Формирование музыкальной культуры школьников в условиях малого города тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Осипова, Марина Борисовна

  • Осипова, Марина Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 181
Осипова, Марина Борисовна. Формирование музыкальной культуры школьников в условиях малого города: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2011. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Осипова, Марина Борисовна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущность понятия «музыкальная культура»

1.2. Музыкальная культура школьников подросткового возраста

1.3. Модель формирования музыкальной культуры школьников 57 1.4 Социокультурные особенности малого города как фактор формирования музыкальной культуры проживающих в нем школьников подросткового возраста

Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА

2.1. Диагностика уровня сформированности музыкальной 86 культуры школьников подросткового возраста

2.2. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой 108 работы

2.3. Организационно-педагогические условия реализации 119 модели формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста в условиях малого города

2.4'. Результаты реализации модели формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста в условиях малого города

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование музыкальной культуры школьников в условиях малого города»

Актуальность проблемы и темы исследования.

Особенностями развития системы общего и дополнительного образования на современном-этапе является усиление его общекультурного содержания, ориентированного; на принятие и осознание ребенком культурного опыта многих поколений. В Национальной' образовательной инициативе «Наша новая школа», в тексте Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в Концепции художественного образования (2001 - 2025 гг.) и «Концепции развития образования в сфере культуры, и искусства в Российской федерации на 2008 — 2015 годы» подчеркивается, необходимость формирования у детей потребности в общении с искусством и активного отношения к традициям культуры как смысловой; эстетической и личностно значимой ценности;

В связи с вышеуказанными документами в■ качестве приоритетных обозначаются вопросы теории и практики формирования различных аспектов культуру личности, в том числе и музыкальной культуры как: неотъемлемой части духовной культуры детей (Д:Б. Кабалевский). :

Изучение отдельных сторон- сложного и многогранного, феномена «музыкальная культура» осуществлялось, многими отечественными; учеными (Б.В. Асафьев, В.М. Беляев, М;В. Бражников; В.П. Бобровский; НА. Гарбузов, Р.И. Грубер, Ю.В. Келдыш, Ю.А. Кремлев, Г.Э. Конюс, Л.А. Мазель, Е.А. Мальцева, В.В. Медушевский; Е.В; Назайкинский; В.В. Протопопов, С.Х. Раппопорт, С,С. Скребков, Б.М. Теплов, Ю.Н. Холопов, В;А. Цуккерман и др.). Некоторые исследователи (Н.Н. Гришанович, Е.Е. Данилова, А.П. Мальцев, А.Н. Сохор, Р.Н. Шафеев) считали возможным определять музыкальную культуру как некую целостность, включающую совокупность духовных ценностей в области музыкального искусства в их многообразном проявлении, а также деятельность людей по созданию, хранению и потреблению музыкальных ценностей.

В процессе приобщения к культурному опыту происходит не просто информационное усвоение культуры прошлого и настоящего, но и преобразование художественного опыта человечества в собственное духовно-ценностное отношение к нему, в собственную художественную деятельность или собственный художественный продукт. Поэтому Ю.Б. Алиев, Ц.Г. Арзаканьян, С.Б. Байрамов, A.B. Гордеева, JI.B. Горюнова, JI.H. Дорогова, Ю.А. Лукин, A.B. Пирадов, JI.A. Рапацкая, В.Б. Чурбанов и др. рассматривали музыкальную культуру с двух позиций: культуры общества и культуры личности.

В педагогической литературе накоплен теоретический и практический материал, обеспечивающий методологическую основу формирования музыкальной культуры школьников разных возрастных групп (O.A. Апраксина, JI.A. Безбородова, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, Е.В. Мстиславская, Е.В. Николаева и др.), в том числе и подростков, когда стихийность музыкального влияния на детей проявляется в большей степени, чем у младших школьников, а педагогические средства, результативные ранее, оказываются малоэффективными.

Подростковый возраст является возрастом врастания в культуру, когда дети направлены на самостоятельный познавательный поиск, инициативу в организации сотрудничества с учителем и сверстниками. Они проектируют собственную деятельность и строят перспективные жизненные планы, ориентируясь на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности, стремятся реализовать себя в социально значимой деятельности. Интенсивное развитие чувственной сферы является наиболее благоприятным периодом для формирования эмоциональной отзывчивости и нравственных переживаний, для духовного развития подростка (Л.И. Божович, И.В. Гребенников, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, Е.А. Леванова и др.). Все вышеуказанное позволило ввести ограничение для настоящей работы: произвести исследование возможностей формирования музыкальной культуры школьников определенного, младшего подросткового возраста.

