Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Шевченко, Таисия Сергеевна

  • Шевченко, Таисия Сергеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 172
Шевченко, Таисия Сергеевна. Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ростов-на-Дону. 1999. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шевченко, Таисия Сергеевна

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования пространственных временных представлений у детей дошкольного возраста.

1.1 .Пространство и время - форма существования культурных ценностей.

1.2. Пространство и время как социокультурные ценности.

1.3. Психолого-педагогические проблемы развития представлений дошкольников о пространстве и времени.

Глава 2. Особенности представлений у детей о пространстве и времени, отражённых в искусстве.

2.1. Задачи и методика констатирующего эксперимента.

2.2. Пространство и время в представлениях старших дошкольников.

Глава 3» Социокультурные условия дошкольного учреждения для усвоения дошкольниками категорий пространство и время.

3.1. Задачи и методика формирующего эксперимента.

3.2. Содержание, формы организации процесса познания дошкольниками пространства и времени.

3.3. Результаты контрольного эксперимента. Заключение.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства»

Актуальность исследовант.

Современный ритм развития общества требует от человека сосредоточенности и деловитости, способности организовывать свою деятельность в пространстве с учетом временных рамок. Возникает, с одной стороны, постоянное ощущение нехватки времени, а с другой стороны, человек начинает быстро осваивать новые пространства жизнедеятельности. Проблема пространства и времени - это не только личная проблема отдельного человека, но и научная проблема, которая стала предметом изучения философии, психологии, педагогики, искусствоведения. Философы изучают время и пространство как форму бытия материи, как одни из предельно общих, фундаментальных, отражающих важные, существенные связи отношений действительности (Аристотель, В.С.Библер, Г.Г.Гадамер, Г.Гегель, Г.В.Лейбниц, Н.И.Лобачевский, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев, А.Эйнштейн и др.). Анализ философских работ позволил выделить основные свойства времени, такие как текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм, неповторяемость, длительность и пространства, такие как протяженность, единство прерывности и непрерывности, гомеряемость. Между этими категориями существует тесная взаимосвязь. Как отмечал Н.И.Лобачевский, свойства пространства меняются в зависимости от времени. Философские работы, выступившие методологической основой для нашего исследования, позволили сравнить и выделить неразрешенные в педагогической науке вопросы: результативность деятельности ребенка и необратимость времени, протяженность пространства и способность ребенка создавать в нем среду своей собственной деятельности. Именно эти характеристики времени и пространства, на наш взгляд, являются определяющими для воспитания и развития ребенка, но в педагогике они остаются недостаточно освещенными.

В искусствоведении категории пространства и времени рассматривались как носители исторических, социальных, культурных структур, ценностей, событий, явлений (Д.Л.Андреев, М.М.Бахтин, Е.ПБлаватская, Б.С.Лихачев, Н.К.Рерих, В.В.Розанов и др.). Авторы сходятся во мнении, что пространство является хранителем культурно — исторических ценностей, которые из прошлого через настоящее передаются в будущее время. Культура выступает вечной ценностью, существующей во времени и пространстве, в которых происходит духовное становление личности, формируется творческий опыт и ищщБидуальность. Как метко заметил Д.С.Лихачев, «.искусство становится искусством времени. Время - его объект, субъект и орудие изображения». Культура - это уникальный способ освоения человеком окружающего его внешнего и внутреннего мира. Однако в педагогической науке вопрос о восприятии ребенком времени в контексте культуры, искусства, выраженном через художественные образы, остается вне поля зрения ученых.

В психолого - педагогических же исследованиях, раскрывающих проблему восприятия произведений культуры, искусства детьми дошкольного возраста, было отмечено, что дети способны воспринимать художественные образы и средства выразительности, а также ценность, которая заключена в них (В.С.Мухина, Н.А.Дмитриева, Е.В.Квятковский, Э.П.Короткова, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский, Б.П.Юсов, О.С.Ушакова, Р.М.Чумичева и др.). Осваивая ценности дети осваивают время и пространство посредством материализованных форм бытия человека. Познавая ценности культуры в определенных пространственно - временных рамках, ребенок научается соотносить память о прошлом и собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей. П.Ф.Каптерев отмечал, что педагогика и искусство вообще изучают прошлое и настоящее и, комбинируя их известным образом, стремятся достигнуть в будущем определенного результата. Таким отделенным будущим для пе- агики явля» ребенок, способный жн этом времени, в этом пространстве, в этом движении. Дошкольники, постигая окружающий их мир, в частности, такие категории как пространство и время, воспринимают его специфическим образом (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.М.Леуппша, Т.С.Тарунтаева и др.). Основными особенностями восприятия дошкольниками времени и пространства являются опосредованность, смешение пространственно -временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, «»подчиненности собственных действий, времени и пространства и др. Исследователи отмечают, что время и пространство являются наиболее сложными категориями для восприятия и понимания их детьми дошкольного возраста У детей наблюдается смешение временных рамок и время существует лишь в понятии «сейчас», а пространство в понятии «мое». Нам представляется, что, воспринимая произведение искусство «сейчас», ребенок может познать прошедшее, настоящее и будущее время жизни человека.

