Формирование патриотизма и гражданственности как комплекса социокультурных и духовных ценностей в условиях становления институтов российской социальной идентичности и государственности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Колябина, Татьяна Сергеевна

  • Колябина, Татьяна Сергеевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2006, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 138
Колябина, Татьяна Сергеевна. Формирование патриотизма и гражданственности как комплекса социокультурных и духовных ценностей в условиях становления институтов российской социальной идентичности и государственности: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Краснодар. 2006. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Колябина, Татьяна Сергеевна

Введение.

Глава 1. Патриотизм и гражданственность в системе ценностей современных россиян: социокультурные корни и динамика.

§ 1. Концептуальные подходы к определению патриотизма и гражданственности.

§2. Особенности российской ментальности и место патриотизма, гражданственности в системе ценностей россиян.

Глава 2. Формирование патриотизма и гражданственности в условиях становления новой российской государственности.

§1. Социокультурная преемственность, связь поколений как основа формирования патриотизма и гражданственности.

§2. Патриотизм и гражданственность как базисные составляющие новой российской идентичности.

§3. Пути и способы патриотического, гражданского воспитания в трансформирующемся российском обществе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование патриотизма и гражданственности как комплекса социокультурных и духовных ценностей в условиях становления институтов российской социальной идентичности и государственности»

Актуальность темы исследования. Трансформация общественных структур и отношений естественным образом влечет за собой кризис старой системы ценностей и идеологем, а утверждение новых институциональных форм сопровождается ростом социальной потребности в обновленном соответственно духу происшедших перемен | содержании базовых ценностей. Так произошло и в современном российском обществе: в ходе реформ были переоценены и отвергнуты официальные социокультурные ценности и идеалы, сохранявшиеся незыблемыми в течение всего советского периода, в том числе, представления о советском патриотизме и гражданственности. На первый план вышли активно пропагандируемые реформаторами «общечеловеческие ценности», в самом понимании которых явственно ощущался глобалистский и отчасти космополитический оттенок. На идейной основе общечеловеческих ценностей планировалось осуществить экономическую и культурную интеграцию России и других постсоветских государств в мировое сообщество, включить их в сложившийся глобальный порядок.

Однако этот позитивный замысел имел своей оборотной стороной ослабление у значительной части населения законного чувства национального достоинства, развитие комплекса национальной неполноценности, раболепного преклонения перед Западом, иронического отношения к патриотическим ценностям. Трудности и негативные следствия реформирования сопровождались дальнейшим разочарованием в качествах россиян как этноса и ростом безразличия к исторической судьбе страны, политической и гражданской индифферентности. С другой стороны, утрата патриотизма способствовала усилению тенденций регионального сепаратизма, социальной безответственности властных структур и элит. Возникла угроза утраты российским обществом социальной идентичности.

Начало социально-экономической стабилизации поставило вопрос об идеологическом оформлении идущих в российском обществе процессов, прежде всего, процесса укрепления вертикали власти, преодоления тенденций регионализации. Насущной оказалась также проблема выхода из мировоззренческого и нравственного кризиса, воспитания молодых поколений на базе позитивных социокультурных ценностей. Для сохранения социальной идентичности российского общества необходимо восстановление значимости ценностей, связанных с идеями патриотизма и гражданственности. Но эта задача достаточно сложна, поскольку речь идет не о возвращении к прежним в содержательном отношении представлениям о патриотизме и гражданственности, восходящим к советскому времени, и не о возрождении «альтернативных» диссидентских идея патриотизма и гражданственности, которые при всей их духовной позитивности имели выраженный антигосударственный характер и потому непригодны для нового этапа социального строительства. Необходимо наполнение идей патриотизма и гражданственности новым содержанием, которое было бы адекватным времени и неуязвимым для критической рефлексии и в силу этого составляло бы надежную основу для интеграции российского общества и роста социального оптимизма.

В этой связи особую актуальность приобретает социологическое исследование патриотизма и гражданственности как социокультурных концептов, имеющих глубокое ценностное содержание, изучение их динамики в мировоззрении современных россиян. Актуальность обращения к данной теме обусловлена также необходимостью развития социокультурной рефлексии российского общества и его правящей элиты, углубления знаний общества о себе самом. Мировоззренческие процессы, затрагивающие представления об историческом, геополитическом, культурном статусе России, ее судьбе в современном глобализационном контексте, о сущности российского патриотизма и месте России в мировом сообществе, о том, что значит быть российским гражданином, тесно связаны с динамикой российской социальной идентичности, которая в настоящее время поставлена под вопрос. Рефлексивное познание российским обществом самого себя неотделимо от его самосохранения. В конечном счете актуальность заявленной нами темы определяется ее значимостью в перспективе поддержания социальной идентичности.

