесть, роман со всеми их дробными модификациями.

Степень научной разработанности темы. Жанровый состав балкарской литературы второй половины двадцатого века не подвергался специальному исследованию, хотя в главах монографий, а также в отдельных статьях, посвященных проблемам национальной прозы, ему уделялось определенное внимание. Среди этих работ необходимо отметить монографии 3. Толгурова «В контексте духовной общности. Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа» (Нальчик, 1991); К. Султанова «Динамика жанра: особенное и общее в опыте современного романа» (М., 1989); А. Теппеева «Балкарская проза» (Нальчик, 1974); Ф. Урусбиевой «Путь к жанру» (Нальчик, 1972) и др.

Что касается вопросов национального своеобразия литературы, за последнее десятилетие изданы три специальные монографии по указанной теме: 3. Кучуковой «Онтологический метакод как ядро этнопоэтики: карачаево-балкарская ментальность в зеркале поэзии» (Нальчик, 2005), Ф.

Урусбиевой «Метафизика колеса. Вопросы тюркского культурогенеза» (М., 2003) и И. Маремшаовой «Основы этнического сознания карачаево-балкарского народа» (Минск, 2000), но исследование национального своеобразия литературы осуществляется в них преимущественно на поэтическом материале.

С методологической опорой на указанные работы, а также на труды Х.И. Бакова, А.Х. Мусукаевой, Х.Х. Хапсирокова, посвященные проблемам художественного этнографизма, мы предприняли первую серьезную попытку выявить жанровое и национальное своеобразие историко-литературного отрезка 1960-1980-х гг., особенности художественного мышления балкарских прозаиков, интертекстуальные переклички с русской литературой и фольклорными традициями.

Методологической основой диссертации являются теоретические положения научных трудов известных литературоведов: А. Веселовского, М. Бахтина, В. Жирмунского, Д. Лихачева, В. Кожинова, а также достижения современного сравнительного литературоведения: работы М. Алексеева, А. Бушмина, И. Неупокоевой и др. Основную роль в формировании концепции диссертации сыграли монографические труды признанных исследователей многонационального литературного процесса: Л. Арутюнова, Ч. Гусейнова, Н. Надъярных, К. Султанова, Р. Юсуфова а также Л. Бекизовой, Г. Гамзатова, А. Караевой, А. Мусукаевой, А. Теппеева, 3. Толгурова, Ф. Урусбиевой, Р.Фидаровой и т.д.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что результаты диссертационного исследования обогащают современные теоретические представления о жанрово-стилистической специфике балкарской прозы. Результаты и выводы существенны при исследовании динамики национального историко-литературного процесса в аспекте проблем художественного стиля и жанрообразования, в определении этапов развития балкарской литературы, ее проблематики и поэтики.

Полученные результаты могут способствовать дальнейшему детальному изучению историко-культурных основ и сравнительно-типологических проблем балкарской прозы и выявлению закономерных этапов эволюции северокавказского литературоведения.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что собранный и систематизированный материал может быть использован при создании общих и специальных курсов по истории и теории балкарской литературы, при разработке научных трудов по теории и поэтике национальных литератур, а также может обогатить исследования творчества отдельных балкарских писателей.

Апробация материалов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены, обсуждены и опубликованы в материалах научно-практических конференций: «Формирование специалиста культуры и искусств в условиях региона: Новые подходы». II Всероссийская научная конференция вузов культуры и искусств (Тамбовский филиал Московского государственного университета культуры и искусств. Тамбов, 2002); «Синтез в русской и мировой художественной культуре». IV Научно-практическая конференция, посвященная памяти А.Ф. Лосева (Московский государственный педагогический университет. Москва, 2004); «Перспектива - 2004». Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Кабардино-Балкарский государственный университет. Нальчик, 2004); «Перспектива - 2005». Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик, 2005); «Перспектива - 2006». Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Кабардино-Балкарский государственный университет. Нальчик, 2006); Культурная жизнь Юга России. Региональный научный журнал. (Краснодар, 2006), а также на страницах Альманаха «Минги Тау» (на балкарском языке): Литературно-художественного, общественно-публицистического журнала (Нальчик, 2005).

Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы Института филологии Кабардино-Балкарского государственного университета (октябрь 2006г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» в Кабардино-Балкарском государственном университете (ноябрь 2006г.).

Структура диссертации обусловлена характером избранной темы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. К работе прилагается библиографический блок, где приведен список научно-критической и художественной литературы, послужившей теоретической и практической базой данного исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Додуева, Саихат Жабраиловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование эволюционных этапов развития балкарской прозы 19601980-х годов, ее жанровой специфики и национального своеобразия дает возможность сделать ряд научных выводов и заключений об определенных закономерностях ее формирования в общем контексте развития литератур Северного Кавказа. Изучение специфики жанровых форм в каждом индивидуальном случае позволяет полнее раскрыть общие закономерности литературного процесса в рамках национальной культуры. Балкарская литература изучаемого периода отображает жизнь народа во всей сложности, что в свою очередь обогащает содержание произведений, их жанровое разнообразие. Самобытное развитие балкарской прозы ни в коей мере не исключает структурно-типологической общности с аналогичными процессами общероссийского литературного развития.

Наш анализ показывает, что в балкарской литературе 1960-1980-х годов наблюдаются активные процессы формирования развитой жанровой системы. «.Каждая национальная литература при наличии общих доминантных черт художественно проявляется посредством различных стилевых типов, форм, приемов и средств отображения жизни. Современное состояние литератур народов Северного Кавказа отмечается высокой художественностью и пониманием сущности противоречий эпохи. .Это означает, что качественная определенность компонентов реализма достигла относительно высокого уровня: связи личность - социум, человек - труд, природа, личность - всемирно-исторический процесс, осмыслены писателями в соответствии с современной наукой об общественном развитии» [80: 275]. Обогащение и усложнение идейно-поэтической интерпретации форм бытия и сфер деятельности человека проявились в отборе изобразительных средств, которые в общем контексте приобретают значимость цельной поэтической системы.

Исследуемый период 1960-1980-х годов - это время, когда в общественной и литературной жизни преобладает принцип социалистического реализма, когда не допускается иная форма восприятия реальности, отвергается плюрализм мнений. В то же время, следует заметить, в балкарской литературе нет ни одного произведения, пропагандирующего культ личности. Одним из направляющих идейно-тематических мотивов балкарской прозы является художественно-эстетическое освоение современной исторической действительности. «У литературы, - отмечает З.Х. Толгуров, - нет иной мысли, чем служение целям и задачам, которые выдвигаются ходом времени. Но произведения, ориентированные лишь на верную идейную направленность, ныне воспринимаются не просто как слабые в художественном отношении, но и как безыдейные.» [80: 277].

В 1960-1980-х годах в балкарской литературе сложилась художественно-ценностная, реалистически-аналитическая, многообразная в жанровом и стилевом отношении проза, в которой раскрывается онтологическая самобытность горца, ментальность человека двадцатого столетия и особенности этнического мышления.

Новаторский характер балкарской литературы указанного периода определяется необходимостью найти художественные средства, соответствующие масштабам противоречивой и многоликой эпохи. В основе концепции балкарской прозы 1960-1980-х годов - эпопея народно-освободительной борьбы горцев, взятая главным образом в двух аспектах: события, начавшиеся с 1917 года и Великая Отечественная война. Эти темы занимают доминирующее положение в творчестве таких балкарских прозаиков, как М. Геттуев, Б. Гуляев, Э. Гуртуев, Ж. Залиханов, X. Кациев, X. Кулиев, 3. Толгуров, М. Шаваева и др. На фоне этих исторических событий балкарским писателям удалось впервые реалистически и психологически достоверно раскрыть лучшие стороны характера горцев, колоритно изобразить их нравы в момент активных преобразований окружающей действительности.

Вместе с тем динамично разрабатывается тема формирования цельной человеческой личности в условиях мирного созидания. Психологическое исследование характера, философское осмысление событий, отдельных явлений жизни способствует качественному росту эпических жанров балкарской прозы. Так или иначе все они освещают историю народа с момента установления новой власти и имеют свои художественные особенности, которые приводят к обогащению литературы. В центре внимания прозаиков - человеческая индивидуальность, ее исторический путь, круг отношений, внутренний мир, духовное и нравственное самоопределение, общественное назначение и т.д.