Многие ученые понимают детство как серьезный феномен культуры и особый период жизни человека (Б.Г.Безяосов, О.И.Губанов, А.П.Желобов, Б.Г.Соколов, Ю.М.Шор, В.П.Щербаков и др.). Изучая различные характеристики детства, авторы обратили внимание на проблему отношения ребенка со временем. Они сходятся во мнении о том, что для ребенка не существует времени, он не берет ответственность за него, не пытается подчинить время себе и создает собственное пространство жизнедеятельности. Анализ философских, психолого - педагогических и искусствоведческих работ позволил обнаружить ряд противоречий между значимостью абстрактных и общих категорий времени и пространства в жизни людей и поздним приобщением детей к усвоению этих понятий не только как формы существования материи, но и как регуляторов их жизнедеятельности; между культурой как знаковым носителем исторического, социального пространства и времени и неразработанностью в педагогичеекг * ке техно- чя. обеспечивающих до?»* -»псам ос»" данных категорий через художественную форму как чувственное и образное их отражение. Данные противоречия определили выбор проблемы и цели исследования.

Цель исследования заключается в разработке педагогических условий, обеспечивающих формирование представлений о времени и пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - деятельность дошкольного образовательного учреждения по формированию представлений о пространстве и времени у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс формирования представлений о пространстве и времени, отражённых в культурных ценностях.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что формирование представлений у старших дошкольников о пространстве и времени, отраженных в художественных образах и являющихся носителями культурно - исторических ценностей, возможно при соблюдении следующих условий:

-создание культуросообразного интегративного содержания программы, отражающей ценностные смыслы пространства и времени в жизни людей;

-применение игровых методик, обеспечивающих формирование у детей пространственно-временных представлений в процессе познавательной деятельности;

-использование произведений искусств - литературы и живописи как педагогических средств, раскрывающих категории пространства и времени в художественном образе;

-организация социокультурной пространственно - предметной среды, организующей жизнедеятельность ребенка в пространстве и времени.

Задачи исследования: 1.Выявить особенности представлений детей о пространстве и времени, жженных т> * пличных видах искусства

2. Разработать содержание и методы, обеспечивающие формирование представлений о времени и пространстве, сохраняющих культурные ценности.

3.Разработать целостную систему занятий по формированию представлений о пространстве и времени для детей 5-7 лет.

4.разработать модель социокультурной пространственно - предметной среды, обеспечивающей формирования опыта организации собственной деятельности в определенном пространстве, регламентированном временными рамками.

Методологической основой исследования являются теория познания, обеспечивающая усвоение диалектических категорий пространства и времени; философская теория внутреннего функционального механизма культуры, с помощью которого она оказывает воздействие на человека и общество; положения философии, эстетики, психологии и педагогики о роли искусства в формировании личности и ее ценностных ориентаций; понимание художественного образа как культуросообразного педагогического средства, обеспечивающего освоение детьми культурно - исторических ценностей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в теоретическом обновлении подходов к формированию представлений о времени и пространстве у дошкольников, суть которого состоит в обозначении ценностного смысла времени и пространства в жизнедеятельности человека, отраженной в произведениях искусства; обосновании и экспериментальной апробации системы формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о времени и пространстве, отраженных в художественных образах; в разработке шггегративного культуросообразного и философского содержания программы; в разработке целостной системы занятий для детей 5-7 лет и комплексных игровых метол он формирования пространственно - временных опедставлений; в разрабо питериет> - л^пш уровня сформнром о пространственно - временных представлений.

Практическая значимость исследования заключается в экспериментальной апробации содержания программы «Ребенок в мире пространства и времени»; в создании методического обеспечения программы (конспектов занятий, подборе литературных и живописных произведений, методических рекомендаций к их применению, дидактических игр); в создании логики процесса учебно - познавательной деятельности старших дошкольников, обеспечивающей формирование представлений о пространстве и времени; в создании социокультурной пространственно -предметной среды жизнедеятельности ребенка.

Исследование проводилось в четыре этапа:

1 этап (1994 - 1995гг.) - теоретическое изучением философской, психолого - педагогической, искусствоведческой литературы, анализ процесса обучения детей математике в детском саду, определение границ исследования, цели, объекта, предмета, разработкой рабочей гипотезы.

2 этап (1995 - 1996гг.) - создание экспериментальной модели исследования, поэтапная разработка задач и методик исследования.

