Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Щеглов, Алексей Вячеславович

  • Щеглов, Алексей Вячеславович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Тула
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 222
Щеглов, Алексей Вячеславович. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Тула. 2012. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Щеглов, Алексей Вячеславович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ

1.1. История становления дизайн-образования за рубежом и в России как профессионального заказа общества

1.2. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров как предмет педагогического исследования

1.2.1 Сущность и структура профессиональной компетентности

специалиста

1.2.2. Объемно-пространственное мышление в сфере дизайн-образования

1.3. Роль и место объемно-пространственной композиции в процессе обучения студентов-дизайнеров

1.4. Деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции

Выводы по 1 главе

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

2.1. Констатирующий этап эксперимента

2.2. Формирующий этап эксперимента

2.3. Контрольный этап эксперимента

Выводы по 2-й главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества выдвигает новые требования к качеству профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений, одним из главных показателей которого выступает такое личностное качество, как профессиональная компетентность, характеризующаяся совокупностью специальных знаний и умений, необходимых для решения профессиональных задач. Профессиональная компетентность является целью и результатом во вновь разработанных ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки студентов в вузе. Вследствие этого в настоящее время существует социальный заказ на формирование профессиональной компетентности специалистов. Не исключением является и направление подготовки 072500 «Дизайн». Необходимость профессиональной компетентности у выпускников вуза требует и работодатель, и потребитель, и сам будущий профессионал-дизайнер.

Ориентация дизайна в современном социокультурном пространстве на различные компоненты материальной и духовной культуры общества предъявляет высокие требования к деятельности специалиста-дизайнера, которая направлена на гармонизацию с окружающей средой. Основной задачей на этом пути является проектирование элементов предметно-пространственной среды, соответствующих уровню и содержанию социальных и культурных ценностей, формирующих художественный вкус потребителя.

Главную роль в постижении профессии дизайна и воспроизводстве профессиональных компетенций играет высшее профессиональное дизайн-образование, готовящее квалифицированных специалистов разных

направлений дизайна. Одним из основных методов в дизайн-образовании, способствующих приобретению и усвоению студентами важнейших знаний и умений, необходимых для их дальнейшей работы в качестве специалистов-дизайнеров, является композиция. По определениям теоретиков и практиков дизайна, композиция в дизайн-образовании есть специфичная творческая деятельность, направленная на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью. Итоговым результатом художественно-дизайнерской разработки выступает рационально обоснованная, производящая яркое впечатление и имеющая четко выраженный образный характер объемно-пространственная композиция. Кроме того, объемно-пространственная композиция способствует формированию творческого мировоззрения, развитию пространственного мышления, овладению различными материалами и композиционным мастерством, накоплению основных профессиональных умений, развитию творческой индивидуальности и художественного вкуса - необходимых компонентов успешной профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров. В этой связи объемно-пространственная композиция рассматривается нами в качестве одного из средств формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования профессиональных компетенций рассматривалась с различных позиций: уточнялась сущность ключевого понятия; выявлялись его существенные признаки как интегративного личностного качества; анализировались особенности данного процесса. Изучению профессиональной компетентности личности уделено значительное внимание в психолого-педагогических исследованиях В. М. Басовой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, A.B. Хуторского, М.А. Чошанова

и др. Компетентность специалиста промышленного производства изучали H.A. Банько, О.Н. Ларионова, Г.Н. Синицына и др.

Дизайн-образование в высшей школе исследовали В.Р. Аронов, В.Г. Бандорин, A.JL Дижур, А.Н. Лаврентьев, Л.Б. Переверзев, В.И. Пузанов, С.И. Серов, А.Г. Устинов, С.О. Хан-Магомедов и др. Профессионально значимые качества и способности, необходимые дизайнеру, изучали исследователи И.В. Афанасьева, Е.М. Базилевич, И.М. Верткин, В.П. Зинченко, И.С. Каримова, Т.М. Кауда, В.Ф. Колейчук, В.Т. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.Д. Полтавская, H.A. Федорова, Ю.А. Фильчакова. Некоторые вопросы подготовки дизайнеров отражены в работах О.В. Арефьевой, У.В. Аристовой, С.Г. Мизевича, Р.Ф. Мухутдинова, В.В. Соловьевой, И.П. Постникова, О.Ю. Прудовской. Проблемы формирования профессиональной компетентности дизайнера по костюму рассматривались в исследованиях Ю.М. Бундиной, E.H. Ковешниковой, Л.А. Сафиной, Е.Ю. Усенковой; инженерно-технической компетентности -C.B. Фроловой; компетентности будущего специалиста в процессе обучения живописи - A.A. Вилковой, профессиональной культуры дизайнера - Т.В. Матвеевой, С.М. Мурзиной; профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе - А.И. Кулешовой; профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже -И.Р. Абсалямовой. Тематика объемно-пространственной композиции рассматривалась в пособиях и методиках A.B. Степанова, В.Ф. Кринского, И.В. Ламцова, Г.Н. Любимовой, О.Л. Голубевой, В.Б. Устина, Г.Л. Леденевой.