Художественные аспекты в изображении личности неотъемлемо связаны с многообразием изображаемой действительности и проблемой раскрытия внутреннего мира героя. Для этого писатели обращаются к различным жанрам, к образам исторических и творческих личностей, интеллигенции и других известных представителей нации. Например, художественно-портретные очерки М. Жаникаева «Голос таланта», «Певица», «Актер и фотограф», «Учитель», повествующие о жизни и творческой деятельности наших современников, людей культуры и искусства.

Богатство и разнообразие композиционных приемов и их сочетаний в очерках и рассказах поистине неисчерпаемо. Жанры малой прозы, впрочем, как и любые другие жанры, не терпят застоя. Каждая эпоха рождает новые явления, идеи, образы, которые в свою очередь требуют новых форм художественного воплощения. Поэтому поиск новых композиционных приемов и их сочетаний - одна из никогда не стареющих задач творческого процесса для качественного роста всей литературы. Так, например, в рассказах И. Гадиева «Жизнь и Бекболат», Э. Гуртуева «Красная гора», «Поделись своей радостью», Ж. Токумаева «Агроном», 3. Толгурова «На развилке дорог» запечатлены народные образы, мировоззрение и культура народа в различные моменты исторических преобразований.

Одной из важных особенностей синтеза литературы с реальностью является осознание перемен в обществе. Связывающим звеном между прошлым и будущим является настоящее, а также диалектическое взаимодействие традиционного и нового. В силу своих жанровых особенностей повесть является наиболее оперативным жанром художественной прозы, что позволяет ей мобильно реагировать на актуальные проблемы истории и современности. Постепенное качественное изменение в освещении общественно-политических проблем позволило балкарским писателям работать в более демократическом русле. К примеру, в повести 3. Толгурова «Эрирей» раскрывается не только личная слабость и трусость руководства села в силу сложившихся политических обстоятельств, но и показана тенденция зарождающейся тоталитарной системы, которая в обстановке всеобщего потока доносительства набирает размах репрессий.

Балкарская повесть 1960-1980-х представлена разнообразными модификациями жанра: лирическая повесть X. Кациева «О чем грустит сердце», художественно-документальные повести М. Геттуева под общим названием «Человек на марше», социально-психологическая повесть «Не умеющий кидать камень» Б. Гуляева, историческая повесть «Солнце не заходит» А. Теппеева, первые детективные повести в балкарской литературе «Темная дорога» и «Дело Локмана» Ж. Токумаева и др.

Многоплановая разработка малых жанров прозы способствовала накоплению опыта в создании масштабных образов для переосмысления традиций, выражения новых тенденций в художественном исследовании мира и человека. Эстетическая и этическая ценность балкарской прозы 19601980-х годов заключается в том, что авторы скрупулезнее исследуют сложные характеры, все чаще обращаясь к внутреннему миру героя, утверждая непрерывность нравственного сознания народа, его этических норм и принципов мышления. Художественная концепция личности обретает большую эмоциональную объемность и психологическую достоверность, обусловленную вниманием авторов к воспроизведению этнографических деталей.

Появление романов явилось необходимостью панорамного изображения реальной действительности на фоне исторических событий в контексте видоизменяющегося времени и пространства. Тематика балкарского романа базируется на неизменных общечеловеческих ценностях, таких, как «дом», «земля», «Родина». Эти непреходящие вечные ценности наполняют высоким гражданским и общечеловеческим смыслом романную прозу. Каждый из исследованных нами романов в большей или меньшей степени выявляет широкий интерес к проблемам исторического развития народа на фоне трагических событий в эпоху военного времени. В рассмотренных романах Б. Гуртуева «Новый талисман», Ж. Залиханова «Горные орлы», А. Теппеева «Воля», «Тяжелые жернова», 3. Толгурова «Большая медведица», М. Шаваевой «Мурат», О. Этезова «В теснине» прослеживается общая тематика и идейный смысл (революция 1917 года, ее последствия, Гражданская война, коллективизация и тема Великой Отечественной войны), содержание и форма, глубокое и проникновенное изображение природы, психологизм в изображении мышления и характера горцев в самые переломные, судьбоносные моменты истории первой половины двадцатого века.