3 этап (1996 - 1998 гг.) - апробация созданной экспериментальной модели исследования, проверка механизма формирования пространственно -временных представлений у дошкольников и первичная обработка педагогических результатов в ходе эксперимента.

4 этап (1998 - 1999гг.) - целостное конструирование исследования, обработка полученных данных, формулирование выводов, рекомендаций и заключения.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора, разнообразием методов исследования, широким педагогическим экспериментом, проведенным н 10 дошкольных образовательных учреждениях гг.Ростова - на - Дону, Сальска, Батайска,

Аксая (Ростовской области), Туапсе, Сочи (Краснодарского края), репрезентативностью объема и характера выборок, сочетанием качественного и количественного анализа; поддержкой материалов исследования грантом Российского гуманитарного научного фонда проекта «Экология детства» (№ 96 - 03 - 04265).

На защиту выносятся следующие положения:

1.Содержание программы «Ребенок в мире пространства и времени», построенное на принципе интеграции математического и культуросообразного содержания, отражающего категории пространства и времени как носителей культурных, исторических и личностных ценностей, регулирующих жизнедеятельность людей; включающего понятия «личное время», «течение моего времени», «свободное и личное пространство». Содержание программы рассматривается как средство формирования представлений о значении времени и пространства в жизнедеятельности людей, о способах их познания, формирования опыта ребенка в использовании пространственно - временных представлений в жизнедеятельности, в формировании наглядно - образного и логически -понятийного мышления.

2. Система педагогических технологий, включающих формы организации учебно - познавательной деятельности, методы, приемы и средства формирования пространственно - временных представлений, объединенные единым целеполаганием. Основными формами организации учебно -познавательной деятельности выступили «Путешествия во время», «Путешествия в пространство», «Путешествия в мир», содержащих проектировочную, процессуальную и результативную части, Проектировочная часть реализовьшалась методами моделирования, индивидуальные и коллективные проекты, мини - эксперименты, классификация схем, соотнесение эталонов и реальности; процессуальная часть - •"•♦'•••ьтических и преобразуй эталон * - иГ? альтернативных сопоставительных и корректирующих приемов; результативная часть -сравнительного анализа, самоанализа, промысливания и совместной деятельности.

3.Принципы построения социокультурной пространственно - предметной среды: гуманитарный, интегративности, диалогичности и аналогии тем реальной действительности и отражению их в искусстве. Среда представляет собой систему вещных элементов как носителей категорий пространства и времени, средств ориентации в пространстве и времени, знаков и символов, обеспечивающих предупреждение, запрет и ориентацию в пространстве и во времени, а также включает литературные и живописные произведения, отражающие пространственно - временные категории.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через опубликованные автором статьи в научно - практических и региональных научных сборниках и главу книги «Ребенок в мире культуры»; в ходе выступлений с докладами, лекциями, сообщениями на кафедре дошкольной педагогики РГПУ, на педагогических советах в Майкопском и Туапсинском пед.колледжах, на ежегодных научно - практических конференциях в РГПУ; в ходе реализации программы «Ребенок в мире пространства и времени» и методического обеспечения в дошкольных образовательных учреждениях г.Ростова - на - Дону №№ 122,18, 60, 50, 37; г.Сальска № 13, г.Батайска № 10, г.Аксая № 2, г.Сочи № 44, г.Туапсе № 8.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Шевченко, Таисия Сергеевна

Заключение.

Проведенное исследование было посвящено проблеме формирования пространственно - временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования подтвердились высказанные нами гипотетические положения о том, что у детей старшего дошкольного возраста возможно сформировать представления о времени и пространстве при таких педагогических условиях, как создание культуросообразного содержания программы, отражающей ценностные смыслы пространства и времени в жизни людей; использовании игровых, моделирующих, диалоговых, театрализованных методик, обеспечивающих формирование у детей пространственно-временных представлений в процессе познавательной деятельности; использование в качестве педагогического средства произведений искусств - литературы и живописи, отражающих ценностные смыслы пространственно - временных категорий посредством художественного образа; организация в социокультурной пространственно -предметной среде дошкольного учреждения жизнедеятельности ребенка, в которой ориентирами в достижении собственных целей являются представления о пространстве и времени.