Степень научной разработанности проблемы. Для отечественных мыслителей всегда были центральной темой вопросы духовной и культурной самобытности России и проблемы российского патриотизма, всесторонне рассматривавшиеся в трудах классиков русской социальной и философской мысли - Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Н.С. Трубецкого, Г.О. Флоровского, в работах современных российских специалистов в области социологии, политологии и культурологии - С.С. Аверинцева, А.С. Ахиезера, Э.М. Андреева, B.JL Дорошенко, Ю.А. Левады, Д.С. Лихачева, В.Н. Синюкова, Ж.Т. Тощенко, Ф.Э. Шереги и др.

Понятие гражданственности, также ключевое для отечественной науки, культуры, литературы и публицистики, получило глубокое осмысление в западной философской и социологической традиции, разрабатывалось в трудах таких ученых как А. Верба, У. Бек, Н. Луман, Ю. Хабермас. Российские исследователи внесли свой значительный вклад в изучение содержательных философских и социальных аспектов понятий патриотизма и гражданственности, выработали ряд концептуальных подходов к их пониманию. Речь идет, прежде всего, о работах Э.М.

Андреева, JI.M. Архангельского, Л.П. Буевой, В.Н. Кузнецова, В.Т. Лисовского, В.И. Пантина, Г.Л. Смирнова, Г.Н. Филонова.

Роль долговременных этносоциокулыурных, ментальных, религиозных факторов в формировании специфики российского понимания патриотизма и гражданственности затрагивается и специально анализируется рядом современных российских философов, историков, социологов - С.С. Аверинцевым, А.С. Ахиезером, А.А. Горским, Н.И. Губановым, Н.П. Косларской, М.М. Кромом, Б.Б. Мезенцевой, Г.С. Померанцем, А.Ф. > Филипповым, А.Я. Флиером, Р.Г. Яновским и др.

Проблема российского патриотизма в широком этнонациональном контексте исследуется А.И. Вдовиным, С.М. Богуславской, Г.О. Брицким, М.В. Денисенко, К.К. Молдобаевым, С.К. Рощиным, Е.С. Троицким, Н.И. Цимбаевым, Я.Г. Шемякиным, Е.Б. Шестопал, И.Ф. Бондаренко, В.В. Колпачёвым, В.Н. Козловым и др., которые занимаясь типологизацией патриотизма, выделяют: государственный, региональный, национальный, националистический, социальный, российский его виды. I

Анализ патриотизма в более широком социальном и социетальном контексте требует привлечения концептуальных средств социологии. Здесь необходимо особо отметить теоретические разработки А.Н. Малинкина.

Региональные аспекты патриотизма затрагиваются в работах М.П. Крылова, Л.В. Смирнягина.

Получившие развитие в первое десятилетие реформ вследствие глубокого социокультурного кризиса процессы деидеологизации российского общества, снижения уровня патриотических настроений, распространения индивидуалистических и космополитических ориентаций исследуются С.Н. Артановским, А.Г. Здравомысловым, А.А. Зиновьевым, В.Н. Кузнецовым, Н.И. Лапиным, В.В. Локосовым, Г.В. Осиповым, Ж.Т. Тощенко, А.В. Филипповым, В.А. Юрченковым.

Связь патриотизма с исторической памятью народа показана в работах А.И. Афанасьевой, О.А. Ефановой, Д.Т. Жовтуна, Е.А. Лаврухиной, В.И. Лутовинова, В.И. Меркушина, В.Э. Бойкова, Р.Г. Пихоя, Ж.Т. Тощенко. Встающая в этом контексте проблема социокультурной преемственности поколений, механизмов межгенерационной трансляции ценностей является традиционной для социологии и рассматривалась М. Вебером, К. Девисом, К. Манхеймом, Г. Маркузе, Т. Парсонсом, а также авторами теорий "конфликта поколений" (Д. Белл, К. Кенистон, М. Мид, > Л. Фойер, Э. Фромм, Р. Мертон) и др. Преемственность поколений и культурно-историческую память исследовали также П. Нора, А. Тойнби, М. Блок, М. Хальбвакс, П. Хаттон. Среди отечественных исследователей межпоколенческой преемственности следует назвать А.С. Ахиезера, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, В. Кантора, Л.Н. Когана, Э. Маркаряна, Н.Е. Покровского, М. Розова, В.Н. Шубкина, А.И. Шендрика, А.А. Чуприну.