A.A. Авдеева и Г.В. Шостак рассматривали формирование музыкальной культуры подростков средствами музыкальных массовых жанров, B.JI. Власенко, Н.В. Гузий и А.П. Мальцева изучали данный процесс в учреждениях дополнительного образования, C.JI. Глебова — в условиях деятельности музыкального общества, А.Г. Болгарский, О.С. Изюрова, О.П. Киринг - в условиях самодеятельности, З.П. Батрукова — в полиэтнической среде, З.К. Кальниченко — в условиях школьных дискотек. Музыкальная культура рассматривалась также как фактор формирования духовной культуры и общечеловеческих ценностей подростков (Е.В. Батолина-Корнева, Е.В. Ванина, JI.A. Кузьмичев, Ю.А. Левченко), развития слушательской культуры (Н.С. Ломакина), мотивационной сферы (H.A. Тараканова), музыкального кругозора (C.B. Попова), индивидуальности (Н.С. Архангельская) и самостоятельности (Д.В. Харичева).

Однако никто из авторов не изучал особенности формирования музыкальной культуры подростков в единстве двух систем музыкального образования: общего и дополнительного - в условиях определенного социума, малого города, обладающего рядом специфических особенностей (численность проживающих до 50 тысяч человек, незначительная площадь, диффузирование городского и сельского образа жизни, близкое знакомство жителей друг с другом и в связи с этим неформальный, личностно значимый характер взаимоотношений горожан, ограниченность- ресурсов для удовлетворения культурно-образовательных потребностей наряду с сохранением и востребованностью культурных традиций, обычаев и т.п.).

Город является одним из факторов социализации и инкультурации проживающих в нем людей (В.А. Глазычев, Г.Ф. Куцев, Э.А. Орлова, И.Г. Яковенко), а его влияние обусловлено особенностями региональной культуры как варианта общенациональной культуры и одновременно самостоятельного явления, как интегрирующего начала социокультурной жизни конкретного региона (Н.П. Анциферов, А.И. Арнольдов, Г.Н. Баженова,

И.Л. Беленький, Ю.М. Беспалова, Т.В. Девяткина, И.Я. Мурзина, А.Ю. Тихонова и др.).

В ряде диссертационных исследований анализировался культурный потенциал городского пространства (Р.Ю. Порозов), рассматривалась специфика музыкальной культуры малых городов в контексте взаимодействия социокультурной среды и современной молодежной субкультуры (Г.Е. Моргунова), моделирование воспитательной среды общеобразовательной школы (C.B. Богданова) и духовно-нравственного воспитания школьников (С.И. Абрамов, Н.Ю. Деткова), социализации учащихся (М.В. Никитский), развитие социально-педагогической инфраструктуры (О.Г. Прохорова) и др. Но и в этих исследованиях авторы специально не изучали процесс формирования музыкальной культуры подростков, проживающих в малом городе. Между тем социокультурная среда малого города, понимаемая как синтез развития социальной и культурной сфер жизнедеятельности городского сообщества, как система влияний и условий формирования личности горожанина, содержащихся в пространственном и социальном окружении, может активно влиять на процесс формирования музыкальной культуры школьников, усиливая позитивные и нейтрализуя негативные воздействия, открывая новые эффективные направления и пути.

Все вышесказанное позволяет выявить следующие противоречия:

- между возрастающими требованиями государства и общества к качеству общекультурной подготовки и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и недостаточной реализацией данных требований применительно к социокультурным особенностям малого города;

- между теоретической разработанностью проблемы формирования музыкальной культуры в педагогических исследованиях и недостаточным использованием данных разработок в практике музыкального образования школьников подросткового возраста в малом городе;

- между наличием разработанных направлений формирования музыкальной культуры детей и отсутствием моделей организации этого процесса в условиях малого города.

Выявленные противоречия позволили определить проблему, суть которой заключается в разработке и реализации путей формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста в условиях малого города.

Цель исследования — теоретически обосновать и проверить на практике модель формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста и организационно-педагогические условия ее реализации в малом городе.

Объект исследования — процесс формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста.

Предмет исследования — модель формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста и организационно-педагогические условия ее реализации в малом городе.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста в условиях малого города будет более успешным, если: г - содержание и структуру музыкальной культуры рассматривать как процесс и результат деятельности подростка в различных направлениях музыкального искусства, а также как интегративное качество личности, проявляющееся в потребности общения с музыкальным искусством, в овладении знаниями о музыке, способами и видами музыкальной деятельности;

- учитывать возрастные особенности, определяющие характер музыкальных запросов и предпочтений подростков, в процессе активного взаимодействия двух систем музыкального образования: общего и дополнительного;

- выявить совокупность организационно-педагогических условий, обусловленных особенностями социокультурного пространства малого города при взаимодействии двух систем музыкального образования, обеспечивающих результативность реализации модели формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования с целью уточнения понятия «музыкальная культура школьника».