М. Шаваева в романе «Мурат» на фоне разгорающихся революционных событий реалистически показывает бесправное положение женщины-горянки, убедительно раскрывает внутренний конфликт героини с нормами устаревшей общественной морали.

Роман А. Теппеева «Тяжелые жернова» в сюжетном построении выпадает из общей схемы повествования о событиях Великой Отечественной войны. Автор акцентирует внимание читателя на решении нравственно-этических проблем на фоне оккупированного фашистами высокогорного балкарского аула.

Все представленные образы в анализируемых романах выражают различные тенденции общественных явлений изображаемой эпохи. В общем контексте эти неповторимые судьбы и характеры героев способствуют реалистическому изображению жизни народа в его историческом развитии.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать ряд выводов:

- период 1960-1980-х годов можно считать новым рубежом в истории балкарской прозы, который характеризуется развитием и обогащением в тематическом, жанровом и художественном отношениях;

- балкарские писатели в своем творчестве осмысливают те глубинные процессы, которые происходили и происходят в общественно-политической, социально-экономической жизни страны; проза 1960-1980-х годов разнообразна по особенностям представленного жизненного материала, характеров;

- по-новому решается проблема художественного изображения героя и процесса формирования личности в изменяющемся мире, герой являет определенный социальный тип, подается крупным планом, обрисовывается по возможности всесторонне. Особенно внимательны авторы к психологической мотивации его поступков, что способствует качественному росту балкарской прозы.

- национальное своеобразие эпических произведений, выражаясь через этнопоэтику, продолжает оставаться продуктивным средством художественного изображения. Через категории художественного этнографизма балкарские прозаики воспроизводят в текстах народные обычаи, традиции, нравы, особенности национального характера и коммуникативного поведения.

В прозе 1960-1980-х годов балкарскими писателями вырабатываются новые художественные средства, новый стиль, ставятся и решаются острые социально-психологические и морально-этические проблемы. Она достигла достаточно высокого уровня в эстетическом освоении действительности, отражая ее динамику.

Всматриваясь в обновляющиеся процессы художественных исканий, можно прийти к выводу о закономерности, необходимости их развития, о продуктивности и перспективности творческих открытий, обогащающих прозу, дающих ей новый импульс и силы. И как следствие этого сложного творческого процесса - выявление новых возможностей литературы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Додуева, Саихат Жабраиловна, 2007 год

1. Акачиева С.М. Карачаевский роман. Становление и развитие жанра. - Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1980.- 216 с.

2. Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение. Л.: Наука, 1983. -447 с.

3. Аннинский Л.А. Контакты: литературно-критические статьи. М.: Советский писатель, 1982. - 328 с.

4. Апухтина В.А. Современная советская проза (60-70 годы). - М.: Высшая школа, 1984. - 272 с.

5. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп: Меоты, 1994. - 253 с.

6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1986. - 444 с.

8. Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии. М.: Изд-воРУДН, 2003.-272 с.

9. Бекизова Л.А. Караева А.И. Тугов В.Б. Жизнь, герой, литература. -Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1978.- 216 с.

10. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1974.-287 с.

11. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. М.: Наука, 1977. - 253 с.

12. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы М.: Наука, 1983.- 191с.

13. Белинский В.Г. Собр. соч. в 9 т.- М: Художественная литература, 1976-1981. T.I. - 1976. -736 с. - T.IV. - 1979. - 654 с.

14. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М.: АСТРЕ Jib-ACT, 2003. - 575 с.

15. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы. М.: Советский писатель, 1982. -423 с.

16. Булатов B.C. Методологические вопросы литературных исследований. М., 2002. - 300 с.

17. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Изд. 2-е доп. -Л.: Наука, 1975.- 159 с.

18. Бычков Б., Пипинис В. Балкарские советские писатели. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1958. 115 с.

19. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -406 с.

20. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. -М.: Наука, 1980.-360 с.

21. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л.: Советский писатель, 1973. - 336 с.

22. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта. М.: Наука, 1982.-572 с.

23. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. Сходства и отличия. М.: Эксмо-Пресс, 2003. - 544 с.

24. Гачев Г.Д. Неминуемое: ускоренное развитие литературы. М.: Художественная литература, 1989. - 431 с.