Важное место в исследовании проблем патриотизма занимает изучение сущности и динамики социальной идентичности россиян. В целом проблемы социальной идентификации индивида изучались социальными психологами и социологами, здесь необходимо отметить А. Тайфеля, Дж. Тернера, 3. Фрейда, Э. Эриксона, а также работы отечественных исследователей - С.И. Ивановой, Н.Н. Корж, Н.М. Лебедевой, В.Н. Павленко. Более конкретно проблемы формирования новой российской национальной идентичности исследуются Б.Е. Винером, Л.Д. Гудковым, А.В. Кузнецовой, Е.А. Кублицкой, В.В. Лапкиным, В.И. t

Пантиным, З.В. Сикевичем. В частности, необходимо отметить научное значение монографии А.В. Кузнецовой и Е.А. Кублицкой «Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности»,1 посвященной изучению кризиса государственной макроидентичности в условиях трансформационного процесса на постсоветском пространстве. Основываясь на результатах массовых социологических опросов, проведенных под руководством член-корреспондента РАН В.Н. Кузнецова в 2003, 2004 и 2005 гг. в различных регионах РФ, авторы определяют значение и роль феномена «патриотизм» в консолидации общества и становлении новой российской идентичности.

Методы и средства, а также объективные трудности гражданского, патриотического и нравственного воспитания современной российской молодежи анализируются в работах Е.А. Ануфриева, Ю.А. Зубок, В.А. Кольцовой, А.В. Мудрика, В.А. Соснина, В.И. Чупрова, а также в «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации».

Все эти исследования содержат продуктивные подходы и идеи. В то же время ощущается потребность в исследовании социокультурной идентичности и динамики патриотических и гражданских ценностей в современном российском обществе, в разработке теоретических основ реакгуализации патриотизма и гражданственности. Настоящая работа мыслится нами как попытка восполнения этого пробела с использованием методологических средств современной социологии.

Объектом исследования являются патриотизм и гражданственность как комплекс социокультурных и духовных ценностей современных россиян.

Предмет исследования составляет процесс формирования патриотизма и гражданственности как условия становления института социальной идентичности в современном российском обществе.

Цель исследования заключается в осуществлении социологического анализа динамики патриотизма и гражданственности как комплекса социокультурных и духовных ценностей в современном российском обществе.

Реализация поставленной цели исследования требует решения ряда промежуточных исследовательских задач:

- выявить и проанализировать основные концептуальные подходы к определению патриотизма и гражданственности;

- установить место патриотизма и гражданственности в системе ценностей россиян на основе анализа этнокультурной специфики российской ментальности; исследовать роль межгенерационной социокультурной преемственности как фактора динамики патриотизма и гражданственности;

- рассмотреть патриотизм и гражданственность как условия формирования новой российской идентичности;

- наметить основные пути и способы воспитания патриотизма и гражданственности в контексте трансформирующегося российского общества.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды и идеи отечественных и зарубежных мыслителей, поднимавших проблемы патриотизма и гражданственности в плане поддержания социокультурной преемственности и социальной идентичности: М. Вебера, К.Манхейма, Т. Парсонса, Э. Фромма, А. Тойнби, М. Хальбвакса, Н.Я.Данилевского, И.А. Ильина, П.А.Сорокина и др. В работе использованы сравнительно-исторический, дескриптивный методы, элементы структуралистского подхода социологии в культурологии (применительно к обоснованию архетипической составляющей этносоциокультурной специфики российского патриотизма).

Автор настоящей работы участвовал в социологических исследованиях по предметному спектру проблем патриотизма, которые проводились в Институте социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН) под руководством членкорреспондента РАН В.Н.Кузнецова. Тем самым эмпирическую основу данной работы составили материалы трех социологических исследований, проведенных в феврале 2003 г., январе-феврале 2004 г. и феврале-марте 2005 г. в различных субъектах РФ. Некоторые из регионов России изучались в режиме мониторингового исследования (Мордовия, Ингушетия, Северная Осетия, Вологодская область). Основные социологические результаты базировались на социологических опросах 2005 г., проведенных в Мордовии, Северной Осетии-Алании, Вологодской и

Томской областях. Вторичной социологической обработке подверглись материалы опросов 2003 г. и 2004 г. в Ингушетии, Северной Осетии, Мордовии, Ярославской, Вологодской и Мурманской областях. Социологические методы сбора эмпирической информации были комбинированными:

1) прямой социологический опрос населения методом анкетирования (самозаполняемый опросник) в 2005 г.;

2) вторичный анализ наличного банка эмпирических данных 20032004 гг.;

3) социологический опрос целевых групп методом анкетирования;

4) содержательный опрос «фокус»-групп методом нарративного полуструктурированного интервью.