Большое количество работ, посвященных проблеме формирования профессиональной компетентности у специалистов различных сфер деятельности, свидетельствует об интересе ученых к данной проблеме. Но, несмотря на обширность научных исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности, а также успехи,

достигнутые в её решении, эта тема остаётся актуальной. Отсюда следует что, изучение проблемы формирования профессиональных компетенций средствами объемно-пространственной композиции у студентов-дизайнеров как компонента профессиональной компетентности требует изучения и освещения в теории и практике профессионального образования. Необходимость исследования процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции обусловлена следующими

противоречиями:

между потребностью практики в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, и недостаточной разработанностью теории и методики формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в педагогической науке;

между необходимостью повышения формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции и отсутствием структурно-функциональной модели процесса ее формирования в образовательном процессе вуза;

между необходимостью повышения качества формирования профессиональных знаний, умений, навыков студентов-дизайнеров, а также развития творческих качеств их личности и неразработанностью педагогических условий их формирования средствами объемно-

пространственной композиции;

- между сложившейся практикой зарубежного дизайн-образования и социокультурными условиями развития отечественного дизайна.

Выявленные противоречия определили выбор темы нашего исследования: «Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние средств объёмно-пространственной композиции на качество процесса формирования профессиональных компетенций

студентов-дизайнеров.

Объект исследования: процесс формирования профессиональных

компетенций студентов-дизайнеров.

Предмет исследования: средства объёмно-пространственной композиции как фактор эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров будет эффективным, если:

- на основе научно-теоретического анализа проблемы исследования будет определена сущностно-содержательная характеристика и выявлена специфика формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

- в качестве фактора эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров определены и реализованы в учебном процессе средства объёмно-пространственной композиции;

разработан и реализован деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса;

разработан и проверен на практике критериально-оценочный аппарат определения качества сформированное™ профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

в качестве ресурсной базы разработан и внедрен в процесс обучения учебно-методический комплекс дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены

следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание профессиональных компетенций

студентов-дизайнеров, выявить специфику в рамках предмета исследования;

2. Определить и реализовать в учебном процессе средства объёмно-пространственной композиции как фактора эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

3. Разработать и реализовать деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса;

4. Разработать и проверить на практике критериально-оценочный аппарат определения качества сформированности профессиональных

компетенций студентов-дизайнеров;

5. В качестве ресурсной базы разработать и внедрить в процесс обучения авторский учебно-методический комплекс дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теоретические обоснования сущности понятий «компетентность», «профессиональная компетентность» В.М. Басовой, Ю.Г. Татура, В.А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, И.А. Зимней, Н.А.Шайденко, Л.А.Ядвиршис; идеи ключевых, базовых и специальных компетенций; философские идеи природы креативности, доказывающие возможность обучения творчеству (М.Я. Ярошевский, М. Синтонен, Дж. Аллан, Д. Перкин, Г. Груббер, В.И. Самохвалова); положения психологии творчества (Л.С. Выгодский, Я.А. Пономарев), психологии одаренности (A.M. Матюшкин); психологии зрительного восприятия и образного мышления (Р. Арнхейм, В.П. Зинченко, И.Я. Каплунович, И.С.

Якиманская); исследования проблемы развития творческого воображения последователей Г.С.Альтшуллера и его научной школы (М.И. Меерович, Л.И. Шрагина); теория, методика, методология дизайна (В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский, В.Т. Шимко, Л.М. Холмянский, A.C. Щипанов и др.),

промышленной графики.

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования: общетеоретические методы познания (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация и др.); общепедагогические методы (анализ документов, рукописей, литературных источников, материалов на электронных носителях, изучение результатов деятельности, обобщение опыта и независимых характеристик, констатирующего и формирующего экспериментов и др.); прогностическо-верификационные методы (экспертные оценки, публикационный метод, обсуждение в форме конференций, научно-методических семинаров); методы математической статистики.

Исследование проводилось в период 2007 - 2012 гг.

Первый этап (2007-2009 гг.) - теоретический анализ научных трудов в сфере педагогического, психологического и социального знания. Определение проблемного поля исследования, осуществление работы по формированию понятийного аппарата исследования; диагностика уровня профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, уточнение цели,

гипотезы и основных задач.

Второй этап (2009-2011 гг.) - организация и осуществление экспериментальной части исследования; реализация теоретико-деятельностного алгоритма формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса; разработка и проверка на практике критериально-оценочного аппарата определения качества сформированное™ профессиональных компетенций студентов-дизайнеров; разработка и внедрение в процесс

обучения авторского учебно-методического комплекса дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Третий этап (2011-2012 гг.) - анализ и обобщение экспериментальных данных и результатов; оформление диссертационного исследования.

Базой экспериментального исследования явились: студенты кафедры «Дизайн» Тульского государственного университета. В исследованиях участвовало 190 студентов 1, 2 и 3 курсов, обучающихся дисциплинам «Скульптура и пластическое моделирование» и «Академическая скульптура и пластическое моделирование» для профилей подготовки: графический дизайн и дизайн интерьера по специальности 072500 Дизайн.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- раскрыта научная сущность и дополнено практическое содержание профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, научно обоснована новизна их специфики в рамках предмета исследования;

- по новому с научной точки зрения определены и реализованы в учебном процессе средства объёмно-пространственной композиции как фактор эффективного формирования профессиональных компетенций

студентов-дизайнеров;

- разработан и реализован научно обоснованный эксклюзивный деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дополнены научные положения о сущности профессиональной подготовки студентов-дизайнеров: уточнено определение понятия «профессиональные компетенции дизайнеров»; обоснованы эффективные технологии подготовки студентов-дизайнеров, что является вкладом в разработку содержания, форм и методов профессионального образования дизайнеров

и служит основой для дальнейших исследований в области

профессиональной педагогики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и созданное содержательное, организационное и методическое обеспечение процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, разработанный курс «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров» могут быть использованы при изучении спецкурсов повышения квалификации и в процессе самообразования преподавателей вузов, а также использованы в учебном процессе при подготовке специалистов-дизайнеров.