Наше исследование развертывалось на основе анализа философских и психолого - педагогических исследований, который позволил нам выявить сложившиеся в науке различные концепции времени и пространства -естественнонаучная, философская, биологическая, психолого педагогическая. В дошкольной педагогике проблема ознакомления дошкольников с пространством и временем изучалась с точки зрения важности данных категорий для развития основ логического мышления, формирования чувства времени и способов ориентации в пространстве, приобщения детей к историческому прошлому. В отечественных психолого -педагогических исследованиях основное внимание уделялось развитию ориентировки в пространстве и во времени детей дошкольного вофаета. знакомству с единицами их измерения, а также роли речи в восприятии данных философских категорий. Современная модель образования ставит ученых и практиков в необходимость разработки культурно - исторической концепции в понимании пространства и времени, которая была намечена в работах ученых прошлых лет. Искусство сегодня занимает одно из ведущих мест в ряду других педагогических средств развития личности. Оно, выступая моделью жизни, обеспечивает ребенку не только наслаждение и восхищение внешним миром, но органично сочетая когнитивную и эмоциональную стороны, мощно воздействует на всестороннее развитие личности. Однако, в психолого - педагогических исследованиях вопросу формирования пространственно - временных представлений у детей средствами искусства не уделялось достаточного внимания, хотя в ряде работ эти направления были обозначены и было указано, что дети способны познавать пространство и время через художественные образы.

Анализ философских, психолого - педагогических и искусствоведческих работ позволил обнаружить ряд противоречий между значимостью абстрактных и общих категорий времени и пространства в жизни людей и поздним приобщением детей к усвоению этих понятий не только как формы существования материи, но и как регуляторов их жизнедеятельности; между культурой как знаковым носителем исторического, социального пространства - времени и неразработанностью в педагогической науке технологий освоения через художественную форму как чувственный и адекватный дошкольному возрасту путь познания. Это позволило нам определить важность и необходимость разработки педагогических условий формирования пространственно - временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Созданная в ходе эксперимента программа «Ребенок в мире пространства и времени», содержащая в себе знания о пространстве и времени как -сильных, так и отраженных в художества -мх произведениях. позволила решить ряд задач, связанных с характеристиками и видами времени и пространства, их ценностью в жизни человека, способами и средствами их познания, а также обеспечить развитие таких личностных характеристик - как логичность мышления, познавательный интерес, активность, способность к конструированию пространства и умение регулировать свою деятельность относительно пространственно временных параметров.

Развнваюпще педагогические технологии, представленные в виде форм организации учебно - познавательной деятельности, ее логике построения процесса обучения, игровым, моделирующим, театрализованным, диалогичным методам обучения, построение образовательного пространства учреждения как среды активного саморазвития и жизнедеятельности ребенка. Пространственно - предметная среда дошкольного образовательного учреждения строилась как наполненная знаками, символами, обозначающими категории пространства и времени, обеспечивающие формирование у ребенка пространственно - временных представлений, изменение его взглядов на взаимодействие с окружающим миром, с произведениями искусства, а также освоение способов построения личного пространства и организации личного времени.

В ходе исследования представления детей о времени изменялись от понимания его как предмета, изображающего цифры, к пониманию его как невидимого, текучего, к осознанию его ценности, наполненности предметным действием и потребностью использовать в качестве ориентира в деятельности. Представления о пространстве изменялись у детей от понимания его как направления к обозначению сфер, видов и сущности пространства, его связи с человеком и другими пространствами, к ощущению влияния пространства на свой мир. В ходе эксперимента были обнаружены интересные особенности в представлениях детей о связи исторического пространства и времени и современной жшни людей, об общем пространстве людей и личном пространстве.

В процессе проведенной работы менялась и позиция педагога, который первоначально выступал как носитель образца рассуждения и использования в речи слов, обозначающих пространство и время, далее как субъект общения по поводу пространственно - временных отношений, отраженных в художественных и живописных образах, как личности, активизирующей детей к диалогу и монологу, раскрывающих ценность категорий пространства и времени в жизни человека и познании реального мира.

Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили выявить следующие зависимости:

-содержание программы «Ребенок в мире пространства и времени» обусловливает формирование представлений о пространстве и времени у детей средствами искусства;

-успешность формирования пространственно - временных представлений детерминируется использованием игр - путешествий во время и пространство, сочетанием методических приемов, обеспечивающих познание детьми окружающего мира с помощью педагога, стимулирующего употребление слов - категорий в деятельности ребенка;

-социокультурная пространственно - предметная среда, наполненная знаками и символами, обозначающими различное значение пространства и времени в жизнедеятельности и культуре человека, способствует познавательному развитию ребенка и общению с предметами и сверстниками.

В ходе проведения исследования обозначился круг проблем, требующих дальнейшей разработки, связанных с поиском педагогических средств и форм работы по развитию у детей историко - культурных представлений, творческих способностей п отображении пространственно - временных характеристик, в художественно - эстетической деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шевченко, Таисия Сергеевна, 1999 год

1. Абульханова Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 300с.

2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Тоникая, 1994.

3. Аксенова Ю.А. Картина мироустройства в рисунках детей и взрослых /Модели мира. М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта,1997. -С.181-194.

4. Аксенова Ю.А. Символика мироустройства и перспективы ее психологического изучения //Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИЛИ РАО за 1994 г. Сб. Научн. Тр. Ин-т педагогич. Инноваций РАО. -М. 1995. -257с.

5. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964.-302с.

6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.

8. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М. : Политиздат, 1980.

9. Анисимо» С.Ф. Духовные ценности: производство и потребности. М., 1988.

10. Аншценко O.A. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Дис. . канд.пед.наук^лосква, 1979.

11. П.Аристотель. Топика. О софистических опровержениях. Соч., В 4 т. Т. 2. М., 1978.

12. Арнольдов А. Наука постижения культуры //Народное образование, № 5,1998,-С.184-190.

13. З.Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М.: МГИК, 1992.

14. Арсеньев A.C., Библер B.C., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. М., 1967.

15. Бабаева Т.Н. Формирование умения ориентироваться на плане у детей дошкольного возраста //Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. ~ Л.: ЛГПИ, 1984. С. 78 - К 7.

16. Базазьянц C.B. Художник, пространство, среда. -М.: Сов. художник, 1983.

17. Бердяев H.A. О назначении человека //Мир философии. М.: Политиздат. 1991. 4.2. С.543-549.

18. Бердяев H.A. Философия неравенства. М, 1990, стр.249.

19. Библер B.C. О системе категорий диалектической логики. Сталинабад, 1958 157с.

20. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат, 1990.

21. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и материалы по математике. М., 1949.

22. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества /Отв. Ред. Б.М.Кедров. Ростов - на - Дону; Изд-во Рост, ун-та, 1983. -173с.

23. Болотова А. Формирование восприятия времени //Дошк. воспитание, №11, 1980. С. 34-35.

24. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов - на - Дону: РГПУ, 1993.

25. Боцдаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.; Просвещение, 1985.

26. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. М.; Политиздат, 1988.

27. Борисов В.Н. К вопросу о месте художественной культуры в системе человеческой деятельности //Диалектика художественной культуры: Межвуз. сб. MB и ССО РСФСР. Куйбышев: Изд-во Куйбыш. ун-та, 1984.

28. Брунер Дж. Игра, мышление и речь //Перспективы. 1987. N 1.

29. Бугрименко Е.А. Переходные формы знакового опосредствования в обучении шестилетних детей //Вопросы психологии. 1994, № 1. С.54-61.

30. Будякова Т.П. Развитие знаково символической деятельности в дошкольном возрасте. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1989. -16с.

31. Буеаа Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М.: Знание, 1971.

32. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. художник, 1963.

33. Варга Б. и др. Язык, музыка, математика. М: Мир, 1981.

34. Венгер Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1980.

35. ЗЗ.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М, 1994.

36. Венгер Л.А. Обучение дошкольников графическому моделированию //Дошк. воспитание, № 11, 1983.

37. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б, Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988. - С.88 - 100, 110-142.

38. ЗБ.Веракса Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников. Дис. д-ра.псих.наук. М., 1990. -332с.

39. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М. 1988. с.270-271.

40. Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно методические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром: Дис. .д-ра пед.наук. -М., 1994. -50с.

41. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993. - 128с.

42. Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве: Сб.науч.тр. М.: АПН СССР, 1986. - 150с.

43. Волков В.И. Ценностный аспект искусства как предмет конкретно -социологического исследования (к постановке вопроса). В кн. Художественное восприятие. /Пол ред. Б.С.Мейлаха. - Л.: Наука, 1971. - С. 93-98.

44. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. - 32с.

45. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космопланетарный феномен. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1993.

46. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Изд-во Моск. ун-т, 1982.

47. Выготский Л.С ология • тва. Вып.З. М.: Иг 198*573с.4$уВыготский Л.С. Собр. Соч.; В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики /Под ред. А.М.Матюшкина М.: Педагогика, 1983. - 368с.

48. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: МГПУ, 1985.-45с.

49. Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л.В.Венгер. М.: Педагогика, 1976.

50. Гиневская Т.О. Значение композиции в восприятии детьми рисунка и иллюстрации//Учен. зап. Харьк. пед.ин-та, 1941. Т.6. С.157-168.

51. Горбач Н.В. Умственное воспитание детей в процессе формирования знаний об элементарных пространственных и временных отношениях //Комплексный подход в воспитании и обучении дошкольников. Минск: МПИ, 1983.-С. 63-74.

52. Грекалов A.A., Прозерский В.В. Литература в системе художественной культуры //Искусство в системе культур. Л.: Наука, 1987.

53. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. М.; Просвещение, 1981. -158с.

54. Гурович Л.М. Отношение детей 5-7 лет к литературным героям. Ученые зап. ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1972, т.448, С. 38-47.

55. Гуружанов В.А. Отношение младших школьников к содержанию произведений искусств. В. Кн. Психология формирования личности и проблемы обучения: Сб. науч.тр. /АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания. -М., 1980, с.33-38.