Количественный и качественные подходы реализуют разные познавательные стратегии: использование дедуктивной и индуктивной логики; подтверждение сконструированных абстракций и восхождение от конкретных фактов к теоретическим построениям, выявление общегрупповых тенденций и анализ индивидуальных вариантов. Чем сложнее изучаемый объект, тем настоятельнее потребность в совмещении обеих стратегий и замыкании логического цикла исследования.

Полученные в ходе исследования результаты содержат следующие элементы научной новизны:

- выявлены, систематизированы и проанализированы основные подходы к определению патриотизма и гражданственности, обосновано единство патриотизма и гражданственности как духовно-ценностная база эффективного функционирования государственных и общественных структур;

- на основе анализа этносоциокультурных особенностей российской ментальности и данных конкретного социологического исследования места патриотизма в ценностной иерархии россиян показан маятниковый» характер динамики патриотизма и установлено, что ценности патриотизма укоренены в специфике российской ментальности;

- показано, что уровень патриотизма и гражданственности в обществе находится в прямой зависимости от эффективности механизмов социокультурного воспроизводства и гармоничности межгенерационных взаимоотношений, а дефицит патриотизма в современном российском обществе обусловлен кризисом социокультурной преемственности;

- обоснована связь упадка патриотизма и гражданственности в пореформенном российском обществе с кризисом социальной идентичности, возникшим в результате переоценки ценностей и изменений в социальной структуре, установлено, что восстановление патриотических ценностей возможно только как составная часть формирования новой российской идентичности;

- намечены основные пути и способы воспитания патриотизма и гражданственности с учетом специфики трансформационного социального контекста.

Данные элементы новизны конкретизированы в положениях, выносимых на защиту:

1. Оптимальным подходом к пониманию сущности патриотизма и гражданственности как социокультурных и духовных феноменов является диалектическое представление, отражающее неразрывное единство государственного и гражданского патриотизма, преданности отечеству и государству и сознательной активности в сфере строительства гражданского общества и обеспечения прав личности. Единство государственного и гражданского начал в понимании патриотизма способствует гармонизации ценностных приоритетов в решении проблемы отношений государства и личности, развитию культуры патриотизма как духовно-ценностной базы эффективного функционирования всех структур общества. ь 2. На основании результатов социологических исследований 2004 г. и 2005 г. патриотизм можно рассматривать как неотъемлемую составляющую российской ментальности. Тем не менее, в силу этносоциокультурных особенностей последней динамика патриотических ценностей в общественном сознании имеет маятниковый характер, что обусловило усиление внепатриотически-индивидуалистских ориентаций в ранний постперестроечный период. Высокий в настоящее время статус идеи патриотизма в общественном сознании и социально-практической деятельности россиян дает возможность использовать ее в качестве духовной базы для реинтеграции общества, формирования адекватных запросам времени смысложизненных установок.

3. Воспроизводство и поддержание высокого уровня патриотизма и гражданственности в обществе является одним из элементов целостной системы социокультурного воспроизводства, функционирование которой предполагает непрерывность следования установленным культурным I образцам. Современное российское общество, находящееся в состоянии посттрансформационного духовного и нравственного кризиса, характеризуется, в том числе и дезадаптацией системы социокультурного воспроизводства, усилением межгенерационного противостояния и ценностного раскола, что препятствует нормальной интернализации молодым поколением ценностей патриотизма и гражданственности.

4. Реактуализация в общественном сознании комплекса ценностей патриотизма и гражданственности органически связана с формированием новой социальной идентичности россиян на макро- и микроуровне, предполагающим восстановление утраченной личностью гражданской самоидентификации, преодоление отчуждения личности от государства и властных структур, выработку жизнеспособной национальной идеологии, решение «национального вопроса» как проблемы соотношения национальной российской идентичности и этнических «малых идентичностей», развитие политической и правовой культуры на всех уровнях общественной и частной жизни.

5. Формирование патриотизма и гражданственности у молодых поколений россиян представляет собой одну из основных задач пореформенного общества и необходимое условие его самосохранения и интеграции. В условиях трансформирующегося общества, углубления социокультурного раскола и распространения среди населения индивидуалистических ценностей специфика формирования патриотической и гражданской позиции определяется необходимостью культивирования и пропаганды традиционных ценностей коллективизма, социальной справедливости и созидания, критики и осуждения негативных явлений, в том числе и в практике государственных структур, восстановления доверия граждан к государству. Большое значение имеет единство воспитательных мер на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне, направленное на создание у населения позитивного образа российского государства.

Теоретическая и научно-практическая значимость диссертации определяется острой актуальностью проблемы реактуализации патриотических и гражданских ценностей в пореформенном российском обществе, необходимостью исследования связи укрепления патриотизма с формированием новой российской идентичности. Полученные в ходе работы результаты способствуют более глубокому теоретическому осмыслению указанных проблем с учетом социокультурной специфики России и посттрансформационного социокультурного контекста.