Достоверность результатов и надежность полученных результатов исследования обеспечиваются системно-целостным, личностно-деятельностным, практико-ориентированным подходами; комплексным использованием методов исследования, соответствующих объекту, целям и задачам исследования; экспериментальной и практической проверкой и адаптацией основных теоретических положений исследования, подтверждающих правомерность выдвинутой гипотезы;

репрезентативностью выборки при обследовании студентов; логикой построения доказательных выводов.

Личный вклад автора в исследование заключается в самостоятельном выполнении всех этапов исследования: теоретического анализа научных трудов в сфере педагогического, психологического и социального знания; осуществление работы по формированию понятийного аппарата исследования; диагностика уровня профессиональных компетенций студентов-дизайнеров; определение проблемного поля исследования, уточнение цели, гипотезы и основных задач; организация и осуществление экспериментальной части исследования; реализация деятельностного алгоритма формирования

профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса; разработка и проверка на практике критериально-оценочного аппарата определения качества

сформированности профессиональных компетенций студентов-дизайнеров; разработка и внедрение в процесс обучения авторского учебно-методического комплекса дисциплины «Объемно-

пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях и конференциях кафедры «Дизайн» Тульского государственного университета, на Всероссийской научно-практической конференции «Дизайн 2005» в 2005 г., на межвузовской научно-практической студенческой конференции «Тендерная социализация в современном обществе: взгляд молодежи» в 2006 г., на XVI, XVII, XVIII и XX Всероссийских чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» в 2006-2011 гг. и др.

Результаты исследования внедрялись автором в учебном процессе в Тульском государственном университете на кафедре «Дизайн».

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

КОМПОЗИЦИИ

1.1. История становления дизайн-образования за рубежом и в России как профессионального заказа общества

Дизайн — это обширнейшая область знания, в любой области человеческой деятельности можно встретить его элементы. Выбор той или иной концепции дизайна во многом определяет социальную значимость внутри страны и экономическую эффективность державы на внешних рынках. Соответственно выбор приоритетности той или иной школы дизайна, структуры дизайнерских организаций и, соответственно, содержания учебного процесса по подготовке специалистов в области дизайна являются одной из важных государственных задач. Практика показывает, насколько огромное значение придают в развитых странах

решению этих вопросов.

В настоящее время проблема дизайнерского образования в различных странах приобретает не столько академический, сколько практический интерес: она подчинена поиску тех конкретных решений, которые позволили бы в кратчайшие сроки осуществить курс на ускорение экономического развития своей страны (в ряде стран — социально-экономического или художественного развития).

Во всем мире, дизайн-образование стоит перед необходимостью кардинального пересмотра своих исходных положений и выработки

новых, более глубоких и прочных позиций. Все большее распространение в дизайнерском образовании Запада получает идея узкой специализации. Отсюда — стремление работать в команде, поскольку индивидуально «сделать вещь» становится трудно. Несмотря на то, что в этом случае есть опасность стирания творческой индивидуальности дизайнера, командный механизм работы рассматривается зарубежными специалистами как более эффективный и экономически выгодный. В тоже время, формирование концепции образования в дизайне, начатое в XIX веке У. Моррисом, продолженное школами БАУХАУЗА и ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, всегда было пронизано стремлением к созданию и совершенствованию проектов инженерно-технических и других инноваций. В каждой из названных школ царил дух поиска и эксперимента, там одновременно разрабатывались и представления о дизайне и его роли, и новые педагогические концепции, и педагогические средства. Школы намного опережали практику, они составляют основу любой системы подготовки дизайнеров. Это является актуальным и в настоящее время, когда перед дизайнерами открываются большие возможности для исследования, поиска, экспериментов в области предметных средств, обеспечивающих ускоренное, качественное и органичное осуществление необходимых преобразований в художественных, экономических и социальных процессах. В связи с этим возникает потребность в большом количестве высококвалифицированных дизайнерских кадров, что, в свою очередь, чрезвычайно обостряет проблему их подготовки. В зарубежном и историческом опыте мы ищем, с одной стороны, уже испытанные и отработанные средства концептуального осмысления, проблематизации и анализа тех специфических трудностей, с которыми сталкивается или рискует столкнуться отечественное дизайн-образование на пути своего совершенствования, а с другой — полезные примеры и способы преодоления этих трудностей в конкретной практике преподавания, способные если не подсказать прямой

выход из аналогичной ситуации, то хотя бы подтолкнуть к поиску

собственных решений.

Для понимания того, как формировались существующие на сегодняшний момент школы и организации дизайна, в том числе и учебные центры, рассмотрим основные классические концепции дизайн-образования:

Баухауз. Основой всей воспитательной работы Баухауза было последовательное осуществление цели развития художественной индивидуальности студента, его способностей и талантов. Именно на это был ориентирован педагогический процесс. При определении изучаемых дисциплин учитывались индивидуальные желания студента. Свое призвание он должен был познать сам. Весь процесс обучения строился на выдвинутом Гропиусом положении: «Является ли работа самообразования всего лишь результатом навыка и умения или творчества, зависит от одаренности человека. Ей нельзя научить, ей нельзя обучиться. Но можно развить способности руки и основательность знаний как главные предпосылки любой формообразующей работы будь то труд простого работника, либо гениального художника».