2. Разработать модель формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста.

3. Выделить и обосновать организационно-педагогические условия, обеспечивающие результативность реализации модели формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста, живущих в малом городе.

4. Провести опытно-поисковую работу по определению результативности разработанной модели и выявленных организационно-педагогических условий формирования музыкальной' культуры школьников* подросткового возраста в маломтороде.

Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные идеи деятельностного' (JI.C. Выготский; ПЛ. Гальперин, В.В'. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)» и личностно ориентированного подходов к организации- образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); положения о закономерностях развития подростков (И.С. Кон, P.C. Немов, В.А. Петровский, Д.И. Фелыптейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин), о строении" культуры как отражении структуры человеческой' деятельности в целом (М.С. Каган); системный подход к определению компонентов музыкальной культуры, закономерностей и причинно-следственных их взаимосвязей (В.А. Афанасьев, А.П. Мальцев, А.Н. Сохор, Р.Н. Шафеев и др.), идеи о воспитании музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры (Д.Б. Кабалевский); положения теории развития музыкальной культуры обучающихся на основе разнообразных видов музыкально-творческой деятельности (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, И.В. Арановская, Л.Г. Арчажникова, Л.В. Горюнова, Л.Н. Гродзенская, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая, Л.В. Школяр, Б.Л. Яворский и др.).

В процессе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов: теоретические — изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогическое моделирование, сравнение, сопоставление, систематизация; эмпирические — опытно-поисковая работа, пилотный эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, творческие задания.

Исследование выполнялось в три этапа с 2006 по 2011 гг.

На первом этапе (2006-2007 гг.) изучалась и анализировалась литература по теме исследования, были определены проблема, тема, предмет, объект, гипотеза, цель и задачи исследования.

На втором этапе исследования' (2007-2010 гг.) проводился пилотный эксперимент, уточнялась гипотеза исследования, определялись содержание, структура и основные организационные формы опытно-поисковой работы, разрабатывались диагностические критерии и показатели для выявления уровня музыкальной культуры; проводилась опытно-поисковая работа по апробации модели формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста в условиях малого города с целью определения совокупности организационно-педагогических условий ее реализации; осуществлялись накопление и обработка полученных данных.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) систематизировались, обобщались и оценивались полученные результаты; формулировались заключительные выводы диссертационного исследования, осуществлялось оформление его результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Определена структура музыкальной культуры школьника, включающая когнитивный (компетентность в различных областях музыкального искусства), ценностно-ориентационный (мотивация и предпочтения в выборе ценностей музыкального искусства), эмоциональный (понимание эмоционально-образного содержания музыки), деятельностно-практический (владение различными видами и формами музыкальной деятельности), коммуникативный (художественное общение по поводу музыкальных произведений на основе их осмысления) компоненты.

2. Выявлены основные критерии сформированности музыкальной культуры школьников подросткового возраста, соответствующие ее компонентам: музыкально-художественная грамотность — когнитивный компонент; ценностная мотивация общения с музыкальной культурой - ценностно-ориентационный компонент; эмоциональная отзывчивость на явления музыкальной культуры — эмоциональный компонент; владение видами музыкальной деятельности - деятельностно-практический компонент; художественное общение по поводу музыкальных произведений на основе их осмысления — коммуникативный компонент.

3. Разработана и обоснована модель формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста, включающая четыре модуля: целевой (формирование знаний в области музыкальной культуры, ценностных ориентаций и эмоциональной отзывчивости, опыта практического владения видами музыкальной деятельности и навыков общения с явлениями музыкальной культуры); диагностический (критерии, и показатели определения уровня сформированности музыкальной культуры); практический (формы и методы формирования музыкальной культуры подростков, обучающихся и не обучающихся в детской школе искусств); результативно-оценочный (оценка и интерпретация уровня сформированности музыкальной культуры). 4. Определена совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающая успешность реализации модели формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста в малом городе: организация взаимодействия всех социальных институтов и учреждений малого города с и детской школой искусств, становление детской школы искусств как центра музыкальной культуры в малом городе, учет социокультурных особенностей и традиционной народной культуры уральского региона, сохранившейся в городе Нижняя Салда Свердловской области, привлечение членов семей подростков в качестве активных субъектов образовательного процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается: -в уточнении понятия «музыкальная культура школьника» как сложного многокомпонентного качества личности, состоящего из когнитивного, ценностно-ориентационного, эмоционального, деятельностно-практического и коммуникативного компонентов.