Материалы диссертации можно использовать при разработке и чтении общих и специальных курсов по социальной философии, общей социологии, политической социологии, социологии управления, культуры и духовной жизни.

Апробация работы. Основные положения и практические выводы », диссертационного исследования отражены в пяти публикациях общим объемом 3,5 п.л., а также обсуждались в отделе социологии национальной безопасности и федерализма Института социально-политических исследований Российской академии наук.

Структура диссертации включает введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список литературы. Объем работы составляет 138 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Колябина, Татьяна Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика переживаемого в настоящее время российским обществом периода заключается, как мы старались показать в своей работе, в переломном состоянии общественного сознания, в утрате доверия к ценностям и идеалам советского периода при отсутствии новых жизнеспособных идеалов и ценностей, которые смогли бы стать основой новой социальной интеграции. Одной из составляющих перелома стало снижение эмоциональной заинтересованности индивидов и общества в целом в ценностях патриотизма и гражданственности. Необходимо подчеркнуть, что, хотя такой спад патриотических настроений был объективно обусловлен насильственной и для многих внезапной ломкой привычного общественного мировоззрения, в значительной мере патриотизм и гражданственность населения оказались подорваны в результате непродуманной стратегии информационного воздействия на массовое сознание со стороны СМИ. Пропаганда «общечеловеческих ценностей», выдвинутых инициаторами перестройки в качестве идеологической альтернативы комплексу ценностей «классовых», советских, привела к совершенно закономерному и предсказуемому эффекту - дискредитации в глазах значительной части населения не только отжившей идеологии, но вместе с ней и в целом своей страны и народа, истории и культуры, и переориентации на культурные ценности Запада, которые в качестве «общечеловеческих» стали выглядеть более привлекательными. Идея реформаторов о необходимости сознательного национального покаяния россиян и принятия гражданской ответственности за лучшее будущее своей страны оказалась перевернутой с ног на голову и была воспринята как идея изначальной интеллектуальной, культурной и политической неполноценности россиян как народа, что нанесло серьезный ущерб национальному самоуважению, без которого немыслимы патриотизм и гражданственность.

Снижение патриотических настроений в стране, будучи элементом общего социокультурного кризиса, стало в свою очередь мировоззренческим основанием для развития правового нигилизма и коррупции, злоупотреблений властью и служебным положением, вывоза капиталов за границу и других форм откровенно антигосударственного и антисоциального поведения акторов всех уровней. Отсутствие действительного уважения к отечеству, его истории, отождествления своих личных интересов и аффиляций с общенациональными находит проявление в далеко зашедшем разложении правоохранительных структур и вооруженных сил, развитии дедовщины, массового уклонения от воинской обязанности. Упадок гражданственности выражается в нарастании атмосферы политической и правовой индифферентности, росте социальных страхов, ксенофобии и национальных предрассудков, этнической и культурной розни, в ангажированности политических деятелей теневой экономикой и т.д.

Описанные признаки тотального кризиса отношения к своей стране органически связаны с нарушениями функционирования механизмов социокультурной преемственности, вызванными сменой политических и экономических ориентиров, которая обесценила результаты деятельности дедов и отцов в глазах младших поколений. Конфликт ценностей затронул и сами старшие поколения, что же касается молодежи, то она в настоящее время лишена объективной возможности идентифицировать себя с историей России и жизненными ценностями родителей ввиду того что эти ценности официально дискредитированы. А поскольку новых жизнеспособных ценностей, имеющих интегративный потенциал, общество пока не выработало, вакуум стихийно заполнился заимствуемыми из западной массовой культуры образцами бездумнопотребительского отношения к жизни, деструктивного и самодеструктивного поведения, в лучшем случае индивидуально-достижительными ориентациями космополитического толка, освобождающими молодых людей от любых моральных обязательств перед родной страной.

Именно поэтому перед российским обществом в настоящее время остро стоит проблема новой социальной идентичности. Либо будет создана возможность для населения позитивно идентифицировать себя со своей страной и ее историей, стоящими перед ней культурными задачами, либо будут прерваны последние идентификационные связи и общество окончательно распадется. Необходимо установить правильную субординацию российской идентичности и «малых» этнических идентичностей и преодолеть тенденции регионального и этнического сепаратизма.

Воспитание патриотизма и гражданственности требует формирования жизнеспособной идеологии, на основе которой возможно было бы сплочение ныне расколотого общества, одна часть которого пользуется государством и его ресурсами в своекорыстных целях, а другая не может идентифицировать себя с государством ввиду его явного пренебрежения к ее нуждам и проблемам. Оно требует также постепенного возвращения к отвергнутым ранее традиционным духовно-религиозным ценностям, роста реального авторитета основных представленных на территории России религий. Необходимо восстановление социального престижа интеллигенции, образования и интеллектуального труда, поскольку именно интеллигенция является той социальной группой, жизнедеятельность которой максимально олицетворяет духовные и культурные ценности.