56. Гусева Н.В. Философский анализ образования как явления культуры: Дис. . д-ра.филос.наук. М., 1992.

57. Давайте поиграем /Под ред. А.А.Столяра. М., 1991.

58. Давыдова ГА. Мировоззренческое и методологическое содержание принципа развития //Мировотфенческое содержание категорий и законон материалистической диалектики. Киев, 1981. С.36 - 53.

59. Детям об искусстве: Методические указания для воспитателей детских садов //Под ред. Т.С.Комаровой, Е.В.Лебедевой. М.: Сов. художник, 1981.

60. Джиоев О.И. Диалектика и культура // Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. Киев, 1981. С. 53 -66.

61. Дилигенский Г.А., Лекторский В.А. Проблемы целостного мира //Вопр, филос. 1990. N12.

62. Добринская Е.И. Связь искусства и игры в культуре // Искусство в системе культур. Л.: Наука, 1987.

63. Доброхотова Т.А., Братина H.H. Индивидуальное пространство и время //Дошк. воспитание, № 2, 1975. С. 130-141.

64. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. - 424с.

65. Дуплинская Ю.М. Специфика логической необходимости и генезис категориальных форм мышления: Дис. .канд.филос.наук. Саратов, 1993.-158с.

66. Ерофеева Т.И., Новикова В.П., Павлова Л.Н. Дети у истоков математики. -М., 1994.

67. Жданов Ю.А. Логика категорий культуры /Материалы Южно -Российской научно практической конференции «Культура - мощный фактор развития». - Ростов - на - Дону, 1997. - С.36.

68. Живая этика: Избранное. -М.: Республика, 1992. -414 с.

69. Законы и категории в естественнонаучном познании: Межвуз. Науч. сб. -Уфа: БГУ, 1978. 155с.

70. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство. Киев: Наук, думка, 1977.

71. Ивин A.A. Основания логики оценок. М., 1970.

72. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Сост. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. -М., 1989.

73. Икошшков A.B. Искусство, среда, время: Эстетическая организация городской среды. М.: Сов. культура, 1985.

74. Ильенков Э.В. Диалектическая логика Иэд.2, доп. М.: Политиздат. -1984.-320с.

75. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 462с.

76. Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971. -391с.

77. Искусство в мире духовной культуры /Отв. ред. Е.П.Шудря. Киев: Наук.думка. - 1985. -239с.

78. Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987.

79. Каган М.С. Человеческая деятельность. -М: Политиздат, 1974. -328с.

80. Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество //Вопросы психологии. 1988, № 4. С.25-34.

81. Казарану В. Ориентировка в пространстве /Дошк. воспитание, № 5 1980. - С.49-53.

82. Каптерев П.Ф. Избранные пед.сочинения. М., 1982.

83. Карпинская Н.С. Воспитание средствами художественной литераторы //Художественное воспитание в детском саду. М.: Учпедгиз, 1959.

84. Категории диалектики как ступени познания. М: Наука, 1971.

85. Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. М., 1963.

86. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990.

87. Коменский Я.А. Великая дидактика //Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. С. 11 -106.

88. Компанцева Л.В. Влияние поэтического образа природы на выразительность детского рисунка. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1969.-20 с.

89. Конев А.Н. Изучение познавательных процессов у школьников первого класса. Волгоград: ВГПИ, 1980. - 72с.

90. Конкин М.И. Проблема формирования и развития философских категорий: Монография. М.:Высш. Школа, 1980. - 245с.

91. Кононенко И. Знакомство детей со временем //Дошк. воспитание, № 7, 1981.-С. 11-13.

92. Концепция дошкольного воспитания. /Проект. М.: ВНИК "Школа", 1988.

93. Копнин П.В. Диалектика как логика. Киев, 1961.

94. Копнин П.В. Развитие познания как изменение категорий. /Вопр. философии, №11, 1965.

95. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов н/Д: РГПУ, 1994.

96. Крал ив екая Л.В. Личность, ее ценностные ориентации. М.: Акад.нар.хоз-ва, 1982. - 28с.

97. Кривцун O.A. Искусство и мир человека. М.; Знание, 1986.

98. Крупник Б.П. Психологические механизмы воздействия искусства на личность //Психол. журн. 1988. N 4.

99. Крымский С.Б., Кузнецов В.И. Мировоззренческие категории в современном естествознание. Киев: Наук. Думка, 1983 - 222с.

100. Х\ Л.М. ' -''шавательного интере "щданн- --Ф

101. Педагогика. 1993. № 4. С. 35-39.

102. Куликова Т.В. Феномен понимания в контексте целостного отношения «человек-мир»: Дис. .канд.филос.наук.-М., 1995.- 121с.

103. Культура и искусство речи. Ростов на - Дону, Изд-во.Феникс. - 1996 -576 с.

104. Культурная среда и духовное формирование личности. Ташкент: Факел, 1981.