Первостепенное внимание отдавалось выработке у студента-дизайнера на основе изучения реального соотношения пластических и цветовых элементов и постижения законов композиции собственных, как можно более индивидуализированных представлений о форме. Студенты в мастерских работали над выполнением заданий, которые ставили перед собой сами, а не по указке мастера. Изучение основ формообразования строилось так, чтобы научить, прежде всего, выражению творческих идей языком пластических форм, который не передавался от мастера к ученику, а вырабатывался у последнего при помощи учителя. Вместе с тем большое внимание уделялось воспитанию навыков работы в коллективе как содружестве творческих индивидуальностей, объединенных вокруг единой

задачи. Это способствовало созданию общих стилевых черт любого разрабатываемого коллективно объекта, а вместе с тем прививало иммунитет от субъективизма творчества при сохранении индивидуальности последнего. Среди основных педагогических принципов следует отметить: творческое воспитание; концепция «учиться, делая»; концепция одновременного воспитания руки и головы как вклад в целостное воспитание; постулат об эстетическом воспитании как воспитании свободы. Отмечается также, что все эти принципы не были чьим-либо изобретением, а органически возникли из предшествовавшей возникновению Баухауза плодотворной дискуссии по поводу педагогической реформы. Влияние Баухауза на современные школы было огромно; многие из них применяли в качестве образца пропедевтический курс Баухауза.

Высшая школа дизайна е Ульме (Ульмская школа). Начиная с момента своего основания, Высшая школа дизайна в Ульме была провозглашена наследницей Баухауза. Наряду с профессиональным обучением главной задачей школы должно было стать воспитание у студентов самостоятельного мышления. В соответствии с этим, в программу обучения должны были включаться дисциплины, прививающие студентам навыки конструктивного действия. Благодаря этому школа должна была сочетать профессиональное обучение, общее образование и воспитание чувства ответственности. Ульмцы считали, что главное в дизайне — художественно-творческая его сторона, решение конкретной проектной задаче и неизменно должно перелагаться на художественную интуицию. Такой подход закрепился в России в настоящий момент, однобокость его представления нарушает традиции русской школы дизайна — синтеза художественного вкуса и технологии на благо всему социальному сообществу.

ВХУТЕМАС—ВХУТЕИН. В начале становления СССР реформа в области художественного образования была тесно связана с реформой в области народного образования. Создание единой трудовой школы и установка Наркомпроса на трудовое воспитание как нельзя лучше соответствовали той программе и тем идеям, которые доводили в жизнь работники Отдела изобразительного искусства (ИЗО) Наркомпроса, чья деятельность предшествовала появлению института. Большое значение для решения вопросов художественно-конструкторского образования имела состоявшаяся в 1920 году «Первая Всероссийская конференция учащихся и учащих художественных и художественно-промышленных мастерских». В резолюциях, принятых на конференции, предлагалось создать в стране художественные лаборатории и мастерские, анализирующие материал, изучающие способы его обработки в зависимости от техники и организации производства. Конференция считала необходимым разработать сеть художественно-образовательных учреждений во всероссийском масштабе (школы, лаборатории, институты пр.), имея в виду, главным образом, поднятие индустриальных центров, разработать единую схему учебного плана и программную часть во всех областях художественного образования, просвещения и воспитания; установить связь со всеми научными и учебными учреждениями и фабрично-заводскими предприятиями, которые могут быть использованы для специальных лабораторных работ в области искусства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Щеглов, Алексей Вячеславович, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абсалямова, И.Р. Формирование основ профессиональной компетентности будущего дизайнера в условиях технического колледжа (в техническом колледже): Автореф. дис... канд. пед. наук / И.Р. Абсалямова. - Москва, 2007.

2. Азаров A.A. Русско-английский энциклопедический словарь искусств и художественных ремесел. - М.: Флинта: Наука. - Т. 2, 2005.

3. Аксенов, Г.П. Эволюция художественно-образной выразительности в графическом дизайне в процессе развития полиграфических средств: Автореф. дис...канд. искусствоведения / Г.П. Аксенов- Москва, 2008.

4. Андреев, A.A. Где искать Design?/A.A. Андреев//«Индустрия рекламы». - 2002. Цит. по Admarket.ru/AdVote.ru/ 15.12.2005.

5. Андреева, Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX -начала XXI века - Спб.: Азбука-классика, 2007 - 488с.

6. Арефьева, О.В. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике: Автореф.дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.В. Арефьева. -Магнитогорск, 2007.

7. Аристова, У.В. Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе: Автореф. дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08 / У.В. Аристова. - Москва, 2007.

8. Афанасьева, И.В. Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов дизайнеров: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / И.В. Афанасьева - Малаховка, 2008.

9. Базилевич, Е.М. Развитие креативности студентов в учебной

изобразительной деятельности: Дис... канд. психол. наук. / Е.М. Базилевич. - М., 2003.

10. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России/ В.И. Байденко. - 2004. -№11.

11. Байденко, В.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате (дискуссионный вариант): Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» / В.И. Байденко.- Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М.,- 2004.

12. Банько, H.A. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров. Автореф. дис... канд. пед. наук / H.A. Банько - Волгоград, 2002.

13. Басова, В.М. Формирование социальной компетентности школьников сельских школ: Автореф. дис... д-ра пед. наук / В.М. Басова - Ярославль, 2004.- 38 с.