Для нормальной социальной жизни необходимо восстановление культурных и психологических механизмов интеграции общества, возрождение межгенерационного единства ценностей, что сделает неизбежным и новый подъем российского патриотизма, исторического оптимизма в отношении будущего России и подлинного духа гражданственности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Колябина, Татьяна Сергеевна, 2006 год

1. Андреев Э.М., Кузнецова А.В. Культура патриотизма и консолидация общества. - М.: РИД ИСПИ РАН, 2004.

2. Андреева Г.М., Шевелева А.Ю. К вопросу о проблеме группы в социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14 Психология. №1, 1998.

3. Ануфриев Е., Лесная JT. Российский менталитет как социально-политический феномен // Социально-политический журнал. 1997. № 3.

4. Артановский С.Н. Российское патриотическое сознание сегодня: кризис и возрождение. В кн.: Социальный кризис и социальная катастрофа. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 12-17.

5. Архетипы культурные/ Культурология. XX век. Энциклопедия. Том второй. СПб., 1998.

6. Афонин А.И. Политические основы патриотизма//Безопасность Евразии: журнал личной, национальной и коллективной безопасности. 2004. N3.

7. Ахиезер А. С, Специфика российского общества, культуры, ментальности как теоретическая и практическая проблема / Обновление России: трудный поиск решений. Годичные научные чтения РНИСиНП. Выпуск 9. // http://www.riisnp.ru/frame0/library/readings900.htm

8. Баразгова Е.С. Американская социология: традиция и современность. Екатеринбург. 1997.

9. Бахтин М.М. Собр. соч. в 7 тт. Т. 5. М., 1996.

10. Ю.Бойков В. Историческая память российского населения: состояние и проблемы формирования //Журнал Государственная служба, 2002. №1 (15).11 .Бокачев И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа. М., 2000.

11. М.Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб: Изд-во РХГИ, 1997.

12. З.Вдовин А.И. Российская нация. М, 1996.

13. Воробьев К.А. К вопросу о русской национальной идее// Российская общенациональная идея. М.: Реалисты. 1996. №19.

14. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

15. Гонеева В.В. Патриотизм и нравственность // Социально-гуманитарные знания.-2002. N3. С. 178-187.

16. Ю.Горский А.А. Представления о защите Отечества в средневековой Руси (XI-XV вв.)// Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв).-М, 1994.21 .Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».

17. Гражданское образование. Учебно-методическое пособие. Сост. Н.А.Ануфриева, Т.П. Лунина, Н.Н. Пивкина.- Саранск, 2004.

18. Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории. Сб. статей. Сост. и научный ред.Н.И. Элиасберг.- С.Петербург, 2004.

19. Грачев Н. Ориентация на патриотизм // ОБЖ. Основы безопасности жизни.- 2000. N 8. С. 40-42.

20. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии// Одиссей, 1989. М., 1989.2в.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

21. Данилова Е., Ядов В. О кризисе идентичности россиян //"Молодежь

22. Зюганов Г.А. Россия Родина моя. Идеология государственного патриотизма. - М., 1996.

23. Иваненков СЛ., Кусжанова А.Ж. Молодежь и патриотическое воспитание // Журнал «CREDO». 2002, №3.

24. Иванов В.В. Введение в историческую социологию. Казань, 1998.

25. Иванова Н.И Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов // Идентичность и толерантность. Сборник статей. М., 2002.

26. Иванова С.Ю. Государственный патриотизм альтернатива идеологии национализма и космополитизма // Социально-гуманитарные знания.2003. N3. С. 292-302.

27. Иванова С.Ю. Патриотизм как фактор развития духовности русского народа и российского общества // design.azov.ru

28. Ильин И.А. Наши задачи: историческая судьба и будущее России. М.: МП "Рарог". 1992. Т. 1-2.

29. Каменская Р.А. Патриотизм современной молодежи (по данным социологических исследований). Волгоград, Качинское ВВ АУЛ, 2000.

30. Каневский Б., Шебардин П. Чем заполнить духовный вакуум?//Армия. -1993. № 14.

31. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновления России // Педагогика. 2003. № 9. С. 45-49.

32. Кенистон К. Юность, перемены и насилие//Америка. 1969. № 150.

33. А\.Комаров А.В. Воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся в историко-краеведческой деятельности // Интернет-журнал "Эйдос". 2005. - 10 сентября, http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-04.htm

34. Коновалов А. Дискуссия о патриотизме// Директор школы. 2005, № 4.