-в определении4 концептуальной' основы для' формирования музыкальной культуры школьников, подросткового возраста — системного и личностно-деятельностного подходов, предполагающих познание музыкальной культуры как целостного явления- в многообразии, единстве и взаимосвязи' его составляющих.

Практическая значимость результатов, исследования заключается в создании- и реализации конкретных проектов, по формированию музыкальной культуры школьников подросткового возраста малого города на- основе разработанной модели; Программы развития, детской школы искусств, получившей Грант Правительства Свердловской области (2008 г.); образовательной программы «Путь к искусству», ставшей победителем городского конкурса программ дополнительного образования (2007 г.), на основе которой« с 2007 года работают Детская филармония и Детская художественная галерея школы искусств; инновационного проекта «Деятельность, детской филармонии как средство реализации компетентностного■ подхода в условиях малого города», признанного лучшим для развития системы образования Свердловской области и отмеченного дипломом на II областной выставке «Инновации в системе образования Свердловской области» (2009 г.).

Апробация и внедрение результатов. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на международных (Екатеринбург, 2009; Чебоксары, 2010), всероссийских (Екатеринбург, 2009; Санкт-Петербург, 2010; Тюмень, 2010), областных (Екатеринбург, 2006; Нижняя Салда, 2010) конференциях, а также нашли отражение в 3 публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК МОиН РФ, сборниках научных статей (Москва, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Санкт-Петербург, Тюмень, Тамбов, Новосибирск, Чебоксары, Казань), тезисах и материалах конференций.

Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета, кафедры гуманитарного образования Института развития образования Свердловской области, кафедры педагогики и психологии Нижнетагильского филиала этого института.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе педагогической и административной деятельности автора диссертации в образовательных учреждениях г. Нижняя Салда Свердловской области (МОУ СОШ № 5, 7, 10, МОУ Гимназия и МОУДОД «Детская школа искусств»).

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования были обеспечены многоаспектной теоретико-методологической проработкой проблемы, реализацией комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования; проведением опытно-поисковой работы в условиях реальной педагогической деятельности, результатами этой работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальная культура школьника - это сложное многокомпонентное качество личности, включающее когнитивный, ценностно-ориентационный, эмоциональный, деятельностно-практический и коммуникативный компоненты.

2. Школьники подросткового возраста, отличающиеся познавательной и творческой активностью, интересом к различным видам деятельности, стремлением к практическому освоению духовных ценностей через общение со сверстниками, которое для подростков становится ведущей деятельностью, предрасположены к освоению всех компонентов музыкальной культуры, соответствующих критериям ее сформированности.

3. Основными критериями сформированности музыкальной культуры школьников подросткового возраста являются музыкально-художественная грамотность, ценностная мотивация общения с музыкальным искусством, эмоциональная отзывчивость на явления музыкальной культуры, владение видами музыкальной деятельности, художественное общение по поводу музыкальных произведений.

4. Модель формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста включает четыре модуля: целевой (цели, задачи, обоснование прогнозируемого результата), диагностический (критерии и показатели музыкальной культуры, позволяющие определить ее уровень), практический (методы, средства, формы), результативно-оценочный (уровни сформированности музыкальной культуры). '

5. Успешной реализации модели способствует совокупность организационно-педагогических условий, которые включают взаимодействие всех .социальных институтов и учреждений города с детской школой искусств, выполняющей организационные и координирующие функции центра музыкальной культуры, учет социокультурных особенностей малого города и традиций народной культуры уральского региона, востребованных в городе Нижняя Салда Свердловской области; преемственность семейного и школьного воспитания, общего и дополнительного образования в рамках единого образовательного пространства.

Структура и объем диссертации. Диссертация* состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Осипова, Марина Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненное теоретико-практическое исследование по обоснованию и проверке1 на практике модели формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста и организационно-педагогических условий ее реализации в малом городе позволило сделать следующие выводы:

1. Музыкальная культура школьника, являющаяся способом освоения мира и продуктом его культурно-созидательной- деятельности, представляет собой сложное многокомпонентное качество личности, включающее когнитивный, ценностно-ориентационный, эмоциональный, деятельностно-практический и коммуникативный-компоненты.