14. Бесчастнов, Н.П. Портретная графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти» / Н.П. Бесчастнов - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007 - 367 с.

15. Бесчастнов, Н.П. Черно-белая графика: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий» / Н.П. Бесчастнов- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- 271 с.

16. Богомолов, И.И. Креативные методы обучения архитектурному формообразованию /И.И. Богомолов //Известия вузов. Архитектон-2005.-№12.

17. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к

образовательной программе// Педагогика - 2003 - №10.

18. Бородачев А. Ф. Немного о стилях. Архитектура. Интерьер. Мебель. - Тула: «Гриф и К», 2008.

19. Бундина, Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров как аксиологическая проблема/ Ю.М. Бундина //Вестник ОГУ, №6. Июнь 2006. Том 1.- с. 92-97.

20. Бундина, Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров костюма в университетском образовании: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Ю.М. Бундина - Оренбург, 2006.

21. Быстрова, Т.Ю. Возраст дизайна: анализ версии «Дизайн всегда»// Известия вузов. Архитектон - 2006. - №13.

22. Васин, С.А., Талащук, А.Ю., Назаров, Ю.В., Морозова, JI.A., Сумароков, В.В. Проектирование в графическом дизайне - Москва, Машиностроение-1, Изд-во ТулГУ, 2007.

23. Викентьев, И.Л. Еще один способ создания новых названий, брэндов. Ресурсы интернет: http://www.triz-ri.ru/forum/25.09.2008.

24. Викентьев, И.Л. Современные методики творчества/креатива (обзор) И.Л. Викентьев, система "ТРИЗ - ШАНС", 2000г. Ресурсы интернет: http://www.triz-chance.ru/techniques_creativity.html /23. 05.06

25. Вилкова, A.A. Формирование компетентности в процессе обучения живописи у специалиста-дизайнера в вузе: Дис... канд. пед. наук / A.A. Вилкова - Ульяновск, 2007.

26. Гафитулин, М.С. Уровни творчества или рождение новизны. Минск: Школа ТРИЗ, 1999.

27. Генисаретский, О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна. Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения/ О.И. Генисаретский - М.: ВНИИТЭ, 1988.

28. Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура.

Архитектура: Современная версия. - М.: Эксмо, 2007.

29. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 052400 - «Дизайн».-М., 2003.

30. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 070601 - «Графический дизайн».- М., 2005.

31. Гофман, А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. М., 2000.

32. Грачев, В.В. Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе: Автореф. дис. на соиск. ученой степени д-ра пед. наук / В.В. Грачев - М., 2007.

33. Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие/ Калинигр. гос. ун-т - Калиниград, 2000.

34. Грегорян, Е.А. Основы композиции в прикладной графике. Учебно-методическое пособие для студентов и учащихся высших и средних специальных учебных заведений/ Е.А. Грегорян. - Ереван, 1986.

35. Гуреев, В.А., Гуреева, М.В. Особенности пропедевтического курса в дизайн-образовании / В.А. Гуреев, М.В. Гуреева // Известия ТулГУ. Серия «Дизайн. Изобразительное искусство. Туризм. Инженерная и компьютерная графика». Вып. 2. / ТулГУ; редколл.: С.А. Васин и др.- Тула, ТулГУ, 2003.- С. 187 - 205.

36. Турина, Р. Как измерить профессиональную компетентность// Высшее образование в России/Р. Турина. -2008. -№10. -с.82-87.

37. Дизайн в высшей школе. ВНИИТЭ, 1994, с. 1-183.

38. Дизайн в высшей школе. Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. Тула, Тульский государственный университет, 2001, 74 с.

39. Дизайн 2000. Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. Тула, Тульский государственный университет, 2000, 78с.

40. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко/ Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, A.B. Ефимов и др.: - М.: "Архитектура - С", 2004, 288с.

41. Дизайн-образование за рубежом: рассказ от первого лица. Цит. по www.sostav.ru / columns/kak/20 05/1сак5/.

42. Елинер, И.Г. Оптимизирующие факторы алгоритма поиска в дизайн -проектировании: Автореф. дисс...канд. искусствоведения / И.Г. Елинер - Санкт-Петербург, 2001.

43. Ермилова, В.В, Ермилова, Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебное пособие / В.В Ермилова, Д.Ю. Ермилова - ИЦ Академия, 2006.

44. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

45. Занюк, J1.C. Психология мотивации - К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002.

46. Зеер, Э.Ф. Психология профессий - М. - Екатеринбург, 2003.

47. Зеер, Э.Ф., Заводчиков, Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем// Высшее образование в России/ Э.Ф. Зеер, Д. Заводчиков. -2007. -№2.

48. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы»./ И.А. Зимняя - Авторская версияМ.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

49. Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект)//Проблемы качества образования: Материалы XIV Всероссийского совещания/ И.А. Зимняя - Кн.1.- М., 2004.

50. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М., 2001.

51. Искусство дизайна - с компьютером и без...: Учеб.- справ, изд.- М.: Кудиц - Образ, 2004.

52. Искусство России: Живопись. Скульптура. Графика. Монументально- декоративное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Инсталляции. Объекты. Проекты. Художники. Галереи. Контакты. Цены/ред. совет: Афанасьев М.Н.[и др.] - М.: СканРус, 2005.

53. Иттен, И. Искусство формы / Пер. с немецкого Л. Монаховой, предисловие Л. Монаховой-М.: Изд. Д. Аронов, 2004.