35. Коноплин Ю.С., Красина О.В. Проблемы индивида как актора мировой политики в условиях развития процессов глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2001. №З.С. 111-123.

36. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. -М., 2003.

37. Кром М.М. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России// Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв). М., 1994.

38. Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде. Дис. к.ф.н. М., Военный университет, 1995.

39. Крупное Ю. Патриотизм это наша способность восстановить страну как мировую державу // Народное образование. 2001. № 4. С. 62-67

40. Крылов МЛ. Региональная идентичность в историческом ядре европейской России //Социологические исследования. 2005 г. №3.

41. А9.Кузнецов В.Н. Общенациональная цель как фундаментальная проблема социологии // Социологические исследования. 2005 г. №4.

42. Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI века. М., 2004.5\.Кузнецова А.В. Патриотическая идея в Российском обществе: генезис, состояние, тенденции. М., 2004.

43. Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм основа формирования новой российской идентичности. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.

44. Левада Ю. От мнений к пониманию. М., Московская школа политических исследований, 2000.5вЛисовский В.Г. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000.

45. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.5%.Лутовинов В.И. Российский патриотизм: история и современность // http://zhiharev.narod.ru/prlstaits/prlLugovinov.htm

46. Макбрайд У. Политическая философия, один мир и гипердержавный патриотизм//Вопросы философии. М., 2004. N6.

47. Малинкин АН. «Новая российская идентичность»: исследование по социологии знания // «Социологический журнал». 2001, №4.61 .Малинкин А.Н. Понятие патриотизма // Социологический журнал. 1999. № 1/2.

48. Ы.Манхейм К. Диагноз нашего времени.М., 1994.вЪ.Манхейм К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. 1998. №2(30). С. 7-47.

49. Матвиенко В. На пути к возрождению патриотизма // Военный парад. 2002. N3. С. 22-23.

50. Ментальность россиян: Специфика сознания больших групп населения России. М., 1997.

51. Меркушкин Н.И. Нам нужно конкурентоспособное общество// Известия Мордовии, 2005 г., 28 сентября.

52. Мое Отечество Россия!: Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Богачева И.В., Гиненский B.JI., Губанова С.И. и др. М.: «Гном и Д», 2005.

53. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.

54. Орлова И. Всероссийская перепись: цифры и комментарии // Наш современник. 2004. № 8.

55. Осадчая Г. И. Социальное знание и социальная практика. М., 2003.

56. Отцы и дети: молодежь России. Пресс-выпуск №102. www.wciom.rupt =51&article=854.html Общероссийский опрос проведен 26-27 июня 2004 г. в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России.

57. А.Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. Т. 19, №1. С. 75-89.

58. Пантин В.И., Лапкин В.В. Трансформация национально-цивилизационных идентичностей современного российского общества:проблемы и перспективы // Общественные науки и современность, 2004, №1. С.52-63.

59. Патриотизм и национализм: Круглый стол ученых // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 71-87.

60. Патриотическое воспитание молодежи в РМ; состояние, опыт, перспективы. Под ред. Н.А. Ануфриевой. Саранск 2002.

61. Патриотическое воспитание и условия формирования гражданской позиции молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе-югре (по результатам социологического исследования) // www.hmao.wsnet.ru.

62. Петрий П.В. Духовные ценности военнослужащих Российской армии в современных условиях (социально-философский анализ). Дис. к.ф.н. -М., Военный университет, 1995.

63. Платонов О.А. Русская цивилизация. М.: Роман-газета, 1995.

64. Поляков Ю.М. Выращивать в себе талант любить Отечество// Будущие хозяева России. 1996. - №24.

65. Прозоровский В.В. Формирование у личного состава патриотизма и сознания воинского долга: проблемы и пути их решения// Пособие по общественно-государственной подготовке офицеров, генералов и адмиралов ВС РФ. Вып.2, М.,1993.

66. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия// Известия Мордовии, 2000 г., 29 февраля.

67. Путь Востока. Культурная, этническая и религиозная идентичность. Материалы VII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия "Symposium". Выпуск 33. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.

68. Пушкарев JI.H. Понятие "менталитет" в современной зарубежной историографии//Российская ментальность. М., 1998.8в.50/50: Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. М., 1989.

69. Развитие патриотизма в России XXI века. Уч. методическое пособие. -М., 2004.

70. Самсонова Т. Н. Взойдет ли «заря гражданственности новой» над Россией? (Размышления над проблемами формирования политической культуры гражданина) //9А.Светплицкая Е.Б. Новая российская идентичность //Общественные науки и современность. 1997, № 1.