105. Лавреньева Т. Развитие способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями /Дошк. воспитание, № 7, 1983.-С. 35-38.

106. Лазарь А.Е. Художественная среда как фактор формирования личности (философско-методологический анализ): Автореф. дис. .канд.филос.наук. Куйбышев, 1988.

107. Лейбин В.М. "Модели мира" и образ человека. М., Политиздат, 1982.

108. Лекторский В.А. Принципы воспроизведения объекта в знании. Вопр. Философии, 1967, №4.

109. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304с.

110. Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974.

111. Литература и живопись. Л.: Наука, 1992.

112. Литературный энциклопедический словарь. /Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.Я. М.: Сов. энцм 1987.

113. Лихачев Д.С. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. М.: Сов. Россия, 1988.

114. Личностно ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов на-Дону: Изд-во Рост.пед.ун-та, 1995-288с.

115. Логинова В.И Формирование системности знании детейдошкольного возраста. Дне. . д-ра пед. наук. Ленинград, 1984.

116. Лойфман И.Я. Системность и элементарность. С. 14-19. //Категория структуры в системе философских категорий. Свердловск: Свердловский гос. ун-т, 1973. С. 14 -19.

117. Лопацкая К.Ф. Проблема категорий как ступеней познания и умственное развитие ребенка. Дис. .канд.филос.наук. -М., 1981. 155с.

118. Лувсацдер У. Особенности ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста внутри традиций разных культур: Автореф. дис. .канд.псих.наук. М., 1978.

119. Люблинская A.A. Овладение пространственными отношениями у ребенка дошкольного возраста //Проблемы психологии. Л.: ЛГУ, 1948. -С.67-74.

120. Люблинская A.A. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста //Формирование восприятия пространств аи пространственных представлений у детей. М.: Известия АПН РСФСР, 1956. -В.86. -С.47-62.

121. Макаров М.Г. Сложность и вариативность категорий диалектики. Л.: Наука, 1988.-181с.

122. Мамардашвили М.К. Превращенные формы: (О необходимости иррациональных выражений) //Как я понимаю философию. М., 1992. - С. 269-282.

123. Мамардашвили М.К. Философия и личность /Ж. Человек, №5,1994. С. 5-20.

124. Маневцова Л.М. Формирование у детей 6-7 лет понимания некоторых пространственно временных отношений в системе знаний о сезонных изменениях в природе //Формирование системных знаний и умений в детском саду. Д.: ЛГПИ, 1987. - С. 12-20.

125. Марутаев Vi. А. О гармонии мира. В/ псих. № 6, 1994. (. 71-81.

126. Математическая долготе»-ка детей в дошкольных v гениях /С<>.1. В.В.Данилова. -М., 1987.

127. Мелик-Пашаев А.А. Психология искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.

128. Минкина М.В. Развитие дошкольника в процессе ознакомления с окружающим. Минск: Нар. Асвета, 1970. - 126с.

129. Мир человека /Малышевский А.Ф., Ерунов Б.А., Карпунин В.А. и др. 4.1. М.: Ишерпракс, 1993. - 192с.

130. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. -М., 1985.

131. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.; Политиздат, 1991.

132. Мусейибова Т.Н. Ориентировка в пространстве //Дошк. воспитание, № 4 -1987. С. 35-39; № 8 -1988. - С. 17-23.

133. Мухина B.C. Детские рисунки как средство изучения культурных ценностей. В сб.: Международный коллоквиум по социальной психологии, 2-й/Под ред. В.М.Квахачия. Тбилиси, 1970. - С.73-77.

134. Некоторые проблемы детской психологии. Тезисы докл. к конфер. по вопросам подготовки детей к школе в сельском детском саду. 14-16 ноября 1972 г.-М., 1972.-108с.

135. Никитин Б. Развивающие игры. М., 1985.

136. Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989.

137. Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д: Изд-во1. РГПУ, 1995.-216с.

138. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 ООО слов /Под ред. Н.Ю.Шведовой. 23-е изд. - М.: Рус.яз., 1991. - 917с.

139. Оруджев З.М. Диалектика как система М., 1973.

140. Петренко В.Ф. Личность человека основа его картины мира /Модели мира - М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1997. - С.9 -24.

141. Петров Ю.А. Логическая функция категорий диалектики. М.; Высшая школа, 1972. 272с.

142. Петровский В.А., Калиненко В.К, Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д: Изд-во PI 11 У, 1993.

143. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов на - Дону: «Феникс», 1996. - 512с.

144. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993. 102с.

145. Поддьяков H.H. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников /Вопр. психологии. 1985. - № 2. - С. 105-117.

146. Поддьяков H.H. Развитие допонятийных форм мышления в дошкольном детстве. Дис. . докт. психол. наук. -М., 1974.