54. Иттен, И. Искусство цвета / Пер. с немецкого Л. Монаховой, предисловие Л. Монаховой - М.: Изд. Д. Аронов, 2004.

55. Каплунович, И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления// Вопросы психологии / И.Я. Каплунович-1999- № 1.

56. Каримова, И. С. Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук/ И.С. Каримова. - Хабаровск, 2005.

57. Кауда, Т.М. Формирование проектной культуры в системе архитектурно-художественного образования: Дис... канд. пед. наук/ Т.М. Кауда - Великий Новгород, 2000.

58. Килошенко, М.И. Психология моды: Учеб. пособие для вузов / М.И. Килошенко. - 2-е изд., испр - М.: Издательство Оникс, 2006. - 320 е.: ил.

59. Ковешникова, Е.Н. Теория и методика художественного и профессионального образования (на материале подготовки

дизайнеров): Дис. на соиск. ученой степени д-ра пед. наук / E.H. Ковешникова - М., 2000.

60. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров- М., «Академия», 2003, с. 22.

61. Колейчук, В.Ф. Визуальная культура - визуальное мышление в дизайне: Метод, рекомендации / Колейчук В.Ф., Лаврентьев А.Н., Рачеева И.В. и др.- М.: Изд-во ВНИИТЭ, 1990.

62. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей./ А.К.Колеченко- СПб.: КАРО, 2008. - 368 с.

63. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. науч. трудов / Под. ред. A.B. Хуторского - М., 2007.

64. Копенкина, О.Н. Академии и фабрики художественного воспитания в США// Художественный журнал /О.Н. Копенкина - 2003 - № 50. -С. 24 - 28.

65. Королева, C.B. Формирование профессионального мышления дизайнеров / C.B. Королева // Вестник ТулГУ. Серия. Дизайн. Изобр. искусство - Тула: ТулГУ, 2007 - с. 45 - 47.

66. Кричевский, В.Г. Мир графики глазами дизайнера // Техническая эстетика/В.Г. Кричевский - 1986-№8-С. 10-15.

67. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка. Цит. по www.vtk.interro.ru/guestbook/123.htm 2008г.

68. Кудрявцев, В.Т. О необходимости расширения понятия воображения. Доклад на международной конференции «Ильенковские чтения», Москва, 24-25 марта 2004 года). Цит. по www.vtk.interro.ru.

69. Куренкова, Т.Н. Возможности развития проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе обучения специальным и общепрофессиональным дисциплинам/ Т.Н. Куренкова// XVII

Всероссийские чтения студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки». Тезисы выступлений.23-24 апреля 2008 - Тула: Издательство ТулГУ, 2008-с. 396-398.

70. Куренкова, Т.Н. Об изучении фотографии в профессии дизайнера/ Т.Н. Куренкова // Известия ТулГУ. Серия «Дизайн. Изобразительное искусство. Туризм. Инженерная и компьютерная графика». Вып. 2. / ТулГУ; редколл.: С.А. Васин и др.- Тула, 2003.- С. 184- 188.

71. Куренкова, Т.Н., Щеглов, A.B. О роли тендерных стереотипов в процессе преподавания проектных дисциплин специальности «Дизайн» // Тендерная социализация в современном обществе: взгляд молодежи: Материалы межвузовской науч.-практ.. студенческой конф. (23 - 24 марта 2006 г.) / Ред. И сост. В.А. Фокин, Т.П. Лысенко / Т.Н. Куренкова, A.B. Щеглов - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2006.-250 с. С. 161-164.

72. Лаврентьев, А.Н. Лаборатория конструктивизма- М.: «Грантъ», 2000.

73. Лаврентьев, А.Н. Опыт сюжетной пропедевтики /А.Н. Лаврентьев // Как.-2001.-№3 (17).-С. 11-17.

74. Ланг Й. Скульптура: Для начинающих и студентов художественных вузов: С инструкциями по поэтапному освоению материала: От бесформенного куска глины до готовой скульптуры (Энциклопедия художника) - М.: Внешсигма: ACT, 2000.

75. Лаптева, И.Д. К вопросу о педагогической компетентности// Педагогическое образование и наука /И.Д. Лаптева - 2007. - №4.

76. Ларионова, О.Н. Компетентность - основа контекстного обучения // Высшее образование в России/ О.Н. Ларионова. - 2005. - №10.

77. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/

М.М. Левина. - М., Издательский центр «Академия», 2001.

78. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной/ В.Г. Бандорин и др. - М.: ВНИИТЭ, 1992.

79. Ли Н. Г. Основы учебного академического рисунка: Учебник для вузов. - М.: Эксмо, 2004.

80. Лопатин, В.В. Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. - М.: Русский язык, 1990.

81. Львовский, Ф.А. «Эко-арт-дизайн» - новая программа подготовки дизайнеров //Технологии строительства / Ф.А. Львовский- 2004-№2 - С. 116-119.

82. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя// Советская педагогика / А.К. Маркова-1990,-№ 8.-С. 82-88.

83. Матвеева, Т.В. Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза: Автореф. дис... канд. пед. наук. / Т.В. Матвеева.-Курск, 2007.

84. Меерович, М.И. Теории решения изобретательских задач / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина-Минск: Харвест, 2003.

85. Мелодинский, Д.Л. Концепции художественного формообразования в архитектурных школах XX века. Развитие творческих идей ВХУТЕМАСа и Баухауза: Дис... д-ра искусствоведения / Д.Л. Мелодинский - М., 2003.