2. Основными» критериями* сформированности музыкальной культуры школьника, соответствующими ее компонентам, являются музыкально-художественная^ грамотность, ценностная^ мотивация общения, с музыкальной культурой, эмоциональная- отзывчивость- на явления музыкальной* культуры, владение1 видами' музыкальной деятельности и видами деятельности в сфере музыкально-культурных мероприятий, художественное общение по поводу музыкальных произведений на основе их осмысления.

3. Моделирование процесса формирования музыкальной культуры осуществлялось с позиций системного и личностно-деятельностного подходов. Модель формирования музыкальной*' культуры школьников подросткового возраста включает четыре модуля: целевой (цели, задачи, обоснование прогнозируемого результата), диагностический (критерии и показатели, позволяющие определить уровень музыкальной культуры), практический (методы и формы формирования музыкальной культуры), результативно-оценочный (уровни сформированности музыкальной культуры).

4. Пилотный эксперимент показал, что разработанная модель формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста может быть использована более успешно, если выявить и создать необходимые организационно-педагогические условия, вытекающие из социокультурных особенностей малого города.

5. Совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающая результативность реализации модели формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста в малом городе включает: взаимодействие всех социальных институтов и учреждений малого города с детской школой искусств с целью построения новой образовательной практики на основе рационального использования ресурсов каждого образовательного учреждения и учета особенностей подросткового возраста; становление детской школы искусств как центра музыкальной культуры в малом городе с выполнением организационных и координирующих функций; учет социокультурных особенностей малого города и традиционной народной культуры уральского региона^ сохранившейся в городе Нижняя Салда Свердловской области; привлечение членов семей подростков в качестве активных субъектов образовательного процесса к сознательному моделированию семейной воспитывающей музыкальной среды.

6. Проведенная опытно-поисковая работа, сопоставление ее результатов с результатами пилотного эксперимента показали успешность разработанного комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста в условиях малого города.

Дальнейшие перспективы исследования проблемы формирования музыкальной культуры могут быть связаны с разработкой модели этого процесса и созданием организационно-педагогических условий ее реализации для школьников других возрастных групп; изучением особенностей формирования музыкальной культуры в разных видах музыкальной творческой деятельности, в условиях различных видов и уровней художественного образования в условиях малого города.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Осипова, Марина Борисовна, 2011 год

1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования Текст.: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2004.-336с.

2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков Текст.: учеб. пособие / В. А. Аверин. 2-е изд. - СПб.: Изд. Михайлова, 1998. - 312 с.

3. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей-(от детского сада к начальной школе) Текст. / Ю. Б. Алиев. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 352 с.

4. Алиев, Ю.Б. Музыкальное воспитание Текст. / Ю.Б. Алиев // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш.: в 3 т. М. 1976. - Т.З. - 755 с.

5. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития Текст.": инновац. курс / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во,КГУ, 1996. 566 с.

6. Арнольдов, А. И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию Текст. / А. И. Арнольдов. М.: МРИК, 1992. - 240 с.

7. Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта Текст., / А. С. Ахиезер. в 3 т. М.: ФО СССР, 1991. ТI. - 318 с.

8. Банных, Л. А. Художественная культура и ребенок: структура взаимодействия Текст. / Л: А. Банных // Человек в мире культуры: матер. Всерос. науч-практ. конф.: 25.04.2003г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т -Екатеринбург, 2003.- С. 7-8. • . ■

9. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин / сост. Бочаров С.Г. — М.: Искусство, 1979. 336 с.

10. Белкин, А. С. Это модное слово сотрудничество Текст. / А. С. Белкин // Народное образование. 1990. №11. - С. 90-98.

11. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Проблемы формирования личности; под ред. Д. И. Фельдштейна. М, Воронеж, 1995. С . 228-244

12. Борев, Ю. Б. Эстетика Текст. / Ю. Б. Борев, 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. - 496 е., илл.

13. Вавилин, Е. А., Фофанов, В. П. Исторический материализм и категория культуры. Теоретико-методологический аспект Текст. / Е. А. Вавилин, В. П. Фофанов. Новосибирск: Наука, 1983. -198 с.

14. Владимирова, Ю. Н. К вопросу о развитии «Я-концепции» младшегоподростка в современных условиях обучения Текст. / Ю. Н. Владимирова

15. Молодые ученые московскому образованию. - М.: МГППУ, 2006.-320 с.

16. Выготский, Л. С. Педология подростка Текст.: собр. соч.: в 6 т. / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. - Т.4 — 432 с.

17. Галазова, М. А., Сердюк Г.В. Моделирование в процессе обучения педагогике Текст. / М. А. Галазова, Г. В. Сердюк // Советская педагогика. -1991. -№12.-С. 78-82.

18. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология Текст. / А. Л. Готсдинер. -М. : МИП "ЫВ Магистр", 1993. -190 с.

19. Гришанович, Н. Н. Развивающее музыкальное обучение в начальной школе Электронный ресурс. / Н. Н. Гришанович. Режим доступа: http://p-shkola.by

20. Груздова, И. В. Развитие эмоциональной' отзывчивости' на музыку у детей младшего дошкольного возраста Текст.: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / И. В. Груздова. М., 1998. - 239 с.

21. Грушевицкая, Т. Г., Попков, В. Д., Садохин, А. П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов Текст. / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин; под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.

22. Гуревич, П. С. Культурология Текст. /П.С. Гуревич М.: Проекц 2003. -336 с.

23. Давидович, В. Е., Жданов, Ю. А. Сущность культуры Текст. / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. Ростов н/Д : Изд-во Рост, ун-та, 1979 г. -264с.

24. Давыдова, С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: Вопросы теории и практики Текст.: уч. пособие / С. Д. Давыдова. Екатеринбург, 2003. — 305 с.

25. Данилова, Е. Е. Ценность младшего школьного возраста Текст. / Е. Е. Данилова. -М.: 1997. 137 с.

26. Добрецова, Н. В. Возможности дополнительного образования для реализации профильного образования Текст.: уч.-метод. пособие для учит. / Н. В. Добрецова; под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Кара, 2005.- 160 с. ■

27. Дулина, Н. В. Социально-пространственная модификация современного российского крупного города Текст.: автореф. дис. на соиск. учен, степ.' докт. социологич. наук / Н. В. Дулина. Волгоград, 2007. — 52 с.

28. Ерасов, Б. С. Социальная культурология Текст.-: учеб. для студ. выс. учеб. завед. / Б. С. Ерасов.- 3-е изд., доп. и перераб.—М.: Аспект Пресс, 2000. 591 с.

29. Жура, М. В. Синтетический характер музыкальной культуры «Серебряного века»- Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук, Волгоград ,2010.-24 с.

30. Журавлев, В. В. Мир художественной культуры Текст.: философские очерки. / В. В. Журавлев. М.: Мысль, 1987. - 237 с.

31. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога Текст.: учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.

32. Злобин, П. С. О сущности культурной революции Текст. : учен, записки МГИК / П. С. Злобин. М., 1967. - вып. 14. - 61 с.

33. Иванов, А. Словарь эмоций, чувств, ассоциаций для уч-ся стар. кл. Текст. / А. Иванов. СПб.: ООО «БЕРСЕК», 2005. - 20 с.

34. Исхакова, Н. Р. Музыкальные предпочтения молодежи Текст. / Н. Р. Исхакова, Р. Р. Болтачев // Социологические исследования. 2006. - № 6. -С. 103-106.

35. Каган, М. С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб., 1996.-415 с.

36. Калиш, И. В. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей Текст.: сборник норматив, и метод, матер-ов для доп. образования детей / И. В. Калиш ; под-ред. А. К. Бруднова. - М.: Владос, 2000. - 544 с.

37. Казаренков, В. И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников Текст. / В. И. Казаренков //Педагогика. 1993. - № 3. — С.25-29

38. Кара-Мурза, С. Г. Малые города и национальный проект Электронный ресурс. / С.Г. Кара-Мурза Режим доступа: http://toyota-club.net/files/07-01-10/07-01-10 sgkm gorod.htm

39. Киященко, Н. И., Лейзеров, Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики Текст. / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1983. - 144 с.

40. Коган, Л. Н. Художественная культура и художественное воспитание Текст. / Л. Н. Коган. М.: «Знание» , 1979. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика», 4)

41. Коломиец, Г. Г. Заруб музыка XX века в курсе муз. школ и муз. училищ Текст. / Г. Г. Коломиец. Оренбург.: ОГПУ, 1998. - С. 106

42. Кон, И. С., Фельдштейн, Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста Текст. / И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн // В мире подростка; под ред. A.A. Бодалева. -М., Медицина. 1982. С. 16-28

43. Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействий Текст.: учеб. пособие / Е. В. Коротаева. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1999. - 147 с.

44. Кравченко, А. И. Культурология. Словарь. Текст. /А. И. Кравченко М.: Академический проект, 2000. - 671с.

45. Кравченко, А. И. Культурология Текст.: учеб. /А. И. Кравченко/ М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2005/ - 288 с.