147. Поддьяков H.H. Развитие ребенка дошкольника /Педагогика, №5, 1996.-С. 15-19.

148. Проблема ценностей в философии. М.: Наук, 1966. - 260с.

149. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.; Просвещение, 1964. - 352с.

150. Психология познания в процессе обучения. Л.: ЛГПИ, 1981. - 123с.

151. Радове.иь М.Р. Категориальные детерминанты эффективности мышления. Автореферат дис. док.фил.наук. Ростов-на-Дону, 1993.

152. Развит познавате ' чых способностей в пг е дошке mвоспитания. /Л.А. Венгер, Е.А.Агаева и др. М., 1986.

153. Ребенок в мире культуры /Под общей ред. Р.МЛумичевой. -Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. 558с.

154. Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991.

155. Рихтерман Т.Д. Понимание отношений временной последовательности детьми дошкольного возраста //Межвуз. сб.науч. тр. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. Л., 1990. - С. 56-65.

156. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. -М., 1991.

157. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992. -154с.

158. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423с.

159. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.:Изд-во Моск.ун-та, 1988.-288с.

160. Самбуров Э.А. Взаимосвязь категорий диалектики/ Отв. Ред. В.И.Болдырев, АН СССР, Сиб. отд-ние. М.: Наука, 1987. - 89с.

161. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково -символической деятельности дошкольника //Вопросы психологии. 1992, № 5-6.

162. Селиванов В.В. Восприятие искусств. Л.: Знание, 1970.

163. Сапогова Е.Е. Развитие знаково символической деятельности у детей дошкольного возраста. Дис. .д-ра психол.наук. -М., 1994. -418с.

164. Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992.

165. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М.: Школа - пресс, 1995. - 384с.

166. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /Г1 ред. Л.А.Венгера. -М., 1996

167. Смоленцева А.А. Сюжетно дидактические игры с математическим содержанием. -М., 1987.

168. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л.: ЛГИК, 1990.

169. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.

170. Столов ич Л.Н. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности. - М.Политиздат, 1985. -415с.

171. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М., 1972.

172. Субботинский Е.В. Ребенок открывает мир. М. : Просвещение, 1991.

173. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад.-Шк., 1988. -272с.

174. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М. : Мысль, 1974.

175. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. -М., 1980.

176. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения /Сост. Н.В.Вейкгаан. М.: Педагогика, 1989. - 544с.

177. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры.

178. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л., 1978.

179. Умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н.Н.Поддъякова. М.: Педагогика, 1972 -288с,

180. Усова А.П. Обучение в детском саду: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, докт. пед.наук. -МС„ 1957.

181. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М., 1968. С. 164.

182. Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова, М., Политиздат, 1991.

183. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече ACT, 1996. -432с.

184. Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. Л д-ра пед ' п к в виде науч. доклада. Р< на До 994.

185. Формирование приемов математического мышления /Под ред. М. Ф.Талызиной.-М., 1995.

186. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под ред. A.A.Столяра. М, 1988.

187. Фохт Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. - М., 1982.

188. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу //Философия наук. 1990. N 8; N 9.

189. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том. Ун-та. Москва: Изд-во «Барс». 1997. 392с.

190. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. М., 1967.

191. Чего на свете не бывает /Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой. М., 1991.

192. Человек в мире культуры /Отв. ред. ИК.Кугмаева. М.: ИФ АН СССР, 1989.

193. Человек и культура. М.: Наука, 1990.

194. Человек и социокультурная среда: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1989.

195. Человек, среда, пространство: Исследование по психологическим проблемам пространственно-предметной среды. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1979.

196. Червина Е. Философия с младых ногтей //Обруч, 1995, № 5.

197. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов н/Д: РГПУ, 19995. - 272с.

198. Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. М., 1982.

199. Швец Л.Г. Категориальное содержание сущего. Автореф. дне канд. филос. наук. Ростов-i¡а Дону, 1985. 24с.

200. Широканов Д.И. I i шимосвязь категорий диалектики. Минск, )° С!

201. Шитов И.Г. Прг доже; ценностей. Киек: :: д ■■222с.

202. Шиянов E.H., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов - на - Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995. - 314с.

203. Шульга Р.П. Искусство и ценностная ориентация личности. Киев: Наукова думка, 1989.

204. Щербакова Е., Фунтиков а О. Формирование временных представлений //Дошк. воспитание, № 7,1986 С. 43-47. № з - 1988. - С. 4-14.

205. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка дошкольника. В кн.: Психология личности и деятельности дошкольника М., 966. с.254-292.

206. Энциклопедия для детей: Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1975.

207. Юсов Б., Кабакова Г., Савенко Л., Сухова Т. Живой мир искусства //Дошк. восп. 1993. N 6.

208. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.

209. Ясперс К.Г. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. -527с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.