25. Гей Н.К. Художественная форма и национальные традиции. М.: Художественная литература, 1971.-320 с.

26. Гинзбург Л.Я. О старом и новом: статьи и очерки. Л.: Советский писатель, 1982.-423 с.

27. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности: статьи, эссе, заметки. Л.: Советский писатель, 1987. - 400 с.

28. Голубков М.М. Русская литература XX века. После раскола. М: Аспект Пресс, 2002. - 267 с.

29. Горький М. О литературе. М.: Советская Россия, 1980. - 479 с.

30. Гусейнов Ч.Г. Формы общности советской многонациональной литературы. М.: Мысль, 1978. - 181 с.

31. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен: Советская многонациональная литература вчера и сегодня. М.: Советский писатель, 1988.- 430 с.

32. Далгат У.Б. Этнопоэтика в русской прозе 20-90-х гг. XX века (Экскурсы). М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 212 с.

33. Джуртубаев М.Ч. Ёзден адет. Этический кодекс карачаево-балкарского народа.- Нальчик: Эльбрус, 2005. 576 с.

34. Джуртубаев М.Ч. Карачаево-балкарский героический эпос. Т.1. -М.: Поматур, 2003.-286 с.

35. Джуртубаев М.Ч. Душа Балкарии: Сборник статей. Нальчик: Эльбрус, 1997.-232 с.

36. Дмитриевская Л.Н. Пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус (проблема определения и литературного анализа). М.: ООО «Литера», 2005. - 135 с.

37. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М.: Наука, 1987.-407 с.

38. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. -М.:Наука, 1974728 с.

39. Караева А.И. Обретение художественности: Тема Великой Отечественной войны в младописьменных литературах. М.: Наука, 1979. -176 с.

40. Караева З.Б. Формы эпического повествования в современной многонациональной прозе. Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1985. - 118 с.

41. Карачаево-балкарский фольклор. Тбилиси: Кавказский дом, 1995. -84 с.

42. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX вв. В 2-х томах. - Нальчик: Эльбрус, 1996. Т. 1. - 262с. Т. 2. - 248 с.

43. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик: Эльбрус, 1983. - 432 с.

44. Кожинов В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк. -М.: Советский писатель, 1963. 439 с.

45. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М.: Советская Россия, 1990.-554 с.

46. Кузнецов Ф.Ф. Пафос историзма. М.Современник, 1981. Т.1. - 558 с.

47. Кучукова З.А. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики: (Карачаево-балкарская ментальность в зеркале поэзии). Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2005. - 312 с.

48. Литературы народов России: XX в.: словарь. Отв. ред. Н.С. Надъярных. Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. М.: Наука, 2005.-356 с.

49. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н. Николюкина. Институт науч. информации по общественным наукам РАН. М.: МПК «Интелвак», 2003. -1596 с.

50. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.- 752 с.

51. Ломидзе Г.И. Единство и многообразие М.: Советский писатель, 1970.-335с.

52. Малкондуев Х.Х. Поэтика карачаево-балкарской народной лирики XVI-XIX веков. Часть I. Нальчик: Эльбрус, 2000. - 320 с.

53. Маремшаова И.И. Основы этнического сознания карачаево-балкарского народа. Минск, 2000. - 164 с.

54. Маремшаова И.И. Балкарцы и карачаевцы в этнокультурном пространстве Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 2003. - 124 с.

55. Минералов Ю.Г. История русской литературы: 90-е годы XX века. -М.: ВЛАДОС, 2004. 224 с.

56. Музаев Н.Д. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. Грозный, 1974. - 236 с.

57. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. Нальчик: Эльбрус, 1993. - 192 с.

58. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем. Проблема эволюции романа в литературах Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1987. - 168 с.

59. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. Нальчик: Эльбрус, 1978.- 139 с.

60. Надъярных Н.С. Ритм единения. М., 1986.

61. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994.-654 с.

62. Огнев А.В. Русский советский рассказ 50-70 х гг. - М.: Просвещение, 1978. - 208 с.

63. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока (традиция и современность). М.: Наука, 1972. - 266 с.

64. Османова З.Г. Встречи и преображения: поэтика повествовательных жанров в контексте взаимосвязей национальных литератур. М.: Наследие, 1993.-232 с.

65. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1981.396 с.

66. Писатели Кабардино-Балкарии (XIX конец 80-х гг. XX в.). Биобиблиографический словарь. - Нальчик, 2003. - 441 с.

67. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972.-271 с.

68. Принцип анализа литературного произведения. М.: Издательство -МГУ, 1984.-200 с.

69. Русская светская повесть первой половины XIX века. М: Советская Россия, 1990.-432 с.

70. Сарбашева A.M. Формирование историзма мышления и балкарский роман. Нальчик, 2001. - 147 с.

71. Скачков И.В. Нравственные уроки истории: современный историко-революционный роман и проблема воспитания нового человека. -М: Советский писатель, 1984.-256 с.

72. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. -510 с.

73. Современная литературная теория. Антология. (Сост. И.В. Кабанова). М.: Флинта: Наука, 2004. - 334 с.

74. Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентиры литературы. М., 2001.

75. Султанов К.К. Динамика жанра: особенное и общее в опыте современного романа. М.: Наука, 1989.- 152 с.

76. Творческий метод и литературные направления. М.: Издательство -МГУ, 1987.-204 с.

77. Теппеев А.М. Балкарская проза. Нальчик: Эльбрус, 1974. - 174 с.

78. Теппеев A.M. Кязим Мечиев. Жизнь и творчество. Нальчик: Эльбрус, 2001.-232 с.

79. Толгуров З.Х. Заман бла литература (Литература и время) Нальчик: Эльбрус, 1978.-255 с. (На балкарском языке).

80. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности: Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1991.286 с.

81. Толгуров Т.З. Информационно-эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 2000. - 330 с.

82. Урусбиева Ф.А. Метафизика колеса. Вопросы тюркского культурогенеза. М., 2003. - 207 с.

83. Урусбиева Ф.А. Избранные труды. Нальчик: Эльбрус, 2001.- 174 с.

84. Урубиева Ф.А. Портреты и проблемы. Эссе, литературные портреты, статьи, рецензии. Нальчик: Эльбрус, 1990. - 164с.

85. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. Нальчик: Эльбрус, 1972.- 175 с.

86. Хапсироков Х.Х. О национальном своеобразии литератур адыгских народов. Черкесск, 1960.

87. Художественно-документальная литература: история и теория. -Иваново: Изд-во Ивановского ун-та, 1984. 175 с.

88. Чанкаева Т.А. Эволюция карачаевской литературы: Проблематика. Поэтика. Межлитературные связи. М.: Прометей, 2004. - 196 с.

89. Чернец JI.B. Литературные жанры. Проблемы типологии и поэтики. -М.: Изд-во МГУ, 1982.-192 с.

90. Шелли. Письма. Статьи. Фрагменты.- М.: Художественная литература, 1972.-461 с.

91. Шкловский В.Б. О теории прозы. -М.: Советский писатель, 1983.-383 с.

92. Шошин В.А. Литература народов СССР. М.: Просвещение, 1982. -223 с.

93. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ романного текста. -М.: Флинта: Наука, 2004. 184 с.

94. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. -Нальчик, 1999.-320 с.

95. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные литературы. М.: Наука, 1970. - 424 с.

96. Юсуфов Р.Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половины XIX в. М.: Наука, 1964. - 269 с.

97. Якименко В.Л. Художественные искания современной прозы. М: Высшая школа, 1984. - 297 с.

98. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Риторика и истоки европейской литературной традиций. М., 1996.

99. Аверинцев С.С. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. М, 1994.

100. Актуальные проблемы литератур Кабардино-Балкарии: Сб. статей. Выпуск I. Нальчик: Нарт, 1991. - 175 с.

101. Арутюнов JI.H. Развитие эпических традиций в современной советской литературе // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. Проблемы жизни. Теория. Поэтика. М.: Наука, 1981. - С. 206-218.

102. Ашхамахова А.А. Мир глазами горцев (О роли нартского эпоса в формировании менталитета северокавказских народов) // Культурная жизнь Юга России. Региональный научный журнал. Краснодар, № 4,2005. С. 6-8.

103. ЮЗ.Бекизова JI.A. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа // Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986. - С. 19-31.