46. Краевский, В. В. Содержание образования — бег на месте Текст. / В. В. Краевский // Педагогика. 2000. - № 7. - С. 3-12

47. Кузуб, Т. И. Процессы глобализации в современной музыкальной культуре Текст. / Т. И. Кузуб // Известия Урал. гос. ун-та.- 2006.- № 47.- С.77-84.

48. Лалетин, Д. А. Культура как процесс Электронный ресурс. / Д. А. Лалетин. Режим доступа:http://culfarolog.mhttp://www.musica-ukramica.odessa.ua

49. Лаппо, Г. М. География городов Текст. / Г. М. Лаппо. М.: Владос, 1997. -481с.

50. Левченко, Ю. А. Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания Текст.: дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук / Ю. А. Левченко. Воронеж, 2006. — 236 с.

51. Лихачев, Д. С. Экология культуры Текст. / Д. С. Лихачев // «Памятники Отечества». 1980. - №2. [Электронный ресурс] - Режим доступа -http://svitk.ru/004 book book/16b/3564 lihahev-ekologiya kulturi.php

52. Ломакина, H. С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков Текст.: автореф на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Н. С. Ломакина. М., 2006. - 21с.

53. Лукин, Ю. А. Художественная культура зрелого социализма Текст. / Ю. А. Лукин. М.: Политиздат, 1977. - 238 с.

54. Мальцев, А. П. Развитие музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования Текст.: автореф на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / А. П. Мальцев. М., 2006. - 23 с.

55. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки Текст. / В. В. Медушевский. М.: Композитор, 1993. — 265 с.

56. Межуев, В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры Текст. / В. М. Межуев. М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 408 с.

57. Мельникас, Л. Экология музыкальной культуры Текст. / Л. Мельникас -М.: Композитор, 2000. 328 с.

58. Михайлов, Дж. О возможности и необходимости универсальной терминологии в музыке Текст. / Дж. Михайлов // Вопросы философии. -1999.-№9.-С. 109-121.

59. Мудрик, А. В. Социальная педагогика Текст.: учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.

60. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1982. - 319 с.

61. Найдорф, М. И. Как различаются музыкальные культуры? Текст. / М. И. Найдорф // Вопросы культурологии. — 2005. № 10. — С.102-105.

62. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания Текст.: книга для учителя / Б. М. Неменский. изд. 2-ое, перераб. и доп. -М., 1987. - 255 е., 32 л.ил.

63. Немов, Р. С. Психология Текст.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед.: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998-608 с.

64. Никитский, М. В. Малый город как фактор социализации учащихся Электронный ресурс.: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / М. В. Никитский. М.: РГБ, 2003. Режим доступа: http://diss.rsl.ru

65. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология Текст. : учеб. пособие/ Л. Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество России. - 1999 - 442 с.

66. Ожегов, С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов; под ред. Шведовой Н. Ю; М.: Рус. язык, 1986; - 797 с.

67. Основные принципы и методы новой программы по музыке для общеобразовательной школы Текст. // Программа по» музыке для общеобразовательной школы. 1—3 классы. М., Просвещение. 1983. -160 с.

68. Основы теории художественной культуры Текст.: учеб. пособие / под общ. ред. Мосоловой.- JI.M. — СПб;: изд. «Лань», 2001. 288с., ил.

69. Пархоменко, И. Т., Радугин, Д. А. Культурология в вопросах и ответах Текст. / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. М. : 2001. - 334 с.

70. Печко, Л: П. Эстетическая культура и воспитание человека Текст. / Л. П. Печко. М- ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. - 102 с.

71. Пономарева; Е. Ю. Музыкальная культура среднего Поволжья в 1945-1956 гг. Текст.: диссертация? на; соиск. учен. степ. канд. истор. наук / Е. Ю. Пономарева Казань, 2010. - 250 с.

72. Полякова. И. А. Проблема» диалога в контексте: современной образовательной: парадигмы Электронный ресурс. — Режим, доступа. http://www.klgtu.ru/ru/magazine/2007 1 l/doc/42.doc ~

73. Порозов, Р. Ю. Культурно-образовательный потенциал городского пространства: теоретико-культурологический анализ Текст.: автореф; на< соиск. учен, стен. канд. культурологии / Р. Ю. Порозов Челябинск, 2009. — 24 с.

74. Провинциальный город: культурные традиции; история и современность: Тексту/ тезисы докладов ; под ред. A.A. Сундиевой. М.: 2000: - 165 с.

75. Психология современного подростка Текст. / Под ред. Д. Ш Фельдштейна. М.: 1987.-240 с.

76. Ражников; В. Г. Резервы музыкальной педагогики / В; Б1. Ражников. М.: Знание, 1980. - 96 с. (Новое в жизни, науке, технике)

77. Рапацкая, Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки Текст. / Л. А. Рапацкая /- М. 1991. - 137 с.