86. Мизевич, С.Г. Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию: Автореф. дис... канд. пед. наук / С.Г. Мизевич. - Москва, 2007.

87. Минервин Г. Б. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов (Специальность «Архитектура»). - М.: Архитектура-С, 2005.

88. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна: Учеб. Для вузов/

Под. ред. С.М. Михайлова - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Союз Дизайнеров», 2002. - 240с.

89. Михалко, М.. Игры для разума. Тренинг креативного мышления-СПб.: Питер, 2007.

90. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ (бывш. Строгановском). Методические материалы- М.: ВНИИТЭ, 1992, с. 1-180.

91. Мосин, В.Г. Содержательные аспекты преподавания психометрии визуального дизайна / Актуальные проблемы высшего и среднего образования на современном этапе. Материалы 4-й Самарской межрегиональной научно-практической конференции //В.Г. Мосин-Самара, 2006.

92. Мухутдинов, Р.Ф. Дифференцированная профессиональная подготовка дизайнера в художественном ССУЗ: Дисс... канд. пед наук / Р.Ф. Мухутдинов - Diss.rsl.ru.2003.

93. Назаров, Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности- М.: «Союз Дизайнеров России», 2002. - 416 с.

94. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Мол. Гвардия, 1994.-334с.

95. Новикова, Т. А. Проектирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Т.А. Новикова. - Великий Новгород, 2004.

96. Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения: Монография / П.И. Образцов - Орловский государственный технический университет. - Орел, 2000.

97. Папанек, В. Дизайн для реального мира. М., 2004. 123. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов

педагогических специальностей / Под общей редакцией B.C. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006.

98. Педагогический энциклопедический словарь- М.: Большая Рос. Энцикл., 2002.

99. Пищулин, В.Г. Модель выпускника университета// Педагогика / В.Г. Пищулин. - 2002.- №9. - с. 22-27.

100. Пищулина, Т.В. Принципы отбора содержания базовых курсов в вузах// Педагогика / Т.В. Пищулина. - 2008 - №4. - с. 60-64.

101. Полтавская, М.Д. Формирование профессионально-значимых качеств будущих дизайнеров в процессе обучения в вузе: Автореф. ... канд. пед. наук / М. Д. Полтавская. - Ставрополь, 2007.

102. Постников, Н.О. Графический дизайн в системе эстетического образования и художественного воспитания школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства: Дис... канд. пед. наук /Н.О. Постников-Москва, 1995.

103. Проект концепции развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года, www.prdesign.ru/blog/2006/04/designdocument.html

104. Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для вузов / С.А. Васин, А.Ю. Талащук, В.Г. Бандорин, Ю.А. Грабовенко, JI.A. Морозова, В.А. Редько; Под ред. С.А. Васина, А.Ю. Талащука. - М.: Машиностроение-1, 2004 - 692 е., ил.

105. Прудовская, О.Ю. Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий: Автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.Ю. Прудовская.- Омск, 2007.

106. Психология дизайна. Государственный сертификационный курс. http://index.rU/event/master/psyhology-design/index.html/9.08.2006.

107. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация - М., Когито - центр, 2002.

108. Рабочая программа по специальности 070601- «Дизайн».- Тула, Тульский Государственный Университет, 2005.

109. Розанова, H.H. Рисунок: историко-теоретический и методический аспекты: учебное пособие. Москва, Издательство МГУП, 2000.

110. Романов, В.Е., Лысенко, В.А., Тюрина, Е.В. Инженерная педагогика и проблемы дизайн-образования // Высшее образование в России/ В.Е. Романов, В.А. Лысенко, Е.В. Тюрина.- №7, 2008, с. 35-41.

111. Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования- М.; Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 1993.

112. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Издательство «Питер», 2000.

113. Рунге, В.Ф., Сеньковский, В.В. Основы теории и методологии дизайна. Москва - 2005.

114. Русский графический дизайн / Авт. текста: Е.В. Черневич; сост.: М. Аникст, Н. Бабурина-М.: Внешсигма, Б.г., 1997.

115. Самохвалова, В.И. Творчество и энергия самоутверждения // Вопросы философии/ В.И. Самохвалова - 2006.-№5- С.34-46.

116. Сафина, Л.А. Формирование творческого стиля деятельности в системе дополнительного профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук/Л.А. Сафина-М.: РГБ, 2005.

117. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2т. Т.1./ Г.К. Селевко. - М.: НИИ шк. технологий, 2006.

118. Серов, С.И. Дизайн-образование во времена перемен //Просто дизайн /С.И. Серов.- 2003. - №2(5). - с. 5.

119. Сидорчук, Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: Автореф. дис... канд. пед. наук. /Т.А. Сидорчук-Москва, 1998.

120. Синицына, Г.Н. Развитие компетентности в проектной деятельности

у студентов технических специальностей: Автореф. дис...канд. пед. наук / Г.Н. Синицына - Оренбург, 2003.

121. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,

A.И. Мищенко, E.H. Шиянов-М.: Школа-Пресс, 1998.

122. Словарь русского языка: В 4-х т./РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под. Ред. Евгеньевой-М.: Полиграфресурсы, 1999. -с. 283.

123. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. Пособие / С.Д. Смирнов - М.: Изд. Центр «Академия», 2003, с. 123.