104. Бондарев Ю. О нравственности в литературе / Литературная Россия. №21,20 мая 1977.

105. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Продолжение // На путяхформирования дагестанской советской литературы. Махачкала, 1986.-С. 46-63.

106. Ю7.Далгат У.Б. О некоторых особенностях развития национальных литератур // Филологические науки. 1969.- № 6.- С. 15-33.

107. Кедрина З.С. Многообразие национальное, многообразие художественное // Вопросы литературы. М., 1977. № 8. - С. 27-44.

108. КиреевМ. Отвечая старой песне //Дон, 1958, №2.-С. 180-181.

109. Литература народов Северного Кавказа: художественные иметодологические проблемы изучения. Тезисы докладов.

110. Карачаевск: КЧГПУ, 1999. 182с.

111. Ш.Кучукова З.А. «Расстояние в один человеческий крик». Художественные координаты поэзии Керима Отарова // Нация. Личность. Литература. Выпуск 2. М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 264 -272.

112. Муминов С.О. Антропологический и онтологический типы романа // Caucasus philologia. ПГЛУ Пятигорск, № 1, 2006. С. 30-33.

113. ИЗ.Мусукаева А.Х. Художественный этнографиям адыгской прозы. Функции. Специфика // Нация. Личность. Литература. Выпуск 2. -М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 250 - 263.

114. Надъярных Н.С. Интернационализм в действии // Вопросылитературы. 1982. - №4. - С. 34-51.

115. Надъярных Н.С. Социальная действительность и критерии духовной культуры современного героя // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. М., 1977. - С. 6574.

116. Нация. Личность. Литература // Выпуск 2.-М.: ИМЛИ РАН, 2003— С. 328.

117. Роман и повесть в классической современной литературе: Межвузовский науч. метод, сб. - Махачкала: ДагГУ, 1992. - 180 с.

118. Русская литература XX века. Типологические аспекты изучения: Сб.ст. Под ред. Трубиной Л.А. М.: МПГУ, 2005. - 730 с.

119. Синтез в русской и мировой художественной культуре. Сб.ст. третьей научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2003. -224 с.

120. Синтез в русской и мировой художественной культуре. Сб. ст. научно-практической конференции. -М.:МГПУ, 2000. 186 с.

121. Султанов К.К. От схемы к характеру: Заметки о прозе Северного

122. Кавказа // Дружба народов. 1980. - С. 31-48.

123. Султанов К.К. Структура характера и современный опыт прозаического повествования // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. Проблемы жизни. Теория. Поэтика. М.: Наука, 1981. - С. 239.

124. Урусбиев С. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа Терской области // СМОМПК, вып.1. Тифлис, 1881.

125. Урусбиева Ф.А. Древний перекресток нового романа. О современной исторической прозе // Актуальные проблемы литератур Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1991. - Вып. 1. - 125 с.

126. Фидарова Р.Я. Некоторые эстетические особенности нартовского эпоса // Проблемы осетинского нартовского эпоса. Владикавказ, 2000.1.I

127. Ахматов И. Боранда (В буране). Рассказы. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1961. (На бал к. языке).

128. Гадиев И. Бекболат бла жашау (Бекболат и жизнь). Рассказ // Шуёхлукъ. Нальчик, 1972. № 2. (На балк. языке).

129. Геттуев М. Человек на марше. Повести. Нальчик: Эльбрус, 1982.

130. Геттуев М. Сердца и руки золотые. Очерки и рассказы. Нальчик: Эльбрус, 1965. (На балк. языке).

131. Гуляев Б. Атама сезюм (Разговор с отцом). Повести и рассказы. -Нальчик: Эльбрус, 1983. (На балк. языке).

132. Гуляев Б. Жыяу жолчукъ (Тропинка). Повести и рассказы. -Нальчик: Эльбрус, 1968. (На балк. языке).

133. Гуртуев Б. Жангы талисман (Новый талисман). Роман. Нальчик: Эльбрус, 1970. (На балк. языке).

134. Гуртуев Б. Адилгерий. Повесть. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1961. (На балк. языке).

135. Гуртуев Б. Бекир. Повесть. Нальчик, 1933.

136. Гуртуев Э. Карагач дерево памяти. Повести и рассказы. - Нальчик: Эльбрус, 1993.