78. Сайбединов, А. Г. От идеи., к лицею. Основы организационной деятельности Светлинского лицея Текст. / А. Г. Сайбединов. Томск, 2001.-23с.

79. Самсонова, Т. П. Феномен человека в отечественной музыкальной культуре Текст.: автореф. на соиск. учен. степ. докт. филос. наук / Т. П. Самсонова СПб, 2008. - 45 с.

80. Сластенин, В. А. и др. Педагогика Текст. : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

81. Словарь-справочник по педагогике Текст. / авт.-сост. В. А. Мижериков / под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

82. Сокол, А. В. Музыка, Музыкальная культура: определения Электронный ресурс. / А. В.Сокол Режим доступа: http://www.musica-ukrainica.odessa.ua85: Сорокин, П. А. Человек, цивилизация, общество Текст. / П. А. Сорокин-М., 1992.-543с.

83. Сохор, А. Н. Социология и музыкальная культура Текст. / А. Н. Сохор. М.: Сов. композитор, 1975. 202 с.

84. Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики в музыке Текст. : сб. ст. / А. Н. Сохор. JL: Сов композитор , 1980. -Т.1. - 295 с.

85. Тагильцева, Н. Г. Искусство в развитии самосознания детей Текст. / Н. Г. Тагильцева // Известия Уральского Гос. ун-та. Серия 1.: Проблемы образования, науки и культуры. № 3 (67) - 2009. с.45-51.

86. Тагильцева, Н. Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребенка Текст. : монография / Н. Г. Тагильцева ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. - 151 с.

87. Тараканов, М. Е. Музыкальная культура РСФСР Текст. / М. Е. Тараканов. -М. : Музыка, 1987. 363 с.

88. Тельчарова, Р. А. Музыкально-эстетическая культура и марксистская концепция личности Текст.: уч. пособие / Р. А. Тельчарова. — М.: Прометей МГПИ им. В.И. Ленина, 1989. 131 с.

89. Теплов, Б. М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. М., 1961. - 536 с.

90. Уемов. А. И. Логические основы метода моделирования Текст. / А. И. Уемов. М. : Мысль, 1971. - 310 с.

91. Усачева, В.О., Школяр, Л.В, Школяр, В.А. Музыкальное искусство // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / сост. Е. О. Яременко. -М., 2001.-185 с.

92. Философский энциклопедический словарь Текст. — М., 1983. 840 с.

93. Философский энциклопедический словарь Текст. / под ред. С.С.Аверинцева щдр. -М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с:

94. Финансовый энциклопедический словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.slovopedia.eom/8/195/925818.html

95. Художественная культура: понятие термина Текст. / под ред. Л. Н. Дороговой. М., 1978. - 206 с.99.' Чеков, М. О. Общее и дополнительное образование: проблема корреляции Текст. / М. О. Чеков // Внешкольник 2000. - № 10. - С 9-11.

96. Шабров, О. Ф. Системный подход и компьютерное моделирование в политологическом исследовании Текст. / О. Ф. Шабров// Общественные науки и современность. 1996. - №2. - С.100-110.

97. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) Текст. / И. В. Шаповаленко — М.: Гардирики, 2005.-349 с.

98. Шаповалов, В. Ф. Основы философии: От классики к современности Текст. / В. Ф. Шаповалов. М.: Фаир-Пресс, 1998. - 574 с.

99. Шафеев, Р. Н. Музыкальная культура как система Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд филос. наук / Р. Н. Шафеев. Казань, 2009. — 20 с.

100. Школяр, Л. В., Красильникова, М. С., Критская Е. Д. и др. Изучение музыкальной культуры младших школьников // Теория и методика муз образования детей / Л. В, Школяр, М. С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. М., 1998.-290 с.

101. Юб.Шостак, Г. В. Музыка массовых жанров как фактор формирования музыкальной культуры подростков Электронный ресурс.: автореф. дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. / Режим доступа: http://shostak.iatp.by/doc/article/AUTOREF.htm

102. Шпрангер, Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте Текст. / Э. Шпрангер // Педология юности М.-Л., 1931. С. 96-98.

103. Штоф, В. А. Проблемы методологии научного познания Текст. / В. А. Штоф М., Высш. школа, 1978. 269 с.

104. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Эльконин Д.Б. Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. М., 1989. - 560 с.

105. Эстетика. Словарь Текст. / под ред. A.A. Беляева, Л.И. Новиковой, В.И. Толстых М.: Политиздат, 1984. - 447 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.