124. Соловьева, В.В. Содержание информационно-технологической подготовки дизайнера: на примере специальности 0514 - «Дизайн»: Дис.....канд. пед. наук /В.В. Соловьева-Москва, 1999.

125. Степанов А. В. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов (Спец. «Архитектура»). - М.: Архитектура-С, 2004.

126. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования-М.: 2001.

127. Сумароков, В.В. Творческое проектирование в дизайне рекламы/

B.В. Сумароков// Дизайн 2005. Сборник трудов Всеросс. науч.-практ. конференции. - Тула: ТулГУ, 2005 - С. 6 -11.

128. Сумароков, В.В., Сумарокова, Е.В. Преподавание теории композиции по «типографике» Эмиля Руд ера /В.В. Сумароков, Е.В. Сумарокова //Известия ТулГУ. Серия «Дизайн. Изобразительное искусство, Туризм. Инженерная и компьютерная графика». Вып. 1. / ТулГУ; редколл.: С.А. Васин и др. - Тула, 2002- с.21-23.

129. Суркова, JIB. XX всемирный философский конгресс о проблеме творчества (обзор). Режим доступа:

[Ъйр:/\¥\¥\¥1 .auditorium.ru/books/1210/full 1210.pdf725.05.06].

130. Тарабрина, И.В. Дизайн в виртуальном пространстве / И.В. Тарабрина/ Материалы XI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» Том второй. Общественные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2007, 168с.

131. Тарабрина, И.В. Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе: Автореф. дис... канд. пед. наук. / И.В. Тарабрина - Ставрополь, 2007.

132. Татьяненко, С.А. Формирование профессиональной компетентности будущего инженера в процессе обучения математике в техническом вузе: Дис.. .канд. пед. наук / С.А. Татьяненко. - Тобольск, 2003.

133. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия/ Ю.Г. Татур - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

134. Торшина, И.Б. Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды): Дис... канд. пед. наук. / И.Б. Торшина. - Курск, 2002.

135. Третьякова, Т.А. Формирование профессиональной культуры будущих инженеров ландшафтного дизайна: Автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Т.А. Третьякова-Волгоград, 2002.

136. Тугушев, Р.Х. К вопросу системной психодиагностики психологической компетентности субъектов профессиональной деятельности / Р.Х. Тугушев. Режим доступа: [http:Zwww.psy cheya.ru/].

137. Уральская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Свердловском архитектурном институте: Метод, материалы- М.:

ВНИИТЭ, 1992.

138. Устин, В .Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. - 2-е изд, уточненное и дополненное/ В.Б. Устин,- М.: ACT: Астрель, 2006.

139. Факторович, A.A. Сущность педагогической технологии// Педагогика/ A.A. Факторович - 2008.-№2.- с. 19-27.

140. Федорова, H.A. Воображение в процессе овладения художественным конструированием: Автореф. дис...канд. псих, наук/H.A. Федорова-Санкт - Петербург, 2000.

141. Фильчакова, Ю.А. Условия развития проектной культуры подростков на занятиях изобразительным искусством и дизайном в общеобразовательной школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Ю. А. Фильчакова - Рязань, 2003.

142. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ю.Г. Фокин - М.: Издательский центр «Академия»,2002 - 224 с.

143. Фролова, C.B. Формирование инженерно-технической компетенции будущего специалиста-дизайнера: Дис... канд. пед. наук. / C.B. Фролова - Великий Новгород, 2003.

144. Харитонов, A.B. Дизайнерское образование в системе классического университета. Режим доступа: http: // library.sredaboom.ru /history/libr_education.htm /27.06.2006.

145. Хеллер С. Американский дизайн сегодня// Как/ С. Хеллер- 2001-№4 (18); Цит. по http://kak.ru/magazine/18/a389/...

146. Чернышев, О.В. Формальная композиция. Творческий практикум-Мн.: Харвест, 1999.

147. Шайденко, H.A. Проблемы компетентности и компетенций в

психолого-педагогических исследованиях: Монография / Н.А. Шайденко, В.Г. Подзолков, А.Н. Сергеев, А.В. Сергеева - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. JI.H. Толстого, 2007.

148. Шилов, С.С. Новый стиль мышления в проектной деятельности дизайнера (тезисы)// Известия вузов «Архитектон»/ С.С. Шилов.-2004.- №6.

149. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: Учеб. пособие/ В.Т. Шимко - М.: Архитектура - С, 2004.

150. Шлеюк, С.Г. Законы композиции. Композиционный центр: Методические указания к курсовой работе №1 по дисциплине «Пропедевтика»/ С.Г. Шлеюк.- Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003.-23с.

151. Шрагина, Л.И. Психология творчества. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности// Психологический журнал/ Л.И. Шрагина.- 2000.- №4.- С. 73-78.

152. Эверс, В., Кендра, Э. Искусство дизайна с компьютером и без...: Учебно-справочное пособие/ В. Эверс, Э. Кендра- М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004.

153. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т.т. / Под ред. С.Я. Батышева.- M., Т.З. - Р-Я -1999. - с.248.

154. Collected Writings of Rob Roy Kelly. Teaching and learning. Цит. no www.rit.edu/librarv/archives/rkellv/html/acknowl.html

155. Wisconsin's Model Academic Standards for Art and Design Education. John Fortier, Susan Grady, Martin Rayala. Wisconsin Department of Public Instractions. Madison, Wisconsin. February 2000. Режим доступа: http://dpi.wi.gov/standards/pdf/art&design.pdf/27.06.2006.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.