137. Гуртуев Э. Къуанчынгдан юлюш эт (Поделись своей радостью). Рассказ // Шуёхлукъ. Нальчик, 1972. № 2. (На балк. языке).

138. Гуртуев Э. Къызыл ёзен (Красная гора). Рассказ // Шуёхлукъ. -Нальчик, 1971. № 4. (На балк. языке).

139. Жаникаев М. Терек бойнунда (На берегу Терека); Актер эм суратчы (Актер и фотограф); Устаз (Учитель). Очерки // Шуёхлукъ. -Нальчик, 1975. № 4. (На балк. языке).

140. Жаникаев М. Жырчы (Певица). Очерк // Шуёхлукъ. Нальчик, 1972. № 2. (На балк. языке).

141. Жаникаев М. Фахмуну аууазы (Голос таланта). Очерк // Шуёхлукъ. Нальчик, 1971. № 3. (На балк. языке).141.3алиханов Ж. Тау къушла (Горные орлы). Роман. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1962. (На балк. языке).

142. Кациев X. Сайламала (Избранное: рассказы, повести, роман). -Нальчик: Эльбрус, 1976. (На балк. языке).

143. Кациев X. Мухаммат. Повести и рассказы. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1964. (На балк. языке).

144. Кациев X. Жер жулдузлары (Земные звезды). Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1958. (На балк. языке).

145. Кешоков А. Вид с белой горы. Автобиографическая повесть и литературно-критические статьи. М.: Современник, 1974.

146. Кулиев X. Брест къаланы жигитлери (Герои Брестской крепости). Очерки // Шуёхлукъ. Нальчик, 1980. № 2. (На балк. языке).

147. Кулиев X. Дорбунда шкок атылды (Выстрел в пещере). Нальчик: Эльбрус, 1970. (На балк. языке).

148. Кулиев. X. Эгизле (Близнецы). Повести и рассказы. Нальчик, Эльбрус, 1968. (На балк. языке).

149. Настуев М. Кезибан. Очерк // Шуёхлукъ. Нальчик, 1971. № 3. (На балк. языке).

150. Отаров К. Андреев атлы колхоз (Колхоз им. Андреева). Очерк. -Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1940. (На балк. языке).

151. Теппеев А. Азатлыкъ (Воля). Роман. Нальчик: Эльбрус, 1981. (На балк. языке).

152. Теппеев А. Ташыуул (Тяжелые жернова). Роман. Нальчик: Эльбрус, 1976. (На балк. языке).

153. Теппеев А. Кюн батмайды (Солнце не заходит). Повесть. Нальчик: Эльбрус, 1971. (На балк. языке).

154. Токумаев Ж. Ауанала (Тени). Повести и рассказы. Нальчик: Эльбрус, 1985. (На балк. языке).

155. Толгуров 3. Айыу таш (Медвежий камень). Рассказы. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1966. (На балк. языке).

156. Толгуров 3. Алые травы. Повести. -М.: Современник, 1975.

157. Толгуров 3. Жетегейле (Большая медведица). Роман. Нальчик: Эльбрус, 1976. (На балк. языке).

158. Токумаев Ж. Нартланы туудукълары (Потомки Нартов). Повести и рассказы. Нальчик, 1968. (На балк. языке).

159. Ульбашев А. Школчула (Школьники). Рассказы. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1934. (На балк. языке).

160. Хочуев С. Рассказы. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1940. (На балк. языке).

161. Черкесов М. Бедикчи къыз (Девушка из Бедика). Очерк // Шуёхлукъ. Нальчик, 1980. № 2. (На балк. языке).

162. Шаваева М. Мурат. Роман. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1964. (На балк. языке).

163. Шаваева М. Кечерлеми? (Простят ли?). Повести и рассказы. -Нальчик: Эльбрус, 1969. (На балк. языке).

164. Шаваев X. Тауланы чынты жигити (Горный жигит). Очерк // Шуёхлукъ. Нальчик, 1971. № 3. (На балк. языке).

165. Этезов О. Къаяла унутмагьандыла (Горы не забыли). Повесть. -Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1958. (На балк. языке).

166. Этезов О. Тарда (В теснине). Роман. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1961. (На балк. языке).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.