71. Селиванова В.Ю. Национализм патриотизм : попытка переосмысления понятий // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2003. N 1.С. 88-95.

72. Селивоненко ОТ. Патриотизм как социально-педагогическая проблема // Безопасность Евразии. 2002. N 2 (8). С. 361-364.91 .Семенова B.C. Дифференциация и консолидация поколений // Россия: Трансформирующееся общество. М., 2001. С. 256-271.

73. Словарь современной западной философии. М., 1991.

74. Смирнягин JI.B. Территориальная морфология российского общества как отражение регионального чувства в русской культуре //

75. Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России, М., 1999.

76. Соснин В. А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психол. журн. 1997. N 1.С. 50- 60.

77. Соснин В.А. Психология религии: американский опыт // Психол. журн. 2002. N2. С. 118-127.

78. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Ред.-координатор академик РАН Г.В.Осипов). М., 1998.

79. Суржко Г. Патриотическое воспитание в России: только факты // Народное образование. 2005. № 4. С. 34-35.

80. Тернер Дж.С., Оукс П.Дж., Хеслем С.А., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994. №2. С. 8-17.

81. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

82. Тощенко Ж.Т Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния //Новая и новейшая история. 2000, №4.

83. Тощенко Ж.Т. Какой быть российской национальной идее // Куда идет Россия?. Общее и особенное в современном развитии / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.,1997.

84. Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании //Газета «Русский Вестник», № 16 (644), 2004.

85. Троицкий Е.С. О русской идее. М.: АКИРН, 1994.

86. Троицкий Е.С. Патриотизм:общероссийский и национальный: Истоки.Сущность.Типология:Сб.статей. М.: АКИРН, 1996.

87. ТрубецкойН.С. Европа и человечество. М., 1993.

88. Успенский БЛ. Избранные труды. Т. 1. М., 1994.

89. Уткин В.Е. Военно-патриотическое воспитание в системе подготовки будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 2000.

90. Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX в. М., 1997.

91. Федорова Т.Н. Национально-патриотическая составляющая гражданского самосознания молодежи // sobor-spb.ru/members/fedorova/samosoznaniemolodezi.htm

92. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства//Мир психологии. 1998., №1, (13).

93. Филиппов А.Ф. Гетерономия родных просторов // Отечественные записки. 2002, №6.

94. Флоровский Г. О патриотизме праведном и греховном На путях. Кн.2. Геликон - Берлин, 1922.

95. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.

96. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

97. Хатонн Патрик X. История как искусство памяти. Санкт-Петербург: «Владимир Даль», 2003.

98. Хомский Н. Новый военный гуманизм: Уроки Косова / Пер. с англ. М.: Праксис, 2002.

99. Чуприна А.А. Важнейшие аспекты культуры в процессе смены поколений // Вестник СевКавГТУ, Серия "Гуманитарные науки", №2 (12), 2004.

100. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001.

101. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе (статья вторая) //Социологические исследования. 2001.

102. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1997, №5.

103. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

104. Юрченков В.А. О патриотизме подлинном и мнимом// Известия Мордовии, 2005,30 марта.

105. Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999.

106. Яновский Р. Культура патриотизма в условиях глобализации // Безопасность Евразии. 2003. N 4. С. 75-97.

107. Яновский Р.Г. На пути к патриотическому сознанию граждан России // Безопасность Евразии. 2003. N 2 (12). С. 171-183.

108. Boucher D. Political theories of international relations from Thucydides to the present. Oxford, 1998.

109. Dictionnaire de sociologie. Gilles Ferreol, Philippe Cauche, Jean-Marie Duprez, Nicole Gadrey, Michel Simon. Armand Colin. P., 1995.

110. Feuer L. S. The Conflict of Generations. The Character and Significance of Student Movement. NY, 1969.

111. Le Wine R. A., Campbell D. T. Ethnocentrism: theories of conflict, ethnic attitudes and group behavior. N.Y., 1972.

112. Mannheim K. Historismus//Wissensoziologie. Auswahl aus dem Werk eingel. und hersg. von К. H. Wolf. Berlin und Neuwied, 1964.

113. O'Neill O. Justice and boundaries // Political Restructuring in Europe: Ethical perspectives. / Ed.: Chris Brown. London, 1994.

114. Scheler M. Probleme einer Soziologie des Wissens // Scheler M. Gesammelte Werke. Bd. 8. Bern: A. Francke AG Verlag, 1980.

115. Sorokin P. A. Crisis of Our Age. N. Y., 1991.

116. Tajfel Я, Turner J.C. An Integrative Theory of Intergroup Conflict // The Social Psychology of Intergroup Relations / Ed. By W.G. Austin, S. Worchel.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.